Как логопедические занятия влияют на развитие ребенка

Главные психические процессы осваиваются ребенком первые годы жизни, где речь играет далеко не последнюю роль. Отставание и нарушение развития языка у детей, к сожалению, частое явление. Но, специалисты не рекомендуют тревожиться и проводить обследование до достижения ребенком четырех лет, так же как и корректировать речь. А вот логопедические занятия для детей лучше начинать как можно раньше. Чем больше лет, тем сложнее исправлять недостатки.

Анализ причин нарушенной речи у детей

Если проблемы с речью наблюдаются в возрасте 4—5 лет, следует обратиться к врачу. Для выявления причин назначается логопедическое обследование. Возможно, потребуется помощь нескольких специалистов для работы с детьми: отоларинголога, ортодонта и невропатолога. На основе полученных данных проводится анализ дефектов речи. В результате ставится диагноз ОНР, ФФН и другие. Не стоит этого опасаться. Главное, приготовиться к кропотливой и терпеливой работе в постановке языка. Ответственный подход обязательно даст положительные результаты.

Причины нарушений подразделяют на группы:

В каждой группе нарушения провоцируются множеством факторов. Так, патологии развиваются еще во внутриутробном периоде, вследствие перенесения мамой инфекционных заболеваний или травм.

Постановка речи зависит от того, какова структура речевого аппарата. Может наблюдаться недостаток или избыток зубов, неправильная их посадка, расщелины неба и так далее. Эти проблемы передаются по наследству. Также патологии развиваются вследствие перенесения заболеваний инфекционно-вирусного характера.

Другая причина кроется в склонности детей копировать дефекты речи взрослых. Например, родители могут неправильно выговаривать букву «Р», из-за чего малыш повторяет ошибки.

Занятия с детьми 2—3 лет

  • В возрасте 2—3 лет, малыши подражают речи окружающих. Они активно, но неустойчиво разговаривают. Однако, встречаются детки, которые упрямо не говорят или делают это так, что их способны понять только родители.
  • Логопедические занятия для самых маленьких, проводятся с учетом психологических и физиологических особенностей этого возраста. Урок состоит из 3—4 упражнений и не длится более 20 минут.
  • Малыши 2—3 лет занимаются только тогда, когда им что-то интересно. Поэтому упражнения для развития речи дополняют наглядными пособиями. Урок реализовывают через игру. Тогда на эмоциональном подъеме малышу захочется повторять слова.
  • Специальные игры для молчунов

    В них выделяются два направления:

  • сформированное общее подражание;
  • развивающееся общее подражание.
  • Копируя взрослых, кроха усваивает их опыт, умения и навыки. Под общим подражанием подразумевается повторение мимики, движений и действий.

    Работу с молчаливым ребенком реализуют в следующей последовательности:

  • побуждают его повторять движения (зарядку с поднятием рук, топаньем ножек и похлопыванием в ладоши);
  • следующим шагом развития идут последовательные движения (полет птички, которая затем приземляется и ищет зернышки);
  • на заключительном этапе привлекают игрушки, с которыми выполняют те же последовательные действия.
  • Чтобы сформировать имитацию звуков и речи с неговорящими детьми, нужно много раз повторять одни и те же слоги, слова и словосочетания, выделяя их. Крохе предлагают воспроизвести сказанное и положительно воспринимают любой вид ответных действий.

    Логопедические занятия, которые настроены на подражание речи, проводят в следующем порядке:

  • произнесение звуков;
  • слов и слогов со смысловой нагрузкой;
  • слов;
  • коротких фраз.
  • Игровая форма подходит не только для молчаливых детей, но и крохам, разговаривающим невнятно и нечетко. Помимо упражнений, к ним добавляют загадки, чистоговорки и рифмовки. Полезно для развития делать движения, сопровождающие фразы и подходящие по смыслу.

    Требовать от ребенка 2—3 лет произнесения четких звуков не нужно. Гораздо важнее формирование коммуникативной функции языка.

    Занятия с детьми 4—5 лет

    В таком возрасте пора готовить ребенка к школе. С произнесением звуков не должно быть проблем.

    Если малыш говорит неправильно, нужно разобраться, в произнесении каких звуков есть нарушения. Можно попробовать попросить ребенка повторить слова, в которых имеется неподдающийся звукоряд. Примеры:

    Произнесение звуков лучше предлагать по отдельности.

    Перед тем как проговаривать каждый из них, делают артикуляционную гимнастику возле зеркала. Тогда речевой аппарат не только чувствуется, но и видится.

    После выговаривания звуков переходят к работе со слогами. Если с этим все в порядке, предлагают ребенку повторять целые слова с содержанием сложных звуков. Урок закрепляют при помощи свободной речи с их использованием. Этап продолжают до тех пор, пока малыш не научится говорить правильно.

    Нужно приготовиться к тому, что такие занятия длятся несколько месяцев, пока постановка звуков не станет грамотной.

    Принципы развития правильной речи

    Для формирования правильного языка создают условия. Уже давно доказано, что постановке речевой деятельности способствуют физические упражнения и игры.

  • Даже с младенцем полезно разговаривать и хвалить его попытки что-то сказать. Для корректного развития детей, родителям советуют реагировать на эти проявления уравновешено и спокойно.
  • Структура языка у взрослых должна быть правильной. Это детям 2—3 лет говорят «ту-ту» и «ам-ам», а в 4—5 лет, им полезно слышать правильную речь с применением литературного языка и корректного произношения.
  • Для постоянного развития, ребенку придумывают новые рассказы и наполняют его жизнь позитивными впечатлениями. Чем больше малыш хочет делиться эмоциями при помощи языка, тем быстрее проходит период подготовительной работы.
  • Виды логопедических занятий

    Помимо уроков дома, с дошкольниками занимаются в ДОУ. В случае необходимости, работа продолжается и в школе. Она эффективна для детей с задержкой речевого развития, нарушениями письма и чтения, ОНР, ФФН, а также дизартрии.

    В интернете есть многочисленные конспекты логопедических занятий, разработанные профессионалами. Картотека включает проработку всевозможных речевых проблем. На их основе с дошкольниками работают логопеды в детских садах — в старшей и подготовительной группе. Ими пользуются и родители для проведения занятий дома.

    Занятие в ДОУ бывает:

  • В группе задания даются детям, у которых схожая структура дефекта.
  • Фронтальное занятие подразумевает выполнение малышами одинаковой работы.
  • А на индивидуальных уроках ребенка учат правильному произношению.
  • Структура урока с детьми, страдающими ОНР

    Рассмотрим конкретный пример занятия в детском саду, с ребенком в старшей или подготовительной группе. Главный пункт правильного проведения урока — открытое установление эмоциональной связи. Логопедические занятия начинаются с приветствия, которое настраивает на положительный лад, чтобы упражнения воспринимались в позитивном ключе. Малыша поощряют и хвалят при любой активности.

    Общее недоразвитие речи или ОНР, подразумевает нарушения в постановке звуков или смысловой системе языка. Заболевание иногда сопровождает более серьезные недуги, такие как алалия, ринолалия, дизартрия, олигофрения и прочее. Это важно учитывать при организации урока.

    У каждого логопеда есть картотека с уроками, в которых находится постановка для каждого случая. Проведя анализ, он составляет программу работы для развития.

    Возьмем пример урока, рассчитанный на детей подготовительной группы шести лет с общим недоразвитием речи.

    Целями урока являются:

  • закрепление предметного словаря;
  • различение детской, женской и мужской одежды;
  • упражнения;
  • заучивание стихотворений;
  • закрепление цветов и форм;
  • развитие внимания, памяти;
  • анализ и обобщение;
  • постановка мелкой моторики посредством самомассажа;
  • развитие уверенности и самостоятельности.
  • Для проведения урока подготавливают оборудование, помогающее детям наглядно воспринимать информацию. В него включаются: игрушки; ткань; бумага с карандашами; раскраски; картинки; индивидуальные карточки для заданий.

    Занятие может быть построено следующим образом.

  • Организуется постановка детей. Например, ребята встают в круг и им объясняются последующие действия.
  • Делается самомассаж лица. Логопед читает стихотворение и показывает движения, которые дети повторяют.
  • Главная часть реализуется в игровой форме, когда передается постановка задания, отвечающая целям урока.
  • Выполняются упражнения.
  • Заучивается стихотворение для запоминания тех предметов, которые участвовали в упражнениях.
  • Подводится итог занятия.
  • Маленький человечек говорит неустойчиво. Поэтому структура языка рискует быть нарушенной под воздействием различных негативных факторов. При обнаружении проблемы, необходимо обратиться к логопеду.

    Желательно проводить индивидуальные логопедические занятия. Если такой возможности нет, то уроки в группе принесут пользу, но не заменят работу со своим чадом дома. Главные основы развития, постановка языка и прочее, закладываются не в детском саду и школе, а в семье.

    yourspeech.ru

    Постановка и автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях, артикуляционная гимнастика для звука Л

    Неправильное произношение звуков «л» и «р» режет слух и взрослым, и детям. Своевременная логопедическая коррекция — исправление произношения в лёгкой игровой форме, пока у ребёнка не снизилась самооценка из-за насмешек детей. Постановка звука «л» происходит легко и быстро при условии, что проблема выявлена своевременно и родители понимают, насколько важна правильная артикуляция звука «л» и для формирования речи, и для уверенности малыша.

    Варианты неправильного произношения звука

    Есть несколько версий того, как искажается буква «л» при говорении:

  • вместо согласной буквы «л» выговаривается гласная: «ыожка» — «ложка», «ыпша» — «лапша»;
  • заменяют «л» на «ува»: «хотеува» — «хотела», «еува» — «ела»;
  • меняют на «р»: «рапша» — «лапша», «рокоть» — «локоть»;
  • вместо «л» на быстром выдохе с надуванием щёк слышится «ф», с выходом через нос — «н».
  • Ребёнок не выговаривает этот звук по разным причинам. И по манере произношения можно понять, в чём причина того, почему ему трудно говорить «л», не получается произносить букву.

    Причины нарушения произношения звука л

    Существует несколько причин, когда произношение «л» не формируется или нарушается:

  • малыш ещё не научился говорить этот звук и он его просто пропускает: например, «ивень» вместо «ливень». В возрасте 4-5 лет дети уже осваивают его, а к 6 годам ребёнок уже не просто разговаривает, а уже может дифференцировать твёрдый звук от мягкого;
  • для межзубного произношения характерна неправильная постановка языка, хотя акустически он получается отчётливо;
  • двугубное произношение: язык лежит на «дне», что характерно для звучания английского языка. Так бывает, когда ребёнку приходится общаться в семье на нескольких языках;
  • подвижная нижняя губа и расслабленный язык — получается «в» вместо «л»: «развивка» — «развилка»;
  • В этих случаях артикуляционные нарушения объясняются неправильным алгоритмом произношения, а именно — не сформировано положение языка. Также встречаются нарушения, когда нарушена дифференциация из-за неправильного дыхания, не того положения кончика языка, его серединки:

  • образование звука происходит за счёт губ, а не языка;
  • кончик языка опускается вниз, вместо того, чтобы упереться в резцы;
  • середина языка приподнята, а кончик языка опущен, а нужно наоборот.
  • Описанные нарушения обусловлены особенностями артикуляционного аппарата. В этих случаях автоматизация правильного звука л займёт буквально пару занятий с логопедом. Также быстро с этим можно справиться и в домашних условиях. Если же происходит постановка звуков при дизартрии, связанной с органическими, функциональными нарушениями ЦНС, необходима поэтапная системная постановка и автоматизация звука л.

    Перед началом занятий ребенку необходимо подробно объяснить и показать как правильно произносится звук. При этом логопед, или родитель должен показать малышу как правильно должен работать артикуляционный аппарат, также можно использовать наглядные материалы.

    Правильная артикуляция звука л: острый язык поднят за верхние зубы, упирается в альвиолы (бугорки на небе, расположенные за верхними зубами). Форма языка при этом напоминает седло, воздух выходит по краям языка.

    Артикуляционная гимнастика для звука л

    Существуют несколько способов постановки звука л, среди которых первое место занимает артикуляционная гимнастика для формирования звука л. Ребёнку она понравится за счёт весело обыгранных артикулярных упражнений:

  • выдувайте мыльные пузыри, дуйте на свечи, кораблики на воде;
  • «лодочка»: расслабленный широкий язычок нужно разместить на нижней губе и постараться свернуть из него лодочку, не поднимая его;
  • «змейка»: растянуть губы, словно в улыбке, и вытянуть вперёд острый твёрдый язык;
  • «самый длинный язык»: высовывать его как можно дальше и стараться доставать то подбородка, то кончика носа, то щёк;
  • «лошадка»: раскрыть рот, языком прикоснуться между верхними резцами и постукивать им там так, чтобы получалось цоканье лошадиных копыт;
  • «индюк»: открыть рот, расслабить губы и поставленным языком поглаживать им верхнюю губу движениями языка сверху вниз, приговаривая «бл».
  • Есть много видео о том, как делать эти упражнения на подготовку к звуку Л. Занятия для дошкольников проводятся в непринуждённой обстановке 1-2 раза в день.

    Автоматизация звука Л

    Перед тем, как начинать учить ребёнка выговаривать букву Л, необходимо проводить разминку артикуляционной гимнастикой. Это позволит подготовить речевой аппарат к работе, тонизирует язык, губы и щёки. По-сути, гимнастика — это логопедические упражнения для постановки изолированного звука.

    Предлагаем конспект занятий по автоматизации звука Л в слогах, предложениях, который поможет мамам организовать этот процесс в домашних условиях. Также к изолированному выговариванию звука стимулируют загадки про букву Л, поскольку ответ — это и есть сама Л. Как только ребёнок научился выговаривать Л изолированно, переходите к автоматизации звука Л в прямых слогах.

    Если ребёнок ещё не читает самостоятельно, сначала произнесите его сами, а потом предложите малышу:

    А после освоения, в обратных слогах:

    Следующий этап — автоматизация Л в словах. Необходимо придерживаться такой последовательности:

  • звук в конце слова: пол, зал, угол, канал, стукнул, ущипнул;
  • звук в середине слова: волк, толк, жалко, галка, фиалка, вулкан, заколка, косилка;
  • звук стоит в паре с согласными: флаг, клуб, пламя, глыба, флажок, глобус, планета, блокнот;
  • в одном слове находится 2 звука: плыл, полол, лазил, ломал, глотал, плакал, молотил, колокол.
  • Чтобы звук поставить в словах, словосочетаниях нужно освоить сначала твёрдое проговаривание, потому что при смягчении произносить звук тяжелее.

    После освоения Л в словах, осваивают звук в словосочетаниях и предложениях:

    спелая клубника, оловянный солдатик, сломанная пила;

    спрягать предложения, проговорив сначала фразы в первом лице, потом в множественном лице и от третьего лица: «Я сломал (а) велосипед — Мы сломали велосипед — Она сломала велосипед».

    читать/повторять уже более сложные предложения.

    Затем читаем, учим на букву Л стихи. В специальных стихотворениях звук встречается едва ли не в каждом слове.

    При чтении, повторении стишков следует проговаривать слова размеренно, не спеша, чтобы ребёнок выговаривал звук чётко. Ускорять речь необходимо в скороговорках и загадках. Например, «Вот весёлый колобок покатился, как клубок». Или «Палку толкал лапкой Полкан».

    Игры на закрепление произношения

    Игровая форма логопедических занятий позволяет пробудить у малыша интерес, увлечься процессом. Вот примеры игр на закрепление произношения Л:

  • «Дорожки»: на листе бумаги написана большая буква Л и волнистые дорожки от неё к предметам, которые начинаются на этот звук. Ребёнку нужно поставить пальчик на букву и от неё вести по линии, всё время проговаривая звук, а в конце назвать предмет.
  • «Колобки»: необходимо изготовить фигурку лисы и 10 колобков, а также картинки со словами, содержащими букву Л в разных частях слова. Если малыш правильно называет слово с картинки и чётко произносит звук Л, то колобок убегает от лисы, если нет — она его съедает.
  • «Предметные картинки»: готовят картинки со словами с л и предлагают малышу назвать изображение, а затем найти необходимый предмет. Например: покажи стул, покажи яблоко.
  • Структура индивидуального логопедического занятия

    Методически грамотная последовательность и длительность каждого из упражнений — залог быстрого освоения звука Л. Важное условие — чтобы ребёнок не уставал. Для этого придерживайтесь таких временных рамок:

  • Гимнастика для артикуляционного аппарата — не больше 7 минут.
  • Постановка звука и автоматизация — 10-15 минут. Из них первых 5 минут повторяют материал прошлых занятий, а остальное время посвящают новым слогам, словам, предложениям.
  • Фонематическая работа по закреплению — 10 минут.
  • С малышами 4-5 лет нужно заниматься до 20 минут ежедневно. С детьми постарше — полчаса.

    Временные рамки не должны быть жёсткими, поскольку в некоторые дни малыш может утомляться быстрее, а в другие — хотеть заниматься дольше. Если ребёнку тяжело удерживать внимание, предложите выполнять упражнения параллельно с другими занятиями. Например, специальная раскраска с буквой Л, в которой малыш будет закрашивать её и повторять слога за мамой.

    orechi.ru

    Как правильно поставить звук «Ш»

    У детей в процессе формирования речи возникают различные проблемы со многими буквами. Одной из самых распространенных сложностей является постановка звука ш. Обычно детям бывает сложно произносить шипящие звуки по той причине, что они не могут расслабить язычок и расположить его в необходимой форме, чего требует правильная артикуляция звука ш.

    Основная причина того, что ребенок не может верно говорить шипящие звуки, заключается в манере родителей общаться с малышом. Многие взрослые намеренно копируют речь ребенка, говоря с ним по-детски. Таким образом, ребенок слышит неправильное произношение и привыкает именно к такой манере постановки звука ш. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют родителям говорить с детьми правильно.

    Помимо родительской тяги к подражанию детского лепета, немаловажную роль для постановки звука ш играют некоторые особенности строения артикуляционного аппарата, к которым можно отнести следующие моменты:

  • движение языка ограничено из-за укороченной подъязычной связки;
  • на артикуляцию влияет размер губ (слишком тонкие или полные) и размер языка (слишком большой или маленький);
  • зубочелюстные аномалии;
  • нарушение работы слухового канала.
  • В большинстве случаев нарушение постановки звука ш достаточно просто исправляется в домашних условиях при регулярной и тщательной работе с ребенком. В отдельных случаях малышам, у которых есть проблемы с произношением шипящих, поможет логопед.

    Залогом хорошего произношения является правильная артикуляция звука ш и ж. Чтобы научить ребенка правильно говорить буквы ш и ж, необходимо изучить один способ артикуляции, так как речевой аппарат работает практически одинаково при произношении обеих букв.

    Так, чтобы правильно говорить букву ш, необходимо следующим образом провести работу с артикуляционным аппаратом:

  • губки малыша должны быть немного выдвинуты вперед в форме трубочки;
  • кончик языка приподнят к небу так, что между ними остается небольшая щель;
  • боковыми краями язычок ребенка прижимается к верхним крайним зубам, придавая языку форму чашечки;
  • струя воздуха легко проходит через незадействованные голосовые связки, создавая необходимое звучание.
  • Для того чтобы понять, как научить ребенка говорить букву ж, необходимо прибегнуть к вышеописанной артикуляции, подключив при этом вибрации голосовых связок.

    Очень важны регулярные упражнения для постановки звуков. Эти упражнения могут проводиться как с логопедом, так и в домашних условиях.

    Специалисты разработали специальные логопедические упражнения на звук ж и ш, чтобы помочь малышам научиться правильно его произносить. Данная методика насчитывает множество различных упражнений. Ниже представлены наиболее эффективные и популярные в применении среди логопедов.

    Данное упражнение для постановки звука ш направлено на расслабление языка. Необходимо открыть рот и улыбнуться. В расслабленной улыбке вытянуть язык вперед и положить кончик в спокойном положении на нижнюю губу. Боковые стенки передней части язычка мягко касаются уголков рта.

    Важно сохранять такое положение без напряжения в течение нескольких секунд. Это упражнение является базовым при такой проблеме, как постановка шипящих звуков, в том числе букв ж и ш.

    Задание «Пирожок» необходимо применять для укрепления мышц языка, а также для развития подвижности боковых стенок языка. Как и в предыдущем упражнении рот открыт в улыбке, язычок лежит на нижней губе. Не напрягая губ, необходимо приподнять боковые стенки языка так, чтобы по центральной оси языка образовалась впадина.

    Удерживать такое положение нужно от 5 до 10 секунд.

    «Качели» применяют для того, чтобы сделать детский язычок более подвижным. Исходное положение артикуляционного аппарата следующее: на губах открытая и расслабленная улыбка, язык лежит широко и плоско (не допускать того, чтобы он становился узким).

    Попеременно проводятся движения языком:

  • сначала для постановки звука ш широкий и плоский язык тянется к потолку, после чего направляется в сторону пола;
  • далее язык движется сначала к верхней губе, потом к нижней;
  • необходимо залезть языком между верхней губой и верхними зубами, а также проделать это же с нижней губой и зубами;
  • далее язык касается верхних и нижних резцов;
  • в конце нужно коснуться широким кончиком языка до альвеол за нижним зубным рядом, а после – за верхним.
  • Язычок шагает через зубки

    Это задание полезно для постановки звука ш тем, что оно хорошо развивает способность малыша управлять своим язычком. Для выполнения этого задания нужно раскрыть ротик и расслабить улыбающиеся губки. Широким кончиком языка выполнять касания нижнего зубного ряда со стороны языка, а затем со стороны губы.

    Данное задание на проработку букв ж и ш помогает, в первую очередь, усилить контроль за постановкой языка. Также оно дает малышу прочувствовать, как направлять язык в верхнюю часть рта.

    Необходимо приоткрыть ротик в полуулыбке, расслабить губки и зафиксировать нижнюю челюсть в одном положении. Далее представим, что кончик язычка – это малярная кисть, а небо – потолок, который необходимо покрасить. Для того чтобы это сделать, необходимо гладить языком небо от гортани к зубкам и в обратном направлении, не давая языку выйти за пределы рта.

    Вышеуказанные упражнения для постановки звуков ш и ж должны выполняться регулярно. При этом очень важен контроль родителей за тем, как именно малыш выполняет упражнение – важно контролировать корректную фиксацию челюсти, положение губ и движения языка.

    Для того чтобы говорить звук ш без проблем, нужна не только артикуляция, но и автоматизация.

    Для правильного произношения сложных звуков одинаково важны и постановка и автоматизация звука. Если постановка звука ш уже была проведена при помощи логопедических упражнений, можно переходить к закреплению звука, то есть к автоматизации.

    Автоматизация звука ш проводится при помощи отработки самого звука, слогов с этим звуком, а далее слов, предложений и текстов. Особую пользу постановка шипящих звуков получает от работы со чистоговорками, стишками, пословицами и т.д.

    ШАлун, ШАхматы, ШАрф; ШОрох, ШОколад, ШОрты, ШЁлк, ШЁпот, ШЁл; ШУтка, ШУм, ШУба; ШИрота, ШИшка, ШИтье; ШЕстерка, ШЕлест, ШЕст и т.д.

    ЖАра, ЖАлость, ЖАба; ЖОр, ЖОнглер, ЖОкей; ЖЁлудь, ЖЁлтый, ЖЁрдочка; ЖУравль, ЖУк, ЖУть; ЖИвот, ЖИзнь, ЖИвотное; ЖЕлезо, ЖЕна, ЖЕлтуха и т.д.

  • Автоматизация звука ш с чтением словосочетаний.
  • МаША кормит малыША.

    Летом ШАгать по улице хороШО.

    ПаША и ДаША дали каШУ малыШУ.

    ГлаША написала стиШОк о наШЕм малыШЕ.

    Песни наШИ о чаШЕ с каШЕй хороШИ.

    Говори ШЁпотом: спят еЩЁ стриЖАта у стриЖА.

    У окоШЕчка на куШЕтке я леЖУ.

    МиШЕнька, дай пыШЕчку и сказку расскаЖИ.

    НаША НатаША всех девочек краШЕ.

  • Правильно говорить звук ш помогут также детские стишки.
  • Шёл из шахты шахтер

    С плетеным лукошком,

    А в лукошке комочек из шерсти.

    Шахтер нашей Даше щеночка нашёл.

    Пляшет и скачет Даша на месте:

    «Как хорошо! У меня есть дружок!

    Я ему испеку пирожок,

    сяду шить ему шубку и шапку —

    Будет счастлив мой чёрный щенок».

    Правильная работа артикуляционного аппарата и тщательное закрепление изученных звуков – единственно верные приемы постановки звука.

    Чтобы ребенок понял, как правильно произносить сложные звуки, необходимо не только выполнять специальные упражнения, но и следить за правильностью собственной речи.

    Если регулярно заниматься с ребенком над постановкой звуков, то вскоре можно будет забыть о проблеме, как научить ребенка говорить букву ш.

    vseorechi.ru

    Постановка звука «С» для детей

    Речь для каждого человека играет большую роль в жизни. Неудобство и сложность при общении могут быть вызваны различными речевыми дефектами. Поэтому так важно своевременно заметить у своего ребенка неправильное произношение и начать действовать. Постановка звука «С» не отличается особой сложностью. При верно подобранных упражнениях и регулярных занятиях можно быстро добиться успехов. Как же это сделать?

    Важность постановки свистящего звука

    Постановка звуков в логопедии является особенным процессом, представляющим собой выработку навыка произношения той или иной буквы. Ребенку важно научиться воспроизводить звук в любом виде в зависимости от слова, сочетания букв в нем.

    Нередко логопеды сталкиваются с расстройством речи именно при воспроизведении свистящих звуков у детей. Выделяют два вида таких дефекта:

    В первом случае малыш искажает произношение правильного звука «С» или «Сь», а во втором – вообще меняет их на другие звуки.

    Поэтому так важно вовремя заметить речевое нарушение у ребенка и начать прививать навык верного воспроизведения букв. Такие патологии также могут негативно отразиться на нервной системе детей, привести к следующим болезням:

    • Дисграфия. Она представляет собой разные нарушения письменной речи, когда ребенок непроизвольно меняет буквы во время написания местами, заменяет их другими буквами и так далее.
    • Дислексия. Эта патология не позволяет ребенку нормально читать, мешая связывать буквы в единый текст.
    • Дислалия. При данном заболевании дети имеют серьезные дефекты произношения определенных звуков.
    • Таким образом, сомнений в том, что постановка звуков важна и обязательна, нет. Родителями стоит запастись терпением и подобрать для своих малышей эффективные методики развития речи, разбив на определенные этапы, от простых к сложным.

      Подготовительные мероприятия

      Постановка свистящих звуков первым делом начинается с тренировки дыхания ребенка. Он должен уметь выпускать воздушную струю с силой. Для этого можно попросить его набрать в рот воздуха и сильно дунуть через трубочку из губ. Можно воспользоваться ваткой или еще чем-то легким, положить ее на ровную поверхность и сдувать на какое-нибудь расстояние. Или можно придумать соревнование кто дальше сдует комочек ваты. Так ребенку будет интереснее выполнять задание.

      Также неплохо проводить различные упражнения, развивающие дыхательный процесс. Можно выполнять следующие задания:

    • «Гармонь». Встать ровно, руки ладонями положить на живот, глубоко вдохнуть через носовую полость и задержать дыхание на пару секунд. Затем следует выдохнуть уже с помощью рта. Это упражнение поможет выдыхать с усилением, научиться верно направлять струю воздуха.
    • «Ветерок». Вытянуть трубочкой губы, набрать воздух и сильно дунуть через нее. При этом необходимо поставить перед ртом ладонь, которая должна чувствовать резкую прохладную струю воздуха.
    • «Буря». Взять какой-либо пузырек, имеющий узенькое горлышко. Поднести к нижней губе и подуть. О правильности направления воздушной струи будет свидетельствовать характерный шум.
    • После выполнения упражнений на дыхание понадобится артикуляция звука. Она помогает человеку натренировать мышечные ткани речевого аппарата, отработать навыки правильного расположения органов во время произношения того или иного звука.

      Для постановки твердого «С» или мягкого звука «Сь» можно воспользоваться следующими заданиями:

    • «Непослушный язык». Нужно улыбнуться, немного открыть ротик. Расположить язык на нижней губе и шлепать губами по нему, произнося слог «пя» несколько раз. Так делать на протяжении одного вдоха, а потом зафиксировать язычок в пассивном состоянии на губе на несколько секунд.

    При этом спокойно можно выдыхать воздух. Нужно следить за тем, чтобы нижняя губа не была подвернута и не натянута на челюсть снизу. Также бока речевого органа должны касаться уголков ротовой полости.

  • «Блин». Необходимо открыть ротик, улыбнуться. На нижней губе расположить переднюю часть языка и зафиксировать его в таком состоянии на несколько секунд. При этом нельзя напрягать губы, широко растягивать их, подворачивать или натягивать на нижнюю челюсть. Также не стоит сильно высовывать язык, он должен покрыть только губу, а его боковые стороны должны касаться уголков рта.
  • «Гора». Требуется открыть рот и улыбнуться. Затем широким кончиком речевого органа упереться в бугорки, которые находятся за нижней челюстью. Далее следует приподнять среднюю часть языка до тех пор, пока он не коснется верхних резцов, а потом опустить. При выполнении упражнения нужно смотреть, чтобы кончик язычка не отрывался от бугорков, а все другие органы речевого аппарата оставались неподвижными.
  • Сначала необходимо проводить простые занятия, потом постепенно добавлять задания сложнее. Главное, чтобы делалось это регулярно и с желанием добиться успехов в постановке свистящих звуков. С более подробной информацией об артикуляционных упражнениях вы сможете ознакомиться в нашей статье — артикуляционная гимнастика для звука «С».

    Для того чтобы произношение звука «С» было верным, нужно держать под контролем положение органов речевого аппарата, а также процесс дыхания во время воспроизведения буквы.

    После подготовки органов можно переходить непосредственно к упражнениям.

    Постановка звука с помощью подражания

    Подражание – это наиболее легкий и предпочтительный способ постановки звука. Детям нравится повторять за взрослыми, животными, поэтому применение такого упражнения для постановки звука «С» позволит заинтересовать их.

    Для этого необходимо сесть вместе с малышом напротив зеркала и демонстрировать ему правильное положение и движение органов речи во время произношения твердого звука «С» и его смягчении. Затем попросить его повторить то же самое. Еще можно попросить, чтобы ребенок показал, как дует ветер, как насос накачивает колесо и так далее.

    Как поставить звук механическим способом?

    Приемы постановки звуков включают в себя и механический способ. Для этого требуется выполнять следующие действия:

    1. Широко улыбнуться, широкий язык расположить между зубами. При этом его кончик должен находиться только на нижней челюсти. Нужно контролировать, чтобы малыш не прижимал орган верхними зубами.
    2. Затем попросить кроху дунуть на кончик язычка, чтобы при этом ощущалась прохлада. Можно поднести руку к ротовой полости и почувствовать выдыхаемую воздушную струю.
    3. Пока малыш дует на кончик языка, необходимо положить на его среднюю линию зубочистку, немного надавив на него. Таким образом, образуется «желобок», по которому потом и будет идти струя воздуха. Просунуть зубочистку нужно примерно на 2 см.
    4. Попросить ребенка подуть. Во время этого будет слышен нечеткий шипящий свист. Тогда понадобится сомкнуть челюсти таким образом, чтобы между ними помещалась только зубочистка, а язык оставался внутри. Также нужно продолжать дуть на кончик язычка, струя должна проходить быть межзубной. Когда челюсти смыкаются, образуется свист, который нельзя прерывать.
    5. Пока малыш производит свист, нужно нажимать на язык зубочисткой разной силой, двигать ею вперед-назад. Это позволит определить, при каком положении звук «С» звучит верно.
    6. Как только это положение будет установлено, можно дальше тренировать произношение. В то время, когда ребенок правильно скажет букву «С», нужно, не торопясь, аккуратно вытащить зубочистку из ротовой полости малыша.
    7. Некоторый период времени он будет продолжать правильно воспроизводить свистящие звуки без этого приспособления, но потом снова может сбиться. Поэтому необходимо тренироваться таким образом до тех пор, пока ребенок не сможет сам верно выставлять нужное положение речевых органов.
    8. Закреплять результат этого упражнения можно с помощью произношения слогов и слов. Если в составе слова малышу будет сложнее воспроизводить звук, то можно опять применить механический способ.
    9. Постановка от других звуков

      Можно поставить правильное произношение звука «С» от других звуков. Среди них применяются такие буквы как «Ш» и «Ц». При постановке произношения от «Ш» необходимо выполнять следующие действия.

    10. Попросить малыша, чтобы он начал тянуть звук «Ш», и при этом, не торопясь, продвинул язычок вперед. Сам речевой орган нельзя отрывать от неба, верхние и нижние резцы должны располагаться параллельно друг другу.
    11. Возникновение прерывистого произношения свидетельствует о том, что ребенок оторвал язык от неба, чего нельзя делать. Затем необходимо, чтобы он приоткрыл рот и продолжил первоначальное занятие по постановке звука.
    12. При открытых резцах сначала будет слышен мягкий звук «Ш», потом нечеткий свистящий звук, а затем верное произношение звука «С». Потом следует попросить закрыть ротик и попробовать произнести звук с сомкнутыми резцами.
    13. Пусть малыш сам попробует найти то положение языка, в котором звук «С» получается наиболее правильным. Как только произношение будет верным, нужно его закреплять. Чтобы ребенку было интереснее, можно сказать, что так пищит комар, и кроха будет ему подражать.
    14. Также можно поставить свистящий звук с помощью буквы «Ц». Правда, таким вариантом пользуются намного реже, но знать его не помешает.

    15. Малышу необходимо долго и протяжно произносить звук «Ц». При этом будет четко слышен звук «С». Самое главное, чтобы кроха сам услышал и смог взять во внимание эту букву.
    16. В случае трудностей с произношением изолированного «С» можно сначала тренироваться с помощью буквенного сочетания «ЦС».
    17. Результат также важно закреплять. Для этого необходимо регулярное повторение слогов, слов, скороговорок.
    18. Какие способы существуют при сигматизме?

      Детки, которые страдают сигматизмом и парасигматизмом, также могут быть обучены правильности произношения. Для этого необходимо подбирать логопедические упражнения на звук, которые подойдут в конкретном случае.

      Постановка звука при таком нарушении заключается в том, чтобы продемонстрировать малышу, как правильно располагаются органы речи во время произношения звука «С». Если у ребенка не получается подражать взрослому, то проводят постановку с механической помощью.

      В этом случае потребуется провести подготовку органов речи, чтобы активизировать деятельность мышечных тканей боковых сторон язычка. В итоге у малыша должно получиться поднятие боков до их полного соприкосновения с боковыми зубами.

      Потом можно прибегнуть к упражнению, при котором понадобится дуть на переднюю часть речевого органа, потом на его кончик, а затем, спрятав язык за челюстью.

      Таким деткам нужно выполнять следующее упражнение. Необходимо долго и протяжно воспроизводить букву «Ф». Просунуть широкий кончик язычка между нижней губой и верхними резцами и подуть на него, произнося звук «Ф» и потихоньку убирая орган за нижние резцы.

      Призубный парасигматизм

      Постановка звука при данном нарушении речи производится только путем демонстрации правильного расположения органов. Также упор делают на тактильные ощущения. Ребенок подносит ладонь ко рту, если струя воздуха идет верно, то чувствуется холод. Можно поставить звук от мягкого «Сь».

      Следует помнить, что нельзя прекращать занятия, как только ребенок смог правильно воспроизвести звук, даже если больше не наблюдается нарушения. Поставленное произношение следует обязательно закреплять с помощью стихов, скороговорок, рассказов и прочих произведений.

      Таким образом, постановка звуков очень важна для речи человека. Поэтому при наличии трудностей с воспроизведением этой буквы следует обязательно обратиться к специалисту и регулярно выполнять упражнения.

      vseorechi.ru

      Постановка речи детям

      Материалистическая психология утверждает, что язык звуков являлся с самого начала единственной формой речи, которую когда-либо знало человеческое общество. Только у человека имеются специфические физиологические механизмы, дающие ему возможность овладеть устной речью. Большую роль во взаимодействии этих механизмов играет слуховой анализатор, нарушение функции которого неизбежно отражается на формировании устной речи. Эта речь реализуется, становится достоянием других благодаря звукам, которые ее составляют. Таким образом, звуковая, фонематическая оболочка языка является как бы его материальной оболочкой. При обследовании речи ребенка, а также при определении системы и последовательности исправления дефекта необходимо учитывать психологические особенности различных форм устной речи.

      Сложным является взаимоотношение между устной и письменной речью в процессе их формирования. Устная речь является базой для развития письменной. Чтобы овладеть грамотой, чтением и письмом, необходим хорошо развитый фонематический слух, правильное звукопроизношение. Ребенок должен уметь четко дифференцировать речевой поток и выделять предложение, словосочетание, слоги, звуки. Как показали исследования Л. Ф. Спировой, Н. А. Никашиной, ребенок с дефектами произношения часто не только неправильно произносит звуки, но и неправильно их слышит.

      Для овладения письмом и чтением необходимо установить точное соотношение между звуком и буквой, между звуковым и кинестетическим образом фонемы и графемы, их акустическим и графическим образом. Это возможно лишь при хорошем уровне развития устной речи, правильном звукопроизношении, правильном взаимодействии трех основных анализаторов – зрительного, слухового и двигательного. Нарушение их взаимодействия отражается на формировании как устной, так и письменной речи. Средством реализации и выражения наших мыслей в устной речи является звук, фонема. Как известно, фонема – это мельчайшая звуковая частица языка, которая служит для различения слов. Иногда достаточно заменить в слове один лишь звук, и его смысл изменится.

      Таким образом, можно сказать, что звуковой, фонематический состав языка является как бы его материальной оболочкой, мы мыслим с помощью слов, речи. Звуковая оболочка языка – это одна из наиболее устойчивых его составных частей. Словарь и грамматический строй языка в процессе исторического развития изменялись быстрее, чем его звуковой состав. Звуковой комплекс слова является исторически сложившимся, устойчивым, он пере¬дается из поколения в поколение, и его нельзя произвольно изменять. Если же мы попытаемся это сделать, слово потеряет свою сигнальную функцию. Подобные явления мы наблюдаем при тяжелых формах косноязычия (встречается при дислалии, риналии, дизартрии, алалии на поздних этапах ее коррекции), когда звуковой состав слова искажается до неузнаваемости. Для того чтобы построить логопедическую работу по исправлению неправильного произношения звуков, логопеду необходимо хорошо знать фонематический состав нашей речи, физиологию образования звуков, акустические параметры, принципы и способы их образования.

      Рассмотрим кратко логопедическую характеристику русских фонем. Следует заметить, что она иногда может не совпадать с их лингвистической характеристикой.

      1. Участие голоса.

      2. Место образования фонемы.

      3. Способ ее образования.

      4. Твердость или мягкость фонемы.

      В соответствии с этим принято выделять следующие основные группы фонем:

      I.Гласные фонемы: а, о, у, э, и, ы, которые в зависимости от того, какая часть языка наиболее активно участвует в их образовании, а также от степени подъема языка, участия губ в их образовании еще подразделяются:

      а) гласные переднего ряда; и, э,

      б) гласные среднего ряда: ы, а,

      в) гласные заднего ряда: о, у;

      а) гласные нижнего подъема: а,

      б) гласные среднего подъема: э, о,

      в) гласные верхнего подъема: и, ы, у;

      по участию губ в их образовании на:

      а) лабиализованные: о, у,

      б) нелабиализованные: а, э, и, ы.

      II. Согласные фонемы. К ним относятся все те звуки, при произнесении которых шум преобладает над голосом или голос .отсутствует вовсе: п, к, г, х, ш, с, з и др.

      Согласные, в свою очередь, делятся:

      по месту артикуляции на:

      а) двугубные: б, м и др.,

      б) губно-зубные: в, ф и др.,

      в) язычно-зубные: с, з, ц и др.,

      г) язычно-альвеолярные: р,

      д) язычно-нёбные: т, д, н,

      е) заднеязычные: г, к, х;

      по способу артикуляции на:

      а) фрикативные, или щелевые: с, з, ш, х, щ и др.,

      б) взрывные: п, б, т, д и др.,

      в) аффрикаты: ц, ч,

      г) смычно-проходные: м, н, л,

      По твердости и мягкости большинство звуков русского языка могут быть как твердыми, так и мягкими, например: п—п’, б — б’, ,т — т’, д — д’ и т. д. За исключением нескольких звуков, которые бывают только твердыми, например ц — ж, или только мягки¬ми — ч.

      Каждая фонема русского языка имеет определенные акустические параметры, в зависимости от которых она может быть более или менее слышимой и различаться на расстоянии.

      Как показали исследования, восприятие звука и его различение среди других фонем зависят от частоты колебаний и длительности звучания. Чем больше частота колебаний фонем, тем лучше они различаются. Например, фонемы с — з — ш — ж имеют примерно одинаковую частоту колебаний (около 2500 Гц), поэтому они часто смешиваются. Звуки средних и нижних частот дифференцируются плохо. Это подтверждается при различных степенях тугоухости. В этих случаях плохо различаются свистящие и шипящие звуки. Аудиометрическое исследование детей показывает более частое поражение средних и нижних частот слухового анализатора. Каждая фонема имеет свою определенную длительность звучания. Чем больше длительность звучания, тем лучше различается фонема.

      Так, фонемы с – з имеют относительно большую длительность звучания и могут различаться в разговорной речи при нормальном слухе на относительно большом расстоянии (до 150 м). А фонемы п – к имеют незначительную длительность звучания, поэтому пло¬хо различаются.

      Гласные фонемы являются как бы каркасом, связующим звеном в слове, согласные же несут основную смысловую нагрузку.

      Гласные фонемы являются более древними по происхождению, поэтому их двигательный артикуляционный стереотип более устойчив и дефекты этих звуков встречаются реже. Согласные же звуки по происхождению более поздние, и нарушения их произношения встречаются чаще. Замена этих звуков происходит по сходству. Так, звук з заменяется чаще звуком с, ш – ж, п – б, т – д и т. д.

      Как показали исследования, частота употребления отдельных фонем в нашем языке неодинакова: глухие согласные мы произносим почти вдвое чаще, чем звонкие, твердые чаще, чем мягкие, переднеязычные чаще, чем заднеязычные. Поэтому исправление (при дефектах произношения) рекомендуется начинать с тех звуков, которые чаще употребляются.

      Фонемы нашего языка по трудности артикуляции распределяются примерно в такой последовательности: Гласные звуки – а, о, у, и, ы.

      Согласные звуки – п, м, ф, х, б, в; к, г, к, т, д; с, з, ж, ш, ц, ч, щ; л, р.

      Наблюдения над развитием речи ребенка показывают, что в их речи звуки с, з, ч, ш, ж, а также звуки р, л появляются позже других и чаще всего произносятся неправильно. Это объясняется трудностью артикуляции этих звуков, неподготовленностью речевого аппарата ребенка к правильному произношению. Поэтому приближенное произнесение некоторых из этих звуков ребенком допускается до определенного возраста, до конца периода так называемого естественного косноязычия (до 4–5 лет). Нарушения правильного произношения звуков мы различаем в зависимости от причин, их вызывающих. В настоящее время принято выделять следующие основные формы дислалий.

      Патологическая дислалия, при которой ряд звуков не произносится или произносится неправильно, и такое дефектное произношение выходит за пределы естественного косноязычия.

      Частичная дислалия, при которой нарушается произношение одного-двух звуков. Это легкая форма дислалии. Общая, или диффузная (разлитая), дислалия. Тяжелая степень косноязычия, при которой страдает произношение звуков, речь становится малопонятной, звуковой состав слова искажается настолько, что оно теряет свою сигнальную функцию. Мономорфная дислалия, при которой искажается произношение звуков какой-то одной артикуляционной группы, сходных по способу или месту образования (свистящих, шипящих и т. д.).

      Полиморфная дислалия, при которой страдает произношение многих звуков различных артикуляционных групп, несходных по способу образования (например, свистящие, язычно-нёбные, глухие, звонкие и т. д.). Первичная дислалия. Форма косноязычия, которая выступает как бы в «чистом виде». При этом страдает произношение каких-то определенных звуков. Все остальные составные части языка не нарушены.

      Вторичная Дислалия. Возникает на почве других более тяжелых речевых нарушений, например алалии, афазии, дефектов слуха, общей задержки речевого развития.

      1. Стигматизм – дефект произношения свистящих и шипящих звуков.

      2. П а р а с и г м а т и з м – замена свистящих и шипящих звуков другими.

      3. Ламбдацизм – дефект произношения звука Л.

      4. П а р а л а м б д а ц и з м – замена звука л другими звуками.

      5. Ротацизм – дефект произношения звука р.

      6. Параротацизм – замена звука р другими звуками.

      7. Хитизм – дефект произношения звука х.

      8. Каппацизм – дефект звука к.

      9. Йотизм – дефект

      10. Дефекты смягчения.

      Так как в логопедической практике приходится встречаться чаще всего с дефектами произношения звуков, то перейдем к более подробной характеристике некоторых из упомянутых выше форм дислалий.

      Характеристика нормальной артикуляции некоторых согласных звуков

      При произнесении звуков з и зь артикуляция та же, что при с и сь, только спинка языка поднята несколько выше, голосовые связки сомкнуты и вибрируют, выдох менее напряжен.

      Характеристика некоторых наиболее распространенных дефектов звуков

      Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом. Замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом.

      Сигматизм бывает следующих видов:

      Межзубный сигматизм, или так называемая шепелявость. При произнесении свистящих или шипящих звуков (а иногда и тех и других) кончик языка просовывается между верхними и нижними резцами, отчего получается шепелявый звук.

      Губно-зубной сигматизм. При этом недостатке произношения свистящие или шипящие звуки (а иногда те и другие) произносятся подобно звукам ф и в. Это происходит при таком положении артикуляционного аппарата, когда нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука с. При такой комбинированной артикуляции образуется звук, содержащий элементы звуков ф и с (в и з), вследствие чего произношение становится нечетким, непонятным и неприятным на слух.

      Призубный сигматизм. При произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затвор, мешая проходу воздуха через зубную щель, вследствие этого отсутствует характерный для этих звуков свист. Вместо звуков с, з, ц слышится звук т или д (суп — «туп», зима — «дима», цапля — «тапля»). Этот недостаток можно назвать пара-сигматизмом, так как в данном случае один согласный звук заменяется другим. Шипящий сигматизм. Кончик языка оттянут от нижних резцов в глубь ротовой полости, спинка его резко выгнута по направлению к твердому нёбу, вследствие чего вместо свиста слышится смягченное ш или ж (собака — «шябака», замок — «жямок»).

      Боковой сигматизм. Свистящие или шипящие звуки (иногда те и другие) могут произноситься двумя способами: а) кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка, вследствие чего образуется «хлюпающий» звук; б) кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке л. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним.

      Носовой сигматизм. Свистящие или шипящие звуки (иногда те и другие) произносятся при следующем положении языка: корень его поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход выдыхаемого через нос воздуха, отчего слышится звук, похожий на х, но с гнусавым оттенком.

      Способы устранения различных видов сигматизма

      Так как различные виды сигматизма (особенно парасигматизма) часто отрицательно отражаются на письме учащихся, необходимо, чтобы была установлена и закреплена связь устных занятий по выработке правильного произношения с письменными упражнениями. Особое внимание логопед должен уделять работе над дифференциацией звуков в устной и письменной форме.

      Для исправления сигматизма могут быть применены различные способы, в зависимости от характера недостатка.

      1. При межзубном сигматизме логопед предлагает логопату сблизить зубы и в этом положении пытаться произнести длительно звук с. Если звук получается недостаточно четко, логопед может прибегнуть к механическому способу, т. е. специальным зондом или концом шпателя нажать на кончик языка логопата, несколько опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, логопед просит логопата вначале произнести звук без гласных, а затем с гласными а, о, у, ы в прямых и обратных слогах.

      После овладения произношением звука с уже нетрудно освоить звуки з и ц. Для этого требуется при произнесении звука с включить голос – получить звук з, а для освоения звука ц рекомендуется произносить звуки тис сначала медленно, а затем постепенно ускоряя темп, добиваться слитного перехода от звука т к с (тс). Четкое понятие о том, что звук ц является составным, логопат получит при произнесении обратных слогов ац, оц, у ц, где ясно’ слышится, что звуку с предшествует взрыв (т). Многократным повторением слогов ац и ас достигается четкая дифференциация простого с и составного ц.

      При устранении губно-зубного сигматизма логопед предлагает логопату произносить звук с при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов, показывая в зеркало. Если логопат не может сделать сам, логопед, придерживая его нижнюю губу и обнажая таким образом резцы, предлагает ему произносить звук с в этом положении. Если получается хорошо, то следующий этап – произнесение звука с в сочетании с гласными сначала с механической помощью логопеда (придерживающего пальцами нижнюю губу логопата), а затем без нее.

      При исправлении призубного сигматизма логопед может применить два приема:

      а) легким нажимом шпателем или кончиком зонда на передний край языка опустить его за нижние резцы, чтобы дать таким образом выход воздуху через зубную щель;

      б) предложить логопату держать передний край языка между нижними и верхними резцами, широко распластав его; при таком, положении языка логопат, выдыхая воздух и ощущая его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое (межзубное) с. Затем логопед, слегка нажимая шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигает его за нижние резцы. После того как установится чистое произношение звука с и логопат сможет удерживать правильное положение языка без механической помощи (без поддержки зондом или шпателем), поставленный звук с можно включать в слоги, слова и дифференцировать его со звуками з и ц.

      Исправление шипящего сигматизма проводится с помощью, приема, указанного в пункте «б» при описании исправления при-зубного сигматизма. В данном случае логопата необходимо отучить от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта. С этой целью ему рекомендуется как можно дольше задерживаться на. стадии межзубного произношения звука с в слогах, словах и фразах. Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно, постепенно переводить кончик языка за нижние резцы, что обычно происходит автоматически.

      При исправлении бокового сигматизма вначале рекомендуется приучать логопата дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка. Затем это первоначальное упражнение заменяется дутьем при межзубном положении переднего края языка, после чего можно давать слоговые упражнения, слова и даже фразы, включающие звук с. Постепенно передний край языка при помощи зонда или шпателя переводится логопедом за нижние резцы, правильное произношение звука с закрепляется в кинестетическом ощущении логопата, в его слуховом представлении, и становится привычным.

      При устранении носового сигматизма также необходимо предварительное научить логопата правильно выпускать воздух через середину ротовой полости. С этой целью требуется проводить упражнения в дутье: задувание свечи, спички, поддувание ватки, дутье на бумажку и пр. Упражнения должны проводиться при межгубном, а затем межзубном положении переднего края языка (см. п. 5). Достигнув шепелявого произношения звука с, логопед может дать логопату упражнения на этот звук в слогах, словах и фразах. Таким образом, у логопата закрепляется навык произнесения звука с на правильном выдохе, струю воздуха он может ощущать на кончике своего языка, просунутого между зубами.

      Когда язык окончательно укрепится в этом положении, можно постепенно переводить его кончик на нижние резцы, и временное шепелявое произношение заменится правильно артикулируемым с.

      Применяемый некоторыми логопедами прием зажима крыльев носа в процессе исправления носового сигматизма чаще всего не дает необходимого эффекта. Так как все перечисленные недостатки произношения звука с почти всегда переходят на звуки з и ц, к их исправлению следует приступить только после постановки звука с.

      Если логопат не озвончает звук з, логопед может использовать его ощущение при вибрации гортани, а затем с появлением правильного звучания з больше внимания уделять устным и письменным упражнениям на дифференциацию звонкого з и глухого с.

      sites.google.com

      Смотрите так же:

      • Во сколько должен ребенок ложиться спать Учимся спать – во сколько нужно лечь и встать, чтобы выспаться «Для того чтобы выспаться, надо ложиться спать не в тот день, когда нужно вставать» Неопровержим тот факт, для того чтобы выспаться, человек должен придерживаться определенного ритма сна. Оптимальным вариантом является ночной сон, хотя существуют и другие методики, […]
      • Ребенок 4 года развитие и психология Развитие ребенка в 4 года девочка психология Психология ребенка 4-5 лет и уровень его развития Возраст 4-5 лет считается не только самым интерактивным периодом в жизни ребенка. Период среднего детства отмечен рядом негативных проявлений: Именно в возрасте 4-5 лет формируется процесс самоутверждения, перерастающий зачастую из позиции «Я […]
      • Образец диагностики детей дошкольного возраста Психолого педагогическая характеристика дошкольника 4 5 лет образец Условия для индивидуализации и социализации дошкольника в условиях. работы, характеристика установленного образца, Приложение к карте развития ребнка 4, 5. Предмет коммуникативная сфера и коррекция коммуникативной сферы старших дошкольников. обследование включает в. […]
      • Как не упустить ребенка в воспитании Особенности воспитания ребенка 4, 5, 6 лет Возраст с 4 до 6 лет называется дошкольным. Для каждого возрастного периода развития ребенка присущи специфические особенности. Основными задачами дошкольного воспитания ребенка 5 лет являются физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие. Кроме того, это время […]
      • Развитие ребенка 3 до 7 лет Развитие ребенка от 3 до 7 лет О Развитие ребенка от 0 до 3 лет читайте здесь Развитие ребенка 3 лет — это важное время, когда формируется способность ребенка к обучению. Исследуйте мир, рассказывайте о природных явлениях, животных, растениях и обо всем, что вам обоим интересно. В это время закладывается характер ребенка, малыш […]
      • Задания на развитие речи дошкольниками Игры на развитие речи у детей дошкольников 4-5 лет Развивающие игры для детей средней группы детского сада Игры для развития речи у детей среднего дошкольного возраста Цель: учить активно описывать признаки предметов. Описание: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. […]
      • Речевое развитие ребенка 4-5 лет Развитие речи ребёнка 4, 5 лет Как развивать речь детей 4, 5 лет Специалисты говорят о том, что к 4-5 годам речь ребенка должна быть «чистой». Это в идеале. Логопеды отмечают, что многие родители просто не обращают внимания на дефекты речи своих детей. А ведь исправлять их гораздо проще в четыре года, чем в шесть или в семь, […]
      • Развитие логики у детей 4-5 лет Задания на логику для детей 5-6 лет Выполнение упражнений на развитие логики у детей 5—6 лет — один из основных этапов подготовки к школе. В своих рассуждениях ребенок с ранних лет учится анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. По мере взросления дошкольника используемых им мыслительных приемов становится больше. А это […]