Как развивается речь ребенка: нормы, этапы, особенности

И вот наступает момент, когда начинается развитие связной речи у детей. Это длительный и многоэтапный процесс, но самые важные достижения происходят в первые 7-8 лет жизни ребенка.

Нормы и этапы речевого развития

  • Этап первый: доречевой (от 0 до 6 месяцев). В некоторых источниках его продлевают до 12 месяцев, включая в него и время произношения первых осмысленных устойчивых сочетаний звуков.
  • Этап второй: развитие активной речи (от 6-12 месяцев до 3 лет).
  • Этап третий: дошкольный (от 3 до 7 лет).
  • Этап четвертый: школьный (от 7 до 17 лет).
  • Речь ребенка с года до 3 лет

    Речь ребенка до года еще плохо структурирована. До 12 месяцев вообще принято говорить о доречевом общении. Это мимика, жесты, лепет, первые устойчивые сочетания звуков, которыми малыш уже пытается называть окружающие вещи, людей и животных («ма», «ба», «кся» и т.д.), первые призывы, просьбы и простые действия («ам-ам», «дай», «бух», «ку-ку»).

    С 1 года до 1,5 лет речь становится более обобщающей, не привязанной к конкретной ситуации. Конечно, понимает он в это время уже намного больше слов, чем произносит. Речь ребенка 2-3 лет уже более совершенна. Начинается активное накопление словарного запаса, появляется первое понимание грамматики речи: множественного числа, падежей, форм лица (я, ты, мы и т.д.), времен глаголов. В этот период родителям важно активно интересоваться, как развивать речь детей, больше говорить с малышами, читать им сказки, играть в речевые игры и всеми способами стимулировать говорение и расширение словарного запаса.

    3-7 лет: время говорунов

    Развитие речи у детей дошкольного возраста продолжается по нарастающей. Ребенок узнает все больше об окружающем мире, и речь спешит совершенствоваться вслед за новыми знаниями. Развивается слуховой контроль произношения: ребенок начинает осознанно слышать себя и управлять звукопроизношением. Улучшается грамматический строй речи. В 4 года речь уже содержит предложения с второстепенными членами, а к пяти годам ребенок уже может пересказывать недлинные тексты. К завершению дошкольного периода важно, чтобы у детей сформировалось правильное произношение и четкое различение звуков.

    С 7 до 17: обучение, общение, становление личности

    Огромную важность в этот период приобретает качество словарного запаса. Не секрет, что школьники впитывают то, что видят, слышат, читают, поэтому задача родителей и педагогов – окружить ребенка интересной познавательной информацией и хорошими книгами, вместе посещать театры и выставки, предлагать только качественные знания, выраженные красивым, грамотным, «богатым и могучим» русским языком.

    Пожалуй, ограничить развитие речи человека периодом от рождения до совершеннолетия будет неправильно. Каждый из нас развивается и учится всю жизнь. Но именно в детском возрасте закладывается основа для всех успехов и достижений ребенка в будущем, и грамотная, осознанная, качественно сформированная речь станет надежным помощником во всех его начинаниях.

    www.mamelle.ru

    Нормы развития речи. Все в порядке?

    Такой вопрос часто задает себе мама. По данным психологов, зачастую сомнения и страхи мамы связаны именно с развитием речи малыша: он говорит мало слов, его речь не связная, я не понимаю что он говорит и так далее. Но для любых выводов нужна точка отсчета. Поэтому я составила таблицу нормы развития речи ребенка, которую можно взять за основу. Ниже представлены типичные этапы развития – нормы развития речи. Эти этапы проходят малыши, чьи родители не занимаются развитием ребенка специально. Например, малыши, которые занимались по моей программе “Развивай-ка для 2-3 лет”, к трем годам достигли уровней 48-60 месяцев по этой таблице. Поэтому все возможно! Цель этой таблицы – очертить границы нормы развития речи, так вы будете знать, чего ожидать от вашего ребенка. Надеюсь это снимет некоторые сомнения и страхи.

    Развитие речи ребенка

  • Воспроизведение звуков с интонацией
  • Реагирует на свое имя
  • Реагирует на голоса других людей без визуальных подсказок, поворачивает голову и глаза к источнику звука
  • Отвечает надлежащим образом на дружественный и сердитый тон
  • Использует одно или несколько простых слов со значением (это может быть фрагмент слова)
  • Понимает простые инструкции, особенно если даны голосовые или физические объясняющие сигналы
  • Осознает социальное значение слова
  • Имеет активный словарь около 5-20 слов
  • Словарь состоит в основном из существительных
  • Часто овторяет слово или фразу снова и снова
  • Употребляет много жаргонизмов с эмоциональным содержанием
  • Способен выполнять простые команды
  • Называет целый ряд объектов из своего окружения
  • Используют как минимум два предлога, как правило: в, на, под
  • Составляет короткие предложения, в значительной степени по модели существительное-глагол, длина предложений 1,2 слова
  • Примерно 2/3 того, что ребенок говорит, понятно взрослому
  • Активный словарь примерно 150-300 слов
  • Объем и высота голоса плохо контролируются
  • Иногда правильно использует местоимения “Я” и “Ты”. Хотя “Мне”, и “Я” часто путают
  • Начинают появляться понятия “Я” и “мои”
  • Реагирует на такие команды, как «покажи мне свои глаза (нос, рот, волосы)”
  • Задает вопросы “Что это?”
  • Правильно использует местоимения “Я” и “Ты”
  • Используют редкие слова в множественном числе и в прошедшем времи
  • Знает, по крайней мере три предлога, как правило: на, под, за
  • Знает основные части тела и может показать их и назвать
  • Активный словарный запас около 900-1000 слов
  • Около 90% из того, что ребенок говорит, должна быть понятно взрослым
  • В речи начинают преобладать глаголы
  • Понимает простые вопросы, связанные с окружающей средой и деятельностью
  • Понимает и дает ответ на такие вопросы, как “что ты должен делать когда, когда ты сонный, голодный, холодный, или хочешь пить?”
  • Должен знать свой пол, имя, возраст, адресс, имена родителей
  • Не стоит ждать, чтобы он ответит на все вопросы, даже если он их понимает
  • Знает названия знакомых животных
  • Может использовать в речи как минимум четыре предлога или может продемонстрировать свое понимание их значения по просьбе взрослого
  • Знает названия общих объектов в иллюстрированных книгах и журналах
  • Знает один или несколько основных цветов
  • Может повторить 5 цифр
  • Может повторить слова из четырех слогов
  • Демонстрирует понимание понятий над и под
  • Понимает такие понятия, как больше, когда видит соотношение большого с маленьким
  • Легко следует простым командам
  • Часто повторяет слова, фразы, слоги и даже звуки
    • Использует много спонтанных описательных слов: прилагательных и наречий
    • Знает основные сенсорные антонимы: большой-маленький, жесткий-мягкий и т.д.
    • Может считать до десяти
    • Речь должна быть полностью понятна взрослому, несмотря на проблемы артикуляции
    • Знает все гласные и согласные буквы
    • Повторяет предложение до девяти слов
    • Может назвать бытовые предметы с точки зрения использования (шляпа, обувь, кресло)
    • Выполняет за три команды, которые даны одна за другой
    • Должен знать свой возраст, адрес и имена ближайших родственников
    • Простые понятия времени: утро, день, ночь, день, позже, после, в то время
    • Ориентируется в днях: завтра, вчера, сегодня
    • Речь в целом грамматически правильная
    • Знает все дни недели и легко ориентироваться во времени
    • Речь полностью понятна и общественно полезна
    • Должен уметь составлять связный рассказ по картинке, видить связи между объектами и событиями
    • Активный словарный запас более 2000 слов
    • Ребенок задает вопросы типа “Почему”, “Зачем”
    • Активное расширение словарного запаса
    • Если ваш малыш болтает так же или больше, чем описано в таблице, значит развитие речи в норме. Если вы заметили небольшое отставание, то возьмите за правило играть в игры на развитие мелкой моторики.

      В мозге центры развития мелкой моторики и речи находятся очень близко, оттого влияние развития пальчиков на развитие речи. Поэтому, чтобы достичь нормы развития речи, делайте дома пальчиковую гимнастику (в интеренте очень много игр), из бытового – чаще завязывайте шнурки, привязывайте предметы друг к другу, застегивайте пуговички, перебирайте мелкие предметы (крупу, например).

      Займитесь также развитием кругозора: показывайте малышу картинки животных, птиц, людей. Просите произности звуки, которые издают эти объекты и называйте их. Например, в возрасте 1-2 лет покажите ребенку собаку, скажите: Собака. Гав-Гав. Так разговаривает собака. И спросите: “Как разговаривает собака?”.

      Если вы будете проводить такие небольшие развивающие игры каждый день, развитие речи вашего малыша будет в норме и даже выше.

      super-parents.ru

      Нормы речевого развития детей

      Всем известно, что развитие каждого ребенка индивидуально и никакие таблицы роста и веса или нормы речевого развития детей нельзя понимать буквально. Тем не менее, беспокойств у заботливых мам не убавляется. Пока расхождение с общепринятыми нормами минимальное, еще куда ни шло. Но как только оно увеличивается, начинаются волнения и страхи.

      Например, когда ребенок не говорит в полтора года. А если он еще и падал в детстве (куда же без этого), тогда опасения вообще не дают покоя. В какой-то степени это правильно. Все-таки ушиб является достаточно серьезной травмой для детского организма, поэтому лучше не отказываться от посещения психоневролога раз в полгода.

      Но, как показывает практика, на других надейся, а сам не плошай. Почему бы вам не привести несколько простых тестов и не попытаться определить, в чем причина «неразговорчивости ребенка» и соответствует ли это нормам речевого развития детей.

      1. Возьмите простейший сортер, достаточно даже на три фигуры: круг, квадрат и треугольник. И покажите ребенку как им пользоваться. При этом обязательно комментируйте свои действия. Если потребуется, объясните 2 или 3 раза, пока он не поймет принцип. После чего пусть пробует сам. Как минимум одну фигурку он должен просовывать в отверстие без вашей помощи.

      2. Положите на пол горошинку и предложите крохе поднять ее. После чего вам остается смотреть, как он это делает. Ребенок в полтора года должен взять ее пальцами, а не щепоткой.

      3. Для следующего теста проверки речевого развития потребуется цветная бумага и несколько фигурок зверюшек. Разложите несколько разноцветных листов и наклейте на них белые квадраты, в каждый из которых вклейте фигурку животного. Также нужно вырезать цветные квадраты такого же размера, как и белые. Дальше – просто. Скажите малютке, что зверята хотят спать и нужно закрыть им окошки. Это упражнение сразу покажет, может ли он различать цвета.

      4. Дайте ребенку несколько заданий: «достань из коробки мяч», «принеси машинку», «положи в шкаф футболку» и т. д. Все это кроха должен осилить без особого труда.

      5. Приготовьте три небольшие коробки и несколько игрушек. Дальше положите в каждую коробку по игрушке. Естественно в присутствии ребенка, причем не просто покажите, но и назовите их. То есть, в эту коробку мы положим зайчика и т. д. После чего закройте их крышками и спросите, в какой из них находится «…», а задача малютки – указать на закрытую коробку, в которой спрятана нужная игрушка.

      Вот такие несложные тесты помогут определить, почему ребенок не говорит, является ли это результатом травмы или соответствует нормам речевого развития. И стоит ли вообще беспокоиться.

      Существует ряд заключений о вреде моющей косметики. К сожалению, не все новоиспеченные мамочки прислушиваются к ним. В 97 % шампуней используется опасное вещество Содиум Лаурил Сульфат (SLS) или его аналоги. Множество статей написано о воздействии этой химии на здоровье как деток, так и взрослых. По просьбе наших читателей мы провели тестирование самых популярных брендов.

      Результаты были неутешительны — самые разрекламированные компании показали в составе наличие тех самых опасных компонентов. Чтобы не нарушить законных прав производителей, мы не можем назвать конкретные марки. Компания Мульсан Косметик, единственная прошедшая все испытания, успешно получила 10 баллов из 10 (ознакомиться). Каждое средство произведено из натуральных компонентов, полностью безопасно и гипоаллергенно.

      Если вы сомневаетесь в натуральности вашей косметики, проверьте срок годности, он не должен превышать 10 месяцев. Подходите внимательно к выбору косметики, это важно для вас и вашего ребенка.

      www.vse-pro-detey.ru

      Таблица речевого развития детей

      Мониторинг речевого развития детей с ОНР

      Мониторинг уровня развития речи детей с общим недоразвитием речи -таблицы для логопеда.

      Таблица 1. Обследование уровня познавательной деятельности детей (начало года).

      Таблица 2. Обследование уровня познавательной деятельности детей (конец года).

      Таблица 3. Обследование уровня моторной сферы (начало года).

      Таблица 4. Обследование уровня моторной сферы (конец года).

      Таблица 5. Обследование уровня развития импрессивной речи (начало года).

      Таблица 6. Обследование уровня развития импрессивной речи (конец года).

      Таблица 7. Обследование уровня развития связной речи (начало года).

      Таблица 8. Обследование уровня развития связной речи (конец года).

      Таблица 9. Обследование уровня развития словаря (начало года).

      Таблица 10. Обследование уровня развития словаря (конец года).

      Таблица 11. Обследование уровня развития словообразования (начало года).

      Таблица 12. Обследование уровня развития словообразования (конец года).

      Таблица 15. Обследование уровня звукопроизношения (начало года).

      Таблица 16. Обследование уровня звукопроизношения (конец года).

      Таблица 18. Обследование уровня развития грамматического строя речи (начало года).

      Таблица 19. Обследование уровня развития грамматического строя речи (конец года).

      Таблица 20. Обследование уровня развития фонематического восприятия, анализа и синтеза (начало года).

      Таблица 21. Обследование уровня развития фонематического восприятия, анализа и синтеза (конец года).

      Таблица 22. Обследование уровня развития слоговой структуры слов (начало года).

      Таблица 23. Обследование уровня развития слоговой структуры слов (конец года).

      Бычкова Ольга Владимировна,

      МБДОУ детский сад комбинированного вида № 115 «Ладушки»,

      Методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему:

      Таблица диагностика речевого развития

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Презентация Диагностика речевого развития дошкольника

      В презентации представлен материал для обследования словаря, грамматического строя, фонематического восприятия, состояния познавательных психических процессов.

      Роль диагностики речевого развития для организации воспитания и обучения детей.

      Роль диагностики речевого развития для организации воспитания и обучения детей.Методика обследования звуковой стороны речи детей.а) Общие принципы обследованияб) Материал для обследо.

      Таблицы Диагностика музыкального развития дошкольников по программе От рождения до школы

      Таблица для занесения результатов диагностики музыкального развития дошкольников. Первая колонка в разделе — диагностика в ноябре, вторая — диагностика в апреле.

      Диагностика речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

      Логопедическое обследование начинается с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемого ребенка, со сбора сведений о нем от медицинского персонала, воспитателей.

      Сводная таблица состояния речевого развития детей подготовительной группы

      Сводная таблица состояния речевого развития детей подготовительной группы.

      Консультация для воспитателей «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»

      «Детская речь: «нормы» и диагностика речевого развития»В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи -умением ребёнка своб.

      Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)

      Диагностика речевых умений детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора (на основе диагностики речевого развития О.Ушаковой, Е. Струниной)1.Отгадай загадку:Хвост с узорами,Сапог.

      Как развивается речь ребенка: нормы, этапы, особенности

      Развитие каждого человека и человечества в целом неразрывно связано с речью. Первые звуки человеческое дитя слышит еще в утробе матери. Младенец слушает голос мамы, звон погремушек и постепенно учится узнавать и различать разные звуки.

      Нормы и этапы речевого развития

      На основании масштабного изучения речи детей разных возрастных категорий были составлены нормы развития речи детей. Для каждого этапа развития речи по возрастам характерны свои особенности и набор навыков и умений, о чем мы поговорим во второй части статьи. А пока просто обозначим главные вехи.

      • Этап первый. доречевой (от 0 до 6 месяцев). В некоторых источниках его продлевают до 12 месяцев, включая в него и время произношения первых осмысленных устойчивых сочетаний звуков.
      • Этап второй. развитие активной речи (от 6-12 месяцев до 3 лет).
      • Этап третий. дошкольный (от 3 до 7 лет).
      • Этап четвертый. школьный (от 7 до 17 лет).
      • В попытках сравнить речевое развитие своего ребенка с каким-то авторитетным эталоном каждой маме необходимо помнить, что ни один малыш не обязан строго следовать чьим-то таблицам и вычислениям. Любые таблицы основаны на усредненной статистике, которая составлена по итогам исследований речи ДРУГИХ детей. Поэтому стоит весьма гибко подходить к вопросу речевого развития своего ребенка, учитывать целый комплекс других показателей его благополучия и не расстраиваться, если малыш чего-то пока не умеет.

        Речь ребенка с года до 3 лет

        3-7 лет: время говорунов

        Именно в этот период у детей выявляются нарушения в развитии речи, поэтому родителям и педагогам необходимо вовремя заметить проблемы. Нужно вовремя пройти диагностику у логопеда (если она не проводилась в садике, пройдите ее самостоятельно в местной ППМК или у частного специалиста). Как правило, речевые нарушения можно диагностировать у ребенка с 4-5 лет. Стоит отметить, что неразговорчивость или тихая речь не всегда являются признаком речевых расстройств. Это может быть индивидуальной особенностью, но выяснить это должен специалист.

        С 7 до 17: обучение, общение, становление личности

        Обучение в школе совпадает с периодом сознательного усвоения речи и активного практического пользования ею. Ни один школьник не представляет без речи ни обучение, ни общение со сверстниками. Большую роль начинает играть письменная речь школьника. Для успешного обучения в школе ребенку необходимо не только хорошо усваивать речевую информацию, но и активно видоизменять слова, строить грамотные предложения, анализировать состав слов, уметь пересказывать большие объемы информации и выражать свои мысли речью.

        lechimdetej.ru

        Нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста

        В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное, несмотря на наличие разнообразных таблиц, отображающих речевые навыки детей в дошкольном возрасте. Конечно же, умение правильно говорить – является одним из наиболее важных элементов психического развития человека.

        Но становление этого навыка может происходить как стандартным, так и совершенно необычным образом. При этом очень важно помнить, что по данным многочисленных исследований в области логопедии и психологии речь тесно связана с формированием внимания, памяти, мышления и воображения.

        Что включает понятие „ребенок с нормой речевого развития“

        Норма речевого развития у детей разного возраста зафиксирована в различных источниках информации. Однако психологи рекомендуют крайне осторожно подходить к сравнительной характеристике речевых умений конкретного ребенка и информации из таблиц и справочников. Действительно, нарушения речи являются одной из наиболее распространенных проблем в области психического развития малышей. Но далеко не всегда такие нарушения присутствуют на самом деле, а некоторые из них поддаются коррекции и в домашних условиях без привлечения логопеда или психолога.

        Само понятие «возрастные нормы речевого развития детей» включает в себя не только количество выговариваемых ребенком слов и их правильное произношение. Сюда же относится и умение составлять словосочетания, предложения, распознавание местоимений, изменение слов по падежам и управление временем при помощи глаголов.

        Важна также оценка словарного запаса ребенка – необходимо учитывать количество как активных (которыми он пользуется), так и пассивных форм (не пользуется, но понимает).

        Это даст понимание первоочередных потребностей малыша или школьника – в первую очередь, необходимо расширять его лексические запасы или же стоит заняться переводом пассивных форм в активные.

        Таблица норм развития речи ребенка от 2 месяцев до года

        Нормы речевого развития детей дошкольного возраста, как правило, включают в себя и эмоционально-речевой отклик ребенка. То есть оцениваются не только издаваемые малышом звуки и слова, но и его восприятие обращенной к нему же речи. При этом особенно важны данные первого года жизни, когда четко прослеживается умение младенца идентифицировать и отображать получаемую извне информацию.

        Основным видом общения новорожденного малыша с окружающим его миром является крик и мимика. Эти – пока только две — доступные ребенку формы общения универсальны. Они выражают боль, радость, счастье, неудовлетворенность, голод, страх, жажду и желание «поговорить». В обращенных же к малышу словах для него, в первую очередь, важны ритм, интонация и громкость. Громкие резкие звуки вызывают страх и, как следствие, — слезы, а вот ласковые ритмичные «потешки» или просто нежные слова – успокаивают, приносят радость, заставляют улыбаться.

        Развитие речи ребенка в норме отображает таблица навыков, распределенных в зависимости от возраста малыша на первом году его жизни:

        Количество месяцев от рождения

        Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.

        Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).

        Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у».

        Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».

        Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.

        Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).

        Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения).

        Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета.

        Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на».

        Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений).

        Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания.

        Конечно же, в таком возрасте понятие «ребенок с нормой речевого развития» еще не имеет права на существование. Особенно, если малыш болен, страдает от постоянного вздутия живота или наоборот очень много спит. В таком случае родители могут просто не заметить тех или иных свидетельств нормального речевого развития малыша. Но на втором году жизни ребенка они становятся все более очевидными, и идентифицировать их легче.

        Нормы речевого развития детей от 1 года до 2 лет

        Развитие речи ребенка в 2 года, норма которого все еще достаточно расплывчата, постепенно переходит в стадию автономности. Ребенок начинает использовать аморфные слова-корни, четко выделяя их из лексем, произносимых взрослыми (особенно часто малыш выбирает ударные слоги). Например, слово «де-» может означать все, что касается ДЕревьев или оДЕжды, а слово «па-» — лоПАтку, ПАлку и ПАпу. Важно также понимать, что характерной особенностью возраста от 1 до 1,5 лет является активное расширение пассивного словарного запаса, во время которого количество произносимых слов может практически не увеличиваться.

        Тем не менее, норма речевого развития у детей 2 лет подразумевает соотнесение знакомых слов с их изображениями. То есть малыш вполне может показать мяч, тучу, солнце, мышку, лису и т.п. Кроме того автономная речь постепенно сменяется «телеграфной»: ребенок пытается при помощи односложных выражений передать смысл целого предложения, например, «я мокрый» значит «мама, переодень меня пожалуйста». К концу второго года жизни малыш учиться менять слова в зависимости от количества называемых предметов и времени, в котором происходило то или иное событие.

        Речевое развитие детей в 2-3 года: какой должна быть речь ребенка в норме

        Нормы речевого развития детей 2-3 лет уже лучше подлежат обобщениям, хотя индивидуальные особенности характера малыша могут привести родителей к мысли, что психическое развитие их чада не соответствует общепринятым стандартам. На 3-ем году жизни речь ребенка теоретически должна стать более связной. Это значит, что предложения будут усложняться, но количество грамматических ошибок в них все еще будет значительным. Повысится интенсивность пополнения активного словарного запаса – в 3 года ребенок сможет оперировать почти 1000 слов.

        Однако нормы речевого развития детей 3 лет могут быть ограничены умением взрослых вызывать малыша на разговор, стимулируя таким образом его речевую активность. В этом возрасте ребенок все еще целиком и полностью подчиняется своим желаниям и слово «надо» для него не существует. Если он не захочет разговаривать, то и не будет (хоть и умеет), опровергая самую достоверную информацию из различных таблиц и справочников. Поэтому общаться с малышом нужно как можно больше, учитывая, что нравоучения и «разбор полетов» общением не считаются.

        В целом же, развитие речи ребенка 3 лет в норме сводится к усложнению речевых конструкций и попыткам научиться координировать интонацию и громкость голоса. Вполне нормальны запинки и прерывистость при произношении даже знакомых слов, — ребенок пока еще только учится связно выражать свои мысли. Но вот чистота произношения часто употребляемых лексем должна улучшиться. В идеале к концу третьего года жизни взрослые должны понимать более 60% из речи малыша.

        Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

        Нормы развития речи детей 3-4 лет предполагают появление новых артикуляционных навыков. Ребенок начинает слышать неправильное произношение звуков другими детьми, а сам осваивает твердые фонемы «с», «ц» и «з». Иногда добавляется и сложный в произношении звук «р», однако полное его становление происходит позднее. Логопедические занятия на данном этапе большинство специалистов считают нецелесообразными, поскольку артикуляция находится в процессе формирования.

        К нормам речевого развития детей 3-4 лет относится и умение адекватно использовать названия различных растений, правильное обращение с местоимениями, умение назвать свое имя, возраст и пол. В этот же период происходит интенсивное освоение падежей, времен глаголов, и все чаще попытки согласования прилагательных и существительных мужского или женского рода увенчиваются успехом. Кроме того, расширение кругозора ребенка помогает ему понять слова-обобщения (продукты, посуда, мебель), и они немедленно включаются в его активный словарный запас. Также малыш начинает сознательно использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы, иногда создавая совершенно новые слова – «стульчичек», «мышусик» и т.п.

        Соответствие норме речевого развития детей 4 лет можно проследить и через трансформацию формы фраз. Второстепенные члены предложения зачастую опускаются или же ставятся в конец, а основная суть передается подлежащим и сказуемым, связь между которыми налаживается при помощи предлогов, окончаний и союзов. На формирование фраз может оказывать влияние и прослушанные книги или стихи, — в таком случае речь ребенка ненадолго приобретает специфический стиль или ритмику. Малыш открывает для себя понятие рифмы и с удовольствие пробует объединять в созвучные пары даже такие слова, которые не рифмуются в принципе.

        Нормы речевого развития детей от 4 до 5 лет

        Нормы речевого развития детей 4-5 лет существенно отличаются от требований, предъявляемых к трехлеткам. Ребенок должен правильно употреблять слова разных степеней обобщения, проводя, например, такую параллель как «ромашка – цветок – растение». Кроме того в его активном словарном запасе увеличивается количество пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и т.д. Отдельное место в речевом развитии малыша занимает словотворчество, свидетельствующее о начальном этапе усвоения различных моделей словообразования. Поэтому если ребенок создает слова по аналогии, но неправильно, к примеру «больно-больнее» и «громче-громчее», то это говорит о том, что его языковое развитие идет по правильному пути.

        Нормы речевого развития детей 5 лет в области произношения звуков допускают смешанную артикуляцию шипящих и свистящих, а также отсутствие четкого вибрирующего «р». В этот период рекомендуется много читать ребенку вслух и учить с ним стихотворения, акцентируя внимание на правильном произношении звуков. Полезны также «рычащие» игры, помогающие сформировать полноценный звук «р». Однако заставлять ребенка не нужно, поскольку пристальное внимание к его произношению может вызвать обратную реакцию – и четкость речи будет утрачена.

        Нормы речевого развития детей 5 до 7 лет

        Нормы речевого развития детей 5-6 лет свидетельствуют о качественном скачке в умении строить связные речевые конструкции. Ребенок в этом возрасте способен пересказать текст, соблюдая необходимую логическую и временную последовательность. В этот же период начинает формироваться так называемая внутренняя речь, помогающая дошкольнику планировать предстоящую деятельность. Кроме того, теперь ребенок может выделять первый звук в словах, делая первый шаг к звуковому анализу.

        Нормы речевого развития ребенка 7 лет предполагают достаточно высокий уровень владения связной речью. Грамматические ошибки редки, артикуляция всех звуков – четкая и правильная. Иногда возникают проблемы с согласованием слов в сложноподчиненных предложениях и причастных оборотах. Появляется навык выразительного чтения, совершенствуется умение соответственно моменту менять интонацию и громкость голоса.

        Таблица норм речевого развития ребенка от 1,5 до 7 лет

        Таблица речевого развития детей в норме позволяет адекватно оценить умения и навыки дошкольника. Однако необходимо учитывать, что допускается и отклонение от данных норм в рамках полугода. То есть, если пятилетний ребенок не различает четко понятия завтра и сегодня, то ничего страшного в этом нет. А вот если эти слова остаются не до конца понятными ему и в 5,5 лет, то, возможно, есть смысл обратиться к специалисту.

        Возраст ребенка в месяцах/годах

        vkapuste.ru

        Смотрите так же:

        • Почему ребенок спит беспокойно ночью Из-за чего грудной ребенок плохо спит Почему грудничок плохо спит ночью? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратить внимание на множество факторов, которые в комплексе влияют на сон у грудничка. К ним относятся режим питания, температура воздуха в детской комнате и многое другое. По словам педиатров, беспокойно спят многие […]
        • Критические и сенситивные периоды развития детей Критические и сенситивные периоды развития Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность (греч.: rein терос — другой, хронос — время), т.е. неравномерность и разновременность роста и развития. В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формирования отдельных функций и […]
        • Ребенок в 2 года не спит днем комаровский Ребенок 2 месяца не спит днем комаровский Почему грудничок не спит днем или ночью? Возможные причины и советы. Когда не спит малыш, не спят и родители. В результате и взрослые, и кроха переутомлены, в плохом настроении, а мама не в состоянии справляться со своими ежедневными обязанностями. Считается, что груднички должны спать почти […]
        • Развитие ребенка в астрахани Дошкольное развитие детей в астрахани Заказать! Прямо сейчас. Подготовка детей к школе. Адрес. Астрахань, Набережная 1 Мая, 75. регион город что искать. Южная, 23 к2. Россия Астрахань Образование, работа Образовательные центры для детей дошкольного возраста в Астрахани.Всего в Астрахани 63 компании из данной категории. Астрахань, ул. […]
        • Центр развития ребенка рыбинск Центры развития ребенка в Рыбинске Детские центры буквально с рождения готовы помочь родителям в воспитании и обучении ребенка. В Рыбинске это направление активно развивается, и уже сегодня такие организации как Центр развития ребенка, Детский клуб, Детская игровая комната, существуют практически в каждом районе города. Буду благодарна […]
        • Ребенок перестал спать по ночам 5 месяцев Ребенок 4 месяца часто просыпается Почему ребенок часто просыпается ночью? Многих молодых мам беспокоит вопрос, почему ребенок часто просыпается и значит ли это, что у малыша есть нарушения сна. Эта проблема наиболее распространена у грудных детей. Что делать, если ребенок часто просыпается и является ли это поводом для […]
        • Детям про месячные Первые месячные: как объяснить ребенку, что это такое? Наши дети растут не по дням, а по часам, и вскоре наступает момент, когда их организм осуществляет кардинальные изменения, это особенно касается девочек. Мальчики и девочки развивается одинаково в соответствии со своим возрастом до определенного момента — 7-8 лет, затем в женском […]
        • Сколько должен спать ребенок 2 5 месяцев Сколько должен спать ребенок в 6-7 месяцев: причины плохого, беспокойного сна в дневное и ночное время Первый большой рубеж в жизни малютки – полгода. Заметно окрепший и подросший, кроха уже может похвастаться первыми зубками, способностью сидеть и пробой первой «взрослой» пищи в виде прикорма. Заботливые родители уделяют много внимания […]