6. Психолого-педагогический мониторинг физического развития детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогический мониторинг физического развития и воспитания детей состоит из шести направлений работы:

1 — состояния здоровья детей, 2-диагностика физической подготовленности дошкольников, 3-профессиональная компетенция воспитателей, 4 — качество физкультурно — оздоровительной работы, 5- преемственность в работе с родителями, 6- создание условий для физического развития детей в ДОУ.

Цель мониторинга физического воспитания и развития детей в ДОУ:

Повышение качества физического воспитания и оздоровительной работы с детьми.

Проанализировать и оценить результативность работы по физическому развитию детей, заболеваемости детей; оценить эффективность воспитательно-образовательного процесса с точки зрения государственных стандартов физического воспитания детей; определить проблемы в деятельности педагога по физическому развитию детей; определить уровень педагогической компетенции воспитателей в вопросах использования оздоровительного и здоровьесберегающего сопровождения.

Сопоставить показатели физического развития дошкольников с государственным стандартом; сопоставить показатели заболеваемости детей с начальными; сравнить анализ эффективности проводимых мероприятий; принять управленческие решения для устранения недостатков в работе. выявить оценку состояния объектов мониторинга. А именно: состояние физического здоровья детей, оценка заболеваемости; провести анализ профессиональных знаний и умений воспитателей; провести анализ методической работы (эффективность); выявить результативность управленческих решений; провести анализ оценки родителями деятельности ДОУ по физическому развитию и воспитанию детей.

Все функции и этапы процесса мониторинга, то есть все его элементы структурно и функционально связаны между собой и представляют единый цикл педагогического мониторинга. Выпадение любого из этих компонентов делает мониторинг неэффективным.

7. Роль методической службы в повышении компетентности педагогов и родителей в вопросах физического воспитания и здоровья-сбережения детей.

Работа по физическому воспитанию в ДОУ должна строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка и используется воспитателями при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в паспорте здоровья, оформленных в каждой группе.

В целях повышения компетентности педагогов проводится анализ документации, проведение контрольно-оценочных занятий, собеседование с педагогами, родителями, игровые тестовые задания.

профессиональная компетентность педагогов проходит непрерывное исследование с целью поддержки их саморазвития и улучшения качества образовательной деятельности.

Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

Для выработки стратегии и тактики работы педагогов с родителями необходимо проводить опросы родителей с целью выявления и распространения лучшего опыта, нахождения существующих проблем и их причин.

В совместной работе детского сада и семьи можно использовать консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование.

studfiles.net

Мониторинг детского развития

Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами, психологом и медицинскими работниками.

Задача мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребёнка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

Мониторинг детского развития включают в себя:

-оценку физического развития ребёнка, состояние его здоровья, а также развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

— диагностика познавательных способностей – диагностика перцептивного развития, интеллектуального развития и творческих способностей детей.

-диагностика коммуникативных способностей – выявление способности ребёнка понимать состояния и высказывания другого человека, находящегося в наблюдаемой ситуации, а также выражать своё отношение к происходящему в вербальной и невербальной форме.

— диагностика регуляторных способностей – диагностика эмоциональной и произвольной регуляции поведения ребёнка, эмоционального принятия и отвержения ситуации, которая сложилась в группе детского сада, умения действовать, планировать сложные действия, а также распределять роли и договариваться с партнёрами по деятельности.

Форма мониторинга детского развития: использование метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. На основе проведённых методик составляется индивидуальная карта развития каждого ребёнка и выстраивается индивидуальная траектория развития.

В ходе мониторинга детского развития психолог при участии педагогов и медицинского работника заполняет таблицу № 2

Мониторинг детского развития (интегративные качества)

Группа МБДОУ «ЦРР-Д/С № 50 «Лэйсэн» г. Альметьевска»

Дата проведения мониторинга

Уровень развития интегративных качеств

Овладение средствами общения

Способность управлять своим поведением

Способность решать интеллектуальные задачи

Представление о себе, семье , обществе

Овладение предпосылками учебной деятельности

Оценка уровня развития:

Отражаются в портрете выпускника, в котором фиксируются качества и степень их сформированности.

Часть 2. (часть, формируемая участниками образовательного процесса)

Республика Татарстан – один из многонациональных регионов Российской Федерации. В Законе Республики Татарстан «Об образовании» четко определена необходимость обеспечения гуманистического, развивающего, народно-национального характера образования, связь воспитания и обучения с жизнью и национальными культурными традициями.

Данное приложение (национальный региональный компонент) к программе «Мир открытий» составлено с учетом национальных и региональных особенностей Республики Татарстан, который предусматривает следующие направления деятельности:

Приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Татарстан. Предоставление каждому ребенку возможность обучения и воспитания на родном языке, формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях.

Создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям.

Ознакомление с природой родного края, формирование экологической культуры.

Ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Татарстан, праздниками, событиями общественной жизни республики, символиками Республики Татарстан и Российской Федерации, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.

Соотношение обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательного процесса (с учётом приоритетной деятельности образовательного учреждения) определено как 80% основная часть и 20% вариативная часть. Общий объем обязательной части Программы установлен в соответствии с возрастом воспитанников:

??для групп детей младшего, среднего дошкольного возраста – 60%

??для групп детей старшего дошкольного возраста – 80%

Объём самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников, в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объём самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям действующих СанПиН (3-4 ч в день для всех возрастных групп полного дня).

Цели и задачи воспитательно-образовательной деятельности по направлениям деятельности

Физическое развитие. (Образовательные области «Физическая культура», «Здоровье»)

Необходимыми условиями в физическом развитии детей с учетом региональных климатических и сезонных особенностей являются:

— создание условий в дошкольном образовательном учреждении;

— развитие потребности в двигательной активности детей при помощи подвижных народных (татарских, русских, чувашских, мордовских, марийских, башкирских, удмуртских), спортивных и подвижных игр, физических упражнений, соответствующих их возрастным особенностям;

— осуществление комплекса профилактических и оздоровительных работ с учетом специфики ДОУ города Альметьевска;

— совершенствование физического развития детей через национальные праздники, народные игры.

Социально-личностное развитие. (Образовательные области «Безопасность», «Социализация», «Труд»)

Использование национально-регионального компонента в социально-личностном развитии ребенка включает:

— развитие у детей игровой деятельности, в которой отражается окружающая действительность Республики Татарстан, мир взрослых людей;

— формирование у детей представлений о профессиях взрослых, работающих на предприятиях города Альметьевска;

— знакомство с особенностями детей других национальностей народов Поволжья;

— ознакомление с природой родного края; ознакомление с явлениями общественной жизни;

— привитие навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на улицах и дорогах родного города;

— расширение знания детей о работе пожарной службы, службы скорой медицинской помощи и других специальных служб города Альметьевска.

Познавательно-речевое развитие. (Образовательные области «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация»)

Основными задачами в познавательно-речевом развитии детей с учетом национально-регионального компонента являются:

— воспитание у детей познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в республике Татарстан и городе Альметьевска;

— обучение детей двум государственным языкам (русскому и татарскому) в равных объемах;

— ознакомление детей с произведениями художественной литературой и произведениями устного народного творчества: сказками, преданиями, легендам, пословицами, поговорками, загадками; воспитание интереса и любви к произведениям татарского, русского народа и народов, проживающих в Республике Татарстан;

— формирование у детей целостной картины мира, расширение общего кругозора детей, воспитание культуры познания и интеллектуальной активности, использование возможностей народной и музейной педагогики.

Художественно-эстетическое развитие (Образовательные области «Музыка», «Художественное творчество»)

Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами татарского, русского, башкирского, чувашского, марийского, мордовского и удмуртского музыкального, декоративно-прикладного, литературного искусства включает в себя:

— создание условий для проявления детьми своих способностей в музыке, живописи, танцах, театре и литературе;

— развитие у детей продуктивной деятельности через приобщение детей к изобразительному, декоративно-прикладному искусству народов, проживающих в Республике Татарстан, в город Альметьевске.

— воспитание нравственно-патриотических чувств посредством знакомства детей с произведениями татарского, русского и других народов.

Стратегическая цель: создать условия для полноценного физического, психологического и социального развития и здоровья детей, в соответствии с их возрастными и индивидуальными способностями.

Миссия МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 50 «Лэйсэн» города Альметьевска»:

— воспитать здорового выпускника, адаптированного к социуму, ребёнка гармонично взаимодействующего с окружающим миром;

— обеспечить индивидуальную траекторию комплексного развития каждого ребёнка с учётом его психического и физического состояния здоровья, сформировать психологическую готовность к школе, развивать восприятие, воображение, художественно-творческую деятельность.

— результат совместной деятельности детского сада и семьи, характеризующий их представления о наиболее важных качествах личности ребенка, которыми должен обладать выпускник дошкольного образовательного учреждения;

— основной критерий эффективности воспитательно-образовательного процесса, соотнесение полученных результатов с мнением педагогов, медицинских работников ДОУ и родителей о желаемых результатов.

Модель выпускника МБДОУ «ЦРР-Д/С № 50 «Лэйсэн» города Альметьевска» складывается из четырёх основных направлений развития:

Педагогический коллектив МБДОУ «ЦРР-Д/С № 50 «Лэйсэн» города Альметьевска» выбрал работу в своей образовательной деятельности по всем четырём направлениям.

Структура личности детерминируется влиянием пяти основных видов человеческой деятельности (познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, преобразовательной, художественной) и может быть представлена как единая совокупность взаимосвязанных пяти потенциалов, формирующихся под воздействием видов деятельности. В соответствии с этим мы полагаем, что модель выпускника может складываться из описания пяти основных потенциалов личности ребенка: познавательного, нравственного (ценностного), коммуникативного, художественного, физического.

1. Проектируемый образ выпускника соотнесен с федеральными государственными требованиями дошкольного образования, предыдущими достижениями педагогического коллектива данного образовательного учреждения, результатами работы образовательных учреждений аналогичного типа и вида.

2. В образ выпускника включены как качественные, так и количественные параметры развития личности воспитанника.

3. Основные параметры подготовленности выпускника изложены, исходя из приоритетности функций данного образовательного учреждения, его предназначения.

4. Образ выпускника – это программа-минимум, позволяющая членам педагогического коллектива сосредоточить свои усилия не только на формировании общих качеств, но и на поддержке и развитии уникальных черт личности ребенка.

5. Образ выпускника МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад № 50 «Лэйсэн» города Альметьевска»» спроектирован с учетом федеральных государственных требований, образовательных учреждений, в которых выпускники продолжат свое образование. Это способствует укреплению связей преемственности в воспитании и развитии воспитанников на разных ступенях обучения.

Индивидуальные особенности развития

studfiles.net

Методическая разработка «Мониторинг физического развития детей в ДОУ»

Ольга Александровна Деревянко

Методическая разработка «Мониторинг физического развития детей в ДОУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 комбинированного вида муниципального образования Щербиновский район ст. Старощербиновская.

МАНИТОРИНГ (методическая разработка) определения уровня физической

подготовленности (ФП) дошкольников в соответствии ФГОС.

Инструктор по физической культуре МБДОУ №8 комбинированного вида: Деревянко. О. А.

Пояснительная записка…. 3

Алгоритм тестирования… 5

Мониторинг физической подготовленности (физических качеств… 6

Ориентировочные показатели физической подготовленности детей…. 9

Список литературы…. 17

Сводная таблица показателей физической подготовленности детей 3 – 7 лет…

Индивидуальная карта показателей физической подготовленности детей средней группы…

Индивидуальная карта показателей физической подготовленности детей старшей группы….

Индивидуальная карта показателей физической подготовленности детей подготовительной к школе группы….

Мониторинг физической подготовленности дошкольников

Система предназначена для определения 3 уровней (высокий, средний, низкий) развития по 7 видам физических качеств детей от 4 до 6 лет, и их среднего уровня физической подготовленности. Она так же определяет общий средний уровень физической подготовленности детей (группы, параллелей групп дошкольного учреждения) по видам тестирования и по всем испытаниям в целом.

Предлагаемая система оценки физических качеств, проводится два раз в год (сентябрь и май) при участии инструктора по физической культуре, медицинской сестры, воспитателя ДОУ, учитывая индивидуальные особенности ребенка (его психофизическое здоровье, эмоциональное состояние, состояния здоровья (медицинские отводы и ограничения).

Обследование необходимо проводить в течение нескольких дней, весной и осенью, в теплое время года. Одежда должна быть удобной, легкой и чистой (не из синтетики). На открытом воздухе заниматься детям лучше в костюме, обувь должна быть на резиновой подошве, в помещении форма иная — спортивные шорты, майка, спортивная обувь. Все данные обследования заносятся в индивидуальную диагностическую карту (или протокол) по каждой возрастной группе отдельно. Форма протоколов должна быть удобной для педагогов и показывать динамику развития каждого качества у каждого ребенка. Общую динамику продвижения детей в группе, общую динамику развития физических качеств детей в дошкольном учреждении.

Методическая разработка основана на критериях уровней

развития физических качеств, которые приведены в таблицах Общероссийской системы мониторинга физического развития детей, подростков и молодежи, утвержденной Постановлением Правительства РФ 29 декабря 2001 г. № 916.

В каждой параллели возможно оценивать четыре или меньше групп. В каждой группе можно оценивать 25 или меньше детей. В системе также предусмотрено построение круговых диаграмм по итогам расчета протокола. Диаграммы рассчитываются используя данные протокола по всем испытаниям в целом.

Сущность мониторинга физкультурно – оздоровительной работы заключается в периодическом сборе и обобщении информации о детях, отслеживанием динамики их развития и состояния здоровья с формулированием педагогических выводов и проведения соответствующей коррекционной деятельности.

Успешность овладения движениями во многом зависит от степени формирования физических качеств. Ученые различают следующие физические качества:

Ловкость- это способность человека быстро осваивать новые движения, а так же перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. Быстрота- способность человека выполнять движения в кратчайшее время.

Гибкость- способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении (преимущественно сгибания и разгибания).

Сила- способность человека преодолевать внешнее сопротивление по средствам мышечных усилий.

Выносливость- способность человека выполнять какую-либо работу (в том числе физические упражнения) допустимой интенсивности в течение возможно длительного времени.

Физическое развитие – это процесс изменения форм и функций человеческого организма вследствие естественного роста.

Физическая подготовленность- это уровень развития двигательных навыков умений, физических качеств.

Двигательное умение — способность неавтоматизированно управлять движениями.

Двигательный навык — автоматизированный способ управления движениями.

Система физического обследования дошкольников, состоит: из 2 разделов, характеризующих:

физическое развитие (измерение длины и массы тела, функциональное состояние) ;(данные у мед. персонала ДОУ)

Развитие физических качеств — (уровень физической подготовленности):

Физические качества ТЕСТЫ

1. Сила (скоростно-силовые) Прыжок в длину с места. Бросок набивного мяча

2. Выносливость Бег на дистанцию 90,120, 150 метров (в зависимости от возраста реб)

3. Быстрота. Бег 30 м

4. Ловкость. Бег 10м. Метание мешочка на дальность

При проведении физической диагностики необходим стандартный набор спортивного оборудования. Всё оборудование имеется в нашем доу, что позволяет использовать нашу систему для определения физической подготовленности в любом учреждение дошкольного возраста.

Для обеспечения объективности результатов обследования необходимо знать определенную последовательность выполняемых действий по организации и проведению тестирования. Строгая регламентация процесса оптимизирует достижение основных задач диагностики, а именно:

• определение исходного уровня двигательных умений и физических качеств каждого ребенка и группы в целом (“зоны ближайшего развития”);

• изучение динамики состояния развития двигательных навыков и качеств детей;

разработка программы физкультурно-оздоровительных и коррекционных мероприятий.

В соответствии с новыми санитарными правилами для детского сада тестирование физической подготовленности детей проводит инструктор по физической культуре совместно с медицинским работником. Методист или старший воспитатель должен контролировать его проведение. Воспитатели групп оказывают необходимую помощь в организации этой работы. Как правило, медицинская сестра осуществляет наблюдение за состоянием детей, их реакцией на выполнение двигательного задания.

Для проведения в одной возрастной группе необходимо присутствие не менее двух человек (один педагог регистрирует результаты, другой – объясняет двигательные задания). Очень важно четко и правильно заполнить протокол тестирования.

Тесты лучше проводить в игровой форме, чтобы детям нравились занятия, чтобы они могли ощутить «мышечную радость» от физических нагрузок.

Система оценки: -Дети, выполнившие все тесты, с результатами в рамках возрастных норм могут быть отнесены к среднему уровню физической подготовленности;

— выше ориентировочных показателей (более трёх показателей)— к высокому уровню физической подготовленности.

-Если из семи тестов, ребёнок имеет от трёх и более показателей ниже нормы, то у него низкий уровень физической подготовленности.

МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

Бросок набивного мяча. (1 кг.) двумя руками из – за головы из исходного положения стоя

Испытание проводится на ровной площадке длинной не менее 10 м. ребенок встает у контрольной линии разметки и бросает мяч из – за головы двумя руками вперед из исходного положения стоя, одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При броске ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается движение вслед за произведенным броском. Делаются 3 попытки. Засчитывается лучший результат.

Тест предназначен для детей от 3 до 7 лет.

Прыжок в длину с места

Обследование прыжков в длину с места можно проводить на участке детского сада в теплое время, а в помещении в холодное время года. Прыжок выполняется в заполненную песком яму для прыжков или на взрыхленный грунт (площадью 1×2 метра). При неблагоприятных погодных условиях прыжки можно проводить в физкультурном зале.

Ребенку предлагают, отталкиваясь двумя ногами, с интенсивным взмахом рук, от размеченной линии отталкивания на максимальное для него расстояние и приземляться на обе ноги. При приземлении нельзя опираться позади руками. Измеряется расстояние между линией отталкивания и отпечатком ног (по пяткам) при приземлении (в см.). Делаются 3 попытки. Засчитывается лучшая из попыток.

Бег на дистанцию 10 метров схода

На асфальтированной дорожке намечаются линии старта и финиша. За линией финиша (в 6 — 7 м от нее) ставится ориентир (яркий предмет — кегля, кубик, для того чтобы ребенок, пересекая линию финиша, не делал резкой остановки. Предлагаются две попытки, отдых между ними 5 мин.

Ребенок по команде «на старт» подходит к черте и занимает удобную позу. Воспитатель стоит сбоку от линии старта с секундомером. После взмаха флажком ребенок делает разбег. В момент пересечения линии старта воспитатель включает секундомер и выключает его тогда, когда ребенок добегает до линии финиша.

Фиксируется лучший результат из двух попыток.

Бег на дистанцию 30 метров

Задание проводится на беговой дорожке или вдоль детского сада. На дорожке отмечаются линия старта и линия финиша. Тестирование проводят двое взрослых; один находится с флажком на линии старта, второй (с секундомером) — на линии финиша. За линией финиша на расстоянии 5 —7 м ставится яркий ориентир. По команде воспитателя «внимание» ребенок подходит к линии старта и принимает стартовую позу. Затем следует команда «марш» — взмах флажком (он должен даваться сбоку от ребенка). В это время воспитатель, стоящий на линии финиша, включает секундомер. Во время короткого отдыха (3 — 5 мин)

проводится спокойная ходьба с дыхательными упражнениями.

Внимание! Во время бега не следует торопить ребенка, корректировать его бег.

Тест предназначен для детей от 4 до 7 лет.

Бег на дистанцию 90,120, 150 метров (в зависимости от возраста детей)

Тест проводится с небольшой подгруппой (5 — 7 человек, сформированной с учетом уровня двигательной активности детей. Участвуют два воспитателя и медсестра, которая следит за самочувствием детей.

Воспитателю заранее необходимо измерить дистанцию беговой дорожки (в метрах) и разметить ее — отметить линию старта и половину дистанции. Дорожка может проходить вокруг дошкольного учреждения. Дети подходят к линии старта. Воспитатель группы дает команду «на старт» и включает секундомер. Инструктор по физической культуре бежит впереди колонны в среднем темпе 1—2 круга, дети бегут за ним, затем дети бегут самостоятельно, стараясь не менять темпа. Бег продолжается до появления первых признаков усталости. Тест считается правильно выполненным, если ребенок пробежал всю дистанцию без остановок.

Тест предназначен для детей: 5 лет — дистанция 90 м;

6 лет — дистанция 120 м;

7 лет — дистанция 150 м.

физической подготовленности детей 3-7 лет

Показатели с 1 по 6 и 8 взяты из статьи «Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника» Светланы Семеновны Прищепа – кандидата педагогических наук, доцента кафедры управления дошкольным образованием ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»

Показатель 7 взят из общероссийской системы мониторинга для оценки физической подготовленности детей, учащихся и молодежи.

№ Наименование показателя Пол 3 года 4 года 5 лет 6 лет 7 лет

1 Бросок набивного мяча Мал 119-157 117-185 187-270 221-303 242-360

Дев 97-133 97-178 138-221 156-256 193-311

2 Прыжок в длину с места Мал 47.0-67.5 53,5-76,6 81.2-102,4 86,3-108,7 94,0-122,4

Дев 41,5-61,9 51.1-73,9 66,0-94,0 77,7-99,6 80,0-123,0

3 Наклон туловища вперед из положения стоя (см) Мал 0-3 1-4 2-7 3-8 4-9

Дев 2-6 3-7 4-8 5-9 6-10

4 Бег на дистанцию 10 метров Мал 3,8-3,5 3,4-3,0 2,8 – 2,7 2,5-2,1 2,3-2,0

Дев 4,0-3,6 3,5-3,3 3,0 – 2,8 2,6-2,2 2,5-2,1

5 Бег на дистанцию 30 метров Мал 10.5-8,8 9,2-7,9 8,4-7,6 8,0-7,4

Дев 10,7-8,7 9,8-8,3 8,9-7,7 8,7-7,3

6 Челночный бег 3×10 метров Мал 12,5-13,0 12,8 – 11,1 11,2 – 9,9 9,8 – 9,5

Дев 12,8-13,5 12.9 – 11,1 11,3 – 10,0 10,0 – 9,9

7 Подъем туловища в сед за 30 сек. (количество) Мал 6-8 9-11 10-12 12-14

Дев 4-6 7-9 8-10 9-12

8 Бег на дистанцию

Бег на дистанцию

Шкала оценок темпов прироста физических качеств детей дошкольного возраста

Темпы прироста (%) Оценка За счет чего достигнут прирост

До 8 Неудовлетворительно За счет естественного роста

8-10 Удовлетворительно За счет естественного роста и естественной двигательной активности

10-15 Хорошо За счет естественного прироста и целенаправленной системы физического воспитания

Свыше 15 Отлично За счет эффективного использования естественных сил природы и физических упражнений

Таким образом, представленные тесты и диагностические методики позволяют:

1) оценить различные стороны психомоторного развития детей;

2) видеть динамику физического и моторного развития, становления координационных механизмов и процессов их управления;

3) широко использовать данные задания в практической деятельности дошкольных учреждений.

1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.

2. Березина Н. О., Лащнёва И. П. Диагностика физической подготовленности детей 4-7 лет: проблемы и пути их решения. //Школа здоровья. -2003. №4

3. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А. «Воспитатель по физической культуре в ДОУ». — М. ,2004

4. Ноткина Н. А., Казьмина Л. И., Бойнович Н. Н. «Оценка физического и нервно – психического развития детей раннего и дошкольного возраста». – С. П., 2003

5. Прищепа С. Как продиагностировать физическую подготовленность дошкольника. //Дошкольное воспитание. -2004. №1

6. Поляков С. Д., Хрущев С. В. «Мониторинг и коррекция физического здоровья дошкольников» Методическое пособие. – М., 2006

7. Степаненкова Э. Я. «Теория и методика физического воспитания и развития». – М., 2005

8. Соломенникова О. А., Комарова Т. С. «Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу». – М – 2007

9. Ступницкая М. А., Белов А. В., Радионов В. А. Критериальное оценивание как здоровьесберегающий фактор школьной среды. //Школа здоровья. -2003. №3

10. Тарасова Т. А. «Контроль физического состояния детей дошкольного возраста». Методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ. – М. ,2005

уровня физической подготовленности детей 3-7 лет М__ДОУ «Детский сад «___»

за 20— 20__ учебный год

Название группы; возраст Количество тестируемых Уровень физической подготовленности Прирост показателей физ. подготовленности

в конце года в среднем по группе (по формуле УсаковаВ. И.)

ВЫСОКИЙ СРЕДНИЙ НИЗКИЙ

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года

В среднем по ДОУ:

Мониторинг физического развития и физической подготовленности детей Мониторинг физического развития и физической подготовленности детей старшей разновозрастной группы. Подготовила: А. В. Андриянова Система.

Создание условий для физического развития детей в ДОУ «Создание условий для физического развития детей в ДОУ» 1 слайд Цель физического воспитания в дошкольном образовательном учреждении –.

Методическая разработка «Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» «Методы познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах использования разнообразных.

Квиллинг как средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие.

Методическая разработка «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ» Методическая разработка «Организация совместной деятельности детей и родителей в ДОУ». Журбина Евгения Викторовна Старший воспитатель.

Методическая разработка по этнокультурному образованию в ДОУ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Шебунино» Невельского района Сахалинской области.

Методическая разработка развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностями МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА развития словарного запаса детей с особыми образовательными потребностямиИщенко И. Н. Енакиевская СОШИ № 30 МОН.

Методическая разработка «Взаимодействие ДОУ и семьи в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста» Методическая разработка Взаимодействие ДОУ и СЕМЬИ в процессе музыкального образования детей дошкольного возраста. Составитель: Музыкальный.

Педагогический мониторинг в ДОУ. Индивидуальная карта развития ребенка Анализ диагностических средств образовательной деятельности. На основании Положения ДОУ о мониторинге качества образования в нашем образовательном.

Весёлые пальчики. Методическая разработка для развития мелкой моторики детей Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить.

www.maam.ru

Мониторинга развития детей

Мы управляем тем, что мы можем оценить.

Если вы не можете оценить свою деятельность,

то вы не сможете контролировать процесс,

На современном этапе развития общества перед нами стоит задача дальнейшего преобразования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе. Для успешного решения данных задач от педагога требуется умение определить уровень психического развития ребенка, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе наметить пути коррекционно-развивающей работы. Изучение уровня психического развития детей является основой как для организации всей последующей воспитательно-образовательной работы, так и для оценки эффективности педагогического процесса в условиях детского сада. Одной из приоритетных задач ДОУ на сегодняшний день, является создание системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы, которая должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов, позволять осуществлять оценку динамики достижений детей.

Психологический мониторинг развития представляет собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы.

В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, в процессе мониторинга должны исследоваться физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка. Это в первую очередь, такие интегративные качества, как: уровень физического развития; уровень сформированности культурно-гигиенических навыков; любознательность, активность; эмоциональная отзывчивость; овладение средствами общения и эффективного взаимодействия с окружающими и т. д. [1]

Одной из основных составляющих системы мониторинга является проблема определения уровня и индивидуальных особенностей готовности ребенка — дошкольника к обучению в школе.

Результат мониторинга готовности детей к обучению в школе помогает нам:

  • выявить особенности психологического развития детей, с целью определения индивидуального подхода к ним в процессе моделирования воспитательно-образовательного процесса в подготовительной группе;
  • выявить детей, с низким уровнем готовности к обучению в школе, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной дезадаптации;
  • отсрочить на один год обучение детей, не готовых к школьному обучению (возможно лишь по отношению к детям шестилетнего возраста).
  • Единого взгляда на то, какие диагностические методики должны входить в систему мониторинга готовности к школе, на современном этапе развития системы образования – нет, поэтому выбор остается прерогативой дошкольного учреждения.

    В настоящее время существует большое количество диагностического инструментария по определению уровня готовности к школе, который можно с определенной долей условности разделить на три группы:

    1) программы, диагностирующие уровни развития отдельных психических функций, используемых в учебной деятельности;

    2) программы, диагностирующие сформированность предпосылок овладения учебной деятельностью;

    3) смешанные программы, диагностирующие и отдельные психические функции, и предпосылки учебной деятельности.

    Следует учитывать, что обязательным требованием к построению системы мониторинга является экономичность, обеспечиваемая включением в диагностический комплекс только тех методик, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в максимально короткие сроки.

    Таким образом, перед психологической службой ДОУ стоит вопрос о выборе диагностических методик, применение которых позволит получить необходимый объем информации об уровне готовности ребенка к школе в максимально короткие сроки.

    Что же такое готовность ребенка к обучению в школе, каковы ее составляющие?

    В отечественной литературе имеется немало работ авторов, целью которых является изучение проблемы подготовки к школьному обучению и ее диагностирования, среди них такие авторы, как: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин , Р. Я. Гузман, В. В. Рубцов, Г. А. Цукерман и др. Л. А. Венгер, В. В. Холмовская, и др.

    Существует несколько взглядов на проблему готовности к обучению в школе. Одни ученые и специалисты считают достаточным критерием школьной зрелости достижение определенной степени морфологического развития – биологической зрелости (определяемой, например, по смене молочных зубов). Другие выделяют в качестве ведущего фактора умственное развитие. Третьи считали и считают определяющим уровень психического и прежде всего личностного развития.

    А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как «овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками». И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость, как достижение такой степени в развитии, когда ребенок становится способным принимать участие в школьном обучении». В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты. Л.И.Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.И.Запорожец, отмечал, что готовность к обучению в школе «представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий и т.д.»

    Сегодня практически общепризнано, что гот овность к школьному обучению имеет многокомпонентную структуру, и требует комплексного исследования.

    По данным Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, В.В.Холмовской, Я.Я.Коломинского, Е.А.Пашко и др. в структуре готовности принято выделять следующие компоненты: личностная готовность, интеллектуальная готовность, социально-психологическая готовность, физическая готовность и эмоционально-волевая готовность.

    Личностная готовность . Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции — положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. В личностную готовность входит и определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни — портфель, учебники, тетради), а возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, ребенок должен обладать развитой учебной мотивацией. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.

    Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Данный компонент готовности предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Ребенок должен владеть планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако, в основном, мышление ребенка остается образным, опирающимся на реальные действия с предметами, их заместителями. Интеллектуальная готовность также предполагает формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Следовательно, развитие интеллектуальной готовности к обучению в школе предполагает:

    — аналитическое мышление (способность постижения основных признаков и связей между явлениями, способность воспроизвести образец);

    — рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии);

    — интерес к знаниям, процессу их получения за счет дополнительных усилий;

    — овладение на слух разговорной речью и способность к пониманию и применению символов;

    — развитие тонких движений руки и зрительно-двигательных координаций.

    Социально-психологическая готовность к школьному обучению. Этот компонент готовности включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими людьми, необходимы умения войти в детское общество, действовать совместно с другими, умение уступать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы, развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.

    Под физической готовностью подразумевается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожный покров и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7-летнего возраста. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелких движений кистей рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья.

    Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

    Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок умеет ставить цель, принимать решение, намечать план действий, принимать усилия к его реализации, преодолевать препятствия, у него формируется произвольность психологических процессов.

    Несколько похожий взгляд на структуру готовности ребенка к обучению в школе, представлен в исследованиях Нижегородцевой Н.В. и Шадрикова В.Д. Они говорят о том, что готовность к школьному обучению, это такой уровень физического, психического и социального развития ребенка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья. Следовательно, понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую готовность к школьному обучению, психологическую готовность и социальную (личностную) готовность.[2]

    Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка:

  • вес мозга 6 — 7 летних детей составляет 90% веса мозга взрослого человека, что способствует решению более сложных интеллектуальных задач;
  • к началу школьного обучения достаточно развиваются большие полушария мозга, особенно лобные доли, которые отвечают за развитие речи ребенка;
  • в результате достаточно выраженной асимметрии левого и правого полушария познавательная деятельность дошкольников становится более осмысленной и целенаправленной;
  • развиваются мелкие мышцы руки, которые обеспечивают формирование навыков письма.
  • Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

  • Ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, допускает меньше ошибок при определении запахов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов;
  • У ребенка достаточно развита произвольная память: старший дошкольник уже умеет ставить цель запомнить что-либо и достаточно свободно применяет способы запоминания;
  • У дошкольников постепенно развивается произвольное внимание, которое выражается в умении выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Шестилетние дети уже могут продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут. Правда, им еще не всегда удается сосредоточиться сразу на нескольких существенных объектах и быстро переключить свое внимание с одного задания на другое;
  • У дошкольников развивается наглядно – образное мышление с элементами абстрактного. Тем не менее, дети еще испытывают затруднения в сопоставлении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мыслительной деятельности на решение новых задач. Детям старшего дошкольного возраста присуще одушевление неживой природы или небесных тел, они не умеют посмотреть на себя со стороны, они опираются на кажущиеся им отношения вещей, а не на то, что есть на самом деле. Все это свидетельствует об особенностях мышления в данном возрасте;
  • У ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной. Старший дошкольник уже может рассказать о событиях, которые произошли с ним некоторое время назад.
  • У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.
  • У ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже-выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». Старшие дошкольники уже воспринимают время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.
  • Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

    Анализируя подходы разных авторов на данную проблему, можно сделать вывод о том, что готовность ребенка к обучению в школе — это совокупность физического, психического и социального развития, которая необходима ребенку для успешного усвоения им школьной программы. Мониторинг готовности ребенка 6-7 лет к обучению в школе должен включать:

  • Диагностику физиологической готовности, т.е. изучение:
    • работоспособности;
    • произвольной регуляции действий.
      1. Диагностику психологической готовности, т.е. изучение уровня развития:
      2. внимания;
      3. мышления;
      4. речи;
      5. круга знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
      6. Диагностику социальной, или личностной, готовности, т.е. изучение:
    • уровня развития эмоционально-волевой сферы;
    • уровня развития коммуникативных навыков;
    • мотивации к обучению;
    • самооценки.
    • общего физического развития;
    • моторики руки;
    • характеристики движений;
    • произвольной регуляции действий .
    • восприятия;
    • памяти;
    • круга знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей среды.
    • временных затрат,
    • возраста детей,
    • задач, которые нужно решить в ходе исследования.
    • форма проведения (индивидуальные, групповые);
    • изучаемые признаки психологической готовности (интеллектуальные, личностные);
    • характер показателей готовности (качественные, количественные);
    • степень формализованных процедур диагностирования — проведения, протоколирования, оценивания, интерпретации результатов (низкоформализованные, высокоформализованные);
    • достоверность полученных результатов (надежные, ненадежные, с неизвестными показателями надежности).
    • отдельные методики, изучающие в основном какие-то отдельные компоненты готовности;
    • диагностические программы, позволяющие разносторонне исследовать психологические особенности испытуемых и оценить сформированность некоторого комплекса психологических характеристик, составляющих понятие готовности к школе.
    • Выбор содержания мониторинга психологической готовности определяется психологом, исходя из конкретных условий работы:

      Существует значительное количество методик оценки психологической готовности, которые различаются по следующим параметрам:

      Для диагностики психологической готовности предлагаются:

      Диагностические программы имеют значительные расхождения в содержании и уровне трудности предлагаемых заданий. Важно понимать, что от того, какими методами воспользуется психолог, в значительной мере зависят и полученные им результаты.

      Важнейшей характеристикой методов диагностики психологической готовности является прогностическая валидностъ, так как именно в прогнозе школьной успешности состоит одна из главных задач оценки психологической готовности.

      Не все из широко опубликованных программ для определения психологической готовности имеют удовлетворительные психодиагностические показатели.

      Между тем к широкому профессиональному применению могут быть рекомендованы только те диагностические материалы, применение которых доказало их диагностическую ценность. Анализ психологических исследований, описаний опыта применения методик, руководств по их применению показывает, что в отношении немногих программ определения психологической готовности установлены показатели прогностической валидности.

      Система психолого-педагогического мониторинга готовности детей 6-7 лет к обучению в школе

      Обоснование мониторинга: Изучив подходы разных авторов, мы пришли к выводу о том, что гот овность к школьному обучению имеет многокомпонентную структуру и требует комплексного исследования его физического, психического и социального развития. Анализ значительного количества имеющихся на сегодняшний день методик оценки уровня готовности к школьному обучению, привел нас к выбору диагностики «Дошкольная зрелость» Битяновой М.Р.Барчук О. Она является основой комплекса диагностических методик, входящих в состав системы психолого-педагогического мониторинга готовности детей 6-7 лет к обучению в школе, так как позволяет, в привычной для ребенка игровой форме отследить уровень развития большинства «учебно-важных качеств», в максимально короткие сроки. В дополнение к данной диагностике, с целью изучения особенностей развития мотивационной сферы мы используем методику «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга. Эти методики составляют основной минимум (инвариантные диагностики). В дополнение к основному минимуму, при необходимости, можно использовать спектр вариативных диагностик, который включает в себя:

      • Перечень диагностических методик, направленных на исследование физиологического, личностного и интеллектуального компонентов готовности к школе (см. таблицу);
      • Диагностический материал по взаимодействию с родителями детей 6-7 лет, по вопросам «готовности к школе».
      • При создании системы мониторинга, мы руководствовались тем, что определение готовности детей к школьному обучению требует также учета «готовности» их родителей. Дополнительным, значимым фактором, мы считаем изучение детско-родительских отношений, нарушение которых является одним из важнейших факторов риска школьной дезадаптации. С этой целью, в систему мониторинга готовности детей к обучению в школе могут быть включены:

      • Анкеты по вопросам готовности к школе, для родителей детей 6-7 лет;
      • Тест — опросник родительского отношения (А.Я Варга, В.В. Столин);
      • Методика « Анализ семейных взаимоотношений (АСВ)».
      • Объект мониторинга: это физические (координация, уровень развития мелкой моторики), личностные (эмоции, коммуникативные навыки, самооценка, мотивационная сфера) и психологические (слуховое внимание, зрительное внимание, уровень притязаний, произвольность, речь, мышление, память, воображение) качества ребенка старшего дошкольного возраста.

        Периодичность : октябрь, апрель.

        Форма проведения: подгрупповая, не более 6-ти человек.

        Содержания системы мониторинга:

      • Диагностика «Дошкольная зрелость» Битяновой М.Р.Барчук О.
      • Методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга.
      • Ведущие: 1 человек ведет игру, 1–2 человека заполняют карты наблюдений.

        Место и время проведения: зал (групповое помещение или психологический кабинет), освобожденные от мебели. Проведение обследования согласовано с режимом дня старших дошкольников и проводится в первой половине дня ( вторник, среда, четверг).

        Описание системы мониторинга: ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ИГРА «ПОМОЩНИКИ ДОБРОГО ВОЛШЕБНИКА» — про доброго волшебника Ням-Няма, который оберегает все детские сладости. Злой же волшебник Бузяка украл у мороженого цвет, вкус, запах. Это мороженое тоже охранял добрый волшебник Ням-Ням. Детям в игре предлагаются разные испытания, пройдя которые они спасают мороженое. Выполняя задания, дети демонстрируют сформированность тех качеств и процессов, которые входят в рабочую модель дошкольной зрелости. Дети вместе с ведущим путешествуют по карте. Наблюдатели, не вмешиваясь в игру, заполняют карту наблюдения и помогают ведущему в случае необходимости. В ход данной игры включается, как одно из заданий, МЕТОДИКА «Мотивы УЧЕНИЯ» М.Р. Гинзбурга.

        Обработка результатов : В результате, за выполнение каждого задания, дети получают осколочки (которые переводятся в баллы). Максимальное количество баллов, которое может получить ребенок — 51. Примечание: Методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга количественно не оценивается. По результатам дети делятся на три группы .

        Вторая группа — дети с высокой дошкольной зрелостью, получившие 75–100% из возможного количества баллов: 38–51 балл.

        Первая группа — дети со средней дошкольной зрелостью, получившие 50–75% из возможного количества баллов: 26–37 баллов.

        Нулевая группа — дети с низкой дошкольной зрелостью, получившие 0–50% из возможного количества баллов: 0–25 баллов.

        Таким образом, представленная система мониторинга готовности детей к обучению в школе позволяет нам:

      • Увидеть картину уровня сформированности каждого из основных компонентов готовности к обучению в школе каждого ребенка, отметить его сильные стороны развития, вовремя диагностировать его отклонения и на этой основе наметить пути индивидуальной коррекционно-развивающей работы ;
      • Проследить общую картину развития группы, с целью организации всей последующей воспитательно-образовательной работы, а также для оценки эффективности педагогического процесса в условиях данной группы.
        • Диагностика проводится в игровой форме. Игра является самостоятельной, цельной структурой.
          • Игровая форма перед началом обследования помогает установить устойчивый положительный контакт с детьми.
          • Во время всего обследования игровая форма проведения позволяет поддерживать интерес ребенка к выполнению заданий. Она создает целостную картину у ребенка, который в начале игры усваивает мысль о том, что его ждет «путешествие», где он сможет себя по-разному проявить;
          • Сочетание в ходе обследования высоко и низко формализованных методов, обеспечивает объективность и точность получаемых данных;
          • При построении диагностических заданий в данной методике учитываются возрастные особенности и зона ближайшего развития ребенка старшего дошкольного возраста;
          • Выводы о сформированности тех или иных параметров зрелости дошкольника делаются на основании не одной какой-либо процедуры, а поведения ребенка в течение всей игры;
          • Данная диагностика содержит подробное описание технологии проведения обследования, процедуры первичной обработки и индивидуального анализа данных, процедур качественной и количественной оценки результатов обследования, что в свою очередь заметно облегчает работу специалиста с данной методикой;
          • Подгрупповая форма проведения диагностики позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.
          • Минусами данной диагностики, мы считаем:

          • Данная диагностика затруднительна в малокомплектных ДОУ, где предусмотрена 1 и 0.5 ставки педагога-психолога, так как по технологии проведения требуется присутствие помощников ведущего (1 или 2 человека). Это в свою очередь не всегда представляется возможным;
          • В данной методике отсутствуют задания на сформированность у дошкольников таких обязательных составляющих готовности к обучению в школе, как:
            • Общее физическое развитие ребенка;
            • Круг знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды;
            • Мотивация к обучению ( с этой целью в систему мониторинга включена методика «Мотивы учения» М.Р. Гинзбурга ).
            • Моделирование воспитательно-образовательного процесса в подготовительных к школе группах на диагностической основе.

              Одна из основных задач психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста – это получение более полной информации об индивидуальных особенностях развития детей. На основании этих данных, должны быть разработаны рекомендации для воспитателей и родителей, по оптимизации процесса воспитания и развития детей.

              1. По итогам диагностики разрабатываются рекомендации для педагогов групп, в которых перечислен перечень (и способы развития) «слабых мест », т.е тех качеств, которые у большего количества воспитанников не соответствуют возрастной норме.
              2. По итогам диагностики разрабатываются рекомендации для педагогов групп, по оптимизации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с воспитанниками, имеющими низкий уровень дошкольной зрелости.
              3. По итогам диагностики проводятся консультации и родительское собрание (в октябрь-ноябрь), в ходе которых педагог-психолог:
                • до каждого родителя доводятся результаты достижений его ребенка (конфиденциально);
                • даются краткие рекомендации родителям как они могут организовать дома работу по оптимизации того или иного психического процесса.
              4. 4 В родительском уголке группы педагог-психолог помещает папку рекомендаций по оптимизации процесса подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе «Ступеньки к школе» (См. Приложение ).

                5. Педагог-психолог распространяет на группы подборки наглядной агитации (обзор методической литературы, материалы для оформление информационных стендов, буклеты, памятки) – по предшкольной тематике «В школу уверенным шагом»( См. Приложение).

                6. По итогам диагностики педагог-психолог выявляет детей – кандидатов в «группу риска», проводит углубленную диагностику, обращается в ПМПк дошкольного учреждения. В рамках работы ПМПк, ребенку оказывается необходимое психолого-педагогическое сопровождение и специалистами — членами ПМПк, составляется комплексная индивидуальная коррекционно-развивающая программа на каждого ребенка.

                7 По итогам повторного проведения диагностики «Дошкольная зрелость» М. Битяновой, О. Барчук», также проводится аналогичный комплекс мер ( пункты 1, 2, 3, 4). Дети, повторно показавшие низкий уровень дошкольной зрелости, направляются на Психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) города, для определения дальнейшего образовательного маршрута.

                Анализ эффективности организации воспитательно-образовательного процесса в подготовительных к школе группах.

                Применение данной системы мониторинга, позволяет на наш взгляд, эффективно организовывать воспитательно-образовательный процесс в подготовительных к школе группах ГБОУ СОШ 2095 (СП 6)

                Об этом мы можем судить на основании следующих критериев:

              5. Анализ результатов исследования уровня дошкольной зрелости у детей 6-7 лет (См. диаграммы № 1 и № 2).
              6. Анализ степени удовлетворенности родителей детей 6-7 лет, качеством воспитательно-образовательного процесса в ДОУ (См. диаграммы № 3 и № 4.
              7. Диаграмма № 1. Анализ динамики уровня дошкольной зрелости у детей 6-7 лет за 2013 -2014 уч.год.

                Диаграмма № 2. Анализ динамики уровня дошкольной зрелости у детей 6-7 лет МДОУ-ЦРР – д/с № 5 за 2012-2013 уч.год.

                Диаграмма №3. Степень удовлетворенности родителей качеством воспитательно — образовательного процесса (в целом) 2012-2013 уч. год[3] .

                Диаграмма №4. Степень удовлетворенности родителей качеством воспитательно — образовательного процесса (в целом) 2012-2013 уч. год[4]

              8. Александровская Э.М., Лусканова Н. Г. Психологические трудности при адаптации детей к школе // Гигиена и санитария. 1984. № 3. С.14.
              9. Анастази А. Психологическое тестирование.– СПб.: Питер, 2004. — 480
              10. Битянова М.Р., Азарова Т.В, Афанасьева Е. И, Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Совершенство, 1998. – 352
              11. Божович Л.И. Психологические вопросы готовности ребенка к школьному обучению. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – С.132–142.
              12. Безруких М.М., Ефимов Е.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Просвещение, 1991. – 156 с.
              13. Венгер Л.А. Воспитание психологической готовности к систематическому обучению // Дошкольное воспитание. 1988. № 9.

              Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.: Педагогика, 1994. – 108 с.

            • Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста. – М.: PerSe, 2003. – 144 с.
            • Елфимова Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения у дошкольников и младших школьников. – М.: Академия, 1997. – 120 с.
            • Ермолова Т.В, Мещерякова С.Ю, Ганошенко Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса 7 лет // Вопросы психологии. 1999. № 1. С.16-19
            • Йирасек Я. Диагностика школьной зрелости // Диагностика психического развития. — Прага, 1978.
            • Козырева Е. А. Как составить программу психолого-педагогического исследования готовности детей к школе // Начальная школа: плюс-минус.– 1999. № 8. С.8-14.
            • Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987. – 77 с.
            • Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к школьному обучению. – М.: Педагогика, 1991. – 152 с.
            • Нежнова Т.А. Динамика внутренней позиции при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту // Вестник МГУ. Серия Психология. 1988. № 1. С.24-27.
            • Овчарова Р. С. Практическая психология в начальной школе. – М.: Сфера, 2002. – 240 с.
            • Особенности психологического развития детей 6-7- летнего возраста/ Под. ред. Эльконина Д.Б., Венгера А.Л. – М.: Просвещение, 1988. – 290
            • Практическая психология образования: Учебное пособие / Под. ред. Дубровиной И.В. – М.: Сфера, 2000. – 528 с.
            • Психолог в начальной школе / Г.С.Абрамова, Т.П.Гаврилова, А.Г. Лидерс и др. / Под ред. Т.Ю.Андрющенко.– Волгоград: Синема, 1995. – 246 с.
            • Реан А.А.,Коломенский Я.Л. Социальная педагогическая психология. — СПб.: Питер, 2000. — 400 с.
            • Цылев В.Р. Как правильно подобрать для ребенка класс при зачислении в школу // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 43-47.
            • Шванцара И. и др. Диагностика психического развития.– Прага, 1978. — 302 с.
            • Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. — Ростов: Феникс, 2005 — 384 с.
            • Эксакусто Т.В., Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов: Феникс, 2003. – 448 с.
            • Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // В кн.: Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М.: Педагогика, 1981. – 320 с.
            • Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.-Воронеж: МОДЭК, 1997. — 554 с.
            • xn—-htbdjd0ah9an.xn--p1ai

              Смотрите так же:

              • Заполнение выписки из истории развития ребенка ВЫПИСКА ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 1 наименование и адрес организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь ВЫПИСКА ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 1. Фамилия, имя и отчество ребенка 2. Дата рождения 3. Адрес места жительства (при отсутствии места жительства указывается адрес пребывания) 4. Наименование образовательной организации […]
              • Сочинение о проблеме воспитания детей Сочинение о проблеме воспитания детей 1)На дворе стоял 1940 год. 2)В то время мы учительствовали в селе Карыж Глушковского района Курской области. 3)До полного благополучия было еще далеко, но в детдоме стали появляться первые признаки перемен. 4)Дети понемногу становились доверчивее, добрее. 5)Потихоньку крепла дисциплина. 6)И все же […]
              • Если ребенок часто спит при болезни Почему ребенок в 4 месяца плохо спит Если заглянуть на форум, на котором общаются мамы, то довольно часто можно встретить посты о том, что грудничок примерно в 4 месяца вдруг начинает очень плохо спать ночами: часто просыпается, плачет, не отдает грудь. Это тем более странно, потому что перед этим какое-то время он уже прекрасно спал […]
              • Оценка физического развития ребёнка по формулам Оценка физического развития детей ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ДАННЫХ ЭМПИРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ Метод оценки физического развития предусматривает сравнение антропометрических данных ребенка с величинами, вычисленными с помощью эмпирических формул. Эмпирические формулы для расчета антропометрических данных у детей 1 года жизни (Мазурин […]
              • Если 6 месячный ребенок не переворачивается Когда новорожденный начинает переворачиваться Нередко встречается такая ситуация: ребенок в 4 месяца не переворачивается, и родители, прочитавшие информацию о 3-месячных детях, овладевших навыками переворотов, начинают бить тревогу, ведя кроху на обследование. На самом деле, даже если ребенок в 5 месяцев не переворачивается, ничего […]
              • Как лечит насморк у 4 месячного ребенка Насморк у 10 месячного ребенка чем лечить Главная » Насморк » Насморк у 10 месячного ребенка чем лечить Чем лечить насморк у 10-ти месячного ребёнка? Вы уверены, что у крохи не аллергический ринит? Тогда попробуйте что-то из нижеследующего. Раствор морской соли - концентрацию подберите такую, чтобы был слегка соленый вкус. […]
              • Почему ребенок спит беспокойно ночью Из-за чего грудной ребенок плохо спит Почему грудничок плохо спит ночью? Чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратить внимание на множество факторов, которые в комплексе влияют на сон у грудничка. К ним относятся режим питания, температура воздуха в детской комнате и многое другое. По словам педиатров, беспокойно спят многие […]
              • Развитие ребёнка с рождения до 3 лет Психология развития ребёнка от рождения до 3-х лет Новорожденность – переходный этап. Кризис новорожденности. Приспособление при помощи наследственно закрепленных механизмов – система пищевых рефлексов (пищевое сосредоточение). Безусловные рефлексы – защитные и ориентировочные. К концу первого месяца появляются первые условные рефлексы […]