Развитие познавательного интереса в дошкольном возрасте (стр. 1 из 8)

Проблема познавательного интереса — одна из актуальных. Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.

Очень важно развитие интереса к окружающему миру, к труду и к жизни людей. Интерес побуждает к поиску новых знаний, новых умений, новых способов работы; он делает человека более деятельным, энергичным и стойким в этих исканиях. Интерес помогает расширить и углубить знания, повысить качество работы, он способствует творческому подходу человека к своей деятельности.

Интерес к знанию проявляется в желании овладеть новой информацией, в стремлении к самостоятельному исканию нового, потребности решить возникающие в ходе работы вопросы.

Об огромной побудительной силе интереса и его влиянии на личность человеками его деятельность свидетельствует известный русский педагог В. П. Вахтеров [6]. Анализируя жизнь и деятельность выдающихся людей, он обнаружил, что некоторые из них оказались в неинтересующей их области ленивыми; напротив, в области, которая их интересовала, они обнаруживали себя людьми живыми, энергичными, яркими, неутомимыми. Наличие интереса к приобретению знаний и к осуществлению трудовой деятельности имеет в наше время особое значение. Нам нужны не просто активные исполнители чужой воли, а творческие люди, которые внутренне принимают стоящие перед ними задачи, со страстью и жадностью ищут, добывают, усваивают нужные знания и применяют их на практике. Иначе говоря, это люди, которые с интересом учатся и с интересом работают.

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как можно больше узнать ранее неизвестного, понять, проверить, выяснить и усвоить.

Возраст от 3 до 5 лет — сензитивный период для развития познавательной потребности. Вообще дошкольный возраст важный период в жизни человека. В данном возрастном периоде закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития ребенка. Плохо, если познавательные интересы не развиваются, если ребенок не интересуется окружающей жизнью, жизнью природы, людей. Он не накопит ярких впечатлений и сведений, которые служат основой дальнейшего приобретения системы знаний. Значение интереса для развития и повышения качества мыслительной деятельности и для общего развития ребенка с наибольшей глубиной показал Л. С. Выготский. Он вскрыл движущие мотивы — потребности, интересы, побуждения ребенка, которые активизируют мысль и направляют ее в ту или иную сторону [9; 53 — 91]. Л. С. Выготский говорил, что развитие ребенка,

развитие его способностей достигается не тем, что он быстрыми шагами идет вперед, опережая своих сверстников, а тем, что он широко и всесторонне охватывает различные виды деятельности, знания, впечатления, соответствующие его возрастным возможностям. Он интересуется всем, что его окружает, активно включается в доступную ему деятельность, используя и раздвигая свои возможности. Он создает полноценную основу для своего дальнейшего развития. Такое широкое, богатое, активное и разностороннее знакомство с окружающей жизнью и деятельностью возможно лишь на основе широких и разносторонних интересов. Дети, которые быстро идут вперед, но не задерживают жадного взгляда на окружающей их жизни, быстро гаснут, заходят в тупик, как многие «вундеркинды», не имевшие в детстве широких, разносторонних, присущих их возрасту интересов.

Исходя из актуальности проблемы, нами выбрана тема курсовой работы «Развитие познавательных интересов у детей дошкольного возраста».

Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста.

Цель исследования: изучить особенности познавательного интереса у детей дошкольного возраста и определить основные пути его формирования.

1. Изучить проблему познавательного интереса в истории педагогики.

2. Проанализировать понятие «познавательный интерес», выявить его структуру.

3. Определить критерии сформированности познавательного интереса.

4. Рассмотреть методики формирования познавательного интереса.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений нами применялся метод анализа психолого-педагогической и методической литературы.

Практическая значимость курсовой работы обусловлена тем, что её данные могут быть использованы в практической деятельности воспитателей и студентов.

§ 3. Характеристика и своеобразие познавательного развития в

Стремление к познанию, к овладению навыками и умениями у детей раннего и дошкольного возраста почти неисчерпаемо. Детские «почему» и «что такое» были предметом многократных исследований, в результате которых всегда приходилось констатировать огромную силу и на­пряженность познавательной активности ребенка. «Если бы мне, — пишет Селли, — предложили изобразить ребенка в его типическом душевном состоянии, то я, вероятно, нарисовал бы выпрямленную фигуру маленького мальчика, который широко раскрытыми глазами глядит на какое-нибудь новое чудо или слушает, как мать рассказывает ему что-нибудь новое об окружающем мире»[5] .

Однако наблюдения показывают, что развитие этой познавательной потребности идет неодинаково у разных детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать, «теоретическое» направление. У других она больше связана с практической активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено прежде всего воспитанием. Есть дети, которые рано начинают ориентироваться в окружающей их практической жизни, легко на­учаются бытовым практическим навыкам, но у которых слабо выражен тот «бескорыстный» интерес ко всему окружающему, который характеризует детей-«теоретиков». У этих последних наблюдается яркая форма проявления периода вопросов «почему?» и «что это такое?», а также периоды особого интереса к отдельным интеллектуальным операциям и «упражнения» в них. Точно так же как некоторые дети по 100 и более раз могут открывать и закрывать дверь, упражняясь в соответствующих движениях, так эти дети «упражняются» то в актах сравнения, то в актах обобщения, то в актах измерения и т. п. «У некоторых детей, — пишет Селли, — сравнение по­средством измерения становится даже известного рода страстью; они любят измерять величину одних предметов другими и т. д.» [6]

Исследования детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца (18), привели к выводу, что у нормально развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться познавательная деятельность, как таковая, т. е. деятельность, направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих исследований, именно на протяжении дошкольного возрастапроисходит становление познавательной задачи как задачи логической. Однако процесс этот имеет свои этапы. Первоначально познавательное отношение к действительности у дошкольника продолжает еще оставаться включенным в игровую и жизненно практическую деятельность. Например, в исследовании О. М. Концевой, сделанном под руководством А. В. Запорожца, было показано, что дети даже 6—7 лет, поставленные перед задачей подобрать к басне соответствующий рассказ, идут по линии сходства изображенных в них ситуаций, а не по сходству мыслей, выраженных в том и другом произведении.

Дальнейшие опыты показали, что дети могут увидеть не только внешнее сходство в содержании басни и выбранного ими рассказа, но усмотреть и те более глубокие связи и отношения, которые заключены в аллегорическом смысле басни и которые раскрыты в другом, предостав­ленном ребенку для выбора рассказе. Однако дети упорно идут по линии ситуативного сближения басни и рассказа, так как именно эти жизненно практические связи и отношения кажутся им более существенными. То же самое было установлено и в другом исследовании, где детям под видом игры «четвертый лишний» предлагалось выбросить одну картинку из четырех, которая кажется им лишней, не подходящей к остальным трем. Например, ребенку давались рисунки кошки, миски, собаки и лошади; или — лошади, человека, льва и повозки и т. д. Как правило, подростки и тем более взрослые люди отбрасывали в этом опыте миску, повозку и т. п., т. е. картинки, являющиеся лишними с логической точки зрения. Что касается детей дошкольного возраста, то они часто давали неожиданные, с точки зрения взрослых, решения: они отбрасывали то собаку, то лошадь, то льва. Первоначально казалось, что такого рода решения являются результатом недостаточного развития обобщающей деятельности детского мышления. Однако на самом деле обнаружилось, что дети умеют видеть логические соотношения, представленные в подборе картинок, но что существенными для них являются другие, жизненно практические связи и зависимости.

mirznanii.com

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Воспитать человека интеллектуально,

Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины… Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. «Это — первые и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.Д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что «… воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным». Он ввел в русскую педагогическую литературу термин «народная педагогика», видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Так, Я.А. Коменский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери – без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем много образнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А. Коменскому вторит другой педагог-гуманист И.Г. Песталоцци: семья – подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление.

В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность. Уходит в прошлое официально осуществляемая в нашей стране политика превращения воспитания из семейного в общественное.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В «Словаре русского языка» С. Ожегова значение слова «взаимодействие» объясняется так:

1) взаимная связь двух явлений;

2) взаимная поддержка.

Главный момент в контексте «семья – дошкольное учреждение» ? личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития.

Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в основном через:

приобщение родителей к педагогическому процессу;

расширении сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;

создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;

информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться родителям со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;

разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;

объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;

проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной. Назовем лишь наиболее известные из них: программа ознакомления с социальным миром «Я — человек» С.А. Козловой, программа приобщения к традиционной отечественной культуре «Наследие» М.Ю. Новицкой, Е.В. Соловьевой, педагогическая технология «Открой себя» Е.В. Рылеевой. Подавляющее большинство педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, также считают этот вид деятельности важным средством нравственно-патриотического воспитания. Детям и родителям старших групп дома вместе с родителями предложено нарисовать схему своей родословной чаще всего в виде дерева и представить ее во время совместных досугов, родительских собраний, проводимых в детском саду.

По данной теме также возможно использование других форм организации совместной работы педагогов и родителей: выставки оформленных родителями фотоальбомов и фотогазет о любимых занятиях и увлечениях всей семьи, ее традициях; совместные праздники, семейные встречи в музее «Русская изба» и т.д.

При ознакомлении с историей малой родиной, прежде всего, должна быть организована поисковая деятельность: дети могут расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия микрорайона, улицы, на которой они живут. Взрослые делятся с ребятами знаниями об известных людях микрорайона, на специальных занятиях дети могут обменяться полученной информацией, предлагать свои версии об истории некоторых названий. Рассматривание документов и фотографий, представленных в музее детского сада, способствует уточнению и дополнению знаний детей. В результате данной работы вырастает познавательный интерес к истории микрорайона, уважение к знаменитым землякам.

Формы взаимодействия с родителями на данном этапе: совместное с родителями создание фотоальбомов, газет или статей с историей дома, в котором живет ребенок и его близкие, макета улицы, составленный из макетов домов детей, совместные прогулки по улицам, с последующим составлением фотогазеты-отчета о прогулке, тематические родительские собрания и т.д

Большим интересом детьми совместно с родителями может быть составлена схема микрорайона, на которой каждый ребенок при помощи взрослых рисует дорогу из дома в детский сад, на схеме обозначаются названия улиц, места перехода через дорогу, достопримечательности. При этом дети запоминают адрес детского сада, свой домашний адрес, уточняют правила безопасного поведения на улице.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Дети старшего дошкольного возраста как субъекты нравственно-патриотического воспитания

В психологическом словаре понятие субъект рассмотрено в значении активно действующего, познающего, обладающего сознанием и волей человека, способного действовать целенаправленно. Он может проявлять инициативу и самостоятельность, принимать и реализовывать решения, оценивать последствия своего поведения, изменяться и самосовершенствоваться, определять перспективу своей многомерной жизнедеятельности. Воспитание в вопросах и ответах.

На таком уровне развития человек способен сознательно воздействовать на окружающую действительность, изменять не только ее в своих целях, но и самого себя. Достижение уровня субъектности предполагает овладение человеком совокупностью родовых психологических способностей и механизмов, обобщенно представленных в таких реалиях, как разум, чувства, побуждения, воля, характер.

Становление личности дошкольника как субъекта НПВ предполагает освоение им нравственных правил, норм и способов поведения, характерных для современного общества, правил общежития, основных смыслов и ценностей совместной жизни.

В психолого-педагогической науке процесс становления субъектности в дошкольном возрасте представлен тремя линиями: первая – формирование психической саморегуляции, вторая – рефлексия социального поведения, третья – осознание ребенком собственного индивидуального мира, возникновение чувства Я.

Рассмотрим психолого-педагогическую характеристику старшего дошкольного возраста с точки зрения достижения уровня субъектности.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения, закладываются основы будущей личности, формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности. Нравственность и одухотворенное образование.

У старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности, таким как игра. А.С.Макаренко считал, что «игра имеет важное значение в жизни ребенка: имеет такое же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет». Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. Г.В. Плеханов, в свою очередь, полагал, что «детские игры представляют одну из связей, соединяющих различные поколения, и служат именно для передачи культурных приобретений из рода в род. В процессе игры воспитывается воображение, уверенность в себе, мужественное преодоление трудностей, развивается патриотическая направленность, чувство коллективизма, умение строить взаимоотношения с людьми, правильно относиться к людям».

Таким образом, можно сделать вывод, что именно в коллективных формах деятельности можно научить осмысленному осознанию любви к Родине, гордости за нее и свой народ. Научить более глубокому чувствованию своего Отечества и умению определять собственную общую мотивационную ориентацию.

В старшем дошкольном возрасте впервые появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами, возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения, ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

Таким образом, очевидно, что формирование произвольного поведения безусловно способствует становлению нравственных норм и ценностей в современном обществе.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В старшем дошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков дошкольного возраста. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности, у него формируется внутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. Происходит формирование адекватной самооценки, оценки своих возможностей.

Очевидно, что в данный период необходимо развивать у ребенка умение адекватно оценивать свои собственные ценности и установки в соответствии с общественными нравственными идеалами, формировать оценку обобщенной модели собственного поведения, своего «Я».

В старшем дошкольном возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «Я радуюсь», «Я огорчен», «Я сердит», «Мне стыдно» и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации, у него возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. В период становления этих процессов очень важно научить, чтобы «не чувства управляли человеком, а он ими». Метод проектов в руководстве работой по нравственно – патриотическое воспитанию.

Этот период также благоприятен для формирования патриотических настроений, высоконравственных качеств: коллективизма, гуманизма, альтруизма. Должное внимание необходимо уделить воспитанию воли и высоких нравственно-волевых качеств – героизма, отваги, мужества, умения постоять за свою Родину, свой народ.

У старших дошкольников также происходит активное развитие речевой деятельности, Нравственное воспитание детей в современном мире, позволяет формировать у него идейно-патриотическое мировоззрение через осознание, осмысление таких произносимых понятия как «отечество», «свобода», «моя страна», «народ», «патриотизм» и т.п.

На этом этапе также целесообразно формировать этические нормы и правила доброжелательного общения и поведения между людьми, учить строить отношения с другими, прививать любовь ко всей духовной жизни.

Изучая роль психологических механизмов и психологических факторов в формировании патриотического потенциала, можно полагать, что патриотизм – это итог сформированного социального чувства и способа эмоционально-нравственного отражения ребенком действительности. Метод проектов в руководстве работой по нравственно – патриотическое воспитанию.

Центральное понятие «воспитание» тесно связано с термином «становление», отражающее некоторое условное достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный отбор.

Сказать о том, что личность окончательно состоялась, также невозможно, как невозможно представить застывший процесс. Более гибким понятием является «формирование». Формирование личности – процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и, в связи с этим, изменение внешних проявлений (формы) личности, благодаря которой она существует для других людей.

Становление личности, свершающееся в жизни ребенка, рождает педагогическое явление, получившее название «самовоспитание». Суть его – в указании на смещение субъекта воспитания: соотносить социально-культурный образец с поведением станет сам воспитанник. Подрастающий ребенок принимает воспитательную эстафету у педагога и несет ее далее по дороге собственного совершенствования.

Самовоспитание подчеркивает субъективность вчерашнего воспитанника – он сегодня эмансипировался от воспитывающих его взрослых и свое «Я» превратил в объект собственного восприятия и продуманного воздействия. Но педагог не оставляет ребенка при первых признаках самовоспитания. Воспитание инициирует и культивирует самовоспитание. Только хорошо организованное воспитание приводит к самовоспитанию. Первое – показатель качественности второго.

Формирование патриотических чувств детей должно базироваться на глубокой и основательной работе по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача актуальна именно в контексте сегодняшней национальной политики государства. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников включает в себя задачу приобщения к своей национальной культуре, но предусматривает воспитание уважения ко всем народам, тем самым дополняется компонентами гражданского воспитания. Содержание нравственно-патриотического воспитания должно обеспечить реализацию нравственного чувства «патриотизм» – любовь к Родине, и мотивировать отношения и поведение «гражданственность» – позитивную эмоциональную пристрастность к стране, гражданином которой является человек. То есть воспитание патриотизма формирует в личности ребенка патриотические чувства, эмоции и отношения которые соотнесены с государственностью. Гражданская направленность личности – способность человека регулировать свое поведение исходя из принятых и усвоенных в развитии гражданских нравственных норм и принципов и неподверженность ситуативным изменениям. Проще говоря, воспитывать необходимо нравственного патриота, понимающего и ощущающего себя гражданином многонациональной и многоконфессиональной страны, культивирующего в себе глубинную связь с Родиной, но лояльно и с пониманием относящегося ко всем ее гражданам.

К нравственно-патриотическим отношениям мы отнесем следующее: Я – моя страна; Я – моя семья; Я – основные события в моей жизни, соотнесенные с Родиной; Я -.культура и история моей Родины; Я – природа моей Родины и ее ресурсы; Я – близкие мне люди; Я – другие люди, живущие на моей Родине; Я – место, где я родился; Я – место, где я живу и др.

Таким образом, можно сделать вывод о сформированности субъектных качеств у детей старшего дошкольного возраста в условиях нравственно-патриотического воспитания. Ими выступают: активный интерес к коллективным формам деятельности, формирование основ произвольного поведения, осознание своего «Я» и формирование внутренней социальной позиции, обобщения, активное развитие речевой деятельности. Данные новообразования позволяют говорить о становлении субъектности детей старшего дошкольного возраста и о том, что этот возрастной этап является сенситивным периодом для формирования нравственно-патриотических качеств, установок, идеалов. Задача педагогов и воспитателей в этот период заключается в максимальном использовании психологических особенностей возраста для «конструирования» патриотизма и нравственности.

nashe-vospitanie.ru

Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.07, кандидат педагогических наук Боякова, Екатерина Вячеславовна

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Боякова, Екатерина Вячеславовна

Глава 1. Теоретические основы проблемы воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Проблема интереса в психолого-педагогических исследованиях.

1.2. Структура интереса к музыке у старшего дошкольника.

1.3. Педагогические условия воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста.

Глава 2. Изучение возможностей воспитания интереса к музыке в старшем дошкольном возрасте.

2.1. Задачи, организация, содержание экспериментального исследования.

2.2. Исследование состояния проблемы воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста.

2.3. Воспитание интереса к музыке у старших дошкольников в условиях экспериментального обучения.

2.4. Выявление динамики интереса к музыке на заключительном этапе исследования.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста»

Проблема воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста принадлежит к числу важнейших. Необходимость приобщения к культурному наследию начиная с дошкольного возраста и важность этого процесса для развития ребенка подчеркивается в трудах Н.А.Ветлугиной, Л.С.Выготского, Д.Б.Кабалевского, А.В.Кенеман, Т.С.Комаровой, А.Н.Леонтьева, Н.А.Метлова, В.И.Петрушина, О.П.Радыновой, Б.М.Теплова, Р.М.Чумичевой, В.Н.Шацкой и других. Современные концепции дошкольного образования признают актуальность развития детей на подлинных образцах мировой культуры, в том числе музыкальной , формируя ценностные ориентации личности (А.И.Катинене, О.П.Радынова, Р.М.Чумичева, Л.В.Школяр).

Интерес к музыке дошкольников рассматривается в настоящее время в русле более широкой проблемы формирования основ музыкальной культуры. Педагогический аспект воспитания интереса к музыке связан с формированием музыкально-эстетического сознания, являющегося ядром музыкальной культуры личности (И.А.Джидарьян, А.И.Катинене, Т.С.Комарова, О.П.Радынова, Р.А.Тельчарова, Н.М.Черноиваненко, Р.М.Чумичева и другие). Интерес выступает одним из базисных компонентов музыкально-эстетического сознания и отражает субъективное эстетическое отношение к музыке, основанное на эмоциональных и интеллектуальных проявлениях (Г.З.Апресян, Н.И.Киященко, Н.Л.Лейзеров). Интерес служит своеобразным "компасом", направляющим эстетическую деятельность ребенка на "присвоение" личностно значимых для него ценностей музыкальной культуры.

Исследования специалистов в области музыкальной педагогики доказывают необходимость более серьезного подхода к проблеме воспитания интереса к музыке, однако музыкальные интересы старших дошкольников не были предметом специального научного исследования. В работах, имеющих непосредственное отношение к детям старшего дошкольного возраста, проблема воспитания интереса к музыке остается не достаточно разработанной: не раскрыто содержание данного понятия, не определены педагогические условия его воспитания, формы и методы педагогического руководства.

Результаты ознакомления с практикой музыкального воспитания в дошкольных образовательных учреждениях и в условиях семьи показали, что педагоги и родители не уделяют достаточного внимания воспитанию у детей интереса к музыке. Родители редко предлагают детям слушать классику. Ориентиром ценности в семье является развлекательная музыка. Представления родителей о музыкальном развитии ребенка ограничиваются обучением практическим навыкам и умениям. Педагоги-практики имеют неточные представления о содержании понятия музыкального интереса дошкольников и методах его воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью воспитания интереса к классической музыке у старших дошкольников в процессе приобщения детей к наследию музыкальной культуры и недостаточной исследованностью данной проблемы.

В связи с этим сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия преодоления указанного противоречия в теории и практике музыкального воспитания детей старшего дошкольного возраста?

Цель исследования состоит в изучении сущности понятия "интерес к музыке" и нахождении эффективных педагогических условий его воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста, ориентированное на формирование основ музыкальной культуры.

Предмет исследования: процесс воспитания интереса к музыке у старших дошкольников.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: интерес к музыке у старших дошкольников рассматривается нами как формирующееся личностное качество, содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке, проявляющееся в признании ее красоты, желании слушать, а также первоначальных оценках. Успешность воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста предполагает: накопление музыкально-интонационного опыта восприятия произведений классической музыки, как ценностных эталонов, в различных видах музыкальной деятельности; применение системы игр , способствующих проявлению эмоциональной отзывчивости, ценностно-ориентационной, творческой и интеллектуальной активности детей; использование вариативных форм организации детской музыкальной деятельности.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи: изучить сущность понятия "интерес к музыке" у детей старшего дошкольного возраста; исследовать особенности структуры музыкального интереса старших дошкольников; выявить педагогические условия, способствующие воспитанию интереса к музыке; разработать и экспериментально проверить методику воспитания интереса к музыке в старшем дошкольном возрасте.

Методологической основой исследования явились положения эстетики, психологии и педагогики о роли искусства в развитии личности ребенка (Э.Б.Абдуллин, Б.В.Асафьев, Ю.Б.Алиев, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, Д.Б.Кабалевский, М.С.Каган, Н.И.Киященко, Т.С.Комарова, Н.Л.Лейзеров, В.В.Медушевский, А.А.Мелик-Пашаев, Б.М.Неменский, В.И.Петрушин, Б.М.Теплов, Р.М.Чумичева и другие); о закономерностях развития интереса в деятельности (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн); о личности как выразителе отношений к окружающей действительности (К.А.Абульханова-Славская, В.Н.Мясищев, С.Л.Рубинштейн и другие); о роли присвоения опыта в процессе становления личности (Б.В.Асафьев, Н.А.Ветлугина, Л.С.Выготский, Т.С.Комарова, А.Н.Леонтьев, Е.В.Назайкинский, О.П.Радынова и другие).

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы; психолого-педагогические методы (наблюдение, тестирование , анкетирование, индивидуальные беседы с родителями и воспитателями); педагогический эксперимент ( констатирующий , формирующий и конрольный этапы), математическая обработка результатов исследования.

Организация исследования. Экспериментальное исследование проводилось на базе дошкольных образовательных учреждений № 876, 1897 города Москвы. В эксперименте участвовало 65 детей старших групп. 33 ребенка в экспериментальных группах и 32 — в контрольных. Исследованием было охвачено 88 музыкальных руководителей дошкольных учреждений города Москвы и 105 родителей.

Работа над диссертацией проводилась в три этапа:

Первый этап (1996-1998 г.г.) включал изучение и теоретический анализ эстетической , психологической, педагогической и музыковедческой литературы по исследуемой проблеме. Были сформулированы предмет, цель, гипотеза, определены методология и методика экспериментальной работы. Подготовлен и проведен констатирующий эксперимент, обработаны результаты анкетирования педагогов и родителей.

Второй этап (1998-1999 г.г.). Разработана методика воспитания интереса к классической музыке у детей старшего дошкольного возраста. Проведен формирующий эксперимент.

Третий этап (1999-2000 г.г.). Проведен контрольный эксперимент. Обобщены и оформлены результаты исследования, сформулированы его основные выводы.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что: разработано определение понятия "интерес к музыке" старшего дошкольника "; раскрыта структура музыкального интереса детей старшего дошкольного возраста, состоящая из эмоционального и интеллектуального компонентов; теоретически обоснована, экспериментально проверена и подтверждена эффективность педагогических условий, необходимых для воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста (накопление музыкально-интонационного опыта восприятия классических музыкальных произведений как эталонов красоты; использование системы игр, направленных на развитие эмоциональной отзывчивости, активизирующих интеллектуальные и творческие проявления и побуждающих к выражению ценностного отношения; использование вариативных форм организации детской музыкальной деятельности); определены критерии оценки и уровни развития интереса к музыке в старшем дошкольном возрасте на основе динамики развития его компонентов;

Практическая значимость исследования заключается в том, что создана система игр, способствующих воспитанию интереса к музыке у старших дошкольников и показана возможность их эффективного применения в различных формах детской музыкальной деятельности. Разработана методика воспитания интереса к классической музыке и рекомендации по ее использованию в работе с детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Результаты исследования могут быть использованы в преподавании курса "Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста" в педагогических училищах, колледжах , на факультетах дошкольной педагогики и психологии педагогических институтов и университетов, а также в институтах повышения квалификации работников дошкольного образования. Разработано методическое пособие "Играем в музыку" для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов.

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования подтверждается их соответствием методологическим положениям педагогики, психологии, эстетики и музыкознания; применением адекватных цели, задачам и логике диссертационной работы методов исследования; проверкой основных теоретических положений диссертации в ходе опытно-экспериментальной работы; воспроизводимостью полученных результатов в других дошкольных учреждениях; качественным и количественным анализом результатов исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы исследования представлялись в докладах на научно-практических конференциях.

Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте". Международная научно-практическая конференция. Тема: "Формирование интереса к музыке в игре у детей старшего дошкольного возраста",- Москва, МПГУ , 11-14 апреля 1995 года;

Проблемы развития ребенка в дошкольном возрасте". Научно-практическая конференция. Тема: "О структуре музыкального интереса старших дошкольников",- Ярославль, ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 1998 год;

Развитие теории дошкольного образования. Психолого-педагогические аспекты". Научно-практическая конференция. Тема: "Педагогические условия развития интереса к музыке у старших дошкольников".- Москва, МПГУ, 12 марта 1998 года;

Воспитание и образование детей в современных условиях". Российская научно-практическая конференция, посвященная 100-летию А.П.Усовой. Тема: "Диагностика интереса к музыке у старших дошкольников",- Москва, МГОГТУ , 16 апреля 1998 года.

Результаты исследования использовались при чтении курса лекций студентам Московского филиала ЛГОУ , на методических объединениях для музыкальных руководителей г. Москвы, в "Школе начинающего музыкального руководителя" и на проблемных курсах по игре при Научно-методическом центре Восточного окружного управления образования г. Москвы (1999 г.).

Результаты исследования внедрены в практику работы дошкольных образовательных учреждений № 813, № 876, № 1528 и "Начальной школы — детского сада" № 1882 г. Москвы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Интерес детей старшего дошкольного возраста к музыке выступает формирующимся личностным качеством, содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыке, проявляющееся в признании ее красоты, желании слушать и первоначальных оценках. Воспитание интереса выступает предпосылкой формирования основ музыкальной культуры дошкольников.

2. В структуру музыкального интереса дошкольника входят два взаимообуславливающих компонента: эмоциональный и интеллекгуальный. Ведущая роль в дошкольном возрасте принадлежит эмоциональному компоненту.

3. Воспитание интереса к классической музыке обеспечивается использованием в работе с дошкольниками специальной методики и созданием оптимальных педагогических условий: накопление музыкально-интонационного опыта восприятия шедевров музыкального искусства; применение методики, включающей систему игр и вариативные формы организации музыкальной деятельности, обеспечивающих развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, проявление ценностно-ориентационной, творческой и интеллектуальной активности.

Заключение диссертации по теме «Теория и методика дошкольного образования», Боякова, Екатерина Вячеславовна

Изучение проблемы воспитания интереса к музыке позволило выявить сущность понятия "интерес к музыке" у детей старшего дошкольного возраста. Показано, что интерес — формирующееся личностное качество, содержанием которого является в различной степени осознанное ценностное отношение к музыкальным шедеврам, проявляющееся в признании их красоты, желании слушать, в первоначальных оценках. Интерес к музыке развивается на основе эмоциональной отзывчивости на музыку и проявляется у дошкольника , если музыкальное звучание приобретает для ребенка субъективное значение (личностный смысл). Музыкальный интерес обращен к ценностной сфере личности ребенка-дошкольника. Он является регулятором музыкальной деятельности. Развиваясь в дошкольном возрасте, интерес выступает предпосылкой становления таких элементов музыкально-эстетического сознания как эстетическая потребность, вкус, представления о красоте (идеал) и способствует формированию основ музыкальной культуры ребенка старшего дошкольного возраста.

Критериями оценки уровня развития интереса дошкольников к музыке являются: наличие эмоционального отклика на музыку, сосредоточение внимания, длительность восприятия, умение характеризовать содержание музыкальных произведений, наличие знаний о музыке и мотивированность музыкальных предпочтений.

Изучение особенностей интереса к музыке у старших дошкольников позволило определить его структуру, которую образуют два компонента: эмоциональный и интеллектуальный. Установлено, что эмоциональный компонент в музыкальных интересах дошкольников является ведущим и при определенных педагогических условиях стимулирует развитие интеллектуального компонента.

Исследование выявило и подтвердило эффективность следующих педагогических условий, необходимых для воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста: накопление музыкально-интонационного и эмоционального опыта восприятия классических музыкальных произведений разных эпох и стилей как ценностных эталонов при условии доступности музыкального репертуара эмоциональному опыту ребенка; использование системы игр , направленной на активизацию эмоционального и интеллектуального компонентов структуры интереса, стимулирующей творческие проявления и выражение ценностного отношения; организация музыкального воспитания с учетом вариативных форм детской музыкальной деятельности, а также педагогических методов и приемов, исключающих возникновение стереотипов.

Проведенное анкетирование педагогов и родителей с целью констатации состояния проблемы воспитания интереса в условиях семьи и в педагогической практике, дает основание утверждать о недостаточной подготовленности дошкольных педагогических кадров к решению названной проблемы и отсутствии условий для ее решения в семье. Дети не имеют возможности накапливать полноценный опыт восприятия произведений разных эпох и стилей, а ценностные отношения и представления об эталонах красоты формируются на основе музыки, не имеющей художественной ценности.

Исследованием доказана эффективность экспериментальной методики воспитания интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Сравнительный анализ уровня развития интереса к музыке у детей экспериментальных и контрольных групп по окончании специального обучения показал, что интерес к музыке развивается только в условиях целенаправленного педагогического воздействия. На контрольном этапе эксперимента отмечено увеличение эмоциональной отзывчивости на музыку детей экспериментальных групп, выявлено устойчивое предпочтение музыкальных произведений высокого художественного уровня и расширение знаний детей о музыке.

Эффективным средством воспитания интереса к музыке является разработанная система игр, содержание которых предполагает использование метода уподобления характеру звучания музыки. Показано, что подобранные ( проблемные по содержанию и увлекательные по форме) игры влияют на глубину эмоциональных переживаний, способствуют повышению умственной активности и осознанности восприятия музыки, стимулируют возникновение ценностного отношения. Система игр строится с учетом усложнения игровых задач, нарастания проблемности, стимулирования самостоятельности детей и проявлений творчества.

Гибкая система игр предоставляет возможность учитывать сложившиеся предпочтения детей, что проявляется в самостоятельном выборе детьми музыкальных образов для творческого воплощения. Выявлено, что часть детей (преимущественно девочки) предпочитают произведения созерцательного характера, а другая часть (преимущественно мальчики) — музыку активного моторного характера.

Организация процесса воспитания интереса к музыке предусматривает проведение развлечений познавательной направленности и развлечений, стимулирующих возникновение и выявляющих сформировавшиеся предпочтения детей. Вариативность игр, включеных в различные формы детской музыкальной деятельности, позволяет привносить в процесс восприятия музыки элементы новизны, избегать стереотипов.

Перспективу дальнейшего исследования мы видим в изучении взаимосвязи воспитания интереса к музыке с развитием музыкальных и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Научно-практический интерес представляет создание системы совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах воспитания интереса к музыке.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Боякова, Екатерина Вячеславовна, 2001 год

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. — М.: Просвещение, 1983. — 213 с.

2. Абульханова К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1976.-228 с.

3. Айзикович А. Важная психологическая проблема // Вопросы психологии. 1965. — № П. — С. 163-172.

4. Акишев С.В. Активизация творческих проявлений в танце старших дошкольников : Дисс. . канд. пед. наук. М., 1988. — 201 с.

5. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (От детского сада — к начальной школе). Воронеж: НПО "МОДЕК", 1998.-352с.

6. Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интересы // Ученые записки ЛГУ . Серия филос. наук. 1959. -№ 265. — Вып. 16. -С. 41-60.

7. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под ред. А.А.Бодалева. М.: Изд-во "Институт практической психологии" -Воронеж: НПО " МОДЭК ", 1995. — 384 с.

8. Андросова В.Н. Развитие интереса к поэзии у детей старшего дошкольного возраста: Автореф. дисс. . канд. пед . наук. Алма-Ата, 1969. — 16 с.

9. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. — 224 с.

10. Апраксина О.А. Методика развития музыкального восприятия: Учебное пособие. М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985. — 61 с.

11. Апресян Г.З. Эстетика и художественная культура социализма. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. — 328 с.

12. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книга 2 "Интонация". М.-Л.: Музгиз, 1942.- 164 с.

13. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. M.-JT.: Музыка, 1965. — 152 с.

14. Бакушинский А.В. Исследования и статьи. М.: Сов. художник, 1981.-351 с.

15. Баренбойм Л. Выдающиеся советские музыканты просветители // Музыкальная педагогика и исполнительство. — Л.: Музыка, 1974, — С. 290-302.

16. Беляев М.Ф. Основные положения психологии интереса // Ученые записки Иркутского пединститута . 1940. — Вып. V. — С. 212-257.

17. Блащук Л.А. Формирование интереса к изобразительной деятельности у детей 5-7 лет на занятиях в детском саду: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1985. — 24 с.

18. Бойченко Н.А. Педагогические условия формирования игровых интересов у детей пятого года жизни: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Л., 1974. — 23 с.

19. Божович Л.И. Познавательные интересы и условия их формирования в детском возрасте. М.: Известия АПН, 1955. — Вып. 73. — С. 314.

20. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.

21. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. М.: Просвещение, 1991. — 160 с.

22. Бочкарева О.В. Принцип активно-личностного постижения музыкальных произведений в художественно-педагогическом диалоге // Интеграция образования. 1997. — № 1-2. — С. 75-78.

23. Бурлина Е Я. О понятии " музыкальный интерес" // Музыка в социалистическом обществе: Сб. статей / Сост. А.А.Фарбштейн. Л.: Музыка, 1975. — Вып. 2. — С. 63-73.

24. Бурлина Е.Я. Проблемы исследования музыкальных интересов учащейся молодежи: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. Л., 1976. -18 с.1. Ф*

25. Венгер Л.А. Проблемы развития восприятия в дошкольном детстве // Формирование восприятия у дошкольника / Под ред. А.В.Запорожца, Л.А.Венгера. М.: Просвещение, 1968. 278 с.

26. Ветлугина Н.А. Развитие музыкальных способностей дошкольников в процессе музыкальных игр . М.: АПН РСФСР, 1958. — 247 с.

27. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967,415 с.

28. Ветлугина Н.А. Взаимосвязь творчества и обучения на занятиях // Художественное творчество в детском саду. Пособие для воспитателя и музыкального руководителя. / Под ред. Н.А.Ветлугиной. М.: Просвещение, 1974. — С. 5-16.

29. Ветлугина Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки / Ред. сост. В.Н.Максимов. — М.: Музыка, 1980. — С. 229-244.

30. Ветлугина Н.А. Модель эстетического отношения ребенка к музыке и музыкальной деятельности // Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы. Сб. тезисов. М., 1982. — С. 15-19.

31. Власова И.Д. Воспитание в игре интереса к труду взрослых у детей 5-7 лет: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1969. — 26 с.

32. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./ Под ред. проф. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1973. — С. 83-94.

33. Волостникова А.Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности: Учебн.-мет. пособие. Свердловск. Уральск, гос . ун-т им.А.М.Горького, 1971. -13 с.

34. Выготский J1.C. Избранные психологические исследования. М.:Изд-во АПН РСФСР, 1956. 519 с.

35. Выготский JI.C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. — №6. — С. 62-76.

36. Выготский JT.C. Развитие интересов в переходном возрасте. Собр. соч.: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под. ред. Д.Б.Эльконина. -М.: Педагогика , 1984, — С. 6-40.

37. Выготский Л.С. Психология искусства / Общ. ред. В.В.Иванова. -М.: Искусство, 1986. 573 с.

38. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. М.: Просвещение, 1991. — 93 с.

39. Выготский Л.С. Воспитание эмоционального поведения // Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1996. С. 94-107.

40. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. — 152 с.

41. Галеев Б.М. Проблемы синестезии в искусстве (философско-эстети-ческий анализ): Автореф. дисс. . докт. филос. наук. Казань, 1995. -33 с.

42. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о формировании умственных действий // Психология как объективная наука / Под ред. А.И.Подольского. М.: Изд-во "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1998. — С. 272 — 317.

В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

www.dissercat.com

Смотрите так же:

  • Развитие ребенка в астрахани Дошкольное развитие детей в астрахани Заказать! Прямо сейчас. Подготовка детей к школе. Адрес. Астрахань, Набережная 1 Мая, 75. регион город что искать. Южная, 23 к2. Россия Астрахань Образование, работа Образовательные центры для детей дошкольного возраста в Астрахани.Всего в Астрахани 63 компании из данной категории. Астрахань, ул. […]
  • Воспитание ребёнка в исламе Воспитание ребёнка в исламе Плакаты в обучении детей. Плакаты на стенах дома — это отличный вариант обучению детей чему-либо. Вспомните рекламные щиты на улицах . Наши глаза волей -неволей обращают внимание на какие-то вывески и читают то, что там написано. А если это прорабатывать с детьми — то результаты эффективности не […]
  • Чем поить 6 месячного ребенка Меню 8-месячного ребёнка. Что и как вводить? Меню 8-месячного ребёнка уже должно быть вполне разнообразным. Рацион малыша, находящегося на искусственном вскармливании, значительно отличается от «грудничкового», так как у первых прикорм вводится на 1 месяц раньше: вместо положенных 6 месяцев - в 5. В этом возрасте ребёнок уже […]
  • Развитие речи задания для дошкольников Задания для развития речи ребенка 5-6 лет Готовность ребенка 5-6 лет к обучению в школе зачастую определяется уровнем развития его речи. Дошкольник должен уметь четко формулировать свои мысли и выражать их. Именно при помощи устной и письменной речи дети усваивают школьный материал. Небольшое отставание в развитии речи у малышей обычно […]
  • Развитие ребенка в 1 3 года Развитие ребенка в 1 3 года К 1 году 3 месяцам малыш уже более уверенно ходит, а к 1 году 6 месяцам может относительно свободно перемещаться в разных направлениях без помощи взрослого. При этом следует заметить, что его ходьба еще далека от совершенства. Она будет "оттачиваться" на протяжении всего 2-го и даже 3-го года жизни ребенка. […]
  • Диагностика речи ребёнка Диагностика речи ребенка 3 лет Диагностика развития речи у детей в возрасте от 3 до 6 лет Методика словарная мобильность . Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную […]
  • Если у 2 месячного ребенка урчит в животе У 3 месячного ребенка урчит животе Урчание в животе у ребенка в 10 месяцев Хронические заболевания: Нет Здравствуйте, у нас такая проблема девочке 10 месяцев ест плохо смесь 90 гр пюре каши 2-3 ложки и плюется. Во время кормления очень урчит в животе, перед тем как пукнуть плачет ножками сучит ночью сон беспокойный, а днем нормальный. В […]
  • Развития ребенка 5-6 лет Мультики для развития ребенка 5 6 лет Мультфильмы для детей 6 лет Вкус ребёнка необходимо формировать с раннего детства. Ведь именно в раннем возрасте он впитывает всю информацию словно губка. Именно поэтому подходить к вопросу о том, какие именно мультипликационные фильмы показывать ребёнку, нужно очень ответственно. Особенно этот […]