Читать онлайн «5 методов воспитания детей» автора Литвак Михаил Ефимович — RuLit — Страница 1

5 методов воспитания детей

«Когда ребенка в утробе воспитываешь, он избавлен от многих неудач»

«Как вы думаете, с какого времени надо ребенка воспитывать?» – этот вопрос мне часто задают молодые родители. И я неизменно отвечаю: в утробе матери. И уже везде в мире, и у нас в том числе, отработана программа воспитания детей в утробе. У нас есть уже статистика, что когда ребенка в утробе воспитываешь, он избавлен от многих неудач. А вообще-то, надо бы и еще пораньше начинать воспитывать детей. Когда меня пригласили в один ростовский институт прочитать лекцию о психологии студенческой семьи, так я начал с того, что студенческая семья – это чушь собачья. Это недоразумение какое-то, психопатология. Офиса нет, стартового капитала нет. Квалифицированных кадров нет. Студенты могут сексом заниматься, да и то не мешало бы им подучиться. Прочность такой семьи описана в одном английском стихотворении: «Два мудреца в одно тазу пустились по морю в грозу. Будь попрочнее медный таз – длиннее был бы мой рассказ». Организаторы возмутились моим утверждениям. Слушая меня, они плевались. И больше они меня не приглашали. А вот студентам моя лекция понравилась. Если уж пустили лодку семейного счастья в бурный океан без соответствующей оснастки, не торопитесь заводить детей

Другой вопрос: кто имеет право заводить детей? Тот, кто, наверное, воспитан уже сам? Так ведь? Жениться имеет право человек физически здоровый, экономически независимый и духовно развитый, тогда он сможет что-то передать ребенку. Вы согласны со мной? Нет? Тогда давайте выясним, что должен уметь мужчина? Он должен уметь прокормить жену, детей, которые появятся от этого брака. А какая женщина имеет право замуж выходить? То же самое: способная прокормить себя, детей и мужа, если с ним что-то случится. Правда, многие женщины возмущаются: почему я должна кормить? Отвечаю: потому что ни один умный человек не женится на женщине, которая не сумеет его прокормить, каким бы он богатым ни был. Почему? Мы вечно можем жить? Можем. Одна возможность бессмертия – в наших детях. Гарантированно, что мы останемся живы, если у нас будет трое детей. Тогда мои гены и гены их матери будут передаваться из поколения в поколение. Если же у меня всего-навсего один ребенок, то он может не передать мои гены моим внукам.

Я всегда студентам говорю: вы ребята здоровые, поэтому, конечно, занимайтесь сексом, но не надо говорить о семье. Не надо! Вы к этому абсолютно не готовы. Становление человека, у нас, к сожалению, идет к тридцати пяти годам, а многие говорят: надо так детей воспитывать, чтоб до пенсии их воспитать. Поэтому у нас очень много людей несамостоятельных, которые в принципе права на семью никакого не имеют, но все равно ее заводят. А коли они уже завели, теперь что – не придушишь же, детей этих. И приходится на ходу этих горе-родителей воспитывать, чтобы они поняли, что они должны себя развивать. Ну а что делать? И конечно, познакомить их с идеями воспитания. Кстати, мало кто догадывается, что дети – это маленькие люди до пяти лет. А после пяти лет – это уже взрослые. Уже воспитание все закончилось и идет перевоспитание. Но родителям надо указать, как они их испортили. Конечно, может, они и хорошие, а перевоспитание возможно только при помощи чего? Самовоспитания. Значит, приходится на ходу перевоспитывать. А вообще оснащать корабль надо до того, как вы пустились в плавание.

www.rulit.me

Каждый человек осведомлен о вреде никотина, который наносит непоправимый вред здоровью. Вредная привычка курить разрушает сердечно-сосудистую систему, так как влияет на уровень давления крови. Сосуды у курящих людей часто закупориваются, постепенно это происходит с сосудами ног, затем рук, что впоследствие приводит к их ампутации. Дыхательная система, конечно, страдает не меньше — постоянный кашель, который со временем переходит в хронический бронхит, ларингит, возможно и рак.

Для других систем организма курение также опасно и имеет свои побочные действия. У курящего человека могут появиться проблемы пищеварения, которые в дальнейшем переходят в такие неприятные заболевания, как язва и гастрит. Страдает и мочеполовая система, нарушения в ее функционировании приводят к воспалениям и нарушениям у женщин это цистит, у мужчин простатит.

В статье — Кто нуждается в психотерапии мы рассмотрели причины, по которым у людей может возникнуть невротизм. Теперь мы попробуем рассмотреть подробнее в каких аспектах поведения проявляется невроз и кто такой здоровый человек.

Каждый человек в своем развитии сталкивается с кризисными возрастными ситуациями, социальными сложностями и проблемами в самореализации, что может привести к возникновению проблем в отношениях с миром и событиями. Именно из этих проблем складывается образ «невротика нашего времени». Но кризис может случиться с каждым человеком, а вот невротиком становится только тот, чье болезненное начало побеждает и начинает преобладать в поведении и в жизни в целом.

Мы все мечтаем быть счастливыми и успешными, но как этого достичь? Мы часто забываем, что большая часть нашего счастья зависит только от нашего настроя и работы над своими эмоциями. Чтобы избегать стрессовых ситуаций и быть в гармонии с собой, нужно научиться говорить «да» нескольким факторам, которые мы рассмотрим в этой статье и попробуем сделать шаг навстречу счастью.

Первое «да» нужно сказать всему миру, приняв его как данность. Мир не имеет эмоционального содержания, мир такой, каким является, но не такой, каким вы его ощущаете в зависимости от событий в вашей жизни. В мире есть и добро, и зло, и счастье, и катаклизмы, надо принять всё это и осознать, что мир не нужно бояться. Абсолютно все события, как положительные, так и негативные — это наша данность, бояться этого бессмысленно, это всё происходит с нами и без нас.

Практически каждого человека волнует вопрос – красив ли он? Уверенность в себе часто основывается на осознании своей привлекательности или же «некрасивости». В моей практики встречалось много клиентов – внешне красивых людей, но вот судьба складывалась у них тяжело. Почему же красивые люди часто бывают несчастны, и как это исправить? И возможно ли некрасивого человека сделать красивым?

С древних времен красота и ее превосходство занимает головы и сердца людей. Уже в древней Греции провели первый конкурс красоты, в начале – между богинями, но затем люди захотели с ними поравняться и посостязаться в совершенстве. И в наши дни конкурсы красоты пользуются огромным спросом.

А теперь перейдем к технике целенаправленного моделирования эмоций. Она не раз вас выручит в трудных ситуациях, как выручала меня и тех, кто обращался ко мне за помощью.

Целенаправленное моделирование эмоций осуществляется по следующей схеме: удивление – интерес – радость. Если человек, занимающийся целенаправленным моделированием эмоций, беспокоится о том, как он будет выглядеть, у него ничего не получится. Удивление я должен вызвать своим собственным нетрадиционным поведением.

Вначале я назвал этот подраздел «Эмоциональный нуль», а затем «Эмоциональный переключатель». Но все это тоже не то. Дело в том, что в норме так, чтобы у человека не было никаких эмоций, не бывает. Эмоциональный тон, который отражает состояние наших внутренних органов, называется настроением. Что-то случается, и эмоциональная жизнь становится более выраженной, возникают чувства – положительные или отрицательные.

Значительные события часто вызывают аффект, при котором бурное выражение чувств сопровождается двигательными реакциями, некоторой дезорганизацией поведения.

Когда человек чувствует стыд, он, как правило, старается как бы уменьшиться в размерах, отводит взгляд, краснеет, опускает или вообще закрывает таза. Широко открытые глаза и стыд – явления несовместимые. «Бесстыжие твои глаза! Отвернись!» – так часто говорят ребенку и воспитывают у него стыдливость. Психологические исследования показывают, что стыд испытывают практически все. При этом сознание человека заполнено им самим, но осознает он в себе только то, что ему кажется неприличным. В это же время он чувствует себя несостоятельным, некомпетентным.

Каждый из нас хоть один раз в жизни, но всё же проявлял себя как психологический трус. В этом очень сложно признаться и понять, чего мы на самом деле боимся. У трусости множество масок, за которыми мы можем ее совсем не узнать. Давайте познакомимся с ними подробнее и посмотрим своим страхам в лицо.

Принципиальность. Такое качество нам не кажется плохим, и принципиальный человек рисуется волевым и сильным, не меняющим своих принципов и убеждений. Но давайте подумаем лучше. Принципиальный человек порой просто не умеет подстраиваться под ситуации, менять себя и стараться улучшить жизнь свою и близких.

Мы уже поговорили с вами о крайней необходимости положительных эмоций, но исключить отрицательные эмоции из нашей жизни вряд ли получится. Так или иначе они присутствуют в нас. Чтобы развиваться и идти вперед, нам нужны преграды и толчки, иначе мы расслабимся и перестанем двигаться. В идеальном состоянии положительные и отрицательные эмоции должны соотноситься 7:1.

Положительные эмоции дарят нам осознание настоящего, позволяют ощущать себя радостным в момент «сейчас». И это очень верно, ведь есть только этот момент. Отрицательные же эмоции заволакивают настоящее беспокойными эмоциями и мыслями, и мы погружаемся в переживания о прошлом или будущем. Физически мы всегда в настоящем времени, а мысленно можем находиться где угодно, поэтому у отрицательных эмоций огромный охват, они разделяются на биологические и социальные.

Мы часто с вами говорим об эмоциях, но верно ли мы понимаем, что это такое? Если рассматривать определение, то эмоции – это психические процессы, в которых находят отражение отношения индивида с собой и с окружающим миром. Я слушаю музыку, и она мне нравится или нет, я иду по улице, и она мне нравится или нет. Одновременно с этим я анализирую и себя, в каждой ситуации могу оценивать себя хорошо или же быть собой недовольным. Но случаются ситуации, которые меня почти не трогают, и я могу относиться к ним нейтрально.

Любая ситуация, событие или вещь вызывают определенные эмоции, в зависимости от нашего отношения и оценки, они могут быть положительными, отрицательными или нейтральными. Если вам всё равно и ничего не трогает, то в итоге вам станет скучно, что может привести к грусти или раздражению. Отсутствие эмоций – это отклонение и проявление какого-либо психического заболевания, например, шизофрении.

litvak.me

5 методов воспитания детей

  1. Михаил Литвак 5 методов воспитания детей
  2. Предисловие
  3. «Когда ребенка в утробе воспитываешь, он избавлен от многих неудач»
  4. Стили воспитания – от «кумира» до «ежовых руковиц»
  5. В психологической литературе выделяется много стилей воспитания, которые деформируют личность ребенка, мешают ему стать самим собой
  6. Кумир семьи
  7. Золушка
  8. Жестокие условия
  9. Доминирующая гиперпротекция (контролируется каждый шаг) и его вариант «Ежовые рукавицы»
  10. Оранжерея
  11. Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности и его вариант «Вечный принц»
  12. Первый этап Воспитание воспитателей
  13. «Когда заводишь семью, надо ее с карандашом в руках заводить, то есть много чего просчитать»
  14. «У нас часто самое бездумное предприятие – это семья»
  15. «Когда вы собираетесь замуж или жениться, вам надо просчитать все, прежде всего – сколько стоит эта вещь»
  16. «Самое любимое объяснение, которое нравится нашей российской женщине: „Я без тебя не могу прожить“. Это ужас!»
  17. Второй этап Воспитание во внутриутробном периоде
  18. «Если мужчина два месяца не пил и не болел, то генный аппарат своему ребенку передаст здоровый»
  19. «Если во внутриутробном воспитании неверно воспитывают, он может превратиться в алкоголика, наркомана и шизофреника»
  20. «Более физиологично, когда женщина имеет большой живот (не в толщину, а размеры), а грудь – маленькую: она более молочная»
  21. Третий этап Воспитание в грудном возрасте
  22. Воспитание от 0 до 1 года: пусть кричит. «Голоден – кричит, описался – кричит, спать хочет – кричит»
  23. Четвертый этап Воспитание от 2 до 5 лет
  24. Воспитание от 2 до 3 лет: никогда не надо звать его кушать – пусть сам просит
  25. Воспитание от 4 до 5 лет: происходит формирование образа сексуального партнера
  26. Пять стадий формирования сексуальности у ребенка
  27. Сказки помогают в воспитании, но есть очень вредные сказки
  28. Пятый этап Воспитание после 5 лет
  29. Управление ребенком
  30. А как управлять родителями?
  31. Психологический шок для родителей: не надо жить «ради детей»
  32. МОЙ КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ
  33. Разговоры и письма о воспитании
  34. «Мальчик воспитывает маму»
  35. «Я не сюсюкаю с детьми»
  36. «Злюсь, если сын после улицы топчет грязными ботинками пол»
  37. «Перелюбить ребенка нельзя? Это вредно?»
  38. «Детей надо готовить к любому кризису»
  39. Жертва
  40. «Моя дочь хочет служить в полиции. Я против. Что делать?»
  41. «Во мне есть два человека: для одних я хорошая, успешная, состоятельная, а для детей – я тиран»
  42. «Скажите, если дети вдруг исчезнут из вашей жизни, вы с голоду помрете? Нет!»
  43. «Мой сын задирает нос и говорит: „Не хочу с тобой дружить, уходи… фу!“»
  44. «С рождением сына наши сексуальные отношения изменились»
  45. «Дети, не ставьте диагноз своим родителям!»
  46. «Любит – не любит»
  47. «Учиться на отлично вредно»
  48. «Производственные конфликты мы переносим в семью и воспитываем детей-невротиков»
  49. «С ребенком нужно общаться, когда он еще живет в мамином животике»
  50. «Небольшие приемчики в духе психологического айкидо для маленьких детей»
  51. «Сократический диалог» в общении с ребенком
  52. Договор на выполнение домашних обязанностей
  53. Запретный плод сладок!
  54. «Моя дочь стала послушной»
  55. «Я вырвала своего сына из компьютерного плена»
  56. СПРАВКА. Основные постулаты «ПРИНЦИПА СПЕРМАТОЗОИДА»
  57. Из дневника молодой мамы
  58. «Чем младше ребенок, тем легче его «построить». Меньше предрассудков»
  59. Как объяснить, что обманывать плохо
  60. Как убедить ребенка не плакать и не хныкать
  61. Нельзя командовать ребенком, а если сорвалась – извинись
  62. Дети равнодушны к пустым разговорам
  63. Как добиться послушания без угроз и команд
  64. Как стимулировать желание трудиться
  65. Как приучать к самостоятельности
  66. Как показать ценность любого труда
  67. Как отучить драться
  68. Как уговорить пойти в сад даже к нелюбимому воспитателю
  69. Родителям надо отказываться от категоричных суждений
  70. Как правильно рассказать детям о своей любви к ним
  71. Как научить детей не плакать от боли при падении
  72. Как научить правильно просить
  73. Как правильно целовать детей
  74. Успокаивать надо быстро и кратко
  75. Разговоры о будущем
  76. Как объяснить родителям, что я уже взрослая (ый)?
  77. Игра № 1. Мама задает вопросы сначала по сути, потом – вопросы не по делу, затем – неуместные комментарии
  78. Игра № 2. Манипуляции детьми посредством чувства вины
  79. Кто себя не любит, не готов полюбить своего ребенка
  80. Условная и безусловная любовь
  81. Способы передачи условной любви от родителей
  82. Неврозы в семье. Когда ребенок становится судьей и «детским психиатром»
  83. Случай из практики
  84. Дети в заложниках
  85. Вместо послесловия Обращение к детям

Сложилось впечатление что в некоторых местах текста не хватает. Хотя в целом весьма достойная вещь

Спасибо Литваку за его работы по психологии. Возможно его теории резки но,как правило, справедливы и действенны. Нужно работать над собой всегда, тогда будет польза. Лично я собираюсь перечитать все доступные книги Литвака. Спасибо и сайту за предоставленную возможность.

www.e-reading.club

«5 методов воспитания детей» Михаил Литвак

Название: 5 методов воспитания детей

Автор: Михаил Литвак

Жанр: Воспитание детей, Детская психология

О книге «5 методов воспитания детей» Михаил Литвак

«Хочу объяснить почему, я, Литвак Михаил Ефимович, врач психиатр высшей категории, психотерапевт Европейского реестра, член-корреспондент РАЕН, кандидат медицинских наук, автор более 30 книг, посвященных проблеме общения и различным аспектам психиатрии и психологии, решил вдруг заняться проблемами воспитания детей», – так начинает свой очередной психологический бестселлер известный «инженер душ».

А, действительно, почему? «Цель моих статей о воспитании – привлечь к проблеме заинтересованных в развитии России и в проведении необходимых реформ, которые помогли бы вывести страну на тот передовой уровень, который она достойна занять в соответствии со своими природными и людскими ресурсами. Полагаю, что стоит меня выслушать».

Выслушать точно стоит! Ведь Литвак умеет проникать в самую суть самой запутанной проблемы. А уж более запутанной проблемы, чем воспитание детей – а, может, и их родителей? – на свете не существует.

Автор расскажет, как воспитывать воспитателей, как воспитывать своего еще не родившегося ребенка, как воспитывать грудничков, детсадовцев, подростков и даже бабушек с дедушками! А еще даст «вредные» советы детям: как «построить» родителей, чтобы они не вмешивались в вашу жизнь. И дали возможность вам легко расти и радоваться жизни.

Но самое важное – Литвак научит главному: как нам всем, наконец, научиться любить друг друга? Искренно, нежно, просто так, ни за что.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «5 методов воспитания детей» Михаил Литвак в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Цитаты из книги «5 методов воспитания детей» Михаил Литвак

Ребенок должен жить сам по себе, и ничего ему не предлагайте, пока он сам не попросит.

А семья – это когда желтый с синим сложить и получится зеленый. Единство должно быть. А у нас желтое отдельно, синее отдельно.

Есть единственная причина для огорчения – остановка в личностном росте. Даже если хочешь остаться на месте, нужно расти! Жизнь идет вперед, и если перестать расти, то в конечном итоге можно остаться позади. Когда растешь – меняешься сам, затем начинает меняться твое окружение.

Знаешь, когда кто-то хоть один ведет себя правильно, уже конфликта не будет.

Не бойся ошибаться: неудача в семь раз полезнее успеха.

Поэтому нормальный мужчина никогда не посадит свою жену вести хозяйство. Ну, не всякий, конечно, а тот, который хоть что-то соображает. А нормальная женщина никогда не откажется от социальной жизни. Она обязательно бросит мужа, если тот тормозит ее развитие.

«Заботливая мать» – зловещая фигура в судьбе своего ребенка. Она живет по принципу «Я все сделаю, чтобы мой ребенок был счастливым, при условии, если он останется несчастным». У меня в лечебной практике было всего два конфликта, и оба мне устроили Заботливые матери, как только начинали чувствовать, что их взрослые дети могут стать самостоятельными и перестанут от них зависеть. Но, Дмитрий, может быть, вы ошиблись в диагнозе.

У секса есть еще один конкурент – дело. У дела конкурентов нет. Когда человек увлечен делом, ему не до секса. Нет, потому ему потребуется ого-го сколько секса. Но тогда он уже развился, уже стал самостоятельным… Вообще, у секса есть один конкурент…

Ищи правильный путь, а не прямой. Человек, избирающий прямой путь, похож на муху, стремящуюся попасть на улицу через стекло.

Ставь самые высокие цели! К маленькой цели ведет только один путь, а к большой – множество.

lifeinbooks.net

Текст книги "5 методов воспитания детей — Михаил Литвак"

Представленный фрагмент произведения размещен по согласованию с распространителем легального контента ООО «ЛитРес» (не более 20% исходного текста). Если вы считаете, что размещение материала нарушает чьи-либо права, то сообщите нам об этом.

5 методов воспитания детей

«Когда ребенка в утробе воспитываешь, он избавлен от многих неудач»

Он может передать только гены его матери. Знаете, когда кидаешь монету и ждешь, что выпадет – орел или решка, то может пять раз решка выпасть. Но тем не менее, когда есть трое, а лучше пятеро детей, тогда есть уверенность в том, что кто-то передаст мои гены. И поэтому если моя жена не может меня прокормить, я на такой женщине не могу жениться, хотя я сам могу прокормить трех женщин. Пожалуйста, сексом можно заниматься, а если надо заводить детей, то нужна только та, которая может прокормить мужа. Со мной ведь может что-то случиться? Да. А выяснится, что она не может меня прокормить… Поэтому нормальный мужчина никогда не посадит свою жену вести хозяйство. Ну, не всякий, конечно, а тот, который хоть что-то соображает. А нормальная женщина никогда не откажется от социальной жизни. Она обязательно бросит мужа, если тот тормозит ее развитие. Хотите пример? Пожалуйста. У нас одного ростовского олигарха застрелили. Такое бывает? Бывает. А он женился семь лет тому назад на парикмахерше. Ей семнадцать лет было, она родила ему ребенка. И когда она лишилась кормильца, то по миру пошла. Потому что, когда он был жив, он ее отстранил от всех дел. Говорил ей: как это ты, моя жена, будешь работать парикмахером? Я вам скажу: если бы он ее любил по-настоящему, то не отстранил бы от работы. Себя хотя бы любил, тогда тоже не отстранил бы. А она в итоге профессию потеряла… Но к чему я это веду? Воспитание детей надо начинать с чего? С воспитания воспитателей.

У меня однажды брали интервью и спросили: как вы смотрите на то, что у нас стали давать двести пятьдесят тысяч рублей за рождение второго ребенка. Я говорю: конечно, хорошо, когда государство дает деньги, но «качество» детей будет хуже. Рожать ради денег будут глупые женщины, которые за эти деньги будут решать какие-то свои проблемы. Умная женщина или уже имеет необходимые средства и заведет ребенка без соответствующей суммы, или будет понимать, что на эти деньги она сможет купить максимум 1 кв. м площади, и заводить детей не станет.

Значит, скоро у нас будет просто больше дебилов. Но что делать, если у нас люди были так плохо воспитаны в социалистическое время. Человек первые деньги получил в руки, когда закончил институт и думает, что он получил много денег, не научили его деньгами управлять. Ему на неделю хватало, а он думал, что это много… Потом эту проблему выплат за детей со мной уже стали обсуждать государственные люди. Надеюсь, что, может быть, будет даже один из национальных проектов воспитания. Я высказал свое мнение о воспитании: начинать надо с воспитателей. У меня есть свои соображения на этот счет. Они даже уже письменно изложены в книгах – «Если хочешь быть счастливым», «Из ада в рай», «Похождения вечного принца», где есть статьи «Воспитание воспитателей», «Воспитание во внутриутробном периоде», «Воспитание в первый год», «Воспитание в первые два года», «Воспитание от трех до пяти». Ну и все: воспитание все закончилось в пять лет. А потом идет перевоспитание. А техника перевоспитания заключается в том, чтобы заинтересовать человека, показать ему, что он ничего собой не представляет, только тогда он может из себя сделать что-то такое представительное. Но прежде всего сами родители должны быть благополучными людьми. Детям надо показать, как жить счастливо, а не рассказывать.

Но как воздействовать на детей уже после пяти лет? Можно воздействовать на них управлением. У нас тоже есть психология управления. Вот я об этом думал: пришли вы – значит, плохо я их учил? Почему? Управлять коллективом гораздо легче, чем управлять ребенком. Я по себе это помню: я, когда овладевал психологией управления, начинал детей перевоспитывать при помощи управления, а не при помощи администрирования. Так вы знаете, после того, как я научился управлять своими детьми, так управлять в коллективе стало для меня вообще легко.

Поэтому мне придется уже говорить о методах перевоспитания. Так вот какая основная идея национального проекта воспитания: к двадцати пяти годам каждый человек уже становится физически здоровым, экономически независимым и духовно зрелым. И это, между прочим, очень выгодно. Представьте себе: у меня в институте примерно через год выходил студент, у которого была уже кандидатская диссертация. Вы не представляете, какая это экономия! Вот, например, аспирант в медицине проделывает тяжелый путь: интернатура год, ординатура два года, аспирантура три года, через шесть лет он становится кандидатом наук. А у нас после шести лет обучения получался готовый специалист с готовой диссертацией. Так что при правильном подходе воспитание – это очень выгодно, оно дает колоссальную прибыль. Взять моего старшего сына. Вы же понимаете, что я в аспирантуру его мог устроить, в ординатуру мог, но ему нечего там было делать, он сразу работать пошел… В общем, к работе и деньгам приучать надо как можно раньше. Но возьмемся за воспитание воспитателей.

Стили воспитания – от «кумира» до «ежовых руковиц»

«Мимозное воспитание». Целью родителей становится удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление избавить его от любых трудностей. Ребенок в итоге становится эгоцентричным, всегда хочет быть в центре внимания, все желаемое получать с легкостью, без особого труда. При столкновении с реальными жизненными трудностями он оказывается не в силах с ними справиться.

Мать или отец тяготится ребенком, который постоянно ощущает это, особенно если в семье есть другой ребенок, получающий больше внимания. Такое воспитание способствует развитию повышенной ранимости и чувствительности, обидчивости и скрытности.

Жестокое отношение с суровыми расправами за мелкие проступки и непослушание вызывает у ребенка страх перед родителями, ожесточение. Из таких детей нередко вырастают жестокие люди.

Доминирующая гиперпротекция (контролируется каждый шаг) и его вариант «Ежовые рукавицы»

Воспитание, в основе которого лежит повышенное внимание к ребенку и повышенный контроль над ним. Родители стремятся полностью контролировать поведение ребенка, заставить его копировать собственную ценностно-нормативную систему. В подобной системе воспитания полностью игнорируется личность ребенка, вследствие чего происходит резкое падение адаптивных способностей личности: конфликты со сверстниками, беспомощность, потребительская позиция. А у многих подростков такой тип воспитания, наоборот, вызывает бурный протест, ведущий к обострению взаимоотношений с родителями и к другим различным нарушением поведения.

В оранжерее все есть. Все расписано по часам: спорт, музыка, английский язык и пр. Единственное, что ему не разрешается – ходить на улицу и играть со сверстниками. Родители формально выполняют свои функции, но не вкладывают в воспитание личностного смысла. В результате ребенок вынужден искать необходимые ему ценности и нормы вне семьи. И не всегда эти нормы не противоречат его здоровью, психике и общественному закону. Оранжерейные растения это великолепные растения, но как только их высаживают в грунт, они начинают болеть, и их начинают обходить в росте те растения, которые были высажены в грунт семенами. К практической жизни дети, лишенные родительской опеки, как правило, не готовы. Они часто попадают под влияние лидеров с антисоциальными установками.

Воспитание в условиях повышенной моральной ответственности и его вариант «Вечный принц»

Он – из подающих надежды. В школе ребенок круглый отличник, но так как он воспитывается в условиях повышенной моральной ответственности, то свои оригинальные способности не развивает, желания не удовлетворяет – следовательно, с самого детства постоянно находится в состоянии выраженного эмоционального напряжения, которое создается установками типа «надо быть отличником!». Вырастет невротиком. Я знаю одного моего подопечного с выдающимися математическими способностями. На математику он тратил мало времени, а на другие предметы – много. И в итоге математика из него не получилось, да и лингвиста тоже. Когда он иногда получал четверки, то его сильно ругали. И чувствовал он себя тревожно. Легче ему стало, когда на четвертом курсе он получил тройку. Диплом с отличием ему уже не светил. Он расслабился и больше стал внимания уделять математике. После окончания института был принят в аспирантуру.

Более подробно вы можете все это прочесть в книге «Если хочешь быть счастливым» или «Как узнать и изменить свою судьбу».

Я для простоты рассмотрения все эти стили свел в три (но они включают в себя все шесть):

К последнему как раз и относится воспитание в условиях повышенной моральной ответственности. В зависимости от темперамента ребенка один и тот же стиль может дать разные результаты.

Так, сильный ребенок-холерик в ответ на воспитание в стиле преследователя может вырасти высокомерным (Я+, ВЫ—), а из меланхоличного – гадкий утенок (Я—, ВЫ+).

Стиль Избавителя тоже может привести одних детей к высокомерию, других к пониженной самооценке. А вот смешанный стиль приводит к самому страшному, с моей точки зрения: к личностной нестабильности. В одних условиях они будут вести себя как высокомерные люди, в других – как гадкие утята. Еще один Вечный принц подвергся как раз смешанному воспитанию в самом его отвратительном варианте – повышенной моральной ответственности. (Прежде чем продолжить, хочу подчеркнуть: я все время говорю о большинстве нашего населения. Мы так привыкли к этому ужасу, что его просто не замечаем. С точки зрения общественного мнения я говорю о лучшей его части.)

Любовь – это активное участие в заинтересованности жизни и развитие того, кого любишь.

Родители Вечного принца – тихие скромные люди, законопослушные и хорошие работники. С учителями Вечному принцу тоже фактически повезло. Он учился в одной из лучших школ, и учителя его действительно были самые лучшие, и он сам добропорядочным человек. Все это, на мой взгляд, может быть, и неправильно.

Но тогда почему 42-летний человек чуть не стал инвалидом, почему он достиг многого не в 35 лет, а только в 55–60? Кто от этого выиграл? И что мне еще сделать и как сказать, чтобы люди занялись собой тогда, когда у них все пока еще благополучно. Ведь лучше ремонтировать машину на ходу, а не тогда, когда она встала. Хорошо хоть он в 42 года к нам попал, а так бы в 50 лет умер. Избавившись от желания всем понравиться, он сосредоточился на любимом деле, добился выдающихся успехов, принеся пользу себе и обществу. А если бы его воспитывали правильно? Он всего этого достиг бы в 25–30 лет и знал бы, где находится поликлиника. А ведь до поступления к нам почти 19 лет ежегодно лечился в стационарах терапевтического профиля.

Но как же на самом деле воспитывать наше чадо? Предлагаю вам 5 стадий, или этапов, в сложном деле воспитания.

«Когда заводишь семью, надо ее с карандашом в руках заводить, то есть много чего просчитать»

Воспитатель должен научиться хорошо зарабатывать, экономически быть независимым. Вам в вашей специальности надо поставить цель какую-то, стать профессионалом экстра-класса. Если ты не стал профессионалом экстра-класса, то тогда ты попадаешь в зависимость от начальника. Правильно, да? Вообще, зависимость самая страшная вещь. Самое тяжкое дело – зависимость от кого-то: от родителей, от мужа, от жены, от начальника. В этом случае составляется программа, что ты должен сделать, чтобы перестать зависеть. И как только ты стал независимым от начальства, все – пожалуйста, заводи детей. Значит, когда мне жалуются на начальника, я всегда говорю: а почему не увольняетесь с работы? Мне отвечают: не могу. Я объясняю: теперь программу составьте так, чтобы идти сразу с двумя заявлениями. Первое заявление: прошу выделить мне то-то и то-то, направить на такую-то конференцию, еще что-то… Как только не выполняется ваше требование, вы несете второе заявление: прошу уволить меня по собственному желанию. Вот тогда вы имеете право заводить детей. Именно тогда, когда вы себя довели до такой степени. А если уж завели, так выкладывайтесь… Если вы на производстве работаете, значит, у вас есть какие-то навыки, значит, и детей сможете воспитывать, и семью содержать. Кстати, когда вы станете профессионалом экстра-класса, никто увольнять вас не будет. Да и просьбы ваши выполняться будут.

В книжке «Секс в семье и на работе» я написал: когда заводишь семью, надо ее с карандашом в руках заводить, то есть много чего просчитать. Первое: ты собираешься завести семью. У нас есть два вида действий: одни действия функциональные, а другие действия экспрессивные. Функциональные действия требуют дела. На крючок насадить червячка, если я рыбу хочу добыть при помощи удочки, забросить удочку, потом посидеть, подождать, пока клюнет, потом, если клюнула крупная рыба, ее надо долго водить, пока она не устанет, – мало ли что тебе хочется быстрее. Так процесс идет и здесь: у нас в это время работает что? Ум! Так положено: чувства не в счет. Мало ли что тебе тяжело, нудно или еще что-нибудь? В свое время один философ хорошо говорил: «Перестаньте обращать внимание на ваши чувства. Они придут и уйдут, к делу они не имеют никакого отношения». Вот хирургическая операция – другое дело. Там надо стоять, держать крючки, несмотря на усталость. Почему я всегда говорю, что хороший производственник может еще стать хорошим воспитателем? А вот когда ты выбираешь семью, то тут ее нужно выбирать, подчиняясь экспрессивным чувствам: хочу – не хочу. Конечно, я должен жениться на женщине, которую я люблю, с которой хочу быть вместе. Но после того как я решил на ней жениться, я должен обратиться к царю. Царь – это мой интеллект, и если он говорит: утверждаю, разрешаю – пожалуйста. А если он говорит, что нельзя, тогда мало ли что тебе хочется.

Раньше, на заре человечества, как было? Как было в пещере, где взрослые учились воспитывать детей? Нормальный образ жизни: женщина через год рожает, старшие нянчат младших. И когда заводят двоих детей, у них уже есть навык. Одна женщина, например, учится пеленать ребенка тогда, когда он родился. Конечно, когда есть второй ребенок, она уже это лучше делает… А если у вас один ребенок? Где-то нужно подучиться. Если детей много, то старшие помогают родителям воспитывать младших, и когда они вырастают, то у них уже есть навыки для того, чтобы воспитывать своих детей. То есть полная готовность к независимому воспитанию. А как у нас сейчас воспитываются дети? Сразу давай ему то, что нужно. А если ты не дал, то тогда все – не давай. Ребенок кричит: дай игрушку, купи! Родители не покупают, и ребенок тогда ложится на пол и сучит ногами, кричит… И родители думают: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. И тогда он получает то, что хотел.

И он понимает: если я хочу что-нибудь получить, я должен плакать. И так воспитывается истерик. Конечно, дети начинают добиваться своего капризами. А когда они вырастают, то кто на их капризы обращает внимания? Никто! И они получают большие нервные срывы и поступают в больницу. Там врачи начинают выполнять его капризы. Если врач не столько выполняет капризы, сколько способствует его перевоспитанию, тогда хорошо. Если нет, то, выписавшись и попав в прежнюю среду, он опять заболевает. Поэтому лучше сейчас правильно воспитывать. Потом, конечно, родители думают: конечно, я сторонник того, чтобы просьбы детей удовлетворять. Но если сразу не удовлетворили, тогда стойте на своем! А то попадете к ним во власть. Они вам испортят жизнь. А им самим еще хуже будет. Ведь когда он будет добиваться своего такими вот способами, заложенными в детстве, истерия станет его спутницей по жизни. Я всем мамам говорю: если сказала «нет», то стой на своем до конца. И ребенок это в конце концов поймет. Поэтому, конечно, лучше сейчас привести вашего ребенка в чувства, чем тогда, когда его в чувство будут приводить другие и довольно жесткими методами. Ведь когда он пойдет в школу, то начнутся еще бо?льшие неприятности, никто там за ним бегать не будет… Вообще, я считаю, что об этом родители должны знать еще до рождения ребенка. Но с другой стороны, я заметил: когда рассказываешь о методах воспитания до рождения ребенка, все это проходит мимо.

Женщины более эмоциональны. Это научный факт. И у нас есть другой факт: эмоции – это бензин, а интеллект – это труба. Женщины на пять процентов умнее мужчин. В жизни женщины делают больше глупых поступков. Знаете почему? Им надо больше ума, чтобы этот бензин сохранился и не разбрызгивался. И плохо, что женщины логику не хотят учить. А она им более необходима, чем мужчинам. Мало интеллекта, а эмоций много, они выплескиваются и синим пламенем быстро уходят.

iknigi.net

Смотрите так же:

  • Ребенок спит только у груди Ребенок спит ТОЛЬКО с грудью во рту - памагите-спасите! Засыпает на груди и сосет и всю ночь, и все дневные сны. Что мне делать? Осенью нужно будет иногда ездить в институт, да и вообще. Если не предпринимать ничего, то будет продолжаться долго. У меня есть подруга, которая в подобной ситуации за три месяца перевела от засыпания с […]
  • Развития ребенка 5-6 лет Мультики для развития ребенка 5 6 лет Мультфильмы для детей 6 лет Вкус ребёнка необходимо формировать с раннего детства. Ведь именно в раннем возрасте он впитывает всю информацию словно губка. Именно поэтому подходить к вопросу о том, какие именно мультипликационные фильмы показывать ребёнку, нужно очень ответственно. Особенно этот […]
  • Гастрит симптомы у детей 3 лет Гайморит у детей 3 лет - симптомы и лечение Гайморит у ребёнка 3 лет – явление довольно редкое, поскольку это заболевание сопровождается воспалительным процессом и скоплением патогенного экссудата в верхнечелюстных синусах. Дети же рождаются с пазухами крохотного размера, поэтому слизисто-гнойным выделениям попросту негде […]
  • Ребенок 5 месяцев плачет во сне почему Ребенок 11 месяцев плачет во сне В зависимости от возраста, причины ночного плача у деток могут отличаться. Так, новорождённых деток чаще всего беспокоят боли в животике, уже в более старшем возрасте одной из причин беспокойного сна ребёнка может стать ночной кошмар. Причины у детей до полугода Голод может стать одной из причин […]
  • Зачатие ребенка перед месячными Зачатие за 3 дня до месячных Какая вероятность забеременеть перед месячными за 5 дней? Практически всегда нужно предохраняться, если беременность нежелательна. Большинство женщин на 100 процентов уверены, что зачатия ребёнка не произойдёт, если незащищённый половой акт происходит перед наступлением критических дней. Такое поведение […]
  • Лечение горла народными средствами у детей 2 года Методы лечения боли в горле у ребенка 2-х летнего возраста Дети в возрасте от 2 до 5 лет часто простуживаются в холодное время года. Сначала появляются симптомы, по которым не всегда можно точно определить заболевание. Родителям важно знать, чем лечить горло ребенку 2 года, как быстро устранить другие неприятные проявления недуга. Такие […]
  • Грыжа паховая у ребенка лечение Главное про паховую грыжу у детей: причины, симптомы и лечение При заболевании паховая грыжа у детей под кожу в паховой области выпячиваются один или несколько органов брюшной полости. Это происходит, когда у ребенка тонкие структуры, составляющие переднюю стенку живота, из-за врожденных (чаще всего) или приобретенных причин. Чаще всего […]
  • Можно ли давать ребенку соки Когда можно давать сок грудному ребенку? Для большинства родителей, имеющих грудных малышей одним из волнующих вопросов становится вопрос правильного введения первого прикорма — и первый из них, это когда можно начинать давать соки грудному ребенку, как правильно, сколько и какие соки давать малышу. Когда можно дать первый сок […]