Развитие гибкости у детей дошкольного возраста

Автор: Голубева О.В.

Все упражнения с детьми на развитие гибкости можно разделить на две категории:

Динамические ( Баллистические) — (подпрыгивающие, ритмические движения нередко используется термин динамические, быстрые, изотопические, кинетические.

Статические – упражнения предусматривающие удержание (фиксацию) определенного положения. (Майкл Дж. Алтер, 2001)

Курамшин Ю.Ф. (2003) предлагает классифицировать все упражнения в зависимости от режима работы мышц на три группы: также на статические, динамические и комбинированные.

Эффект комбинированных упражнений в растягивании обеспечивается как внутренними, так и внешними силами. При их выполнении возможны варианты чередования активных и пассивных движений. К примеру, стоя у опоры, медленное поднимание ноги вперед с помощью партнера и активная задержка ее в крайней верхней точке в течение 3-4 с. с последующим махом назад. Стоя у опоры, махи ногой вперед-назад с последующим удержанием ноги в положении вперед- вверх на около предельной высоте (Б.А. Ашмарин, Л.К.Завьялова, 1999).

Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой, с интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления работоспособности ребенка.

В зависимости от решаемых задач, режима растягивания, возрасти, пола, физической подготовленности, строения суставов дозировка нагрузки при его применении может быть достаточно разнообразной. Этот метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения. (Н.В Казакевич, 2006).

Одним из противоречивых вопросов спортивной науки является вопрос, об относительной эффективности упражнений на растягивание динамического (баллистического) и статического характера с точки зрения развития гибкости.

Доводы в пользу динамического (баллистического) метода, обусловлены следующими качествами: развитием динамической гибкости, востребованностью чувства товарищества и, что немаловажно, они вызывают неподдельный детский интерес ( баллистические упражнения являются менее однообразными и скучными).

Исследования проведенные Вайновичем и Доусоном (1994) подтвердило, что баллистическое растягивание осуществляемое после статического является более эффективным, чем только статическое растягивание.

Доводы против динамического (баллистического) метода, обусловлены следующими его качествами: неадекватной адаптацией тканей, болезненными ощущениями, инициацией рефлекса растягивания.

Как отмечает автор Майкл Дж. Алтер (2001): большинство видов физической деятельности и движений является по своей природе баллистическими, поэтому статический метод нельзя считать оптимальным с точки зрения обеспечения специфичности тренировки.

Проанализировав недостатки статического метода можно сделать вывод, что его эффективность, по мнению многих авторов, обусловлена:

1. содействует проведению разминки.

2. позволяет смягчить степень болезненных ощущений в мышцах.

3. повышает уровень физической деятельности.

Положительное влияние программы развития гибкости .

1. Снятие стресса и напряжения (снижает остроту чувственного восприятия окружающей действительности).

3. Самодисциплина (профилактика гипокинезии, повышение общей двигательной активности).

4. Физическая подготовленность, осанка и симметрия (улучшает внешний вид и условия работы внутренних органов).

5. Снятие боли в нижней части спины (так как улучшается подвижность позвоночного столба).

7. Снижение болевых ощущений в мышцах. (особенно положительный эффект наблюдается после пассивного стретчинга.

9. Возникновение чувства удовольствия (упражнения освежают организм, расслабляют и восстанавливают энергию).

К принципам растягивания можно отнести, как считает Майкл Дж. Алтер (2001), следующие:

2. Медицинское обследование ( выявить противопоказания для отдельных видов упражнений на растягивание)

3. Программа на растягивание должна иметь конкретную цель

4. Индивидуализированная программа (чтобы удовлетворить индивидуальные потребности)

5. Ведение учета (каждая программа хорошо планируется, требует учета)

6. Сравнение (не пытаться сравнивать себя с другими).

7. Ожидание постепенного улучшения

8. Одежда и расположение (свободная одежда, снизить мышечное напряжение и процесс сделать приятным)

10. Разминка перед занятием и после

11. Использование принципа специфической адаптации к прилагаемым требованиям

Ограничение подвижности (гибкости) суставов.

Диапазон действия сустава ограничен 5 факторами:

1. Отсутствием эластичности соединительных тканей в мышцах или суставах.

2. Мышечным напряжением.

3. Отсутствием координации и силы в случае активного действия.

4. Ограничением костных и суставных структур.

1. Увеличивать растяжимость соединительных тканей в мышцах или суставах.

2. Снизить мышечное напряжение, чтобы обеспечить расслабление.

3. Увеличить координацию сегментов тела и силу агонистической мышечной группы ( противоположных мышц).

Существует ряд методических указаний, которого следует придерживаться при работе с детьми дошкольного возраста.

1. Перед каким-либо упражнением на гибкость следует проделать движения, согревающие мышцы и связки.

2. В процессе упражнения полезно выполнять пружинящие движения. Например, неоднократно повторяющиеся наклоны вперед из исходного положения стоя, сидя.

4.Постепенно увеличивать амплитуду, используя инерцию движения, например махи ногами вперед.

5.Чередовать напряжение мышц с их расслаблением.

Развитие гибкости у детей младшего школьного возраста

Понятие и виды гибкости. Возрастные и физиологические особенности развития гибкости у младших школьников. Экспериментальная методика оценки гибкости, тесты на определение её показателей. Упражнения стретчинга как эффективное средство развития гибкости.

курсовая работа, добавлен 19.03

Физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Общая характеристика и методы развития гибкости и подвижности сустава. Методические особенности развития гибкости в системе физического воспитания. Особенности развития гибкости пловцов.

реферат, добавлен 08.07

Гибкость как ценное физическое качество. Возрастные и физиологические особенности гибкости младшего школьника, методики развития. Разработка эффективного комплекса упражнений для развития гибкости у школьников — участников секции восточного танца.

курсовая работа, добавлен 24.05

Особенности физического развития девушек старшего школьного возраста. Общая характеристика гибкости и подвижности суставов. Методы ее воспитания. Методы и организация исследования развития гибкости суставов. Результаты исследования и их обсуждение.

курсовая работа, добавлен 31.01

Теория изучения гибкости как физического качества. Виды (анатомическая, активная, пассивная и резервная), основные методы воспитания и развития гибкости (активные и пассивные упражнения). Развитие активной подвижности и улучшение пассивной гибкости.

реферат, добавлен 02.04

Основные возрастные аспекты воспитания гибкости у ребенка. Общая характеристика гибкости и подвижности суставов. Принцип воздействия физическими упражнениями на подвижность в суставах у ребенка. Общая характеристика основных методов воспитания гибкости.

курсовая работа, добавлен 09.11

Основные аспекты разработки комплекса упражнений с элементами акробатики для развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста. Обоснование его эффективности. Исследование главных особенностей выявления уровня сформированности гибкости у детей.

курсовая работа, добавлен 02.06

Исследование гибкости, морфофункционального свойства опорно-двигательного аппарата человека, определяющего пределы движений звеньев тела. Характеристика методов и средств воспитания гибкости суставов, комплекса упражнений на растягивание мышц и связок.

контрольная работа, добавлен 27.01

Разновидности гибкости как физического качества и их характеристика. Возрастные аспекты, основные средства и методы воспитания гибкости. Правила выполнения упражнения. Развитие гибкости позвоночника. Упражнения для позвоночника и их польза для организма.

реферат, добавлен 09.06

Общая характеристика гибкости и подвижности суставов, различие между этими понятиями. Развитие гибкости в различные возрастные периоды, необходимые упражнения. Методика стретчинга. Показатели, критерии функциональных возможностей детского организма.

курсовая работа, добавлен 26.12

Значение гибкости как физического качества. Морфункциональные свойства опорно-двигательного аппарата. Факторы, определяющие развитие гибкости. Средства и методы воспитания гибкости. Значение системы стрейчинга. Основные способы измерения гибкости.

курсовая работа, добавлен 22.12

Основные факторы и средства, способствующие улучшению физической гибкости. Особенности воспитания активной и пассивной подвижности в суставах. Развитие гибкости с помощью упражнений на растягивание и напряжение мышц, силовых тренировок, стретчинга.

курсовая работа, добавлен 13.04

Сущность и задачи гибкости. Средства и методы воспитания гибкости, методика развития. Контрольные упражнения для определения уровня развития гибкости. Техника безопасности при выполнении упражнений на развитие гибкости. Упражнения для развития гибкости.

творческая работа, добавлен 21.05

Понятие гибкости, ее общая характеристика, значение для нормального функционирования суставов и всего организма. Возрастные аспекты и особенности воспитания гибкости. Методика стретчинга, ее сущность, общая характеристика и полученные результаты.

реферат, добавлен 10.01

Строение, функции, работа суставов и скелетных мышц человека. Анатомо-физиологические особенности организма при развитии гибкости. Возрастные изменения костно-мышечной ткани. Тесты, используемые для определения уровня развития гибкости и подвижности.

курсовая работа, добавлен 10.02

Особенности гибкости человека как одной из способностей к достижению большой амплитуды в выполняемом движении. Виды гибкости (активная, пассивная и пр.). Характеристика основных средств развития гибкости человека (упражнений). Критерии оценки гибкости.

реферат, добавлен 30.03

Понятие гибкости как способности совершать движения с возможно большей амплитудой. Характеристика упражнений на развитие гибкости. Комплекс статических упражнений для тренировки общей гибкости (все упражнения выполняются и в правую и в левую стороны).

реферат, добавлен 21.12

Теоретические основы изучения гибкости как физического качества. Анализ особенностей активной, пассивной, динамической и статической гибкости. Изучение системы статических упражнений, развивающих гибкость и способствующих повышению эластичности мышц.

курсовая работа, добавлен 24.09

Теоретическое и экспериментальное обоснование совершенствования здоровьесберегающей и здоровьеформирующей функций процесса физического воспитания учащихся младших классов общеобразовательных школ. Разработка комплекса физических упражнений для детей.

автореферат, добавлен 23.09

Понятие гибкости. Методы и средства развития гибкости: совмещенное развитие силы и гибкости, метод статистического растягивания, стретчинг, йога. Комплекс упражнений на растягивание при проведении утренней зарядки и для начального развития гибкости мышц.

реферат, добавлен 25.05

Ковальчук С.И. РАЗВИТИЕ ГИБКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Всестороннее гармоничное развитие личности возможно лишь при решении задач комплексного использования различных средств, в том числе и физического воспитания, важнейшими из которых являются разнообразные физические упражнения.

В целях совершенствования системы физического воспитания и образования дошкольников возникает необходимость использования ныне существующих педагогических технологий, а так же разработки и внедрения новых, опирающихся на теоретически обоснованные и практически проверенные методологические положения, способствующие формированию здорового и гармонично развитого ребенка.

Наиболее разностороннее влияние на организм оказывают физические качества позволяющие воздействовать на весь комплекс двигательных способностей и совершенствовать полученные двигательные умения и навыки в быстро изменяющихся условиях деятельности.

Воспитание психофизических качеств, важнейшим из которым является гибкость -необходимое условие полноценного физического развития. Гибкость — в научно методической литературе определяется как морфофункциональное свойство опорно-двигательного аппарата, определяющее степень подвижности его звеньев, и зависит от эластичности мышц и связок, а также определяет пределы амплитуды движений. В исследованиях Л.Е. Лебядинской, В.И. Ляха подчеркивается необходимость развития гибкости для овладения техникой двигательных действий разных видов спорта, а также при выполнении действий в процессе трудовой деятельности. По утверждению Н.А. Бернштейна развитие гибкости создает благоприятное условие для совершенствования других психофизических качеств. Исследования B.C. Фарареля, К.Освальда, С. Бас ко показали специфическое воздействие статических упражнений на развитие гибкости.

В программах белорусских авторов А.И. Васильева, А.Н. Белоус «Пралеска», В.Н. Шебеко и др. «Физкульт — Ура!» по физическому воспитанию в ДУ указаны различные виды ходьбы, бега, прыжка и бросков, ловли, лазания, перечень подвижных игр, ОРУ для освоения их дошкольниками. Тем не менее, проблема развития гибкости у детей старшего дошкольного возраста является мало изученной. В современных педагогических технологиях этой проблеме не уделяется должного внимания, используемые физические упражнения лишь косвенно влияют на развитие этого психофизического качества. Российская программа «Старт» (Л.Я. Яковлева, Р. Юдина) по физическому воспитанию детей дошкольного возраста, основу которой составляют акробатические упражнения, не подкреплена достаточными экспериментальными исследованиями в ДУ. Для изучения развития и совершенствования гибкости у детей с использованием акробатических упражнений нами применялись комплексы специально разработанных акробатических упражнений.

Акробатические упражнения — одно из эффективных средств совершенствования устойчивости к различным ускорениям при перемещении в пространстве. Применяя эти упражнения развивается у детей сила, гибкость, ловкость, воспитывается смелость, совершенствуется функция равновесия. При рациональном чередовании различных групп акробатических упражнений формируются навыки правильной осанки, что особенно важно для детей в дошкольном возрасте.

Как показывает собственное наблюдение дети старшего дошкольного возраста хорошо и быстро запоминают названия, общую характеристику акробатических упражнений. Одной из задач в обучении дошкольников является освоение техники выполнения акробатических упражнений. В результате проведенного эксперимента, было выявлено, что в группе не было ни одного ребенка с условно обозначенным высоким уровнем развития гибкости, 1 ребенок — достаточный уровень, 3 ребенка — средний уровень и 10 детей — низкий уровень, На основе полученных результатов в ходе эксперимента была разработана и апробирована авторская методика «Модель развития гибкости у детей в течении дня» с целью развития гибкости посредством акробатических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста. Опираясь на модель была организована работа с детьми экспериментальной группы на развитие гибкости посредством использования акробатических упражнений в течение дня, Главная особенность на которую мы опирались в обучении — от простого к сложному: первое знакомство с упражнениями начинается с обобщенного восприятия, подготовительного этапа, простых и подражательных упражнений.

Постепенно с помощью систематических наблюдений, совместной деятельности и обучения упражнения изменялись и усложнялись. При первоначальном обучении использовался подгрупповой способ организации, затем — групповой и индивидуальный с использованием спортивного оборудования. При обучении всех акробатических упражнений обязательно учитывался пол ребенка, его физиологические особенности, состояние опорно-двигательного аппарата и физическая подготовленность.

Диагностические обследования показали, что благодаря применению авторской методики увеличилась гибкость детей на 70 %. Таким образом, разработанная модель способствует развитию гибкости у дошкольников при целенаправленной работе со стороны педагога.

lechimdetej.ru

Польза развития гибкости тела у дошкольников

Почему эффективные методики развития гибкости у детей привлекают такое внимание педагогов и родителей, обеспокоенных физическим состоянием чад? Все просто. Дело в том, что сегодня процентный показатель здоровых детей неутешителен и составляет не более 4% от всех детей дошкольного возраста.

С каждым годом этот показатель ухудшается, и все больше детей еще до того, как поступают в школу, начинают испытывать проблемы с опорно-двигательным аппаратом.

Если родители или педагоги заметили у ребенка дошкольного возраста проблемы с осанкой, то должны обязательно принять меры, не дожидаясь усугубления ситуации. Даже незначительные деформации позвоночника могут привести к серьезным последствиям, таким как заболевания внутренних органов, остеохондроз или сколиоз.

Для чего развивать у детей гибкость?

Развитие гибкости у ребят дошкольного возраста специалисты справедливо считают одним из наиболее эффективных методов оздоровления организма, способствующим нормальному физическому развитию. Упражнения для развития гибкости помогут:

  • укрепить суставы и связки;
  • укрепить мышечные волокна;
  • сделать мышцы более эластичными;
  • предупредить травмы.
  • Также гибкое тело позволит ребенку повысить собственные двигательные возможности, улучшить результаты в спорте в будущем. От того, насколько высоким будет являться уровень гибкости, зависят показатели силы, быстроты и координации детей.

    Ребята дошкольного возраста очень часто гибкие от природы, по крайней мере большая их часть. Тем не менее это не означает, что развивать гибкость у них не нужно. Со временем, если не внедрить в жизнь дошкольника занятия, направленные на развитие гибкости, его природные способности поблекнут и уровень физической подготовки заметно снизится.

    Гибкие и пластичные дети не только более активные и ловкие. При всей своей подвижности они на порядок меньше травмируются за счет эластичности мышц и их способности к быстрому восстановлению. Выполняя физические упражнения, ребенок с нормально развитой гибкостью потратит в разы меньше энергии, чем сверстники, а значит, меньше устанет.

    Дополнительно стоит отметить, что дети, активно работающие над упражнениями, развивающими гибкость, отличаются легкой эффектной походкой и практически идеальной осанкой, которой удается достичь за счет укрепленного опорно-двигательного аппарата.

    Развивать гибкость у детей дошкольного возраста нужно начинать с раннего детства. В 2-3 года малышам гораздо проще выполнять упражнения на растяжку, чем в более старшем возрасте. Если заниматься с крохой с рождения, к моменту поступления в школу он не утратит природной гибкости, заложенной в нем на генетическом уровне.

    Правда ли, что девочки более гибкие?

    Это действительно так: девочки в большинстве своем от природы отличаются повышенной гибкостью. Это связано с особенностями их организма, а точнее, с повышенным количеством содержания в мышцах коллагена и эластина.

    Между тем нужно понимать, что дети дошкольного возраста, независимо от пола, будут настолько пластичными, насколько это заложено в них природой. То есть если у мальчика мама с легкостью садится на продольный и поперечный шпагат, не занимаясь гимнастикой и упражнениями для развития гибкости, то и он, скорее всего, унаследовал ее пластичность.

    Негибкие от природы дети могут целенаправленно работать над совершенствованием функций своего тела, также добиваясь позитивных результатов. Но для того, чтобы растяжка была эффективной, необходимо предварительно подготовить тело, тщательно размяться до повышения температуры в мышцах.

    Какие факторы влияют на развитие гибкости?

    Главные факторы, оказывающие влияние на развитие гибкости:

  • анатомическое строение суставов;
  • форма и площадь суставов;
  • строение связок и сухожилий;
  • особенности задействованных мышц;
  • состояние отвечающих за тонус мышц нервных центров;
  • пол и возраст;
  • наследственность;
  • температура мышц;
  • время дня;
  • тип предыдущей деятельности и пр.
  • Особое значение имеет ритм выполнения упражнений. Ритмичность позволяет поддерживать возбудимость мышц на определенном уровне, что положительным образом будет сказываться на их эластичности. Несоблюдение ритма приведет к снижению эластичности мышц.

    О роли психоэмоционального состояния

    Очень важно, чтобы дети дошкольного возраста выполняли упражнения по развитию гибкости в хорошем настроении. Позитивные эмоции будут способствовать активизации деятельности вегетативных органов.

    Кроме того, положительный настрой станет залогом увеличения частоты сердечных сокращений и повышенного газообмена. В целом ребенок, который выполняет упражнения с удовольствием, сможет достичь результатов гораздо быстрее, чем малыш, которого заставляют работать.

    Температура мышц и окружающей среды — важные факторы

    Приучайте детей к выполнению упражнений на развитие гибкости при правильной температуре мышц. Именно от этого фактора будут зависеть показатели их эластичности. Достаточно разогретые мышцы будут способствовать активной циркуляции крови, поэтому ни в коем случае нельзя начинать выполнять упражнения для гибкости без разминки.

    Важной является не только температура мышц, но и окружающей среды. Мышечная деятельность сильно зависит от температурных скачков. Чем ниже температура воздуха, тем менее эластичные мышцы, что может привести к травмам во время занятий.

    Если занятия проводятся на открытом воздухе в холодную погоду, необходимо контролировать, чтобы ребенок тщательно разминался. В условиях жаркой погоды при обильном потоотделении и потери жидкости мышечная ткань теряет сократительные свойства и становится особенно вязкой.

    Время дня и характер предшествующей деятельности

    Физическое состояние человека, в том числе детей дошкольного возраста, отличается в зависимости от времени суток. Так, например, у подавляющего большинства дошкольников активность ранним утром снижена, они слишком расслаблены и не сосредоточены после продолжительного ночного сна.

    Если занятия на развитие гибкости проводятся утром, то разминка должна быть продолжительной и активной. Наиболее эффективными считаются вечерние тренировки, когда органы и системы детского организма находятся в «боевой готовности».

    Также важно и то, что делал ребенок перед занятием по развитию гибкости. Важно, чтобы ребенок не был слишком уставшим перед занятиями, в то же время выполнение упражнений для развития силы скажется положительным образом на показателях гибкости.

    Анатомические особенности дошкольников

    Любая методика развития гибкости у дошкольников должна учитывать их возрастные особенности. Так, например, необходимо знать, что процесс окостенения длинных костей у малышей начинается в 4 года и продолжается до 7 лет. Никаким результатом в этот период не оправдываются повышенные силовые нагрузки, негативным образом влияющие на процесс.

    Примерно в этот же период формируются изгибы позвоночного столба, поэтому дети часто имеют проблемы с осанкой. Правильно подобранные упражнения для повышения гибкости тела помогут исправить проблему.

    В возрасте 5-6 лет мышцы детей развиты неравномерно, поэтому очень важно подобрать упражнения для укрепления наиболее слабых мышц, например сгибателей или разгибателей.

    Следует учитывать, что в дошкольном возрасте методика выполнения упражнений, стимулирующих развитие гибкости, должна быть построена на нагрузках небольшого объема с регулярными паузами для отдыха. Это связано с повышенной утомляемостью малышей, вынужденных активно расходовать энергию.

    Работа сердечно-сосудистой и дыхательных систем у детей дошкольного возраста не налажена. Пульс ускоряется даже в режиме незначительной нагрузки, артериальное давление нестабильно, дыхание частое и поверхностное. Примерно к концу старшего дошкольного возраста дети лучше справляются с нагрузками и способны заниматься в умеренно интенсивном темпе.

    Что касается двигательных качеств, то в дошкольном возрасте они развиваются неравномерно и во многом зависят от двигательного опыта дошкольника. Дополнительно стоит отметить неустойчивость внимания у детей до 7 лет. Чтобы продлить интерес малышей к выполнению упражнений, стимулирующих развитие гибкости, важно периодически использовать яркие раздражители.

    Насколько безопасными являются тренировки для развития гибкости у дошкольников?

    Дети дошкольного возраста способны справиться практически с любыми упражнениями на растягивание и гибкость, если не форсировать события. Важно, чтобы упражнения, направленные на развитие гибкости, проводились в совокупности с умеренными физическими нагрузками, которые будут способствовать укреплению мышц и связок и помогут исключить травмы.

    Кроме того, методика упражнений для развития гибкости детей должна быть разработана с учетом их индивидуальных особенностей и возраста.

    Не все дети готовы справляться с ощущениями, вызванными стретчингом (растяжкой), что может привести к снижению работоспособности и нарушениям техники выполнения упражнений. Чтобы исключить эти неприятные моменты, необходимо подбирать для детей доступные упражнения, настаивая на регулярном их выполнении.

    Лучший способ объяснить ребенку, как правильно выполнять упражнение, это показать на личном примере. Что касается амплитуды, то увеличивать ее нужно постепенно и систематично.

    Упражнения для развития гибкости младших дошкольников

    Стимулировать развитие гибкости у детей младшего дошкольного возраста можно с помощью игровых упражнений.

  • Наклоны. Положите за спину стоящего ребенка игрушку. Попросите его из исходного положения с расставленными на уровне плеч ногами достать игрушку, после чего взять ее и, прогнувшись назад, передать маме, брату, сестре или любому другому человеку, стоящему сзади. Игра помогает развивать гибкость позвоночника.
  • «Потягушки». Предложите малышу встать возле кресла или дивана, развернувшись к нему правым боком. Ребенку нужно будет положить правую ногу на поверхность дивана или кресла, после чего выполнить серию пружинистых наклонов, пытаясь достать кончиками пальцев пола. Выполнить упражнение нужно будет поочередно для каждой ноги.
  • «Мельница». Простое и проверенное упражнение. Малышом кистями рук очерчивает в воздухе круги, постоянно увеличивающиеся в диаметре.
  • «Йог». Ребенку предлагают занять место на коврике с вытянутыми вперед ногами, после чего принять позу лотоса (можно показать на личном примере). Будет здорово, если малыш сможет удержаться в этом положении как можно дольше.
  • «Мостик». Знакомое многим с детства упражнение. Выполнять его можно на полу, стараясь, чтобы малыш выдержал в положении мостика не менее 10 секунд. Обратите внимание на положение стоп и кистей во время выполнения упражнения. Стопы должны полностью касаться пола, а кисти — оставаться параллельными друг другу.
  • «Кукла». Упражнение особенно оценят девочки дошкольного возраста. Для выполнения им необходимо будет поставить ноги на ширине плеч и выполнить наклоны вперед, не сгибая ноги в коленях, после чего вернуться в исходное положение с незначительным прогибом назад.
  • Регулярное выполнение этих упражнений с постепенным увеличением амплитуды поможет сохранить и даже улучшить природную гибкость малышей в дошкольном возрасте. Школьникам можно добавить в программу более сложные и вместе с тем эффективные упражнения для гибкости тела, направленные на улучшение состояния определенных мышц с целью улучшения спортивных результатов в будущем.

    rebenkoved.ru

    Развитие гибкости у детей дошкольного и школьного возраста

    Некоторые родители уверены, что развивать у детей гибкость нет никакого смысла, так как она от природы нормально развита. При этом нельзя забывать о том, что в отличие от прочих двигательных умений гибкость со временем утрачивается. Это не очень хорошо, так как от пластичности костных тканей зависит очень многое, в том числе здоровье позвоночника.

    Гибкий позвоночник у детей позволит меньше уставать в школе и иметь красивую осанку

    Зачем развивать гибкость у детей?

    Многие дети достаточно гибкие, но не все. Гибкость можно развить у ребенка в домашних условиях с помощью простых упражнений. При хорошем развитии эта способность помогает легче овладевать прочими навыками. К примеру, на уроках физкультуры дети прыгают через козла, лазают по канатам и кувыркаются.

    Хорошая пластичность уменьшает риск получения травм в быту, таких как вывихи и растяжения. Нормально тянущиеся мышцы меньше напрягаются и легче восстанавливаются после тяжелых физических нагрузок. Гибкому ребенку при выполнении разных упражнений приходится затрачивать меньше энергии, поэтому он не так быстро устают, как его сверстники, а перед родителями не стоит проблема, как лечить сколиоз у детей и другие заболевания позвоночника.

    Важно выделить то, что все дети, регулярно выполняющие упражнения на гибкость и растяжку, имеют красивую походку и правильную осанку. Объяснить это можно крепким опорно-двигательным аппаратом и окрепшими спинными мышцами.

    Врожденнная гибкость у детей с возрастом утрачивается, если ее не развивать

    Развивать гибкость следует с ранних лет. Наверняка вы обращали внимание на то, как взрослые люди сгибают ноги в коленях, наклоняясь за упавшей вещью. Что касается маленьких деток, они легко засовывают пальцы ножек себе в рот. Связано это с хорошей растяжкой мышц и подвижностью суставов. Детям легче выполнять упражнения на растяжку, становиться на шпагат или мостик.

    Почему девочки более гибкие?

    Повышенная гибкость девочек объясняется особенностями их гормонального фона: в мышцах больше эластина и коллагена. При этом и мальчики, и девочки настолько пластичны, насколько им позволяет их генетика и наследственность. Таким образом, если мама легко садится на шпагат, ее малыш тоже не испытает никаких проблем при этом. Кроме наследственности гибкость может зависеть от состояния организма и внешних факторов (к примеру, утром она снижается). Лучшей растяжке способствует повышение температуры тела, поэтому перед повышением гибкости девочкам и мальчикам следует тщательно разогреваться.

    В каком возрасте начинать тренировки на гибкость?

    До возраста 6-7 лет целенаправленно тренировать гибкость у ребенка нет необходимости, так как опорно-двигательный аппарат в это время только начинает формироваться и суставы слишком подвижны. Чтобы сохранить врожденную гибкость у детей 5-6 лет, достаточно ограничиться элементарными упражнениями и занятиями:

    • аэробика для самых маленьких;
    • ритмика;
    • подвижные дворовые игры.
    • Ближе к школьным годам мышцы и связки укрепляются, но природная гибкость остается, поэтому чтобы не допустить снижения пластичности необходимо заняться стрейчингом. Существует также специальная детская йога, упражнения которой отличаются от обычных тем, что занятия лишены философского аспекта: дети изучают лишь ключевые асаны и технику дыхания. Йога эффективно развивает пластичность тела и подвижность суставов, улучшает осанку и координацию, благоприятно сказывается на работе сердечно-сосудистой системы.

      Безопасно ли тренировать гибкость у детей?

      Дети могут выполнять почти любые упражнения на растягивание, но подходить к ним следует осторожно, не торопя события. Ускоренное развитие гибкости у детей при помощи физических нагрузок без дополнительного укрепления мышц и связок может привести к микротравмам в виде растяжения связок, повреждения суставов и пр. При развитии гибкости у детей дошкольного возраста важно учитывать индивидуальные особенности строения тела.

      Стретчинг иногда вызывает неприятные ощущения у детей при выполнении упражнений, что может негативно сказываться на технике и даже привести к травме. Чтобы этого избежать, нужно следовать основным принципам растягивания: доступность, регулярность, планомерность.

      Чтобы ребенок разобрался, как правильно выполняется то или иное упражнение, нужно использовать визуальные образы: они помогают правильно выполнять определенные движения. Амплитуду следует увеличивать постепенно, по мере пропадания боли . систематичность крайне важна (в идеале – каждый день хотя бы по 10 минут) и позволяет добиваться отличных результатов, закрепляя их надолго.

      Упражнения на гибкость для самых маленьких

      Существуют разные активные игры для развития гибкости детей дошкольного возраста. Рассмотрим несколько возможных вариантов:

      Наклоны. Для упражнения нужна игрушка, к которой ребенку нужно встать спиной. Ноги расставляются на ширину плеч, после чего малыш начинает плавно наклоняться вниз и берет игрушку. Затем он поднимает ее вверх, прогибается назад в спине и передает игрушку маме, стоящей позади. Мама вновь ставит ее на пол за спину своего чада.

      Потягушки. Ребенок становится возле дивана, кресла или стула правым боком к нему. Правую ногу отводит в сторону, кладя ее на возвышенность. После этого он выполняет пружинистые наклоны вниз, стремясь достать до пола пальцами. После этого необходимо развернуться и сделать то же самое для другой ноги.

      Мельница. Ноги смыкаются вместе, а руки расставляются в стороны. Ребенок начинает очерчивать кистями рук маленькие круги, а потом большие.

      Маленький йог. Сначала ребенок усаживается на коврик и вытягивает вперед ноги, после чего берет одну из них руками и кладет на бедро, а потом вторую (получается поза лотоса). Руками следует опереться в пол, расставить плечи и задержаться в этом положении на несколько секунд.

      Мостик. Необходимо лечь на спину, согнуть ноги в коленях и завести руки за плечи. С помощью мамы или папы ребенок старается подняться на мостик, а затем плавно опускается на пол (необходимо повторить упражнение шесть раз).

      Кукла. Ребенок в положении стоя расставляет ноги на ширину плеч и начинает нагибаться, опуская корпус тела (руки расслаблены и висят). После этого ребенок выпрямляется и прогибается в спине слегка назад.

      Скалочка. Выполнение упражнения требует использования гимнастической палки. Ребенку следует сесть на пол, уложить на бедра спортивный снаряд и прокатить его до носков, завести под ноги и катить в обратном направлении. Затем палку достают из-под ног и повторяют все сначала.

      Развитие гибкости у школьников

      Ниже описанные упражнения предназначены для развития гибкости у детей младшего школьного возраста, но подходят также подросткам. Они помогают существенно развить гибкость и снизить риск травматизма на тренировках:

      1. Встав на колени, ребенок должен завести руки за спину и скрестить кисти в замок на уровне таза. После этого согнутые в кистях руки плавно отводятся назад.
      2. В стоячем положении голову нужно наклонить вперед, будто пытаешься что-то достать подбородком. Правой рукой голова обхватывается сверху так, чтобы пальцами можно было достать дотронуться до кончика левого уха. После этого голову наклоняют вправо (для подстраховки следует помогать себе рукой). Далее упражнение нужно повторить зеркально.
      3. Ребенку следует вытянуть левую руку вперед и вправо в одной плоскости с плечом. Правую руку следует согнуть и поставить так, чтобы создать упор для левого локтя. Далее левая рука сгибается и кладется на правое плечо. Удостоверьтесь в том, что левая находится с плечом на одном уровне.
      4. Ребенок должен выпрямить левую руку и вытянуть ее вперед ладонью внутрь. Опустите ее перед собой до уровня плеча. Правую руку следует использовать в качестве упора, слегка надавливая на левый локоть. Далее упражнение следует повторить, сменив руки.
      5. Нужно развести руки на уровне плеч по сторонам и согнуть их под прямым углом в локтях, направив предплечья вперед, а ладони вниз. Плечи следует повернуть так, чтобы предплечья расположились параллельно относительно туловища, но следите за тем, чтобы локти не выходили из плоскости плеч. Разворачивать плечи следует настолько, как только удастся.
      6. Ребенок должен встать на колени и опереться руками в пол, развернув кисти внутрь. После этого необходимо начать отклоняться назад до ощущения легкого напряжения в предплечьях и бицепсах.
      7. Правая рука заводится за спину через верх, чтобы ладонь располагалась чуть ниже середины воротниковой зоны, а локоть выше правого уха. Левую руку ребенок при этом должен завести над головой так, чтобы обратная сторна кисти уперлась в локоть правой руки. Левой рукой следует давить на локоть до возникновения напряжения в правом трицепсе.
      8. Лежа на спине следует вытянуть ногти. Левая поднимается вверх и ее нужно обхватить левой рукой ниже колена, а правой чуть выше. Далее ребенок должен начать плавно притягивать ногу к голове.
      9. В лежачем положении ребенку нужно подтянуть колени к груди и обхватить их двумя руками, а затем следует начать осторожно притягивать их к плечам. Голову можно приподнимать, стараясь прикоснуться к груди подбородком. Далее ребенок должен плавно перекатиться вперед и назад несколько раз.
      10. Необходимо лечь на пол, как перед выполнением отжиманий, и медленно отжаться от пола, прогибая туловище и не отрывая ног и таз от основания.

      Комплекс упражнений на гибкость и растяжку для детей следует подбирать исходя из индивидуальных предпочтений ребенка. Важно, чтобы занятия нравились ребенку и были интересны. Можно внести в тренировки элемент игры, добавив такие спортивные снаряды, как обруч, гимнастический мяч, палочку и т.д. (см. рисунок выше).

      Как видите, методика развития гибкости у детей младшего дошкольного и школьного возраста – занятие не самое трудное, но требующее усердия и правильного подхода.

      www.sportobzor.ru

      • Главная
      • Школа
      • Развитие гибкости у детей дошкольного возраста
      • Средства и методы развития гибкости у детеи? дошкольного возраста

        Средства и методы развития гибкости у детей дошкольного возраста.

        Все упражнения на гибкость можно разделить на две категории:

        Динамические (Баллистические) — (подпрыгивающие, ритмические движения нередко используется термин динамические, быстрые, изотопические, кинетические.

        Статические– упражнения предусматривающие удержание (фиксацию) определенного положения. (Майкл Дж. Алтер 2001)

        Основным методом развития гибкости является повторный метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой, интервалами активного отдыха между сериями, достаточными для восстановления работоспособности.

        В зависимости от решаемых задач. Режима растягивания, возрасти, пола, физической подготовленности, строения суставов дозировка нагрузки при его применении может быть достаточно разнообразной. Этот метод имеет различные варианты: метод повторного динамического упражнения и метод повторного статического упражнения.( Н. В Казакевич 2006) .

        Одним из противоречивых вопросов спортивной науки является вопрос касающийся относительной эффективности упражнений на растягивание динамического (баллистического) и статического характера с точки зрения развития гибкости.

        Доводы в пользу динамического (баллистического) метода, обусловлены следующими качествами: развитием динамической гибкости, эффективностью чувством товарищества и интересом ( баллистические упражнения являются менее однообразными и скучными) .

        Доводы против динамического (баллистического) метода, обусловлены следующими качествами: неадекватной адаптацией тканей, болезненными ощущениями, инициацией рефлекса растягивания.

        Ключевыми факторами статического растягивания являются: максимальный контроль, полное ( незначительное) отсутствие движений.

        Как отмечает автор Майкл Дж. Алтер (2001) : большинство видов физической деятельности и движений является по своей природе баллистическими, поэтому статический метод нельзя считать оптимальным с точки зрения обеспечения специфичности тренировки.

        содействует проведению разминки.

        позволяет смягчить степень болезненных ощущений в мышцах.

        повышает уровень физической деятельности.

        Положительное влияние программы развития гибкости.

        1. Снятие стресса и напряжения( снижает остроту чувственного восприятия окружающей действительности) .

        3. Самодисциплина (профилактика гипокинезии, повышение общей двигательной активности) .

        6. Избавление от мышечных судорог (профилактика преждевременного «стирания» суставов и декальцинезации костей.

        7. снижение болевых ощущений в мышцах. (особенно положительный эффект наблюдается после пассивного стретчинга.

        8. Профилактика травм

        К принципами, растягивания можно отнести, как считает Майкл Дж. Алтер (2001) следующие:

        3. Программа на растягивание должна иметь конкретную цель.

        6 Сравнение ( не пытаться сравнивать себя с другими) .

        10. Разминка перед занятием и после.

        12. Использование принципа перерастяжения: продолжительность растягивания, частота и интенсивность

        Для осуществления методически грамотного растягивания специалисту необходимо знать определенную базу знаний, а также принципов растягивания, методов растягивания, структуру суставов, его функции, степень ограниченности движения.

        1 Отсутствием эластичности соединительных тканей в мышцах или суставах.

        4 Ограничением костных и суставных структур.

        1 Увеличивать растяжимость соединительных тканей в мышцах или суставах.

        3 Увеличить координацию сегментов тела и силу агонистической мышечной группы ( противоположных мышц) .

        1 Перед каким-либо упражнением на гибкость следует проделать движения, согревающие мышцы и связки.

        3. Постепенно увеличивать амплитуду, используя внешнюю опору или увеличивая воздействие на ту или иную часть тела. Например, при наклонах вперед из исходного положения сидя, держась за ступни ног, как можно больше приближая голову к ногам, а ноги не сгибать в коленях.

        Средства и методы развития гибкости у детей дошкольного возраста.

        Динамические (Баллистические) — (подпрыгивающие, ритмические движения нередко используется термин динамические, быстрые, изотопические, кинетические.

        Статические – упражнения предусматривающие удержание (фиксацию) определенного положения. (Майкл Дж. Алтер 2001)

        Курамшин Ю. Ф (2003) предлогает разделить все упражнения в зависимости от режима работы мышц на три группы: также на статические , динамические и еще комбинированные.

        Эффект комбинированных упражнений в растягивании обеспечивается как внутренними. Так и внешними силами. При их выполнении возможны варианты чередования активных и пассивных движений.

        К примеру, стоя у опоры, медленное поднимание ноги вперед с помощью партнера и активная задержка ее в крайней верхней точке в течении 3-4 с. С последующим махом назад. Стоя у опоры, махи ногой вперед-назад с последующим удержанием ноги в положении вперед- вверх на около предельной высоте (Б. А. Ашмарин, Л. К. Завьялова, 1999) .

        Исследования показало, что эффект растягивания происходит за счет применения мышечной силы и более длительного растягивания.

        Метод статического растягивания является научно обусловленным и достаточно эффективным для увеличения амплитуды движения. Аргументы в пользу статического растягивания: выполнение упражнений связано с меньшими энерготратами, вызывает менее выраженными болезненными ощущениями в области мышц, обеспечивает более качественное облегчение после мышечного дистресса.

        Проанализировав недостатки статического метода можно сделать вывод, что его эффективность по мнению многих авторов обусловлена:

      • содействует проведению разминки.
      • позволяет смягчить степень болезненных ощущений в мышцах.
      • повышает уровень физической деятельности.
      • Положительное влияние программы развития гибкости.

        2. Мышечная релаксация.

        4. Физическая подготовленность, осанка и симметрия (улучшает внешний вид и условия работы внутренних органов) .

        5. Снятие боли в нижней части спины (так как улучшается подвижность позвоночного столба) .

        9. Возникновение чувства удовольствия (упражнения освежают организм, расслабляют и восстанавливают энергию) .

        1. Безопасность (знание способов контролирования возможного риска)

        4. Индивидуализированная программа (чтобы удовлетворить индивидуальные потребности) .

        5. Ведение учета (каждая программа хорошо планируется, требует учета) .

        7. Ожидание постепенного улучшения.

        8 Одежда и расположение (свободная одежда, снизить мышечное напряжение и процесс сделать приятным) .

        11. Использование принципа специфической адаптации к прилагаемым требованиям.

        Для осуществления методически грамотного растягивания специалисту необходимо знать определенную базу знаний, а также принципов растягивания, методов растягивания, структуру суставов, его функции, степень ограниченности движения.

        Ограничение подвижности ( гибкости) суставов.

        Диапазон действия сустава ограничены 5 факторами:

        2 Мышечным напряжением.

        3 Отсутствием координации и силы в случае активного действия.

        Чтобы увеличить амплитуду действия сустава, методы растягивания должны обеспечить хотя бы одно из следующих условий:

        2 Снизить мышечное напряжение, чтобы обеспечить расслабление.

        2 В процессе упражнения полезно выполнять пружинящие движения. Например, неоднократно повторяющиеся наклоны впередиз исходного положения стоя, сидя.

        4. Постепенно увеличивать амплитуду, используя инерциюдвижения, например махи ногами вперед.

        5. Чередовать напряжение мышц с их расслаблением.

        НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ

        Одним из наиболее доступных и педагогически эффективных средств формирования у детей творческих речевых умений называется – народная сказка. Я полагаю, что развитие словесного творчества детей на матер.

        Обобщение опыта работы по теме:«Развитие мелкой моторики, как средство коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

        «Развитие мелкой моторикикак средство коррекцииобщего недоразвития речи у детейдошкольного возраста.

        Развитие гибкости у детей

        Многие родители считают, что не стоит развивать у ребенка гибкость, ведь она и так хорошо развита у него от природы. Но не стоит забывать, что в отличие от других двигательных способностей гибкость имеет свойства утрачиваться со временем. А ведь это очень важное свойство костной ткани помогающее иметь в дальнейшем здоровый позвоночник.

        Поэтому родителям следует развивать гибкость у малыша. Специальные упражнения помогут вам в этом. Гибкость и пластика суставов предотвратит развития сколиоза у ребенка, ведь профилактика этого заболевания совсем не сложна, в отличии от лечения сколиоза, подробнее об этом можно почитать здесь http://www.spinam.ru/lechenieskolioza/

        Упражнения для развития гибкости у детей

        Для этого упражнения вам потребуется игрушка. Ребенок встает к ней спиной, при этом его ноги находятся на ширине плеч, и плавно наклоняясь вниз, берет игрушку в руки. Далее поднимает игрушку вверх, прогибается назад в спине и отдает игрушку в руки маме.

        А она в снова ставит ее на пол за спину ребенка.

        Кроха становится правым боком к дивану, стулу или креслу, при этом отводит правую ногу в сторону и кладет ее на поверхность дивана. Затем выполняет несколько пружинистых наклонов вниз, стараясь дотянуться пальцами до пола. Потом поворачивается левым боком и выполняет аналогичное действие только для другой ноги.

        Исходное положение ребенка – ноги вместе, расставленные руки в стороны. Малыш сначала выполняет маленькие круги, вращая кистями рук, затем большие круги, выполняя круги руками синхронно и по очереди.

        Для начала кроха садиться на коврик, вытянув ноги вперед. Затем берет руками одну ногу и кладет ее на бедро, затем и вторую. Таким образом принимая позу лотоса.

        Руками упирается в пол, расставляет плечи и находится в таком положении несколько секунд.

        Ребенок ложиться на спину, сгибая ноги в коленях. Руки заводит за плечи и при помощи взрослого старается встать на мостик, после чего медленно опускается на пол и повторяет упражнение 6 раз.

        Малыш встает прямо, ноги на ширине плеч, плавно нагибается , опуская корпус тела, руки расслабленно висят. Затем малыш выпрямляется и прогибается немного назад в спине.

        Для упражнения вам потребуется гимнастическая палка. Ребенок садится на пол, кладет гимнастическую палку на бедра и прокатывает ее до носков, далее заводит под ноги и катит уже в обратном направлении. Достает палку из-под ног и возвращает ее в исходное положение.

        Такие упражнения для развития пластики и гибкости будут полезны не только ребенку, но и остальным членам семьи. Главным условием при выполнении данного комплекса упражнений является отсутствие спешки и регулярность. Поэтому делайте их в медленном, размеренном темпе несколько раз в неделю.

        Категория:Детское здоровье | Добавил:planetaD (13.11.2014) Другие материалы по теме:

        Предварительный просмотр:

        Развитие гибкости и игровой стретчинг на физкультурных и музыкально-ритмических занятиях в детском саду.

        Гибкость – это способность организма выполнять движения с максимальной амплитудой. Различают два вида гибкости: активную и пассивную.

        Активная гибкость проявляется в результате собственных мышечных усилий, это то качество, которое определяет, например высоту подъёма ноги при махе, или способность встать в « мостик». Пассивная гибкость- это гибкость которая может быть проявлена при проявлении внешнего усилия, это некоторый резерв , который трудно реализовать самому, но от которого зависит будете ли вы хромать, если ноги неожиданно разъедутся на льду.

        Гибкость зависит от эластичности мышц и связок, подвижности суставов, а также ряда внешних причин: от температуры внешней среды, от степени утомления организма, от времени суток.( во второй половине дня занятия на развитие гибкости эффективней) .

        ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ ГИБКОСТИ

        Чтобы достичь хороших результатов в развитии гибкости у дошкольников не обходимо соблюдать следующие принципы.

        1. СУММИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТА.

        Растяжка- результат суммирования многих регулярных попыток. Применение данного принципа предостерегает от стремления получить результат мгновенно.

        2. Принцип непрерывно- ступенчатого развития.

        Занятия по развитию гибкости должны быть обязательно регулярными , так как гибкость относится к числу быстро утрачиваемых, при отсутствии специального тренинга качеств.

        3. ПРИНЦИП ПОВТОРНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

        Упражнения следует выполнять сериями, по несколько повторений.

        4. ПРНЦИП РАЗОГРЕВА

        Упражнения, используемые для разогрева, должны задействовать большие мышечные группы и поднимать общий тонус организма.

        5 ПРИНЦИП ПСИХИЧЕСКОГО УЧАСТИЯ.

        Ключ к подвижности- расслабление. Упражнения выполняются медленно и осторожно с удержанием растянутого положения. Настроиться на расслабление помогают образы и картинки, а также представление тепла.

        Занятия на развитие гибкости в детском саду рекомендуется проводить в игровой форме – игровой стретчиг Это комплекс статических растя жек.

        Игровой стретчинг можно отнести к длительным творческим играм. В продолжительной игре можно частично менять, усложнять содержание.

        Как и любое занятие гимнастикой, стретчинг основывается на чередовании напряжения и расслабления мышц, таким образом, чтобы нагрузка на всё тело ребёнка была равномерной. За одно занятие должно быть выполнено от 10 до 14 упражнений.

        Этими упражнениями можно начинать заниматься уже с ребенком от трех-четырех лет. Каждое упражнение повторяется 4-6 раз (в зависимости от возраста) . Подбирается инструментальная музыка с ярко выраженным ритмом. Начинаю рассказывать сказку, одновременно разыгрывая ее.

        Игра состоит из нескольких фрагментов, в которое вплетены упражнения на статическую растяжку мышц, прыжки, стимуляцию точек на стопе, расслабление для восстановления дыхания, и длится 20 минут со старшими, а с малышами, столько, сколько он сам захочет.

        После занятий игровым стретчингом у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая свои творческие способности.

        Игровой парашют для детей дошкольного возраста

        Игры с игровым парашютом.

        Материал по логопедии на тему: Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

        Опубликовано 12.05.2015 — 19:26 — Могутова Ирина Константиновна

        Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.

        Обязательным условием создания развивающей среды на занятии является этап рефлексии. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

        Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

        Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 1 — Развитие гибкости

        Методика физического воспитания и развития детей дошкольного возраста часть 1 — Развитие гибкости

        Cмотрите так же. Page 15 of 45

        Гибкость (подвижность в суставах) . Это способность выполнять движения с необходимой амплитудой, обусловленная морфофункциональными свойствами опорно-двигательного аппарата и сте­пенью подвижности его звеньев.

        Гибкость определяется эластичностью мышц и связок, детерминирующих амплитуду движений. Наряду с основными физическими качествами гибкость представляет собой одну из главных предпосылок движений. Внешне она проявляется в величине амплитуды (размаха) сгибаний—разгибаний и других движений. Соответственно ее показатели определяются по предельной амплитуде движений, оцениваемой в угловых градусах или линейных величинах (сантиметрах) .

        Гибкость важное психофизическое качество, которое наряду с быстротой, силой, выносливостью, ловкостью определяется морфофункциональными биологическими особенностями человека.

        Гибкость наделяет человека важным умением совершенного владения своим телом, умением чувствовать его, быть в постоянном контакте с ним, знать его возможности и использовать их, управлять им.

        Гибкость дает легкость, свободу действий, раскрепощенность, непринужденность движений, умение как концентрировать силы своего тела, так и расслаблять его.

        Гибкий человек красив с эстетической точки зрения.

        Гибкость придает грациозность, изящность, пластичность, выразительность движениям.

        Во многих видах деятельности гибкость выступает залогом успеха. Она позволяет быстрее и лучше овладеть рациональной техникой выполнения движений, экономнее использовать силу, быстроту и другие физические качества и на этой основе достичь наилучших практических результатов.

        Особое значение гибкость приобретает при занятиях физкультурой. Прыгает ли ребенок, лазает, катается на лыжах, велосипеде, гибкость облегчает его усилия, бережет его мышцы от чрезмерного напряжения, растяжки и других повреждений.

        Гибкость определяется анатомическими возможностями человека: формой суставов и степенью соответствия сочленяющихся поверхностей друг другу. Ограничителем реального размаха движений являются суставные сумки-связки.

        Под влиянием систематического растягивания улучшается их эластичность. Это приводит к увеличению подвижности в суставе, улучшению показателей гибкости. Самым важным фактором, определяющим амплитуду движения при выполнении двигательного действия, являются мышцы, окружающие сустав, их способность удлиняться и сокращаться.

        Чтобы быть гибким и иметь хорошую подвижность во всех суставах, необходимо использовать широкий спектр упражнений. Развиваясь, сама гибкость создает благоприятные условия для совершенствования определенных психофизических качеств. Так, например, доказано, что упражнения, преимущественно направляемые на развитие гибкости, вместе с тем развивают силу и выносливость

        Различают активную и пассивную гибкость.

        Активная гибкость проявляется в движениях за счет собственной активности соответствующих мышц.

        Пассивная гибкость это способность выполнять движения за счет приложен­ных к движущейся части тела внешних сил (усилий партнера, внешнего отягощения и т.д.) .

        В пассивных упражнениях на гибкость достигается большая, чем в активных упражнениях, амплитуда движений. Разница между показателями активной и пассивной гибкости называется «резервной растяжимостью», или «запасом гибкости».

        Различают также общую и специальную гибкость.

        Общая гибкость характеризуется подвижностью во всех суставах тела и позволяет выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.

        Специальная гибкость — это предельная подвижность в отдельных суставах, определяющая эффективность спортивной или профессионально-прикладной деятельности.

        По способу проявления гибкость подразделяют на динамическую (в движениях) и статическую (в позах) .

        В одной из них основными растягивающими силами служат на­пряжения мышц, в других — внешние силы. В связи с этим каждая группа упражнений может включать в себя активные и пассивные движения.

        Наиболее успешно гибкость формируется в физических упражнениях. К каждому упражнению необходимо относиться сознательно, помня, что, упражняя тело, мы влияем на мозг. Физические упражнения учат ребенка ощущать мышцы рук, ног, шеи, туловища, чувствовать ответственность за красоту движений и свое здоровье.

        Развивают гибкость с помощью упражнений на растягивание мышц и связок.

        Все упражнения в растягивании, в зависимости от режима ра­боты мышц, можно подразделить на три группы:

        Динамические активные упражнениявклю­чают в себя разнообразные наклоны туловища, пружинистые, ма­ховые, рывковые, прыжковые движения. В числе динамических пассивныхможно назвать упражнения с «самозахватом», с помощью воздействий партнера, с преодолени­ем внешних сопротивлений, использованием дополнительной опоры или массы собственного тела (барьерный сед, шпагат и др.) .

        Статические активные упражненияпредполагают удержание определенного положения тела с растягиванием мышц, близким к максимальному за счет сокращения мышц, окружающих суста­вы и осуществляющих движения. В этом случае в растянутом со­стоянии мышцы находятся до 5 — 10 с.

        Статические пассивные упражнениявключают в себя удержа­ние положения тела или отдельных его частей с помощью внеш­них сил.

        Статические пассивные упражнения менее эффективны, чем динамические. Показатели гибкости после статических активных упражнений сохраняются дольше, чем после пассивных.

        Развитие гибкости тесно связано с развитием мышечной силы. Но гипертрофия мышц и некоторые другие морфофункциональные сдвиги в опорно-двигательном аппарате, вызываемые массированным применением силовых упражнений, могут приводить к ограничению размаха движений. С другой стороны, форсированное развитие гибкости у детей без соразмерного укрепления мышечно-связочного аппарата может вызвать разболтанность в суставах, перерастяжение, нарушение осанки.

        Отсюда вытекает необходимость оптимального сочетания в процессе физического воспитания упражнений, направленных на развитие гибкости, с силовыми и другими упражнениями, обеспечивающими гармоническое развитие физических качеств:

        Во-первых, следует обеспечить развитие гибкости в той мере, в какой это необходимо для выполнения движений с полной амплитудой, без ущерба для нормального состояния и функционирования опорно-двигательного аппарата.

        Во-вторых, нужно предотвращать, насколько это возможно, утрату достигнутого оптимального состояния гибкости, минимизировать ее возрастной регресс.

        Реализуя эти задачи, недопустимо, особенно у детей дошкольного возраста, вызывать чрезмерное развитие гибкости, приводящее к перерастяжению мышечных волокон и связок, а иногда и к необратимым деформациям суставных структур, что бывает при слишком интенсивном воздействии упражнений, направленных на развитие гибкости.

        Методическими приемами, рекомендуемыми для развития гибкости, являются следующие:

        — упражнения на растягивание необходимо выполнять ежедневно;

        — чередовать упражнения на силу и гибкость, не допуская преобладания одного вида упражнения над другим.

        Степень развития гибкости считается достаточной, если она позволяет успешно выполнять некоторый комплекс тестовых упражнений, отличающихся максимальным размахом при нормальной подвижности в суставах (особенно в плечевых, позвоночного столба и тазобедренных) .

        Изменение показателей гибкости в различных звеньях тела не происходит синхронно, а связано с развитием тех мышечных групп, которые обеспечивают движения. Наибольший прирост показателей гибкости наблюдается у 6-летних детей.

        Другие статьи по теме:

        Физическое воспитание детей дошкольного возраста — Страница 24 Физическое воспитание детей дошкольного возраста: понятие, задачи, виды работ, методы, условия и средства. А) ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОС.

        Проект «Игровой стретчинг в детском саду» Паспорт проекта Образовательное учреждение Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Катюша» Назв.

        Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

        Роль подвижных игр для развития физических качеств детей дошкольного возраста Цель проекта: исследовать влияние подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возрас.

        Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста в разнообразных видах детской деятельности | Социальная сеть Pandia.ru Сетевой бизнес, одобрено вице-министром по туризму Северного побереж.

        JPAGE_CURRENT_OF_TOTAL Равновесие Упражнения в равновесии способствуют развитию координации движений, ловкости, воспитанию смелости, решительности, уверенности в своих силах. Вначале они разучива.

        Теоретические основы физического воспитания детей дошкольного возраста

        «Физическое воспитание в детском саду» СОДЕРЖАНИЕ Основы образования и воспитания дошкольников в области физической культуры. 1.1 Место физического воспитания детей дошкольного возраста в общей с.

        Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста

        Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Правильная осанка – это нормальная поза при стоянии и сидении: плечи развернуты и находятся на одном уровне, лопатки не выступают, расп.

        Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи.

        Методическая работа воспитателя детей дошкольного возраста

        Скажите правильный ответ –Какой горит при этом свет? Воспитатель: Ребята, мы прибыли на станцию «Знаковая». Дорожные знаки — лучшие друзья пешеходов и водителей. Они рассказывают о том, что можно.

        Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

        Игры и упражнения для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста Стопа — опора, фундамент тела. Нарушение фундамента отражается на формировании подрастающего организма. Плоскостопие -.

        Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Упражнения на дыхание н.

        Психофизическое развитие детей дошкольного возраста

        Педсовет «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр». Часть 1 Часть 2 Часть з ПЕДСОВЕТ «Психофизическое развитие детей посредством подвижных игр» (часть 1). Литература: 1. Осокина.

        «Двигательный режим как средство повышения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста» Содержание Введение I. Глава. Проблема развития двигательной активности детей младшего дошк.

        raguda.ru

        Смотрите так же:

        • Когда можно выносить новорожденного ребенка на улицу Первая прогулка новорожденного. Сколько нужно гулять с грудничком? На какой день после рождения, а также как долго можно малышу находиться на улице зависит от многих факторов. Мы хотим поделиться с вами несколькими полезными советами, чтобы «первый выход в свет» стал наиболее приятным. Первая прогулка – довольно волнительный […]
        • Почему у ребёнка седые волосы появляются Почему появляются седые волосы Ученые провели исследование и выявили, что седые волосы у европейцев появляются в возрасте 34 лет, у азиатских жителей – в 42 года, у темнокожего народа – в 50 лет, а у индейцев только после 70 лет. Многие считают, что седина может возникнуть только с наступлением старости. Но зрелый возраст – это не […]
        • Развитие логики у детей 4-5 лет Задания на логику для детей 5-6 лет Выполнение упражнений на развитие логики у детей 5—6 лет — один из основных этапов подготовки к школе. В своих рассуждениях ребенок с ранних лет учится анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. По мере взросления дошкольника используемых им мыслительных приемов становится больше. А это […]
        • Рахит у детей и лечение Рахит до 1 года: признаки заболевания у грудничков с фото, способы лечения и меры профилактики Диагноз «рахит», поставленный врачом ребенку 3-4 месяцев, застает родителей врасплох. Несмотря на то, что название болезни у многих на слуху, мало кто может точно определить ее признаки. Рассеять сомнения и тревогу родителей поможет подробное […]
        • Стишок про семью короткие для детей Стишки про семью, короткие Семья. Родители, бабушки и дедушки – это целый мир для малыша. Мир, где ему тепло и уютно, мир, который наполнен любовью. По крайней мере, так должно быть. В семье ребенок учится делать первые шаги, произносить первые слова. Здесь его учат правильно вести себя, помогать старшим, не обижать тех, кто меньше и […]
        • У ребенка большая голова почему Большая голова у ребенка: заболевание или норма? Большая голова, с которой рождается ребенок, поражает своими размерами. У доношенного малыша на ее долю приходится ¼ часть от всего тела, у недоношенного – около третьей части, а у взрослого – всего лишь восьмая часть. Такая большая голова у ребенка объясняется […]
        • Амизончик инструкция по применению для детей Производитель: ОАО "Фармак" Украина Форма выпуска: Жидкие лекарственные формы. Сироп. Показания к применению: ОРВИ. Грипп. Общие характеристики. Состав: Действующее вещество: амизон® (энисамиум йодид); 1 мл сиропа содержит амизона®(энисамиума йодида) 10 мг; вспомогательные вещества: натрия гидрофосфат, додекагидрат; кислота […]
        • День работника дошкольного воспитания День дошкольного работника: как поздравить главных помощников родителей Современный ритм жизни был бы невозможен без дошкольного образования. Воспитатели и нянечки помогают растить малышей, прививают им понятия об общечеловеческих ценностях. Благодаря им в семье оба родителя могут развиваться как профессионалы, при этом иметь детей. И в […]