Диагностика речи ребенка 3 лет

Диагностика развития речи у детей в возрасте от 3 до 6 лет

Методика словарная мобильность .

Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного резульгата.

6 — 7 слов — высокий уровень;

4 — 5 слов — средний,

2 — 3 слова — низкий.

Ребенка спрашивают: Отгадай, что я хочу сказать? По. . Если ребенок молчит (несмотря на повторение данного слога) или механически повторяет сказанное, не пытаясь докончить слово, то можно перейти к следующему слогу: А теперь, что я хочу сказать? Пона. и т. д.

Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по. 2) на. 3) за. 4) ми. 5) му. 6) ло. 7) че. 8) при. 9) ку. 10) зо .

Дополнил все предложенные слоги до целого слова — высокий уровень.

Справился с половиной предложенных слогов — средний уровень.

Смог дополнить только 2 слога — низкий уровень.

Образование предложений с данными словами.

Ребенку предлагается составить фразу, в которую входили бы следующие слова:

Оценивается правильность составления фразы.

Инструкция: Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма — это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этимсловом рифмуются. Слово это будет день .

Если ребенок не понял, покажите ему, как это сделать, на примере со словом день , прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша. вой.

Время работы с одним словом — одна минута.

Тест выполнен, если ребенок подобрал три рифмы по меньшей мере для двух слов. Имена собственные приемлемы.

Как будет называться маленький предмет?

6-7 баллов — высокий уровень,

Если предмет сделан из железа, то какой он?

4-5 баллов — высокий уровень,

2-3 балла — средний,

0-1 балл — низкий.

Общий словарный запас.

Как называется человек, который учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?

4-5 баллов — средний,

2-3 балла — низкий.

Исследование особенностей звукового анализа слова.

Инструкция: Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву д . сразу хлопнешь в ладоши .

Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава .

Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных хлопков.

Безошибочное выполнение — высокий уровень,

1-2 ошибки — средний,

3 и более ошибок — низкий.

Методики обследования речи и коррекции произношения, логопедия через Internet

Методики обследования речи дошкольников

1. Обследование предпосылок речевого развития ребёнка раннего возраста.
2. Обследование понимания речи неговорящего ребёнка.

Пользуемся для этого методикой, описанной в пособии Жуковой Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников .

3. Методика диагностики языковой способности ( для детей 3-7 лет) Микляевой Н.В.
4. Нейропсихологическая диагностика речи
5. Классическая логопедическая диагностика

Ей пользуется в настоящее время большинство логопедов. Результаты этой диагностики заносятся в речевые карты, и в конце записывается логопедическое заключение с планом коррекционной работы. Сюда же можно отнести различные авторские варианты этой методики. Примером может служить Методика обследования речевого развития старших дошкольников Хваловой В.В. (ссылка )

6. Тестовые методики определения уровня речевого развития детей.

Для специалистов можно порекомендовать следующие:

Это, судя по всему, далеко не полный список методик. И если вы в своей практике успешно используете не представленную здесь методику, то, пожалуйста, поделитесь информацией о ней в комментариях.

А теперь к практике. Сегодня я хочу представить игру, способствующую развитию не только речи, но и развитию тактильных ощущений (тактильного гнозиса)

Игра Пальчики учатся говорить

Логопедическое обследование через Internet

На сегодня всё! До новых встреч!

Другую полезную информацию Вы найдете на нашем сайте Логопедические Программы .

Вы сможете обмениваться опытом с другими участниками, вступив в нашу группу вКонтакте Логопедические Программы .

Автор. Бахарева Ирина Николаевна, учитель-логопед МДОУ д/с Росинка

Е. А. Стребелёва считает, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более эффективной оказывается кор­рекция и компенсация нарушений. Необходимость ранней диагностики определяет­ся важнейшим свойством нервной системы ребенка — пла­стичностью, то есть нервная система молодого организма гиб­ко реагирует на воздействие извне. [3]

В настоящее время растет количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Причины этого явления разнообразны и многочисленны. Это и следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных, и следствие поражения центральной нервной системы различного характера. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его развития, приводят к задержке развития различных функций, в том числе речи.

В нашем городе дети с речевыми нарушениями попадают в специализированные группы в пять лет, в лучшем случае в четыре года, и самый значимый для развития ребенка возраст — до четырех-пяти лет — оказывается упущенным. В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью — при обучении чтению и письму.

Ранняя диагностика нарушений познавательной дея­тельности и речи у детей чрезвычайно важна и крайне необходима. Доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полной и эффективной может оказаться кор­рекция, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития.

Как и во всех детских садах города, в нашем ДОУ в 2005 году был организован ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум). В своей работе ПМПк руководствуется письмом Миноб­разования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» от 27.03.2000 г. № 27/901-6.

Согласно Положению о ПМПк, основными задачами ПМПк являются следующие:

– обнаружение и ранняя (с первых дней пребывания воспи­танника в детском саду) диагностика отклонений в развитии;

– выявление резервных возможностей развития воспитанника;

– определение характера, продолжительности и эффективно­сти специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в МДОУ возможностей.

Еще одним не менее важным моментом, побудившим заняться поиском методик диагностики речи младших дошкольников, является запрос родителей детей раннего и младшего возраста. Нарушения речи (а именно — ее отсутствие, непонимание ребенком речи взрослых, непонятность детских высказываний, нежелание использовать речь в общении со взрослым и др.) вызывают беспокойство у родителей малышей второго и третьего года жизни и заставляют их обращаться к специалистам, и прежде всего, к логопедам.

В связи с вышеназванными причинами встал вопрос всестороннего логопедического обследования детей начиная со 2-ой младшей группы.

Современный подход к проблеме выявления и коррекции нарушений речи требует от логопеда четких представлений о том, каким образом и по каким законам происходит становление речи у нормально развивающегося ребенка. Эти знания служат основой для грамотного проведения логопедического обследования детей, своевременного выявления у них речевых нарушений и их адекватной классификации. Лишь на этой основе возможно правильное планирование и реализация систематической коррекционной помощи детям с речевой патологией.

Схема логопедического обследования детей среднего и старшего возраста в ДОУ хорошо отработана и обеспечена достаточным количеством методических пособий и материалов. Обследованиеразвития речи ребенка младшего дошкольного возраста нередко представляет трудности, обусловленные возрастными особенностями. Также возникли сложности с подбором методик и пособий для логопедического обследования детей младшего возраста в условиях дошкольного учреждения. Подобных методик крайне мало, они многозатратны по времени, что является безусловным минусом, так как логопед работающий на коррекционной группе не располагает достаточным временем, для обследования детей массовых групп детского сада по классическим методикам. [1]

Указанные причины послужили толчком для разработки методики «Экспресс-обследование речи детей 2-3 лет». [2].

Данная методика предназначена для оперативного массового обследования развития речи у детей 2 – 3 лет с целью выявления нарушений речи и постановки воспитанников на учет ПМПк.

Методика удобна для использования как в кабинете логопеда, так и в условиях массовой группы. Обследование занимает мало времени, в этом смысле практически исключается возможность утомления ребенка.Содержит необходимый материал для предварительного обследования и анализа общей картины развития речи у детей 2 – 3 лет: лексического запаса, уровня овладения ребенком звукослоговой структурой языка, степени сформированности фразовой речи.

Оборудование для обследования: картинный материал (15 шт.), иллюстрации к стихам А.Барто, иллюстрации к сказке «Курочка Ряба». Картинки однофигурные, с четким контуром, цвета классические достаточно яркие.

Схема обследования следующая.

Обследование начинается с приглашения ребенка посмотреть картинки.

Затем следует предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о любимых игрушках, домашних животных, и т.д. позволяющая составить общее впечатление о ребенке и его речевом развитии. В зависимости от желания ребенка, беседа может быть разбита на части и проводится по ходу обследования.

Далее ребенку предъявляются комплекты картинок. Всего пять комплектов по 3 картинки. Предлагается поочередно назвать картинки и выполнить задания логопеда по этим картинкам.

1 комплект:собака, кошка, утка . Проверяется воспроизведение звукоподражаний, предъявленных и названных логопедом животных и птиц. При желании ребенка можно побеседовать о его домашних питомцах.

2 комплект:зайка, мишка, девочка (кукла) . Сказать ребенку, что девочку зовут Таня, предложить ребенку рассказать стихи А.Барто: «Наша Таня», «Зайка», «Мишка»; стихотворение «Мишка косолапый». Уточняется, знает ли ребенок другие стихи.

3 комплект:юла, кубик, мячик .Предлагается назвать цвета предметов.

4комплект:телефон, лопатка, ведёрко .Подбор глаголов к существительным.

5 комплект:машина, пирамидка, Дед Мороз. Части предметов.

При назывании всех картинок проверяется словарь, отмечается сформированность звукопроизношения, слоговой структуры слова.

После этого ребенку предлагается посмотреть книжку «Курочка Ряба», пересказать сказку по иллюстрациям.

По ходу обследования заполняется Карта экспресс-обследования ребенка 2 – 3 лет (Приложение 1).

Раннее выявление различных отклонений в формировании речи позволяет обратить внимание родителей на задержку речевого развития ребенка,воспитаннику по показаниям получить своевременную медицинскую помощь. Педагоги разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут, представляют родителям необходимые консультации. Таким образом имеется возможность компенсировать первичный дефект и предотвратить вторичные отклонения в развитии речи в более позднем возрасте.

1. Громова О.Е. Логопедическое обследование детей 2 – 4 лет. Методическое пособие/ О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина. М. Сфера, 2004.

2. Нищева Н.В. Речевая карта ребенка младшего дошкольного возраста./Н. В. Нищева. Спб. Детство-ПРЕСС, 2003.

3. Стреблева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/Е. А. Стребелёва. М. Просвещение, 2007.

КАРТА ЭКСПРЕСС-ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 2 – 3 ЛЕТ

zdorove-rebenka.ru

Диагностика речевого развития малышей в возрасте 3-4 лет

Для всех детей в определенном возрасте обязательно прохождение проверки у логопеда. Если появились проблемы с речью, то ваши визиты станут частыми – врач проведет необходимую терапию.

В любом случае для малышей от 4 лет проводится обязательная диагностика речевого развития. Это совсем не страшно, так что успокойте малыша перед походом к доктору.

Существует несколько общепризнанных методик проверки речи. Самая простая форма проведения обследования — игровая. В возрасте 3-4 лет легче всего поправить дефекты, ведь речь все еще формируется. Не игнорируйте проверку у логопеда, ведь нормальная речь очень важна для дальнейшего развития малыша. Потом дефекты речи будет гораздо сложнее исправить, и у ребенка могут развиться серьезные комплексы.

Первый прием у логопеда назначается детям в 4 года. Если родители замечают сильные дефекты: ребенок не говорит или говорит очень плохо — можно отвести его и раньше, в 3 годика. Родителям нужно понимать, что посещение логопеда обязательно в любом случае и крайне важно.

Даже если вам кажется, что речь ребенка развивается прекрасно, малыш общительный, разговорчивый, все произносит правильно. Только специалист может заметить некоторые дефекты.

В возрасте 3-4 лет их легко устранить, немного позанимавшись с ребенком. А вот позже они же могут обернуться серьезными проблемами с речью: заиканием, глотанием слогов… С такими проблемами тяжело учиться, работать, находить друзей, да и вообще, человек чувствует себя подавленно. А всего-то нужно было в детстве удостовериться, что у малыша все идет хорошо, без отставаний и проблем.

Еще родителям стоит помнить: у детей до 3 лет речевое развитие только начинается. Это нормально, что они что-то произносят неправильно, имеют проблемы с согласными или гласными звуками. Эти проблемы «лечатся» дома, без помощи специалиста.

Нужно разговаривать, читать ребенку сказки вслух. Так он слышит вашу правильную речь и постепенно запоминает, как произносится то или иное слово, звук.

До 3 лет ваши коррективы речи ребенка должны быть минимальными. Просто правильно повторите для него неправильно произнесенное слово. Не стоит акцентировать внимание на неправильном варианте и уж точно не нужно ругать детей за ошибки.

Как проводится диагностика

Диагностика речи у логопеда всегда комплексная:

Проблема речевого развития может заключаться не в самой речи, а в слухе. Например, снижение слуха, глухота на одно или оба уха. Тогда все остальные этапы не рассматриваются. Некоторые нарушения слуха не серьезные, но могут существенно навредить речи малыша. Тогда потребуется посещение ЛОР-врача, возможно, и операция. Если же исправить дефект слуха нельзя, то ЛОР порекомендует вам, как нужно заниматься с крохой.

Состояние артикуляционного аппарата

Проверка состояния носоглотки, гортани, голосовых связок, языка. Здесь тоже могут быть врожденные проблемы или последствия травмы, которые мешают правильно произносить звуки. Часто проблема кроется в строении носоглотки. Тогда назначается массаж для развития связок, разработки гортани.

Проверяется произношение отдельных звуков

Логопед просит детей произносить определенные звуки. Тут упор делается на шипящие согласные и звук [р]. Для правильного развития речи не должно быть дефектов произношения согласных. Исправить их помогут простые упражнения на шипение, рычание. Важно помнить, что больше 7-10 минут кроха не может концентрировать внимание на одном упражнении. Хороший специалист понимает это и периодически меняет задания.

Обследование уровня психического развития

Определение уровня психического развития крайне важно, особенно если врачом был выявлен серьезный дефект или отставание речевого развития. В возрасте 4 лет может быть поставлен диагноз «задержка речевого развития». Если нарушения психической деятельности все же есть, то для таких случаев существует своя шкала оценки речи, но проводит ее уже дефектолог.

Особенности диагностики речи у дошкольников

В старшем дошкольном возрасте проверка речи проводится перед поступлением в первый класс. Логопед должен определить, все ли нормально, сможет ли ребенок успешно учиться.

Детей с сильным отставанием речевого развития, к сожалению, не принимают в обычные школы. Их направляют в класс коррекции. Но еще до школы вполне возможно снять этот диагноз, если родители будут заниматься с малышом.

С малышом 4 лет логопед проводит занятия в игровой форме. Например, ребенку предлагаются картинки с изображениями животных, растений, людей. Слова подобраны так, чтобы сложные звуки находились в самом начале слова или же в конце.

Еще один вариант — сложный согласный звук в середине слова. Малыша попросят произнести названия изображенных предметов. Так логопед сможет понять, в каком положении сложный звук дается ребенку с трудом. Часто такая простая диагностика бывает достаточной.

Если проблем с произношением не выявлено, то врач еще немного поговорит с ребенком. Так он определяет объем словаря использованных слов. Логопед просит малыша назвать как можно больше слов на одну букву.

Нормальный словарный запас детей 4 лет составляет от 1000 до 2000 слов. Меньше 1000 считается недостаточным показателем.

Логопед проводит еще несколько тестов для малыша, предлагая ему:

  • подобрать слова-синонимы;
  • образовать уменьшительно-ласкательную форма слов (медведь-медвежонок, мяч-мячик);
  • назвать как можно больше названий чего-либо (деревьев, животных, профессий…);
  • пересказать известную малшу сказку или сюжет фильма.
  • Таким образом, всего за 15-20 минут логопед получает полное представление об уровне развития речи, определяет, есть ли проблемы и дефекты, дает соответствующие рекомендации. Очень важно вовремя пройти эту проверку.

    rebenkoved.ru

    Диагностика речи у детей

    Если ребенок плохо говорит – визит к логопеду неизбежен. Родители не имеют права игнорировать проблему: от правильного речевого развития малыша в значительной степени зависит его будущее. Грамотная и своевременная диагностика речи детей позволяет понять причины неполадок и в кратчайшие сроки осуществить их коррекцию.

    Как проводится диагностика речи детей раннего возраста

    Для большинства малышей 2,5-3 лет неправильное воспроизведение некоторых звуков в известной степени является нормой. Несмотря на это, кроху все же стоит показать специалисту: если речевое развитие малыша соответствует возрасту, врач успокоит родителей. Если же отклонения будут обнаружены, это позволит вовремя начать занятия, направленные на их устранение.

    Диагностика речи детей младшего возраста должна содержать:

  • Проверку строения артикуляционного аппарата;
  • Обследование развития слуха;
  • Определение наличия навыков произнесения отдельных звуков;
  • Выяснение параметров общего и психического развития ребенка.
  • Обследование обычно проводится в игровой форме. Например, малышу предлагают назвать предметы, изображенные на картинках. Рисунки подбираются заранее таким образом, чтобы в словах, которые произнесет кроха, проблемные звуки стояли в начале, середине и конце. Это делается для того, чтобы понять, в каких случаях ребенок испытывает сложности при воспроизведении звуков.

    Проводя диагностику речи детей, доктор должен быть терпеливым и доброжелательным. Процедура не может продолжаться дольше 15 минут: малыши быстро устают, внимание у них рассеивается. По результатам обследования логопед делает выводы о причинах возникновения дефектов речи у ребенка, и дает рекомендации по поводу способов их коррекции. Родители должны быть готовы к тому, что при наличии серьезных отклонений их крохе может потребоваться помощь невролога, отоларинголога и других врачей, а также занятия в специализированном детском дошкольном учреждении.

    Особенности диагностики речи детей дошкольного возраста

    Проверка речи дошколенка имеет свою специфику: в данном случае упор делается не столько на выяснение наличия нарушений звуковоспроизведения (к этому моменту подобная информация, как правило, уже есть), сколько на оценку словарного запаса и умения правильно им пользоваться. Для этого применяются специально разработанные тесты, сложность которых зависит от возраста ребенка.

    Например, четырехлетнему малышу могут предложить назвать как можно больше слов, начинающихся на определенную букву, или продолжить слова, узнав их по первому слогу. Ребенок пяти лет должен уметь составлять фразы, содержащие предложенные ему слова, подбирать несложные рифмы, описывать свойства знакомых предметов. Уровень речевого развития малыша можно определить по способности образовывать новые слова: названия профессий (строит – строитель), материалов (дерево – деревянный), уменьшительных или увеличительных (дом – домик – домище).

    Дети старшего дошкольного возраста должны свободно излагать свои мысли по темам, доступным их пониманию, пересказывать содержание литературных произведений и придумывать варианты развития их сюжетов, вести осмысленный диалог. Их речь в норме состоит из длинных фраз, построенных в соответствии с грамматическими правилами.

    Родители должны помнить о том, что исправление большинства дефектов речевого развития требует участия специалистов. Поэтому ранняя диагностика речи детей является одним из самых важных факторов успешного решения таких проблем.

    lady7.net

    Диагностика психологом ребенка в 3-4 года

    Психомоторное развитие ребенка младшего возраста является неотъемлемой частью в познании окружающего мира и подготовке к дальнейшей жизни. Именно дошкольный возраст характеризуется рядом изменений и метаморфозов, от которых зависит кем станет маленький человечек. Как взрослым понять все ли в порядке, требуется ли помощь специалиста? Итак, обо всем по порядку.

    Что происходит в первые 4 года жизни

    Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:

    Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.

    В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.

    Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.

    Что оценивает психолог

    Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.

    Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.

    Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.

    Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:

  • посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
  • игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
  • мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.
  • Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:

  • внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
  • память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
  • мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
  • воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
  • эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.
  • Диагностика психомоторного развития

    Для этой цели существует ряд методик, которые могут установить причину, подобрать эффективную психологическую терапию. Такая диагностика позволяет определить нарушения на раннем этапе и своевременно провести коррекционную терапию.

    Психологическое обследование делится на 2 группы:

    1. Экспресс-диагностика, как правило, проводится в дошкольных учреждениях и определяет особенности психического развития.
    2. Углубленная диагностика, применяется по запросу родителей или воспитателей для определения психомоторных нарушений у ребенка, который находится в группе «риска», часто она носит консультативный характер.

    Диагностику развития ребенка проводит педагог-психолог, руководствуется определенными принципами, используя следующие методики:

  • «пирамида» определяет уровень формирования восприятия цвета, величины, обучаемости и т.д.;
  • «почтовый ящик» или «коробочка» оценивает способность пространственных представлений, навыки способности сравнения объемных и плоских конструкций, степень развития моторики;
  • «разрезные картинки» способность к моделированию, смысловому и пространственному соотношению частей и единого целого;
  • «доска с предметными вкладками» оценка умения соотношения изображения с формой, с помощью моторики и мышления.
  • Тестирование должно проводиться в спокойной, доверительной обстановке, в хорошем настроении малыша. Необходимо использовать максимум 3 вида метода во избежание искаженных результатов.

    Диагностика психомоторного развития ребенка должна проводиться только с согласия родителей. Самый ранний возраст для проведения тестирования – это 3 года.

    При выявлении, каких-либо изменений благодаря тестированию, нельзя навешивать «ярлыки» на ребенка, так как итог может быть ошибочным. По результатам диагностики психолог разрабатывает персональную коррекционно-развивающую программу для каждого случая. Она поможет педагогам найти индивидуальный подход и поможет корректировать то или иное нарушение психомоторного развития.

    В заключение хочется отметить, тестирование и разработку необходимой коррекционной терапии должен проводить только квалифицированный психолог. Не нужно самостоятельно пытаться проводить диагностику, так как результат будет ошибочным и может принести малышу лишь отрицательные эмоции, а родителям лишний стресс и негатив.

    karkusha.su

    Методика диагностика развитию речи детей

    Методики обследования речи и коррекции произношения, логопедия через Internet

    Приветствую вас в рассылке Советы практикующего логопеда и Логопедические Программы !

    Сегодня в выпуске:

  • Методики обследования речи дошкольников.
  • Игра для коррекции произношения Пальчики учатся говорить .
  • Логопедические занятия через программу Skype.
  • Методики обследования речи дошкольников

    На сегодняшний день в арсенале логопеда присутствует достаточное количество методик для обследования речи (здесь и далее я буду иметь в виду обследование развития устной речи ребёнка-дошкольника с нормальным слухом и интеллектом). Давайте познакомимся с некоторыми из них.

    1. Обследование предпосылок речевого развития ребёнка раннего возраста.

    Разработаны специальные карты оценки коммуникативного развития детей раннего возраста до 2 лет (см. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения ), а также можно воспользоваться описанием и картой логопедического обследования ребёнка первого года жизни. (см. Альманах Института Коррекционной Педагогики, #8470;3, 2001(ссылка )

    2. Обследование понимания речи неговорящего ребёнка.

    Если же при этом необходимо выявить интеллектуальное развитие, то можно воспользоваться методикой Стребелевой Е.А. Ранняя диагностика умственного развития (ссылка )

    3. Методика диагностики языковой способности ( для детей 3-7 лет) Микляевой Н.В.

    О ней я подробно рассказывала в прошлых трёх выпусках, поэтому вы можете найти этот материал в архиве рассылки .

    4. Нейропсихологическая диагностика речи

    О ней мы подробнее поговорим в следующем выпуске рассылки.

    5. Классическая логопедическая диагностика

    6. Тестовые методики определения уровня речевого развития детей.

  • Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста. Авторы О.А. Безрукова, О.Н. Каленкова. Тестовые задания разработаны для детей 4–5, 5–6, 6–7 лет.
  • Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3–6 лет с речевыми нарушениями. Авторы Кабанова Т.В. Домнина О.В.
  • Для родителей (и для специалистов тоже, разумеется) будут интересны более простые пособия. Они отличаются отсутствием вступительной теоретической части, отсутствием большого количества таблиц для заполнения с подсчётом среднего балла, наличием доступного для родительского понимания речевого и наглядного материала.

  • Борисенко М. Г. Лукина Н. А. Диагностика развития ребенка. Практическое руководство по тестированию. (0–3 лет, 4–5 лет, 5–7 лет). С помощью этого пособия можно протестировать не только речь, но и особенности внимания, восприятия, памяти, мышления, конструктивного праксиса и ручной умелости.
  • Косинова Е.М. Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребёнка его возрасту. Очень подробное тестирование всех сторон речевого развития ребёнка от 2 до 7 лет.
  • Игра Пальчики учатся говорить

    Необходимо приготовить карточки с наклеенными на них рельефными деталями из подручных материалов. На карточке также должен быть прозрачный кармашек, в который будет вкладываться картинка со словом. Лучше всего для этого подходят пластиковые странички из фотоальбома.

    Сначала берётся 2-3 карточки, в кармашках которых находятся картинки для проблемного звука (их можно подобрать с помощью программы Автоматизация согласных ). Ребёнок ощупывает пальцами рельефную фактуру под картинкой, описывает свои ощущения и запоминает картинку.

    Потом логопед просит ребёнка закрыть глазки и определить картинку с помощью пальчиков: Пусть пальчики сами назовут слово . Ребёнок получает картинку или приз за правильно произнесённое слово.

    Постепенно количество карточек в игре увеличивается.

    Логопедическое обследование через Internet

    В заключение сегодняшнего выпуска я хочу познакомить вас с методикой логопеда Ирины Петровны Денисовой, которая проводит занятия и первичные обследования через Internet, используя программу Skype. С ее услугами вы можете познакомиться на ее сайте или посмотрев ее видеозаписи на сайте YouTube. Обследование и консультации у неё бесплатны.

    Особенности речевого развития детей: диагностика и методы коррекции

    В большинстве случаев родители бьют тревогу слишком поздно, обращая внимание на речевое отставание ребенка, когда ему уже исполнилось 4-5 лет. Хотя современная медицина настоятельно рекомендует как можно раньше вести малыша к специалисту для своевременной работы по развитию речевых навыков.

    Задержка речевого развития детей (ЗРР) ? такой диагноз все чаще ставят специалисты малышам в возрасте от 4 лет. Близок к нему и другой диагноз ? ЗПРР ? задержка психо-речевого развития. Первый подразумевает лишь задержку развития речи, а второй ? более серьезный ? и отставание в интеллектуальном развитии.

    Задержка речевого развития у ребенка: суть диагноза и причины

    Отставание речевых навыков ребенка от возрастной нормы и называется задержкой речевого развития. Ставится такой диагноз детям в возрасте до 4 лет, задержка речи в более позднем возрасте уже классифицируется как общее недоразвитие речи.

    В интеллектуальном плане дети с ЗРР ничем не отличаются от своих говорящих сверстников, но если не предпринять никаких мер, этот диагноз грозит перейти в ЗПРР – уже с проблемами с мыслительными процессами.

    Общепринятая периодизация речевого развития ребенка предполагает определенные речевые умения и навыки малыша на каждом возрастном этапе. Дети с диагнозом ЗРР не вписываются в эти рамки, не дотягивая до нужного уровня. Наблюдается отставание в произнесении звуков, первых слогов, слов, в построении словосочетаний и предложений, а чуть позже ? и в создании связных текстов.

    По умственным способностям дети с диагнозом ЗРР не отличаются от других

    Причинами задержки развития речи детей называют следующие факторы:

  • поражения и заболевания головного мозга, вызванные внутриутробными отклонениями (гипоксией, травмами, инфекционными заболеваниями матери); сложными (затяжными, стремительными и т. д.) родами; травмами и заболеваниями в младенческом возрасте;
  • невостребованность речевых проявлений, отсутствие стимулирования речи взрослыми: с ребенком мало разговаривают, не дают ему возможность словесно выражать свои желания и чувства;
  • отставание созревания нервных клеток, отвечающих за речевое развитие;
  • физиологическое или травматическое нарушение слухового аппарата.
  • Существуют определенные нормы развития речи детей в каждом возрастном периоде. Если на каком-то из этапов родители заметили несоответствие речевых навыков своего малыша норме, необходимо обращаться к одному из специалистов: невропатологу, логопеду, дефектологу, психологу или психотерапевту. И делать это надо как можно раньше.

    Диагностика речевого развития детей

    Специалисты ставят диагноз ЗРР на основе беседы с родителями, общения с ребенком и с помощью специальных тестов: шкалы Бейли для оценки развития грудных детей, шкалы раннего речевого развития, Денверского скринингового теста оценки развития ребенка и др.

    Задержка речевого развития диагностируется, если ребенок:

  • в 2 мес. мало лепечет;
  • в 8 мес. не откликается на свое имя, не понимает названия простых предметов и понятий, не выполняет простых действий;
  • в 2 года не любит повторять слова, имеет бедный словарный запас из единичных слов;
  • в 2, 5 года не может принести названные предметы, не знает названия частей тела, не умеет составлять словосочетания;
  • в 3 года в основе речи имеет отдельные слова, а не распространенные предложения, не всегда понимает смысл текстов или речи окружающих.
  • Чтобы нивелировать задержку речевого развития и стимулировать этот процесс, специалисты применяют массу способов развития детской речи.

    Диагноз ставится после обследования ребенка врачом и собеседования с родителями

    Методы коррекции речи

    Для коррекции речи ребенка применяются как медикаментозные методы, так и психолого-педагогические. Эффективным считается комплексный подход к лечению ЗРР.

    Большую роль играют родители, активно общающиеся с ребенком, задающие ему вопросы, требующие наиболее полного ответа, читающие малышу книги, обсуждающие с ним героев и все, что происходит в окружающей жизни. Параллельно необходимы занятия с логопедом и дефектологом.

    По предписанию невропатолога могут применяться препараты, улучшающие кровообращение мозга и стимулирующие умственные процессы: цинаризин, ноотропил, кортексин и др.

    Эти методы позволяют восстановить деятельность отдельных разделов мозга, отвечающих за речевую активность, дикцию, лексический запас, мыслительные способности.

    Массаж стимулирует двигательные функции и помогает развивать ощущения и восприятие, что позитивно отражается на речи.

    Все большую популярность приобретают дельфинотерапия (плавание с дельфинами), иппотерапия (езда на лошадях) и др.

    При этом не уменьшается значение специальных педагогических методик коррекционной работы с речью: арттерапия, музтерапия, развитие мелкой моторики, пальчиковые и подвижные игры, рисование, лепка и т. д.

    Родителям специалисты дают такие рекомендации:

    • главное ? не закрывать глаза на речевые проблемы малыша, не паниковать, не комплексовать, а просто помогать ребенку развиваться;
    • говорить с ребенком грамматически правильно, четко, внятно, в нормальном темпе, не растягивая слова, но и не торопясь;
    • ни в коем случае не сюсюкать и не повторять ошибки ребенка;
    • отвечать на все вопросы малыша и даже стимулировать постановку новых;
    • выслушивать ребенка до конца, исправляя ошибки в произношении по окончании монолога;
    • как можно больше читать книжек и давать слушать аудиозаписи;
    • во время игры активно разговаривать;
    • предпочитать задания на развитие речи и мелкой моторики рук;
    • выполнять все рекомендации специалистов.
    • Только совместные усилия к выбору методов развития детской речи дадут наибольшую результативность, и диагноз задержка речевого развития будет побежден.

      Снежана Лобанова | Все блоги автора (7)

      Опубликовано: 15 Марта, 2013, 14:40

      Диагностика развития связной речи у старших дошкольников

      Во второй экспериментальной части нашей работы мы своей целью ставили — выявить особенности развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

      1. Изучить связную речь детей седьмого года жизни.

      2. Определить уровень успешности выполнения заданий методики по диагностике связной речи детей.

      3. Выявить особенности монологической речи детей старшего дошкольного возраста.

      В экспериментальной части нашей работы мы использовали серию заданий для исследования речи из Методики развития речи детей дошкольного возраста пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, авторы Ушакова О. С, Струнина Е. М

      Данная методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей. Для оценки выполнения заданий используется балльно-уровневая система.

      Исследование связной речи детей дошкольного возраста состоит

      1. Задание Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

      1) ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структуры части: начало, середина, конец. Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежа острые иголки. Они нужны ежу, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах; (3 балла)

      2) рассказывает, опуская начало (или конец); (2 балла)

      3) перечисляет отдельные качества. (1 балл)

      2. Задание. Воспитатель предлагает серию картинок (3-4), объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

      1) Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет рассказ; (3 балла)

      2) рассказывает с помощью взрослого; (2 балла)

      3) перечисляет нарисованное на картинках. (1 балл)

      3. Задание. Пересказ прослушанного текста.

      1) Ребенок воспроизводит все основные смысловые звенья; (3 балла)

      2) смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями; (2 балла)

      3) пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней посторонней информации. (1 балл)

      Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно выбранную тему). Показатели:

      1. Содержательность (в повествовании — умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании — раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован — 2 балла; если идет перечисление признаков — 1 балл.

      2. Композиция высказывания: наличие трех структурных частей (начала, середины, конца), выстраивание сюжета в логической последовательности — 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения — 2 балла; отсутствие начала и конца — 1 балл.

      3. Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в слово сочетаниях и предложениях — 3 балла; использование только простых предложений — 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) — 1 балл.

      4. Разнообразные способы связей между предложениями — 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом) — 2 балла; неумение связывать между собой предложения — 1 балл.

      5. Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов — определений, сравнений, синонимов, антонимов) — 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления — 2 балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов — 1 балл.

      6. Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) — 3 балла; прерывистое изложение, незначительные заминки и паузы — 2 балла; монотонное, невыразительное изложение — 1 балл.

      zhizn-rebenka.ru

      Смотрите так же:

      • Сестринский уход за детьми с гипотрофией Сестринский уход заболеваниях детей Раздел 3. Сестринский уход при заболеваниях в педиатрии Объем времени – недели (часы) Практика в приемном отделении педиатрического стационара. Виды работ: -Виды работ 1. Осуществление лечебных вмешательств. 2. Участие в осуществлении лечебных вмешательств. 3. Участие в осуществлении диагностических […]
      • Шпаргалки по детская психология Шпаргалки По Дошкольной Психологии Для Студентов Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном. Шпаргалка по возрастной психологии Солодилова О.П. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений. Детская […]
      • Условия определяющие выбор методов воспитания VII. Укажите, под какими номерами перечислены общие условия, определяющие выбор методов воспитания 1) коллективизм: 2) цели и задачи воспитания; 3) трудовое воспитание; 4) содержание воспитания; 5) возрастные особенности школьников; 6) эстетическое воспитание; 7) уровень сформированности 8) индивидуальные особенности 9) условия […]
      • Почему ребёнок не хочет сидеть Ребенок не сидит, во сколько дети сидят, когда ребенок начинает сидеть, во сколько месяцев Как научить ребенка сидеть? Ребенок не сидит, не хочет сидеть, в каком возрасте ребенок сидит? Почему ребенок не сидит? Мамы и папы, бабушки и дедушки, родители часто спрашивают врача: «Почему ребенок не сидит?» «Отчего ребенок […]
      • Режим дня для 9 месячного ребенка питания Режим дня 9 месячного ребенка комаровский Питание ребенка в 9 месяцев комаровский Питание ребенка в 9 месяцев комаровский Rating: 4 / 5 based on 232 votes. Питание ребенка в 9 месяцев комаровский Питание ребенка 10, 11, 12 месяцев. Так в 8 месяцев оно и том что мы еще. Меню для 7 месячного ребенка от Доктор Комаровский семь месяцев. Для […]
      • Глисты симптомы у ребенка 2 года Глисты у детей до года, могут ли быть у 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10-месячного ребенка? Как известно заражение самыми распространенными видами паразитических организмов – острицами и аскаридами, происходит при несоблюдении санитарных и правил личной гигиены. Значительно реже причиной заражения является контакт с зараженными людьми, […]
      • Ребенок перестал спать по ночам 5 месяцев Ребенок 4 месяца часто просыпается Почему ребенок часто просыпается ночью? Многих молодых мам беспокоит вопрос, почему ребенок часто просыпается и значит ли это, что у малыша есть нарушения сна. Эта проблема наиболее распространена у грудных детей. Что делать, если ребенок часто просыпается и является ли это поводом для […]
      • Картотека статей журналов дошкольное воспитание Журнал Дошкольное воспитание. Каталог статей за 2000 год Журнал "Дошкольное воспитание". Каталог статей за 2000 г. В Министерстве образования Российской Федерации Арапова Н., Шкуро Д. Информация о Всероссийском совещании по проблемам пре­емственности дошкольного и начального обра­зования // № 3. — С. 4. Арапова-Пискарева Н.О […]