Норма отклонение психического развития ребенка

Понятия «норма» и «отклонение» в психическом и личностном развитии ребенка, основные группы отклонений

Норма – уровень психосоциального развития человека, которое соответств ует количественным показателям, полученным при обследовании группы популяции людей того же возраста, пола, культуры.

В настоящее время в специальной психологии и коррекционной педагогике существуют различные классификации нарушений в развитии.

Наиболее распространенной является классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина:

I группа – Дети с нарушениями слуха и зрения

А) Дети с недостатками слуха:

б) Дети со стойкими дефектами зрения

II группа – умственно отсталые дети и дети с задержкой психического развития

Умственная отсталость – стойкое нарушение познавательной деятельности в результате органического поражения головного мозга. Умственная отсталость выражается в двух формах: олигофрения и деменция.

Олигофрения проявляется на более ранних этапах онтогенеза (до 1,5 –2 лет), деменция (распад психики) – на более поздних этапах онтогенеза (после 1,5 – 2 лет).

Выделяют три степени интеллектуального недоразвития: идиотия (самая тяжелая степень), имбецильность (более легка), дебильность – наиболее легкая степень.

Дети с ЗПР подразделяются на 4 группы:

ЗПР конституционного происхождения или гармонический инфантилизм;

ЗПР соматогенного происхождения;

ЗПР психогенного происхождения;

ЗПР церебрастенического характера.

К третьей группе относятся дети с тяжелыми нарушениями речи (логопаты).

Все виды речевых нарушений можно разделить на 2 большие группы:

нарушения устной речи;

нарушения письменной речи.

К четвертой группе относятся дети с нарушениями опорно-двигательной системы (в основном это дети с ДЦП).

К пятой группе относятся дети со смешанным (сложным) дефектом:

умственно отсталые неслышащие;

К шестой группе относятся дети с искаженным развитием – психопатией, с патологией влечений.

Выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям психического и физического развития

экзогенные (факторы среды).

К эндогенным причинам относятся:

различные наследственные заболевания (синдром ДАУНА)

Реферат. Политическая ситуация требовала от детской литературы формирования так называемого «нового человека», проникнутого не общечеловеческими, а классовыми интересами.

Деятельность журналистов и функционирование журналистки как социального института всегда происходило не автоматически, а согласно выработанным государственными институтами нормам и правилам.

Дипломная работа. Проблема хронической ишемической болезни сердца стала одной из острейших социальных проблем, с которой столкнулось человечество в XX веке.

Лабораторна робота з дисципліни: «Мікробіологія» спеціальності «Екологія та охорона навколишнього середовища». Мета роботи: Закласти дослід на визначення мікробного числа, колі-індексу та колі-титру різних зразків води.

Детские общественные организации. Сущность детских общественных организаций. Характерные черты детских общественных организаций. Вариативность форм детских общественных организаций

Норма и отклонения в развитии ребенка 1.Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка. 2.Дефект. 3.Причины нарушения развития. 4.Факторы риска. 5.Виды. — презентация

2 Норма и отклонения в развитии ребенка 1.Понятие нормы и отклонения в развитии ребенка. 2.Дефект. 3.Причины нарушения развития. 4.Факторы риска. 5.Виды нарушений развитии ребенка.

3 Критерии нормальности: Субъектная удовлетворенность. Идентичность. Автономность. Адекватная самооценка. Толерантность. Социальная адаптация. Оптимальное самоутверждение. Норма – средняя величина чего-либо Это понятие относительно и зависит от времени и культуры

4 Формирование идентичности продолжается всю жизнь на каждом этапе возникает новое качество. которое в определенный момент становится определяющим его психической жизни и поведения Идентичность — это психическое здоровье, чувство устойчивости, непрерывности «Я»,причастность к социальной группе.

6 Этапы идентичности До 1 года Чувство базового доверия к миру От 1 до 3 лет Чувство автономности и независимости От 3 до 6 лет Освоение системы социальных ролей От 6 до 14 лет Трудолюбие. Чувство полноценности От 14 до 20 лет Интимность. Кризис идентичности.

7 Инфантилизм; Чувство тревоги; Чувство изоляции; Страх перед общением; Неспособность эмоционально влиять на другого человека; Враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям. Кризис идентичности не преодолен задержка личностного развития

8 Способность к децентрации, самоотдаче, любви; Творчество, целеустремленность; Потребность к свободе; Проектирование будущего; Внутренняя ответственность перед собой, и другими, прошлым и будущим; Стремление к обретению смысла жизни. Степень психического здоровья отношение к другому человеку.

9 Относительная стабильность характера во времени; Тотальность проявления; Социальная дезадаптация. Аномалия — отклонение от правильности развития

10 Дефект Первичный Физический или психический недостаток, нарушающий нормальное развитие ребенка. Вызван биологическими факторами. Вторичный Недоразвитие высших психических функций. Возникает под влиянием первичного дефекта.

11 При разных первичных дефектах вторичные часто имеют одинаковые проявления: Замедлен темп развития психических функций Ведущий вид деятельности формируется позднее Отклонения в развитии познавательных процессов Дефекты речевого развития Сложности в общении

12 Типы нарушенийНедоразвитие Задержанное развитие Поврежденное развитие Дефицитарное развитие Искаженное развитие Дисгармоничное развитие

13 4 группы дефектов Группа физических отклонений Группа психических отклонений Группа педагогических отклонений Группа социальных отклонений

14 Вниманию педагогов. Пограничная зона между нормой и отклонением имеет очень важное значение в рамках терапевтического аспекта деятельности педагога. Норма Отклонения

15 Причины отклонений в развитии ребенка Наследственное влияние Наследственные заболевания Предрасположен- ность к заболеваниям Неблагоприятные факторы внешней среды ПренатальныеНатальныеПостнатальные Субъективные факторы Особенности темперамента Личностные характеристики

16 Факторы риска Социально-экономическая ситуация в стране Войны. Экономические кризисы Политические реформы Профессиональная деятельность Ненормированный рабочий день Профессии повышенного риска и эмоционального напряжения Отношения в родительской семье Неполные, бедные, конфликтные семьи Алкоголизм в семье, Низкий уровень образования родителей

17 Практикум Работа с текстом (конспектирование): «Основные виды нарушения развития детей»

Развитие ребенка: отклонение от нормы

Замедленное развитие ребенка может проявляться по-разному. Является ли развитие ребенка отклонением от нормы – это определяет визит к психологу. Однако грамотные врачи не вынесут подобного заключения, пока ребенку не исполнится 7–8 лет. Поспешные выводы врачей выделяют ребенка из социальной школьной группы, и ребенок начинает ощущать на себе все прелести насмешек и отчуждения. Неполное развитие высших психических функций носит временной характер и может лечиться. Задержку психического развития ребенка можно искоренить полностью, главное для этого начать вовремя заниматься с ребенком.

Самое опасное и трудно поддающееся лечению неправильное развитие ребенка связано с органическими поражениями мозга. Такое поражение может быть результатом какого-либо заболевания, которым ребенок переболел еще в утробе матери. Инфекционная болезнь приводит к тому, что некоторые клетки как бы засыпают. Часть из этих клеток еще может работать, а другая никогда не сможет включиться в обычный ритм работы головного мозга. При органических задержках развития ребенка не обойтись без помощи медикаментов. Усилить задержку развития ребенка можно, если постоянно не находить время на ребенка и только бояться за него.

Симптомы задержки развития

Можно ли самостоятельно в домашних условия без помощи специалистов определить, нормально или ненормально развитие ребенка. Наиболее заметно любое отклонение от нормального развития становится в более взрослом возрасте. Подозрения могут закрасться где-то в 3 года. К 4 годам дети, как правило, проходят консультации у логопеда или невролога. К 5–6 годам ребенок уже должен не только хорошо говорить, но и логически мыслить и проявлять свои эмоции. Наблюдение за развитием ребенка поможет понять, если ли у крохи задержка психического развития. Для этого нужно просто играть с малышом.

Для ребенка 10 месяцев

Лучше не ждать, когда ребенку исполнится 4 года, а наблюдать за его развитием и вычислять, все ли в норме. Игра в прятки поможет показать своевременное ли развитие ребенка, или нет. Как играть в прятки, знают все. Для этого нужно просто спрятать от ребенка какую-то вещь, игрушку, причем делается это при ребенке, чтобы малыш видел, куда мама положила предмет. Ребенок в 9–10 месяцев должен показать себя уверенным добытчиком, первооткрывателем, показав маме, где лежит Нофилет, поскольку ребенок в этом возрасте понимает, что игрушка не может исчезнуть просто так. В этом возрасте происходит формирование мыслительных навыков, хотя и простейших.

Тест для детей 1–3 лет

В возрасте 1–1,5 лет нужно произвести оценку речевой и двигательной активности ребенка, что поможет выявить проблему своевременно. Детское развитие можно проверить при помощи новой игрушки. Ребенок развивается нормально, если проявляет повышенный интерес к новой игрушке, следит за ней, пытается ухватиться за нее, что-то бубнит под нос. Если ребенок не проявляет в этом возрасте интереса ко всему, что его окружает, то время бить тревогу. В 2–3 года можно провести следующее испытание. Предложить ребенку собрать кубики, чтобы они подходили друг к другу по отверстиям. Если ребенок не сможет решить это задание, нужно обратиться к врачу.

Ребенок 3–5 лет и 5–6 лет

Проверить уровень интеллектуального развития ребенка в этом возрасте можно при помощи речи ребенка. Полную диагностику его речевых способностей может произвести только логопед, но можно предпринять кое-что и самому. Это можно сделать легко, просто попросив ребенка рассказать, что такое компьютер, пылесос, гроза, закат, транспорт? Конечно, незнание этих вещей – еще не повод диагностировать у ребенка задержку психологического развития, может это просто маленький кругозор ребенка. В 5–6 лет признаки отклоненного развития становятся более явными, к ним относят проблемы со счетом, не понимание, где один, а где два, незнание цветов, отсутствие интереса к деятельности, которая способствует самовыражению ребенка.

kakvospitatrebenka.ru

/ Нормы психического развития

НОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

Е.Д. Беспанская-Павленко Белорусский государственный университет, г. Минск

В статье представлены результаты теоретического анализа проблем изучения нормы психического развития. Цель данной работы состоит в сопоставлении разных подходов к определению этого понятия в психологии развития и выявление наиболее эффективной стратегии определения конкретных нормативов.

In article results of the theoretical analysis of studying problems of norm of mental development are presented. The purpose of this work consists in comparison of different research approaches to definition of this concept of developmental psychology and definition of the most effective strategy of definition of concrete specifications.

Вопрос о норме психического развития является одним из тех, которые будут актуальными всегда. Понятие нормы неразрывно связано с окружающим миром, обществом, культурой, которые подвержены изменению. Ведь, как известно, «все течет, все изменяется». Поэтому особую актуальность данная проблема приобретает в период, когда такие изменения становятся заметны.

Вследствие этого сейчас вновь становится важным вопрос о норме психического развития.

Известно, что социальная среда является источником психического развития ребенка. Одним из важных факторов, его определяющих, является социальный фактор, совокупность окружающих ребенка предметов материальной, духовной культуры и людей. Изменение культурного уровня социального окружения, насыщение окружающего пространства техническими,

электронными устройствами разного уровня сложности вызывает, возможно,

изменение темпа развития современного ребенка. Очевидно, что с изменением ситуации в обществе, с усложнением информационной среды, в которой развивается ребенок, изменяются и критерии нормы. Это замечают не только ученые, психологи и педагоги, но и обычные родители. Все чаще от многих из них можно услышать, что «современные дети намного умнее». Интересно было бы получить этому научное подтверждение.

Нужно сказать, что проблема нормы и ее вариантов является одной из самых неоднозначных в современной психологической науке. Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей «психологической нормы» и «психических отклонений», довольно широко представленной в современных научных публикациях, подтверждает тот факт, что она пока еще не имеет окончательного решения в виду своей сложности [1]. Ее решение осложняет и недостаточная изученность природы, сущности психики человека, принципов

ее организации, наличие достаточно большого спектра теоретико-

методологических подходов к пониманию личности человека, содержанию и границам «нормального» и «аномального» в психике.

Очевидно, что проблема определения нормы носит междисциплинарный характер. Так или иначе, она возникает в различных отраслях психологической науки: дифференциальной психологии, психологии развития, педагогической психологии, психологии личности, нейропсихологии и др. Очень актуален этот вопрос также и для психиатрии. Соответственно существуют и различные подходы к этой проблеме. Наиболее значимые из них представлены в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности. В целом в современной науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы».

Статистический подход . Самым распространенным для многих является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы. Статистический подход предполагает возможность количественного измерения свойств исследуемого объекта и установление с помощью математического аппарата соответствующих средних показателей. Как

правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как отличную от нормальной. Быть нормальным в рамках данного подхода значит соответствовать некоему усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу). Однако, такой подход вызывает давнюю критику ученых. Они справедливо отмечают, что отождествление нормальности с часто встречающимся резко ограничивает представление о человеческом развитии.

Адаптационный подход представляет понимание нормы в соотнесении с понятием адаптации; быть нормальным значит быть приспособленным,

адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека. В целом норма рассматривается как процесс, в ходе которого личность достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма – это процесс достижения личностью функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.

Однако при этом социальная адаптация может пониматься слишком узко и ассоциироваться с приспособленчеством. Так, Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности [2].

Культурно-релятивистский подход. Согласно ему, о норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Нормальным является то, что соответствует представлениям данной культуры о норме. Однако, множественность социальных отношений, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность

предъявляемых каждым таким социумом требований делает невозможным однозначное определение нормального поведения.

Психопатологический подход. Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию. Однако не вызывает сомнений однобокость этого подхода.

Экзистенциальный подход. Данный подход является по сути описательным и тесно связан с гуманистической теорией личности. Представители данного подхода пытаются выделить, прежде всего, то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Нормой признается самоусовершенствующаяся,

самоактуализирующаяся личность. Однако в данном подходе описывается только конечный продукт — сформировавшаяся личность, и практически ничего не говорится о том процессе, который привел к ее появлению, а также о тех внутренних закономерностях, что лежат в основе этого процесса [2].

Можно сказать, что ни один из названных подходов в отдельности не позволяет однозначно определить критерии нормы. Понятно, что в настоящее время однозначных показателей нормального поведения и внятных границ нормы не существует.

При этом очень важно четко понимать, что включает в себя понятие

«норма» и конкретно, «норма психического развития». Одно из основных значений термина «норма» (лат. norma – правило, точное предписание, образец,

мера) – установленная мера, средняя величина чего-либо. Понятие нормы относительно постоянно. Как уже отмечалось, его содержание зависит от культуры и существенно меняется со временем.

Психология оперирует такими понятиями как норма реакции (моторной,

сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления и др.), норма регуляции, возрастная норма и т.д.

Психологический подход к анализу нормы развития включает общепсихологический и возрастно-психологический аспекты.

Общепсихологические аспекты проблемы нормы-аномалии рассматриваются,

например, в рамках психологии личности. В отечественной психологии это направление широко представлено в работах Б.С. Братуся. Он рассматривает основные подходы к пониманию нормы, а также определяет норму личностного развития. Согласно точке зрения Б.С. Братуся признаками и атрибутами нормального развития личности считается отношение к другому человеку как к самоценности, способность к децентрации, самоотдаче и любви как способу реализации этого отношения; творческий, целеустремленный характер жизнедеятельности; потребность в позитивной свободе; способность к свободному волепроявлению; возможность самопроектирования будущего;

веру в осуществление намеченного; внутреннюю ответственность перед собой и другими, прошлым и будущим поколениями; стремление к обретению сквозного, общего смысла жизни. Это те направления, в которых осуществляется нормальное развитие человека. Нужно отметить, что выделенные критерии имеют достаточно общий характер, они нуждаются в конкретизации и операционализации, после чего могут быть использованы на практике [2].

Возрастно-психологический аспект понимания нормы раскрывается через проблему возрастной периодизации, в контексте которой рассматриваются основные характеристики нормального психического и личностного развития.

Не в каждой из теорий и периодизаций развития специально ставится проблема нормального развития личности. Например, в рамках бихевиоризма она, по сути, вообще не рассматривается. Под нормой здесь изначально подразумевается приспособляемость, адаптивность, стремление к гомеостатическому равновесию со средой.

Проблема специфики нормального развития фактически не ставилась и в психоаналитическом направлении, поскольку не усматривалось отличие невротической личности от нормальной и свойства мотивации «невротика»,

такие как связь мотивации с сексуальным влечением, бессознательность определяющих мотивов поведения человека, распространялись на здорового индивида.

Представители гуманистической психологии, критикуя бихевиоризм и психоанализ, особо подчеркивали роль самосознания в нормальном личностном развитии, стремление здоровой личности к самосовершенствованию, ее уникальность.

Особое значение для психологии развития имеет понятие «возрастной нормы развития». Наличие более или менее определенных критериев для оценки зрелости организма ребенка на каждом возрастном этапе позволяет говорить о ее существовании. Однако при более детальном анализе оказывается, что понятие возрастной нормы определить и представить в доступной для изучения и измерения форме, достаточно сложно. Поэтому в психологии развития также выделяют несколько подходов к определению понятия «возрастная норма».

Статистический подход базируется на измерении индивидуальных различий по тем или иным показателям (например, росту, весу, показателю интеллекта). Значения измеренных по определенной шкале признаков всегда находятся в некотором диапазоне. Распределение большинства присущих людям свойств или признаков подчиняется нормальному закону (кривая Гаусса или частотная кривая). Нормальным признается такое значение признака,

которое оказывается в пределах среднего или стандартного отклонения.

Показатели, выходящие за установленные (по статистическим правилам)

границы, считаются ненормальными.

В рамках статистического подхода норму можно выразить в виде конкретного количественного показателя. Но статистическая интерпретация нормы сталкивается с рядом трудностей. Например, редко встречающиеся значения какого-либо признака (одаренность) рассматриваются как аномальные. Кроме этого, функции и процессы, которые нельзя выразить в

количественном виде, невозможно оценить в категориях статистической нормы.

Функционально-системный подход. В теории функциональных систем обосновывается принципиально иной подход к понятию нормы. В этом случае норма понимается не как набор стандартных критериев, а как процесс,

определяющий функциональный оптимум деятельности живого организма. Как показал К.В. Судаков, психологическая и физиологическая норма в этой теории трактуется как интервал оптимального функционирования живой системы с подвижными границами, в рамках которых сохраняются оптимальная связь со средой и оптимальное согласование всех функций организма. Возрастную норму при этом следует рассматривать как биологический оптимум функционирования живой системы, обеспечивающий адаптивное реагирование на факторы внешней среды [3].

Такой подход позволяет по-новому подойти к определению понятия возрастной нормы и, в отличие от статистической нормы, обеспечивает теоретическую интерпретацию его содержания. Но подобное толкование имеет слишком обобщенный характер и нуждается в конкретизации. Спорными также при этом подходе являются способы описания возрастной нормы и установления ее критериев.

Медико-биологический подход основан на эмпирическом опыте, лежащем в основе оценки функционального состояния организма, в том числе центральной нервной системы. Считается, что о норме функционирования организма и психики человека можно судить по общепринятым показателям строения тела, функциональным измерениям различных органов и систем организма в покое и во взаимодействии с окружающей средой, по нормам психических реакций и поведения. Безусловно, сами нормативы, имеющие возрастные, половые, этнические и другие особенности, претерпевают постоянные изменения под влиянием внутренних и внешних обстоятельств

(социальных условий, развития науки и т.п.).

Таким образом, можно сказать, что понятие нормы является весьма динамичной категорией, функционирующей в определенных пределах,

которые, в свою очередь, отражают наличие структурных и функциональных предпосылок для нормальной жизнедеятельности организма и психики. В

результате многолетних наблюдений и исследований, проводимых в медицине и возрастной физиологии, сложились вполне определенные представления о возрастных нормах развития, которые в значительной степени опираются на статистические оценки возрастных изменений, т.е. статистические нормы.

Выделяют следующие варианты нормы развития:

Учет всех трех позволяет сформулировать представление о норме не как о среднем (стандартном), а как о том лучшем, что возможно в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях.

Принято считать, что типичный для каждого этапа онтогенеза уровень развития функций организма определяет средние нормативные показатели, а

стандартные отклонения – их диапазон. Большинство индивидуальных вариаций в развитии связаны с индивидуальными различиями в уровне зрелости физиологических систем организма.

Поэтому на сегодняшний день возрастную норму в психологии развития рассматривают как диапазон колебаний, как конкретную исторически обусловленную систему показателей данной популяции, в пределах которой существует многообразие индивидуальных вариантов развития [4].

Очевидно, что данное определение предполагает весьма широкие границы нормы психического развития и не указывает его конкретных критериев. При этом очень важно знать конкретные нормы психического развития ребенка на каждом возрастном этапе. Это позволит определить подходы к решению развивающих, а при необходимости, и коррекционных задач.

Учитывая сложность психики человека и многоплановость процесса психического развития, можно понять, что достаточно сложно сформулировать конкретные нормативы для каждой отдельной психической функции, процесса,

умения, навыка и т.д.

Сформулированные Л.С. Выготским положения о системе психических функций, о существовании ведущих психических функций на каждом возрастном этапе [5], а также положения Ю.Н. Карандашева о функционально-

стадиальном развитии [6] позволяют говорить о том, что одним из важнейших критериев нормального психического развития является сформированность конкретной ведущей психической функции на каждом из этапов онтогенетического развития.

Таким образом, наличие многообразия подходов к определению категории

«норма психического развития», достаточно широкий объем данного понятия делает очевидным необходимость проведения серии научных исследований,

целью которых будет уточнение, корректировка, дополнение существующих норм психического развития детей, относящихся к конкретной исторической эпохе, культуре и нации.

Список использованных источников

1. Валитова, И.Е. Проблема нормы психического развития / И.Е. Валитова

// Изв. Тул. гос. ун-та. Сер. «Психология» / Тул. гос. ун-т ; под ред. Е.Е.

Сапоговой. – Тула, 2003. – Вып. 3. – С. 130–154.

2. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. – М.: Мысль, 1988. – 280 с.

3. Судаков, К.В. Общая теория функциональных систем / К.В.Судаков. –

М.: Медицина, 1984. – 223 с.

4. Психология развития: учеб. для студ. высш. психол. и пед. учеб.

заведений / Марютина Т.М. [и др.]; под ред. Т.Д. Марцинковской. – М.: Изд.

центр «Академия», 2001. – 352 с.

5. Выготский, Л. С. О психологических системах / Л. С. Выготский //

Психология развития как феномен культуры / Л. С. Выготский ; под ред.

М. Г. Ярошевского. – М. : Ин-т практич. психологии ; Воронеж: МОДЭК, 1996.

6. Карандашев, Ю. Н. Диагностика нервно-психического развития в раннем детстве: учеб. пособие / Ю. Н. Карандашев, Ю. Ховер. – Минск:

studfiles.net

Вопрос 3. Общие и специфические закономерности аномального развития.

В отечественной психологии интерес к закономерностям психического развития при различных видах недостаточности возник уже давно.

С момента создания специальных образовательных учреждений все психологические исследования были направлены на изучение своеобразия познавательных процессов у детей. В ходе этого изучения становилось понятно, что наиболее общие закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка, прослеживается и у детей с различными патологиями развития. Первым кто попытался целенаправленно рассмотреть данный вопрос был Г.Я. Трошин, а затем Л.С. Выготский.

К таким закономерностям относятся определенная последовательность стадий развития психики, наличие сензитивных периодов в развитии психических функций, последовательность развития всех психических процессов, роль деятельности в психическом развитии, роль речи в формировании высших психических функций, ведущая роль обучения в психическом развитии. Эти конкретные проявления общности нормального и нарушенного рахзвития были четко показаны в работах Занкова, Власовой, Соловьева, Розановой, Шиф, Петровой.

Рассматривая умственную отсталость, слепоту, глухоту, он отметил, что причины их вызывающие (в основном заболевания, травмы, наследственность), ведут к возникновению основного нарушения в сфере психической деятельности , которое определяется как первичное нарушение. Так, при слепоте первичным нарушением является выключение, или резко выраженная недостаточность зрительного восприятия, при глухоте – грубые нарушения, или полное выключение слухового восприятия, при умственной отсталости- нарушения аналетико-синтетической деятельности мозга.

ИЗВЕСТНО, ЧТО при первичном нарушении, если оно возникает в раннем детстве, происходят своеобразные изменения всего психического развития ребенка, что проявляется формировании вторичных и и третичных нарушений. Все они обусловлены первичным нарушением и зависят от его характера (типа первичного недостатка, степени выраженности и времени возникновения). Например, при глухоте первичным нарушением является выключение или грубая патология слухового восприятия. Вторичный дефект — нарушение речевого развития, т.к. словесная речь при отсутствии у ребенка слуха самостоятельно (как это бывает у слышащих) не развивается. Однако, нарушение речевого развития в свою очередь отрицательно сказывается на развитии мыслительной деятельности, недостатки в формировании которой выступают уже не дефекты третьего порядка, ведущие далее к трудностям общения. При частичном нарушении слуха – у слабослышащих детей первичный дефект выражен слабее, а нарушения в развитии речи имеют иной характер. Например, речь может формироваться на основе сниженного слуха, хотя при этом характеризуется дефектами произношения, грамматического строя, ограниченностью словаря, замедленным формированием понятий и их недостаточностью. Эти недостатки также приводят к нарушениям в формировании мыслительной деятельности и другим дефектам. При потере слуха в возрасте, когда словесная речь уже сформирована (после 6 лет) вторичные недостатки становятся еще менее выраженными.

Возникновение вторичных дефектов в процессе психического равзвития ребенка с проблемами в развитии было выделено Л.С. Выготским как общая закономерность аномального развития.

Он же выделил еще одну закономерность – затруднение взаимодействия с социальной средой и в нарушениях связей с окружающим миром.

Если общие закономерности расположить в порядке их значимости и всеобщности, то это выглядит так:

-сниженная способность к приему и переработке информации;

-при всех типах нарушений объем информации, который может быть принят в единицу времени, в той или иной мере ниже чем в норме (детям с патологией необходимо больше времени).

Приведет пример специфических закономерностей проблемного развития ребенка.

Известно, что речь у глухого ребенка никогда не разовьется без специально организованной помощи. Известно, что у слышащих детей речь развивается согласно определенным этапам (гуление, лепет). Глухие дети не слышат произносимых ими звуков и лишены стимуляции к развитию лепета, следовательно, гуление угасает не переходя в лепет. Но если ребенку на первом году жизни будет предложен слуховой аппарат, то в той или иной мере у него появляется возможность слышать звуки, в том числе и те, которые он воспроизводит. Т.о., развитие ребенка приближается к норме.

Специфика проявляется в психическом развитии детей с глубокими нарушениями зрения. 80% информации мы получаем используя зрение. Источниками информации становятся слух и осязание. Итак, развитие ребенка иное, чем у зрячего, по иному формируется образ мира.

При умственной отсталости, страдает переработка информации (аналетико-синтетическая деятельность), отстает формирование предметной деятельности, речи, понятий, элементарных мыслительных операций.

Специфика характерна и для сензитивных периодов развития. Заметим, что сензитивные периоды у детей с проблемами в развитии не совпадают с сензитивными периодами детей, развивающихся в норме. Это обусловлено физиологической зрелостью нервных структур.

Более подробно можно прочитать в учебнике «Специальная психология» под редакцией В.И. Лубовского, либо в учебнике Кузнецовой Л.В., стр.37-41

Понятие «норма» и «аномальное развитие». Теория Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта при аномальном развитии

Определение нормы, степени нормальности является и сегодня сложной, ответственной междисциплинарной проблемой. «Норма» по отношению к уровню психосоциального развития человека все больше «размывается» и рассматривается в различных значениях.

Выделяют статистическую, функциональную и идеальную норму. Статистическая норма- это уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественным и количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня интеллекта, отдельных его составляющих)., расположенных около среднего арифметического.

Функциональная норма – это неповторимость пути развития каждого человека. Это индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой реабилитационной работы с человеком, независимо от характера, имеющегося у него нарушения. Т.е., когда в процессе самостоятельного развития или в результате психолого-педагогической коррекционной работы наблюдается сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтах продуктивно выполняет свою ведущую деятельность. Это своеобразный гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями с одной стороны и требованиями со стороны социума, с другой.

Идеальная норма – некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это высший уровень функциональной нормы.

В психологии рассматривается норма реакции (моторной, сенсорной), норма когнитивных функций (восприятия, памяти, мышления). Норма регуляции, эмоциональная норма, норма личности и т.д. итак, норма-это установленная мера средняя величина чего-либо. Проблема критериев нормы приобретает особую актуальность в контексте коррекционно- развивающей деятельности для решения задач, направленных на воспитание и перевоспитание. В психологии как и в педагогике пользуются такими понятиями как

Предметная норма – знания, умения, навыки, действия, необходимые для овладения ребенком содержанием учебно-образовательной программы;

Социальная возрастная норма – показатели интеллекта и личностного развития ребенка, которые должны сложиться к концу определенного возрастного периода;

Индивидуальная норма— проявляется в индивидуальных особенностях развития ребенка.

Аномальное развитие – это отклонение от нормы, закономерности развития, неправильность развития. Известно, что число детей развивающихся в условиях патологии постоянно растет. Обусловлена данная тенденция различными факторами. Среди них:

дестабилизация общества и отдельных семей;

отсутствие в ряде случаев нормальных гигиенических, экологических, экономических условий для будущих матерей и детей из разных возрастных групп;

у многих детей отмечается психическая и познавательная депривация вследствие недостаточности удовлетворения сенсорных и эмоциональных контактов и потребностей, которые приводят к различным заболеваниям и отклонениям в развитии;

среди прочих факторов необходимо отметить генетическую направленность вопроса, а также влияние эндо и экзогенных факторов в период пренатального, натального и постнатального развития.

Понятие «дефекта», его первичности, вторичности и третичности было введено известным отечественным ученым Л.С. Выготским. Итак, дефект- это физический или психический недостаток, вызывающий нарушение хода нормального развития ребенка.

Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга и др.) вследствие воздействия патогенных факторов. Проявляется в виде нарушений слуха, зрения, паралича, интеллектуальной недостаточности и т.д. Итак, первичный дефект всегда биологический по своему происхождению.

Вторичные дефекты имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им (нарушение речи у глухих, нарушения восприятия и пространственной ориентировки у слепых и т.д.). Они возникают в ходе жизни ребенка на фоне нарушенного психофизического развития и негативного социального окружения. Вторичному недоразвитию подвергаются те функции

которые непосредственно связаны с органически поврежденными ( формирование речи у глухих);

вторичное недоразвитие характерно для тех функций, которые во время повреждения находились в периоде своего развития;

социальная депривация — изоляция ребенка от сверстников и взрослых тормозит усвоение знаний и умений.

В процессе развития изменяется иерархия между первичным и вторичным нарушением. На начальных этапах основным препятствием к обучению и воспитанию является органический (первичный) дефект, затем в случае несвоевременно начатой коррекционно-развивающей работы или при ее отстутствии , вторично возникают явления психического недоразвития, а также неадекватные личностные установки, вызванные неудачами в различных видах деятельности. Здесь возникает третичный дефект в виде формирования негативного отношения к себе, социальному окружению, основным видам деятельности. Часто третичный дефект выражается в асоциальном поведении детей.

studfiles.net

Возрастные нормы и отклонения психического развития ребенка

Тема полноценного и всестороннего развития является очень актуальной и часто обсуждаемой.

Понятие норм психического и физического развития детей неразрывно связано с обществом, окружающим миром и культурой, которые подвержены постоянным изменениям.

Как известно, социальная среда является главным источником психического развития, и от того насколько она будет позитивна и разнообразна зависит скорость и многогранность развития индивидуума.

Причины отклонения и нарушения в психическом развитии детей

Такое явление как задержка в физическом и психическом развитии может отличаться своей интенсивностью и остротой проявлений. Все зависит от того какие факторы оказали решающее влияние на темпы развития ребенка. Эти факторы бывают биологическими и социальными.

В свою очередь биологические причины задержки психического развития бывают:

  • генетически обусловленные – когда у человека происходит более медленное созревание различных систем организма, в т. ч. и нервной системы. Дети с таким развитием не имеют никаких болезненных признаков. Физическое и психическое отставание обнаруживается только при их обследовании на школьную зрелость. Такие отклонения психического развития ребенка больше всего заметны в эмоционально-волевой сфере, они проявляются сложностями в восприятии учебных задач, плохом усваивании правил поведения и обязанностей школьника. Такие детки плохо адаптируются к школе, поэтому лучше пойти в первый класс на год позже;
  • задержка, обусловленная телесными заболеваниями, возникающими в раннем возрасте и переходящими в хроническую стадию. Они надолго лишают ребенка активности и жизнерадостности. Примечательно, что в этом случае центральная нервная система не поражается болезнью, однако страдает от общего истощения организма. Телесные болезни заметно снижают психический тонус организма, что приводит к образованию неблагоприятных условий для нормального развития психических функций.
  • Чтобы вовремя обнаружить наличие нормы и отклонения психического развития ребенка, а также других нарушений в развитии, он должен в обязательном порядке проходить плановые осмотры врача в определенные периоды своей жизни, а именно: в 2 и 4 месяца, затем в 6 и 9 месяцев, в годик и ежегодно до пяти лет.

    Понятие нормы и отклонений психического развития ребенка первого года жизни

    Первая проверка правильности и гармоничности развития проводится в 2 месяца.

    Нормы нервно-психического и физического развития ребенка в этом возрасте подразумевают наличие или отсутствие у него следующих навыков и умений:

  • в этом возрасте у него уже должны исчезнуть такие рефлексы новорожденного, как степпинг-рефлекс – пляска или совершение шагов по твердой поверхности, и рефлекс захвата пальца;
  • голова малыша держится более крепко, в положении лежа на животе он способен нее поднять на угол в 45 градусов, кроме этого в таком положении он реже и менее интенсивно сжимает ноги и руки;
  • начинает рассматривать близкие предметы, кусать их, издавать различные по интенсивности и значению крики. Также ребенок уже умеет поворачивать голову в сторону звука, улыбаться и реагировать на знакомые голоса.
  • Рекомендуется чаще выносить его на улицу в незнакомую обстановку. Помещение, в котором он живет, как и его игрушки, должны быть красочными и яркими.

    Возрастные нормы психического развития ребенка в четырехмесячном возрасте подразумевают наличие таких умений как держание головы в сидячем положении, удерживание и отпускание объектов. Также он должен уметь играть с погремушкой, поднимать и опускать ее, класть в рот объекты, хорошо видеть вблизи, поддерживать зрительный контакт с родителями, уметь смеяться и проявлять память, распознавать голоса родителей и различать их сенсорно.

    К полугодовалому возрасту согласно понятию нормы психического развития ребенка он должен:

    1. перекладывать предметы из руки в руку;
    2. переворачиваться с живота на спину;
    3. поднимать упавший предмет
    4. спать 6-8 часов подряд.
    5. Также в этом возрасте у большинства начинают прорезываться зубы.

      В полгода ребенок боится чужих людей и подражает действиям родителей. Он любит слышать свой собственный голос и подражать звукам, может произносить слова мама и папа.

      К годовалому возрасту, согласно понятию норм и отклонений психического развития ребенка он должен:

    6. весить втрое больше своего веса при рождении и быть выше 50 %;
    7. окружности головы и груди должны быть одинаковыми;
    8. должна присутствовать большая часть зубов;
    9. самостоятельно сидеть и ходить за одну руку;
    10. листать много страниц книги сразу.

    Кроме этого годовалые дети умеют «разыгрывать спектакли», например, притворяться спящими или делать вид, что пьют воду из пустой чашки, реагировать на свое имя, имитировать звуки животных, связывать объекты с их именами. В этом возрасте дети волнуются при прощании и встрече с родителями, часто привязываются к какой-либо игрушке или предмету гардероба.

    Нормы нервно-психического развития ребенка от 1,5 до 3 лет

    В возрасте полутора лет дети уже умеют контролировать мышцы сфинктера, но еще не готовы отказаться от использования горшка. Они много двигаются и часто падают, умеют забираться на невысокие диваны и стулья, подниматься и спускаться по лестнице, строить башню из блоков, пользоваться ложкой и чашкой. Дети в 18 месяцев показывают свою привязанность к родителям и другим взрослым, чувствуют разлуку, любят смотреть фотографии и слушать сказки и рассказы.

    Понятие нормы и отклонений психического развития ребенка в 2 года подразумевают наличие таких навыков:

  • умения надеть без помощи простую одежду;
  • способность различить и озвучить родителям такие свои потребности как жажда, общение, голод и нужда сходить в туалет;
  • способность самостоятельно строить фразы, состоящие из 2-3 слов, при этом словарный запас уже должен состоять из 50-300 слов.

В этом возрасте ребенок должен уметь выполнять двухступенчатые команды, например, сложи игрушки и потом иди кушать.

Нормы психического развития ребенка 3-х лет подразумевают его постоянный рост, наличие 20 зубов, повышение потребности в длительном ночном отдыхе (11-13 часов). Он должен уметь осуществлять контроль над функциями своего мочевого пузыря и кишечника днем. Некоторым удается это делать и ночью. Ребенок уже умеет балансировать и прыгать на одной ноге, строить дом из девяти и больше кубиков, крутить педали велосипеда. Словарный запас увеличивается многократно, он свободно составляет предложения из 5 и более слов, говорит четко, понятно, использует местоимения, часто задает вопросы.

Возрастные нормы психического развития ребенка от 5 до 12 лет

К своему пятилетию дети становятся очень подвижными и активными, они быстро растут и меняются. Координация движений становится очень хорошей, прыжки отличаются четким балансом, навыки общения с простыми инструментами и письменными принадлежностями улучшаются. Словарный запас увеличивается и составляет более 2000 слов, включая все части речи. В этом возрасте дети уже умеют различать деньги, считают до 10-15, размышляют глубоко, с целью и смыслом. Нормы психического развития детей дошкольного возраста подразумевают наличие у них чувства ответственности за свои действия и умения извиняться за совершенные ошибки. Ребенок способен принять другую точку зрения, любит демонстрировать свои математические умения, уверенно отождествляет себя с родителем своего пола. Если дальнейшая эволюция младшего школьника будет проходить нормально, то согласно возрастным нормам психического развития ребенка в 12 лет у него начнется переходный возраст со своими трудностями и особенностями.

Подводя итог можно сформулировать, что нужно понимать под нормальным психическим развитием. Итак, нормальное психическое развитие ребенка подразумевает наличие физического здоровья и адекватного возрасту воспитания и обучения, при этом должны быть сохранены речевые и анализаторные системы и структуры ЦНС. При выявлении отклонений и нарушений в психическом развитии детей родители должны срочно обратиться за помощью к врачу и постараться восстановить их здоровье.

vkapuste.ru

3.1. Понятия «норма» и «аномалия» в психическом и личностном развитии ребенка

Понятие «аномалия» в переводе с греческого означает отклонение от нормы, от общей закономерности, неправильность в развитии. В таком значении это понятие существует в педагогической и психологической науках.

Вопрос об аномалиях в развитии психических процессов, в поведении человека может рассматриваться только в контексте знании о нормальных параметрах этих процессов и поведения.

Проблема психологической нормы — междисциплинарная. Ею занимаются различные отрасли психологической науки: дифференциальная психология, психология развития (детская)» педагогическая психология» психология личности, нейропсихология и др. Соответственно существуют и различные подходы к этой проблеме. Обратимся к наиболее значимым, на наш взгляд» позициям, представленным в нейропсихологии, детской психологии, психологии личности.

Современная отечественная нейропсихология, созданная трудами выдающегося отечественного нейропсихолога А.Р. Лурия и его учеников, опирается на одно из центральных положении теории мозговой ориентации высших психических функций о том, что мозг при реализации любой психической функции работает как парный орган. Иначе говоря, при осуществлении любой психической функции «задействованы» оба полушария головного мозга, но каждое играет свою роль. Мозг функционирует как единая интегративная система, субстрат психических процессов. А межполушарная асимметрия обусловливает особенности протекания различных психических процессов.

В психологии в большинстве случаев используется понятие левоправополушарностъ, рассматриваемое как левоправорукость, то есть предпочтение правой, левой руки или их равенство в различных актах. Многочисленными зарубежными я отечественными исследованиями получены факты, свидетельствующие о связи полушарности (рукости) с эмоционально-личностными и познавательными особенностями человека. Так, отмечена связь между рукостью и уровнем невротизации. Мужчины-правши имеют более низкие показатели нейротизма, чем левши и амбидекстры (равенство рук). Леворукие мужчины отличаются большей эмоциональностью, но имеют более низкие показатели социальной адаптированности и уровня самоконтроля по сравнению с праворукими.

Установлена связь ручной доминантности с познавательными процессами. Есть данные о том, что лица с доминированием левой руки чаще обнаруживают художественный тип мышления по сравнению с праворукими. Они решают одни и те же задачи (интеллектуальные и др.) различными способами. Причем лица с доминирующим левым полушарием долее успешно решают вербальнологические задачи, а правым — наглядно-образные познавательные задачи (Е.Д. Хомская). Многообразие и неоднозначность экспериментальных данных свидетельствуют о сложности проблемы, но вместе с тем за многочисленными фактами, связанными правшеством-левшеством, стоит сложная психологическая реальность, имеющая немаловажное практическое значение.

Связь типа межполушарной организации мозга с индивидуальными особенностями психических процессов и состояний человека в течение длительного времени исследовалась группой ученых МГУ под руководством профессора Е.Д.Хомской. Установлена закономерная связь типа доминирования не только с особенностями протекания того или иного психического процесса или состояния, но и с целым комплексом психических функций и эмоционально-личностных качеств. Каждое полушарие имеет свою стратегию, свой способ переработки информации и регуляции психических процессов. Стратегия переработки информации левым полушарием характеризуется как вербально-логическая, абстрактно-схематическая, аналитическая, сознательная. Способы же регуляции психических процессов и состояний характеризуются произвольностью и вербальностью. Правому полушарию свойственны наглядно-образная, непосредственно-конкретная, протекающая, скорее, на бессознательном уровне (интуитивная) стратегия переработки информации и непроизвольный, образный способ регуляции психических процессов. Ученые говорят об относительности в преобладании того или иного «набора» стратегий, поскольку правое и левое полушария функционируют всегда совместно. Но вместе с тем люди с различным типом доминирования различаются по ряду психологических показателей. Это особенности регуляции познавательных, эмоциональных и двигательных процессов. Так, у «чистых» правшей в эмоционально-личностной сфере положительные эмоциональные системы преобладают над отрицательными, что проявляется и в эмоциональной реактивности, и в самооценке своего эмоционального состояния.

У леворуких и левшей двигательные, познавательные и эмоциональные процессы протекают более замедленно, механизмы произвольного контроля психических процессов менее успешны. В эмоционально-личностной сфере преобладают функции отрицательной эмоциональной системы над положительной. Они остро реагируют на отрицательные факторы. В их эмоциональном фоне преобладают негативные состояния, они склонны к отрицательным эмоциям при описании своего эмоционального статуса, недостаточно адекватно оценивают свое состояние здоровья, переоценивают или недооценивают его (Е.Д.

Нейропсихологический подход к решению проблемы индивидуальных различий дает возможность, по мнению авторов, классифицировать индивидуальные различия одновременно многих психических процессов и свойств.

Сложной педагогической проблемой является проблема леворукости. (Однозначного ответа на вопросы, что является причиной леворукости и чем леворукий отличается от праворукого, нет.) Но леворукость, по мнению специалистов, не является патологией. Нельзя связывать низкие умственные способности с леворукостью, хотя и существуют данные о большом проценте левшей среди умственно отсталых детей и детей с трудностями обучения чтению и письму. В этом случае леворукость может быть результатом патологии, как и умственная отсталость и различные трудности в обучении, а не причиной этих нарушений. У здорового левши могут быть блестящие способности. По мнению ряда специалистов, при обучении леворуких детей необходимо учитывать их индивидуальные особенности, что должно найти отражение в методике их обучения. Для учителя важно определить ведущую руку ребенка, что может быть осложнено рядом причин, одна из которых — переучивание в дошкольном возрасте. У переученного в дошкольном возрасте левши могут возникнуть трудности в обучении, причины которых учителю непонятны. В определении ведущей руки не так все просто. Есть дети, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой. Такихлюдей называют амбидекстрами. Случается и так, что бытовые действия ребенок выполняет левой рукой (причесывается и пр.) — «бытовое функциональное превосходство», а пишет, рисует правой — «графическое функциональное превосходство». В связи с этим могут быть различные варианты левшества-правшества. Физиолог М.М. Безруких и врач-психоневролог СП. Ефимова в своей книге для учителя приводят следующие варианты.

Дети — ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры. Эти дети переучены родителями с раннего детства.

Процесс обучения письму у них идет легче, подчеркивают специалисты, если они будут писать левой

Дети — ярко выраженные бытовые правши, но пишут и рисуют левой рукой или одинаково правой и левой. Пишут и рисуют левой рукой по причине травмы правой руки, нарушения ее моторных функций. Но могло иметь место и переучивание в дошкольном возрасте. Таких детей целесообразнее учить писать правой рукой,

Отредактировал и опубликовал на сайте : РГГЕЗБ! ( НЕГГвОИ )

если были травма и нарушение моторных функций левой руки, а при переучивании — левой. Поскольку леворукость ребенка не является отклонением от нормы, а есть проявление индивидуальности в пределах нормы, то насильственное переучивание леворуких детей в дошкольном возрасте, и особенно в процессе обучения детей в школе (обучение письму, рисованию, выполнению сложных бытовых действий правой рукой), вместе с другими отрицательными воздействиями может быть причиной тяжелых психических заболеваний ребенка.

Категорически противопоказано «двойное» переучивание после первой четверти I класса, когда ребенка-левшу, научившегося писать правой рукой, при столкновении его с трудностями обучения курсивному письму вновь переучивают, принуждают сменить руку. Подобная тактика, отмечают специалисты, может вызвать тяжелое нервное заболевание — писчий спазм. «Портрет» школьника, предрасположенного к писчему спазму, приводит детский психиатр М.И. Буянов.

Это человек очень исполнительный и очень педантичный, порой даже болезненно аккуратный. Он очень внимателен к письму, выводит каждую букву, пишет очень медленно. Когда его заставляют писать быстрее, либо когда во время письма приходится нервничать, то в правой руке появляется вначале легкая дрожь, затем она усиливается, и вскоре школьник уже не может вывести ни одной буквы. Дрожь возникает не только от скорости письма, к которой человек не привык, но и от ссор, конфликтов, непонимания, раздражения, от обид, унижения, чувства досады.

Писчий спазм — это невроз. Встречаемся он чаще всего начиная с I//—// класса. В начальных классах чаще всего диагностируется особое расстройства, называемое дисграфией, при которой нарушается способность к пространственному синтезу. Ребенок с трудом учится писать, во всем остальном он, как правило, здоров.

Переучивание, смена руки могут быть одной из причин подобных расстройств. Но у леворуких детей гораздо чаще, чем у праворуких, встречаются трудности в обучении письму. Эти трудности достаточно подробно описаны в литературе. Например, у леворуких детей чаще, чем у праворуких, отмечаются зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки), у них медленнее скорость и хуже связность письма. Особого внимания требуют леворукие дети, которые держат при письме ручку или карандаш над строчкой, при этом рука находится в инвертированном положении и согнута в виде крючка. Однозначного объяснения причин такого явления в науке нет. Но, по наблюдениям специалистов, инвертированное положение ручки очень часто встречается как у леворуких, так и у праворуких детей. Такое положение ручки необходимо исправлять, поскольку оно вызывает у ребенка очень сильное мышечное напряжение. Однако не стоит настаивать на исправлении положения ручки у леворукого ребенка. Следует также быть более снисходительным к качеству его письма.

Должны быть соблюдены и некоторые организационные требования, важные для леворукого ребенка в школе и дома. Так, при письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Расположение столов и классной доски не позволяет посадить леворукого ребенка лицом к классу, поэтому целесообразно посадить его у окна слева. Там лучше освещенность, к тому же он не будет мешать соседу.

На уроках труда также необходимо подумать, где посадить такого ребенка, чтобы он не толкал соседа, как расположить инструменты и как их заточить. На уроках физической культуры в поле зрения учителя должно быть развитие координации как левой (рабочей), так и правой руки (М.М. Безруких. 1991).

texts.news

Смотрите так же:

  • Условия определяющие выбор методов воспитания VII. Укажите, под какими номерами перечислены общие условия, определяющие выбор методов воспитания 1) коллективизм: 2) цели и задачи воспитания; 3) трудовое воспитание; 4) содержание воспитания; 5) возрастные особенности школьников; 6) эстетическое воспитание; 7) уровень сформированности 8) индивидуальные особенности 9) условия […]
  • Ребенок не спит днем по 8 часов Новорожденный не спит 5 часов подряд, что делать? Новорожденным малышам нужно очень много сна! Здоровый малыш первого месяца жизни спит в сутки 15-18 часов. Из них – 8-10 часов ночью и 6-9 – днем. При этом новорожденный на грудном вскармливании ест каждые 1,5 часа днем и не реже 4-5 часов ночью. Но часто мамы жалуются на то, […]
  • Возмещение пособий по уходу за ребенком фсс Выплата пособия по уходу за ребенком через ФСС Отцу или матери работодатель обязан оплачивать отпуск по уходу за ребёнком до 1,5 лет. С 2017 года действует приказ, согласно которому все выплаты и перечисления страховых взносов будет контролировать ФСС. Для проведения отчётности была введена новая версия вместо формы 4-ФСС — […]
  • Прямой билирубин у месячного ребенка Норма билирубина у 2 месячного ребенка таблица Почему так происходит и откуда он появляется? Ответить на этот вопрос нам поможет наука физиология. При рождении в кровеносном русле ребенка циркулируют эритроциты, которые образовались еще в период внутриутробного развития. В течение первого месяца жизни происходит их активный распад, с […]
  • Подделки детей младшей группы Поделки детей 2 младшей группы Весенние поделки во 2 младшей группе своими руками Мастер – класс. Цветочек в горшочке Автор: Удалова Ольга Петровна, воспитатель МБДОУ № 128, г. Мурманск. Мастер - класс рассчитан на детей младшего и среднего дошкольного возраста, педагогов и родителей. Назначение: поделка на выставку, оформление группы […]
  • Тамифлю для детей инструкция по применению Действующее вещество: Фармакологическая группа Нозологическая классификация (МКБ-10) Фармакологическое действие Способ применения и дозы Внутрь, во время еды или независимо от приема пищи. Переносимость препарата можно улучшить, если принимать его во время еды. Взрослые, подростки или дети, которые не могут проглотить капсулу, также […]
  • Задачи физического развития детей в доу Физическое развитие дошкольников; Физическое развитие –это процесс изменения функций детского организма под воздействием условий жизни и воспитания. Физическое развитие –развитие физических качеств (выносливость, быстрота и т. д.). Физическое развитие –антропометрические и биометрические данные ребенка. Физическое воспитание […]
  • Не можем уложить ребенка спать 8 месяцев Сколько должен спать ребенок в 8 месяцев: общие рекомендации К 8 месяцам у ребенка обычно устанавливается определенный режим дня. Времени, чтобы поспать, ему требуется все меньше. Малыш проявляет интерес к игрушкам, уже уверенно сидит и даже делает попытки пройтись, держась руками за что-либо. Сколько должен спать ребенок в 8 месяцев? […]