Тема: «Нравственное воспитание детей средствами художественной литературы»

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература.

Влияние художественной литературы на нравственное воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

При слушании литературного произведения дошкольник занимает позицию «внутри него». Он стремится подражать любимым героям. Так возникают механизмы нравственной идентификации, внутреннее действие в воображаемом плане, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых не участвовал.

Для формирования нравственных качеств личности дошкольника я использовала следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей .Особую роль отводила занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

На начальном этапе — ознакомительные занятия, затем комплексные, которые заканчивались продуктивной деятельностью. Я считаю, что комплексные занятия – творческое дело воспитателя, ведь их можно организовать по-разному, интересно.

Знакомство детей с художественной литературой я начинаю с миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток, частушек. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое.

В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока-белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой — цыпляток поить; кисонька — мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит — деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д. Персонажи трудолюбивы, ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т.д.

В течение года познакомила детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: рассказываю сказки, показываю настольные кукольные театры, читаю книги с иллюстрациями, разучиваю произведения русского фольклора — это детский фольклор, частушки, песенки, прибаутки, загадки, чистоговорки, игры.

Формирую у детей умение воспринимать литературное произведение, также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму).

К концу года дети умеют определить основных героев (о ком говорится в произведении), высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему).

В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не может дать правильную моральную оценку, важная роль отводится воспитателю, он помогает осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев.

Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей: товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.

В течение года систематически читала и рассказывала русские народные сказки. Чтение художественных произведений сопровождаю показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций и важный момент, рисунки художников помогают понять смысл произведения. Книги подбирались выразительные, яркие — начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

Могучим средством воспитания детей младшего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использовала коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решались самые разные задачи.

В связи с этим периодически с детьми организовывала игры — драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизирую сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг я старалась воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.

Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное и системное использование произведений художественной литературы является не только благоприятным средством, которое способствует нравственному воспитанию дошкольников.

С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в воспитании нравственной культуры использовались следующие формы работы:

— консультации на темы: «Роль книги в нравственном воспитании детей», «Роль и влияние общения в семье на развитие ребенка», «Чтобы дети росли добрыми»;

— провела занятие которое показали родителям ;

— совместная творческая деятельность родителей и детей;

В течение года проводила индивидуальные консультации и бесед с родителями. В ходе бесед убеждала родителей больше общаться, разговаривать, читать сказки, разучивать стишки, потешки, песенки, т.е. больше внимания уделять своим детям.

Я стараюсь работать в тесном содружестве с родителями, и это обеспечивает положительные результаты для всестороннего развития личности ребенка, а также стараюсь доброжелательно относиться к каждому ребенку, т.к. только терпимость, доброжелательность, любовь к детям дадут положительные результаты.

Проводя итоги, я сделала вывод, что приобщение ребенка к литературе способствует нравственному воспитанию. Герои произведений вызывали у детей сочувствие к себе, помогали в проявлении в самых простых формах чувства долга, уважения к родителям, умения поступиться своими желаниями. Все это явилось решающим фактором, обеспечивающим нравственное развитие дошкольников.

Автор: Корясова Ольга Николаевна

pedportal.net

Тема 9. Социально-нравственное развитие и воспитание детей

Дошкольного возраста

Занятие 11. Диагностика уровня социально-нравственного

Развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста

Актуализировать и обобщить знания о целях, задачах и содержании социально-нравственного развития ребенка дошкольного возраста.

Развивать диагностические, аналитические умения студентов.

Обогащать опыт педагогического проектирования.

Форма проведения: практическое занятие.

Цель: уточнение представлений о социально-нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста.

Вопросы для собеседования:

Сущность социально-нравственного воспитания ребенка-дошкольника.

Направления социально-нравственного развития и воспитания ребенка-дошкольника.

Значение раннего социально-нравственного развития детей.

Цель: формирование диагностических умений студентов.

Проведите наблюдения за взаимоотношениями детей. Зафиксируйте все проявления гуманного характера (доброжелательности, отзывчивости, внимательности, заботливости, справедливости). Предложите детям, которые проявили гуманное отношение и поведение, и тем, кто испытали их на себе, выбрать иллюстрацию (схему) того или иного эмоционального состояния (веселое, недовольное, грустное, спокойное). Выбор веселого лица свидетельствует в определенной мере о положительном эмоциональном самочувствии, внутренней удовлетворенности, эмоциональном комфорте.

На основе проведенных наблюдений проанализируйте:

В каких ситуациях дети чаще всего проявляют гуманные отношения?

Можно ли выделить детей, которые чаще, чем другие, проявляют гуманные отношения. Охарактеризуйте понятие «гуманная одаренность».

Какова связь между гуманными отношениями и эмоциональным самочувствием ребенка?

Какие приемы индивидуального подхода к детям использует воспитатель?

Проведите с детьми группы игру «Секрет».

Подготовьте в письменном виде результаты анализа взаимоотношений детей в группе для последующего их обсуждения.

Примечание: Методику проведения игры см. в пособии «Практикум по детской психологии» Урунтаевой Г.А., Афонькиной Ю.А. Стр. 201 – 203.

Проведите наблюдение за отношениями между педагогом и детьми в группе детского сада.

Форма записи наблюдений:

Ситуация общения (не менее 3)

Средства общения педагога

Эмоциональное состояние ребенка после общения

На основе наблюдений сделайте вывод о характере общения педагога и детей. Сопоставьте результаты наблюдения с данными предыдущего задания. Установите связи между положением ребенка в группе сверстников, его самочувствием и характером взаимоотношений с взрослыми (педагогом).

Проведите индивидуальную беседу с ребенком (с тремя из наблюдаемых: предпочитаемым, принятым и отверженным):

.Что ты сегодня делал?

Что тебе больше всего понравилось?

Что огорчило тебя сегодня? Почему?

На основе наблюдений (задание 1,2,3) и результатов беседы сделайте выводы о том, какой характер взаимоотношений преобладает между детьми в наблюдаемой группе? Как положение в группе сверстников оказывает влияние на характер взаимоотношений ребенка с детьми? Каковы мотивы общения ребенка со сверстниками? Какие приемы использует педагог для развития гуманных отношений между детьми? Насколько они эффективны?

Познакомьтесь с планом педагога, развивающей средой по патриотическому воспитанию детей. Побеседуйте с воспитателем. Проанализируйте этот план и среду по вопросам:

Какое место уделяет педагог в течение недели, месяца решению задач патриотического воспитания детей?

На основе какой образовательной программы работает педагог по данному направлению воспитания детей. Чем обусловлен выбор такой программы?

Какие задачи патриотического воспитания являются доминирующими (познавательные, воспитательные…)?

Какие средства используются педагогом для решения задач патриотического воспитания? Как обеспечивает развивающая предметная среда решение задач патриотического воспитания?

Какие методы формирования знаний, патриотических чувств, опыта детей используются педагогом? Разнообразны ли эти методы, связаны ли они между собой?

Прослеживается ли в плане этапность, последовательность работы по патриотическому воспитанию?

Как задействованы в процессе патриотического воспитания специалисты ДОУ, родители?

Проводится ли педагогом мониторинг достижений детей в направлении патриотического развития?

Используются ли педагогом возможности разных видов детской деятельности для решения задач патриотического воспитания (игры, труда, конструирования, художественной деятельности и т.д.)?

На основе анализа плана сделайте вывод о готовности воспитателя к реализации задач патриотического воспитания детей, о целесообразности, эффективности планирования содержания работы в данном направлении.

Проведите беседу с 2-3 детьми группы, на базе которой выполнялось предыдущее задание:

Как называется страна, в которой ты живешь?

Как называется твоя Родина? Ты ее любишь? За что ты ее любишь?

Какой город России считают самым главным? Почему?

Как называется праздник, который люди России отмечают весной, 9 мая? Чему он посвящен?

Что ты знаешь об истории России, родного края?

Какие люди внесли большой вклад в развитие нашей страны, пермского края? Кого из них ты знаешь? Кому из них россияне поставили памятники? Есть ли такие памятники в нашем городе?

Какие здания нашего города тебе известны, нравятся больше всего? Для чего они нужны? Почему люди построили их так, чтобы любой житель города мог их узнать?

У меня есть картинки, на них изображены предметы, которые люди сделали в разные времена. Разложи эти предметы по порядку – какой был сделан сначала, какой затем… (картинки: одежда из шкуры животного, деревянные башмаки, длинное бальное платье, современное детское платье). Почему эти вещи так отличаются друг от друга? Почему человек не мог сразу придумать и сделать платье?

Что бы ты хотел узнать про родной край, страну?

Представь себе, что скоро в наш город приедут гости. Они никогда в нем не были и хотят про него узнать. Что бы ты рассказал о нашем городе, что бы ты показал гостям?

Если бы тебе предложили сделать что-то полезное, нужное для своего города, что бы ты сделал?

Ответы детей анализируются по критериям: точность, полнота, объем представлений, отношение ребенка к вопросам.

Проведите с детьми игровую проблемную ситуацию «Угости конфетой». Для проведения ситуации необходимо подготовить материал: 6-7 карточек с изображением детей разных национальностей. Познакомьте обследуемого (работа проводится индивидуально с каждым ребенком с «гостями», называя при этом национальности сверстников. Например: «Вот это украинские ребята Галинка и Грицко, а эти живут в Азербайджане – Гюнар и Яшар, здесь русские – Оля и Петя, а это англичане – Билл и Мегги. Посмотри, какие разные у них всех костюмы». После небольшой паузы (пусть ребенок рассмотрит картинки) испытуемому предлагается задание: «Я приготовила много вкусных конфет. Все они твои, можешь съесть сам (конфет столько, сколько картинок с изображением детей, плюс конфета для самого испытуемого). Только вот сладости любят все ребята, и те, что к нам в гости пришли (экспериментатор показывает на картинки). Может, ты кого-нибудь из них тоже угостишь конфетой? А почему именно его (ее)?

Результаты введения детей в проблемную игровую ситуацию фиксируются в таблицу:

studfiles.net

Тема 3. Дети с нарушениями зрения и интеллекта

Для детей этой группы характерна значительная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. У детей с глубокими нарушениями зрения и интеллекта отмечается снижение результативности познавательной деятельности и активности. А.И.Зотов и А.Ф.Самойлов отмечают, что низкий уровень развития и овладение конкретным мышлением умственно отсталых слепых и слабовидящих школьников нарушает развитие произвольности, тормозит развитие интеллектуальной активности, самостоятельности и целенаправленной учебной деятельности (1976).

Изучение представлений слепых умственно отсталых детей показало их специфические особенности, которые проявлялись в стереотипности представлений, выражающихся в идентичности всех воспроизводимых фигур, в резкой схематичности, отражающих самые общие свойства (голова, ноги, туловище), или указывающие лишь родовые признаки (А.Ф. Самойлов, 1976).

Для слепых умственно отсталых детей характерна слабая возрастная динамика результативности запоминания (Е.С.Нарышкина, 1974).

Замедленность образования произвольных процессов отрицательно сказывается на продуктивности мнестических процессов. Нарушения в развитии произвольной деятельности слепых умственно отсталых школьников резко ограничивает возможности формирования активности, самостоятельности и целенаправленности их деятельности (А.Ф. Самойлов, 1977).

Для сложных умственно отсталых детей свойственно недоразвитие двигательной сферы, выражающейся в низкой точности движений головы, рук, тела.

У детей наблюдается большое количество лишних движений, неумение объединить отдельно выполнимые движения в одно слитное единое целое. Это сказывается на скорости исполнения. Дети испытывают трудности переключения внимания и перехода к другому объекту деятельности.

Медико-генетическое обследование детей со сложным дефектом интеллекта и зрения проводилось И.Л. Лукашевой (1983). Автор методом анкетирования и непосредственного обследования выявила степень распространенности интеллектуальной недостаточности среди учащихся школ для слепых и слабовидящих и отдельные нозологические формы патологии, сочетающейся с умственной отсталостью. Показана высокая частота генетических форм, их клиническая и генетическая гетерогенность. По Российской федерации частота интеллектуальной недостаточности среди слепых и слабовидящих школьников составила 9,8 и 6,8% соответственно. В условиях недостаточной изученности структуры дефекта (сочетание нарушения зрения и умственной отсталости) затруднялось решение педагогических задач.

В данном случае здесь имеет место одновременное поражение мозговых структур, нескольких функциональных систем, которые в совокупности представляют сложную структуру комплексного нарушения.

Среди работ, посвященных проблеме изучения детей олигофренов с глубокими нарушениями зрения, можно назвать диссертационной исследование И.В.Молчановской (1978), выполненное под руководством М.С.Певзнер, где были выявлены особенности формирования письменной речи детей этой категории. Сочетание таких двух серьезных дефектов, как умственная недостаточность и нарушения зрительного восприятия, приводит к трудностям которые не являются результатом простого суммирования указанных дефектов.

Результаты клинико-психолого-педагогического исследования детей с нарушением зрения и интеллекта, проведенного М.С.Певзнер, И.В.Молчановской, В.А.Давыдовым (1983) в московской школе для слепых позволили сделать ряд практических выводов по организации и разработке содержания и методов обучения детей этой категории, а также приспособление их к жизни и посильному труду.

Категория детей с сочетанием нарушения зрения и интеллекта достаточно полиморфна и требует проведения диагностических мероприятий на самых ранних этапах развития и своевременности начала коррекционной работы. Исследователь И.В.Кочалова отмечает, что анализ материалов обследования выработки умственно отсталых детей с нарушениями зрения позволил составить предварительную характеристику этих детей по формам умственной отсталости, нарушениям зрения, сомато-неврологическому статусу, состоянию психических функций, уровню развитию речи, обучаемости. Данные обследования детей указывают на необходимость их изучения на более ранних ступенях возрастного развития с целью определения общих и специфических закономерностей формирования психических функций и поиска компенсаторных механизмов для их социальной адаптации (1990).

Развитие и обучение умственно отсталых детей, имеющих нарушения зрения, должно быть специально организованным, с учетом всех имеющихся особенностей развития. «Без специально созданных условий слепой и слабовидящий ученик с нарушением интеллекта находится постоянно неблагоприятной среде». Педагогам вспомогательных классов школ слепых и слабовидящих часто приходится начинать формирование самых элементарных навыков самообслуживания, обучить правилам поведения (Р.Д. Максютова, 1998).

Содержание коррекционной работы с детьми, имеющими умственную отсталость и нарушение зрения, ориентировано на их социализацию.

Основные задачи – максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и подготовка к участию в посильном производственном труде.

Дети, имеющие умственную отсталость и нарушения зрения обучаются 9 лет в специальных классах специальных (коррекционных) образовательных учреждениях III вида. Они изучают основные вопросы начального курса языка, математики, окружающего мира и другие предметы. Учитывая недостаточность зрительной перцепции при значительном снижении зрения, интеллектуальные нарушения и непосредственно связанные с этим особенности в развитии (ограниченный запас знаний и представлений об окружающем мире, недостатки в развитии моторики, речи, недостатки в развитии личности и др.) в учебный план включены коррекционные курсы: коррекция недостатков развития (мелкой моторики рук, осязания, мимики), социально-бытовая, пространственная ориентировка, ЛФК, ритмика. Обязательными являются индивидуальные занятия – по охране и развитию слабого зрения, зрительного восприятия, исправлению речевых недостатков.

Специальное обучение и воспитание детей с нарушениями зрения и интеллекта должно быть организовано практически с первых дней жизни ребенка. На первое место выступают такие разделы программы как «Самообслуживание», «Хозяйственно-бытовой труд», «Социально-бытовая ориентировка», «Ориентировка в пространстве».

Для данного контингента детей процесс формирования навыков самообслуживания и адекватного поведения еще более сложен, требует специальной организации отбора ее содержания, основанном на понимании особенностей развития этих детей (Р.Д. Максютова, 1998). На занятиях по самообслуживанию ребенка обучают простейшим гигиеническим операциям: застегивание пуговиц, использование столовых приборов, личная гигиена.

Возможности ориентировки в пространстве, в ознакомлении с предметами и их назначении резко ограничено. Детей учат располагать бытовые предметы строго в определенных местах. Педагоги показывают, как употреблять предметы, терпеливо упражняют в соответствующих предметных действиях.

Специфика обучения и воспитания данной категории детей с комплексными нарушениями развития зависит от психофизических особенностей.

Характерным является замедленный темп обучения, это распространяется на все виды деятельности: объяснение материала, закрепление его, выполнение практических заданий.

Для усвоения и осмысления учебного материала необходимо тщательное продумывание его объема, распределения материала на отдельные подробные элементы. Освоение каждого из них потребует более длительного времени. Умственно отсталому ребенку с нарушением зрения необходимо каждый отдельный этап действия тщательно и длительно прорабатывать.

У детей данной категории нарушение умственной деятельности, сопровождаемое недоразвитием речи, является тормозом в усвоении учебного материала. Педагог должен заранее составить словесную инструкцию-объяснение.

Для сохранения на длительное время полученных знаний особое значение имеет этап запоминания, который состоит в разработке системы повторений. Различные понятия, правила, теоретический материал усваиваются в разного вида упражнениях, последующим применением в различных ситуациях.

Сочетание нарушений зрения и умственной отсталости определяют разнообразие нарушений в целом, свойственных каждому конкретному ребенку, это обуславливает применение дифференцированного подхода и индивидуализации обучения, которые достигаются тем, что педагог для каждого ребенка организует практическую деятельность, подбирает методы объяснения.

Дата добавления: 2016-01-26 ; просмотров: 3085 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

helpiks.org

Тема 9. Формы принятия детей на воспитание в условиях семьи

Изучение данной темы целесообразно начать с рассмотрения положений закона о порядке выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Необходимо учитывать, что к таким детям относятся как дети, лишившиеся родительского попечения в результате смерти родителей, лишения или ограничения их в родительских правах либо признания судом их недееспособными, так и дети, у которых родители фактически есть, но они уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказываются забрать из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, длительно отсутствуют, болеют, отбывают наказание, находятся под стражей в период следствия и т.п.

Обязанность по выявлению, учету и устройству таких детей в первую очередь возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы исполнительной власти субъектов РФ. При этом обязанность сообщить органам опеки и попечительства о детях, оставшихся без родительского попечения, и возможных формах их устройства возлагается и на иных должностных лиц и граждан, располагающих соответствующими сведениями. За неисполнение данной обязанности для некоторых из их предусмотрена административная ответственность (ст. 5.36 КоАП РФ).

Далее студентам необходимо составить точное представление о том, кто и какие действия совершает с целью устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в какие сроки, а также из каких этапов состоит данная деятельность.

Особое внимание при этом необходимо уделить ознакомлению с законом о государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Банк данных представляет собой совокупность информационных ресурсов, сформированных на уровне субъекта РФ (региональный банк данных о детях) и на федеральном уровне (федеральный банк данных о детях)., а также информационные технологии, реализующие процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и предоставления гражданам, желающим принять детей на воспитание в свои семьи, документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей и подлежащих устройству на воспитание в семьи в соответствии с законодательством РФ. Информация о детях, нуждающихся в устройстве в семью, представляет собой анкетные данные, включающие:

1) фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, гражданство, место жительства или место нахождения ребенка;

2) приметы ребенка (рост, вес, цвет глаз, волос и другие приметы);

3) состояние здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие;

4) особенности характера ребенка (общительный, замкнутый и другие особенности);

5) этническое происхождение ребенка;

6) причины отсутствия родительского попечения над ребенком, а также многие другие сведения.

К анкете ребенка прилагается фотография ребенка, оставшегося без попечения родителей.

Такая же детальная информация содержится и в анкетных данных граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи. При ознакомлении с законом необходимо также обратить внимание на порядок доступа заинтересованных лиц к конфиденциальной информации, содержащейся в банке данных о детях, ее использования, защиты и другие аспекты деятельности федерального и регионального операторов.

При изучении отдельных форм устройства в семью детей, оставшихся без печения родителей, детальное внимание необходимо уделить трем основным формам, которые названы и регламентированы Семейным кодексом РФ: усыновлению (удочерению), опеке (попечительству), приемной семье.

Усыновление (удочерение) закон называет приоритетной формой устройства детей в семью. Оно представляет собой юридический акт, в результате которого между усыновителем и его родственниками с одной стороны и усыновленным с другой стороны возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми и их родственниками по происхождению. При этом правовая связь усыновленного ребенка с его родителями и другими родственниками по действительному кровному происхождению по общему правилу прекращается. В отличие от иных форм устройства в семью детей усыновление осуществляется только в судебном порядке.

При ознакомлении с законодательством, судебной практикой и учебной литературой, посвященной усыновлению, особое внимание необходимо обратить на следующие вопросы:

· недопустимость посреднической деятельности по усыновлению (удочерению) детей;

· требования, предъявляемые к кандидатам в усыновители;

· круг лиц, чье согласие является необходимым условием для вынесения решения об усыновлении (удочерении);

· правовые последствия усыновления (удочерения);

· проблема сохранения тайны усыновления (удочерения);

· основания и порядок отмены усыновления (удочерения).

Изучение данного вопроса предполагает обращение к гражданскому процессуальному законодательству, регламентирующему порядок рассмотрения дел об усыновлении (удочерении) детей судом (гл. 29 ГПК РФ), а также административному и уголовному законодательству, предусматривающим различные виды ответственности за нарушения в данной сфере (ст. 5.37 КоАП РФ, ст. 154, 155 УК РФ).

Институт опеки (попечительства) является комплексным правовым институтом. Его можно понимать, с одной стороны, как способ восполнения дееспособности ребенка, с другой – как своеобразный институт представительства. С точки зрения семейного права опека представляет собой одну из форм устройства в семью детей, оставшихся без родительского попечения, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов.

Отношения по опеке и попечительству регулируются различными нормативными правовыми актами. Поэтому при рассмотрении вопросов, связанных с установлением опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми, необходимо обратиться к положениям ГК РФ, которые устанавливают основания и порядок назначения опекунов (попечителей), а также порядок их освобождения или отстранения от выполнения своих обязанностей; предусматривающим требования, предъявляемые к лицам, которые желают стать опекунами (попечителями); их права и обязанности, в том числе по управлению имуществом подопечного и др. Семейный кодекс детализирует положения ГК РФ, устанавливает права детей, находящихся под опекой (попечительством), и предусматривает особенности установления опеки (попечительства) над детьми, находящимися в образовательных, медицинские организациях, организациях, оказывающих социальные услуги и других организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отдельного внимания заслуживает Федеральный закон «Об опеке и попечительстве», которым введены такие институты, как предварительная опека, соопекунство, назначение опеки в отношении несовершеннолетних по заявлению родителей и другие. Для того чтобы получить представление о том, за счет каких средств опекуны (попечители) обязаны заботиться о содержании детей, необходимо вспомнить положения семейного законодательства об алиментах, обратиться к законодательству о социальном обеспечении, в том числе к нормативным актам субъектов РФ.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

Деятельность приемных родителей является оплачиваемой. Размер их вознаграждения, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, устанавливаются законами субъектов РФ. Кроме того, на содержание каждого ребенка приемным родителям ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъектов РФ.

Сравнивая различные формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, необходимо обращать внимание на такие их принципиальные различия, как:

· порядок и основания передачи ребенка в семью (решение суда, акт о назначении опекуна или попечителя, договор);

· обязанность лиц, принявших ребенка, по его содержанию и их право на вознаграждение за свою деятельность;

· основания прекращения соответствующих правоотношений и возможность их сохранения по достижении ребенком совершеннолетия и т.п.

Следует обратить внимание, что СК РФ допускает возможность введения законами субъектов РФ дополнительной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, — патронатной семьи. В настоящее время некоторые субъекты РФ воспользовались данным правом и приняли законы о патронатных семьях, патронатном воспитании и др., которые по отдельным вопросам имеют существенные отличия от усыновления (удочерения), опеки (попечительства) и приемной семьи, способные оказать влияние на выбор той или иной формы конкретными гражданами.

Тема 10. Применение семейного законодательства к семейнымотношениям с участием иностранных граждан и лиц без

На долю семейных отношений выпадает наибольшее число межнациональных контактов в частной жизни, выражающихся в смешанных браках, в браках между гражданами одного государства, но заключенных или расторгнутых на территории других стран, в международном усыновлении и прочем. Поэтому важно, чтобы правовые последствия, возникшие с точки зрения одного суверена, признавались другими. Для решения этого вопроса требуется на национальном и международном уровне выработать систему норм, которые помогали бы гражданам, вовлеченным в такие семейные отношения, осуществлять и защищать свои права.

Приступая к изучению данной темы, необходимо уяснить, что представляет собой «коллизионная проблема» в отношениях, осложненных иностранным элементом, и каковы известные современной юриспруденции общепризнанные пути ее решения.

Одним из наиболее эффективных и желательных способов разрешения коллизий различных правовых систем, претендующих на регулирование одного правоотношения, является достижение унификации правового регулирования общественных отношений на международном уровне или максимальный учет материально-правового нормотворческого опыта других государств. При этом безусловной спецификой трансграничных семейных отношений являются ревностно поддерживаемые национальными правовыми системами различия в регулировании. Данная область не только почти не поддается заимствованиям, но и каждая страна, напротив, принципиально сохраняет национальный, исторический, религиозный колорит семейных норм и правил. В связи с этим во избежание «хромающих отношений», когда правовой акт, признаваемый одним государством, не будет вызывать юридических последствий на территории иных стран, активно развиваются коллизионные нормы в этой области.

Прежде чем начать осваивать нормы разд. VII Семейного кодекса РФ, где в основном содержаться коллизионные нормы, стоит выяснить для себя их правовую природу, структуру, и особенности применения, для чего изучить теоретические разработки по данной теме в рекомендуемой литературе, а также публикации по общим положениям международного частного права.

Далее полезно ознакомиться с общими положениями разд. 6 части третьей Гражданского кодекса РФ, нормы которого выполняют роль фундамента всего коллизионного права.

Из ГК РФ важно почерпнуть сведения о том, что такое «иностранный элемент», осложняющий отношения и требующий коллизионного метода регулирования. При этом надо иметь в виду, что Семейный кодекс был принят и введен в действие намного ранее чести третьей Гражданского кодекса, содержащей раздел о международном частном праве. В связи с этим подход к пониманию некоторых коллизионных механизмов и общих понятий в семейном законодательстве отличается. Так, познавательно и практически полезно сравнить ст. 167 СК РФ и ст. 1193 ГК РФ, касающиеся оговорки о публичном порядке, и выяснить, как различия в формулировке скажутся на применении этого института. Настолько же интересно выяснить, как соотносится понятие «личный закон физического лица» (ст.1195 ГК РФ) и используемые в Семейном кодексе «закон гражданства» и «закон места жительства».

Необходимо также решить вопрос о том, будут ли в принципе применяться к семейным отношениям с участием иностранцев положения гражданского законодательства. Аргументируйте свой ответ ссылками на нормы права и воспользуйтесь знаниями, полученными при изучении темы «Источники семейного права РФ», в частности, по вопросу о соотношении семейного законодательства с нормативными актами других отраслей.

Переходя к анализу коллизионных правил в области семейных отношений, следует иметь в виду, что структура разд. VII СК РФ довольно своеобразна. Так, нормы более общего характера расположены в завершении раздела, а сначала предусматриваются специальные коллизионные положения, касающиеся заключения, признания и расторжения брака с иностранным элементом, установления и оспаривания отцовства (материнства), родительских и супружеских прав и обязанностей, международного усыновления.

Нормы о заключении брака и признании браков, заключенных за пределами территории РФ, а также недействительность брака, предусмотренные ст. 156-159 СК РФ, должны рассматриваться в системе, поскольку коллизионные привязки в них взаимообусловлены. Для правильного понимания коллизионного регулирования в этой области необходимо установить содержание понятия «сверхимперативные нормы» и в связи с этим осмыслить природу ст.14 Семейного кодекса РФ.

Расторжение брака занимает особое место в числе семейных коллизионных норм, так как практически во всех случаях применимым правом для этого отношения будет право Российской Федерации. В то же время предусмотрена возможность признания действительным расторжение брака, произведенного за границей.

Для установления права страны, подлежащего применению к родительским и супружеским правоотношениям с иностранным участием, используется сходный алгоритм: во-первых, предусмотрены основные и субсидиарные коллизионные нормы, а во-вторых, изначально отношения «привязываются» к праву страны общего места жительства и лишь в итоге могут быть урегулированы правом страны гражданства (для ребенка) или правом РФ.

Особое внимание законодателя сосредоточено на коллизионных вопросах усыновления. Однако этот вопрос требует обязательного изучения международных конвенций и двусторонних соглашений в этой области. Необходимо понимать, что при усыновлении российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства из законодательства иностранного государства по общему правилу применяется «личный закон» усыновителя, в остальном должны применяться нормы российского СК. Поэтому студенту здесь необходимо вспомнить условия усыновления, о которых говорит законодатель в гл. 19 СК РФ, особое внимание уделив п.4 ст. 124 СК РФ. Кроме этого, необходимо вспомнить особый порядок данной процедуры, установленный ГПК РФ.

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ (ПРАКТИЧЕСКИХ) ЗАНЯТИЙ

lektsii.org

План по самообразованию "Экологическое воспитание детей старшей группы"

План работы по самообразованию

Воспитатель: Гончарова Галина Викторовна

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №42»

Тема: «Экологическое воспитание детей старшей группы».

Живая природа – это интересный, сложный и удивительный мир. Природа является источником первых знаний и радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущие облака, яркое солнце, падающий снег – все это привлекает детей, радует их, дает богатую пищу для их развития. Но, к сожалению, наши дети лишены богатств и сокровищ природы. Везде человек приложил свою руку. Проблема всего человечества – в спасение природы. Чтобы природа не была полностью уничтожена, задача взрослого воспитывать у детей чувства прекрасного к окружающему миру природы.

Цель: Изучение особенностей экологического воспитания детей в детском саду.

u Овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

u Обогатить у детей представления о ценности природы и правилах поведения в ней;

u Развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим;

u Расширить кругозор детей на основе знакомства с природой родного края.

Сентябрь: Мониторинг по теме

Октябрь: Беседы на темы «Что нас окружает? », «Удивительный лес», «Дикие звери Сибири».

Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Д/и «Чей след? », «Чей хвост? ».

Художественное творчество: рисование «Золотая осень», «Ветка рябины»; лепка «Животные Сибири»; поделки из природного материала на тему «Осенний лес».

Чтение худ. лит: С. Есенин «Береза», А. Блок «Зайчик»,

И. Бунин «Листопад», рассказы и загадки о животных.

Ноябрь: Беседы на темы «Птицы родного края», «Клест», «Лесной доктор»

Составления описательных рассказов о птицах; рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.

Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».

Кормления птиц на прогулке.

Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Художественное творчество: рисование «Птицы нашего города», «Птица, придуманная мною»; лепка «Калининские птички».

П/и «Коршун», «Совушка», «Летает- не летает».

Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора».

Декабрь: Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Жизнь птиц зимой», «Что такое заповедник? », «Красная книга».

Экспериментирование с водой.

Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто кормушки прилетел? », «Опиши, мы отгадаем».

Художественное творчество: рисование «Лесные жители зимой»; аппликация «Синички».

Изготовления и украшение кормушек для птиц.

Прослушивание музыки П. И. Чайковского «Времена года», А. Гречанинова «Холодно, холодно».

Рассматривание животных и птиц, занесенных в Красную книгу

Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели»,

З. Александровна «Птичья столовая».

Наблюдения за живой и неживой природой.

Экскурсия в зимний сквер.

Январь: Беседы на темы «Байкал — наш дом родной», «Водоемы родного края».

Составления рассказов о рыбах.

Рассматривание иллюстраций об озере Байкале, о байкальских рыбах.

Создания макета оз. Байкала.

Д/и. «Угадай, кто в озере», «Опиши, какая рыба? ».

Художественное творчество: рисование «Золотые рыбки», «Природа Байкала зимой».

Чтение: легенды «Богатырь Байкал», «Омулевая бочка» «Ангарская греза; загадывание загадок о рыбах.

Просмотр фильма «Байкальский заповедник».

Февраль: Беседы на темы «Кто такие рыбы? », «Нерпа — рыба или зверь? », «Как нужно вести на природе? ».

Экскурсия в Нерпенарий.

Заучивание загадок о рыбах.

Экспериментирование с ветром.

Д/и «Собери рыбу», «Пищевые цепочки».

Художественное творчество: «Нерпа» (из слоеного теста) ; аппликация «Морское царство».

Чтение о природе родного края, животных Сибири.

Март: Беседы на темы «Хвойные деревья – Сибири», «Где растения любят жить? », «Путешествие растений».

Рассматривание картин и иллюстраций о деревьях Сибири, растениях занесенных в красную книгу.

Экскурсия в парк, ботанический сад.

Д/и «Чья шишка? », «Чьи листья? », «Найди дерева по семенам».

Экспериментирование с песком.

Художественное творчество: рисование «Весенний коллаж», аппликация

«Во поле береза стояла».

Составления и отгадывание кроссвордов о растениях.

Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».

Апрель: Беседы на темы «Багульник», «Зачем нужно беречь природу? », «Зеленая аптека».

Развлечения «День Земли».

Составления кроссвордов о растениях.

Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок? ».

Художественное творчество: рисование «Семья ежей», аппликация «Сирень».

Чтения художественной литературы о растениях, цветах, деревьях .

Работа с родителями по теме

«Экологическое воспитание дошкольников

через ознакомления с природой родного края»

Сентябрь: Анкетирование «Что такое экология? ».

Подборка экологической литературы для родителей.

Выставка «Цветы» (природный материал) .

Октябрь: Консультации на экологическую тему «Не причиняя вреда природе», «Сокровища леса».

Выставка рисунков «Природа глазами детей» (совместная деятельность детей и родителей) .

Ноябрь: Практический материал (ширма) «Замысловатые вопросы».

Литературная выставка «Читайте вместе снами».

Выставка декоративных комнатных растений .

Домашние задания (составить кроссворд о природе и нарисовать ответы) .

Декабрь: Консультация «Интересные факты из жизни птиц».

Конкурс «Зеленая красавица» (изготовления с родителями и детей новогодней елки из любого материала) .

Благотворительная акция «Покормите птиц зимой» (изготовления кормушек) .

Январь: Консультация «Жизнь птиц зимой», «Не быть равнодушными».

Педагогическая ширма «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе, птицах, животных

Февраль: Культурно-досуговая деятельность викторина «Знатоки природы» (родители и дети)

Консультация «О чем рассказывают растения»

Март: Акция «Берегите природу» (рисование плакатов в защиту природы) .

Педагогическая ширма «Очей очарованье» (предложить родителям выучить с детьми стихи о природе родного края)

Фотовыставка «Байкал — наш дом родной».

Апрель: Конкурс «Экологическая сказка, придуманная мною».

Домашние задания (понаблюдать за птицами, деревьями, растениями в весенний период) .

Консультация «Зеленый спецназ».

Проведения субботника «Сделаем город чище».

Май: Выставка фотографий «Наши добрые дела».

Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада) .

Иванова А. И Живая экология: Программа экологического образования дошкольников.

Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. М., 2006.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. М., 1995.

Павленко Н. Н., Родюшкина Н. Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ. М., 2006.

Чернякова В. Н. Экологическая работа в ДОУ. М., 2010.

Зенина Т. Н. Экологическая гостиная в ДОУ. М., 2008.

Шишкина В. А. Прогулки в природу. М., 2002.

pedportal.net

Смотрите так же:

  • Народное лечение обструктивного бронхита детей Обструктивный бронхит у детей Обструктивный бронхит — это заболевание верхних дыхательных путей, при котором наиболее активно поражаются слизистые оболочки трахеи и бронхиального дерева. Может проявляться в острой форме, приобретать характерные черты хронического обструктивного бронхита и переходить в бронхиальную астму. В основном […]
  • Почему все дети злые Почему дети бывают жестоки? Многие считают, что дети рождаются чуть ли не ангелами. Тем большим бывает наше удивление, когда мы видим проявление жестокости именно в детях. О том, откуда берется детская жестокость и как с ней бороться, рассуждают священники Димитрий Смирнов, Валерий Духанин и Сергий Белобородов, а также многодетная мама […]
  • Лечение ротавирусная инфекция у детей лечение Ротавирусная инфекция у детей (ротавироз) Ротавирусная инфекция – острое инфекционное заболевание вирусной природы, которое, как правило, протекает в форме гастроэнтерита. Ротавирусная инфекция встречается повсеместно. К трём годам практически каждый человек хотя бы раз перенёс это заболевание. В умеренном климате ротавирусная инфекция […]
  • Задания по математике для дошкольного возраста Задания по математике для детей 5-6 лет Требования современной школьной программы таковы, что к моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы элементарные математические представления. К ним относятся знание цифр и основных знаков, умение считать в пределах десяти и справляться с простыми задачами по математике, […]
  • Интерес к роли у детей дошкольного возраста Развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте (стр. 1 из 8) Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес […]
  • Паспорт на новорожденного ребенка Как оформить загранпаспорт для новорожденного — документы и порядок оформления Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — сколько составляет и как получить Единовременное пособие при рождении ребенка в 2016 — сумма, как получить Как получить полис ОМС для новорожденного — необходимые документы и порядок […]
  • Зубы у 6 месячного ребенка Зубы 6 месячного ребенка У грудничка не растут зубы – нормально ли это? Появление первых зубов означает, что ребенок достигнул очередного этапа своей жизни. Но иногда этот самый этап почему-то запаздывает, и малыш остается беззубым, пока его сверстники уже вовсю щеголяют улыбками, хотя бы и весьма скромными. В чем же причина такой […]
  • Повышение пособий по уходу за ребенком Размер детских пособий в 2016 году В условиях острой нехватки бюджетных средств из-за сложной экономической ситуации в стране, Правительство РФ было вынуждено в конце 2015 года принять ряд решений, направленных на сокращение затрат федерального бюджета по социальным статьям расходов: не проводить традиционную индексацию детских […]