15)Задачи, условия, методы и средства эстетического воспитания.

Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание

ребенка в деятельности — одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

Методы эстетического воспитания дошкольников.

1. методы формирования эмоциональной отзывчивости и эстетического сознания: слушание муз-х произв-й, рассматривание картин, скульптур и др., чтение худ произв-й, беседы, создание декораций к играм-драматизациям, праздникам;

2. методы приобщения к эстетической деятельности: наглядные, практические, словесные, игровые;

3. методы развития способностей: создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску самостоятельных решений, побуждение к переживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

4. практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, убеждение.

Задачи и содержание эстетического воспитания

Под эстетическим воспитанием понимается – организация жизни и деят-ти детей, способствующая развитию эстетич-их чувств р-ка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной понимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности. Результатом эстетич-го восп-ия явл-ся эстетич-ое развитие. Составляющей этого процесса является художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развитие способности к художественному творчеству.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

На практике эстетическое восп-ие осуществляется посредством обуч-ия детей танцевальным движениям, прослушивания муз-ых произведений, стихов, обучения лепке, рисованию, аппликации, изготовлению поделок.

16)Своеобразие трудовой деятельности дошкольников. Цели и задачи воспитания детей в труде.

Особенности трудового воспитания:

1.Труд дошкольников носит воспитывающий характер;

2.Труд дошк. не отделен от игры, тесно связан с игрой;

3.Труд детей носит ситуативный характер;

4.Осознание цели трудовой деятельности детьми отностительно;

5.Отношение к процессу и результату труда.

Все задачи трудового воспитания условно можно разделить на 2 группы:

1-я группа направлена на формирование элементарных трудовых умений и навыков.

2-я группа – на развитие определенных качеств.

Виды элементарной трудовой деят-ти дошк-ов и её содержание

По своему содержанию труд детей дошк-го возр делится на 4 вида: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной и художественный труд.

Самообслуживание — это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя. Качество

и осознанность действий у разных детей разные, поэтому

задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Хоз—быт труд. Содержанием этого вида труда являются труд по уборке помещения, стирка и др.

Х-б труд имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду.

Х-б труд — это та деят-ть взрослых, которая наиболее доступна пониманию ребенка.

Х-Б труд детей мл гр по содержанию представляет собой помощь взрослому. В процессе такого труда восп-ль формирует у детей умение сосредоточивать внимание на одном занятии, доводить с помощью взрослого дело до конца. Очень важны положительная оценка, похвала.

Дети ср и ст дошк возраста способны к более разнообразному Х-Б труду и меньше нуждаются в помощи взрослого.

Труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы. Дети наблюдают за ростом и развитием живых объектов, узнают об особенностях некоторых растений и животных, экспериментируют, познавая неживую природу.

Труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.

Ручной и художественный труд по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

studfiles.net

Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей в художественно-эстетической деятельности

ЛЕКЦИЯ XIII. Педагогические условия развития, обучения и воспитания детей в художественно-эстетической деятельности

Задачи гуманизации педагогического процесса в детском саду. поставленные в «Концепции дошкольного воспитания» (1989г.), требуют в центре внимания всей педагогической деятельности поставить ребенка. удовлетворения его потребностей в активности, в деятельности, в познании; развитие его способностей, воображения, творчества, обеспечение его эмоционального благополучия. Для этого в дошкольных учреждениях должны быть созданы все необходимые условия. Ряд авторов Л.В.Компанцева, К. В.Тарасова, Т.С.Комарова, Р.Чумичёва, Е.А.Дубровская и др. важный путь к гуманизации и демократизации педагогического процесса видят в усилении внимания к художественно-эстетическому воспитанию и развитию художественно-творческих способностей детей. Одно из главных условий, по мнению авторов, — приоритетное внимание к специфическим детским деятельностям: игре, изобразительной, музыкальной, театрализованной, конструктивной, которые могут при условии их оптимальной организации обеспечить гармоническое развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-эстетическая деятельность выполняет психотерапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, снимая нервное напряжение, страхи, вызывая радостное, приподнятое настроение.

В проекте Государственного стандарта (2001г.) содержание художественно-эстетического развития связано с реализацией разнообразных средств (изобразительная, музыкальная, театрализованная, художественно-конструктивная деятельность и т.п.). Большое внимание уделяется развитию интереса к эстетической стороне деятельности, потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в воплощении художественного замысла. Детей знакомят с разными видами и жанрами искусства, в том числе народного творчества. Взрослые создают возможности для актуализации у ребенка художественных способностей. Таким образом, в содержании художественно-эстетического развития задействованы все три группы средств: искусство, включая все его виды; окружающая социальная действительность (жизнь) и художественная творческая деятельность (разные её виды).

В дошкольной педагогике под эстетическим воспитанием понимается процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать, создавать прекрасное. Художественное воспитание понятие хуже, так как здесь используется при решении тех же задач только средства искусства. В эстетическом воспитании используется комплекс всех средств. Эффективность художественно-эстетической деятельности детей дошкольного возраста во многом определяется комплексным использованием всех средств эстетического воспитания (музыка, художественная литература, изобразительное искусство и художественный труд). Это, с точки зрения Т.С.Комаровой, определяется тем, что различные виды искусств, обладая своей спецификой и имея свои выразительно-изобразительные средства, имеют тенденцию к объединению и слиянию, т.е. к синтезу. В работе Т.С.Комаровой подчеркивается, что необходимость взаимосвязанного использования разных видов искусства в эстетическом воспитании определяется также тем, что применительно ко всем видам художественно-эстетической деятельности можно выделить общие психические процессы, которые являются основой формирования художественного творчества и художественно-творческих способностей. К этим процессам относятся:

1. Восприятие, характеризующееся индивидуальными различиями; образы восприятия, накапливаясь, формируют сенсорный опыт, являющийся основой развития разнообразных способностей, в том числе художественных и интеллектуальных. На базе образов восприятия формируются представления. Если образы восприятия эстетически окрашены, то и формирующиеся на их основе представления тоже будут эстетическими. Этому в значительной степени способствует интегрированное использование всех видов искусства и сопровождение процесса восприятия предметов и явлений поэтическими и музыкальными характеристиками;

2. Наглядно-образное мышление, опирающееся на зрительные представления и их трансформацию на средства решения мыслительной задачи;

3. Воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое в свою очередь развивается в процессе этой деятельности: эмоционально-положительное отношение к объектам эстетического Восприятия, необходимое для успешного осуществления деятельности, особенно художественной. Возникает она тогда, когда деятельность способствует удовлетворению значимых для ребенка потребностей, прежде всего в познании, самоутверждении и содержательном общении со взрослыми и сверстниками.

Указанные психические процессы являются основой всех видов художественно-эстетической деятельности. Опираясь на психологическое обоснование можно назвать следующие задачи художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Первая группа задач направлена на развитие эстетического восприятия, мышления, воображения, эстетического отношения. Педагог решает задачи развития умения видеть и понимать красоту природы и рукотворного мира; воспитывает эстетический вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование творческо-художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, художественному конструированию, пению, выразительным движениям, развитию словесного творчества. Педагоги решают задачи, направленные па поддержку творческого самовыражения детей: стремление к импровизации, экспериментированию с цветом, придумыванию композиции, освоению различных художественных техник, материалов и средств, созданию художественных образов с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.

Для реализации задач необходимы педагогические условия: среда (эстетика быта), наличие программы художественно-эстетического развития детей; организация собственной художественной деятельности ребенка, использование разнообразных форм, средств, методов, различных видов искусств.

Искусству как компоненту культуры всегда отводилось одно из центральных мест в системе общечеловеческих ценностей. Каждый вид искусства ценен для развития личности, так как синтезирует в себе возможности в комплексе сочетать разные искусства при решении одной задачи. Общедоказательным является тот факт, что при восприятии произведений изобразительного искусства оказывают эмоциональное воздействие музыка, художественное слово. Именно благодаря синтезу искусств развивается «полифоническое воображение» (Б.П.Юсов). Усилия исследователей направлены на создание интегрированных программ, соответствующих возрастным особенностям детей (Н.А Ветлугина, Е.А.Дубровская, Т.С.Комарова, Р.Чумичева и др.).

В программе эстетического воспитания детей 2-7 лет (авторы Т.С.Комарова, А.В.Антонова, М.Б.Зацепина; М.,2000г.) соединена радость, красота, творчество. Синтезирующим началом для авторов является народное творчество: фольклор, песни, танцы. В статье Т.С.Комаровой «О взаимосвязи искусств в эстетическом воспитании детей» (см. «Дошкольное воспитание», 1995, №5) раскрываются основы интеграции разных видов деятельности — тематические блоки вариативного характера: «Волшебный сад». «Наши друзья животные», «Моя любимая игрушка». «Кем ты хочешь быть», «Сказочный город». «Моя любимая сказка». В тематических блоках одно содержание осваивается в разных видах деятельности (чтение художественной литературы, рисование, лепка, аппликация, музыка и т.д.). Несколько иной подход дается в программе Р. Чумичевой (см. Ребенок в мире культуры. /Под ред. P.M. Чумичевой, — Ставрополь, 1998). Основой такой программы является синтез грех видов искусства: живописи, музыки, литературы. Целью является формирование субкультуры ребенка, понимаемой как единство его эстетических вкусов, нравственных позиций, познавательное развитие и т.д. Задачи программы Р. Чумичева определяет так:

• создать условия для развития личности ребенка и реализации его «Я»;

• приобщать ребенка к общечеловеческим ценностям культуры, отражаемым в произведениях разных видов искусств;

• помочь ребенку постичь своеобразие и единство «языка» разных видов искусства;

• развивать интеллект и речь ребенка;

• развивать его эмоциональную сферу и культуру чувств, научить понимать эмоции других людей и адекватно на них реагировать;

• сформировать потребность в общении со взрослыми и сверстниками и воспитывать культуру общения;

• научить ребенка познавать собственную ценность (рефлексировать) и ценность другого человека.

Для реализации этих задач автор предлагает варианты синтеза искусств: на основе общечеловеческих ценностей; на основе общего для разных видов искусств содержания; на основе общих для разных видов искусств изобразительно-выразительных средств.

Синтез искусств на основе общечеловеческих ценностей

1. К общечеловеческим ценностям, отражаемым в искусстве, относятся: Культурно-познавательные — состоят в познании ребенком таких ценностей, как Добро, Истина, Красота, и их единстве в жизни и искусстве, присвоенные ребенком они превращаются в личностные и характеризуют уровень его познавательного развития; внутреннюю потребность в восприятии искусства и в собственной художественно-эстетической деятельности.

2. Гуманистические — заключаются в признании человека как личности, его права на свободное развитие.

3. Нравственные — это нормы и правила поведения человека в обществе, его отношение ко всему окружающему, осмысление через эталоны красоты.

4. Эстетические — выражаются в категориях прекрасного, безобразного, комического, трагического и т.п..

Синтез искусств на основе общего для разных видов искусства содержания Общее для разных видов искусства содержание можно условно разделить на:

3. мир предметов декоративно-прикладных и бытовых.

Содержание мира человека, отражаемого в искусстве, можно конкретизировать в следующих тематических циклах:

• Я — человек в жизни искусства;

• Я — мир природы и мир предметов.

Содержание мира природы может быть объединено в такие тематические циклы, как:

• природа и время;

• природа и пространство;

• природа и человек.

Содержание мира предметов можно объединить в следующие тематические циклы:

• предметы утилитарного назначения, созданные человеком;

• предметы, украшающие быт человека.

Синтез искусств на основе общих для разных видов искусства изобразительно-выразительных средств

К общим для живописных, музыкальных и литературных произведении художественным средствам относятся: композиция, ритм, темы, повторы. Параллели, тон, мелодия, цвет, свет и т.д.

Р.Чумичева предлагает следующие формы организации педагогического процесса на основе синтеза музыки, живописи и литературы:

1. Пластообразная, или сквозная — суть её в том, что ребенок познает какую-либо ценность, воспринимая её в различных произведениях искусства и самостоятельно или вместе с педагогом реализуя эту ценность в собственной художественно-творческой деятельности. Основные принципы этой формы организации педагогического процесса: психологическая обусловленность выбора деятельности; — многомерность; гармоничность.

2. Спиралевидная — особенность в том, что познание ценности происходит в разных видах деятельности двумя возможными путями: от частного к общему; от общего к частному.

3. Контрастная — познание какой-либо ценности осуществляется «от противного». Принцип: ребенок должен почувствовать и осознать, почему ценность, познаваемая им на контрасте, вызывает уважение у других людей и собственную положительную самооценку.

4. Взаимопроникающая — характеризуется организацией в течении дня одного вида деятельности, в которую органично- как неглавные- вплетаются другие виды. Индивидуально-дифференцированная — наиболее сложная форма. Суть в том, что педагог создает в группе такую среду, которая позволяет каждому ребенку самостоятельно выбрать вид деятельности наиболее отвечающий его внутренним потребностям. Задача педагога, наблюдая за ребенком, помочь ему так организовать этот вид деятельности, чтобы он мог осознать, эмоционально почувствовать и оценить ту или иную ценность.

Общими принципами организации педагогического процесса являются:

1. принцип одномоментного включения всех анализаторов в процесс познания какой-либо ценности. Это принцип обеспечивающий прочность условных связей в коре головного мозга и активность всех психических процессов.

2. принцип проецирования познавательной деятельности на своё «Я»

3. принцип результативности.

Подробное ознакомление с программами дает возможность дошкольным работникам продумать пути их усовершенствования, «включение» программ в образовательное пространство ДОУ.

Условием и средством эстетического развития является художественная деятельность детей, как стимулируемая педагогом, так и возникающая по инициативе детей. Творческо-художественная деятельность так же непосредственно связана с видами искусств: театрализованные, режиссерские, сюжетно-ролевые игры, в которых дети, овладевая языковыми средствами, средствами мимики, пантомимы, интонации, передают характер, переживания, настроения персонажей. Словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, художественно-продуктивный труд, дизайн органически связаны с видами искусств. Самостоятельная художественная деятельность связана с занятиями, с обучением на них. Приобщение детей к искусству (знакомство с классическими произведениями живописи, музыки, литературы, театра) создает возможность для актуализации у ребенка художественно-творческих способностей.

Занятия по ознакомлению с разными видами и жанрами искусства, в том числе и народного творчества должны быть неординарными, наполнены искренностью, открытостью чувств педагога. Эмоциональная восприимчивость детей должна поддерживаться в повседневной жизни, подбором различных средств, материалов в предметно-развивающей среде, активной позицией взрослого: совместно-раздельная дизайн-деятельность по преобразованию и декоративному оформлению интерьера (игрового, взрослого, детского) — см. программу «Истоки» (Базисная программа развития ребенка-дошкольника.- М., 1997, раздел «Художественно-декоративная деятельность. Детский дизайн изготовление коллекций самодельных книг, выпуск газет, журналов – см. программу «Радуга» под ред. Т.Н.Дороновой, 1989г.

Итак, художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста реализуется через разнообразное содержание, средства, формы, программы. Взрослые создают педагогические условия для организации художественно- эстетической деятельности детей.

Вопросы для самопроверки:

  1. В чем отличие художественного воспитания от эстетического?
  2. Какова психологическая основа художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста?
  3. В чем своеобразие содержания, средств художественно-эстетического воспитания ребенка?
  4. Какие основы синтеза искусств в программе Р. Чумичёвой?
  5. Какие основания разработки программы Т.С.Комаровой?
  6. В чем особенности педагогических условий художественно-эстетического воспитания детей?

doshkolnuk.com

Б) УСЛОВИЯ И СРЕДСТВА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия.

Условия и средства эстетического воспитания:

— Эстетика быта — среда, в которой живет и развивается ребенок (эстетичная обстановка, красивые взаимоотношения, выразительная речь, внешний вид человека и т.д.).

Природа – гармония красок, форм, звуков в их сочетании.

Искусство: изобразительное, музыкальное, литература, архитектура, театр и т.д.

Художественная деятельность – это деятельность связанная с разными видами искусства (словесное художественное творчество, музицирование, изобразительная практика и т.д.)

Все названные средства эстетического воспита­ния — быт, природа, искусство, деятельность — эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи.

При отборе средств воспитатель опирается на

— специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности,

— учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство,

— принимает во внимание возрастные и индиви­дуальные особенности развития детей.

При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Надо искать и находить золотую середину. Перенасыщение так же вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.

Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей.Выбирая произведения живописи, графики, скульптуры, необходимо заботиться о том, чтобы они оказывали на детей положительное влияние. В них должны быть отражены те события и явления жизни, с которыми важно познакомить детей, в отношении которых нужно воспитать определенные чувства. Это прежде всего жизнь нашей Родины, природа родного края, картины творческого труда людей.

Содержание произведений, которые показывают детям, должно быть богатым и разнообразным. Однако не каждая картина или скульптура доступны детям: в них могут быть выражены непонятные детям чувства и отношения — об этом надо помнить.

Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям, предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований.

— рисунок должен быть отчетливым, передавать ярко и выразительно наиболее характерные признаки предмета — форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве.

в сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие.

— существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного.

— Включение цвета придает большую полноту изображению, создает впечатление живой жизни, что очень важно для эстетического воспитания. Однако даже младшие дошкольники способны воспринимать рисунки, скульптуру, выполненные в одном цвете, линейно, из одноцветного материала.

Требованиями к отбору произведений искусства являются:

— актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления

— произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе

— единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание)

— колористическое решение (цветовой контраст)

— концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений

— индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений

— эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.

lektsii.org

Педагогические условия эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Теория развития личности»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Тимошенко Лариса Григорьевна

Статья посвящена проблеме формирования эстетического отношения к окружающей действительности у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования детей и поиску новых педагогических условий , влияющих на эффективность процесса эстетического воспитания детей. Это обусловлено необходимой потребностью общества в воспитании человека 21 века, осознающего себя гражданином России и гражданином мира, умеющего видеть прекрасное вокруг себя и создавать прекрасное в художественно-творческой деятельности.Article dedication teaching conditions influence rise efficiency aesthetic education and search new pedagogic condition have an influence on improvement aesthetic education children. That conditional constantly growing requirements society in the good breeding young people 21 century, citizen Russia and citizen the world, be able see and create the beautiful around.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Тимошенко Лариса Григорьевна,

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования»

?8. Полуэктова Е. Б. «ДТДиМ» как учреждение дополнительного образования и как Дворец, где зажигаются звезды // XI Всероссийская

конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (16-20 апреля 2007 г.): Материалы конф. в 6 т. Т. 3:

Педагогика, психология, физическая культура и спорт. Ч. 2: VIII Сибирская школа молодого ученого «Проблемы и перспективы

совершенствования подготовки молодого ученого». Томск, 2007.

9. Устав Дворца творчества юных // ГАТО. Ф. Р-1452, О. 3, Д. 233.

10. Народное образование в СССР / Под ред. М.А. Прокофьева. М., 1985.

Поступила в редакцию 17.11.2008

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ ДОД Центр сибирского фольклора, г. Томск

Актуальность исследований в области эстетического воспитания определяется необходимостью формирования эстетической культуры подрастающего поколения и возросшей потребностью общества в воспитании человека XXI в., умеющего видеть прекрасное вокруг себя и создавать прекрасное в художественно-творческой деятельности. Н. И. Киященко в работе «Современные концепции эстетического воспитания» говорит о том, что без воспитания, формирования и развития культурно образованного и эстетически развитого человека у России нет шансов быстро и безболезненно войти в сообщество современных цивилизованных и культурных народов [1].

В Национальной доктрине образования в Российской Федерации одним из способов достижения цели является эстетическое воспитание. Оно определяется как «система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве» [2, с. 32].

В этой связи поиск новых педагогических условий, повышающих эффективность воспитания у детей эстетического отношения к окружающей действительности, является весьма актуальным. Обобщение практического опыта эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования привело нас к заключению, что использование средств традиционной русской культуры, сохранение народных традиций и обычаев и воспитание на этой основе ценностного отношения к русской культуре и истории позволяют, в определенной мере, решить задачи, стоящие перед эстетическим воспитанием.

Анализ литературы показал, что проблема эстетического воспитания нашла отражение в исследованиях многих ученых. Имеются работы В. Н. Шацкой, М. С. Каган, Н. И. Киященко, В. А. Скатерщикова, С. Е. Можнягуна, Б. Т. Лихачева, Ю. Б. Борева, Ю. Б. Алиева, посвященные общим вопросам эстетического воспитания, разработке его понятийно-тер-

минологического аппарата, определению сущности и задач эстетического воспитания.

Использование этнокультурных традиций в процессе воспитания и образования раскрыты в трудах В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского, Г. Н. Волкова, Н. А. Бондаревой, Е. Ю. Волчегорской, А. С. Каргина, Г. Н. Пивнева, Г. М. Науменко, Н. Д. Никандро-ва, Н. А. Хренова, А. В. Руднева.

Интересный и полезный материал содержат в себе ряд диссертационных исследований, выполненных в следующих направлениях: развитие творческих способностей учащихся средствами традиционной русской культуры (О. Ю. Остапчук), рассмотрение проблемы музыкального образования детей на основе практического общения с русскими народными песнями, музыкальными играми, народной музыкой (Е. Ю. Волчегорская), особенности обучения детей народной хореографической культуре (Н. И. Бочкарева), определение роли учреждений дополнительного образования в воспитании подрастающего поколения (А. Г. Асмолов).

В результате мы пришли к выводу, что научнотеоретические вопросы эстетического воспитания детей средствами традиционной русской культуры в учреждениях дополнительного образования детей в настоящее время недостаточно разработаны. В частности, не полностью изучены вопросы, связанные с использованием духовной и материальной культуры русского народа как средства воспитания у детей эстетического отношения к окружающей действительности, национального самосознания, гражданственности, толерантности в межличностном и межнациональном общении, возможности различных жанров музыкального фольклора в развитии художественнотворческих способностей детей.

В связи с этим, имеет место противоречие между потенциальными воспитательными и развивающими возможностями, заложенными в традиционной русской культуре и недостаточной разработанностью научно-теоретических вопросов использования в эсте-

тическом воспитании детей средств традиционной русской культуры, органично сочетающих в себе современные и исторически сложившиеся ценности воспитания и опирающиеся на педагогический опыт эстетического воспитания русского народа. Для разрешения указанного противоречия основной проблемой для нас стал поиск педагогических условий, влияющих на эффективность процесса эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования детей.

Для этого нами были поставлены следующие задачи:

1) Осуществить теоретический анализ современного состояния проблемы эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами традиционной русской культуры в учреждениях дополнительного образования детей.

2) Выявить и теоретически обосновать совокупность педагогических условий, повышающих эффективность процесса эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами традиционной русской культуры в учреждениях дополнительного образования детей.

3) Разработать содержание эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования детей на условиях его наполнения средствами традиционной русской культуры, преемственности современных и исторически сложившихся ценностей воспитания, применении проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей.

Последовательно решая задачи, поставленные в ходе исследования, мы проанализировали средства традиционной русской культуры как целостный педагогический и культурно-исторический феномен (устное народное творчество, декоративно-прикладное творчество, различные жанры музыкального фольклора, праздники и обряды народного календаря, русские народные игры, русский народный костюм), положительно влияющий на воспитание у детей младшего школьного возраста эстетического отношения к окружающей действительности, ценностного отношения к русской культуре и истории, гражданского самосознания, толерантности в межличностном и межнациональном общении. Рассмотрев особенности воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования детей, преимущества учреждений дополнительного образования в воспитании у детей эстетического отношения к окружающей действительности, пришли к выводу, что большой диапазон направлений и сфер образовательной и социальной деятельности, многообразные формы, применяемые в образовательном процессе учреждений дополнительного образования, позволяют удовлетворять потребности детей, дают им возможность проявить себя в различных видах творческой и

социальной деятельности, а следовательно, увеличить число воспитывающих факторов, влияющих на воспитание эстетического отношения к окружающей действительности.

Анализ литературы и педагогической практики позволил нам обосновать совокупность педагогических условий, систематическая реализация которых обеспечивает эффективность воспитания эстетического отношения к окружающей действительности у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования детей:

— наполнение содержания средствами традиционной русской культуры (устное народное творчество, декоративно-прикладное творчество, музыкальный, песенный, танцевальный фольклор, русские народные игры, народный костюм, праздники и обряды народного календаря);

— преемственность современных и исторически сложившихся ценностей воспитания (духовное и материальное достояние русского народа, помогающее детям осознать свою причастность к тысячелетней богатейшей истории и стремительное распространение средств массовой коммуникации и массовых видов искусств, появление экранной культуры (кино, телевидения, Интернет));

— использование проектной деятельности в воспитательно-образовательном процессе учреждений дополнительного образования детей (факультативный курс по истории русского костюма, занятия декоративно-прикладным творчеством, индивидуальные и массовые формы учебно-воспитательной работы).

Принципиальное отличие и новизна выявленных в ходе исследования педагогических условий заключаются в использовании средств традиционной русской культуры, так как их эмоциональная привлекательность, общедоступность и универсальность позволили комплексно использовать педагогические возможности традиционной русской культуры в процессе эстетического воспитания детей.

В процессе реализации педагогических условий были разработаны содержание эстетического воспитания, представленное в экспериментальной программе «Воспитание младших школьников средствами традиционной русской культуры», комплекс учебнометодической литературы для педагогов дополнительного образования детей, направленный на улучшение воспитательно-образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей («Областные особенности русского народного костюма», «История русского народа в праздниках и обрядах», «Школа народных забав»). В основу разработанного содержания, положены цели, предполагающие воспитание эстетических качеств личности, формирование предметных знаний, практических умений и навыков.

Обогащение содержания эстетического воспитания средствами традиционной русской культуры по-

зволило включить предметы, формирующие у детей младшего школьного возраста национальное самосознание, интерес к русской культуре и истории, толерантность в межличностном и межнациональном общении (изучение этнического, культурного, исторического своеобразия русского народа и народной художественной культуры; различных жанров музыкального, песенного, танцевального фольклора; памятников культуры, отражающих духовное наследие России; календарно-обрядовых фольклорных праздников; материальной культуры русского народа (факультативные занятия по изучению русского народного костюма и декоративно-прикладному творчеству)).

Данное содержание, обеспечивающее воспитание эстетического отношения к окружающей действительности, формирующее эстетический вкус, развивающее художественно-творческие способности, воспитывающее ценностное отношение к русской культуре, гражданское самосознание и толерантность в межличностном и межнациональном общении реализовывалось через проектную деятельность (факультативный курс по истории русского народного костюма, занятия декоративно-прикладным творчеством, индивидуальную и массовую формы учебно-воспитательной работы).

Задачу передачи накопленного духовного опыта, ценностей воспитания и обучения мы решали через приобщение детей к духовному и материальному наследию русского народа, усвоение традиционной русской культуры. Современные и исторически сложившиеся ценности воспитания, дополняя друг друга, создавали условия для более эффективного эстетического воспитания детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования. Преемственность в воспитании и опора на опыт и методические приемы, существующие в самой традиционной культуре, подразумевали определенную этап-ность в овладении песенным, инструментальным и танцевальным фольклором, тем самым отличая процесс освоения народной музыкальной культуры, в разработанном нами содержании эстетического воспитания детей.

Следуя народной традиции хореографического воспитания, обучение детей русским народным танцам разделили на три этапа: первый этап — «игровой», дети 5-7 лет постигали основы танцевальной культуры через игры, в которых использовались инструментальная музыка, пение, простые танцевальные элементы. Второй этап — «технический», шло совершенствование полученных знаний, изучение классического эк-зерсиза (как основы правильного физического развития и ритмического воспитания ребенка), изучение и исполнение народных танцев. Третий этап — «мастерский», где проводились специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу.

Методика обучения народному хоровому пению осуществлялась через комплексный подход восприятия произведений фольклора, пение, народную хореографию, игру на музыкальных инструментах, театрализацию, а также освоение детьми характерных свойств русского фольклора. Анализ традиционного опыта обучения детей основам народного пения позволил выявить постепенное усложнение певческого материала, учитывающего возрастные особенности детей данного возраста, и использовать традиционную последовательность действий в обучении, обеспечивающую эффективное освоение музыкального фольклора (колядки, заклички, игровые припевки, потешки, прибаутки; величальные, плясовые, хороводные; духовные стихи, былины, исторические песни).

В ходе формирующего этапа эксперимента, целью которого являлась проверка эффективности эстетического воспитания детей средствами традиционной русской культуры, ориентированного на формирование эстетического отношения к окружающей действительности, развитие художественно-творческих способностей, ценностного отношения к материальной и духовной культуре русского народа, воспитание гражданского самосознания, приняли участие учреждения дополнительного образования г. Томска и Томской области (школа искусств с. Новокусково, Асиновского района Томской области; школа искусств г. Асино; школа искусств с. Первомайского; МОУ ДОД «Центр сибирского фольклора», г. Томск, всего около 300 детей младшего школьного возраста). Дети из экспериментальных групп получали дополнительную информацию по декоративно-прикладному творчеству, истории русского народного костюма, о праздниках и обрядах русского народа, обучались различным жанрам музыкального фольклора. Помимо этого, в ходе занятий они имели возможность закрепить полученные знания, умения и навыки, вырабатывающиеся в процессе учебной и художественно-творческой деятельности через проектную деятельность. Сам процесс обучения и воспитания осуществлялся в игровой эмоционально привлекательной для детей форме.

Эффективность экспериментируемой методики определяли по качеству приобретаемых знаний, умений и навыков учащимися и их отношением к изучаемым предметам, дисциплинам и динамикой изменения указанных показателей в экспериментальных и контрольных группах. Для определения уровня эстетической воспитанности составлялись дидактические задания с учетом элементов знаний по каждой изучаемой теме. Для изучения влияния предложенной методики на развитие эстетического отношения к окружающей действительности был использован комплекс методик: анкетирование; устный опрос; методики, направленные на выявление развития мотивации, мышления, творческих способностей.

Критериально-уровневая шкала для оценивания уровня сформированное™ эстетической воспитанности включала следующие критерии: 1) самостоятельные творческие личностные действия — эстетические знания, эстетические суждения; 2) гуманный характер действий — умение использовать полученные знания в практической деятельности; 3) открытость, общительность, манеры, внешний облик, тип поведения, сообразованные с эстетическим вкусом (по Ю. Б. Бореву) [3, с. 480].

Для оценки уровня сформированности эстетической воспитанности (эстетического отношения к окружающей действительности) у детей младшего школьного возраста были приняты достаточный и недостаточный уровни. При этом мы исходили из установки, что в младшем школьном возрасте у детей только формируются основы эстетической воспитанности, и ее компоненты могут либо достичь (достаточный уровень), либо не достичь (недостаточный уровень) определенного уровня развития.

Контрольный этап опытно-экспериментальной работы помог определить количественные и качественные показатели эффективности реализации выявленных педагогических условий эстетического воспитания детей средствами традиционной русской культуры.

Сравнительный анализ показал, что уровень эстетической воспитанности до начала эксперимента в контрольных и экспериментальных группах находился почти на одном уровне, а после внедрения выявленных педагогических условий в экспериментальной группе стал на 47,35 % выше (таблица).

Проведенный эксперимент подтвердил, что эстетическое воспитание детей младшего школьного возраста средствами традиционной русской культуры в учреждениях дополнительного образования детей значительно обогащает образовательное пространство воспитанников, формирует эстетическое отношение к окружающей действительности, развивает интерес к русской культуре и истории, способствует совершенствованию межнациональных отношений.

Таким образом, можно считать доказанным, что наполнение содержания средствами традиционной русской культуры, преемственность современных и исторически сложившихся ценностей воспитания, применение элементов проектной деятельности повышают эффективность воспитания у детей младшего школьного возраста эстетического отношения к окружающей действительности и формируют ценностное отношение к духовной и материальной культуре русского народа, гражданское самосознание, толерантность в межличностном и межнациональном общении.

Распределение детей по уровням эстетической воспитанности до начала эксперимента и после в контрольных и экспериментальных группах

Группа Кол-во человек Уровни

ЭГ до эксперимента 78 28 35 50 64,1

КГ до эксперимента 82 29 35,3 58 70,7

ЭГ после эксперимента 78 67 84.8 12 15,1

КГ после эксперимента 82 31 37,5 52 62,4

1. Современные концепции эстетического воспитания (Электронный ресурс) / Отв. ред. Н. И. Киященко. М., 1998. Режим доступа: http://www.vusnet.ru.

2. Об образовании. Закон Российской Федерации (1992 г.) // Российская газета. 1996. 23 января. С. 32

3. Борев Ю. Б. Эстетика. 4-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. С. 480.

cyberleninka.ru

Условия, средства, методы экономического воспитания детей дошкольного возраста;

Труд как экономическая категория. Новые подходы к организации и обновлению содержания труда в детском саду

Задача педагога – воспитывать и поддерживать у детей положительно – эмоциональное отношение к хозяйственно – бытовому труду. Для этого тогда надо создавать такие условия, которые обеспечивали бы формирование терпение к грязи, неряшливости, эмоционально – эстетическую чуткость к окружающей обстановке. Задача эта успешно решается, если, включая детей в хозяйственно – бытовой труд, им дают почувствовать, что их труд нужен всем. Включаясь в выполнение хозяйственно – бытовых дел, старшие дошкольники приобретают ряд полезных практических навыков, которые пригодятся им в жизни при обучении в школе.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов

В трудовом воспитании дошкольников большое место занимает хозяйственно-бытовой труд, с соблюдением правил гигиены, поддержанием порядка в групповой комнате, и на участке. Этот труд как никакой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно-бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети активно включаются в различные виды хозяйственно бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.

В процессе экономического воспитания необходимо расширять представления детей о разнообразии природных и капитальных ресурсов и способах их использования; о взаимосвязях людей разных профессий; о способах удовлетворения их потребностей. Необходимо обсуждать с детьми вопрос о том, откуда берутся продукты питания (из природы – лес, море, поле), кто производит товары, люди каких профессий производят товары, какие капитальные ресурсы необходимы для их производства.

Так, например, можно предложить дошкольникам решить задачу «Как появляется новая тетрадь» (опираясь на уже имеющиеся представления детей, расширяя и корректируя их в процессе бесед, ответов но вопросы, дискуссий, просмотра иллюстраций, чтения книг, постепенно выяснить, какие природные, капитальные и человеческие ресурсы нужны для превращения дерева в тетрадь. Очень важно при этом создать ситуацию, в которой дети вспомнили бы о долгом и трудном процессе выращивания леса).

Литература: Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников / Е. А. Курак. – М.: СФЕРА, 2002. – 80 с.

Методы воспитания – это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение детей для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с воспитателем.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Средствами воспитания являются, прежде всего, предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога.

Наиболее распространенным классификатором методов является тот, который подразделяет их по источникам передачи содержания. Это словесные, практические и наглядные методы. Это самая простая и доступная классификация, широко применяемая на практике:

Опыт показывает: многие предпосылки будущей экономической деятельности складываются очень рано, и, если не развивать их своевременно, могут проявиться негативные стороны в поведении детей – небрежность, неряшливость, безразличие к испорченным вещам.

Занятия по экономике можно проводить в различных формах. Это занятия-путешествия, занятия-соревнования, беседы, экскурсии, экономические викторины. Однако, прежде всего, необходимо создать в группе предметно-развивающую среду – то пространство, в котором ребенок живет и развивается. На видном месте, на полке, можно расположить карточки с экономическими понятиями, положить экономическую карту, по которой дети любят путешествовать. Здесь же поставить кукол – гнома Эконома и царицу Экономики. Эти сказочные персонажи помогают детям усвоить новые сложные понятия («потребности», «ресурсы», «товар» и т.д.). На стене можно повесить «экономическое дерево» с необычными листочками: «услуги», «товары», «бартер» и др.

Кроме задач, можно предложить детям много интересных и познавательных заданий: ребусы, головоломки, проблемные ситуации, загадки на темы экономики. При изучении новых тем и при закреплении старых активно необходимо использовать элементы теории решения изобретательских задач: дети определяют различные потребности человека, животных, растений, используя морфологические таблицы, фантастические гипотезы, игры «Хорошо-плохо», «Да-нет», «Верно-неверно».

Особенно любимы детьми «практические занятия». Например, во время экскурсии в разные магазины дети увидели, что у каждого продавца есть свое рабочее место, инструменты и оборудование. Отметили, как оформлены витрины, рассмотрели ассортимент товаров с ценниками, проследили за процессом купли-продажи, а затем, конечно, с разрешения родителей, сделали свои первые покупки. Посещение рынка раскрыло его отличия от магазина, специфику купли-продажи (свободные цены, больше продавцов и покупателей, возможность поторговаться с продавцом). Обсуждая в группе, чем отличается продажа товаров на рынке от продажи товаров в магазине, ребенок познает такие экономические явления, как торг, конкурентность, свободные цены

Очень интересуют ребят и рекламные игры. Они наперебой рекламируют лучшие товары, подчеркивая их привлекательный внешний вид, многофункциональность, преимущества. Даже когда в качестве «объекта» предлагаются бывшие в употреблении, имеющие не очень привлекательный вид игрушки, дети придумали рекламу о том, как по-другому можно их использовать в деле.

Итак, экономическое воспитание имеет ярко выраженный прикладной характер и поэтому приемы и методы его осуществления должно вычленить из общего арсенала педагогических приемов и методов. Они должны носить характер «погружения» и, в большей степени, активный. Это, прежде всего, на каждом шагу побуждение к дискуссии и высказыванию своей позиции по любому затронутому на занятии вопросу, это обязательное подведение итогов воспитателем с оценкой правильности и ошибочности высказываний и поведения детей.

Литература: Дыбина О.В., Сидякина Е.А. Мир экономики глазами ребенка [Текст]: Методический материал/ О.В. Дыбина. — Тольятти, 2000. — 70с.

20. Художественно – эстетическое развитие детей дошкольного возраста: образовательные условия, средства, методы

Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем равных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности — потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определенной доли затрачиваемого самим ребенком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребенка высокие нравственно-эстетические начала.

Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей. Наиболее приоритетными средствами формирования художественно-эстетического воспитания являются:

— ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;

— доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности, максимально обеспечивающие свободу выражения авторского отношения к знаниям об окружающей действительности;

— активная педагогическая деятельность;

Реализация художественно-эстетического воспитания может осуществляться в ходе изучения иностранного и родного языков, в ходе приобщения ребенка к национальной культуре.

Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы.

Первая группа задач направлена на приобщение детей к искусству, на развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание прекрасного. Ведущими методами для решения этих задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

Показкак метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций.Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Здесь нужно указать общий принцип отбора методов — находить такие методы и приемы, которые бы поддерживали у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, украшать), участвовать в художественной деятельности разных видов. Полезны творческие задания.

Формы организации эстетического воспитания в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, развлечений, экскурсии, прогулки и т. д. Среди сложившихся типов занятий, имеющих место в детском саду, особое внимание следует уделить комплексным занятиям, в которых воспитательные задачи реализуются средствами разных видов искусства.

Характерной особенностью комплексных занятий является объединение заданий по определенным темам. При этом ведущим может быть средство художественно-образной выразительности, свойственное разным видам художественной деятельности. Например, «ритм» можно передать и в танце, и в декоративном узоре, и в выразительном исполнении стихотворения.

Итак, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах и имеют свою классификацию.

Литература: Дубровская Е. А., Козлова С. А. эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста. — М.: Гумонит, Владос, 2000 г.

studopedia.su

Смотрите так же:

  • Когда начисляют деньги по уходу за ребенком Когда начисляют деньги по уходу за ребенком Начало отпуска по уходу за ребенком до 1.5 лет отсчитывается с момента окончания отпуска по беременности и родам. В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» получать пособие может один из родителей ребенка, опекун или родственник, фактически […]
  • Можно ли ребенка отдавать в садик в год Еще 8 статей на тему: Детский сад: выбираем правильно Отдавать ли ребенка в детский сад? Первый вопрос, на который нужно себе ответить — а уверены ли вы, что хотите отдать ребенка в детский сад? Может быть, пусть сидит дома с бабушкой или няней? Пусть они за него все делают и не мучают ребенка самостоятельностью. Пусть развлекают, […]
  • Таблица рост и развитие детей Вес и рост вашего ребенка по годам: таблицы соотношения параметров и нормы ВОЗ от 0 до 18 лет По мере развития каждый ребенок растет и набирает вес. Родители, обеспокоенные тем, чтобы малыш рос «правильно», всегда уделяют внимание «нормальным» показателям массы тела и роста, ориентируясь на усредненные данные, приведенные в таблицах […]
  • Лечение коньюктивита у ребенка 2 лет Капли от коньюктивита для детей 2 лет Какие капли использовать при коньюктивите? Лекарственные средства в виде глазных капель благодаря эффективности и простоте в использовании очень часто назначаются пациентам для лечения коньюктивитов. Рассмотрим подробнее, какие капли, при каких коньюктивитах применяются, а также какие препараты […]
  • Задатки в дошкольном возрасте Главная Детский сад Условия развития способностей в дошкольном возрасте Условия развития способностей в дошкольном возрасте Главная задача дошкольного учреждения, педагогов, психолога и родителей - создать благоприятные условия для проявления и развития способностей детей, для их всестороннего гармоничного развития, позаботиться […]
  • Почему ребенок не спит вообще Ребенок плохо спит днём Сон – это важный физиологический процесс, который позволяет обеспечить отдых для организма человека «особенно это актуально для маленького растущего организма», а также самый минимальный уровень его мозговой деятельности. Таким образом, крепкий и здоровый сон – это неотъемлемая составляющая нормального […]
  • Раннее развитие ребенка 4 месяца Отличная новость для уставших мам. Вероятнее всего ваш четырехмесячный малыш будет в бодром и радостном настроении большую часть дня. Младенец уже не так по многу набирает вес. Если в первые 2-3 месяца жизни он мог прибавлять даже по 2 кг в месяц, то к четвертому месяцу темпы прибавок заметно приостанавливаются. Это нормальное явление, […]
  • Колики у месячного ребёнка Колики у 2 месячного ребенка Колики у ребенка. Что делать Колики у ребенка – это не болезнь, не патология, а физиологическое явления, которое встречается у всех новорожденных. Колики – это короткие болевые приступы, которые повторяются друг за другом. Чаще всего колики у ребенка начинаются с возраста двух недель и заканчиваются в […]