Joomla 1.5 Template By Youjoomla.com

Самые читаемые страницы

Краткий обзор журналов «Свободное воспитание»

Краткий обзор журналов «Свободное воспитание»

(из фондов БУК «Омский музей просвещения»)

Общественное движение в России на рубеже XIX — начала XX вв., перемены в общественной и духовной жизни не могли не повлиять на развитие образования в стране. Именно в это время, в период обострения борьбы идей за обновление школы, возрастает интерес к педагогической литературе, в стране резко увеличивается количество периодических изданий, которые становятся проводниками прогрессивных идей в области образования и воспитания.

В фондах БУК «Омский музей просвещения» хранятся журналы этого периода, содержащие богатый материал из истории просвещения, а также периодические издания, являющиеся методическими пособиями для учителей и воспитателей. В их ряду: «Вестник воспитания», «Вестник просвещения», «Воспитание», «Известия по народному образованию», «Народное образование», «Народный учитель», «Народная школа», «Педагогический листок», «Педагогический сборник», «Русская школа, «Русский народный учитель», «Русский педагогический вестник», «Семья и школа» и др. В настоящее время они являются библиографической редкостью.

Среди этих изданий своим радикальным направлением выделяется ежемесячный иллюстрированный журнал «Свободное воспитание», выходивший с 1907 по 1918 гг. и имевший своей целью разработку вопросов о воспитании и образовании, основанных на самодеятельности, на удовлетворении свободных запросов детей и юношества и на производительном труде, как необходимой основе жизни. Журнал, рекомендованный для городских и сельских учителей, а также для родителей выходил под редакцией русского и советского писателя, просветителя, педагога, редактора и издателя книг и журналов для детей, одного из ближайших сподвижников Льва Толстого — Ивана Ивановича Горбунова-Посадова (1864 — 1940).

Основными задачами издатели журнала считали разработку вопроса о реформе личной, семейной и общественной жизни в плане изменения условий воспитания; содействие защите детей от жестокости и эксплуатации.

В данной статье представлен обзор статей из журналов, хранящихся в фондах музея: № 10 (1911 — 1912 гг.), № 5 (1913 — 1914 гг.), № 8 (1913 — 1914 гг.), № 5 (1915 — 1916 гг.), № 7 (1915 — 1916 гг.), № 8 (1915 — 1916 гг.). Подписной год журнала считался с 1 сентября по 1 сентября.

Разделы и рубрики журнала были разнообразны и освещали дошкольное, нравственное, религиозное, половое воспитание, а также воспитание детей в первые годы жизни и детей с отклонениями в развитии. Публиковались статьи по методике преподавания в начальной школе и обзоры учебных программ, обсуждались идеи и опыт свободного воспитания за рубежом. Кроме того, на страницах журнала поднимались вопросы о защите детей от жестокости и эксплуатации, о детских самоубийствах, алкоголизме, в журнале также печатались советы родителям по воспитанию детей и по вопросам их здоровья.

Рубрики «Из книги и жизни» и «Из газет и журналов» отражали обзор журналов, книг и газет по вопросам воспитания и образования. Рубрика «Голоса наших читателей» содержала письма читателей.

Главной идеей журнала стала идея самоценности детства, неразрывно связанная с педагогическими взглядами Жан Жака Руссо. В журнале № 10 (1911 — 1912 гг.), к двухсотлетнему юбилею Ж.Ж. Руссо, была опубликована статья доктора философии Мисава Тадасу «Жан-Жак Руссо». В данной статье, анализируя педагогические взгляды и произведение Ж.Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», автор пишет: «Человек не живет одним только мозгом, он живет еще больше деятельностью и сердцем. Этим открытием мы обязаны величайшей пророческой книге, оставленной нам невежественным бродягой, увенчанным однако впоследствии самыми образованными и учеными людьми, и имя этого бродяги — Жан-Жак Руссо» (6, с. 27).

В начале ХХ в., когда активно обсуждались вопросы о воспитании детей раннего возраста, на страницах журнала пропагандировалось общественное дошкольное воспитание, обсуждались идеи и опыт создания экспериментальных творческих детских садов и школ, в которых применяли принципы свободного воспитания. В статье А. Мартыновой «Дошкольное воспитание и детский сад» пишется о преимуществе воспитания в детском саду: «Современною жизнью семья часто бывает поставлена в такие условия, при которых она не может дать своим детям полного всестороннего развития. И в обстановке богатства, изнеженности, нянек, гувернанток, и в бедных трудовых кругах, где дети растут без призора, и в замкнутых в узкий домашний мир семьях, развивающих в детях-одиночках узкий эгоизм, и в многодетных, где каждый ребенок прибавляет суетни, шума и наказаний, — везде страдает правильное воспитание, и нигде нет той здоровой обстановки, чтобы вырастить и укрепить душевные и телесные силы ребенка» (3, с. 9).

В детском саду, по мнению автора, у детей развивается чувство ответственности, трудолюбие, укрепляется воля, прививаются полезные навыки, проявляется любовь к доброму, правде и красоте. О дошкольном воспитании также можно прочесть в статьях М. Станиловской «Отчет о занятиях в детском саду Челябинского общества дошкольного воспитания», И. Горбунова-Посадова «Из деятельности Челябинского общества дошкольного воспитания».

В журнале часто публиковал свои статьи известный русский педагог, теоретик и пропагандист свободного воспитания, философ Константин Николаевич Вентцель (1857 — 1947). В статье «Свободное воспитание и семья» пишет о том, как он представляет семью будущего: «Семья будущего будет свободной кооперацией детей и родителей в деле их взаимного духовного и нравственного совершенствования. Не только родители будут воспитывать своих детей, но и дети будут воспитывать своих родителей и помогать последним становиться все выше и выше в духовном и нравственном отношении. Семья будущего не будет знать того антагонизма отцов и детей, которым пропитана насквозь семья настоящего» (1, с. 60). Для осуществления идей нового воспитания, по мнению автора, необходимо, чтобы между родителями возникли связи для совместного достижения тех или иных целей по воспитанию детей, поэтому нужно создавать родительские организации: клубы, союзы, ассоциации.

Многие статьи журнала сохранили актуальность и для наших дней. Например, в статье К. Лебединцева «Вопрос о способах оценки и контроля познаний учащихся» поднимается вопрос о целесообразности создания надежной системы контроля знаний учащихся, о недостатке и о необходимости отмены экзамена в школе: «…труд, затрачиваемый учащимися на подготовку к экзаменам, труд усиленный и нередко идущий в ущерб здоровью, а равно и труд, употребляемый преподавателями на самое производство экзаменов, — никакой педагогической ценности не имеет» (2, с. 39-40).

Издатели журнала знакомили читателей с зарубежным опытом по воспитанию и образованию детей. Стоит лишь перечислить некоторые статьи, названия которых говорят сами за себя: «О реорганизации физического воспитания в Швеции», «О беседах по алкоголизму в школах Бельгии», «Неделя здоровья в Америке», «Начальные школы в Германии», «Успехи в области педагогики в Венгрии» и др.

В журнале «Свободное воспитание» активно пропагандировался опыт Марии Монтессори (1870 — 1952 гг.) — педагога-психолога, первой женщины-врача в истории Италии. В эти годы в Италии были открыты первые школы, работающие по её системе, побуждающие ребенка реализовать свою индивидуальность, развить природные способности, заложенные с рождения. Российские педагоги проявляли большой интерес к педагогическим идеям Монтессори, и журнал оказывал в этом большую помощь. Например, в статье известного педагога, специалиста в области дошкольного воспитания и начального образования Луизы Карловны Шлегер (1863 — 1942 гг.) в доступной форме рассказывается о методах воспитания Марии Монтессори: «В основе метода Монтессори лежит полная свобода ребенка в его самопроявлениях и использование каждого атома его природной энергии. Доктор Монтессори считает ребенка дисциплинированным, если он владеет собой и в состоянии, поэтому, контролировать себя и располагать собой всякий раз, когда ему нужно исполнить какое-нибудь требование жизни. Свобода ребенка должна быть ограничена общим благом. Ему нужно препятствовать совершать поступки, вредные или оскорбительные для другого. Учитель должен строго избегать репрессии за самопроизвольные действия или заставлять ребенка делать по желанию других…Целью школьной дисциплины должно быть развитие охоты к деятельности, к работе на благо себе и другим. Для этого необходимо развитие независимости в ребенке» (7, 57 — 58).

Статья Л.К. Шлегер опубликована под псевдонимом «Л.Ш.». Под псевдонимом «Н.К.» печатала свои статьи видный теоретик педагогики Надежда Константиновна Крупская (1869 — 1939 гг.).

Статья доктора медицины И. Е. Майзеля «Летние детские колонии» содержит необходимые сведения для педагогов и заведующих, работающих в данных колониях. Как известно, в конце XIX — начале XX вв. в России существовали летние детские колонии, подобные современным загородным лагерям. Обычно колонии размещались в школах или в предоставляемых на время помещичьих домах. Дети, в основном из бедных семей, сами обслуживали себя, знакомились с сельской жизнью, с природой. Исходя из содержания данной статьи, можно сделать вывод о том, насколько благотворно влияло на физическое развитие детей их пребывание в летних колониях: «Отчет 1914 г. московского кружка летних школьных колоний показывает, что с малокровием поехало 78 %, а вернулось только 9 %, таким образом 69 % получило улучшение. Упадок питания наблюдался у 65 %, вернулось назад с плохим питанием только 12 %, — 43 % улучшилось. Неправильное пищеварение в 30 % случаев из 34 % восстановилось до нормы» (4, с.46 – 47).

Пребывание в колонии способствовало расширению кругозора детей. Более половины колонистов никогда не бывали в деревне: «Анкета, проведенная московским педагогическим кружком среди детей, поступающих в московские городские школы, отмечает, что 2 % детей не видали коровы, 6 % не знали, откуда получается молоко, 8 % не видали утки, 16 % — овцы, 26 % — стада» (5, с. 47). В целом, в статье содержится немало интересных и полезных сведений по организации оздоровления детей в летней колонии.

Журнал «Свободное воспитание», родившийся в начале прошлого века, в самый расцвет российской педагогической мысли и просуществовавший чуть более десятка лет, пропагандировал прогрессивные педагогические взгляды, содействовал развитию воспитания и педагогического образования в России. В свете того, что педагогика свободного воспитания находит все больше и больше своих сторонников во всем мире и сегодня, журнал «Свободное воспитание» представляет несомненный интерес не только для исследователей, но и для педагогов, воспитателей и родителей, так как освещает вопросы, актуальные и для нашего времени.

  • Вентцель К. Свободное воспитание и семья» // Свободное воспитание. 1912 — 1913. № 8.
  • Лебединцева К. Вопрос о способах оценки и контроля познаний учащихся // Свободное воспитание. 1913 1914. № 5.
  • Мартынова А. Дошкольное воспитание и детский сад // Свободное воспитание. 1915 — 1916. № 10.
  • Майзель И.Е. Летние детские колонии // Свободное воспитание. 1915 — 1916. № 7.
  • Майзель И.Е. Летние детские колонии // Свободное воспитание. 1915 1916. № 7.
  • Мисава Тадасу. Жан-Жак Руссо // Свободное воспитание. 1911 — 1912. № 10.
  • Шлегер Л.К. Мария Монтессори и её метод // Свободное воспитание. 1911 — 1912. № 10.
  • ompros.ru

    Портал российской науки

    Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П.Астафьева.

    13.00.00 – Педагогические науки

    19.00.00 – Психологические науки

    Импакт-фактор РИНЦ 2014: 0,174

    Журнал публикует статьи по актуальным проблемам педагогической науки, теории и практики профессионального образования и физического воспитания. Уделяется большое внимание педагогической психологии, психологии личности и вопросам психологии в целом. Обсуждаются вопросы языкознания и литературоведения. Журнал является мультидисциплинарным, рецензируемым, входит в перечень ВАК.

    Аудитория: педагоги, учителя, студенты и преподаватели высшей школы, психологи и филологи.

  • Педагогические науки. Обучение и воспитание.
  • Профессиональное образование.
  • Специальная педагогика.
  • Физическое воспитание.
  • Психологические науки. Психология личности.
  • Педагогическая психология.
  • Филологические науки. Языкознание.
  • Литературоведение.
  • Научный дебют
  • Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика.

    08.00.00 – Экономические науки

    Год основания: 2006

    Импакт-фактор РИНЦ 2014: 0,463

    Web of Science: да

    Журнал посвящает свои страницы анализу и обсуждению современных российских и зарубежных научных исследований в сфере социально-экономической политики, глобального управления, различных направлений международного сотрудничества, включая образование, науку, экономику. Публикуются статьи по современным проблемам развития высшего и высшего специального образования на национальном и международном уровне с учетом социально-экономического развития территорий.

    Аудитория: научные сотрудники, аналитики, практики в сфере международных отношений, преподаватели, экономисты, сотрудники внешнеполитических ведомств.

  • Региональные интеграционные процессы.
  • Тенденции развития международной торговли.
  • Механизмы инновационного развития.
  • Россия и Европейский союз.
  • Глобальное управление в сфере экономики.
  • Глобальное управление в социальной сфере.
  • Глобальные проблемы безопасности.
  • Политологический анализ.
  • Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: информатика и информатизация образования.

    Год основания: 2003

    Периодичность выхода: ежеквартально

    Импакт-фактор РИНЦ 2014: 0,155

    В журнале публикуются теоретические и научно-практические статьи по различным областям информатики, внедрению информационных технологий в процесс образования, совершенствованию методики преподавания информатики. Обсуждаются новейшие разработки в сфере информатизации образования.

    Аудитория: преподаватели высших и средних специальных учебных заведений, студенты, аспиранты, научные сотрудники и специалисты в области информационных технологий в сфере образования.

    • Информатика. Теория и методика обучению информатике.
    • Менеджмент образовательных организаций.
    • Инновационные технологии и образование.
    • Электронные средства обучения.
    • Создание информационно-образовательной среды.
    • Трибуна молодых ученых.
    • Вестник Московского государственного областного университета. Серия: педагогика.

      Год основания: 1998

      Импакт-фактор РИНЦ 2014: 0,080

      В журнале публикуются статьи с обсуждением результатов исследований известных и молодых ученых по теории и методике обучения и воспитания, по общей педагогике, по актуальным проблемам общего и профессионального образования.

      Аудитория: преподаватели высшего и среднего специального образования, студенты, аспиранты, молодые ученые, научные сотрудники.

      Основные разделы журнала:

    • Общая педагогика.
    • История педагогики и образования.
    • Теория и методология обучения и воспитания.
    • Теория и методология профессионального образования.
    • Методика организации социально-культурной деятельности.
    • Научная жизнь.
    • Отечественная и зарубежная педагогика

      Год основания: 2011

      Периодичность выхода: два раза в год

      Импакт-фактор РИНЦ 2014: 0,265

      Журнал посвящен обсуждению фундаментальных проблем образования и педагогических наук. Рассматриваются вопросы истории педагогики и образования, методологии и методики обучения, теории воспитания, непрерывного образования. В статьях находят свое отражение результаты зарубежных научных исследований. Публикуются материалы научных конференций, симпозиумов, методологических семинаров. Журнал имеет институт рецензирования и входит в список журналов ВАК.

      Аудитория: научные сотрудники, профессорско-преподавательский состав вузов, аспиранты, представители педагогической общественности.

      Основные разделы журнала: история и теория педагогики; философия образования; теория и методика обучения и воспитания; теория и методика профессионального образования; общая психология; педагогическая психология; психология личности; история психологии.

      Год основания: 1999

      Периодичность выхода: 10 раз в год

      Импакт-фактор РИНЦ 2014: 1,045

      Журнал «Образование и наука» посвящен теоретическим и прикладным исследованиям в области развития образования на основе принципов междисциплинарных подходов. Политика журнала направлена на преодоление различий между изданиями международного, федерального и регионального уровней, создания единого коммуникационного пространства.

      Аудитория: ученые вузов, руководители и педагоги всех типов образовательных учреждений, работники сферы образования регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья.

    • Общие вопросы образования.
    • Реализация образовательных стандартов.
    • Психологические исследования.
    • Культурологические исследования в образовании.
    • Педагогическая публицистика.
    • Коррекционная педагогика.
    • История образования.
    • Консультации.
    • Образование и саморазвитие

      14.00.00 – Народное образование. Педагогика

      Импакт-фактор РИНЦ 2014: 0,095

      Журнал публикует научные и научно-практические статьи по проблемам образования, педагогики и психологии в контексте ориентации на саморазвитие личности. Исследуются проблемы совершенствования качества образовательных систем, теории и методики профессионального и поликультурного образования. Издание входит в Перечень журналов ВАК.

      Аудитория: преподаватели и студенты вузов и ссузов, учителя общеобразовательных школ, сотрудники образовательных учреждений, педагоги и научные сотрудники.

    • Проблемы развития образования и педагогической психологии.
    • Психология развития и саморазвития личности.
    • Теория и методика профессионального образования.
    • Проблемы социализации и развития культуры учащейся молодежи.
    • Гуманизация поликультурного образования: воспитание и саморазвитие личности.
    • Проблемы зарубежной педагогики и психологии.
    • История образования и педагогической мысли.
    • www.ru-science.com

      Реферат: 1. Умственное воспитание детей дошкольного возраста:

      Тематика контрольных работ . 7

      Тема 1. Умственное воспитание детей дошкольного возраста………. 8

      Тема 2. Педагогические условия формирования умственной активности..9

      Тема 3. Поисковая деятельность детей дошкольного возраста..……. 10

      Тема 4. Методы освоения социально-нравственного опыта в дошкольном возрасте……………………………………………………………………. …….12

      Тема 5. Воспитание у детей культуры поведения…………………….…. 14

      Тема 6. Содержание воспитания у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к труду…………………………………………. ……. 15

      Тема 7. Содержание эстетического воспитания дошкольников….……. 18

      Тема 8. Проблема формирования творчества детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………. 20

      Тема 9. Особенности обучения детей дошкольного возраста……………22

      Тема 10. Занятие как одна из форм обучения детей дошкольного возраста. 23

      Тема 11. Руководство сюжетно-ролевыми играми…………………….….25

      Тема 12. Руководство театрализованными играми………………………..26

      Тема 13. Строительно-конструктивные игры……………………….……..27

      Тема 14. Дидактические игры…………………………………………. 29

      Тема 15. Организация предметно-игровой среды для детей дошкольного возраста………………………………………………………………………. ……31

      Тема 16. Профессиональная компетентность воспитателя……………….32

      Выполнение контрольной работы по дисциплине «Дошкольная педагогика» представляет собой одну из форм проверки и оценки, усвоенных студентами заочной формы обучения знаний, получения информации о характере и уровне познавательной деятельности студентов, уровне их самостоятельности и активности в учебном процессе.

      Данные методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой дисциплины «Дошкольная педагогика» и призваны оказать практическую помощь студентам заочного отделения в подготовке и выполнении теоретических и практических заданий контрольной работы.

      Выполнение контрольной работы предполагает изучение и анализ научной и учебно-методической литературы по теме; выполнение задания практического характера; представление своих суждений по рассматриваемым вопросам в выводах.

      В данных методических указаниях представлены темы контрольных работ по дисциплине, даны комментарии по раскрытию содержания каждой темы, представлены списки основных литературных источников.

      Студент, выбрав тему, работает над ней самостоятельно в межсессионный период и сдает контрольную работу за один месяц до начала следующей сессии (согласно учебного плана). К представленным темам контрольных работ предлагается основная литература. Студент может использовать и другие дополнительные литературные источники.

      Изложение контрольной работы целесообразно начать с введения, где обосновывается выбор темы, определяется ее актуальность и значимость. Далее представляются теоретическая и практическая части. Требуется, чтобы подразделы теоретической части, соответствующие представленным к каждой теме вопросам для анализа, были соразмерны друг другу по объему и заканчивались краткими выводами из предшествующего изложения (подразделы должны быть соединены логической последовательностью текста, без явных смысловых разрывов). В выводах следует суммировать микровыводы, которые состоялись в контрольной работе, и представить собственную точку зрения по изученной проблеме.

      Контрольная работа должна иметь следующую структуру:

      1. Титульный лист.

      2. Содержание (отражает структуру контрольной работы).

      3. Введение (объем введения должен составлять одну десятую часть от общего объема контрольной работы).

      4. Теоретическая часть (состоит из нескольких подразделов в соответствии с предложенным планом к каждой теме – вопросы для анализа).

      5. Практическая часть, в которой отражено выполнение предложенного к каждой теме задания.

      6. Выводы (объем должен составлять одну двадцатую часть общего объема контрольной работы).

      7. Список литературы с выходными данными.

      Оформление контрольной работы должно отвечать следующим требованиям:

      · Контрольная работа должна быть напечатана на листах формата А-4.

      · Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с разработанными в ТГУ требованиями.

      · Контрольная работа должна иметь поля (верхнее и нижнее по 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см) и сквозную нумерацию страниц.

      · Текст контрольной работы должен грамотно и аккуратно излагаться на одной стороне листа.

      · Должна быть выдержана структура контрольной работы в соответствии с представленными требованиями.

      · Каждая структурная часть должна начинаться с новой страницы (в отличие от подразделов).

      · Должно быть представлено Приложение.

      · Объем контрольной работы должен составлять 12-15 листов печатного текста, шрифт Times New Roman, кегль 14, междустрочный интервал – одинарный.

      Тематика контрольных работ по дисциплине

      Тема 1.Умственное воспитание детей дошкольного возраста.

      Тема 2.Педагогические условия формирования умственной активности.

      Тема 3.Поисковая деятельность детей дошкольного возраста.

      Тема 4.Методы освоения социально-нравственного опыта в дошкольном возрасте.

      Тема 5.Воспитание у детей культуры поведения.

      Тема 6.Содержание воспитания у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к труду.

      Тема 7.Содержание эстетического воспитания дошкольников.

      Тема 8.Проблема формирования творчества детей дошкольного возраста.

      Тема 9.Особенности обучения детей дошкольного возраста.

      Тема 10.Занятие как одна из форм обучения детей дошкольного возраста.

      Тема 11.Руководство сюжетно-ролевыми играми.

      Тема 12.Руководство театрализованными играми.

      Тема 13.Строительно-конструктивные игры.

      Тема 14.Дидактические игры.

      Тема 15.Организация предметно-игровой среды для детей дошкольного возраста.

      Тема 16.Профессиональная компетентность воспитателя.

      Содержание контрольных работ

      Тема 1. Умственное воспитание детей дошкольного возраста

      В данной работе необходимо охарактеризовать умственное воспитание и его роль на современном этапе; задачи и содержание умственного воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения, средства умственного воспитания. При изложении материала придерживаться вопросов для анализа. Высказать свое суждение по рассматриваемым вопросам. Привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения. Выполнить задание практического характера.

      1. Охарактеризуйте понятие «умственное воспитание».

      2.Назовите фамилии исследователей проблем умственного воспитания. Раскроите их основные идеи.

      3. Перечислите традиционные и нетрадиционные средства умственного воспитания. Сделайте сравнительный анализ.

      Практическое задание:На основе указателей статей в 12-м номере журнала «Дошкольное воспитание» составьте библиографию публикаций по проблемам умственного воспитания детей дошкольного возраста за любые пять лет с 2000 года. Обратите внимание и проанализируйте, изменилась ли тематика, подходы к проблеме за этот период. Выделите основные темы, обобщите их. Сгруппируйте по рубрикам, например, «Нужно ли осуществлять умственное воспитание ребенка», «Вопросы теории» и др., сделайте общий вывод о рекомендациях по использованию этих статей в практике работы воспитателя дошкольного учреждения.

      В Приложении представьте подборку статей по одной из рубрик (на ваш выбор).

      1. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика :[CD] / С. А. Козлова. — М., 2004.

      2. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр.; Гриф МО. — М.: Академия, 2006. — 415 с.

      3. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой. – М., 1980. – С.154-156.

      4. Умственное воспитание дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 1972.

      Тема 2. Педагогические условия формирования умственной активности

      В данной работе охарактеризовать умственную активность, ее составляющие: любознательность и познавательные интересы детей. Педагогические условия формирования умственной активности (использование показа взрослым своей активности как образца-ориентира для подражания детей; организация деятельности, педагогическое руководство с использованием игр-головоломок, моделирования, проблемных, поисковых ситуаций, опытов, вопросов проблемного характера и т.д.). При изложении материала придерживаться вопросов для анализа. Высказать свое суждение по рассматриваемым вопросам. Привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения. Выполнить задание практического характера.

      1. Охарактеризуйте понятие «умственное активность».

      2.Назовите фамилии исследователей проблем формирования умственной активности. Раскроите их основные идеи.

      3. Раскройте педагогические условия формирования умственной активности.

      3. Перечислите традиционные и современные методы и приемы формирования умственной активности. Сделайте сравнительный анализ.

      Практическое задание:изучите методы и приемы формирования умственной активности, используемые на практике в вашем дошкольном образовательном учреждении, приведите примеры их использования, аргументируйте их выбор.

      1. Куликова, Т.А. О воспитании познавательных интересов / Т.А. Куликова // Дошкольное воспитание. – 1976. — № 9. – С. 38 – 42.

      2. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В. Щетинина / — М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 11.4 п.л.

      4. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / О.В.Дыбина, Н.Н.Поддъяков, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 4 п.л.

      5. Крулехт, М.В. Проблема целостного развития ребёнка-дошкольника как субъекта трудовой деятельности /М.В. Крулехт. – СПб., 1995.

      Тема 3. Поисковая деятельность детей дошкольного возраста

      В данной работе охарактеризовать экспериментирование с объектами и материалами; поисковую деятельность, ее характеристику; этапы организации поисковой деятельности; ее роль в развитии у детей старшего дошкольного возраста основ исследовательского поведения. При изложении материала придерживаться вопросов для анализа. Высказать свое суждение по рассматриваемым вопросам. Привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения. Выполнить задание практического характера.

      1. Охарактеризуйте понятие «поисковая деятельность».

      2. Назовите фамилии исследователей изучающих поисковую деятельность. Раскроите их основные идеи.

      3. Раскройте педагогические условия организации поисковой деятельности.

      4. Перечислите традиционные и современные методы и приемы формирования исследовательского поведения в процессе поисковой деятельности. Сделайте сравнительный анализ.

      Практическое задание:изучите методы и приемы формирования исследовательского поведения в процессе поисковой деятельности, используемые на практике в вашем дошкольном образовательном учреждении, приведите примеры их использования, аргументируйте их выбор.

      1. Дыбина, О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 11.4 п.л.

      2. Дыбина, О.В. Ребенок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / О.В.Дыбина, Н.Н.Поддъяков, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина. М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 4 п.л.

      3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр.; Гриф МО. — М.: Академия, 2006. — 415 с.

      4. Дыбина, О.В. Из чего сделаны предметы: Сценарии игр для детей дошкольного возраста / О.В. Дыбина. — М.: ТЦ «Сфера», 2004. – 7,5 п.л.

      5. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет — М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 2,6 п.л.

      6. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет — М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 2,6 п.л.

      7. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет — М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 2,6 п.л.

      8. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет — М.: ТЦ «Сфера», 2008. – 2,6 п.л.

      9. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир / О.В.Дыбина. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.

      Тема 4. Методы освоения социально-нравственного опыта в дошкольном возрасте

      В данной работе необходимо охарактеризовать методы социально-нравственного воспитания (способы взаимосвязанной деятельности педагога с детьми и их родителями, обеспечивающие решение задач социально-нравственного воспитания).Методы формирования нравственного сознания– основная функция данной группы методов – обеспечить ориентацию дошкольника в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, в ценностях своей семьи и детского сообщества, помочь понять, что такое хорошо, что такое плохо, обеспечить социальную информированность ребенка относительно принятых в обществе норм и правил поведения, выражения чувств и эмоций. К данной группе методов относятся: ознакомление детей с правилами и нормами поведения, пример взрослых, детей, разъяснения и убеждения, этические беседы.Методы формирования нравственного поведения– основная функция – сделать ребенка активным субъектом эмоционально-нравственных проявлений и переживаний в разных видах детской деятельности. К данной группе относятся: упражнения для приучения детей к социально одобряемым формам и способам поведения, метод включения ребенка в социальные ситуации для активного проявления доброго, заботливого, справедливого отношения к окружающим.Методы стимулирования нравственных чувств и отношений– основная функция – формирование эмоционального опыта ребенка, опыта переживаний, имеющих позитивную окраску. К данной группе методов относятся: поощрение, наказания, использование произведений литературы и искусства.

      Охарактеризовать, чем обосновывается выбор методов нравственного воспитания: задачами нравственного воспитания, возрастными особенностями и индивидуальными различиями. При изложении материала придерживаться вопросов для анализа. Высказать свое суждение по рассматриваемым вопросам. Привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения. Выполнить задание практического характера.

      1. Охарактеризуйте понятие «методы социально-нравственного воспитания».

      2.Назовите фамилии исследователей изучающих методы социально-нравственного воспитания. Раскройте их основные идеи.

      3. Раскройте традиционные и нетрадиционные методы и приемы методы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Сделайте сравнительный анализ.

      Практическое задание:На основе указателей статей в 12-м номере журнала «Дошкольное воспитание» составьте библиографию публикаций по проблемам социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста за любые пять лет с 2000 года. Обратите внимание и проанализируйте, изменилась ли тематика, подходы к проблеме за этот период. Выделите основные темы, обобщите их. Сгруппируйте по рубрикам, например, «Интересные методы социально-нравственного воспитания», «Вопросы теории» и др., сделайте общий вывод о рекомендациях по использованию этих статей в практике работы воспитателя дошкольного учреждения. В Приложении представьте подборку статей по одной из рубрик (на ваш выбор).

      3. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребёнка 6 – 7 лет /

      Н.И. Непомнящая. – М., 1992.

      4. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. – М., 1986.

      5. Петрова, В.И. Нравственное воспитание в детском саду / В.И. Петрова, Т.Д. Стульник. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

      Тема 5. Воспитание у детей культуры поведения

      В данной работе необходимо охарактеризовать понятие культуры поведения, отметить связь внешней культуры с внутренней, имея в виду, что культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета, она тесна связана с нравственными чувствами и представлениями.

      Основной истиной культуры поведения является уважение к окружающим людям. Рассматривая намеченные вопросы, опирайтесь на программу воспитания и обучения в детском саду (под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой) или на какую-либо другую комплексную программу для дошкольных образовательных учреждений.

      Вопросы для анализа:

      1. Понятия “культура поведения”, “этикет”.

      2. Подходы к рассмотрению проблемы воспитания культуры поведения.

      3. Содержание понятий “культура общения”, “культура деятельности”, “культурно-гигиенические навыки”.

      4. Методы и приемы их формирования с учетом возрастных особенностей и возможностей детей.

      Практическое задание:составьте портрет идеально воспитанного ребенка младшего и старшего дошкольного возраста. Составьте аннотацию новой книги по обсуждаемой теме.

      1. Дошкольная педагогика /Авторы-составители О.В.Солнцева, Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт. – СПб, 2005. – 125с.

      3. Непомнящая, Н.И. Становление личности ребёнка 6 – 7 лет / Н.И. Непомнящая. – М., 1992.

      4. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста /С.В. Петерина. – М., 1986.

      Тема 6. Содержание воспитания у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к труду

      В данной работе необходимо охарактеризовать основы ценностного отношения к труду, трудовое воспитание детей дошкольного возраста на современном этапе; положение об особой значимости труда и трудового воспитания в психическом, нравственном формировании личности ребенка-дошкольника; раскрыть уровни освоения труда (уважение к человеку труда, труженику; овладение компонентами трудовой деятельности; отношение к труду и к результатам труда). Обратить особое внимание, что их сформированность зависит от содержания трудового воспитания и обучения, выбора методов и средств данного процесса. Ответить на вопрос, почему необходимо научно обосновать содержание трудового воспитания детей? Указать, что содержание трудового воспитания обусловлено следующим:

      1. Особенностями труда детей дошкольного возраста: связь с игрой (трудно провести границы), учебой, отсутствие значимого результата, имеющего материальную ценность для общества, воспитательное воздействие на личность ребенка и т.д.

      2. Современными психолого-педагогическими исследованиями, раскрывающие новые возможности детей по освоению трудовой деятельности, ее компонентов (В.И. Логинова, М.В. Крулехт и др.); по осознанию целостного облика человека труда, труженика (С.А. Козлова, А. Шахманова, О.В. Дыбина и др.).

      3. Требованиями к первокласснику со стороны школы. Современная школа требует от детей, поступающих в начальную школу высокий уровень развития трудолюбия, самостоятельности, работоспособности, освоения разных видов деятельности и т.д.

      При изложении материала придерживаться вопросов для анализа. Высказать свое суждение по рассматриваемым вопросам. Привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения. Выполнить задание практического характера.

      1. Охарактеризуйте понятия «основы ценностного отношения к труду», «трудовое воспитание».

      2.Назовите фамилии исследователей изучающих трудовое воспитание. Раскройте их основные идеи.

      3.Раскройте содержание трудового воспитания на современном этапе. Сделайте сравнительный анализ по программам воспитания и обучения детей.

      Практическое задание:Опишите алгоритм ваших действий по организации трудовой деятельности детей среднего дошкольного возраста, решая задачу развития самостоя­тельности у дошкольников. Проведите анализ содержания трудового воспитания дошкольников в образовательных программах для детского сада («Программа воспитания и обучения в детском саду», «Детство», «Радуга»). Результаты анализа отразите в таблице 1.

      Содержание трудового воспитания дошкольников в современных образовательных программах

      superbotanik.net

      ГБУ ДПО Похвистневский РЦ

      Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию обзор журнала

      «Дошкольное воспитание» № 4 — 6 2016 г.

      Научно-методический журнал освещает все аспекты системы дошкольного образования: нормативно-правовую базу, вопросы управления, программно-методического обеспечения, коррекции развития ребенка, методической службы, подготовки и переподготовки кадров. В журнале печатаются научные, научно-практические статьи; передовой, оригинальный опыт практических работников ДОО.

      Содержание журнала № 4 2016г.

    • Показатели и виды доступности дошкольного образования.
    • Аннотация. В статье рассматриваются индикаторы доступности образования детям младшего (дошкольного) возраста, принятые в практике управления системой образования России.

      55 лет НИИ дошкольного воспитания

      Ф. Сохин. О задачах развития речи. Впервые опубликовано в журнале «Дошкольное воспитание».1975.№9

      Одна из важных задач воспитания и обучения в детском саду- развитие речи, обучение родному языку. Эта общая задача включает ряд частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной монологической речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовку к обучению грамоте.

      У детей двух-трех лет появляются игры, в которых заметно стремление подражать взрослым. Действия людей отражаются схематично, поверхностно. Играя, дети действуют с предметами – игрушками однообразно, подолгу задерживаются на манипулировании. На этой ступени, когда ребенок исследует предмет и посредством ряда повторных действий пытается его опробовать, такие действия закономерны.

      Е. Гусева. «Облака». Эмоциональное развитие дошкольников младшего и среднего возраста.

      Цель. Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста: знакомство с четырьмя основными эмоциями (радость, грусть, злость, любопытство), их узнавание и понимание.

    • Н Миронова. «В книгах можно найти объяснение всему, если знать, где искать», или Как с помощью книг ребенок может познавать мир .
    • Аннотация. В статье речь идет о том, как познакомить ребенка с помощью художественного текста с разнообразием жизни на Земле. Через художественный текст ребенок познает окружающий мир, его многообразие.

    • И. Иванкова. Кто обитает в живом уголке?Экскурсия в экологическую комнату для детей 5-6 лет.
    • Цели. Формировать знания о животных. Улучшать межличностные отношения со сверстниками и взрослыми. Воспитывать экологическую грамотность, добрые чувства (эмпатию, сострадание, сопереживание). Развивать коммуникативные способности; умение делать выводы; называть слова в уменьшительно-ласкательной форме. Формировать правильное произношение сложных слов .

    • Т. Горобец.«О чем рассказывают камни». Игровая образовательная ситуация для детей 5-8 лет.
    • Цели: Расширение кругозора; формирование познавательных действий. Развитие воображения и творческой активности. Формирование первичных представлений о природных объектах – полезных ископаемых, их свойствах. Знакомство с профессией геолога

      Н. Герасимова. Киностудии: много хороших и разных

      1895г. (28 декабря) – год рождения нового искусства — КИНО

    • Л. Тертищева. Театрализованная игра «Непридуманная сказка». Для детей 5-8 лет
    • Театрализованная игра помогает детям становиться более раскрепощенными, общительными, у них формируются сопереживание, сочувствие, интенсивнее развивается речь.

    • Н. Солдатова, О. Покровская. Подбор стихов для благоприятного развития личности дошкольника.
    • Дошкольное детство – очень важный период человеческой жизни, от его качества зависит не только каким станет человек, но и каким будет все человечество, мир в целом.

    • О.Коротких. Развиваем творческие способности. Техника работы с пластилином.
    • Аннотация. В статье рассматриваются педагогические аспекты обучения детей технике работы с пластилином. Как показывает опыт исследования в практике ДОО, это является одним из эффективных средств активизации и развития всех творческих способностей ребенка.

    • Н. Дунаева, М. Петухова — Левицкая. Педагогические условия развития художественно-творческих способностей старших дошкольников посредством музыкальных игр.
    • Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается идеал всесторонне и гармонично развитой личности. Художественно-творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им разных видов деятельности.

      К. Борчанинова, В. Бортовская, Н. Еропкина. Как Незримка искал в лесу домашних животных. Физкультурно-игровой досуг.

      Физкультурно – игровой досуг — форма работа с детьми, в которой тесно переплетаются особенности досуга и возможности развивающих игр. В Ходе совместного времяпровождения дети, занимаясь развивающими играми, отдыхают, развлекаются, думают и творят, при этом свободно общаются со взрослыми и сверстниками, имеют возможность выбора игр и игрового материала для расширения познавательно-творческих задач.

      Н. Насибуллина, Л. Колоярская. Приобщаем к искусству. Потешки, загадки, песенки для детей 2-4 лет.

      Потешки, русские народные песенки, загадки оказывают большое влияние на развитие речи детей дошкольного возраста. Предлагаемые произведения, могут быть использованы с первых дней работы с малышами. Их легко инсценировать даже тогда, когда дошкольники еще не владеют активной речью. Они динамичны, богаты глаголами. Построены на множестве повторов, что способствует запоминанию слов, а затем их активному употреблению.

      Предметно — пространственная среда

      Специалисту детского сада

      Т. Федосова. «Три бабочки». Театрализованный досуг для младших школьников.

      Театрализованный досуг также может быть использован как представление для родителей, для детей средней и старших групп детского сада.

    • В. Евдокимова.Создание цифрового образовательного ресурса «Календарь природы» для детей дошкольного возраста с помощью ИКТ
    • Актуальность ИКТ в ДОО обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения и воспитания детей дошкольного возраста, в использовании современных компьютерных программ и мультимедийного оборудования. ИКТ значительно расширяют возможности педагогов и специалистов.

    • Т. Бакулина.Круглый стол как форма взаимодействия с педагогами и родителями
    • Цель. Актуализовать и поддерживать у воспитателей чувство удовлетворения своей профессией.

      Задачи. Способствовать педагогической рефлексии воспитателей, Напомнить им о самоценности детства, способствовать пониманию мировосприятия ребенка. Дать педагогам возможность проявить доброжелательное отношение друг к другу. Поддерживать самооценку воспитателей на высоком уровне, побуждать опираться в работе на свои сильные профессиональные и личностные качества. Профилактика эмоционального выгорания воспитателей.

      А. Закрепина. Интеграция педагогических технологий в медицинскую реабилитацию.

      Аннотация. Статья посвящена детям, перенесшим тяжелую черепно-мозговую травму (ТЧМТ), находящимся на стационарном этапе лечения. В специальной литературе недостаточно исследований, отражающих роль и значимость педагогической работы с детьми после тяжелой черепно-мозговой травмы, а также направленных на изучение психических возможностей и динамики восстановления этих детей в период ранней реабилитации. Показана специфика работы педагога-дефектолога в уникальном опыте междисциплинарной команды отделения реабилитации и восстановительного лечения при нейрохирургическом стационаре.

      Готовимся к празднику

      Л. Королева. Тула – арсенал и щит России. Праздник, посвященный Дню Победы

      Цели. Приобщать к истории родного края, воспитывать доброту, взаимовыручку. Формировать понятия гражданственности, чувство любви к Родине, родному городу на основе ознакомления с историей Отечества. Создать условия для формирования личности будущего гражданина.

      Содержание журнала №5 2016 г.

      Е. Комарова. Показатели и виды доступности дошкольного образования

      Продолжение. Начало см.: Дошкольное воспитание. 2016 №4.

      Показатели территориальной доступности дошкольного образования

    • Л. Сидоркевич. Развитие познавательных способностей детей 5-8 лет (с использованием даров Ф. Фрёбеля)
    • Развитие творчества. Учить детей понимать значение процесса работы с пособиями, развивать у них навыки свободного комбинирования, стимулировать стремление к развитию способностей.
    • Развитие концепции правил и порядка. Приучать дошкольников к порядку (вынимать материалы из ящиков, убирать их обратно).
    • Понимание концепции форм. Пособия помогают понять значение части и целого. Научившись распознавать куб и ромб, дети смогут понять другие формы (как из двух квадратов сложить прямоугольник и т.д.)
      1. Н. Афонина. Для чего человеку нужны глаза и уши? Экспериментирование с детьми 5-8 лет.
      2. Цель. Содействовать развитию умственных и личностных качеств посредством усвоения базовых представлений о строении человеческого тела, принципов функционирования органов чувств.

        Важную роль среди факторов, определяющих развитие ребенка, играет природная и культурная среда родного края. Неповторимы природное окружение, достопримечательности, народное творчество. Это позволяет формировать с детских лет представление о малой Родине.

        Мини – музей – это возможность для детей и взрослых стать соавторами и создателями экспозиций, способ творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми.

      3. Л. Алибаева. Летательные аппараты. Интегрированная научно-образовательная деятельность для детей 6-8 лет
      4. Задачи. Продолжать учить детей создавать модели из конструктора Лего по собственному замыслу (летательные аппараты). Закреплять умение создавать конструкции из крупного строительного материала, объединенные общей темой (ангар для летательных аппаратов). Определять, какие детали подходят для постройки. Закреплять знания о воздушном транспорте, частях, из которых он состоит. Продолжать учить детей ориентироваться на листе бумаги; располагать изображения геометрических фигур нужного цвета в указанном направлении. Закреплять знания о цифрах. Развивать двигательную активность детей. Поощрять инициативу, активность, воображение. Воспитывать чувство коллективизма, умение взаимодействовать.

      5. К. Зурабова, Е. Долгая. Картинки под музыку. О роли музыки и кино
      6. Т. Сусленникова. Кино в детском саду. Впервые опубликовано в журнале «Дошкольное воспитание».1939. №7
      7. З. Гриценко. Реальность и вымысел в «Сказке о царе Салтане…» А. Пушкина. К 185-летию создания
      8. О. Михайлова, Н. Белолаптикова. «Там, на неведомых дорожках…» Праздник по сказкам А.С. Пушкина для детей 4-6 лет
      9. Цели. Воспитывать интерес к творчеству А.С. Пушкина; любовь к книге, чтению.

      10. Н. Шекина, Н. Михеева. Архитектор Н.А. Львов: знакомит с наследием. Проект для детей 6-8 лет
      11. Цель. Знакомство детей с исторической и художественной ценностью зданий, построенных архитектором Н.А. Львовым в Торжке; воспитание бережного отношения к культуре родного края, и его историческому наследию.

        И. Агафонова, Н. Князева, Е. Цветкова, И. Семёнова, С. Вахрина. Взаимодействие старших дошкольников в паре и в группе на занятиях по физическому развитию

        В статье авторы, во-первых отвечают на вопрос, приносит ли ФГОС ДО что-либо новое в понимание и реализацию принципа интеграции в образовательную деятельность ДОО; во – вторых, знакомит с опытом интеграции двух образовательных областей – «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие»; в – третьих, определяют основные компоненты развития у дошкольников умения взаимодействовать в паре и в группе сверстников.

      12. О. Зверева. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьей
      13. Аннотация. В статье рассматривается эволюция просветительской работы с родителями дошкольников. Дается характеристика термина «взаимодействие» педагогов с родителями, отличие его от просвещения, освещаются направления вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО в соответствии со Стандартом дошкольного образования.

      14. Н. Антоненко, Н. Бирюкова, М. Жиличкина. «Этот удивительный мир». Викторина для детей и родителей
      15. Задачи. Закрепить знания детей о диких и домашних животных. Дать родителям информацию для содержательного обучения детей. Сплотить коллектив родителей.

      16. Е. Гавришова, О. Берёзка, С. Звягинцева, В. Миленко. Квест – игровая форма комплексного решения образовательных задач в коррекционной группе
      17. Использование квестов в образовательной деятельности детей в коррекционной группе помогает часть сложной работы по устранению проблем недоразвития речи превратить в увлекательную игру. Это возможность комплексно решать задачи социального, речевого, познавательного, художественного и физического развития воспитанников, эффективно выравнивать их речевое и психологическое развитие.

      18. М .Браткова. Коррекционно-педагогические занятия с ребенком с осложненной формой интеллектуальной недостаточности в условиях группы кратковременного пребывания
      19. В статье раскрываются особенности детей с умственной отсталостью осложненной формы (расстройства аутистического спектра – РАС); рассматриваются рекомендации по проведению коррекционно – педагогических занятий с детьми; представлен вариант занятия с ребенком со сложной структурой нарушения.

        Е.Антипина. «Старуха, дверь закрой!». Шуточная сценка для детей 6-8 лет по одноименному произведению С.Я.Маршака

        С. Потапенко. Использование сайта ДОО в речевом развитии дошкольников.

        Аннотация. В статье анализируются результаты исследования готовности родителей дошкольников, получающих логопедическую поддержку в дошкольной организации, к взаимодействию со специалистами ДОО через веб-сайт учреждения. Приводятся положительные примеры размещения информации по формированию звуковой культуры речи на конкретных сайтах.

      20. Г. Трунова, Т. Шапошник. Развитие пространственной ориентировки
      21. Ориентировка в пространстве – одна из актуальных и трудных проблем. В процессе обучения детей одна из значимых задач – научить их ориентироваться в микропространстве (на листе бумаги, в тетради, на фланеграфе, поверхности стола, магнитной доске). См. продолжение в журнале ДВ 2016г.№6

      22. Подвижные игры народов России. И. Моськова «Пастух и стадо». Русская народная игра. Возраст детей 6-7 лет
      23. Цели. Совершенствовать технику выполнения основных движений: перепрыгивание через скамейку разными способами (на двух ногах, на одной правой или на одной левой). Воспитывать выдержку, самоконтроль, дисциплинированность. Развивать умение ориентироваться в пространстве, совершенствовать координационное чувство, внимание.

        История российского образования

      24. В.Щипин. «Акела дошкольного дела»: жизнь и деятельность Анны Васильевны Суровцевой.
      25. Из архива ДВ. А.Суровцева. О воспитании воли. Впервые опубликовано в журнале «Дошкольное воспитание». 1944. № 8-9
      26. Содержание журнала №6 2016 г.

        Доступность дошкольного образования

        Е. Комарова. Показатели и виды доступности дошкольного образования

        Продолжение. Начало см.: Дошкольное воспитание. 2016 № 4,5

        Показатели экономической доступности дошкольного образования

        Е. Коротаева. Познавательный маршрут в социальном развитии дошкольника

        Аннотация. В статье раскрыта актуальность разработанной регионально ориентированной программы «Грани Урала» для системы дошкольного образования. Обозначены характеристики (наличие краеведческого материала, активная позиция детей, социальная включенность в жизнь региона и др.) и примеры познавательных маршрутов для детей как деятельностной основы регионально ориентированной программы. Обоснована взаимосвязь познавательных маршрутов с процессом позитивной социализации дошкольников в формате регионально ориентированной программы.

      27. С. Кожокарь. «Играющий в прятки». Как комнатные растения получили свои бытовые названия.
      28. Аннотация. В статье представлен оригинальный подход к ознакомлению дошкольников с бытовыми названиями комнатных растений.

      29. Н. Королева. Почему надо любить своё собственное платье? Занятия по сказке В. Степанова «Бабочка – капустница» для детей 4-5 лет
      30. Цели. Вызвать эмоциональный отклик, интерес к художественному произведению. Расширить знания детей об окружающем мире.

        Задачи. Способствовать образному восприятию действительности средствами художественного слова, правильной оценке поступков героев. Пробуждать интерес к миру природы. Развивать чувство ритма, побуждать к двигательной активности.

      31. Н. Петрова, Е. Стрельцова. Камень и глина. Экспериментальная деятельность с детьми 4-5 лет.
      32. Цель. Выявить свойства глины и камня.

        Задачи. Познакомить с вариантами использования камня и глины. Развить мелкую моторику рук, логическое мышление, художественно-эстетическое восприятие.

      33. Т. Демина. Лучики для солнышка. Математическое развитие детей 3-4 лет
      34. Предлагаемое занятие состоит из четырех частей – игровых ситуаций, объединенных общей темой «Весну провожаем, лето встречаем». Каждая ситуации предполагает постановку образовательно- игровых, обеспечивается игровым материалом, у нее есть название, сюжет, его развитие и развязка.

        Задачи. Закрепить знания детей о геометрических фигурах. Формировать умение группировать геометрические фигуры по форме, по форме и цвету. Закрепить представления о сезонных явлениях. Обогатить словарь детей. Воспитывать целеустремленность, взаимопомощь.

        О. Клейменова. «Союзмультфильму» — 80 лет!

      35. Л. Зиман. Знакомые персонажи в незнакомых обстоятельствах. О сказках современной английской писательницы Джулии Дональдсон
      36. Г. Иванова. Влияние сказки на воспитание у детей старшего дошкольного возраста ценностных ориентаций.
      37. Расширить границы опыта по восприятию мира, усвоить нормы и культурные традиции своего народа, познакомиться с его природным и духовным богатством дети могут, слушая сказки.

      38. С. Коломыченко, С. Ермакова. Обогащение двигательного опыта дошкольников в играх со скакалками.
      39. В статье раскрываются возможности обогащения двигательного опыта детей, повышения их активности при использовании разнообразных игр со скакалками.

      40. А. Одинцова, А. Астапенко. Военно-патриотическая игра «Зарница». Старший дошкольный возраст.
      41. Цели. Воспитывать чувства товарищества, дружбы, коллективизма. Способствовать развитию воли, смелости, находчивости, выносливости.

        Задачи. Закреплять умения и навыки в ориентировании на местности. Прививать практические умения (изготовление атрибутов для игр, оказание первой медицинской помощи )

        1. С. Емченко. Дошкольник… и технические устройства. Информационно — просветительская работа с родителями.
        2. Е. Бычкова. «Я – взрослый, ты – ребенок». Досуг для детей и родителей.
        3. Цели. Помочь детям открыть для себя мир взрослых, а взрослым — лучше понять мир современного ребенка.

          М. Браткова. Коррекционно — педагогические занятия с ребенком с осложненной формой интеллектуальной недостаточности в условиях группы кратковременного пребывания.

          Аннотация. Статья посвящена вопросу развития интеллектуальной активности детей раннего возраста в процессе игровой самостоятельной деятельности.

          Г. Трунова, Т. Шапошник. Развитие пространственной ориентировки

          Окончание. Начало см.: Дошкольное воспитание.2016 №5

          Приложение Devar Kids , в котором с помощью технологии дополненной реальности можно создать свой мультфильм! Раскрасить персонажа так, как хочется именно тебе! Оживить свою картинку!

          Авторский конспект – пример содержания образования с «Devar Kids». «Аквариумные рыбки». Интегрированное развивающее занятие для детей 5-7 лет

        4. А. Семизорова., Л. Минина. Модульные конструкции. Развиваем игровую деятельность
        5. Г. Леонова, О. Симонова. Экологическая тропа
        6. Экологическая тропа ДОО – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях территория. Маршрут, имеющий эстетическую, природоохранную ценность, проходящий через различные природные объекты, на котором дошкольники получают информацию.

          Цели. Способствовать развитию музыкальной памяти, координации слухового восприятия и двигательной активности.

          Н. Ежкова. Проблема приобщения дошкольников к социокультурным ценностям

          Предлагаем вашему вниманию несколько досугов разной направленности: двигательной, спортивной, театрализованной, познавательной.

        7. С. Корчажинская. Досуг «Короб смеха»
        8. Е. Русакова. День смеха
        9. Т. Суборова. По следам Золушки. Досуг для детей 5-8 лет
        10. И. Елманова, Н. Андриевская. Путешествие в Королевство шашек. Досуг для детей 6-8 лет
        11. Чудесные превращения. Т. Попова, Т. Гризик. Земляника. Делаем землянику своими руками.

          Подготовила педагог-библиотекарь Чекмасова В.И.

          rcpohv.minobr63.ru

          Смотрите так же:

          • Теория физического воспитания детей Физического воспитания; Развитие идейно-теоретических и научных основ СО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. ДО НАЧАЛА XX в. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В РОССИИ В начале второй половины XIX в. феодально-крепос­тная система России переживала глубокий кризис. Поражение царской России в Крымской войне (1853 – 1855) особенно ярко показало всю отсталость […]
          • Наркоз для лечения зубов ребенку Опасно ли лечить зубы ребенку под наркозом и как проводится процедура Почти у каждого из нас с детства припасена история про поход к стоматологу, обернувшийся последующим хроническим неврозом, который дает о себе знать каждый раз, когда предстоит визит к «зубному». Для людей, чье детство пришлось на конец XX века, ярки воспоминания о […]
          • Здоровый образ жизни семьи залог здоровья ребенка Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка» Консультация для родителей «Здоровый образ жизни в семье — залог здоровья ребенка» Человеческое дитя – здоровое…развитое… это не только идеал и абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни. Как добиться этого? Об этом мы и хотели бы […]
          • Зайцев ребенок и уход за ним Скачать: Ребенок и уход за ним , Бенджамин Спок Американский ученый, детский врач и педагог Бенджамин Спок приобрел мировую известность, и уже выросло не одно поколение детей, воспитанных "по Споку". Доктор Спок пересмотрел, обновил и расширил эту книгу - "свод законов детского счастья и здоровья", испытанный на […]
          • Почему у ребенка ночной кашель Ночью из детской комнаты родители слышат кашель, который не дает ребенку полноценно выспаться. Ситуация повторяется каждую ночь, а днем самочувствие ребенка отличное. Поход к врачу не дает результатов – ребенок здоров. Но как такое возможно, ведь ночной кашель у ребенка не может быть нормой? По происхождению кашель бывает разным, но […]
          • Пособия по уходу за ребенком спб 2015 Задерживают выплату пособия по уходу за ребенком до 1,5 года Здравствуйте, я нахожусь в декретном отпуске, предприятие стало задерживать выплату пособия, первые месяцы выплачивали без задержек, потом стали задерживать на 2-3 дня,потом на неделю. На сегодняшний день 24.05.2015г, выплата пособия задерживается на 25 дней. Я звонила в […]
          • Пособие по уходу за детьми в рб Ежемесячные выплаты по уходу за ребенком После рождения ребенка его семье, безусловно, требуется дополнительная государственная социальная поддержка, поскольку необходимость осуществления ухода за детьми предполагает дополнительные семейные затраты и снижение (или полную потерю) возможности заработка от трудовой деятельности для одного […]
          • Ребенок и уход за ним отзывы Бенджамин Спок - Ребенок и уход за ним 99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания. Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку. Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры. Описание книги "Ребенок и уход за ним" Описание и краткое […]