Основными видами/формами деятельности, которые обеспечивают существование человека и формирование его как личности являются: труд, обучение и игра.

Обучение― специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс субъект-субъектного взаимодействия педагогов и обучающихся (воспитанников), направленный на освоение знаний, умений и навыков, развития психических процессов и способностей.

а) образованность, главный критерий которой ― системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений;

б) формирование научно-методической основы для адаптации социальной, связанной спроцессами изменения, развития, совершенствования сложившейся системы знаний и отношений в течение всей жизни и предполагающей бесконечное, непрерывное овладение новыми знаниями, умениями и навыками в связи с изменяющимися условиям жизни.

Учебная деятельность включает в себя:

― восприятие и осмысление учебного и дополнительного материала;

― сознательную творческую переработку получаемой информации с целью формирования сверхтекста;

― ясное выражение (проговаривание) полученных знаний;

― применение теоретических знаний в системе образовательных учреждений и при решении жизненных задач.

Игра― форма свободного самовыявления человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либов виде состязания, либов виде представления (исполнения, презентации) каких-либо ситуаций, смыслов, состояний.

Детализируя представленное определение игры, основанное на дихотомии «состязание ― представление», французский ученый Р. Кайюа выделяет четыре типа игры: а) игра головокружения; б) игра подражания; в) игра состязания; г) игра случая. Данная типология может быть трансформирована с помощью последовательного ответа на главный вопрос: «Кто играет?» Тогда соответствующие четыре рода игры символизируют их субъекты: в первом случае это ― «скоморох Божий», во втором ― актер и роль; в третьем ― соперники состязания, в четвертом ― азартный игрок.

Наиболее сложной является игра головокружения, не локализованная сценой, стадионом или кругом рулетки. В ней человек устремлен к преодолению собственной ограниченности и скованности, к динамическому выявлению возможной полноты экзистенции, то есть способа бытия человеческой личности. Подобно музыкальному исполнению партитуры, такая игра есть «исполнение человека, исполняемого бытием». Здесь нет «другого» как замкнутого в себе соперника, и потому к игре не приложима субъективная матрица. Стороны взаимодействия как бы погружаются внутрь самого человека. Между ними нет в буквальном смысле ни соперничества, ни подражания; есть «дрожь» ― в трепете человек выходит из эмпирического равенства самому себе, ощущает духовную амплитуду своего существования. В нем пробуждается и подает голос «человек возможный» ― та бытийная «ипостась», которая в принципе не может быть отделена от человека и передана дублеру наподобие маски. «Человек возможный» (за-данный) не является «ролью», в которую можно «войти». Он не налагается на индивида извне, как личина, но высветляет в нем сокровенный слой бытия, знаменует собой открытость. В «человеке возможном» парадоксально сопрягаются, с одной стороны, предельная открытость, жертвенная незащищенность и незастрахованность какими-либо конвенционными условиями и рамками, а с другой стороны, способность высвобождения из-под гнета обычных форм принуждения: идеологического, экономического, социального.

Противоположностью игры является не серьезность, а насилие. Оно прорывает не просто мир игры, искажая его до неузнаваемости, но и ― что гораздо важнее ― сферу обычной действительности, насаждая свой антимир. Насилие деморализует все вокруг себя.

Мир аутентичной игры исключает любые моменты насилия. В эмпирической действительности, где все обусловлено объективными обстоятельствами, игра является как бы упреждением преображения мира.

Из сказанного вытекает, что:

особенностью игры является направленность ее на сам процесс (а не на результат!), а также двуплановость игры: реальные действия осуществляются при соблюдении определенных правил, имеющих обязательный (хотя и условный) характерпри нарушений ее правил игра сразу же заканчивается» ― в правомерности этого многовекового атрибута игры, как нам представляется, убеждались и вы, поколение начала XXI века…); в) воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности; г) развивает личность (конкретнее ― интеллект, эмоции, нравственность человека).

cyberpedia.su

30. Основными задачами зрелости являются

а) интимно-личностное общение

б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени

в) построение новой системы отношений с окружающими людьми

г) формирование самосознания

д) реализация поставленных жизненных целей

Правильный ответ: Основными задачами зрелости являются: б) четкое осознание своих потребностей, желаний, жизненных целей, конечных по времени; в) построение новой системы отношений с окружающими людьми; д) реализация поставленных жизненных целей

31. Основными задачами старости являются

а) сохранение интегративной структуры личности

б) создание стабильной структуры жизненных отношений

в) реализация личностного самоопределения

г) пересмотр жизненного пути

д) подготовка к окончанию жизненного пути

Правильный ответ: Основными задачами старости являются: а) сохранение интегративной структуры личности; г) пересмотр жизненного пути; д) подготовка к окончанию жизненного пути

32. Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе упражнения — это

б) интеллектуальное поведение

Правильный ответ: Автоматизированный способ поведения, вырабатываемый в процессе упражнения – это: в) навык

33. Психическое развитие учащегося совершается

Правильный ответ: Психическое развитие учащегося совершается: б) скачкообразно

34. Способность к рефлексии и внутренний диалогизм сознания порождаются

а) совместной деятельностью

в) инстинктивными программами поведения

д) в результате интеллектуальных размышлетшй

Правильный ответ: Способность к рефлексии и внутренний диалогизм сознания порождаются а) совместной деятельностью

35. Побуждение к учебной деятельности, связанное

с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется

Правильный ответ: Побуждение к учебной деятельности, связанное с удовлетворением той или иной потребности учащегося, называется г) мотив

36. Учебная направленность учащегося — это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение

а) относительно независимо от конкретных внешних условий

б) в соответствии с окружающей ситуацией

в) под влиянием преподавателей

г) под влиянием учебной группы

д) под влиянием родителей

Правильный ответ: Учебная направленность учащегося — это совокупность устойчивых мотивов учащегося, ориентирующих его поведение а) относительно независимо от конкретных внешних условий

37. Состояние дискомфорта, вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется

а) психологическим барьером

б) когнитивным диссонансом

в) личностным смыслом

Правильный ответ: Состояние дискомфорта, вызванное противоречием в учебной информации, сообщенной учащемуся различными преподавателями, называется б) когнитивным диссонансом

38. Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя

Правильный ответ: Уровень притязаний учащегося выражается в стремлении к достижению учебных целей той степени сложности, на которую он считает себя а) способным

39. Мотивы учебной деятельности учащегося могут быть

в) частично осознаваемыми и неосознаваемыми

д) вытесненными в подсознание

Правильный ответ: Мотивы учебной деятельности учащегося могут быть: а) осознаваемыми; б) неосознаваемыми; в) частично осознаваемыми и неосознаваемыми

40. Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется

а) внешней ситуацией

б) восприятием учащимся внешних условий

г) целью, которую ставит перед собой учащийся

Правильный ответ: Действие, входящее в состав учебной деятельности определяется г) целью, которую ставит перед собой учащийся

41. Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется

а) условиями ситуации

Правильный ответ: Операция, входящая в состав учебной деятельности определяется а) условиями ситуации

42. Переход от умственного плана действия к внешнему называется

Правильный ответ: Переход от умственного плана действия к внешнему называется г) экстериоризацией

43. Основной отличительной характеристикой навыка является его

Правильный ответ: Основной отличительной характеристикой навыка является его д) автоматизированность

44. Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося

Правильный ответ: Специфика учебной деятельности заключается в том, что учебная ситуация воздействует па учащегося б) опосредованно

45. Роли участников учебно-воспитательного процесса регулируются

а) социальными ожиданиями

б) личностными смыслами

в) правилами внутреннего распорядка

Правильный ответ: Роли участников учебно-воспитательного процесса регулируются а) социальными ожиданиями

46. Препятствие во взаимопонимании между преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется

б) смысловым барьером

в) интрапсихической защитой

г) перцептивной защитой

д) когнитивным диссонансом

Правильный ответ: Препятствие во взаимопонимании между преподавателем и учащимся, вызванное несовпадением смыслов высказанной информации, называется б) смысловым барьером

47. Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется

Правильный ответ: Способ понимания преподавателем учащегося через уподобление себя учащемуся называется а) идентификацией

48. Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками, называется

Правильный ответ: Осознание преподавателем того, как он воспринимается своими учениками, называется в) рефлексией

49. Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется

б) каузальной атрибуцией

г) эффектом ореола

Правильный ответ: Причинное объяснение преподавателем поступков учащегося путем приписывания ему чувств, мыслей, мотивов поведения называется б) каузальной атрибуцией

50. Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется

д) эффектом ореола

Правильный ответ: Интерпретация учащимся причин поведения преподавателя путем отнесения этого поведения к социальным образцам называется

51. Группа учащихся, имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется

г) общественной организацией

Правильный ответ: Группа учащихся, имеющая фиксированные права и обязанности, нормативную структуру, назначенное и избранное руководство, называется а) формальной

52. Конформность учащегося проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним

Правильный ответ: Конформность учащегося проявляется в его внешнем согласии с мнением своей учебной группы при внутреннем с ним б) несогласии

Правильный ответ: В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперина) третьим этапом является б) внешнее действие, громкая речь

Правильный ответ: Признаками усвоения учащимися знаний являются: а) осознание фактов, правил, понятий; б) готовность пересказать материал своими словами; в) формулирование правил, понятий; г) готовность приводить примеры для конкретизации выводов, обобщений; д) применение материала на практике

studfiles.net

Основными условиями формирования личности являются

Формирование личности ребенка — это процесс и результат воспитания, социализации и саморазвития. Ключевая роль в личностном формировании, безусловно, принадлежит семье. Ведь непосредственно в семье малыш видит первые вариации поведения для дальнейшего подражания, знакомится с первой реакцией окружения на его действия. Так как вследствие отсутствия социального и личного опыта, кроха не сможет подвергнуть оценке собственное поведение и личностные черты других индивидов.

Сегодня абсолютное большинство психологов и педагогов едино в том, что все качества характера, неважно, плохие или положительные, малыш приобретает в детстве. В раннем детстве совершается закладка трех ключевых групп личностных качеств у маленьких индивидов, а именно мотивационные качества, стилевые и инструментальные. А последовательность их возникновения имеет тесную связь с главными периодами развития.

Формирование и развитие личности ребенка

Социальное понятие, которое объединяет в себе все, что имеется в индивидууме надприродного и исторического, называется личностью. Данное понятие не является врожденной характеристикой субъектов. Личность возникает как следствие культурного развития и социального воздействия. Личностное развитие имеет присущие только ему этапы формирования личности ребенка.

Единая структура личности обусловливается целенаправленностью и активностью при этом, характеризуя устройство мотивационной сферы субъектов.

Формирование личности ребенка содержит два аспекта. Один из них представляет собой постепенное осознание малышом собственного места в реальном мире. Другой – состоит в развитии чувств и волевой сферы. Они координируют мотивы и устойчивость поведения.

Большинство взрослых лиц подменяет понятие «личность» и термин «индивидуальность». Они считают, что если у малыша появились индивидуальные предпочтения в определенной области (например, крохе нравится лишь конкретные музыкальные композиции), то значит он уже полноценно-сформированная личность. Однако такое суждение неверно, так как предпочтения в отдельных областях характеризуют индивидуальность детей, а не свидетельствуют об особенностях личности. В свой черед и коммуникативные способности, черты характера и др. проявления не являются свойствами личности. Индивидуальные черты индивидов, такие как одаренность, темперамент, особенности когнитивной сферы, несомненно, влияют на личностное формирование, но они не являются факторами, всецело определяющими ее структуру.

Как понять, что кроха уже осознает себя личностью? Можно выделить несколько ключевых критериев:

  • малыш полноценно применяет личные местоимения;
  • имеет основополагающие представления о вещах, которые можно назвать «хорошими» или «плохими», вследствие чего он способен отказаться во имя «хорошего» от «плохого» и пожертвовать собственными сиюминутными «хочу» ради общего блага;
  • ребенок владеет навыками самоконтроля;
  • он уже умеет на простейшем уровне поведать о собственной внешности или характере, в состоянии рассказать о собственных переживаниях, мотивах и проблемах.
  • Беря за основу вышеперечисленные критерии, становится очевидным, что маленький индивид начинает ощущать себя личностью не ранее двухлетнего возраста. Обычно психологи выделяют возраст три года, так как он связан с возникновением у детей самосознания. А к пятилетнему возрасту, они уже полностью осознают себя личностью, обладающей специфическими особенностями и «встроенной» в систему взаимоотношений с реальным миром.

    Формирование личности ребенка дошкольного возраста проходит через определенные возрастные кризисы, самым ярким из них считается кризис трехлетнего возраста. Кризис на этом возрастном этапе возникает вследствие определенных личностных достижений и невозможности действовать адекватно ранее освоенным моделям общения с окружением.

    Формирование личности ребенка в семье

    Школа, социум, товарищеская среда, безусловно, накладывают на формирование гармоничной личности ребенка отпечаток, но фундамент, поведенческая модель, манера коммуникативного взаимодействия закладывается семьей. Именно то, что кроха в детстве слышит и замечает, будет для него эталоном поведения. Так как нормы поведения в социуме для него пока не доступны, поэтому эталоном будут для него родители и прочие участники семейных отношений. Собственно их поведенческую модель он и скопирует. Таким манером и проявляется формирование личности ребенка в семье. И чем взрослее становятся малыши, тем больше у них обнаруживается черт характера и особенностей поведения схожих с родительскими.

    Семья играет роль посредника между социумом и крохой. Она необходима для передачи социального опыта ему. Через коммуникативное взаимодействие внутри семьи малыш осваивает нравственные ценности, нормы поведения, господствующие в данном социуме. Семья является самым действенным наставником и ведущим фактором, определяющим формирование гармоничной личности ребенка особенно в его первые годы жизни.

    В каждых отдельно взятых внутрисемейных отношениях вырабатывается своя индивидуально-специфическая система воспитания, фундаментов которой являются те или иные нравственно-ценностные ориентиры, вследствие чего формируется так называемое «семейное кредо».

    Таким образом, согласно современным представлениям, формирование личности ребенка дошкольника и его воспитание до одного года надлежит базировать исключительно на создании идеальных условий для развития физически здорового организма, интеллектуально и эмоционально сформированной личности. На данном этапе какие-либо воздействия ограничительного характера и попытки морализаторства будут неэффективны.

    Только после достижения малышом возраста одного года следует начинать его знакомить с некоторыми социальными установками и морально-этическими представлениями. Однако при этом все же не стоит требовать от них немедленного соблюдения, так как это бесполезно. После двухлетнего возраста можно апеллировать к нормам этики более настойчиво, а в трехлетнем можно настоятельно требовать их соблюдения.

    Особенности формирования личности ребенка в отношениях, где люди связаны семейными узами, заключаются в большом реализме приобретаемого детьми в семье социального опыта. Поскольку ребенок сквозь призму наблюдаемых действий близких родственников выстраивает собственное мировосприятие, у него формируются суждения о ценности явлений и вещей.

    Воспитание и формирование личности ребенка

    Первой культурной средой для детей, включающей их предметно-пространственное, событийное, социальное, информационное окружение является семья.

    Близкие лица в разной степени выраженности создают индивидуальную воспитательную среду (например, обеспечивают полноценное питание, покупают одежду, приобретают раскраски, игрушки, и др.). От того, каким образом организована воспитательная среда, зависят способы воздействия на малыша, их действенность для личностного развития и насколько безболезненно для него будут протекать кризисы и этапы формирования личности ребенка.

    Вопреки распространенному суждению специфические воспитательные меры в семье, устремленные на развитие или коррекционное воздействие некоторых личностных качеств детей, занимают незначительное место. Естественно, в домашнем воспитании существуют определенные требования, запреты, система наказания и поощрительного воздействия. Однако при этом ежедневно случаются различные ситуации с участием родителей, через которые вплетаются меры воспитательного или обучающего характера. Поэтому, чем в более младшем возрастном периоде находится кроха, тем органичнее сочетается обучение и воспитание, присмотр и забота. Домашнее воспитание характеризуется сугубо индивидуальным и персонализированным воздействием, конкретностью, вследствие чего оно благоприятно воздействует на инициирование активности, посредством которой происходит формирование личности ребенка дошкольного возраста.

    Детская активность, реализуясь в видах деятельности, является базисом для выработки социальных и психологических новообразований в его личностной структуре, ведь специфические индивидуальные особенности и качества образуются только в процессах взаимодействия малышей со средой, в их инициативной деятельности.

    Семья выступает основополагающим фактором воспитательного воздействия вследствие того, что является организатором для детей всевозможных видов деятельности. Ведь кроха от рождения не обладает навыками, обеспечивающими его самостоятельную жизнь. Взаимодействие с миром для него организовывают родители и прочие участники семейных отношений. Именно в этом и состоит огромный педагогический смысл. Так как даже малыш, которому повезло появиться на свет в благоприятствующей среде, не в состоянии полноценно развиваться при ограничении или лишении его возможностей активно взаимодействовать с ней.

    Семейным воспитанием называют целенаправленное взаимодействие взрослых участников семейных отношений с младшими, которое основывается на любви, уважении достоинства крохи, а также предполагает психологическую и педагогическую поддержку, защиту малыша и формирование личности ребенка дошкольника с учетом его потенциала и соответственно семейным ценностям и моралью общества.

    Специфичность семейного воздействия воспитательного характера состоит в его возможности выступать одновременно положительным фактором и отрицательным феноменом становления личности. Благоприятное влияние на личность выражается в любви. Так как никто не будет больше любить кроху, чем его близкое окружение. Наряду с этим и большего вреда в воспитании и личностном формировании не может причинить никакой иной социальный институт.

    Ключевыми условиями, обеспечивающими оптимальное семейное воспитания, являются: неподдельная любовь к крохе, последовательность в воспитательном воздействии, единство принципов и требований, адекватность воспитательных воздействий. Соблюдение этих перечисленных требований является залогом внутреннего спокойствия малыша и стабильности его психики.

    Формирование личности ребенка в общении

    Общение можно представить в качестве определенного вида деятельности, направленного на взаимообмен информацией между взаимодействующими индивидами. Оно обладает огромным значением в развитии психики субъектов и становлении рационального, культурного поведения. Посредством коммуникаций с развитыми индивидами в психологическом плане, благодаря широкому диапазону возможностей к научению, ребенок приобретает высшие когнитивные способности. Поэтому непосредственно через деятельное общение с сформированными личностями малыш сам становится личностью.

    Коммуникативное взаимодействие малышей со взрослыми лицами ведет к возможности формирования у них эмоций, отвечающим шаблонным, общепринятым сегодня в конкретном социуме.

    Особенности формирования личности ребенка состоят в том, что приобретенные новообразования его эмоциональной сферы, выработанные вследствие вербального взаимодействия, не остаются в границах исключительно коммуникативной деятельности, но и обогащают в целом личность.

    Общение в онтогенезе представляет собой первичную, преобладающую форму отношения крохи к среде, прежде всего, предполагающей со стороны второго индивида понимание. Первоначально при благоприятных условиях мать выступает второй общающейся стороной. По мере взросления эта форма у детей заменяется формой, которая предполагает наличие взаимопонимания. Другими словами при данной вариации общения малыш уже не просто формулирует собственные желания, но и считается с желаниями окружения, от которого зависит воплощение в реальность его собственных «хочу». Становление личности ребенка школьного возраста проистекает вследствие воздействия:

    • новых отношений с ровесниками (одноклассниками) и взрослыми (педагогическим составом школы);
    • новых форм деятельности (научения) и общения, через которые происходит его включение в систему коллективов (классного и общешкольного).

    Результатом данного этапа формирования становятся формирование элементов социальных чувств и выработка навыков социального поведения (взаимопомощь, ответственность за поступки, товарищество и т.п.).

    Поэтому младший школьный возрастной этап предоставляет значительный потенциал для выработки нравственных личностных качеств. Этому содействуют уступчивость и некоторая доля внушаемости индивидов, их доверчивость, стремление к подражанию, а самое главное – используемый авторитет педагога.

    Общение с детьми становится ведущей деятельностью в пубертатном периоде. В межличностном взаимодействии подростки воссоздают отношения, существующие во «взрослом» мире или противопоставляются им. Через личностное общение у детей–подростков формируются их воззрения на смыслы жизни, взаимоотношения между людьми, собственное будущее.

    psihomed.com

    Курсовая работа: Социальные и психологические условия формирования личности

    Тип: курсовая работа Добавлен 11:19:58 06 июня 2011 Похожие работы

    Просмотров: 4031 Комментариев: 3 Оценило: 1 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

    ГОУ ВПО «Воронежский государственный технический университет»

    Кафедра «Связи с общественностью и педагогика»

    СОЦИАЛЬНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

    Выполнила: студентка гр. СО-081

    Попова Юлия Юрьевна

    Руководитель: проф. Савушкин Л.М.

    1.2. Психологическая структура личности…. 9

    1.3. Личность и ее особенности.……………………..……………. 11

    2. Формирование и развитие личности ……………. ………………………. 14

    2.1. Формирование личности как процесс …………………. …. …….14

    2.2. Условия формирования личности ……………………………….…17

    Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Личность является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль.

    Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесса формирования личности.

    Несмотря на многочисленные понятийные и другие различия, существующие между ними почти все психологические теории личности едины в одном: личностью, утверждается в них, человек не рождается, а становится в процессе своей жизни. Это фактически означает признание того, что личностные качества и свойства человека приобретаются не генетическим путем, а формируются и развиваются.

    Целью данной работы является рассмотрение социальных и психологических условий формирования личности.

    Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

    а) рассмотреть определение понятия личность;

    б) изучить психологическую структуру личности и ее особенности;

    в) дать общую характеристику процессу формирования личности;

    г) изучить социальные и психологические условия формирования личности.

    Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что формирование личности играет очень важную роль в жизнедеятельности людей. Ведь в современном мире повышаются требования к человеку, к свойствам его лич­ности. Изучение же условий формирования личности может помочь человеку в процессе самосовершенствования и самореализации.

    1. ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?

    1.1. Понятие личности

    Изучение личности является одной из наиболее трудных проблем человекознания, что подтверждает существующее многообразие определений личности в различных областях человеческого знания (философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии).

    В психологии имеются разные подходы к пониманию личности.

    Личность может быть описана со стороны своих мотивов и стремлений, составляющих содержание ее «личного мира», то есть уникальной системы личностных смыслов, индивидуально своеобразных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний.

    Личность рассматривается как система черт — относительно устойчивых, внешне проявляемых характеристик индивидуальности, которые запечатлены в суждениях субъекта о самом себе, а также в суждениях других людей о нем.

    Личность описывается и как деятельное «Я» субъекта, как система планов, отношений, направленности, смысловых образований, регулирующих выход ее поведения за пределы исходных планов.

    Личность рассматривается и как субъект персонализации, то есть потребности и способности индивида вызывать изменения в других людях.

    Личностью является человек, у которого есть своя позиция в жизни, к которой он пришел в итоге большой сознательной работы. Такой человек не просто выделяется благодаря тому впечатлению, которое он производит на другого; он сам сознательно выделяет себя из окружающего. Он проявляет самостоятельность мысли, небанальность чувств, какую-то собранность и внутреннюю страстность. Глубина и богатство личности предполагает глубину и богатство ее связей с миром, с другими людьми; разрыв этих связей, самоизоляция опустошают ее. Личностью является лишь человек, который относится определенным образом к окружающему, сознательно устанавливает это свое отношение так, что оно проявляется во всем его существе.

    О человеке как о личности можно говорить, лишь начиная с некоторого этапа его жизнедеятельности. Иными словами, не всякий человеческий индивид со своей индивидуальностью является личностью. С. Л. Рубинштейн так характеризовал различия между этими понятиями: «Человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, неповторимых свойств; человек есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение к окружающему». [15, 145 c.]

    Поэтому личность весьма часто определяют как систему отношений человека к окружающему миру и к самому себе. Отношение человека к окружающему миру выражается в его взглядах, убеждениях, в его мировоззрении, в его отношениях с другими людьми, а самое главное – в его деятельности (трудовой, учебной или иной). Отношение человека к самому себе выражается в его представлении о самом себе, в его самооценке, в его идеалах, в том, каким бы он хотел себя видеть.

    Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. Каждая личность является одновременно человеком, но далеко не каждый человек проявляет себя как личность.

    Личность — это человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. Личность представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных, морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.[20, 278 c.] Диалектическое единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального) и отдельного (индивидуального, неповторимого) составляет личность.

    Личность — это «социальное лицо» человека, плод социализации человека в процессе онтогенеза.[4, 133c.] Процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества, превращает человека в полноценное социальное существо.

    Личность — это психологический облик человека как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нем. Психологический облик складывается из врожденных задатков и опыта, определяющих своеобразие протекания психических процессов и состояний, ставших под влиянием направленности личности не только ее отдельными свойствами, но и общими качествами: характером и способностями.

    Дееспособность, как главнейшая из черт личности, обусловливается тем, что она проявляется и формируется в процессе направленной деятельности личности совместно с окружающими людьми, в постоянном общении с ними.

    Сознание своей роли в обществе определяется участием в общественных делах, оценкой полезности этого участия окружающими и самооценкой результатов своей деятельности.

    Личность — человек как сознательное, разумное существо, обладающее речью и способностью к трудовой деятельности. О личности спящего человека ничего сказать нельзя. Но едва человек начнет действовать, как сразу же начнут проявляться различные свойства и особенности его личности. Чем активнее деятельность человека, тем отчетливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Черт личности очень много. В русском языке более 1,5 тыс. слов, их обозначающих (в грузинском — более 4 тыс). [13, 25c.]

    Личность – это конкретная совокупность характеристик и стремлений, обусловливающих те общие и индивидуальные особенности поведенческих проявлений (мыслей, чувств и действий), которые обладают устойчивостью во времени и могут или же не могут быть объяснены только через анализ социальных и биологических факторов, влияющих на актуальную ситуацию функционирования человека. [17, 45c.]

    Когда человека можно считать личностью?

    Человека можно считать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определенном смысле, а именно если он способен преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен к опосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которым преодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы. Они социальны по своему происхождению и смыслу, то есть, заданы обществом, воспитаны в человеке. Это первый критерий личности.

    Второй необходимый критерий личности – способность к сознательному руководству собственным поведением. Это руководство осуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первого критерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательное соподчинение мотивов. Просто опосредствованное поведение (первый критерий) может иметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже “стихийную нравственность”: человек может не отдавать себе отчета в том, что именно заставило поступить его определенным образом, тем не менее, продействовать вполне нравственно. Итак, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредствованное поведение, подчеркивается именно сознательное опосредствование. Оно предполагает наличие самосознания как особой инстанции личности.

    Итак, личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. [12, 336c.]

    1.2. Психологическая структура личности

    Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р.Мейли, достаточно полно характеризуют личность:

    1. Уверенность в себе – неуверенность.

    2. Интеллектуальность (аналитичность) – ограниченность (отсутствие развитого воображения).

    3. Зрелость ума – непоследовательность, алогичность.

    4. Рассудительность, сдержанность, стойкость – суетность, подверженность влиянию.

    5. Спокойствие (самообладание) – невротичность (нервозность).

    6. Мягкость – черствость, цинизм.

    7. Доброта, терпимость, ненавязчивость – эгоизм, своеволие.

    8. Дружелюбие, покладистость, гибкость – ригидность, тираничность, мстительность.

    9. Добросердечие, мягкость – злобность, черствость.

    10. Реализм – аутизм.

    11. Сила воли – безволие.

    12. Добросовестность, порядочность – недобросовестность, непорядочность.

    13. Последовательность, дисциплина ума – непоследовательность, разбросанность.

    14. Уверенность – неуверенность.

    15. Взрослость – инфантилизм.

    16. Тактичность – бестактность.

    17. Открытость (контактность) – замкнутость (уединенность).

    18. Веселость – грустность.

    19. Очарованность – разочарованность.

    20. Общительность – необщительность.

    21. Активность – пассивность.

    22. Самостоятельность – конформность.

    23. Экспрессивность – сдержанность.

    24. Разнообразие интересов – узость интересов.

    25. Чувствительность – холодность.

    26. Серьезность – ветреность.

    27. Честность – лживость.

    28. Агрессивность – доброта.

    29. Бодрость – веселость.

    30. Оптимизм – пессимизм.

    31. Смелость – трусость.

    32. Щедрость – скупость.

    33. Независимость – зависимость. [10, 168c.]

    К психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:

    ¾ активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

    ¾ принятие себя и других людей такими, какие они есть;

    ¾ непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

    ¾ сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживаниях;

    ¾ обладание чувством юмора;

    ¾ развитые творческие способности;

    ¾ озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

    ¾ способность к глубокому пониманию жизни;

    ¾ установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

    ¾ способность смотреть на жизнь с объективной точки зрения;

    ¾ умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнения других людей, традиции или условности;

    ¾ открытое и честное поведение во всех ситуациях;

    ¾ способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

    ¾ приложение максимума усилий для достижения поставленных целей. [1, 58c.]

    1.3. Личности и ее особенности.

    Личность каждого человека представляет собой очень сложное и зачастую весьма противоречивое сочетание различных черт (качеств, свойств и особенностей). Это своеобразная совокупность различных черт личности обладает следующими важнейшими особенностями:

    1. Личность есть единое целое всех ее различных черт. При этом каждая черта личности неразрывно связана с другими и поэтому она приобретает совершенно разное, порой прямо противоположное, значение в зависимости от сложившегося у этой личности сочетания ее черт.

    · Индивидуальность – совокупность особенностей, отличающих одного человека от другого. Сюда входят как индивидуально неповторимые особенности функционирования организма, так и те, которые относятся к уникальным свойствам личности.

    · Направленность – важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как общественного существа, главные тенденции его поведения.

    · Потребность – испытываемая человеком нужда в определенных условиях жизни и развития.

    · Мотивы – связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности, отвечающие на вопрос: «Ради чего она совершается?». Мотив предполагает знания о тех материальных и идеальных объектах, которые способны удовлетворить потребность, и в тех действиях, которые способны привести к ее удовлетворению.

    · Мотивация — относительно устойчивая и индивидуально неповторимая система мотивов.

    · Темперамент — характеристика индивида со стороны нервно динамических особенностей его психической деятельности.

    · Способности – психические свойства, являющиеся условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

    · Эмоциональность – совокупность качеств, описывающих динамику возникновения, протекания и прекращения эмоциональных состояний; чувствительность к эмоциогенным ситуациям.

    · Активность – мера взаимодействия субъекта с окружающей действительностью; интенсивность, продолжительность и частота выполняемых действий или деятельности любого рода.

    · Саморегуляция – регуляция субъектом своего поведения и деятельности.

    · Побуждения – мотивационный компонент характера.

    · Воля – потребность в преодолении препятствий; сознательная мобилизация личностью своих психических и физических возможностей для преодоления трудностей и препятствий, для совершения целенаправленных действий и поступков.

    · Призвание – качество личности, в структуру которого входят способности к данной деятельности; оно соотносится и со склонностями и с характером.

    · Целеустремленность – направленность характера; объединяет понятие цели и понятие стремления.

    · Стремление – потребность в таких условиях существования и развития, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результат специально организованной деятельности личности. [7, 109c.]

    Следовательно, когда мы говорим о какой-то черте личности (качестве, свойстве), то обычно нельзя сказать, положительна или отрицательна она сама по себе. Чтобы правильно оценить ту или иную черту личности, надо рассматривать её лишь в сочетании, в связи с другими чертами данной личности.

    2. Хотя черты (качества и свойства) личности в процессе жизнедеятельности человека все время как-то меняются, трансформируются, однако они в совокупности образуют целостную структуру личности, обладающую относительным постоянством, по крайней мере, на некотором отрезке жизни. Только поэтому можно говорить об устойчивости личности . Именно эта устойчивость позволяет предвидеть поведение данной личности в той или иной ситуации, при тех или иных обстоятельствах.

    3. Личность всегда активна. Активность личности проявляется в разнообразной и многогранной деятельности. Личность стремится к деятельности и вне деятельности она не может ни развиваться, ни существовать.

    4. Личность может жить, существовать лишь в общении с другими личностями. Вне общения, в изоляции от общества, личность не может развиваться, не может существовать.

    2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОЧТИ.

    2.1. Формирование личности как процесс.

    Процесс формирования личности очень сложен, он имеет свои закономерности. Обратимся к более подробному рассмотрению процесса формирования личности.

    Согласно взгляду современной психологии, личность формируется путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта.

    Опыт, который имеет непосредственное отношение к личности, — это системы представлений о нормах и ценностях жизни человека: о его общей направленности, поведении, отношениях к другим людям, к себе, к обществу в целом и т.д.. Они зафиксированы в очень различных формах – в философских и этических воззрениях, в произведениях литературы и искусства, в сводах законов, в системах общественных наград, поощрений и наказаний, в традициях, общественных мнениях.

    Формирование личности хотя и есть процесс освоения специальной сферы общественного опыта, но процесс совершенно особый. Он отличается от усвоения знаний, умений, способов действий. Ведь здесь речь идет о таком освоении, в результате которого происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование, соподчинение и т.д. А достичь всего этого путем простого усвоения нельзя. Усвоенный мотив в лучшем случае мотив знаемый, но не реально действующий, то есть мотив неистинный. Знать, что нужно делать, к чему следует стремиться, — не значит хотеть делать это, действительно к этому стремиться. Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания. Этот процесс всегда происходит только в реальной жизни человека. Он является всегда эмоционально насыщенным, часто субъективно творческим. [3, 134c.]

    С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится, согласны сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на то, каким законам подчиняется развитие личности, значительно расходятся. Эти расхождения касаются понимания движущих сил развития, в частности значения общества и различных социальных групп для развития личности, закономерностей и этапов развития, наличия, специфики и роли в этом процессе кризисов развития личности, возможностей ускорения процесса развития и других вопросов.

    Если по отношению к развитию познавательных процессов можно было сказать, что детский возраст является решающим в их формировании, то это тем более верно в связи с развитием личности. Почти все основные свойства и личностные качества человека складываются в детстве, за исключением тех, которые приобретаются с накоплением жизненного опыта и не могут появиться раньше того времени, когда человек достигнет определенного возраста.

    В детстве складываются основные мотивационные , инструментальные и стилевые черты личности. Первые относятся к интересам человека, к тем целям и задачам, которые он перед собой ставит, к его основным потребностям и мотивам поведения. Инструментальные черты включают предпочитаемые человеком средства достижения соответствующих целей, удовлетворения актуальных потребностей, а стилевые касаются темперамента, характера, способов поведения, манер. К окончанию школы личность в основном оформляется, и те индивидуальные особенности персонального характера, которые ребенок приобретает в школьные годы, обычно сохраняются в той или иной степени в течение всей последующей жизни. [14, 157c.]

    Развитие личности в детстве происходит под влиянием различных социальных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений, а также под воздействием средств массовой информации (печать, радио, телевидение) и живого, непосредственного общения ребенка с окружающими людьми. В разные возрастные периоды личностного развития количество социальных институтов, принимающих участие в формировании ребенка как личности, их воспитательное значение различны. В процессе развития личности ребенка от рождения до трех лет доминирует семья, и его основные личностные новообразования связаны в первую очередь с ней. В дошкольном детстве к воздействиям семьи добавляется влияние общения со сверстниками, другими взрослыми людьми, обращение к доступным средствам массовой информации. С поступлением в школу открывается новый мощный канал воспитательного воздействия на личность ребенка через сверстников, учителей, школьные учебные предметы и дела. Расширяется сфера контактов со средствами массовой информации за счет чтения, резко возрастает поток информации воспитательного плана, достигающий ребенка и оказывающий на него определенное воздействие.

    Рассмотрим подробнее условия формирования личности.

    2. 2. Условия формирования личности.

    Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.

    Имея в виду то, что человеческую личность формируют в своем единстве генетическая и социальная программы, отметим существование субъективных и объективных условий становления личности, ее совершенствования в ходе жизни, а также в результате развития и воспитания.

    Биологические факторы : наследственность (передача от родителей психофизиологических свойств и задатков: цвет волос, глаз, кожи, темперамент, скорость психических процессов, а также способность к речи, мышлению, прямохождению — общечеловеческие признаки и национальные особенности) в значительной степени определяют субъективные условия, влияющие на формирование личности. Строение психической жизни личности и механизмы ее функционирования, процессы формирования как отдельных, так и целостных систем свойств составляют субъективный мир личности.

    Человек — это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки — природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов — общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторов); индивидуальные различия природных данных (особенности типа нервной системы, анализаторов и т.п.).

    Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования психических свойств. Они могут влиять на уровень, высоту достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное. Ни одна врожденная особенность не является нейтральной, так как она социализируется, пронизывается личностным отношением (например, карликовость, хромота и т.п.). Роль природных факторов неодинакова на разных возрастных этапах: чем меньше возраст, тем в большей мере природные особенности сказываются на формировании личности.

    Природные особенности являются важными предпосылками, факторами, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание — продукт общественного бытия человека. Чем сложнее по своему психическому строению образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей.

    Но влияние биологических факторов всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Формирование личности идет в единстве с объективными условиями, на него влияющими. Психическая деятельность человека, будучи детерминирована внешними условиями, развивается по своим специфическим внутренним законам. [5, 15c.] «Идея, чувства и верования, — говорил Г. В. Плеханов, — сочетаются по своим особым законам. Но эти законы приводятся в действие внешними обстоятельствами, не имеющими ничего общего с этими законами».[2, 113c.]

    Социальные факторы (они же — «внешние обстоятельства»): общественно-экономические условия жизни, семья и целенаправленное воспитание образуют, систему объективных условий, влияющих на формирование личности. Именно среда — вся окружающая человека социальная действительность, в условиях которой происходит его развитие и становление личности, — является объективным условием формирования его личности, определяющим чисто человеческие задатки — мышление и речь. Объективные условия дают возможность развиться человеческим задаткам посредством общения с людьми. Поскольку если изолировать ребенка после рождения от общества, у него будет характер, темперамент, способности и ряд других свойств личности, но личностью он не будет, так как будет развиваться вне человеческих отношений, человеческого общества.[16, 35c.]

    Социализация представляет собой процесс становления личности, постепенное усвоение требований общества приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь.

    Социализация осуществляется как система двух взаимодействующих факторов:

    1) воздействие общества на личность в процессе воспитания, образования, общения с родителями, сверстниками, в процессе пользования средствами массовых источников информации;

    2) собственная личная активность, проявляющаяся как в распредмечивании явлений и предметов, так и в опредмечивании их.

    Действительно, социальный индивид не получает своего общественного содержания наследственно и вынужден приобретать его в онтогенезе и в ходе всей своей жизни.[4, 198c.] Условно процесс социализации имеет три периода:

    — первичная социализация, или социализация ребенка;

    — промежуточная социализация, или социализация подростка;

    — устойчивая, целостная социализация, то есть социализация взрослого, сложившегося в основном человека.

    Являясь важным фактором, воздействующим на механизмы формирования личности, социализация предполагает развитие в человеке его социально-обусловленных свойств (убеждения, мировоззрение, идеалы, интересы, желания).

    Воспитание так же выступает важным фактором в развитии личности. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание — это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. Ему присущи такие функции:

    — диагностика природных задатков, теоретическая разработка и практическое создание условий их проявления и развития;

    — организация учебно-воспитательной деятельности детей;

    — использование положительных факторов в развитии качеств личности;

    — содержания воспитания, средств и условий социальной среды;

    — воздействие на социальные условия, устранение и преобразование (по возможности) негативных средовых влияний;

    — формирование специальных способностей, обеспечивающих приложение сил в разных сферах деятельности: научной, профессиональной, творческо-эстетической, конструктивно-технической и т.д.

    Итак, личность всегда живет и действует в составе определенной нации, класса, социальной группы, коллектива и разделяет с другими материальные и культурные условия жизни и, что вполне естественно, психологию социальной группы, в состав которой она входит. Это обстоятельство определяет особенное в психическом облике личности (национальные черты характера, потребности, интересы, отношение к различным сторонам социальной жизни).

    Психологический момент формирования личности обусловлен микросредой — частью среды и теми условиями, в которых человек живет непосредственно (например, семья). Микросреда объективно влияет на психический облик человека. Как следствие этого влияния, обнаруживаются индивидуально неповторимые черты, отражающие конкретный жизненный путь отдельной личности.[18 ,111c.]

    Рассмотрение вопроса о влиянии объективных условий на формирование личности будет неполным, если не отметить решающее значение в развитии человека социальной наследственности. Каждая личность представляет в той или иной мере весь человеческий род; в ее человеческой, телесной организации воплощен итог развития не только рода человеческого, но и ближайших его предков. Общечеловеческая природная организация личности формировалась по законам биологии, а потому и выступает как общественно-детерминированная природа человека.[5, 59c.]

    Человек наследует от предыдущих поколений орудия труда и опыт организации производства, материальные и духовные ценности, традиции и т. п. Овладевая всем этим, он приобщается к общечеловеческой и национальной культуре, становится способным к труду, творческому развитию оставленного ему наследства.

    Что является определяющим условием приобщения человека к социальному опыту, заставляющим его становиться личностью?

    К. Маркс, определяя сущность человека, пишет, что «она есть совокупность всех общественных отношений».[9, 25c.] Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и, прежде всего, отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных и духовных благ. Эти отношения являются основными и определяющими в вопросе приобщения человека к социальному опыту. Таким образом, речь идет о потребностях человека. Общеизвестно, что потребности лежат в основе человеческой деятельности. М. С. Каган назвал деятельность способом существования человека. Именно деятельность призвана обеспечить биологическую и социально-культурную жизнь человека.[4, 187c.] И именно в деятельности человек раскрывает свое особое место в мире и утверждает себя в нем как существо общественное.

    Деятельность охватывает материально-практические, интеллектуальные, духовные операции, внешние и внутренние процессы общества в целом и личности в частности. Таким образом, деятельность пронизывает объективные и субъективные факторы формирования личности, являясь одновременно и условием вышеназванных факторов. Поскольку основной функцией деятельности является обеспечение сохранения и непрерывного развития человеческого общества, сложнейшая совокупность различных конкретных форм, сплетающихся друг с другом самым причудливым образом, классифицируется в четыре основных вида:

    1) Преобразовательная деятельность (труд) — все формы человеческой деятельности, которые ведут к изменению, реальному или идеальному, созданию того, чего прежде не существовало. Именно трудовая деятельность явилась определяющим условием становления человека. Развитие трудовой активности существенно изменило природную, биологическую организацию человека, повлекло за собой развитие новых качеств человека.

    2) Познавательная деятельность (постижение сути объекта).

    3) Ценностно-ориентировочная (специфическая форма отражения субъектом объекта; объективно-субъективная информация о ценностях, а не о сущностях).

    4) Коммуникативная деятельность (общение) — социальная природа человека делает общение людей условием труда, познания и выработки системы ценностей. Общение — вид деятельности, опосредствующий три других, но ими же порождаемый и стимулируемый. [4, 250-257c.]

    Процесс формирования личности осуществляется благодаря объединенности видов деятельности, когда каждый из перечисленных видов, являясь относительно самостоятельным, включает в себя три других. Посредством такой совокупности видов деятельности и действуют механизмы становления личности и ее совершенствования в ходе жизни человека.

    Личность возникает в обществе. Человек вступает в историю (и ребенок вступает в жизнь) как индивид, наделенный определенными природными свойствами и способностями, и личностью он становится лишь в качестве субъекта общественных отношений. Иначе говоря, в отличие от индивида, личность ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к деятельности человека, как и его сознание, личность порождается деятельностью. Исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности, протекающей в конкретных социальных условиях, и является ключом к подлинному научному пониманию личности.[6, 91c]

    Процесс формирования личности человека начинается с первых лет его жизни. И, как уже отмечалось, процессы трансформации личности осуществляются в деятельности, вернее, в сложнейшей совокупности различных ее форм. При этом определенному периоду человеческой жизни соответствует вид деятельности, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и в особенностях личности в данный период развития. С рождения до кончины вся жизнь человека изменяется в зависимости от ведущей деятельности, которая задана ему обществом и которую человек осваивает.

    Подчеркивая значимость деятельности в механизмах формирования личности, выделим ведущий ее вид в различные возрастные периоды человека, опираясь на классификацию видов деятельности М. С. Кагана, а также отметим субъектно-объектный характер процессов становления и развития личности.

    До года — младенчество. Ведущий вид деятельности — непосредственное эмоциональное общение. Определяющую роль в механизмах формирования личности играют объективные факторы, а именно — непосредственное окружение ребенка — микросреда.

    От года до трех лет — раннее детство. Ведущий вид деятельности — предметно-манипулятивный, сочетающий в себе познавательный и коммуникативный виды деятельности. По-прежнему наиболее влиятельными остаются объективные условия — среда, которая, однако, уже не ограничивается лишь микросредой (семьей). Влияние среды на личность осуществляется преимущественно посредством воспитания. Именно в это время начинается период социализации, когда ребенок через общение с взрослыми уясняет для себя, что можно, что нельзя, что нужно, что должно. Благодаря предметно-манипулятивной деятельности ребенок овладевает общественно выработанными способами употребления предметов.

    От трех до семи лет — дошкольник. Ведущий вид деятельности — игра. Это совершенно особый вид деятельности, прямо или косвенно связанный со всеми основными видами деятельности. Игра способствует овладению детьми способами практической и умственной деятельности, выработанными человечеством, усвоению нравственных норм взаимоотношений между людьми. Игра всегда развивается и совершенствуется под руководством взрослых, поэтому решающая роль объективных условий в формировании личности сохраняется. Однако намечающаяся и развивающаяся тенденция к самостоятельности создает условия для проявления субъективного фактора, о чем свидетельствует развитие сознания и самосознания. В этом возрастном периоде, а именно к 4—5 годам уже закладываются основные черты личности.

    Семь — одиннадцать лет — младший школьник; двенадцать — пятнадцать лет — подросток. Ведущий вид деятельности — познавательная (учебная) и коммуникативная (общение). Влиятельны объективные условия формирования личности, реализующиеся посредством институтов семьи и школы через целенаправленную организацию систем развития, обучения и воспитания. Происходит дальнейшее формирование сознания и самосознания, что является мощным стимулом для вмешательства субъективных факторов в механизмы формирования личности. На первый план начинает выступать проблема самосовершенствования. Не последнюю роль в самопознании и самовоспитании человека играют общественные институты (в частности, школа), поскольку общество, в конечном счете, заинтересовано в человеке, ориентированном на собственное всестороннее развитие как самоцель.

    Пятнадцать — восемнадцать лет — ранняя юность. Возраст гражданской зрелости, о чем свидетельствует готовность к труду, самообразованию, семейной жизни и способность к исследовательской деятельности. Ведущим видом выступает учебно-профессиональная деятельность как разновидность познавательной. Происходит обращение личности к общечеловеческим мотивам и ценностям. Человек серьезно задумывается о выборе профессии, сознательно формирует характер. К этому периоду относится начало самостоятельной трудовой деятельности. Определяющим в процессе формирования личности становятся субъективные условия.

    Далее, без указания на конкретный возрастной период человека, обобщенно имеем в виду зрелость, соответствующую третьему периоду социализации. Образование закончено, профессия выбрана, место в жизни определено, уже сложилась сравнительно устойчивая и стройная система взглядов, умение владеть собой, чувствовать окружающую обстановку. Ведущая деятельность — преобразовательная. Возникает проблема самореализации, решение которой в основном зависит от самой личности — действующего существа, все глубже проникающего в действительность, познавая и, вместе с тем, переделывая ее. [4, 298c.] Самореализация личности, самосовершенствование и саморазвитие детерминированы, то есть обусловлены потребностями жизни и деятельности личности в обществе. Общественное и личное взаимно проникают друг в друга, составляя органическое единство. Развитие общества невозможно без роста требования к себе каждой личности и без самовоспитания, реализующего эти требования. Понятно, что самосовершенствование личности играет большую роль в жизни социума, во всестороннем развитии человека, максимально умеющего использовать объективные условия и субъективные силы.

    Таким образом, формирование личности — сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Базисом личности является совокупность ее общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; а они реализуются ее деятельностью, точнее, совокупностью ее многообразных деятельностей.

    Проблема формирования личности – проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований.

    Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

    Личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она взращивается. У каждого родившегося ребенка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек существо биологическое и социальное. Развиваясь вне человеческого общества, существо, обладающее человеческим мозгом, никогда не станет даже подобием личности.

    Лишь охарактеризовав основные силы, воздействующие на формирование личности, включая социальное направление образования и общественного воспитания, то есть, определив человека как объект общественного развития, мы можем понять внутренние условия его становления как субъекта общественного развития. В этом смысле личность всегда исторична, она продукт своей эпохи и жизни страны, современник и участник событий, составляющих историю общества и ее собственного жизненного пути.

    Итак, формирование личности – это очень сложный процесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас уже заложены при рождении (биологический фактор развития личности), другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. И в этом нам помогает окружающая среда. Это сложный длительный, обусловленный социализацией процесс, в котором внешние воздействия и внутренние силы, постоянно взаимодействуя, меняют свою роль в зависимости от стадии развития. Базисом личности является совокупность ее общественных по своей природе отношений к миру, но отношений, которые реализуются; а они реализуются ее деятельностью, точнее, совокупностью ее многообразных деятельностей. Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, внутренних и внешних, социальных и психологических.

    1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. — Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999. — 498 с.

    2. Ананьев Б.Г. Структура личности. // Психология личности в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. / Сост. Куликов А.В. — С-Пб.: Изд. "Питер", 2000. -501 с.

    3.Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.

    4. Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). — М.: Политиздат, 1974.- 328 с.

    5. Ковалев А. Г. Психология личности. 2-е перераб. изд. — М.: Просвещение, 1965. — 254 с.

    6. Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии, 1974, № 4, — 87—97 с.

    7. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. -304 с.

    8. Малышев А.А. Психология личности и малой группы: Учебно-методическое пособие. — Ужгород: Инпроф ЛТД, 1977. — 447с.

    9. Маркс К. Капитал. Т. 3. — M., 1955. – 502 с.

    10. Мейли Р. Факторный анализ личности. // Психология индивидуальных различий: Тексты. – М. Наука, 1982. – 407 с.

    11. Миславский Ю. А. "Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте" — М., Педагогика, 1991. — 151 с.

    12. Немов Р.С. Психология: Общие основы психологии. — 3-е изд. — М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 651 с.

    13. Платонов К. К., Голубев Г. Г.. Психология. – М.: Высшая школа, 1977 г. — 246 с.

    14. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986г. -255с.

    15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: Т. 1. — М.: Педагогика, 1989. — 485 с.

    16. Рухманов А. А. Познай себя.— М.: Молодая гвардия, 1981, — 208 с.

    17. Сальваторе Мадди Теории личности. Сравнительный анализ. Перевод И. Авидон, А. Батустин и П. Румянцева. — СПб.: Издательство "Речь", 2002. — 357с.

    18. Сычев Ю.В. Микросреда и личность (Философские и социологические аспекты). М.: Мысль, 1974г. — 192 с.

    19. Теория личности К. Юнга. // Психология личности. Т.1. Хрестоматия. — Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, — 115-127 с.

    20. Философский словарь/Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политиздат, 1986. – 590с.

    www.bestreferat.ru

    Смотрите так же:

    • Воспитание детей с нарушением слуха Воспитание детей с нарушением слуха в семье Семья детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка (Т. Г. Богданова, Е. И. Исенина, М. М. Семаго, В. В. Ткачева и др.). Появление в семье физически или психически неполно­ценного ребенка связано со значительными эмоциональными […]
    • Особенности развития детей 5-6 Особенности развития ребенка 5-6 лет Этот период жизни ребенка принято называть старший дошкольный возраст. В это время ваш ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе. Развитие личности ребенка 5-6 лет. Самым главным новшеством в развитии […]
    • Диагностика математики дошкольника Диагностика развития восприятия дошкольника; Если ребенок недостаточно был включен в соответствующую для данного периода деятельность, то может наступить задержка психических образований данного периода, которая повлечет за собой отставание и других психических явлений и переход на следующий возрастной этап. Поэтому чрезвычайно важно […]
    • Теория развития ребенка дошкольного возраста Теория и методика развития речи детей, Яшина В.И., Алексеева М.М., 2013 В учебнике отражен современный уровень научных знаний в области речевого онтогенеза и дошкольной лингводидактики. В нем рассматриваются научные основы методики развития речи и речевого общения детей дошкольного возраста; дается сущностная характеристика системы […]
    • Третьим ребенком в семье Александр III: биография Всероссийский император Александр Александрович Романов появился на свет 26 февраля (по старому стилю) 1845 года в Санкт-Петербурге в Аничковом дворце. Его отцом был император-реформатор Александр II, а матерью - царица Мария Александровна. Мальчик был по счету третьим ребенком в семье, в которой потом еще […]
    • Коррекция дефектов у детей с отклонениями в развитии Тема 5. Компенсация и коррекция отклонений в развитии; 3. Сущность процесса компенсации. 4. Психофизиологическая составляющая компенсации дефекта 5. Социально-психологическая составляющая компенсации дефекта 6. Компенсация отклонений как процесс 7. Компесанция и коррекция Сущность процесса компенсации Л.С. Выготский считал, что изучение […]
    • Как оформить уход за ребенком до 6 лет Пошаговая инструкция: как оформить отпуск по уходу за ребенком до 1.5 или 3 лет с образцами документов Один член семьи, в которой родился малыш, может оформить отпуск до 1.5 или до 3 лет ребенка. Данным правом обладает как мать, так и отец, а также работающая бабушка или иной родственник. Чтобы оформить данный вид отпуск, работающим […]
    • Развитие речи у детей до 2 лет Речевое развитие детей 1,5-2 лет Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим о речевом развитии детей 1,5 – 2 лет. Статью подготовила логопед Елена Барышева. Все статьи по развитию речи можно найти в рубрике «Развитие и коррекция речи». Развитие речи детей от 1,5 до 2 лет Возраст от полутора до двух лет ознаменован относительным […]