Психомоторное развитие ребенка первого года жизни

Развитие движений (моторики) и развитие психики ребенка тесно связаны. Научившись держать голову, поворачиваться, вставать, ребенок получает больше возможностей для познания окружающего мира, а интерес ко всему, что он видит вокруг, стремление приблизиться к привлекающему внимание предмету, захватить рукой игрушку, выяснить, откуда идет звук становится стимулом двигательной активности.

Оценка развития ребенка, учитывает не только его двигательные навыки, но и эмоциональные реакции.

В 10 дней удерживает в поле зрения движущийся предмет и вздрагивает при резком звуке.

В 18-20 дней удерживает в поле зрения неподвижный предмет, лицо матери, успокаивается при сильном звуке.

В первые недели жизни ребенок часто и беспорядочно двигает руками и ногами. Из-за того, что мышцы-сгибатели пока сильнее мышц разгибателей, он лежит, прижав согнутые в коленях ноги к животу, а согнутые в локтях руки к груди, его пальцы часто зажаты в кулачок. Малыш неосознанно захватывает и довольно крепко держит протянутый палец (верхний хватательный рефлекс).

После месяца жизни наступает период, который врачи называют «комплексом оживления». Быстро двигает ручками и ножками. Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову. Радостно реагирует на появление матери, появляется первая улыбка. Прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки и издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним. Плавно прослеживает движущиеся предметы.

В два месяца уверенно удерживает голову в вертикальном положении 1-2 минуты, поднимает голову, когда его кладут на живот. Начинает «гулить» — подолгу певуче произнося звуки типа «га», «гу», «гкха», отвечая ими на ласковое материнское «агу». Быстро отвечает улыбкой на разговор с ним. Поворачивает голову в сторону голоса или звука. Сосредоточенно смотрит на неподвижный, привлекший его внимание предмет. Длительно следит за движущейся игрушкой. В три месяца лежа на животе, начинает приподниматься, опираясь на руки. При поддержке под мышками крепко упирается в твердую опору ногами, согнутыми в тазобедренном суставе. Громко смеется, когда с ним играют. Ищет глазами человека, издающего звук. В вертикальном положении сосредотачивает взгляд на лице взрослого или на игрушке.

В четыре месяца самостоятельно поворачивается со спины на бок. Охотно берется за протянутые к нему руки и, при поддержке садится. Потягивает руку за подвешенной игрушкой, стараясь подтянуть ее к себе. Стоит при поддержке под мышки. Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему. По-разному реагирует на спокойную и быструю мелодию. Узнает маму и радуется ей. В пять месяцев самостоятельно поворачивается со спины на живот. Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Свободно берет и держит в руке удобные для захвата предметы. Радуется ребенку, берет у него из рук игрушку. Ест с ложки полу густую и густую пищу. Узнает голос матери. Различает тон, каким к нему обращаются: слыша ласковую, спокойную речь улыбается, когда говорят сердито, резко хмурится. Отличает по внешнему виду близких людей от чужих. Настораживается или даже плачет, увидев незнакомое лицо.

В шесть месяцев самостоятельно поворачивается с живота на спину. Передвигается, переставляя руки или немного подползая. Переступает ногами, когда его поддерживают под мышки. Хорошо ест с ложки, снимает пищу губами. Пьет из чашки. Перекладывает игрушки из одной руки в другую. Произносит отдельные слоги, подолгу певуче повторяет их. По-разному реагирует на свое и чужое.

В семь месяцев свободно меняет положение тела в манеже или кроватке. Встает на четвереньки. Самостоятельно садится из положения лежа и недолго сидит без поддержки. Начинает ползать. Стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает ее. По просьбе взрослого ищет взглядом и находит знакомые предметы. Подолгу лепечет, повторяет за взрослыми простые слоги — «ба», «да», «па», «ма».

В восемь месяцев встает на ноги, ухватившись за перила манежа; переступает вдоль него, держась обеими руками. Много и быстро ползает. Долго занимается игрушками, подражая действиям взрослого. Ест корочку, которую сам держит в руке. По просьбе взрослого подает ему руку, машет при слове «до свидания». Громко и четко повторяет различные слоги. В девять месяцев переступает за коляской, держась за нее обеими руками. Переходит от одного предмета мебели к другому, слегка придерживаясь за них руками. Катает, вынимает, открывает, нажимает, гремит различными предметами, в зависимости от их свойств. Хорошо пьет из чашки, придерживая ее рукой. Спокойно относится к высаживанию на горшок. Совершает плясовые движения под музыку. По просьбе взрослого находит знакомые предметы в разных местах. Знает свое имя и имена близких ему людей. Повторяет за взрослым слоги, которые уже есть в его лепете.

В десять месяцев держась за перила, поднимается на невысокую горку и спускается с нее. По просьбе взрослого находит и дает знакомые предметы. Действия с предметами принимают устойчивый характер (мелкие предметы вкладывает в кастрюльку, открывает и закрывает крышку). Занимается с другим ребенком. Повторяет за взрослым новые слоги, которых нет в его лепете. В одиннадцать месяцев самостоятельно, без поддержки стоит. Балансируя руками, делает первые самостоятельные шаги. Начинает складывать пирамидку, снимая и надевая на стержень кольца. Пытается сам надеть носки, рубашку, шапочку. Радуется приходу детей. Называет начальными слогами некоторые игрушки, вещи. Начинает говорить односложные и двусложные слова — «на», «дай», «мама», «папа», «баба», «ав — ав», «кис — кис». В двенадцать месяцев ребенок ходит самостоятельно, без опоры. Выполняет четко данные поручения: найти, принести, положить на место. Понимает слова «можно», «нельзя». Самостоятельно пьет из чашки (берет руками, ставит). Различает предметы по форме, внешнему виду. Смеется и лепечет с ребенком, протягивая и отдавая ему игрушку. Легко подражает новым слогам. Хорошо произносит 5-10 слов.

Рефлекс — это закономерная ответная реакция организма в ответ на изменения внешней или внутренней среды, осуществляемая при участии ЦНС.

По характеру формирования рефлексы делятся на две большие группы: условные рефлексы, отсутствующие у новорожденных и длительно формирующиеся под влиянием различных раздражителей и специальных условий, и безусловные рефлексы — — сформировавшиеся к моменту рождения человека постоянно передаваемые реакции.

Среди них выделяют стойкие, пожизненные рефлексы — такие как глотательный, половой, сухожильный и рудиментарные рефлексы — такие как поисковый, сосательный, ладонно-ротовой, рефлекс опоры, хватательный и др., а также рефлексы, появляющиеся после рождения и не всегда проявляющиеся — такие, как например, верхний и нижний рефлексы Ландау.

Время исчезновения рудиментарных рефлексов и формирование новых рефлексов — важный момент в оценке психомоторного развития ребенка. Поэтому перед тем, как приступить к массажу и гимнастике грудного ребенка мы рекомендуем изучить эти механизмы для повышения эффективности и профессионализма работы.

Рефлекторное разведение пальцев стопы (рефлекс Бабинского).Выполнение — плотное поглаживание одним пальцем по наружному краю стопы в направлении от пятки к мизинцу. В ответ на это движение пальцы стопы раздвигаются «веером». Рефлекс присутствует от 0 до 1,5 — 2 лет. Использование данного рефлекса очень эффективно и незаменимо при лечении плоскостопия. Нижний хватательный рефлекс. Выполнение — легкое нажатие кончиком большого пальца на подошву ребенка у основания пальцев. В ответ на это движение пальцы стопы поджимаются. Рефлекс присутствует от 0 до 8 месяцев. Очень эффективно использование данного рефлекса при лечении плоскостопия.

Верхний хватательный рефлекс.Малыш неосознанно захватывает и довольно крепко держит протянутый палец, предмет.

Поисковый рефлекс. При поглаживании одним пальцем подбородка, ребенок открывает рот и поворачивает голову в стороны. Рефлекс присутствует до 4 месяцев. Очень эффективно можно использовать рефлекс при лечении кривошеи.

Ладонно-ротовой рефлекс. При легком надавливании на подушечку дистальной фаланги большого пальца на руке, ребенок открывает рот, нагибает голову вперед и приподнимает плечевой пояс. Рефлекс присутствует до 3-4 месяцев, хорошо тренирует мышцы шеи и плечевого пояса.

Рефлекс опоры.Если ребенка зафиксировать в положении стоя, он опирается на полную стопу, выпрямляет ноги и спину. Рефлекс присутствует до 1,5-2 месяцев.

Шаговый рефлекс «автоматическая походка».Зафиксировать ребенка в положении стоя, слегка наклонить вперед и протянуть носками стоп по поверхности стола. Ребенок будет автоматически шагать. Рефлекс присутствует до 1,5-2 месяцев. В 6-8 месяцев появляется осознанная походка.

Защитный рефлекс.В положении лежа на животе, ребенок поворачивает голову на бок. Рефлекс присутствует до 2-3 недель

Установочный рефлекс.В положении лежа на животе, ребенок устанавливает голову вертикально. Рефлекс присутствует с 3 недельного возраста. Рефлекс Ландау «парение». Под живот ребенка подвести обе руки до соприкосновения мизинцами, большие пальцы ложатся по бокам на уровне нижних ребер. Далее поднимаем малыша над столом. При этом ребенок упирается ногами в вашу грудь, тело образует дугу, голова приподнята, мышцы спины и ягодиц напряжены. Этот эффект присутствует до года.

Сосательный рефлекс.Так как питание — главная гарантия жизни ребенка, сосательный рефлекс является доминирующим рефлексом и его нужно рассмотреть более подробно. У ребенка существует рефлекторная потребность сосать. Даже сытый, он продолжает чмокать губами. Эти сосательные движения как бы успокаивают и расслабляют его. Занятый сосанием, ребенок быстро засыпает. У грудных детей, привыкших постоянно держать во рту пустышку, притупляется сосательный рефлекс, потому что к моменту кормления он бывает уже усталым от непрерывного сосания. Сначала он лениво и долго сосет грудь, а в дальнейшем просто отказывается то нее. Обеспокоенная мать предлагает ему тут же бутылочку с соской, боясь, что он остался голодным. И, как правило, ребенок охотно начинает сосать из бутылочки. Ведь не надо прикладывать никаких усилий, молоко льется в рот само! Сосательный рефлекс, как уже было сказано — доминирующий. Именно поэтому сосание способно тормозить все другие виды деятельности, подавлять двигательную активность. Большинство нормально развивающихся детей к году имеют определенный словарный запас. Дети, у которых во рту постоянно находится пустышка, как правило, в этом возрасте не говорят.И если ребенок продолжает сосать до двух, трех, а то и до четырех лет, то, возможны задержка развития речи, интеллекта, а также проблемы с дикцией.Конечно, безоговорочно отказываться от пустышки нельзя. Существует категория нервных, возбудимых детей, которые сильнее обычного реагируют на различные раздражители, внешние и внутренние. С помощью пустышки можно успокоить ребенка и отвлечь его внимание от раздражителей.

ПРИЕМЫ И ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Массаж ребенка первого года жизни включает основные приемы:

Так как кожа грудного ребенка очень нежная и тонкая, вначале следует применять щадящие приемы массажа (поглаживание), а затем постепенно можно будет ввести и остальные приемы (растирание и легкую вибрацию в виде потряхивания и встряхивания), а также разминание.

studfiles.net

Психомоторное развитие ребенка от 1 до 3 лет

Когда ребенку исполняется один годик, родители с уверенностью считают, что все трудности уже позади. Но они и правы только в том, что за малышом стало легче ухаживать. В любом случае мы не освобождаемся от опеки над своим крохой, которая должна быть мудрой, нежной и тактичной. Именно сейчас наступает время, когда мы должны посвятить своему ребенку больше времени и принимать активное участие в его жизни. Ведь он уже начинает ходить, совершенствует хватательные движения рук, интересуется формой предметов, их цветом, звуками. Вашему чаду так не терпится ко всему прикоснуться руками и все попробовать на вкус. И без поддержки взрослых ему никак не обойтись. Тем более вы не хотите, чтобы у малыша формировались неправильные понятия об окружающем мире.

Многие родители, наблюдая за своими малышами, сравнивают их со сверстниками. Чем крупнее и подвижнее малыш, тем больше родители радуются его достижениям. Проблема появляется тогда, когда ребенок отстает от общей массы в развитии некоторых навыков. К примеру, родителей часто беспокоит, когда соседка по площадке уже уверенно ходит, а их малыш только ползает и иногда неуверенно стоит. Также молодые родители сильно задумываются, почему сын их соседей уже отлично произносит слова, а их сын только показывает пальцем на интересующие предметы. Многие родители часто сомневаются, правильно ли развивается их малыш.

Малыш в 12-14 месяцев при поддержке взрослых уже пробует самостоятельно ходить, а во время ползания поднимается на ладонях и коленях на одну ступеньку лестницы. Если ребенок уже научился ходить, то, давая ему какой-то предмет, мы можем заинтересовать его словами «принеси это папе» — и малыш перенесет игрушку в другое место. При этом ребенок держит предмет обеими руками, медленно идет, удерживая равновесие. Это отличное развлечение для ребенка и прекрасная тренировка понимания речи и координации движений глаз, рук и ног.

Направления психомоторного развития:

Психомоторное развитие ребенка – это очень обширное понятие, которое включает в себя такие направления:

• Развитие ловкости рук (мелкой моторики);

• Развитие активной речи и ее понимание;

• Осознание взаимосвязи между явлениями и предметами;

• Умение контактировать с людьми;

• Развитие самостоятельности в своих действиях.

Родители обязательно должны понимать, что замедление развития хотя бы по одному из направлений грозит отставанием по всем остальным. Так, к примеру, задержка развития мелкой моторики рук чаще всего вызывает замедление развития речи малыша.

Вместе с умением ходить ребенок учится работать руками :

Совершенствуя в процессе игры движения рук, малыш обнаруживает взаимосвязь между крышкой и банкой, маленькими и большими формами, карандашом и листом бумаги. Более того, он может указать пальцем на предмет, который не может достать.

Одновременно ребенок учится говорить и понимать речь. В возрасте 14 месяцев он говорит слова «мама» и «папа». При этом ваш малыш сознательно называет конкретных людей.

По мере взросления ребенок становится более независимым, учится есть и одеваться самостоятельно. Он все чаще остается у бабушки и дедушки, расставаясь ненадолго с родителями.

С окружающими дети начинают контактировать начиная со второго месяца жизни. К одному году малыши уже умеют проявлять чувство нежности, обнимая и лаская игрушки и близких людей.

Дети более старшего возраста овладевают бытовыми навыками, повторяя то, что делает мама. Очень большое удовольствие доставляет детям исследование кухонных шкафчиков, мытье пола или подметание веником.

К трем годам ребенок уже способен контролировать процесс мочеиспускания и дефекации. Но в это время еще допустимы редкие промахи. К этому возрасту ребенок уже научился самостоятельно одеваться, прислушиваясь к рекомендациям взрослых. Руки уже достаточно ловкие, чтобы пользоваться кистью для рисования, рисовать мелом или лепить из пластилина.

В три года малыш начинает посещать детский сад. Там совместно с другими детьми он приобретает новые навыки общения и продолжает развивать психические и двигательные функции.

Проверьте, правильно ли развивается ваш ребенок:

Ниже приведены основные критерии психомоторного развития, которыми должен обладать ваш ребенок в определенном возрасте. Основываясь на них, вы сможете с легкостью оценить, насколько правильно развивается ваш малыш. Не стоит отчаиваться и паниковать, если что-то не соответствует нормам. Заподозрив отклонения, вы сможете своевременно обратиться к психологу, логопеду, педагогу или врачу и откорректировать возникшие нарушения. Ваша задача как родителей – это быть ближе к своему малышу, чтобы помочь ему развиваться и своевременно реагировать на любые нарушения.

Навыки движений ребенка:

• Пробует делать шаги на месте;

• При большей уверенности в себе делает пару шагов в сторону, держась за мебель обеими руками.

• Влезает на диван и слезает с него, сначала опуская ноги на пол;

• Учится делать шаги назад;

• Влезает на стул и слезает с него;

• Поднимается по ступенькам, приставляя одну ногу к другой, держась за поручни обеими руками. Пробует таким же образом спускаться по лестнице.

• Делает пару шагов на пальцах не держась;

• Совершенствует умение стоять на одной ноге, держась за поручень;

• Прыгает вперед два раза на двух ногах не падая;

• Стоит на одной ноге несколько секунд не падая;

• Поднимается по лестнице, как взрослый — переменным шагом, держась при этом одной рукой.

• Ловит мяч, брошенный с двухметрового расстояния;

• Ездит на трехколесном велосипеде.

Проявления самостоятельности:

• Помогает при одевании, вытягивая руки и ноги для ползунков и распашонок.

• Держит чашку во время питья самостоятельно;

• Во время еды еще не совсем ловко направляет в рот полную ложку;

• Пробует накалывать кусочки еды на вилку.

• Помешивает ложкой в чашке;

• Без напоминания вытирает руки полотенцем после мытья;

• Умеет снять с себя расстегнутую куртку, учится надевать мелкие вещи;

• Сначала снимает майку без рукавов, а затем старается ее надеть;

• Самостоятельно обувает ботинки;

• Знает весь процесс мытья и вытирания рук, хотя пока делает это не совсем ловко и тщательно;

• Интересуется содержимым унитаза.

• Умеет расстегивать пуговицы и надевать штаны;

• Иногда сам одевается, когда ему помогают советом.

• По просьбе мамы отбивает брошенный мяч в сторону.

• Все чаще подходит к родителям с книжечкой и просьбой назвать показанные им картинки.

• Пробует утешить, если кто-то загрустил;

• Замечает, что он является личностью в группе других людей;

• Когда говорит о себе, то упоминает свое имя;

• В ответ на вопрос называет свое имя, говоря о себе «я»;

• Осознавая себя в обществе, выражает собственное желание, говоря: «Я хочу» или «Я не хочу».

Навыки в процессе игры:

• Передвигает по столу игрушечную машину вперед и назад;

• Неумело перелистывает книжку, которую держит мама.

• Прикрывает банку крышкой;

• Вкладывает маленькую формочку в большую;

• Рисует на бумаге точки и черточки;

• Поворачивает закручивающуюся крышку бутылки в одну и в другую сторону;

• Нанизывает колечки на ось пирамиды;

• Небрежно рисует зигзаг из трех черточек, не отрывая руки от листа бумаги.

• Вкладывает самую маленькую формочку в среднюю или пробует построить из них башню;

• Находит маленький предмет, спрятанный под одной из банок.

• Рисует не только черточки, но и целую спираль;

• Вкладывает один цилиндр в другой, в зависимости от размеров;

• Переворачивает бутылочку вверх дном, чтобы извлечь из нее содержимое.

• Умело рисует спирали;

• Вкладывает квадрат, треугольник, круг в соответствующие по форме отверстия (рамки-вкладыши);

• Укладывает из пяти кубиков ряд — поезд;

• Умеет сложить кружочки, одинаковые по величине: маленькие с маленькими, а также средние и большие;

• Различает цвета: красный, желтый, зеленый и синий.

• Пользуется ножницами. Разрезая бумагу, выполняет два движения подряд;

• Может разорвать лист бумаги, как взрослый, разводя руки в противоположные стороны;

• Рисует вертикальные линии вверх и вниз, имитируя письмо взрослых. Чертит выразительную горизонтальную линию;

• Катает валик из пластилина;

• Строит мост из трех кубиков, устанавливая третий кубик так, чтобы можно было протащить под мостом карандаш;

• Умеет складывать квадрат из четырех кубиков.

Развитие речи ребенка и умение устанавливать взаимосвязь:

• Оборачивается, когда слышит произнесенное кем-то свое имя;

• Может радостно отреагировать на похвалу или остановить действие, слыша выразительное «нет».

• Очень восприимчив к пению. Пробует исполнять с мамой простые детские песенки;

• Без проблем выполняет такие просьбы, как «дай мне» или «иди сюда»;

• На вопрос о предмете, с которым играл, малыш начинает искать его;

• При упоминании о еде ребенок начинает искать бутылку или чашку;

• Правильно показывает три названные взрослым части тела: губы, нос, глаза на кукле или на себе;

• Понимает слово «открывать» и по просьбе охотно открывает баночку или бутылку;

• Умеет выполнить просьбу, состоящую из двух действий: например, «подними мишку и положи его на кроватку»;

• По просьбе взрослых называет предметы, например «мика» — мишка, «ко-ко» — курочка и т.д;

• Умеет выражать желание, если ему что-нибудь нужно. Например, «да» — дай, «ам-ам» — кушать;

• Выразительно говорит «нет», если чего-то не хочет или не любит.

• По-своему называет минимум восемь картинок из книги;

• Понимает значение слов «холодный», «большой», выбирая при этом бутылку с холодной жидкостью или большую игрушечную машинку.

• Понимает слово «тяжелый», выбирая соответствующий предмет из двух различных по весу;

• Знает, что можно двигаться по-разному: человек идет или бежит, рыба плавает, птица или самолет летает, машина едет.

• Кроме слова «тяжелый» понимает и противоположное понятие — «легкий». По просьбе выбирает более легкий предмет.

• Понимает разницу между единицей и множеством, используя в своей речи слово «два» по отношению к нескольким предметам;

• В ребенке просыпается чувство собственности, он знает, что эта вещь «моя», а другая — «твоя»;

• Начинает использовать множественное число в тех выражениях, которые уже знает.

www.kroha.net

Психомоторное развитие ребенка

Практически сразу после рождения ребенка новоиспеченные родители начинают задаваться вопросами: «Все ли в порядке у моего малыша?», «Правильно ли он развивается?». Эти волнения абсолютно естественны, а чтобы их развеять, стоит вооружиться хотя бы минимальной информацией о психомоторном развитии ребенка в разные возрастные периоды. Другими словами, нужно научиться оценивать уровень развития крохи, его навыки и умения с точки зрения соответствия нормам, принятым для определенного промежутка жизни. И не стоит полагаться в оценках на собственный опыт или наблюдения за чужими детьми.

Психомоторное развитие ребенка до года

Медвежьей услугой можно назвать советы некоторых зарубежных специалистов, считающих, что у каждого малыша развитие происходит индивидуально, поэтому нельзя полагаться на нормы, а лучше оставить его в покое и не мешать естественному процессу. Такой подход может оказаться фатальным, если родители по невнимательности не заметят какое-либо отклонение в психомоторном развитии ребенка. Ведь чем позже обнаружено то или иное заболевание, тем сложнее с ним справиться.

В первые годы жизни развитие малыша происходит очень интенсивно, каждый месяц формируется определенный набор умений и навыков. Чтобы дать правильную оценку психомоторному развитию ребенка, необходимо сопоставлять показатели, установленные для детей одинаковой возрастной группы. Ведь наверняка все понимают, что тот уровень развития, который является нормальным для месячного крохи, у полугодовалого малыша будет считаться абсолютной патологией.

Бесспорно, не все дети как под копирку осваивают различные навыки одновременно, нередко наблюдаются весьма существенные колебания в границах норм. В целом психомоторное развитие ребенка до года можно охарактеризовать несколькими этапами. Постараемся вкратце описать, чему новому учится малыш в течение первых месяцев своей жизни:

  • Один месяц. Ребенок пытается зафиксировать взгляд на предметах и ярком свете, от резкого звука он вздрагивает и моргает. Пока неотчетливо, но уже произносит звуки. В положении лежа на животе поднимает головку и несколько секунд удерживает ее;
  • Два месяца. Это период первых осознанных улыбок и попыток гуления. Малыш наблюдает за движением предметов, лицами, поворачивает голову в направлении звука. Если кроху положить на живот, он приподнимет и будет удерживать голову несколько минут. Запросто разводит ручки и ножки в стороны, держа при этом зажатыми кулачки;
  • Три месяца. В этот период психомоторное развитие ребенка происходит весьма интенсивно. Головку малыш держит уже достаточно хорошо, может упираться ручками и раскачиваться, осуществляет первые попытки повернуться на бок. За любым перемещающимся предметом следит достаточно длительное время, тянется за игрушками, подолгу держит вещи в руках, тянет их в рот. Гуление становится более разнообразным, кроха пробует смеяться;
  • Четыре месяца. Ребенок уже достаточно легко поворачивается на бок. Лежа на животе, он может приподняться на ручках и опереться на них. Более уверенными стают попытки перевернуться со спины на животик, а если есть возможность подтянуться, то получается даже сесть с выпрямленной спинкой. Малыш заинтересованно исследует окружающие предметы, любит держать все в руках, все больше гулит (причем делает это очень разнообразно), а негативные эмоции выражает не только плачем, но и хныканьем;
  • Пять месяцев. Кроха безошибочно узнает родных, особенно маму. Все, что попадается под руку, малыш тут же тащит в рот, пробует ползать на животе, при поддержке неплохо сидит. Если подтянуть его из положения лежа на спине, пытается сразу же вскочить на ножки. Очень заинтересованно играет с погремушками, отзывается на различные интонации;
  • Шесть месяцев. Сидеть ребенок уже может и без поддержки, а если взять его под мышки и приподнять, пробует поочередно ступать ножками. Кроха делает первые попытки произносить слоги;
  • Семь месяцев. В психомоторном развитии ребенка наблюдаются существенные сдвиги. Малыш ползает, становится на четвереньки, уверенно сидит, а если поддерживать, довольно твердо ступает ножками. Он достаточно легко поднимает упавшие предметы, не забывая при этом тянуть их в рот;
  • Восемь месяцев. Подтягиваясь за опору, кроха смело поднимается и пытается ходить, может стоять, если держать его за одну руку. Начинает копировать мимику и эмоции взрослых, осваивает самые простые игры («ладушки», «прятки»);
  • Девять месяцев. Опираясь на что-либо, ребенок поднимается, стоит и ходит. Может перебирать достаточно мелкие предметы. Делает попытки произносить первые односложные слова, понимает, когда запрещают или просят что-то сделать;
  • Десять месяцев. Появляется неподдельный интерес к книжкам, малыш уже может легко перелистывать двумя пальцами страницы, рассматривать картинки. Он получает удовольствие от демонстрации своих умений и любит, когда его хвалят. Кроха способен проявлять ревность, обижается, если кому-то уделяется больше внимания;
  • Одиннадцать и двенадцать месяцев. Малыш уже уверенно стоит, приседает, наклоняется, ползает. Он пытается доминировать, понимает и может выполнить достаточно много требований. Словарный запас крохи становится более разнообразным. Завершается психомоторное развитие ребенка до года первыми самостоятельными шагами.

Задержка психомоторного развития у детей

Первый год жизни является очень важным, в этот период закладывается фундамент для дальнейшего физического, умственного и эмоционального формирования человека. Несомненно, основную роль в успешной оценке психомоторного развития ребенка, играет то, насколько внимательно вся семья, а в особенности мама, наблюдает за своим чадом.

Если же закрались сомнения, что малыш отстает в развитии, в первую очередь имеет смысл исключить последствия воспитания. Ведь, к примеру, ребенок может не ползать как из-за проблем с мышцами и костями, так и потому, что мама не давала ему этого делать по причине малой площади квартиры или холодного пола.

В любом случае при малейшем подозрении на какие-либо отклонения от нормы родителям нужно обратиться к квалифицированному врачу. Чтобы выяснить причину задержки развития, возможно, нужно будет пройти специальные обследования (УЗИ, рентгенография, МРТ, ЭЭГ), сдать лабораторные анализы, получить консультацию у специалистов более узкого профиля.

Чем раньше будет выявлена истинная причина задержки психомоторного развития у детей, тем меньшими силами и в более короткий срок наступит желаемый терапевтический эффект. В большинстве случаев хорошие результаты достигаются без применения лекарственных средств, достаточно лишь нескольких курсов массажа и физиопроцедур, а также активных развивающих занятий с малышом.

При более серьезных проблемах возможен прием определенных медикаментов: начиная от поливитаминных комплексов и заканчивая достаточно серьезными препаратами, оказывающими стимулирующее действие на мозг.

Следует учесть, что методы лечения выбираются строго индивидуально и зависят от возраста, особенностей ребенка и специфики нарушений.

lady7.net

Психомоторное развитие ребенка до года

В период новорожденное малыш физически беспомощен, его движения хаотичны.

Но с момента рождения он уже обладает рядом физиологических безусловных рефлексов, обеспечивающих процесс жизнедеятельности. Здоровый ребенок с первого дня жизни сосет грудь матери и тянется к ней в начале кормления, в положении лежа на животе поворачивает голову в сторону, что позволяет ему дышать. Только что родившийся ребенок может демонстрировать шаговые движения (передвигать ноги по опоре), пытаться ползать, ориентироваться глазами на источник света, хватать палец или предмет, прикоснувшийся к ладони ребенка, «разбрасывает» руки при неожиданном громком шуме и многое другое. Все эти рефлексы сохраняются обычно 1-3 месяца и потом угасают.

Ослабление или асимметрия указанных рефлексов у новорожденных либо их сохранение в том возрасте, когда они должны уже исчезнуть, может говорить о патологии нервной системы. В этих случаях следует непременно проконсультироваться у опытного детского невропатолога.

На первом году жизни ребенок не только растет, но и развивается. Чтобы оценить правильность и своевременность психомоторного развития ребенка и своевременно принять меры в случае существенного отставания в развитии, мама должна ориентироваться, когда и что ее малыш должен уметь делать.

В возрасте 1 месяца малыш, лежа на животе, начинает ненадолго поднимать голову, реагирует на звук, прислушивается к тому, что происходит вокруг, вздрагивает или мигает при громких звуках, начинает замечать яркие предметы, вглядываться в лица, улыбаться, хватает вас за палец. Он потягивается, пытается отталкиваться ногами и ползать. Появляются первые неопределенные звуки — гуление. Малыш пока еще не умеет осознанно управлять руками и ногами, его движения беспорядочны, тонус мышц-сгибателей повышен.

В 2 месяца ребенок способен довольно продолжительно (20-30 сек.) следить глазами за двигающимися предметами, поворачивает голову на звук, прекращает сосать, если ему показать яркий предмет. Он активно пытается определять местоположение звучащего объекта, поворачивает голову вправо-влево, пытаясь его найти. Малыш реагирует на человеческие голоса. Если заговорить с ним, находясь вне его поля зрения, он повернет голову в вашу сторону. Он улыбается в ответ на улыбку, издает горловые и воркующие звуки, гулит более отчетливо и, лежа на животе, поднимает голову и 1-2 минуты удерживает ее вертикально.

В 3 месяца малыш, находясь в вертикальном положении, уверенно удерживает голову и контролирует ее положение, может сосредоточить взгляд и 5-6 минут следить за предметами, узнает ваше лицо, четко определяет направление звука и поворачивает голову в ту сторону, откуда он раздается.

Он уже умеет быть собеседником — пока, правда, не особенно разговорчивым.

Находясь на руках у взрослого в вертикальном положении, он поворачивает голову и фиксирует взглядом лицо обратившегося к нему человека. При кормлении ребенок уже не ищет грудь, а сам открывает рот при ее приближении.

Лежа лицом вниз на твердой поверхности, он обычно способен приподняться на согнутых в локтях руках. Делает попытку повернуться на бок (может упасть!). Движения его рук становятся свободнее и осмысленнее: он подносит предметы ко рту, тянется к игрушкам, гремит погремушками, хлопает в ладоши и тянет пальцы в рот. Теперь малыш узнает не только маму: он улыбается родителям и знакомым людям. Он смеется, если доволен, и кричит, если что-то не так.

В этом возрасте интенсивно продолжается подготовительный этап развития речи — гуление. Гулит малыш уже на все лады и с удовольствием слушает музыку. С каждой прожитой неделей звуки, издаваемые ребенком, становятся все разнообразнее — они нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа «а-а-а-ы-ы» или «г-у-у», что свидетельствует о хорошем настроении ребенка.

4 месяца. В этом возрасте ребенок проявляет ярко выраженную позитивную реакцию в ответ на приветливое обращение к нему, проявляющуюся не только внимательным изучением и улыбками, но и громким смехом. На разговор с ним он отвечает воркованием, дольше гулит, и в его «песенках» появляются певучие и гортанные звуки. Свое неудовольствие малыш выражает хныканьем и умеет сразу выделять собственную мать из окружения. Увидев незнакомое лицо, он может испугаться или, наоборот, заинтересоваться.

Он способен различать яркие цвета, может уверенно обнаруживать взглядом источник звука, расположенный вне его поля зрения.

Большинство детей этого возраста уже не просто рассматривают предметы (в том числе и на значительном удалении), но и пытаются дотянуться до них руками, ощупать, а то и схватить. Во время кормления ребенок уверенно пускает в ход свои руки — старается придерживать ими грудь матери или бутылочку со смесью. Заметно совершенствуется работа мышц, появляются новые движения. Стремясь дотянуться до заинтересовавшего его предмета, малыш поворачивается со спины на бок и пытается перевернуться на живот либо подползти к игрушке. Приподнимаясь на руках, опирается только на ладони, хватает, гладит предметы. На четвертом месяце он уже легко поднимает голову из положения на спине. При поддержке хорошо опирается на ноги.

Особенно интересны четырехмесячным малышам не взрослые, а дети, которых он изучает с повышенным вниманием.

В 5 месяцев малыш по-разному реагирует на разных людей (отличает «своих» и «чужих»), поворачивается лицом, услышав голоса и другие звуки, подражает звукам, пускает пузыри, уверенно перекатывается со спины на живот и обратно. Появляется способность рассматривать предмет на близком расстоянии, различать основные цвета и формы. Он узнает маму, папу и тех родственников, кто ухаживает за ним. Эмоции становятся богаче и ярче. Малыш реагирует на тон речи, улавливает смысл обращения к нему по интонации, не понимая слов. Подолгу певуче гулит. Свое отношение к окружающему пытается выразить различными оттенками лепета.

С удовольствием слушает мелодичную музыку, ему нравится, когда мама читает ему детские стихи.

6 месяцев. Быстрыми темпами идет психическое развитие. Это возраст становления эмоционального общения. Малыш поворачивается в сторону звуков и голоса, умеет смеяться, хныкать, плакать, реагировать на эмоции окружающих, подражать звукам речи (лепетать). Он пытается произносить слоги — «мама», «ба-ба», начинает искать исчезнувшие предметы, хватает их одной рукой, поднимает выпавшую игрушку, размахивает ею, пытается ползать. Если его поддерживать — поднимается на ножки и делает первые попытки переступить с одной ноги на другую. К шести месяцам многие дети могут сидеть самостоятельно и есть с ложки.

7 месяцев. Его движения становятся целеустремленными. Например, он умеет перекладывать предметы из руки в руку, проситься на ручки, протягивать руки маме, папе. Малыш начинает уверенно неосознанно повторять слоги: «ба-ба-ба», «ма-ма-ма», «па-па-па» (не обращаясь к кому-либо конкретно), сидит, встает на колени, становится на четвереньки, начинает ползать, шагает при поддержке. В ответ на вопрос «Где?» находит предмет, находящийся на постоянном месте. Он тянется к своему изображению в зеркале и удивляется ему, самостоятельно поднимает и тянет в рот выпавшую бутылочку. В этом возрасте его уже можно учить пить из чашки.

8 месяцев. Малыш начинает понимать слово «нет», слитно произносит слоги, издавая звуки, напоминающие слова, улыбается своему отражению, ищет взглядом предметы, удивляется при виде чего-то нового, очень любит заводные игрушки, мячи, за которыми активно ползает. Он сам садится и сидит без поддержки, встает из положения лежа и стоит, держась одной рукой, а при поддержке пытается пройтись. Он учится играть в «ладушки» — старается хлопать в ладоши. Подползая к опоре (краю манежа или стене), ребенок пробует встать на ноги, падает и снова повторяет попытку. Некоторые дети уже достаточно хорошо стоят с опорой. Многие ползают так быстро, что с трудом удается их догнать.

К 9 месяцам ребенок уже знает свое имя и поворачивает лицо к тому, кто его зовет, начинает улавливать не только интонацию, но и значение отдельных слов: «дай», «на», «брось», «иди на ручки» и др., осваивает жесты, например качает головой, пытаясь объяснить, чего он не хочет, машет ручкой при прощании. В возрасте 8-9 месяцев ребенок начинает испытывать тревогу при расставании с матерью. Иногда произносит слова-обозначения: «кис-кис» (кошка), «ав-ав-ав» (собачка), «би-би» (машина).

С игрушками предпочитает играть сидя, совершая повороты корпусом, садится и встает из любого положения, глазами следит за падением предметов, сам их ищет и может собирать, захватывая всей кистью. Он делает попытки стоять самостоятельно и ходить с опорой (например, держась за спинку стула и двигая его вперед), уже может переступать при поддержке за одну или обе руки.

В 10 месяцев малыш поднимается без опоры и стоит в течение нескольких секунд, делает попытки передвигаться, держась за подвижную опору или мамину руку и переступая с ноги на ногу. Он учится подражать движениям взрослых, открывает и закрывает дверцы, берет мелкие предметы двумя пальцами. Малыш называет объекты отдельными, но одними и теми же упрощенными словами или слогами. Теперь он умеет выполнять простые требования и понимает запрещение. По просьбе «Дай» дает знакомый предмет, играет в ладушки.

В это время рекомендуется, по-называя ребенку новый предмет, громко и четко его называть. Ребенок пока еще не в состоянии повторить это название, но может его запомнить.

11-12 месяцев. Осознанно произносит первое слово (помимо «папа» и «мама») . В конце первого года жизни малыш уже может положить один предмет на другой, приседает без опоры, нагибается, не приседая, чтобы поднять что-либо, хорошо ходит, держась за одну руку, делает первые шаги сам. Он знает названия многих вещей, понимает слово «нельзя», различает части тела, выполняет требования, произносит отдельные слова. Узнает на фотографии знакомых, с удовольствием имитирует действия других людей.

На втором году жизни малыш самостоятельно ходит, начинает бегать, сначала поднимается, а затем и спускается с лестницы, придерживаясь одной рукой за перила, сам может снять что-то из одежды. Он учится рисовать, рассматривает картинки, интересуется обществом сверстников, подчиняется требованиям взрослых. Он знает и показывает, где находятся нос, глаза, различает словесные обозначения близких: мама, папа, бабушка, дедушка. Его словарный запас постоянно расширяется, но следует отметить, что возраст, когда ребенок начинает разговаривать, может быть различным.

В возрасте 15 месяцев большинство детей правильно называют 4-6 предметов, когда им на них указывают. К двум годам они употребляют до 50 слов и начинают строить предложения из двух слов. Но иногда и совершенно здоровые дети до 18-месячного возраста, а то и позднее могут вообще не произносить слов. В дальнейшем они быстро наверстывают упущенное и, как большинство их сверстников, к 2 годам способны произнести предложение из нескольких слов. Мальчики несколько отстают в моторном развитии и по сравнению с девочками немного позже начинают сидеть, ходить, разговаривать.

www.sweli.ru

Психомоторное развитие ребенка до 1 года

Этапы психомоторного развития ребенка до 1 года

При появлении на свет, ребенок не имеет никаких навыков, присутствуют только рефлексы. И вот постепенно, месяц за месяцем, и рефлексы заменяются более сложными навыками и умениями. И все это в течении 1 года. Поэтому первый год жизни очень важный и для малыша и для его родителей. Для каждого родителя важно знать все этапы психомоторного развития ребёнка. Наблюдая за малышом в течении первого года его жизни полезно знать на что и как должен реагировать ваш ребёнок.

Ниже приводиться краткий список нормальной психомоторной реакции здорового ребёнка.

Что умеет малыш в возрасте 1 месяц?

Ребенок реагирует на громкий звук – вздрагивает. Если перед глазами малыша пронести яркую игрушку он тут же свой взгляд направит за ней. Если положить ребенка на животик, он попытается приподнять голову, но еще не удерживает ее.

В возрасте 2 месяцев — малыш уже длительно сосредотачивается на привлекательной игрушке, знакомом лице родных, наблюдает за мамой и любыми движениями вокруг. Когда включается яркий свет – малыш прекращает сосание. При обращении к карапузу – он весело улыбается.

В 3 месяца ребенок начинает удерживать головку, появляется осознанная улыбка. В этом возрасте, он уже знает, когда к нему обращаются, ищет источник света или звука глазами. Если малыш лежит на животе, то может опираться на ручки, высоко подняв голову и хорошо ее удерживает. Начинает тянуться к подвешенным игрушкам и пытается гулить, а музыка вызывает яркие положительные эмоции.

В 4 месяца ребенок узнает маму и родных, реагирует на посторонних. Захватывает висящие игрушки, рассматривает их и пытается тянуть к себе в рот. Хорошо удерживает голову. При поддержке под мышки – твердо опирается о жесткую поверхность. При кормлении из бутылочки – старается придерживать ее руками.

В возрасте 5 месяцев малыш хорошо знает своих, а на чужих реагирует плачем. Он уже четко распознает знакомый голос и его интонации. Любит самостоятельно долго лежать на животике. Если поддержать кроху под мышки он ровно стоит, пробует даже переступать ножками. При виде игрушки, берет ее ручками и длительно рассматривает. Ест и пьет с ложки.

В 6 месяцев ребенок определенно знает свое имя. Берет игрушки из любого положения, тянет в рот. Переворачивается с живота на спину. Самостоятельно не садиться, но если посадить, то сидит вполне уверенно. При гулении, появляются отдельные слоги. Хорошо ест с ложки, даже старается пить из чашки.

В 7 месяцев легко управляется с игрушками: стучит, и размахивает ими. Быстро ползает, с интересом подползает к игрушками достает их. Подолгу лепечет, смеется.

В 8 месяцев малыш сам садиться. Сидит уверенно и долго, сам ложиться из положения сидя, держась руками за опору самостоятельно встает, переступает ногами, часто и много приседает.

В 9 месяцев пляшет под музыку, ползет вслед за взрослым, догоняя. Откликается на свое имя. Легко встает из любого положения. Ходит, придерживаясь за опору.

В 10 месяцев ходит при поддержке за обе руки. Лепечет на своем языке, пробует разные интонации. Ребенка увлекают мелкие предметы, ему нравится их ощупывать и разглядывать. Карапуз уже осознанно может показать пальчиками на то – что ему интересно.

В 11 месяцев ребенок любит играть с другими детьми. Хорошо стоит, самостоятельно делает первые шаги. Произносит первые слова.

В 12 месяцев знает названия многих предметов, указывает части тела. Произносит простые слова. Малыш сам уверенно ходит, приседает, поднимает с пола нужный предмет. Появляются в лексиконе все больше слов.

Если вдруг, вы заметили, что психомоторное развитие вашего ребёнка немного отстаёт, следует обратиться к врачу и пройти обследование. Заторможенность психомоторного развития ребёнка — первый признак того, что у малыша что-то не в порядке.

Календарь психомоторного развития ребенка (в возрасте до 1 года)

Календарь психомоторного развития ребенка (в возрасте до 1 года)

В первый год жизни психомоторные функции ребенка развиваются наиболее интенсивно. Ежемесячно сравнивая сенсорные и интеллектуальные показатели своего малыша с нормами, которые приведены в календаре развития ребенка. можно своевременно заметить несоответствие психомоторного развития ребенка эталонным нормам календаря.

Календарь психомоторного развития ребенка: как он составлен?

Календарь психомоторного развития ребенка| составляют эксперты ВОЗ на основе сравнения индивидуальных календарей развития большой выборки здоровых детей. Кроме того, при составлении календаря психомоторного развития ребенка (особенно в части календаря развития речевых навыков детей), принимаются во внимание национальные особенности.

В приведенном нами календаре развития ребенка указаны показатели речевого развития для носителей русского языка. У носителей иных языков этапы развития речи будут отличаться.

Для родителей и педиатров очень важна возможность сравнить показатели психомоторного развития ребенка с некой усредненной нормой, которая и описана в календаре.

Календарь психомоторного развития ребенка: индивидуальные отличия

Следует учесть, что не все дети имеют одинаковые темпы развития по всем критериям календаря психомоторного развития. Поэтому не стоит беспокоиться, если часть психомоторных реакций малыша немного опережает те, которые описаны в календаре развития ребенка для соответствующего возраста, а часть несколько отстает от них.

Оценивая психомоторные функции по календарю развития ребенка, также необходимо учитывать, что результаты оценки зависят от ряда факторов, таких как настроение ребенка, степень комфорта, окружение и т.д.

Календарь психомоторного развития ребенка: отставание в развитии

Отставание в развитии определенных навыков на 1 месяц или меньше (по сравнению с приведенными в эталонном календаре развития ребенка) не является симптомом заболевания. Однако родители должны уделить особое внимание развитию необходимых умений у ребенка, используя для этого дополнительные стимулы. К примеру: игры для развития ребенка до трех лет или игры с песком

Лишь при отсутствии положительной динамики развития психомоторных функций ребенка в течение месяца и более, показано обследование ребенка у врача-невролога.

Календарь развития ребенка: оценка психомоторного развития ребенка в возрасте до 1 года

Календарь развития ребенка:

Календарь развития ребенка: моторика

Психомоторное развитие детей до 1 года

Опубликовано 25.10 | Автор: admin

Специалисты не прекращают напоминать новоявленным родителям о том, насколько важно в развитии их малышей психомоторное развитие детей до 1 года. Дело в том, что у грудного ребенка между моторным и нервно-психическим развитием имеется не только тесная взаимосвязь – они оказывают друг на друга взаимное непосредственное влияние. Поэтому в случае задержки у малыша моторного развития, может произойти и задержка психического развития, так как это связано с ограниченными возможностями в восприятии окружающего мира.

Психомоторное развитие в первый месяц

В это время характерно небольшое повышение мышечного тонуса в совокупности с преобладанием флексорной гипертонии в мышцах. Поэтому пальцы сжимаются в кулачок, а ручки прижимаются к туловищу. Ножки новорожденных согнуты в области тазобедренных и коленных суставов. В это время малыши впервые поворачивают голову на источник света, лежа, как на спине, так и на животе. Также малыши, лежа на животе всего на пару секунд могут приподнимать голову. Реакция на громкий звук сводится к общей двигательной активности. Кроме того наблюдается запоздалая фиксация взгляда на предметах на протяжении нескольких секунд.

На протяжении первого месяца жизни психомоторное развитие малыша во многом основывается на обучении его не только правильно брать грудь, но и сосать. В это время не допускается искусственно регулировать продолжительность и частоту прикладываний малышей к груди, вмешиваться в естественное вскармливание и без показаний докармливать ребенка.

Психомоторное развитие во второй и третий месяц

На втором месяце происходит постепенное нарастание объема активных движений. Малыш начинает все чаше разжимать кулачки и отводить ручки в стороны и вверх. Кроме того, он уже может чуть дольше удерживать голову, лежа на животике. При купании может совершать плавательные движения, поэтому специалисты рекомендуют именно в этом возрасте учить малышей нырять и даже плавать.

Кроме того, в это время дети начинают следить за движущимися предметами и тренируются фиксировать взгляд. В ответ на ласковое общение малыш начинает гулить и улыбаться.

Малыш уже уверенно берет грудь. Кроме того, мама уже выбирает несколько наиболее удобных поз для кормления. Частота прикладываний еще может достигать 12-ти раз. В том случае, если на протяжении дня ребенок полностью удовлетворен сосанием материнской груди, то и в ночное время потребуется не более 2-3 прикладываний. В противном случае ребенок будет требовать более продолжительные ночные кормления для удовлетворения собственной потребности в сосании.

К трем месяцам конечности двигаются все активнее. Теперь малыш не только может удержать в руках игрушку, но и уверенно тянет ее в рот. В вертикальном положении голову он удерживает уже вполне уверенно. Более того, лежа на животе, малыш может приподниматься с опорой на предплечья и даже поворачиваться на бочок. При появлении близких людей явно проявляет «комплекс оживления». При гулении все более заметны именно гласные звуки.

Теперь при кормлениях малыш начнет исследовать мамину грудь, трогая ее ручками.

Психомоторное развитие детей с 4 до 6 месяцев

Движения ручками и ножками все более дифференцированы. Малыш может сначала потянуться за игрушкой, а затем схватить ее уже в 4 месяца. Помимо этого он переворачивается на бок, а иногда и пытается приподнять верхнюю половину туловища. В этом возрасте впервые ребенка от сосания может отвлечь посторонний звук.

К полугоду малыши учатся присаживаться за одну ручку, а также переворачиваются на живот самостоятельно. Лежа на животе, они уверенно опираются на ручки, поднимая, как голову, так и грудную клетку. Многие могут самостоятельно играть с игрушками некоторое время.

Также в это время кроха хорошо различает знакомые и незнакомые голоса, манипулирует игрушками и даже следит за тем, куда они падают. Помимо этого, отдельные звуки начинают постепенно трансформироваться в простые слоги, что также не может не радовать. Проявляется и пищевой интерес к новым продуктам, поэтому как раз в это время принято вводить прикорм.

Психомоторное развитие с полугода до года

Далее развитие малыша только ускоряется. По мере взросления он учится не только самостоятельно сидеть, но и садиться, а затем и вставать на ножки с поддержкой и опорой. Также он встает на четвереньки и пробует ползать.

Ребенок хорошо помнит знакомые звуки и проявляет интерес к новым предметам. А вот к незнакомым людям относится настороженно. Пищевой интерес становится все активнее.

К десяти месяцам ребенок уже вполне уверенно ползает, а также при наличии опоры встает на ножки. Многие уже могут стоять при поддержке только за одну руку. Теперь кроха будет все активнее копировать движения взрослых и говорит несколько слов, составленных из простых слогов. Рацион становится все разнообразнее по мере введения прикорма.

По мере приближения к году дети начинают ходить, придерживаясь одной рукой. Правда, они часто падают, так как шаги пока не устойчивые. К незнакомым предметам они всегда проявляют огромный интерес, стремятся их схватить. Многие дети могут самостоятельно есть ложкой и даже постепенно переходят на общий стол. Хотя и грудное вскармливание в это время прекращать еще рано.

uhodza-rebenkom.ru

Смотрите так же:

  • Диагностика речи ребёнка Диагностика речи ребенка 3 лет Диагностика развития речи у детей в возрасте от 3 до 6 лет Методика словарная мобильность . Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную […]
  • Воспитание мальчика с 10 лет Психология воспитания мальчика в возрасте 10 лет Если в семье растет мальчик 10 лет, психология воспитания чрезвычайно интересует родителей. Ведь этот возраст не зря считается переходным между детством и взрослостью. У ребенка резко меняется гормональный фон или только обнаруживаются предпосылки к изменениям в физиологии и психологии […]
  • Задание на развитие мышления для детей 10 лет Игры на логику и мышление для детей 9-10 лет для мальчиков и девочек Ответственный возраст: развитие логики и мышления в 9-10 лет Почему так важны игры на логику и мышление для детей 9-10 лет? Это связано с особенностями развития мышления у младших школьников. Именно в возрасте 9-10 лет происходит качественный перелом в мыслительной […]
  • Когда можно выносить новорожденного ребенка на улицу Первая прогулка новорожденного. Сколько нужно гулять с грудничком? На какой день после рождения, а также как долго можно малышу находиться на улице зависит от многих факторов. Мы хотим поделиться с вами несколькими полезными советами, чтобы «первый выход в свет» стал наиболее приятным. Первая прогулка – довольно волнительный […]
  • Биография зельдина владимира семья дети Сборник ответов на ваши вопросы Владимир Михайлович Зельдин - наиболее пожилой обладатель звания Народный артист СССР, выдающийся актёр, деятель культуры и искусств. Человек трёх эпох, сумевший перешагнуть вековой рубеж собственной жизни и оставаться всё таким же, лучезарным, ярким и искромётным. О творчестве и сыгранных ролях артиста […]
  • Народное лечение герпеса у детей Эффективное лечение вирусного герпеса Лечение герпеса зависит от его типа. В современной медицине различают 8 типов данного вируса. Само лечение вируса направлено на подавление активности инфекции, удаление симптомов и укрепление иммунной системы. Кстати, симптомы и лечение у взрослых и детей вируса разнятся. Сразу можно ответить на […]
  • Лечение простуды кашля у ребенка Лечение простуды у новорожденного ребенка Острые респираторные вирусные инфекции (простуда, ОРВИ) – это самая распространенная группа заболеваемости среди всех людей. Основные симптомы – интоксикация (вялость, сонливость, плохой аппетит), повышение температуры, кашель, насморк, першение и боли в горле. Лечить простуду надо всем, […]
  • Лечение ветрянка у детей Ветрянка — фото, симптомы и лечение у детей в домашних условиях Ветрянка — острое инфекционное заболевание, вызываемое вирусами семейства герпеса. Отличительная особенность – высыпания на коже в виде небольших пузырьков. Очень важно не давать человеку расчёсывать образовавшиеся пузырьки, так как после этого могут остаться […]