ПРЕЗЕНТАЦИЯ «СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сенсорное развитие дошкольников в условиях разновозрастной группы 2017 Выполнила Бычкова Елена Ивановна_______ ____________________________________ L/O/G/O

Цель проекта Цель проекта: создание условий для сенсорного воспитания детей разновозрастной группы (3-6 лет) ДОУ. Виды сенсорных ощущений

Предметно — развивающая среда группы «Внешние чувства составляют материал для всех рассудительных работ». К. Д. Ушинский Сенсорное воспитание — это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений. Основная задача — помочь ребенку накопить представление о цвете, форме, величине предметов и др. Богатство ощущений и восприятий — это предпосылка для полноценного познания окружающего мира, развития мыслительных процессов. Предметно-развивающая среда – важное условие сенсорного воспитания дошкольников. Поэтому, работая над данной темой, я особое внимание уделила организации предметно-развивающей среды для сенсорного воспитания детей в условиях разновозрастной группы. «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние…» Е. И. Тихеева

Игры – «сортеры» Сортер – это развивающая логическая игра, в которой нужно сортировать предметы по определенному признаку – цвету, форме или размеру. Работа по сенсорному развитию в разновозрастной группе предполагает наличие разных видов игр-сортеров, соответствующих возрастным возможностям детей от 3 до 6 лет. Так, мною были изготовлены игры-сортеры: «Разложи яблоки в корзины» (развитие цветоощущений), «Волшебная мозаика» (цветоощущение и мелкая моторика). Также в нашей группе есть деревянные игры-сортеры, рамки-вкладыши, пирамидки. «Разложи яблоки в корзины» «Волшебная мозаика»

Игры – «шнуровки» Игра – «шнуровка» – это продергивание шнурка, проволоки или толстой нити в отверстия. Основа для шнуровки может быть выполнена из разных материалов – ткани, поролона, картона, фанеры, в которых сделаны отверстия-дырочки. Работая над данной темой, мною были разработаны, изготовлены и апробированы на практике такие игры — «шнуровки», как «Забавные бантики», «Веселые картинки», «Пришей пуговицу», «Заверши узор», «Ежик», «Цветные резиночки». Задания этих игр могут усложняться в зависимости от возраста и индивидуальных возможностей детей разновозрастной группы. Д/и «Забавные бантики» Д/и «Ежик» Д/и «Веселые картинки» Д/и «Пришей пуговицу» Д/и «Заверши узор» Д\и «Цветные резиночки»

«Сенсорные коврики» «Сенсорные коврики» направлены на развитие зрительных и тактильных ощущений. В нашей группе родителями были изготовлены «сенсорные коврики» для восприятия руками и стопами. Игры с «сенсорными ковриками» позволяют развивать мелкую моторику, проводить массаж пальцев рук, ладоней и стоп. Благодаря таким коврикам дети расширяют знания о цвете, форме, различной текстуре поверхностей.

Пальчиковый театр Пальчиковый театр направлен на развитие пальцев рук и кисти. Игры-спектакли с использованием пальчиковых кукол способствуют развитию речи детей, расширению словарного запаса, позволяют в занимательной форме познакомиться с художественной литературой; способствует проявлению творческих способностей, воображения, фантазии; воспитывают умение взаимодействовать в игре со сверстниками, выполнять правила. Мною были изготовлены куклы для пальчикового театра из фетра и картона. Дети старшего возраста также привлекаются к изготовлению кукол для пальчикового театра. В группе организована зона для проведения театрализованных игр, мини-спектаклей. Работа в разновозрастной группе предполагает объединение всех детей во время подготовки и проведения игр в «пальчиковом театре».

Игры с песком и водой В рамках проекта мною был организован уголок для игры с песком и водой в группе. Чтобы решить специфику организации игр с песком и водой в разновозрастной группе, мною были подобраны различные игровые материалы: пасочки, емкости, ткани, игрушки из пластика и резины. Детям можно предложить игры по моделированию фигур из песка, нахождение закопанных предметов, пересыпание в разные емкости и т.д. Кроме того, такой уголок позволяет проводить элементарное экспериментирование с песком и водой, реализовывать технологию проблемного обучения и воспитания дошкольников. В теплое время года мною также проводятся игры с песком и водой на прогулке. В частности, в рамках проекта по сенсорному развитию детей был организован конкурс по реализации регионального компонента «Мой дом родной». Уголок для игр с песком и водой Конкурсная работа из песка «Мой дом родной»

Игры с крупами и макаронными изделиями Работая над темой сенсорного развития детей в условиях разновозрастной группы, мною были разработаны игры с крупами и макаронными изделиями, которые активно использую в учебно-воспитательном процессе, а именно: для детей младшего дошкольного возраста предлагаю игры: «Рисуем на манке», «Золушка», «Пересыпь», «Найди клад»; для детей среднего и старшего дошкольного возраста: «Найди фигуры по образцу», «Мозаика из круп (макарон)», «Макаронные бусы для мамы», «Продолжи последовательность», «Нарисуй по схеме».

Тестопластика Тестопластика формирует сенсорную чувствительность, т.е. способствует восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику, синхронизирует работу обеих рук; развивает творческие способности, фантазию. Работая над темой сенсорного развития дошкольников в условиях разновозрастной группы, мною был проанализирован теоретический психолого-педагогический материал по такому современному творческому направлению, как тестопластика. Мною было подготовлено необходимое оборудование для организации такой деятельности в группе: формочки, «скалки», «ножики», мини-прессы. В нашей группе тестопластика проводится как в рамках НОД, так и во время досуга. Также мною была проведена работа с родителями: консультация «Тестоплатиска и речь ребенка», конкурс «Новогоднее украшение из соленого теста».

Рисование пальчиками и ладошками Нетрадиционные техники рисования – эффективный метод сенсорного развития дошкольников. Рисовать можно и правой и левой руками, окрашенными в разные цвета. Техника помогает ребенку почувствовать материал (гуашь, акварель), его свойства, зрительно воспринимать цвета. Мною реализуются такие нетрадиционные техники рисования в рамках НОД. В условиях разновозрастной группы важно распределить задания согласно возрастным и индивидуальным возможностям детей.

Работа с родителями В рамках проекта по сенсорному воспитанию детей разновозрастной группы мною была проведена работа с родителями, а именно: проведено обновление информации в уголке для родителей; организован конкурс «Сенсорные дидактические игры своими руками»; мастер-класс «Сенсорный коврик дома»; консультация «Сенсорные игры для детей 3-6 лет в домашних условиях»; консультация «Тестоплатиска и речь ребенка»; конкурс «Новогоднее украшение из соленого теста». педагогический тренинг «Путешествие в страну Сенсорику»; привлечение родителей к организации сенсомоторного уголка в группе.

Конкурсные материалы «Сенсорные дидактические игры своими руками» «Веселая мозаика» «Сенсорные дощечки» Игра-сортер «Подбери по форме и цвету» «Сенсорные мешочки»

Сенсомоторный уголок в группе

Сенсорный массаж Сенсорный массаж с помощью массажных мячиков, ковриков, каштанов – действенный способ сенсорного развития детей и эффективный метод здоровьесбережения дошкольников. В нашей группе ежедневно проводится массаж «шипованными» мячиками стоп, ладоней, пальцев рук. После дневного сна практикуется использование массажного коврика.

Результаты проекта Проведенная мной работа в рамках проекта по сенсорному развитию детей 3-6 лет в условиях разновозрастной группы позволила достичь следующих результатов: систематизировать материал по сенсорному развитию детей 3-6 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями; расширить предметно-развивающую среду по сенсорному развитию детей 3-6 лет: организовать в группе сенсомоторный уголок; оформить уголок для игр с песком и водой; театрализованный уголок для пальчиковых игр. пополнить предметно-развивающую среду дидактическими играми, направленными на сенсорное развитие дошкольников 3-6 лет; повысить педагогическую компетенцию родителей по теме «Сенсорное развитие детей 3-6 лет»; разнообразить формы взаимодействия ДОУ с семьей; внедрить в практическую деятельность современные педагогические технологии (тестоплатику, сенсорный массаж); реализовать здоровьесберегающие технологии (использование «сенсорных ковриков», сенсорного массажа, игр с песком и водой на прогулке). Таким образом, была достигнута основная цель проекта — в группе созданы условия для сенсорного воспитания детей 3-6 лет в условиях разновозрастной группы ДОУ.

urokinachalki.ru

4.Условия организации труда дошкольников

Приобщение дошкольников к труду, решение задач трудового воспитания возможно только при наличии условий, при которых труд становится средством педагогического воздействия на детей. Условиями организации труда дошкольников являются:

систематическое включение каждого ребенка в труд;

посильность трудовой нагрузки;

подбор оборудования для труда;

создание в группе трудовой атмосферы

Тема. Теоретические основы интеллектуально-познавательного воспитания детей дошкольного возраста

1. Роль ИПВ в системе целостного развития дошкольников.

2. Основные понятия теории ИПВ.

6 роль разных видов деятельности в интеллектуально-познавательном развити детей дошкольного возраста.

1. Роль ипв в системе целостного развития дошкольников

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для ИПВ.

Темп ИПР детей дошкольного возраста высок в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты ИПВ трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка.

В процессе ИПВ нужно учитывать явление акселерации, ускоренного развития детей.

Особенно велика роль ИПВ в подготовке детей к школе.

ИПВ играет важную роль в целостном воспитании детей дошкольного возраста, тесно связано с другими сторонами воспитания.

ИПВ неразрывно связано с социально-нравственным, трудовым, эстетическим, физическим воспитанием.

2. Основные понятия теории ипв.

Интеллектуально-познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий.

ИПВ – это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей, включающее сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.

3. Задачи ипв дошкольников

1) Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

2) Развитие познавательной деятельности

3) Развитие любознательности, познавательных интересов и способностей детей

4) Развитие интеллектуальных умений и навыков

4. Средства ипв дошкольников

Средства ИПВ подразделяются на 2 группы:

1) деятельность детей: бытовая, игра, труд, учебная деятельность;

2) произведения духовной и материальной культуры (предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.).

5. Условия интеллектуально-познавательного развития детей.

Условия интеллектуально-познавательного развития детей:

1) Насыщенность жизни детей разнообразными видами деятельности, их усовершенствование и развитие.

2) Организация развивающей предметной среды.

3) Использование развивающих технологий.

4) Диагностика и психокоррекция.

Виды детской деятельности: игровая, общение, продуктивные виды деятельности, трудовая.

Тема. СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Значение сенсорного воспитания для развития ребенка.

2. Анализ систем сенсорного воспитания дошкольников в истории дошкольной педагогики.

3. Задачи и содержание сенсорного воспитания в детском саду.

4. Условия и методика сенсорного воспитания в детском саду.

studfiles.net

Дошкольный возраст – период первоначального ознакомления с окружающей действительностью; вместе с тем в это время интенсивно развиваются познавательные силы и способности ребенка. Ребенок познает предметный мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт, который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. Отдельные ощущения, полученные от предмета, суммируются в целостное его восприятие. На основе ощущений и восприятия формируются представления о свойствах предметов, становиться возможным их дифференцировать, выделять один из множества других, находить сходство и различия между ними.

Видный отечественный ученый Н.М. Щелованов называл ранний возраст золотой порой сенсорного воспитания. Отсутствие целенаправленного восприятия искажает представления детей о предмете. Они бывают неопределенными, иногда ошибочными.

1. Понятия и значение сенсорного воспитания в развитии личности ребенка

Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах качествах предметов. Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие ощущений и восприятий. Слово «сенсорный» происходит от латинского слова «sensus» — «чувство», «ощущение», «восприятие», Основой умственного воспитания является сенсорное воспитание, которое обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребёнка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов «способность ощущения». Сенсорное воспитание направлено на то, чтобы научить детей точно, полно и расчленено воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения ( цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.). Психологические исследования показывают, что без такого обучения восприятия детей долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения разными видами деятельности ( рисованием, конструированием и др. ), полноценного усвоения знаний и навыков в начальных классах школы.

Значение сенсорного воспитания хорошо понимали видные представители дошкольной педагогики: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И.Тихеева и другие. Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям. Были созданы системы в основу которых положены современные педагогические и психологические знания о сенсорном воспитании и развитие ребенка, о месте дидактических игр и упражнений в общем процессе сенсорного воспитания. Применение системы будет успешно только в том случае, если воспитатель достаточно глубоко усвоит принципы подбора и усложнения заданий, поймет особенности их связи друг с другом. Ф для этого необходимо познакомиться с основными положениями теории сенсорного воспитания дошкольников, разработанной советскими учеными, и с тем, как эта теория, была использована при подборе, разработке и систематизации игр и упражнений.

Далее изучение показало, что развитие восприятия – сложный процесс, который включает в качестве основных моментов усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанным обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание должно быть направленно на обеспечение этих моментов.

2. Цель и задачи сенсорного воспитания

Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей. Именно на занятиях создаются все условия для планомерного руководства формированием ощущений, восприятий и представлений детей. Обучая детей восприятию различных предметов и явлений, необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Этот смысл становится особенно понятен детям, если они затем используют свои представления в практической деятельности; в этом случае восприятие детей делается более осознанным и целенаправленным: ведь если плохо рассмотришь предмет, то затем трудно изобразить его или сконструировать.

В процессе воспроизведения предмета проверяются и уточняются уже сформированные представления детей. В связи с этим основная задача сенсорного воспитания заключается в том, чтобы сформировать у детей такие умения воспринимать и представлять предметы и явления, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, звукового анализа слов, труда в природе.

Можно выделить основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до 6 лет.

На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для малыша условия, чтобы он мог за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины. На втором – третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине. Начиная с четвертого года жизни у детей формируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию для детей 3-5 лет сгруппированы по возрастным группам, а для каждой группы – по видам внешних свойств предметов, с которыми работают дети (форма, величина, цвет, сочетание разных свойств.) Рекомендуемая последовательность и их использование указана в специальном перечне. Однако эта последовательность не является обязательной. Воспитатель должен творчески подходить к использованию предлагаемых дидактических игр и упражнений, связывая их с с общей системой сенсорного воспитания. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделении одного из свойств в ущерб друг друга.

Таким образом, сенсорное воспитание должно осуществляться в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов – это использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

www.kazedu.kz

Сенсорное воспитание дошкольников

Познание окружающего мира начинается с того, что мы воспринимаем окружение с помощью своих органов чувств, т.е. первым источником познания являются ощущения.

Сенсорное воспитание дошкольников – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование умственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Ощущения – это простейший познавательный процесс, который состоит в отражении отдельных свойств предметов и явлений окружающей среды, при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения – это важнейший источник информации о внешнем мире и собственном теле.

Существуют четыре вида ощущений:

1) Слуховые ощущения – ощущение звука;

2) Обоняние – ощущение запаха;

3) Вкусовые ощущения – человек ощущает 4 модальности: сладкое, солёное, кислое, горькое. Все остальные ощущения вкуса – разнообразные их сочетания.

4) Осязание – тактильные ощущения или кожная чувствительность (это ощущения давления, боли, тепла и холода.

Восприятие отличается от ощущений – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. В основе восприятия лежат ощущения.

Развивать анализаторы – значит научить ребёнка обследовать предметы (такие обследовательские действия в психологии называются перцептивными)

Основная задача сенсорного воспитания – своевременно научить ребёнка сравнивать, обобщать, синтезировать, развивать мысль о предмете через близкое его восприятие.

Чтобы сенсорное воспитание детей осуществлялось целенаправленно и гармонично, очень важно, чтобы дети освоили сенсорные эталоны (это обобщённый опыт человечества по сенсорным знаниям).

Свойства предметов разнообразны, но выделяют наиболее значимые сенсорные эталоны, которые должны освоить дошкольники:

1. Система мер веса;

2. Система мер длины;

3. Система направлений;

4. Система геометрических фигур;

5. Система цвета;

6. Система величины;

7. Система звуков;

8. Система запахов;

9. Система фактуры.

Усвоение таких сенсорных эталонов – процесс очень длительный. Усвоение этих эталонов позволяет развивать ребёнка во всех направлениях, но главное – у ребёнка происходит умственное развитие и развитие речи.

Можно выделить этапы освоения сенсорных эталонов детьми:

I. Этап освоения сенсорных предэталонов (это яркие особенности предметов – некоторые особенности формы, величины предметов, расстояния и др.). Длится этот этап со второй половины первого года жизни до первой половины третьего года жизни.

II. Знакомство с предметными эталонами через сравнение. Например, ребёнок усваивает цвета, через сравнения с какими-нибудь знакомыми предметами с ярко выраженным и относительно постоянным цветом. Например, жёлтый – как лимон, или зелёный – как травка, или оранжевый – как апельсин и т.д. Ещё один пример, ребёнок усваивает систему геометрических фигур и сравнивает эталоны с предметами: круглый, как мяч; квадратный, как кубик; треугольный, как ёлка; овальный, как яйцо и т.д. Этот этап длится с трёх до семи лет.

III. Этап сравнения качества предметов с общепринятыми эталонами. Например, солнце как шар, лимон и огурец овальной формы. Эталоном цвета является семь цветов спектра и их оттенки, для слухового восприятия – звуковысотная шкала (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) и звуки родного языка. Длится этот этап от шести до семи лет.

Ребёнок усваивает все эталоны через активную деятельность с предметами.

Итак, что же должен освоить ребёнок на протяжении дошкольного возраста? (содержание сенсорного воспитания дошкольников).

— цвет (семицветный спектр цветов – радуга);

— величину (большой, средний, маленький и т.д.);

— форму (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, шестиугольник);

— вкусовые ощущения (кислый, сладкий, солёный, горький);

— фактуру (пушистый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, тёплый, холодный и т.д.);

— тяжесть предметов (лёгкий – тяжёлый);

— звучание предметов (высокий звук, низкий, громкий, тихий и т.д.).

— ориентирование во времени (первоначально – утро, день, вечер, ночь, в последствие – интервалы времени – минута, 5 минут, 10 минут, час и знакомство с часами);

— речевой слух (звуки родного языка – гласные и согласные, учить их дифференцировать и обобщать в слова);

— музыкальный слух (умение различать звуки по высоте, тембру, ритмическому рисунку, мелодии);

— ориентирование в пространстве (снизу – сверху, близко – далеко, справа – слева и т.д.).

В дошкольной педагогике сложилось несколько систем сенсорного воспитания. У многих родителей на слуху две самые известные системы сенсорного воспитания – это система Марии Монтессори и система Фридриха Фребеля. Существуют даже специализированные детские сады, которые воспитывают детей по этим системам. И многие родители задаются вопросом: чего же такого особенного в этих садах и следует ли отдавать ребёнка в такой детский сад?

Система сенсорного воспитания дошкольников Марии Монтессори. Автор этой системы предлагала познание окружающего мира соединить с ознакомлением предметов вокруг ребёнка. Она предлагала так насытить развивающее пространство, в котором воспитывается ребёнок, чтобы несколько предметов из окружения вызывали его интерес. М. Монтессори сводит развитие ребёнка исключительно к развитию сил и способностей организма: развитию мускулов, зрения, слуха, обоняния и т.п. У неё разработаны целые системы упражнений на развитие разных органов чувств, причём к каждому упражнению был подобран дидактический материал. Например, для развития термического чувства – упражнения с набором металлических чашечек, наполненных водой различной температуры; для воспитания тактильного чувства – упражнения с набором гладких и наждачных дощечек, карточек, различных тканей и т.д. В системе Монтессори ребёнок должен действовать с материалами самостоятельно.

Система сенсорного воспитания Фридриха Фребеля. Автор этой системы предлагал выстроить сенсорную систему на практической деятельности детей, утверждая, что моторика руки в комплексе с другим анализатором позволит ребёнку более точно говорить о свойствах предметов. Ф.Фребель разработал специальное дидактическое пособие для сенсорного развития детей – «Дары Фребеля», которое состояло из набора различных геометрических фигур, которые рассыпались на меньшие по размеру.

Таким образом, Вы можете решать сами, какой системы сенсорного воспитания ребёнка придерживаться. На самом деле вы можете осуществлять сенсорное воспитания вашего малыша самостоятельно, и оно начинается буквально с первых дней жизни ребёнка…

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

nashidetci.ru

39. Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников.

Условиями сенсорного воспитания в детском саду являются:

1. содержательная, результативная деятельность детей.

Продуктивная деятельность (рисование, лепки, аппликация, конструирование) к. только создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками;

2. использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: занятий, дидактических игр, дидактических упражнений.

В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов.

Целью I этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям. Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими. Неумение достигнуть результата в деятельности ставит ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материала. Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.

Цель 2 этапа — обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках. В процессе обучения воспитатель показывает и называет перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом обследования. Затеи он предлагает детям все это повторить. Самое главное — организовать многократные упражнения в выделении разных качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений.

Цель 3-го этапа — формирование представлений об эталонах. В раннем возрасте ребенок усваивает сенсомоторные предэталоны, когда он отображает лишь отдельные особенности предметов — некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д. В возрасте до 5 лет ребенок пользуется предметными эталонами, т.е. образы свойств предметов соотносит с определенными предметами. Например: «овал похож на огурчик», «треугольник такой, как крыша у домика». В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета. В этот период ребенок уже соотносит качество предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная и т.д. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие.

Цель 4-го этапа -создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организация собственной деятельности. Здесь важна система знаний, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. Например, отбор материалов и инструментов для труда и т.п. Широко используются все виды деятельности как на занятиях, так и в повседневной жизни.

studfiles.net

Смотрите так же:

  • Воспитание детей от 0 Основные моменты воспитания детей от 0 до 3 лет Воспитание детей от 0 до 3 лет — целая наука. На основе базы, заложенной в этом возрасте, формируется вся дальнейшая жизнь ребенка. Возраст 0-3 года является для малыша самой главной вехой в жизни. Недаром японская система раннего развития основана на понимании принципа «после трех […]
  • Развитие малыша на 37 неделе Что происходит и могут ли начаться роды на 37 неделе Развитие малыша на 37 неделе беременности Развитие плода на 37 неделе беременности, прежде всего, направлено на совершенствование всех его внутренних органов и систем. Ребеночек взрослеет не по дням, а по часам! Он активно растет, так что уже сейчас можно понять, родится крошечка или […]
  • От чего 2 месячный ребенок плохо спит Почему ребенок в 2 месяца плохо ест Ребенок в 2 месяца мало ест Возраст: 2,5 месяцев Хронические заболевания: не указаны Здравствуйте! Дочке 2,5 месяца, родилась на 36 неделе с весом 2300 и ростом 45 мс, на данный момент вес 4300 рост 53 см. Сразу после рождения дочку отправили в реанимацию, т. к. Было подозрение на пневмонию, кормилась […]
  • Если у 2 месячного ребенка урчит в животе У 3 месячного ребенка урчит животе Урчание в животе у ребенка в 10 месяцев Хронические заболевания: Нет Здравствуйте, у нас такая проблема девочке 10 месяцев ест плохо смесь 90 гр пюре каши 2-3 ложки и плюется. Во время кормления очень урчит в животе, перед тем как пукнуть плачет ножками сучит ночью сон беспокойный, а днем нормальный. В […]
  • Какие выплаты положены семье с тремя детьми Льготы при рождении третьего ребенка в 2018 году Система государственных, региональных и местных мер поддержки материнства и детства направлена на поощрение рождения каждого малыша. Количество и состав возможных льгот и компенсаций многодетным семьям заметно увеличиваются, если в семье появляется третий ребенок. Скачать для просмотра и […]
  • Можно ли эффералган детям Свечи Эффералган для детей Дети болеют часто, и нередко их простуды сопровождаются температурой. Поскольку таблетки дети, как правило, не любят, то снижать температуру помогают свечи. Узнаем о свечах Эффералган и об особенностях их применения. Свечи для детей Эффералган представляют собой ректальные суппозитории, которые содержат 150 мг […]
  • Сколько может спать ребенок в 3 месяца Сколько спит ребенок 3 месяца ночью Сколько спит ребенок 3 месяца? Сколько спит ребенок 3 месяца от роду? Когда у него установится режим дня и сколько часов должен спать ребенок в самом крайнем случае? Причины сбоя режима. В животе у мамы, ребенок спит, практически, постоянно или он находится в полудреме. Только когда мама чувствует […]
  • Как не упустить ребенка в воспитании Особенности воспитания ребенка 4, 5, 6 лет Возраст с 4 до 6 лет называется дошкольным. Для каждого возрастного периода развития ребенка присущи специфические особенности. Основными задачами дошкольного воспитания ребенка 5 лет являются физическое, умственное, нравственное, трудовое и эстетическое развитие. Кроме того, это время […]