Тренинг по сценической речи с элементами актерского мастерства для детей 6–7 лет

Тренинг по сценической речи с элементами актерского мастерства для детей 6–7 лет

• развивать голосовые данные (дикцию, тембр, артикуляцию, речевой посыл) через упражнения на развитие дикции и артикуляции, работу со скороговорками

• развивать умение изображать эмоции, используя голос, мимику, жесты

• развивать интонационную выразительность

• развивать творческий потенциал каждого ребёнка, способности к импровизации

• формировать творческое воображение, фантазию

— музыкальный центр, фонограммы;

— доска, маркер, иллюстрации обложек с названием сказки (для игры «Перевертыши»)

Артистическая разминка «Поздороваемся»

Скажем: «Доброе утро! Мы рады Вас видеть!» со следующей интонацией:

-как президент страны

-как иностранец, плохо говорящий по-русски.

Игра на развитие дикции «Снежки»

Бросаем вверх воображаемый «снежок» со звуками: птки-пткэ-птка-птко-птку-пткы, бдги, вспи, взжи, вздри… и тд…

Затем «играем в снежки». Произносим четко и громко, бросая воображаемый снежок, скороговорки:

«Бобр добр для бобрят»,

«Жужжит над жимолостью жук»,

«Лежебока рыжий кот отлежал себе живот»,

«В грязи у Олега увязла телега, сидеть тут Олегу до самого снега»,

«Лена искала булавку, а булавка упала под лавку»,

«Шесть мышат в камышах шуршат»

Известно, что эхо повторяет всё, что слышит дважды. Попробуйте произнести знакомое с детства «Ау-у-у!». Педагог произносит, посылая звук детям 1 раз, им же, поскольку они «эхо», необходимо дважды произнести слово, отправленное педагогом, причем активно посыла звук. Губы при этом вытянуты, а из рук делается большой «рупор». А теперь «бросаем» каждое слово из скороговорки

«Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз»

Показать эмоции при помощи мимики и жестов: радость, грусть, удивление, испуг, злость, неприязнь

Фразы: «Ну вот и всё…», «Я люблю манную кашу», «Ура! Скоро новый год!»

(«ударное слово», выделяется интонационно)

Используем чистоговорки и скороговорки, давая задание выделить интонационно то или иное слово, обратить внимание на то, как меняется смысл фразы, при переносе интонационного ударения на «главное» слово»:

«Аня гладила кота»

«У Оли новое пальто»

«Кукушка кукушонку купила капюшон»

«Слишком много ножек у сороконожек»

«Муха Горюха села на ухо»

«Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках»

«Галка села на забор, грач завел с ней разговор»

Упражнение на беспредметное действие — «Моё утро».

Каждый участник тренинга играет этюд на тему «Моё утро». Важно, чтобы действие выполнялось не формально, а подробно, учитывая все мелочи утренних процедур, например в ванной: открыть краны, умыться, почистить зубы, одеться и тд.

Включить спокойную музыку, способствующую размеренному физическому действию.

Предложить детям самостоятельно «зашифровать» (необходимо подобрать противоположные по смыслу слова) названия сказок:

«Аленький цветочек» (Зелёненький листочек)

«Красная шапочка» (Синий носок)

«Кот в сапогах» (Мышь босиком)

1. Щетинин М. Н. Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. / М. Н. Щетинин – М.: Метафора, 2006. – 128 с.

2. Леокарди, Е. И. Дикция и орфоэпия [Текст]: сборник упражнений по сценической речи. / Е. И. Леокарди. – М.: Просвещение, 1967г.

3. Методика развития речи детей дошкольного возраста / Л. П. Федоренко – М.: Просвещение, 1984 г

4. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / Изд-во Института Психотерапии. – М., 2001.

5. Л. М. Шихматов Сценические этюды / «ПРОСВЕЩЕНИЕ», М., 1986.

6. К. С. Станиславский. Работа актера над собой. Ч. 1 – М.: Изд. “Искусство”, 1954

7. Театр, где играют дети: Учеб. — метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов. / Под редакцией А. Б. Никитиной–М.: Изд. центр ВЛАДОС,2001 .- 286 с.

8. Куликовская Т. А. Чистоговорки и скороговорки / Изд. «Гном и Д», 2010

9. В. Дмитриева Скороговорки и чистоговорки для развития речи / АСТ, Астрель, 2008

Дидактическая игра «Чемодан сказок» ИГРАТЬ ФИГУРКАМИ МОЖНО КАК ЗА ЭКРАНОМ «ЧЕМОДАНА СКАЗОК», ТАК И В ЛЮБОМ ДРУГОМ МЕСТЕ (ЗА СТОЛОМ, В СВОБОДНОЙ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И Т. Д.).

План музыкально-театрализованного кружка Цель: совершенствовать речевое развитие детей с ОВЗ через музыкально-театрализованную деятельность. Задачи: • развивать монологическую.

www.maam.ru

Учебник По Сценической Речи

Кафедра выпускает учебники, учебные пособия, методические разработки. Так, например, учебник » Сценическая речь » (под редакцией.

Учебник ” Сценическая речь » не может включить всего, чем владеет кафедра. В программе сценической речи (Сценическая речь, Программа для.

Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра. Входит в Сценическая речь : Учебник / Под ред.

Кафедра постоянно ведет большую научно-методическую работу. Поскольку предмет «Сценическая речь» находится на стыке с многими науками (театроведение, психология общая, психология творчества, физиология, фониатрия, логопедия, лингвистика, стиховедение и др.), на кафедре изучаются научные труды, открытия в перечисленных областях знаний. Они лежат в основе методических установок предмета. Кроме того, в течение многих лет работает постоянно действующий семинар, на который приглашаются ученые, авторы научных разработок, мастера сценического слова, исследуются и труды коллег-педагогов театральных вузов страны. Кафедра выпускает учебники, учебные пособия, методические разработки. Так, например, учебник «Сценическая речь» (под редакцией И.П.Козляниновой и И.Ю.Промптовой) выдержал уже пять изданий (1995, 2000, 2002, 2006, 2009). В учебнике, авторами которого являются, в основном, педагоги кафедры, подробно описаны методы работы по освоению культуры и техники речи. Большое внимание уделено искусству овладения образным словом, работе над стихом. Приведены списки рекомендуемой литературы по всем разделам предмета. Это – наиболее полный учебник, не имеющий аналогов в мире. Среди большого списка выпущенной кафедрой научно-методической литературы приведем лишь несколько изданий: Искусство сценической речи. Сб.ст. – М.: ГИТИС, 2007. Козлянинова И.П. Произношение и дикция. М., 1977. Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Речевой голос и его воспитание. М., 1985. Культура сценической речи. Сб.ст./Под ред.Козляниновой И.П. М., 1978. Леонарди Е.И. Дикция и орфоэпия. М., 1967. Промптова И.Ю. Воспитание речевой культуры режиссера. М., 1978. Промптова И.Ю. Речевая культура русского театра. М., 1989. Саричева Е.Ф. Сценическая речь. М., 1955. Сценическая речь в театральном вузе. — Вып. 1. – М: ГИТИС, 2006. Сценическая речь в театральном вузе. Сб.ст. — Вып. 2. – М: ГИТИС, 2007. Методика кафедры постоянно совершенствуется, развивается, открываются новые способы воздействия на речеголосовой аппарат студентов, апробируются и вводятся в практику новые упражнения. Их эффективность постоянно отмечают педагоги, преподающие основной предмет «Мастерство актера». Развитию методики способствуют и профессиональные контакты с коллегами России (например, с Санкт-Петербургской академии театрального искусства, театральных вузов Москвы, Екатеринбурга, Челябинска, Перми, Ярославля, Омска, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Саратова, Самары и др.), а также с коллегами из зарубежных стран. Так, в 1998-2000 гг. педагоги кафедры познакомились на практике с основами воспитания речевого голоса в Великобритании. Стаж проводила известный английский педагог и режиссер по слову Сисели Берри. Кафедра щедро делится своим опытом с коллегами, а также постоянно оказывает методическую и практическую помощь актерам и режиссерам в театрах страны. Проводятся консультации, коллеги часто присутствуют на групповых и индивидуальных занятиях педагогов кафедры со студентами. Кафедра неоднократно проводила конференции и стажировки для педагогов других театральных вузов России. Мастера кафедры в течение многих лет проводят семинары, практические занятия в Речевом центре СТД, выездные лаборатории в других городах. В последнее десятилетие в ГИТИСе наряду с бюджетными курсами набираются и «коммерческие» актерские курсы, многие из которых обучаются на местах. Выезжая в различные регионы, где набраны курсы, педагоги оказывают большую научно-методическую и практическую помощь местным педагогам, способствуют повышению их профессионального мастерства (например, в Магадане, Казани, Новосибирске, Сургуте, Калининграде, Калуге, Майкопе, Ульяновске, Рязани и др.) Кроме того, педагоги кафедры проводят консультации и занятия по культуре и технике речи с представителями тех профессий, которые включают в себя так называемую публичную речь (политики, учителя, журналисты ТВ и радио, юристы и др.)

Книги и учебники · Видео · Школы и педагоги Стиль и характер сценической речи прошли период становления от древности до сегодняшних дней.

В книжном интернет магазине OZON можно купить учебник сценическая речь от издательства гитис. Кроме этого в нашем книжном каталоге собраны.

Данный учебник рассчитан прежде всего на практическое изучение вопросов «техники сценической речи », являющейся важнейшим элементам.

ПЯТЬ УПРАЖНЕНИЙ ПО СЦЕНИЧЕСКОЙ РЕЧИ.doc. Microsoft Word документ. Учебник +по+сценической+речи Под ред. И. Microsoft Word документ.

ГИТИС — Кафедра сценической речи — Научно-методическая работа

Учебник является весьма популярным в связи с тем, что автор мастерски умеет Данная книга, написанная известным педагогом сценической речи.

zapchastisormo.weebly.com

Занятия по сценической речи с детьми

Ведущим принципом обучения является комплексность преподавания всех аспектов сценической речи: развитие речевых и голосовых возможностей будущих актеров, воспитание интонационно- мелодической культуры, воспитание дикционной и орфоэпической культуры, обучение процессу овладения содержательной, действенной и стилевой природой авторского слова. Методической основой предмета является система К. С. Станиславского. В течение 4 лет обучения искусству сценической речи будущие актеры и режиссеры знакомятся с наследием великих мастеров русского театра (К.

Программа По Сценической Речи На 3 Года

С. Станиславского, Вл. И. Немировича- Данченко, Вс. Э. Мейерхольда, Е. Б. Вахтангова, М. Чехова, М. О. Кнебель и др.). В процессе обучения студентам прививаются навыки фонационного дыхания, совершенствуется их речевой голос, укрепляется и обогащается его диапазон (звуковысотный, динамический, темпоритмический), устраняются речевые недостатки (говоры, дикционные отклонения от фонетических норм), снимаются психологические и физические зажимы, мешающие свободному голосовому звучанию.

Будущие актеры и режиссеры драматического и музыкального театра, эстрадного искусства изучаются нормы современного литературного произношения, учатся действовать словом, овладевать его образной и стилевой природой, изучают на практике законы стихотворной речи. Обучение сценической речи ведется в тесном взаимодействии с занятиями по мастерству актера.

Программа По Сценической Речи Для Студентов

Театральный факультет Кафедра АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА. Рабочая программа дисциплины «Сценическая речь». ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА. ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ. Возраст обучающихся 10-12 лет. Примерная программа дисциплины » Сценическая речь » федерального ком понента цикла ОПД составлена в соответствии с государственным. Учебных программ по курсу «Сценическая речь» для магистров и студентов актерского факультета.

Предмет . В связи с этим, преподавание основывается на общих для всех факультетов требованиях и тех, которые соответствуют требованиям будущей профессии студента (актер драмы, режиссер драмы, актер или режиссер эстрады, актер или режиссер музыкального театра). Кафедрой накоплен богатый опыт преподавания и в национальных студиях.

Программа «Сценическая речь» является модифицированной, базового уровня и имеет социально-педагогическую направленность. Она разработана с учетом приложения к письму Департамента молодёжной политики. Образовательная программа дополнительного образования детей « СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ » пед. Итак, программа “Индивидуальное занятия по сценической речи с одаренными детьми” рассчитана, в первую очередь, на детей 7-17 лет, занимающихся в детском театре им. Диковского, и призвана повысить актерское мастерство юных талантов. Образовательная программа дополнительного образования детей «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ» пед. Мастерство, сценическая речь, сценическое движение, вокал; программа помогает. Итак, программа “Индивидуальное занятия по сценической речи с. Переход с привычной для нас «бытовой речи» к сценической с ее. Сегодня сценическая речь является важной составляющей всех без исключения программ. Стиль и характер сценической речи прошли период становления от&nbsp.

Программа «Сценическая речь»Программа (проект) и методические рекомендации для театральных отделений ДШИМосква 1. Автор – Е. А. Ларионова, и. Щепкина. Рецензенты: В. В. Урнова (Театральное училище им. Коровина (Всесоюзный методический кабинет по учебным заведениям искусств и культуры); М. Г. Директора по учебной работе ДШИ .

Маркова. Редактор – А. И. Станиславского и В. И. Немировича – Данченко, а также теоретические и практические работы советских физиологов, лингвистов, психологов, преподавателей сценической речи, театроведов. На занятиях по сценической речи в детской школе искусств воспитываются навыки правильного владения дыханием, голосом, дикцией, современное литературное произношение, творческое отношение к слову, выразительным средствам устной речи. В программу «Сценическая речь» входят следующие разделы: Дыхание и голос (освобождение от мышечных зажимов, развитие и укрепление дыхательной мускулатуры, координационной связи между речевым дыханием и звуком с учетом возрастных особенностей учащихся). Дикция (выявление и исправление индивидуальных дикционных недостатков; устранение вредных речевых привычек, приобретенных детьми еще в дошкольном возрасте; тренировка и развитие артикуляционного аппарата: языка, губ, нижней челюсти, небной занавески).

Орфоэпия (воспитание навыков правильной литературной речи; освоение основных норм русского литературного произношения). Работа над текстом (изучение логических правил, грамотное прочтение с листа разнообразных прозаических и стихотворных текстов; освоение элементов словесного действия). Кроме указанных выше требований, преподаватель «Сценической речи» должен развивать у учащихся навыки самостоятельного образного мышления, творческую инициативу; помогать освобождаться от психофизических зажимов, вырабатывать свободное словесное общение в быту и перед аудиторией (ответы на уроках, сообщения, доклады и т. Это поможет учащемуся избрать в дальнейшем профессию, где требуется не только высокий уровень культуры, но и совершенное владение техникой звучащего слова (преподаватель, лектор, диктор, актер и т. Курс «Сценическая речь» рассчитан на 2. Примерный тематический план**Набор упражнений, их последовательность и время, затраченное на изучение того или иного раздела, могут по необходимости варьироваться педагогом. ГОД ОБУЧЕНИЯДыхание и голос.

Беседа о содержании и задачах предмета «Сценическая речь». Элементарные ведения об анатомическом строении, физиологии и гигиене дыхательного и голосового аппарата. Выявление типа дыхания у учащихся. Упражнения, снимающие мышечные напряжения.

Воспитание правильной осанки. Воспитание навыков смешанно- диафрагмального типа дыхания. Освоение дифференцированного вдоха и выдоха. Активация тонуса мягкого неба у учеников, не занимавшихся в подготовительных классах. Краткие сведения о механизме голосообразования и некоторых особенностях звука: направлении (фокусе), резонировании, высоте (диапазоне), силе. Нахождение центрального звучания голоса ученика. Развитие и укрепление среднего регистра голоса.

Упражнения на координацию речевого дыхания и звука в среднем регистре. Выработка ровности, плавности и длительности выдоха со звуком. Упражнения, развивающие слух учащихся. Упражнения, тренирующие длительность выдоха и навык взятия дополнительного дыхания. Тренировка речевого дыхания начинается без звука. По мере усвоения упражнений по развитию дыхания вводится звук: сначала фрикативные согласные, потом гласные, слоги, слова, фразы. Упражнения первого года обучения вначале выполняются в игровых ситуациях, постепенно заменяясь специальными дыхательными и голосовыми на повышение и понижение голоса по строчкам и по словам в распевной и речевой интонациях.

Строчка текста должна постепенно увеличиваться от трех до пяти слов. Дыхание берется перед каждой строкой. Тексты для упражнений подбираются преподавателем строго индивидуально.

Следует помнить о необходимости бережного отношения к детскому голосу и не злоупотреблять силой и высотой звучания. В конце учебного года проводится контрольный урок по комплексу пройденных упражнений.

Дикция. Понятие о предмете. Общие сведения об устройстве и функционировании речевого аппарата. Гласные звуки и их классификация по месту и способу образования. Тренировка гласных звуков в различных словах, учебных текстах.

Согласные звуки. Речь письменная и устная. Краткие сведения о языке, его функциях. Ударение в слове.

Произнесение гласных звуков «о», «а» в ударном слоге. Произнесение гласных звуков «о», «а», в предударном слоге; в начале слова; в слогах после ударного гласного; в слогах, удаленных от ударного гласного на 2- 3 слога. Произнесение безударных гласных «я» и «е».

Звук «и» после твердой согласной, предлога или при слитном произношении данного и предыдущего слов. Произнесение гласного «е» в сочетаниях «яе» и «ае».

Произнесение согласных звуков «ч, щ». Произнесение согласных звуков «ж, ш,ц». Произнесение звонких согласных в конце слова. Произнесение сочетания согласных «сч» и «зч». Произнесение звонких согласных перед глухими. Произнесение глухих согласных перед звонкими.

Все правила орфоэпии усваиваются сначала на примерах специально подобранных слов, затем слова для тренировки выписываются из текстов для развития дикции, голоса, логики, а также из ролей, подготавливающихся на занятиях по предметам «Сценическое действие» и «Основы театральной игры». Чем больше будет запас верно, произносимых слов у ученика, тем быстрее исправится его речь. Работа над правильностью произношения должна проходить под наблюдением преподавателя.

Помимо работы над литературным материалом, необходимо постоянно исправлять имеющиеся в бытовой речи ошибки в произношении. Работа над текстом. Беседа о выразительных возможностях звучащей речи. Правила логического чтения текста: речевой такт, логические паузы, знаки препинания (точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, тире, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие, скобки, кавычки).

Логические ударения в речевом такте, логическое ударение в смысловом отрезке, главное и второстепенное ударения. Выделение логическим ударением противоположных понятий. Выделение логическими ударениями однородных членов предложения. Логические ударения во фразах со сравнительными оборотами.

Закон выделения нового понятия. Логическое ударение в предложениях, содержащих вопрос. Чтение простейших нераспространенных предложений. Наработка умения грамотно читать с листа. Проведение чтений и разборов текстов, подготовленных самостоятельно. Логические правила осваиваются вначале с помощью упражнений и специально подобранных предложений, затем на литературном материале для тренировки дыхания, голоса, дикции, орфоэпии. Тренируется умение последовательно и логично рассказывать эпизоды из прочитанных книг или из своей жизни.

Рассказанное обсуждается, отмечаются его достоинства и недостатки. Продолжается работа над текстами (наизусть), воспитывающими речевую и голосовую выразительность. Лучшие работы выносятся на открытые уроки и концерты. ГОД ОБУЧЕНИЯДыхание и голос. Учащиеся под руководством преподавателя продолжают работу по развитию координации дыхания и голоса в пределах среднего регистра. Продолжается систематический тренинг на материале пройденных упражнений.

Увеличивается число упражнений, развивающих ровность, плавность, длительность выдоха, навык повышения и понижения голоса по строчкам с одновременным использованием смены темпа (одна строчка произносится медленно, две другие в быстром темпе). Длина строчки при этом может увеличиваться до шести слов. Дыхание берется перед каждой строкой. Тренируется тональная связь с партнером (в упражнении участвуют два человека: один спрашивает, другой отвечает). Активно тренируются навыки правильно и быстро брать дополнительное дыхание.

Для этого вводятся специально подобранные тексты. Они подвергаются логическому анализу с выделением основной мысли, отрабатываются дикционно и орфоэпически, потом выучиваются наизусть. Так же, как и на первом году обучения, рекомендуется постоянно использовать в упражнениях игровые элементы. К концу второго года обучения, помимо тренировки голосового аппарата под наблюдением педагога, рекомендуется систематическая самостоятельная работа дома. Необходимо закрепить умение пользоваться средним регистром.

Дикция. В течение второго года обучения продолжаются занятия по исправлению индивидуальных недостатков речи и тренировка речевого аппарата на примерах усложненных дикционных сочетаний и текстов. Тренировочные тексты увеличиваются в объеме. Четкостью и ясностью произношения учащиеся овладевают на материале пословиц, скороговорок и специально подобранных текстов с труднопроизносимыми сочетаниями звуков в трех темпах: медленном, среднем, быстром. Работу над дикцией необходимо координировать путем совершенствования орфоэпии, дыхания и голоса, знаний логических правил.

Орфоэпия. Краткие сведения о языке, его функциях. Речь бытовая, литературная, сценическая. Продолжение занятий по закреплению пройденных правил орфоэпии и изучению новых с группой учеников, допускающих нарушения норм русского языка. Произнесение сочетаний согласных «сш» и «зш». Произнесение сочетаний согласных «сж» и «зж» на стыке приставки и корня, предлога и слова. Произнесение сочетаний согласных «зж» и «жж» в корне слова.

Произнесение сочетаний согласных «тч» и «дц». Произнесение слов «кабы», «коль», «коли», «хоть», «чай», «мол», «стало быть», «дескать». Орфоэпические правила отрабатываются в той же последовательности, что и на первом году обучения: в словах, тренировочных текстах по дикции, голосу, логике. Делаются орфоэпические разборы текстов. Проводятся орфоэпические диктанты с последующим разбором ошибок. Если есть возможность, ведутся занятия в лингафонном кабинете по звуковому фонопособию. Прослушиваются записи литературных произведений в исполнении мастеров искусств, посещаются литературные концерты.

Все прослушанное подлежит разбору и обсуждению. Работа над текстом. Продолжается практическая и теоретическая работа над закреплением пройденных логических правил. Изучаются новые. Логическое ударение прилагательных.

restoprofline.weebly.com

План-конспект урока по теме:

Конспект открытого занятия по сценической речи

Конспект открытого занятия по сценической речи в детской театральной студии «Бродячие артисты».Тема: «Речевой тренинг»

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по сценической речи

Дата проведения : 19 октября 2010 г.

Ф.И.О. педагога д.о. : Бывшева Галина Ивановна

Объединение : Театральная студия «Бродячие артисты»

Тема занятия: «Речевой тренинг» (элемент разминки).

Цель: Совершенствование умений и навыков выполнения речевого тренинга.

  • Формировать и развивать чувство самостоятельности, настойчивости, самоконтроля.
  • Воспитывать навыки коллективной работы.
  • Возраст детей : 12-14 лет

    Оборудование и материалы : маленькие зеркальца, салфетки, карточки с заданиями, мяч.

    Наглядные пособия : Планшет «Речевой тренинг»

  • Организационный момент – 5 минут
  • Теоретическая часть — 10 минут
  • Практическая часть – 25 минут
  • Подведение итогов урока- 5 минут
    1. Организационный момент . Педагог приветствует детей, отмечает отсутствующих в журнале учета работы д.о. Раздает маленькие зеркальца, салфетки.
    2. Теоретическая часть . Дается педагогом перед каждым видом упражнений.
    3. Практическая часть .
    4. Массирование (1 – 1,5 минуты) Разогревающий массаж начинаем с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с лёгким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это достаточно быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, — лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.

      Постукивание (1 – 1,5 минуты). Постукивание проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами и со звуком «з – з – з».

      Массируя мышцы, участвующие в голосообразовании, разогреваем их, предупреждая тем самым мышечные зажимы, способствуя вольному свободному течению звука.

      Вибрационный массаж делаем открытой расслабленной ладонью, начиная с ног и по всему телу до плеч. Особое внимание обращаем на массаж грудной клетки и рёбер.

      Массаж делается именно открытой ладонью, устанавливающей с телом открытый, позитивный, мягкий контакт. Массаж проводится в игровой форме – представляем себе, что наши руки подобны веникам в бане, и мы паримся ими, испытывая огромное удовольствие.

      Прежде чем выполнять артикуляционные упражнения, не забываем, что губы должны двигаться не горизонтально, т.е. в растянутом положении (в этом случае возникают губные и челюстные зажимы), а вертикально, вместе с движением челюсти. Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.

      «Назойливый комар» (подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)

      Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.

      «Хомячок». Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. Участники разбиваются по парам и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.

      «Рожицы». Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее».

      УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГУБ

      Максимально вытягиваем губы вперёд, сложив их хоботком, затем как можно больше растягиваем в улыбку. Всего 8 пар движений.

      Губами, вытянутыми вперёд хоботком, описываем круг по часовой стрелке и обратно. Можно предложить ребятам взять вытянутыми вперед губами карандаш и написать им в воздухе своё имя.

      а/на счет раз сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

      б/ сомкнутые вытянутые губы(пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

      в/ пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

      Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

      Сначала поднимаем вверх только верхнюю губу, затем опускаем вниз только нижнюю, а потом совмещаем эти движения со звуками:

    5. «в» — верхняя губа поднимается вверх;
    6. «м» — возвращается на место;
    7. «з» — нижняя губа опускается вниз.
    8. Затем попеременно натягиваем верхнюю губу на верхние зубы, нижнюю – на нижние.

      Для того чтобы губы двигались вертикально, можно приставить указательные пальцы к щекам, как бы ограничивая пальцами возможность растягивания губ.

      УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ЯЗЫКА

      Упражнения выполняются 5-6 раз

      Делаем «уколы» напряженным языком попеременно в правую и левую щеки. Губы при этом сомкнуты, а челюсти разомкнуты.

      Высовываем язык вперед и, как змея, делаем быстрые уколы.

      «Самый длинный язычок». Высунуть язык как можно дальше и попытаться достать им до носа, а затем до подбородка.

      Широко открыв рот, выдвигаем вперёд язык, приподнимая его кончик таким образом, чтобы язык приобрёл форму чаши, и в таком виде убираем его в рот.

      Представляем, что наш язык – это трубка, через которую мы пьём вкусный коктейль. Упражнение выполняется на вдохе.

      Львёнок и варенье

      Представляем себя львёнком, который весь, от кончиков усов до кончика хвоста, перепачкан вареньем, и нам нужно слизать это варенье огромным длинным языком. Мы «облизываемся», начиная с подушечек пальцев рук и заканчивая пальцами стоп.

      «Жало змеи» . Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.

      «Конфетка». Губы сомкнуты, языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.

      «Колокольчик» . Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.

      «Язык на ребро». Поставить язык на ребро между челюстями, раскрыв рот. Затем перевернуть язык на другое ребро. Добиваться быстроты выполнения упражнения.

      ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

    9. Наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди
    10. «Удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
    11. « Зевающая пантера » : нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
    12. «Горячая картошка »: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).
    13. УПРАЖНЕНИЯ СО ЗВУКАМИ

      «Треугольник» . С предельно точной артикуляцией и даже нарочито педалируя каждое положение губ произносятся гласные в следующем порядке: «а-о-у-э-ы-и». Со второго раза добиваться того, чтобы звук летел как можно дальше.

      «Я» (из упражнений Е. Ласкавой) . Участнику становятся полукругом, и каждый, выходя к залу, прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывает её вперёд с разворотом ладони к верху, произносит «я». Задача – послать звук вместе с рукой как можно дальше. Думаю, что не будет большой разницы, если вместо «я» будут произноситься буквы из треугольника.

      «Соединение гласной и согласной». В этом упражнении важно чётко и одновременно быстро произнесение однотипных слогов. Сначала к одной согласной присоединяются все гласные «треугольника», потом к другой и т.д. Цепочка буквосочетаний такова: «ба – ба – ба – ба – бо – бо – бо – бо – бу – бу – бу – бу – бэ – бэ – бэ – бэ – бы – бы – бы – бы»; буквосочетание с «и» произносится один раз и длинно.

      «Парные» согласные». . Ребята в полукруге хором попарно произносят пары согласных. Вот эти пары: д – т, г – к, б – п, в – ф, ж – ш, з – с.

      «Сложные звукосочетания . Дети стоят боком к преподавателю. Одна рука на груди, а вторая на поясе. Вперед выбрасывается рука, которая на груди, и вместе с ходом руки произносится одно из следующих звукосочетаний: «рство», «пктрча», «пство», «ремкло».

      «Эхо». Ученики разбиваются на две команды, становятся в разные концы комнаты. Первая кричит «ау-у-у», вторая отзывается им эхом «ау-у-у»,первая повторяет эхом эхо «ау-у-у» и так до затихания звука.

      В сценической речи используются ЧИСТОговорки. Это те же тексты, что и скороговорки, но внимание их обращается не на скорость произношения, а на чистоту проговаривания. Сначала я говорю чистоговорку, а вы повторяете хором за мной.(Если слышны ошибки, то произносит каждый отдельно)

    14. Шла Саша по шоссе и сосала сушку
    15. Купи кипу пик
    16. Стоит поп на копне, колпак на попе
    17. Бык тупогуб, тупогубенький бычок
    18. У быка бела губа была тупа

    19. Сшит колпак не по-колпаковски, отлит колоко не по-колоколовски

    Надо колпак переколпаковать, колокол перевыколоколовать

    Вот некоторые упражнения с чистоговорками, которые мы с вами сейчас выполним.

    «Сплетня». С помощью разных чистоговорок участники передают друг другу новость. Основной акцент сделан на чёткость произношения.

    «Переброс». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники стоят в кругу, у одного из них в руках мячик. Тот, у кого в руках мяч, произносит чистоговорку и отправляет последнее слово и мячик партнеру через круг.

  • «Чистоговорка в образе». (из упражнений Е. Ласкавой). Участники по одному выходят в круг и произносят одну и ту же чистоговорку, но в разных, заранее заданных педагогом образах. Например, сказать: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»
    1. как учительница русского языка, читающая диктант.
    2. как преподаватель по речи
    3. как обиженный ребенок
    4. как скандальная бабка
    5. как робот
    6. как рассерженный человек
    7. РАЗВИТИЕ МАСОЧНОГО ЗВУКА.

    8. Произносим звук «м» с закрытым ртом в нос.
    9. Произносим звук «н» с закрытым ртом и постукивая попеременно, то по правой ноздре, то по левой.
    10. «Больной зуб». Участникам предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук должен направляться в затылок. При выполнении каждый участник должен добиваться, чтобы у него дрожали ноздри, а губам было щекотно.

      «Капризуля». Участники изображают капризного ребёнка, который ноет, требует взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос. Затем постукать пальцем сначала по одной ноздре не прерывая звука, потом по другой.

      «Идиотики». Участники стоят в полукруге. Нижняя челюсть резко откидывается вниз. Надо постараться, не наклоняя головы, положить челюсть на грудь. Язык широкий, вываливается. Упражнение выполняется 7 -8 раз.

      «Коровка» и «Коровка бодается». На правильном дыхании и на удобной средней ноте берётся звук «м» с закрытым ртом. Когда слышен каждый голосок и все они примерно равны по силе звука, руководитель уходит в другой конец зала и просит «забодать его», то есть весь звук отправить на него. Когда и это выполнено, руководитель даёт команду: «По моей руке – «идиотики». Рука быстро идёт вниз — вверх и также работает нижняя челюсть. В результате должен получится звук подобие «м – м – мам – м – м». Обязательно напомните детям, чтобы, выполняя это упражнение, они следили за тем, чтобы ноздри дрожали, а губам было щекотно.

      «Баня». (из упражнения Е. Ласкавой). Это упражнение выполняется в двух позициях. Первая позиция. Дети сидят на полу и похлопывают себя по ступням, потом по икрам, потом по коленям, потом по голеням, потом по бёдрам. Похлопывание производится поочерёдно сначала по одной стороне, потом по другой. Одновременно с похлопыванием произносится нонсерный звук «м» на удобной ноте. Вторая позиция – стоя, и при этом тело согнуто в пояснице. Постепенно тело выпрямляется до вертикального состояния, а в положении стоя похлопывание переходит на живот, спину, грудь. Упражнение хорошо тем, что автоматически включает резонаторы.

      Произнося скороговорки и поговорки, основанные на сонорных звуках «н», «м», «л», ребята представляют, что выращивают цветок, которым в данном случае служит открывающаяся кисть руки. Например: «На мели мы налима лениво ловили, и меняли налима мы вам на линя, о любви, не меня ли вы мило молили и в туманы лимана манили меня».

      Сейчас проведем упражнения на дыхание. Каждое упражнение делаем 6-8 раз.

      «Свечка». Участники ставят палец перед ртом. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.

      «Погреем руки» (из упражнений Е. Ласкавой). Участники ставят перед ртом ладонь и широко раскрытым ртом медленно выпускают воздух на ладошку.

      «Снайпер». То же, что и «свечка», но воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время.

      «Упрямая свечка». То же, что и «снайпер», но воздух выдыхается в несколько приёмов без дополнительного добора дыхания.

      Мягким, долгим выдохом (как бы беззвучно произносят слог «ха»), который у нас называется «тёплым дыханием», греем последовательно: ладони, локти, плечи, грудь, живот, колени, стопы, «хвост». Упражнение «Львёнок греется» всегда последнее в этом блоке, разогреваем им голосовые связки и приступаем к следующему блоку.

      «Комарик».* Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком «з – з – з – з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.

      «Насосик». Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй – насосик. Вначале «мячик» сдут, то есть ребёнок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насосик» со звуком «пс» и сгибается в пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. «Мячик» постепенно «надувается». При этом воздух набирается дискретно, порциями. Когда «мячик» надут, «насосик», выдёргивает «затычку», и «мячик» со звуком «ш — ш – ш» сдувается. Выдох происходит длительно. Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребёнок проходит тренинг на тактированные и на длительные вдох и выдох.

      «Егорка». : «Как на горке на пригорке жили тридцать три Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка…» и т.д. Перед началом счёта Егорок подбирается дыхание. Это упражнение хорошо тем, что наглядно показывает, насколько ученики смогли продвинутся по сравнению с прошлым разом.

      Очень важно помнить, что время выполнения каждым учеником каждого дыхательного упражнения индивидуально и определяется тем, насколько хватит дыхания у конкретного ребёнка. Нельзя поощрять у детей стремление быть в этих упражнениях первыми, так как это плохо отражается на связках.

      Произносится текст ритмичного стихотворения, дети прыгают со скакалкой, чётко отслеживая доборы воздуха.

      Катер, катер, белый катер

      Белый, белый катерок

      Катит, катит, словно гладит

      Скатерть белый утюжок.

      «Два вдоха и два выдоха»

      Ученики хаотично двигаются по помещению. Дыхание свободно. По хлопку педагога они останавливаются и делают по два вдоха и выдоха. Затем двигаются дальше, меняя темп. Хлопок, опять смена темпа и т.д., пока дети не научатся делать вдохи (в живот) и выдохи совершенно синхронно.

      Вдох – руки подняты вверх, как бы держат топор. Выдох со словами «и – раз», руки опускаются вниз – раскололи полено. Таким образом, вдох – замах, выдох – удар.

      Все эти упражнения направлены на развитие диафрагматического дыхания. В игровом пространстве, посредством физических движений, помогающих «открывать» диафрагму, мы постепенно увеличиваем объём воздуха и учимся распределять протяженность и силу выдоха, от которых напрямую зависит долгота и сила звука.

      4.Подведение итогов занятия.

      Педагог – На этом наша речевой тренинг закончен. Те, у кого не все получалось во время тренинга, дома постараются повторить упражнения. (Называет имена ребят, кому и какие упражнения следует повторить дома). После небольшого перерыва переходим к актерскому тренингу. Перерыв – 10 минут.

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      на занятии идет закрепление знаний учащихся об ООН и принятых ею документах, о Конвенции прав ребенка, о единстве прав и обязанностей в обществе. Занятие проводится в форме игры КВН.

      КОНСПЕКТзанятия по развитию речи в старшей группе.ТЕМА: «Осень золотая»Тип занятия: комплексноеВид занятия: познавательноеЦель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе, продолжать у.

      Овладение приемами сценической речи в процессе занятий театральной студии.

      nsportal.ru

      Конспект занятия по сценической речи «Речевой тренинг. От движения к слову» 7-8 класс

      Государственное бюджетное образовательное учреждение

      дополнительного образования детей

      Центр музыкально — хореографического искусства «Эдельвейс»

      Приморского района Санкт- Петербург

      занятия по сценической речи

      «Речевой тренинг. От движения к слову.»

      педагог дополнительного образования

      Каборда Мария Сергеевна

      г. Санкт- Петербург

      Название занятия: «Речевой тренинг. От движения к слову.».

      Цель: ознакомить детей с основными, первоначальными элементами актерского мастерства

      — освоение начальных теоретических знаний, практических умений и навыков в области сценической речи

      — формирование представления о различных приемах и возможностях выразительности театрального искусства

      -воспитать свое слуховое внимание

      — сформировать навык слышать и контролировать свою речь, воспринимать свою речь.

      — воздействие на ум, волю, чувства учащегося с целью его введения в богатый мир родной речи во всех ее видах — чтении, говорении, аудировании, письма

      -развитие связной устной речи учащихся, т.к. она является залогом успешной деятельности учащихся

      — развитие внутренней свободы личности ребенка (освобождение от лишнего напряжения, мешающего творческой работе – «творческих зажимов») и внешней координации движений и чувств;

      — развитие чувства пространства и композиции;

      — развитие творческих способностей ребенка;

      — способствование формированию нравственных качеств личности ребенка: толерантности, ответственности, активной жизненной позиции, приобщая детей к духовно-нравственным и культурным ценностям;

      — воспитание общей коммуникативной культуры ребенка, тактичности, доброжелательности, открытости;

      — совершенствование творческой индивидуальности и воспитание чувства причастности к общему делу, ответственности за свои действия, уважения к творчеству каждого занимающегося в группе.

      Беседа, тренинг на основе наработанных умений, вплетение в тренинг нового материала, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.

      Формы организации деятельности учащихся на занятии:

      Оборудование и материалы:

      Музыкальный центр, салфетки, плакаты алфавита, фонограммы, колокольчик.

      Сценическая речь — одно из основных профессиональных средств выразительности актёра, и входит в основной курс обучения актёрскому мастерству. Комплекс обучения предусматривает переход от бытовой, упрощённой речи, свойственной большинству учащихся, к выразительному яркому сценическому звучанию голоса актёра. В первую очередь в предмет «Сценическая речь» входит постановка голоса, дикции, освоение норм орфоэпии и логико-интонационных закономерностей устной речи. Обучение сценической речи также неразрывно связано с формированием пластической свободы, развитием эластичности и подвижности дыхательной и голосовой аппаратуры, совершенствованием речевого слуха и т. п. Главной целью занятий сценической речью является овладение учащимся мастерством слова в процессе исполнения роли. Работа над речью будущего актёра требует индивидуального подхода и часто ведётся отдельно с каждым учеником. Отработка верных речевых навыков проходит на базе литературно-художественного материала.

      Занятия по «Сценической речи» направлены на выполнение важной задачи в системе обучения школьников – научить действовать словом в предлагаемых обстоятельствах.

      В основе методики работы над техникой звучащего слова лежит метод комплексной тренировки, который состоит из нескольких этапов ( голосо- речевой тренинг).

      Итак начинаем мы всегда с разминки на освобождение мышц и суставов.

      10. Темпо-ритм речи.

      11. Мелодика и логика речи.

      12. Эмоциональный тембр.

      Рече — голосовая гимнастика.

      Разминка на освобождение мышц и разогрев суставов :

      Упражнения для шеи и головы:

      медленное вращение головой — круги;

      массаж шеи и головы

      Упражнения для плеч и рук:

      массаж ушных раковин;

      круговые движения плечами;

      — круговые движения щиколотками, коленями, бедрами;

      Вибрационный массаж на головной и грудной резонаторы ;

      Артикуляционная гимнастика для языка, губ, щек.

      — Следующим этапом будет тренинг, опирающийся на наработанные умения в скороговорении. Важной деталью является то, что цель не БЫСТРО проговорить текст скороговорки, а КАЧЕСТВЕННО БЫСТРО его произнести!

      Материал на скороговорках:

      Сшит колпак, да не по- колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоковать, перевыколоковать.

      В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и жонглируя ножами штуку кушает инжира.

      Скороговорун скороговорил выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит, но заскороговорившись выскороговаривал, что все скороговорки не перескороговорить, не перевыскороговорить.

      в разных регистрах,

      с сомкнутыми челюстями,

      с языком под верхними альвеолами,

      — с прыжками на одном дыхании.

      — Двигаемся далее! Обязательным пунктом на занятиях сценической речью стоит дыхательная гимнастика. Сегодня я предлагаю вспомнить упражнения по системе Стрельниковой.

      Дыхательные упражнения Г.Стрельниковой

      globuss24.ru

      Смотрите так же:

      • Критические и сенситивные периоды развития детей Критические и сенситивные периоды развития Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность (греч.: rein терос — другой, хронос — время), т.е. неравномерность и разновременность роста и развития. В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формирования отдельных функций и […]
      • Сколько должен спать ребенок 2 5 месяцев Сколько должен спать ребенок в 6-7 месяцев: причины плохого, беспокойного сна в дневное и ночное время Первый большой рубеж в жизни малютки – полгода. Заметно окрепший и подросший, кроха уже может похвастаться первыми зубками, способностью сидеть и пробой первой «взрослой» пищи в виде прикорма. Заботливые родители уделяют много внимания […]
      • Ребенок в 2 года не спит днем комаровский Ребенок 2 месяца не спит днем комаровский Почему грудничок не спит днем или ночью? Возможные причины и советы. Когда не спит малыш, не спят и родители. В результате и взрослые, и кроха переутомлены, в плохом настроении, а мама не в состоянии справляться со своими ежедневными обязанностями. Считается, что груднички должны спать почти […]
      • Средний дошкольный возраст память Дошкольный возраст (3–7 лет). Развитие внимания, памяти и воображения В дошкольном возрасте внимание становится более сосредоточенным и устойчивым. Дети учатся управлять им и уже могут направлять его на различные предметы. Ребенок 4–5 лет способен удерживать внимание. Для каждого возраста устойчивость внимания различна и обусловлена […]
      • Понос зеленый у ребенка лечение Понос у ребёнка от 6-7 лет Понос у ребёнка 6 — 12 лет выявить значительно легче, чем у грудничков, или детей дошкольного возраста, так как их пищеварительные процессы уже мало отличаются от таковых во взрослом организме. Тревожным фактором для родителей всегда должен становиться тот, когда частота актов дефекации у младших […]
      • Особенности развития младшего школьного возраста Особенности развития младшего школьного возраста Этот кризис связан с поступлением в школу, изменением роли ребенка, а также изменением основной деят txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему […]
      • Дошкольный возраст память восприятие мышление Восприятие, память и мышление в дошкольном возрасте Проблема психического развития детей, становления человеческой личности как центральная проблема психологии. Особенности восприятия в дошкольном возрасте. Развитие памяти и мышления детей. Процессы, с помощью которых человек воспринимает информацию. Отправить свою хорошую работу в базу […]
      • Ларингит у ребёнка 3 лет лечение Как и чем лечить ларингит у ребенка 3 лет и старше. Подходы к терапии детей до 8-милетнего возраста Ларингит – это воспаление слизистой оболочки гортани, возникающее чаще всего в результате острой вирусной инфекции. Заболеванию более подвержены дети, причем чем младше заболевший, тем более тяжело протекает недуг. В статье расскажем о […]