Почему дети бывают жестоки?

Многие считают, что дети рождаются чуть ли не ангелами. Тем большим бывает наше удивление, когда мы видим проявление жестокости именно в детях. О том, откуда берется детская жестокость и как с ней бороться, рассуждают священники Димитрий Смирнов, Валерий Духанин и Сергий Белобородов, а также многодетная мама Наталья Ялтанская и православный психолог Людмила Ермакова.

«Когда окружающая среда агрессивна,

то детская психика ломается»

– Если взять нашу обыденность, то придется констатировать, что жестокость происходит от жестокости. Знаю пример, как в семье один мальчик, постоянно притесняемый старшими братьями, в школе стал жестоко относиться к одноклассникам. Он всего лишь скопировал модель поведения старших. И это во многом решающий фактор: когда окружающая среда агрессивна, то детская психика просто ломается. Часто это провоцируется родителями, которые говорят друг с другом резко, на повышенных тонах, выплескивают на детей свою нетерпеливость, а дети в ответ озлобляются.

Поэтому мне лично кажется, что детская жестокость во многом происходит от отсутствия тепла. Ребенок не получил любви, не согрелся и начинает заранее воспринимать окружающий мир как враждебный. Он, как ёжик выпускает иголки, колет тех, кто находится рядом, потому что привык чувствовать отчуждение и холод внешней среды.

Сейчас дети в большой степени недолюбленные, им мало уделяется внимания. Женщины воспринимают рождение детей не как главную цель в жизни, не как их основное призвание. Дети вроде должны быть, но где-то на втором плане. Для мужчин, которые заняты всё время работой, дети тоже становятся чем-то вроде живых игрушек. С ними можно чуть-чуть поиграть, чтобы отвлечься, но заниматься серьезным воспитанием, в ущерб себе и своему комфорту, редко кто хочет. Из-за этого ребенок недополучает в семье внимания, очень быстро уходит в виртуальные игры, которые наполнены кровопролитием и уничтожением, он смотрит мультфильмы, в которых присутствуют резкость и жесткость. Как же ему самому поступать?

Нужно помнить, что все мы наследовали падшую природу

Если посмотреть с более глубоких, богословских сторон, то мы увидим влияние греха на детей. Нужно помнить, что все мы наследовали падшую природу – дети рождаются с ней, и потому уже в детстве, когда ребенок еще и не очень ответствен за свои поступки, в его природе всё же проявляется что-то греховное: непослушание, своеволие, негодование.

У преподобного Варсонофия Оптинского есть такие в каком-то смысле очень жесткие строки: «Вижу во сне однажды я ад и адские мучения. Увидел я там маленькую девочку, лет пяти-семи, и говорю: “Как ты сюда попала?” И думаю: “Какие могут быть грехи у этой малютки, когда она еще совсем младенец?” А она смотрит на меня и говорит: “Я здесь за скверные мысли”. Я тогда же отправился к моему духовнику и спросил его: “Возможно ли это?”. Он отвечал: “Да, в аду половина ребятишек”».

Лично мне очень хочется, чтобы это видение, данное во сне, было только предостережением, а не реальным фактом. Но зачастую мы видим, что уже в маленьком возрасте человек начинает грешить ненавистью, гневом, жестокостью. Грех – это всегда агрессия. Это болезненность нашей природы. Но испорченность души во многом провоцируется внешне агрессивной средой, которая не сглаживает, а обостряет ее.

Что делать взрослым, когда они встречают жестокость среди детей? Если жестокость выражается нагло, то это, конечно, следует пресекать. Ребенок должен чувствовать, что всякое зло оборачивается поражением. Но все-таки самое главное – самому не поддаться жестокости, не заразиться ею и не начать ею же реагировать на других людей. Огонь не погасить огнем. Собственно, у диавола нет никакой другой цели, кроме как посеять в людях взаимную ненависть. Надо учиться это разрывать.

Вспоминается, как во время войны в Чечне к нашим солдатам попал раненый чеченский подросток. Его поместили в лазарет, где за ним заботливо ухаживала добрая медсестра. Подросток всё время злобно ругался, в сердцах говорил, что, когда вырастет, будет резать русских. Медсестра спросила: «А меня тоже будешь резать?» Подросток, который получил от нее столько помощи, не ожидал такого вопроса, сказал: «Нет, тебя не буду». И больше не ругался. То есть часто за внешним ожесточением скрывается теплая, страдающая и любящая душа.

В сокровенных глубинах души всегда есть тоска по незапятнанному добру, чистому отношению к ближнему, по искренней любви. И это пробуждается от чьей-то любви.

Одного знакомого историка пригласили преподавать в школу-интернат для трудных детей. Будучи от природы добрым и вежливым человеком, он начал спокойно вести урок. Но дети стали реагировать насмешками, шутками, хохотом и фактически сорвали занятие. После урока преподаватель сразу направился к директору и сказал, что уходит. Он не питал к детям никакой злобы, просто не хотел оставаться в такой атмосфере. Тот еле упросил его задержаться хотя бы еще на сколько-то, объяснив: «У нас никто не хочет работать». В следующий раз, когда он пришел на урок, произошло какое-то чудо: он увидел на столе булочку и горячий чай, а дети сказали: «Это вам. Мы боялись, что вы уже не придете». С этого момента у них сложились самые близкие отношения. Дети чувствовали, как он относится к ним. Раскрывая какую-то тему, он показывал на следующем уроке художественный исторический фильм и потом с детьми обсуждал его. Результаты его доброго отношения были таковы, что один из его учащихся впоследствии пошел в духовную семинарию и стал священником.

Там, где люди искренне верят в Бога, дети более спокойные и меньше поводов к проявлению детской жестокости

Последнее, что хочется сказать: греху противостоит благодать. Я видел разные школы, и, как бы кто ни критиковал православные гимназии за несовершенство, могу сказать, что в них всё же атмосфера другая. Где люди искренне верят в Бога, молятся, каются в своих грехах и стараются жить по заповедям Божиим, там дети более спокойные, там меньше поводов к проявлению детской жестокости. Она там погашается, а не провоцируется. Божия благодать несет мир души, и это очень передается другим, особенно детям. Так что созидать свои отношения с детьми надо посредством созидания себя самого, посредством стяжания благодати Божией.

«Если у ребенка есть все материальные блага,

но нет родительской любви, он глубоко несчастен»

Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства:

– Маленький ребеночек быстро вырастает. Если у него нет отца, а есть только мама, то она вынуждена работать. Поэтому ей приходится отдавать своего ребенка в детский сад. Малышом я очень много времени провел в детском саду, даже бывал на пятидневке. Видел своих родителей только два дня в неделю. Еще тогда, когда мне было четыре года, я пообещал себе, что своих детей я никогда не отдам в детский сад, потому что более противоестественного состояния для дитяти трудно себе представить. Почему противоестественного? Потому что в многодетной семье не бывает детей одного возраста (ну, одна двойня, редко две), и поэтому между старшими и младшими детьми в таких семьях выстраиваются особые отношения.

Дети, разделенные по одновозрастным группам, быстро превращаются в волчью стаю, где верховодят самые невоспитанные, самые подлые. Это ломает психику детей, они становятся агрессивными и жестокими. Я, как человек, который провел в детском саду и в детских лагерях не один год, прекрасно знаю, как там чувствует себя ребенок. Если мне что-то снится из детства, я просыпаюсь в холодном поту. В лагерях всё время нужно было отстаивать себя как биологический организм. В пионерский лагерь я всегда ездил с ножом, который клал на дно чемодана. Я им не пользовался, но всё же устрашал тех ребят, которые пытались делать мне что-то неприятное. Потому что часто складывалась ситуация, когда восемь нападали на одного.

Каким образом воспитываются дети, лишенные родительского внимания? Они предоставлены сами себе. Их воспитывает улица, а теперь и разные гаджеты, в которых присутствуют самые разные мерзости, провоцирующие детей на жестокость.

Однодетность рождает несчастье. Человек, выросший в семье, в которой нет отца, глубоко несчастлив. Мы тратим колоссальные усилия, в том числе и материальные, на то, чтобы преодолеть эту утрату, но всё равно каждый ребенок чрезвычайно страдает от того, что у него нет семьи. Память о том, что у него есть мать, отец или хотя бы бабушка, очень много значит. Это страдание иссушает его ум, его способности. Некоторые дети теряют способность улыбаться. Для того, чтобы они снова начали улыбаться, нужно потратить годы и отдать всю свою любовь и нежность. Даже если у ребенка есть все материальные блага, но нет родительской любви, он глубоко несчастен. Ничто не заменит любовь и ласку родителей.

Кому нужны ваши хорошие отношения после развода! Ребенку нужна семья, нужен отец

Многие пары после развода говорят, что между ними остались прекрасные отношения. Да кому нужны ваши отношения? Ребенку нужна семья. Ему нужен отец, потому что он главный воспитатель, он главный охотник для семьи, он главный авторитет.

«Отношения между супругами ребенок чувствует еще в утробе матери»

– Зло, ненависть, как и доброта, нежность и любовь, идут от родителей. Какими будут дети, зависит от родителей, которые, живя вместе, любят друг друга или, наоборот, постоянно ссорятся. Отношения между супругами ребенок чувствует еще в утробе матери и впитывает в себя.

Ошибочно думать, что ребенок, сидя на полу и играя со своими игрушками, не понимает того, что его родители ругаются. На самом деле в эти минуты малыш всё прекрасно понимает и впитывает всё негативное и всё хорошее, в зависимости от того, что он слышит. Часто бывает, что дети повторяют за родителями то, чему их совершенно не учили. А родители удивляются. Ребенок услышал что-то один раз и запомнил это надолго. Поэтому процентов на 70–80 информация идет от родителей, остальное ребенок получает из общения в детском саду, школе и на улице.

Физическими наказаниями и ругательствами, тем более если это делается с раздражением, делу не поможешь. Бороться с детской жестокостью нужно личным примером: сюда входят и отношения между супругами, и то, как родители общаются с другими людьми.

«Если с грехом не бороться, то он разрастается»

– Да, в мире есть добро и зло. Зло борется с добром, и поле битвы – сердца людей. И детей в том числе.

В этой бесконечной теме хочется отметить два момента.

Нужно различать, где жестокость, а где слабая детская воля, неумение управлять своими эмоциями

Первый: ребенок – это не маленький взрослый. Личность еще не сформирована. Отсутствие жизненного опыта существенно сказывается на мотивах поведения. Дети часто совершают поступки, глубинный смысл которых совсем не такой, как у взрослого. Ребенок не знает, что, если человека ударить, ему будет больно. Его никогда не били. Или, наоборот, его задели, он вспылил и дал сдачи, а у обидчика – сотрясение мозга. Так сплошь и рядом бывает. Но это не жестокость – это слабая воля, неумение управлять своим темпераментом и отсутствие страха перед последствиями.

Второй момент. Не так давно подрастающее поколение восполняло недостаток собственных переживаний на примерах художественной литературы. Современные дети мало читают, зато много играют в электронные игры. А в электронном мире всё просто. Размазал героя по стенке – он отряхнулся и дальше побежал. Ему не больно, и он не калека. Такой вот негативный опыт.

Ребенок растет в засоренном грехом мире. Если с грехом не бороться, то он разрастается, как баобабы на Планете Маленького Принца, и выразится в поступках. Это верно как для детей, так и для взрослых. То, что до семи лет примерно ребенок сознательно не грешит, у меня сомнений не вызывает. Так и Церковь наша учит. Но проблески есть, конечно – как сознательной борьбы, так и сознательного падения.

Надо помогать страдающим: молитвой, игрушкой, письмом, посещением. Надо читать вместе и обговаривать хорошие книги

Как бороться? Так и бороться. Конечно, мы не станем создавать нашим детям искусственных страданий, в которых, как известно, растет душа. Но вокруг нас по попущению Божию столько всего происходит! Надо разговаривать, обсуждать, переживать с детьми события. Надо помогать страдающим: молитвой, игрушкой, письмом, посещением. Надо читать вместе и обговаривать хорошие книги. Надо вытеснять электронный мир из жизни. А иногда и ограничивать, потому что в определенном возрасте дети не могут себе в некоторых вещах отказать. Надо волю тренировать. Посредством занятий спортом, например.

«Современный ребенок рано лишается покрова материнской защиты и начинает отращивать “колючки”»

– Если раньше проявление детской жестокости было все-таки редким явлением, то в последнее время это, к сожалению, становится новой статистической «нормой». Тому способствуют определенные факторы современной жизни.

1. Слишком раннее отделение ребенка от матери и передача его в систему общественного воспитания: ясли, детский сад – или няне, среди которых много добросовестных людей, но ребенку нужны, прежде всего, материнское тепло, любовь и защита. Современный ребенок очень рано лишается покрова материнской защиты и начинает отращивать «колючки», которые не только его защищают, но и помогают ему «добиваться своего». Никто не учит его компромиссу, агрессивное поведение для него более успешно.

2. Способности идти на компромисс, гибкости, уступчивости тоже можно научиться только в семье, прежде всего у мамы. Однако нынешние мамы, замороченные мифологемой «равенства» мужчин и женщин, совершенно забывают о функциональных различиях. Мы в своем развитии давно идем в обратную сторону и уже очень приблизились к «первичному бульону» Опарина – не в биологическом, а в социальном смысле, – в котором мужчины, женщины, взрослые, дети присутствуют, но мало связаны друг с другом и плохо специализированы.

3. Дети живут в предельно агрессивной среде. Более 80% семей разводятся – это сопровождается тяжелейшими конфликтами и скандалами. Радио, телевидение, интернет, газеты, журналы заполнены криминальными сюжетами. Родители слабо стараются защитить от этого своих детей.

4. Родители невнимательны к первым проявлениям агрессивности маленьких детей и тем самым подкрепляют ее.

5. У людей верующих всё чаще возникает вопрос: «Может ли первородный грех стать причиной детской жестокости?» Архимандрит Рафаил (Карелин) в статье «Казнь над нерожденными» пишет: «Доказано, что дети наследуют не только физические свойства, но и определенные душевные качества своих родителей. Эмоциональная жизнь родителей отражается в наследственности и переходит, в виде предрасположений, к их детям. Родители, решившиеся на убийство своего ребенка, уже внесли в свой генетический фонд предрасположение к убийству, которое отяготит психику будущих детей, а иногда душевное свойство передается не прямо, а через поколения. Поэтому родители, решившиеся на убийство своего ребенка, совершили преступление не только перед ним, но и перед детьми, которых они оставили живыми. Родители, передавшие своим детям потенциал жестокости и подсознательного стремления к убийству, часто сами становятся жертвами жестокости своих детей и удивляются: откуда, по их мнению, такая несправедливость?» А поскольку убийства младенцев у нас не прекращаются, возрастает и детская жестокость.

Поскольку убийства младенцев у нас не прекращаются, возрастает и детская жестокость

Как родителям и учителям бороться с детской жестокостью? Прежде всего, нужно вернуть женщину в семью на ее законное место любимой жены, заботливой матери, хранительницы семейного очага. Самая лучшая карьера женщины – это здоровые дети, крепкая семья. Только в гармоничной семье можно воспитать хороших детей. Но это трудно, гораздо легче и интереснее, как кажется, посвятить себя работе, «самореализации». Однако «на двух стульях не усидишь» – всегда будет выбор. И чем чаще женщина будет выбирать детей, тем меньше будет у нас детей жестоких.

www.pravoslavie.ru

Почему люди все такие завистливые и злые?

потому, что они все злые завистливые с* ки

Меня иногда тоже этот вопрос занимает.Давно уже из-за зависти не подпускаю к себе близко,надоело разачаровываться.

Не все, только в России!

волчья жизнь, волчья страна, низкий уровень жизни, коррупция, беспредел и т д и тп.

особенно в интернете. тут вообще всех пробивает гадости говорить и опускать друг друга. а так.. ну да, полный моральный упадок общества, жуткое социальное расслоение, невозможность реализации себя в таком обществе, бытовые проблемы. очень показательны темы с обсуждением зарплат. там те кто много получает совершенно откровенно смеются над доходами других. полнейшая демонстрация отношения на мой взгляд. имхо единственный путь преодоления этого — это снижение разности доходов в мск и регионах и по профессиям. тогда зависти меньше в обществе будет. не было же этого всего при ссср, ну или было гораздо слабее выражено. ну и с беспределом бороться, культуру воспитывать, ценности прививать если еще есть кому (в смысле если для этого еще остались достаточно не злые люди, которые будут детям говорить правильные вещи, а не "иди сынок и получи что хочешь любыми путями, у нас победителей не судят").

да ладно оправдания искать, уровень доходов здесь ни при чём

в безнаказанности дело. и всё это развивается по спирали, принимая всё более ужастные формы и значения

Полностью солидарна с Вами!

А вообще люди на самом деле сейчас очень обозлены.Но не они в этом виноваты,а наше государство.Как говорится,не мы такие-жизнь такая.Человек человеку волк.Каждый сам за себя,всем на всех на*рать.

Ну не знаю о чём разговор.

Вот у меня вокруг люди хорошие. А вообще вот что скажу — каковы вы сами — таково и ваше окружение.

Так что видать сами вы.. не сахар.

Истинно — ибо они поклоняются Антихристу!!

Потому что не борются со своими пороками, а взращивают и питают их. Потому что ушли от Бога и веры.

не смешите мои тапочки! ))))))) От бога и веры ушли почти 100 лет назад, когда установили советскую власть. Но теперь-то ее уже более 20-ти лет нет, и кто хотел, тот и воцерквился. Так что не надо говорить за всех. Дело даже не в боге как таковом, а в воспитании и мировоззрении.

Вы что?Так было всегда,и в древности и в настоящее время,ничего не изменилось.Такова человеческая природа,правильно сказали -человек человеку волк.

потому что распался советский союз и пришли демократы освободители(

Ну не все и не везде.Приезжаю к родителям. мне там народ не нравится,хмурые,какие то злючие бегают,бубнят под нос,всем недовольны.в маршрутках-ужас.

в нашем городе вроде и равнодушные,не приставучие,не злобные-меня это устраивает

на юге(где приезжие одни) вообще только улыбки,положительные эмоции,обожаю))

Меня в маленьких городках раздражает наличие знакомые по 200чел на метр квадратный. хочется иногда отдохнуть от знакомых глаз,просто пройти,отдохнуть от "о,привет" как дела?"

ветка заглохла. завистливые и злые не хотят про себя разговаривать:)

А по теме — я тоже это заметила в последнее время. А так как живу в Москве, связываю это с большим наплывом приезжих — не все конечно плохие люди, но очень много неприятного люда с волчьими глазами.

А вы знаете что киргизы,таджики и т.д. всегда помогают друг другу и у них человек человеку друг,брат и товарищ. Поэтому Россия вымирают потому что человек человеку враг(((((((((((((((((((((((((((

Одна моя знакомая девушка (раньше дружили,когда в школе учились вместе) перестала общаться со мной, причем резко, перестала даже здороваться. А до этого как-то спрашивала как у меня на работе дела обстоят, где работаю. А потом в открытую заявила "бери к себе на работу!", я же ей сказала. что мест свободных нет, она озлобилась, хотя я то ей ничем не обязана, сама с минималки начинала, а ей сразу должность подавай. В итоге она огрызаться стала. я ее в черный спосок соцсетей поставила, так как она каждый день заходила почему-то,хотя и не общались. Видела меня с парнем с моим, косо на меня посмотрела, у самой никого нет. Зависть женская — от неустроенности личной жизни и прочего. Поэтому я не делюсь с подругами личной жизнью, говоря "все нормально". Женщина советует не от того, что добра желает, а когда у другой женщины рушится что-то, про себя радуется. Молчание — золото.

— Я полностью вас поддерживаю! Взять азеров, армян, грузин, да даже цыган. — совсем другие у них между собой отношения. они все между собой братья. А мы, славяне. — совсем недружные и это печально. "Каждый сам за себя", — это трагедия. Вырубать такое надо на корню. Но. таков видимо менталитет. ((

Люди неудовлетворенны собой, вот откуда ноги ростут. Просто время сейчас такое. нужно быть успешным, красивым, умным. не все могут этим похвастаться))) Но всем хочется иметь все и сразу.. отсюда и ненависть, не важно к кому и к чему))) Есть выход: *****! не смотрите на других, постарайтесь любить себя такими, какими вы являетесь;)

Ну не знаю о чём разговор. Вот у меня вокруг люди хорошие. А вообще вот что скажу — каковы вы сами — таково и ваше окружение.Так что видать сами вы.. не сахар.

Сразу видно. — петушок. ты люде на улице бачив?

Петух. Окстись. Тут есть и нормальные люди, коорые благодарны партии и правительству за свое счастливое детство.

Все злые потому что все несчастливые. А несчастливые потому что жить очень тяжело.

Это не оправдание злобности! ***** вот и злые. ума только завидовать и злиться хватает, а работать над собой никто не хочет! Лентяи одним словом!

Люди давайте будем добрее друг к другу и жить сразу станет легче

Поэтому что они не хотят развиваться, хотя могут. А изначально человек на уровне животного, не выше. Но у меня есть возможность выбора развития. Вы сами не хотите быть добрыми и радующими за других.

ага, а если ты добрый и радуешься за других, а тебя эти другие, сожрать от зависти готовы и пакости тебе делают разные. Что тогда ждать когда тебя сожрут?

потому что еды, места под солнцем и партнера для спаривания на всех не хватает. но, поскольку, каждый считает только себя пупом земли и только себя достойным всех благ (но сам лично для этого ничего не делает) , то проще обвинить других в том что они все наворовали и вообще, им больше повезло. остается только завидовать. но и зависть бывает двух видов: белая (когда радуешься чужим успехам и берешь счастливчика как образец для подражания, соревнуешься, совершенствуешься) и черная (когда "Чтобы вы все сдохли! ")

Дорогой гость , есть очень много верующих людей , которые завидуют страшно в душе . Так что не надо этот детский сад разводить .Завидовать нужно , чем я , допустим хуже тех сук , которые ездят на дорогих иномарках , зарабатывают кучу бабла , а мне только палец ***** . ненавижу это все , ненавижу .

волчья жизнь, волчья страна, низкий уровень жизни, коррупция, беспредел и т д и *****.

Кто во всем этом виноват?Что вам мешает делать жизнь вокруг лучше?Помогать больным,приютить котёнка с улицы,не давать взятки,не злорадствовать и не завидовать окружающим и заниматься самосовершенствованием,а не винить во всем правительство и др.

такова человеческая натура.

Почему люди такие жестокие,некого не трогаешь, не с кем не враждуешь, живёшь себе спокойно,однажды я влюбилась и стала встречаться с парням но моим знакомым почему то не нравится то что я долго встречаюсь со своим парнем,когда мы идём на нас все коса глядят исподлобья,почему всем мешает жить спокойно моя жизнь,странно

Потому что пошла ***** мращзь вот почему

Неудачники всегда будут косо смотреть на нас))

Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.

Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.

Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.

Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.

Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.

Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)

на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.

Copyright (с) 2016-2018 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Сетевое издание «WOMAN.RU» (Женщина.РУ)

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,

информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+

Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»

Главный редактор: Воронова Ю. В.

Контактные данные редакции для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):

www.woman.ru

Почему люди жестокие, злые и вредные?

Октябрь 24, 2016

На протяжении нашей жизни мы хотя бы раз встречались с человеком, который, по нашему мнению, был жесток, зол и решительно нам отвратителен.

Если ваше прошлое хоть в чем-то и схоже с прошлым других людей, вас скорее всего дразнили, о вас распускали сплетни, на вас кричали, унижали, загоняли в угол, запугивали и несправедливо наказывали – и ваша реакция, наверно, была такой: «ЗА ЧТО?»

Почему люди озлоблены друг на друга? Почему некоторым даже нравится быть стервозными и ядовитыми? Вы, как и большинство людей, ответите что-то по типу «…потому что они плохие люди», «…потому что они психопаты/социопаты», «…они злые», «…ну, вот такие они, что поделаешь!»

Да, подобные ответы вполне себе нормальные и распространенные, тем не менее этот взгляд на вещи очень узок. Эти ответы наивны, и пора бы уже получше разобраться, почему «плохие люди плохи».

Почему нам нравится быть обиженными?

Вы разговариваете с кем-то, вы сказали что-то откровенно обидное, и ваш собеседник на вас обижается. Он угрожающе приподнимается и говорит: «Знаешь, кое-что я о тебе узнал. Ты – настоящий ублюдок, и тебе плевать на всех кроме себя. Неудивительно, что у тебя почти нет друзей». А потом он быстро смывается.

Полный праведного гнева, вы можете подскочить и начать опровергать все нападки, нанося ответный удар. Ну, или вы продолжите дальше сидеть, размышляя, что же такого вы сказали, пока печаль-тоска будет медленно вас пожирать. «Как он мог так со мной поступить?», «Что, черт возьми, я наделал?». Вы можете и дальше вариться в своей ненависти, проклиная все вокруг.

Две эти реакции достаточно распространены, я сам вел себя подобным образом в прошлом. Ответ на злость другого человека нарушает наше душевное спокойствие… но, знаете, что я вам скажу? Нам нравится быть возмущенными. Нам нравится быть опьяненными гневом.

Когда мы чувствуем себя несправедливо обиженными, мы тут же награждаем себя титулом «жертвы», и не только, – мы также испытываем чувство собственного превосходства. Как часто в прошлом вы злились на «отвратительного человека» с твердым убеждением, что «я-то намного лучше». Думается мне, частенько. Но не волнуйтесь, это нормально. Мы все так делаем.

Дело в том, что гнев похож на наркотик, и не только потому что он дает нам ложное ощущение того, что мы якобы лучше, краше, правильнее, справедливее. Вдобавок к этому он создает иллюзию разграничения между нами и миром (иначе говоря, укрепляет наше эго). Из-за этого мы не можем взглянуть сквозь пелену недостойного поведения – из-за нашего нежелания избавиться от гнева.

После того как, мы полностью готовы отпустить свой гнев и все его прелести, мы сможем по-настоящему понять, почему люди такие нехорошие. Это осознание будет для вас бесконечно полезным.

Как сорвать маску напускной жестокости?

Когда мы обвиняем во всех смертных грехах плохих и жестоких людей, мы лишаем их всех человеческих качеств. Да, вы скажете, что существуют психопаты и социопаты, у которых вообще нет сочувствия и раскаяния. Но эти люди (которые кстати составляют очень низкий процент населения) тоже не роботы. На самом деле, они тоже страдают от чувства одиночества, обиды, разочарования, депрессии, и это многое объясняет. Психопаты могут даже проявлять сочувствие, когда захотят.

Я убежден, что не все «плохие» люди, которые нам встречаются обязательно психопаты или социопаты, на самом деле они глубоко ранены. А у нас нет времени разбираться в их чувствах, потому что они нам отвратительны (и потому что, давайте признаем, нас самих глубоко ранили).

Мы извергаем отговорки вроде «Ну и что? Мы все страдальцы, но это вообще не оправдание», и тем самым мы укрепляем уверенность в своей правоте и продолжаем мучить себя.

Однако, если вы желаете взять ответственность за себя, свою жизнь и свое счастье, вам необходимо запомнить одну вещь:

Все жестокие, злые, грубые люди именно такие, потому что им больно.

Если Вы хотите заглянуть за завесу этой показной жестокости, вам надо понять «что болит». Возможно, придется покопаться в его прошлом, поговорить с друзьями, коллегами, чтобы узнать, почему он так себя ведет. Ну, или просто гадать.

Неважно, какой подход вы выберите, вы обязательно узнаете кое-что удивительное: их поведение обусловлено болью.

Возможно, дело в семейных ссорах, проблемах на работе, разрыве или разводе, трагедии или в чем-то более размытом типа депрессии, страхе провала, страхе отторжения, в низкой самооценке, переживаниях, когда человек не может справиться с этой болью, он направляет ее на других. И таким образом боль уравнивается, приумножаясь.

Но в ваших силах прервать этот круг боли и предотвратить его вмешательство в ваши мысли, чувства, жизнь. Самое главное – это научиться видеть все эти механизмы в собственной голове и как следствие – по-настоящему понимать человека.

В следующий раз, когда кто-то будет к вам плохо относиться, не торопитесь. Прочувствуйте все негативные эмоции, а потом отпустите их. Спросите себя «Какую боль испытывает этот человек, что заставляет его так поступать?» Затем откройте себя для прощения и понимания, ведь все ментальные паттерны, что привели к такому поведению с его стороны, есть или были и в вас. И единственная причина, по которой их у вас может не быть – это или идеальное детство и взросление или планомерная работа над собой по устранению ментального мусора.

bezobid.org

Почему все дети злые

Что может, и чего не может сделать школьный психолог для «атмосферы безопасности», рассказывает Ольга Карпова, психолог одной из московских школ

Интернет доступней, чем родители

— Среди прочих реакций на участившиеся ЧП в российских школах,когда подростки стреляют, нападают с ножом, есть и такая: «В советское время такого не было, тогда школа не только учила, но и воспитывала!» Может, и правда, сегодня школам не хватает «воспитания»?

— Агрессия была, есть и будет. Это — одна из возможных реакций человека, если он не понимает, что происходит. Недаром говорят, что лучшая защита — нападение.

Особая проблема подростков в том, что они хотят поступать как взрослые, но не очень представляют, как это. И представление о том, как поступают взрослые, — это не всегда калька с родителей. Чаще подобные поступки — это то, что ребёнок видит на экране и в интернете. Интернет доступнее, чем родители, — с родителями не всегда получается по душам общаться, а интернет открыл и нашел «ответ» на любой вопрос.

А ребёнок решает сразу много вопросов — как продемонстрировать свою самостоятельность, показать если не ум, то силу. Для подростка всё это первостепенно важно.

Конечно, проще всего найти крайнего и свалить всю вину на Интернет. Но ведь это неправда! Интернет дает информацию, а ею надо уметь пользоваться. Если ребенку интересно жить и учиться, если его жизнь наполнена событиями не только на уроках, но и вне школы, для агрессии не будет причин.

Конечно, не каждый может быть успешным в учебе. Но ведь и учеба – это только часть жизни.

Важно помочь ребенку найти свою нишу, чтобы он понимал: да, я не отличник в математике, зато молодец в спорте или в театральной студии. Тогда ребенок ощутит, что он важен и интересен разным людям, и его таланты достойны восхищения и уважения как ровесников, так и взрослых.

В противном случае у подростка просто опустятся руки, и он почувствует себя лишним, несостоятельным. Поэтому надо замечать успехи, надо уважать мнение и поступки молодых людей, надо радоваться самостоятельным шагам и делать это громко. Мнение взрослых для подростка важно, просто показывать это не принято.

Подросток выверяет себя по значимому человеку, который рядом. Не важно, учителя это, тьюторы, психолог или просто знакомые. Ему важна похвала такого человека, его поддержка, его мнение. Но, к сожалению, чаще наши дети слышат от своих вечно спешащих и тревожных родителей совсем другое: не сдашь ЕГЭ – пойдешь в дворники.

Но если у ребёнка что-то не получается, если близкие его только критикуют, другие дети не принимают в компанию, — это и есть путь в никуда. Ребёнок не может справиться с тем, что его все отталкивают, и одновременно не может справиться со своим одиночеством.

Именно тогда он либо бросается в бой, чтобы доказать миру, что он есть и достоин внимания, либо складывает руки и говорит: «Хуже меня нет. Зачем тогда мне в этом мире жить?» Замыкается и ожесточается. И это самое худшее, что может произойти с детской душой.

Мне кажется, что в наших силах дать ребенку возможность проявить себя, сделать доброе дело. И благотворительные проекты, которых с каждым годом становится больше, предоставляют огромное поле для добрых начинаний. Именно в детстве надо учить ребенка помогать другим, поддерживать слабых, делиться тем, что у него есть.

Благотворительные базары – давняя традиция зарубежных школ, но и в наших школах все больше благотворительных проектов и фестивалей. Делиться, уметь быть нужным – это очень важный навык. Особенно это важно, если ребёнок в семье один, и все родственники вращаются вокруг него и говорят: «Всё у тебя будет!»

Один специалист на две тысячи детей

Ольга Олеговна Карпова, школьный психолог. Фото: Павел Смертин

— Школьный психолог может «обнаружить» таких одиноких детей с опасными для себя или других склонностями?

— Однажды в интервью детского омбудсмена прозвучало, что у нас в среднем один психолог на 2000 учеников. К сожалению, в этой ситуации психолог может работать только с тем, что уже произошло. Держать в поле своего внимания и профилактически работать с таким количеством людей невозможно.

Выявлять подобные случаи можно было бы, если создать систему, в которую были бы включены не только психологи, но и социальные педагоги, классные руководители и тьюторы.

Психолог может работать эффективно, если есть контакт с родителями, и они вовремя делятся с ним своими тревогами. А не носят проблемы в себе, потому что признаться стыдно.

Провести профилактику, предупредить критическую ситуацию реально, когда ребенок ежедневно в поле внимания многих людей, которым он небезразличен. Тогда в трудный момент кто-то из взрослых, кому ребенок доверяет, скорее всего, окажется рядом.

Поэтому очень важна, на мой взгляд, атмосфера в школе, искренность отношений и неподдельный интерес друг к другу.в детстве. Учить его делиться тем, что у него есть. Такие мероприятия давно проводят в некоторых зарубежных школах. Особенно это важно, если ребёнок в семье один, и все родственники вращаются вокруг него и говорят: «Всё у тебя будет!» Делиться, уметь быть нужным – это очень важный навык.

— Как психолог «работает» с детьми в школе – ведь далеко не все приходят к нему на консультацию?

— Когда дети приходят в нашу школу в первый класс, психолог сидит на уроках, общается с детьми и родителями, пытается составить для себя впечатление. И эта работа строится и на наблюдениях, которые делает сам психолог, и на информации, которую он получает от всех связанных с ребёнком людей.

Первый класс — самый трудный, это переход от просто детства к насыщенной жизни, где есть очень много правил. Поэтому у нас в школе есть психолог, который специально отвечает за первые классы. Мы сидим на уроках, проводим тесты и выделяем детей, которым нужна помощь.

Эта помощь может быть очень разной — от просто поговорить до работы логопеда, дефектолога и нейропсихолога, которых приходится привлекать там, где это необходимо. Так у психолога складывается группа детей, которые требуют особого внимания.

— Значит ли это, что в дальнейшем психолог, у которого две тысячи подопечных, работает только с этой группой?

— Там, где их именно две тысячи, он работает даже не с этой группой, а по факту происшедшего. Это может быть запрос родителей, классного руководителя, педагога-предметника или самого ребенка.

20 назад придти к психологу и сказать: «Мне плохо, помогите!» — было исключением. Сейчас, к счастью, таких детей много.

Дети уже понимают: если ты не можешь обсудить какую-то проблему с родителями, её можно обсудить с другим взрослым.

Но если психолог, работая один на две тысячи учеников, при этом сумел помочь ему — это очень хорошо. Особенно для такого трудного ребенка. Потому что на его пути появился взрослый, которому не все равно, что происходит, который видит проблемы, тормозящие развитие, и который готов вместе с ребенком искать выход и преодолевать трудности.

— То есть, дело даже не в низкой квалификации школьных психологов, на которую обычно жалуются, а в условиях работы?

— Наверное, главная проблема в нашем отношении к работе. Если ты в начале пути и пока не можешь сам разобраться в проблеме, всегда можно обратиться во всевозможные психологические центры за консультацией специалиста. Иногда и не одного, а нескольких. Все мы знаем, как трудно начинать. Но привести специалиста в школьный комплекс и сказать: «Вот, у тебя 2000 человек, и ты отвечаешь за всех», — не совсем честно. Перед реальным человеком, тем более молодым, всегда надо ставить реальные задачи. Тогда все получится.

В школе важно создать команду

— Какие еще есть формы работы с детьми у психолога в школе?

— Тренинги, групповые занятия. В начальной школе это командные формы работы, направленные на то, чтобы перевести человека из его личной вселенной, где он у семьи одно солнышко, к общей вселенной, где звёзд много.

Некоторые дети приходят к нам в пятый класс. Для них мы разрабатываем адаптационные тренинги, на которых в совместной деятельности вырабатываются правила, помогающие ребенку учиться. Дети больше узнают друг о друге, о взаимных интересах, мы сплачиваем команду, они выполняют разные задачи, потом команды меняются. Взаимодействуя, дети учатся понимать друг друга, сопереживать, помогать, находят друзей и единомышленников. В итоге в классе складывается среда, где каждый ребёнок может заявить о себе.

А мы понимаем, кому не составит труда учиться, и он будет еще и помогать всем остальным, а кого нужно научить обращаться за помощью к родителям и одноклассникам, потому что это не стыдно, это нормально. Дети растут. Меняются проблемы. И меняется группа, с которой работает команда психологов. Кто-то крепко встает на ноги и готов уже самостоятельно справляться со своими проблемами. А кто-то продолжает бояться контрольных работ и экзаменов, ответов у доски и ответственности за свои поступки. И с такими детьми надо быть рядом и продолжать работать.

Очень важно выстроить в школе дружелюбную атмосферу со-бытия, со-действия, со-переживания, когда есть готовность ответить на любой вопрос и поддержать самую невероятную идею, вместе попечалиться и вместе порадоваться. Именно тогда всё складывается.

В нашей школе, например, мы очень любим выпускников, которые рассказывают о своём не самом прямом пути к успеху. Потому что жизнь — это не прямая дорога, в которой ты на пятёрки окончил школу, потом университет и т.д. Отличная учеба – еще не гарантия того, что дальше всё сложится только отлично. Успех приходит к тому, кто умеет трудиться и преодолевать трудности.

— Есть ли какой-то эффективный зарубежный опыт работы школьных психологов?

— Мы уже много лет дружим с американской школой. Там немного по-другому построен учебный процесс. Есть индивидуальные планы учеников, а у нас привычная классно-урочная система. Но при этом у них гораздо больше правил, которые ты должен принять, приходя в школу. И нарушение этих правил влечет за собой наказание.

С одной стороны, это облегчает жизнь, потому что в ней всё регламентировано. Но с другой стороны, детям, которые не очень мотивированы на учебу, в таком пространстве существовать тяжелее — надо всё время соответствовать уровню. Иногда это очень трудно. Хотя уровень требований у них гораздо ниже, чем у нас.

А ещё у них есть специалист, который мне очень нравится, — координатор по работе с родителями.

Это не психолог, но отдельный человек, который налаживает и поддерживает связи между всеми участниками образовательного процесса, объясняет родителям непонятное, проговаривает вместе с ними проблемы, если нужно, ищет специалистов, чтобы их решить.

И даже кабинет этого человека находится до пункта охраны. К нему можно придти в удобное для тебя время, не предъявляя документы, и обсудить те вопросы, которые являются важными для тебя и твоего ребенка. Думаю, если у нас появятся люди, которые будут поддерживать взаимодействие и взаимопонимание школы и родителей, школы и учеников, а не вести одновременно уроки, классные мероприятия и родительские собрания, будет очень хорошо.

Потому что все конфликты возникают из обыкновенного непонимания и плохой информированности. А ведь мы все хотим одного — чтобы наши дети были успешными и счастливыми.

drugolia.livejournal.com

Почему родители такие злые

Часто люди не осознают, почему родители такие злые, ведь все в жизни хорошо, а злиться на собственных детей не имеет смысла. Много мнений сложилось на данный счет у неосознанных людей. Ведь как говориться родителей не выбирают, но проблема остаются нерешенная. Каждый ребенок хочет жить в счастливой и любящей семье. Ведь родители не только гробят психику ребенка из-за своей злости, но и свое собственное здоровье.

Так как доктора давно доказали что причиной всех болезней в основном является плохое настроение, злость, ненависть и другие негативные эмоции. Если вы хотите решить проблему, то обратитесь к тем, кто ее решил или прочитайте данную статью. Так как в ней психологи выложили все самые основные и эффективные советы, тех родителей, которые уже решили данную проблему. Нужно действовать, а не только обсуждать проблему.

В чем проявляется злость родителей

Почему родители такие злые, и проявляют свою злость даже в общественных местах. Часто приходиться замечать, как родители ссорятся между собой и не за что винят ребенка, за его ошибки или проблемы. Каждый ребенок делает ошибки, это нормально, это процесс развития, и ругать за это нет смысла, таким образом, родители просто показывают свою власть и то, что они умнее ребенка. Так оно и есть, но зачем опускаться до такого уровня, чтобы на глазах людей показывать это. Конечно, злость проявляется в разных аспектах воспитания и жизни в семье.

Чаще тогда когда ребенок не слушается и не хочет делать все, что скажут ему родители. Это ошибка, которую осознают немногие родители. Не нужно приказывать ребенку что-то делать, ему нужно дать свободу выбора, чтобы он сам выбирал, что ему хочется и желательно самостоятельно этого добивался. Те, кто делают из ребенка послушного, создают неудачника, который в любом случае не достигнет успеха и счастья в жизни, что можно заметить в окружающих нас людей. Ребенок лучше и быстрее развивается тогда, когда ему некто не мешает и не помогает. Делайте выводы и если у вас есть желание раз и навсегда избавиться от данной проблемы, вы избавитесь, только если начнете действовать.

Родители злятся на плохое поведение детей

Основная причина того, почему родители такие злые, заключается именно в поведении ребенка. Но сам ребенок в этом не виноват, так как плохое поведение в нем развили сами родители. Причин плохого поведения и решения много, поэтому лучше подробнее прочитайте статью: плохое поведение ребенка , где все подробнее описано о данном вопросе. Но самое главное чтобы родители начали винить не детей, а себя в первую очередь, так как они воспитали ребенка таким, какой он есть сейчас. Дети копируют родителей и делают все что слышат, поэтому измените себя, свои мысли и слова, и тогда ребенок измениться с вами, пока не поздно.

Много проблем в семье

Часто причина того, почему родители такие злые заключается именно в тяжелой жизни в семье. Частые конфликты, унижения, оскорбления в семье, связаны именно с проблемами, которых бывает слишком много в семьях. Вам нужно не обсуждать проблему, так как ее нужно решить как можно скорее, лучше сразу как она появилась. Ведь, кажется, что одна проблема может и подождать, а когда их накапливается много, то решать их уже не так просто и именно из-за этого и проявляется злость.

Но самое главное, что родители продолжают злиться не на себя, а на детей, как, будто они виноваты в том, что родители не позаботились о решении проблем. Часто главная проблема в семьях это финансы, часто их не хватает на то, чего хотят родители. Но как бы там не было, если семья любит друг друга и уважает, то проблему можно решить и без злости. Именно решить, а не как 80% людей только говорят о ней и винят кого угодно в том, что у них нет денег. В мире нет ни одной проблемы, которую было бы невозможно решить, все можно, если есть желание.

Родителям недостаточно любви и внимания

Часто родители сами превращаются в детей, которым не хватает внимания, ласки и любви. Родители злые на детей, так как считают, что ребенок их не любит. Но ведь дети всегда любят своих родителей, просто они еще недостаточно умеют проявлять свою любовь. Поэтому проявите, сначала сами любовь к детям, и они научаться этому у вас. В основном те семьи, где нет любви между мужем и женой, часто разводятся, но их сдерживают именно дети. Хорошо это или плохо решать вам. Но гораздо лучше вернуть любовь в семью и усилить ее настолько, чтобы разрушить не смогла, ни одна проблема или обстоятельство. Любовь это мощная сила, и если она настоящая, то не найдется ничего сильнее ее силы и энергии. Любовь творит невероятные дела, как в семье, так и в жизни.

К чему приводят семейные конфликты

Конечно злость родителей к детям это плохое проявление человеческого характера, но скорее это эмоции творят такие вещи. Дети подсознательно думают, почему родители такие злые и, не понимая ответа, страдают, и бояться родителей. Такие дети в основном вырастают неудачниками и с многочисленными комплексами. Любите своих детей, каким бы сильным не был бы конфликт в семье. А если конфликта не избежать, то разумнее сделать так, чтобы ребенок не видел и не слышал ваших ссор. Если вы хотите до минимума сократить ссоры и конфликты, можете прочитать статью: семейные конфликты , где подробнее написано о видах конфликтов, и как их решать быстро и просто.

Если вы хотите что-то дополнить к статье или задать вопрос, пишите в комментариях.

Поделитесь статьей в соц. сетях:

psyh-olog.ru

Смотрите так же:

  • Отучить спать ребенка с родителями Как отучить ребенка спать вместе с родителями и приучить засыпать без мамы: советы и мнение психолога Многие будущие родители еще до рождения малыша готовят для него спальное место — выбирают самый качественный манеж, матрац с особым натуральным наполнителем для ортопедического эффекта, постельное белье с очаровательными мишками или […]
  • Уход за ребенком инвалидом после 3 лет Выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами В жизни наиболее беспомощными оказываются лица, которые в силу определенных причин по состоянию своего здоровья не имеют возможности сами себя обслуживать. Как правило, такую поддержку им оказывают ближайшие родственники, но иногда бывает и так, что заботу о нуждающемся берет на себя […]
  • Можно ли ребенку есть сахар Можно ли давать детям воду добавив сахар Можно ли ребенку сахар? Вы привыкли к тому, что разнообразные десерты и блюда из фруктов должны быть сладкими. И это вполне естественно. Но можно ли сахар ребенку. Не причинит ли он вреда или будет ли от него польза? Давайте попробуем разобраться. Сахар производят из свеклы или сахарного […]
  • Психологическое развитие ребенка 5-7 лет Психологические особенности детей 6-7 лет Седьмой год жизни ребенка является продолжением крайне важного периода детского развития, длится который с пяти до семи лет. Последний год характеризуется продолжением становления психологических образований, которые появились у ребенка в пять лет. Однако последующие развертывания этих новых […]
  • Учреждения социальной помощи семьи и детям СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Выборгского района» СПб ГУ «Центр социальной помощи семье и детям Выборгского района» Адрес: 2-ой Муринский пр., д. 19, литера Е, Санкт - Петербург телефон: 294-28-76, факс: 294-05-17 Режим работы: понедельник-пятница 9:00-21:00, Директор центра: Николай Николаевич Гребнев СПб […]
  • Задания на развитие речи дошкольниками Игры на развитие речи у детей дошкольников 4-5 лет Развивающие игры для детей средней группы детского сада Игры для развития речи у детей среднего дошкольного возраста Цель: учить активно описывать признаки предметов. Описание: предложить ребенку принести все квадратное, что он найдет в комнате. Например: книгу, коробку, кубик и т. д. […]
  • Развитие малыша на 37 неделе Что происходит и могут ли начаться роды на 37 неделе Развитие малыша на 37 неделе беременности Развитие плода на 37 неделе беременности, прежде всего, направлено на совершенствование всех его внутренних органов и систем. Ребеночек взрослеет не по дням, а по часам! Он активно растет, так что уже сейчас можно понять, родится крошечка или […]
  • Значение памяти в развитии ребенка Родительское собрание "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника" 1-4 класс "Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника" Учитель начальных классов МОУ СОШ № 11 п.Новый Ургал Батеева Оксана Анатольевна Без памяти человек не может ничего изобрести, 2. Показать родителям […]