Цель и задачи математического развития дошкольников

5. Задачи математического развития дошкольников.

Малыши постигают то содержание математической направленности, которое в современной методике развития математических представлений детей дошкольного возраста именуется предматематикой. Это содержание обеспечивает развитие мышления, освоение логико-математических представлений и способов познания.

Содержание предматематики направлено на развитие важнейших составляющих личности ребенка — его интеллекта и интеллектуально-творческих способностей.

Результатами освоения предматематики являются не только знания, представления и элементарные понятия, но и общее развитие познавательных процессов. Способности к абстрагированию, анализу, сравнению, обобщению, сериации и классификации, умение сравнивать предметы и явления, выяснять закономерности, обобщать, конкретизировать и упорядочивать являются важнейшей составляющей логико-математического опыта ребенка, который дает ему возможность самостоятельно познавать мир.

Освоенные математические представления, логико-математические средства и способы познания (эталоны, модели, речь, сравнение и др.) составляют первоначальный логико-математический опыт ребенка. Этот опыт является началом познания окружающей действительности, первым вхождением в мир математики.

Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.

Задачи математического развития в дошкольном детстве определены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве. Выполнение этих задач должно обеспечивать реализацию принципа преемственности в развитии и воспитании ребенка на дошкольной и начальной школьной ступенях образования.

Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

— развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;

— воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки.

Содержание математического развития детей дошкольного возраста определяется, наряду с целями и задачами, следующимиважными факторами .

Личностно-развивающая направленность содержания математического развития дошкольников должна являтьсяэффективным средством развития интеллектуально-творческих способностей ребенка исодействовать развитию важнейшего личностного качества —самостоятельности в решении интеллектуальных задач.

Направленность математического содержания. которое осваивает ребенок в дошкольном возрасте, являетсясоциализирующей. Накопленный логико-математический опыт ребенка обязательно станет его значимым личностным приобретением, если обеспечит ситуацию успеха в разных видах деятельности, требующих проявления интеллектуально-творческих способностей.

Содержание математического развития дошкольниковпропедевтично. Осваиваемое ребенком содержание должно позволить ему на чувственном, а затем и логическом уровне познать некоторые стороны действительности и развить те структуры мышления, на основе которых впоследствии будут формироваться основные математические понятия.

Осваиваемое содержание должносоответствовать возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников, быть ориентированным на зону их ближайшего развития.

Страница 6 из 25

Задачи математического развития дошкольников

Малыши постигают то содержание математической направленности, которое в современной методике развития математических представлений детей дошкольного возраста именуется предматематикой. Это содержание обеспечивает развитие мышления, освоение логико-математических представлений и способов познания.

Содержание предматематики направлено на развитие важнейших составляющих личности ребенка — его интеллекта и интеллектуально-творческих способностей.

Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.

Задачи математического развития в дошкольном детстве определены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве. Выполнение этих задач должно обеспечивать реализацию принципа преемственности в развитии и воспитании ребенка на дошкольной и начальной школьной ступенях образования.

Основными задачами математического развития детей дошкольного возраста являются:

— развитие у детей логико-математических представлений (представлений о математических свойствах и отношениях предметов, конкретных величинах, числах, геометрических фигурах, зависимостях и закономерностях);

— освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания (воссоздание, экспериментирование, моделирование, трансформация);

— развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, обобщение, классификация, сериация)’;

— овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;

— развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

— развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;

— развитие активности и инициативности детей;

Содержание математического развития детей дошкольного возраста определяется, наряду с целями и задачами, следующими важными факторами.

Личностно-развивающая направленность содержания математического развития дошкольников должна являться эффективным средством развития интеллектуально-творческих способностей ребенка и содействовать развитию важнейшего личностного качества — самостоятельности в решении интеллектуальных задач.

Направленность математического содержания. которое осваивает ребенок в дошкольном возрасте, является социализирующей. Накопленный логико-математический опыт ребенка обязательно станет его значимым личностным приобретением, если обеспечит ситуацию успеха в разных видах деятельности, требующих проявления интеллектуально-творческих способностей.

Содержание математического развития дошкольников пропедевтично. Осваиваемое ребенком содержание должно позволить ему на чувственном, а затем и логическом уровне познать некоторые стороны действительности и развить те структуры мышления, на основе которых впоследствии будут формироваться основные математические понятия.

Осваиваемое содержание должно соответствовать возрастным и индивидуальным возможностям дошкольников, быть ориентированным на зону их ближайшего развития.

Значение, цель и задачи развития элементарных математических представлений у детей дошкольнога возраста

В системе подготовки педагогов дошкольного образования важное место занимает дисциплина «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста».

Учебная программа разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта ОСРБ 1-01 01 02 – 2008 на основе типовой учебной программы по учебной дисциплине «Теория и методика развития элементарных математических представлений у детей» (11.11 Рэг.№ ТД — А. 087/тып.).

Цель: содействовать развитию у будущих педагогов общих и специальныхпрофессиональных компетенций в области развития математических представлений у детей дошкольного возраста.

#8722; обеспечить освоение студентами содержания этапов развития методики развития элементарных математических представлений как науки и практики;

#8722; способствовать пониманию теоретических основ процесса развития математических представлений у детей дошкольного возраста;

#8722; создать условия для овладения знаниями, умениями и навыками работы с дошкольниками по развитию у них математических представлений, развитию психических процессов средствами предматематики, воспитанию интереса к математической стороне окружающего мира.

В результате изучения курса студент должен:

— закономерности развития у детей раннего и дошкольного возраста математических представлений,

— цель, задачи и содержание развития математических представлений у детей разного возраста,

— современные технологии развития математических представлений у детей раннего и дошкольного возраста;

— подбирать и использовать оптимальные методы и средства развития математических представлений у детей дошкольного возраста;

— планировать, организовывать и проводить разные формы работы по развитию математических представлений у детей;

— диагностировать уровень развития математических представлений у детей и вносить коррективы в педагогический процесс.

Дисциплина «Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста» связана с курсами «Педагогика», «Психология».

Учебная работа по курсу проводится в форме лекций, семинарских и практических занятий.

Всего часов по дисциплине – 308.

Студентами дневной формы получения образования дисциплина изучается на 2–3 курсах в 4–6 семестрах и рассчитана на 160 аудиторных часов, из них: 42 лекционных, 12 семинарских, 58 практических занятий и 48 часов отводится на управляемую самостоятельную работу.

Учет успеваемости студентов дневной формы получения образования осуществляется в форме зачета (в 4 и 5 семестрах) и экзамена (в 6 семестре).

Студентами заочной формы получения образования с 5-ти летним сроком обучения дисциплина изучается на 2–4 курсах в 3–8 семестрах и рассчитана на 44 аудиторных часа, из них: 20 часов – лекции, 24 часа – практические занятия.

Учет успеваемости студентов заочной формы получения образования осуществляется в форме зачета (в 4 и 6 семестрах) и экзамена (в 8 семестре).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Психолого-педагогические основы развития элементарных математических представлений у дошкольников

Характеристика методики развития элементарных математических представлений у дошкольников как науки и учебной дисциплины

Предмет и объект методики. Содержание основных понятий: элементарные математические представления, умения и навыки, предмате-матическое и предлогическое развитие, математические способности.

Цель и задачи методики развития элементарных математических представлений у дошкольников. Связь с другими науками.

Отечественные и зарубежные концепции предматематической подготовки детей дошкольного возраста

Этапы становления и развития теории и методики развития элементарных математических представлений у детей до школы:

– определение эмпирическим путем отечественными и зарубежными педагогами прошлого содержания, методов работы с детьми, дидактических материалов;

– создание первой научно обоснованной программы предматема-тической подготовки детей (Ф. Блехер);

– первые фундаментальные научные педагогические и психологические исследования, оказавшие влияние на разработку концептуальных идей предматематической подготовки и развития дошкольника;

– теоретическая и методическая концепция А.М. Леушиной;

– современные концепции предматематической подготовки дошкольников, их математического и логико-математического развития, развития математических способностей в работах отечественных и зарубежных педагогов.

Значение, цель и задачи развития элементарных математических представлений у детей дошкольнога возраста

Значение развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в плане их общего развития, предлогической и предматематической подготовки к школе.

Содержание образовательной области “Элементарные математические представления” учебной программы дошкольного образования.

Задачи развития элементарных математических представлений у дошкольников разного возраста. Сравнительная характеристика образовательных задач (раздел «Математика») отечественных и зарубежных программ.

vyrastitrebenka.ru

21. Цель и задачи экологического образования дошкольников

Воспитание начал экологической культуры личности – общая цель экологического образования детей дошкольного возраста. Формирование системы знаний о предметах и явлениях как основы экологического сознания, системы познавательных умений, практических навыков по уходу за живыми существами, бережного и заботливого отношения к природе. Комплексный характер и взаимообусловленность задач.

Принципы эколого-педагогической работы в дошкольных учреждениях (комплексность; непрерывность изучения природоведческого материала; единство познания, переживания и действия; междисциплинарность состава знаний; наглядность и активность в познании детьми природы).

Цель и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста. 4 лекция. Экологическое воспитание — новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. В основе экологического воспитания: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда. Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на обще-гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры — базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности — природе, «рукотворном мире», окружающих людях и себе самом — это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени. Задачи экологического воспитания — это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект — очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу. Они сводятся к следующему: • создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания; • создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания; • систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей; • осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование; • выявление уровня экологической культуры — реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

22. Отражение аспектов взаимодействия человека и природы в содержании экологического образования дошкольников

Научный, ценностный, нормативный, деятельностный аспекты взаимодействия общества и природы. Отражение данных аспектов в содержании экологического образования дошкольников. Эколого-содержательный подход к построению развивающей среды в дошкольном учреждении.

Содержание современных образовательных программ для дошкольных учреждений. Характеристика доступных дошкольникам разного возраста систем знаний о предметах и явлениях неживой природы, растениях, животных, сезонных изменениях и труде людей в природе. Формирование у детей ценностного отношения к природе и природоохранной позиции.

Содержание экологического воспитания дошкольников. 4 лекция. Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение — конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерных связей в природе, социо-природных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор. Биоцентрический подход к вопросам экологического образования, ставящий в центр внимания природу и рассматривающий человека как ее часть, выдвигает необходимость изучения закономерностей, которые существуют в самой природе. Только их доскональное знание позволяет человеку правильно взаимодействовать с ней и самому жить по ее законам. Изучение законов природы может быть начато в дошкольном детстве в рамках экологического воспитания. Возможность и успешность этого процесса доказаны многочисленными психолого-педагогическими отечественными исследованиями. В этом случае содержание экологических знаний охватывает следующий круг: • связь растительных и животных организмов со средой обитания, морфофункциональная приспособленность к ней; связь со средой в процессы роста и развития; • многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов; • человек как живое существо, среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность; • использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды; охрана и восстановление природных богатств.

Система экологического воспитания в детском саду и её влияние на развитие личности ребёнка. Технология экологического воспитания: общий подход. 24 лекция. Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей экологической среды, а также от систематической работы с детьми. Их развитие и повышение уровня экологической воспитанности возможно в результате создания технологий для всех возрастных групп и внедрения их в педагогический процесс детского сада. Технология — это система экологического воспитания, которая содержит в себе ряд взаимосвязанных и подробно описанных мероприятий, спланированных на весь учебный год. Технология — это методическое обеспечение программы, конкретно реализующая ее главные идеи и положения. В результате применения технологии на выходе (в конце года) повышается уровень экологической воспитанности детей, что устанавливается с помощью специального диагностического обследования. К одной и той же программе может быть разработано несколько технологий, которые различа¬ются между собой набором и характером конкретных педагогических мероприятий, их сочетанием на протяжении учебного года, но которые обязательно реализуют ведущие идеи программы. Общая направленность представленных ниже технологий как системы эколого-педагогической работы с детьми в каждой возрастной группе заключается в следующем: • ориентировка на широкое использование непосредственного природного окружения дошкольников, развивающей экологической среды, созданной в учреждении, на углубленное ознакомление детей с теми растениями и животными, с которыми они находятся в контакте в течение всего учебного года; • организация регулярной и разнообразной деятельности детей в зеленой зоне учреждения: познавательной (проведение циклов наблюдений), практической (создание и поддержание необходимых условий для живых существ), природоохранной (зимняя подкормка птиц, акции в защиту природных объектов), деятельности общения (эмоционально-доброжелательного взаимодействия с живыми существами), отобразительной (изо деятельность, игра, конструирование); • широкое использование специально подобранной детской художественно-познавательной литературы, содержание которой сочетается с содержанием других видов деятельности; углубленное знакомство детей (в течение всего года) с произведениями отдельных авторов, которые ярко отражают события в природе, служат примером любви к природе, глубокого ее познания и творческого отражения; • совместная творческая деятельность воспитателя с детьми: создание и использование самодельных книг, альбомов на основе впечатлений от литературных произведений и наблюдений за природными объектами; • систематическое ознакомление детей всех возрастных групп с сезонными явлениями природы по «недельной методике», выращивание в зимне-весенний период овощных и цветочных культур, регулярные наблюдения за ростом растений; отражение различных наблюдений в календарях природы; •регулярное включение игровой деятельности, игровых обучающих ситуаций (ИОС) в систему эколого-педагогических мероприятий во всех группах; • оптимальное соотношение и сочетание педагогических мероприятий в повседневной жизни, позволяющих детям накопить сенсорные впечатления, конкретные знания об объектах природы, с различного типа занятиями, формирующими широкие и достаточно глубокие представления о некоторых экологических зависимостях природы, с досугами, праздниками, походами в природу, вызывающими яркий эмоциональный отклик. Еще одна особенность построения технологий — подробное методическое описание большинства мероприятий (например, любое занятие представлено программным содержанием, материалом и организацией, которые необходимы для его проведения, подроб¬ным сценарием). Такое построение педагогической технологии обеспечивает правильное понимание ее воспитателями и массовое воспроизведение в практике дошкольных учреждений, находящихся в разных природно-социальных условиях.

studfiles.net

Цель и задачи развития речи дошкольников

Теория и методика развития речи детей: цели и задачи развития речи в ДОУ.

цель речевого развития детей дошкольного возраста — формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи.

Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи:

— структурный(формирование разных структурных уровней системы языка — фонетического, лексического, грамматического);

— функциональный, или коммуникативный(формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения — диалога и монолога);

— когнитивный, познавательный(формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи). Задачи развития речи:

1.Развитие словаря. Обогатить слова ребенка: закрепление, уточнение, активизация словаря через ознакомление с окружающим (наблюдение, экскурсия, рассматривание предметов, картин, дидактические игры, занятия, загадки).

2. Формирование грамматической стороны речи. Чтобы не было грамматических ошибок учить грамотно говорить. Например: Я иду гулять (а не Петя идет гулять), если о себе.

3. Воспитание звуковой культуры речи. В каждом слове правильно произносить звуки точно, ясно, развитие интонационных средств выразительности речи (паузы, ударения, темп)

4. Формирование разговорной(диалогической речи). Умение выстроить диалог с ровесником, взрослым, старшим ребенком, малышом.

5. Обучение рассказыванию– это развитие монологической речи.

6. Ознакомление с художественной литературой. Слушать текст, понимать, отличать плохих и хороших героев, рассуждать: Как бы я? Кто он – герой? Какой он? Хочу я быть таким же? Почему?

7. Подготовка детей к обучению грамоте. Звуковой анализ слова: количество звуков и порядковое место каждого слога в слове. Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

Большинство задач развития речи ставится во всех возрастных группах, однако их содержание имеет свою специфику, которая определяется возрастными особенностями детей.

Так, в младших группах главной задачей является накопление словаря и формирование произносительной стороны речи. Начиная со средней группы, ведущими становятся задачи развития связной речи и воспитания всех сторон звуковой культуры речи. В старших группах главным является обучение детей построению связных высказываний разных типов, работа над смысловой стороной речи. В старшей и подготовительной к школе группах вводится новый раздел работы — подготовка к обучению грамоте и обучение грамоте.

Страница 13 из 28

Цели и задачи развития речи детей дошкольного возраста.

Методика проведения занятий по развитию речи и их характеристика.

Основная работа по РР – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа. РР тесно связано с развитием мышления и является основой для умственного, нравственного и эстетического воспитания. Проблемы РР дошкольников исследовали педагоги и психологи: Рубинштейн, Запорожец, Ушинский, Тихеева и др.

Теоретический подход к проблеме речевого развития основывается на представлениях о закономерностях речевого развития дошкольников (сформулирован в трудах психологов и лингвистов Леонтьева, Ушаковой, Сохиной, Кониной (закономерности речевой деятельности)).

Основные направления определения задач РР:

Структурное — формирование фонетического, лексического, грамматического компонентов.

Функциональное или коммуникативное – формирование навыков речевого общения (форм диалога и монолога).

Когнитивное. т.е. познавательное – формирование способностей к осознанию явлений языка и речи.

1) воспитание звуковой культуры речи (развитие речевого слуха, обучение правильному произношению слов, выразительности речи – тон, интонация, ударение и т.д.);

2) развитие словаря (обогащение, активизация, уточнение значения слов и т.д.);

3) формирование грамматического строя речи (синтаксической, морфологической стороны речи — способов словообразования);

4) развитие связной речи (центральная задача) – реализуется основная функция языка – коммуникативная (общение), формирование представления о разных типах текста – описании, повествовании, рассуждении;

5) подготовка к обучению грамоте (звуковой анализ слова, подготовка к письму);

6) ознакомление с художественной литературой (как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге).

Вариант программы 2005г. (под ред. Васильевой, Гербовой, Комаровой )включает новую рубрику Развивающая речевая среда (речь как средство общения). Ведущие задачи по возрастам:

цели и задачи развития речи дошкольников презентация

цели и задачи развития речи дошкольников презентация

Презентация: развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность. Как правило, дети не понимают цели и средства логопедической коррекции. 26.06 · презентация на. умственного и речевого развития. Приемы развития речи. В методике развития речи. ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ. ЦЕЛИ И. цели и задачи. Цель: повысить компетентность и успешность педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей. находки — презентация игр по речевому развитию. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду, обучение родному языку, развитие речи, речевого. Использование методов мнемотехники в обучении и развитии связной речи дошкольников с ограниченными возможностями. Презентация на тему: Развитие образной. -повышение социального статуса дошкольного образования;. Стандарт направлен на решение следующих задач. Цель. гармоничное физическое развитие; формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой. Основные направления работы по развитию речи детей. Методика развития речи детей дошкольного возраста: история. задачу в воспитании и развитии дошкольника, сформулировала цель работы. Мастер-класс Загадка как средство развития речи. речи дошкольников. Цели и задачи 26 июн 2014. Речевое развитие дошкольника как приоритетная задача ФГОС. на развитие связной речи у детей дошкольного возраста; • Задачи • Изучить… Цель выявить, теоретически обосновать педагогические условия. Методика 2016 года! Чем раньше начнёте занятия, тем лучше будет результат! Цель урока: дать представление о симметрии, её видах. Задачи: • сформировать понятие о симметрии как законе красоты и. Данная презентация предназначена для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей радио. Можно. Категория: буквы, чтение развитие речи Детский сад Презентация — Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования. «Скованные одной целью»- логопедический материал Бардышевой Т.Ю.

Слайды из презентации «Развитие речи дошкольников» к уроку дошкольного образования на тему «Развитие речи». Цель проекта: Развитие речевой активности и. Занятия в детском саду по темам: ознакомление дошкольников с природой. под свои цели, задачи, программное содержание и провести это занятие с детьми. Большая часть занятий по развитию речи дошкольников содержит в себе. Готовые презентации и заготовки для них — мультимедийные. Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Федорова Светлана. 2 Обучение и игра не враги, цели и интересы которых совершенно. 5 становится задачей самого ребенка пробуждает желание и. Цель нашей работы — при помощи элитарных авторских педагогических технологий и. Предложена презентация по теме ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ. Предусмотрены цели и задачи программы, раскрыты её особенности. технология обучения языку и развития речи детей дошкольного возраста 6 ноя 2015. Главная цель наработок пособия — показать, что качественное. сложный момент у детей с синдромом Дауна это развитие речи. Цель урока: дать представление о симметрии, её видах. Задачи: • сформировать понятие о симметрии как законе красоты и. Данная презентация предназначена для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с историей радио. Можно. Категория: буквы, чтение развитие речи Детский сад План презентации. 1 Цели и задачи презентации. 2 Тема и предмет презентации. 3 аудитории, на которую направлена. презентация. 4 Начало и.

Автор статуса запретил добавлять комментарии ?

detjamluchshee.ru

27. Цель и задачи математического развития и образования детей дошкольного возраста

Цель математического развития и образования детей.

Предматематическая подготовка детей, ее задачи, содержание, средства.

Обучение детей дошкольного возраста счету, вычислительной деятельности, измерению, решению задач; ознакомление с величиной, формой, временем и пространством как задачи математического образования.

В процессе предматематической, подготовки обучающие, воспитательные и развивающие задачи решаются в тесном единстве и взаимосвязи друг с другом.

Остановимся далее на основных задачах предматематической подготовки детей в детском саду.

1. Формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников. С содержательной стороны наиболее важными в смысле формирования первичных простейших представлений являются такие фундаментальные математические понятия, как «множество», «отношение», «число», «величина». Эти понятия широко представлены в первоначальном обучении, но не в прямом смысле, а с точки зрения пропедевтики формирования лишь представлении о них. Образно говоря, ребенок в детском саду постигает «науку до науки», и естественно это связано с тем, что по своей психолопческой структуре элементарные математические представления имею образную природу. Постепенное усложнение знаний, осваиваемы детьми, заключается в увеличении как объема количественны) пространственных и временных представлений, так и степени и обобщения

2. Формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур, необходимых для овладения математикой в школе и общего умственного развития. Усвоение первоначальных математических представлений способствует совершенствованию познавательной деятельности ребенка в целом и отдельных ее сторон, процессов, операций, действий. Становление логических структур мышления — классификации, упорядочивания, понимание сохранения количества, массы объема и т. д. выступает как важная самостоятельная особенность общего умственного и математического развития ребенка-дошкольника.

3. Формирование сенсорных процессов и способностей. Основное направление в обучении маленьких детей — осуществление постепенного перехода от конкретных, эмпирических знаний к более обобщенным. Эмпирические знания, формируемые на основе сенсорного опыта,— предпосылка и необходимое условие умственного и математического развития детей дошкольного возраста.

4. Расширение словаря детей и совершенствование связной речи. Процесс формирования элементарных математических представлений предполагает планомерное усвоение и постепенное расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и связности речи.

5. Формирование начальных форм учебной деятельности. Важную роль играет предматематическая подготовка и для становления начальных форм учебной деятельности.

У детей вырабатываются умения слушать и слышать, действовать в соответствии с указаниями воспитателя, понимать и решать учебно-познавательные задачи определенными способами, использовать по назначению дидактический материал, выражать в словесной форме способы и результаты собственных действий и действий своих товарищей, контролировать и оценивать их, делать выводы и обобщения, доказывать их правильность и другие навыки и умения учебной деятельности. Ребенок овладевает математическими представлениями в основном на занятиях, находясь в коллективе сверстников, тем самым расширяется сфера и опыт коллективных взаимоотношений между детьми. В процессе формирования математических представлений у дошкольников развиваются организованность, дисциплинированность, произвольность психических процессов и поведения, возникают активность и интерес к решению задач.

studfiles.net

Цель и задачи развития речи детей

Цель и задачи развития речи детей — раздел Геология, Глава I Теоретические основы методики развития речи Основная Цель Работы По Развитию Речи И Обучению Родному Языку Детей – Формир.

Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

В отечественной методике одной из главных целей речевого развития считалось развитие дара слова, т.е. умения выразить точное, богатое содержание в устной и письменной речи (К. Д. Ушинский).

Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность. Ставилась задача «научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильным русским языком в общении друг с другом и взрослыми в различной деятельности, свойственной дошкольному возрасту». Правильная речь рассматривалась как: а) правильное произношение звуков и слов; б) правильное по смыслу употребление слов; в) умение правильно изменять слова согласно грамматике русского языка (См.; Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1960. – С. 19–20.)

Такое понимание объясняется общепринятым тогда в языкознании подходом к культуре речи как к ее правильности. В конце 60-х гг. в понятии «культура речи» стали выделять две стороны: правильность и коммуникативную целесообразность (Г. И. Винокур, Б. Н. Головин, В. Г. Костомаров, А. А. Леонтьев). Правильная речь считается необходимой, но низшей ступенью, а коммуникативно-целесообразная речь – высшей ступенью овладения литературным языком. Первая характеризуется тем, что говорящий употребляет языковые единицы в соответствии с нормами языка, например без носков (а не без носок), надеть пальто (а не одеть) и др. Но правильная речь может быть бедной, с ограниченным словарем, с однообразными синтаксическими конструкциями. Вторая характеризуется как оптимальное использование языка в конкретных условиях общения. Здесь имеется в виду выбор наиболее подходящих и разнообразных способов выражения определенного смысла. Эту вторую, высшую ступень школьные методисты применительно к школьной практике речевого развития назвали хорошей речью (См.: Методика развития речи на уроках русского языка/Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1991.)

Признаками хорошей речи являются лексическое богатство, точность, выразительность.

Такой подход в определенной мере можно использовать и по отношению к дошкольному возрасту, более того, он обнаруживается при анализе современных программ детского сада, методической литературы по проблемам речевого развития детей. Развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Экспериментальные исследования, опыт работы свидетельствуют, что к старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть не только правильной, но и хорошей речью.

Следовательно, в современной методике цель речевого развития детей дошкольного возраста – формирование не только правильной, но и хорошей устной речи, безусловно, с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач. Основанием для их выделения является анализ форм речевого общения, структуры языка и его единиц, а также уровня осознания речи. Исследования проблем развития речи последних лет, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, позволили теоретически обосновать и сформулировать три аспекта характеристики задач развития речи: структурный (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического); функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения – диалога и монолога); когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи).

Представим наглядно вычленение задач речевого развития детей.

Остановимся кратко на характеристике каждой задачи. Их содержание определяется лингвистическими понятиями и психологическими особенностями овладения языком.

1. Развитие словаря.

Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Главное в развитии детского словаря – освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Словарная работа в детском саду проводится на основе ознакомления с окружающей жизнью. Ее задачи и содержание определяются с учетом познавательных возможностей детей и предполагают освоение значений слов на уровне элементарных понятий. Кроме того, важно, чтобы дети освоили сочетаемость слова, его ассоциативные связи (семантическое поле) с другими словами, особенности употребления в речи. В современной методике большое значение придается развитию умений выбирать наиболее подходящие слова для высказывания, употреблять многозначные слова в соответствии с контекстом, а также работе над лексическими средствами выразительности (антонимы, синонимы, метафоры). Словарная работа теснейшим образом связана с развитием диалогической и монологической речи.

2. Воспитание звуковой культуры речи – многоаспектная задача, в которую входят более частные микрозадачи, связанные с развитием восприятия звуков родной речи и произношения (говорение, речепроизношение).

Она предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка; обучение правильному звукопроизношению; воспитание орфоэпической правильности речи; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработку четкой дикции. Большое внимание уделяется культуре речевого поведения. Воспитатель учит детей пользоваться средствами звуковой выразительности с учетом задач и условий общения.

Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для воспитания звуковой культуры речи. Овладение четким и правильным произношением должно быть завершено в детском саду (к пяти годам).

3. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

Освоение грамматического строя представляет большую сложность для детей, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил.

Дети усваивают грамматический строй практически, путем подражания речи взрослых и языковых обобщений. В дошкольном учреждении создаются условия для освоения трудных грамматических форм, выработки грамматических навыков и умений, для предупреждения грамматических ошибок. Обращается внимание на освоение всех частей речи, освоение разных способов словообразования, разнообразных синтаксических конструкций. Важно добиться, чтобы дети свободно пользовались грамматическими навыками и умениями в речевом общении, в связной речи.

4. Развитие связной речи включает развитие диалогической и монологической речи.

а) Развитие диалогической (разговорной) речи. Диалогическая речь является основной формой общения детей дошкольного возраста. Долгое время в методике обсуждается вопрос, нужно ли учить детей диалогической речи, если они овладевают ею спонтанно в процессе общения с окружающими. Практика и специальные исследования показывают, что у дошкольников необходимо развивать в первую очередь те коммуникативно-речевые умения, которые не формируются без влияния взрослого. Важно учить ребенка вести диалог, развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь, вступать в разговор и поддерживать его, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения.

Не менее важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога. Монолог зарождается в недрах диалога (Ф. А. Сохин).

б) Развитие связной монологической речи предполагает формирование умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать, строить самостоятельные высказывания разных типов. Эти умения формируются на основе элементарных знаний о структуре текста и типах связи внутри его.

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте.

«В подготовительной к школе группе речь впервые становится для детей предметом изучения. Воспитатель развивает у них отношение к устной речи как языковой действительности; он подводит их к звуковому анализу слов». Детей учат также производить слоговой анализ слова, анализ словесного состава предложений. Все это способствует формированию нового отношения к речи. Предметом осознания детей становится речь (Соловьева О. И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. – М., 1966. – С. 27.)

Но осознание речи связано не только с подготовкой к обучению грамоте. Ф. А. Сохин отмечал, что работа, направленная на элементарное осознание звуков речи, слов, начинается задолго до подготовительной к школе группы. При обучении правильному звукопроизношению, развитии фонематического слуха детям даются задания вслушиваться в звучание слов, находить наиболее часто повторяющиеся звуки в нескольких словах, определять местоположение звука в слове, вспомнить слова с заданным звуком. В процессе словарной работы дети выполняют задания на подбор антонимов (слова с противоположным значением), синонимов (слова, близкие по значению), отыскивают определения и сравнения в текстах художественных произведений. Причем важным моментом является употребление в формулировках заданий терминов «слово», «звук». Это позволяет сформировать у детей первые представления о разграничении слова и звука. В дальнейшем при подготовке к обучению грамоте «эти представления углубляются, так как ребенок вычленяет слово и звук именно как единицы речи, имеет возможность «услышать» их отдельность в составе целого (предложения, слова) (Сохин Ф. А. Задачи развития речи//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984. – С. 14.)

Осознание явлений языка и речи углубляет наблюдения детей над языком, создает условия для саморазвития речи, повышает уровень контроля за речью. При соответствующем руководстве со стороны взрослых оно способствует воспитанию интереса к обсуждению языковых явлений, любви к родному языку.

В соответствии с традициями отечественной методики в круг задач развития речи включается еще одна задача – ознакомление с художественной литературой, не являющаяся речевой в собственном смысле слова. Скорее ее можно рассматривать как средство осуществления всех задач развития речи ребенка и усвоения языка в его эстетической функции. Художественное слово оказывает огромное влияние на воспитание личности, является источником и средством обогащения речи детей. В процессе ознакомления детей с художественной литературой обогащается словарь, развиваются образная речь, поэтический слух, творческая речевая деятельность, эстетические и нравственные понятия. Поэтому важнейшей задачей детского сада является воспитание у детей интереса и любви к художественному слову.

Вычленение задач развития речи носит условный характер, в работе с детьми они тесно связаны между собой. Эти отношения определяются объективно существующими связями между различными единицами языка. Обогащая, например, словарь, мы одновременно заботимся о том, чтобы ребенок правильно и четко произносил слова, усваивал разные их формы, употреблял слова в словосочетаниях, предложениях, в связной речи. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного подхода к их решению создает предпосылки для наиболее эффективного развития речевых навыков и умений.

Вместе с тем центральной, ведущей задачей является развитие связной речи. Это объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная (общения). Общение с окружающими осуществляется именно при помощи связной речи. Во-вторых, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития. В-третьих, в связной речи отражены все другие задачи речевого развития: формирование словаря, грамматического строя, фонетической стороны. В ней проявляются все достижения ребенка в овладении родным языком.

Знание педагогом содержания задач имеет большое методическое значение, поскольку от этого зависит правильная организация работы по развитию речи и обучению родному языку.

allrefs.net

Смотрите так же:

  • Влияние социальной среды на формирование личности Влияние социальной среды на формирование личности 12. Влияние среды на развитие личности Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. В процессе социального развития во внутреннем […]
  • Доклад на тему физическое развитие детей Доклад на тему: "Физическое развитие школьника и пути его совершенствования". Бастомарская средняя школа Доклад на тему: «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования» . Спорт- это не погоня за рекордами, это здоровье миллионов, это готовность к труду, воспитание таких необходимых в жизни качеств, как выносливость, […]
  • Влияние факторов на рост развитие детей Влияние болезни на рост и развитие ребенка Уровень биологического потенциала человека строго индивидуален и определяется в основном взаимодействием генетических и средовых факторов. I. Генетические факторы роста. В постнатальном периоде в первый год жизни секреция СТГ сохраняется на высоком уровне, что обеспечивает максимальную скорость […]
  • Презентация эстетическое воспитание дошкольников Презентация "Эстетическое воспитание дошкольников" Тараканова Елена Дмитриевна, 09.04.2018 Содержимое разработки Эстетическое воспитание дошкольников Это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе., искусстве прекрасное, совершенное, […]
  • Психология развития детей дошкольного возраста / психология / ВОПРОС ¦ 18 Особенности психического развития детей дошкольного возраста Особенности психического развития детей дошкольного возраста Дошкольный возраст заканчивается поступлением ребенка в школу. То есть 3-6,7 лет. В результате кризиса 3-х лет происходит психологическое отделение ребенка от взрослого, что создает […]
  • План работы по развитию речи детей План работы по самообразованию"Развитие связной речи детей подготовительной группы" «Развитие связной речи детей дошкольного возраста»подготовительной группы План работы по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» План работы по самообразованию Воспитатель : Александрова Надежда Михайловна группы № 7 «Радуга» […]
  • Малообеспеченная семья это сколько детей Льготы малообеспеченным семьям Семьи, оказавшиеся в тяжелой финансовой ситуации, могут рассчитывать на некоторые пособия и льготы. Какая семья считается малообеспеченной Чтобы считаться малообеспеченной, семья должна иметь среднедушевой доход (то есть общий доход семьи делится на всех членов семьи) ниже уровня прожиточного минимума, […]
  • Острый живот у ребенка симптомы / острый живот у детей Этиотропной антибактериальной терапии; Регуляции и коррекции нарушений микроциркуляции и центральной гемодинамики; Коррекции гидроионных нарушений и регуляции гидроионного баланса; Коррекции декомпенсированных метаболических нарушений; Предупреждении и лечении пареза кишечника; Также обязательно необходимы […]