Тема 3: Художественная деятельность детей в дошкольном учреждении

Выделить условия формирования художественного творчества детей.

Показать своеобразие видов художественной деятельности детей дошкольного возраста.

Составить конспекты руководства одним из видов самостоятельной художественной деятельности детей.

Подготовить перспективный план по эстетическому воспитанию детей в разных возрастных группах детского сада.

Раздел 9. Труд как средство воспитания детей дошкольного возраста

Тема: Особенности трудовой деятельности в дошкольном возрасте

Вопросы для обсуждения:

Значение труда в формировании личности дошкольника.

Отличие труда от игр и занятий.

Требования к организации труда. Место труда в режиме дня.

Мотивы трудовой деятельности дошкольника.

Методика формирования общественных мотивов труда в дошкольном возрасте.

Педагогические условия формирования положительного отношения к труду.

Тема: Организация труда дошкольников в детском саду

Виды и содержание труда дошкольников в разных возрастных группах. Взаимосвязь разных видов труда детей.

Формы организации труда детей в разных возрастных группах.

Создание условий для организации труда дошкольников в разных возрастных группах. Приемы руководства трудом детей дошкольного возраста.

Этапы ознакомления детей с трудом взрослых.

Индивидуально-дифференцированный подход к детям в трудовом воспитании.

Артемова Л.В. Ознакомление детей с трудом взрослых.-Киев.-1988.

Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться.-М.,1983.

Дуброва В.П., Савченко Л.Ф. Народное творчество в трудовом воспитании // Дошкольное воспитание.-1989.-№11.

Куцакова Л. Дошколята трудятся//Дошкольное воспитание.-1993.-№ 8

Макеева Г. Формирование представлений о труде взрослых // Дошкольное воспитание.-1989.-№2.

Сенько Т.В. Особенности взаимоотношений на занятиях по труду // Дошкольное воспитание.-1990.-№5.

Сергеева Д. Малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников // Дошкольное воспитание.-1994.-№9.

Тимофеева И. Организация коллективного труда // Дошкольное воспитание.-1991.-№10.

Шаймуратова Т. Ознакомление дошкольников с сельскохозяйственным трудом // Дошкольное воспитание.-1990.-№6.

Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой.-1983.

Сергеева Д.В. Воспитание детей в процессе трудовой деятельности.-М.,1987.

Сергеева Д.В. Руководство трудовой деятельностью дошкольников.-М.,1986.

Буре Р.С. Растить трудолюбивых // Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети.-М.,1985.-С.83-98.

Тулегенова А.Г. На детском огороде // Дошкольное воспитание.-1977.-№6.

Ковальчук Я.И., Васильева А.И. Трудовое воспитание дошкольников.-Минск.,1983.

Истоки: Базисная программ развития ребенка-дошкольника/ Л.А.Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н.Давидчук и др.-М.,2000.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.-СПб.,1997.

Развитие / Л.А.Венгер, О.М.Дъяченко, Н.С.Варенцова и др.-М.,1995.

Радуга: Программа воспитания и обучения детей от трех до семи лет / Т.Н.Доронова, В.А.Гербова, Т.И.Гризик и др.-М.,1997.

Типовая программа воспитания и обучения в детском саду.-М.,1984.

studfiles.net

Художественная деятельность детей дошкольного возраста

Согласно И.А. Лыковой, художественная деятельность — ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира [20, с.46].

Среди разнообразных видов творческой деятельности, которой любят заниматься дети дошкольного возраста, большое место занимает изобразительное искусство, в частности детское рисование. Больше всего детям нравится работать в нетрадиционной технике с различными материалами. По характеру того, что и как изображает ребенок, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях мышления, памяти, воображения и т.д. В рисунках дети стремятся передавать свои впечатления и знания, получаемые из внешнего мира. Рисунки могут существенно меняться в зависимости от физического или психологического состояния ребенка (болезнь, настроение и т.п.). Установлено, что рисунки, выполненные больными детьми, во многом отличаются от рисунков здоровых детей [27, c.85]. Рисование имеет психотерапевтический эффект, поэтому зачастую в своей практике психологи используют такой способ лечебного рисования как арт-терапия. Многие знают арт-терапию как метод лечения рисунком, лепкой и т.п. На счету арт-терапевтов, практикующих с детьми, множество случаев улучшения психического здоровья дошкольников, снижения уровня агрессивности, устранения фобий, налаживания эмоциональных контактов с семьей. Помимо творческого самовыражения с помощью материала, в арт-терапии приветствуются и игровые приемы коррекции — сказкотерапия, психодрамма.

Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребенка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией) [15, с.3].

Творческая деятельность, как высказываются психологи Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, возникает не сразу, а медленно и постепенно, развиваясь из более простых форм. На каждой возрастной ступени она имеет свое выражение, каждому периоду детства свойственна своя ее форма. С этой точки зрения творчество — не исключительный процесс, касающийся только отдельных личностей, оно пронизывает жизнь каждого человека, особенно в детстве [5, с.7]. Для творческих способностей и других психологических качеств, существует сенситивный период, которым является дошкольный возраст ребенка (Каменская, 2005).

Рисование имеет огромное значение для воспитания и развития детей. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе изобразительной деятельности у ребенка развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия по рисованию учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства, обогащают его индивидуальный жизненный опыт. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства [18, с.9].

Казакова Т.Г. утверждает, что художественная деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких как, мышление, воображение, память, восприятие, внимание. Она развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы — различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью, глубиной [14, с.89].

Мышление тесно связано с воображением. Именно воображение оказывает позитивное влияние на процесс развития мышления через художественно-творческую деятельность. Психологические исследования убедительно доказывают, что именно воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребенка. В частности, именно такой точки зрения придерживался Л.С.Выготский. Отечественный психолог В.Н.Брушлинский, считал, что воображение — одна из форм мышления [5, 245].

В старшем возрасте в изобразительном творчестве появляются многофигурные композиции, как в рисунках, так и в лепке, аппликации. Дети свободнее владеют пространственным ориентиром, поэтому композиция в рисунках часто имеет многоплановый характер, предметы расположены ближе — дальше. Для того чтобы этот процесс успешно развивался, воспитатель проводит целенаправленные наблюдения окружающей действительности, природных явлений.

Дошкольники в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно — чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно — выразительными средствами. Движение от простого образца — представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы культуры [15, с. 82]. Содержание занятий по изодеятельности в детских садах направлены прежде всего на развитие творчества. Широко используется художественное и поэтическое слово, а также музыка. Это позволяет создать эмоционально положительный настрой, вызвать у детей желание участвовать в творческой деятельности. Дети имеют возможность самостоятельно выбирать художественный материал для передачи того или иного образа. Педагог чаще выступает в роли соучастника творческого процесса, советчика, что помогает ему уважительно относится к замыслу ребенка и развивать способность отстаивать свой замысел, аргументировать выбор изобразительно-выразительных средств. Такая тенденция помогает установить взаимоотношения между педагогом и детьми, создавать атмосферу доверия, взаимопонимания, эмоционального комфорта и заинтересованности. Педагог может предложить детям этого возраста принять роль «художника», «скульптора», чтобы они использовали атрибуты творческого труда этих людей (палитру, мольберт, видоискатель и др.). В результате ребенок проявляет мышление, волевое усилие, целеустремленность, заинтересованность, т.к. хочет выполнить работу на новом качественном уровне [16, с. 34].

Чтобы развить художественные способности детей, проводится цикл занятий, позволяющих проявлять мышление, фантазию, воображение.

Дети старшего дошкольного возраста способны увидеть художественные качества своего и сверстников «произведения» и дать ему элементарную эстетическую оценку, выразить свое эмоциональное отношение. Это свидетельствует о том, что происходит смещение акцентов с учебной позиции в оценке рисунка («так не бывает», «неправильно нарисовано», «не умеешь рисовать», «не научился») на художественно-творческое, гуманное, уважительное отношение к личности ребенка. Благодаря такому подходу формируются социально-личностные взаимоотношения между взрослым и ребенком, между сверстниками в группе. У детей повышается интерес не только к процессу творчества, но и к оценке его результатов. Из выше сказанного следует, что специфической особенностью изобразительного творчества способами нетрадиционного рисования является неординарность мышления, что позволяет повысить интерес к занятиям, проявить творчество. Смена деятельности (рисование, аппликация) снимает усталость, позволяет удерживать интерес в течение всего занятия.

Рисунки маленьких художников, лепка, используются для оформления интерьеров к праздникам, для подарков родителям и малышам, для игр в группе, оформление стендов, выставок. У детей возникает чувство гордости за то, что это они «сотворили» своими руками [16, с. 114].

Таким образом, у старшего дошкольника интегрирующей основой изобразительной деятельности, ведущей художественной способности выступает способность к восприятию формы и композиции как средства художественной выразительности. В эстетическом развитии детей центральной является способность ребенка к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию нового образа, который отличается оригинальностью мышления, вариативностью, гибкостью, подвижностью [18, с.42]. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении, функции которых способствуют развитию мышления, абстрактно — логической памяти, обогащают жизненный опыт детей. Благодаря этой взаимосвязи, воображение совершает полный круг: от накопления, переработки впечатлений о реальной деятельности к этапу вынашивания и оформления продуктов воображения в реально — существующие результаты творчества, которые воздействуют на ребенка. Из этого следует, что художественная деятельность является основой для развития мышления и воображения. Именно воображение оказывает позитивное влияние на процесс развития мышления через художественно-творческую деятельность [20, с.44]. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира .

studbooks.net

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Художественно-эстетическая деятельность – это духовно-практичес­кая деятельность, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью – гармониза­ция себя, мира и своих отношений с миром. Художественно-эстетическая деятельность – это деятельность, направленная на эстетическое воспита­ние детей дошкольного возраста средствами искусства.

Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески ак­тивной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оце­нивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремле­ния самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобще­ние к художественной деятельности, а также развитие творческих спо­собностей. Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравствен­ной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребенка. Оно осуществляется в раз­личных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребенка. Эстетическое развитие – это процесс становления и совершенство­вания эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетиче­ские чувства – субъективное переживание оценочного отношения к эсте­тическим объектам и предметам. В процессе художественно-эстети­ческой деятельности у ребенка развивается и эстетический вкус – спо­собность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус проявляется в эстетических оценках человека и зависит от общей культу­ры личности, развитости его ума, чувств.

Эстетическая оценка – это ценностное отношение человека к опреде­ленным явлениям и образам, сопоставление его с эстетически норматив­ными идеалами. Это умение судить об эстетических достоинствах и не­достатках предметов и явлений на основе сопоставления его с нормами, идеалами, выработанными человечеством. Эстетический идеал – это со­циально обусловленные представления о совершенстве, красоте, природе и искусстве. Цели художественно-эстетического воспитания: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искус­стве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих спо­собностей в области художественной, духовной, физической культуры. Исходя из его целей выделяются задачи эстетического воспитания дошкольников: – развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, от­ношений и интересов; – формирование элементарного эстетического сознания; – формирование эстетической деятельности через приобщение к раз­ным видам искусства; – развитие эстетических и художественно-творческих способностей. Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в нераз­рывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка. Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя изучение элементов теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой; организованное участие в художественном творчестве. Содержание эстетического воспитания представлено в «Про­грамме воспитания и обучения в детском саду» в следующих блоках: ху­дожественная литература (приобщение детей к высокохудожественно литературе, формирование запаса литературно-художественных впечатлений); изобразительное искусство (развитие способности к изобразительной деятельности); художественная декоративная деятельность; музыка (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах). Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств; (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр). Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средстввоспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой из­бирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и ин­дивидуальные особенности развития. Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Первая группа методов направлена наприобщение детей к ис­кусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание пре­красного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа мето­дов направлена на формирование навыков художественной деятельно­сти. В качестве ведущих воспитателем используютсяпрактические ме­тоды: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раз­дельная деятельность. Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.

Задачи, средства и форма работы по эстетическому воспитанию.

Эстетическое воспитание – это целенаправленный систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать её.

Эстетическое воспитание тесно связано с другими сторонами воспитания: с умственным и нравственным.

Задачи эстетического воспитания.

  • Систематический развивать эстетическое восприятия, эстетические чувства и представления детей.
  • Развитие художественно-творческих способностей у детей (умение петь, танцевать, сочинять, игры разные) .
  • Формирование основ эстетического вкуса (большая роль принадлежит обучению) .
  • Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является:

  • Среда которая окружает ребенка в детском саду и дома.
  • Насыщенность быта произведениями искусства (картины, эстампы, музыкальные произведения) .
  • Активная деятельность самих детей (сами дети клеят, лепят) .
  • Индивидуальный подход.
  • Средства – это все, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей.

    1. Эстетика быта, т. е. там где дети находятся в течении дня;
    2. Природа;
    3. Искусство (литературные, музыкальные произведения) ;
    4. Художественная деятельность самих детей;
    5. Специальное обучение;
    6. Поведение самих взрослых (воспитателей, родителей) .
    7. В целях эстетического воспитания используются следующие формы организации учебной и самостоятельной деятельности детей:

    8. Занятия (музыкальные, ИЗО) ;
    9. Художественно-дидактические игры (на ознакомление детей с цветом «Радуга») ;
    10. Утренники и развлечения ;
    11. Экскурсии и прогулки;
    12. Театрализованные зрелища; телепередачи, фильмы СД, ДВД
    13. Принципы эстетического воспитания:

    14. Эстетическое воспитание должно осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в образовательном учреждении.
    15. Детское творчество должно быть связано с жизнью.
    16. Вариативность содержания, форм и методов художественной деятельности.
    17. Индивидуальный подход к детям.
    18. Детские работы должны использоваться в жизни группы или в жизни детского сада.
    19. Особенность художественного творчества детей.

      Творчество – это деятельность направленная на создание общественно-значимого продукта оказывающего влияние на преобразование окружающей среды.

      Творчество детей значимо прежде всего для самого ребенка или для группы детей, для близких взрослых.

      Но значения детского творчества в том, что оно оказывает влияние на формирование личности ребенка, а значит общество заинтересовано в творческом развитии каждого.

      Творчеству можно учить, но это учение особое. Оно не похоже на то, как учат знаниям и умениям, вместе с тем творчеством невозможно без усвоения отдельных знаний и овладения навыками и умениями.

      Под художественным творчеством детей дошкольного возраста понимается создание объективно значимого (для ребенка прежде всего) нового продукта (рисунок, танец, стихотворение, рассказ, песня и т. д.) ; придумывание и известному ранние неиспользуемых деталей; игровая деятельность (творческие игры-создание игровой обстановки, подбор, игрушки, предметов заместителей и т. д.) .

      Эстетическое воспитание детей – принципы, методы

      Среди различных направлений воспитания в дошкольном возрасте особняком стоит эстетическое воспитание детей. Именно оно развивает у ребенка чувство прекрасного и тягу к красоте.

      Общие принципы эстетического воспитания

      Под законами красоты подразумевается стремление к совершенству и гармонии, к внутреннему и духовному развитию.

      В целом под эстетическим воспитанием детей подразумевается усвоение ими правил образцового поведения, доброжелательное отношение к людям, а также развитие желания приобретать культурные ценности. Если говорить на менее глобальном уровне, то эстетическое образование детей помогает развивать их творческие способности, прививает ребенку художественный вкус, вырабатывает тягу к «прекрасному».

      Разнообразие методов и средств, применяемых в эстетическом воспитании детей, помогает выбирать наиболее оптимальные и подходящие к конкретным условиям способы. Выбор метода зависит от многих условий:

      • Объема художественной информации;
      • Вида деятельности;
      • Возраста ребенка.
      • Кроме того, не последнюю роль в эстетическом воспитании детей играет уровень подготовки педагога дошкольного образования, его способности и мастерство.

        Каналы поступления эстетической информации разнообразны. Это и социальная среда, и природные явления, и мир предметов, и художественные произведения, поэтому очень важен целостный метод восприятия сюжета сказки, картины или музыкальной пьесы. Педагог целенаправленно обращает внимание ребенка на наблюдение за отдельными персонажами, их поведением и повадками, чтобы помочь ему увидеть детали (звуки, краски, формы) .

        Методы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

        Классификация методов эстетического образования детей достаточно трудна, так как все они тесно взаимосвязаны друг с другом. Рассмотрим два основных направления, по которым можно классифицировать методы эстетического воспитания:

      • По способу получения эстетической информации;
      • По форме организации деятельности.
      • По способу получения информации эстетического характера выделяют наглядные и словесные методы. В наглядных методах ребенок непосредственно знакомится с каким-либо произведением искусства, слушает песню или музыкальную пьесу, рассматривает картины или музейные экспонаты. Словесный метод – это получение информации через воспитателя, который сначала рассказывает и объясняет, а потом задает вопросы.

        К перечисленным методам эстетического воспитания предъявляются определенные требования. Например, исполнение музыкальных и литературных произведений должно быть эмоциональным и художественно-выразительным, в противном случае встреча с искусством окажет меньшее влияние на ребенка или не окажет его и вовсе.

        Методы эстетического воспитания детей по форме организации деятельности – это второе направление в нашей классификации. Здесь также два основных метода: педагог показывает и дает точные указания на художественных занятиях или предлагает детям найти приемы исполнения самостоятельно.

        Например, чтобы разучить стихи или песни, требуется предварительное исполнение их взрослыми, проведение беседы о произведении, а при необходимости и применение наглядных пособий. Примером самостоятельного исполнения может служить художественная лепка, рисование или аппликация. Воспитатель лишь косвенно участвует в этом процессе (напоминая, побуждая к действиям, исправляя ошибки) .

        Также стоит отметить, что эстетическое воспитание детей дошкольного возраста отличается от эстетического воспитания школьников. Если малыши приобщаются к прекрасному через зрительное восприятие и понимание важности чистоты и порядка, то старшие дети уже могут активно «преобразовывать» окружающий мир под руководством взрослого.

        Школьники должны не просто наблюдать и оценивать, а уметь сделать гербарий, оформить игровой уголок и т.д. В зависимости от возраста ребенка, его степени подготовленности, роста стремлений и запросов методы эстетического воспитания усложняются.

        Как видно, слагаемых, определяющих характер эстетического воспитания детей, очень много. Используя их в комплексе, чередуя и усложняя, мы добиваемся того, что ребенок начинает видеть красоту окружающего мира, приобретает творческую жилку и учится искусству созидания и понимания прекрасного.

        Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства

        Эстетическое воспитание: понятие, критерии эстетической воспитанности

        Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль.

        Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает, трагическое учит сочувствию, комическое помогает бороться с недостатками.

        Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности (Б. Т. Лихачёв) ..

        Эстетическое воспитание- это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности.

        Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребёнка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и своё общение с другими людьми.

        В. Н. Шацкая ставит перед эстетическим воспитанием следующую цель: “Эстетическое воспитание служит формированию… способности активного эстетического отношения учащихся к произведениям искусства, а также стимулирует посильное участие в создании прекрасного в искусстве, труде, в творчестве по законам красоты” . Из определения видно, что автор важное место в эстетическом воспитании отводит искусству. Искусство – это часть эстетической культуры, как художественное воспитание часть эстетического, часть важная, весомая, но охватывающая только одну сферу человеческой деятельности.

        Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребёнок, так или иначе, эстетически или духовно развивается. Но при этом ребёнком не осознаётся эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребёнка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях и идеалах.

        Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах – изобразительном, декоративно-прикладном и др.

        Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности – одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

        В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот, и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

        Эстетическое воспитание – необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве. В дошкольный период происходит становление личности ребёнка..

        Эстетическое воспитание имеет свои специальные задачи, которые делятся на две группы. Первая группа направленная на формирование эстетического отношения к окружающему миру.

        Предусматривается следующее: развивать умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

        Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

        Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимые следующие условия:

      • Окружающая среда (игрушки, одежда, помещение) ;
      • Насыщенность быта произведениями искусства;
      • Самостоятельная активная деятельность детей;
      • Осуществления индивидуального подхода к ребёнку.

      Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в его сознании.

      Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика.

      Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

      Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Уже с 2-3 – летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так утверждая их в понимании того, что красота – дела рук человеческих.

      Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.

      Эстетическая воспитанность предполагает прежде всего наличие эстетического идеала, представления о совершенном, совершенство в искусстве и действительности. Например, один человек может видеть эстетический идеал искусства в обобщенном и совершенном отражении самой жизни и человеческих отношений в ней, в изображении ее прогрессивных тенденций, направленных на совершенствование людей и общества.

      Другой может видеть его лишь в совершенстве форм, художественных приемов выражения художником своих субъективных переживаний. Эстетический идеал социально обусловлен и представляет собой общественное педагогическое явление. Эстетический идеал может также выражать представление о совершенстве красоты человека, человеческих отношений (этика) , труда (техническая эстетика, дизайн) .

      Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

      Дети в раннем возрасте особенно тонко чувствуют эстетику предметов. Кроме того, они впитывают знания, умения и навыки очень быстро, за счет общего темпа их развития.

      Поэтому особенно важным моментом личностного развития можно назвать художественное и музыкальное эстетическое воспитание детей. И именно поэтому советуют начинать процесс целенаправленного развития чувства прекрасного в детях как можно раньше. Потому как иначе может быть поздно.

      Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Особенности

      Нужно отметить, что эстетическое воспитание детей, ровно как воспитание в целом, процесс многокомпонентный и достаточно сложный. Необходимо учитывать в первую очередь личностные приоритеты и способности ребенка. Но и не забывать об общечеловеческих ценностях, которые должны быть уважаемы любым человеком.

      Эстетическое воспитание подразумевает организацию жизни и деятельности детей, при которой будут формироваться представления ребенка о прекрасном. А также будет происходить эмоциональное развитие ребенка и формирования его эстетического вкуса.

      Чувство прекрасного должно быть сопряжено у ребенка с радостными и светлыми переживаниями. Ребенок должен радоваться от того, что он видит красивую картинку или слышит красивую мелодию. В этом и состоит весь смысл воспитания эстетического вкуса у детей.

      Они должны стремиться и тянуться к этому, не только созерцая, но и пытаясь создавать что-то самостоятельно.

      Условия эстетического воспитания детей

      Для того, чтобы ребенок в полной мере погружался в атмосферу эстетики и эстетического восприятия окружающего мира, нужно окружить его подобными вещами и действиями не только в учебном заведении, но и дома.

      Необходимо постоянно показывать ребенку красивые вещи, картины или рисунки, в доме должна звучать приятная музыка.

      Дидактические игры, также как и просто игры, способствуют развитию эстетических чувств и навыков у ребенка. Потому как практически основные все знания и умения дети приобретают в процессе игры, то не стоит пренебрегать таким мощным развивающим механизмом. Особенно, когда можно направить игру непосредственно на достижение определенных результатов.

      Нужно сказать, что игрушки, которыми играет ребенок дошкольного возраста, должны быть яркими, привлекательными, вызывающими у ребенка заинтересованность. Но также они должны выполнять развивающую функцию, чтобы не быть просто ярким бесполезным предметом. Хотя, нужно отметить, что дети сами могут прекрасно придумывать применения даже самым, на первый взгляд, бесполезным предметам.

      В качестве занятий, развивающих эстетическое восприятие детей, а также способствующих развитию практических навыков в этой сфере, можно назвать создание всяческих поделок из природных материалов. В этом случае ребенок знакомится с элементами живой и неживой природы, учится различать по форме листья растений или их плоды. Но также эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, усидчивости, наблюдательности и внимания к мелочам.

      Занятия музыкой положительно влияют не только на эстетическое, но и на психологическое развитие детей. А занятия любыми видами танцев способствует развитию детской моторики, чувства ритма и координации движений.

      Большое влияние на эстетическое воспитание детей оказывает непосредственно пример родителей. От того, как сами взрослые ведут себя в той или иной ситуации, как смотрят на те или иные вещи, как одеваются и какую музыку слушают, во многом зависит и развитие вкуса ребенка.

      Потому как дети стремятся быть похожими на своих родителей и во многом им подражают. Так что, в этом аспекте, нужно быть очень осторожными, чтобы самим соответствовать тем идеалам, которые вы пытаетесь взрастить в ребенке.

      В групповых музыкальных уголках имеют фонотеки с записью классической музыки, портреты композиторов, музыкальные инструменты, музыкально дидактические игры – все это даёт возможность детям закреплять в группах полученные на занятиях знания. Письменные консультации для родителей периодически обновляются.

      nashe-vospitanie.ru

      Самостоятельная художественная деятельность детей дошкольного возраста

      Проблема изучения самостоятельности как стержневого качества личности, поиск резервов и эффективных путей ее воспитания – одна из центральных в психолого-педагогической науке. В настоящее время ее актуальность обуславливается гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности ребенка.

      ^ Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями в развитии личности ребёнка

      развиваются инициатива, самостоятельность, активность;

      процесс самостоятельной изобразительной деятельности закрепляет приобретённые на занятиях и в совместной с педагогом деятельности знания, умения, навыки, способы деятельности, стимулирует их перенос в новые жизненные условия;

      в самостоятельной изобразительной деятельности находят естественный выход разные яркие впечатления, повлиявшие на воображение и эмоции ребёнка, снимая напряжение, делая его внутренний мир комфортнее;

      совершенствуя и закрепляя свои навыки и умения в процессе самостоятельной деятельности, ребёнок всё более чувствует уверенность в себе, в своих возможностях;

      в процессе самостоятельной изобразительной деятельности детей проходит саморазвитие, самообучение через подражание другим, умение которых поразило их воображение и вызвало желание действовать подобным образом;

      Специфика самостоятельной изобразительной деятельности детей

      она возникает по инициативе детей;

      ребёнок сам определяет цель;

      сам находит средства для её воплощения;

      планирует деятельность, добиваясь желаемого результата

      в процессе этой формы деятельности закрепляются и совершенствуются навыки коллективной деятельности: дети обговаривают друг с другом свои замыслы, делятся советами, оказывают дружескую помощь, оценивают.

      Создание и обогащение предметно-развивающей среды, в частности обустройство зоны самостоятельной художественной деятельности дошкольников, рассматривается также как условие оптимизации самостоятельности дошкольников. Такая среда предполагает право самостоятельного выбора деятельности, право на проявление своей индивидуальности. В группе организуется зона самостоятельной художественной деятельности — детская мастерская, где дети могут самостоятельно заниматься декоративно-оформительской деятельностью (игрушки-самоделки, элементы костюмов к праздникам, декорации к детским утренникам, элементы интерьера для украшения группы), ребенок может рисовать карандашами, фломастерами, красками, мелками, углем, пальчиками, ладошками и т.п. Материалы и оборудование должно периодически меняться и дополняться. Такая среда позволит ребенку свободно реализовывать свои замыслы, будет способствовать развитию изобразительного творчества, проявлению у него самостоятельности.

      Организация художественно-эстетической развивающей среды

      предметы быта: Вышитая, расписная одежда, расписная посуда, глиняные игрушки (дымковская), игрушки из дерева (семёновская, матрёшки, грибки, кони-каталки) игрушки из соломы.

      книжная иллюстрация. Художники: Ю. Васнецов, В. Лебедев, В. Сутеев, Е. Чарушин.

      художественные картины. Натюрморты, изображающие цветы, фрукты и овощи: П. Кончаловский. Сирень в корзине; И. Левитан. Васильки; И. Репин. Яблоки.

      скульптура малых форм, изображающая животных

      натюрморт. П. Кончаловский. Персики; И. Левитан. Белая сирень; Одуванчики; Машков. Синие сливы; И. Репин. Яблоки.

      пейзаж. И. Айвазовский. Волна; А. Куинджи. Берёзовая роща; Шишкин. Сосновый бор.

      портрет. И. Репин. Стрекоза; В. Суриков. Смеющийся солдат; А. Архипов. Девушка с кувшином. ( живопись).

      книжная графика. Иллюстрации художников: В. Лебедева, Л.Токмакова, Л. Владимирского.

      скульптура. Малые формы: анималистическая, несложная жанровая (по знакомым детям сюжетам бытового и сказочного характера)

      Старшая, подготовительная группы

      натюрморт. Ю. Васнецов. Цветущий луг; М. Кончаловский. Поднос и овощи; К. Коровин. Цветы и фрукты.

      пейзаж. В. Васнецов. Затишье; И. Левитан. Вечерний звон; В. Мешков. Сказ об Урале; А. Саврасов. Рожь; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу.

      портрет. И. Айвазовский. Пушкин у моря; З. Серебрякова. Портрет сына; В. Серов. Девочка с персиками.

      жанровая живопись. К. Васильев. Русалка; В. Васнецов. Сказка о спящей царевне; О. Ефимова. Кот-Баюн.

      художников «весёлой книги»;

      художники, иллюстрирующие стихи и рассказы о детях;

      рассказы о животных;

      рассказы с нравственной тематикой;

      прикладная графика: этикетки, марки, оформление продуктов питания.

      плакаты: о цирке, охране природы и животных, праздниках.

      скульптура малых форм

      монументальная скульптура: М. Аникушин. Памятник А.С. Пушкину; П. Клодт. Укротители коней.

      декоративная скульптура: Фонтаны, лепные украшения, барельефы дворцов, зданий в городах России.

      станковая скульптура: бюсты, портреты, жанровая скульптура.

      Общественно-гражданская, промышленная, культовая, жилищная и декоративная архитектура.

      репродукции картин, иллюстрации из детских книг по теме, которую педагог запланировал на ближайшее будущее, и той теме, которую дети уже освоили.

      фоны разного цвета, размера и формы.

      изобразительный материал: гуашь, акварель, восковые мелки, сангина, тушь, фломастеры разной толщины, цветные карандаши. (в соответствии с возрастом детей).

      кисти разных размеров, «тычки».

      подставки для кисточек.

      стаканчики для воды.

      салфетки для кисточек.

      палитры для смешивания красок.

      инвентарь для уборки рабочего места: ведро для мусора, тазик, тряпочки.

      глина, пластилин, соленое тесто.

      скульптуры малых форм, иллюстрации.

      скалка для раскатывания глины.

      салфетки для рук.

      инвентарь для уборки: тазик, тряпочки.

      материал для оформления работ (нитки, пуговицы, бусины, семена, веточки).

      иллюстративный материал по ближайшей теме.

      фоны разных размеров (картинки из цветных журналов, обои).

      бумага, картон разного качества и размера.

      лоскутки ткани, нитки, пуговицы, бусины, наклейки, фантики.

      подставки для кистей и кисти.

      салфетки для разглаживания деталей и для рук.

      ножницы на подставке.

      ведро и тазик для обрезков.

      инвентарь для уборки

      Основные побудительные мотивы самостоятельной изобразительной деятельности

      разнообразные яркие жизненные впечатления от восприятия окружающего мира и искусства (посещение цирка, театра; яркие театральные действий);

      потребность закрепить тот художественный опыт, который ребёнок приобрёл на занятиях, в процессе общения с взрослыми и другими детьми;

      бескорыстное удовольствие от процесса и результата;

      потребность получить нужный, удовлетворяющий ребёнка результат и отношение к нему: подарить, привлечь внимание других к содержанию.

      Формы самостоятельной изобразительной деятельности

      подготовка к предстоящему занятию по изобразительности (дети получили задание подумать, о чём они будут рисовать на следующий день);

      упражнение в приобретённых умениях, навыках (обычно после интересных занятий изобразительной деятельностью, наблюдений за аналогичной деятельностью взрослых, детей);

      игра или подготовка к ней (дети выступают в роли художников, помогают другим детям подготовить театрально-творческие игры);

      воплощение собственных замыслов ребёнка

      Несмотря на то, что деятельность вне занятия самостоятельная, ею надо руководить, но тонко, не навязчиво.

      Одним из эффективных приёмов подготовки детей к самостоятельной деятельности отдельно можно выделить освоение навыков работы в нетрадиционных техниках изображения. С помощью нетрадиционных техник изображения развивается творчество, воображение. Эта техника предоставляет возможность достаточно простыми способами получить красивый, необычный результат, даёт больше шансов для самовыражения, дети получают больше возможностей для творчества. После ознакомления с новой техникой изображения, ребенок может применять её в самостоятельной деятельности.

      В целом следует отметить, что самостоятельная художественная деятельность в группе является одним из показателей уровня развития детей. Это свидетельствует о том, что они получили на занятиях определенный объем навыков, умений, разнообразные художественные впечатления, научились действовать без посторонней помощи.

      rud.exdat.com

      Развитие художественной деятельности детей дошкольного возраста в различных образовательных условиях Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

      Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Воронина Нина Алексеевна

      Статья представляет собой изложение результатов исследования развития художественной деятельности детей дошкольного возраста . Выявлены отличительные особенности развития художественно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в зависимости от образовательных условий, в которых происходит обучение.

      Development of art activity of children of preschool age in various educational conditions

      Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Воронина Нина Алексеевна,

      Текст научной работы на тему «Развитие художественной деятельности детей дошкольного возраста в различных образовательных условиях»

      ?Любая форма непослушания ребенка воспринимается негативно.

      Известно, что принцип толерантности является одним из основополагающих ментальных принципов цивилизованного демократического общества, в то же время уровень толерантности в российском обществе пока еще остается низким.

      Для решения намеченных нами социальных и педагогических проблем необходима целенаправленная работа по формированию толерантности в среде педагогов и обучающихся: повышение уровня квалификации всех менеджеров образования; массовое внедрение программ, тренингов по соответствующей подготовке классных руководителей и учителей; обязательное педагогическое и психологическое сопровождение семейного воспитания; совершенствование института классного руководства; использование в общеобразовательных школах, особенно в старших классах, педагогики сотрудничества как базовой составляющей.

      1. Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000. С. 55.

      2. Шалим В. В. Толерантность (культурная норма и политическая необходимость). Ростов н/Д, 2000. С. 255.

      3. Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 46-54.

      4. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО. Режим доступа http://ps.1september.ru/2000/66/ 6-2.htm

      5 Шнекендорф 3. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М.: Изд-во МПУ «СигналЪ», 2001. С. 224.

      6 Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Л. Тренинг «Учимся толерантности» // На пути к толерантному сознанию / под ред. А. Г. Асмолова. М.: Смысл, 2000. С. 180.

      7 Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» // Вопросы философии. 1990. № 5. С. 61-74.

      8 Послание Президента Чувашской Республики Н. В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики «Дорожить временем, служить людям». Чебоксары, 2007. С. 16-27.

      РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

      Статья представляет собой изложение результатов исследования развития художественной деятельности детей дошкольного возраста. Выявлены отличительные особенности развития художественно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в зависимости от образовательных условий, в которых происходит обучение.

      This article presents the results of research of the art activity development of the preschool age children. As a result the distinctive features of the development of art-graphic activity of the preschool age children were detected which depends on the educational conditions in which the training process is carried out.

      Ключевые слова: художественная деятельность, рисование, изобразительная деятельность, эстетическое развитие, эстетическое восприятие, дети дошкольного возраста, программы обучения, психология развития.

      Keywords: art activity, drawing, graphic activity, aesthetic development, aesthetic perception, children of preschool age, the program of training, psychology of development.

      Изучение психологических особенностей детской художественной деятельности во многом позволяет понять процесс становлении личности ребенка, именно поэтому проблема развития художественной деятельности в период дошкольного детства уже давно привлекает к себе пристальное внимание специалистов, работающих в области психологии развития. Обсуждаются и решаются вопросы, связанные с формированием основных психических функций детей-дошкольников: восприятия (Н. П. Саккулина [6], С. Левин [12], В. С. Мухина [13], Р. Арнхейм [1]), пространственной ориентации (Д. Н. Узнадзе [18]), освоения перцептивных действий и сенсорных эталонов (А. В. Запорожец [7], Л. А. Венгер [2], А. П. Усова [19], В. П. Зинченко [8]). В процессе художественной деятельности ребенку предоставляется естественная возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления; так, например, А. Г. Ковалев [9] изучал способности к изобразительной деятельности, Ж. Пиаже [14] — символическую функцию рисования. Художественная деятельность — творческий акт, в котором ребенку предоставляется

      ВОРОНИНА Нина Алексеевна — аспирант кафедры психологии развития и образования Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена © Воронина Н. А., 2009

      естественная возможность для развития воображения, гибкости и пластичности мышления. Особенности детского изобразительного творчества рассматривала Е. А. Флерина [17]. Художественная деятельность также способствует тому, что расширяется эстетическое восприятие. Психологические исследования, посвященные развитию эстетического восприятия, проводили В. А. Ези-кеева [6], Т. А. Гусарова [3]; Е. П. Крупник [11] изучал механизмы восприятия произведений искусства. Е. М. Торошилова [16] исследовала эстетические способности детей-дошкольников. Большим количеством исследователей отмечается огромное значение специально организованного процесса обучения художественной деятельности для воспитания творчески развитой личности и, соответственно, обучение ребенка художественной деятельности должно протекать с учетом всех закономерностей и тенденций психического развития (Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина, Г. Г. Григорьева [6, 10]). На сегодняшний день существует достаточно большое количество программ воспитания детей в дошкольном учреждении, которые с разных точек зрения подходят к решению данной проблемы. В нашем исследовании нам представлялось важным выявить, каким образом различные программы влияют на формирование изобразительных навыков и эстетического восприятия дошкольников и какая из наиболее часто используемых программ наиболее полно реализует заявленные в ней цели.

      Соответственно, нами была выдвинута гипотеза, на проверку которой было направлено исследование: развитие художественной деятельности дошкольников зависит от концепции обучения, на которую опирается образовательная программа. Эта зависимость проявляется как в уровневых, так и в структурных характеристиках компонентов художественной деятельности.

      Для изучения развития детской художественной деятельности в рамках различных образовательных программ необходимо было провести исследование детей в течение значительной части дошкольного возраста, причем для того, чтобы проследить непосредственно динамику процесса, необходимо было исследовать одних и тех же детей на протяжении обучения в определенных образовательных условиях. Соответственно, мы выбрали лонгитюдный метод, который наиболее полно отвечает целям проводимого исследования.

      Наиболее часто встречающимися и при этом существенно различающиеся как по логике изложения, так и по структуре, являются три образовательные программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (далее -«ТПВиОвд/с»), разработанная НИИ дошкольного

      воспитания АПН СССР, под ред. М. А. Васильева [15]; программа «Радуга», составленная под руководством Т. Н. Дороновой [5], и программа «Детство», составленная на базе РГПИ им. А. И. Герцена, под ред. 3. А. Михайловой и Л. И. Гурович [4]. Поэтому для исследования были выбраны именно эти три программы.

      На первоначальном этапе объектом нашего исследования стали три группы детей дошкольного возраста, обучающихся в дошкольных учреждениях г. Мурманска по трем выбранным нами образовательным программам. Общее количество — 150 детей (по 50 в каждой программе), но так как исследование проводилось в течение 3 лет, то в силу объективных обстоятельств данная выборка сокращалась. На этапе второго среза осталось 113 детей, на заключительном этапе — 92 ребенка. В эксперименте участвовали здоровые дети, не имеющие отклонений в умственном или физическом развитии, практически уравненные по возрастно-половым и социально-демографическим характеристикам.

      Нами были выбраны 2 методики: 1. «Изучение эмоционально-эстетического отношения к действительности в рисунках», направленная на изучение изобразительных умений, навыков и эстетических предпочтений ребенка. В первой серии детям предлагается нарисовать то, что кажется им самым красивым, а затем объяснить, почему именно это явление или предмет является для ребенка самым привлекательным. Во второй серии детям предлагается нарисовать то, что кажется им самым некрасивым, и подробно объяснить мотивы выбора. 2. Тест «Картины», направленный на изучение восприятия эстети-ко-художественных образов. В первой серии мы показывали картины одного жанра, начиная с пейзажей, затем — натюрморты и сюжеты и предлагали выбрать ту, которая нравится больше других, и подробно объяснить свой выбор. Во второй серии раскладывали все репродукции, предлагая выбрать ту, которая больше нравится, подробно объяснив свой выбор. В результате диагностики оценивалось умение детьми верно передавать типичные характеристики объектов, особенности цветопередачи рисунков, технические умения и навыки детей, эмоциональность в процессе рисования, особенности композиции рисунка, особенности проявления творчества, эмоциональное восприятие художественных произведений и эстетическое восприятие картин. При первичной обработке за ответы и рисунки детей присуждалось определенное количество баллов в соответствии с указанными критериям. Полученные с помощью обеих методик данные подвергались количественной обработке (вычисление процента и медианных показателей) и статистическому анализу. Для проверки статис-

      тической значимости различий использовались непараметрические критерии: и-Манна — Уитни и С-критерий знаков. Для оценки связей между характеристиками художественной деятельности использовался коэффициент корреляции Пирсона, корреляционные матрицы подвергались факторному анализу в целях выявления особенностей структуры художественно-изобразительной деятельности детей разного возраста, обучающихся по разным образовательным программам.

      В результате проведения теоретического анализа мы выяснили, что цели, способы и методы формирования художественной деятельности в дошкольной возрасте, изложенные в разных программах, заметно различаются. «Программа воспитания и обучения в детском саду» преимущественно уделяет внимание техническим умениям и навыкам, программа «Радуга» основывается на воспитании эмоциональности и развитии эстетических чувств, программа «Детство» старается учитывать все стороны художественной деятельности, опираясь на методики проблемного обучения.

      Уровневый анализ характеристик художественной деятельности позволил выявить следующие особенности развития художественно-изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в зависимости от образовательных условий, в которых происходит обучение.

      К концу дошкольного возраста (к 6-7 годам) дети, обучающиеся по всем изучаемым программам, достигают практически одинаковых результатов, однако в течение изучаемого периода (от 4-5 до 6-7 лет) развитие внутренних компонентов художественной деятельности происходит по-разному. В зависимости от обучающей программы выявились особенности динамики развития характеристик художественной деятельности. Особенностью развития детей в «ТПВиОвд/с » является плавность изменений компонентов художественной деятельности с возрастом. Дети данной группы от возраста к возрасту довольно равномерно повышают уровень развития своих умений и навыков и к концу дошкольного возраста достигают требуемого уровня развития художественной деятельности относительно своего возраста и детей из других групп. У детей из группы «Детство», наоборот, отмечается замедленность формирования внутренних компонентов художественной деятельности на начальном этапе и резкое, скачкообразное их развитие — на последующих. Причем в результате этого скачка они достигают как минимум того же уровня развития, как максимум -большего.

      Отличия также выражаются и в неравномерности развития отдельных компонентов ху-

      дожественной деятельности в зависимости от обучающей программы. Так, в группе детей, обучающихся по «ТПВиОвд/с», на протяжении всех этапов исследования прослеживалась четкая тенденция наибольшего развития технических компонентов художественно-изобразительной деятельности, таких, как «Передача типичных характеристик объекта», «Технические умения и навыки» и «Особенности композиции». В группе обучающихся по программе «Радуга» наиболее высоких результатов, по сравнению с детьми из других групп, достигали дети по таким показателям, как «Эмоциональность», «Особенности проявления творчества» и «Эмоциональное восприятие картин». Дети же из группы «Детство», отличаясь низкими результатами (по сравнению с остальными детьми) в 4-5 и 5-6-летнем возрасте практически по всем показателям, к 6-7 годам по всем показателям добивались таких же результатов, как и дети из других групп.

      Дети, обучающиеся по «ТПВиОвд/с», достигли наибольших результатов в технике изображения и структурного построения рисунка; программа «Радуга» более успешно обеспечивает развитие творческого отношения и эмоциональной вовлеченности в процесс создания и восприятия художественных образов; программа «Детство» более сложным и более медленным путем добивается одинаковых, а в ряде случаев и лучших результатов по всем сравниваемым показателям.

      Корреляционный анализ также подтвердил сделанные нами выводы о специфических тенденциях развития художественной деятельности в зависимости от программы обучения. В корреляционной структуре художественной деятельности детей из «ТПВиОвд/с» технический и композиционно-структурный компоненты обособленно выделяются на протяжении всего изучаемого отрезка дошкольного возраста. У детей из группы «Радуга» количество взаимосвязанных компонентов то сильно уменьшается, то увеличивается. Данную особенность мы связали со спецификой программы, а именно с тем, что некоторые разделы, существующие в других программах, в ней отсутствуют и развитие необходимых умений и навыков происходит косвенным образом, через те, которые в программе считаются первоочередными (творческие и эмоциональные компоненты).

      В целях выявления особенностей динамики структуры художественной деятельности детей дошкольного возраста мы провели факторный анализ, который в целом подтвердил полученные нами ранее результаты. Во-первых, к концу дошкольного возраста происходит формирование всех компонентов художественной деятельности и их интеграция у детей из всех групп, хотя

      наиболее выраженное оформление этот результат получает у детей, обучающихся по «ТПВиОвд/с» и программе «Радуга». Во-вторых, количество и особенно содержание факторов отражают линии развития, связанные со спецификой и особенностями обучения той или иной программы: в «ТПВиОвд/с» важную роль играет техническая сторона художественно-изобразительной деятельности, в программе «Радуга» -творческая, а программа «Детство» демонстрирует нам осуществление разностороннего развития художественной деятельности.

      Проведенный нами анализ был направлен на определение программы, наиболее удачно сочетающей все характеристики художественной деятельности для воспитания и формирования гармонично развитой личности. В результате исследования мы выявили, что к концу дошкольного возраста дети, обучающиеся по всем изучаемым программам, достигают необходимого уровня развития умений и навыков художественной деятельности, однако пути и способы достижения высокого результата различаются в зависимости от образовательной программы. При практически одинаковых уровневых характеристиках художественной деятельности детей 67 лет, завершающих обучение по «ТПВиОвд/с», программам «Радуга» и «Детство», факторные структуры их художественной деятельности различаются. Логично предположить, что это отражает и различия в потенциале дальнейшего развития художественной деятельности детей в условиях современной школы, которая ставит разные цели и использует разные средства развития личности, которые могут как соответствовать, так и вступать в противоречие с той или иной факторной структурой художественной деятельности. А это, в свою очередь, призывает нас еще раз задуматься о цели обучения детей дошкольного возраста художественно-изобразительной деятельности: для чего мы учим современных детей рисовать?

      В ходе нашего исследования планировалось проверить гипотезу о том, что развитие экспрес-

      сивного и импрессивного компонентов художественной деятельности детей дошкольного возраста зависит от общей концепции обучения, на которую опирается определенная образовательная программа, и эта зависимость проявляется как в уровневых, так и в структурных характеристиках этих компонентов. Проведенное исследование доказало обоснованность выдвинутых предположений и подтвердило нашу гипотезу.

      1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974.

      2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. М., 2003.

      3. Гусарова А. Мир искусства. М., 1972.

      4. Детство — программа развития и воспитания детей в детском саду / Н. П. Сакулина, И. Логинова, Т. И. Бабаева и др.; под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, А. М. Гурович, СПб., 2002.

      5. Доронова Т. Н., Гризик Т. И. Программа «Радуга». Воспитание детей в условиях детского сада. М., 2004.

      6. Езикеева В. А, Сакулина Н. П., Ветлугина Н. А. Художественное воспитание в детском саду. М., 1957.

      7. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. М., 2008.

      8. Зинченко В. П. Психология восприятия. М.: МГУ, 1973.

      9. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. М., 1960.

      10. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. М., 1973.

      11. Крупник Е. П. Психологическое воздействие искусства. М, 1999.

      12. Левин С. А. Ваш ребенок рисует. М., 1979.

      13. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981.

      14. Пиаже Ж. Избранные психологические труды М., 1994.

      15. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой. М., 1985.

      16. Торошилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет. М., 2006.

      17. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М., 1961.

      18. Узнадзе Д. Общая психология. М., 2004.

      19. Усова А. П. Обучение в детском саду. М., 1981.

      cyberleninka.ru

      Смотрите так же:

      • Семья и дети сергея жукова Сколько детей у Сергея Жукова из группы "Руки вверх"? Популярный исполнитель Сергей Жуков, в недавнем прошлом взрывающий танцплощадки дискотек своими энергичными и задушевными песнями, уже далеко не мальчик, а счастливый в браке многодетный отец. Певец не скрывает свою личную жизнь и с радостью делится ею со своими поклонниками. У […]
      • Диагностика нарушений речи дошкольников Экспресс-диагностика нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика» Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Тверская О. Н., Кряжевских Е. Г., Ветчанинов А. А., Чупрына П. В., Текст научной […]
      • Чай 9 месячного ребенка У 9 месячного ребенка зеленый стул Почему у ребенка зеленый стул? Прежде чем рассказать о том, почему у ребенка зеленый стул может возникать в том или ином возрасте, давайте вспомним, что ребенок в этот мире совсем недавно и его организм только начинает знакомство с такими условиями, когда нужно самому есть и испражняться. У ребенка […]
      • Можно ли мыться при ветрянке ребенку Как правильно мыть (купать) ребенка при ветрянке Ветрянка – инфекционная патология с длительным течением. Болеют ней в основном дети, но иногда вирусная инфекция поражает взрослых. Зуд, жидкостные высыпания на теле, корочки наблюдаются от 9 до 21 дня. Чтобы оспины заживали быстрее, пациентам назначают обработку тела зеленкой, лосьоном […]
      • Ребенок почти все время спит Ребенок 2 месяца почти спит Ребенок 2,5 мес почти не спит днем При этом ночью спит отлично - засыпает после купания и кормления в 22.30 примерно, просыпается ночью на кормление в 2-3 часа (ест сонный и тут же засыпает), потом в 6-7 утра (так же), и окончательно просыпается в 9 утра. Так понимаю, что тонус рано или поздно сам пройдет, […]
      • Бесплатное лечение детей Бесплатное лечение детей Бесплатное санаторное лечение детейДорогие мамочки и папочки! Если Ваш ребенок часто болеет заболеваниями дыхательных путей. Детский санаторий Кратово дает возможность провести БЕСПЛАТНО санаторное лечение сочетая лечебные мероприятия с играми и прогулками. Для школьников проводятся занятия по основным […]
      • Диагностика речи ребёнка Диагностика речи ребенка 3 лет Диагностика развития речи у детей в возрасте от 3 до 6 лет Методика словарная мобильность . Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную […]
      • Новорожденный ребенок баллы Новорожденный ребенок Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни. Новорожденный ребенок Ребенок 1 год 3 месяца Ребенок 1 год 9 месяцев Главное, в чем нуждается новорожденный – это […]