Диагностика математического развития детей дошкольного возраста

В процессе развития и воспитания детей дошкольного возраста особое значение имеет педагогическая диагностика. Данный процесс является актуальной задачей, которая направлена на определение правильности образовательных действий. При этом диагностика выполняет, также, и другие функции, но, в любом случае, является необходимым процессом, как для старших дошкольников, так и детей школьного возраста. Диагностический метод работы на определение математического развития представляет собой один из основных процессов, который имеет некоторые особенности.

Диагностика математического развития детей в период дошкольного возраста является важным процессом, который направлен на получение информации о тенденции изменения и состоянии объекта. Полученные данные используются для коррекции процесса обучения, выявления новых направлений и обеспечения необходимого уровня педагогических действий. Такой метод является не только важным, но и необходимым для комплексного и целенаправленного развития ребенка дошкольного и старшего возраста.

Диагностика выполняет следующие функции:

  • Оптимизация индивидуального процесса обучения;
  • Обеспечение правильного определения результатов педагогических действий и методов;
  • Минимизация ошибок при оценке уровня знаний ребенка;
  • Определение правильности направления деятельности педагога.
  • Цели, которые преследует диагностика математических представлений, являются неотъемлемой частью качественного процесса обучения. Если отсутствует данный этап работы, то эффективность развивающих занятий определить достаточно сложно. При этом также невозможно знать правильность направления педагогической деятельности и качество знаний ребенка.

    Занятия для физического развития ребенка имеют особое значение, но существенную роль также играют методики, направленные на развитие логики, умственных способностей. Диагностика позволяет узнать уровень математических навыков. Такие способности определяют логическое мышление и требуют постепенного развития. Обусловлено это тем, что у человека на момент рождения левое полушарие головного мозга развито достаточно слабо, а ведь именно оно отвечает за процесс логического мышления. Последующий процесс обучения и приобретения навыков развивает данную область, интеллект и умственные способности.

    Перед началом обучения лучше всего провести диагностический процесс, что позволит определить исходные навыки и уровень развития ребенка. После этого подбираются оптимальные методы работы, которые позволяют решить те или иные задачи. Основные признаки обследования для детей дошкольного и старшего возраста заключаются в следующем:

    • Определенная цель и задача оценки состояния объекта;
    • Систематичность процесса диагностирования как вида работы педагога;
    • Применение методов, которые специально предназначены для данной работы или адаптированы для диагностики;
    • Доступность данного вида деятельности для осуществления педагогами.
    • Существуют различные методики, которые направлены на определение состояния диагностируемого объекта. Данный процесс предполагает преемственность и последовательность, а также доступность методики для педагога.

      В данном случае могут использоваться различные технологии работы, например, наглядные варианты занятий в виде тестов с картинками. Определенный тип диагностики подбирается в зависимости от степени развития детей.

      Особенности диагностики

      Детям 4 — 6 лет важно обеспечить комфортное знакомство с математическими понятиями, что обеспечит правильное восприятие информации. Различные методики используются для подготовки к школе, позволяя в дальнейшем получить высокий результат обучения. В данном случае педагог подбирает оптимальные варианты работы, программы, пособия и материалы. Все средства обучения должны соответствовать необходимым стандартам, а определить правильность действий поможет диагностика математического развития детей.

      Знакомство с математическими понятиями, действиями и другими процессами предполагает решение таких задач как:

    • Знание отличительных черт понятий «цифра» и «число»;
    • Количественный и порядковый счет;
    • Сложение и вычитание в пределах десятка;
    • Знания о форме и объеме предметов;
    • Измерение высоты, длины и ширины предметов;
    • Ориентирование в пространстве, учитывая такие понятия как «ближе», «дальше», «впереди» и др.

      Освоение данной информации для детей дошкольного и старшего возраста является важным моментом. Поэтому в деятельности педагога должны использоваться различные методики, которые направлены на логическое, умственное развитие мышления. В каждом случае требуется диагностика развития математического мышления у ребенка.

      Формирование математических представлений у детей — это процесс, который может осуществляться как в домашних условиях, так и в дошкольных образовательных учреждениях. В первом случае можно провести эффективные индивидуальные занятия, например, в виде игры, которая обеспечит комфортную подачу новой информации ребенку. Профессиональные педагоги чаще всего проводят общие занятия в группах, которые также могут иметь игровую форму. При этом развиваются коммуникативные навыки и организованность действий.

      Помимо физического развития важно уделять существенное внимание логической деятельности. Для этой цели существует множество различных методик, например, игры, тесты или задачи на сравнение. Например, эффективным методом является подсчет предметов вслух или наглядное объяснение принципов вычитания, а также сложения. Такой подход облегчит ребенку решение задач в начальной школе и обеспечит хороший уровень подготовки.

      Для формирования у ребенка представлений математического типа важно освоить несколько умений. Профессиональный педагог чаще всего использует для работы специальный детский набор, который включает в себя геометрические фигуры, счетные палочки и другие элементы. Такой многофункциональный комплект облегчает ребенку усвоение новой информации, так как решение задач происходит на наглядном примере.

      Ребенок может создавать различные группы из фигур, освоить геометрические формы, например, квадрат или треугольник. В любом случае важно структурировать методики обучения и обеспечить комфортную подачу информации.

      Логическое мышление и диагностика

      Математическое мышление тесно связано с логической деятельностью. Именно поэтому для детей дошкольного возраста важно осуществлять комплексное, оптимальное и эффективное применение специальных методик. Процесс образования включает в себя проведение операций над определенными объектами. Например, нахождение отличий или сходства двух предметов, группировка деталей по необходимому признаку. На основе подобных задач осуществляется развитие логической деятельности у ребенка.

      Данный вид методики позволяет гораздо более успешно решать задачи в период обучения в школе и более эффективно усваивать новую информацию.

      Профессиональный педагог определяет необходимый тип работы, методики и осуществляет диагностику. В данном случае является важным переход педагога от обучающего на уровень диагностирующего. В результате этого происходит и смена деятельности, создается диагностическая ситуация для определения математического развития детей в дошкольный период.

      Каждая диагностическая ситуация требует особенного подхода. Данный процесс представляет собой взаимодействие педагога и ребенка. При этом дети должны быть активно вовлечены в процесс, отражая результат своей логической деятельности. Таким образом, в дошкольном периоде осуществляется тщательная подготовка к школе, и ребенок получает необходимые базовые знания.

      Процесс диагностики заключается в использовании различных методик, подобранных в соответствии с целью, особенностями развития ребенка и возраста детей. В результате наблюдения, применения необходимых материалов и пособий можно получить полную информацию о степени развития объекта. Полученные данные фиксируются в диагностической карте и применяются для коррекции методов образования, подбора новых технологий и закрепления знаний.

      Каждый способ диагностики математического и логического развития детей предполагает точное следование технологии. В зависимости от индивидуального уровня ребенка можно адаптировать методики и получить точный результат работы. В процессе образования каждый педагог непременно должен проводить диагностику, что позволит получить информацию о правильности выбранного направления развития. В противном случае обучение не может быть достаточно эффективным, целенаправленным и соответствующим всех необходимым требованиям.

      deti.center

      Методики диагностики воспитанности младших школьников

      Проблема образования агломератов

      Частицы размерами порядка нанометров или наночастицы, как их называют в научных кругах, имеют одно свойство, которое очень мешает их использованию. Они могут образовывать агломераты, то есть слипаться друг с другом. Так как наночастицы многообещающи в отраслях производства керамики, металлургии, эту проблему необходимо решать. Одно из возможных решений — использование веществ — диспергентов, таких как цитрат аммония (водный раствор), имидазолин, олеиновый спирт (нерастворимых в воде). Их можно добавлять в среду, содержащую наночастицы.

      1. Методика «Веселый – грустный»

      Методика предназначена для изучения представлений 6-7-летних детей об эмоционально значимых сторонах жизни.

      Придумай, чем закончилась история. «Петя пришел из школы грустный. Мама его спросила: «Почему ты такой грустный?» А Петя отвечает: «Потому что наша учительница Нина Петровна…»» Что дальше сказал Петя?

      Предлагаются такие ситуации с веселым мальчиком, вернувшимся из школы, а также с веселым или грустным мальчикам, вернувшимся из детского сада.

      Обработка результатов теста

      Ответы детей распределяют по четырем типам.

      «Отметка»: веселый – потому что учительница поставила пятерку, поставила хорошую отметку; грустный – потому что поставила двойку, поставила плохую отметку и т. д.

      «Непосредственные отношения с учителем (воспитателем)»: похвалила, наказала, поругала, выгнала из класса, была добрая, была сердитая и т. п.

      «Учитель – уроки»: учительница (воспитательница) заболела, пришла сегодня, перешла в другую школу. К этому относятся ответы, в которых причиной хорошего (плохого) настроения является наличие или отсутствие уроков (занятия).

      «Содержание деятельности»: ответы, содержащие указания на трудность (легкость) задания, наличие или отсутствие развлечений, выполнение режимных моментов и т. п.

      Делают выводы о возрастных изменениях представлений детей об эмоционально значимых моментах жизни детского сада и школы.

      Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»

      Диагностика сформированности нравственных представлений

      Учащихся просят привести примеры:

      — зла, сделанного тебе другими;

      — доброго дела, свидетелем которого ты был;

      — справедливого поступка твоего знакомого;

      — проявления безответственности и др.

      Интерпретация результатов теста

      Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-балльной шкале:

      1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

      2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

      3 балла – если сформировано полное и четкое представление.

      Возможно также проведение структурированной беседы на тему, например, справедливости. Детям читают рассказ о справедливом или несправедливом поступке и обсуждают его. Ребенку задают следующие вопросы: «Как называется такой поступок?», «О каком справедливом поступке ты можешь рассказать сам?» и т. д.

      Методика «Закончи историю»

      Изучение осознания детьми нравственных норм.

      Исследования проводят индивидуально.

      Инструкция: Я буду тебе рассказывать истории, а ты их закончи.

      История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила…

      Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

      История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…

      Что ответила Катя? Почему? Как она поступила? Почему?

      История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

      Что ответил Саша? Почему? Как он поступил? Почему?

      История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

      Что ответил Петя? Почему? Как он поступил? Почему?

      Все ответы ребенка фиксируются дословно.

      0 баллов – ребенок не может оценить поступки детей.

      1 балл – ребенок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную норму не формулирует.

      2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

      3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

      Методика «Сюжетные картинки»

      Диагностика эмоционального компонента нравственного сознания.

      Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

      Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

      Инструкция:Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

      0 баллов — ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

      1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

      2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

      3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д.

      Методика «Что мы ценим в людях»

      Методика предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка.

      Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят его назвать те их качества, которые ему нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения.

      Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить ero отношение к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

      Обработка и интерпретация результатов теста

      Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:

      3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

      Методика «Как поступать»

      Методика предназначена для выявления у отношения ребенка к нравственным нормам.

      Инструкция к тесту

      Ребенку предлагается представить себе заданную ситуацию и сообщить, как бы он себя в ней повел.

      Первая ситуация: во время переменки один из твоих одноклассников разбил окно. Ты это видел. Он не сознался. Что ты скажешь? Почему?

      Вторая ситуация: одноклассники сговорились сорвать урок. Как ты поступишь? Почему?

      Обработка и интерпретация результатов теста

      Для обработки результатов можно воспользоваться следующей ориентировочной шкалой:

      0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

      1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

      2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

      studopedia.ru

      Как написать анализ диагностики в детском саду

      Анализ диагностики развития детей в МДОУ №61 за 2008-2009 уч.г.

      Разместил: Shkirka. 5 May 2011

      С 1 по 15 сентября 2008 года педагогами проведена диагностика уровня развития детей по усвоению программы Воспитания и обучения детей в детском саду под ред. М.А. Васильевой (предыдущего возраста). Всего продиагностировано 154 ребенка. Из них 62 ребенка нового приема (40%) от общего состава.

      На основе сравнительной диагностики уровня развития детей по усвоению программы и аналитического среза, проведенного педагогами и специалистами на начало учебного года получены следующие результаты:

      С высоким уровнем развития выявлено- 27 детей (17%)

      Со средним уровнем развития выявлено- 82 ребенка (54%)

      С низким уровнем развития выявлено – 44 детей (29%)

      По сравнению с прошлым годом увеличилось количество детей со средним уровнем развития на 8%, и снизилось количество детей с низким уровнем развития на 8%.

      Наибольший показатель низкого развития выявлен в группах нового приема 33 ребенка 21% от общего числа воспитанников:

      Старшая гр. ОНР(общее недоразвитие речи) №3 – 6 детей (46%)

      Старшая гр. ЗПР (задержка психического развития) №12 – 11 детей (100%)

      2 младшая гр. ЗРР(задержка речевого развития) №11 – 12 детей (86%)

      Из полученных диагностических данных можно сделать выводы, что уровень усвоения содержания программы предыдущего возраста детьми по детскому саду на начало года составил – 67%, (2 балла — средний уровень)

      Соответственно по группам:

      Группа №1 – 90% (заикание) старшая группа- 1 год обучения

      Группа №2 – 77% (ОНР) средняя группа – 1 год обучения

      Группа №3 – 54% (ОНР) старшая группа – 1 год обучения

      Группа №4 – 77% (ОНР) подготовительная группа – 2 год обучения

      Группа №5 – 82% (ОНР) средняя группа – 2 год обучения

      Группа №6 – 100% (заикание) подготовительная группа – 2 год обучения

      Влияние родителей на ребенка

      Первый социальный институт, закладывающий личность ребенка, — семья. Именно в семье происходит социальная адаптация к обществу, формируется тип поведения, нормы и ценности. В педагогике психологии существуют три значимых проблемы: 1) определить влиян.

      Методика обучения технике ударов в большом теннисе

      В литературе, посвященной методике обучения теннису а также психологии спорта, выделяются отдельные методические приемы, которые имеют очень большое значение в обучении. Можно выделить четыре основных приема: взаимодействие словесного и наглядного о.

      Сущность и классификация финансовых рисков

      Анализируя и обобщая литературу по финансовому менеджменту и антикризисному управлению [1-10] можно дать следующее определение финансового риска. Финансовый риск это вероятность возникновения негативных финансовых последствий от того или иного вида.

      Разработка диагностического материала для работы с детьми с ЗПР

      Одной из годовых целей МДОУ №61 компенсирующего типа (для детей с речевыми нарушениями и ЗПР) на 2007-2008 уч.г. являлось: Совершенствовать программно-методическое обеспечение в МДОУ №61 в соответствии с необходимостью совмещения и реализацией общеоб.

      Лечебно-оздоровительный туризм (ЛОТ) в России и СНГ

      Российские: Анапа климатический и грязевой курорт; курорт Краснодарского края. Главным лечебным фактором является средиземноморский климат. Аршан бальнеологический курорт.Расположен в Бурятии. Направление фитотерапия. Белокуриха бальнеологический ку.

      Пользователей онлайн: 47

      Анализ результатов диагностики ГОУ д/с №584 за 2009-2010 учебный год

      Проведя анализ результатов диагностики можно сказать следующее:

      Начиная с самого раннего возраста, у дошкольников воспитывался устойчивый интерес и потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями. Дети нашего сада участвовали во всех спортивных окружных мероприятиях. Весенний мониторинг физического развития детей показал, что ИФГ 80% и уровень физической подготовленности групп близок к возрастному нормативу. В следующем учебном году будут использоваться знания, полученные на курсах по здоровье сберегающим технологиям, и на их основе строиться физкультурно-оздоровительная работа дошкольного учреждения. В детском саду созданы условия, способствующие освоению детьми основных видов движений, техники их выполнения. На занятиях и вне их воспитатели развивают у ребёнка интерес к различным видам спорта, приобщают детей к начальным формам спортивной активности. Обеспечивают сбалансированное сочетание самостоятельных и организованных форм двигательной активности детей в течение дня.

    • Хочется отметить хорошие показатели в работе по формированию элементарных математических понятий. Воспитатели групп проводили занятия преимущественно в игровой форме, что, несомненно, привело к положительным результатам. Также в течение года неоднократно проводились открытые занятия, как для родителей, так и внутри дошкольного учреждения. В течение года проводилась работа на развитие представлений о количественной характеристике числа, знакомству детей с различными способами и единицами измерений, формированию представления о геометрических фигурах. Педагоги развивали пространственные и временные представления, создавали условия для развития умственных действий.
    • В следующем учебном году хочется обогатить познавательную сферу развития, пополнив уголки природы новыми разнообразными материалами и уделить особое внимание таким формам занятий как наблюдение. Уделить особое внимание формированию навыков экспериментирования, обеспечению условий для развития понимания взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов. Удалось организовать работу по формированию представлений о многообразии растительного и животного мира, разнообразии условий жизни на Земле, правилах ухода за комнатными растениями и животными. На занятиях и в свободной деятельности воспитатели развивали элементарные представления о космосе, Солнечной системе и основных космических явлениях.
    • Анализируя показатели результатов диагностики развития речи, хочется отметить, что они остались на прошлогоднем уровне и поэтому задача развития речевых способностей выбрана одной из годовых на следующий учебный год. Проведя анализ диагностики по развитию речи, нужно отметить, что работа в этом направлении не имеет должных результатов. В ходе наблюдений, бесед с детьми и воспитателями, оперативного контроля выявлено, что не достаточно хорошо построена работа по развитию связной речи детей, не всегда спланирована работа в книжных уголках, развитию речевого творчества. Хорошо проводилась работа по формированию навыков речевого общения со взрослыми и сверстниками, развитию игрового общения, созданию условий для овладения детьми грамматическим строением речи. Систематизированная работа учителя- логопеда принесла хорошие результаты по развитию звуковой культуре речи (правильному произношению звуков и слов, овладению ритмом и темпом речи, силой голоса)
    • Хорошие результаты прослеживаются по результатам диагностики трудового воспитания. У детей вырос интерес к трудовой деятельности, они с желанием выполняли посильную работу и показали хорошие качественные результаты. В течение года детей учили ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать свои действия и мнения с партнёрами, нести ответственность за общее дело. Организовывали совместную деятельность, направленную на создание общего продукта.
    • Анализируя художественно- эстетическое развитие детей, хочется отметить хорошую работу педагогов в этом направление, которая была многообразна и интересна. Проводились тематические конкурсы рисунков, действовали постоянные выставки. Дети участвовали в окружных конкурсах. Привлекались родители к совместному творчеству. На занятиях воспитатели обращали внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков в окружающем мире. Знакомили детей с произведениями изобразительного искусства различных видов и жанров. Формировали навыки изобразительной деятельности, создавали условия для отражения детьми предметов, людей, сюжетов и картин природы и общественной жизни, сказочных персонажей в рисунке в организованной и свободной деятельности. В течение года педагоги знакомили детей со средствами выразительности театрального искусства и выразительными средствами музыки.

      Большое внимание на протяжении всего учебного года уделялось значимости детской игры. Хорошие показатели в сфере развития игровой деятельности воспитанников являются результатом совместной, плодотворной работы всего педагогического коллектива детского сада. В игре воспитывали доброжелательное отношение, чувство доверия, развивали умение общаться с разными детьми. Учили распознавать эмоциональные переживания и состояние окружающих. Обыгрывали вместе с детьми различные ситуации из жизни, рассказов, сказок. В игровой форме предлагали различные способы разрешения конфликтных ситуаций, учили договариваться, соблюдать очерёдность, делиться игрушками, устанавливать контакты. Воспитатели поощряли импровизации в играх, общение друг с другом.

      Итоги диагностики развития детей

      Сентябрь для сотрудников детского сада — время планирования работы на предстоящий год. Для того, чтобы определить маршрут развития каждого ребёнка на ближайшие полгода, у нас проводится диагностика развития детей, результаты которой позволяют каждому воспитателю более объективно «нарисовать портрет» своей группы, определить, что ему удалось, а на что обратить особое внимание в своей работе.

      На очередном педагогическом совете были подведены итоги проведённой диагностики. Воспитатели каждой группы, опираясь на полученные результаты, выстраивают стратегию своей работы с детьми.

      Результаты очередной диагностики показали, что владение программным материалом детьми всех возрастных групп на начало года достаточно неоднородно: по итогам констатирующей диагностики дети всех возрастных групп показали положительный результат владения материалом в диапазоне от 46% до 89% (в зависимости от раздела программы и возрастной группы). Самые высокие результаты у детей подготовительной группы №12 — 89% (учитывались все разделы программы); самые низкие — в старшей логопедической группе №7 — 46%. Наиболее высокие результаты у воспитанников по разделу «Физическая культура» (94%), наиболее низкие — по разделу «Музыкальное воспитание» (66%).

      Предполагаемая причина данного явления в том, что в ДОУ созданы условия для физического развития детей, план двигательной активности детей выполняется в достаточной мере во всех возрастных группах. Воспитателям рекомендовано строго соблюдать баланс между двигательной активностью детей и деятельностью, предполагающей малую подвижность, регулярно включать в режимные моменты игры разной подвижности, результаты диагностики использовать при планировании индивидуальной работы.

      Представления по разделу «Музыкальное развитие» у воспитанников практически всех возрастных групп сформированы на оптимальном и допустимом уровне. Однако, результаты показали, что есть над чем работать. В связи с этим, решением педагогического совета была определена задача по организации самостоятельной музыкальной деятельности детей в течение дня.

      Запланированы методические меропрятия в помощь педагогам, предложено в группах для детей пополнить содержание музыкальных уголков для того, чтобы обеспечить самостоятельную музыкальную деятельность детей.

      Сравнительный анализ данных диагностики за последние 3 года показал, что результаты по всем направлениям деятельности детей стабильны.

      Запись опубликована в рубрике Общее. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

      zhizn-rebenka.ru

      Методика определения физической подготовленности детей с 3 до 10 лет

      Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию физического и психического состояния человека, особенно детей начиная с самого раннего возраста, и соответствовать этим требованиям могут только здоровые дети. В связи с этим, проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный и младший школьный возраст являются решающими в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. В этот период идёт интенсивное развитие органов и систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культуры и спортом.

      Таким образом, ведущей идеей дошкольных образовательных учреждений является формирование здорового ребёнка и на этой базе развитие его духовного потенциала и широкого спектра творческих способностей.

      Совершенствование физического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста приобрело особую значимость в связи с перестройкой образования в нашей стране. Это даёт ключевые позиции обновления детского сада – охрана и укрепление здоровья детей (как физического, так и психического), гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, обеспечение преемственности между всеми сферами социального становления ребёнка. Укрепление преемственных связей между дошкольным и начальным образованием имеет важное значение для развития всей системы образования в целом. Концепция непрерывного образования рекомендует рассматривать преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, его успешное воспитание и обучение на данной ступени образования.

      Период детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребёнка, особенно его физических качеств. Поэтому необходима система контроля за физическим развитием, физической подготовленностью и работоспособностью ребёнка. В процессе физического воспитания следует создать такие условия, в которых физические возможности ребёнка-дошкольника и младшего школьника раскроются полностью. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, обеспечение соответствующего уровня физического развития – состояния здоровья, уровней физической подготовленности и двигательной активности. Именно в процессе физического развития ребёнка необходимо соблюдать преемственность целей, задач, содержания, методов и форм работы, в том числе и в определении физической подготовленности детей.

      Существует множество методик диагностики для определения физической подготовленности детей. Работая в прогимназии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, мы столкнулись с тем, что нет единой системы определения физической подготовленности, по которым можно проследить уровень развития двигательных умений и навыков, физических качеств ребёнка с 3 до 10 лет. В диагностических методиках не учитывается принцип преемственности в определении физической подготовленности детей дошкольного и младшего школьного возраста. М. А. Рунова в своей книге “Двигательная активность ребёнка в детском саду. 5-7 лет” предлагает для определения физического развития ребёнка-дошкольника 15 диагностических тестов. Г.Н. Сердюковская (1995 г.) — 5 тестов. В.Н. Шебеко (1996 г.) и другие — по 9 тестов. В начальной же школе из всех этих тестов берутся во внимание только 6. Всё остальное проходит через изучение техники выполнения элементов. Нет преемственности и в последовательности нормативов одних и тех же тестов у дошкольников и младших школьников. В тестах нет единой системы определения норм и результатов.

      Резкие контрасты условий детского сада и школы приводят к ослаблению здоровья, психологическим травмам детей, что ведёт к более длительному адаптационному периоду, так как организм и психика ребёнка ещё не приспособлены к условиям школы.

      В условиях прогимназии, в едином образовательном пространстве с детьми дошкольного и младшего школьного возраста работает один специалист. Поэтому проблема проведения диагностических тестов, определение качественной оценки физической подготовленности, развития и достижений детей, отсутствие единой программы , по которой можно определить динамику физического развития каждого ребёнка перед нами встала особенно остро.

      Работая над этой проблемой, мы поставили перед собой цель: опираясь на “Комплексную программу физического воспитания 1-11 классов” (Авторский коллектив В.А. Лях, Л.Б. Кофман), на диагностические тесты физического воспитания дошкольного возраста М.А.Руновой, Г.Н.Сердюковской, разработать единую систему физической подготовленности детей для нашего учреждения, где будет прослеживаться развитие ребёнка с 3 до 10 лет.

      На основании оценки физической подготовленности изучаются особенности моторного развития ребёнка, разрабатываются необходимые средства и методы их физического воспитания, раскрываются неравномерности в развитии двигательных функций. Всё это даёт возможность установить причины отставания или опережения в усвоении программы, наметить педагогические приёмы, способствующие оптимизации двигательной активности детей в условиях данного учреждения.

      При определении уровня физической подготовленности ребёнка следует ориентироваться на следующие факторы:

      • степень овладения ребёнком базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях, элементами техники всех основных видов движений;
      • умение активно участвовать в разных видах двигательной деятельности, самостоятельно использовать свой арсенал движений в разных условиях;
      • развитие физических качеств и двигательных способностей: быстроты реакции, ловкости, гибкости, силы, выносливости, координационных способностей;
      • общая двигательная активность ребёнка в течение всего времени пребывания в дошкольном учреждении.
      • Начиная со второй младшей группы и до третьего класса, нами разработана единая диагностика, что позволяет выявить динамику физической подготовленности по идентичным показателям (приложение 1). При этом не нарушается структура основных образовательных программ детского сада и школы.

        Физическая подготовленность проверяется по 6 основным тестам: скоростным, скоростно-силовым, выносливости, координации, гибкости, силы. После обследования анализируются показатели каждого ребёнка и сопоставляются с нормативными данными.

        Тесты по физической подготовленности позволяют определить физические качества (быстрота, сила, гибкость, выносливость, ловкость); сформированность двигательных умений и навыков. Предлагается перечень тестов общих для дошкольников и школьников.

        1. Тест на определение скоростных качеств:

        Быстрота — способность выполнять двигательные действия в минимальный срок. Быстрота определяется скоростью реакции на сигнал и частотой многократно повторяющихся действий.

        Цель: Определить скоростные качества в беге на 30 м. с высокого старта.

        Методика: В забеге участвуют не менее двух человек. По команде “На старт!” участники подходят к линии старта и занимают исходное положение. По команде “Внимание!” наклоняются вперёд и по команде “Марш!” бегут к линии финиша по своей дорожке. Фиксируется лучший результат.

        2. Тест на определение координационных способностей:

        Координация движений показывает возможность управления, сознательного контроля за двигательным образцом и своим движением.

        Цель: Определить способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки в челночном беге 3*10 м.

        Методика: В забеге могут принимать участие один или два участника. Перед началом забега на линии старта и финиша для каждого участника кладут кубики. По команде “На старт!” участники выходят к линии старта. По команде “Марш!” бегут к финишу, обегая кубик на старте и на финише и так три раза. Фиксируется общее время бега.

        3. Тест на определение выносливости:

        Выносливость — способность противостоять утомлению и какой-либо деятельности. Выносливость — определяется функциональной устойчивостью нервных центров, координацией функций двигательного аппарата и внутренних органов.

        Цель: Определить выносливость в непрерывном беге за 6 минут у детей школьного возраста и в беге до утомления у детей дошкольного возраста.

        Методика: Бег можно выполнять как в спортивном зале, так и на стадионе. В забеге одновременно участвуют 6-8 человек; столько же участников по заданию учителя занимаются подсчётов кругов и определением общей длины дистанции. Для более точного подсчёта беговую дорожку целесообразно разметить через каждые 10 м. По истечении 6 мин. бегуны останавливаются, и определяются их результаты (в метрах).

        Заранее разметить дистанцию- линию старта и половину дистанции. Инструктор по физическому воспитанию бежит впереди колонны в среднем темпе 1-2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок пробежал всю дистанцию без остановок. В индивидуальную карту записываются два показателя: продолжительность бега и длина дистанции, которую пробежал ребёнок.

        4. Тест на определение скоростно-силовых качеств:

        Скоростно-силовые способности, являются соединением силовых и скоростных способностей. В основе их лежит функциональные свойства мышечной и других систем, позволяющие совершать действия, в которых наряду со значительной механической силой требуется и значительная быстрота движений.

        Цель: Определить скоростно-силовые качества в прыжке в длину с места.

        Методика: Ребёнок встаёт у линии старта, отталкивается двумя ногами, делая интенсивный взмах руками, и прыгает на максимальное расстояние в прыжковую яму. При приземлении нельзя опираться сзади руками. Расстояние измеряется от линии до пятки сзади стоящей ноги. Записывается лучший результат.

        5. Тест на определение гибкости:

        Гибкость — морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость характеризует эластичность мышц и связок.

        Цель: Определить гибкость, стоя на гимнастической скамейке у детей дошкольного возраста и из положения стоя на полу у детей школьного возраста.

        Методика: Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке: Ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Наклониться вниз, стараясь не сгибать колени. По линейке установленной перпендикулярно скамье, записать тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент “достань игрушку”.

        Наклон вперёд из положения сидя на полу: На полу мелом наносится линия А-Б, а от её середины — перпендикулярная линия, которую размечают через 1см. Ребёнок садится так, чтобы пятки оказались на линии А-Б. Расстояние между пятками-20-30см., ступни вертикальны. Выполняется три разминочных наклона, и затем четвёртый, зачётный. Результат определяют по касанию цифровой отметки кончиками пальцев соединенных рук.

        6. Тест на определение силовых способностей:

        Сила — способность преодолевать внешнее сопротивление и противостоять ему за счёт мышечных усилий.

        Цель: Определить силу в подтягивание на перекладине из виса хватом сверху у мальчиков, из виса лёжа на подвесной перекладине (до 80см.) у девочек школьного возраста; метание мешочков у детей (150-200гр.) дошкольного возраста.

        Методика: По команде “Начинай!” производят подтягивание до уровня подбородка и опускание на прямые руки. Выполнять плавно, без рывков. При выгибании тела, сгибании ног в коленях попытка не засчитывается. Количество правильных выполнений идёт в зачёт. Девочки подтягиваются, не отрывая ног от пола.

        Метание мешочка правой (левой) рукой способом “из-за спины через плечо”. Встать за контрольную линию, бросить мешок с песком как можно дальше. Засчитывается самый лучший бросок.

        При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования:

        • прыжковая яма для выявления скоростно-силовых качеств;
        • перекладина и мешочки с песком 150-200гр. для выявления силовых качеств;
        • гимнастическая скамейка и линейка для выявления гибкости;
        • беговая дорожка и секундомер для выявления выносливости, скорости.
        • Всё оборудование имеется в нашем учреждении и в любом другом учебном учреждении города и республики, что позволяет использовать нашу систему для определения физической подготовленности в любом учреждение дошкольного и младшего школьного возраста.

          При тестировании детей следует соблюдать определённые правила. Исследования проводить в первой половине дня, в физкультурном зале, хорошо проветриваемом помещении или на площадке. Одежда детей облегчённая. В день тестирования режим дня детей не должен быть перегружен физически и эмоционально. Перед тестированием следует провести стандартную разминку всех систем организма в соответствии со спецификой тестов. Необходимо обеспечить спокойную обстановку, избегать у ребёнка отрицательных эмоций, соблюдать индивидуальный подход, учитывать возрастные особенности.

          Форма проведения тестирования физических качеств детей должна предусматривать их стремление показать наилучший результат: дети могут сделать 2-3 попытки. Время между попытками одного и того же теста должно быть достаточным для ликвидации возникшего после первой попытки утомления.

          Порядок теста остаётся постоянным, и не меняется ни при каких обстоятельствах. Как правило, тестирование проводят одни и те же педагоги: учитель физкультуры, воспитатель, заместитель заведующей по УВР, старшая медицинская сестра.

          Тестирование должно проводиться в стандартных одинаковых условиях, что снизит возможность ошибки в результатах и позволит получить более объективную информацию за исследуемый период.

          Во время тестирования важно учитывать:

          1. индивидуальные возможности ребёнка;
          2. особенности проведения тестов, которые должны выявлять даже самые незначительные отклонения в двигательном развитие ребёнка.

          Наилучшие результаты, полученные в процессе тестирования, заносятся в протокол тестирования (приложение 2). В протокол записываются результаты на начало и конец года всей группы, по которым видна физическая подготовленность всех детей. Также результаты записываются в индивидуальную карту физической подготовленности ребёнка (приложение 3). По индивидуальной карте прослеживается физическое развитие ребёнка с 3 до 10 лет и корректно сообщается родителям каждого ребёнка , подводится итог в конце каждого года.

          Следует отметить большой интерес у детей при выполнении тестовых испытаний. Как показали наблюдения (М.А. Рунова), большая часть детей дошкольного возраста (60%) постоянно стремится сопоставить свои результаты с показателями сверстников, Некоторые дети (30%) даже задумываются над тем, как улучшить свои показатели, стараются неоднократно повторять одно и то же задание, обращаются к педагогу за помощью и стремятся добиться хороших результатов. И лишь немногие дети (10%) остаются пассивными и инертными.

          Работая по данной системе, мы достигли следующих результатов:

          • по разработанным тестам прослеживается уровень физической подготовленности ребёнка с 3 до 10 лет.
          • в процессе работы по данной системе, увеличилось количество детей с высоким уровнем физической подготовленности. Так как уменьшилось количество тестов, поэтому основное внимание мы уделяем технике выполнения упражнений. При правильной технике всегда улучшается результат (приложение 4).
          • тесты позволяют выявить уровень развития движений и физических качеств у детей с 3 до 10 лет, а так же определить степень его соответствия возрастным нормам.
          • мы можем определить способности и возможности каждого ребёнка и индивидуально обсудить это родителями.
          • тесты позволяют выявить причины отставания или опережения в усвоение программы каждого ребёнка.
          • Исходя из всего сказанного, мы пришли к выводу, что назрела необходимость в выработке единого подхода и единых нормативов для определения физического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста в нашем регионе.

            ЛИТЕРАТУРА:

              М.А. Рунова, “Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и колледжей”.- М.: Мозаика- Синтез, 2000-256с.
            1. Т.А.Тарасова, “ Контроль физического состояния детей дошкольного возраста: Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ” – М.: ТЦ Сфера, 2005-175с.
            2. Г.И. Погадаев, “ Настольная книга учителя физической культуры” -М.: Физкультура и спорт, 2000-496с.
            3. И.А. Чаленко, “Современные уроки физкультуры в начальной школе”- Ростов Н/Д.: Феникс, 2003-256с.
            4. Б.Н. Минаев, “Основы методики физического воспитания школьников”: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений.- М.: Просвещение, 1989-222с.
            5. Журналы “Спорт в школе”, 1996.
            6. xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

              Методы диагностики уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста

              Методы диагностики уровня интеллектуального развития детей дошкольного возраста

              1. Психологическая диагностика (задача).

              Психодиагностика — это совокупность способов и средств определения индивидуально-психологических характеристик личности для последующего, при необходимости, коррекционного воздействия на ее развитие. Исходя из этого определения, прежде всего, надо осознать высочайшую ответственность всех тех, кто берется осуществить эту функцию. Уровень профессионализма такой деятельности включает в себя, по крайней мере, два составляющих элемента, способность: а) собрать факты и дать им обоснованное объяснение; б) подобрать адекватные приемы психолого-педагогического воздействия. Очевидно, что для комплексного решения этой двуединой задачи, наиболее эффективно сочетание усилий специалистов-профессионалов психологической службы и опытных практиков. Исходный момент данной комплексной работы — набор первичной информации о личности, поведении и деятельности диагностируемого субъекта. Важна не только диагностика уровня развития отдельных психических процессов или констатация отклонений в развитии личности ребенка, самое главное — это установить взаимосвязь между отдельными особенностями психики ребенка. Ведь индивидуальные особенности, самооценка или тревога могут повлиять не только на характер общения, но и на развитие познавательных процессов у детей. В свою очередь, особенности памяти и уровень мышления определяют и некоторые качества личности, например, уровень притязаний или агрессивность. Поэтому так важно при проведении диагностики использовать целый комплекс методик, что позволит рассмотреть личность ребенка с разных сторон и составить целостное представление о его психике.

              2. Этапы психологической работы.

              Правильная диагностика — это первый шаг в организации коррекции психики, при этом необходимо не только правильно подобрать методики, но и провести исследования так и в таком порядке, чтобы ребенок не устал, не отказался от участия в работе. Правильная диагностика помогает выявить причины нарушений в психическом развитии, определить, какие качества сформированы хуже всего.

              Главная задача при обследовании ребенка определить, что необходимо исследовать в первую очередь, а затем подобрать соответствующие методики. Так как выделение наиболее сложных и глубоких нарушений у исследуемого ребенка в первый момент трудно даже для профессиональных психологов, а в начале работы с ребенком рекомендуется не сосредотачиваться на какой-то одной стороне психического развития или на исследовании одного психического процесса, но постараться изучить ребенка комплексно, применяя по возможности, как можно больше различных тестов для получения более достоверных результатов.

              Обследование начинают с беседы со взрослыми (воспитателями, учителями, родителями, если с определенными жалобами на ребенка обратились они. Если же инициатива обследования исходит от того, кто будет проводить диагностику, то ему необходимо самому четко определить характер притязаний к ребенку и причин недовольства им.

              Обследование ребенка начинается с анализа его внешнего вида и реакции на ситуацию обследования. При этом надо обращать внимание на то, насколько ребенок открыт для контакта, проявляет ли он активность (например, изучает обстановку в комнате, рассматривает с интересом игрушки, предметы, находящиеся в ней, чем он расторможен, то есть крутится на месте, порывается встать, вертит что-то в руках, просто болтает руками или ногами. Следует отметить и проявление заторможенности, напряженности, проявляемое ребенком, его стремлением сесть или встать, нежелание обращать на себя внимание, боязнь вступить в разговор.

              Все эти факты могут быть связаны с психодиагностическими (врожденными) особенностями ребенка, например с импульсивностью или ригидностью, так и с такими качествами как тревожность или демонстративность. Полученные наблюдения в дальнейшем сопоставляют с данными тестов, что помогает понять природу интеллектуальных или эмоциональных отклонений ребенка.

              При обследовании важно чередовать методики так, чтобы изучение памяти следовало за анализом мышления, а изучение восприятия — за исследованием креативности. Начинать диагностику рекомендуется с рисования (как на свободную, так и не заданную тему, предоставляя ребенку время войти в ситуацию обследования памяти, так как необходимо время (не меньше 20 минут) для отсроченного воспроизведения. Личностные методики лучше предлагать детям в конце работы, после того, как для них сгладится новизна ситуации и установится контакт со взрослым, проводящим диагностику. Такая же последовательность сохраняется и в том случае, если обследование не за один раз, а на нескольких занятиях.

              3. Правила проведения тестового диагностического обследования.

              Первые объективные методы диагностики психического развития детей появились в начале XX века. До этого для исследования психики детей применяли только наблюдения и анкеты. Недостатком этих методов является их субъективность, так как часто мы видим только то, что хотим видеть, и не замечаем многих важных вещей. Кроме того, анкеты нельзя использовать при работе с маленькими детьми, так как для ответов на их вопросы необходим определенный уровень самонаблюдения, отсутствующий у детей дошкольного возраста.

              Новые методы получившие название тестов, отличались абсолютной объективностью и возможностью использования для работы с детьми любого возраста.

              Непрофессиональный подход к диагностике может принести больше вреда, чем пользы. Для того чтобы работа считалась успешной, надо знать несколько основных правил:

              Для составления психологической характеристики ребенка необходимо использовать не менее 10-15 разных тестов, поскольку каждая отдельная методика направлена на «измерение» очень узкого, специального качества.

              Строго соблюдать инструкцию, которая приведена в каждой методике. В противном случае, суть задания может полностью измениться, а следовательно, полученный вами результат будет ошибочным.

              Не забывать о том, что каждая методика рассчитана на детей определенного возраста.

              Для работы по многим методикам необходимо специальный «стимулирующий материал», то есть, карточки, тексты, картинки, которые предлагают ребенку. Не забывать, что все инструкции о порядке предъявления и способе подачи этого материала обязательны и что не соблюдая их или изменяя материал можно получить иной результат.

              Никогда не надо пытаться работать с ребенком через силу, без его добровольного желания.

              4. Значение каждого раздела для оценки хода психического развития.

              а) Исследование развития восприятия.

              Восприятие — это выделение наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств составления на их основе устойчивых образов (сенсорных эталонов) и соотнесение этих образов-эталонов с предметами окружающего мира. При диагностики уровня развития важно определить уровень сформированности всех этих трех процессов. Необходимо также соотнести причины ошибок, допускаемых ребенком, с этими процессами, так как практически не существует детей у которых были бы, нарушены все они одновременно. Поэтому, как правило коррекция всего лишь одного из этих процессов помогает откорректировать всю деятельность восприятия.

              Проводя диагностику, важно так подобрать методику, чтобы они отразили особенности всех трех сторон восприятия. Прежде всего нужно проверить наличие у ребенка целостных образов предметов окружающего мира, и их адекватность. Для этого применяют методику «Разрезные картинки». Уровень развития действий восприятия и степень их интериоризации исследуют и с помощью теста «Коробочка форм». Степень обобщенности сенсорных эталонов, а также уровень интериоризации действий восприятия исследуют с помощью методики «эталоны».

              б) Исследование развития памяти.

              Память — один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для дошкольников и младших школьников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. Память является не только одним из важнейших познавательных процессов, но одним из параметров одаренности. Однако при диагностике необходимо помнить, что, хотя хорошая память, как правило, действительно связана с высоким уровнем интеллектуального развития ребенка, низкий уровень памяти еще не говорит о том, что интеллектуальное развитие этого ребенка невысоко, что оно отстает от нормы. То есть связь между памятью и интеллектом односторонняя, а не двухстороннее, и плохая память в отличии от хорошей, мало что говорит о способностях человека.

              Следующее при методики разработаны для исследования разных видов памяти: «10 предметов» — для объема непосредственной образной; «10 слов» — объем и скорость непосредственной вербальной; «пиктограмма» — изучение опосредованной памяти, связанной с образным мышлением.

              в) исследование развития мышления.

              Мышление — один из важнейших психических процессов. Мышление — это процесс не однородной, он проходит в несколько этапов в своем развитии, состоит из многих операций. Поэтому необходимо разобраться, какое качество мышления можно исследовать тем или иным методом и какие методы лучше всего использовать в диагностике при разных проблемах, которые возникают в процессе обучения детей. Для исследования уровня развития образного мышления у детей 4-7 лет можно исследовать тест «Нахождение недостающих деталей», — на исследование образного схематического мышления, называется «перцентивное моделирование», для исследования схематического мышления у детей применяется «тест Когана», «тест Равена», для диагностики словесно-логического мышления у детей 5-10 лет «последовательные картинки», «исключение четвертого».

              г) исследование креативности.

              Креативность (творческое воображение) имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности. Способность находить новые, нетрадиционные способы решения различных задач не всегда связана с общими интеллектуальными способностями человека. В то же время творческие способности личности откладывают отпечаток и на уровень выполняемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание своих достоинств и недостатков. Поэтому при диагностике необходимо исследовать уровень не только познавательного, но и творческого развития личности, который невозможно определить с помощью традиционных тестов интеллекта.

              Для исследования образной креативности может быть использован тест «Дорисовывание», тесты направленные на исследование только вербальной креативности «назови картину», «что может быть одновременно».

              д) исследование общения.

              Общение со взрослыми формируют практически все знания и умения детей, в том числе и знания о самом себе, стимулирует его познавательную активность. Общение со сверстниками актуализирует эти знания, формируя у ребенка более правильный, адекватный образ самого себя. Нарушения в общении, которые фиксируются в дошкольном и мл. школьном возрасте, проявляются в последствии не только в том, что человек не умеет добиваться желаемого, конфликтует с окружающими, не умея построить правильные отношения ни дома, ни на работе. Для исследования общения ребенка со сверстниками, определения его статусного места в группе используют метод «Социометрия», общение детей с членами семьи «Два домика», «Рисунок семьи».

              е) исследование индивидуальных особенностей и качеств личности.

              Труднее всего диагностировать качества личности детей, и прежде всего из-за отсутствия абсолютно объективных способов интерпретации полученных в ходе тестирования данных. Еще не разработаны нормы развития личности, подобные тем, что были выведены при исследовании познавательного развития, хотя и существует общее понятие об отклонениях в личностном росте. В то же время, именно личные качества детей чаще всего интересуют взрослых, так как именно они нередко становятся причиной конфликтных детей, их плохого поведения, а часто и плохой учебы. Знание индивидуальных особенностей личности помогает выстроить правильное общение с ребенком, наметить план помощи ему. При диагностике необходимо отличать индивидуальные особенности от качеств личности ребенка; индивидуальные особенности — врожденные, они связаны с особенностями работы нервной системы, а качества личности формируются в течении жизни и зависят, таким образом, от социального окружения. Поэтому можно говорить о коррекции, изменении структуры личности, но невозможно изменить индивидуальные особенности человека. Можно только попытаться помочь ребенку создать индивидуальный, основанный на его особенностях стиль деятельности и общения, который использует положительные стороны его индивидуальности, по возможности нейтрализуя отрицательные. Широко распространены тесты, направленные на исследование самооценки. Существуют их модификации — для детей 4-6 лет (тест Лесенка) и 7-10 лет (школа самооценки)«оцени себя». При исследовании личностных качеств часто применяют и рисуночные тесты, которые относятся к проективным, так как предполагается, что ребенок приписывает персонажам рисунка свои чувства и переживания. Одним из самых информативных является тест «Несуществующие животные». Важную информацию о личности детей и их общении с окружающими дает «тест Розенцвейга». Существует еще один тест, который дает возможность провести комплексную диагностику личности ребенка «Детский апперцептивный тест с его помощью можно исследовать не какое-то одно качество, а структуру личности ребенка. В отличие от рисунков, этот тест дает возможность не только диагностировать отклонения, но и понять некоторые причины их появления.

              Диагностика и коррекция — процессы взаимосвязанные, причем коррекцию можно начинать уже в процессе диагностики отклонений в психическом развитии и их причин. На основе данных диагностики строится программа коррекционных занятий.

              Главное в этих занятиях — сформировать у детей умение ориентироваться в задании, находить самые важные качества, характеризующие предметы.

              Формирование навыка творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста: к моменту поступления в школу.

              Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

              Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного.

              www.maam.ru

              Смотрите так же:

              • Лечение коньюктивита у ребенка 2 лет Капли от коньюктивита для детей 2 лет Какие капли использовать при коньюктивите? Лекарственные средства в виде глазных капель благодаря эффективности и простоте в использовании очень часто назначаются пациентам для лечения коньюктивитов. Рассмотрим подробнее, какие капли, при каких коньюктивитах применяются, а также какие препараты […]
              • Развитие памяти у ребенка 4 лет Выпуск 7. Как развить память у ребёнка — игры и упражнения на внимание Авторская колонка Наталии Рой о раннем развитии «Умнички». Память — загадочная и не до конца изученная функция головного мозга. Дети, обладающие хорошей памятью, быстро и легко запоминают материал. Учёба даётся им легко, успех окрыляет, школа не кажется тяжкой […]
              • Анализ современных методов воспитания Современные методы воспитания Современные методы воспитания направлены на формирование полноценной личности с четким мировоззрением, самоопределением и раскрытыми способностями. Особенности современных методов обучения и воспитания Современное воспитание строится с учетом интересов и потребностей детей, а основу воспитательного процесса […]
              • Ммд диагноз у ребенка Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД) Не ошибемся, если скажем, что все мы любим своих непоседливых малышей. Именно непосредственность детского возраста умиляет родителей, малыши очаровывают нас своей неуемной энергией, своим активным интересом к познанию жизни. Да, следить за подрастающим поколением необходимо. Порой вам […]
              • Цинковая мазь можно ли детям Цинковая мазь при беременности Цена на Цинковую мазь: 50-100 руб. Состав и воздействие медикамента Цинковая мазь является одним из самых безвредных лекарств из-за составляющих, содержащихся в ней. Этими составляющими являются: Окись цинка; Вазелин; Вспомогательные соединения. Действующее вещество не является отравляющим, если […]
              • Колики у месячного ребёнка Колики у 2 месячного ребенка Колики у ребенка. Что делать Колики у ребенка – это не болезнь, не патология, а физиологическое явления, которое встречается у всех новорожденных. Колики – это короткие болевые приступы, которые повторяются друг за другом. Чаще всего колики у ребенка начинаются с возраста двух недель и заканчиваются в […]
              • Почему увеличены лимфоузлы у ребенка Воспаление лимфоузлов у ребенка: причины, симптомы, лечение Каждая мама должна понимать, что воспаленные лимфатические узлы у ребенка – это не отдельное заболевание, а только симптом. Для предотвращения тяжелых последствий необходимо дополнительно обследоваться и выяснить причину воспалительного процесса. Лимфоузлы у ребенка – норма В […]
              • Гемоглобин 5 месячного ребенка Как поднять гемоглобин у 4 месячного ребенка Как повысить гемоглобин у ребенка? Пониженное содержание гемоглобина приводит к анемии, постоянной утомляемости, слабости и головокружениям. Как поднять гемоглобин ребенку, и по каким причинам его уровень может снижаться? Дефицит гемоглобина у ребенка может развиться из-за низкого […]