Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ

Нравственно-патриотическое воспитание в ДОУ

В наше время проблема нравственно – патриотического воспитания очень актуальна, ведь современные дети мало знают о своем родном городе, стране, народных традициях. Наша задача — как можно раньше пробудить в детях любовь к своей малой родине, стране, воспитывать любовь и уважение к людям старшего поколения.

Начиная работать с детьми средней группы по патриотическому воспитанию, мы провели мониторинг, который показал, что у детей недостаточно знаний о своей семье, близких людях, многие не знают домашний адрес, свой день рождения, ф. и. о. родителей. Анкетирование родителей по данной теме показало, что они считают необходимым проводить работу по нравственно – патриотическому воспитанию детей в детском саду.

Мы поставили перед собой следующие задачи:

воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу

• формирование бережного отношения к природе и всему живому

воспитание уважения к труду

• развитие интереса к русским традициям и промыслам

• расширение представлений о родном городе

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны

• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям

Работу по нравственно – патриотическому воспитанию мы разделили на несколько этапов:

I этап «Народное творчество»

Дети познакомились с предметами декоративно – прикладного искусства, уральскими промыслами. Знакомство детей с устным народным творчеством, с русским бытом, традициями проходило на фольклорных праздниках, в непосредственно образовательной деятельности.

II этап «Вместе дружная семья»

Дети познакомились с историей своей семьи, профессиями родителей, их увлечением.

На данном этапе у детей формируется уважительное, заботливое отношение к людям старшего поколения. Также дети познакомились с трудом сотрудников детского сада, для детей организовывались экскурсии в прачечную, на кухню и т. д. У детей воспитывается уважение к труду взрослых.

III этап «Моя малая родина»

У детей расширяются знания о родном городе, его улицах, достопримечательностях, о природе родного края. Дети познакомились с городской геральдикой. Получили знания о людях разных национальностей, населяющих Южный Урал, их жизни, культуре и традициях. У ребёнка воспитывается чувство гордости, уважения и любви к тому месту, где он живёт.

IV этап «Широка страна моя родная»

На этом этапе дети познакомились со столицей России, с символикой государства. Проводились беседы по ознакомлению с Олимпийскими играми, у детей воспитывается чувство гордости за достижения нашей страны.

В своей работе мы использовали следующие методы и приёмы: беседы, рассказы, объяснения с показом, наблюдения, целевые прогулки, создание проблемных ситуаций, внесение персонажей, приглашение в путешествие, прослушивание музыкальных произведений, выставки, уроки доброты, инсценировки, театрализации, показ иллюстраций, чтение детских произведений, привлечение к посильному общественно – полезному труду, поощрения.

Пополнили развивающую среду по патриотическому воспитанию: оформили альбомы «Моя семья», «Мы гуляем с мамой», «Мой день рождения», «Как я провёл лето», «Все работы хороши», «Природа родного края», «Миасс глазами детей», «Государственные праздники России», «Азбука маленького россиянина», «Моя Россия», «Мой любимый город Миасс», «Государственные символы России», «Русская изба», «Башкирское жилище», «Рода войск», «Летопись ратной славы в городе Золотой долины», «Промыслы Южного Урала», «Олимпиада в стихах и картинках».

Создали картотеки: писатели, поэты о родном крае, фольклор народов Южного Урала, игры народов Южного Урала, пословицы, поговорки о труде.

Оформили макет микрорайона, где расположен детский сад.

Разработали и оформили дидактические игры: «Собери герб», «Составь флаг», лото «Путешествие по городу» и т. д.

Создали условия для сюжетно ролевых игр: «Семья», «Дом», «Больница, «Шофёры», «Пожарные», «Морское путешествие», «Военный госпиталь».

С детьми проводились беседы по нравственно – патриотическому воспитанию на темы: «Моя семья», «Улицы нашего города», «Мои выходные дни», «Транспорт нашего города», «Профессии моих родителей», «Что такое хорошо, и что такое плохо».

Проводили НОД по темам: «Я и моя семья», «Город-село», «Наша родина-Россия», «День защитника отечества», «Мой город Миасс». Принимали участие в фольклорном празднике «Уральские посиделки».

Организовывали тематические выставки к праздникам.

Вместе с детьми мастерили поделки из природного материала, рисовали на темы: «Улицы нашего города», «Моя семья», «Военная техника» и т. д. Лепили героев русских народных сказок.

Оформили картотеку наблюдений за объектами природы.

Родители принимали участие в оформлении тематических альбомов, участвовали в акции «Покормим птиц», мастерили кормушки.

Для родителей размещалась информация в родительский уголок по патриотическому воспитанию.

Среди положительных моментов в процессе работы по патриотическому воспитанию отметили расширение кругозора познавательных способностей детей, любознательности, формирование бережного отношения к труду людей, природе, чувства сопереживания, более чуткого отношения к сверстникам.

Повысилась педагогическая компетентность по данной теме.

В перспективе будем продолжать работу по данному направлению более углублённо, в связи с этим считаем необходимым:

• разработать перспективный план на следующий 2014-2015 учебный год

• наметить индивидуальную работу с детьми по патриотическому воспитанию на летний период

• включить работу по патриотическому воспитанию в план летней оздоровительной работы

• продолжить работу с родителями по теме, используя новые формы и методы, привлечь родителей к участию в различных мероприятиях ДОУ

• пополнить методическую копилку новыми материалами по нравственно – патриотическому воспитанию

• продолжить разработку новых дидактических игр по данной теме

Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно-патриотическому воспитанию» Анкета для воспитателей «Ваше отношение к нравственно — патриотическому воспитанию» Уважаемые коллеги! Пожалуйста, ответьте на вопросы данной.

Консультация для родителей «Патриотическое воспитание» Консультация для родителей. Патриотическое воспитание Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно,.

www.maam.ru

Мониторинг дошкольников по нравственно-патриотическому воспитанию

В работе по нравственно-патриотическому воспитанию мы используем. Картотека дидактических игр по нравственно- патриотическому воспитанию.

Программа по патриотическому воспитанию: . Пояснительная записка. Что мы Родиной зовем? Дом, где мы с тобой растем. И березки у дороги,По которой мы идем. Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом. И душистый, золотистый.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня — одно из важнейших. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для. Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому .

Картотека дидактических игр по гендерному воспитанию для.

Хлеб за праздничным столом. Что мы Родиной зовем? Край, где мы с тобой живем. В. Степанов. Детство – это каждодневное открытие мира.

Нужно, чтобы это открытие стало. Отечества. Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший. Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с.

Обоснование актуальности программы. О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в.

Чувство Родина. Это корни, связывающие его с родным. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему. Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей. Поэтому. воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться.

Цель и задачи программы. Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и. Воспитание собственного достоинства как. Задачи: Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через.

Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому. Родину. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.

Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам. Отечества. Воспитание здорового образа жизни. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых. Педагогические принципы программы. Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у. Научность. Одним из важных принципов программы является ее. На основе сведений об истории и культуре родного края. Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ. Этот. принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений. Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается.

Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы.

Законодательно- нормативное обеспечение программы. Закон РФ «Об образовании». Концепция модернизации российского образования на период до 2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской.

Федерации на 2. 00. Устав МДОУ «Детский сад .

Макарова». Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы. Программа воспитания и обучения в детском саду». Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой). Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от.

Структура программы. Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных. Программой определена последовательность решения комплекса поставленных.

Вместе дружная семья» (семья, детский сад). Вот эта улица, вот этот дом». Город, в котором я живу». Наша кладовая». 1 раздел «Вместе дружная семья». Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи. Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

Задачи: Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи.

Формировать интерес к своей. Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями. Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное. Познакомить детей с историей детского сада. Вот эта улица, вот этот дом». Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её. Основной его задачей является формирование представления детей о.

Родины. Содержание материала по разделу. Задачи: Формировать представления детей о географических, климатических.

Родины, символике родного края. Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли, в.

Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее. Дать понятие о заповедниках. Город, в котором я живу». Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях. Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества.

Задачи: Формировать представление об исторических корнях города. Расширять представления о достопримечательностях. Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой.

Отечественной Войны, защитникам Отечества. Наша кладовая». Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и. Задачи: Формировать представление об основных профессиях жителей города.

Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой. Родине. III. Ожидаемый результат реализации программы. Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

Дети должны знать: 3–4 года. Знать имя, отчество родителей. Знать где работают их родители. Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них. Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь. Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности.

Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые. С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно.

ДОУ, в частности. Уметь рассказывать о своем родном городе. Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию. Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в. Знать свой домашний адрес, название города, округа. Иметь представление о символике города, округа.

Знать название близлежащих улиц. Иметь представление о жизни и быте народа населивших город и остров. Сахалин. Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать. Знать профессии своих родителей.

Знать правила поведения в природе. Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости. Различать некоторые рода войск.

Краткие сведения об истории города, округа. Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер.

Знать герб, флаг Сахалинской области и своего города. Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о.

Отечества, о ветеранах ВОВ. Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их. Земле, о людях разных рас. Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников. Правила безопасности поведения в природе и на улице города. Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках. Сахалинской области, г.

Макарова. Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя. IV. Этапы внедрения программы. Сбор информации. Разработка и внедрение программы.

Разработка и реализация плана программы. Учебно- методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала. Регулирование выполнения программы. Текущий мониторинг выполнения программы. Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг. V. Механизм сопровождения программы.

Планирование и подготовка. Изучение методической литературы. План работы на год.

Комплектование творческой группы. Составление разделов плана творческой группой (по годам). Обсуждение проектов каждого плана. Утверждение плана.

Методическое сопровождение. Организация и проведение семинара по изучению программы. Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном. Консультации. Проведение семинарских занятий. Проведение мастер- классов, круглых столов, открытых дверей. Самообразование. 3.

Использование результатов работы. Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. Мероприятия поддержки. Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ. Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.

Взаимодействие с семьей. Сотрудничество с Центральной районной библиотекой. Сотрудничество с отделом социальной защиты населения.

Сотрудничество с Центром культуры и досуга, краеведческим музеем. Итоговый анализ. Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий. Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа. Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).

Оформление результатов работы. Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического. VI. Тематическое планирование.

II младшая группа (3–4 года)Месяц. I неделя. II неделя.

III неделя. IV неделя. Сентябрь. Экскурсия по детскому саду (знакомство с. Сюжетно- ролевая игра «В детском саду»Природоохраняемая акция «Сохраним цветок»Целевая прогулка (растения участка, природа родного. Октябрь. Беседа «Моя семья»Проект (занятие) «Мама, папа, я – семья»Проект (рисование) «Портрет семьи»Проект (занятие) «Как животные родного края к зиме. Ноябрь. Проект «Варвара- краса, длинная коса» (знакомство с. Беседа «Хорошо у нас в саду»Сюжетно- ролевая игра «Бабушка приехала»Рассматривание иллюстраций «Мамы всякие нужны, мамы. Декабрь. Природоохраняемая акция «Покормите птиц зимой»Целевая прогулка к ближайшей улице, находящейся.

Наблюдение за трудом младшего воспитателя. Музей «Друзей и дружбы» – что мы там видели. Январь. Проект «Мой родной город». Проект (конструирование) «Мы построим новый дом».

Беседа «Домашние животные у нас дома». Лепка «Угостим новых знакомых оладушками». Февраль«Белая береза под моим окном» – деревья в родном. Проект (рисование) «Приглашаем снегирей съесть. Как мы с Фунтиком возили песок». Дать. представление о том, что папа проявляет заботу о своей семье. Беседа «Как стать сильным?»Март«Я и моя мама».

Проект (рисование) «Для мамы расческу я нарисую. Труд взрослых. Проект «помоги растению». Апрель«Рассказы о своей семье».«Наши добрые дела». Труд взрослых. Беседа «Дом в котором мы живем». Аппликация «Строим, строим дом. Вырос дом. огромный».

Май. Целевая прогулка к украшенной к празднику улице. Проект (рисование) «Это вспыхнул перед нами яркий.

directioncommercial.weebly.com

Справка по итогам тематического контроля «Состояние работы по патриотическому воспитанию детей»

муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 9 комбинированного вида

Справка по итогам тематической проверки

«Состояние работы по патриотическому воспитанию детей»

Согласно годового плана работы МДОБУ детский сад №9 КВ в период с 11 по 18 ноября 2013 года прошла тематическая проверка, целью которой было определение эффективности воспитательно-образовательной работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.

Оценка профессиональных умений воспитателей, просмотр открытых занятий.

Оценка создания условий в группах;

Оценка планирования работы;

Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

Анализируя просмотренные занятия можно отметить, что у детей имеются определенные знания по заявленным темам. Просмотренные занятия были направлены на знакомство с новым и закрепление пройденных тем.

Воспитатель Павликова Е.А. показала интегрированное занятие (познавательная деятельность и художественное творчество). Педагог использовала разнообразные игровые приёмы, проблемные ситуации, дети в конце занятия подготовили подарки для гостя – Лунтика. В ходе занятия Елена Алексеевна предусмотрела разнообразную деятельность по интересам детей. Дети знают и называют свой город, свою страну, свой домашний адрес.

Воспитатель Насонова И.А. построила своё занятие с учётом возрастных особенностей детей, разучила с детьми стихотворения, пословицы соответствующие теме занятия. Дети разновозрастной подготовили к занятию небольшой материал (рассказ о своём любимом месте города) и поделились информацией со своими сверстниками.

Дети старшего дошкольного возраста в большинстве знают название улиц родного города, его достопримечательности, имеют представление о символике города и Российской Федерации.

Но вместе с тем анализ просмотренных занятий показал, что воспитатели недостаточно используют современные методы обучения дошкольников.

Педагогам необходимо больше заниматься самообразованием, изучать современные технологии и применять их в своей образовательной работе.

В рамках тематической проверки было проведено анкетирование педагогов «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников.Для опроса были предложены следующие вопросы:

1.Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

2.Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?

3.Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

4.Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии России?

5.Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

6.Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?

7.Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

8.Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?

9.Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

10.Правильно ли организована в групповой комнате предметно — развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?

11.Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?

По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы: все педагоги считают, что проблема патриотического воспитания актуальна в наше время и о ней правомерно говорить детям дошкольного возраста. Также все педагоги уверены, что обладают личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей. Большинство воспитателей считают нужным увеличить запас знаний по историии географии России, а также о народной культуре и традициях. У педагогов имеется достаточный объём знаний о городе, в котором они живут, они умеют проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работают, и владеют соответствующими методиками и технологиями.

В ДОУ, группах созданы условия для воспитания патриотических чувств, нравственных норм.В методическомкабинете имеется подборка детской художественной, методической литературы по данной тематике.

Во всех группах имеются в наличии стенды «Мой город», символика РФ, в подготовительной и разновозрастной группах имеютсяальбомы «Тула – город герой», «Богородицк», «Российская геральдика» и т.д., в которых можно закрепить знания по темам, отрабатывать партнёрские взаимоотношения детей в игре. Наибольшее количество дидактического материала имеется в разновозрастной группе с НОДА: карты города и страны, глобус, наборы открыток, художественная литература, дидактические игры.

Анализ предметно – развивающей среды показал, что педагогами недостаточно внимания уделяется созданию предметно – развивающей среды, не всегда материал доступен для свободного пользования детьми.

Анализ планирования воспитательно — образовательной работы показал, что не у всех педагогов разработан перспективный план работы по патриотическому воспитанию. С детьми проводится НОД по патриотическому воспитанию и планируется индивидуальная работа. Однако следует отметить, что индивидуальная работа проводится не в полном объёме. Воспитателями запланированы: Беседы «Мой город», «Домашний адрес», «Моя страна» и т.д.; Чтение и обсуждение рассказов известных детских писателей: Л.Н.Толстого, К. Д.Ушинского, Э.Успенского и других. Педагоги не достаточно уделяют внимание театральным играм (кукольный театр, фланеллеграф, настольный театр).

1.Несоответствие перспективного плана с календарным. Темы запланированных бесед в перспективном плане отличаются от тем в календарном плане. (Тема по сути одна, а звучит по- разному).

2.Не планируются развлечения и досуги по патриотическому воспитанию.

3.Недостаточно планируется работа с родителями по патриотическому воспитанию.

Не забывать, что план — это « живой» документ, который можно дополнить, изменить, важно только отметить это в документе.

2) Грамотно оформлять документацию.

Анализ результатов проверки по работе с родителями по патриотическому воспитанию показал, что педагоги используют разнообразные формы взаимодействия: оформление стендов, папок – передвижек, беседы.

Был проведён опрос родителей на тему «Патриотическое воспитание ребёнка», были заданы следующие вопросы:

1.Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

2.Что для вас означает выражение «быть патриотом»?

3.Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?

4.Где, по-вашему, ребенок получает основы патриотизма?

5.Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?

6.Рассказываете ли вы своему ребенку о Богородицке, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?

7.В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?

8.Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?

9.Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?

По результатам данного опроса можно сделать выводы, что родители считают себя компетентными в вопросах патриотического воспитания, считают важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно – патриотических чувств. Выражение «быть патриотом» означает для них: любить свою родину, родной город, защищать родину, действовать в интересах своей страны, уважать историю родной страны, быть верным своему отечеству, почитать место своего рождения и проживания, проявление уважения к памятникам. Большинство опрошенных считают, что основы патриотизма дети получают в семье и детском саду. У детей есть желание узнавать больше о своём городе, родители рассказывают им о Богородицке, его достопримечательностях. Родители и дети любят гулять по площади, парку, мосту, в горсаду. Для воспитания у своего ребёнка любви к родному город родители рассказывают детям о его истории, достопримечательностях, знаменитых людях, совершают экскурсии по городу и т.д.

Итак, на основе выше изложенного, предлагаю:

2. Продолжить работу по патриотическому воспитанию дошкольников, используя новые технологии обучения и воспитания (метод проектного обучения, музейную педагогику).

Ответственные: воспитатели всех возрастных групп.

3. Во время и грамотно оформлять документацию по воспитательно – образовательной работе.

4. Разработать перспективный план работы по теме «Патриотическое воспитание детей».

5. Запланировать проведение досугов и развлечений по патриотическому воспитанию.

Старший воспитатель: ______________________ /Павликова Е.А./

imteacher.ru

«Детство – каждодневное открытие мира и,

поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего,

познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви ксвоим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина. В Советском районе данной проблеме уделяется особое внимание через различные мероприятия, акции, конкурсы и проекты.

В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались педагоги и ученые: К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Я.А. Коменский, Г.Н. Волков, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. В наше время значительный вклад в исследование данной проблемы внесли Л.А. Кондрыкинская, Н.Г. Комратова, Е.Ю. Александрова, Ю.М. Новицкая и другие. Современные исследователи в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников делают акцент на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.

Изучив разнообразные методы работы, пришла к выводу, что введение проектной деятельности в работу с дошкольниками является одним из средств активизации познавательного и творческого развития ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Одной из наиболее эффективной, интересной и целесообразной формой призвана организация проектной деятельности.

Новизна опыта заключается в использовании метода проектов по воспитанию нравственно-патриотических чувств детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

На этапе завершения дошкольного образования определяются следующие целевые ориентиры:

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • Ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявлять свои чувства, в том числе чувство веры в себя;
  • Ребенок может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств;
  • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в разных видах деятельности.
  • Свою систему работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста организовала по принципу «от простого к сложному». Она состоит из следующих тематических блоков:

    В тематический блок «Моя семья. Мой дом» можно включить следующие проекты: «Семья», «Выходной день с семьей», «Традиции моей семьи».

    В блок «Детский сад»: «Мой любимый детский сад», «Вместе дружная семья детский сад, родителя и я», «Неделя игры и игрушки».

    В блок «Моя малая Родина» входят такие проекты как «С чего начинается родина», «Моя малая Родина — поселок Малиновский»

    Блок «Мой родной край» включает проект «Любимый край», экологический проект «Они должны жить».

    Тематический блок «Космос» вводится со старшего дошкольного возраста, и использовались следующие проекты: «Веселая астрономия», «Я и открытый космос».

    Составлены и реализованы проекты, относящиеся к государственно-гражданским и международным праздникам: «Новый год», «Елочные украшения», «Широкая масленица», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», « Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

    Организация проектной деятельности происходит с учетом возрастных возможностей дошкольников, их психических и индивидуальных особенностей, так с детьми средней группы проекты носят краткосрочный характер. Например, в блоке «Моя семья», происходила реализация таких проектов, как «Выходной день с семьей», где активное участие принимали родители дошкольников, составляя проект мероприятий в соответствии с традициями своей семьи. К подготовительной к школе группе проекты были исследовательскими и носили уже долгосрочный характер, при реализации которых дети совместно с педагогами и родителями собирали исторические факты и события.

    В группе создали предметно – развивающую среду патриотической направленности:

    — оборудовали центр «Моя Родина — Россия»;

    — подобрали: дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др.;

    — оформили папки для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой любимый поселок», «ульяновская область и её достопримечательности», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «Мир Поволжья в куклах и игрушках», «Сказки нашего края».

    — подобрали методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.

    Для воспитателей подготовила консультации «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Растим патриотов», «Особенности патриотического воспитания на современном этапе».

    Для родителей подготовила и провела собрание по теме: «Воспитание любви к родному поселку в детском саду и дома», наглядно-информационные консультации «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», разработала памятку для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.

    Аналитические результаты опыта работы

    Для определения уровня развития нравственно-патриотического воспитания дошкольников, руководствуюсь методикой обследования патриотического воспитания в детском саду М.И. Новицкой, С.Ю Афонасьевой, Н.А. Виноградовой., Н.В. Микляевой.

    Мониторинг показывает, что качество проводимой работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников улучшается.

    В результате проведенной работы дети узнают и называют символику страны, края, района; могут дать ответы на вопросы о богатстве и достопримечательностях нашего края, поселка, о жизни и бытности народностей Поволжья.

    Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, помогает повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.

    Метод проектов как один из методов обучения дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.

    Использование проектного метода в системе нравственно-патриотического воспитания считаю наиболее приемлемым, так как он позволил сочетать интересы всех участников проекта:

    — педагог имеет возможность самореализации и проявления творчества в работе в соответствии со своим профессиональным уровнем;

    — родители имеют возможность активно учувствовать в значимом для них процессе нравственно- патриотического воспитания детей;

    — дети организуются в соответствии с их интересами, желаниями, потребностями.

    Результат работы позволяет сделать вывод, что использование проектного метода в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным.

    В дальнейшем буду продолжать работу по данной теме. Планирую разработать программу по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников; пополнять предметно-развивающую среду в группе.

    Перечень разработанного материала

  • Модель нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
  • Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
  • Педагогические проекты: «Семья», «Выходной день с семьей», «Традиции моей семьи», «Мой любимый детский сад», «Вместе дружная семья детский сад, родители и я», «Неделя игры и игрушек», «С чего начинается Родина», « Моя малая Родина – поселок Малиновский», «Любимый край», «Они должны жить», «Любимая Россия», «Москва – столица Россия», «Защитники Отечества», «Будем Родине служить», «День Победы», «Веселая астрономия», «Я и открытый космос», «Новый год», «Елочные украшения», «Широкая масленица», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».
  • Дидактические игры: разрезные картинки « Военная техника», «Найди флаг»; «Космос», «Защитники России».
  • Папки для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой любимый поселок Малиновский», «Ханты-Мансийск и его достопримечательности», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края», «Фино-угорский мир в куклах и игрунках», «Сказки угорского края».
  • Сюжетно-ролевые игры «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки».
  • Конспекты непосредственно-образовательной деятельности «Наш поселок», «День защитников Отечества», «Защитники Отечества», «Дикие животные наших лесов», сценарий экологического развлечения «Земля наш общий дом».
  • Консультации для педагогов «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Растим патриотов», «Особенности патриотического воспитания на современном этапе».
  • Родительское собрание по теме: «Воспитание любви к родному поселку в детском саду и дома».
  • Наглядно-информационная консультация для родителей «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».
  • Памятка для родителей по патриотическому воспитанию дошкольников.
  • Модель нравственно патриотического воспитания дошкольников

    2016.vospitately.ru

    Программа по патриотическому воспитанию: "Растим патриотов России"

    I. Пояснительная записка

    Что мы Родиной зовем?

    Дом, где мы с тобой растем

    И березки у дороги,

    По которой мы идем

    Солнце в небе голубом.

    И душистый, золотистый

    Хлеб за праздничным столом

    Край, где мы с тобой живем.

    Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем не сравнимая красота Отечества.

    Детство – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

    Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.

    Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.

    Мы очень гордимся своей малой родиной и нашими земляками, знакомим детей с историей и культурой своего края, воспитываем к нему любовь и уважение.

    1. Обоснование актуальности программы

    О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

    Чувство Родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

    Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

    Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться с детским садом, своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

    Родной город… Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

    Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

    2. Цель и задачи программы

    Цель: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, городу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей.

    1. Формирование у дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным городом.
    2. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
    3. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился.
    4. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям.
    5. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
    6. Формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей.
    7. Воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к Защитникам Отечества.
    8. Воспитание здорового образа жизни.
    9. Воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых.
    10. 3. Педагогические принципы программы

      4. Законодательно-нормативное обеспечение программы

      • Закон РФ «Об образовании».
      • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
      • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».
      • Устав МДОУ «Детский сад №2 «Аленький цветочек» г. Макарова».
      • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении и программы, реализуемые в детском саду: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой).
      • Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 28.02.2007г, № 22 – ФЗ.
      • Закон Сахалинской области «О памятных днях Сахалинской области» от 17.06.2008г., № 52– 30.
      • Концепция областной целевой программы «Патриотическое воспитание в Сахалинской области на 2009 – 2015г».
      • Районная целевая программа «Быть достойным» на 2007 – 2010г.
      • II. Структура программы

        Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода развития детей: младший возраст (3-4 года, вторая младшая группа), средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

        Программой определена последовательность решения комплекса поставленных задач, она определяется по разделам.

        1 раздел «Вместе дружная семья» (семья, детский сад).

        2 раздел «Вот эта улица, вот этот дом».

        3 раздел «Город, в котором я живу».

        1 раздел «Вместе дружная семья».

        Семья и детский сад – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в семейное дело. В этом разделе дети знакомятся с историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать.

        Цель: Воспитание любви и уважения к семье, родным и близким людям.

      • Познакомить с понятием «семья». Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам. Формировать интерес к своей родословной.
      • Вызывать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями.
      • Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь.
      • Познакомить детей с историей детского сада.
      • Возникла необходимость воспитания бережного отношения к малой Родине через её познание.

        Основной его задачей является формирование представления детей о географических особенностях их малой Родины. Содержание материала по разделу раскрывает темы: местоположения города, климат, природа и полезные ископаемые, символика родного края.

      • Формировать представления детей о географических, климатических, социально-экономических особенностях малой Родины, символике родного края.
      • Расширять представления о природных богатствах сахалинской земли, в особенности города: растительном и животном мире; полезных ископаемых.
      • Воспитывать любовь к природе родного края и чувства сопричастности к ее сбережению. Дать понятие о заповедниках.
      • Цель: Дать элементарные представления об истории, первопроходцах, героях труда и Великой Отечественной Войны, о защитниках Отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.

      • Формировать представление об исторических корнях города.
      • Расширять представления о достопримечательностях, социально-экономической значимости города.
      • Воспитывать уважение к людям первопроходцам, героям труда, Великой Отечественной Войны, защитникам Отечества.
      • 4 раздел «Наша кладовая».

        Цель: Дать представление дошкольникам о народах, живущих в городе и культуре, которую они представляют.

      • Формировать представление об основных профессиях жителей города.
      • Вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народов округа, их жизни, быту, культуре, языку, традициям.
      • Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой Родине.
      • III. Ожидаемый результат реализации программы

        Наличие у детей знаний об истории возникновения города, его достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края; возникновение стойкого интереса к прошлому, настоящему и будущему родного города, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей.

        Дети должны знать:

      • Знать имя, отчество родителей.
      • Знать где работают их родители.
      • Знать участок и группу детского сада; уметь поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, и группы, ухаживать за растениями.
      • Знать имя, отчество сотрудников детского сада, уважать их труд, уметь оказывать посильную помощь взрослым.
      • Знать некоторых домашних и диких животных родного края; без надобности не срывать растения, не ломать ветки деревьев и кустарников, не пугать животных, не уничтожать насекомых.
      • Знать название своего города; с доверием относиться ко взрослым, которые заботятся о них.
      • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
      • Уметь рассказывать о своем родном городе.
      • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, милиционером и т.д.).
      • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
      • Знать свой домашний адрес, название города, округа.
      • Иметь представление о символике города, округа.
      • Знать название близлежащих улиц.
      • Иметь представление о жизни и быте народа населивших город и остров Сахалин.
      • Узнавать на фотографиях достопримечательности города, уметь рассказывать о них.
      • Знать профессии своих родителей.
      • Знать правила поведения в природе.
      • Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
      • Различать некоторые рода войск.
      • Краткие сведения об истории города, округа.
      • Знать дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада.
      • Знать герб, флаг Сахалинской области и своего города.
      • Иметь представление о Президенте, Правительстве России; о войнах-защитниках Отечества, о ветеранах ВОВ.
      • Иметь представление о родном крае; о людях разных национальностей, их обычаях, о традициях, фольклоре, труде и т.д.; о Земле, о людях разных рас, живущих на нашей земле; о труде взрослых, их деловых и личностных качеств, творчестве, государственных праздниках, школе, библиотеке и т.д.
      • Стихи, произведения искусства местных поэтов и художников.
      • Правила безопасности поведения в природе и на улице города.
      • Иметь элементарные представления об охране природы, о заповедниках, заказниках Сахалинской области, г. Макарова.
      • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
      • IV. Этапы внедрения программы

      • Сбор информации.
      • Разработка и внедрение программы.
      • Разработка и реализация плана программы.
      • Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
      • Реализация планов обеспечивающих выполнение программного материала.
      • Регулирование выполнения программы.
      • Текущий мониторинг выполнения программы.
      • Итоговый анализ реализации программы, итоговый мониторинг.

      V. Механизм сопровождения программы

      1. Планирование и подготовка

      • Изучение методической литературы.
      • План работы на год.
      • Комплектование творческой группы.
      • Составление разделов плана творческой группой (по годам).
      • Обсуждение проектов каждого плана.
      • Утверждение плана.
      • 2. Методическое сопровождение

      • Организация и проведение семинара по изучению программы.
      • Пропаганда лучшего опыта работы педагогов, работающих в данном направлении.
      • Консультации.
      • Проведение семинарских занятий.
      • Проведение мастер-классов, круглых столов, открытых дверей.
      • Самообразование.
      • 3. Использование результатов работы

      • Подготовка и проведение методических мероприятий (МО, пед. чтений, педсоветов, открытых просмотров).
      • Оформление результатов работы.
      • Написание творческих работ, проектов.
      • Выступление в СМИ.
      • 4. Мероприятия поддержки

      • Составление плана совместных проектов между специалистами ДОУ.
      • Разработка и проведение комплексных занятий, совместных праздников.
      • Взаимодействие с семьей.
      • Сотрудничество с Центральной районной библиотекой.
      • Сотрудничество с отделом социальной защиты населения.
      • Сотрудничество с Центром культуры и досуга, краеведческим музеем, военным комиссариатом.
      • Изучение результатов диагностирования развития детей (текущий мониторинг).
      • Мониторинг профмастерства педагогов каждого этапа.
      • Диагностирование развития детей (промежуточный мониторинг).
      • Совместная выработка рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса в рамках программы.
      • xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

        Смотрите так же:

        • Комнатная температура новорожденного ребенка Оптимальные показатели температуры воздуха в комнате для новорожденного ребенка: как поддерживать температурный режим Любая мама с рождением малыша трепетно заботится о создании для него оптимальных условий, в которых ребёнок будет чувствовать себя наиболее благоприятно. Это относится не только к соответствующему уходу за новорождённым, […]
        • Пособие по уходу за детьми в рб Ежемесячные выплаты по уходу за ребенком После рождения ребенка его семье, безусловно, требуется дополнительная государственная социальная поддержка, поскольку необходимость осуществления ухода за детьми предполагает дополнительные семейные затраты и снижение (или полную потерю) возможности заработка от трудовой деятельности для одного […]
        • Здоровый образ жизни семьи залог здоровья ребенка Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка» Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка» Человеческое дитя – здоровое…развитое… это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни. Как добиться этого? Об этом мы и хотели бы […]
        • Лечение горла народными средствами у детей 2 года Методы лечения боли в горле у ребенка 2-х летнего возраста Дети в возрасте от 2 до 5 лет часто простуживаются в холодное время года. Сначала появляются симптомы, по которым не всегда можно точно определить заболевание. Родителям важно знать, чем лечить горло ребенку 2 года, как быстро устранить другие неприятные проявления недуга. Такие […]
        • Центра развития творчества детей и юношества имкосарева аВ Результаты конкурса “Мы вместе-2018” Завершились отборочные туры юбилейного двадцать первого фестиваля-конкурса творчества детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья “Мы вместе!”, проходившие с 6 по 13 апреля. В программе Фестиваля было представлено 86 концертных номеров, в которых приняло участие […]
        • Бисептол в сиропе для детей инструкция по применению Противомикробный сироп Бисептол для детей: инструкция по применению, стоимость в пределах РФ и рекомендации родителей При развитии инфекционных заболеваний дыхательной системы показан прием противомикробных препаратов. Одним из них является Бисептол для детей. Он лечит спектр заболеваний, вызванных болезнетворными бактериями. Описание […]
        • Возмещение пособий по уходу за ребенком фсс Выплата пособия по уходу за ребенком через ФСС Отцу или матери работодатель обязан оплачивать отпуск по уходу за ребёнком до 1,5 лет. С 2017 года действует приказ, согласно которому все выплаты и перечисления страховых взносов будет контролировать ФСС. Для проведения отчётности была введена новая версия вместо формы 4-ФСС — […]
        • Развитие челюсти у ребенка Зубы в два ряда у детей Человек, как известно, в течение своей жизни пользуется двумя комплектами зубов – молочным и постоянным. Появляются они в строго определённой последовательности, в свои сроки для каждого. Небольшое отклонение во времени прорезывания не является поводом для беспокойств. Развитие челюсти и зубов у ребёнка С […]