Факторы формирования личности. Основная характеристика

Проблеме развития и социализации человека посвящено большое количество научных исследований и трудов в области психологии. В целом, ученые сходятся во мнении, что существуют следующие факторы формирования личности:

  • генотип человека;
  • социальная среда;
  • активность в деятельности и общении;
  • жизненный опыт;
  • природные факторы;
  • уникальный индивидуальный опыт.

Остановимся более подробно на их характеристике.

Генетические факторы формирования личности. Они являются основными на начальных этапах развития ребенка, поскольку получены еще при рождении. Дело в том, что наследственные особенности – это база для формирования человека. Речь идет о таких генетических качествах индивида, как способности, физические качества, тип и особенности нервной системы. Они, естественно, накладывают отпечаток на характер человека и способ его функционирования в окружающем мире. Генетическая наследственность будет во многом объяснять индивидуальность, отличие от других, поскольку не существует одинаковых субъектов с позиции наследственности.

Культурные факторы формирования личности. Любое цивилизованное общество обладает конкретным набором социальных правил, норм и ценностей. Они должны быть общими для всех членов данной культуры. Поэтому постепенно формируется модельная личность, воплощающая в себе такие особые принципы и ценности, которые общество должно привить каждому своему члену. Следовательно, в любом социуме при помощи культуры будет формироваться человек, который легко идет на контакты и сотрудничество. Если же будут отсутствовать такие эталоны, то это поставит субъекта в ситуацию культурной неопределенности.

Природные факторы формирования личности оказывают влияние на развитие человека. Является очевидным, что климатические условия воздействуют постоянно на поведение, участвуя в его становлении. Важным в этом процессе становится многое. Так, люди, которые выросли в различном климате, будут отличаться друг от друга. Достаточно сравнить жителей гор, степей и тропических джунглей. Окружающая природа влияет постоянно, благодаря чему изменяется личностная структура.

Самую большую группу составляют социальные факторы формирования личности. Дело в том, что только они способствуют тому, что человек становится человеком. Социальное окружение влияет на процесс социализации, благодаря которой индивид усваивает нормы группы и происходит формирование своего «Я». В результате создается уникальность каждого человека. Но формирование личности в процессе социализации имеет несколько различных форм: через подражание, развитие идеалов и так далее. Она может быть как первичной, протекающей в семье, так и вторичной, реализующейся в социальных институтах (дошкольных образовательных учреждениях, школах, колледжах, ВУЗах и трудовых организациях). При наличии неудачной социализации индивида к имеющимся культурным законам и нормам, у последнего могут развиться социальные отклонения, провоцирующие возникновение внутренних и внешних конфликтов.

Индивидуальные факторы формирования личности подразумевают наличие опыта человека. Сущность их воздействия заключается в следующем: каждый может попасть в разнообразные ситуации, в ходе которых он будет испытывать внешнее влияние. Последовательность подобных моментов уникальна для любого. Но в результате прохождения этих ситуаций каждый человек потом будет предвосхищать любые события, исходя из отрицательного или положительного опыта. Поэтому, если рассматривать основные факторы формирования личности, то основополагающим станет именно уникальный индивидуальный опыт.

fb.ru

Факторы развития и формирования личности

Человек не рождается личностью, он ею становится в процессе взаимодействия с социальной, природной, технической и технологической средой, с материальными и духовными обстоятельствами его жизни и деятельности.

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоятельства, к числу которых относятся следующие:

— макросоциосреда — общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей;

— микросоциосреда — это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студенческая группа, производственный, трудовой коллектив и т.д.;

— воспитание — специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных детских учреждениях, школьное, вузовское, производственное; трудовое, нравственное, эстетическое, политическое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и другое воспитание;

— деятельность — игра, учебная, производственно-трудовая, научная. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные се виды, социальные связи и отношения;

— социальное взаимодействие во всем многообразии его разновидностей, общение с другими людьми;

— на психическое (и биологическое также) развитие человека оказывают влияние и искусственная среда его обитания, современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-психологическая среда, которая создается современными радио-, теле-и другими техническими устройствами.;

— наряду с социальными обстоятельствами исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека.

— на психическом развитии человека сказывается и своеобразие функционирования его отдельных физиологических систем, состояние организма в целом.

— психическое развитие человека зависит также и от природных факторов: климатических, географических, геофизических, космических и других условий жизни и деятельности человека.

2.2 Понятие и сущность процесса социализации, ее этапы.

В существующих условиях социальной жизни наиболее актуальной выступает проблема, требующая включения каждого человека в единую социальную целостность и саму структуру общества. Главным понятием данного процесса и является социализация личности, которая позволяет каждому человеку стать полноценным членом общества.

Социализация личности – э то процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности. Это обусловлено социальной активностью каждого индивида. В результате данного процесса усваиваются все нормы каждой группы, проявляется уникальность каждой группы, индивид усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного функционирования в любом обществе.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Жизнь – это процесс постоянной адаптации, требующий непрерывных изменений и обновлений. Человек представляет собой социальное существо. Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

studfiles.net

Факторы социализации, формирования и развития личности

Ведущую роль в формировании личности играют социальные обстоя-тельства, к числу которых относят: макро — и микросреду, воспитание, деятель-ность, социальное взаимодействие и искусственную среду обитания человека (табл. 1).

Социальные факторы формирования и развития личности

Это общественный строй, государственное устройство, уровень развития общества и его возможности для обеспечения жизни и деятельности людей, особенности идеологического и другого воздействия на них средств массовой информации, пропаганды, агитации, социально-политическая, этническая, религиозная обстановка в обществе, место, вес, роль страны в системах международный связей и отношений и т.д.

Это среда непосредственного контактного взаимодействия человека: семья, дружеская компания, школьный класс, студен-ческая группа, производственный, трудовой коллектив, другие, ситуативные и относительно длительные взаимосвязи человека с социальной средой

Специально организованный процесс формирования и развития человека, прежде всего его духовной сферы. Выделяют воспитание семейное, в дошкольных учреждениях, школьное, вузовское, производственное, трудовое, нравственное, эстетическое, полити-ческое, правовое, экологическое, профессиональное, физическое и т.д.

Игра, учебная, производственно-трудовая, научная деятельность. В процессе деятельности, включаясь в разнообразные ее виды, социальные связи и отношения, человек овладевает социальным опытом и наращивает его, развивает свой творческий и физический потенциал, волю, характер, умения и навыки предметно-практи-ческих действий, поведения

Все многообразие его разновидностей и прежде всего общение с другими людьми

Искусственная среда обитания

Это современная техника, технологии ее производства и эксплуатации, использования, побочные продукты современных производств, та информационно-техническая среда, которая созда-ется современными радио-, теле- и другими техническими устройствами

Наряду с социальными обстоятельствами, исключительно большую роль в формировании и развитии личности, психики в целом, ее отдельных функций играют биологический фактор, физиологические особенности человека и в первую очередь особенности общих и специфических типов высшей нервной деятельности, своеобразие морфологии мозга, развития его отдельных функциональных структур, наличие тех или иных нарушений, аномалий в работе мозга, его отделов.

История исследований личности

Психология личности стала экспериментальной наукой в первые десятилетия нашего века. Ее становление связано с именами таких ученых, как А.Ф. Лазурский, Г. Оллпорт, Р. Кеттел и др. Однако теоретические исследова-ния в области психологии личности велись задолго до этого времени, и в истории соответствующих исследований можно выделить по меньшей мере три периода: философско-литературный, клинический и собственно экспери-ментальный.Первый берет свое начало от работ древних мыслителей и продолжается вплоть до началаXIXв.

В первые десятилетия XIXв. наряду с философами и писателями пробле-мами психологии личности заинтересовались врачи-психиатры. Они первыми стали вести систематические наблюдения за личностью больного в клиничес-ких условиях, изучать историю его жизни для того, чтобы лучше понять его наблюдаемое поведение. При этом делались не только профессиональные заключения, связанные с диагностикой и лечением душевных заболеваний, но и общенаучные выводы о природе человеческой личности. Этот период и получил названиеклинический. Вплоть до началаXXв. философско-литера-турный и клинический подходы к личности были единственными попытками проникновения в ее сущность.

Основными проблемами психологии личности в философско-лите-ратурный период ее изучения явились вопросы о нравственной и социальной природе человека, о его поступках и поведении. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т.п. Такое понимание личности отчасти сохранилось и до сих пор.

Указанное расширительное толкование личности имеет свои основания. Действительно, если признать, что личность есть понятие, характеризующее человека и его деяния в целом, то к нему должно быть отнесено все то, что сделано человеком, принадлежит ему, касается его. В художественном твор-честве, философии и других социальных науках такое понимание личности вполне оправдано. Однако в психологии, где существует множество других, отличных от личности понятий, наполненных научно-конкретным содержа-нием, данное определение представляется слишком широким.

В клинический период изучения личности представление о ней как об особом феномене было сужено по сравнению с философско-литературным периодом. В центре внимания психиатров оказались особенности личности, обычно обнаруживающиеся у больного человека. В дальнейшем было установ-лено, что эти особенности есть, но умеренно выражены практически у всех здоровых людей, а у больних, как правило, гипертрофированы. Это относится, например, к экстраверсии и интроверсии, тревожности и ригидности, затор-моженности и возбудимости. Определения личности врачами-психиатрами были даны в терминах таких черт, пользуясь которыми можно описать и вполне нормальную, и патологическую, и акцентуированную (как крайний вариант нормы) личность.

Такое определение само по себе было правильным для решения психо-терапевтических задач. Без тех качеств личности, которые в нем упоминались, не могло обойтись и любое другое психологическое определение личности. В чем же тогда состояла его недостаточность? В том, что такое определение для целостного описания психологии нормальной личности являлось слишком узким. В него не входили такие качества личности, которые при любых условиях, даже если они крайне выражены, всегда положительны, «нормальны». Это, например,способности, порядочность, совесть, честность и ряд других личностных свойств.

Экспериментальный период в исследованиях личности начался в тот момент, когда в изучении основных познавательных процессов уже были достигнуты существенные успехи. Он совпал по времени с общим кризисом психологической науки, одной из причин которого явилась несостоятельность психологии того времени в объяснении целостных поведенческих актов. Господствовавший в нем атомистический подход требовал разложения психологии человека на отдельные процессы и состояния. В конце концов он привел к тому, что человек оказался представленным совокупностью отдель-ных психических функций, из суммы которых трудно было сложить его лич-ность и понять более или менее комплексные формы его социального поведе-ния. Один из пионеров экспериментального подхода в изучении личности английский психолог Р. Кеттел сравнил ситуацию, сложившуюся к тому време-ни в психологии личности, с постановкой «Гамлета» без принца датского: в ней было все, кроме главного действующего лица – личности.

Вместе с тем в атомистической, функциональной психологии уже в то время широко применялись эксперимент и аппарат математической статистики. Новая область знаний – психология личности – в этих условиях не могла строиться на старой, умозрительной основе или на базе непроверенных, собран-ных в клинике единичных данных. Нужны были, во-первых, решительный поворот от больной личности к здоровой, во-вторых, новые, более точные и надежные методы ее исследования, в-третьих, научный эксперимент, отвечающий требованиям, принятым при изучении ощущений, восприятия, памяти и мышления.

Экспериментальные исследования личности в России были начаты А.Ф. Лазурским, а за рубежом – Г. Айзенком и Р. Кеттелом. А.Ф. Лазурский разра-ботал технику и методику ведения систематических научных наблюдений личности, а также процедуру проведения естественного эксперимента, в котором можно было получать и обобщать данные, касающиеся психологии и поведения здоровой личности. Заслугой Г. Айзенка явилась разработка методов и процедур математической обработки данных наблюдений, опросов и анализа документов, собранных о личности из разных источников. В результате такой обработки получались коррелирующие (статистически связанные) между собой факты, характеризующие общие, наиболее распространенные и индивидуально устойчивые черты.

Г. Оллпорт заложил основы новой теории личности, получившей наз-вание «теория черт», а Р. Кеттел, воспользовавшись методом Г. Айзенка, придал исследованиям личности, проводимым в рамках теории черт, экспери-ментальный характер. Он ввел в процедуру экспериментального исследования личности метод факторного анализа, выделил, описал и определил ряд реально существующих факторов, или черт личности. Он же заложил основы совреме-нной тестологии личности, разработав один из первых личностных тестов, названный его именем (16-факторный тест Кеттела).

Из всех определений личности, предложенных в начале эксперимен-тального периода разработки проблемы личности, наиболее удачным оказалось то, которое было дано Г. Оллпортом: личность есть прижизненно формирую-щаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических системчерт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение.

studfiles.net

Факторы развития человека и формирования личности

5.3. Факторы развития личности

Основными факторами развития личности являются наследственность, среда и воспитание.

Наследственность. Человек от рождения наделен природными задатками, т. е. предпосылками к тому или иному виду деятельности. В понимании этого вопроса психологи и педагоги опираются на данные хромосомной теории наследственности. Наследственной основой (генотипом) организма является сложная система относительно независимых элементов – генов. Материальной субстанцией генотипа служат хромосомы, в состав которых входят ДНК и белки. В основе действия гена лежит его способность определять синтез белков. Данное свойство генов оказывает существенное влияние на типологические свойства нервной системы, составляющие основу индивидуально-психологических различий.

Генетические предпосылки к определенному виду деятельности превращаются в процессе развития в способности человека – его индивидуально-психологические особенности, обусловливающие успех деятельности. Результат этого процесса зависит во многом от самого человека, его воли. При упорстве, трудолюбии он может многого достичь. Великий оратор Демосфен от природы был косноязычным. Чтобы преодолеть этот недостаток и выработать соответствующую дикцию, он в рот брал камни, уходил к берегу моря и часами говорил речи.

Благодаря настойчивости, труду можно развить слабые задатки. И наоборот, даровитые люди могут погубить свои таланты.

Среда. В сказке Р. Киплинга «Маугли» главным героем является мальчик, выросший среди зверей. Несмотря на то что Маугли был совершенно лишен человеческого воспитания, он все-таки стал человеком и совершил ряд подвигов.

Научные наблюдения свидетельствуют о другом. Дети, которых после длительного пребывания среди зверей удавалось возвратить к людям и поместить в специально созданные условия (медицинские и педагогические), резко отличались от сверстников. Они с трудом овладевали вертикальной походкой, их мышление, речь, эмоционально-волевые проявления, несмотря на длительное целенаправленное обучение и воспитание, были примитивными и оставались на уровне детского возраста.

Человек живет в конкретных общественно-исторических условиях, которые оказывают существенное влияние на его формирование.

Под средой понимается система жизненных условий и обстоятельств, в которых живет человек. Различаются следующие виды среды: а) географическая; б) домашняя; в) социальная.

Источником развития для человека служит не все то, что его окружает, а лишь то, что он активно усваивает. Для каждого человека складывается сугубо индивидуальная ситуация развития, и в качестве источников выступают не сами по себе средовые факторы, а его отношение к ним.

Воспитание. Воспитание планомерно поднимает человека на новые, более высокие ступени развития, «проектирует» развитие личности и поэтому выступает в качестве основного, определяющего фактора ее развития.

Воспитание осуществляется целенаправленно, по специальным научно обоснованным программам. Воспитательный процесс строится по определенной системе.

Функция воспитания сводится к развитию («запуску») в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Во многом человек – творец самого себя. При том что определенная программа индивидуального развития заложена уже на генетическом уровне (в том числе физическая и психическая предрасположенность), за человеком остается право развивать себя.

Не отрицая первостепенной роли воспитания в развитии личности, следует заметить, что не все люди поддаются апробированным в обществе развивающим и формирующим воздействиям. Одновременное комплексное влияние на развитие личности положительных и отрицательных факторов (прежде всего социального происхождения) расширяет диапазон мутаций психических новообразований, угрожающих здоровью отдельно взятого человека, нации, государства, планеты.

www.e-reading.club

§ 3. Факторы развития личности

Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей непохожими друг на друга. Детерминированная часть программы обеспечивает прежде всего продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохожде-ния, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются внешние и внутренние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. Генетически запрограммированы сочетание в организме различных белков, группа крови, резус-фактор.

К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов. По наследству передается ряд болезней и патологий (шизофрения, гемофилия, сахарный диабет и др.). Отрицательное влияние на потомство оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

Вариантная часть генетической программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению

условий его существования. Этим природа предоставляет человеку исключительную возможность для реализации своей человеческой потенции путем саморазвития и самосовершенствования.

Довольно сложной в педагогике и психологии является проблема наследования задатков, характеризующих предрасположенность к какой-либо деятельности. Задатки обусловлены структурно-функциональными особенностями головного мозга, органов чувств, речедвигательных органов, являются природными предпосылками развития способностей. Под способностями принято понимать такие индивидуально-психологические особенности личности, которые являются одним из важнейших условий успешного выполнения определенных видов деятельности. Яркое проявление способностей принято считать одаренностью или талантом.

Еще более сложным в педагогике является вопрос о наследовании способностей к интеллектуальной (познавательной, учебной) деятельности. Люди получают от природы высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил. Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Видный генетик академик Н. П. Дубинин считает, что для нормального мозга нет генетической обусловленности вариаций интеллекта и что распространенное мнение, будто бы уровень интеллекта передается от родителей к детям, не соответствует результатам научных исследований.

Особенно важен вопрос о наследовании нравственных качеств и психики. Ведущим положением отечественной педагогики долгое время было утверждение о том, что все психические качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Дети не наследуют нравственных качеств своих родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении. Каким станет человек, полностью зависит от среды и воспитания. Расшифровывая генетические программы, ученые не обнаружили ни генов добра или зла, ни генов агрессии или покорности, равно как и других генов, причастных к нравственности.

Однако в западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.). Российские ученые П. К. Анохин, Н. М. Амосов в последнее время также открыто высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

Человек становится личностью только в процессе социализации, т.е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества

духовное, социальное, психическое развитие происходить не может. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя (домашняя) и дальняя (социальная) среда. В понятие социальная среда входят такие общие характеристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Человек достигает более высокого уровня развития там, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте, оказывает домашняя среда.

Воздействие среды осуществляется стихийно и не в состоянии обеспечить решение многих задач, связанных с подготовкой человека к жизни, формированием его личности.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием.

Воспитание способствует развитию человека в соответствии с намеченной цели, оказывает воздействие на общее физическое развитие человека, под воздействием воспитания не остается неизменным и врожденный тип нервной системы, развиваются природные задатки, интересы, потребности, приобретаются знания, умения, навыки, формируются нравственные и другие качества и т.д.

Оказывая влияние на развитие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоянно опирается на достигнутый уровень развития. В этом состоит сложная диалектика взаимоотношений развития и воспитания как цели и средства. Эффективность воспитания определяется уровнем подготовленности человека к восприятию воспитательного воздействия, обусловленного влиянием наследственности и среды.

Продолжением и развитием воспитания является самовоспитание. Человек создается не только воспитательным влиянием родителей, учителей, прессы, телевидения, но и воспитывает себя сам. Воспитания без участия в нем самого ребенка не существует.

Самовоспитание — сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование самой личности.

Все люди имеют общие этапы становления и развития, но темпы их прохождения различны. Для работы над собой человеку необходима определенная готовность. Наличие таких качеств как целеустремленность, самокритичность, требовательность к себе, восприимчивость к воспитатель

ным воздействиям. Потребность в самовоспитании является высшей формой развития личности. Ведущим компонентом содержания самовоспитания является формирование волевых и нравственных качеств.

Выберите верный вариант ответа.

представитель человеческого рода безотносительно к его качествам

Понятие «личность» характеризует:

a) биологическую сущность человека;

b) психологическую сущность человека;

c) физиологическую сущность человека;

3. К признакам, характеризующим степень В. П. Тугаринову):

«Ядром» личности является:

b) сознание и самосознание;

Наследственность, среда, воспитание

a) условия развития личности;

b) средства формирования личности;

c) факторы развития личности; о!) причины развития личности; Социальные свойства и качества:

a) являются врожденными;

b) формируются при жизни;

c) передаются по наследству;

о) общественную сущность человека; е) физическую сущность человека.

развития личности, не относятся (по

о) биологические особенности; е) привычки поведения.

е) методы развития личности.

0) являются результатом психического развития;

е) являются результатом физического развития.

и внешняя активность человека, регулируемая сознаваемой целью,

а) общение; Ь)деятельность; с) потребность;

Сознательная, целенаправленная и самостоятельная деятельность, возникающая в результате взаимодействия личности со средой, влияющая на развитие и совершенствование самой личности, — это:

о)активность; е) свобода.

о)формирование; е) развитие.

Результат развития личности, ее становление, приобретение совокупности устойчивых социальных свойств и качеств — это :

а) образование; Ь)воспитание; с) формирование;

texts.news

Смотрите так же:

  • Пенсии семьям с детьми Правила и сроки перерасчета пенсии после увольнения работающего пенсионера С 2016 года работающим пенсионерам не полагается индексация пенсии на процент ежегодной инфляции. Для увеличения размера выплаты требуется подать на расчет, чтобы перейти в статус неработающих. Прирост произойдет и в результате изменения величины страхового […]
  • Собес пособие по уходу за ребенком Вопрос 10. Пособие по уходу за ребенком в собесе? Назначение и выплата пособия осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица, кроме следующих случаев: Если страхователь зарегистрирован на территории субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, назначение и выплата пособия […]
  • Упражнения на развития внимания для детей Упражнения на внимание для детей 5-10 лет Под вниманием понимается способность человеческого мозга из потока информации отбирать ценное и выбрасывать ненужное. Это умение фиксировать мысли на объекте. Неразвитое внимание у ребёнка тормозит процесс обучения в школе, усваивание новых знаний и развитие в целом. Объём характеризуется […]
  • Почему у ребенка кашель ночью Что делать, если ребенок кашляет по ночам, а днем нет Ситуация, когда ребенок кашляет по ночам, а днем нет, — вызывает беспокойство родителей. Это может быть симптомом специфической болезни легких или горла, либо рефлекторный спазм бронхов при простуде. Такое состояние вредно и сигнализирует о проблемах со здоровьем в том случае, когда […]
  • Занятие по рисованию для детей старшего дошкольного возраста Конспект занятия по рисованию для детей старшего дошкольного возраста «Елка – колючая иголка!» «Елка — колючая иголка!» для детей старшего дошкольного возраста (Данный материал будет полезен воспитателям старших и подготовительных групп, конспект деятельности направлен на ознакомление детей с новой техникой рисования […]
  • Почему ребёнок боится оставаться один Если ребенок боится оставаться один в комнате… О причине детских страхов подробно шла речь в прошлых статьях. Родителям будет полезным узнать, почему дети начинают бояться и что во многом зависит от самих взрослых. Сегодня речь пойдет о ситуации, когда ребенок боится оставаться один в своей комнате. Зачастую этому страху […]
  • Прополис при лечении кашля у детей Лечение кашля у детей и взрослых прополисом — полезные советы, рецепты Прополис — это ценный продукт отрасли пчеловодства, имеющий массу полезных характеристик. В его составе обнаружены полезные вещества, витамины с минералами, кислоты, эфиры, ферменты, защищающие организм от инфекций, простудных заболеваний, бактерий. Широко […]
  • Что должен совершить новорожденный ребенок маори Что умеет ребенок в 4 месяца Развитие ребенка в 4 месяца - что должен уметь? Заботливые родители внимательно следят за здоровьем и развитием крохи с самого рождения. Они наверняка отметят, что в первый год своей жизни малыш будет ежедневно удивлять их новыми достижениями. Молодым мамам полезно вести дневник, в котором нужно отмечать […]