В чем особенности речи Ильи Муромца в былинах?

Былины – это удивительная часть фольклора. Сказания о богатырях, о Руси-матушке, о настоящей дружбе и чести порой оказываются гораздо интереснее запутанных легенд и мифов Западной Европы. И все знают имена защитников земли русской: Алёша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец – именно они вспоминаются первыми, когда речь заходит о богатырях. У каждого из троицы свои функции, но вместе они непобедимы, как непобедима и Русь под защитой своих витязей.

Раскрыть образ персонажей полнее позволяют не только их действия, но и слова. И зачастую именно отдельные фразы дают возможность понять героя гораздо лучше. В чём особенности речи Ильи Муромца, старшего из богатырей? Как его характеризуют слова, им же произнесённые? Попробуем узнать.

Для начала нужно разобраться в том, кто же такой Илья Муромец. Как говорится в былинах, он был частично парализован, тридцать лет пролежал на печи, а потом был исцелён проходящими через его родное село Карачарово старцами-каликами. Они же наделили мужчину богатырской силой, рассказали, как правильно вырастить коня, который выдержит любые испытания, и заверили Илью, что смерть в бою ему не грозит.

По совету родителей новоиспечённый витязь отправился в Киев, где стал во главе всех богатырей русских. С тех самых пор Илья Муромец стоял на страже границ Руси и верно служил князю Владимиру, несмотря на все козни последнего.

Любопытен тот факт, что многие исследователи считают былинного богатыря воплощением святого Ильи Печерского, мощи которого покоятся в Киево-Печерской лавре. Во всех легендах он является авторитетом не только среди богатырей, он позволяет себе возражать даже князю (здесь делается акцент на то, что не послушаться Владимира Илья может только из-за противоречия приказа его христианским принципам). Постоянное противостояние богатыря и князя – вот в чём особенности речи Ильи Муромца выделяются особенно ярко. Ни один человек на всей Руси не мог сказать слово против воли Владимира, но старший из витязей не только оспаривает приказы, но и позволяет себе оскорблять Крестителя Руси: в былине об Илье Муромце и Калине-царе он говорит о том, что «для собаки-то, князя Владимира, да не вышел бы я вон из погреба!» В качестве другой особенности речи Ильи Муромца можно отметить постоянное поучение других, но не агрессивное, а, скорее, дружественное: богатырь искренне хочет помочь окружающим. Бесспорно, Илью Муромца можно назвать самым миролюбивым, но вместе с тем и непримиримым защитником земли русской.

В первой части сказаний об Илье Муромце будущий богатырь предстаёт перед читателем больным человеком, который за тридцать лет не смог сделать ни единого шага. Исцеляют его от недуга проходящие старцы-паломники, передающие главному герою силу огромную и дающие напутствия касательно службы князю.

В чём особенности речи Ильи Муромца в этой былине? Он использует повторы для того, чтобы лучше передать свои мысли («сиднем сижу»), а ещё уменьшительно-ласкательные суффиксы («силушка великая») – это особенность всех положительных героев былин. И даже несмотря на то, что по социальному положению он выше старцев, обращается с ними уважительно и горячо благодарит их за исцеление.

Даже по паре реплик, произнесённых богатырём в этом сказании, можно понять, что речь Ильи Муромца в былинах чрезвычайно учтива, он относится с почтением к тем, кто слабее него, и умеет быть благодарным.

Второе известнейшее сказание повествует о сражении Ильи с Соловьём-Разбойником. Начинается былина с уже отмеченной особенности речи Ильи Муромца – учтивости (его диалог с мужиками из Чернигова). Но потом, при ещё косвенной встрече с Соловьём, когда конь, услышав свист злодея, остановился и отказался идти раньше, богатырь использует и брань («травяной мешок», «волчья сыть»), и приказной тон. Ещё можно отметить большое количество повторов (например, при описании своего пути до Киева, богатырь несколько раз произносит предлог «мимо», перечисляя все известные места, через которые ему довелось проехать).

В самом начале былины о сражении с Калин-царём слова богатыря резко расходятся с его первоначальным образом. Речь Ильи Муромца, когда он желает получить в кабаке еды и воды бесплатно, отнюдь не похожа на просьбу, даже с объяснением она больше похожа на приказ. Правда в монологе витязя перед богатырями снова появляется отсылка к его христианскому прототипу: Илья настаивает на том, что они должны защитить не столько князя Владимира от угрозы, сколько постоять за храмы и за веру. Кроме того, в этом сказании он выступает настоящим миротворцем, запрещая своим соратникам убивать захваченного врага. Из дополнительных особенностей можно отметить обилие предлогов и уменьшительно-ласкательные суффиксы (при встрече с другими витязями он подчёркивает так своё доброе отношение).

Итак, в чём особенности речи Ильи Муромца? Он использует большое количество повторов и уменьшительно-ласкательных суффиксов в речи, правда, это характерно для всех былинных героев. Вместе с тем его слова наполнены мудростью и миролюбием. Этот богатырь – один из ярчайших образов русской литературы.

fb.ru

1.3.Проблема развития связной речи дошкольников в теории и практике дошкольного образования.

Учить ребенка рассказывать и пересказывать — это значит формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей дошкольного возраста.

В дошкольном детстве ребенок овладевает, прежде всего, диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в монологе, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделенных по функционально-смысловому типу на описание, повествование, рассуждение.

Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание являются главными задачами речевого воспитания дошкольника. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.

В современной методике развития речи связная речь рассматривается как центральная задача речевого развития детей. Большинство исследований посвящено проблемам развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие связной речи детей — одна из главных задач детского сада. Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ними. Воспитатель должен помнить, что потребность ребенка в том, чтобы ему читали, даже если он уже научился самостоятельно читать, надо удовлетворять.

Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. Также в формировании культуры речи детей пример воспитателей имеет большое значение. Таким образом, в результате усилий, с их помощью ребенок учиться правильно говорить, а значит, он готов к овладению чтением, письмом в школе.

В формировании связной речи отчётливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдаемости. Чтобы хорошо, связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Но связная речь, а не процесс мышления, не размышления, недуманные вслух. Поэтому для достижения связной речи необходимо уметь не только отображать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать для этого языковые средства. Особенности развития мышления во многом определяет особенности детского словаря.

Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А.М. Бородич, Н.Ф.Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П. Коротковой, Н.А.Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г.Шадриной и др. Изучались особенности связной речи детей, методика обучения разным типам текстов с опорой на разные источники высказываний. Авторами определены цели и задачи развития связной речи, методические принципы, созданы системы обучающих занятий различным видам связных высказываний, рассмотрены специфические условия овладения детьми связной речью.

Существует ряд вариативных программ развивающего характера, в которых специально выделены вопросы, посвященные совершенствованию связной речи детей, созданию благоприятной речевой среды, целенаправленному формированию речевых умений. В каждой из программ имеется специальный раздел, посвященный особенностям развития речи детей на всех возрастных этапах. Основополагающим для них является пропедевтический подход к освоению дошкольниками связной монологической речи, определение важного и необходимого условия для ее развития — общения, предполагающего установление педагогом доверительных, партнерских форм сотрудничества, ориентированных на развитие личности ребенка.

1) Программа «Радуга» Авторы: Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И.Гризик и др. Самостоятельная глава «Развитие речи» представлена в разделе «Совершенствование речи детей и приобщение к художественной литературе», а для подготовительной к школе группы — в разделе «Обучение чтению». Для каждого возраста в данной главе приводится описание особенностей речевого развития, определяются его задачи. Представлены примерные конспекты занятий, в приложении указывается список рекомендуемых для прочтения литературных произведений.

В программе формирование речевых умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития личности дошкольника. Такой подход соотносится с фундаментальными положениями Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, согласно которым становление и развитие личности непосредственно связано с овладением ребенком речью, когда внешние события, изменение взаимоотношений с окружающими, осознаваясь, изменяют внутреннее, психическое состояние и тем самым перестраивают сознание, внутреннее отношение к другим людям и к самому себе.

Развитие речи в программе связано с ознакомлением с художественной литературой. Авторы обращают внимание педагогов на закономерности между уровнем сформированности речи и местом литературных произведений в обучении. Эти направления тесно взаимодействуют и дополняют друг друга.

Для развития связной монологической речи в средней группе авторами программы предусматривается подведение дошкольников к пересказу знакомых литературных произведений, сочинению своей концовки к сказкам, построению внутри диалогов монологических высказываний. На данном этапе работа над лексическим разнообразием речи направлена на активизацию речи слов, характеризующих действия людей, мир человеческих отношений, переживаний, обобщений, которые выражаются в названии объекта разными языковыми средствами. Дошкольники овладевают способами словоизменения, конструирования простых распространенных предложений с однородными определениями, обстоятельствами, дополнениями.

2) Программа «Детство». Авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А.Ноткина и др.

Авторы программы, выделяя разные виды рассказов, определяют соответствующие им речевые умения. При пересказе впервые услышанных произведений внимание обращается на последовательное изложение текста по иллюстрациям, словесному выражению отношения к героям и событиям. В старшем дошкольном возрасте авторы программы акцентируют внимание педагогов на специфике работы по обучению составлению описательных и сюжетных рассказов, придумыванию сказок, пересказыванию литературных произведений.

Одним из достоинств программы является то, что, наряду с описанием способов реализации воспитателем приоритетных направлений речевого развития, авторы дают уточнения речевых умений, которыми должны овладеть дети на каждом возрастном этапе.

3) Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования .Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Данная программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.

Авторы Программы основывались на важнейшем дидактическом прин­ципе—развивающем обучении и научном положении Л. С. Выготского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.

Речевое воспитание представлено в образовательной области «Коммуникация», поскольку основная функция речи — общение. Содержание образовательной области „Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи—диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи. Задачи речевого развития имеют специфику, связанную с освоением языка, его словаря, грамматического строя, про­износительной стороны речи, форм диалога и монолога. Специально обозначены задачи развития диалогического общения детей со взрослыми и сверстниками, составляющие также основную часть показателей развития речи. Особо выделены задачи элементарного осознания языковой действительности, которые важны для освоения как устной, так и предпосылок письменной речи.

Начиная с раннего возраста в образовательной области «Коммуникация» идет подразделение на- Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи; Формирование словаря, Звуковая культура речи, Грамматический строй речи, Связная речь.

В образовательной деятельности «Чтение художественной литературы» процесс направлен на обогащение речевой деятельности детей, а так же на обогащение эстетического вкуса и познание окружающего мира через книги.

Связная речь является смысловым развернутым высказыванием, которое обеспечивает общение и взаимопонимание людей. Формирование связной речи, изменение ее функций является следствием усложняющейся деятельности ребенка и зависит от содержания, условий и форм общения ребенка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления, они неразрывно связаны с содержанием, которое ребенок отражает посредством языка.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Таким образом, дети старшего дошкольного возраста способны создать высказывание повествовательного типа в ходе специального обучения на основе использования игрушек, серии сюжетных картинок в ситуациях общения детей друг с другом, педагогом. При этом дети используют в текстах разнообразные виды связей. Совершенствуется синтаксический строй речи дошкольников, они чаще включают разнообразные синтаксические конструкции.

И именно тогда, когда педагог обращается за помощью к детям, предлагает рассказать для сверстников, привлекает их к отбору более красивых, лучших высказываний. Их речь становится связной, интересной для слушателей. Дети стараются подбирать точные, доступные для окружающих слова и фразы, выражающие их замысел, соответствующие содержанию текста. Игровая форма обучения сделала его привлекательным для ребёнка и более результативным. Работа по формированию развёрнутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей обогатила лексическую сторону речи ребёнка, уточнила применение грамматических категорий и форм, распространила бытовую фразу.

Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М.: изд. центр «Академия», 2000. – 400с.

Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М.: изд. центр «Академия», 1999. – 158с.

Ахутина Т.В. Проблема строения индивидуального лексикона человека в свете идей Л.С. Выготского // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 4. С. 44 — 50.

Ахутина Т В. Единицы речевого общения, внутренняя речь и порождение речевого высказывания / Психолингвистические исследования речевого мышления,- М.:Наука,1985.-с.99-116.

Ахутина Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989.

Баринова Е.А. Лингвистические основы методики развития связной речи // Развитие речи учащихся : Уч. Зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена. – Л., 1971. – С- 453.

Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981. — 256 с.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

Генденштейн Л., Мадышева Е., Павлова Л. — Про зайку. Развитие речи. 1-3 года.- М: Карапуз-Дидактика., 2006.-С.64.

Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание — 2005. — N 1. — с. 18-23.

Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.,; под.ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, М.Л.Гурович, Изд: 3-е, переработанное.-244с. СПБ.: Детство- Пресс.-2004.

Дьяченко О.М. Формирование действий пространственного моделирования в процессе ознакомления дошкольников с детской художественной литературой// Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/под.ред Л.А.Венгера .-М.,1980.

Ельцова О.М. Методика обучения детей пересказу//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения-2009.- №1

Запорожец A.B. Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей ( на материале глухонемых детей ) / Хрестоматия по возрастной ипедагогической психологии // Под ред. И.И. Ильясова и В.Я. Ляудис,-:Изд-во Моск.ун-та, 1980.-с.228-244.

Зимняя И.А. Лингопсихология речевой деятельности. М., 2001.

Изаренков Д.И. Обучение диалогической речи. -М.: Русский язык,1986,-160с.

Карпова С.Н., Степанова М.А. особенности связной речи дошкольников при общении со взрослыми и сверстниками// Вестник МГУ/Серия «Психология».-1984.-№4.

Короткова Э.П. обучение рассказыванию в детском саду.-М.,- 1982.- 128 с.

Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 2002.

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2004.

Лурия А.Р. Язык и сознание. // Под ред. Е.Д. Хомской. — М., 2001.

Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] / М.Р.Львов.– М.: Просвещение,- 2000.

Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. — 2005. — N 9. — с. 49-55.

Макарова, В.Н. Формирование готовности студентов к работе по развитию речи детей дошкольного возраста [Текст] / В.Н.Макарова– М.: 1996.-234с.

От рождения до школы Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. — 304 с.

Радуга : программа воспитания, образования и Р15 развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. са­да / [Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — М. : Про­свещение, 2010. — 111 с.

Рубинштейн С.Л. основы общей психологии. – М., 1989.-С.468.

Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина.— 2-е изд., испр. — М.: Просвещение, 1979. — 223 с.

Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1986.

Тихеева, Е. И. Развитие речи ребенка [Текст] / Е.И. Тихеева.- М.: Просвещение, 1972. — 120 с.

Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.-М.: Владос, 2004.- 288с.

Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2004. – №11. – с. 8–12.

Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. / под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 1981.-234с.

Эльконин Д. Б. « Развитие речи в дошкольном возрасте». « Избранные психологические труды» . – М., 1989.

Якубинский Л.П. Избранные работы: Язык и его функционирование. — М., 1986. — С. 17-58

studfiles.net

В чём особенности речи дошкольников

Овладение родным языком является значимым приобретением ребенка в дошкольном детстве, перестраивающим психику малыша, позволяющим ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Своевременное и правильное освоение речи — это одно из важных условий полноценного психического развития: дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими, могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре и т.д. И наоборот, невнятная речь затрудняет взаимоотношения ребенка с окружающими, нередко накладывая тяжёлый отпечаток на его характер: дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, становятся молчаливыми, замкнутыми, застенчивыми, раздражительными.

Речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Усвоение дошкольниками родного языка происходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для педагога знание закономерностей усвоения речи — это знание того, что именно надо совершенствовать в организме ребёнка, чтобы он оказался способным к усвоению языка как универсального кода окружающей действительности, то есть стал бы человеком мыслящим и, следовательно, восприимчивым к воспитательным воздействиям в данной области.

Развитие речи, как сложной функции, зависит от многих моментов, в том числе от уровня развития умственных способностей, психического и соматического здоровья, слуха и зрения, психической активности; потребности в речевом общении; наличия полноценного речевого окружения и т.д. Так, способность к восприятию родной речи зависит от натренированности мускулатуры органов речи ребёнка. Родная речь усваивается, если малыш приобретает способность артикулировать фонемы и моделировать просодемы, а также вычленять их на слух из комплексов звуков. Для овладения речью у дошкольника должны быть отработаны движения речевого аппарата (а затем при усвоении письменной речи — глаз и рук), необходимые для произнесения каждой фонемы данного языка и их позиционных вариантов и каждой просодемы (модуляции силы голоса, высоты тона, темпа, ритма, тембра речи), движения эти должны быть скоординированы со слухом. Решающее значение имеют хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать. Чтобы ребёнок мог правильно воспроизвести услышанное, должен четко действовать его речевой аппарат: периферический и центральный отдел (мозг). Важную роль играют особенности психики дошкольника: способность чётко воспринимать слова и звуки, запоминать их и точно воспроизводить, а также характер их деятельности и общения.

Развитие речи дошкольников идет в нескольких направлениях: совершенствуется её практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Определяя критерии базового уровня речевого развития, которого ребенок должен достичь в дошкольном детстве, следует выделить:

  • владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении собственных мыслей и составлении любого типа высказывания;
  • умение вступать в контакт и вести диалог со взрослыми и сверстниками: слушать, спрашивать, отвечать, возражать, объяснять;
  • знание норм и правил речевого этикета, умение пользоваться ими сообразно ситуации;
  • элементарные умения чтения и письма.

Речевое развитие старших дошкольников — один из главных компонентов готовности к школьному обучению. Практика показывает, что дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей; ученики с богатым словарем активнее в умственной работе на уроках, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, лучше решают арифметические задачи и т.д.

Говоря об особенностях развития речи старших дошкольников, следует отметить, что на данном возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Фразы становятся развернутыми; произношение — чище, высказывания — точнее. Ребенок не только вычленяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было ясно и понятно, что он им хочет сказать. Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ре­бенка появляется и более критическое отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать к ним свое эмоциональное отношение.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов. Дошкольный возраст — период быстрого обогащения словаря, которое осуществляется не только за счет ознакомления с новыми предметами, их свойствами и качествами, новыми словами, обозначающими действия, но и за счет названий отдельных частей, деталей предметов, за счет использования новых суффиксов, приставок, которые дети начинают широко употреблять. Все чаще в речи ребенка появляются обобщающие существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. Многие слова из пассивного запаса слов переходят в активный словарь.

Увеличение словарного запаса находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. Обычно к 5 годам количество слов доходит до 2000-2500, а в 6-7 лет до 3500-4000 слов. Особенно быстро увеличивается число существительных и глаголов, медленнее растет число используемых прилагательных. Это объясняется, во-первых, условиями воспитания (взрослые мало внимания обращают на знакомство детей с признаками и качествами предметов), во-вторых, характером имени прилагательного как наиболее абстрактной части речи.

На седьмом году жизни в количественном и качественном отношении словарь ребенка достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную для понимания в его возрасте. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. В активном словаре ребенка все чаще встречается дифференцируемый подход к обозначению предметов (машина легковая и грузовая, а не просто машина; одежда, обувь зимняя и летняя). Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом некоторые действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда, и качество их работы, использует эти слова в своей игре. Чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноухий заяц), пользоваться эпитетами, понимать метафоры ( небо хмурилось) . Тонко дифференцирует обобщающие существительные, например не только употребляет слово « животное», но и может ука­зать на то, что собака, кошка, корова — домашние животные, а волк, лиса, медведь — это дикие звери.

Расширяется многозначность употребления слов (свежий хлеб , свежий воздух), ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые бы более точно отражали качество, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно, подобрать слова при сравнении предметов или явлений, метко подмечая в них сходство и различие (медленно как черепаха ), все чаще и чаще пользуется сложными предложениями, включает причастные и деепричастные обороты. Плавность, точность речи при свободном высказывании является одним из показателей словарного запаса ребенка и умения правильно пользоваться им.

Словарь дошкольников активно обогащается за счёт слов, придуманных ими. Словотворчество составляет важнейшую особенность детской речи. При этом новые, придуманные слова построены по законам языка на основе подражания тем формам, которые дети слышат от окружающих взрослых. Словотворчество является показателем освоения морфологических элементов языка, с которыми связано количественное накопление слов и развитие их значений.

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребёнка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. К старшему дошкольному возрасту дети овладевают лексикой и другими компонентами языка настолько, что усваиваемый язык действительно становится родным. Здесь должно заканчиваться, в основном, формирование ядра словаря. Вместе с тем семантическое и, частично, грамматическое развитие остаются ещё далеко не завершенными (А. В. Захарова). Уточнение смыслового содержания слов к 6-7 годам только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире, с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом.

Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребёнка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе. Формирование грамматического строя речи предполагает формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложении). Без овладения грамматикой невозможно речевое общение.

На шестом году ребенок овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки. Освоение грамматического строя представляет для детей большую сложность, поскольку грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлечённостью. К тому же грамматический строй русского языка отличается наличием большого числа непродуктивных форм и исключений из грамматических норм и правил. Закономерности усвоения грамматической стороны речи раскрыты известным лингвистом А. Н. Гвоздевым. Усвоение грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием знания. Время и последовательность усвоения отдельных категорий зависят от характера их назначений. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, то есть то, что не ясно по значению. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается с морфологической структурой существительных. В отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов — овладение основами, в отношении прилагательных словообразование (сравнительная степень). [39]

В усвоении грамматического строя определяется следующая последовательность: сначала усваивается всё наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имён существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам). Всё единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребёнка. Постепенно путём подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком слова усваиваются уже в школьном возрасте.

Грамматическая правильность речи ребенка во многом зависит от того, как часто взрослые обращают внимание на ошибки своих детей, исправляют их, давая правильный образец.

Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.

Данные об овладении синтаксической стороной речи имеются в работах Н. А. Рыбникова, А. Н. Гвоздева, А. М. Леушиной, В. И. Ядэшко. В раннем возрасте появляются «слова-предложения», обозначающие действующих лиц, предметы, действия (дай, папа, на). Слово дополняется мимикой, жестами, действиями и представляет по существу целую законченную фразу. Постепенно слова синтезируются в словарные цепи, образуя предложения. Наивысшей точки употребления простых распространенных предложений ребёнок достигает в пять с половиной лет. Содержание и форма сложноподчиненных предложений усложняются на пятом году жизни: используются придаточные предложения времени, причины, места.

Старшие дошкольники умеют противопоставлять однородные члены предложения, пользуются противительными союзами. Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении. Овладение способами словообразования — одна из сторон речевого развития детей. Дети пользуются в основном морфологическим способом словообразования, в основе которого лежит сочетание различных по значению морфем. Для образования слов ребёнок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов, и смысл значимых частей слова. В психологической и психолингвистической литературе словообразование сравнивается с детским словотворчеством, которое свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. К концу дошкольного возраста детское словообразование сближается с нормативным, в связи с чем снижается интенсивность словотворчества.

В старшем дошкольном возрасте происходит завершение освоения системы родного языка. К шести годам дети усваивают основные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и падеже.

У детей встречаются ошибки в чередовании согласных, в употреблении существительных во множественном числе в родительном падеже, трудности в образовании повелительного наклонения глаголов. Трудности для ребёнка представляют сочетание существительных с числительными, местоимениями, употребление причастий, глаголов хотеть, звонить. Усвоение грамматики продолжается развитием элементов логического, отвлеченного мышления, формированием языковых обобщений.

Сформированность звуковой культуры речи является важным критерием оценки речевой готовности детей к школе.

Звуковая культура речи — понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность её и четкую дикцию. Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребёнка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Речь с дефектами произношения, как отмечалось выше, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Дети с дефектами произношения не могут определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на данный звук. Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребёнка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

В педагогической и психологической литературе процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А. Н. Гвоздева, В. И. Бельтюкова, Д. Б. Эльконина, М. Е. Хватцева, Е. И. Радиной, М. М. Алексеевой, А. И. Максакова.

В дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной русского языка. К ним можно отнести высокую пластичность нервной системы, повышенную подражательность, особую восприимчивость к звуковой стороне языка, соответствующее развитие коры головного мозга в целом, фонематического восприятия речи и речедвигательного аппарата. На шестом году жизни мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки родного языка. Несовершенства произношения в старшем дошкольном возрасте нетипичны: при правильной постановке работы дети к этому времени способны овладеть произношением всех звуков. Однако у некоторых детей в этом возрасте ещё окончательно не сформированы трудные в артикуляционном отношении звуки (шипящие звуки, а также [ л ] , [ р ] ) . Процесс становления этих звуков даже при условии целенаправленного систематического обучения идёт медленнее, так как навык неправильного произношения становится более прочным. Произношение шестилетних детей мало чем отличается от речи взрослых, затруднения отмечаются лишь в тех случаях, когда в речи встречаются трудные для произношения новые слова или слова, насыщенные сочетаниями звуков, которые, произнося, дети еще недостаточно четко дифференцируют. К семи годам при условии систематической работы над звукопроизношением дети и с этим вполне хорошо справляются.

Особое место в формировании речевой готовности детей старшего дошкольного возраста к школе занимает развитие связной речи. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Основная функция связной речи — коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе. В лингвистической и психологической литературе диалогическая и монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе, а также мотивами. Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически вплетается в диалогическую, а монолог может приобрести диалогические свойства.

Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является уяснение понятия «разговорная речь». Дошкольники овладевают, прежде всего, разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному стилю.

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребёнка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель и как средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи, и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребёнком отдельных слов и синтаксических конструкции. Связная речь вбирает в себя все достижения дошкольника в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного воспитания детей. Малыш учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить. Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. [14]

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Исследования А. М. Леушиной показывают, что основная линия развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребёнок переходит к речи контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменение образа жизни, усложнение познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление новых видов деятельности требуют развернутой речи, а прежние средства ситуативной речи не обеспечивают полноты и ясности высказывания. Возникает речь контекстная (к пяти годам). Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства родного языка.

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и просто отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности. Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы; они затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.

Большую роль в развитии речи детей, в повышении её выразительности и культуры играет работа над изобразительными средствами языка. Образные средства оживляют речь, делают её меткой, эмоциональной, гибкой. На развитие речи старшего дошкольника, овладение им выразительными возможностями родного языка большое влияние оказывает художественная литература, такой анализ литературных произведений, когда внимание ребёнка обращается не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения. Восприятие литературного произведения только тогда будет полноценным, когда ребёнок будет к нему подготовлен. У детей появляется избирательное отношение к литературным произведениям, появляется литературный вкус. Старшие дошкольники начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героев, но и мотивы поступков, чувства. Они способны иногда улавливать контекст. Формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма). В возрасте 6-7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Художественное творчество является средством формирования эстетического отношения к литературным произведениям. Исследования показали, что художественное творчество можно и нужно развивать в дошкольном возрасте. Оно является действенным средством освоения детьми окружающей действительности. Творческая деятельность способствует развитию художественных способностей детей, выявлению их запросов и интересов. Одним из важных видов художественной деятельности детей является словесное творчество — продуктивная деятельность детей, возникшая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающаяся в создании устных сочинений — сказок, рассказов, стихов. Словесное творчество формируется на основе полноценного восприятия литературных произведений, само же восприятие развивается в творческой деятельности. Способности и умения, которые лежат в основе эстетического восприятия литературных произведений, могут быть использованы в самостоятельной деятельности — словесном творчестве только тогда, когда у ребёнка полноценно развит поэтический слух.

Под поэтическим слухом подразумевается способность не только улавливать, чувствовать выразительные средства выразительной речи, но и в какой-то мере осознавать их. Поэтический слух помогает развивать у детей способность к различению жанров, понимание их особенностей, умение чувствовать компоненты художественной формы и осознавать их функциональную связь с содержанием литературных произведений.

Поэтический слух имеется у каждого ребёнка, но чаще всего он находится в пассивном состоянии, то есть проявляется в «созерцании» художественного произведения. Необходимо руководство взрослых, чтобы научить детей использовать полученные знания и умения при создании собственных сочинений. Своё полное выражение поэтический слух находит в словесном творчестве детей. Само по себе развитие поэтического слуха не приводит к возникновению творческой деятельности. Только при специальной работе, направленной на развитие и активизацию поэтического слуха, на создание условий, способствующих творческим проявлениям детей, может развиваться словесное творчество. Таким образом, возможно довести до высокого уровня развития поэтический слух каждого ребёнка и при целенаправленной работе у большинства пробудить стремление к словесному творчеству. А это имеет большое значение для будущего обучения в школе.

Осознание языковой действительности не является замкнутым в себе, чисто теоретическим (на элементарном уровне) отношением к функционирующим в речи языковым элементам и связям, отношением, изолированным от построения речевого высказывания, от речевых действий. На основе осознания языковых явлений речевые навыки и умения переводятся «из автоматического плана в план произвольный, намеренный и сознательный». Это обеспечивает большую эффективность речевого общения и дальнейшего овладения языком, речевого развития, в частности развития связной речи, формирования интереса к художественной речи и умений использовать в рассказывании языковые средства художественной выразительности. Развитие у ребёнка осознания языковой действительности, элементов языка в известной мере происходит и стихийно. Специальное формирование осознания языковых явлений начинает осуществляться при обучении старших дошкольников (как и первоклассников) членению предложения на слова и звуковому анализу слова.

Звуковой анализ слова и членение предложения на слова должны выступать, прежде всего, как средства выявления основного средства речи — линейности. Элементы языка, не имеющие временной отнесенности, функционируют, проявляются в линейно построенных высказываниях, в речевой цепи. Языком ребёнок владеет. Для того чтобы он мог думать о языке, преодолевая линейность, нужно чтобы линейность стала для него «данностью». Следовательно, обучение звуковому анализу и членение высказывания на слова должно обеспечивать, прежде всего, вычленение, осознание, как линейности звуковой формы слова, так и линейности высказывания. Слово для ребёнка выступает как носитель значения, смысла. Материальность и дискретность слова как бы затеняются непосредственно переживаемым смыслом. По отношению к членению высказывания это хорошо показано в исследованиях С. Н. Карповой. Одной из главных задач на начальных этапах обучения детей звуковому анализу является задача «развести звуковую и смысловую стороны слова (исследования Д. Б. Эльконина, Л. Е. Журовой, а также Ф. А. Сохина, Г. П. Беляковой и др.). Существенным звеном здесь является демонстрация детям длинных и коротких слов, произносимых педагогом. Этот приём направляет внимание детей на собственно физическую характеристику слова, на развертывание слова во времени, на его процессуальность. Вместе с тем на этой основе в дальнейшем строится выявление линейности. Работу над вычленением линейности звуковой формы слова важно сочетать с аналогичной работой в отношении строения высказывания. Членение высказывания на слова, естественно, зависит от того, что ребёнок понимает под «словом». И здесь нужно подчеркнуть различие усвоения значения слова «слово» и формирования понятия «слово».

В решении вопроса о формировании первоначальных представлений о слове, предложении и т. п. необходимо учитывать разграничение значения слова и понятия. По отношению к дошкольникам речь идет о формировании у них значения слова «слово», т. е. о формировании минимума признаков, по которым ребёнок должен отличить слово от не слова. Значение множества других слов дошкольник усваивает именно так. В упрощенной форме различие усвоения значения слова и усвоения понятия, выражаемого этим словом, можно пояснить следующим образом. Ребёнок усваивает значение слова «соль», ориентируясь на минимум признаков, позволяющих отличить соль от сахара. Усвоение понятия «соль» требует понимания химического строения этого вещества.

Развитие у дошкольников осознания речи является существенным для того, чтобы раскрыть на элементарном уровне перед ними строение речи, её форму: звуковой состав слова, словесный состав предложения, морфологическую и словообразовательную структуру слова. Вместе с тем оно способствует ознакомлению детей со смысловой стороной речи. Так, работа над семантикой слова включает использование антонимических и синонимических сопоставлений, которые собственно смысловые отношения между словами, а также развивают у детей понимание того, что мысль может быть выражена разными словами.

К концу дошкольного возраста при определённых условиях воспитания ребёнок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать её строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой. Осознание дошкольниками речи, формирование представлений о слове, усвоение его семантики, вычленение языковых средств выразительности и образности речи способствуют усвоению родного языка и тем самым решают проблему подготовки ребёнка к школе в плане его речевого развития. К моменту поступления в школу у детей должно быть сформировано отношение к речи как языковой действительности, элементарное осознание строения речи, частности осознания её словесного состава, первоначальное представление о слове как языковой единице. Это имеет важное значение и для подготовки обучению грамоте, и для изучения родного языка в начальной школе.

Таким образом, ссылаясь на исследования известных психологов и педагогов (Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский, О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др.), можно выделить следующие особенности развития речи старших дошкольников.

Звуковая культура речи . Дети способны чётко произносить трудные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении.

Отчетливая речь становиться нормой для пятилетнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним.

Совершенствуется слуховое восприятие и развивается фонематический слух. Дети могут различать определённые группы звуков, выделять из группы слов, фраз слова, в которых есть заданные звуки.

Свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно. Кроме того, дети в этом возрасте уже легко владеют повествовательной, вопросительной и восклицательной интонациями.

Способны регулировать громкость голоса в различных жизненных ситуациях: громко отвечать на занятиях, тихо разговаривать в общественных местах, дружеских беседах и т.д. Умеют пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно при соответствующих обстоятельствах.

Хорошо развито речевое дыхание: дети могут протяжно произносить не только гласные звуки, но и некоторые согласные (сонорные, шипящие, свистящие).

Могут сравнивать речь сверстников и свою с речью взрослых, обнаруживать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов, неточное употребление ударений в словах.

Грамматический строй речи . Речь детей пяти лет насыщается словами, обозначающими все части речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.

В старшем дошкольном возрасте дети совершают первые попытки произвольного использования грамматических средств и анализа грамматических фактов.

Начинают овладевать и синтаксической стороной речи. Взрослый как бы ведет за собой ребёнка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов.

Умеют самостоятельно образовывать слова, подбирая нужный суффикс.

Появляется критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Лексическая сторона речи . К пяти годам приём сравнения и сопоставления сходных и различных предметов (по форме, цвету, величине) прочно входит в жизнь детей и помогает им обобщать признаки, выделять из них существенные. Дети свободно пользуются обобщающими словами, группируют предметы в категории по родовому признаку.

Развивается смысловая сторона речи: появляются обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, происходит выбор точных, подходящих выражений, употребление слов в разных значениях, использование прилагательных, антонимов.

Связная речь (является показателем речевого развития ребёнка). Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.

Способны выстроить рассказ по серии картин, изложив завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить события, предшествующие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за её пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.

Способны не только увидеть в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние погоды и т.п.

Могут дать описание игрушки, составить сюжетный рассказ об одной или нескольких игрушках, показать рассказ-инсценировку, используя набор игрушек.

В диалогической речи пользуются, в зависимости от контекста, краткой или развёрнутой формой высказывания.

Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

Все эти речевые умения дают возможность ребенку при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

В дошкольном детстве, естественно, не заканчивается для ребенка процесс овладения речью. Да и речь его в целом, конечно, не всегда бывает интересной, содержательной, грамматически пра­вильно оформленной. Обогащение словаря, развитие грамматически правильной речи, совершенствование умения при помощи речи выражать свои мысли, интересно и выразительно передавать содержание художественного произведения будет продолжаться в школьные годы, на протяжении всей жизни

sites.google.com

Смотрите так же:

  • Упражнение метод воспитания § 1. Понятие метода, приема воспитания. Классификация методов воспитания Метод воспитания - это способ достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике данную формулировку можно уточнить следующей: Методы воспитания - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у […]
  • Кружковая работа с детьми дошкольного возраста Кружковая работа. "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста". В начале XXI века во многих странах мира ранние образование и развитие детей стали важной частью государственной образовательной политики. В России дошкольное образование совсем недавно получило статус самостоятельного уровня […]
  • Метод социального воспитания это Метод социального воспитания это 54. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти […]
  • Актуальность нравственного воспитания у дошкольников Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников Слушатель ФПК и ПП Осьмушкина Ольга Александровна К. п. н, доц. Космачева Н.В. Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников .1 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников .2 Задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников .3 […]
  • Насморк у ребенка можно ли купать Можно ли мыть голову ребенку при насморке Купание ребенка при насморке: можно или нельзя? Насморк, как симптом ОРЗ или ОРВИ, – одна из самых банальных хворей, одолевающих взрослых около двух раз в год, а детей, как правило, намного чаще – ввиду особенностей незрелой дыхательной системы. Вопрос, можно ли купать ребенка при насморке, […]
  • Мультики для развития детей от года Развивающие мультики для детей от 1 до 3 лет смотреть онлайн - Сайт для детей и о детях Диего вперед развивающий мультфильм, который очень похож на Дашу Следопыта. Диего понравится Вам и Вашему малышу потому, что его сюжет основан на доброте и любви к животным. Этот интерактивный мультик не даст ребенку заскучать, он будет активно […]
  • Кризис младшего школьного возраста Психологические особенности детей младшего школьного возраста С приходом в школу меняется образ жизни детей, их обязанности и задачи. Меняется и их психология. Происходит переход от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Меняется система личностных взаимоотношений: если раньше дети просто […]
  • Развитие памяти у ребенка 4 лет Выпуск 7. Как развить память у ребёнка — игры и упражнения на внимание Авторская колонка Наталии Рой о раннем развитии «Умнички». Память — загадочная и не до конца изученная функция головного мозга. Дети, обладающие хорошей памятью, быстро и легко запоминают материал. Учёба даётся им легко, успех окрыляет, школа не кажется тяжкой […]