Развитие речи у ребенка

— период подготовления словесной речи (от рождения до конца первого года жизни ребенка),

— период первоначального овладения языком и формирования расчлененной звуковой речи (обычно заканчивается к концу третьего года жизни),

— период речевой практики и обобщения языковых фактов (до шести-семи лет),

— период овладения письменной речью и освоения научного подхода к языку (школьный период).

Период подготовления словесной речи

В возрасте двух-трех недель дети начинают прислушиваться к звукам. В возрасте двух-трех месяцев — начинают связывать звуки голоса с присутствием взрослого. Услышав голос, трехмесячный ребенок начинает глазами искать взрослого. Это явление может рассматриваться как первые зачатки речевого общения.

В становлении речи большое значение имеет подражание. Установлено, что уже в первые недели после рождения голос ребенка в звуковых особенностях начинает коррелировать с голосом матери. Подражание происходит не совсем последовательно (так сказать, академически): сначала в отдельных слогах, потом словах, а потом фразах. Ребенок пробует свои силы сразу на всех уровнях сложности. Внимательный наблюдатель с хорошим слухом может уловить в нечленораздельных звуках, издаваемых ребенком 10-12 месяцев, целые фразы (например «Петя хочет кушать?» или «Это что такое!»).

После трех-четырех месяцев звуки, произносимые ребенком, становятся более многочисленными и разнообразными. Ребенок подражает речи взрослого и в ее интонационной, и в ритмической стороне. Постепенно в лепете появляются певучие гласные, которые, входя в сочетание с согласными звуками, образуют повторяющиеся слоги: «да-да-да» или «ня-ня-ня».

Со второй половины первого года жизни появляются элементы настоящего речевого общения: у ребенка появляются специфические реакции на сопровождаемые словами жесты взрослого. Например, на зовущий жест руками взрослого, сопровождаемый словами «иди-иди», ребенок начинает тянуть руки. На вопрос «Где мама?» ребенок уже может поворачиваться в сторону матери или искать ее глазами.

Первое понимание слов возникает в эмоциональных для ребенка ситуациях. Обычно это ситуация взаимного действия ребенка и взрослого с какими-нибудь предметами. Первые слова, усваиваемые ребенком, воспринимаются им весьма своеобразно. Они неотделимы от эмоционального переживания и действия. Если для взрослого человека слово это инструмент для сообщения информации, то для ребенка это некоторый атрибут ситуации. Первые слова ребенка можно рассматривать даже как рефлекс (реакцию) на ситуацию-стимул. Увидев, например, собаку, надо обязательно сказать «Гав!», а сев кушать — «Ам!»

С восьми-девяти месяцев у ребенка начинается период развития активной речи. У ребенка отмечаются постоянные попытки подражать звукам, произносимым взрослыми. Происходит подражание звучанию только тем словам, которые у ребенка вызывают определенную реакцию, т. е. приобрели уже некоторый смысл.

С началом попыток активной речи у ребенка быстро увеличивается количество понимаемых слов. До 11 месяцев прирост слов в месяц составляет от 5 до 12 слов, а в двенадцатый-тринадцатый месяцы этот прирост увеличивается до 20-45 новых слов. Это объясняется тем, что вместе с появлением у ребенка первых произносимых им слов развитие речи происходит в процессе собственно речевого общения. Теперь речь ребенка начинает побуждаться обращенными к нему словами.

Постепенно начинается переход к этапу первоначального овладения языком. Самое главное, что происходит, — ребенок начинает понимать инструментальный характер языка. Оказывается, с помощью слов можно добиться тех или иных эффектов. Более того, некоторых эффектов можно добиться только словами. Например, если он хочет посмотреть определенный мультик, то можно произнести название этого мультика. С помощью простого плача «заказать» мультик не получится.

Отношения ребенка с окружающим миром развиваются стремительно. Каждый день он знакомится с новыми предметами, осваивает новые действия. Чем дальше, тем нужнее становится речь: с помощью слов можно попросить о чем-то конкретном, можно рассказать о своих впечатлениях, можно просто пообщаться.

Первые слова ребенка отличаются своеобразием. Они одновременно и существительные, и глаголы. Слово «мама», например, означает и саму маму, и процесс общения с ней. Слово «биби» — и автомобиль, и поездка на нем.

Лексический запас еще невелик, и ребенок одним и тем же словом может называть совершенно разные предметы. Например, слово «кики» может означать и кошку, и меховую шубу. Бывает и так, что взрослому даже не понять основание, по которому словом стал обозначаться еще один предмет, внешне совершенно не похожий на другой.

В этот период одно слово это и подлежащее, и сказуемое, и целое предложение. Как правило, первые слова это существительные.

Фонетическая сторона речи еще продолжает формироваться. Дети часто выпускают в словах отдельные звуки и даже целые слоги: вместо «Женя» они могут сказать «Эня», вместо «Гулять» — «Лять». Звуки часто переставляются, заменяются похожими. Вместо «хорошо» ребенок говорит «фофо».

Со второго полугодия второго года жизни ребенок начинает осваивать двух-трехсловные предложения. Продолжается бурный рост активного (как и пассивного) словаря ребенка. В два года ребенок может употреблять 250-300 слов, имеющих устойчивое и дифференцированное лексическое значение.

На данной стадии ребенок начинает более грамотно использовать число в именах существительных, категории уменьшительности и категории повелительности, падежи существительных, времена и лица глаголов. К этому возрасту ребенок овладевает почти всей системой звуков языка. Исключение составляют плавные «р» и «л», свистящие «с» и «з» и шипящие «ж» и «ш».

В этом возрасте ребенок начинает пробовать выразить не только то, что с ним происходит в данную минуту, но и то, что с ним было раньше, что будет в будущем. Таким образом, в своей речи ребенок постепенно отходит от наглядности и действенности, постепенно учится абстрагироваться от того, что он видит в настоящее время.

В два с половиной года начинается новый период — развитие языка ребенка в процессе речевой практики. Речь развивается в процессе речевого общения, отвлеченно от конкретной ситуации, что определяет необходимость развития и совершенствования более сложных языковых форм.

Возникают новые коммуникативные ситуации. Взрослые читают ребенку небольшие рассказы и сказки, предоставляют ему новую информацию. В результате речь отражает не только то, что уже известно ребенку из собственного опыта, но и открывает то, что ему еще не известно, вводит его в широкий круг новых для него фактов и событий. В том числе таких, про которые ребенок имеет пока еще очень смутные представления.

Слушая рассказы и сказки, ребенок сам начинает рассказывать, иногда фантазируя и очень часто отвлекаясь от наличной ситуации. Речевое общение постепенно становится основным источником развития мышления. Именно речевое общение способствует формированию понятий «истина» и «ложь». Постепенно ребенок осваивает признаки истинных фраз, признаки ложных фраз. В той или иной форме закладывается представление о логике, что в свою очередь способствует формированию научной, цельной картины мира.

Речь ребенка не является простым подражанием. Ребенок проявляет творчество в формировании новых слов (неологизмов). Например, желая сказать «совсем маленький жираф», ребенок говорит: «жирафленочек». Желая сказать «животное», ребенок может сказать: «собашка» (собака + кошка). Тем не менее, придумав новое слово и «попользовав» его несколько дней, ребенок может потом начисто забыть про него, потому что никто из окружающих больше это слово не использует.

В 4-5 лет ребенок начинает говорить сложноподчиненными предложениями. В формируемых ребенком фразах начинают дифференцироваться главные, придаточные и вводные части. Все чаще используются логические слова-связки: «потому что», «чтобы», «если», «но» и другие.

К концу шестого года жизни дети обычно полностью осваивают фонетику языка, основные его грамматические особенности, лексический состав. Можно сказать, что ребенком уже к этому периоду проделана огромная работа. Если взрослый человек задался целью изучить иностранный язык хотя бы до такой степени, в какой на нем говорят шестилетние дети — носители языка, ему придется очень много «попотеть».

Активный словарь шести-семилетнего ребенка составляет две-три тысячи слов. Но значения далеко не всех слов ребенок понимает четко, осмысленно. В дальнейшем эти понятия будут постоянно уточняться. Значения некоторых слов будут суживаться, других — расширяться.

Понимание речи тоже далеко от идеала. Ребенку может показаться, например, что «сын учителя» и «учитель сына» — одно и то же.

Только полное, систематическое, научное изучение языка в школе способно приблизить ребенка к более-менее полному владению языком. Под влиянием обучения происходят огромные сдвиги. Сам язык в школе становится для ребенка предметом специального изучения. В процессе обучения происходит овладение более сложными видами речи: письменной речью, монологической речью, приемами художественной литературной речи.

На речь ребенка большое влияние оказывает речь родителей и других близких людей. И это влияние не всегда конструктивное: от родителей могут быть «унаследованы» разного рода фонетические, смысловые, грамматические огрехи. Все это должно быть скорректировано в школе.

Большое значение для развития речи имеют письменные упражнения: сочинения, изложения, диктанты и т.д. Письменная речь способствует более серьезному, требовательному отношению к языку и речи.

Разумеется, еще одним важным этапом в развитии речи является начало освоения иностранного языка.

azps.ru

Формирование и развитие речи у детей

Развитие речи ребенка подчинено определенным закономерностям. Существует специфический возрастной период ее развития – первые три года. По истечении этой стадии процесс слухо-речевого развития и обучения замедляется и требует больших усилий. В целом ребенок проходит три этапа становления речи: подготовительный, или дофонемный, – от рождения до 1,5–2 лет, этап самостоятельной речи – от 1,5–2 до 7 лет и этап систематического обучения и развития речи – школьный период. Будут рассмотрены первые два. Ребенок создает несколько моделей своего языка, которые затем видоизменяет, «отбрасывает» по мере своего развития. Значит, можно найти специфику формирующего механизма для каждого возрастного среза. В течение младенческого возраста первого периода, когда развиваются функции отображения, передвижения, манипулирования и имитации, также активно формируются первые предречевые вокализации: гуканье, вскрики, гуление и лепет. Основным механизмом, лежащим в основе усвоения речи, является процесс имитации. Решающим условием сохранения и развития врожденного подражательного рефлекса является живое эмоциональное общение взрослого с каждым ребенком индивидуально. Предъявление речевых сигналов с магнитной ленты или «живым голосом» за экраном не только не способствует проявлению рефлекса, но, наоборот, приводит к угасанию уже выработанных имитационных реакций у младенцев. Различные модуляции голоса взрослого выполняют роль пускового сигнала, приводящего в действие безусловно-рефлекторный механизм эхолалии: ребенок «играет» звуками, тренирует речевой аппарат, дифференцирует окружающие звуки и голоса. В возрасте около 3–5 месяцев наступает время гуления, в период которого дети могут случайно произносить звуки любых языков мира. Вскоре гуление сменяется лепетом, этот переход неотчетлив и индивидуален. К самоподражанию присоединяется имитация тех звуков, которые произносят взрослые. Возникают приблизительные и пока текучие оппозиции звуков. Потребность в общении получает дальнейшее развитие. Впервые возникая в социальной ситуации, предречевые вокализации начиная с 5–7 месяцев сопровождают другие виды деятельности ребенка.

Для этого периода характерен богатый ассортимент звуков (их около 78), почти в 2 раза превышающий тот, который необходим, при том что оппозиции свистящих и шипящих не представлены в лепете. В 9-11 месяцев предметные и словесные действия ребенка, управляемого взрослым, способствуют пониманию ситуативной речи и появлению первых обобщений (дает любой мяч среди других игрушек и мячей). Лепет в позднем его развитии представлен двукратными повторениями слогов – итерациями (ва-ва, ня-ня, дя-дя и др.) – важным компонентом формирования слуховых эталонов и произносительных единиц. Лепет и итерации реализуются преимущественно в тишине. Эхолалии как элементарные проявления слухо-мышечной подражательности оттесняются на задний план. Не будучи в состоянии точно воспроизвести фонетический облик слова, ребенок создает собственную его модель, отличающуюся от образца как по ритмическому рисунку, так и по характеру фонем. Только благодаря способности взрослого видеть аналогию понимается значение слова ребенка. Преобладание лепета над другими вокализациями в возрасте от 5 до 18 месяцев служит показателем правильного предречевого развития детей; до окончания 1-го года семантическую нагрузку несет не фонема, а интонация, ритм и звуковой рисунок слова, непосредственно выражающие желания, потребности и чувства ребенка. Чуть позднее года появляются однослоговые ударные и однословные сигналы – «слова-тексты», обозначающие ситуацию.

Переходный этап от лепета к речи примечателен тем, что на короткий период времени ребенок теряет практически все, что звучало в лепете. Звуки рождаются как бы вновь. Преодолевая эти трудности, ребенок начинает новый путь формирования произносительных навыков. Граница перехода к самостоятельной речи индивидуальна и может смещаться в ту или иную сторону. Псевдовербальные поиски контакта сменяются на понимание и произнесение вербальных форм и далее преобразуются в осмысленные и уверенные обращения, имеющие коммуникативное содержание. С полутора лет число двусловных предложений ежемесячно увеличивается в 2–3 раза и осваивается механизм вербального членения ситуации. Увеличение числа слов в предложении способствует усложнению структуры и появлению синтаксиса.

По мере выделения ребенком в словах их морфологических частей предложения начинают приобретать грамматическую структуру. Постепенно благодаря возросшим возможностям слуховой памяти, развивающемуся наглядно-действенному мышлению уточняются предметные значения слов, выделяются морфемы и усваиваются грамматические категории, причем не готовые слова, а способы выражения. Грамматика ребенка как бы более последовательна и универсальна, чем та, которой пользуются взрослые (совок – совоком, а не совком, и т. д.). К 3 годам основы грамматического строя языка оказываются усвоенными. Далее с 3–5 лет идет словотворчество, в основе которого лежат уже воспринятые правила словообразования. Примерами трех его типов – аналогического, корреляционного и синтаксического могут быть такие: дыминка, схрабрил, игратель, глинщик и др. Это не просто языковые комбинации, а ступени когнитивного и языкового развития ребенка. В 2,8–3,8 года из аффективно-мотивационной, изобразительной с широким использованием жестов, мимики и других средств выразительности речь становится когнитивизированной со словарем от 600 до 1800 слов. В ходе развития речи на втором этапе формируются все ее составные компоненты: лексика, грамматика и фонетика. Общей закономерностью этого процесса является то, что рецептивная (импрессивная) форма речи устойчиво опережает произносительную (экспрессивную); объем речевого материала, доступный пониманию детей, всегда больше того, что они употребляют в разговоре; дети раньше начинают различать фонетические элементы речи, чем правильно их произносить. Отсюда большой интерес представляет развитие фонетической стороны речи. К овладению произносительными навыками, системой оппозиций звуков, используемых в фонетической системе языка для различения значений, ребенок переходит на втором году жизни. Правильное произнесение звуков предполагает сопряженную деятельность слухового и речедвигательного анализаторов. При этом слуховому принадлежит ведущая роль. Акустические образы речи взрослых запечатлеваются в слуховой памяти ребенка и служат базой для их воспроизведения, поиска требуемых артикуляторных движений до совпадения с произношением окружающих. К концу 2-го года фонематический слух оказывается уже сформированным. Однако на пути становления собственного произношения ребенок до 3–5 лет сталкивается с чисто моторными трудностями: формированием речедвигательной системы. При ведущей роли слухового анализатора последовательность усвоения произношения гласных определяется артикуляторными свойствами: проделывается путь от грубых артикуляторных дифференцировок к более тонким. Ребенок постепенно через систему фонетических и фонологических замен, промежуточных звуков подходит к точному произношению. Звуки попадают в позиционную и контекстуальную зависимость. Характерно, что используется одна и та же система замен (субститутов) вне зависимости от того, был ли тот или иной усваиваемый звук в лепете или нет. Отмечается четыре подхода ребенка к овладению фонем: сразу произносит звук, соответствующий фонеме; как бы расщепляет некий диффузный звук на новые звуки – представители разных фонем; при умении четко различать фонему допускает в артикуляции замену фонетического характера; усвоенную фонему использует и по прямому назначению, и в качестве заместителя другой, недоступной по артикуляции (фонологическая замена). Нередко значительно отличаясь по артикуляции от фонемы, которую они представляют, при неблагоприятных условиях такие замены создают препятствия к овладению нормативным произношением. Из-за искаженного слухового восприятия данных звуков (отрицательное воздействие речедвигательного анализатора) они превращаются в стойкие дефекты речи. Когда все звуки автоматизированы и дифференцированы в произношении, слуховой анализатор уже не испытывает влияния со стороны речедвигательного. Как правило, вначале появляются далекие по артикуляции звуки, хотя акустически они могут быть сравнительно близкими; в дальнейшем дифференцируются звуки все более артикуляционно близкие, но акустически оказывающиеся более далекими. Новые фонемы появляются часто группами, так как усваивается некоторый новый элемент артикуляции, общий у данной фонемы с группой других, родственных фонем. В слове и в контексте фонема неустойчива, так как постоянно вмешивается ассоциативное и репродуктивное торможение, приводя к соскальзыванию на старое произношение; возникают ассимиляции, метатезы, контаминации и др. Успехи в овладении фонетической стороной речи обеспечиваются и ранним развитием восприятия, и становлением сложной системы динамических второсигнальных условных связей в сфере слухового и речедвигательного анализаторов. Практически формирование фонетической системы языка заканчивается к 4–5 годам (табл. 4).

Под влиянием реакции окружающих идет постоянная коррекция речи ребенка. Слово становится обобщенным знаком, характеризующим классы ситуаций. К 6 годам лексика уже в пределах 2000–3000 слов. Грамматические формы становятся более устойчивыми и дифференцированными, осознаются как элементы речевой деятельности: звуки, слоги, слова и предложения (а не как предмет или конкретный образ ситуации). В этот же период активизируется внутренняя речь – речемыслительный процесс, протекающий динамично в предикативной форме, когда ребенок может рассуждать сам с собой, не разговаривая при этом вслух. Значение слова, являясь само по себе обобщением, представляет собой не только единицу слова, но и единицу мышления; и в процессе развития высших психических функций у ребенка возникает качественно новое, сложное единство – речевое мышление. Устная речь становится универсальным средством мышления, общения и познания и оттачивается на протяжении всей жизни.

www.e-reading.club

Задания и упражнения по коррекции речи для детей с ОНР

В зависимости от тяжести состояния речевого развития занятия с детьми включают разные упражнения. Состояние общего недоразвития речи требует комплексных занятий, стимулирующих как формирование лексического словаря у детей, так и грамматической стороны, артикуляции, памяти и внимания.

Недоразвитие речи 1 уровня у детей характеризуется наличием лепетной речи с активной помощью мимики и жестов. Лексический словарь ограничен звукоподражаниями и слогами, звучащими сходным образом с нужными ребенку словами. Грамматическая часть речи не развита, фразы из нескольких слов если и строятся, то они абсолютно не согласованы между собой. При этом нарушены слуховое и зрительное внимание и память.

В коррекционных занятиях основной упор делается на расширение активного и пассивного словаря ребенка, развитие внимания, улучшение мелкой моторики и работы артикуляционных органов.

  • Для улучшения восприятия неречевых звуков используется игра «Что звучит?». Ребенку предлагается послушать различные бытовые звуки (шуршание бумаги, звук льющейся воды), звучание музыкальных инструментов или игрушек. Потом, услышав знакомые звуки, ребенок должен показать, что за предмет их издает.
  • Для активизации слухового внимания хорошо подходит также игра в жмурки. С завязанными глазами дети должны поймать ведущего, хлопающего в ладоши, ориентируясь на звук.
  • Для расширения лексического словаря проводятся дидактические игры — «Кто пришел?», «Части тела», «Овощи-фрукты» и т. д. Игрушки демонстрируются ребенку и произносятся четко их названия. После этого дети должны называть предметы сами.
  • «Хлопай, как я!» — педагог хлопает несколько раз в ладоши в разном темпе, дети должны воспроизвести ритмический рисунок.
  • Для развития мелкой моторики используются рисование, лепка, пальчиковые игры, перебирание крупы, игры с песком.
  • «Ищи внимательно» — игра-раскраска. По заданию взрослого ребенок должен раскрасить на картинке только нужные изображения (только фрукты или овощи или животных).
  • Дети с ОНР 2 уровня используют в общении как слова, так и лепетные высказывания. Грамматическая сторона речи серьезно страдает — согласование между существительным и глаголов отсутствует, слова, обозначающие признак или качество предмета, не входят в употребление. Навыки словообразования ребенку недоступны.

    Помимо работы с вышеуказанными проблемами требуется также проводить работу по постановке произношения звуков, а также развитию фонематического анализа и синтеза.

    • Для улучшения фонематического слуха предлагаются игры на определение нужной фонемы. Например, упражнение «Лови звук». Взрослый четко и не очень быстро произносит слово, при этом ребенок должен захлопать в ладоши или стукнуть ладонью по столу, когда узнает нужный звук.
    • «Кто ошибся?». Похожая игра, но немного измененная. Педагог произносит слова, заменяя в них определенную фонему, а дети должны топнуть или поднять руку, когда слово будет произнесено правильно.
    • Игра «Хлопаем в ладошки» немного усложняется. Теперь хлопки будут отделять слоги. Произносим слово по слогам, отмечая каждый из них четким хлопком.
    • Для развития артикуляционного аппарата в обязательном порядке дети занимаются «Зарядкой для язычка». Задания предлагаются от простого к сложному и с учетом индивидуальных потребностей ребенка.
    • «Кто маленький?» — игра на формирование навыков словообразования. Педагог показывает картинки с изображениями взрослых животных и их детенышей, четко проговаривая их названия. Интонацией выделяется способ словообразования. Теперь ребенок должен сказать, как называется малыш на картинке?
    • Также проводится работа с изучением согласованием слов. Например, при помощи игры в поиск игрушки. Педагог прячет какой-либо предмет, а ребенок должен по указаниям его найти (ПОД стулом, ЗА книгой и т. д.).
    • Развитие связной речи проводится в рамках обсуждения игровых моментов и сказок. Взрослый задает детям вопросы — кто приходил на занятие? Куда покатился колобок?
    • По-прежнему остаются крайне актуальны игры и упражнения на развитие моторики. Детям предлагаются шнуровки, аппликации, штриховки и раскраски. Пальчиковые игры и зарядка входят в каждое занятие.

    У детей с общим недоразвитием речи 3 уровня отмечается наличие фразовой речи, однако она представляется собой вариант с сильно «хромающими» грамматическим строем и произношением. Согласование слов в предложении, изменение по родам, числам и падежам страдают, некоторые звуки, даже правильно звучащие в отдельности, во время связной речи произносятся нечетко или заменяются другими.

    При этом дети имеют довольно обширный лексический словарь, могут коротко рассказать о каком-то событии, используя даже сложные предложения. Однако во всех аспектах речи отмечаются нарушения.

    Логопедические занятия включают упражнения, охватывающие все стороны речи — грамматическую, фонематическую и лексическую.

  • «Профессии». Для расширения словаря проводится изучение названий профессий. Для игры используются карточки с изображением людей той или иной специальности — дети должны правильно их назвать. Другой вариант — подобрать к карточке к человеком определенной профессии изображения подходящей ему формы или орудий труда. Обязательное условие — правильно назвать все понятия.
  • «Чей хвост?». Для усвоения норм словообразования предлагается игра с карточками, в которой нужно подобрать нужный хвост животному. И правильно назвать его! (Чей хвост? — Лисий, медвежий и т. д.).
  • «Какой он?». В этой игре дети расширяются словарный запас, учатся использовать в речи прилагательные. Педагог показывает предмет и спрашивает, какой он. (Например, мяч — круглый, прыгучий, резиновый).
  • Другой вариант этой игры — поиск предмета по его описанию. Ребенок должен найти из расставленных на столе игрушек ту, о которой рассказывает педагог.
  • Игра «Все наоборот» учит детей использовать антонимы. Педагог бросает мяч ребенку и говорит слово («длинный»), ребенок должен сказать слово с противоположным значением («короткий») и бросить мяч обратно.
  • Так же, с мячом, можно играть в «Один и много». Педагог произносит слово в единственном числе, ребенок должен сказать форму множественного.
  • Для развития связной речи используются рассказы по картинкам. Дети с удовольствием ищут правильный порядок картинок с различными событиями, а затем (сначала при помощи наводящих вопросов) составляют небольшой рассказ.
  • Концентрацию слухового внимания развивают такие игры, как «Придумай слово». Детям нужно назвать слово, начинающееся на заданный звук. Впоследствии задание можно усложнять — звук может быть в конце слова или в середине.
  • «Собери пирамидку» — нанизываем кольца, медленно проговаривая слова. Сколько слогов, столько колечек.
  • Общее недоразвитие речи может стать серьезной проблемой для ребенка и его родителей. Поэтому очень важно начать коррекционные мероприятия как можно раньше. Опытный логопед поможет справиться с нарушениями речи, но на это потребуется время. Своевременная консультация специалиста поможет избежать многих сложностей.

    В связи с тем, что ОНР подразумевает нарушение различных видов речевой деятельности, план логопедических занятий .

    Сенсорная алалия — нарушение, при котором речь ребенка не развивается по причине непонимания слов окружающих. .

    Неспособность к овладению навыками письма — дисграфия — довольно часто встречается у детей с нарушениями .

    karkusha.su

    Как развивать речь ребенка в 1-2 года: нормы, упражнения, игры

    Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

    Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

    Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных — «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.
  • Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

    От чего зависит развитие речи

    Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

    1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
    2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
    3. Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
    4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.
    5. Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

      Как развивать речь ребенка

      Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

      • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
      • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
      • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.
      • Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

        Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

        Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

        1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
        2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
        3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
        4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
        5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
        6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

        Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

        Игры для развития навыка говорения

        Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

      • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
      • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
      • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.
      • Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.

        orechi.ru

        Презентация «Формирование и развитие речи обучающихся с ОВЗ»

        Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими, он может понятно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. Неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы дети научились говорить правильно и внятно.

        Нарушение речи— это отклонение от нормы, общепринятой в языковой среде. Недостатки речи часто отображаются на характере ребёнка- он чувствует себя неуверенно, становится застенчивым, мучительно переживает насмешки товарищей.

        Речь не является врожденной способностью человека, она формируется у ребёнка с его ростом и развитием. Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас отражаются на формировании самосознания и самооценки ребёнка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.

        Содержание развития речи с умственно отсталыми детьми имеет свою специфику. Она состоит в том, что нарушения речи сочетаются с умственной недостаточностью.

        Индивидуальное обучение ставит перед собой задачу создать каждому ребёнку оптимальные условия для обучения.

        Интеллектуальное недоразвитие ведёт к более позднему формированию фонематического слуха, восприятия и понимания текста.

        Анализируя речевую деятельность умственно-отсталых детей, следует отметить, что техникой чтения они овладевают долго и с трудом, читают медленно. Длительное время отмечаются дефекты в слоговом чтении: несколько раз повторяют первый слог, пропускают звуки, слоги.

        Фонетические недостатки речи затрудняют овладение грамотой,, усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, отруцательно влияют на все стороны личности ребёнка. В процессе учебной, логопедической и специально организованной коррекционно-воспитательной работы у учащихся развиваются как отдельные функции, так и виды речи.

        На основе речевого опыта ребёнка с помощью системы специальных упражнений создаются необходимые условия для углублённой работы над словом.

        Предполагаемая последовательность упражнений даёт возможность логопеду и учителю формировать у ребёнка ряд мыслительных операций над словом, развивать внимательное отношение к речи.

        Для развития речи и осмысленного чтения использую интересные короткие тексты, напечатанные крупным шрифтом.

        На уроках русского языка при нзучении частей речи использую речевые упражнения.

        Большие возможности дляразвития речи учащихся представляют уроки трудового обучения. Активный словарь обогащается словами, связанными с формированием знаний о материалах, инструментах и трудовых операциях.

        Системное и правильно организованное вовлечение учащихся в различные доступные виды труда способствуют воспитанию трудолюбия, дружбы и товарищества.

        Вся работа должна быть построена так, чтобы на любом уроке развивать мыслительные и речевые способности.

        Возможность максимального раскрытия творческого потенциала ученика даёт метод проектов.

        Таким образом, под влиянием школьного обучения речь умственно отсталых детей начинает успешно развиваться.

        Содержимое разработки

        Формирование и развитие речи обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

        Кузнецова Ольга Васильевна

        учитель начальных классов

        Моё педагогическое кредо:

        Каждый ребенок талантлив! Обучение должно нести радость, пробуждать интерес к познанию и саморазвитию. Учитель должен любить учеников, любить свой предмет и лишь потом учить.

        Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в разговор с окружающими, он может понятно выражать свои мысли, желания, задавать вопросы, делиться впечатлениями. И, наоборот, неясная речь ребёнка весьма затрудняет его взаимоотношения с окружающими. Поэтому необходимо, чтобы дети научились говорить правильно и внятно .

        Нарушение речи – это отклонения от нормы, общепринятой в языковой среде.

        Недостатки речи часто отображаются на характере ребёнка – он чувствует себя неуверенно, становится застенчивым, молчаливым, мучительно переживает насмешки товарищей.

        Речь не является врождённой способностью человека, она формируется у ребёнка с его ростом и развитием. Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребёнка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм.

        Содержание развития речи с умственно отсталыми детьми имеет свою специфику. Она состоит в том, что нарушения речи сочетаются с умственной недостаточностью. Это усложняет речевой дефект, делает его тяжёлым.

        Индивидуальное обучение ставит перед собой задачу создать каждому ребёнку оптимальные условия для обучения, всестороннего развития и коррекции присущих ему дефектов.

        Если нормально развивающийся ребенок приходит в школу с развитой разговорно-бытовой речью и легко общается со взрослыми, то у умственно отсталого к моменту поступления в школу практика речевого общения невелика (3—4 года), а разговорно-бытовая речь развита слабо.

        Интеллектуальное недоразвитие ведёт к более позднему формированию фонематического слуха, звуко-буквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. Нарушение усвоения значений слов отрицательно сказывается на развитии фонематического слуха и тем самым задерживает формирование речи. Общее моторное недоразвитие умственно отсталого ребенка играет также определенную роль в замедленном развитии речи.

        Анализируя речевую деятельность умственно отсталых учащихся, следует отметить, что техникой чтения они овладевают долго и с трудом, читают медленно, вяло или торопливо, без пауз, не останавливаясь на знаках препинания. Длительное время отмечаются дефекты в слоговом чтении: несколько раз повторяют первый слог, пропускают звуки, слоги, переставляют их, читают по догадке. При беглом чтении неправильно преобразуют падежные окончания, ошибочно ставят ударения.

        Фонетические недостатки речи умственно отсталых детей затрудняют овладение грамотой, усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, отрицательно влияют на все стороны личности ребенка, способствуют возникновению речевой замкнутости, нерешительности, излишней застенчивости, неуверенности в своих силах. В процессе учебной, логопедической и специально организованной коррекционно-воспитательной работы у учащихся значительно развиваются как отдельные функции, так и виды речи.

        На основе речевого опыта ребёнка с помощью системы специальных упражнений создаются необходимые условия для углублённой работы над словом.

        Предполагаемая последовательность упражнений даёт возможность логопеду и учителю формировать у ребёнка ряд мыслительных операций над словом, развивать внимательное отношение к речи.

        Для развития речи и осмысленного чтения использую интересные короткие тексты, напечатанные крупным шрифтом. Это весёлые рассказы и истории о животных, людях, временах года, смешные небылицы. И не просто истории, а тексты с «хвостами», с «дырками», с «прятками». А к ним забавные картинки и необычные задания.

        На уроках русского языка при изучении частей речи активно использую речевые упражнения. Мною разработаны и опробованы на практике развивающие речевые игры для обогащения словарного запаса учащихся.

        В методах обучения учащихся грамоте подчёркивается особая важность работы, направленной на правильную артикуляцию звуков, умение выполнять звуковой и слоговой анализ слов, сливать звуки в слоги и слова.

        Большие возможности для развития речи учащихся с особыми образовательными потребностями представляют уроки трудового обучения. Активный словарь обогащается словами, связанными с формированием знаний о материалах и инструментах, трудовых операциях.

        Систематическое и правильно организованное вовлечение учащихся в различные доступные виды труда способствует воспитанию трудолюбия, дружбы и товарищества.

        Вся работа с учащимися должна быть построена так, чтобы на любом уроке развивать мыслительные и речевые способности детей. На уроках математики умение правильно прочитать и передать условие задачи.

        Использование интерактивных технологий формирует у учащихся умение и навыки, личностные ценности, создаёт атмосферу творческого взаимодействия. На практике часто применяю приёмы «Микрофон», «Так не так».При решении творческих задач использую «Мозговой штурм». При обсуждении сказок можно использовать приём «Толстые и тонкие вопросы».

        Возможность максимального раскрытия творческого потенциала ученика даёт метод проектов. Ценность проведённого мною проекта заключается в ориентации ученика на сбор материала: совместно с родителями дети собирали картинки, стихи, пословицы, загадки об осени. На уроках ИЗО рисовали осенний пейзаж, грибы, лес. На уроках трудового обучения выполняли аппликацию из осенних листьев, плодов и семян, которые дети собирали на экскурсии. Весь материал собран в папку «Осень».

        Таким образом, под влиянием школьного обучения речь умственно отсталых детей начинает успешно развиваться. Увеличивается словарный запас, улучшается произношение, обогащается, становится вес более развернутым грамматический строй речи, увеличивается потребность в словесном общении. Дети слушают речь учителя, стремятся понять ее, беседуют друг с другом, стараются найти точные формулировки для того, чтобы успешнее ответить урок. Но все же нельзя забывать о том, что то орудие мышления, которое у здоровых детей оказывается сформировавшимся задолго до поступления в школу, у умственно отсталых возникает и совершенствуется лишь после поступления в коррекционную школу.

        videouroki.net

        Смотрите так же:

        • Пособия по уходу за ребенком спб 2015 Задерживают выплату пособия по уходу за ребенком до 1,5 года Здравствуйте, я нахожусь в декретном отпуске, предприятие стало задерживать выплату пособия, первые месяцы выплачивали без задержек, потом стали задерживать на 2-3 дня,потом на неделю. На сегодняшний день 24.05.2015г, выплата пособия задерживается на 25 дней. Я звонила в […]
        • Пособие по уходу за ребенком иностранным гражданам Получение пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет иностранным гражданином, имеющим вид на жительство в РФ В Федеральном законе о выплате пособия по уходу за ребенком до 1.5 лет сказано, что иностранный гражданин, не подлежащий обязательному медицинскому страхованию, я безработная, имеет право на получение пособия по уходу за ребёнком, […]
        • Отпуск по уходу за ребёнком в 2014 Отпуск по уходу за ребенком У меня ребенку 8 месяцев. Жена не работает. Могу ли я уйти в декретный отпуск по уходу за ребенком? 9 ответов на вопрос от юристов 9111.ru Да, можете уйти в отпуск по уходу за ребенком. Согласно статье 256 Трудового кодекса РФ Причем независимо от того, что жена не работает. Достаточно справки, что супруга […]
        • Нет месячных ребенку 1 год Ребенку 1 год а месячных нет Почему нет месячных после родов? После рождения ребенка и отделения плаценты вытекает около 300 мл крови, а затем матка начинает сокращаться, останавливая кровотечение. Так как после рождения ребенка полость матки больше напоминает раневую поверхность, то для полного восстановления ее слизистой (эндометрия ) […]
        • Значение речи в развитии ребенка дошкольного возраста § 2. Особенности развития словаря детей дошкольного возраста Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике. В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т.е. овладение значениями […]
        • Народные рецепты лечения насморка у детей Мобильная версия сайта National Health Насморк у детей - это одно из самых распространенных заболевание, с которым приходится сталкиваться практически всем родителям. При насморке происходит воспаление слизистой оболочки носа и обильное выделение слизи, иногда насморк сопровождает небольшое повышение температуры. давайте рассмотрим, […]
        • Развитие ребенка 8-12 лет Развитие ребенка 9, 10, 11, 12, 13 лет Можно сказать, что к девятилетнему возрасту ребенок окончательно распрощался с ролью малыша, он вырос и повзрослел. Развитие ребенка в 9 лет и далее относится к подростковому периоду, когда активно формируется личность, и стремительно происходят физиологические изменения в организме. Развитие […]
        • Всё о развитии ребёнка 10-11 месяцев Доктор Комаровский о меню ребенка в 10-12 месяцев Малышу почти год. В этом возрасте одни дети уже уплетают все, что плохо лежит, другие по-прежнему находятся на грудном вскармливании с небольшим прикормом. Особенности развития пищеварения крохи в этом возрасте уже позволяют ему кушать многое, но не все. А от того, как родители составят […]