Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста

Педагогическая диагностика как оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста

Согласно п. 4.3 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО, Стандарт, целевые ориентиры (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования) не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга, а также не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Таким образом, мониторинг относительно развития детей на сегодняшний день не предполагается и даже запрещен современными нормативными требованиями.

Однако, согласно п. 3.2.3 Стандарта, при реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОО может проводиться оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Предмет педагогической диагностики – это индивидуальное развитие детей. Согласно ФГОС результат педагогической диагностики может быть использован для построения образовательной траектории развития ребёнка, а также для решения образовательных задач.

Педагогическая диагностика – особый вид деятельности, преимущественно направленный на изучение ребенка дошкольного возраста: для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя определить актуальные образовательные задачи, индивидуализировать образовательный процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Познание и понимание педагогом ребенка дошкольного возраста как основная цель педагогической диагностики в дошкольном образовательном учреждении определяет использование им преимущественно малоформализованных диагностических методов, ведущими среди которых являются наблюдение проявлений ребенка в деятельности и общении с другими субъектами педагогического процесса, а также свободные беседы с детьми. В качестве дополнительных методов используются анализ продуктов детской деятельности, простые тесты, специальные диагностические ситуации.

Педагогическая диагностика достижений ребенка направлена на изучение:

• деятельностных умений ребенка

• интересов, предпочтений, склонностей ребенка

• личностных особенностей ребенка

• поведенческих проявлений ребенка

• особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками

• особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми

Педагогическая диагностика осуществляется с учетом ряда принципов, обусловленных спецификой образовательного процесса детского сада.

Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает: Для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития: социальном, эмоциональном, интеллектуальном, физическом, художественно-творческом. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга.

Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии. Правила, детализирующие принцип процессуальности, состоят в том, чтобы

• не ограничиваться отдельными «срезами состояний», оценками без выявления закономерностей развития;

• учитывать половозрастные и социокультурные особенности индивидуально-личностного становления ребенка;

• обеспечивать непрерывность изучения диагностируемого предмета в естественных условиях педагогического процесса.

Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому. Этот принцип раскрывается в правилах сотрудничества (согласие, добровольность участия в диагностике);

• в безопасности для испытуемого применяемых методик;

• в доступности для педагога диагностических процедур и методов;

• во взвешенности и корректном использовании диагностических сведений (разумной конфиденциальности результатов диагностики).

Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Прежде чем проводить диагностику, необходимо спроектировать ее.

Первый этап – проектировочный. Определяем цели диагностики (например, оценить проявления детьми старшей группы активности и любознательности, выявить проявляющиеся при этом индивидуальные особенности).

Второй этап – практический. Проведение диагностики. Для этого необходимо определить ответственных, обозначить время и длительность диагностики, а также способы фиксации результатов (запись в блокноте, на диагностических карточках, на магнитофон, видеокамеру и т. д.).

Третий этап – аналитический. Анализ полученных фактов, получение количественных данных. Анализ позволяет установить, почему результат того или иного ребенка отличается или не отличается от его прежнего результата, от результатов других детей или же существенно отклоняется от нормы (яркое достижение или большая проблема).

Четвертый этап – интерпретация данных. Интерпретация воспитателем полученных фактов – основной путь понимания ребенка и прогнозирования перспектив его развития. Любые количественные показатели обладают возможностью их различного толкования, порой диаметрально противоположного.

Пятый этап – целеобразовательный: он предполагает определение актуальных образовательных задач для каждого ребенка и для группы в целом. Результаты диагностики используются преимущественно для обнаружения сильных сторон ребенка и определения перспектив его развития.

Таким образом, полученная в результате диагностики информация и сделанные на ее основе выводы помогают педагогу предположить возможные действия ребенка в разных ситуациях и понять, какие достижения ребенка следует всячески поддержать и развивать дальше, в чем именно требуется оказать этому ребенку помощь. Искусство педагога как раз заключается в том, чтобы открыть перед каждым ребенком перспективы его развития, показать ему те сферы, где он может проявить себя, достичь больших успехов, черпать силы из этого источника, чтобы в целом гармония личности становилась полноценной, богатой, неповторимой.

«Педагогическая песочница» — как технология развития творческой активности и социализации детей раннего и дошкольного возраста Тема: «Педагогическая песочница» — как технология развития творческой активности и социализации детей раннего и дошкольного возраста в условиях.

Диагностика сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ Диагностика сенсорного эталона цвета у детей дошкольного возраста с ОВЗ проводилась на базе МБДОУд/с №9 К-В г.

Педагогическая диагностика младшего и среднего дошкольного возраста по программе «От рождения до школы» Реализация программы «От рождения до школы» предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится воспитателем,.

Построение индивидуальной траектории развития ребенка в свете ФГОС дошкольного образования 2 слайд В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования сформулированы основные принципы дошкольного образования.

Психолого-педагогическая диагностика индивидуального развития детей Психолого-педагогическая диагностика (мониторинг) индивидуального развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного.

Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы Учет индивидуального развития детей в рамках освоения образовательной программы Разработано старшим воспитателем МБДОУ Ботниковой Г. Б.

Всеобуч для родителей «Психолого-педагогическая диагностика развития ребенка 2–3 лет» Уважаемые родители! Ранний возраст человека является уникальным и определяющим для всего последующего умственного, физического, речевого.

www.maam.ru

Статья «Методы и инструменты педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей дошкольного возраста»

Краткий обзор существующих методик педагогической диагностики, определение оптимальных методов, инструментов, а также способов фиксации результатов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития по пяти основным сферам инициативы детей дошкольного возраста с использованием учебников, пособий, иных открытых источников (сайты ДОО, отчеты о самообследовании, научные труды и публикации в СМИ). Анализ используемых методов и инструментов педагогической диагностики, полученных от 100 ДОО путем заполнения специально разработанной анкеты. Выявление наиболее эффективных методов и инструментов педагогической диагностики.

Данное обследование проведено в рамках выполнения Государственного контракта от 20 октября 2017 г. № 08.022.11.0046 «Разработка методов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей при реализации основной образовательной программы дошкольной образовательной организации», заключенного Министерством образования и науки Российской Федерации и Обществом с ограниченной ответственностью «Научно-Технический Центр «Прогресс-Инфотех».

Целью данного обзора является исследование существующих методик и инструментов педагогической диагностики для создания диагностического материала (карты развития) оценки уровня индивидуального развития детей в дошкольных образовательных учреждениях Российской Федерации.

Педагогическая диагностика основывается на специальных алгоритмах, разрабатываемых медиками, психологами, учителями. В настоящее время в российском образовании наблюдается постепенный переход от классической системы обучения к формированию гармонически развитой личности ребенка. Эти преобразования отечественной педагогики предполагают применение новых инструментов для анализа учебных, внеурочных результатов, сопоставления полученных фактов, поиска способов решения выявленных проблем [23].

Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. в рамках одного научного проекта. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики, а та, в свою очередь, взяла на вооружение многие методы и модели медицины.

К. Ингенкамп считал приемлемым следующее определение педагогической диагностики: «Педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и, в- третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения» [1].

Основными разработчиками в области диагностики, в т.ч. педагогической, были Г.М. Дульнев, А.Р. Лурия [2]; Т.А. Власова, К.С. Лебединская, В. Ф. Мачихина [3]; С.Я. Рубинштейн [4]; А.А. Венгер, Г.Л. Выгодский, Э.И. Леонгард [5] и др.

Многие положения названных источников не потеряли своей актуальности и сегодня.

Особое место занимали и занимают работы С. Д. Забрамной (1971, 1985, 1993, 1995, 1999 гг.), ставшие классическими учебными пособиями для многих поколений студентов-дефектологов. Особая веха связана с фактом перевода на русский язык книги американского психолога Анны Анастази «Психологическое тестирование» в 1982 году под редакцией К.М. Гуревича [6].

Теоретические основы педагогической диагностики как самостоятельной научно-практической отрасли педагогики были заложены следующими разработчиками: А.С.Белкин, Б.П. Битинас, Ю.З. Гильбух, Н.К. Голубев, К. Ингенкамп, Г.А. Карпова и др.

Педагогическая диагностика сегодня все еще является скорее активно оспариваемой и неопределенной, нежели сформировавшейся научной дисциплиной.

И если психодиагностика стремится описать личность и ее отдельные стороны как относительно устойчивые образования, то педагогическая диагностика направлена на результаты развития личности ребенка, на поиск причин этих результатов и характеристику целостности педагогического процесса, т.е. это изучение личности ребенка, включенного в педагогический процесс.

Следует учитывать, что для воспитателя (педагога) диагностика – это не просто оценка каких-либо личностных признаков ребенка, а анализ совместного с воспитанником движения от одной цели к другой, так как в педагогическом процессе и ребенок, и воспитатель (педагог) подвержены изменениям.

Для проведения педагогической диагностики необходимо знать:

  • теоретико-методологические основы диагностического процесса;
  • современные подходы к организации, методическому обеспечению и проведению изучения развития детей;
  • основные психодиагностические методики и анализ результатов исследований.
  • психолого-педагогическое изучение развития детей;
  • обрабатывать и анализировать результаты диагностики;
  • на основании полученных результатов определять пути коррекционно-развивающей работы.
  • Методическим обеспечением при проведении педагогической диагностики должны стать оценка методов психофизиологических (оценка свойств нервной системы и др.), физиологических (оценка вегетативного индекса и др.), психологических (методики самооценки личностных качеств и состояния). Задача состоит в том, чтобы:

    1. из большого числа показателей получить интегральную оценку;
    2. выбрать оптимальное число методик и показателей, необходимых для диагностики;
    3. выбранные методики должны удовлетворять основному требованию массовых обследований – комфортности: респонденты не должны испытывать неприятных ощущений в процессе исследования.
    4. Успешность воспитания, обучения, социальной адаптации ребенка зависит от правильной оценки его возможностей и особенностей развития.

      Эту задачу решает комплексная педагогическая диагностика. Она является важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь, позволяет определить оптимальный педагогический маршрут, обеспечить индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение ребенка, соответствующее его особенностям.

      При выборе методов и инструментов для проведения диагностики необходимо учитывать:

      • возрастную периодизацию детей;
      • направления диагностики: деятельностных умений, интересов, предпочтений, склонностей ребенка, личностных особенностей ребенка, поведенческих проявлений ребенка, особенностей взаимодействия ребенка со сверстниками, особенностей взаимодействия ребенка со взрослыми;
      • основные сферы диагностики инициативы ребенка (творческой; инициативы целеполагания; познавательной; коммуникативной и двигательной инициатив, проявляемых в различных видах детальности).
      • В связи с вышеуказанным, полагаем ввести и использовать следующее определение понятия «педагогическая диагностика» — выявление индивидуальных особенностей ребенка, т.е. тех характеристик познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности личности, которые свойственны только данному ребенку и должны приниматься во внимание при организации индивидуальной развивающей или коррекционно-развивающей работы с ним, при применении специальных методов и инструментов [22].

        Ниже рассмотрим т проанализируем существующие в системе дошкольного образования методы и инструменты педагогической диагностики

        Методы педагогической диагностики:

        Существует множество классификаций методов применительно к педагогической диагностике, например, традиционная классификация, классификация методов по назначению, по типу деятельности и др. (классификация, предложенная Ю.К. Бабанским, М.А. Даниловым, Б.П. Есиповым, В.Ф. Харламовым, Н.М. Верзилиным, Е.И. Перовским, Е.Я. Голантом, Д.О. Лордкипанидзе, М.А. Даниловым, Б.П. Есиповым, И.Я. Лернером, М.Н. Скаткиным, М.И. Махмутовым и др.).

        Ниже рассмотрим четыре основные группы методов психологии:

      • неэкспериментальные психологические методы;
      • диагностические методы;
      • экспериментальные методы;
      • формирующие методы.
      • Объективность и достоверность психологических исследований достигается при помощи математических методов обработки полученных результатов.

        Методы педагогической диагностики объединяются в две группы:

      • методы, применяемые на предварительном этапе диагностики;
      • методы, с помощью которых осуществляется ход диагностического исследования на основном этапе и оформление его итогов.
      • Отличие диагностических и экспериментальных методов от методов неэкспериментальных состоит в том, что они не просто описывают изучаемое явление, но и дают этому явлению количественную или качественную квалификацию, измеряют его.

        Достоинство диагностических методов состоит в очень широком спектре исследовательских задач, которые могут решаться с помощью данных методов, — от исследования степени овладения дошкольниками различными перцептивными и мыслительными действиями и некоторыми предпосылками формирования операционально-технической стороны деятельности и выявления личностных особенностей испытуемых до изучения специфики внутригрупповых отношений.

        К диагностическим исследовательским методам относятся: шкалирование, тестирование, т.е. методы, позволяющие исследователю давать количественную квалификацию изучаемому явлению, а также различные приёмы качественной диагностики, при помощи которых выявляются, например, различные уровни развития психологических свойств и характеристик испытуемых.

        Современная диагностика включает в себя различные конкретные методики (инструменты) в виде тестов и стандартизированных опросников (миннесотский многофакторный личностный опросник (MMPI), опросники Айзенка, Кеттела, Лири, Роттера и др.).

        Применительно к оценке уровня индивидуального развития ребенка личность должна изучаться комплексно, следовательно, важно как исследование её мотивационной и эмоциональной сфер, так и интеллектуальной. Для этого используются методики, диагностирующие познавательные процессы и способности, различные личностные свойства и отношения, как сознательные, так и бессознательные. Важную роль в исследовании бессознательного играют проективные методы, такие как тесты, фрустрационные картинки Розенцвейга, пятна Роршаха, тест руки Вагнера, неоконченные предложения и многие другие.

        Тест – объективное и стандартизированное измерение выборки поведения [6]. Метод тестов является одним из основных в современной диагностике, а по уровню популярности в образовательной и профессиональной диагностике он прочно удерживает первое место в мировой психодиагностической практике уже фактически в течение столетия.

        Тест — стандартизированное задание, результат выполнения которого позволяет измерить психологические характеристики испытуемого. Таким образом, целью тестового исследования является испытание, диагностика определенных психологических особенностей человека, а его результатом — количественный показатель, соотносимый с ранее установленными соответствующими нормами и стандартами. В этом случае экспериментатор зависим даже в вопросах интерпретации тестовых результатов, так как не волен изменять готовые интерпретации и игнорировать установленные статистические нормы, обычно входящие в состав ключей тестов.

        Использование определённых и конкретных тестов в психологии наиболее отчётливо проявляет общие теоретические установки исследователя и всего исследования.

        В отечественной диагностике различные диагностические методы рассматриваются в качестве средств определения наличного уровня (констатации) развития этих психологических особенностей. Именно потому, что результаты любых тестирований характеризуют наличный и сравнительный уровень психического развития человека, обусловленный влиянием множества факторов, обычно неконтролируемых в тестовом эксперименте, результаты диагностического испытания не могут и не должны соотноситься с возможностями человека, с особенностями его дальнейшего развития, т.е. эти результаты не имеют прогностического значения.

        Не могут эти результаты послужить основанием и для принятия тех или иных психолого-педагогических мер. Необходимость абсолютно точного соблюдения инструкции и использования однотипных материалов диагностического обследования налагает еще одно существенное ограничение на широкое использование диагностических методов в большинстве прикладных областей психологической и педагогической науки. В силу этого ограничения достаточно квалифицированное проведение диагностического обследования требует от исследователя специальной (психологической) подготовки, владения не только материалом и инструкцией применяемой тестовой методики, но и способами научного анализа полученных данных.

        Основным недостатком большинства диагностических методик является осознание испытуемым искусственной ситуации обследования, которое часто приводит к актуализации у испытуемых неконтролируемых методикой мотивов (иногда начинает действовать желание испытуемых угадать, что от них хочет экспериментатор, иногда — стремление поднять свой престиж в глазах экспериментатора или других испытуемых и т.п.), что искажает результаты эксперимента. Данный недостаток диагностических методов требует тщательного подбора значимого для испытуемых экспериментального материала и сочетания их с беседой, включающей прямые и косвенные вопросы к испытуемому, и с психологическим наблюдением за особенностями поведения испытуемых в ходе эксперимента.

        Метод проективной техники – это группа методик, предназначенных для диагностики личности (Л. Франк).

        Личность проявляется тем ярче, чем менее стереотипны ситуации-стимулы, побуждающие её к активности.

        Следует различать следующие группы проективных методик (инструментов):

      • Конститутивные – структурирование, оформление стимулов, придание им смысла (например, тест Роршаха).
      • Конструктивные – создание из оформленных деталей осмысленного целого (например, тест Мира).
      • Интерпретативные – истолкование какого-либо события, ситуации (например, Тематической Апперцепции тест – ТАТ).
      • Катартические – осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях (например, психодрама).
      • Экспрессивные – рисование на свободную или заданную тему (например, рисуночные проективные тесты).
      • Импрессивные – предпочтение одних стимулов (как наиболее желательных) другим (например, тест Люшера).
      • Аддитивные – завершение предложения, рассказа, истории (например, «предложения завершения методики»).
      • На основе проведенного анализа существующих в системе дошкольного образования методов и инструментов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей была разработана и направлена в адрес 100 дошкольных образовательных организаций анкета, содержащая 9 разделов:

      • Творческая инициатива, инициатива как целеполагание,
      • Познавательная инициатива,
      • Коммуникативная и двигательная инициатива, проявляемые в различных видах деятельности,
      • Деятельностные умения ребенка,
      • Интересы, предпочтения, склонности ребенка,
      • Личностные особенности ребенка,
      • Поведенческие проявления ребенка
      • Особенности взаимодействия ребенка со сверстниками
      • Особенности взаимодействия ребенка со взрослыми,
      • каждый из которых включал методы и инструменты по пяти основным сферам инициативы ребенка:

      • творческой;
      • инициативы целеполагания;
      • познавательной;
      • коммуникативной;
      • двигательной
      • и 3 вопроса организационно-методического характера.

        В рамках выполнения государственного контракта были проведены обработка и анализ данных, собранных в результате кабинетных исследований (27 учебников и пособий, 20 сайтов дошкольных организаций, 25 наименований открытых источников (отчеты о самообследовании, СМИ)).

        Осуществлено обобщение материалов эмпирических исследований: собранных результатов анкет (100 анкет), расшифровки анкетных данных и результатов их анализа.

        Анализ сайтов дошкольных организаций показал, что в настоящее время стандартная форма ведения сайта организации не включает в себя эмпирические данные по педагогической диагностике, а именно: методы и инструменты диагностики, которые применяются в дошкольной организации. Раздел «советы для родителей» на сайте также не включает информацию о проведении анализа развития ребенка в домашних условиях, интерпретацию педагогической диагностики или иные материалы для проведения педагогической диагностики. Возможно в дошкольной организации «в уголке родителей» размещается такая информация, однако, широко и доступно она не размещается на сайте.

        Дошкольные образовательные организации с целью соблюдения конфиденциальности получаемых результатов диагностики индивидуального развития детей дошкольного возраста не размещают такую информацию в открытом доступе, соблюдают строгую регламентацию доступа к полученной информации о детях. Педагогам и родителям результаты предоставляются в виде психолого-педагогической характеристики и рекомендаций, разработанных на основе анализа данных.

        Анализ отчетов о самообследовании, размещаемых на сайтах дошкольных образовательных организаций показал, что в него включается обобщенная информация о динамике развития детей дошкольного возраста.

        Статистический анализ был произведен по 100 анкетам, среди отмеченных ответов по каждой анкете и внутри анкеты по каждому разделу.

        Генеральная совокупность – 100 анкет.

        По 100 анкетам было обработано 9 разделов, включающих методы и инструменты по пяти основным сферам инициативы ребенка и 3 вопроса.

        Было выявлено, что мало кто из опрошенных предложил свои методы и инструментарии.

        В результате статистического анализа было обнаружено, что наиболее часто встречающиеся ответы:

      • группа методов предварительного этапа диагностики;
      • наблюдение;
      • беседа;
      • опрос;
      • изучение продуктов деятельности ребенка.
      • Указанные методы относятся ко всем разделам анкеты.

      • журнал диагностики,
      • карта-схема,
      • методика «доска Сегена»,
      • «Педагогическое наблюдение, как метод мониторинга в дошкольном образовании», под ред. Л.С. Вакуленко,
      • рисуночные методики,
      • методики Т.Д. Марцинковской.

      По заполненным анкетам было проведено обобщение, выборка и статистический анализ данных для описания существующих и используемых в системе дошкольного образования методов и инструментов педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей.

      Методики и инструменты диагностики не имели частого совпадения, что может свидетельствовать о том, что они применяются и выбираются специалистами самостоятельно в зависимости от вида дошкольной образовательной организации (общеразвивающие, компенсирующие, комбинированные, оздоровительные) и основной общеобразовательной программы дошкольной организации.

      Анализ литературы по педагогической диагностике подтвердил, что перечисленные методы и инструменты наиболее эффективны (часто используемы), как в практике, так и теории проведения таких исследований. Выбор и эффективность данных методов и инструментов подтверждены исследованиями психологов и педагогов, начиная с 1970-х годов.

      Выбранные методы и инструменты позволяют выявить этапность развития ребенка и изучить параметры, характеризующие процесс становления личности ребенка.

      Выбранный инструментарий отвечает требованиям не только к диагностике, но и носит развивающий характер, уже в процессе использования данного инструментария происходят позитивные изменения в личности воспитанников на основе осмысления ими ряда моментов своей жизнедеятельности, стимулирование речевых, поведенческих, эмоциональных реакций.

      Выбранные методы и инструменты могут быть применены, как специалистами, так и родителями (законными представителями), не имеющими специального образования, так как имеют четкую интерпретацию, не допускают переутомления ребенка, исключают режим внушения, позволяют ребенку раскрепоститься и свободно выразить свое отношение к миру, создают ребенку знакомую ситуацию (социальную, образовательную), хотя и специально моделируемую для проведения диагностики.

    5. Ингенкамп, К. Педагогическая диагностика, пер. с нем. / К. Ингенкамп. — М.: Педагогика, 1991. — 240с.
    6. Дульнев, Г. М. «Принципы отбора детей во вспомогательные школы». / Г. М. Дульнев, А. Р. Лурия. – М.,1973.
    7. Власова, Т. А.«Отбор детей во вспомогательную школу». / Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. Ф. Мачихина. — М. Просвещение, 1983 — , 176 с. ил.
    8. Рубинштейн, С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. / С. Я. Рубинштейн. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 448 с.
    9. Венгер, А. А. «Отбор детей в специальные дошкольные учреждения». / А. А. Венгер, Г. Л. Выгодский, Э. И. Леонгард. — М.: Просвещение, 1972 — 143с.
    10. Анастази, А. Психологическое тестирование: В 2 кн. / А. Анастази ; пер с англ. ; под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М. , 1982.
    11. Введение в психодиагностику / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. — М., 1997.
    12. Выготский, Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства/ Л. С. Выготский //Собр. соч.: В 6 т. — М., 1984. — Т. 5. — С. 257 — 321.
    13. Гуревич, К. М. Об индивидуально-психологических особенностях школьников./ К. М. Гуревич. — М., 1998.
    14. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. / С. Д. Забрамная.— М., 1995. — Гл. П.
    15. Земский, X. С. История олигофренопедагогики. / Х. С. Земский. — М., 1980. — Ч. III, IV.
    16. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. / В. И. Лубовский.— М., 1989. — Гл. 1.
    17. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича. — М., 1981. — Гл. 1,3.
    18. Эльконин, Д. Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей: Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. / Д.Б. Эльконин. — М., 1981.
    19. Абрамова, Г. С. Введение в практическую психологию./ Г. С. Абрамова. – М. , 1994.
    20. Братусь, Б. С. Аномалии личности. [Текст] / Б. С. Братусь. – М. , 1988.
    21. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. [Текст] / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – Киев , 1989.
    22. Карпова, Г. А. Методы педагогической диагностики. / Г. А. Карпова. – Екатеринбург , 2001.
    23. Немов, Р. С. Психология. [Текст] : В 3 кн. / Р. С. Немов. – М., 1995. Кн. 3 : Психодиагностика. – 1995.
    24. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/ Д. Я. Райгородский. – Самара , 2000.
    25. Слободчиков, В. И. Психология развития человека/ В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. – М. , 2000.
    26. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Ю.Левченко, С. Д.Забрамная, Т. А.Добровольская и др.; Под ред. И. Ю.Левченко, С. Д.Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 320 с.

    Полный текст материала Статья «Методы и инструменты педагогической диагностики для определения уровня индивидуального развития детей дошкольного возраста» смотрите в скачиваемом файле.

    pedsovet.su

    / psy_ped_diagnosis / _Стребелева Е.А., Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста

    РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

    С приложением альбома «Наглядный материал для обследования детей»

    Под редакцией Е. А. СТРЕБЕЛЕВОЙ

    2-е издание, переработанное и дополненное

    УДК 376(072) ББК 74.3

    Федеральная целевая программа «Культура России!? (подпрограмма «Поддержка полиграфии

    и книгоиздания России»)

    Е. А. Стребелева, доктор пед. наук, профессор, Г. А. Мишина, канд. пед. наук, Ю. А. Разенкова, канд. пед. наук, А. Н. Орлова, канд. псих, наук, Н. Д. Шматко, канд. пед. наук.

    Рецензент: С. Д. Забрамная, канд. пед. наук, профессор.

    Психолого-педагогическая диагностика развития П86 детей раннего и дошкольного возраста : метод, пособие: с прил. альбома «Нагляд. материал для обследования детей»/[Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др.]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2004. — 164 с. +

    Прил. (268. с. ил.). — 18ВМ 5-09-012040-4.

    Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.

    Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.

    Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.

    Первое издание вышло в 1998 г. без приложения.

    © Стребелева Е. А., Разенкова Ю. А.

    и др., 1998 © Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети России» Минобразования России

    © Издательство «Просвещение», 2005, с изменениями

    «ЗМН Издательство «Просвещение», 2005 Все права защищены

    Ранняя диагностика нарушений познавательной деятельности детей чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время доказано, что, чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными могут оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных отклонений развития. Необходимость ранней диагностики определяется важнейшим свойством нервной системы ребенка — пластичностью, т. е. нервная система молодого организма гибко реагирует на воздействие извне.

    Проблема диагностики умственной отсталости и отграничения ее от сходных состояний была отражена в трудах отечественных дефектологов (Л. С. Выготский, 1935; А. Р. Лурия, 1976; А. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, С. Д. Забрамная, 1981, 1995, 1998; Э. И. Леонгард, 1972; В. И. Лубовский, 1989 и др.).

    Значению своевременной коррекционной работы уделено много внимания в трудах Л. С. Выготского. Он показал, что в развитии ребенка есть возрастные периоды, в которые определенный процесс, конкретная функция формируются более быстро и, что особенно ценно, имеют высокий уровень внутреннего структурирования и богатые межфункциональные взаимосвязи. Ни в какой другой период добиться подобной полноценности практически невозможно.

    Исходными позициями для психолого-педагогического

    обследования детей раннего и дошкольного возраста явились

    положения отечественных психологов о том, что психика ребенка

    развивается через усвоение и присвоение общественного опыта в

    процессе активной деятельности ребенка. При этом учитывалось,

    что ведущей деятельностью в раннем возрасте является

    предметная, а в дошкольном — игровая, в недрах, которых и

    происходит развитие моторики, восприятия, мышления, речи.

    При подходе к отбору методик для психолого-педагогического

    обследования учитывался тот факт, что для ре

    возраста ведущим способом усвоения обще-

    ственного опыта является подражание действиям взрослого. Это возможно тогда, когда ребенок готов и может сотрудничать, т. е. у него имеется желание выполнять задание, предложенное взрослым.

    При оценке действий ребенка важной теоретической основой явилась концепция Л. С. Выготского о двух уровнях умственного развития: актуальном (достигнутом к настоящему моменту) и потенциальном (связанным с зоной ближайшего развития). Последний определяется способностью ребенка в сотрудничестве со взрослыми усваивать новые способы действий, поднимаясь, таким образом, на более высокую ступень умственного развития. При этом наличие более широкой зоны ближайшего развития у конкретного ребенка является особенно надежным (по сравнению с актуальным запасом знаний и умений) признаком успешности дальнейшего обучения, чем и определяется диагностическая значимость этого критерия при оценке умственных возможностей с точки зрения перспективы развития. Зона ближайшего развития не только является важным показателем перспектив развития ребенка под воздействием обучения, но и имеет большое дифференциально-диагностическое значение с точки зрения различения детей с задержкой психического развития и умственно отсталых.

    Предлагаемые методики направлены на изучение уровня познавательного развития детей раннего возраста 2—3 лет и дошкольного возраста 3—7 лет и позволяют определить основные параметры познавательного развития ребенка: принятие задания, способы его решения, обучаемость во время диагностического обследования, отношение к результату своей деятельности.

    Разносторонность диагностирования познавательного развития детей 2—7 лет позволяет обнаружить отклонения и определить стратегию коррекционного воздействия.

    Предлагаемый комплекс методик позволяет осуществлять контроль за ходом психического развития детей, воспитывающихся и обучающихся в различных условиях, и своевременно выявлять неблагоприятные факторы, влияющие на формирование их психики. Такой подход направлен на коррекцию познавательной деятельности, личностных качеств и готовность к школьному обучению.

    Данная работа основана на многолетнем опыте исследовательской и практической деятельности психолого-медико- педагогического консультирования детей раннего и дошкольного возраста в ГНУ «Институт коррекционной педагогики РАО».

    СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К ДИАГНОСТИКЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    — В отечественной детской психологии и дошкольной педагогике давно признана необходимость осуществления систематического контроля за ходом психического развития детей, так как в период раннего и дошкольного детства происходит активное формирование личности ребенка, которое непосредственно зависит от его социальных условий.

    Контроль за психическим развитием ребенка в целях своевременного обнаружения нарушений в онтогенезе дает возможность организовать работу по коррекции, компенсации и предупреждению вторичных отклонений в развитии. В связи с этим необходимо всестороннее изучение особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста, основных типов нормального и аномального развития в их многообразии.

    В последние годы в России начали работать психолого-медико- педагогические консультации (ПМПК). Эта служба в своей деятельности руководствуется Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим Законодательством об образовании Российской Федерации и проектом Типового положения о ПМПК.

    Вместе с тем деятельность ПМПК потребовала научного понимания возрастной диагностики психического развития, разработки принципов отбора методик для психологопедагогического обследования ребенка, а также параметров оценки психического развития. Эта проблема возникла в связи с тем, что во многих странах мира теория и практика в области диагностики психического развития ребенка сводится к традиционным принципам и методам, ориентированным на тестирование.

    Бесспорно, зарубежный опыт заслуживает самого внимательного отношения и изучения. Однако в нашей стране в силу многих причин он не может быть положен в основу диагностики психического развития детей. Принципиальным моментом, не допускающим прямого заимствования в этой области, является глубокое расхождение в понимании природы психического развития ребенка, его движущих сил и механизмов. В настоящее время в обла-

    сти психолого-медико-педагогической диагностики отечественные исследователи применяют комплексное возрастное изучение ребенка с учетом его социальной ситуации развития.

    Современные методы обследования с использованием вариантов диагностического обучения позволяют выявить нарушения у детей уже в раннем дошкольном возрасте. Данные дифференци- ально-диагностические методики имеют личностно ориентированную направленность и предполагают проведение социальнопсихологического анализа условий жизни и развития ребенка. Это, в свою очередь, дает возможность своевременно включить его в коррекционное обучение, направленное на предупреждение вторичных отклонений.

    При обследовании проблемных детей необходимо выявить структуру и степень первичных нарушений, а также вторичные отклонения в развитии. Специалисты должны учитывать, что при различных первичных нарушениях вторичные отклонения имеют сходный характер. Вместе с тем различные виды нарушений влияют на развитие ребенка, определяя его специфические особенности.

    Практика показывает, что диагностическое изучение детей с незначительными нарушениями нервной деятельности необходимо проводить как можно раньше, поскольку отклонения в этот период детства сначала проявляются на поведенческом уровне, а только потом — в учебной деятельности. Вследствие этого легкие мозговые дисфункции проявляются главным образом в школьном возрасте, когда клиническая картина становится выраженной, а психологические проблемы приобретают глубокий и генерализованный характер.

    В случаях неготовности ребенка к школе психолого-медико- педагогическая консультация составляет индивидуальную коррекционную программу его развития с учетом выявленных особенностей и индивидуальных возможностей к обучению. ПМПК должна помочь родителям в выборе образовательного учреждения в целях оказания коррекционно-педагогической помощи ребенку.

    Необходимо отметить важный аспект диагностической деятельности — это консультирование.

    На современном этапе развития консультативно-диаг- ностической службы работа должна быть направлена на активную пропаганду психологических знаний среди учителей, воспитателей и родителей, на разработку рекомендаций по организации коррек- ционно-педагогической работы с детьми и вопросов профилактики отклонений в развитии.

    В настоящее время важнейшей задачей данной службы

    является работа с родителями. Известно, что характер семейного воспитания оказывает большое влияние на становление образа «Я» в детском возрасте и позиции ребенка по отношению к миру. Именно в семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентации, установок, эмоционального отношения к другим людям» что создает основу для развития личности ребенка в целом.

    Например, в процессе обследования выделяется группа детей раннего и дошкольного возраста с невротическими и патохарактерологическими проявлениями в поведении — повышенной конфликтностью и агрессивностью, наличие которых осложняет межличностные отношения ребенка в коллективе сверстников. В отдельных случаях \ это связано с неблагополучными отношениями взрослых в семье, с отсутствием единых требований к воспитанию ребенка без учета его личностных, возрастных особенностей я потребностей.

    Служба психолого-педагогического консультирования позволяет наметить пути улучшения социальной ситуации развития ребенка, определить условия коррекции его личностных качеств, дает рекомендации по установлению правильных взаимоотношений в семье и коллективе сверстников.

    Успешность коррекционной работы, направленной на формирование адекватного типа семейного воспитания (в случае его нарушений), во многом определяется особенностями родительской позиции. Задачей работы с родителями является повышение уровня их психологической грамотности, компетентности в области психолого-педагогических знаний о закономерностях развития ребенка. Особую направленность в работе специалистов с родителями, воспитывающими детей с нарушениями в развитии, составляет разрешение их собственных личностных проблем, накладывающих отпечаток на характер семейного воспитания.

    Работа с родителями осуществляется в двух формах — индивидуальной и групповой. При использовании индивидуальной формы работы у родителей формируются навыки сотрудничества с ребенком и приемы коррекционно-воспитательной работы с ним. При групповой форме даются психолого-педагогические знания об основах воспитания ребенка в семье, педагогические технологии взаимодействия родителей с ребенком.

    Основной целью психолого-педагогического консультирования является осуществление контроля за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса.

    С этой целью выделяются конкретные задачи психологопедагогического обследования детей:

    • раннее выявление отклонений в развитии, их коррекция и профилактика нарушений в поведении и деятельности;

    • выявление причин и характера первичных нарушений в развитии у обследуемого ребенка, а также определение степени тяжести этого нарушения;

    • выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка (личностных и интеллектуальных);

    • определение условий воспитания ребенка;

    • обоснование педагогического прогноза;

    • разработка индивидуальной программы коррекционной работы;

    • организация коррекционной работы с родителями и детьми.

    ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    В отечественной специальной психологии дифференциальная диагностика строится на основе комплексного психологопедагогического и клинического изучения ребенка.

    Специфика психолого-педагогического обследования заключается в системном анализе явлений детского развития. Это изучение социальной ситуации развития ребенка, рассмотрение иерархии деятельности и психологических новообразований в сфере сознания и личности ребенка. Решение любых проблем, касающихся развития, обучения и воспитания ребенка, не может быть успешным без внимательного рассмотрения их под углом зрения содержания и условий конкретного возрастного этапа, без учета закономерностей онтогенеза в целом.

    При разработке диагностических вопросов и проблем возрастного консультирования детей опорой являются теоретический базис и практический опыт, который накоплен в области возрастной и специальной психологии. Процесс психического развития ребенка рассматривается в системе понятий Л. С. Выготского: источник, движущие силы развития и условия воспитания. Такой подход отражает специфику психического развития человека как индивида по своей природе социального, активного и деятельностного. Индивидуальные формы психической деятельности формируются на основе процесса усвоения и присвоения ребенком опыта человеческих поколений, на основе овладения многообразными средствами и способа-

    ми ориентации в сфере человеческих отношений и предметной практики.

    Усвоение общественного опыта не сводится к приобретению ребенком знаний и умений или совокупности культурных навыков. Это гораздо более глубокий процесс, включающий в себя формирование потребностей и способностей ребенка как целостной личности.

    Общеизвестно, что психическое развитие ребенка есть единство биологического и социального факторов. На каждом возрастном этапе усвоение им человеческого опыта происходит различно, что в известной мере определяется степенью биологического созревания. На каждом возрастном этапе сочетание биологического и социального изменяется, вступает в новые взаимоотношения, что находит свое выражение в сочетании уровней физического и психического развития.

    Необходимым условием развития ребенка является полноценность и сохранность нейроанатомических структур, тонких физиологических механизмов мозговой деятельности (так же как и органов чувств, двигательной системы и, по сути дела, всех других функциональных систем организма). Необходимо подчеркнуть, что формирование морфофункциональных систем мозга, обеспечивающих высшую нервную деятельность, возможно лишь при условии развития соответствующей специально организованной активной деятельности ребенка, имеющей выражение во внешней среде. Только в этом случае нормально функционирующий мозг открывает возможность для формирования любой специфической способности человека.

    Усвоение общественного опыта происходит в процессе активной деятельности самого ребенка — общения, предметной деятельности, игры, учения и др. В противоречиях, порождаемых собственной активностью ребенка в мире, и заключены подлинные движущие силы его развития. 13 то же время для анализа процессов индивидуального развития особенно важно то, что структура деятельности ребенка может быть качественно различной, при этом та или иная организация складывается не спонтанно и самопроизвольно, а в зависимости от определенных социальных условий. К числу таких условий, необходимых для психического развития и потому требующих в индивидуальном психологическом анализе первостепенного внимания, как известно, относится общение. Начиная с самых ранних этапов онтогенеза, оно приобретает личностный характер и предполагает возможность тесного практического взаимодействия ребенка со взрослым.

    В соответствии со сменой возрастных этапов развития у ребенка на первом этапе формируются совместные дей-

    ствия со взрослыми, на втором — по подражанию. Впоследствии они уступают место самостоятельной деятельности и со временем приобретают характер творчества. Поэтому при консультировании перед родителями раскрываются те или иные особенности ребенка, отражающие конкретную систему его взаимоотношений со взрослыми. Связи между ребенком и взрослым не являются раз и навсегда данными, так как для психического и личностного развития ребенка необходима своевременная их перестройка на каждом возрастном этапе. Например, в младенческом возрасте ведущим является эмоционально-положительное общение ребенка со взрослым, формой проявления которого становится «комплекс оживления». В дальнейшем оно сменяется предметнодейственным, а затем и речевым общением.

    Психическое развитие ребенка и становление его личности теснейшим образом связаны с процессом обучения и воспитания. Известно, что формирование представлений об окружающей действительности происходит двумя путями: стихийнопрактическим взаимодействием ребенка с окружающим миром и со сверстниками и целенаправленным обучением, организованным взрослым. Оба пути — каждый по-своему — вносят свой вклад в организацию психики ребенка. Таким образом, возникает необходимость анализа всех его представлений об окружающей действительности. Значение оптимальных способов организации активности ребенка взрослым нередко превосходит роль природных способностей, и, напротив, самые благоприятные предпосылки могут остаться нереализованными при отсутствии адекватных форм организации самостоятельной деятельности и общения ребенка.

    Итак, основной подход генетической теории, определяющей стратегическую линию разработки многих практических вопросов, состоит, исходя из положений прикладной детской психологии, в осуществлении контроля за ходом и содержанием, а также за условиями психического развития ребенка и в оказании помощи по организации оптимальных форм его деятельности и общения.

    Дошкольное детство — большой и ответственный период психического развития ребенка. Это возраст первоначального фактического формирования личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции, формируются сложные виды деятельности, например игра, общение со взрослыми и сверстниками, но и закладывается фундамент познавательных способностей. В личностной сфере формируются иерархическая структура мотивов и потребностей,

    пощая и дифференцированная самооценка, элементы воле-|и>й регуляции поведения. Активно усваиваются нравст-пгмпые формы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структуры развития дошкольника может решающим образом сказаться на всем мин ьнейшем ходе развития ребенка.

    1С важным особенностям дошкольного возраста можно ¦ >гнести то обстоятельство, что многие неблагоприятные члрактеристики ребенка носят латентный характер. С одной стороны, некоторые нежелательные проявления ока-и.шаются преходящими, временными и постепенно, по мерс кзросления, ребенок теряет их, а с другой стороны, именно к концу дошкольного возраста у ребенка складыинются устойчивые особенности личностного реагирования, происходит выстраивание иерархии мотивов и ценностей. Полое того, многочисленные факты свидетельствуют о том, что если соответствующие интеллектуальные или эмоциональные качества по тем или иным причинам не получают должного развития в раннем возрасте, то впоследст-II и и преодоление такого рода недостатков оказывается

    .целом трудным, а подчас и невозможным.

    Современный подход к диагностике развития детей раннего и дошкольного возраста опирается на положения отечественной психологии о том, что в основе развития ребенка лежит овладение им разными видами познавательных ориентировочных действий, ведущее место среди которых занимают перцептивные и мыслительные. Образование перцептивных и мыслительных действий у детей происходит посредством интериоризации внешних, материальных, ориентировочных действий, когда, обследуя предметы, некоторые природные явления, они выделяют их свойства и устанавливают отношения между ними посредством различного рода реальных манипуляций. В свою очередь, внешние ориентировочные действия либо возникают внутри практической деятельности в результате преобразования практических действий в побуждающие, ориентировочные, либо усваиваются ребенком в ходе обучения.

    На каждом возрастном этапе ребенок овладевает познавательными действиями определенного типа. Итак, умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику. Последняя в конечном счете определяется более общей логикой развития личности ребенка, изменением места, занимаемого им в системе общественных отношений, и сменой видов деятельности, внутри которых формируются познавательные действия.

    Развитие восприятия включает в себя два взаимосвязанных аспекта: с одной стороны, формирование и совершенствование представлений о разновидностях каждого

    свойства предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов; с другой — формирование и совершенствование самих перцептивных действий, необходимых для исполь зования эталонов при анализе свойств реальных предме-1 тов. Особый интерес для нас представляли данные, каса-1 ющиеся типов перцептивных действий, складывающихся! в раннем и дошкольном детстве.

    Таким образом, в основе психолого-педагогической ди-1 агностики детей раннего и дошкольного возраста лежит идея понимания познавательных психических процессов как ориентировочных действий, направленных на обследование предметов и явлений, выяснение и запечатление их свойств и отношений. Именно ориентировочное познавательное действие является основной структурной единицей познания.

    Известны несколько типов перцептивных действий, различающихся в зависимости от особенностей соотношения между свойствами обследуемых предметов и применяемыми в процессе обследования сенсорными эталонами.

    Для дошкольного возраста в развитии познавательных действий характерна система показателей умственного развития ребенка, включающая степень сформированности пяти типов познавательных действий: трех типов перцептивных (целенаправленные пробы, практическое примери-вание, зрительная ориентировка) и двух типов интеллектуальных (образное и логическое мышление).

    Современная диагностика нарушений в развитии детей учитывает ряд принципов, важнейшим из которых является

    принцип комплексного подхода к изучению ребенка. Он означает требование всестороннего обследования и оценки особенностей развития ребенка и охватывает не только познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, неврологический статус, соматическое состояние. Следовательно, психолого-педагогическое изучение ребенка составляет органическую часть диагностической системы, часть комплексного подхода к обследованию ребенка.

    Диагностика познавательного развития детей показывает их реальные достижения, сложившиеся в ходе воспитания и обучения, с учетом ведущей роли обучения для развития психики. При этом следует иметь в виду, что в случаях нарушений в психическом развитии необходимо применять не только метод психолого-

    педагогического эксперимента, но и другие методы: изучение

    истории развития ребенка, наблюдение за его поведением и игрой; в более сложных случаях необходимо клиническое, нейрофизиологическое , патопсихологическое и другое изучение.

    Следующим важным положением современного подхода к

    studfiles.net

    Смотрите так же:

    • Убийство матерью новорожденного ребенка пленум Убийство матерью новорожденного ребенка Дипломная работа - Юриспруденция, право, государство Другие дипломы по предмету Юриспруденция, право, государство 1. Пожалуйста введите слова с картинки: щего признака), не было предусмотрено. В связи с этим судебно-следственная практика вынуждена была квалифицировать данные случаи по ст. 103 УК […]
    • Речь дошкольника авторы Речь дошкольника авторы Педагогический совет на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: Анализ усвоения программного материала детьми дошкольного возраста показывает, что на протяжении последних трёх лет наблюдается снижение такого параметра речевого развития детей, как «развитие словарного запаса». […]
    • Развитие памяти у ребенка 4 лет Выпуск 7. Как развить память у ребёнка — игры и упражнения на внимание Авторская колонка Наталии Рой о раннем развитии «Умнички». Память — загадочная и не до конца изученная функция головного мозга. Дети, обладающие хорошей памятью, быстро и легко запоминают материал. Учёба даётся им легко, успех окрыляет, школа не кажется тяжкой […]
    • Бронхи лечение у детей Симптомы и комплексное лечение острого бронхита у детей Острый бронхит у детей выявляется при присутствии воспалительного процесса во внутренней части бронхов, выстланной слизистым эпителием. Болезнь в острой форме может иметь инфекционную, токсическую, аллергическую, либо физико-химическую природу, но всегда развивается вследствие […]
    • Развитие речи у детей до 2 лет Речевое развитие детей 1,5-2 лет Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим о речевом развитии детей 1,5 – 2 лет. Статью подготовила логопед Елена Барышева. Все статьи по развитию речи можно найти в рубрике «Развитие и коррекция речи». Развитие речи детей от 1,5 до 2 лет Возраст от полутора до двух лет ознаменован относительным […]
    • Активизация словаря детей младшей возрастной группы тема самообразования Отчет по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» Отчет по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2013-2014 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря […]
    • Мультики для развития детей от года Развивающие мультики для детей от 1 до 3 лет смотреть онлайн - Сайт для детей и о детях Диего вперед развивающий мультфильм, который очень похож на Дашу Следопыта. Диего понравится Вам и Вашему малышу потому, что его сюжет основан на доброте и любви к животным. Этот интерактивный мультик не даст ребенку заскучать, он будет активно […]
    • Формирование творческой личности самообразование Самообразование как условие профессионального роста педагога Самообразование как условие профессионального роста педагога Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо […]