§ 2. Формы работы с родителями

Индивидуальные формы работы с родителями имеют важней шее значение для установления взаимопонимания с ними, лучше го понимания педагогами особенностей развития ребенка с нарушенным слухом. К таким формам относятся беседы с родителями, консультации, посещение педагогами семьи, посещение родителями занятий в детском саду, подготовка заданий и рекомендаций для детей на выходные и праздничные дни, переписка с родителями иногородних детей. Беседы с родителями и другими членами семьи можно проводить утром или вечером, если дети посещают детский сад ежедневно; в понедельник и в пятницу, если ребенок находится в дошкольном учреждении в течение пяти дней; во время приездов иногородних родителей. Особенно нуждаются в индивидуальном общении родители, дети которых только поступили в детский сад. Такое общение требует выделения специального отрезка времени, потому что поспешность и торопливость в общении с родителями не могут вызвать родителей на откровенный разговор, не дают возможности получить полные ответы на возникшие вопросы. От педагогов требуются не только профессиональные советы, но и такт, сочувствие к родителям, многие из которых очень тяжело переживают нарушение слуха у ребенка.

Как правило, в конце недели педагоги готовят задания и рекомендации для родителей по различным разделам. При встрече с родителями ребенка уточняется характер задания для каждого ребенка с учетом его возможностей. Родители получают советы, как связать усвоение материала ребенком с использованием различных бытовых ситуаций, привлечь вгровые приемы, использовать другие виды деятельности (лепку, аппликацию, конструирование, ручной труд), как организовать экскурсии в различные учреждения. В некоторых случаях не понимающих содержание заданий или не умеющих правильно воспользоваться советами педагогов родителей приглашают на занятия, в ходе которых раскрывается методика работы по какому-либо разделу работы, например по развитию слухового восприятия.

В тех случаях, когда родители ребенка живут далеко и не могут часто приезжать в дошкольное учреждение, педагог организует переписку с ними, отвечает на все вопросы, в том числе и прямо не связанные с обучением ребенка, например о его здоровье, условиях жизни в дошкольном учреждении и др. Очень важно привлекать детей к участию в переписке с родителями: на глазах ребенка подписать конверт, показывать фотографии родителей. Дети могут делать рисунки, писать короткие тексты, подписывать с помощью педагога поздравительные открытки. Важно, чтобы педагог вместе с ребенком обсуждал каждое полученное письмо, в доступной форме рассказывал о жизни в семье, о том, что родители заботятся о своем малыше. Необходимо хранить все письма родителей, потому что дети любят рассматривать и читать их многократно.

Важным событием для ребенка и его семьи могут стать посещ ния сурдопедагогом или воспитателем их дома. К таким посещениям педагог готовится заранее, продумывает вопросы к родителям, предложения и советы. Целесообразно связывать приход в семью с какими-либо событиями в жизни ребенка: отсутствием в детском саду из-за болезни, днем рождения и др. В процессе посещения семьи целесообразно провести наблюдения за укладом жизни ребенка, средствами общения родителей с ним, организовать обсуждение актуальных для данной семьи проблем воспитания ребенка. Педагог должен объяснить родителям важность соблюдения дома режима дня, идентичного порядку дня в детском саду, необходимость речевого общения, расширения представлений об окружающем; рассказать о проведении развивающей работы с ребенком в процессе его участия в бытовой деятельности, прогулках, посещении театра, цирка и др. Во время посещения семьи также необходимо выяснить характер некоторых трудностей ребенка в саду, например неопрятность ребенка, плохое владение навыками самообслуживания. В таких случаях целесообразно выяснить у родителей, что ребенок делает сам в семье, как использует помощь взрослых, дают ли ему какие-либо поручения. Педагог дает родителям необходимые сове ты по воспитанию трудолюбия, культурно-гигиенических навыков. Во время последующих посещений нужно выяснить, как родители выполняют эти рекомендации.

В работе дошкольньгх учреждений помимо индивидуальной работы с родителями используются и коллективные формы. К ним относятся проведение общих и групповых родительских собраний, лекториев, тематических собраний, организация «круглых столов», конференций для родителей, семинаров по обмену опытом работы с детьми, групповых консультаций, дней открытых дверей, организация выставок детских работ, утренников и праздников, участие в мероприятиях детского сада и группы и т. д.

Родительские собрания являются одной из распространенных форм работы с родителями. Собрания могут быть общими для всех родителей детского сада или групповыми. Общие собрания родителей проводят 2—З раза в год, групповые — один раз в квартал. На общих собраниях родителей знакомят с содержанием работы детского сада, определяют линии взаимосвязи дошкольного учреждения и родителей, заслушиваются отчеты администрации о деятельности в течение определенного периода времени, отчеты родительского комитета. На родительских собраниях заслушиваются доклады по тематике, интересной всем родителям. Например, «Роль игры в воспитании детей с нарушениями слуха», «Наследственность и слух» и др.

На групповых родительских собраниях обсуждаются вопросы, актуальные для родителей детей данной группы. Сурдопедагог и воспитатели знакомят родителей с задачами и содержанием работы по различным направлениям воспитания и обучения детей, де лая это в доступной и понятной для родителей форме. Важным является участие воспитателей, выступающих с сообщениями по вопросам воспитания детей в семье. Например, «Организация ре жима дня детей трехлетнего возраста», «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей» и др. На групповых родительских собраниях педагоги сообщают родителям о результативности обучения, результатах работы по различным направлениям. Важно, характеризуя эффективность работы с детьми, показать возможности ребенка, его продвижение в обучении, а не акцентировать внимание на трудностях, негативных сторонах его развития, сопровождая характеристику всевозможными «не» — не знает, не умеет, не понимает и т. д. Трудности, возникающие в работе с ребенком, лучше раскрыть в индивидуальной беседе и, главное, показать, как родители могут содействовать их устранению. Проведение групповых собраний требует тщательной подготовки педагогов. Сюда включается подготовка сообщения, подбор наглядно-иллюстративного материала (таблички, книжки-самоделки, дидактические игры, фото графии, рисунки, поделки детей и т. д.). Педагоги также должны порекомендовать доступную родителям литературу по обсуждае мым вопросам, уточнить, на чем необходимо заострить внимание при ее чтении. К родительским собраниям целесообразно приурочивать выставки детских работ, а также поделок, рисунков, подготовленных совместно родителями и детьми.

Конкретные вопросы обучения детей, чаще всего связанные с проведением коррекционной работы, обсуждаются на тематических родительских собраниях, при организации «круглых столов», лекториев для родителей.

Университет или лекторий для родителей предполагают систематическое знакомство родителей с общими вопросами сурдопсихо логии и сурдопедагогики по заранее составленному администрацией плану. Лекции для родителей, с которыми выступают врач, методист, психолог, сурдопедагоги, как правило, проводятся один раз в месяц.

Тематикой «круглых столов» часто являются конкретные проблемы обучения и воспитания дошкольников с нарушениями слуха:

вопросы слухопротезирования, правильное использование звукоусиливающей аппаратуры, взаимосвязь различных форм речи в обучении языку, работа по развитию слухового восприятия в семье, контроль за произношением детей и др.

Консультации для родителей. При проведении общих или групповых тематических консультаций родители заранее могут оставить вопросы в письменной форме. По мере накопления их по одной тематике формируется содержание групповых консультаций для родителей. На общих консультациях обсуждаются интересующие родителей проблемы охраны здоровья детей, лечения заболеваний органов слуха, проблемы подбора и правильного использования слуховых аппаратов и многое другое.

Консультации для родителей в группах посвящаются конкретным вопросам воспитания и обучения детей данного возраста. Сообщения педагогов должны носить конкретный характер, быть доступными для родителей, сопровождаться демонстрацией примеров, привлечением различных дидактических средств. Тематикой консультаций могут быть такие вопросы, как «Работа по развитию речи в семье», «Использование письменной формы речи», «Работа по развитию слухового восприятия», «Ознакомление детей с природой». Формы работы могут быть разнообразными — как в виде докладов сурдопедагогов, воспитателей, так и в вопросно-ответной форме.

Важной и полезной формой работы является организация родительских конференций, целью которых является распространение опыта работы родителей по воспитанию и обучению детей в семье. Такие конференции проводятся 1—2 раза в год. Их подготавливают администрация детского сада, родительский комитет, педагоги. На этих конференциях родители делятся опытом воспитания детей в семье, раскрывают формы и содержание работы по различным направлениям, например воспитание трудолюбия, формирование взаимоотношений с ребенком в семье, физическое воспитание. Очень часто наиболее активные родители стремятся передать свой опыт по наиболее трудным и специфическим разделам работы: по развитию речи, развитию слухового восприятия и по другим актуальным вопросам. Как правило, родители демонстрируют много интересных пособий, игр, фотографии, видео- и аудиозаписи, знакомство с которыми полезно как другим родителям, так и педагогам. Такие конференции имеют значительное влияние на родителей, которые прежде сомневались в своих педагогических возможностях или не верили в способности своего ребенка. На родительских конференциях создается теплая дружеская обстановка, формируется единый коллектив родителей и педагогов. К проведению родительских конференций в дошкольном учреждении разворачиваются вы ставки детских работ. Интересным продолжением конференций являются детские концерты, на которых дети выступают с танцами, чтением стихов, инсценировками.

Одной из форм работы с родителями являются также дни от крытых дверей, в течение которых родители могут посетить фронтальные и индивиду занятия в старших группах, понаблюдать за общением детей и их занятиями на прогулках, во время проведения режимных моментов, встретиться и побеседовать с педагогами, старшим воспитателем, заведующей. Открытые занятия в ясельной и младшей группах можно организовать таким образом, чтобы дети не видели родителей, т. е. родители могут наблюдать за детьми из смежной комнаты, из-за ширмы. Целесообразно также приглашать на дни открытых дверей тех родителей, которые недавно получили путевку в данное дошкольное учреждение. Такие посещения, наблюдения за детьми позволяют родителям составить представление об обстановке в детском саду, стиле и методах педагогической работы с детьми. Нередко посещения дошкольного учреждения в день открытых дверей позволяют родителям утвердиться в своем желании воспитывать ребенка в специаль ном дошкольном учреждении, а в некоторых случаях — наоборот, мобилизовать свои силы и организовать воспитание и обучение ребенка в семье.

Важнейшей задачей сотрудников детского сада является создание единого коллектива в лице детей, педагогов и родителей. Формирование доверия, общего участия в судьбе ребенка лучше всего обеспечивается в организации таких неформальных событий, как проведение общих праздников в детском саду, празднование дней рождения детей дома или в детском саду, организация выставок работ детей, совместных экскурсий и поездок.

Полезной и интересной формой работы с родителями является проведение утренников, праздников в детском саду, к участию в которых приглашаются родители. Важно, что родители видят своих детей в праздничной обстановке, могут оценить результаты работы по музыкальному воспитанию, развитию речи, получают положительные впечатления. Наиболее интересны для детей праздники, когда родители вместе с ними участвуют в играх, танцах. Помимо участия в праздниках родителей можно привлекать к организации экскурсий, походов, фото- и видеосъемке детей. Родители могут помогать педагогам в подготовке дидактического материала (табличек, книжек-самоделок, наборных нолотен, дидактических игр), размножении методических материалов.

Одной из форм работы с родителями является использование различных наглядных материалов: выставок детских работ, оформление информационных стендов, так называемых уголков для родителей. Знакомство с продуктами детской деятельности — рисунками, лепными поделками, панно и аппликациями и др. — производит на родителей положительное впечатление, а советы воспитателя в свя зи с обсуждением работы ребенка позволяют организовать работу в данном направлении дома. Демонстрация работ детей без комментария воспитателя не дает большого эффекта, так как родители не всегда понимают задачи работы, степень самостоятельности ребенка при ее выполнении. При обсуждении работы ребенка важно показать продвижение ребенка, сравнить ее с предыдущими рисунками или поделками, которые хранятся в группе.

В уголках для родителей содержится полезная для них информация. Целесообразно иметь данные организационного порядка: состав детей группы, точные имена и фамилии педагогов, режим дня, расписание занятий. Такая информация позволяет родителям владеть точными сведениями о жизни детей в детском саду. Как правило, в уголках для родителей содержатся педагогические рекомен ации по различным направлениям воспитания, подготовленные педагогами группы или представленные в виде материалов статей из журналов, газет. Особенно часто в уголках для родителей помещаются статьи из журналов »В едином строю» (рубрика «Университет для родителей»), «Дефектология», «Дошкольное воспитание». Целесообразно размещать в уголках для родителей новые книги по вопросам воспитания и обучения детей дошкольного возраста, новинки специальной литературы. Здесь же могут размещаться интересные пособия, дневники, записи родителей по воспитанию детей в семье.

В проведении работы с родителями важны последовательность, систематичность, учет их реальных возможностей. От взаимопонимания педагогов и родителей, совместного участия и активности в проведении развивающей и коррекционной работы зависит общий результат.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1.Какое значение имеет работа с родителями для повышений уровня эффективности обучения и воспитания дошкольников с нарушенным слухом?

2. Каковы формы индивидуальной работы с родителями?

3. Назовите освовные формы коллективной работы с родителями в дошкольных учреждениях.

4. Во время посещения детского сада для глухих или для слабослышащих детей ознакомьтесь с содержанием уголков для родителей.

5. Во время педагогической практики примите участие в организации тематической консультации для родителей в группе. Проанализируйте вопросы, которые поступят от родителей.

Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики / Под ред. Т. А. Марковой. — М., 1979.

Урбанская О. Н. Воспитателю о работе с семьей. — М., 1977.

studfiles.net

Автор: Гимадутдинова Гузель Ильфатовна

Организация: ФГАОУ ВО «К(П)ФУ» Елабужский институт

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Нижнекамск

Сегодня возможности семьи в процессе развития личности ребенка претерпевают серьезные трансформации: педагоги дошкольных образовательных учреждений отмечают снижение воспитательного потенциала семьи, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка.

Положение о том, что родители несут ответственность за воспитание детей, а отдельные социальные институты призваны помочь, поддержать, направить и дополнить их воспитательную деятельность является основанием современной философии взаимодействия семьи и детского сада. Тем не менее, в связи с недостаточной проработанностью вопроса особенностей организации и осуществления взаимодействия ДОУ и семьи, современные педагоги вынуждены самостоятельно проводить постоянную серьезную работу по выбору форм, средств и методов работы с родителями дошкольников, выстраиванию технологии взаимодействия с ними.

Воспитание у дошкольников доброты и отзывчивости невозможно без объединения усилий родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения. Если хотя бы один из данных субъектов образовательно-воспитательного процесса не участвует в такой работе, деятельность другого оказывается напрасной: если ребенок видит дома проявления злости по отношению к окружающим, то никакие усилия педагога детского сада не сделают его добрым и отзывчивым, и наоборот: если воспитатель будет позволять себе проявления непрофессионализма, неуважения по отношению к детям и другим взрослым, ребенок будет испытывать значительные затруднения в усвоении принципов доброты и отзывчивости.

В частности, в работе с родителями по воспитанию доброты и отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в семье можно использовать разнообразные формы, которые сближают педагога и родителей, приближают семью к детскому саду, помогают определить оптимальные пути воздействия в ходе воспитательного влияния на ребенка. В частности, мы можем выделить следующие формы работы воспитателя:

  • проведение общих, групповых, индивидуальных собраний с родителями дошкольников;
  • педагогические беседы с родителями;
  • тематические консультации;
  • круглый стол с родителями;
  • конференции с родителями;
  • диспуты;
  • открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей;
  • организация совместного досуга;
  • родительские университеты;
  • организация «родительских уголков»;
  • оформление витрин, фотомонтажей;
  • посещение семей дошкольников;
  • дни открытых дверей в детском саду;
  • работа с родительским активом группы.

Выбор конкретных форм и методов взаимодействия – это всегда попытка воспитателя помочь выполнению семьей функции воспитания. В данном случае – это помощь воспитателя родителям в деле развития доброты и отзывчивости дошкольника в условиях семьи.

В числе основных методов получения обратной связи можно выделить анкетирование родителей дошкольников и наблюдение за ними.

Анкетирование позволяет воспитателю собрать данные о необходимости проведения дальнейшей работы с родителями, о проблемах в процессе воспитания у дошкольника доброты и отзывчивости, возникающих в конкретной семье. Использование анкетирования позволяет также учесть индивидуальные особенности семьи, определить стиль семейного воспитания и так далее. Анкетирование, как правило, проводится в начале работы по воспитанию доброты и отзывчивости дошкольников в целях знакомства с семьей, изучения их потребностей и планирования дальнейшей работы с родителями и самими дошкольниками.

Метод наблюдения: для эффективной работы с родителями по развитию у дошкольников доброты и отзывчивости необходим анализ социального состава семьи, их настроя и ожиданий от предстоящей работы. Изучение семьи методом наблюдения ведется последовательно, системно, помогая воспитателю правильно выстроить работу с родителями дошкольников, сделать ее наиболее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников.

При проведении наблюдения педагог должен заранее определить, с какой именно целью, когда, в какой ситуации оно проводится. Обычно наблюдение производится в часы утреннего приема дошкольников и во время ухода ребенка из детского сада. Если внимательно наблюдать, в глаза бросаются многие особенности взаимоотношений взрослого и ребенка, по которым можно судить о степени их эмоциональной привязанности, культуре общения, об особенностях взаимодействия в семье. По тому, о чем расспрашивают родители ребенка вечером, какие наставления дают ему утром, можно сделать вывод о приоритетах семейного воспитания, об отношении к дошкольному учреждению, что, в свою очередь, становится основанием для построения дальнейшей работы по воспитанию доброты и отзывчивости дошкольника в семье.

При этом, использование данного метода предполагает не только наблюдение со стороны, но и создание воспитателями специальных ситуаций, которые помогают лучше узнать родителей. Для создания соответствующих ситуаций могут использоваться, например, такие формы работы с родителями дошкольников как совместный труд и совместный досуг; проведение бесед, круглых столов, дни открытых дверей и так далее.

Формы работы педагога ДОУ с родителями по воспитанию доброты и отзывчивости ребенка в семье многообразны и определяются конкретными задачами, встающими перед всеми субъектами образовательно-воспитательного процесса. Выбор тех или иных форм зависит как от особенностей самих дошкольников и их родителей, характеристик взаимодействия между ними, так и от конечных целей, которые ставятся педагогом и родителями в процессе формирования у дошкольника соответствующих качеств. Основная цель такой работы: сделать родителей активными участниками воспитательного процесса, оказав им помощь в реализации родительской ответственности за воспитание у детей доброты и отзывчивости.

www.vospitatelds.ru

Методы и формы организации работы с родителями в начальной школе

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Никифорова Юлия Петровна

Преподаватель специальности Преподавание в начальных классах.

В последние годы углубляется кризис института семьи. Как показывают социологические опросы и статистические данные, в стране снижается престиж семьи, отцовства и материнства, падает рождаемость, растет количество разводов и число матерей одиночек. Наряду с этим нередки ситуации, когда во внешне благополучных семьях родители, обеспечив ребенка всеми материальными благами, практически не занимаются его воспитанием. Очень часто семьям недостает профессиональной помощи в вопросах организации семейного воспитания. Эти явления должны учитываться педагогом в работе с родителями по воспитанию детей.

Формы и методы работы школы с родителями необходимо направлять на повышение психолого-педагогической культуры и знаний родителей, усиление взаимодействия школы и семьи, привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу и участию в школьном самоуправлении.

Формы и методы работы с родителями в начальной школе безусловно должны учитывать психологические особенности младших школьников, у которых в этот период перестраиваются познавательные процессы, развивается мышление, формируются саморегуляция поведения и воля, появляются компетентность и уверенность в себе, расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе и др.

Методы работы с родителями включают в себя беседы, различные тестирования и анкетирования, наблюдения. К формам работы относятся родительские собрания, конференции (на уровне класса или школы), консультации, посещения на дому (традиционные формы), нетрадиционные — дискуссии, практикумы, круглые столы, устные журналы, тренинги.

При этом формы и методы работы с родителями могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным относятся анкетирования, посещения ребенка на дому, индивидуальные беседы или консультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов, встреч и другие. Коллективные включают в себя родительские собрания, тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы и консультации родителей.

Второй этап охватывает период до выпуска школьника из начальной школы. Он является основным в работе с семьями младших школьников. На этом этапе используются различные формы и методы взаимной деятельности педагогов и родителей по воспитанию и обучению детей. При этом педагог должен:

повышать уровень педагогических знаний родителей;

направлять работу родителей по руководству учебой детей в домашних условиях;

помогать родителям в выборе средств и приемов воспитания детей;

укреплять доверие детей и родителей к учителю и авторитет родителей в глазах детей;

расширять участие членов семей младших школьников в воспитательной работе, школьных мероприятиях.

Рассмотрим подробнее используемые на втором этапе формы и методы работы с родителями.

Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия, обсуждение книг или фильмов). К родительским собраниям можно приурочить различные выставки (лучших работ, тетрадей, рисунков, поделок, достижений в спорте), показывающие интеллектуальное развитие детей. Хорошо себя зарекомендовала клубная форма работы с семьей.

Большой эффект в воспитании, укреплении связей и взаимопонимания между родителями, детьми и педагогом дают проводимые совместные мероприятия: концерты и представления детей для членов семей, походы в составе класса с родителями на природу, экскурсии в музеи, зоопарк, посещения театров и различные другие мероприятия. Они также способствуют формированию коллектива в классе. Широкие возможности в совместной воспитательной работе семьи и школы открывает привлечение к ней бабушек и дедушек детей.

Объединению родителей и детей способствует их совместная работа по изучению истории своей семьи. Ее можно проводить в виде классных часов в период обучения детей в начальной школе. На классных часах дети знакомятся с понятиями и сведениями о родословных, профессиях и фамилиях родственников, семейных праздниках и традициях, участии в войне родственников.

Значительный потенциал в работе по укреплению взаимодействия педагогического коллектива и семьи имеют бабушки и дедушки младших школьников, которые, обладая большим жизненным опытом, свободным временем, желанием, часто готовы участвовать в совместной работе по воспитанию детей. Как показывает практика, привлечение их к организации мероприятий дает хороший воспитательный эффект.

Большие возможности в улучшении работы с родителями со стороны педагога, укреплении связей с ними открывают современные информационные технологии. Они могут быть использованы как в организации рассмотренных выше мероприятий (классные часы, изучение истории семьи, проведение различных праздников), так и для оперативного информирования родителей, к примеру, посредством ведения электронного дневника, доступного для родителей через сеть Интернет. Причем организовать его можно в виде своей классной социальной сети, с помощью которой родители имеют возможность в любой момент связаться друг с другом или с педагогом.

Третий этап работы учителя начальных классов с родителями охватывает временной период после выпуска школьника из начальной школы. На этом этапе педагогу начальных классов важно передать накопленный опыт работы с детьми и их родителями своим коллегам, принимающим детей в старшей школе. Это во многом позволит сохранить преемственность в воспитательной и учебной работе с детьми, взаимодействие с их семьями.

И, конечно, эффективность работы с родителями, а в итоге и качество обучения, результаты воспитании младших школьников во многом зависит от мастерства педагога, его авторитета в глазах детей и родителей.

Со стороны родителей выделяют три фактора оценок педагога — наличие у учителя педагогического авторитета в восприятии родителей, уровень индивидуальной работы с их ребенком, воспитательная привлекательность педагога.

Практика работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями в начальной школе помогает родителям улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе .

infourok.ru

Семинар «Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию»

Семинар «Формы и методы работы в ДОУ по экологическому воспитанию»

«Формы и методы работы в ДОУ

по экологическому воспитанию»

1. Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание в ДОУ: формы и методы» + показ презентации (выступление старшего воспитателя Понасенко К. Ф.).

Недалеко то время, когда сегодняшние мальчишки и девчонки станут взрослыми людьми, и на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу всей Земли. Вот почему очень важно воспитывать в каждом из них чувство любви к природе, уважение ко всему живому, способность предвидеть последствия своего поведения в природе.

Ребенок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной травки, бесполезной букашки. В природе все гармонично связано между собой, нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса.

Экология — это наука, изучающая взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.

Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание.

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.

За последнее время были созданы программы двух типов: комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития. Комплексные: «Радуга», «Детство», «Развитие», «Истоки», «Детский сад — дом радости», «Кроха». Парциальные (экологические): «Семицветик», «Природа и художник», «Наш дом – природа», «Жизнь вокруг нас», «Паутинка», «Мы», «Юный эколог».

Задачи экологического воспитания и образования детей:

1. Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;

2. Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;

3. Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;

4. Воспитание самостоятельности через общение с природой;

5. Воспитание эстетических чувств;

6. Воспитание любви к природе, родине;

7. Развитие воображения, мышления, внимания, речи.

Вся работа по экологическому образованию и воспитанию строится

• специально организованное обучение в форме занятий;

• совместная деятельность взрослого с детьми;

• свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы по экологическому воспитанию и образованию:

• Проведение экологических праздников

• Наблюдения на прогулках

• Труд в уголке природы

• Организация исследовательской деятельности

• Экскурсии в природу

Занятия по экологии бывают:

• занятия-наблюдения за животными и растениями;

• занятия по классификации представлений о природе;

• занятия по обучению детей труду по уходу за растениями и животными;

• занятия по составлению описательных, сравнительных рассказов об объектах природы;

• занятия по ознакомлению с трудом взрослых в природе;

На занятиях могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе:

• решение проблемных ситуаций;

• постановка проблемных вопросов;

• участие детей в уходе за растениями;

• выполнение заданий из рабочих тетрадей и т. д.

В детском саду применяются следующие виды игр:

1. Дидактические игры для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных.

2. Предметные игры: (с листьями, семенами, цветами)«Чудесный мешочек», «Узнай, что в руке», «Вершки и корешки».

3. Настольно-печатные игры с целью систематизации знаний детей о растениях, животных, явлениях неживой природы

4. Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, в воде, на земле», «Четвертый лишний».

5. Игровые упражнения на определение различных предметов по качествам и свойствам, развитие наблюдательности: «Найди по листочку дерево», «Принеси желтый листочек» и т. д.

6. Подвижные игры с целью подражания повадкам животных, отражения явлений неживой природы «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Земля, вода, огонь, воздух» и т. д.

7. Творческие игры с целью отражения впечатлений, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни (сюжетно-ролевые природоведческие игры, строительные игры с природными материалами и т. д.

8. Игры-задания проводятся как итог наблюдений:

• сказки-кроссворды о животных;

• отгадай загадки и узнай героев;

• найди ошибки у художника, поэта;

• может так быть или нет и др.

Чтение художественной литературы:

В детской литературе природа отображается различными художественными средствами. Будучи научной по своему содержанию, природоведческая для детей должна быть одновременно и художественной. В этом ее особенность.

Книга о природе имеет большую познавательную ценность. Она расширяет представления детей, знакомит с явлениями природы, жизнью растений и животных, помогает устанавливать связи и отношения, существующие в природе.

Основоположниками советской детской природоведческой книги являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Интересны сказки В. В. Бианки «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др.

Литература для чтения и рассказывания детям:

Н. Акимушкин «Это все кошки»;

Н. Акимушкин «Это все собаки»;

В. Бианки «Рыбий дом»;

В. Бианки «Наши птицы»;

Г. Ганейзер «На лугу»;

Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»;

Ю. Дмитриев «Рассказы моей полянки»;

М. Д. Махлин «О тех, кого не любят»;

А. Михайлов «Вот так куколка!»;

Н. Осипов «В воде и у воды»;

Е. Пермяк «Чижик-пыжик»;

М. М. Пришвин «Золотой луг»;

Е. Серова «Наши цветы»;

Н. Сладков «Грачи прилетели»;

Н. Сладков «От зари до зорьки»;

Н. Сладков «Пестрые крылья»;

Н. Сладков «Солнцеворот»

Г. Скребицкий «Четыре художника»;

К. Д. Ушинский «Четыре желания»;

Г. Снегирев «Кто сажает лес»;

В. Чаплина «В зоопарке»;

Э. Шин «Сказки, найденные в стране» и др.

Пословицы, поговорки, загадки, стихи о природе.

Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. В этом его преимущество в сравнении с чтением художественной литературы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о природе должен строиться с учетом этих требований.

Знания, сообщаемые в рассказе, должны отвечать требованиям достоверности, научности. Воспитатель, прежде чем сообщать о чем-то детям, проверяет правильность фактов. Рассказ должен быть занимательным, иметь яркий динамический сюжет, быть эмоциональным. Бессюжетные рассказы, большие описания не привлекают внимания ребят, не запоминаются. Рассказ обязательно сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, диафильмами. Без наглядности интерес к рассказу снижается, он хуже воспринимается детьми. Продолжительность рассказа для детей старшего взрослого возраста должна быть не более 10 – 15 мин.

Исходя из дидактических задач выделяют 2 вида бесед: предварительную и итоговую. Предварительная беседа используется воспитателями перед наблюдением, экскурсией. Цель такой беседы – уточнение опыта детей для того, чтобы установить связь предстоящего наблюдения с имеющимися знаниями. Итоговая беседа направлена на систематизацию и обобщение полученных фактов, их конкретизацию, закрепление и уточнение. Эти беседы по содержанию могут быть разного уровня: одни беседы проводятся после наблюдения за узким кругом наблюдаемых объектов (например, беседа о перелетных птицах, о зимовке в лесу и др.) другие, затрагивающие более широкий круг явлений (например, беседы о сезонах, для систематизации знаний детей о явлениях неживой природы, о жизни растений, о животных, о труде людей.

Для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира). В программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.

Можно классифицировать по разным принципам:

1. По характеру объектов, используемых в экспериментах и в наблюдениях:

— с объектами неживой природы;

— объектом которых является человек.

2. По месту проведения опытов и наблюдений:

— в групповой комнате;

3. По количеству детей:

— индивидуальные (1 – 4 ребенка);

— групповые (5 — 10 детей);

— коллективные (вся группа).

4. По причине их проведения:

— поставленные в ответ на вопрос ребенка.

5. По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю);

6. По продолжительности:

— кратковременные (от 5 до 15 минут);

— длительные (свыше 15 минут).

7. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— многократные, или циклические.

8. По месту в цикле:

— заключительные и итоговые.

9. По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями);

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта);

— обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10. По характеру познавательной деятельности детей:

— иллюстративные (детям все известно, и наблюдение, и эксперимент только подтверждают знакомые факты);

— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

— решение экспериментальных задач.

11. По способу применения:

Демонстрационными называются наблюдения и эксперименты, при которых имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его», а дети следят за ходом и результатами.

Фронтальными называются такие наблюдения и эксперименты, при которых имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.

Большое место в системе экологического образования в детском саду должно уделяться в совместной деятельности детей и их родителей:

• проведение родительских собраний экологической направленности (КВН, викторины, «Поле чудес» и др. ;

• выезды с детьми на природу;

• участие родителей в спортивных и музыкальных праздниках экологической направленности;

• совместное озеленение территории детского сада;

• тематические выставки поделок из природного материала, рисунков о природе, сделанных совместно родителями с детьми, выпуск семейных экологических газет;

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического образования их детей, его реально осуществления в семье необходимо проводить анкетирование родителей, беседы. Результаты анкетирования необходимо выносить на родительские собрания для анализа, обсуждения и чтобы наметить дальнейшую работу с родителями и детьми.

Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия детского сада и семьи, помогает создать более благоприятную обстановку в семье.

2. Проведение диагностики педагогов по теме «Экологическое воспитание дошкольников» (Старший воспитатель Понасенко К. Ф.).

3. Выступление из опыта работы «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» (воспитатель Андриянова С. В.).

• Бондаренко Т. М. «Экологическое воспитание 5-6 лет»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. — Воронеж: ИП Лакоценина Н. А. ,2012.

• Иванова А. А. Программа экологического образования дошкольников Живая экология. – М.: Сфера, 2009. Иванова А. И. Мир растений: Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: Сфера, 2010.

• Кокуева Л. В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе. – М.: АРКТИ, 2005.

• Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа. – М.: Гном, 2013.

Материалы интернет сайтов

• Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2011. — 336 с.

• Рыжова Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. — М.: Карапуз, 2009. — 227 с.

www.maam.ru

Формы работы родителей по воспитанию и обучению детей

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

учитель, МОУ гимназия № 34, г. Ростов-на-Дону

Кроме того, для успешной реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения необходимо укрепление связей между педагогами образовательного учреждения и родителями учеников. Это требует развития форм и методов взаимодействия педагогов и родителей детей, образовательного учреждения и семьи. В начальной школе это наиболее важно, так как работа с младшими школьниками имеет свои особенности, обусловленные возрастом и жизненным опытом детей, переходом к развивающему обучению с шести лет, резким уменьшением количества детей, до школы посещавших детские сады.

Выбор форм и методов работы с родителями наряду с учетом их потребностей и заинтересованности, должен обеспечивать при направляющей роли педагогов школы формирование активной позиции родителей, готовности их к взаимодействию с педагогическим коллективом. Ведь многие проблемы (профилактика и предупреждение нарушений правил поведения, повышение мотивации к учебе и выявление причин отставания в ней и другие) можно эффективно решать, взаимодействуя с родителями школьника.

Формы и методы работы с родителями в начальной школе безусловно должны учитывать психологические особенности младших школьников, у которых в этот период перестраиваются познавательные процессы, развивается мышление, формируются саморегуляция поведения и воля, появляются компетентность и уверенность в себе,расширяется сфера общения, формируются отношения в учебном коллективе и др.

Методы работы с родителями включают в себя беседы, различные тестирования и анкетирования, наблюдения. К формам работы относятся родительские собрания, конференции (на уровне класса или школы), консультации, посещения на дому (традиционные формы), нетрадиционные — дискуссии, практикумы, круглые столы, устные журналы, тренинги.

При этом формы и методы работы с родителями могут быть индивидуальными и коллективными. К индивидуальным относятся анкетирования, посещения ребенка на дому, индивидуальные беседы или консультации, использование различных памяток, изучение семьи школьника на основе документов, встреч и другие. Коллективные включают в себя родительские собрания, тематические мероприятия, лекции, клубы, беседы и консультации родителей.

Работу учителя начальных классов с родителями можно разбить на три последовательных по времени этапа.

Первый этап охватывает начальный период пребывания детей в школе, начиная с момента их поступления. На первом этапе осуществляется знакомство с семьями школьников, условиями жизни и быта детей. Для этого используются имеющиеся документы, беседы с родителями и детьми, в том числе и с участием школьного психолога. Эффективным подходом является проведение анкетирования родителей. Анализ анкет позволяет узнать о методах воспитания в семье, увлечениях и поведении ребенка, его домашних обязанностях, чертах характера. Полученная на этом этапе информация служит отправной точкой для планирования работы с родителями.

Очень важным на этом этапе является первое родительское собрание, где осуществляется знакомство родителей как с нормативными документами (законодательные документы об образовании, устав школы, образовательные стандарты), так и с основными моментами пребывания ребенка в школе. Сориентироваться родителям в школьной жизни ребенка позволяют раздаваемые им памятки. Памятки могут нести как информацию общего характера, так и представлять собой результат опыта работы конкретного учителя. Большую помощь в организации взаимодействия родителей и педагогов в обучении и воспитании детей может оказать родительский комитет, избираемый на первом собрании.

· повышать уровень педагогических знаний родителей;

· направлять работу родителей по руководству учебой детей в домашних условиях;

· помогать родителям в выборе средств и приемов воспитания детей;

· укреплять доверие детей и родителей к учителю и авторитет родителей в глазах детей;

· расширять участие членов семей младших школьников в воспитательной работе, школьных мероприятиях.

Родительское собрание, являясь традиционной формой работы с родителями, может быть построено по новому, используя различные приемы и подходы (диспуты, элементы деловой игры, семинарские занятия, обсуждение книг или фильмов). К родительским собраниям можно приурочить различные выставки (лучших работ, тетрадей, рисунков, поделок, достижений в спорте), показывающие интеллектуальное развитие детей. Хорошо себя зарекомендовала клубная форма работы с семьей [1, 2].

Объединению родителей и детей способствует их совместная работа по изучению истории своей семьи [3]. Ее можно проводить в виде классных часов в период обучения детей в начальной школе. На классных часах дети знакомятся с понятиями и сведениями о родословных, профессиях и фамилиях родственников, семейных праздниках и традициях, участии в войне родственников.

Большие возможности в улучшении работы с родителями со стороны педагога, укреплении связей с ними открывают современные информационные технологии. Они могут быть использованы как в организации рассмотренных выше мероприятий (классные часы, изучение истории семьи, проведение различных праздников), так и для оперативного информирования родителей, к примеру, посредством ведения электронного дневника, доступного для родителей через сеть Интернет.Причем организовать его можно в виде своей классной социальной сети, с помощью которой родители имеют возможность в любой момент связаться друг с другом или с педагогом.

Нельзя забывать и о такой форме работы (раньше активно использующейся), как посещение детей по месту их проживания с целью индивидуальной работы с родителями, знакомства с условиями проживания.

Это обусловлено тем, что у младших школьников формируется самооценка на основе оценивания его учителем и достигнутых результатов в учебе. Учитель с первых дней обучения детей в начальной школе становится для них непререкаемым авторитетом, что является одной из важнейших предпосылок для обучения и воспитания в младших классах.

Со стороны родителей выделяют три фактора оценок педагога [4] — наличие у учителя педагогического авторитета в восприятии родителей, уровень индивидуальной работы с их ребенком, воспитательная привлекательность педагога.

Практика работы с родителями показывает, что активное использование рассмотренных выше новых и традиционных форм работы с родителями в начальной школе помогает родителям улучшить воспитание детей, укрепляет связи родителей и детей, позволяет развивать у детей способности к сотрудничеству, творческому самовыражению и уверенности к себе.

1. Алешина В. О. Клубная форма работы с семьей // Начальная школа. 2008. № 1. С. 7—9.

2.Валькова Л. Н. Семейный клуб — одна из активных форм повышения компетентности участников образовательного процесса // Начальная школа. 2010. № 6. С. 25—29.

3.Тимарцева Л. В. Изучение истории семьи// Начальная школа. 2008. № 2. С. 67—74.

4.Рябов А. Е. Что определяет отношение родителей к учителям, работающим в начальной школе? // Начальная школа. 2001. № 4. С. 27—30.

sibac.info

Смотрите так же:

  • Актуальность нравственного воспитания у дошкольников Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников Слушатель ФПК и ПП Осьмушкина Ольга Александровна К. п. н, доц. Космачева Н.В. Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников .1 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников .2 Задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников .3 […]
  • Можно ли купать ребенка после прививки гепатит в Можно ли купать ребенка после прививки пентаксим говорят, не гулять и не купать 3 дня после прививки АКДС? что самое странное, летом тоже самое говорили( и это давно должно бы вас насторожить - а ест ли какой-либо смысл в этих советах? так, к слову, помнится моя подруга, прошлым летом родившая в самый разгар июльской жары, честно […]
  • Необходимые условия для воспитания ребёнка Педагогическая культура родителей. Условия успешного воспитания в семье. Педагогическая культура родителей - это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт эффективного воспитания детей в семье. Педагогическая культура родителей включает в себя четыре компонента: 1) знания в области […]
  • Развитие речи у детей до 2 лет Речевое развитие детей 1,5-2 лет Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим о речевом развитии детей 1,5 – 2 лет. Статью подготовила логопед Елена Барышева. Все статьи по развитию речи можно найти в рубрике «Развитие и коррекция речи». Развитие речи детей от 1,5 до 2 лет Возраст от полутора до двух лет ознаменован относительным […]
  • Развитие ребенка год и два месяца Что должен уметь ребенок в 1 год и 2 месяца? Индивидуальность развития ребёнка не даёт возможности точно спрогнозировать все изменения, которые произойдут к этому времени. Тем не менее представить в общих чертах, что должен уметь ребенок в 1 год и 2 месяца, вполне возможно! К началу второго годика своей жизни малыш уже наверняка знает […]
  • Чем можно лечить насморк месячному ребенку Чем лечить горло у 2 месячного ребенка У моей малышки было красное горлушко в месяц Узнали потому как голос пропал, от старшой заразилась 🙁 Мазали масляным хлорфилиптом и люголем один раз в день перед вечерним сном. Единственное что. нужно ватный тампон чтобы был мягким и его отжать после того как обмокнули чтобы масло не дай бог не […]
  • Контрольная работа по детской практической психологии Контрольная работа по детской психологии на тему «Эмоционально личностное общение в младенческом возрасте» МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ" Шуйский филиал ИвГУ Кафедра педагогики и […]
  • Развиваем речь детей 1-2 лет В гостях у Мэри Поппинс Онлайн-журнал для родителей об обучении, воспитании и развитии детей. Раннее развитие детей: 1-2 года Продолжаем цикл статей, посвященных раннему развитию детей. В прошлый раз речь шла о раннем развитии детей 6-12 месяцев , о том, какие задачи стоят перед родителями, какие игрушки и материалы необходимы. Сегодня […]