Речевое развитие детей 2-3 лет

Если до двух лет практически все дети либо молчат, либо произносят отдельные слова, больше пользуясь мимикой и жестами, то, перешагнув через двухлетний рубеж, они уже произносят первые фразы, всё активнее используя речь. Развитие навыков общения и пополнение словарного запаса в этот период резко ускоряются.

Родители, много времени проводящие со своими детьми, замечают ежедневное пополнение словарного запаса ребёнка, чувствуют, что с ним становится интереснее общаться. Ниже пойдёт речь о том, какими критериями можно пользоваться при оценке у 2-3-летних детей речевого развития, и что считается здесь отставанием от нормы.

Особенности и нормы речевого развития у 2-3-летних детей

Главной особенностью детской речи в означенном возрасте является её явная зависимость от действий и жестов. Обычно в начале второго года жизни услышать речь ребёнка можно лишь в ответ на вопросы или предложения взрослых, или, когда он хочет чего-то добиться. Эту речь ещё нельзя назвать полноценно звуковой, скорее это жестикуляторный и мимический способ общения, включающий звуковые элементы. Примерно в полтора года малыш уже говорит по собственной воле, начинает задавать вопросы типа «что это?». К трём годам его уже интересуют качественные характеристики предметов и причинно-следственные связи («почему?», «а как?»). Малыш уже начинает выстраивать предложения. Теперь он уже говорит не только ради получения желаемого (попить, на ручки, на горшок), но и просто ради вербального общения.

К двум годам нормой как для девочек, так и для мальчиков является наличие в их словаре не менее 50 слов. Если малыш не усвоил 50 слов, то может идти речь о его отставании в развитии от норм. Фактически же большинство детей в этом возрасте знают намного больше слов и реальный словарный запас доходит до 300 отдельных слов. Когда же малыш приближается к трёхлетнему рубежу, то он свободно манипулирует 1500 или даже чуть большим количеством слов.

Когда малыш начинает строить первые фразы, то родители замечают, что грамматически слова в них ещё между собой не связаны. Это и естественно, поскольку ребёнку ещё предстоит научиться выражать свои мысли полноценно. После двух лет в активной речи ребёнка начинают постепенно появляться различные глаголы, имена прилагательные, союзы и наречия. А выстраивать между ними правильные грамматические отношения он научится несколько позднее.

Произношение 2-3-летних детей ещё сильно отличается от произношения взрослых: многие звуки выговариваются ими более мягко, а некоторые заменяются другими или вовсе опускаются. Очень часто в этот период у детей проявляются сложности с произношением звука «р», шипящих и свистящих звуков. Но если родители будут ежедневно и помногу общаться с малышом, то он с каждым днём будет точнее имитировать их произношение и, в конце концов, научится выговаривать их правильно.

Диагностика речевого развития 2-3 летних детей

Родителям проще оценивать развитие собственного чада путём сравнения его со сверстниками. Но это ошибочный подход, поскольку у каждого малыша своя скорость познания мира, которая ему наиболее удобна. Чтобы знать, соответствует ли уровень развития ребёнка нормам, нужно сопоставить его с тем, что в два-три года ребёнок должен уметь:

  • Понимать простые предложения, вопросы и просьбы на бытовые темы.
  • Здороваться и прощаться.
  • Составлять предложения из 2-4 слов.
  • Запоминать новые слова из песенок и коротких стишков.
  • Формулировать простейшие просьбы (на ручки, пить, на горшок).
  • Улучшение речевого развития

    Не так уж сложно на данном этапе помочь ребёнку понимать речь и самому пользоваться ею. Нужно просто чаще говорить с ним, при этом не коверкать слов и не сюсюкать, а произносить правильно, чётко и внятно, составляя понятные, короткие предложения. Очень полезно в процессе бытовых дел одновременно их устно комментировать: «Беру чашку, наливаю воду и пью». Точно так же во время прогулки можно называть предметы и давать их характеристики, пополняя словарный запас малыша. Логопеды рекомендуют придавать обучению игровую форму, например, рассказывая ритмичные стишки и совершая параллельно действия («ехали медведи», «сорока-ворона», «ладушки»).

    Дети нередко «проглатывают» звуки, с чем можно и нужно бороться. Например, чтобы обучить ребёнка произносить звук «а» нужно спросить его, как плачет кукла, и показать это, произнеся протяжно «ааааа». Затем нужно предложить малышу повторить это и настаивать до тех пор, пока малыш этого не сделает. Точно так же можно подойти и к обучению произношения звука «у»: во время прогулки указать малышу на пролетающий в небе самолёт и обозначить его гудение протяжным звуком «ууууу», попросив малыша повторить этот звук. Обычно с этим звуком у детей проблем не возникает, они вытягивают губы трубочкой и отчётливо произносят «у».

    При воспитании детей огромную пользу приносит обращение к русскому фольклору в виде частушек, потешек и прибауток. Родители, которые совместные с ребёнком действия регулярно сопровождают шутливыми присказками, намного быстрее добиваются того, что ребёнок начинает лучше и чётче говорить полноценными фразами.

    Чтобы научить малыша легко произносить сложные и длинные предложения, нужно развивать его артикуляционный аппарат и научить его правильно дышать. Для развития артикуляции очень полезны скороговорки. Повторение малышом забавных стишков со считалками отлично помогает развитию детской речи. Не менее полезными оказываются и загадки: вначале их нужно загадать малышу, а затем вместе с ним разобрать ответ на них. Со временем малыш запомнит ряд загадок и даже научится придумывать их сам, после чего родители и он смогут загадывать друг другу свои загадки. Благодаря загадкам развивается наблюдательность, воображение, прогрессирует творческое мышление. К тому же, загадывание загадок очень увлекательно. Например, когда планируется игра в компании, с помощью загадки можно выбрать ведущего – ребёнок, отгадавший первым загадку, и становится водящим.

    Малыши в 2 года являются активными исследователями мира – всё-то им нужно попробовать, пощупать, поломать или порвать! Конечно, подобную тягу ма .

    Упражнения для развития речи

    «Дудочка и свистулька»

    Ребёнка окружает мир разнообразных звуков. Если постучать вот этой штучкой, то получится один звук, а если дуть в эту дудочку, то оттуда выйдет совсем иной звук. Малыш при извлечении звуков одновременно тренирует дыхание и познаёт причинно-следственную связь (подул в дудочку – получил звук). Лучше начать с простой свистульки, поскольку в неё достаточно просто дуть, чтобы извлечь из неё звук. Для детей постарше можно использовать дудочку, которая усложняет задачу и тем самым делает её для малыша более занимательной и интересной.

    Лучше всего этим упражнением заниматься во время утреннего умывания, воспользовавшись любимым занятием малышей – корчить перед зеркалом рожицы. Нужно попросить крошку, вытянув трубочкой губы, произнести «о», «во», «мо». Достаточно для этого упражнения всего 2-3-х минут.

    Здесь правила очень просты: кто дольше протянет любой гласный звук. Можно также тянуть и некоторые согласные звуки. Дети любят в эту игру играть вместе с родителями.

    Игра развивает артикуляционный аппарат и формирует правильное произношение. Нужно читать малышу короткие рифмовки, а он должен повторять за взрослым последний слог.

    Прибежала детвора — ра-ра-ра, ра-ра-ра.

    Ногу выше, шаг смелей — лей-лей-лей, лей-лей-лей.

    Мы увидим листопад — пад-пад-пад, пад-пад-пад.

    Милый зайчик не скучай — чай-чай-чай, чай-чай-чай.

    Игра развивает речь и учит ориентироваться в пространстве. Для неё потребуется мягкая игрушка (в данном случае мишка). Взрослый должен взять мишку в руки и его голосом сказать крошке, что тот очень бы хотел познакомиться с местом, где живёт семья малыша. Затем нужно попросить ребёнка проводить мишку по дому и показать ему все интересные места. Начать можно с кухни, куда малыш должен «отвести» игрушку. Голосом игрушки взрослый должен спрашивать, как называются предметы кухонной утвари и обстановки, а его лапой показывать на стол, плиту, холодильник и т. д. Мишка должен поинтересоваться, зачем они нужны, а малыш – ответить на эти вопросы. Затем можно обойти другие комнаты.

    Игра помогает развивать речь и обучает составлению длинных слов. Нужно вместе с малышом попытаться обозначить свойство или признак предмета одним словом. Например, если у папы карие глаза, значит, он кареглазый, а если у зайчика длинные уши, значит, он длинноухий.

    Игра развивает артикуляционный аппарат, речь, знакомит малыша с миром животных. Для неё потребуются карточки с изображениями зверей и дружная компания. Перевёрнутые карточки перемешать и разложить на столе. Каждый игрок достаёт по очереди карточку и озвучивает изображённое там животное, остальные же должны догадаться, кого он описывал.

    Игра развивает внимание, память и речь. Нужно попросить ребёнка закончить произносимое взрослым слово: «мага-зин», «доро-га», «коло-бок». Если малыш не догадывается, то ему можно показать на называемый объект.

    Непрерывным и очень интересным процессом является познавательное развитие дошкольников. Крошка начинает знакомиться с миром с первых мгновений после р .

    Данная игра развивает артикуляционный аппарат, речь и знакомит с миром животных. Нужно подготовить игрушки животных или карточки с их изображениями. Ребёнку нужно показать игрушки или карточки и дать ему их внимательно рассмотреть, одновременно рассказывая, где животное живёт и чем питается, какие издаёт звуки. Отлично будет сводить малыша в зоопарк или использовать записи голосов животных. Затем уже можно проводить итоговое занятие. При виде карточки малыш доложен назвать изображённое животное и вспомнить издаваемые им звуки:

    Не следует спрашивать ребёнка обо всех животных сразу.

    «У меня зазвонил телефон»

    Игра пополняет словарный запас и развивает речь. В ней имитируется разговор по телефону, функцию которого может выполнять любой предмет, например, деталь от конструктора, палочка, кубик. Родитель и ребёнок должны по очереди изображать разговор по телефону. Старший от своего имени задаёт простые вопросы, а малыш отвечает. Затем они меняются ролями. Можно также говорить с малышом от имени животного или игрушки.

    С ребёнком можно поговорить на тему, чем можно заняться в разных ситуациях. Например, что можно делать в лесу (слушать птиц, отдыхать, гулять, искать грибы), на реке (ловить рыбу, купаться) и т. д. Пусть малыш подумает, что можно делать с цветочками (поливать, рвать, нюхать), что делает дворник на улице (подметает, убирает снег). Вопросы нужно задавать так, чтобы при ответе на них малыш каждый раз использовал разные лица, числа и времена.

    blogs.bebeshka.info

    Развитие речи малыша с 1 года до 2 лет

    Речь малыша в год активно пополняется новыми словами и фразами, активизируясь к двум годам. Но самое главное — она становится основным средством общения.

    Речь ребёнка в 1 год зависит от того, как проводилась подготовительная работа по её развитию с рождения до года. Гуление, лепет и произнесение первых слов подготовило артикуляционный аппарат к более сложной работе, знакомство малыша с предметами ближайшего окружения обогатило его пассивный словарь.

    В год малышу уже известны значения многих слов, активный словарь содержит 10–25 слов, он начинает пользоваться речью, как средством общения. Он может произносить слова правильно (мама, ляля, баба), лепетать (па, ма, бах), частично воспроизводить формы слов («кач» – качаться, «зя» – нельзя), и подражать голосам животных и окружающим его звукам (му-му, бу-бу, пи-пи, би-би).

    На этом этапе уже можно определить, есть ли речевые проблемы. В отличие от специалистов, родителям бывает сложно увидеть их, но ниже мы расскажем по каким признакам можно самостоятельно выявить речевые проблемы у малыша.

    Пассивный и активный словарь

    В этот период обращает на себя внимание такая характерная особенность, как подражание словам взрослых. Малыш повторяет не только знакомые слова, но и неизвестные ранее. Это могут быть слова, адресованные ребёнку, или слова, которые он услышал от окружающих. Такое активное подражание можно заметить уже с 1 года 5 месяцев. Здесь важно не сюсюкать с детьми, подделывая свою речь под «детский» язык, а давать пример правильного произношения слов.

    Начиная с года жизни растёт понимание слов, малышу знакомы названия предметов его ближайшего окружения, названия предметов, животных и прочих объектов, которые ему чаще всего показывают на картинках в детских книжках, на улице. Малыш очень любит рассматривать яркие цветные книжные иллюстрации. Взрослые должны поддерживать этот интерес, подбирая понятные картинки.

    Комментируя иллюстрации малышу, нужно высказываться точно, простыми словами, стараться обозначать предмет одним, постоянным словом, чтобы смысл изображённой картинки не был потерян в потоке речи взрослого. Например, пока словом обезьяна называем мартышку и гориллу.

    К полутора годам жизни активный словарь ребёнка равен 20–30 словам, по своему звуковому составу он пока прост. Благодаря стремлению подражать речи взрослых, малыш к концу второго года увеличивает количество произносимых слов в десять раз. В речи преобладают существительные, но встречаются глаголы (их в 2–3 раза меньше) и наречия (там, тут, здесь).

    Изредка к двум годам в детской речи можно встретить употребление прилагательных, эта особенность сохранится и далее, в младшем дошкольном возрасте. Часто встречаются в речи ребёнка и легко используются личные местоимения (я, ты, он, она).

    Грамматический строй речи и звукопроизношение

    После полутора лет появляется способность изменять слова простейшими способами, связывая их в одну фразу (дай куклу – «дай ку»). Чаще всего используются односложные предложения. В таких примитивных предложениях одно слово может употребляться в разных значениях. Произнося слово «му», ребёнок в одном случае хочет, чтобы ему дали игрушку, а в другом тем же самым словом обращает внимание взрослого на глазки или рожки игрушечной коровы, которую он держит в руках.

    К окончанию второго года жизни в предложениях может быть и три, и четыре слова. Предложения бывают и вопросительными, и восклицательными. Сами вопросительные слова пока ребёнку недоступны, он выражает вопрос интонацией, с которой произносит такое предложение. Предлогов в словах пока тоже нет («Сева би-би» – у Севы машинка).

    Все гласные звуки на втором году жизни уже произносятся малышом. Доступны его артикуляции и некоторые согласные звуки: м, п, к, т, д, н, ф, х, б, г, в, й. Чёткость их произношения зависит от места звука в слове и количества слогов в нём. В простых словах из одного – двух слогов все звуки произносятся правильно (Катя, папа, Таня, Вова). Эти же звуки «глотаются» и искажаются в более сложных словах (писина – машина). Не даются малышу и сочетания двух согласных звуков рядом (хеб – хлеб), особенно если это сложные в произношении звуки, например: с, ш, р, л.

    Становится заметен разный темп освоения речи детьми одного и того же возраста. Это зависит от индивидуальных особенностей малыша, наследственности, и от перенесённых в раннем детстве заболеваний. Большое значение имеет интенсивность общения взрослых с ребёнком, то, как стимулируется речевое развитие ребенка в 1 год.

    Нормы развития речи на втором году жизни малыша

    Оценивать речь ребёнка в год очень проблематично: ориентиры её развития весьма условны и допустима задержка речевой активности. Можно привести приблизительные нормы к концу второго года жизни:

  • малыш отвечает на простые вопросы;
  • он может выполнить простое поручение, например, отнести бабушке чашку, подать вещь или игрушку;
  • ребёнок легко повторяет за взрослыми несложные фразы и простые слова;
  • его произношению доступны все гласные и большинство согласных звуков;
  • к полутора годам малыш объединяет в предложение два слова, а к двум годам строит предложение из 3–4 слов;
  • он активно и по собственной инициативе вступает в общение с другими детьми и знакомыми взрослыми;
  • он может задавать вопрос, пользуясь интонацией;
  • ребёнок способен произнести не менее 50 слов, чаще 200–300;
  • начинает использовать единственное и множественное число существительных (кубик — кубики), уменьшительно-ласкательные суффиксы (дом —домик);
  • он может понять и выполнить инструкцию из двух этапов: «Возьми на столе ложку и отнеси её папе»;
  • малыш может показать две — три части тела или больше;
  • слушает потешки, сказки, стишки, пытается запоминать небольшие кусочки.
  • Если в списке выше вы видите пункт, которому ваш малыш не соответствует, стоит пристально понаблюдать за ребёнком, оценить, стремится ли он к общению с окружающими, понимает ли обращённую к нему речь. Вполне возможно, что у малыша небольшая задержка речевого развития.

    Симптомы задержки речевого развития малыша

    Как понять, что у годовалого ребёнка задержка речевого развития? Этот вопрос интересует многих родителей, и нередко мамы и папы бросаются из крайности в крайность. Одни, видя, как сверстники их ребёнка бегло и свободно высказываются, тревожно прислушиваются к речи своего малыша, который не освоил и половины подобного лексикона. Другие же, опираясь на истории тех кто рассказывает, как их молчавшие дети внезапно заговорили в 3, 5, 6 лет, ничего не предпринимают и ждут такого же чуда, а потом сталкиваются с проблемой серьёзной задержки развития своего малыша.

    Возраст от года до двух – это своеобразный рубеж, когда становится ясно, нормально ли развивается детская речь, или у ребёнка есть одна из следующих патологий:

  • моторная алалия
  • сенсорная алалия,
  • дизартрия,
  • афазия,
  • ринолалия,
  • тугоухость, или отсутствие слуха,
  • задержка речевого развития,
  • общее недоразвитие речи.
  • В два года нужно обязательно обследовать малыша у специалиста, если у него имеются следующие симптомы:

  • ребёнок молчит или лепечет на одному ему понятном языке;
  • когда спрашивают, как его зовут — отворачивается;
  • малыш не обращается к взрослому, когда ему что-то нужно, а мычит или показывает пальцем;
  • ребёнок понимает то, что ему говорят, но сам не может оформить высказывание;
  • сначала речь появилась, в ней были слова или даже фразы, а потом она пропала, и ребёнок практически замолчал;
  • к 2 годам в речи почти нет слов.
  • По результатам обследования в два года целесообразно начинать стимуляцию речевого развития, причём значительно продвинуться в этом направлении могут сами родители. Многие просто не знают что и как нужно делать, поэтому рекомендуется сходить на консультацию к логопеду, психологу или дефектологу — с ними можно заниматься уже с 2 лет.

    Самостоятельная диагностика задержки развития речи

    Не являясь специалистами, родители вряд ли самостоятельно смогут определить, в чём причина речевого дефекта. Им доступна только простая диагностика. Родители могут определить:

  • не нарушен ли у малыша слух,
  • в каком состоянии у ребёнка находится крупная и мелкая моторика,
  • сохранена ли подвижность его органов артикуляции,
  • в какой степени он понимает обращённую к нему речь.
  • Нарушение слуха – весомая причина задержки развития речи. Не слыша правильное произношение слов, малыш не сможет произнести их. Можно заподозрить такую патологию, если с года появляются следующие симптомы:

  • малыш не реагирует на тихие звуки, которые раздаются вне поля его зрения;
  • он не поворачивается к источнику звука;
  • ребёнок не проявляет интереса к музыке, звукам работающей бытовой техники, электроники;
  • малыш не понимает, когда к нему обращаются;
  • он не имитирует звукоподражания, в его речи нет лепета и простых слов;
  • ребёнок не использует голос для привлечения к себе внимания взрослых.
  • При появлении сомнений можно самостоятельно проверить слух у малыша. Для этого нужен взрослый помощник и отдельное помещение, защищённое от постороннего шума. Малышу нужно предложить поиграть вместе с мамой в звучащие игрушки. Далее, взрослый ими производит звуки за спиной у малыша на расстоянии не меньше 6 метров, так чтобы он не видел источник шума. При отсутствии реакции расстояние уменьшают на один метр, приближаются с каждым этапом все ближе к ребёнку.

    Можно начать обследование с шёпота за спиной у малыша, изображающего непривычное для него сочетание звуков, которое должно привлечь внимание ребёнка. Затем эти звуки или имя малыша повторяют голосом обычной громкости. Такая же процедура проводится через несколько дней. При подозрении на отсутствие или снижение слуха нужно показать ребёнка отоларингологу.

    Диагностика мелкой и крупной моторики

    Обследованию моторики не напрасно придаётся такое большое значение. Зоны головного мозга, отвечающие за развитие речи и мелкой моторики ребёнка, расположены рядом друг с другом. Нет проблем с мелкой моторикой – значит, сохранны механизмы возникновения речи, и, скорее всего, проблема лежит не в области невропатологии. Неуверенные и нескоординированные движения, невозможность совершать точные движения кистью руки и пальчиками – нужна консультация невролога и тщательная диагностика.

    Показатели развития общей моторики к окончанию второго года жизни ребёнка:

  • он умеет бегать;
  • неплохо поднимается по лестнице, наступая по очереди одной ножкой на каждую ступеньку;
  • невысоко подпрыгивает вверх или перепрыгивает через очень низкое препятствие;
  • ударяет ногой по мячику;
  • перешагивает через предметы;
  • марширует, хотя и не слишком ловко;
  • может пятиться назад.
  • Достижения в развитии мелкой моторики у двухлетнего малыша:

  • пытается остановить катящийся к нему мячик;
  • он может поставить друг на друга от 4 до 6 кубиков («строим башню»);
  • ребёнок рисует вертикальные линии или просто «каракули», хотя карандаш или фломастер держит зачастую неправильно;
  • у него отлично развит «пинцетный захват», когда очень мелкие детали игрушек или кусочки пищи малыш берёт двумя пальчиками;
  • он нанизывает колечки пирамидки на штырь подставки;
  • отрывает от листа бумаги, куска пластилина мелкие кусочки.
  • Для определения уровня развития моторики не нужно организовывать специальное обследование, достаточно внимательно понаблюдать за движениями ребёнка во время бодрствования.

    Диагностика органов артикуляции

    Аномалии строения речевых органов, нарушение их подвижности может влиять на умение произносить отдельные группы звуков. Чтобы обнаружить патологию, достаточно проверить строение языка, челюстей, губ, нёба.

  • прогения – нижняя челюсть выдвинута далеко вперёд относительно верхней челюсти;
  • прогнатия – верхняя челюсть выдаётся вперёд;
  • открытый прикус – между сомкнутыми зубами виден промежуток;
  • высокое и узкое нёбо («готическое»);
  • укорочённая уздечка языка, малышу сложно поднимать язык наверх, он начинает раздваиваться у ребёнка как у змеи;
  • массивный или очень маленький язык.
  • Проверка понимания речи

    Чтобы удостовериться, что ребёнок понимает обращённую к нему речь, ему предлагают выполнить несколько заданий в игровой форме:

  • предложить выбрать одну игрушку из нескольких, разложенных перед малышом;
  • понимает и отбирает предметы красного, жёлтого, синего и зелёного цвета;
  • собрать матрёшку или пирамидку
  • попросить показать вещи, которыми он пользуется в быту: ложка, чашка, стул, тапочки;
  • предложить показать у себя или у куклы части тела;
  • попросить найти предмет или действие на картинке (их можно вырезать из ненужных журналов и наклеить на картон);
  • предложить выполнить простую просьбу: принести книжку, подойти поближе, дать игрушку.
  • Отсутствие дефектов органов артикуляции и понимание речи окружающих при недоразвитии речевых умений, может свидетельствовать о темповой задержке речи или общем недоразвитии речи. Стимулирующие занятия со специалистом, начатые как можно раньше, помогут преодолеть отставание от сверстников.

    Профилактика нарушений речи с 1 года до 2 лет

    Корректировать патологии развития центральной нервной системы или дефекты строения органов артикуляции – прерогатива врача. Если недоразвитие детской речи связано с тем, что ребёнку уделялось недостаточно внимания, нужно провести профилактику дальнейшего отставания.

    Основные задачи по развитию детской речи с 1 года до 2 лет, стоящие перед родителями:

  • учить малыша подражать речи взрослых;
  • поддерживать его стремление общаться с окружающими;
  • развивать умение понимать речь близких людей;
  • учить ребёночка дуть в дудочки, свистульки, пускать мыльные пузыри;
  • перед зеркалом вместе с мамой выполнять нехитрые упражнения: улыбнуться, вытянуть губки, надуть щёчки и другие;
  • различать всевозможные предметы по их звуковому наполнению, например, колокольчик от пищащей игрушки, свистульку от звучания барабана;
  • складывать, перекладывать, откручивать, переливать, собирать различные игрушки и предметы;
  • учить выражать свои мысли словами и короткими фразами.
  • Ребёнка учат отыскивать нужный предмет («игра в прятки»), выбирать нужную вещь или игрушку из нескольких предметов. Усложняя такие задания, родители предлагают внешне сходные, но имеющие разные названия игрушки или предметы (и утка, и курица – птицы). Они могут попросить найти игрушки, имеющие одно название, но разную величину, или разные цвета (большие и маленькие куклы, разноцветные машинки, колечки от пирамидки).

    На видео ниже хорошо рассказано про развивающие речь игры в этот период:

    Для малышей, которые хорошо понимают речь взрослых, но медленно осваивают активный словарь, эффективны такие просьбы: покажи, где это, или дай то-то и то-то. Всегда после этого обязательно спрашиваем что сделал малыш. Отличный приём – разыгрывание небольших сюжетов при помощи игрушек. Такие мини-спектакли помогают малышу понимать связи между предметами и действиями. Кроме этого, нужно постоянно называть предметы, встречающиеся в окружении ребёнка, описывать их форму, цвет, размер, материал. Постепенно у малыша сформируется умение обобщать.

    Дети этого возраста уже способны выполнять посильные поручения взрослых. Единственное условие – они должны состоять из одного этапа. Сложные инструкции типа сначала сделай то, а потом это, могут быть пока недоступны малышу. Стимулируют детскую речь ситуации, когда ребёнок вынужден обращаться к взрослым. Эти ситуации нужно создавать искусственно, а не предупреждать желания малыша, не давая ему то, что он просит. Мы постоянно заставляем малыша попытаться выразить свою просьбу словами.

    Задавайте ему вопросы, на которые нужно дать ответ простыми словами, и не спешите сами же на них отвечать, но предлагайте варианты ответа, комментируйте их. «Куда Сева сейчас пойдёт? гу, гулять». «Что Танечка будет делать? бай, спать». Хороший приём – провоцирующие вопросы. Например, показывая машину, мама спрашивает: «Это чашка?». Ребёнок может захотеть поправить взрослого, назвать правильно предмет.

    Работа с картинками в детских книжках – благодатная почва для развития речи. Естественный в этом возрасте интерес к красочным и понятным иллюстрациям нужно не только поддерживать, но и использовать в обучающих целях. До полутора лет малыша просят показать какой-нибудь предмет, найти на картинке кошку, собачку, машину. В дальнейшем нужно обращать внимание ребёнка на действия животных или людей на картинках, спрашивая, что они делают.

    Чтение простых сказок, фольклорных произведений типа потешек, прибауток очень полезно для развития речи. Слушая стихи, малыш ощущает их ритмический рисунок, пытается в такт похлопать в ладошки или качает головой, двигает телом. Очень хорошо, если родители поощряют договаривание и повторение слов или фраз из стихотворений, потешек, сказок.

    Если этого не произошло, а малыш общается при помощи мимики и жестов, нужно провести обследование его слуха, органов артикуляции, понимания речи. Коррекционная работа, проводимая по рекомендациям специалистов: логопеда, психолога, дефектолога, и с их участием, поможет ребёнку достичь нормы развития речи для своего возраста.

    Если у вас остались вопросы по развитию речи ребёнка с одного года до двух лет, вы можете задать их нам. Если вы хотите провести диагностику возможной патологии развития речи, или просто показать ребёнка специалисту, чтобы убедиться в отсутствии речевых нарушений, обратитесь к нам за консультацией.

    ourkids.ru

    Развитие речи у малышей от 1 до 3 лет

    Речевые способности детей от 1 года

    Cовременным родителям, известно, насколько важно, чтобы речевое развитие ребенка проходило правильно и своевременно. Поэтому взрослые ревностно наблюдают за тем, как развивается речь крохи, нередко сравнивая его умения с тем, как разговаривают дети того же возраста. Некоторые детки раннего возраста говорят достаточно понятно и с охотой, однако, встречается немало детей, в речи которых лишь несколько неразборчивых звуков. А уж если по достижении трех лет ребенок вовсе молчит, развитие малыша должно вызвать тревогу родителей. Чтобы своевременно обратиться за помощью к специалистам, важно знать, как происходит развитие речи малышей раннего возраста в период от 1 до 3 лет.

    К первому дню рождения в речи малышей уже должно быть порядка пяти слов. Чаще всего помимо слов “папа” или “мама”, в словарном запасе ребенка находится несколько звукоподражательных слов, имеющих идентичное значение в разных мировых языках. До того как малышу исполнится полтора годика, в его речи достаточно высказываний, которые включают одно слово, в разных ситуациях наделенного разным значением. Процесс перехода к широким репликам у детей раннего возраста до трех лет происходит постепенно.

    На данном этапе помогите малышу заговорить. Это можно сделать, сформировав прочную связь между словесным обозначением предметов с действиями ребенка, постепенно делая задание более сложным. В 1 год и 6 месяцев развитие речи детей переходит на новый уровень, на котором малышу уже не так сложно обобщать предметы в активной речи. Дети такого раннего возраста начинают нуждаться в общении, а деятельность малышей приводит к формированию активной речи.

    Когда развитие детей позволяет им осознать, что каждый окружающий их предмет имеет свое название, в речевой активности происходит новый скачок. Не стоит ожидать от малышей старше одного года словесных ответов на вопросы, ведь они способны реагировать на слова только действиями и движениями.

    В конце первого года, слова, использованные взрослым в речи, становятся для малышей обобщенными. Ребенок понимает некоторые ситуации и начинает связывать с ними слова. В лепете ребенка раннего возраста должны появиться слоги и первые слова. Если развитие речи у детей происходит правильно, в их запасе к двум годам может быть более 300 несложных слов.

    Вместе с этим ищут и читают:

    Как развивается речь ребенка от двух до трех лет

    Достигнув двухлетнего возраста, у малышей ускоряется накопление пассивного и активного словаря. Ребенок в два года медленно начинает овладевать наукой произношения звуков и грамматическим построением предложений. Эти навыки появляются у детей благодаря активизации практики разговора со взрослыми. К концу первого года развития простой звук “ам” становится более сложным “ням-ням”.

    Речь детей двух лет в основном состоит из звуков, дополненных мимикой и жестами. В первом полугодии второго года жизни ребенок начинает точнее понимать слова, сказанные взрослыми, овладевая новыми взаимоотношениями с окружающим миром людей. Дети в данном возрасте, слыша поручения взрослых, начинают реагировать на них действиями. В ходе такой игры малыш учится различать предметы и запоминать их значения.

    Если ребенок отказывается что-то делать или соглашается, он начинает реагировать в словесной форме, используя слова “нет” или “да”. К концу двух лет в словаре ребенка находится порядка двухсот-четырехсот слов. Не страшно, если некоторые слова выговариваются неточно или буквы путаются. Этот недостаток со временем исчезнет, когда малыш перейдет к активной самостоятельной деятельности. До трехлетнего периода в использовании детей появляются вопросы, а речь ребенка начинает применяться как способ общения со взрослым миром.

    Как развивать речь двухгодовалого малыша

    Достигнув двухгодовалого возраста и став старше, малыш все больше способен анализировать собственное произношение. Ему интересно, как передать в предложении интонацию и сделать его более выразительным. Однако ребенок неправильного произношения некоторых звуков в собственном разговоре не сможет заметить. Помогите карапузу заговорить, используя совместное рассматривание картинок и предметов, ведя беседы о разных вещах, сравнивая их, называя части и свойства каждого предмета. Если наблюдается интерес ребенка к изображениям, проведите беседы по описанию картинок. Сначала достаточно научить малыша показывать изображенные предметы.

    Видео: Особенности речевого развития

    Характеристики речи детей в трехлетнем возрасте

    В трехлетнем возрасте малыш становится более интересным собеседником. Ребенка интересует все, что его окружает, поэтому в речевом составе начинают доминировать вопросы. На данном этапе помогите ребенку заговорить, мотивируя его задавать вопросы и разговаривая с ним. В этом возрасте некоторые детки уже могут самостоятельно строить сложные предложения.

    Чтобы стимулировать развитие разговорных умений малыша трех лет, нужно постоянно разговаривать с ним, четко и понятно произнося каждый звук. Не рекомендуется коверкать слова, имитируя речь ребенка, так как это может привести к затруднению процессов овладения речью малышом. Если ребенок совершает речевые ошибки, его обязательно нужно исправлять. Для этого произнесите предложение правильно и точно, не заставляя малыша его повторять, ведь если заставлять ребенка произносить еще раз то же самое, существует риск выработки комплекса. Боясь произнести предложение неправильно, многие дети вовсе перестают разговаривать либо их речевое развитие заметно затормаживается.

    babybrainy.ru

    К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

    Новорожденный ребенок

    Ребенок 1 год 3 месяца

    Ребенок 1 год 9 месяцев

    Ребенку 2 года. Что он умеет делать? Перешагивает через несколько препятствий чередующимся шагом, удерживает равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу. В подвижные игры для детей 2 лет можно включать прыжки, бег, бросание мяча и скатывание его с горки.

    Рост и вес ребенка 2 лет данные отечественных педиатров

    Рост и вес детей в возрасте 2 года данные ВОЗ

    Уход за ребенком 2 лет

    К 2 годам обычно завершается освоение горшка. Малыш просится словами или знаками, некоторые сами снимают штанишки. Горшок используется по назначению для больших и маленьких дел.

    Познавательное развитие ребенка в 2 года

    Отличие предметов по форме, величине, цвету:

    Ребенок 2 лет соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением; накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске).

    Ориентируется в трех и более контрастных величинах (собирает трехместную матрешку и другие вкладыши после показа).

    Собирает пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин (после показа).

    Ориентируется в трех-четырех цветах; некоторые называет; подбирает к образцу.

    Начинает распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый).

    Двухлетний ребенок в рамках листа проводит вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии. Называет то, что рисует.

    Игровые действия (сюжетно-отобразительные) у детей 2 лет:

    Проявляет сообразительность: достает (вылавливает) сачком из воды понравившуюся игрушку. Производит несколько последовательных игровых действий или решает сам игровую ситуацию после предъявления игрового материала, находясь в проблемной ситуации (кормит куклу, если рядом посудка; строит гараж, если рядом кубики и машинка). Использует предметы-заместители. Ребенок в 2 года выполняет два последовательных сюжетных действия с игрушкой (баюкает, кормит куклу; возит, нагружает машину):

    Подражает действию близкого взрослого (бытовому). «Роль» не берет.

    Сооружает из кубиков знакомые постройки для мелких игрушек (забор, дом, дорожку, стул, диван, стол и др.)

    Развитие ребенка 2 лет позволяет ему играть рядом со сверстниками одинаковыми игрушками.

    Социально-эмоциональное развитие детей в 2 года

    Эмоциональное, активное, деятельное состояние.

    Хорошо настроен при самостоятельных умелых действиях, при положительной оценке взрослого.

    Упрямится, требуя недозволенного, настаивая на своем.

    Недоволен, отказывается от действия при неудавшейся попытке.

    Кричит, жестикулирует, капризничает:

    • при нежелании выполнить просьбу взрослого,
    • подражая близкому человеку, другому ребенку,
    • для привлечения внимания.
    • Непослушен, злится при ограничении движений, в ответ на грубый тон взрослого.

      Отказывается от общения (прячется) с незнакомым взрослым.

      Долго плачет при уходе мамы, при испуге, при обиде.

      Улыбается, жестикулирует, заглядывает в глаза, чтобы удержать внимание взрослого или другого ребенка, ожидает похвалы.

      Проявляет яркие эмоции при общении с близкими (мимика, возгласы, движения).

      Улыбается, пользуется эмоционально окрашенной речью при совместных играх с детьми.

      Получает удовольствие от самостоятельно произносимых слогов, слов.

      Эмоционально заинтересован музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, отношение к ним дифференцированное (активные движения, раскованность, зачарованность, заторможенность).

      Восторженно относится к развлечениям, в том числе и к играм.

      Проявляет эмоциональную память в знакомых ситуациях.

      С интересом смотрит мультфильмы, детские телевизионные передачи.

      Эмоционально предвосхищает результаты:

      Сопереживает, сочувствует плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относится к животным, растениям:

    • по примеру взрослого,
    • по собственной инициативе (редко).
    • Эмоционально сдержан, способен подождать немного (после объяснения взрослого). Спокойно относится к указаниям: «Собери игрушки», «это можно», «этого нельзя». Понимает слова: «хорошо», «плохо».

      Речевое развитие ребенка 2 лет

      Понимает короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях (о том, что делал на прогулке).

      Отвечает на вопросы об этих событиях. Выполняет до трех поручений (возьми, отнеси, положи). «Жалеет», «помогает» по просьбе взрослого. Знает (показывает) названия деталей лица (губы, зубки, язык, лоб, уши, щеки и др.) и тела (руки, ноги, спина).

      Активная речь (до 200-300 разнопроизносимых слов):

      Использует предложения из двух-трех слов при общении со взрослыми и детьми, при констатации, в просьбах.

      Фразы не оформлены. Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги, наречия. Может называть себя в третьем лице.

      Договаривает четверостишия в знакомых стихах, подпевает. В двух-трех предложениях рассказывает, что видит в данный момент. Задает вопросы. Называет предметы на картинке:

    • по просьбе взрослого,
    • самостоятельно (комментирует).

    Облегченные слова заменяет правильными. Дает оценку себе: «хороший», «большой», «красивый». Говорит: «до свидания», «пока», «спасибо», «здравствуйте» в индивидуальном произношении.

    Бытовые навыки детей 2 лет

    Ест аккуратно, не обливаясь.

    При умывании трет ладони, часть лица.

    Вытирается с помощью взрослого.

    Самостоятельно одевается (натягивает носочки, шапку, обувь (с небольшой помощью взрослого)). Частично раздевается.

    Знает место одежды, обуви, посуды, игрушек. Пользуется носовым платком (при напоминании). Контролирует физиологические потребности.

    www.7ya.ru

    Топ-10 развивающих игрушек для малышей от 1 года до 2 лет

    Автор: Лариса Алиева

    Доброго всем времени суток! Рада вновь встретиться с вами на страничках нашего блога.

    Вы уже достаточно опытные родители, ведь вашему малышу исполнился один год. За это время вы успели многому научиться, освоить новые навыки и приобрести умения. Теперь ваш малыш не беспомощное существо, он уже умеет самостоятельно ходить, брать интересующие его предметы, дотягиваться до запретных полок и совать пальчики во все отверстия.

    И многие родители стремятся применить все найденные в интернете методики раннего развития на своем ребенке. Поверьте, ни к чему хорошему это не приводит.

    Чтобы развитие вашего крохи проходило в гармонии с его природой и приносило плоды, мы рассмотрим, какие нужны ребенку развивающие игрушки от 1 года до 2 лет. Многим родителям кажется, что если они купили развивалку и отдали ее в руки малыша, развитие началось само собой. Отнюдь, дорогие мои!

    Не бежать впереди паровоза

    Процесс познания продолжается, только теперь темп развития становится еще более стремительным. Чтобы все успеть, набраться опыта и вступить в новый возрастной этап, малыши играют в игры, которым их учат взрослые. В игровой деятельности проявляются уже сформированные навыки, происходит обучение новым и просто общение с родными людьми.

    Важно правильно подобрать игровые упражнения, а для этого важно знать, какие игрушки нужны ребенку в этом возрасте. Конечно, кроме игрушек родители подбирают для своего малыша развивающие игры в 1 год, но сегодня речь пойдет именно об игрушках.

    N.B. Уважаемые родители! Совет для вас: не покупайте малышу сложные и дорогие игрушки. Кроме расстройства от сломанной «Ламборджини» на пульте управления вы ничего не получите. Учитывайте возрастные особенности малыша, подбирайте игрушки в соответствии с возрастом и имеющимися навыками.

    Игрушки для детей от года до 2 лет отличаются экологичностью материалов, яркостью и прочностью. Вывод сделан, давайте определять фаворитов.

    Ребенок после года при ходьбе еще нуждается в опоре, чтобы выработать координацию движений и усовершенствовать навык прямохождения. Для этой цели подойдут каталки с ручкой, которые нужно толкать перед собой. Важно подобрать устойчивую конструкцию, с которой малыш будет топать уверенно. Пусть в игрушке будут лампочки, пропеллеры или звоночки, которые будут отвлекать от процесса ходьбы, тем самым облегчая равновесие.

  • 2. Игрушки для координации движений и мелкой моторики – набор для песочницы
  • Ведро, совок, грабли, сито, формочки, — все это очень нужные ребенку игрушки. Они не только помогут весело провести время в песочнице или в снежном сугробе, но и помогут скоординировать действия обеих рук. Ковыряние руками в песке (не в снегу) положительно влияет на рецепторы подушечек пальцев и ладошек.

    С той же целью для мальчиков можно приобрести набор инструментов:

    Не исключено, что девочкам тоже понравится закручивать отверткой болтики вместе с папой.

    Также для развития рассматриваемых навыков подойдут специальные игрушки, которыми можно играть во время купания, в ванной. Всем известная игра «Рыбалка». Удочка с магнитом на конце и набор рыбок для ловли.

    Возраст 1 год – период разрушений. Это нормально для ребенка второго года жизни. Потом наступит созидательный период. Исходя из этого, любимые игрушки крохи – кубики разного размера для строительства башен и домов. Они знакомят малыша с формой, величиной, цветом, учат его сравнению, анализу. Сопоставление размера одинаковых игрушек приводит ребенка к логическим выводам и стремлению к результату.

    Например, набор кубиков с картинками, из ткани или пластмассы, станет прекрасным началом для развития представлений об окружающем мире, расширении словарного запаса, как для мальчиков, так и для девочек.

    Просто уникальные игрушки, созданные как раз для таких малышей. Здесь и шарики разного цвета (мелкая моторика, память, внимание), рычаги и ручки (координация). Зрительные образы животных помогут в развитии речи, логики и памяти, тонкие проволочки с бусинами помогут пальчикам приобрести желаемую ловкость.

    Книги, которые работают от обычных батареек, подарят вашему крохе незабываемые минуты веселья и развития. В таких книгах должны быть большие картинки, лучше объемные, различные движущиеся детали и элементы, светящиеся солнышки или фонарики. Кроме того, кнопки для маленьких пальчиков помогут выбрать звуки понравившегося голоса животного или сказочного героя.

    К музыкальным игрушкам неравнодушны абсолютно все малыши. Это может быть детское пианино, гитара с кнопками, барабан или труба. При нажатии на клавиши и кнопки тренируется мелкая моторика и развивается музыкальный слух.

    Особая категория развивающих игрушек, сделанных из натурального дерева. Их очень любят дети и их родители. Можете выбрать для своего малыша деревянные конструкторы или счеты, пирамидки или кубики, домики с фигурными окошками или фигурки животных. Прикосновения к дереву подарят ощущение крепости и силы, помогут в развитии осязания.

    Вот еще одна крайне полезная вещь в детском ящике с игрушками. Тренирует все группы мышц при включении его в подвижные игры, развивает координацию движений и внимание, если катить его в конкретном направлении. Игра в слова развивает мышление, речь. А если мячей несколько, займитесь элементарной математикой.

    Пирамидные колечки должны быть основных цветов – красного, желтого, зеленого, синего, белого. Пока такого количества достаточно, чтобы в совершенстве овладеть искусством нанизывания колец, сопоставляя их по размеру. Пирамидки развивают интеллект, мелкую моторику, логику.

    Одно из любимых занятий малышей – тянуть за веревочки и ленточки. Используйте этот интерес в обучении шнурованию или вязанию узелков. Шнурок может быть закреплен на деревянном башмаке или на грузовике из плотного картона. Шнуровки незаменимы в развитии мелких мышц, помогают приучить кроху к опрятности и самостоятельности путем завязывания шнурков на собственной обуви.

    Совершенная игрушка для мелкой моторики. Конечно, придется персонажи добавлять постепенно, ведь малышу трудно будет удерживать героев сказок на своих маленьких пальчиках. Первое время вам обязательно нужно ставить спектакли вместе. Позже малыш и сам с гордостью и удовольствием покажет вам любимых героев в прямом смысле «на пальцах».

    Наш список завершен. Как видите, основная масса игрушек для детей до 2 лет направлена на развитие мелкой моторики руки. Это не случайно. Как вы знаете, развитие мелких мышц неразрывно связано с умственным и познавательным развитием. Поэтому важно предложить ребенку развивающие игрушки вовремя. А как заниматься с ребенком в 1 год подскажут полезные игры и занятия.

    На этом разрешите закончить. Все самые необходимые материалы о развитии ваших детей читайте на нашем блоге. Подключайте обновления, чтобы быть в курсе новинок. Всего вам доброго!

    pozitiv-child.ru

    Смотрите так же:

    • Развитие речи детей 5-6 лет родительское собрание Родительское собрание, развитие речи. «Значение игры в речевом развитии детей 2-3 лет». Название: Родительское собрание, развитие речи. «Значение игры в речевом развитии детей 2-3 лет». Номинация: Детский сад, Методические разработки , работа с родителями Автор: Дмитриева Мария Юрьевна Место работы: Детский сад №35 […]
    • Беседы с детьми по гендерному воспитанию Читать онлайн "Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов" автора Петрова Вера Ивановна - RuLit - Страница 1 Вера Ивановна Петрова, Татьяна Дмитриевна Стульник Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и […]
    • Коньюктивит глаз у ребенка лечение Чем лечить коньюктивит глаз у детей: лечение новорожденного грудничка и ребёнка при конъюнктивите (Комаровский) В этой статье вы узнаете всё про коньюктивит глаз — лечение у детей. Комаровский в своём видео (расположенном в конце публикации) более подробно расскажет про конъюнктивит у грудничка и ребенка постарше. Также здесь вы […]
    • Когда можно выносить новорожденного ребенка на улицу Первая прогулка новорожденного. Сколько нужно гулять с грудничком? На какой день после рождения, а также как долго можно малышу находиться на улице зависит от многих факторов. Мы хотим поделиться с вами несколькими полезными советами, чтобы «первый выход в свет» стал наиболее приятным. Первая прогулка – довольно волнительный […]
    • Во сколько должен ребенок ложиться спать Учимся спать – во сколько нужно лечь и встать, чтобы выспаться «Для того чтобы выспаться, надо ложиться спать не в тот день, когда нужно вставать» Неопровержим тот факт, для того чтобы выспаться, человек должен придерживаться определенного ритма сна. Оптимальным вариантом является ночной сон, хотя существуют и другие методики, […]
    • Как научить ребенка правильной речи Как научить ребенка разговаривать в 2-3 года: особенности и нормы речевого развития, игры и обучающие упражнения Часто можно услышать такие разговоры: «Мой Андрюша очень умный, он все-все понимает, но говорит от силы слов 10. У моей подруги дочка «Мойдодыра» уже цитирует, а ведь они с моим сыном ровесники. Подскажите, каковы нормы […]
    • Пособия по уходу за ребенком спб 2015 Задерживают выплату пособия по уходу за ребенком до 1,5 года Здравствуйте, я нахожусь в декретном отпуске, предприятие стало задерживать выплату пособия, первые месяцы выплачивали без задержек, потом стали задерживать на 2-3 дня,потом на неделю. На сегодняшний день 24.05.2015г, выплата пособия задерживается на 25 дней. Я звонила в […]
    • Ребенок почти все время спит Ребенок 2 месяца почти спит Ребенок 2,5 мес почти не спит днем При этом ночью спит отлично - засыпает после купания и кормления в 22.30 примерно, просыпается ночью на кормление в 2-3 часа (ест сонный и тут же засыпает), потом в 6-7 утра (так же), и окончательно просыпается в 9 утра. Так понимаю, что тонус рано или поздно сам пройдет, […]