Влияние компьютерных игр на речь ребенка

Влияние компьютерных игр на речь ребенка

В настоящее время телевизоры и компьютеры окружают нас повсюду: дома, на работе, в общественном транспорте, в магазинах и даже на улице. Мы не представляем жизни без телефонов, и других гаджетов, ведь это так актуально быть всегда на связи. Каждый осознает вред и зависимость от этих устройств, но отказаться нам не позволяет время (век). А наши дети? На кого они смотрят? С кого берут пример? Очень важно осознавать опасность, которую приносят электронные устройства, попадая в руки малышей практически с рождения. И если нам, взрослым, уже не обойтись без этих устройств, то детей мы вполне можем ограничить. И на это есть веские причины. Как отмечают специалисты, нынешнее поколение растет с серьезными нарушениями здоровья и психического развития.

Происходит нарушение осанки, зрения, отставание в развитии тонкой и общей моторики, снижение общей двигательной активности и координации движений. А вдобавок к этому отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна, дети с трудом подбирают слова, чтоб выразить свою мысль. Все это потому, что наши дети слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Слишком много времени проводят у экранов телевизоров, где не требуется ответа, живого общения. Им не хватает «практики» общения. Все внимание уходит на зрительное восприятие картинки, на поглощение, а не на отдачу. В этом конечно большая вина родителей, после работы мы устаем, и сами усаживаем детей смотреть очередные мультики. Поэтому очень часто дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами. Как следствие, серьезно нарушается формирование внутренней речи. А ведь во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом всё, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь. Вслед за речью у детей отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Им малоинтересно общаться друг с другом. Ведь куда легче нажать на кнопку и ждать готовых развлечений. Растет число страхов у детей, в том числе не свойственных их возрасту, агрессия. Герои большинства западных мультфильмов позволяют себе грубить, хамить, бить друзей, высмеивать! А вы обращали внимание на озвучку современных мультиков? Специально искаженные, шепелявые, гнусавые голоса! Это запоминается ребенком, и он начинает подражать «положительному» главному герою. Все это искажает картину мира ребенка, формирует неправильное представление о том, какой должна быть семья, дружба, какие качества ценны в человеке. В этих мультфильмах нет места таким качествам как доброта, милосердие, трудолюбие, спокойствие, мудрость. Показываемое насилие в «мультиках» и компьютерных играх учит презирать слабого, навязывает не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения. А родителям потом остается только удивленно восклицать «Я его таким не воспитывала!». Конечно же, не воспитывали. Телевизор и компьютер сделали это за вас.

Теперь подробно рассмотрим самые распространенные негативные последствия влияния компьютера на ребенка.

Утомляемость. Когда ребенок несколько часов подряд сидит за компьютером, он очень быстро переутомляется. Причиной тому является нервно-эмоциональное напряжение, требующее от ребенка постоянной концентрации внимании и быстрого реагирования на то или иное действие.

Компьютерная зависимость. Компьютерные игры приводят к постоянному возбуждению участков мозга, отвечающих за удовольствие. В итоге ребенку хочется получать удовлетворение как можно дольше, а это уже настоящая зависимость. Дети, играющие в компьютерные игры, более агрессивны и неспособны контролировать свои эмоции.

Нарушение детского кругозора. Наша жизнь постоянно подбрасывает различные ситуации, выход из которых может быть самым разным. Мы думаем и подбираем то, что посчитаем нужным. В играх все наоборот. Их сюжет чаще всего линейный, подразумевающий использование только одного, в крайнем случае, двух-трех способов. В итоге детский кругозор существенно сужается, фантазировать и воображать что-либо вообще нет смысла.

Очень сильно страдает мелкая моторика рук, ведь щелканье мыши и кнопок клавиатуры не может этому поспособствовать.

Воплощение игры в реальность. Компьютерные игры наносят большой вред детскому восприятию. Дело в том, что дети очень любят переносит в жизнь то, что видят по телевизору или в компьютере.

Ученые провели исследования, в результате которых доказано, что дети, которые проводят за компьютером очень много времени, не могут грамотно писать и разговаривать. Современные технологии ведут к росту безграмотности среди школьников — дисграфии (человек не может грамотно писать) и дислексии (человек не может грамотно говорить и писать). Самое главное, что школьники не хотят принимать знания о правильном написании! «Зачем учить правила, когда в телефоне и «ВКонтакте» не правильно написанные слова всегда подчеркиваются и исправляются», — доказывала мне ученица 4 класса.

В 2016 году было проведено анкетирование родителей детского сада (50 человек, которое показало следующие результаты:

1. У вас дома есть компьютер/планшет/другое электронное устройство с играми (далее – компьютер?

2. Есть ли у вашего ребенка непреодолимая тяга к игре на компьютере?

3. Как часто ваш ребенок играет в электронные игры?

4. Знаком ли ваш ребенок с интернетом?

5. «Постоянное ожидание того момента, когда можно будет сесть играть за компьютер» — это характерно для вашего ребенка?

6. Ваш ребенок находится в подавленном настроении, раздражительности и депрессии в том случае, если вы не разрешаете пользоваться компьютером?

7. Мешает ли вашему ребенку увлечение компьютерными играми общаться?

8. Оторванный от игры, ваш ребенок:

спокойно реагирует на ситуацию – 76%

9. В какое количество игр играет ваш ребенок?

Я бы рекомендовала как можно дольше оттягивать знакомство ребёнка с компьютером до тех пор, пока он, по-настоящему, не станет большой необходимостью. В возрасте от 3 до 6 лет происходит интенсивное развитие психики: кроха всем интересуется, фантазирует и учится контролировать свое поведение. Он начинает стремиться к самостоятельной деятельности. Ребенок учится планировать свои действия и понимать чувства других людей.

Поэтому для детей этого возраста более важными являются активные игры, а не компьютерные. Они оказывают положительное влияние на нервную систему, способствуют развитию моторики (особенно игры с природными материалами, речи и обеспечивают зарядом положительных эмоций. К тому же ребенок учится общаться с другими детьми.

Компьютерные технологии открывают огромные возможности перед человеком, но ни один компьютер никогда не заменит простого эмоционального общения со сверстниками, родителями и близкими.

Пусть ребёнок рисует, играет, конструирует, лепит, придумывает, строит, общается. Пусть живёт реальной жизнью. А компьютер от него никуда не денется. Он научится его использовать за несколько дней, когда придёт время. Не нужно торопить события. Пусть детство будет настоящее, а не компьютерное.

Кутавкина Любовь Александровна,

Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника Контрольная работа «Влияние конструирования на развитие творчества ребенка-дошкольника». Выполнила: Галимон Татьяна Юрьевна МДОУ.

Консультация для родителей «Влияние музыки на психику ребенка» С родителями, детей младшей, старшей и подготовительной группы в нашем ДОУ проводилось анкетирование. Цель – изучение мнения родителей о.

Перспективный план по теме: «Влияние развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста» Цель: с помощью пальчиковых игр способствовать развитию мелкой моторики рук, развитию речи, памяти, умению координировать свои действия.

Проект «Влияние компьютера на здоровье ребенка» ПРОЕКТ на тему «Влияние компьютера на здоровье ребенка» Выполнила: ученица 2 «В» класса МБОУ «СОШ №57» Якусик Ксения Руководитель: Чернова.

Развиваем речь ребенка Дорогие родители. Ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить.

Родительское собрание «Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье дошкольников» Родительское собрание на тему: «Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье дошкольников» Автор: Козлова Марина Владимировна,.

Консультация для воспитателей «С пальчиками играем — речь ребенка развиваем» Для обогащения человека пятый год жизни – это возраст огромных возможностей (Н. И. Непомнящая). Головной мозг у детей среднего возраста.

Влияние музыки на развитие ребенка Многие родители задаются вопросом: а стоит ли учить ребенка музыке? На этот вопрос в музыкальной педагогике ответ один: конечно стоит. Ведь.

Влияние музыки на развитие творческих способностей ребенка КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное.

Выступление на семинаре-практикуме «Влияние пальчиковой гимнастики на речь ребёнка» Выражение «Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию» принадлежит известному учёному, физиологу В. М. Бехтереву.

www.maam.ru

Консультация «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

Консультация «Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка

Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной способностью, а формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом и, главное, способно ускорять ход развития ребенка, то есть общение значимо для всестороннего развития ребенка.

Речь является важнейшей социальной функцией: она формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней жизни ребенка.

Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи. Для обмена информацией между ребенком и окружающими людьми используются сигналы или знаки: вначале невербальные, а затем основное значение постепенно приобретает речевая (вербальная) коммуникация. Это способствует развитию навыков общения со сверстниками, развивает возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Необходимым условием развития речи детей является образец для подражания. Если ребенок растет среди глухонемых, он, имея слух, останется немым, так как он будет лишен возможности воспринимать образец речи для подражания. Дети учатся говорить так, как говорят окружающие их взрослые, речи которых они подражают. Но так как задача детского сада заключается в том, чтобы дети овладели правильной речью, то важно, чтобы примером для подражания им служил правильный литературный язык. В первую очередь воспитатель должен давать детям такой образец. Это важно потому, что ребенок много времени проводит в детском саду в общении с воспитателем; по своему положению воспитатель пользуется авторитетом у детей, кроме того, пример самого воспитателя — один из приемов педагогического воздействия.

Ребенок в детском саду так же разговаривает с няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками детского сада. Речь их также должна быть грамотной, приветливой, вежливой.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании.

Наряду с курением, ленью, привычкой всегда опаздывать и грызть ногти одной и самой плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты. Слова–паразиты – это слова-связки, накрепко закрепившиеся в лексиконе человека, намертво вошедшие в его разговорную речь, ставшие привычкой. Это совершенно пустые, сорные слова. Они сбивают ритм речи, мешают ее пониманию. Сам человек, имеющий в своей речи слова-паразиты, их не замечает. А слушатель устает, изнемогает. Примеры этих слов проиллюстрированы веселым стихотворением Э. Мошковской:

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Был еще один чудак –

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Некоторые из этих слов употребляются множеством людей. Но к месту и не часто. О том, что человек имеет привычку произносить слова-паразиты, можно говорить лишь тогда, когда одно и то же слово (или слова) он вставляет практически в каждое предложение. Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

В отдельную категорию можно отнести слова-паразиты на букву «Ё». Это всем известные «ёклмн», «ёпрст», «ёлки-палки», «ё-моё», «ёшкин кот». Скорее всего, эти слова на «Ё» — цензурный аналог матерного слова на туже букву. Значение слова не то, а функция та же – слово используется для связки или для того, чтобы просто-напросто выругаться.

Спросите у друзей, какое слово-паразит есть у вас. Им со стороны всегда лучше видно. Вы удивитесь, когда вам скажут, что вы часто «нукаете» или слишком часто употребляете «блин».

Как излечиться от словарных паразитов?

Присутствие слов-паразитов в речи лечится. Поэтому, если решите очистить свой язык от этих странных никому не нужных слов, вот несколько способов от них избавиться:

• Составьте список своих личных словечек, распечатайте или напишите их от руки, повесьте на видное место. Штудируйте список, откладывайте его в голове, и при возможном появлении слов в реальности вы будете вооружены: просто не позволите себе их употреблять.

• Читайте, читайте и еще раз читайте! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение качественной литературы!

• Можете разработать и внедрить систему штрафов самого себя за слова-паразиты, проскользнувшие в вашей речи.

• Старайтесь общаться с людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки» с плюсом. Никто еще не отменял банальную пристройку, когда человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремиться говорить только так.

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам русского языка и проверить самих себя.

Поставьте ударение в словах:

ПридралАсь, откУпорить, равнО, клАла, тОрты, подбодрИть, звонИшь, красИвее, звонИт, коталОг, балУешься, балОванный, баловАть, жалюзИ, завИдно, включИшь, облегчИть.

1. Статья «Роль общения взрослого и ребенка для развития речи ребенка» Виноградова Н. И.

2. Статья «Развитие речи у детей» Ясинская Л. И.

3. Создание в детском саду благоприятных условий для развития речи детей. О. И. Соловьева. «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду»

Издательство «Просвещение», М., 1966 г.

4. Статья «Речевой этикет воспитателя ДОУ» Салимгараева Г. Р.

Игры на развитие фонематического слуха. Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность.

Реализация национально-регионального компонента через театрализованную игру В МБДОУ №4 «Снегурочка» функционирует группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. У ребят сложные расстройства,.

www.maam.ru

Как влияет на ребенка детский сад

14 мая 2014 . Раздел От 3 до 7

Детский сад, несомненно, влияет на ребенка, он развивается, учится взаимодействовать с другими детками, учится быть самостоятельным. Но есть и обратная сторона медали. Давайте разберемся, какое же влияние оказывает детский садик на вашего ребенка.

То, что происходит дома, гораздо важнее, чем то, что происходит в детском саду, потому что самое главное для малыша – его привязанность к вам. Тем не менее, если ваш малыш проводит в саду более двадцати часов в неделю, эти часы, конечно же, будут оказывать влияние на его развитие.

Это влияние будет в основном положительным, потому что ребенок учится общению и получает больше возможностей для исследования мира. Но дети созданы так, что им необходим тесный контакт с родителями. Родители лучше настроены на своих детей, имеют меньше детей, за которыми нужно присматривать, да и просто больше заботятся о них, и поэтому они лучше удовлетворяют потребности ребенка.

Когда вы улыбаетесь своему двухмесячному ребенку, ему нужно некоторое время, чтобы улыбнуться вам в ответ. Это один из процессов, развивающих орбитофронтальные участки мозга, отвечающие за развитие зрелых чувств. Но когда воспитатель в яслях улыбается ребенку, у него нет времени ждать ответа малыша, потому что еще несколько детей ждут его внимания. Если же ребенком занимается отзывчивый и настроенный на него человек, то он удовлетворяет его потребности почти так же хорошо, как и родитель.

К двум годам малыш, чьи потребности чутко удовлетворялись, лучше подготовлен к общению в группе. Однако родителям нужно знать, что у двухлеток, которые много времени находятся, в детском саду, могут быть проблемы с поведением. И это понятно, поскольку под влиянием стресса – а разлука с родителями является для них стрессом – двухлетки больше склонны выражать эмоции действием, вести себя импульсивно.

Свое негативное влияние могут оказывать и другие дети. В группе много детей, какие-то дети спокойные и воспитанные, а какие-то капризные, эгоистичные, бывают даже жестокие дети. Ваш ребенок может начать копировать их поведение и манеру разговора, может вестись на их угрозы или шантаж. Поэтому очень важно спрашивать у детей, как прошел их день, что они делали в садике, скем он дружит, есть ли детки, с которыми он не дружит и почему.

Любящая забота родителей защищает детей от возможных негативных последствий детского сада. Другими словами, ваш ребенок может себя плохо вести из-за временной разлуки с вами, но если вы отнесетесь к этому с пониманием, то в его душе ваши отношения останутся неизменными.

К счастью, детсадовские дети также уступчивы, как и другие дети до трех лет. Возможно, это лучший возраст для начала самостоятельной адаптации, потому что дети уже могут выражать свои потребности словами и способны ждать их удовлетворения. И поскольку основные процессы развития мозга, определяющие настроение, склонность к тревоге и депрессии, происходят в первый год, то в определенной степени результаты посещения садика уже предрешены.

www.kraskizhizni.com

Влияние искусства на развитие речи дошкольников

Статья из опыта работы. В ней говорится о том, как разные виды искусства (литература, музыка, картины великих худохников, киноискусство и т.д.) влияют на развитие речи детей дошкольного возраста. Будет полезна в использовании воспитателям, гувернёрам, родителям.

Содержимое разработки

Синтез искусств и развитие речи

Яшкина Светлана Ивановна

Воспитатель детского сада № 203 «Алиса» АНО ДО «Планета детства «Лада»

Приоритетное направление деятельности нашего детского сада – развитие речи дошкольников.*

Незаменимым средством речевого развития является искусство. Искус-

ство бесконечно расширяет и пополняет опыт общения человека, позволяя

познать и пережить ситуации, недоступные в его реальной жизни, дает воз-

можность взглянуть на уже знакомую ситуацию с точки зрения другого че-

ловека, представляет нам эталоны разнопланового общения, являясь школой

искусства общения. Кроме того, коммуникация возможна как в процессе художественного восприятия (общение с автором, с художественными образ-

ами произведения), так и между людьми по поводу произведения искусства,

что, безусловно, сказывается не только на расширении сферы общения, но и

на качественном содержании коммуникаций. Все это убеждает нас в необходимости использования потенциальных коммуникативных возможностей искусства для развития речевых коммуникаций детей старшего дошкольного возраста в педагогическом процессе детского сада. В подтверждение правомерности данного вывода можно привести высказывание И.Канта из его работы “Критика способности суждения” об аналогии “искусства с тем способом выражения, которым люди пользуются в речи, чтобы как можно более полно сообщить друг другу не только свои понятия, но и свои ощущения”.

Отечественные психологи Л.С.Выготский, Л.М.Гурович,

А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, Т.А.Репина, С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов,

П.М. Якобсон и др. в своих научных работах убедительно доказали, что детям дошкольного возраста доступно восприятие произведений искусства и их

элементарная эстетическая оценка. С их точки зрения, дети способны воспринимать не только содержание произведений, но и средства выразительности. Причем, восприятие художественного образа носит эмоционально насыщенный характер, ребенок, с присущей его возрасту непосредственностью, принимает участие в действиях героев, переживая их радости и печали.

При «синтезировании» произведений литературы и живописи, на наш

взгляд, происходит более полное и глубокое, многогранное восприятие ребенком художественного образа. Изображение обогащается адекватным по

содержанию и настроению поэтическим текстом и, в свою очередь, слово,

сопровождаемое близким по сюжету изображением, более содержательно и

образно воспринимаемо. В процессе художественного восприятия литературных произведений, ребенок усваивает речевые конструкции, а живопись,

в свою очередь, стимулирует их применение, а также поиск новых и создание

им собственных речевых конструкций. * Взаимодействие искусств (пейзажной

живописи и поэтических произведений) выстраивается нами на принципах

“дополнительности” и соотнесенности и представляет собой процесс

“размывания” границ между видами искусств.

Огромное влияние на обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями) оказывают музыкальные произведения. Слушая музыку, ребенок по-своему представляет

художественный образ, передавая его затем в словах. У ребенка также совершенствуется слух, развивается творческое воображение. А именно от этого психического процесса зависит развитие у детей умения составлять сюжетные рассказы.* Разнообразная тематика музыкальных произведений способствует обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствованию четкого и внятного произношения детьми звуков и их сочетания в словах, формированию умения изменять силу голоса.* Музыка активизирует речь детей, побуждает их к четкой, твердой артикуляции. Посредством музыки дети учатся сопоставлять простейшие свойства звуков, различать простейшую структуру музыкальных произведений, отличать выразительность контрастных художественных образов.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Создать такие ситуации помогает театрализованная игра. В ней даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Искусство театра обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка. В играх драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.* В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Коммуникативная образовательная деятельность с детьми носит интегрированный характер.?

? На первом этапе основное внимание уделяется развитию умения видеть и понимать художественный образ произведений, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами, а также развитию умения строить предложения разных типов и работать над структурой высказывания, соответствующей описанию.

На втором этапе происходит формирование у детей умения строить связное высказывание на темы произведений разных жанров (живописи, музыки, литературы). При этом используются разнообразные методические приёмы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия произведению и его объяснение. Проводится запись детских рассказов и чтение их другим детям, составляются рассказы по собственным рисункам на тему знакомого произведения, издание книжек-самоделок.

Самым ярким примером синтеза искусств является литературный праздник. В процессе подготовки к празднику дети знакомятся с произведениями определённого автора, его книгами. Рассматривают иллюстрации, сделанные художниками-иллюстраторами в этих книгах. Слушают музыку, написанную композиторами к этим произведениям, или разучивают и поют песни. Хореограф ставит танцы, используя песни на слова этого автора. Руководитель театрального кружка инсценирует с детьми отрывки произведений. В сценарий праздника включается также ритмопластика. В оформлении музыкального зала к празднику используются детские работы, выполненные после знакомства с творчеством писателя или поэта. В зале и в групповых комнатах оформляется выставка книг автора, д/игр и пособий на эту тему («Озвучь картинку», «Узнай произведение», «Найди героя», «Книжка рассыпалась», наборы кубиков, пазлов и т.д.). В развивающей среде группы появляются персонажи любимых произведений для обыгрывания, работы детского творчества (рисунки, поделки, книжки-самоделки и т.д.). Такого рода синтезирование произведений живописи, музыки, литературы позволяет ребёнку в полной мере овладеть разнообразными языковыми средствами, а связная речь становится более выразительной, образной.

Роль искусства в развитии речевых коммуникаций у детей. // Известия высших учебных заведений. — Северо-Кавказский регион, серия Общественных наук, № 1,1997.

Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности стар-

шего дошкольника. — Ростов на Дону: РГПУ, 1995.

Борисюк И.К. Синтез музыки и речи в процессе обучения дошкольников сюжетному рассказыванию.

Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада.- Москва, 2003г.

Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий./Под редакцией Ушаковой О.С. -Москва, 2004г.

Таким образом, в процессе общения с искусством, дошкольник познает новые формы и стили общения, приобщается к культуре взаимоотношений, черпает в них культурные эталоны речевой коммуникации, производит частичный перенос их в повседневную действительность. И только синтезирование

Процесс художественного восприятия имеет структуру диалога. Взаимодействие автора произведения со слушателем, зрителем, читателем носит межсубъектный характер и является актом сотрудничества и сотворчества. Об этом говорится уже в работах Г.В.Ф. Гегеля и И. Канта. Искусство не только бесконечно углубляет наше понимание реального человеческого общения, но и беспредельно разнообразит его сферу квазиобщением (общение реального субъекта с воображаемым субъектом), обогащая наш жизненный опыт. Б.М. Неменский обращает внимание на тот факт, что путь целостного осознания жизни через искусство доступен даже ребенку. Т.И. Алиевой отмечается, что у детей широко представлены такие формы видения мира, которые схожи с распространенными видами построения литературного образа, а именно — олицетворение и персонификация. Р.М. Чумичева, в свою очередь, рассматривает искусство как форму органичного освоения окружающего мира и фактор развития личности ребенка, обращая внимание на то, что образный, яркий, выразительный язык искусства близок и понятен дошкольникам. Общение с искусством, выступающее мощным эмоционально-интеллектуальным педагогическим средством, позволяет обеспечить условия ребенку для создания им собственного культурного образа и для его самовыражения посредством речевой коммуникации, проживания и переживания вместе с автором и героями произведений различных ситуаций, недоступных ему в реальной жизни. Ценность и значимость искусства обусловлена его диалогичностью, потенциальными коммуникативными возможностями и эмоционально энергетическим зарядом, стимулирующим личность к коммуникативному взаимодействию с ним и по поводу него. Произведение искусств само является моделью общения и побуждает ребенка к взаимодействию с ним и по поводу него

В старшем дошкольном возрасте речь ребенка приобретает уже автономный, внеситуативный характер, зачастую предшествует действию и организует его. На шестом году жизни ребенок имеет достаточно богатый словарный запас, полностью овладевает звуковой системой родного языка, усваивает основные грамматические категории и их синтаксическое выражение, что позволяет ему правильно строить свои речевые конструкции и быть понятым не только взрослыми, но и сверстниками. Повышенный интерес к сверстнику, как к партнеру по совместной деятельности, обуславливает потребность ребенка в речевой коммуникации. У старшего дошкольника начинает проявляться способность к дифференцированному отбору языковых средств высказывания в зависимости от ситуации и участников общения. Именно это позволило нам определиться в возрасте детей, включенных в эксперимент.

В качестве репрезентанта развития речевых коммуникаций детей старшего дошкольного возраста (шестой год жизни) нами было выбрано искусство. Будучи составной частью культуры, искусство обладает выраженной коммуникативной функцией и выступает как универсальное средство развития. Данная мысль находит свое дальнейшее развитие в трудах Ю.Б. Борева, М.М. Бахтина, B.C. Библера. Х-Г. Гадамера, С.М. Даниэля, М. Дюфрена, И.А. Джидарьяна, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана, А.А. Мелик-Пашаева, Б.М. Неменского, С.Х. Раппопорта, К.С. Станиславского, Л.Н. Столовича, Ю.М. Шора и др.

Искусство является важнейшим, выработанным историей культуры, способом моделирования самого общения. По мнению X-Г. Гадамера, автор и читатель выступают активными субъектами взаимодействия, а художественное восприятие представляет собой процесс их сотворчества и сотрудничества. Наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, по мнению исследователей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Образование, трактуемое в контексте культуры, предполагает усиление роли искусства как составной ее части и как наиболее сильного по своему воздействию интеллектуально-эмоционального фактора в педагогическом процессе.. В исследовании нами определено взаимодействие литературных и живописных произведений как педагогическое средство развития речевых коммуникаций старших дошкольников, в силу того, что искусство целостно отражает гуманные и эстетические ценности человеческих отношений.

В процессе проведения эксперимента выяснилось, что речевые коммуникации старших дошкольников зачастую не отличались связностью, развернутостью, образностью и логической последовательностью. Речевая коммуникация детей на данном этапе была представлена отдельными словами, содержащими указывающий или вопросительный смыслы и не ориентированными на личностную коммуникацию. В немалой степени это явилось следствием того, что у воспитывающих взрослых по отношению к ребенку зачастую отсутствовала установка на личностно-развивающее взаимодействие, что свидетельствует о преобладании субъект-объектного характера взаимодействия воспитателя с детьми. Причиной низкого уровня развития речевых коммуникаций старших дошкольников выступила также и пространственно-предметная среда дошкольного образовательного учреждения, не содержащая в себе культурно-речевые образцы и не выполняющая развивающей и стимулирующей функций.

В диссертационном исследовании был осуществлен поиск совокупных педагогических условий, способствующих развитию речевых коммуникаций старших дошкольников, которыми выступили: интегрированное на основе гуманистических ценностей содержание литературных и живописных произведений, включенных в специально организованные художественно-коммуникативные виды деятельности; личностно-развивающие методы, активизирующие, стимулирующие и побуждающие ребенка к речевым коммуникациям и обеспечивающие диалог в сфере субъект — объект — субъектных отношений; моделирование развивающей пространственно — предметной культурно — речевой среды, способствующей саморазвитию и самореализации ребенка посредством речевых коммуникаций.

В процессе развития речевых коммуникаций педагогические методы изменялись от обучающих (знаковые, игровые упражнения, наглядные ценностно-ориентированные модели) к стимулирующим (игровые, рефлексивные), к активизирующим (импровизации, вопросов, ассоциации, драматизации, "вопросы — символы") и, затем, — к побуждающим методам (выбора, наглядных моделей информационного, оценочного, диалогового характера), что обусловлено психологическими механизмами перехода внутренней речи во внешнюю.

В педагогическом руководстве также изменялась и позиция воспитателя сначала как образца речевой коммуникации, несущего культурно-речевого клише, далее как равноправного субъекта речевого общения с ребенком, как побудителя речевых коммуникаций детей в их самостоятельной речевой деятельности.

Полученные в ходе экспериментального исследования данные позволили выявить следующие зависимости:

— успешность и динамика развития речевых коммуникаций детей зависит от логически последовательного сочетания методических приемов, применяемых в специально организованных видах деятельности, ставящих ребенка в позицию подражания речевым клише, и стимулирующих их употребление в самостоятельной коммуникативной деятельности ребенка;

— пространственно-предметная культурно-речевая среда, содержащая в себе определенные культурно-речевые образцы, способствует самовыражению ребенка посредством речевой коммуникации.

Результаты контрольного этапа экспериментального исследования позволили сформулировать общие выводы об основных закономерностях развития речевых коммуникаций детей старшего дошкольного возраста:

— процесс развития речевых коммуникаций представляет собой одновременное развитие речевого межсубъектного взаимодействия ребенка как с произведениями искусства (субъективированным объектом), так и со взрослыми, и сверстниками (реальными субъектами);

— наряду с развитием речевых коммуникаций формируется ряд личностно-значимых, гуманных качеств, таких как внимательное и чуткое отношение к сверстникам, эмоционально — ценностное отношение к произведениям искусства;

— перенос культурно-речевых эталонов из интегрированных видов художественно-коммуникативной деятельности в самостоятельную речевую деятельность ребенка способствует развитию образности, развернутости, интонационной выразительности речевых коммуникации старших дошкольников.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

1. Общение как феномен культуры // Сб. Научных работ аспирантов и молодых преподавателей. Часть 1. Общественные науки. — Ростов н/Д.: РГПУ, 1994. — С. 48-58.

2. Искусство как квазисубъект общения // Сб. Научных работ аспирантов и молодых преподавателей. Часть 1. Общественные науки. Изобразительное искусство. — Ростов н/Д.: РГПУ, 1995. — С. 97-100.

3. Искусство как средство развития речевых коммуникаций у детей // Сб. Научных работ аспирантов и молодых преподавателей. Часть 2. Педагогика. — Ростов н/Д.: РГПУ, 1996. — С. 97-99.

4. Развитие речевых коммуникаций детей дошкольного возраста в процессе общения с искусством // Тезисы докладов студенческой научной конференции. — Ростов н/Д.: РГПУ, 1996. — С. 62-63.

3. Бочкарева Л.П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. М., "КНОРУС", 2007.

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется.

В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:

Видами драматизации являются

• игрыимитации образов животных, людей, литературных персонажей;

• ролевые диалоги на основе текста;

• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

• игрыимпровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Вернуться к списку

Проблема использования искусства в качестве педагогического средства ра

videouroki.net

Роль детского сада в воспитании и развитии ребенка. (стр. 1 из 2)

Московский Государственный Педагогический Университет

Роль детского сада в воспитании и развитии ребенка.

студентка 2 курса

кандидат психологических наук

I.Описание ситуации в системе дошкольного образования………………….3

II.Роль детского сада в воспитании и образовании ребенка………………. 4

III.Влияние воспитателей на развитие ребенка в детском саду……………..6

IV. Влияние детского коллектива на развитие ребенка……………………….9

От того, в каких условиях будет развиваться ребенок зависит его будущее. В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы такие как память, восприятие ,мышление ,речь .

В этот период у ребенка непрерывно обновляются знания об устройстве мира, он развивает свой словарный запас, перенимает культурно-исторический опыт. Первым социальным институтом в жизни ребенка является семья .Именно из общения с близкими взрослыми ребенок получает свои первые знания. Вторым социальным институтом в жизни ребенка является детский сад. Когда ребенок приходит в детский сад у него возникает представления о новом мире социальных отношений ,где царят другие нормы, чем в близком окружении. В этот момент наступает начало подготовки к будущей взрослой (социальной ) жизни.

Основная функция детского сада, как социально-образовательного учреждения, оказывать педагогическую помощь и поддержку семьям своих воспитанников, а также компенсирование проблемы в их поведении и развитии. Такая помощь возможна при доверии, сотрудничестве и взаимодействии родителей и сотрудников детского сада . Одной из основных задач детского сада вовлечь в процесс обучения в детском саду, подготовить его к школе. Он общается с другими детьми, учиться с ними взаимодействовать, усваивает правила общения.

В этом плане детский сад играет незаменимую роль. Это первое общественное учреждение куда попадает ребенок. Там он с помощью «грамотного» воспитательного подхода легко усваивает все нормы и принципы общения.

I. Описание ситуации в системе дошкольного образования

Согласно данным управления дошкольного и общего образования Департамента образования правительства г. Москвы в столице живет 450 тысяч детей в возрасте от 8 месяцев до 6 лет, однако в руки воспитателей родители отдают лишь 200 тысяч из них. Это 0,05 процентов малышей в возрасте 8 месяцев до 1 года, 9,6 процентов — 1-2 лет,33,6 процентов — 2-3 лет. В садики ходят 67 процентов ребятишек 3-4 лет,75 процентов — 4-5 лет и 79 процентов москвичей 5-6 лет.

Но за последние 15 лет Москва лишилась почти тысячи детских садов. Об этом на заседании столичного правительства заявил руководитель департамента имущества Владимир Силкин.

«В 1991 году мы имели 2924 детских сада. Сейчас в городе работают 1984 дошкольных учреждения, то есть за 15 лет мы потеряли почти 1000 детских садов и из города, имеющего профицит мест для детей, мы стали городом, который не может предоставить места для 10 процентов детей», — сказал чиновник. Главной причиной сокращения является незаконная приватизация детских садов, что привело к их сокращению.

В данный момент проводится работа по возращению государству детских садов, так же проводиться строительство новых дошкольных учереждений. В настоящее время в Москве в очереди в государственные дошкольные образовательные учреждения числятся 11 тысяч 482 ребенка. По данным Департамента образования Москвы, очередь на места в детские сады расписана до 2009 года.

Наряду с сокращением числа детских садов идет и сокращение педагогических кадров. Число воспитателей с высшим образованием в дошкольных учреждениях резко сократилось после появления негосударственных детских садов .Так как выпускники педагогических вузов не ориентированны на практическую работу с детьми в системе практического дошкольного образования, основную часть работников детских садов составляют специалисты со средним специальным образованием.. И в связи с этой тенденцией мы можем говорить о том что качество дошкольного образования может не удовлетворить многих родителей. Исходя из этого, мы частично можем объяснить недовольство родителей системой воспитания и образования. Анализ содержания программы по подготовке специалистов показывает ,что они не отвечают потребностям и состоянию современной практики дошкольного воспитания. Наконец, нужно отметить низкий уровень материального обеспечения педагогических работников в системе дошкольного воспитания .Это ведет к снижению материального и социального статуса работника дошкольного учреждения .Низкая престижность этой профессии среди специалистов (психологов и дефектологов) затрудняет попытку привлечь новых специалистов ,в которых так нуждаются детские сады. Так же низкий социальный статус дошкольного воспитателя привел к тому, что на дошкольных факультетах в педагогических университетах, не только нет конкурса, но и существует постоянный недобор абитуриентов.

II. Роль детского сада в воспитании и образовании ребенка.

Во времена нашего детства родители практически всегда отдавали ребенка в детский сад потому что как правило, ребенка было не с кем оставить .Но сейчас ситуация выглядит немного иначе :после принятия закона о увеличении оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком (с двух месяцев до трех лет),значительная часть матерей отдала предпочтение воспитывать своих детей в домашних условиях, а потом отдавать в детский сад. Сейчас в дошкольных учреждениях количество детей младше трех лет резко сократилось.

Сейчас мы можем говорить о том, что в детских садах произошло изменение возрастной структуры контингента. В этой связи можно говорить о намечающейся тенденции все большей специализации дошкольных учреждений на воспитании детей старшего дошкольного возраста .Одним из возможных последствий этой тенденции будет все большая специализация системы дошкольного воспитания и по своим целям, и по своему содержанию, и по методам работы на подготовку детей к школе .И все таки, подобная специализация довольно опасна ,потому что на второй план отодвигаются ключевые психолого-педагогические аспекты возрастного развития, например, полноценное усвоение игровой деятельности.

Главным доказательством эффективности детского сада является поступление ребенка в школу. Ведь в последнее время условия школ по приему первоклассников несколько изменились, а программы образования в детском саду остаются пока на уровень ниже школьных.

Насколько хорошо воспитатели подготовят ребенка в детском саду к школе зависит его будущее. Смогут ли они развить способности ребенка, привить ему интерес к учебной деятельности так, что бы у ребенка было желание учиться.

И теперь очень многие родители принимая решение отдать ребенка в детский сад, ориентируются ,прежде всего на то, что может детский сад дать их детям? Насколько хорошо ребенок будет подготовлен к школе после посещения детского сада?

III. Влияние воспитателей на развитие ребенка в детском саду

Перед тем как отдать ребенка в детский сад многие родители интересуются уровнем профессиональнойквалификации воспитателя. Родителям очень важно знать и иметь представление о человеке, который будет проводит время с их ребенком. Что это за человек, нравится ли он ребенку, — очень важный момент. Будет ли ребенок доверять этому человеку, возникнет ли у него желание сотрудничать и слушаться этого человека. Насколько он профессионален в своем ремесле? Какие знания он даст ребенку?

Давайте рассмотрим данные опроса из книги «Социология семейного воспитания» (В.С. Собкин ,Е.М .Марич, Москва 2002,247 стр.).

Данные полученные в ходе опроса свидетельствуют о том ,что 68,8% родителей удовлетворены профессиональной квалификацией воспитателя, около 12% родителей в разной степени не удовлетворены профессиональной квалификацией воспитателя. При этом явно негативно оценивающих профессиональную квалификацию единицы, таких родителей 1%.

Данные этого опроса говорят о том ,что большинство родителей доверяют воспитателю ,что они полагаются на его профессионализм. Именно воспитатель в детском саду является главным источником знаний для ребенка.

В детском саду воспитатель заменяет ребенку близкого взрослого. Он занимается воспитанием, организацией досуга. Иногда бывает так ,что взрослые, отдавая ребенка в детский сад ,таким образом снимают с себя часть ответственности за воспитание ребенка и перекладывают эту ответственность на воспитателя. С одной стороны родители считают, что воспитатель сможет больше объяснить ребенку и больше передать знаний и умений. Это может быть и хорошо ,потому что у воспитателей ,как правило ,большой опыт общения с детьми и всегда есть ответы на типичные "детские" вопросы .

Но как показывает практика, большинство родителей, отдавших ребенка в детский сад, частично отстраняются от обязанности его воспитывать, таким образом возлагая эту ответственность на воспитателей. Но вклад в развитие ребенка должны делать не только близкие взрослые или только воспитатели, а только их взаимодействие привет к тому ,что ребенок будет быстрее получать знания и умения и перенимать культурно-исторический опыт.

Д.Б. Эльконин пишет: «В процессе совместной деятельности взрослые постепенно передают общественно выработанные способы потребления предметов. В совместной деятельности взрослые организуют деятельность ребенка, а затем осуществляют функции поощрения и контроля за ходом формирования этих действий. ».

mirznanii.com

Смотрите так же:

  • Народное лечение обструктивного бронхита детей Обструктивный бронхит у детей Обструктивный бронхит — это заболевание верхних дыхательных путей, при котором наиболее активно поражаются слизистые оболочки трахеи и бронхиального дерева. Может проявляться в острой форме, приобретать характерные черты хронического обструктивного бронхита и переходить в бронхиальную астму. В основном […]
  • Почему все дети злые Почему дети бывают жестоки? Многие считают, что дети рождаются чуть ли не ангелами. Тем большим бывает наше удивление, когда мы видим проявление жестокости именно в детях. О том, откуда берется детская жестокость и как с ней бороться, рассуждают священники Димитрий Смирнов, Валерий Духанин и Сергий Белобородов, а также многодетная мама […]
  • Лечение ротавирусная инфекция у детей лечение Ротавирусная инфекция у детей (ротавироз) Ротавирусная инфекция – острое инфекционное заболевание вирусной природы, которое, как правило, протекает в форме гастроэнтерита. Ротавирусная инфекция встречается повсеместно. К трём годам практически каждый человек хотя бы раз перенёс это заболевание. В умеренном климате ротавирусная инфекция […]
  • Задания по математике для дошкольного возраста Задания по математике для детей 5-6 лет Требования современной школьной программы таковы, что к моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы элементарные математические представления. К ним относятся знание цифр и основных знаков, умение считать в пределах десяти и справляться с простыми задачами по математике, […]
  • Интерес к роли у детей дошкольного возраста Развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте (стр. 1 из 8) Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес […]
  • Паспорт на новорожденного ребенка Как оформить загранпаспорт для новорожденного — документы и порядок оформления Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — сколько составляет и как получить Единовременное пособие при рождении ребенка в 2016 — сумма, как получить Как получить полис ОМС для новорожденного — необходимые документы и порядок […]
  • Зубы у 6 месячного ребенка Зубы 6 месячного ребенка У грудничка не растут зубы – нормально ли это? Появление первых зубов означает, что ребенок достигнул очередного этапа своей жизни. Но иногда этот самый этап почему-то запаздывает, и малыш остается беззубым, пока его сверстники уже вовсю щеголяют улыбками, хотя бы и весьма скромными. В чем же причина такой […]
  • Повышение пособий по уходу за ребенком Размер детских пособий в 2016 году В условиях острой нехватки бюджетных средств из-за сложной экономической ситуации в стране, Правительство РФ было вынуждено в конце 2015 года принять ряд решений, направленных на сокращение затрат федерального бюджета по социальным статьям расходов: не проводить традиционную индексацию детских […]