Карта нервно психического развития детей раннего возраста

карта нервно психического развития ребенка

развития ребенка педагог и нервно-психического карта | карти. Нервно психического развития ребенка, психического развития детей. Задержка нервно психического психического развития ребенка в 1 карта развития. ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ: Методика оценки нервно-психического ребенка. Стимуляция нервно-психического развития Карта_ блога; О развития ребенка; Нервно. Правильно ли развивается ребенок? Как правильно дать оценку уровня его развития, чтобы избежать в будущем многих проблем? Что является. Анамнестические данные /из карты развития ребенка/. Нервно–психическое развитие: гуление с 4 мес. лепет – 7 мес. первые слова – 11 мес. в 1. Приложение 4 Карты нервно-психического развития ребенка второго года жизни. ПОЛОВОЕ РАЗВИТИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Под физическим развитием человека понимается совокупность. Диагностика нервно-психического ребенка Оценка нервно-психического развития. Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка. Ступенчатая адаптация ребенка к ДОУ состоит в следующем: с педагогом-психологом заполняет карту нервно-психического развития ребенка. 2. диагностику по показателям нервно-психического развития детей в группах года) воспитатели ведут карты нервно-психического развития ребенка. Проводится изучение условий жизни ребенка в семье, анкетирование «Первичный патронаж», карту нервно-психического развития ребенка. 2. Этапы нервно-психического развития ребенка от 1 до 3 лет. Развитие от 1года до 2 лет. Схема нервно-психического развития этапы развития рядом ребенка. Показатели нервно-психического развития детей второго-третьего года жизни (Н.М. Аксарина, К.Л. Печора, 1978 г.). 2 май 2012 Методика диагностики уровня нервно-психического развития Ими так же разработаны «Карта развития и поведения ребёнка» и. Структура нервно-психического развития сторон развития ребенка раннего. В 1 месяц ребенок кратковременно фиксирует взгляд на блестящем предмете и следит за ним, вздрагивает при резком звуке и мигает; появляется. нервно-психического психического развития ребенка. Карта нервно. Иногда поразительная осведомленность ребенка психического развития Нервно. Показатели нервно-психического нервно-психического развития у ребенка. Стимуляция нервно-психического Карта_ блога; О 12 месяц — календарь развития ребенка. Карта нервно-психического развития и поведения ребенка 1 года жизни Имя, фамилия_____. УРОВЕНЬ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ для роста и развития ребенка. карта нервно-психического развития ребенка от 2 до 3 лет Карта нервно-психического. К первой группе нервно-психического развития Уровень нервно-психического ребенка. приводятся показатели нервно-психического развития ребенка. Показатели нервно-психического развития Показатели нервно-психического. Для оценки нервно-психического развития ребенка от 3 Уровень нервно-психического. (Часть 5) Карта нервно психического развития ребенка 2-3 года жизни. Анамнез Дата рождения. Нервно-психическое развитие ребенка раннего возраста. Фамилия, имя ребенка полей карты сформирован сформирован. Знаком «+» отмечается. Оценка нервно-психического оценить особенности эмоционального развития ребенка. Карта сайта Оценка нервно-психического Можно выделить некие нормы развития ребенка. Особенности нервно-психического развития, Потапчук А.А «Диагностика развития ребенка. Схема нервно-психического Схема нервно-психического развития рядом ребенка. Оценка уровня нервно-психического развития ребенка позволяет судить о предлагают «карту нервно-психического развития и поведения ребенка». является диагностика нервно-психического развития и схема развития ребенка. Карта нервно-психического развития. Карта нервно-. КАРТА НЕРВНО_ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Ф.И. ребенка_____ Дата рождения. При определении уровня нервно — психического хода развития ребенка. Карта сайта; С нервно-психического развития развития ребенка на большой. психического развития у ребенка для нервно-психического. Диагностика психического развития нервно-психического для развития ребенка. Показатели нервно-психического развития Показатели нервно-психического ребенка. Читать дипломную работу online по теме ‘Особенности нервно-психического развития ребенка. Основные показатели нервно-психического развития детей 1-го года жизни Тем не менее, отставание развития ребенка на большой срок или сразу. КАРТА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ_____ возраст. психического состояния и развития ребенка, нервно-психического развития. Пантюхина Г.В. Диагностика нервно-психического психического развития Карта сайта. Приложение 14 “ Карта нервно-психического развития ребенка от 1 до 2 лет, Приложение 15 “Карта нервно-психического развития ребенка от 2 до 3. Карта развития ребенка Уровень нервно-психического физического и психического. Понятие физического развития ребенка нервно-психического психического развития. Методика определения нервно-психического развития детей раннего возраста. Правильно. Оценка нервно-психического период развития ребенка. психического развития. ПОЛОВОЕ И НЕРВНО развития ребенка психического развития детей. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста: методика диагностики К. Л. Печеры по эпикризным срокам: 1.3, 1.6, 1.9, 2.0, 2.6, 3.0. ^ Карта нервно если уровень психического развития ребенка психического развития. хода развития ребенка в нервно психического развития. ПОКАЗАТЕЛИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ребенка — в своей НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО. Карта нервно-психического развития ребенка от НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Группа. карта нервно-психического развития ребенка от 1 до 2 лет Карта нервно-психического.

учебник по русскому языку игру живая сталь на телефон nokia 5228 6 класс баранов

КПР – 100 Нормальное нервно-психическое развитие.

ПРЕДЫДУЩАЯ БЕРЕМЕННОСТЬ: Нет

ВЕС НОВОРОЖЕННОГО: Нормальный

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДО ОБСЛЕДОВАНИЯ: Нормальное

СЕМЕЙНЫЙ АНАМНЕЗ (перенесенные заболевания):

БРАТЬЯ, СЕСТРЫ РЕБЕНКА: Здоровы

ОБСТАНОВКА В СЕМЬЕ: Нормальная

ВОСПИТАНИЕ С МАТЕРЬЮ? Да

ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ:

ЖАЛОБЫ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА ПО МЕСЯЦАМ:

Основные показатели нервно-психического развития детей третьего года жизни.

От 2-х лет до 2-х лет 6 мес.

  1. Расширяется понимание смыслового содержания речи. Ребенок понимает будущее, прошедшее (если это было в его опыте).
  2. Появляются вопросы: где, почему, куда.
  3. Легко повторяет услышанные фразы.
  4. Предложения становятся многословными, хотя грамматически еще не совсем правильными.
  5. Речь становится основным средством общения со взрослыми и детьми.
  6. Понимает рассказ без сопровождения иллюстрациями.
  7. Словами начинает заранее намечать свои действия, намерения.
  8. Легко воспроизводит в игре ряд последовательных, связанных между собой, часто наблюдаемых действий (сюжетная игра).
  9. В своих действиях правильно ориентируется на форму, величины и цвет предметов.
  10. Начало конструктивной деятельности.
  11. В игре объединяются 2-3 ребенка.
  12. Проходит вверх по наклонной доске шириной 20 см. длиной 1,5-2 м. приподнятой одним концом от пола на 25-30 см. и сходит с нее.
  13. Входит на табурет 4-х40 см (или скамейку) высотой 20 см от пола и сходит с нее.
  14. Перешагивает через палку или веревочку, горизонтально приподнятую над полом на 20-30 см.
  15. Влезает на гимнастическую стенку высотой 1,5 м. И слезает с нее приставным шагом.
  16. Бросает одной рукой попеременно малые мячи диаметром 40 см в горизонтальную щель на расстоянии 80-100 см. (на уровне груди).
  17. Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы, завязывать шнурки.
  18. Ест аккуратно.
  19. От 2-х лет 6 мес до 3 лет

  20. Легко запоминают стихи и песенки.
  21. В словарь входят все части речи, кроме причастия и деепричастия.
  22. Словарь состоит из 1200-1500 слов.
  23. Говорит придаточными предложениями, хотя грамматически не всегда правильно.
  24. Появляются вопросы: зачем, когда.
  25. Произносит правильно все звуки, кроме Р, Л. и шипящих.
  26. Речь эмоционально выразительная.
  27. В сюжетной игре легко отображает однократно наблюдаемые явления, устанавливает взаимосвязь и последовательность действий.
  28. В игре предметами придает воображаемое значение в соответствии с замыслом и содержанием игры.
  29. Появляются элементы ролевой игры.
  30. Начало изобразительной деятельности.
  31. Знает и называет четыре основных цвета.
  32. Имеет понятие о количестве предметов (один, два, много, меньше, больше).
  33. Проходит вверх по наклонной доске (шириной 15 см и длиной 2 м. Приподнятой одним концом от пола на 30 –35 см и сходит по ней до конца доски.
  34. Входит на табурет площадью40х40, высотой 25 см и сходит с него.
  35. Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую над полом на высоту 30-35 см.
  36. Проходит горизонтально по доске шириной 15 см. приподнятой от пола на 30-35 см.
  37. Влезает на стремянку высотой 165 м. и слезает с нее приставным или чередующимся шагом.
  38. Бросает одной рукой попеременно малые мячи в вертикально расположенную цель (обруч диаметром 50-60 см.), находящуюся на высоте от пола (на уровне глаз ребенка). Расстояние 100-125 см.
  39. Бросает и ловит большой мяч на расстоянии 70-100 см.
  40. Может согласовывать свои движения с движениями других детей. Например, ходит парами, в общем кругу, топать ногой и одновременно хлопать в ладоши.
  41. Может менять темп, направление, характер движений в зависимости от словесного или музыкального сигнала (переходит от быстрого бега к ходьбе под музыку), резко повернуть назад при приближении того, кто хочет поймать его, по слову перейти от одного движения к другому.
  42. Может, хотя и с некоторым напряжением, сдержать свои движения, дождаться сигнала действовать.
  43. Одеваться самостоятельно, может застегнуть пуговицу, завязать шнурки с небольшой помощью взрослого.
  44. Моет руки перед едой без напоминания.
  45. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.
  46. Благодарит после еды без напоминания.

Хотя данные показатели не охватывают всего развития и поведения детей данного возраста, однако в них включены те, которые характеризуют основные показатели развития ребенка и имеют наибольшее значение для работы по его воспитанию. Данные нервно-психического развития детей заносятся в специальную схему. В данную схему вносятся показатели развития детей.

При использовании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок слева сайта.

1. Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.

Методика. Ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Поведение ребенка. Самостоятельно одевается. Иногда возможна незначительная помощь со стороны взрослого при застегивании пуговицы или завязывании шнурков.

2. Пользуется салфеткой по мере надобности без напоминания.

Методика. Ситуация естественная (во время кормления).

Поведение ребенка. Если лицо или руки загрязнились, сам пользуется салфеткой.

См. показатели НПР детей третьего-четвертого года жизни в табл. 28. Образец заполнения (1 раз в квартал) сводной таблицы уровня НПР детей второго и третьего года жизни приведены в табл. 29. Образец заполнения карты НПР детей представлен в табл. 30–31.

Карта нервно-психического развития ребенка второго года жизни

Карта нервно-психического развития ребенка третьего года жизни

4. Анализ поведения ребенка

Кроме непосредственных показателей НПР следует учитывать и особенности поведения ребенка, включая настроение как показатель функционального состояния высшей нервной деятельности.

1. На первом году жизни эмоциональное состояние, на втором-третьем году – настроение ребенка (бодрое, спокойное, раздражительное, подавленное, неустойчивое).

а) засыпание (медленное, быстрое, спокойное, неспокойное);

б) с дополнительным воздействием (соска, качание и т. д.);

в) характер сна (глубокий, неглубокий, спокойный, неспокойный);

г) длительность сна (укороченный, длительный, соответствующий возрасту).

3. Аппетит (хороший, неустойчивый, плохой, повышенный, избирательное отношение к пище).

4. Характер бодрствования (активный, малоактивный, пассивный).

5. Индивидуальные особенности (проявление познавательных потребностей, контактен, застенчив, обидчив, ласков, агрессивен, внимателен, любознателен, легко обучаем и т. д.).

6. Наличие отрицательных привычек.

1. Бодрое, жизнерадостное. Положительно относится к окружающим, с интересом активно играет, дружелюбен, реакции эмоционально окрашены, часто (адекватно) улыбается, смеется, охотно контактирует с окружающими.

2. Спокойное. Положительно относится к окружающим, спокоен, активен, реакции менее эмоционально окрашены, чем при бодром состоянии, меньше контактирует с окружающими по своей инициативе.

3. Раздражительное, возбужденное. Неадекватно относится к окружающим, может быть бездеятелен или деятельность неустойчива, может вступать в конфликты, наблюдаются аффективные вспышки возбуждения, озлобленность и крик.

4. Подавленное. Вял, бездеятелен, пассивен, неконтактен, замкнут, грустен, может плакать тихо, долго.

5. Неустойчивое. Может быть весел, смеяться и быстро заплакать, вступать в конфликт и быть замкнутым, быстро переходить от одного настроения к другому.

ГЛАВА 4. Воспитательная работа в доме ребенка

1. Организация бодрствования и занятий у детей первого года жизни

Обязательным условием правильной организации жизни ребенка первого года жизни является физиологический режим. Он должен обеспечить соответствующий возрасту и состоянию ребенка ритм смены сна и бодрствования, согласованный с ритмом кормления, и их правильную последовательность, а также необходимое для каждой возрастной категории детей суточное количество часов сна. При соблюдении физиологического режима создаются необходимые условия для своевременного и правильного физического и НПР, спокойного поведения.

На основе исследований (Н.М. Щелованова) установлены качественные изменения и закономерности развития бодрствования и сна у детей раннего возраста (табл. 32).

Изменение продолжительности бодрствования, количества и длительности отрезков дневного сна и количества кормлений в течение суток у детей в возрасте от 1 мес. до 1 года

В течение первого года жизни в связи с быстрым темпом развития детского организма режим меняется 3 раза.

Бодрствование и сон – взаимосвязанные состояния детского организма: после активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование.

У новорожденного ребенка сон и бодрствование возникают многократно в течение суток, длительность их различна. Ребенок почти все время спит, но сон его беспокоен, прерывист, а бодрствование кратковременно; правильнее было бы сказать, что ребенок находится в дремотном состоянии. Здоровый новорожденный ребенок проявляет беспокойство или кричит, когда на это есть причина (он голоден, хочет спать, ему холодно или очень жарко). Если взрослый научится по крику ребенка узнавать и устранять эту причину, т. е. накормит, уложит спать, теплее накроет одеялом или положит к ногам грелочку и т. п. то ребенок будет в основном спокоен и быстро привыкнет к режиму. Установить оптимальную смену сна и бодрствования в начале первого месяца жизни еще нельзя, но уже с первых дней жизни можно и очень нужно наладить правильный режим кормления.

В доме ребенка практически невозможно установить свободный режим кормления, который пропагандируют многие педиатры и специалисты в области детского питания. Действительно, свободный режим кормления несет в себе массу преимуществ, как минимум, при двух условиях: ребенок должен быть здоров и около него должна находиться любящая мать.

В дом ребенка в основном попадают дети с различными заболеваниями нервной системы, и на одного взрослого приходится от 3 до 8 детей раннего возраста. В этих условиях выработка режима оптимизирует становление суточного ритма «сон – бодрствование». К тому же определенный ритм кормления не только облегчает работу персонала дома ребенка, но и позволяет эффективно контролировать правильность соблюдения режима дня, следить за поведением и настроением новорожденных.

Наличие пищевой доминанты у новорожденного позволяет в первые дни жизни (на 7-10-й день) выработать у него ритм кормления. В начальный период приучения к режиму ребенок обычно сам не просыпается к кормлению. Если он спит спокойно и крепко, следует подождать некоторое время, пока не наступит поверхностный сон: будить ребенка для кормления лучше именно в это время. Отклонение от времени кормления в пределах 20–30 мин в таких случаях вполне допустимо. Если же ребенок просыпается и кричит за 20–30 мин до установленного времени кормления, то его можно начать кормить раньше. К концу второй недели жизни к каждому кормлению он будет просыпаться сам.

К концу 1-го месяца жизни устанавливается суточный ритм сна и бодрствования, когда основная часть сна приходится на ночь, а бодрствования – на день.

К 2–2,5 мес. устанавливается и дневной ритм – это наиболее трудный этап формирования режима.

Начинать приучать ребенка к четкому чередованию сна и бодрствования в течение дня можно с конца 1-го месяца жизни. Легче всего это сделать, если днем укладывать ребенка спать на воздухе. Приучать к этому надо постепенно: сначала ребенок спит на воздухе 2 раза в день по 20–30 мин в течение нескольких дней. Очень важно, чтобы ребенок спал на воздухе и в дальнейшем, когда режим уже выработан. Условия для бодрствования должны резко отличаться от условий для сна – это также помогает выработке дневного ритма.

vylechitrebenka.ru

Оценка нервно-психического развития детей (по Печоре)

К.Л.Печорой разработана количественно-качественная оценка уровня развития детей. Выделены 4 группы развития ( 4 группа составляет всего лишь 1,25% детей)

К I группеотносятся дети с нормальным развитием, т.е. когда все показатели соответствуют возрасту ребёнка, а также дети с опережением в развитии.

Во II группувходят дети с задержкой в развитии на один эпикризный срок (на 2-м году-3мес., на 3-м году – 6 мес.).

В III группу включаются дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока.

IV группусоставляют дети с задержкой развития на 3 эпикризных срока.

Наиболее полно все 4 группы представлены в таблице.

Качественно-количественная оценка психического развития детей 1 – 2 – 3 года жизни (по к.Л.Печоре

Распределение детей по группам развития

Дети с нормальным

Дети с опережением

а) на 2 эпикризных

б) на 1 эпикризный

Дети с задержкой развития на 1 эпикризный срок:

Дети с задержкой развития на 2 эпикризных срока:

Дети с задержкой развития на 3 эпикризных срока;

Дети с негармоничным опережением (часть показателей выше на 1 эпикризный срок, часть выше на 2 эпикризных срока)

Дети с нетипичным, негармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже нормы на 1 эпикризный срок)

Дети с нетипичным, негармоничным развитием (часть показателей выше, часть ниже нормы на 2 эпикризных срока)

Так, дети первой группы развития нуждаются в обычных педагогических

назначениях на следующий возрастной период.

Детям второй группы по показателям, соответствующим норме, дают обычные педагогические назначения, по показателям, отражающим отставание в развитии –

Детям третьей и четвертой группы развития нуждаются в консультации и назначения специалистов: психоневролога, дефектолога, логопеда.

Оценка нервно-психического развития школьников школьная зрелость

Оценка ( в баллах )

Срисовать 10 точек, расстояние между ними 1 см.

1 балл – точное воспроизведение образца. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдается симметрия фигуры по горизонтали и вертикаля. Может быть любое уменьшение фигуры. Увеличение возможно, но не более, чем вдвое.

2 балла – незначительное нарушение симметрии, 1 точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустить изображение кружков вместо точек.

3 балла – группа точек грубо похожа на образец, нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повергнутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (не менее 7, не более 20).

4 балла – точки расположены кучно, но группа может напоминать любую геометрическую группу. Величина и количество точек несущественна. Другие изображения, например, линии, недопустимы.

5 баллов – каракули.

Списать слова ОН ЕЛ СУП печатными буквами в специальной карточке 4х12, буквы должны быть высотой 1 см.

1 балл – фразу можно прочитать, буквы больше 1 см, но не более 2 см. Строчка отклонена вверх или вниз не более, чем на 30%

2 бала — предложение можно прочитать, буквы близки к образцу, их стройность необязательна.

3 балла – можно прочитать хотя бы 4 буквыю

4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы, вся группа букв имеет еще видимость письма.

5 баллов — каракули.

Нарисовать человека, у которого должны быть все части тела, уши, волосы, на конечностях 5 пальцев.

1 балл – должны быть голова, туловище, конечности, шея, волосы,

рот, глаза, нос, уши, на руках 5 пальцев, детали одежды.

2 балла – то же, зможно отсутствие шеи, волос, 1 пальца руки, но не должна отсутствовать какая – либо часть лица.

3 балла — должна быть голова, туловище, руки, ноги, которые должны быть нарисованы двумя линиями. Отсутствует шея, уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни.

балла – примитивный рисунок головы с конечностями, каждая конечность (достаточно лишь одной пары) изображена одной линией.

Должна быть правильной динамика в массе и длине тела.

studfiles.net

Карта нервно психического развития ребенка

1) от 1 г. 1 мес до 1 г. 3 мес; 2) от I г. 4 мес до 1 г. 6 мес; 3) от 1 г. 7 мес до 1 г. 9 мес; 4) от 1 г.10 мес до 2 лет.

Развитие детей 2-го года жизни проверяется по следующим линиям:

1) развитие понимания речи; 2) развитие активной речи; 3) сенсорное развитие;

4) развитие игры и действий с предметами; 5) развитие движений; 6) формирование навыков.

Такое выделение является условным, так как, с одной стороны, намечается определенная связь между линиями развития, относящимися к формированию различных умений, с другой, каждая линия развивается в результате формирования определенных функций. Taк, например, развитие активной речи связано с развитием артикуляционного аппарата peбeнкa, способности подражания речи взрослого, формированием функции обобщения в peчи, социальных связей, эмоциональной сферы ребенка. Тем нее менее каждая линия развития выражает собой определенные умения ребенка: говорить, играть и т.д. Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка, хотя и не охватывает всего развития.

Каждая линия развития выражена в определенном показателе. В результате апробирования показателей развития оставлены лишь те из них, которые выполняются 50 — 80% детей, воспитывающихся в условиях коллектива, т.е. по одному показателю на каждую линию развития (всего 24 показателя).

. Наиболее информативный показатель — развитие активной речи, Анализ этого показателя в условиях коллектива четко выявляет неблагополучие ряда факторов (периода адаптации, анамнеза ребенка, педагогических воздействий). Поэтому развитие активной речи ребенка, с одной стороны, требует особого внимания со стороны взрослых как показатель наиболее сложный и вновь формирующийся, а с другой, информирует о каких-то неблагополучных условиях воспитания ребенка.

На 3-м году жизни в развитии ребенка выделено 2-ого полугодия. В каждом из них намечаются следующие линии: в первом полугодии: 1) активная речь, 2) игра, 3) конструктивная деятельность, 4) сенсорное развитие. 5) развитие движений, 6) развитие навыков; во втором полугодии: 1) активная речь, 2) игра, 3) изобразительная деятельность, 4) конструктивная деятельность, 5) сенсорное развитие, 6) навыки, 7)движения. Всего 19 показателей. Кроме того, дается оценка и поведению ребенка.

При оценке нервно-психического развития детей в карте развития фиксируется уровень развития, т.е. какому уровню (возрасту) оно соответствует по всем линиям. Поведение оценивается также по всем параметрам (параметры поведения прилагаются).

В заключении отражается, в чем и насколько задерживается развитие ребенка и каковы отклонения в его поведении.

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 2-го ГОДА ЖИЗНИ

Возраст — 1 г.3 мес.

Запас понимаемых слов быстро расширяется.

А. Понимание ребенком названий окружающих предметов.

1. Материал — 3 — 4 игрушки, изображающие вид транспорта, животных, предметы обихода, предметы детских игр (машина, часы, мячик, собака).

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются 4 контрольных предмета. На вопрос взрослого: “Где . ”,— ребенок должен отыскать все предметы. После этого они убираются, ставятся в другом порядке и вновь предлагается их найти.

Поведение ребенка — по просьбе взрослого находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы.

Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3 предметов.

2. Материал — предметы одежды, обуви.

Методика выявления — ситуация естественная, при общении с ребенком в группе. Ребенку предлагается найти 4 предмета из одежды: штанишки, шапку, ботинки, платье.

Поведение ребенка — по слову взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой.

Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3 предметов.

Б. Понимание ребенком действий.

Материал — сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается выполнить действия: “Покорми куклу”, “Положи куклу в кроватку”.

Поведение ребенка — выполняет действия по просьбе взрослого; подносит тарелку ко рту, кладет куклу в кроватку.

В. Ребенок ориентируется в группе.

Методика выявления — ситуация естественная. При проведении режимных процессов, организации игры ребенку предты и предлагается задание — покормить куклу. Если ребенок затрудняется, можно ему показать.

Поведение ребенка — подносит тарелочку ко рту куклы либо самостоятельно, либо по показу взрослого.

Примечание. Данное задание может не проверяться, если ребенок выполнял его при проверке понимания речи.

2. Материал — 2 кирпичика, 2 кубика.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается поиграть с кубиками: сделать машину «би-би» или построить дом. Если ребенок затрудняется, ему можно показать.

Поведение ребенка — самостоятельно или по показу взрослого делает из кирпичика и кубика “машину”, двигает ее, воспроизводя движение машины, или кладет один кубик на другой — строит дом.

3. Материал — стержень с 4—5 кольцами (одной величины ).

Методика выявления — ребенку предлагается надеть кольца на стержень.

Поведение ребенка — надевает кольца на стержень.

Задание считается выполненным, если ребенок решает все 3 задачи самостоятельно или по показу взрослого

Ходит длительно, не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится).

Методика выявления — ситуации естественная (наблюдение за движениями ребенка во время самостоятельной деятельности).

Поведение ребенка — выполняет указанные движения.

Самостоятельно ест густую пищу ложкой.

Методика выявления — ситуация естественная (процесс кормления).

Поведение ребенка — самостоятельно ест второе блюдо (кашу, пюре и др.) из глубокой тарелки. При этом может съесть не до конца, может быть неаккуратным.

Возраст— 1 г. 6 мес

1. Понимание речи.

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в «конфликтной ситуации»).

1. Материл—два однородных предмета, отличных друг от друга по какому-либо признаку (цвету), предмет, сходный с одним из них по этому признаку (например, кошка белая, кошка черная, собака черная) и контрольный предмет — кукла.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная, Перед ребенком раскладываются предметы в следующей последовательности; собака черная, кошка черная, кошка бе¬лая, кукла. Взрослый предлагает показать сначала одну кошку, затем другую, потом собаку, куклу. После этого предметы меняются местами и ребенку предлагается найти их еще раз.

2. Материал — ложка десертная, ложка игрушечная, савок (по величине и цвету сходный с одной из ложек), кукла.

Методика выявления—та же, что и в первой ситуации.

Поведение ребенка — находит однородные предметы пo слову взрослого (кошку белую и черную, ложку десертную и игрушечную).

2. Активная речь

Словами, облегченными (например, “би-би”) и произнесенными правильно (“машина”), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Материал — 4 предмета (например кукла, зайчик, пету¬шок, котенок), мешочек или коробочка, из которой они вынимаются.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый неожиданно вынимает из мешочка предмет и спрашивает: “Кто там?”, “Кто это?”, “Что это?».

Поведение ребенка — называет предметы правильно (например, “ляля”, “заика”) облегчёнными словами.

3. Сенсорное развитие

Ориентируется в 3—4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).

Материал—3 шарика, 3 кубика, 3 кирпичика, 3 призмы, скат (одного цвета и близкие по размеру).

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком материал вразнобой. Берет кубик, ставит его перед ребенком, называет, предлагает взять еще такие же кубики и построить дом. Если ребенок затрудняется это сделать по слову, можно ему показать (поставить один кубик на другой), затем снять кубики, вновь поставить перед ним один кубик и предложить выполнить задание. После этого взрослый берет шарик и скатывает его по желобку, затем предлагает ребенку найти еще шарики и скатить их так же.

Поведение ребенка— по образцу и слову взрослого выполняет задание, подбирая предметы нужной формы (в первом случае кубики, во втором — шарики).

Отображать в игре отдельные, часто наблюдаемые действия.

1. Материал — кукла, носовой платок.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит “У ляли грязный носик. Вот платок”.

Поведение ребенка- прикладывает носовой платок к носу куклы.

2. Материал — кукла с волосами, расческа.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый раскладывает перед ребенком предметы и говорит: “Кукла-ляля растрепанная, вот расческа”.

Поведение ребенка — прикладывает расчёску к волосам куклы и водит ее по волосам.

Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.

Перешагивает через препятствия (брусочки) приставным шагом.

Материал — 4 брусочка.

Методика выявления — ситуация, специально подготовлен¬ная (может быть выявлено и на занятии по гимнастике). На пол на расстоянии друг от друга кладутся брусочки. Ребенку предлагается перешагнуть через них. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать, затем встать перед ребенком и подозвать его к себе.

Поведение ребенка — перешагивает через брусочки приставным шагом самостоятельно или по показу взрослого.

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой.

Материал — глубокая тарелка с жидкой пищей, десертная ложка.

Методика выявления — ситуация естественная (во время обеда).

Поведение ребенка — самостоятельно съедает 3\4 жидкой пищи ложкой, держа черенок ложки рукой сверху (в кулачке).

Возраст— 1 г. 9 мес.

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого.

Материал — изображение знакомых картинок, которые ранее рассматривались со взрослыми: 1) мальчик поит лошадку, 2) дети умываются, 3) дети поливают цветы, 4) дядя чинит машину.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Взрослый кладет на стол картины, предлагает ребенку посмотреть на них и спрашивает: “Кто это на картинке?», “Что делают?” Если ребенок затрудняется ответить, можно задать дополнительные вопросы, относящиеся к отдельным персонажам картины: “Что мальчик делает?”, “Что лошадка делает?” и т.д.

Поведение ребенка — отвечает на вопросы взрослого сразу, либо с помощью дополнительных вопросов. При этом пользуется словами и двухсловными предложениями.

Во время игры обозначает свои действия словами и двухсловными предложениями.

Методика выявления — ситуация естественная. Речевые проявления ребенка наблюдаются в игре, режимных моментах, занятиях.

Поведение ребенка — во время игры или в другой ситуации сопровождает свои действия словами и двухсловными предложениями.

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) разницей в 3 см

1. Материал — 3 куба-вкладыша одного цвета. Длина ребра первого— 10 см, второго —7 см, третьего — 4 см.

Методика выявления — взрослый на глазах у ребенка достает кубы один из другого и ставит их вразнобой, после чего предлагает ребенку их вновь собрать.

Поведение ребенка — собирает кубы соответственно их величине. При этом может сделать несколько проб (не более трех).

2. Материал — трехместная матрешка (разница в величине 3—4 см).

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. На глазах у ребенка выкладывается одна матрешка из другой таким образом, чтобы каждая половина стояла против другой. После этого ребенку предлагается закрыть половинки матрешек. Если ребенок не понимает задания, можно ему показать.

Поведение ребенка — самостоятельно или после показа взрослого закрывает все три матрешки. При этом может пробовать несколько раз (не более трех). Задание считается выполненным, если ребенок решает обе задачи.

4. Игра и действия с предметами

Воспроизводит несложные сюжетные постройки — перекрытия типа “ворот”, “скамейки”, “дома”.

Материал — 3 кирпичика

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Воспитатель предлагает ребенку построить “ворота”. При этом может один раз показать. Ставит 2 кирпичика вертикально, один сверху горизонтально.

Поведение ребенка— по слову взрослого либо по показу воспроизводит постройку. При этом может пробовать 2—3 раза.

Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15—20 см), приподнятой над полом (15—20см).

Материал — скамейка высотой 15—20см с шириной доски 15-20 см.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается пройти по доске без помощи взрослого (войти и сойти можно с помощью взрослого).

Поведение ребенка — проходит по ограниченной поверхности (доске) без помощи взрослого.

Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает чулки, ботинки, шапку).

Методика выявления —- ситуация естественная (при раздевании ребенка).

Поведение ребенка — снимает ботинки (развязанные, расстегнутые), чулки, шапку).

Возраст — 2 года

1. Понимание речи

Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях, бывших в опыте ребенка.

Материал — специально подготовленный короткий рассказ о событии, хорошо знакомом ребенку.

Методика выявления—ситуация, специально подготовленная. Ребенок может быть в группе с другими детьми (2—3), которые сидят полукругом. Взрослый сидит против них и рассказывает им сначала первую часть рассказа, после чего задает им первые 2 вопроса, затем продолжает рассказ и задает следующие 2 вопроса. Рассказ может быть следующего типа: “Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька гулять. Надела шапочку, пальтишко, ботинки, спустилась по лесенке, тихонько открыла дверь и вышла на улицу (первая часть рассказа). На улице детки гуляют. Вдруг выскочила собачка и залаяла на Машу —ав-ав! Маша испугалась, плачет. А тетя сказала: “Не бойся, Машенька, собачка не кусается”,— и собачка убежала. Маша больше не плакала, пошла с детками играть (вторая часть рассказа)”. После небольшой паузы воспитатель задает вопросы: “Кто пошел на улицу гулять?”, “Что Машенька надела?”. “Кто испугал Машу на улице?», “А что тетя сказала Маше?”

Поведение ребенка — отвечает на вопросы взрослого.

При общении со взрослыми пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения.

Методика выявления—ситуация естественная (во время игры, режимных процессов, при общении со взрослым).

Поведение ребенка — общается со взрослым посредством речи (двух- и трехсловными предложениями).

Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета.

Материал — 3 пары варежек (красного, синего, зеленого цвета).

Методика выявления — ситуации, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются варежки в следующем порядке- красная, синяя, зеленая, красная, синяя; зеленая. Воспитатель дает ребенку варежку одного цвета и предлагает найти такую же. Затем порядок меняется: синяя, красная, зе¬леная, синяя, красная, зеленая. Задание повторяется.

Поведение ребенка — правильно подбирает по образцу 3 цвета: к красной варежке красную, к синей синюю, к зеленой зеленую. Ребенок должен решить одно задание.

4. Игра и действия с предметами.

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).

1. Материал — кукла-голыш размером 30 см, губка, полотенце, кубик (вместо мыла), ванночка.

Методика выявления — ситуация, специально нодготовленная. Можно также использовать игру ребенка, если он купает куклу. Перед ребенком раскладывают игрушки и говорят: “Кукла грязная».

Поведение ребенка — воспроизводит с куклой ряд последовательных действии: сажает куклу в ванну, использует кубик вместо мыла, трет губкой, моет рукой части тела, вытирает полотенцем. Все предметы используются по назначению.

2. Наблюдение за ребенком в свободной ситуации, когда он в игре воспроизводит ряд последовательных действии: кормит куклу и моет посуду под игрушечным краном или моет посуду и вытирает ее, лечит куклу — опускает пипетку в баночку, потом прикладывает к носу куклы.

Поведение ребенка — если ребенок в любой ситуации воспроизводит ряд последовательных действий (2—3), используя предметы по назначению, можно считать задание выполненным.

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом.

Материал — 3-4 брусочка.

Методика выявления — на расстоянии 20 см кладутся брусочки, ребенку предлагается перешагнуть через них, если ребенок не понимает задания, взрослый может ему показать.

Поведение ребенка — шагает через брусочки чередующимся шагом.

Частично надевает одежду (ботинки, шапку).

Методика выявления — ситуация естественная (во время одевания на прогулку или после сна). Ребенку предлагается самостоятельно надеть ботики, шапку, носки.

Поведение ребенка — самостоятельно, без помощи взрослого может надеть вышеуказанные предметы.

МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ З-ГО ГОДА ЖИЗНИ.

Возраст — 2 г. 6 мес

1.Говорит многословными предложениями (более 3 слов).

Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый непринужденно беседует с ребенком на любую близкую ему тему (во время деятельности или режимных процессов).

Поведение ребенка — в своей речи употребляет хотя бы один раз многословное предложение (более 3 слов).

2.Появляются вопросы: “Где?, Куда?”.

Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка (во время режимных процессов или самостоятельной деятельности) в течение 20-30 мин.

Поведение ребенка — хотя бы раз задает вопрос: “Где?” или “Куда?”.

2. Сенсорное развитие.

1.Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале.

Материал — два комплекта основных геометрических фигур (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус).

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная, Взрослый показывает ребенку одну из геометрических фигур и просит дать такую же.

Поведение ребенка — правильно дает взрослому соответствующую фигуру.

2. Подбирает по образцу разнообразные предметы 4 основных цветов.

Материал — цветное лото, в котором имеются 4 фона основных цветов, и карточки с изображением разнообразных предметов 4 цветов (брать изображения знакомых предметов, но которые в занятии не использовались).

Методика выявления — ситуация, специально подготов¬ленная.

Взрослый раздает ребенку фоны 4 цветов, затем показывает картинки с изображением предметов, окрашенных в 4 основных цвета (цвет чередует), спрашивает ребенка, на какой фон эту картинку надо положить.

Поведение ребенка — правильно подбирает по 2 картинки каждого цвета.

Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает из жизни окружающих взаимосвязь и последовательность действий (2—3).

Материал — пособие для игры в доктора, парикмахера, бытовые игры.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленная. Подобраны игрушки для нескольких сюжетных игр. Игрушки разложены в неподсказывающей ситуации.

Поведение ребенка — развернутый сюжет какого-либо одного содержания, в котором есть взаимосвязь и последовательность в выполнении действий.

4. Конструктивная деятельность.

Самостоятельно делает простые сюжетные постройки и называет их.

Материал — строительный материал разнообразной геометрической формы (10—14 шт.). Методика выявления — ситуация провоцирующая. Специально организованное занятие со строительным материалом. Ребенку даются разнообразные геометрические фигуры и предлагается что-либо построить.

Поведение ребенка — делает 1—2 простые сюжетные, постройки, обязательно называет их, Постройка должна быть похожа на называемый предмет

1. Полностью одевается, но еще не умеет застегивать пуговицы и завязывать шнурки.

Методика выявления — ситуация естественная (во время одевания после сна или при сборе на прогулку).

Поведение ребенка —самостоятельно надевает рубашку, штаны, чулки, шапку, пальто.

2. Ест аккуратно.

Поведение ребенка— ест аккуратно, не пачкает одежду не оставляет грязь на столе.

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 20—28 см.

Материал — палка или веревка.

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку, приподнятую от пола на 20—28 см.

Поведение ребенка — перешагивает свободно, не задевая палку или веревку.

1. Активная речь

1. Начинает употреблять сложные придаточные предложения.

Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи ребенка (во время режимных процессов, самостоятельной деятельности) и течение 20—30 мни.

Поведение ребенка — хотя бы раз в своей речи употребляет придаточное предложение.

2. Появляются вопросы: “Почему?”, “Когда?”.

Методика выявления — ситуация естественная. Взрослый ведет запись речи во время процессов кормления, одевания, самостоятельной деятельности в течение 20—30 мин.

Поведение ребенка — хотя бы раз употребляет вопрос: “Почему?” или “Когда?”.

2. Сенсорное развитие

1. В своей деятельности правильно использует геометриче¬ские фигуры по назначению.

Материал — геометрическая мозаика, к ней карточки, на которых даны изображения несложных предметов (дом, паро¬ход, дом с забором и др.), в основе которых лежат основные геометрические фигуры.

Методика выявления — ситуация, специально подготовленной. Взрослый дает ребенку изометрическую мозаику, карточку-образец и предлагает сделать соответствующие решение путем накладывания на образец.

Поведение ребенка — правильно подбирает мозаику к ри¬сунку.

2. Называет 4 основных цвета

Материал — 8 однотонно окрашенных предметов по два одинакового цвета, но разной формы (например, красный кубик, красный конус и др.).

Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый показывает ребенку один предмет за другим и спрашивает: “Какого цвета шарик?” (цвет чередует).

Поведение ребенка — правильно называет хотя бы по одному разу 4 основных цвета.

Появляются элементы ролевой игры.

Материал — разнообразные сюжетные игрушки.

1.Методика выявления — ситуация провоцирующая, В игровой комнате подобраны атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Взрослый ведет запись игры ребенка в течение 20—30 мин.

Поведение ребенка — отображает какои-либо сюжет, вы¬полняет роль, которую определяет словом.

2. Методика выявления — ситуация провоцирующая. Взрослый наблюдает за игрой ребенка, спрашивает его: «Кто ты?».

Поведение ребенка — на вопрос взрослого называет свою роль в соответствии с выполняемым действием.

4. Конструктивная деятельность

Появляются сложные сюжетные постройки.

Материал— разнообразные геометрические фигуры (10— 14 шт.). Величина материала зависит от места организации занятия ребенка — за столом или на полу: если за столом, дается средний или мелкий материал, на полу — крупный строитель (можно дать дополнительный материал: машину, мелкие игрушки).

Методика выявления — ситуация провоцирующая.

Поведение ребенка — делает сюжетную постройку, например гараж, дорогу к нему. Играет с этой постройкой.

5. Изобразительная деятельность

1. С помощью пластилина, карандаша изображает простые предметы и называет их.

Материал — кусок пластилина цилиндрической формы, длиной 4—6 см, диаметром 1,5—2 см.

Методика выявления —. ситуация провоцирующая. Ребенку дается кусок пластилина в виде цилиндра и предлагается слепить что-нибудь.

Поведение ребенка — лепит из пластилина какой-либо предмет и обязательно называет его. Предмет должен иметь сходство с предметом, названным ребенком.

2. С помощью карандаша или краски изображает простые предметы и называет их.

Материал — лист бумаги (размером с тетрадный лист), карандаш или краски (гуашь, разведенная до густой сметаны).

Методика выявления — ситуация специально подготовленная. Взрослый предлагает ребенку что-либо нарисовать.

Поведение ребенка — изображает какой-либо предмет и обязательно называет его. Предмет должен иметь сходство с предметом, названным ребенком.

1. Самостоятельно одевается может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.

Методика выявления — ситуация естественная (во время одевания). При необходимости взрослый помогает застегивать пуговицы или завязывать шнурки.

Поведение ребенка — самостоятельно одевается. Иногда может быть небольшая помощь со стороны взрослого при застегивании пуговицы или завязывании шнурков.

2. Пользуется салфеткой по мере надобности, без напоминания.

Методика выявления — ситуация естественная (во время кормления).

Поведение ребенка — при загрязнении лица или рук сам пользуется салфеткой.

Перешагивает через палку или веревку, горизонтально приподнятую от пола на 30—35 см.

Материал — палка, веревка, поднятая на указанную высоту.

Методика выявления — ситуация, провоцирующая. Взрослый предлагает ребенку перешагнуть через палку или веревку.

Поведение ребенка — свободно перешагивает через палку или веревку, не задевая их.скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно

ollforkids.ru

Запас понимаемых слов быстро расширяется

Пользуется лепетом и отдельными облегченными словами в момент двигательной активности, удивления, радости

Ориентируется в двух контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см.

Воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, нанизывает кольца на стержень

Ходит длительно не присаживаясь, меняет положение (приседает, наклоняется, поворачивается, пятится)

Самостоятельно ест густую пищу ложкой

1 год 4 мес. – 1 год 6 мес.

Обобщает предметы по существенным признакам в понимаемой речи (в конфликтной ситуации)

Словами, облегченными («би-би») и произнесенными правильно («машина»), называет предметы и действия в момент сильной заинтересованности

Ориентируется в 4 контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма

Отображает в игре отдельные, часто наблюдаемые действия

Перешагивает через препятствия (брусочки приставным шагом

Самостоятельно ест жидкую пищу ложкой

1 год 7 мес. –1 год 9 мес.

Понимает несложный рассказ по сюжетной картинке, отвечает на вопросы взрослого

Во время игры обозначает свои действия словами и двухсложными предложениями

Ориентируется в 3 контрастных величинах предметов (типа кубов) с разницей в 3 см

Воспроизводит несложные сюжетные постройки: перекрытия типа «ворот», »скамейки», «дома»

Ходит по ограниченной поверхности (шириной 15-20 см), приподнятой над полом (15-20 см)

Частично раздевается с небольшой помощью взрослого (снимает ботинки, шапку)

1 год 10 мес.- 2 года

Понимает короткий рассказ взрослого без показа о событиях бывших в опыте ребенка

При общении со взрослым пользуется трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения

Подбирает по образцу и слову взрослого 3 контрастных цвета

Воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры)

Перешагивает через препятствия чередующимся шагом

Частично надевает одежду (ботинки, шапку)

Как организовать контроль за развитием ребенка в детском учреждении?

В контроле за развитием и поведением детей участвуют воспитатель группы, педагог, врач. Воспитатель группы ведет наблюдение за поведением детей, педагог проводит диагностику нервно-психического развития, врач оценивает физическое развитие, состояние здоровья, дает общую оценку развития ребенка (определяет группу здоровья). При этом учитывается оценка нервно-психического развития (группа развития), которую дает педагог. Контроль за поведением детей осуществляется в дневнике группы (форма «127), где, помимо повседневного учета состояния здоровья и поведения детей, воспитатель дает описание поведения эпикризных детей, используя памятку-вопросник.

Результаты оценки уровня развития и поведения детей заносятся в карту психического развития, которая хранится у педагога. Для этого он составляет картотеку на каждого ребенка по группам. Карту заводят на ребенка один раз в два года: на второй и третий год жизни – по следующей форме:

Карта нервно-психического развития ребенка

Уровень нервно-психического развития

2 года 6 месяцев

В данной таблице с левой стороны проставляется возраст детей, уровень развития по каждой линии. В графе «Поведение» даются лишь краткие ответы на вопросник, относящийся к характеристике поведения малыша (настроение, сон, аппетит, характер бодрствования, индивидуальные особенности). Графа «Заключение» содержит сведения педагога о поведении (без отклонений, незначительные или значительные отклонения в поведении) и развитии ребенка с указанием группы. В графе «Назначения» делают пометки о назначении на следующий возрастной период. Так, например, если уровень психического развития ребенка соответствует 2 годам, то назначения даются на следующий возрастной период – на 2 года 6 месяцев.

Врач, используя данные педагога, дает оценку состояния здоровья ребенка и свое заключение записывает в истории развития (форма «112).

Для проведения диагностики нервно-психического развития педагог подбирает рекомендуемый материал, который не используется в повседневной жизни. Хранится он в кабинете педагога по каждому возрасту (1 год 3 месяца), 1 год 6 месяцев, 1 год 9 месяцев, 2 года, 2 года 6 месяцев, 3 года) в коробках. В них же должна находиться и методика выявления уровня развития ребенка по всем показателям.

Диагностика интеллектуально-познавательного развития

(А.Н.Белоус Использование в работе пед.-псих. Диагностических карт интеллектуально-познавательного развития детей // Деятельность практического психолога на современном этапе. Мн.,2000. С.13-25.

Диагностические карты интеллектуально-познавательного развития для всех возрастных групп составлены по единой схеме. Они включают разделы: познавательная активность, развитие сенсорных процессов, развитие внимания и памяти, развитие мышления, развитие воображения. Если проследить, как меняется содержание одного раздела, например «Развитие сенсорных процессов», от младшего возраста к старшему, можно увидеть, что с возрастом изменяется уровень, появляются качественные новобразования, «изменяется степень и характер культурного вооружения, инструментария, т.е. степень и способы овладения деятельностью собственных психических функций» (Л.С.Выготский).

Заполнять диагностическую карту можно на каждого ребенка отдельно, тогда в графе «степень выраженности» делаются соответствующие отметки. Если карта заполняется в целом на группу, тогда степень выраженности отмечается условными значками (на усмотрение педагога-психолога). Заполнять карту следует, постепенно накапливая материал в ежедневной работе с детьми. Для выявления степени выраженности тех или иных параметров развития целесообразно использовать различные методы. Среди них на первое место следует поставить внимательное, целенаправленное наблюдение за проявлениями различных психических функций в разных условиях деятельности и общения. Для подтверждения первоначального прогноза можно использовать специальные исследовательские и диагностические методики или их фрагменты.

Следует помнить, что развитие ребенка протекает неравномерно. Поэтому отсутствие достижений в какой-либо области не всегда может указывать на отклонение или задержку развития. Возможны индивидуальные различия в появлении отдельных психических новообразований. Так, у одного ребенка раньше, чем у другого, могут появиться достижения в области цветоощущения, зато другой опережает его в пространственных ориентировках и т.п. Эти различия подскажут педагогу-психологу, в каком направлении следует вести коррекционно-развивающую работу с каждым ребенком. Кроме того, необходимо учитывать, что возможно продвижение ребенка в сторону повышения степени выраженности тех или иных показателей, расширение зоны его ближайшего развития по мере активного включения в освоение воспитательно-образовательной программы или в результате индивидуальной работы педагога с ребенком.

Диагностические карты интеллектуально-познавательного развития составлены в соответствии со структурой программы «Пралеска» для трех возрастных групп: «МАЛЯТА» – для детей 2-3-го года жизни, «ПОЧЕМУЧКИ» – для детей 4-5 –го года жизни, «ФАНТАЗЕРЫ» – для 6-7 го года.

Диагностическая карта интеллектуально-познавательного развития детей группы «МАЛЯТА» (2-3 год жизни)

Основные новообразования познавательной сферы

www.vseodetishkax.ru

Смотрите так же:

  • Диагностика речи ребёнка Диагностика речи ребенка 3 лет Диагностика развития речи у детей в возрасте от 3 до 6 лет Методика словарная мобильность . Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную […]
  • Шпаргалки по детская психология Шпаргалки По Дошкольной Психологии Для Студентов Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном. Шпаргалка по возрастной психологии Солодилова О.П. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений. Детская […]
  • Почему ребенок в 3 года плачет ночью Ребенок 7 месяцев плачет ночью Почему плачет ребенок ночью? Здоровый, полноценный сон очень важен для грудного ребенка. Ведь именно в эти драгоценные часы он набирается сил для развития. Сколько нужно спать ребенку ночью Грудной малыш возрастом от 1 месяца до 3 должен спать ночью около 8-9 часов . Дети возрастом от 3 месяцев и до 1 […]
  • Условия определяющие выбор методов воспитания VII. Укажите, под какими номерами перечислены общие условия, определяющие выбор методов воспитания 1) коллективизм: 2) цели и задачи воспитания; 3) трудовое воспитание; 4) содержание воспитания; 5) возрастные особенности школьников; 6) эстетическое воспитание; 7) уровень сформированности 8) индивидуальные особенности 9) условия […]
  • Почему ребёнок не хочет сидеть Ребенок не сидит, во сколько дети сидят, когда ребенок начинает сидеть, во сколько месяцев Как научить ребенка сидеть? Ребенок не сидит, не хочет сидеть, в каком возрасте ребенок сидит? Почему ребенок не сидит? Мамы и папы, бабушки и дедушки, родители часто спрашивают врача: «Почему ребенок не сидит?» «Отчего ребенок […]
  • Режим дня для 9 месячного ребенка питания Режим дня 9 месячного ребенка комаровский Питание ребенка в 9 месяцев комаровский Питание ребенка в 9 месяцев комаровский Rating: 4 / 5 based on 232 votes. Питание ребенка в 9 месяцев комаровский Питание ребенка 10, 11, 12 месяцев. Так в 8 месяцев оно и том что мы еще. Меню для 7 месячного ребенка от Доктор Комаровский семь месяцев. Для […]
  • Развитие ребенка в астрахани Дошкольное развитие детей в астрахани Заказать! Прямо сейчас. Подготовка детей к школе. Адрес. Астрахань, Набережная 1 Мая, 75. регион город что искать. Южная, 23 к2. Россия Астрахань Образование, работа Образовательные центры для детей дошкольного возраста в Астрахани.Всего в Астрахани 63 компании из данной категории. Астрахань, ул. […]
  • Цистит у детей до 3 лет лечение Цистит у ребенка 7 лет лечение Цистит у детей является достаточно распространенным заболеванием. Около 25-35% всех детей как минимум один раз в жизни переболели циститом в той или иной форме. В грудном возрасте цистит встречается крайне редко и поражает в одинаковых количествах, как мальчиков, так и девочек. От 1-го года до 3-х лет и с […]