Семинар — практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста «Развиваемся играя»

Семинар — практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста «Развиваемся играя»

Семинар – практикум для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

убедить родителей в важности побуждения детей к активной речи.

Повышение педагогической грамотности родителей в области развития речи детей.

познакомить родителей с особенностями речевого развития детей раннего возраста;

рассказать о значении игры в развитии ребёнка;

предоставить информацию об игровых формах развития речи.

— Речь детей раннего возраста.

— Обсуждение результатов анкетирования.

— Значение игры в развитии ребёнка.

1) Игрушки для развития дыхания;

2) Артикуляционная гимнастика;

4) Игра «Кто как кричит».

Обогащение словарного запаса:

2) Игра «Назови одним словом»;

3) Игра «Игры — загадки»;

4) Игра «Подбери по форме»;

5) Игра «Подбери по цвету»;

7) Игра «Чего не стало?»

Развитие мелкой моторики:

1) пальчиковые игры;

2) игры с предметами.

Добрый вечер, Уважаемые родители!

Спасибо, что вы нашли время и пришли на семинар. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, поэтому я привлекла вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня нам предстоит разговор о развитии таких познавательных процессов, как речь через различные игровые виды деятельности.

Умения называть существительные — названия игрушек, предметов личной гигиены, одежды, транспорта, овощей, фруктов, домашних животных и их детёнышей (кто это? Что это);

Обозначать прилагательные – цвет, величина, вкус, температура (какой? Какая).

Называть глаголы – обозначающие трудовые действия; действия противоположные по значению, характеризующие взаимоотношения людей (плакать – смеяться, радоваться – огорчаться) что делает? Что можно с ним сделать?

Использовать наречия – близко, далеко, высоко, темно, холодно и др.

Употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под); употреблять в речи вопросительные слова.

Умение отвечать на вопросы по содержанию картины: во что одет? Кому? Какой? Куда? Составлять короткий рассказ совместно со взрослым; составить рассказ из личного опыта. Пользоваться словами речевого этикета.

Чёткое артикулирование звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных); умение отчётливо произносить фразы, используя интонацию целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

Значение игры в развитии ребёнка.

По Л. С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка – дошкольника.

Подбирая игры для детей, важно определить цель, правила и предполагаемый результат.

Для того, чтобы игра принесла пользу необходима творческая активность детей, целесообразное содержание правильное использование игрушек и наглядных материалов. Участвуя совместно, взрослый контролирует ее процесс, и от того, какое содержание будет вкладываться взрослым в предлагаемые игры, зависит успех предполагаемого результата.

1) Развитие речевого дыхания.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.

Игрушки для развития речевого дыхания дыхания: свистульки, дудочки, мыльные пузыри, надувание шарика, дуть на ветрячок, дуть на ватные комочки;

Воспитатель показывает «Чудо – зонтик».

— «Веселый зонтик» оборудован для проведения дыхательной гимнастики: в зависимости от времени года и проводимого занятия, на зонтике меняются подвижные элементы (снежинки, капельки, цветочки, бабочки и т. п.).

(видео «Игры с пеной», «чудо-зонтик»).

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Рекомендации к проведению упражнений:

— Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?

— Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

— Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Воспитатель вместе с родителями выполняет комплекс артикуляционной гимнастики, раздаёт листы с комплексом для занятий дома (приложение).

— Чтобы помочь малышу автоматически произносить некоторые звуки, закрепить правильное их звучание, очень удобно, интересно и весело использовать детские чистоговорки. Многократное повторение коротеньких стихов поможет ребенку освоится и уже не задумываться, где же находится его язычок во время произнесения слов.

Воспитатель вместе с родителями проговаривают предложенные чистоговорки, раздаёт листы с чистоговорками для занятий дома (приложение). Показ видео – чистоговорки.

4) Игра «Кто как кричит».

— Чтобы побуждать ребёнка произносить разные звуки, можно в процессе игры с фигурками домашних животных показывать малышу, как издают звуки животные. Когда ребёнок освоит звукопроизношение, животных можно спрятать их в домик и попросить ребёнка показать звуком разных животных. Какого животного ребёнок показал, то «выходит» из домика.

Обогащение словарного запаса.

Игра «Назови одним словом» Цель: закрепление в речи детей обобщающих понятий. Описание игры Воспитатель демонстрирует детям каждую грань куба с прикрепленными к ним предметными картинками. Задача детей назвать картинки, изображенные на одной грани куба, одним обобщающим словом.

Игра «Подбери по цвету» Цель: закрепление представлений о цвете и использования в речи детей

качественных прилагательных. Описание игры Педагог предлагает детям прикрепить к каждой грани куба картинки с изображением предметов, растений того же цвета, что и грань.

Игра «Игры — загадки» Цель: расширение словаря прилагательными. Описание игры Педагог загадывает какое-нибудь животное, перечисляя его признаки. Например: бурый, косматый, неуклюжий и т. д. Ребенок должен отыскать картинку с изображением животного, отвечающего данной характеристике. Если выбор верен, ребенок прикрепляет картинку к кубу. Условия измениться: педагог выбирает картинку, а ребенок дает характеристику изображенному на ней животному или предмету.

Игра «Чего не стало?» Цель: упражнение детей в образовании существительных в винительном падеже единственного числа, развитие внимания. Описание игры. Воспитатель выставляет перед детьми куб с прикрепленными к его граням картинками, предлагает посмотреть на картинки и запомнить их. После этого просит детей закрыть глаза, а сам убирает одну картинку. Дети открывают глаза и отвечают на вопрос «Чего (кого) не хватает?». Ответы должны быть полными: «Не стало рубашки.» и т. п.

Игра «Мишка». Цель: упражнение детей в образовании существительных именительного падежа, единственного числа. Описание игры: К детям приходит Мишка (его держит воспитатель). Мишка задаёт вопросы: что это? Кто это? Дети отвечают на вопросы. Ответы должны быть полными: «Это мяч.» и т. Д.

Воспитатель проводит игру с родителями. Родители стоят в кругу, воспитатель бросает каждому мяч и называет вопрос.

— у нас есть руки?

— у машины есть колёса?

— что мы одеваем на голову?

— у собачки есть лапки?

— колёса у машины квадратные?

— у кошки есть рожки?

— на чём можно летать?

— корова живёт в лесу?

— варенье сладкое или горькое?

— днём светло или темно?

— деревья высокие или низкие?

— камни твёрдые или мягкие?

— кто умеет плавать?

— снег холодный или горячий?

— сколько у нас ног?

-когда мы просыпаемся?

— когда ложимся спать?

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга.

М. М. Кольцова особо подчёркивает, что влияние проприоцептивной импульсации мышц руки так значительно только в детском возрасте, пока идёт формирование речевой моторной области.

Начинать развивать мелкую моторику у детей пальцев рук необходимо с самого раннего возраста.

Воспитатель вместе с родителями играет в пальчиковые игры (приложение). Показ видео – пальчиковые игры.

Игры с предметами.

— Браслеты из пуговиц (показ видео);

— игры с прищепками (показ видео);

— игры с природным материалом (показ видео «Играем с природным материалом);

— геометрические фигуры из ткани (показ видео: игра «геометрические фигуры»);

— развивающие игрушки своими руками: домики, цветик – семицветик, чудо-дерево;

— игры с крупами, макаронами, семенами.

Воспитатель предлагает смастерить что-нибудь из макарон, различных семян и солёного теста.

Воспитатель раздаёт памятки – советы по развитию речи детей; предлагает родителям нарисовать личико – смайлик, чтобы понять их настроение.

Семинар-практикум для родителей Весной мы проводили семинар-практикум для родителей на тему «Играем – речь развиваем».Главной целью данного мероприятия было ознакомление.

Взаимодействие с родителями во 2 младшей группе на сентябрь Сентябрь 1. Фотовыставки: «Моё радужное лето»; «Делимся семейным опытом» 2. Консультации: «Что должен.

www.maam.ru

Семинар для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи у детей среднего возраста»

Семинар для воспитателей «Формирование звуковой культуры речи у детей среднего возраста»

Городской семинар – практикум

для педагогов ДОУ

на базе ТМБ ДОУ «Белоснежка»

Подготовили учителя – логопеды: Пономарева Е. В. и Лукошкова С. В.

1 слайд – титульный

Тема семинара «Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста»

Цель семинара: повышение уровня компетенции педагогов для эффективного педагогического воздействия при формировании звуковой культуры речи и профилактики речевых нарушений у дошкольников среднего возраста.

1. Систематизировать знания педагогов по формированию звуковой культуры речи у детей среднего возраста.

2. Рассмотреть приемы работы для повышения теоретического уровня и практических навыков работы педагогов с детьми.

3. Упражнять педагогов в выборе наиболее эффективных вариантов составления технологической карты организации работы по звуковой культуре речи.

• В последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано с различными социальными причинами, ухудшением экологической обстановки, ослаблением здоровья детей и ростом детской заболеваемости.

• По медицинским данным в настоящее время у 70% новорожденных выявлены различные перенатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения отрицательно отражаются на последующем развитии и обучении ребенка. Речь страдает одной из первых, так как находится в прямой зависимости от созревания головного мозга.

На сегодняшний день у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы.

Один из компонентов речи – звуковая культура, недостаточная сформированность которой может повлечь за собой целый ряд нарушений:

• обеднение словаря ребенка

• нарушение грамматического строя родной речи

• задержанное формирование навыков звукового, слогового и буквенного анализа слов.

Воспитание звуковой культуры речи — одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

Для правильного и эффективного педагогического воздействия на развитие речи детей педагогам необходимо:

Знать возрастные особенности звукопроизношения детей среднего возраста.

Определять задачи, направленные на формирование звуковой культуры речи.

Создавать условия в группе для развития звуковой культуры речи.

Уметь планировать воспитательно – образовательный процесс.

ЧТО входит в ВОП? (непосредственно-образовательная деятельность, образовательная деятельность в ходе режимных моментах, самостоятельная деятельность детей и работа с родителями).

Для дальнейшей работы необходимо объединиться в команды.

Подойдите ко мне и возьмите картинки (по звукам разных групп).

На столах стоят символы звуков, определите, в какой команде вы будете, придумайте название своей команде. Капитаны команд выбирают задания.

Задания для команд

1 команда из предложенных вариантов выбирает возрастные особенности звукопроизношения детей среднего возраста.

2 команда выбирает задачи, направленные на формирование звуковой культуры речи.

3 команда из методических рекомендаций выбирает ответы на вопросы по методике формирования ЗКР (на столе методические рекомендации) и записывают на доске.

На выполнение задания дается 5 минут (часы песочные)

Первая команда, озвучьте возрастные особенности звукопроизношения детей среднего возраста.

6 – слайд. Возрастные особенности звукопроизношения детей среднего возраста.

У ребенка совершенствуются элементы звуковой стороны слова, необходимые для оформления высказывания, — темп, дикция, сила голоса и интонационная выразительность. У ребенка совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

• исчезает смягченное произношение согласных;

• многие звуки произносятся более правильно и четко;

• исчезает замена шипящих ш,ж,ч,щ свистящими с,з,ц.

произношение отдельных звуков у некоторых детей может быть еще не сформированным (шипящие звуки произносятся недостаточно четко); не все дети умеют произносить звуки Л, Р.

7 — слайд. 2 команда озвучьте задачи, которые необходимо поставить при работе над ЗКР.

• Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков.

• Отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р,л) звуков

• Продолжать развивать артикуляционный аппарат.

Развивать фонематический слух

• Учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Продолжать работу над дикцией

• Совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

• Совершенствовать интонационную выразительность речи.

3 команда, озвучьте ответы на вопросы.

Сколько раз в месяц проводится непосредственная образовательная деятельность по звуковой культуре речи? Один раз в месяц

С чего начинается занятие по ЗКР? Показ воспитателем артикуляции изучаемого звука

Перечислите этапы работы над изучаемым звуком. Изолированное произношение звука, в слогах, словах и фразовой речи

На каком материале можно отрабатывать произношение звука Чистоговорки, стихи

Надо ли планировать работу по ЗКР вне занятий? Когда?

Что включает в себя Звуковая культура речи СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗВКР:

Составляющими компонентами ЗКР являются:

Звукопроизношение (подвижность органов артикуляции, речевое дыхание, мелкой моторики)

• Фонематическое развитие; Интонационная выразительность

Внимание воспитателей массовых групп к этим составляющим очень важно. Работа воспитателя по развитию звуковой культуры речи предусматривает введение с младшего дошкольного возраста в образовательный процесс упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, упражнений на развитие мелкой моторики, игр на развитие фонематического слуха. Все это плодотворно сказывается на развитии речи детей в целом.

Давайте начнем со звукопроизношения, к которому относится развитие артикуляционной моторики, развитие речевого дыхания, мелкой моторики.

Тренинг (проводят логопеды)

• Артикуляционная гимнастика проводится с целью развития подвижности артикуляционного аппарата. Все артикуляционные упражнения должны проводиться в игровой форме.

Давайте попробуем определить с помощью, каких упражнений решаются те или иные задачи по развитию подвижности артикуляционного аппарата.

На экране будут появляться задачи, вы выбираете упражнение из предложенных картинок.

Развивать боковые мышцы языка «Часики» «Чашка»

Активизировать боковые края и кончик языка, вырабатывать умение быстро менять положение языка. «Кошка лакает молоко»

Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время. «Лопатка» «Блинчик»

Развивать растяжку подъязычной связки. «Парус», лошадка», «Грибок»

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос (выразительность, плавность, четкость, громкость)

При проведении игр направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо знать и помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют и при этом могут вызвать головокружение. Поэтому игры должны ограничиваться по времени 3-5 минут с перерывами на отдых. Следует иметь в виду и то, что во всех играх, развивающих дыхание, строго соблюдается правило:

• воздух набирать через нос, плечи не поднимать;

• выдох должен быть длительным, плавным.

В играх и упражнениях на развитие речевого дыхания формируется ВЫДОХ

Какой выдох формируется в играх первого столбика, второго и третьего

ДЛИТЕЛЬНЫЙ НАПРАВЛЕННЫЙ СИЛЬНЫЙ

• Самый быстрый карандаш

• Волшебные бабочки • «Спаси колобка»

• Посади бабочку на цветок

«Забей мяч в ворота»

НА РАЗИТИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ МЫ НЕ БУДЕМ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ

Следующим компонентом ЗКР является фонематического восприятия, которое формируется поэтапно

На 1 этапе мы учим детей узнавать неречевые звуки

«Угадай, кто пришел в гости» «Угадай, что звучит»

На 2 этапе – учим различать и произносить звуки и звукокомплексы с разной эмоциональной окраской.

На этом этапе знакомим детей с символом звуков. Для чего?

«Три медведя» (первая команда говорит голосом Михаила Ивановича, вторая команда голосом Анастасии Петровны, а третья голосом Мишутки»

На следующем этапе учим детей различать слова, близкие по звуковому составу.

17 — слайд «Найди лишнюю картинку»

«Найди лишнее слово»

КАНАВА – КАНАВА – КАКАО – КАНАВА

КОМ – КОМ – КОТ – КОМ

БИЛЕТ – БАЛЕТ – БАЛЕТ – БАЛЕТ

ДУДКА – БУДКА – БУДКА — БУДКА

СОВА – СОФА – СОВА – СОВА

План педагогического совета «Развитие речи детей дошкольного возраста» Цель педсовета: • Повышение эффективности и профессионального уровня педагогов в работе с детьми по развитию связной речи. • В игровой форме.

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»Руководитель: Малышева.

www.maam.ru

Сайт для воспитателей детских садов

Семинар-практикум для родителей

«Развитие речи в дошкольном возрасте – основа, фундамент для ребёнка»

Развитие речи у детей в дошкольном возрасте происходит быстро. В старшем дошкольном возрасте, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы. Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет речью как средством общения и культуры; происходит обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Однако не все дети имеют одинаковый уровень речевого развития. Речь детей одного возраста может существенно отличаться по богатству словарного запаса, по уровню связанности и грамматической правильности, по способности к творческим речевым проявлениям. Многие дети допускают грамматические ошибки в разговорной речи, неохотно участвуют в словесных играх, не проявляют интереса к письменной речи. Таких детей большинство. Но ряд речевых недостатков устранить легко и доступно не только педагогу, но и родителям.

Овладение речью у детей успешнее идет тогда, когда с ними занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье. Знание родителями того, чему учат их ребенка в дошкольном учреждении, правильное понимание задач воспитания и обучения в целях подготовки дошкольника к следующей ступени детства – школе, знание некоторых методических приемов, используемых воспитателем в работе по развитию речи детей, все это, несомненно, поможет родителям организовать речевые занятия и дома, в условиях семьи.

Актуальность данной темы определяется необходимостью создания в семье для ребенка таких условий, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился грамотно строить предложения, правильно и четко произносить звуки и слова, интересно составлять рассказы по картинкам и из личного опыта.

Роль воспитателя заключается в том, чтобы грамотно построить работу с родителями направленную на развитие речи детей. От того насколько внимательны будут взрослые к речи ребенка, зависит благоприятное в дальнейшем развитие речи и мышления ребенка, успешное обучения в школе.

  • Способствовать развитию родительской уверенности, радости и удовлетворения от общения со своими детьми.
  • Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.
  • Нацелить родителей на создание условий для речевого развития своих детей.
  • Установить партнерские взаимоотношения в семье путем поощрения активности и самостоятельности детей.
  • Ориентировать родителей на развитие речевой деятельности ребенка, обогащение его кругозора, словарного запаса, элементов логического мышления, монологической речи в ходе игр, общения с взрослыми и самостоятельной детской деятельности.
  • Помочь родителям создать условия для развития умений использовать в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
  • Способствовать развитию партнерской позиции родителей в общении с ребенком, развитие положительной самооценки, уверенности в себе.
  • Методы и приёмы образовательной деятельности:

  • наглядный – наглядно-зрительные, предметная наглядность, наглядно-слуховые;
  • информационно-рецептивный – совместная деятельность педагога и родителя;
  • словесный – описание и объяснение;
  • игровой – использование игр для организации деятельности;
  • практический.
  • Педагогическая поддержка семьи по проблеме развития речи детей.
  • Возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания.
  • Активизация педагогического, образовательного потенциала родителей.
  • Создание высокоэффективной системы партнерства семьи и ДОУ по вопросам развития речи детей.
  • Повысить уровень развития речи детей.
  • Теоретическая часть. Презентация

    Развитие речи в дошкольном возрасте — основа, фундамент для ребёнка

    Значение речи в жизни людей огромно. Речь — это орудие мышления, показатель общего культурного уровня развития человека. Таким образом, речь — это визитная карточка человека. Есть люди, которых можно полюбить с первого взгляда и разлюбить после первого услышанного от него слова. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе развития ребенка с рождения и до конца жизни и служит показателем его общего развития.

    Почему мы решили именно сегодня поговорить о проблеме развития речи ребенка? До школы осталось немного времени, через несколько месяцев ваши дети пойдут в первый класс. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, тестирование со школьным психологом, учителями. На что в первую очередь обращают внимание: на речь ребенка, как рассуждает, объясняет, доказывает, как строит предложения, согласовывает ли слова в предложении, насколько богата, разнообразна речь ребенка.

    Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей – явление очень редкое. Дети усваивают родной язык, подражая речи окружающих. К сожалению, многие родители в наше время часто забывают об этом и не уделяют должного внимания тому, как они говорят.

    А вспомните, ещё совсем недавно мы переживали за речь наших детей. Когда дети были маленькими, мы очень ждали, когда они произнесут первое слово, когда начнут говорить активно. Ведь так? И сейчас, мы предлагаем вам задуматься о том, как развита речь вашего ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает?

    Предлагаю вам подумать, по каким критериям можно судить о нормальном развитии речи.

    Предлагаю родителям выбрать качества речи, выложенные на слайде (3):

    — отсутствие ошибок в согласовании слов;

    — умение правильно употреблять глаголы;

    — уметь пересказывать тексты;

    Идеальный результат: нам бы всем хотелось, чтобы ребенок достаточно хорошо владел устной речью, мог выражать свои мысли и желания, умел применять свои высказывания в ситуации общения, мог выделять звуки в словах, у ребенка были сформированы предпосылки грамотности. (Слайд 4.)

    Сейчас я предлагаю вам прослушать «Весёлые рассуждалки» ваших детей. (Включаю аудио запись высказываний детей.)

    Рассмотрим, с какими проблемами мы столкнулись (слайд 5):

  • односложная речь (состоит из простых предложений);
  • речь бедная (недостаточный словарный запас);
  • слова-паразиты (употребление нелитературных слов и выражений);
  • неграмотные вопросы (неумение грамотно и доступно сформулировать вопрос);
  • не могут логически выражаться;
  • речь не выразительна;
  • плохая дикция.
  • На занятиях по развитию речи детей в подготовительной группе мы учим понимать и отражать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера; выделять существенные признаки предметов, доступные пониманию дошкольников; сравнивать предметы между собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений; группировать предметы, имеющие общие признаки.

    Работа по развитию речи ведется по таким направлениям: (слайд 6)

  • воспитание звуковой культуры речи (учим произносить внятно определённые звуки — водичка льётся с-с-с; комар пищит – з-з-з-з);
  • обогащение активного и пассивного словаря;
  • формирование грамматического строя речи (учим согласовывать существительное с прилагательным; учим употреблять предлоги – в, на, под, за; учимся употреблять существительные во множественном и единственном числе);
  • развитие связной речи (учим слушать внимательно, понимать заданный вопрос, отвечать на него, говорить не перебивая друг друга, употреблять в речи вежливые слова).
  • Для повышения результативности работы по развитию речи целесообразно использовать словарь, как эффективный метод. Словарь – это лексический состав речи, которым пользуется человек. Словарь делят на активный и пассивный. Объем активного словаря у любого человека меньше объема пассивного. (Слайд 7.)

    В методике развития речи дошкольников выделяют три основные задачи словарной работы: обогащение, уточнение и активизация словаря детей. (Слайд.)

    Уровень развития словаря и речи в целом существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем – отличаются нестабильностью успехов в учебе.

    На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира. (Слайд 8.)

    В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи.

    Таким образом, важнейшей задачей в развитии ребенка на уровне получения дошкольного образования является развитие диалогической и монологической речи — чистой, правильной и выразительной; расширение словарного запаса – использование его в творческой речевой деятельности (сочинении загадок, рассказов, сюжетно-ролевых игр и др.)

    Практическая часть. Игра.

    «Дети редко перевирают наши слова. Они удивительно точно повторяют все то, чего нам не следовало говорить».

    Забудьте немного о том, что вы взрослые и давайте поиграем в игры, которые помогают вашим детям развивать свою речь. (Слайд 10.)

    Я предлагаю вам подборку игр, которые вы можете проводить с детьми без специальной подготовки, в любом месте и в любое время.

    Игра «Подбери признак».

    Целью, которой является развитие умения согласовывать прилагательные с существительными.

    Воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), родители отвечают.

    Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

    Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

    Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

    Перчатки (какие?) – кожаные, белые.

    Шляпа (какая?) – черная, большая…

    Туфли (какие?) – осенние, красивые…

    Платье (какое?) — новое, нарядное, зеленое…

    Рубашка (какая?) — белая, праздничная….

    Шуба (какая?) — меховая, теплая…

    Игра «Найди противоположное слово».

    В этой игре закрепляется умение подбирать противоположные по смыслу слова.

    Сахар сладкий, а лимон . (кислый).

    Луна видна ночью, а солнце . (днем).

    Огонь горячий, а лед . (холодный).

    Тополь высокий, а шиповник . (низкий).

    Река широкая, а ручей . (узкий).

    Камень тяжелый, а пух . (легкий).

    Редька горькая, а груша . (сладкая).

    Цель игры — развивать умение находить слова-антонимы в пословицах и поговорках.

    «Ученье — свет, а неученье — тьма».

    «Меньше говори, а больше делай».

    «Труд кормит, а лень портит».

    «Готовь сани летом, а телегу зимой».

    «Большая работа лучше большого безделья».

    «Лето собирает, а зима подъедает».

    «Чужбина — калина, родина – малина».

    Игра «Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов».

    Предлагаю несколько картинок, из которых нужно выбрать подходящую.

    — Стройный, с тонкими ногами и ветвистыми рогами

    Он на севере живет, вместо сена мох жует.

    — Разлинованы лошадки, будто школьные тетрадки,

    Разлинованы лошадки от копыт до головы.

    — Маленькие зверьки, серенькие шубки, длинные хвосты,

    черненькие глазки, остренькие зубки.

    — Хитрая, рыжая, с пушистым хвостом.

    — Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам.

    Предлагаем подобрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, просим объяснить, чем похожи эти пары.

    Огурец – овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

    Помидор – огород, яблоко (забор, сад, груша).

    Часы – время, градусник (кровать, температура, окно).

    Машина – мотор, лодка (парус, вода, палуба).

    Стол – скатерть, пол (мебель, доски, ковёр).

    Игра «Назови лишнее слово»

    Среди имен существительных

    Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

    Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

    Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

    Среди имен прилагательных.

    Грустный, печальный, унылый, глубокий;

    Храбрый, звонкий, смелый, отважный;

    Желтый, красный, сильный, зелёный; и т.д.

    Думать, ехать, размышлять, соображать;

    Бросился, слушал, ринулся, помчался;

    Ненавидеть, презирать, наказывать;

    Приехал, прибыл, убежал, прискакал;

    Пришел, явился, смотрел;

    Выбежал, вошел, вылетел, выскочил;

    Таким образом, используя данные дидактические игры в повседневной жизни, процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме.

    Дидактические игры развивают речь детей: пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

    Успешное взаимодействие воспитателя и родителей с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Для развития речи важно постоянное общение взрослых с ребенком. Объем и качество (точность, образность) словаря дошкольника зависят от того, насколько полноценным является его общение. Поэтому родителям необходимо знакомить ребенка с новыми предметами, явлениями, их названиями. Важно беседовать с ребенком, задавать вопросы, создавать ситуации, в которых раскроются вероятные недочеты понимания и употребления слов ребенком. Активный образ жизни семьи предоставляет благодатный материал для расширения словаря: экскурсии в театр, цирк, зоопарк и др.

    И в завершении рекомендации (слайд 11):

  • Поддерживайте проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
  • Развивайте умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
  • Поддерживайте использование в речи средств языковой выразительности: антонимов, синонимов, многозначных слов, метафор, образных сравнений, олицетворений.
  • Развивайте речевое творчество, учитывайте индивидуальные способности и возможности детей.
  • Воспитывайте интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым явлениям.
  • Развивайте умения письменной речи: читайте отдельные слова и словосочетания, учите писать печатные буквы.
  • Развивайте умения анализировать содержание и форму произведения, развивайте литературную речь.
  • Обогащайте представления об особенностях литературы: о родах (фольклор авторская литература), видах (проза и поэзия) и многообразии жанров.
  • В качестве методической и практической помощи для использования дома я подготовила для вас тематическую картотеку игр «Обогащение словарного запаса».

  • Бабаева Т.И., А.Г.Гогоберидзе. З.А.Михайлова и др. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ — СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2011.-528с.
  • Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду», «Просвещение» Москва,1976
  • Евдокимова Н.В, Додокина Н.В, Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика-Синтез, 2007
  • Максаков А. И. «Правильно ли говорит ваш ребёнок?», «Просвещение» Москва,1988
  • Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду / А. И. Сорокина. – М.: просвещение, 1990.
  • Ушакова О. С., А. Г. Арушанова, Е. М. Струнина, Т. М. Юртайкина: под ред. О. С. Ушаковой. – Придумай слово: речевые игры и упражнения для дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей . М.: Изд. Института Психотерапии, 2001.
  • Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Москва «ВАКО» 2008.- 336с.
  • dohcolonoc.ru

    Семинар-практикум для воспитателей «Развитие речи детей дошкольного возраста»

    КГКП «Ясли-сад «Пчёлка»

    « Развитие речи детей

    П. Глубокое, 2015 год.

    Развитие речи детей

    — повышение культуры речи детей и профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.

    — уточнить и закрепить знания воспитателями культурных и методических требований к речи детей дошкольного возраста и речи педагога;

    — способствовать формированию профессиональной коммуникативной компетентности педагогов.

    План проведения семинара:

    1. Требования к качеству речи педагога ДОУ.

    2. Обсуждение, методов развития речи детей

    3. Практикум «Проверьте свою грамотность».

    «ВАШ УСПЕХ – ВАША РЕЧЬ!»

    Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения

    Не случайно считается, что речь человека – его визитная карточка, поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Особенно актуально данное утверждение по отношению к речи педагога, работающего с детьми дошкольного возраста.

    Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

    Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

    М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи».

    Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

    Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

    В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога, выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

    К компонентам профессиональной речи педагога относятся:

    качество языкового оформления речи;

    ценностно-личностные установки педагога;

    четкий отбор информации для создания высказывания;

    ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

    Среди требований к речи педагога ДОУ выделяют:

    Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

    Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

    Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

    Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

    Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

    Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

    Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

    Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

    infourok.ru

    Семинар – практикум для воспитателей «Развитие речи дошкольников»

    Семинар – практикум для воспитателей

    Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

    1. Обновить научно-методический уровень компетенции педагогов в процессе развитии речи и речевого общения на основе современных требований.
    2. Расширять опыт педагогов по созданию условий в ДОУ для речевого развития дошкольников в целостном образовательном пространстве.
    3. Углублять представления о содержании речевого развития на основе развивающего личностного ориентированного образования.
    4. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педпроцесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении процесса обучения детей родному языку.
    5. Преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.
    6. Просмотр содержимого документа

      «Семинар – практикум для воспитателей «Развитие речи дошкольников»»

      Семинар-практикум для воспитателей «Развитие речи дошкольников»

      Старший воспитатель МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» Попкова Ирина Павловна

      Цель: создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей

    7. Обновить научно-методический уровень компетенции педагогов;
    8. Расширять опыт педагогов;
    9. Углублять представления;
    10. Побуждать педагогов;
    11. Преодолевать пассивность педагогов.
    12. «Речь – величайшее богатство, данное человеку и её, как и любое богатство можно либо приумножить, либо незаметно растерять»

      Закончи фразу из народной мудрости

    13. Красно поле пшеном, а беседа …
    14. Каков разум, таковы и …
    15. Коротка речь и ясна – от того и …
    16. Осла узнают по ушам, медведя по когтям, а дурака по …
    17. Короткую речь хорошо слушать, а под долгую речь хорошо …
    18. Краткость сестра …
    19. Кто ясно мыслит, тот ясно …
    20. Д/и «Подбери слово к схеме» (название растений и животных)

    21. Твердый согласный + гласный + твердый согласный;
    22. Мягкий согласный + гласный + твердый согласный;
    23. Твердый согласный + гласный + мягкий согласный.
    24. Скороговорки на развитие дикции (произнести медленно, быстро, быстрее)

    25. Утром, присев на зеленом пригорке, учат сороки скороговорки;
    26. Жук над лужею жужжа, ждал до ужина ужа;
    27. В перелеске перепел, перепёлку перепел;
    28. Мама шьет сорочку дочке,
    29. Строчит строчки на сорочке

      Срочно строчит сорок строчек:

      Растет дочка, как росточек

      Система развития речи включает в себя следующие разделы:

    30. Воспитание звуковой культуры речи;
    31. Расширение словарного запаса;
    32. Развитие связной речи;
    33. Развитие мелкой моторики;
    34. Формирование навыков письма;
    35. Обучение чтению.
    36. Требования к речи педагога

    37. «Красна птица перьями, а человек…»
    38. «Ученье свет, а неученье …»
    39. «Грамоте учится – вперед…»
    40. «Ученье в счастье украшает, а в несчастье …»
    41. «Кто грамоте горазд – тому не…»
    42. Мнемотехника – это совокупность методов и приёмов, которые позволяют визуализировать информацию для облегчения восприятия и последующего воспроизведения.

    43. запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу);
    44. привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время);
    45. постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом);
    46. повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий);
    47. развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).
    48. « Речь — удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.»

      multiurok.ru

      Смотрите так же:

      • Народное лечение обструктивного бронхита детей Обструктивный бронхит у детей Обструктивный бронхит — это заболевание верхних дыхательных путей, при котором наиболее активно поражаются слизистые оболочки трахеи и бронхиального дерева. Может проявляться в острой форме, приобретать характерные черты хронического обструктивного бронхита и переходить в бронхиальную астму. В основном […]
      • Почему все дети злые Почему дети бывают жестоки? Многие считают, что дети рождаются чуть ли не ангелами. Тем большим бывает наше удивление, когда мы видим проявление жестокости именно в детях. О том, откуда берется детская жестокость и как с ней бороться, рассуждают священники Димитрий Смирнов, Валерий Духанин и Сергий Белобородов, а также многодетная мама […]
      • Лечение ротавирусная инфекция у детей лечение Ротавирусная инфекция у детей (ротавироз) Ротавирусная инфекция – острое инфекционное заболевание вирусной природы, которое, как правило, протекает в форме гастроэнтерита. Ротавирусная инфекция встречается повсеместно. К трём годам практически каждый человек хотя бы раз перенёс это заболевание. В умеренном климате ротавирусная инфекция […]
      • Задания по математике для дошкольного возраста Задания по математике для детей 5-6 лет Требования современной школьной программы таковы, что к моменту поступления в первый класс у ребенка должны быть сформированы элементарные математические представления. К ним относятся знание цифр и основных знаков, умение считать в пределах десяти и справляться с простыми задачами по математике, […]
      • Интерес к роли у детей дошкольного возраста Развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте (стр. 1 из 8) Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания. Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес […]
      • Паспорт на новорожденного ребенка Как оформить загранпаспорт для новорожденного — документы и порядок оформления Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — сколько составляет и как получить Единовременное пособие при рождении ребенка в 2016 — сумма, как получить Как получить полис ОМС для новорожденного — необходимые документы и порядок […]
      • Зубы у 6 месячного ребенка Зубы 6 месячного ребенка У грудничка не растут зубы – нормально ли это? Появление первых зубов означает, что ребенок достигнул очередного этапа своей жизни. Но иногда этот самый этап почему-то запаздывает, и малыш остается беззубым, пока его сверстники уже вовсю щеголяют улыбками, хотя бы и весьма скромными. В чем же причина такой […]
      • Повышение пособий по уходу за ребенком Размер детских пособий в 2016 году В условиях острой нехватки бюджетных средств из-за сложной экономической ситуации в стране, Правительство РФ было вынуждено в конце 2015 года принять ряд решений, направленных на сокращение затрат федерального бюджета по социальным статьям расходов: не проводить традиционную индексацию детских […]