Воспитание 3-летнего ребенка — Как справиться с кризисом 3-х лет

— Я сам! — настойчиво потребовал Юрик в два с половиной года. Не то чтобы с ним раньше не считались, не спрашивали его мнения, но теперь он именно так формулировал свое желание, твердо отстаивая право на самостоятельность. Сам буду одеваться, сам буду умываться, сам знаю, что кушать, где гулять!

Воспитание 3-летнего ребенка — «Приехали»…

В моей голове никак не укладывалось: моя кроха, еще недавно мирно посапывающая в люльке, требующая постоянного родительского внимания и заботы, выросла! Три года как не бывало. Уже не надо ему поддерживать голову, не нужно подстраховывать при каждом шаге, придумывать, чем бы его занять.Удивительное дело, он вполне может многое делать сам, без моей помощи. Сын явно стремился к самостоятельному принятию решений.

Готова ли я к подобным переменам? Какие сложности подстерегают меня при воспитании 3-летнего ребенка? Обратимся к теории вопроса.

Девять месяцев мама вынашивает ребенка. Они с ним словно одно целое. С перерезанием пуповины новорожденный начинает самостоятельно дышать, есть, пить, спать, но по-прежнему нуждается в неусыпной поддержке матери, всецело зависит от своих родителей.

Малыш быстро и порой незаметно для собственных воспитателей взрослеет. Сначала в семье радостно отмечают каждый месяц со дня его рождения, потом по полгода, затем каждый новый год — по-взрослому. Но к знаменитому кризису трех лет многие мамы оказываются неподготовленными.

Здравствуй, кризис трех лет!

Примерно в три года малыш ярко заявляет о том, что желания его родителей и его желания — разные вещи. Карапуз начинает упрямиться, своевольничать, делать все наперекор воли своих воспитателей.

Некоторые взрослые, воспитывая 3-летнего ребенка, активно сопротивляются, подавляют желание к самостоятельности малыша. Ругают его, что он делает все не так. Тем самым губят на корню инициативу ребенка.

Оправдывают они свои действия вполне логично:

«Зачем спрашивать ребенка, что он хочет? Мать и так знает, что для него лучше, у меня огромный опыт за плечами, а у него что? Голое желание показать свое «я»?»

«Я тороплюсь, а он назло сидит и долго завязывает шнурки на ботинках. Кто это выдержит? Сама ему завязала, так он такой рев поднял!»

«Я все для него, все ему, а он стал артачиться будто баран, все делает наоборот».

Другие стремятся все сделать за ребенка самим. Маменька сама с ложечки покормит, оденет – разденет, на горшочек посадит или в памперс четырехлетнего карапуза упакует, на детской площадке с ним поиграет, рьяно оберегая от негативного влияния сверстников.

«Мало ли чему научат. Родная мать плохого не пожелает, не посоветует!» Больше нее никто дите ее любить не будет. Живет заботливая мама по принципу: плохи те родители, которые не прокормили свое чадо до пенсии. Старается, что есть мочи, заботится о ребенке, но то, что своими руками ломает ему жизнь, и не догадывается. Всегда найдет других виноватых.

Воспитание 3-летнего ребенка — «Семь бед…»

Психологи обобщили негативные проявления в поведении детей трехлетнего возраста (при этом они уточняют, что возрастные рамки кризиса, как и время его прохождения строго индивидуальны): своеволие, упрямство, негативизм, строптивость, протест-бунт, симптом обесценивания, деспотизм.

Специалисты по детским душам дают общие для всех советы:

•Не говорите, что нельзя делать, говорите, что можно

•Уберите из взаимоотношений с детьми агрессию

•Больше уделяйте времени ребенку

•Принимайте его таким, какой он есть

•Не меняйте своих решений, идите до конца

•Поощряйте хорошее поведение, плохое — игнорируйте

•Дайте возможность ребенку набить шишки, получить собственный жизненный опыт и т.д.

Таблетки от всех болезней не существует, чтобы излечить недомогание, нужно знать конкретную причину. Так и с негативными проявлениями кризиса трехлетнего возраста у ребенка. Чтобы правильно воспитывать 3-летнего ребенка, надо знать индивидуальные особенности малыша, отличать рыбку от птички, чтобы корректировать методы воспитания.

Воспитание 3-летнего ребенка — Что происходит?

Три года — это первый рубеж на пути к независимости ребенка от родителей. Он выделяет себя из общей массы людей. В его лексиконе появляется местоимение «Я». Он осознает свои желания. Жаждет общения со сверстниками. Ему становится тесно в узком семейном кругу, он пытается выйти наружу. И тут работает принцип: «свои не уронят, чужие не затопчут».

«Кризис трех лет» — первый этап отделения ребенка от родителей, прежде всего, от матери. Малыш постепенно осознает свое «Я», свои потребности. Само по себе такое осознание и есть отделение. «Я хочу чего-то другого, а не того, что сейчас делают со мной» — отсюда протестные настроения малыша.

Важно правильно и адекватно относиться к детским запросам. Гибко, предоставляя ребенку возможность решать и делать так, как он хочет, там, где это можно. И адекватно ограничивая там, где это делать нельзя. Требования родителей должны возникать не на пустом месте, а быть обоснованными и понятными ребенку. При этом малыш должен чувствовать готовность взрослых ему помочь, подставить плечо в трудную минуту.

Если вы понимаете векторальные особенности своего ребенка, сделать это становится легко, а конкретные проявления вашего малыша начинают легко поддаваться вашей родительской коррекции.

epsychology.ru

Основы воспитания 3-летнего ребенка

Ребенок в возрасте 3-х лет является серьезным испытанием для своих родителей. Он уже заметно подрос, начал говорить и активно выражать свои стремления. В какой-то момент поведение ребенка начинает меняться, из послушного малыша он превращается в несносного мальчишку, который может отказаться идти с мамой на прогулку, притвориться спящим, начинает вдруг обзываться. В психологии этот возраст назвали «кризисом 3-летнего возраста». Главное, нужно сохранять спокойствие и не впадать в панику, это все временные трудности, с которыми сталкиваются все родители, на чьи плечи легло воспитание ребенка.

Кривляние в 3 года — один из способов выражения протеста

Малыш начинает осознавать, что он является личностью, у которой есть свои желания и уникальные особенности.

Именно по этой причине можно часто слышать от родителей, что воспитание в этот период превращается в борьбу с упрямством и негативизмом, частично это является правдой.

Негативизм – это характерная черта кризиса 3-летнего возраста. Это отношение выражается к просьбам взрослого и его личной персоне. Зачастую такое отношение ребенка проявляется лишь к одному члену семьи, в то время как другим он повинуется. Эта черта появляется еще для того, чтобы ребенок 3-х лет смог заставить родителей выполнить его требования, проявив свою власть при помощи агрессии.

Кризис 3-х лет — симптомы

Воспитание малыша в период с 3-х лет в разных семьях протекает иначе. Некоторые родители начинают также крайне негативно реагировать на выходки своего подросшего ребенка, пытаясь указать маленькому манипулятору его место. Они используют давление и физическую силу. В других семьях принято повиновение ребенку, там выполняют любое требование, лишь бы он не беспокоил родителей по пустякам. Тут важно найти золотую середину, чтобы направить воспитание в нужное русло.

Истерика в 3 года — способ заявить о своем мнении

Существуют следующие полезные советы для родителей, воспитывающих ребенка 3-х лет:

  • Тут важно набраться терпения, каждую ситуацию оценивать максимально трезво. Нужно понимать чувство малыша, умело используя его капризы против него. Например, если ребенок отказывается убирать игрушки, ловко разбрасывая их по полу, то можно попросить его никогда больше не собирать их.
  • Все запреты, строгие требования, капризы обладают низкой эффективностью, поэтому нужно переключить внимание ребенка на занятие, более захватывающее и интересное для него.
  • На приступы истерики мальчика не стоит реагировать слишком бурно. Не стоит потакать любому желанию ребенка, после которого следует серия истерик. Иначе у ребенка 3-х лет может закрепиться в сознании привычка начинать истерику по любому поводу. Можно легко отвлечь внимание истерящего мальчика на интересную вещицу или игрушку.
  • Воспитание 3-летнего малыша должно быть полностью одинаковым, папе не надо разрешать ребенку то, что запретила мама, и, наоборот, особенно нужно четко объяснить эти правила добрейшим бабушкам и дедушкам.
  • Воспитывать мальчика и девочку нужно в атмосфере любви, искренне хвалить за хорошие поступки. А если ребенок вдруг оступился и поступил неправильно, нужно объяснить, почему так делать не стоит.
  • Проявления протеста в 3 года

    Настоящее «мужское» воспитание

    Для мальчика должно быть очень важным осознание того, что он мужчина. Он должен понимать, что он сильный, храбрый и добрый, совсем, как папа. У мальчика в возрасте 3-х лет начинается активное подражание отцу, он должен комфортно себя ощущать рядом с папой. Мама должна понимать эту особенность мальчика, предоставляя мужчинам возможность чаще бывать вместе. Им нужно предоставить больше свободного пространства, потому что они более активны. Важно не понижать самооценку мальчика, не стоит употреблять негативные эпитеты: «трус», «слабак».

    На улице нужно больше времени проводить за активными играми. Для мальчика 3-х лет нужно давать больше самостоятельности под бдительным родительским контролем.

    Строптивость и своеволие чаще проявляют мальчики

    Мать может научить ребенка открывать дверь, помочь нести сумку с продуктами из магазина, выполнять несложные задания, малыш будет рад этим новшествам. Приятно быть полезным и нужным.

    Небольшой совет для мамы: чтобы воспитать в мальчике качества, присущие мужчине, нужно иногда притворяться слабой и беспомощной, чтобы ребенок проявлял себя.

    Девочка, в отличие от мальчика, развивается более интенсивно, чувства и эмоции у нее обретают большую остроту. Проще контактировать с девочками, только тут нужно принимать во внимание их хитрость. Идеалом и примером для девочки выступает ее мама, они находят вместе много тем для разговора – обсуждение кукольных нарядов, рецептов вкусной выпечки, ухода за комнатными цветами. Роль отца в воспитании дочери заключается в положительном влиянии на ее общение с противоположным полом. Необходимо постоянно следить за стремлениями и возможностями дочери, способствовать ее максимальному развитию.

    Упрямство — как проявляется

    Родительское воспитание – это существенный вклад в развитие их ребенка, от этого вклада зависит характер и отношение к окружающему миру.

    И если не начать всерьез заниматься воспитанием ребенка с 3-х лет и после этого периода, иначе всегда есть шанс испортить свое чадо окончательно. В любом случае, дети должны воспитываться в полноценной семье, где царит любовь и гармония. Дочь должна готовиться будущей роли матери, а своего любимого человека видеть в роли отца, а если в семье мужчина отсутствует, то подобная ситуация может передаваться по наследству. Непринятие супруга и разводы – это проблемы, корень которых находятся в глубоком детстве. К девочке нужно подобрать свой уникальный ключик, который поможет открыть ее сердце родителям, ведь доверие в семье – это главное.

    Негативизм — основное проявление кризиса 3-х лет

    Воспитание детей после трехлетнего рубежа

    После достижения трехлетнего возрастного рубежа истерики также могут продолжаться, порой они очень похожи на припадки. Дело в том, что по достижению 3-х лет ребенок продолжает быть психически и физически зависим от матери, именно поэтому он не отпускает маму ни на шаг, эмоционально переживая даже кратковременную разлуку. Именно в этот период мальчик активно впитывает информацию, она накапливается. Время неумолимо движется вперед, а прежнего маленького мальчика уже не узнать.

    После 3-х лет ребенок начинает активно исследовать пространство, пожинает результаты своей деятельности, радуется от того, что он в состоянии влиять на этот окружающий мир.

    Например, если сильно пнуть мячик, то он покатиться дальше, если долго плакать, то обязательно дадут желаемое.

    Ролевые игры в 3 года — любимое занятие

    Ребенок после 3-х лет начинает активно копировать взрослых, примеряя на себя различные роли. Ролевая игра становится для него основным видом деятельности. Он также проявляет повышенный интерес к сверстникам, начинает активно взаимодействовать с ними, играть в различные игры. Его уверенность в себе постепенно растет, он начинает понимать, что он это умеет, знает, он такой же большой, как мама и папа. Он начинает ощущать себя отдельной личностью, которая не понимает, не хочет понимать, почему его все время одергивают, запрещают многие вещи, решают все за него.

    Простыми словами, кризис этого возраста проявляется в противоречии между детским «хочу» и «могу».

    Желания малыша 3-х лет не всегда совпадают с реальными возможностями, а с другой стороны он наталкивается на опеку со стороны взрослых. В психологии имеются 7 признаков кризиса 3-летнего возраста: своеволие, упрямство, негативизм, появление строптивости, бунтарство, синдром обесценивания, выраженный деспотизм. Как правильно вести себя родителям в такой непростой ситуации, чтобы своими действиями не усугубить положение?

    Совет родителям — не надо наказывать малыша

    detki.guru

    Сегодняшняя информация будет полезна, в первую очередь, родителям, воспитывающим детей 3-4 лет, воспитателям и специалистам социально-психологической службы, работающим с данной возрастной категорией, поскольку речь пойдёт о психологическом портрете дошкольника данного возраста. В древней Индии говорили: «До пяти лет ребёнок – ваш царь. С пяти до десяти – ваш слуга. С десяти до пятнадцати – ваш брат. А после – ваш друг или враг в зависимости от того, как вы его воспитали». Возраст 3-4 года можно условно назвать «Я сам». В период от двух с половиной до трёх с половиной лет ребёнок переживает т.н. кризис трёх лет. Он впервые начинает осознавать себя отдельным человеческим существом, имеющим собственную волю. Поэтому необходимо свести к минимуму попытки взрослых навязывать или запрещать детям что-либо. Если взрослые всегда придерживаются одних и тех же требований, дети быстро усваивают границы желательного и нежелательного поведения. Несмотря на то, что дети рассчитывают на поддержку и помощь со стороны взрослых, они отстаивают вою независимость от других. Они чувствуют себя вполне самостоятельными и компетентными и, в то же время, понимают свою зависимость от взрослых. Их внутренний мир наполнен противоречивыми чувствами уверенности и сомнения, самоуважения и смущения, страха и всемогущества, враждебности и сильной любви, гнева и мягкости, инициативы и пассивности. Дети борются за самостоятельность и уважение к себе, но в то же время ожидают, что взрослый будет их направлять и поддерживать. Дети нуждаются в том, чтобы им была предоставлена возможность осуществить выбор и чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не ущемляют их достоинства. Устанавливайте простые и понятные нормы жизни в детской группе, которые обеспечивают безопасность и защиту каждого отдельного ребёнка. Общаться с детьми, переживающими кризис, нелегко. Важно помнить, что этот кризис порождён тем, что ребёнок начинает воспринимать себя как вполне самостоятельного, отдельного от других, в том числе и от взрослых, человека. Упрямство детей, проходящих кризис, как правило, имеет целью продемонстрировать окружающим, что у них есть воля. Поэтому, старайтесь не задавать ребёнку вопросов, на которые вы не хотите получить отрицательный ответ, поскольку именно факт отрицания просьб взрослых и даёт уверенность и удовлетворение собственной значимости. На вопрос: «Ты хочешь пойти в магазин с мамой?», скорее всего, вы услышите ответ «Нет!». Разумнее было бы сообщить о том, что вы идёте в магазин, и если малыш пойдёт с Вами, то там его ждёт что-то интересное. С детьми следует обращаться мягко, без физического принуждения. «Вбивание» послушания и покорности, а особенно физическое наказание, не дадут хороших результатов. Лишь, наоборот, способствуют тому, что дети позже вымещают агрессию на товарищах по игре. От взрослого в этот период, когда увеличивается количество обострений отношений и между сверстниками в группе или во дворе, требуется большое терпение. Нужно показывать детям способы разрешения конфликтов, позволяющие учитывать интересы всех сторон, а также учить детей договариваться. Помните, что период кризиса обязательно закончится и дети станут более миролюбивыми. Воспитателям в группе желательно объединить интересы всех детей единым игровым сюжетом так, чтобы каждый имел возможность для индивидуального контакта со взрослым. Планируя занятия, педагог должен учитывать стремление детей к активным действиям и неспособность выслушивать длительные монологи воспитателя. Интерес к средствам и способам практических действий созда1т в этом возрасте уникальные возможности для становления ручной умелости. Вот некоторые рекомендации для родителей и воспитателей трёхлеток:

  • Не торопясь, подробно показывайте детям правильные способы осуществления действий.
  • Совершенствуйте навыки самообслуживания. Если именно в этом возрасте вы научите их правильно мыть и вытирать руки, чистить зубы, полоскать рот после еды, складывать одежду в шкафу, в дальнейшем они будут педантично придерживаться заведённого порядка.
  • Показывайте детям способы, как улучшить работу.
  • Планируйте экскурсии по городу и детскому саду.
  • Учитывайте реальные познавательные интересы детей своей группы. Если в её составе много мальчиков, то их скорее будут интересовать подробности устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.

    Что и как развивается у детей трёх – четырёх лет

    На четвёртом году жизни в число основных направлений психического развития, требующих внимания и педагогического воздействия, входят:

    • дальнейшее развитие продуктивного целеполагания, в т.ч. изменение отношения к качеству собственной работы, появление интереса к образцам и возможности их воспроизводить. Это создаёт психологическую готовность к овладению приёмами и способами достижения своих целей.
    • становление образа –Я – осознанных представлений о себе и устойчивого отношения к себе. Помощь взрослого при этом заключается в рассказах ребёнку о нём самом, о том, каким он был раньше маленьким, кого любил и т.п. Кроме того, этот возраст важен и для дальнейшего становления отношения ребёнка к себе. Для нормального развития образа – Я детям необходимы переживание успеха и атмосфера общего одобрения взрослыми.
    • взаимоотношения со сверстниками.
    • Произошедшие с ребёнком перемены влияют и на взаимоотношения детей. Одна из причин – обогащение и изменение детской игры. Она начинает стимулировать эпизодические игровые контакты, заимствование у сверстника игровых целей и способов. И одновременно приводит к конфликтам из-за игрушек, которые нужны ребёнку по ходу и смыслу собственной деятельности, а не из-за желания её отнять.

      Приёмы для предотвращения конфликтов и их посильное освоение и использование детьми:

    • установление очерёдности в пользовании спорными предметами. При этом необходимо помнить о том, что младший дошкольник должен ждать своей очереди не более 30 – 40 секунд. На больший срок у детей просто не хватает терпения. Поэтому данный приём годится для пользования разными спортивными приспособлениями.
    • Поиск вместе с детьми выхода, удовлетворяющего всех. Например, ребёнок принёс в детский сад самолёт. Все мальчики сразу захотели в него поиграть. Возникла ссора. Воспитатель предложил сделать много самолётиков из бумаги, а из кубиков построить большой аэродром. Началась общая игра.
    • Необходимо знакомить дошкольников с более широким кругом одобряемых и

    осуждаемых поступков, которые им понятны, но не обязательно встречаются в их

    практике. Например, с помощью игры «Ура!» и «Плохо!». Воспитатель (родитель)

    поочерёдно называет положительные и отрицательные поступки («помог застегнуть

    сверстнику пуговицу», «оторвал кукле руку» и т.п.). Дети хором оценивают их возгласами

    одобрения («Ура!») или осуждения («Плохо!»).

    Материал предоставила О.М. Шишкова, зам. директора МОУДО «ИМЦ» по социально-

    www.imc-new.com

    Что подарить ребенку?

    Ребенок не должен иметь недостаточный для своего возраста и роста вес, но и перекормленным малыш тоже быть не должен. Если вы видите, что ребенок явно страдает избыточным весом, измените рацион в пользу фруктов, овощей, каш, предоставляйте малышу возможность вволю подвигаться.

    В этом возрасте у ребенка происходит быстрое, но неравномерное развитие мышечной ткани: интенсивно развиваются крупные мышцы, несколько отстают мелкие. Кроме того, для развития ребенка 3 лет и старше характерно быстрое «вытягивание»: это происходит за счет быстрого развития костной ткани. Увеличивается голова малыша, потому что кости черепа тоже стремительно растут и развиваются.

    Особенности костной системы

    Известно, что кости человека — это органические и неорганические элементы. Первые представляют собой гибкие и пластичные составляющие, вторые отличаются твердостью и хрупкостью. Соотношение их разное для каждого возраста. Для развития ребенка 4 лет плюс-минус год характерно преобладание органического компонента. Это значит, что детские косточки отличаются гибкостью, то есть падения для маленького человека не столь страшны, как для взрослого.

    Всего, как известно, у ребенка должно вырасти 20 молочных зубов. Их рост обычно заканчивается к 4 годам. Если же вашему малышу уже исполнилось 4 года, а зубов у него меньше 20, — посетите детского стоматолога и педиатра, возможно, необходима консультация специалиста.

    Особенности характера, интеллектуальное развитие ребенка 5 лет

    Если до 3 лет ваш малыш, в основном, проводил время с мамой, папой, бабушкой и воспринимался исключительно как сын, дочка, внук или внучка, то после достижения этого возраста большинство детей отправляются в детский сад. Теперь они уже не только ваши любимые крохи, а воспитанники, члены коллектива, дошкольники.

    Развитие ребенка быстро прогрессирует, интеллект тоже развивается. Малыш уже понимает, что он не является центром Вселенной, что кроме него, существуют и другие дети, которые обладают такими же правами, как и он. Постарайтесь, чтобы эта социальная адаптация прошла для вашего малыша максимально безболезненно. Попробуйте объяснить ему, что других детей тоже любят родители, что ваш ребенок не один в этом мире, что нужно стараться ужиться в группе детского сада с другими детьми и взрослыми, в противном случае есть риск, что его не будут любить.

    Однако не старайтесь внушить мысль о малой значимости ребенка, иначе он вырастет с заниженной самооценкой. Чрезмерная скромность ни к чему, пусть ребенок осознает свою ценность как маленького человека.

    Развитие речи — важная часть воспитания ребенка 4 лет и 5 лет

    Запас слов ребенка постоянно увеличивается, и задача родителей — поддержать в нем стремление заучивать и запоминать новые слова. Однако не стоит пока ждать от малыша длинные правильных фраз: над их построением придется потрудиться, а каждый день ребенка настолько насыщен событиями, что ему некогда составлять в уме сложные предложения. Поэтому гораздо чаще от него можно услышать краткие восклицания и односложные просьбы. Не настаивайте, чтобы он говорил «развернутыми предложениями» — всему свое время.

    И все же старайтесь по мере возможностей развить речь ребенка. Способ для этого известен: побольше разговаривать с малышом, объяснять ему непонятные слова и явления. Поощряйте ребенка разговаривать, пусть рассказывает, как умеет, что он видел на прогулке, какие события произошли в садике, что он сегодня узнал нового. Поговорите о прочитанной сказке: кто из героев понравился ребенку, а кто — нет, и почему.

    Как победить сложности с произношением

    Занимаясь развитием ребенка 5 лет, необходимо обращать внимание на его произношение. В этом возрасте ребенок уже должен произносить правильно все звуки, не картавить и не шепелявить. Если присутствуют сложности, необходимо обратиться за консультацией к логопеду. Для правильного развития ребенка 5 лет очень важно вовремя устранить все недостатки в произношении.

    Кроме того, желательна консультация ЛОР-врача: возможно, ребенок не произносит некоторые звуки по той простой причине, что не слышит их. Нарушения слуха лучше выявить как можно раньше. Для начала попробуйте шепотом позвать ребенка с расстояния нескольких метров. В идеале, он должен услышать вас с другого конца комнаты.

    Практические навыки в воспитании ребенка 5 лет

    Занимаясь воспитанием ребенка 5 лет, нельзя пренебрегать теми практическими навыками, которые вы должны ему привить. Любой дошкольник должен уметь выполнять определенные действия самостоятельно. Например, 5-летний ребенок должен уметь справляться с ложкой, завязывать свои шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, надевать колготки и т. д. Эти его умения целиком и полностью зависят от родителей: насколько они сумели научить своего малыша справляться с первыми трудностями.

    www.vashevse.ru

    Дети 3х лет воспитание

    Психология воспитания детей выведена в раздел науки в 40-х годах ХХ века. Целью этого направления является поиск решений в проблемах воспитания детских личностей, их гармоничного формирования, развития нравственности и т.д. Психология воспитания детей является основой педагогической психологии, которая помогает разрешить и понять проблемы каждого малыша и найти подход к представителю подрастающего поколения.

    Психология воспитания детей 2 лет

    Воспитание детей 2 лет — это не такое уж простое дело, как кажется на первый взгляд. Трудности, связанные с воспитанием малышей, неоднократно возникают у многих родителей. Малыш, которому исполнилось два года, зачастую доставляет родителям много хлопот своим упрямством, капризами, истериками. В этом возрасте кроха для своих родителей может стать «тяжелым испытанием». Маленький тиран нередко возражает взрослому, который в несколько больше него. Наиболее трудно приходится тем родителям, которые уверенны, что малыш должен их слушаться в любом случае. Нередко малыш 2 лет показывает свой характер, реагирует с раздражением, закатывает истерики, отвергает помощь взрослых, и родители зачастую не могут понять, что происходит с крохой.

    У малыша в возрасте 2 лет хорошо развита двигательная функция и для него не существует таких мест, куда бы ни смог он дотянуться. Кроха уже лучше владеет своей речью и благодаря своим умениям он старается быть «самоуправляемым». Если взрослые будут понимать, что это лишь его физические достижения, то свою терпимость им легче будет проявить, чем предположить то, что он хочет специально вывести из равновесия своих родителей.

    Психология воспитания детей до 3 лет — советы

    Малышу следует задавать вопросы, на которые он может ответить или «да» или «нет», при этом взрослый должен быть готов принять оба эти варианта. Например, когда необходимо оставить с малышом игровую площадку, то следует сказать ему об этом так: «уходим через 5 минут». По истечении времени – следует приступить к действиям. Необходимо уверенно сказать: «пора идти», если ребенок противится, то требуется настойчиво увести его.

    Следует давать крохе право на выбор – например, выбрать свой вариант одежды из предоставленных двух.

    Психология воспитания детей до 3 лет включает гибкость в воспитании. Важно поддерживать любой выбор малыша и учить его с ответственностью относится к своему выбору. Например, если малыш голоден, но отказался от еды, то не стоит категорически настаивать на приеме пищи именно в этот момент, следует просто отставить в сторону еду. Малыш обязательно вернется к предложенной пище. Если взрослые будут придерживаться данных советов, то трудный возраст двухлетней крохи пройдет незаметно.

    Психология воспитания детей 3 лет

    Каждый родитель желает воспитать свое чадо правильно, для того чтобы оно выросло полноценной, здоровой и творческой личностью.

    Формирование личности крохи начинается с трехлетнего возраста. Детская психология особенности поведения малышей этого возраста определяет как «кризис трех лет».

    Воспитание ребенка 3 лет требует от взрослых много внимания и терпения. В течение последующих лет жизни у малышей будут закладываться основные черты характера, и формироваться представления об основах поведения во взрослой жизни. Нередко поведение ребенка 3 лет отмечается капризностью и истериками. В таких ситуациях взрослым важно не терять самообладание, терпеливо и спокойно объяснять малышу, что не нравится в поведении крохи. Рекомендуется заострить внимание малыша, что именно огорчило взрослого. После необходимо отвлечь внимание чем-то интересным и не акцентировать внимание на этом конфликте.

    Психология воспитания ребенка 3 лет нацелена на исключение излишних запретов и проявление строгости, иначе в будущем кроха станет излишне требовательной, капризной и привередливой. Нельзя бить и унижать малыша, следует давать ему чувствовать себя на равных с взрослыми.

    Трехлетний малыш начинает осознавать себя личностью, но в силу отсутствия жизненного опыта, кроха не знает, как проявлять свою самостоятельность, настойчивость, активность в достижении цели. Чтобы чадо гармонично развивалось, необходимо наполнить его жизнь интересными занятиями, играми, прогулками. К малышу следует относится всегда тактично и справедливо и тогда ребенок, повзрослев, отплатит своей любовью и уважением.

    Психология воспитания детей 4 лет

    Воспитание ребенка 4 лет является делом достаточно сложным. В 4 года малыш представляет собой отдельную личность со своими желаниями, собственным мнением и эмоциями.

    Правильное воспитание ребенка 4 лет окажет влияние на все аспекты его дальнейшей жизни, поэтому к этому вопросу необходимо подойти очень обстоятельно. Если в раннем детстве в основном управляют жизнью малыша эмоции и инстинкты, то уже к 4-м годам поведение его становится более осознанным.

    Для того чтобы выбрать в воспитании ребенка 4 лет правильное направление следует рассмотреть ключевые моменты развития крох в этом возрасте.

    Психология воспитания детей 4 лет нуждается в изменениях из-за смещения акцента с двигательной активности на деятельность умственную (для малыша представляет интерес всевозможное творчество: лепка, рисование, изготовление различных поделок); такое поведение необходимо поощрять, особенно если кроха не усидчив. В 4 года, если позволяет здоровье рекомендуется отдать малыша в спортивную секцию (плавание, гимнастика и так далее). Нельзя забывать о ежедневных прогулках, которые хорошо укрепляют иммунитет, а на свежем воздухе игры развивают крупную моторику. Если малыш уже знает алфавит, то его следует начинать обучать чтению. Целесообразно кроху ознакомить с основами математики в игровой форме.

    В 4 года отмечается возникновение любознательности и бесконечных «почему?», которые способны вывести из равновесия любого взрослого. На вопросы крохи следует отвечать прямо и без лишних подробностей. Если взрослый не владеет необходимой информацией, то следует так и сказать об этом малышу и пообещать найти ответ в ближайшее время.

    Если чадо уже посещает детский сад и у него возникли проблемы с адаптацией в коллективе, то взрослый должен ему помочь в их преодолении. Для начала требуется определить причину этого состояния (застенчивость, стеснение, ревность), а потом научить кроху правильно общаться со сверстниками, делиться игрушками или при необходимости постоять за себя. Если не удается решить эту проблему, и она приобретает глобальный характер, то лучше обратиться за помощью к детскому психологу.

    Семейная психология по воспитанию детей 4 лет учитывает определенные изменения, которые претерпевает психика малыша в процессе взросления. Дите 4 лет начинает испытывать для себя новые чувства: раздражение, обиду, стыд, печаль. Он не способен с ними самостоятельно справляться, может не слушаться, плохо себя вести. В этот период важно поддержать малыша, объяснять, что все испытывают эмоции — и это нормально. Необходимо говорить ребенку, что лучше выражать свои чувства не плохим поведением, а словами. Требуется хвалить малыша, поскольку недостаток похвалы крохой ощущается очень остро, а наказывать стоит строго по делу, чтобы было понятно за что. Хвалить ребенка следует за новые достижения или за большие старания в каком-либо деле. Требуется всегда говорить своей четырехлетке о своей любви, даже если поведение не радует.

    Воспитание ребенка 4 лет девочки. Как показывает практика девочку воспитывать легче, чем мальчика. Это обуславливается более спокойным и послушным нравом, присущим чисто женским чертам характера. Девочки предпочитают играть в «дочки-матери», «больницу», «магазин», «парикмахерскую». Поощряя такие игры и поведение, важно поддерживать в дочке уверенность в ее красоте и исключительности. Это позволит ей в будущем иметь адекватную самооценку. Девочке необходимо прививать любовь к чистоте, пунктуальности, женственности.

    Воспитание ребенка 4 лет мальчика. Мальчики по своей природе более активны и нередко агрессивны. В 4 года мальчик должен понимать, что девочек обижать нельзя и знать почему. К воспитанию мальчика обязательно должен быть причастен мужчина из семьи. Это могут быть как папа, так и другие мужские представители семьи – дядя или дедушка. Это имеет большое значение. Кроме этого, перед мальчиком необходимо ставить, как можно меньше запретов, поскольку активный ребенок все равно найдет возможность их преодолеть.

    Чем больше взрослые будут проводить совместно время с малышом за играми и различными занятиями, тем более любознательным, способным и сообразительным он вырастет.

    Психология воспитания детей 5 лет

    Ребенок в 5 лет продолжает познавать, как себя, так и иных людей — представителей социума. Он начинает понемногу осознавать, что существуют некоторые связи во взаимоотношениях людей, а также в их социальном поведении. В поведении детей 5 лет можно обнаружить формирование зачатков саморегуляции. Малыши начинают предъявлять к себе требования, которые им предъявляли ранее взрослые. Пятилетние дети уже способны доводить до конца начатое дело, не отвлекаться на интересные дела, способны убрать игрушки, навести порядок в комнате.

    Психология воспитания детей 5 лет должна включать настойчивость со стороны взрослых, поскольку малыши в этом возрасте начинают осознавать, что существуют общепринятые нормы, правила поведения, начинают понимать свою ответственность и обязательность перед выполнением этих норм и правил.

    Эмоционально кроха способна переживать оценку своего поведения, даваемую другими индивидами, он начинает понимать, насколько сам общепризнанные нормы и правила соблюдает, соответствует ли морально-нравственным представлениям.

    Пятилетнему ребенку довольно просто соблюдать нормы во взаимодействии с приятными ему людьми, например с друзьями. Со сверстниками пятилетний малыш способен контролировать свою агрессию, играть и делиться игрушками, с интересом погрузиться в развивающие игры.

    Психология воспитания детей 5 лет обнаруживает у крохи изменения в представлении о себе. Важными становятся оценки и мнение друзей. В этом возрасте кроха избирательно подходит к выбору друзей, со сверстниками он способен наладить устойчивые взаимоотношения. Ребенок 5 лет берет в друзья тех, кто обладает положительными качествами или успешен в каком-либо деле. Нередко можно услышать от пятилетнего ребенка, что его друг не дерется и ему интересно с кем-то играть.

    В возрасте 5 лет нет большой разницы в воспитании девочки или мальчика. Безусловно, мальчики более энергичны, а девочки усидчивы, однако основные моменты из психологии воспитания подойдут для обоих полов. В 5 лет смена настроения не происходит столь бурно, и взрослевший кроха становится значительно спокойнее. Если к нему обратиться с просьбой, то он достаточно адекватно отреагирует на слова и просьбы взрослых. Взрослым следует постоянно объяснять ребенку, по каким причинам что-либо делать не следует.

    Отмахиваясь от различных детских «почему?», взрослые поспособствуют тому, что кроха станет менее инициативным и будет думать, что существуют некие запретные вопросы, которые лучше не задавать. Чем чаще родители будут отвечать на вопросы малыша, тем лучше для взрослых. Таким образом, ребенок поймет, что со своими вопросами можно обратиться к родителям и значит, в подростковом возрасте, столкнувшись с проблемами, он придет за советом именно к родителям. Чтобы кроха не стала замкнутой, следует постоянно поддерживать с ней общение. Если взрослый заметил, что малыш хочет что-то сказать, то можно его опередить и спросить у него наводящими вопросами. Если ребенок спрашивает, то следует всегда отвечать. Чтобы воспитание прошло правильно, необходимо уделять крохе достаточное количество внимания.

    Подводя итог, следует отметить, что психология воспитания ребенка должна соответствовать возрастным потребностям крохи. Полноценное развитие малыша возможно при условии защищенности и чувства любви. Иначе взрослый рискует столкнуться с сопротивлением и пассивностью своего чада. Воспитание ребенка будет иметь эффект если в каком-либо виде деятельности малыш достигнет успеха. Пережив такой момент, воспитываемый ощутит чувство удовлетворения от своего результата и участия в деятельности. Воспитательный процесс не должен быть открытым, иначе кроха осознает, что на него пытаются повлиять нравоучениями и станет активно сопротивляться.

    psihomed.com

    Смотрите так же:

    • Лечение горла народными средствами у детей 2 года Методы лечения боли в горле у ребенка 2-х летнего возраста Дети в возрасте от 2 до 5 лет часто простуживаются в холодное время года. Сначала появляются симптомы, по которым не всегда можно точно определить заболевание. Родителям важно знать, чем лечить горло ребенку 2 года, как быстро устранить другие неприятные проявления недуга. Такие […]
    • Кишечный вирус симптомы у детей Кишечный (желудочный) грипп: заражение и возбудители, признаки, как лечить Кишечным гриппом называют группу вирусных инфекционных заболеваний, протекающих с симптомами острого гастроэнтерита. Они были так названы по причине схожести ряда клинических признаков с респираторным гриппом: Осенне-зимняя сезонность; Высокая заразность; […]
    • Уход за ребенком инвалидом после 3 лет Выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами В жизни наиболее беспомощными оказываются лица, которые в силу определенных причин по состоянию своего здоровья не имеют возможности сами себя обслуживать. Как правило, такую поддержку им оказывают ближайшие родственники, но иногда бывает и так, что заботу о нуждающемся берет на себя […]
    • Курс лечения дюфалак детям Дюфалак от запора: инструкция по применению Неправильное питание, стрессы, отсутствие физической активности – далеко не полный перечень причин задержки опорожнения кишечника. Решить проблему помогают медикаментозные и немедикаментозные методы. Популярным препаратом для нормализации стула является сироп от запора Дюфалак. Запор – […]
    • Понос со слизью у ребенка лечение При каких заболеваниях наблюдается понос со слизью? Нередко в медицинской практике встречается такое состояние, как понос со слизью. Сам по себе понос может быть признаком заболеваний органов ЖКТ. Бывает, что в кале обнаруживаются патологические примеси (слизь, кровь). Понос (диарея) – явление очень распространенное. Однократный […]
    • Ребенок в 7 месяцев развитие вес рост Ребенок в 7 месяцев (календарь развития) Каждый день вы замечаете в малыше изменения. Это уже не тот крошечный комочек, который вы принесли из роддома. Младенец заметно подрос и теперь проявляет себя как полноправный член семьи. В 7 месяцев ребенок больше общается, больше двигается, да и питается и спит уже не как в первом […]
    • Развитие ребенка до года статьи Какие игрушки покупать ребенку до 1 года? Развитие ребенка до 1 года: какие нужны игрушки? Любой детский психолог скажет, что полноценное развитие малыша невозможно без игры. Именно при помощи игрушек ребенок начинает познавать окружающий мир и развивать жизненно необходимые навыки. Самый сложный выбор стоит перед родителями в течение […]
    • Отчисления с пособия по уходу за ребенком Что делать, чтобы гарантированно получить пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет неработающим — важные нюансы В ст.256 ТК РФ есть данные, что для заботы о малолетнем ребенке дается отпуск на три года. Оформить его может как работающий гражданин, так и безработный. Неработающие граждане имеют права получать пособие до 1.5 лет, […]