Читать онлайн «Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов» автора Петрова Вера Ивановна — RuLit — Страница 1

Вера Ивановна Петрова, Татьяна Дмитриевна Стульник

Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов

Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

Программа «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» является переработанным в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ, Приказ № 655 от 23 ноября 2009 г.) вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

До выхода полного учебно-методического комплекта к программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» педагоги могут в своей работе использовать пособия, изданные к «Программе воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Петрова Вера Ивановна – доктор педагогических наук, автор работ по нравственному и трудовому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста.

Стульник – кандидат педагогических наук, автор работ по нравственному и художественному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Пособие издается в рамках примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией H. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

В данном пособии представлены общие теоретические подходы к проблеме нравственного воспитания, даны материалы для проведения этических бесед. Этические беседы объединены темами, раскрывающими те или иные стороны нравственных отношений. Беседы расположены в порядке нарастания сложности обсуждаемых с детьми вопросов. Сначала даются материалы для бесед с детьми 4–5 лет, затем – 5–6 и 6–7 лет. Но такое деление условно. Планируя работу, воспитатель подбирает материал с учетом уровня развития и подготовки детей в группе.

В основе каждой беседы лежит художественное произведение, позволяющее познакомить детей с разнообразными нравственными ситуациями и соответствующими им правилами и нормами поведения. Понять главное в нравственном содержании текста детям помогают вопросы воспитателя (от ряда предложенных в пособии вопросов можно отказаться, переформулировать их с учетом высказываний детей). Интерес детей к обсуждаемому произведению во многом зависит от умения воспитателя выразительно прочитать текст, внимания взрослого к высказываниям дошкольников. Некоторые произведения можно использовать в ходе работы по изобразительной деятельности, развитию речи, ознакомлению с окружающим миром, а также в досуговое время.

В конце бесед даются рекомендации по организации деятельности детей (рисование, игра, инсценировка и т. п.), в которой находит отражение содержание этической беседы.

Те основные правила, с которыми дети познакомились в ходе беседы, целесообразно использовать в повседневной жизни. Например, при ссоре детей можно прочитать строки «…и ссориться не нужно и можно всех любить» или вспомнить, почему «…в речке утром рано утонули два барана». Знакомые образы напоминают детям правила поведения, делают их понятными.

Сложность нравственных явлений определяет постепенное проникновение в их суть. Сначала дети понимают их на эмоциональном уровне («хорошо», «плохо»), затем постепенно начинают осознавать, почему совершается тот или иной поступок. Одни дети быстрее постигают глубину обсуждаемых ситуаций, другие медленнее. Это естественно. Важно, чтобы у них накапливались нравственные понятия и представления о нравственных нормах.

Предлагаемые материалы предполагают творческий подход педагога к построению диалога с детьми.

При фронтальной работе воспитатель ориентируется на высказывания более подготовленных детей, но и не оставляет без внимания ответы дошкольников, недостаточно хорошо разобравшихся в обсуждаемой ситуации. Опираясь на высказывания детей, педагог уточняет и углубляет их представления о нравственности, связанные с той или иной ситуацией, действиями героев произведения.

Главное в работе воспитателя – это эмоциональный отклик детей на ситуацию, развитие умения видеть нравственную сторону того или иного события, поступка.

Особенности нравственного воспитания дошкольников

Нравственное воспитание – одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для педагога при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль (форма общественного сознания). В ней находят отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий людей. Внутренним механизмом, побуждающим людей к общественно одобряемым поступкам, являются совесть, чувство справедливости, честь, достоинство и т. д.

www.rulit.me

Гендерное воспитание

Гендерное воспитание является звеном в структуре образовательной области «Социализация» и основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В этом разделе педагоги детских садов делятся педагогическими идеями по реализации гендерного воспитания. Здесь можно найти полезный материал для работы с родителями по вопросам воспитания мальчиков и девочек: конспекты, разработки, пособия, сценарии.

Материалы по гендерному воспитанию.

Показаны публикации 1-10 из 1021 .

Консультация для воспитателей «Мальчики и Девочки» Консультация для воспитателей МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ В детский сад поступают дети с разным отношением мальчиков и девочек друг к другу: «Я с мальчишками не вожусь»; «Мальчишки драчуны»; «Девчонки плаксы»; «Не будешь играть с нами — мы девочек не принимаем в игру». Не все родители.

«Такие разные мальчики и девочки». НОД в области «Познавательное развитие» (старшая группа) НОД в области «Познавательное развитие» «Такие разные мальчики и девочки» ( старшая группа) МАДОУ «Детский сад № 25» г.Печора, Республика Коми, Воспитатель : Роденко М.Е. Цель: Закреплять умение находить отличительные особенности мужского и женского поведения, внешнего вида.

Гендерное воспитание — Стенгазета для мальчиков и девочек к праздникам

Публикация «Стенгазета для мальчиков и девочек к. » Приближается праздник День Защитника Отечества. Я предложила девочкам нашей подготовительной группы необычно поздравить наших мальчиков, будущих защитников отечества. Мы долго думали, совещались. Вместе с девочками мы выпустили для них вот такую необычную стенгазету. Для начала.

Развлечение для детей средней группы «Инопланетянин Шелезяка знакомится с мальчиками и девочками» Конспект развлечения «Инопланетянин Шелезяка знакомится с мальчиками и девочками» для детей средней группы МКДОУ «Детский сад «Родничок» с. Сары. Тамендарова Й. С. Цель: закрепить представления детей о женственности и мужественности, воспитывать культуру общения мальчиков и.

Клубный час «Мальчики и девочки» Февраль – ситуация месяца «Мальчики и девочки» Тематический Клубный час «Тайны наших мальчиков, секреты наших девочек». Участники: Дети старших групп, воспитатели всех возрастных групп, специалисты. Дополнительная помощь в организации мероприятия: все сотрудники ГБОУ прогимназии.

Дидактическое пособие по гендерному воспитанию для детей дошкольного возраста «Волшебный цветок» Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе. Устаревший стереотип «мальчикам – машинки, девочкам – куклы» давно изжил себя, современные методики раннего развития.

Гендерное воспитание — Организация Рппс в ДОУ с учетом гендерной принадлежности детей старшего дошкольного возраста

Статья «Организация Рппс в ДОУ с учетом гендерной принадлежности детей. » Организация РППС в ДОУ с учетом гендерной принадлежности детей старшего дошкольного возраста. Уважаемые коллеги. Хочу поделиться с Вами своим опытом по созданию РППС с учетом гендерной принадлежности детей. Наша группа называется «Звездочки». В приемной, вывешивается информация.

Конспект НОД «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе» в средней группе Конспект интегрированного занятия в средней группе «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком, хорошо быть вместе» Воспитатель: Кукунина А.Н. Цель: создание условий для формирования поло- ролевого поведения и взаимодействия средствами музыкальной выразительности.

Конспект занятия в средней группе по гендерному воспитанию «Путешествие в страну сказок» Конспект занятия в средней группе по гендерному воспитанию «Путешествие в страну сказок». Цель: Учить детей видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками. Задачи: — Формировать адекватное представление о собственной половой принадлежности. -Закрепить знание о.

Мальчики и девочки-два разных мира В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Актуальность гендерного воспитания Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к.

В переводе с английского языка слово «gender» означает «род». В психологии под гендерными признаками подразумеваются отличительные черты мужского и женского пола. Формирование у детей гендерной принадлежности начинается в раннем возрасте. В каждом народе существуют многовековые традиции, строго регламентирующие распределение ролей мужчин и женщин в обществе, а также поведенческие стереотипы.

Актуальность гендерного воспитания возникла в России в последние десятилетия в связи с некоторыми изменениями, произошедшими в обществе. Среди них – влияние советской системы воспитания, феминизация женщин, увеличение числа неполных семей, отсутствие мужчин-педагогов в школе и другие.

Нет сомнения, что гендерное воспитание необходимо как в семье, так и в детском учреждении. В дошкольном возрасте ребенок начинает понимать, к какому полу он принадлежит, и чем мальчики отличаются от девочек в плане предпочтений, интересов, ценностей, а также моделей поведения. Однако знания не предполагают освоения ролей и формирования мужественности и женственности. Для закрепления мужских и женских черт характера потребуется особым образом организованная воспитательная среда, день за днем позволяющая ребенку проявлять свои полоролевые отличия.

Воспитатели детских садов уже накопили определенный опыт в данной теме. В детском саду создаются условия для культивирования мужских и женских интересов, например, уголки для сюжетно-ролевых игр для мальчиков и девочек. Педагоги включают в образовательную деятельность игровые ситуации, сказки, обсуждение мультфильмов – эти и другие формы работы помогают формировать гендерную принадлежность дошкольников.

www.maam.ru

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

Новости о детях

Опыт работы по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста

"Развитие личности ребенка в современных условиях,

с учетом полоролевого воспитания"

Автор: Стулова Екатерина Александровна

Старший воспитатель первой квалификационной категории

МАДОУ № 25 р.п.Приютово.

E-mail адрес для связи с автором: detsad.solnishko-25@yandex.ru.

«Нельзя считать один пол совершеннее другого,

так и нельзя их уравнивать»

Проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, многие из них стали занимать лидирующие положения среди мужчин, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи.

На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения, пряча за этим страх перед окружающей действительностью. Наблюдая за детьми в детском саду, мы замечаем, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам.

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Большинство родителей сыновей в будущем хотят видеть: ответственными, смелыми, решительными, выносливыми, сильными. Дочерей хотят видеть: ласковыми, красивыми, изящными.

Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, мы отметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей также вызывало тревогу: дети демонстрировали модели поведения, не соответствующие полу ребёнка, не умели договариваться в игре, распределять роли. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умели самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляли желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешили помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование и тестирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня»

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Значит, проблема воспитания и обучения ребенка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

Цели, методы и подходы воспитания мальчиков и девочек должны быть различными. Биологические половые различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

В программе Вераксы «От рождения до школы» начиная с 1 младшей группы в образовательную область «Социализация» включена задача:

• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.

Всё это позволило нам сделать вывод о необходимости создания в ДОУ условий для гендерной социализации дошкольников. Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек.

Выстраивание модели образовательного пространства ведётся по 4 направлениям:

• Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;

• пропаганда педагогических знаний по этому вопросу с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе;

• построение соответствующей развивающей среды;

• Построение модели педпроцесса

Реализация 1 направления в ДОУ: знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения

На начальном этапе нашей главной целью было заинтересовать членов педагогического коллектива данной работой и предоставить возможность для творческого отношения к воспитанию мальчиков и девочек. Подбирали и анализировали теоретический и практический материал по данной теме. Провели анкетирование педагогов для выявления их отношения к проблеме гендерного воспитания. Изучали психолого-педагогическую литературу по теме «Особенности гендерного воспитания детей дошкольного возраста». Для расширения представлений педагогов об особенностях полоролевого развития детей, уточнения представлений о современных методах работы по вопросам полоролевого воспитания был проведен тематический педсовет «Развитие личности ребенка в современных условиях, с учетом полоролевого воспитания», где были раскрыты следующие вопросы: «Гендерный подход как одно из условий модернизации современного дошкольного образования, определяемого ФГТ» (старший воспитатель), «Особенности полоролевого развития детей дошкольного возраста. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей» (Пикалова Э.Р.), «Организация предметно-игровой среды в группе ДОУ на основе гендерного подхода» (Султанова А.Р.), «Формы и содержание взаимодействия ДОУ с родителями по вопросам полоролевого воспитания детей» (Павлова К.Л.). На заседании методического совета МДА провели консультации: «Особенности гендерной социализации в игровой деятельности дошкольников» (Кадырова А.Р.), «Народная культура в формировании гендерной толерантности дошкольников» (Каримова Р.Р.). В подготовительной к школе группы старшим воспитателем было проведено обследование межличностных отношений детей в группе.

Реализация 2 направления: пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе

Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе гендерного воспитания детей. С этой целью нами проводятся различные формы работы с родителями: встречи в родительском клубе «СемьЯ» по теме «Девочки и мальчики в детском саду», художественно-творческий проект «Мир в твоем окне»; родительское собрание «Влияние средств массовой информации на формирование полоролевого поведения в детском саду»; консультации с презентациями, беседы, наглядная информация по таким темам как: «Мальчики и девочки – любить по-разному, воспитывать по разному», «Мир движений мальчиков и девочек» «Как и во что играют мальчики и девочки» и др.; проектная деятельность «Птица семейного счастья» группа № 3. На родительских собраниях производился обмен опытом по воспитанию детей в семье. В группах оформлены фотогазеты «Наши замечательные мальчики», «Я и моя мама», «Моя дружная семейка», «Играют — мальчики, играют – девочки», «Один день из жизни группы». Проведены выставки творческих семейных работ среди родителей «Папины руки не знают скуки», «Золотые руки моей мамы».

Совместно с родителями в ДОУ проводятся культурно-досуговые мероприятия: «Не страшны преграды, если мама рядом», «Папа может все, что угодно», «Рыцарский турнир», «Вперёд, мальчишки», спортивные праздники.

Реализация 3 направления: построение соответствующей развивающей среды

Реализация программы «От рождения до школы» требует организации в ДОУ своеобразной материальной развивающей среды. Образовательную среду в детском саду создаём с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируем её таким образом, чтобы ребёнок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.

Среда является одним из основных средств развития личности ребёнка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п), но и является основой для самостоятельной деятельности с учётом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, ребёнок принимает на себя роль и действует в соответствии с принятой ролью. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, а мальчики шумные, наполненные движениями. В группах нашего детского сада созданы условия для игр «Пожарные», «Моряки» и др. Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» со всеми необходимыми аксессуарами. При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей считаем преодоление разобщённости между ними и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки — женские.

Для реализации гендерного подхода в приобщении старших дошкольников к азам трудовой деятельности взрослых оснастили необходимым оборудованием и инструментами и материалами Детскую кухню и Мастерскую Умелкина.

Конструктивная деятельность одно из любимых занятий, как мальчиков, так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки.

Реализация 4 направления: построение модели педпроцесса

Модель педагогического процесса выстроена таким образом, что при обучении и воспитании мальчиков и девочек в разных видах деятельности педагоги используют дифференцированный подход. При организации и проведении НОД педагогами учитываются психологические особенности мальчиков и девочек: девочкам даются типовые и шаблонные задания, мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, при анализе занятий оцениваются их знания, а не поведение.

Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Решением задач гендерного воспитания занимаются не только воспитатели, но и другие специалисты: музыкальный руководитель, учитель- логопед. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.

Механизмом гендерного воспитания детей дошкольного возраста выступают личностно-ориентированные технологии:

www.kindergenii.ru

Конспект беседы по гендерному воспитанию «Если б я был девчонкой»

Конспект беседы по гендерному воспитанию «Если б я был девчонкой»

Тема: Э. Успенский «Если б я был девчонкой«

-формирование гендерной принадлежности посредством детской литературы;

-уточнить представления о характерных видах деятельности мальчиков и девочек;

-побуждать участвовать в беседе;

-Ребята, мы с вами много говорили о мальчиках и девочках, об их отличии между собой. Расскажите, чем же отличаются девочки от мальчиков? (ответы детей: одеждой, прической)

-Хорошо. А в какие игры любят играть девочки? А мальчики?

(девочки в куклы, салон красоты; мальчики в машинки, строители, ремонтная мастерская).

-А дома вы помогаете маме и папе? Как?

-Сегодня я бы хотела прочитать вам стихотворение Эдуарда Успенского, которое называется «Если б я был девчонкой

Я бы время не терял.

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел.

Перемыл бы чашки-ложки,

Сам начистил бы картошки.

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам.

Я бы маме так помог.

Мама сразу бы сказала:

— Молодчина ты, сынок.

-Почему мальчик сожалеет о том, что он не девочка? (он хотел помочь маме).

-А разве только девочки могут помогать мамам?

-А как наши мальчики помогают мамам?

-Конечно, ребята, и мальчики могут вымыть пол, убрать свои игрушки, помыть посуду. Но чаще всего это делают девочки, потому что они будущие мамы. А мальчики помогают папам что-нибудь чинить и строить, так как они в будущем станут мужчинами.

-Так какие же виды деятельности характерны для девочек? Что делают девочки по дому? (накрывают на стол, моют посуду, поливают цветы.)

-А мальчики? (помогают маме нести сумку, папе чинить машину).

— Какое стихотворение мы сегодня читали? Кто его написал?

-А моет ли мальчик стать девочкой? А девочка мальчиком?

-Ребята, мальчик никогда не станет девочкой, как и девочка не станет мальчиком. кем мы родились, тем мы и останемся — это неизменно!

Конспект занятия по гендерному воспитанию «Весна для мальчиков и девочек» Конспект комплексного занятия : Тема: «Весна для мальчиков и девочек». 3-4 года Количество детей: 3 человека Цель: формирование гендерного.

«Если был бы я девчонкой». Сценарий утренника 8 марта для детей старшей группы Если был бы я девчонкой сценарий 8 марта для детей старшей группы Дети входят в зал под музыку и становятся полукругом. Ведущая. В детском.

Конспект беседы с элементами игры «Если добрый ты» ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ: Учить: вырезать на глаз симметричные формы из бумаги сложенной вдвое (барышню, молодца, украшения,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по гендерному воспитанию «Мы разные, но мы вместе!» Выполнила: воспитатель МБДОУ №131 Голова Е. И. Конспект непосредственно образовательной деятельности. Цель: 1. Формировать адекватное.

Конспект НОД по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста «В три девятом царстве, три десятом государстве» Задачи: Расширять гендерные представления детей через имя, профессии, виды деятельности,.

Конспект занятия по гендерному воспитанию и самоанализ «Мальчики и девочки» Тема: «Мальчики и девочки». Цель: Развитие гендерных представлений у детей, закрепление знаниё детей о своей принадлежности к полу. Задачи:.

Конспект занятия по гендерному воспитанию «Кто я: мальчик или девочка?» Цель непосредственно образовательной деятельности: учить детей идентифицировать мальчиков и девочек со своим полом, осознавать личностные.

Песня «Если был бы я девчонкой» на стихи Э. Успенского в форме диалога солиста и хора Песня для детей средней группы,и старше. Прилагаю фотографию с нотами и текстом. Ноты простые,не представляют технических сложностей. В припеве.

План-конспект занятия по гендерному воспитанию «Мы мальчики, мы девочки» План – конспект Непосредственно – образовательной деятельности По образовательной области «Социализация» На тему: «Мы мальчики – мы девочки».

Шуточные частушки «Если был бы я девчонкой» Шуточные частушки » Если был бы я девчонкой. » Вот и пролетел наш весенний праздник — 8 Марта. Каждый музыкальный руководитель заблаговременно.

www.maam.ru

Беседы с детьми по гендерному воспитанию

Педагогические условия преемственности дошкольного образовательного учреждения и семьи в гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста. Яготинцева Мария Александровна,студентка, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгородsmedvedeva@bsu.

Сформированности гендерной культуры и развитию гендерных представлений. 29 Анкетирование родителей «Гендерное воспитание в. Мной,в результате анкетирования родителей было установлено,что в настоящее время значительная часть родителей-75% не знают,что такое гендерное воспитание и как осуществлять прцесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. Поэтому в своей работе по гендерному воспитанию дошкольников мы стараемся решить следующие задачи.

Иванова Татьяна Ивановна,к. Белгород. 28. 01. Сурова Валентина Васильевна,воспитатель, МБДОУ «Детский сад .

Белгородdou. 59@mail. Берестнева Виктория Викторовна,воспитатель, МБДОУ «Детский сад . Белгородdou. 59@mail.

Педагогические условия преемственностидошкольного образовательного учреждения и семьи в гендерном воспитании ребенка дошкольного возраста. Аннотация. В статье освещаются особенности гендерного воспитания в условиях детских образовательных учреждений.

Анализируются педагогические условия, которые обеспечивают преемственность дошкольного образовательного учреждения и семьи в гендерном воспитании мальчиков и девочек дошкольного возраста. Ключевые слова: гендер, дети, дошкольное образовательное учреждение, педагогический опыт, взаимодействие, вариантность. Опираясь на анализ актуального педагогического опыта по проблеме взаимодействия семьи и детского сада по гендерному воспитанию, мы отметили, что оно строится таким образом, что действия одного партнера обязательно сопровождаются соответствующими действиями другого, и основываются на педагогических принципах: целенаправленность педагогического взаимодействия на актуальные проблемы гендерного воспитания и развития мальчика и девочки; вариативность содержания форм, методов образования и просвещения родителей в вопросах гендерного воспитания дошкольников; развитие и сотрудничество, т. Белгорода, используя различные методы: анкетирование, наблюдение, беседы, обобщение независимых характеристик. Для выявления проблем, связанных с особенностями гендерного воспитания дошкольников проводились анкетирование, наблюдение и беседы с родителями, на основании которой оценивался уровень просвещенности родителей в вопросах дифференцированного воспитания мальчиков и девочек, изучались методы и формы семейного воспитания мальчиков и девочек в семье. На основе этих данных сделали выводы о воспитательном потенциале семьи: 1)тип семьи: полная/неполная; благополучная/неблагополучная. Путем наблюдений фиксируется: 2)участие родителей в улучшении материальнотехнической базы детского образовательного учреждения .

На этот адрес электронной почты будет отправлена ссылка для редактирования. Анкетирование родителей: Гендерное воспитание младших дошкольников. Включает методическую разработку Разработан тест. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. Анкета по гендерному воспитанию для родителей. Как Вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребёнке? Какова роль матери в полоролевом воспитании ребёнка? Как отец влияет на полоролевое развитие ребёнка?

Особую трудность в данном аспектепредставляет использование данного метода в дошкольном возрасте в силу специфики развитии личности. В частности,используются модифицированный вопросник В. И. Гарбузова на выявление доминирующего типа личности. Гребневой повыявлению ведущего типа поведения детей .

В работе со взрослыми была апробирована методика Сандры Бем «Исследование маскулинностифемининности личности». Для диагностики гендерной стратегии использовалась также методика выбора символов –«Кольца и стрелы» и «Фигуры» по В. И. Гарбузову. Считаем важным отметить, что в процессе гендерного исследования дошкольников очень важно изучить отношение членов семьи (родителей, бабушек, дедушек) к гендерному воспитанию детей, уровень их знаний и практических умений по этому вопросу. В качестве одной из методик, позволяющих это выяснить в практике работы дошкольных образовательных учрежденийиспользуются анкеты, разработанные Т. Ю. Гущиной «В семье растет сын», «В семье растет дочь». Второй блок –повышение педагогической культуры родителей.

Для формирования и развития компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей дошкольного возраста, педагогу необходимо донести до родителей необходимую им информацию о воспитании детей и наладить обратную связь. Такая работа реализуется через следующие формы: беседы; консультации; родительские собрания; «Дни открытых дверей» и др.

Педагоги выступают инициаторами в привлечении родителей к сотрудничеству в педагогическом процесседетского образовательного учреждения . Такая работа осуществлялась путем использования разнообразных форм: праздники; развлечения; встречи с интересными людьми; спортивные досуги; вернисажи; фотогазеты; празднование дней рождения; выставки семейных творческих работ; спектакли.

Третий блок –наглядноинформационный. Содержание этого блока составляет наглядная информация для родителей по содержанию и результатам гендерного воспитания мальчиков и девочек в семье и детском образовательном учреждении. В работе с родителями используются следующие формы: родительские уголки; папкипередвижки; обобщение положительного опыта семейного воспитания; библиотекапередвижка с книгами и журналами для родителей по вопросам гендерного воспитания девочек и мальчиков. Четвертый блок –взаимодействие детского образовательного учрежденияс другими институтами социализации ребенка по вопросам гендерного воспитания. Для целенаправленной работы в выбранном направлении необходимо использовать все оптимальные варианты –привлечь к взаимодействию различные институты социализации личности ребенка, заинтересованные во взаимодействии.

К институтам социализации, с которыми детские образовательные учреждениявзаимодействуют в процессе гендерного воспитания детейотносится: школы, библиотеки, музеи, кинотеатры, кукольный и драматический театры и др. Второе условие –осознание родителями и педагогами требований общества в воспитании у детей андрогинных черт личности. В словаре А. В. Ярошевского андрогиния представлена как важная психологическая характеристика человека, которая определяет его способность менять свое поведение в зависимости от ситуации. А требования современного общества таковы, что и женщины, и мужчины должны сочетать в себе помимо традиционно женских и мужских черт, черты и свойства, необходимые представителям любого пола, то есть принадлежать к андрогинам.

Данные исследований С. Бем свидетельствуют, что андрогиния способствует формированию устойчивости к стрессам, помогает в достижении успехов в различных сферах жизнедеятельности. Для информирования родителей по этому вопросу проводились консультации для родителей «Прикоснись ко мнедобротой» .

По результатам опроса родителей каждый из них заинтересован в том, чтобы его ребенок активно взаимодействовал и со сверстниками, и со взрослыми, проявлял самостоятельность в принятии решений, имел высокий уровень реальных достижений. Третье условие –информированность родителей и педагогов в вопросахгендерного воспитания. Для развития гендерной компетентности родителей и педагогов необходимо обосновать значимость этой проблемы, довести до их сведения научные основы дифференцированного воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста, предложить взрослым вспомнить свой детский опыт и поделиться им. Такая работа осуществляется через консультации, родительские собрания, памятки, тесты, библиотечку для родителей.

Четвертое условие –усвоение ребенком представлений о полоролевом поведении мужчины, женщины, отца, матери, мужа, жены в процессе жизнедеятельности. Ученые И. С. Репина полагают, что к концу дошкольного возраста ребенок осознает неотразимость своей половой принадлежности и строит свое поведение в соответствии с предлагаемыми ему образцами, выстраивая гендерную роль. Реализация данных задач требует подбора ситуаций, направленных на развитие способности детей правильно действовать, справляться с «жизненными» обстоятельствами, адаптироваться в окружающей среде. Выполнение гендерных ролей обеспечивает мальчику и девочке накопление моделей гендерного поведения и приобретение опыта в соответствии с принятыми в обществе нормами и эталонами. Это происходит в трудовой, познавательной, игровой, творческой деятельности ребенка, организованной взрослыми, в повседневной жизни ребенка.

Каждая предложенная педагогическая ситуация предполагает наличие проблемы и ряда действий, которые ребенок выбирает и проигрывает. Это целенаправленный процесс приобщения детей к общечеловеческим ценностям,наполнения их личностным смыслом в идеальном образе мужчины и женщины и формирование стремления действовать в своей жизни в соответствии с этими идеалами. Воспитание детей с учетом их гендерных особенностей, с одной стороны призвано помочь ребенку осознатьсебя представителем того или иного пола.

Очевидно, что воспитание детей с учетом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом нежном возрасте, не повлияет на развитие их личности. Поэтому, в процессе руководства игрой –ведущим видом деятельности мальчиков и девочек дошкольного возраста, воспитатель и родители должны создавать ситуации, направленные на проявление у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе. Шестое условие –привлечение других социальных институтов к гендерному воспитанию ребенка. В основе преемственности дошкольного учреждения и семьи лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать,направить, дополнить их воспитательную деятельность . В содержаниепсихологического пола,или гендеравходят следующие компоненты: когнитивные (гендерное самосознание),эмоциональные (гендерная идентичность), поведенческие (гендерные роли и особенности поведения). Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит, в первую очередь, от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как матери к ребёнку, так и ребёнка к матери, а также от особенностей воспитания его в дошкольном образовательном учреждении.

Для эффективного осуществления в семье и дошкольном образовательном учреждении воспитания детей с учетом их гендерных особенностей, у родителей и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность.

zavodxtreme.weebly.com

Смотрите так же:

  • Когда можно выносить новорожденного ребенка на улицу Первая прогулка новорожденного. Сколько нужно гулять с грудничком? На какой день после рождения, а также как долго можно малышу находиться на улице зависит от многих факторов. Мы хотим поделиться с вами несколькими полезными советами, чтобы «первый выход в свет» стал наиболее приятным. Первая прогулка – довольно волнительный […]
  • Диагностика речи ребёнка Диагностика речи ребенка 3 лет Диагностика развития речи у детей в возрасте от 3 до 6 лет Методика словарная мобильность . Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную […]
  • Театрализованная деятельность дошкольников нфГубанова Театрализованная деятельность дошкольников нфГубанова В пособии представлена годовая программа художественно-творческого развития детей трех возрастных групп (от 2 до 5 лет) средствами театрализованной игры. Приведены подробные методические рекомендации по организации игр-занятий, четко определены цели, задачи, виды и содержание работы […]
  • Кожухова методика физического воспитания и развития ребенка Тема 10. Преподавание курса «Методика физического воспитания и развития ребёнка в педагогических училищах и колледжах». Задачи курса; место и значение его в подготовке воспитателей. Анализ структуры и содержания программы. Планирование работы по курсу (календарно-тематическое и поурочное). Специфика методики проведения теоретических и […]
  • Если 2 месячный ребенок не спит днем 2 Х месячный ребенок не спит днем ЦИТАТА (Маришка#045;ягодка #064; 2 апр 2009, 00:09) ЦИТАТА (KSENUSHA #064; 30 мар 2009, 18:41) Мамочки, подскажите Двухмесячный малыш практически не спит днем, а если и спит, то только на руках. При выкладывании в кроватку машет ручками. задирает ножки - результат мгновенно просыпается. Но не плачет, […]
  • Развитие речи детей 5-6 лет родительское собрание Родительское собрание, развитие речи. «Значение игры в речевом развитии детей 2-3 лет». Название: Родительское собрание, развитие речи. «Значение игры в речевом развитии детей 2-3 лет». Номинация: Детский сад, Методические разработки , работа с родителями Автор: Дмитриева Мария Юрьевна Место работы: Детский сад №35 […]
  • Речевое развитие ребенка от года до двух лет Речевое развитие детей 2-3 лет Если до двух лет практически все дети либо молчат, либо произносят отдельные слова, больше пользуясь мимикой и жестами, то, перешагнув через двухлетний рубеж, они уже произносят первые фразы, всё активнее используя речь. Развитие навыков общения и пополнение словарного запаса в этот период резко […]
  • Пособие семьям имеющих детей / bilety / 46. Меры государственной помощи семьям, имеющим детей Меры государственной помощи семьям, имеющим детей В соответствии с нормами статьи 7 Конституции РФ Россия является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, […]