Общая психология – это наука, изучающая особенности возникновения и формирования познавательных процессов, состояний и свойств психики. В разделах общей психологии дается наиболее полное их описание, но в то же время отсутствует упор на изучение какой-либо одной области проявлений психики, как в специальных разделах психологии, например, возрастной психологии, педагогической психологии и др. В общей психологии основным предметом изучения являются закономерности основных форм психической активности : темперамента, характера, восприятия, мышления, памяти, ощущения, эмоций, мотивации. Данные формы рассматриваются общей психологией в неразрывной связи с человеческой жизнедеятельностью, историческими предпосылками и индивидуальными характеристиками этнических групп.

В общей психологии существует несколько разделов, в которых подробным образом представлена та или иная составляющая психики. Так, психология познавательных процессов – это отрасль, которой уделяется особое внимание на первых этапах изучения курса. Поняв этот раздел, можно смело приступать к дальнейшему постижению науки. К познавательным процессам относятся память, воображение, ощущение, мышление и сознание. Одним словом, все те процессы, с помощью которых познается мир. Данный раздел раскрывает принципы взаимосвязи процессов и их развитие.

Еще один раздел, которому стоит уделить особое внимание — это психология личности. Она изучает развитие человека в обществе и вне его. Личность рассматривается психологией не как субъективная единица, которой приписаны те или иные социальные характеристики, а как индивидуальность с набором свойственных только ей черт, формирование которых и исследует данный раздел психологии. Кроме того психология личности изучает поведенческие особенности личности в определенной ситуации, возможности её развития, а также ее предел.

Психология занимается также изучением межличностных взаимоотношений в больших и малых группах. Рассматривается данная проблематика в разделе социальной психологии, в общей же психологии затронуты основные принципы межличностных взаимоотношений и представлены они в подразделе «Психология человека в обществе». Данный подраздел ориентируется на деятельность человека в обществе, восприятие и понимание людьми друг друга.

Общая психология — наука теоретическая, она является базой для изучения специальных разделов. Основным источником получения данных является эксперимент, имеющий место при изучении конкретных проявлений психики. Психологические эксперименты многообразны и проводятся с использованием различных методик. Вид эксперимента зависит от цели: это может быть тестирование, наблюдение, интервью и др. Методика проведения эксперимента также определяется, исходя из конкретной задачи, которую нужно решить с помощью данного эксперимента. Существуют методы тестирования каждой составляющей психики, например: тесты, определяющие темперамент, характер, тип личности и др. Методики разрабатываются с применением математических данных, поэтому они отличаются высокой точностью и доказуемостью посредством математических уравнений. Психологические исследования нашли применение во многих областях общественной жизни: психология востребована в бизнесе — это реклама, торговля и др.; в медицине — сегодня почти в каждой клинике есть штатный психолог, а то и не один; в образовании; в вооруженных силах; в судебной системе и органах внутренних дел. Так же психологические знания применяются в социологии, в частности для создания функциональных моделей общественного поведения и способов контроля за жизнедеятельностью общества.

Таким образом, общую психологию можно назвать «матерью» огромного множества разделов, ставших в последнее время чуть ли не самостоятельными дисциплинам. Общая психология является всеобъемлющей социальной дисциплиной, призванной находить способы, обеспечивающие полноценное развитие и функционирование личности в обществе и общества в целом.

Еще недавно отечественной психологии отводилось второстепенное место среди остальных наук, но уже сегодня роль общей психологии в жизни современного общества трудно переоценить, так как психологические методы воздействия куда эффективней и безопасней чем, например, силовые.

Сегодня просто необходимо обладать хотя бы минимальными психологическими знаниями, получить которые можно, изучив краткий курс общей психологии. Общая психология – это дверь в мир познания человеческого разума и души, это наука о жизни.

vseopsycho.ru

ЧАСТЬ 1. Основные понятия детской психологии и теории психического развития ребенка

Глава 1. Предмет и задачи детской психологии

Детская психология — наука о психическом развитии ребенка

Специфика детского развития

Детство как социокультурный феномен

Детская психология в системе наук

Глава 2. Методы детской психологии

Глава 3. Основные теории, объясняющие детское психическое развитие

Этологический подход к психическому развитию ребенка

Теория когнитивного развития Жана Пиаже

Бихевиоризм и теория социального научения

Теория конвергенции двух факторов

Глава 4. Движущие силы и условия психического развития ребенка

Высшие психические функции человека

Основной закон развития высших психических функций

Проблема обучения и развития

Понятие ведущей деятельности

Развитие общения ребенка со взрослым

Периодизация психического развития в онтогенезе

ЧАСТЬ 2. Психологические особенности младенчества (первый год жизни)

Глава 1. Общие закономерности развития психики младенца

Особенности социальной ситуации развития младенца

Влияние общения со взрослым на развитие младенца

Микропериоды младенческого возраста

Глава 2. Общая характеристика периода новорожденности

Врожденные рефлексы новорожденного

Сенсорные способности новорожденного

Становление потребности в общении со взрослым

Глава 3. Общение младенца со взрослым

Ситуативно-личностное общение со взрослым и его роль в развитии младенца

Ситуативно-деловое общение младенца со взрослым

Развитие отношения к взрослому на первом году жизни

Предпосылки развития речи

Глава 4. Развитие познавательной активности и манипулятивной деятельности младенца

Особенности познавательной активности в первом полугодии жизни

Становление целенаправленных движений младенца

Развитие манипулятивных действий младенца

Развитие познавательной активности во втором полугодии

Глава 5. Развитие самосознания и кризис первого года

Представление о себе у младенцев второго полугодия

Феномены кризиса первого года жизни

Новообразования кризиса первого года

ЧАСТЬ 3. Психическое развитие в раннем возрасте (от года до трех лет)

Глава 1. Развитие предметных и орудийных действий

Ситуативно-деловое общение и предметная деятельность ребенка

Возникновение специфических действий с предметами

Овладение орудийными действиями

Глава 2. Развитие познавательной сферы детей

Развитие восприятия в раннем возрасте

Развитие мышления в раннем возрасте

Развитие обобщений в предметных действиях ребенка

Роль речи в развитии мышления ребенка

Глава 3. Развитие речи в раннем возрасте

Различные взгляды на природу речевой способности ребенка

Феномен автономной детской речи

Возникновение активных слов у ребенка

Усвоение грамматического строя речи на третьем году жизни

Роль речи в становлении произвольного поведения ребенка

Соотношение коммуникативной и регулятивной функций речи в раннем возрасте

Глава 4. Развитие игры в раннем возрасте

Процессуальная игра ребенка второго года жизни

Психологическое значение символических игровых замещений ребенка

Становление игровых замещений в раннем возрасте

Появление элементов творчества в игре детей раннего возраста

Глава 5. Становление потребности в общении со сверстником

Отношение детей раннего возраста к сверстнику

Специфика общения детей раннего возраста

Роль взрослого в становлении общения со сверстником

Глава 6. Предпосылки становления личности и кризис трех лет

Ситуативность как главная характеристика раннего возраста

Основные феномены кризиса трех лет

Личностные новообразования в период кризиса трех лет

ЧАСТЬ 4. Психическое развитие в дошкольном возрасте

Глава 1. Сюжетно-ролевая игра и ее роль в развитии дошкольника

Новообразования дошкольного возраста и значение игры для развития психики дошкольника

Социальная природа ролевой игры дошкольника

Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника

Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте

Виды игр и другие формы деятельности дошкольника

Глава 2. Характеристика познавательной сферы дошкольника

Особенности представлений о мире в дошкольном возрасте

Феномен эгоцентрической речи

Преодоление эгоцентризма и развитие децентрации

Опосредствованность познавательных процессов ребенка

Взаимосвязь различных форм мышления ребенка

Глава 3. Особенности воображения в дошкольном возрасте

Общая характеристика детского воображения

Формы проявления воображения дошкольника

Виды и функции воображения дошкольника; этапы его развития

Глава 4. Развитие общения со взрослым со сверстниками

Внеситуативные формы общения дошкольника со взрослым

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Развитие общения со сверстником в дошкольном возрасте

Дифференциация детей в детском коллективе

Глава 5. Развитие личности в дошкольном возрасте

Становление личностных механизмов поведения

Развитие воли и произвольности дошкольника

Становление этических инстанций и социальных чувств

Развитие самосознания и самооценки дошкольника

Глава 6. Кризис семи лет и проблема готовности ребенка к школе

Основные симптомы кризиса семи лет

Психологические новообразования кризиса семи лет

Проблема готовности к школьному обучению

Два пути детского развития — акселерация и амплификация

М.: Издательский центр «Академия» , 1997. — 384 с. / Сост. Г.А. Урунтаева

  • Психология детей и подростков

    Издательство Института психотерапии, 2004 г., 480 стр.

  • Психология ребенка

    Спб.: Питер , 2003. — 160 с. — (Серия «Концентрированная психология»).

  • Психология раннего детства

    Мы не можем предоставить возможность скачать книгу в электронном виде.

    www.childpsy.ru

    / Урунтаева Г.А. Детская психология

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

    Допущено Министерством образования Российской Федерации

    в качестве учебника для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования

    6 е издание, переработанное и дополненное

    ? a o a i c a i o :

    доктор психологических наук, профессор А. И. Подольский; доктор психологических наук, профессор О.А.Карабанова

    У73 Детская психология : учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г.А.Урунтаева. — 6-a изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.

    Учебник (предшествующие издания выходили под названием «Дошкольная психология») написан на основе базовых методологических и теоретико-психологических положений, принятых в отечественной психологии. Он дает полное представление о психологии как науке и о ее практическом применении. Изложение теории сопровождается конкретными примерами. Учебник имеет ярко выраженную практическую направленность: автор показывает, как применять полученные знания в процессе обучения и воспитания ребенка.

    Для студентов средних педагогических учебных заведений. Может быть полезен также студентам педагогических институтов и воспитателям детских садов.

    OAE 3159.9(075.32) AAE 88.8y723

    Оригинал-макет данного издания является собственностью Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом без согласия правообладателя запрещается

    © Урунтаева Г.А., 1996

    © Урунтаева Г.А., с изменениями, 2006

    © Образовательно-издательский центр «Академия», 2006

    © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

    Г л а в а 1. Предмет детской психологии .

    § 1. Из истории детской психологии .

    § 2. Основные закономерности психического развития .

    § 3. Движущие силы и условия психического развития .

    § 4. Возрастная периодизация психического развития.

    Г л а в а 2. Принципы и методы детской психологии.

    § 1. Принципы изучения психики ребенка .

    § 2. Методы детской психологии .

    § 3. Как воспитателю изучать психические особенности ребенка .

    Г л а в а 3. Общая характеристика психического развития ребенка

    от рождения до семи лет .

    § 1. Особенности психического развития в раннем возрасте .

    § 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни .

    § 3. Психическое развитие ребенка от одного года до трех лет .

    § 4. Психическое развитие ребенка от трех до семи лет.

    РАЗВИТИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

    Г л а в а 4. Развитие бытовой деятельности.

    § 1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве .

    § 2. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве .

    § 3. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте .

    Г л а в а 5. Развитие трудовой деятельности .

    § 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве .

    § 2. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте .

    Г л а в а 6. Развитие игровой деятельности.

    § 1. Развитие игры в младенчестве и раннем детстве .

    § 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте .

    § 3. Характеристика других видов игровой деятельности

    § 4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка .

    Г л а в а 7. Развитие продуктивных видов деятельности .

    § 1. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте .

    § 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте .

    Г л а в а 8. Развитие общения дошкольников со взрослыми

    § 1. Развитие общения дошкольников со взрослыми .

    § 2. Отношение дошкольников к личности воспитателя .

    § 3. Развитие общения дошкольников со сверстниками .

    ? A C A A E III

    РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКА

    Г л а в а 9. Развитие внимания .

    § 1. Функции и виды внимания .

    § 2. Развитие внимания в младенчестве.

    § 3. Развитие внимания в раннем детстве .

    § 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте .

    § 5. Руководство развитием внимания .

    Г л а в а 10. Развитие речи .

    § 1. Развитие речи в младенчестве.

    § 2. Развитие речи в раннем детстве .

    § 3. Развитие речи в дошкольном возрасте .

    Г л а в а 11. Сенсорное развитие.

    § 1. Сенсорное развитие в младенчестве.

    § 2. Сенсорное развитие в раннем детстве .

    § 3. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте.

    Г л а в а 12. Развитие памяти.

    § 1. Развитие памяти в младенчестве .

    § 2. Развитие памяти в раннем детстве .

    § 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте .

    § 4. Руководство развитием памяти .

    Г л а в а 13. Развитие воображения .

    § 1. Развитие воображения в раннем детстве .

    § 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте .

    § 3. Руководство развитием воображения .

    Г л а в а 14. Развитие мышления .

    § 1. Развитие мышления в младенчестве .

    § 2. Развитие мышления в раннем детстве .

    § 3. Развитие мышления в дошкольном возрасте .

    § 4. Руководство развитием мышления .

    РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА

    Г л а в а 15. Развитие самосознания .

    § 1. Развитие самосознания в младенчестве .

    § 2. Развитие самосознания в раннем детстве .

    § 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте .

    § 4. Руководство развитием самосознания .

    Г л а в а 16. Развитие воли.

    § 1. Развитие волевого действия в дошкольном возрасте.

    § 2. Руководство развитием воли .

    Г л а в а 17. Эмоциональное развитие .

    § 1. Эмоциональное развитие в младенчестве .

    § 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве.

    § 3. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте .

    § 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины .

    Г л а в а 18. Нравственное развитие .

    § 1. Нравственное развитие в младенчестве .

    § 2. Нравственное развитие в раннем детстве .

    § 3. Нравственное развитие в дошкольном возрасте .

    Г л а в а 19. Развитие темперамента.

    § 1. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет

    § 2. Характеристика детей с разными типами темперамента .

    § 3. Учет свойств темперамента в воспитательно-образовательной

    работе с дошкольниками .

    Г л а в а 20. Развитие способностей .

    § 1. Развитие способностей дошкольника .

    § 2. Условия развития способностей в дошкольном возрасте.

    Г л а в а 21. Психологическая готовность к обучению в школе .

    § 1. Социальная ситуация развития в период перехода

    от дошкольного к младшему школьному возрасту.

    § 2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе .

    Словарь психологических терминов .

    Дошкольное детство — первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности. Именно в этом возрасте педагог находится с ребенком в самых близких отношениях, принимает в его развитии самое деятельное участие. А значит, наряду с педагогикой и частными методиками курс детской психологии является одним из основных в подготовке воспитателей дошкольных учреждений.

    Данный учебник предназначен учащимся педагогических учи- лищ, колледжей и студентам вузов. Его цель — раскрыть основные закономерности психического развития, показать главные приобретения ребенка от рождения до поступления в школу.

    В основу учебника положен сложившийся в отечественной детской психологии подход к проблеме психического развития как к усвоению общественно-исторического опыта. При отборе материала мы опирались на фундаментальные положения отечественной психологии, разработанные Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, А.В.Запорожцем, Д.Б.Элькониным, С.Л.Рубинштейном, Л.А.Венгером, Л. И. Божович, А. А. Люблинской, М. И. Лисиной и др., поскольку на этих положениях строилась и строится система дошкольного образования.

    Учебник состоит из четырех разделов. В разделе I рассматриваются предмет детской психологии, принципы и методы психологи- ческого изучения ребенка. В разделах II—IV показываются преобразования в главных сферах психики дошкольника: деятельности, познавательных процессах и личности.

    Мы не ограничились рассмотрением психического развития ребенка только в возрасте o?ao—naie лет. В каждом разделе немаловажное место занимают периоды младенчества и раннего детства. Это вызвано следующими обстоятельствами. Во-первых, воспитателю необходимо иметь представление о развитии ребенка на более ранних возрастных этапах, чтобы понять логику, закономерности становления психических процессов, свойств и качеств личности в дальнейшем. Во-вторых, без учета психических особенностей, присущих младенцу и преддошкольнику, воспитатель

    не сможет спроектировать их последующее психическое развитие. В-третьих, материал, касающийся формирования психики ребенка в младенчестве и раннем возрасте, необходим тем спе- циалистам-воспитателям, которые будут работать в ясельных группах детских садов и домах ребенка.

    Отбирая и анализируя материал, мы исходили из его ценности и значимости для педагогической деятельности. Поэтому в каждой сфере психического развития мы выделили основные показатели, которые могут использоваться при постановке целей диагностики, для контроля за его ходом и при формулировании задач воспитания.

    Для того чтобы связать психологические знания с педагогиче- ской практикой, мы рассмотрели некоторые принципы руководства тем или иным психическим процессом или функцией, например волей, самосознанием, памятью, вниманием, воображением и пр.

    Изложение материала в учебнике сопровождается примерами, которые описывают разнообразные ситуации из жизни детей. Они подобраны из проведенных нами исследований. Примеры не только иллюстрируют теоретические положения, но и восполняют недостаток психологического опыта у студентов и учащихся, дают им повод для дальнейших размышлений и сравнения с фактами, полученными в собственной деятельности. К тому же примеры уточ- няют, раскрывают и наполняют смыслом научные понятия.

    Учебник знакомит читателей с наиболее выдающимися отечественными психологами, их достижениями и основными положениями исследований.

    ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

    ПРЕДМЕТ ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

    § 1. Из истории детской психологии

    Детская психология, наряду с другими науками (педагогикой, физиологией, педиатрией и пр.), изучает ребенка, но имеет свой особый предмет, в качестве которого выступает развитие психики

    на протяжении детства, т.е. первых семи лет жизни. Специфика изучения ребенка в психологии состоит в том, что

    исследуются не столько психические процессы и качества сами по себе, сколько законы их возникновения и становления. Детская психология показывает механизмы перехода от одной возрастной стадии к другой, отличительные признаки каждого периода и их психологическое содержание.

    Психическое развитие нельзя рассматривать как уменьшение или увеличение каких-либо показателей, как простое повторение того, что было раньше. Психическое развитие предполагает появление новых качеств и функций и в то же время изменение уже существующих форм психики. То есть психическое развитие выступает как процесс не только количественных, но прежде всего качественных изменений, взаимосвязанно происходящих в сфере деятельности, личности и познания.

    Психическое развитие предполагает не только рост, но и преобразования, при которых количественные усложнения переходят в качественные. А новое качество, в свою очередь, создает основу для дальнейших количественных изменений. Так, непрерывность развития психики прерывается, когда в ней появляются качественно новые приобретения и она делает резкий скачок.

    Следовательно, развитие психики — не простое повторение пройденного, а очень сложный, часто зигзагообразный процесс, протекающий по восходящей спирали, как поступательный переход от одной ступени к другой, качественно отличной и своеобразной.

    Психология, прежде чем стать самостоятельной наукой, в те- чение длительного времени развивалась внутри философии. По-

    этому психология, в том числе и детская, имеет тесные связи с философией, ведь в основе понимания сущности человека, его сознания, личности, деятельности, психического развития лежат те или иные философские теории.

    Детская психология взаимосвязана с другими отраслями психологической науки. Поскольку категории общей психологии используются во всех отраслях психологии, общая психология является их фундаментальной основой. В общей психологии были выделены такие феномены, как психические процессы, свойства и состояния, изучены их основные закономерности. В свою очередь, детская психология, используя генетический метод исследования, стала прослеживать их происхождение. Раскрывая законы развития психических процессов и свойств, детская психология помогает понять их динамику, структуру и содержание.

    Психология развития, или генетическая психология, имеет с детской психологией общий предмет. Но если первая изучает общие закономерности психического развития человека на протяжении всей его жизни — от рождения до смерти, то детская — только в дошкольном возрасте. Она выясняет, какой фундамент закладывается в детстве и какое значение он имеет для дальнейшего развития. Психологию личности интересуют такие категории, как самосознание, самооценка, мотивация, мировоззрение и т.д., а детскую — как они складываются и проявляются на протяжении дошкольного детства. Детская психология, опираясь на закономерности социальной психологии, прослеживает, как зависят развитие дошкольника, его деятельность, поведение от особенностей социальных групп, в которые он включается (семья, сверстники, группа детского сада и т.п.). Для детской и педагоги- ческой психологии фундаментальной выступает проблема связи психического развития с воспитанием и обучением. Данные детской психологии помогают обосновать и выбрать соответствующие методы воспитания и обучения детей. Педагогическая психология выясняет, как влияют различные формы и методы воспитания на психическое развитие дошкольника. Психодиагностика, опираясь на показатели психического развития детей, разрабатывает методы контроля за его ходом, выявления и измерения индивидуаль- но-психологических особенностей личности ребенка.

    Анатомия, физиология, гигиена помогают понять биологиче- скую сущность человека, роль созревания коры больших полушарий, развития нервной системы и органов чувств в психическом развитии, взаимосвязи психического и физического развития, особенно тесные в раннем и дошкольном возрасте. Педагогика и дошкольная педагогика, в частности, опираются на детскую психологию. Педагогика должна знать закономерности развития лич- ности и деятельности детей, чтобы способствовать их развитию и изменению, поэтому все педагогические проблемы должны полу-

    чить психологическое обоснование. Знание возрастных особенностей дошкольников и законов психического развития необходимо для практики воспитания и обучения. Понимая переживания, желания, интересы ребенка, вовремя выявляя возникающие в его развитии проблемы, отклонения или одаренность, воспитатель устанавливает с ребенком тесные личные контакты, выбирает адекватные методы взаимодействия, воспитания и обучения.

    Предпосылками оформления детской психологии в самостоятельную отрасль науки в середине XIX в. выступили запросы педагогической практики, осознание необходимости построения научной теории воспитания, а также разработка идеи развития в философии и биологии, появление экспериментальной психологии и связанных с ней объективных методов исследования. Все крупнейшие педагоги прошлого (Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци и др.) говорили о необходимости строить воспитание и обучение с опорой на знание возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Они не только проявляли интерес к детской психологии, но и сами были ее знатоками. Г.Гегель распространил на психологию разработанные им в философии принцип развития и диалектический метод и показал, что психическое развитие подчинено определенным закономерностям. Изучение этого процесса с помощью диалектического метода потребовало выяснения качественных отличий психики ребенка от психики взрослого, а также качественного своеобразия психики ребенка на разных возрастных этапах.

    Становлению детской психологии как отдельной области науки, широкому проникновению в нее генетического принципа и объективных методов исследования способствовала эволюционная теория Ч.Дарвина (1859). Приспособляемость организма к природе Ч.Дарвин истолковал, опираясь на установленный им факт изменчивости видов, естественного отбора, протекающего в условиях борьбы живых существ за существование на основе изменчивости и наследственности. Психические явления Ч.Дарвин рассматривал как орудие приспособления организма к среде. Такой взгляд на психику и психические процессы предполагал изучение фактов приспособительного поведения животных и че- ловека, доступных внешнему объективному наблюдению. Вслед за открытием Ч.Дарвином законов эволюции в органическом мире встала задача изучить движущие силы психического развития, роль наследственности и среды в этом процессе, особенности взаимодействия ребенка со средой, адаптации к ней.

    Сам Ч.Дарвин интересовался детской психологией. Он вел наблюдения за поведением сына от рождения до трех лет, а затем опубликовал данные о развитии моторики, сенсорики, речи, мышления, эмоций, нравственного поведения (1877). Ранее попытка подробного и последовательного описания психического разви-

    studfiles.net

    Общая детская психология

    Уважаемы читатели ПсиБлога, в рамках нашей рубрики «В помощь психологу» предлагаем вашему вниманию релаксационное упражнение «Макароны» для детей 4-8 лет. Упражнение применяется как техника релаксации в индивидуальной или групповой работе с детьми.

    Трудоголизм – это зависимость?

    Вопреки распространенному мнению, трудоголизм измеряется не только количеством часов, проводимых на рабочем месте. Ведь многие из нас неоднократно наблюдали людей, полных воодушевления и желания закончить важный проект, даже несмотря на то, что им придется сильно.

    Влияет ли возраст на образование новых клеток головного мозга?

    Ученым впервые удалось установить, что головной мозг здоровых людей старшего возраста способен производить такое же количество новых клеток, как и мозг молодых людей. До настоящего момента вопрос об образовании новых нейронов у пожилых людей оставался открытым.

    Любовь или зависимость?

    Мы часто слышим или произносим фразу «Я тебя люблю!». Но мало кто задумывается, действительно ли это любовь или то, что мы хотим считать любовью. Нередко любовь путают с эмоциональной зависимостью, которая является суррогатом любви и эмоциональной близости. Когда.

    Теория социального научения

    В теории социального научения Альберт Бандура (1977) соглашается с бихевиористическими теориями условных рефлексов и оперантного обусловливания. К данным теориям он добавляет две важные идеи: Между стимулом и реакцией есть другие связующие процессы. Поведение человека.

    Что такое зеркальные нейроны?

    Вы идете по парку и видите, как случайному прохожему в лицо летит фрисби. Автоматически вы сочувствуете ему. Если вы смотрите забег и болеете за того или иного бегуна, ваше сердце начинает биться быстрее, особенно тогда, когда он близок к финишной черте. Наблюдая за.

    Побочные эффекты психотерапии

    Психотерапия является универсальным способом лечения депрессии и тревожного расстройства и помогает большинству прибегнувших к ней людей. Однако есть люди, которым психотерапия не только не помогает, но и ухудшает их состояние. Это объясняется тем, что психологическое.

    Ты не моя жена! Что такое синдром Капгра?

    Синдром Капгра – это такое расстройство, когда в результате повреждения мозга пациент начинает верить, что его родственники — самозванцы или заменены двойниками. Впервые данный синдром описал французский психиатр Жозеф Капгра в 1923 году. В своей работе он.

    «Пятидневный перерыв в использовании социальных сетей снижает уровень стресса», — к такому выводу пришли авторы исследования, опубликованного в журнале «Социальная Психология». По заключению ученых, даже кратковременный отказ от соцсетей снижает уровень гормона.

    Материнский пример: как трудовая занятость матери влияет на успешность ребенка

    Анализ двух международных исследований, охвативших более 100 000 мужчин и женщин из 29 стран, установил взаимосвязь между трудовой занятостью матерей и карьерой их взрослых детей. Исследование проводилось Кейтлин Макгинн и коллегами (Гарвардская Школа Бизнеса, США).

    xn--90aennpco.xn--p1ai

    Психология ранней юности

    1. Общая характеристика раннего юношеского возраста

    2. Система общения и взаимоотношений у старшеклассников

    3. Развитие познавательных процессов старшеклассника

    4. Эмоционально-волевая сфера в ранней юности

    5. Развитие самосознания старшеклассника

    1. Возрастная психология / Под ред. Г. С. Костюка. — М., 1976. — Раздел VII.

    2. Возрастная психология: Учеб. пособие / В. Скрипченко, Л. В. К-Линский, С. В. Огороднийчук и др. — М .: Просвещение, 2001. — С. 233-259.

    3. Забродский М. М. Основы возрастной психологии: Учеб. пособие. —

    Тернополь, 2005. — С.91-106.

    4. Захаров Н. Н. Профориентация школьников. — М., 1989. —

    5. Ковалев С. В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. — М .: Просвещение, 1991. — 143 с.

    6. Кон И. С. Психология ранней юности. — М .: Просвещение, 1989.

    7. Костюк Г. С. Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности. — М .: Сов. И когда, 1989. — 608 с.

    8. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М: ТЦ «Сфера», 2001. —

    9. Миславский Ю. АСаморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. — М .: Педагогика, 1991. — 152 с.

    10. Радчук Г. К. Формирование самооценки профессионально значимых качеств личности старшеклассника при выборе педагогической профессии: дис. . Кандидата психол. наук: 19.00.07. — М., 1992. — 216 с.

    11. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. — М .: Мир, 1994. — 319 с.

    12. Рувинский Л. И. самовоспитания личности. — М .: Просвещение, 1984. — 138 с.

    Общая характеристика раннего юношеского возраста

    Юность — это достаточно длительный период жизни человека от 14-15 до 25 лет, разделяют на раннюю и позднюю юность. Ранняя юность охватывает период от 14-15 до 18 лет.

    Изучение психологических проблем юности отмечается двумя основными подходами.

    Ряд теорий (биологического, психологического, психоаналитического направления) объясняют юность, исходя преимущественно из изменений в организме и их внутренних факторов. При этом противопоставляется развитие человека или как индивида, или как личности. На одном из полюсов этого подхода — биологические теории, для которых юность — это важный этап роста организма детерминирует все линии (морфологических, физиологических, социально-психологическую) онтогенеза индивида.

    Психологические теории подчеркивают, что юность является своеобразным этапом развития внутреннего мира, прежде всего — самосознания ребенка.

    В психоаналитических теориях акцентируется внимание на юности как этапе бурного психосексуального развития ребенка.

    Другой подход — социологический — отмечается попытками раскрыть преимущественно внешнюю детерминацию периода юности с точки зрения общества, интересов его развития. В этом смысле юность — этап социализации ребенка, перехода от зависимого детства к самостоятельной взрослости, формирование социальных ролей, ценностных ориентаций.

    Для отечественной психологии характерно учета диалектического единства биологических, психологических и социальных составляющих в развитии личности. Трудности юности объясняются различием в моментах достижения индивидом, с одной стороны, биологической зрелости, а с другой — социальной зрелости. В нашем технологически высокоразвитом обществе, где период школьного обучения достаточно длительный и имеет тенденцию к росту, биологическое созревание опережает социальное.

    Большинство юношей и девушек этого возраста уже достигают половой зрелости. Почти завершается созревание и всего организма ребенка. Физическое развитие старшеклассников в темпах замедляется и более заметен у девушек, а юноши постепенно «догоняют» их. Увеличение роста у девочек продолжается преимущественно в 16-17 лет, а у юношей — до 17-18 лет.

    Особенно быстро растет мышечная масса и сила у ребят, что делает этот период важным для их достижений в некоторых видах спорта. Более сбалансированными становятся показатели в росте внутренних органов, размер сердца в пропорциях относительно показателей сосудистой и мышечной систем достигает показателей взрослого человека. Значительно совершенствуется нервная система, которая становится более стабильной и выносливой. Тормозные процессы уравновешены с процессами возбуждения.

    Еще одной особенностью современности является ускорение биологического созревания (акселерация) и замедление социального. Социальная зрелость измеряется многими параметрами, которые появляются не одновременно и индивидуально. Так, общество признает взрослость человека с 17 лет, когда она получает паспорт, начинает отвечать за все свои поступки перед законом, пользуется избирательным правом и всеми другими правами взрослого человека. В то же время фактическая социальная зрелость может наступить как до этого момента ее юридического признания (например, во время войны, когда используется труд подростков и юношей), так и позже. Еще долгое время после вступления совершеннолетия молодой человек сохраняет материальную зависимость от родителей и семьи (особенно, если продолжает обучение).

    Социальная ситуация развития обусловлено подготовкой старшеклассника к вступлению в самостоятельную жизнь, который заключается в выборе профессии, в определении дальнейшего жизненного пути (продолжить обучение, создать семью, начать трудовую деятельность и т.п.). Отсюда — наиболее актуальной личностной проблемой старшеклассника является осуществление жизненного самоопределения, которое бы дало ему в будущем возможность в полной мере реализовать себя в труде, общественной жизни, в семье.

    Психическое развитие в ранней юности — это та необходимая основа, которая позволяет человеку сознательно и обоснованно осуществить выбор дальнейшего жизненного пути в соответствии со своими возможностями и индивидуальных особенностей. Проверка правильности сделанного жизненного выбора, а в некоторых случаях и его смена длится во второй половине юношеского возраста.

    Социальная ситуация развития старшеклассника порождает противоречие между идентификацией и индивидуализацией его личности среди окружающих людей (Д. И. Фельдштейн). С одной стороны, юноши стремятся к независимости, самостоятельности, защищают свое право на индивидуальность. С другой стороны, активизируется ценностно-ориентационная деятельность, усиливается стремление сознательно строить свое поведение в соответствии с существующими общественных норм и требований. Результатом взаимодействия процессов индивидуализации и идентификации является дифференциация умственных способностей и интересов, развитие интегральных механизмов самосознания, выработки мировоззрения, жизненной позиции.

    Ведущей деятельностью для старшеклассников выступает учебно-профессиональная деятельность.

    Центральным новообразованием личности в ранней юности готовность старшеклассника к жизненному самоопределению (И. В. Дубровина), центром которого является профессиональный выбор. В 80-е годы в выборе профессии старшеклассники, прежде всего, ориентировались на престижность профессии (ее социальную значимость), требования профессии к личности, принципы и нормы взаимоотношений, характерные для данного профессионального круга. Сегодня заметно растет прагматичность молодых людей при решении этого вопроса.

    Жизненное самоопределение происходит с опорой на главный новообразования психики старшеклассника — его мировоззрение, составляет систему обобщенных взглядов на действительность, где научные знания переплетаются с убеждениями и отношениями.

    ВЫВОДЫ об общей характеристике раннего юношеского возраста:

    — Ранняя юность охватывает период от 14-15 до 18 лет;

    — Для современных юношей характерно ускорение биологического созревания (акселерация) и замедление социального с опережением биологического;

    — Физическое развитие старшеклассников в темпах замедляется, рост размера внутренних органов происходит пропорционально относительно показателей сосудистой и мышечной систем, в нервной системе тормозные процессы уравновешены с процессами возбуждения;

    — Социальная ситуация развития обусловлено подготовкой старшеклассника к вступлению в самостоятельную жизнь;

    — Центральным новообразованием личности в ранней юности готовность ребенка к жизненному самоопределению;

    — Главное новообразования психики старшеклассника — его мировоззрение.

    studbooks.net

    Смотрите так же:

    • Народное лечение обструктивного бронхита детей Обструктивный бронхит у детей Обструктивный бронхит — это заболевание верхних дыхательных путей, при котором наиболее активно поражаются слизистые оболочки трахеи и бронхиального дерева. Может проявляться в острой форме, приобретать характерные черты хронического обструктивного бронхита и переходить в бронхиальную астму. В основном […]
    • Инфекционный мононуклеоз у детей симптомы лечение Симптомы и лечение инфекционного мононуклеоза Инфекционный мононуклеоз (синонимами данной болезни являются: болезнь Филатова, моноцитарная ангина, железистая лихорадка, болезнь Пфейфера и т.п.) — это болезнь, которая обусловлена вирусом Эпштейна-Барра, характеризуется генерализованной лимфаденопатией, лихорадкой, тонзиллитом, […]
    • Интерес к роли у детей дошкольного возраста Развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте (стр. 1 из 8) Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес […]
    • Дошкольный центр развития ребенка 58 Домашнее задание по теме "Животные Севера" На этой неделе мы проходим тему "Животные Севера". Дома Вы можете закрепить знания вашего ребёнка с помощью увлекательных игр: Морж не мёрзнет в холодной воде,потому что. Шерсть северного волка белого цвета,для того,что бы . В наших лесах не встретишь белого […]
    • Зубы у 6 месячного ребенка Зубы 6 месячного ребенка У грудничка не растут зубы – нормально ли это? Появление первых зубов означает, что ребенок достигнул очередного этапа своей жизни. Но иногда этот самый этап почему-то запаздывает, и малыш остается беззубым, пока его сверстники уже вовсю щеголяют улыбками, хотя бы и весьма скромными. В чем же причина такой […]
    • Почему рождаются недоношенный дети Почему рождаются 7 месячные дети Какие отклонения у ребенка родившегося семимесячным? Если вы спрашивайте, потому что у вас родился такой ребенок, то, мой вам совет, не задавайте такие вопросы. Это может создать в вас состояние излишней напряженности и тревоги, тогда как мать или даже отец, семимесячного ребенка должны думать скорее о […]
    • Комнатная температура новорожденного ребенка Оптимальные показатели температуры воздуха в комнате для новорожденного ребенка: как поддерживать температурный режим Любая мама с рождением малыша трепетно заботится о создании для него оптимальных условий, в которых ребёнок будет чувствовать себя наиболее благоприятно. Это относится не только к соответствующему уходу за новорождённым, […]
    • Лечение ротавирусная инфекция у детей лечение Ротавирусная инфекция у детей (ротавироз) Ротавирусная инфекция – острое инфекционное заболевание вирусной природы, которое, как правило, протекает в форме гастроэнтерита. Ротавирусная инфекция встречается повсеместно. К трём годам практически каждый человек хотя бы раз перенёс это заболевание. В умеренном климате ротавирусная инфекция […]