«Здоровье детей дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №45

«Здоровье детей дошкольного возраста»

Воспитатель высшей категории

Кемерово 2016 г.

Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Следует помнить о том, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников здоровьесберегающим технологиям сохранения и укрепления здоровья приведут к положительным результатам. Что же это такое? Здоровьесберегающие технологии – это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных мероприятий.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение — важнейшие условия организации педагогического процесса.

К основным направлениям оздоровительной деятельности в нашем детском саду мы относим:

организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;

организацию здорового сбалансированного питания; обеспечение психологической безопасности детей во время пребывания их в детском саду;

организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками; физическое воспитание детей.

Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо следующее:

1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни.

Привитие детям гигиенических навыков.

Простейшие навыки оказания первой помощи (при ушибах и ссадинах).

Физкультминутки во время занятий.

Специально организованные занятия оздоровительной физкультуры

Массовые оздоровительные мероприятия.

Упражнения для глаз.

2. Работа с семьей.

Пропаганда здорового образа жизни.

Выступления на родительских собраниях.

Проведение совместных мероприятий.

3. Работа с педагогическим коллективом.

Проведение семинаров – практикумов.

Посещение занятий направленных на здоровьесбережение.

4 . Создание условий и развивающей среды.

Изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Разработка отдельных оздоровительных комплексов.

Необходимым условием для полноценного развития детей, подготовки их к жизни является целенаправленная работа по развитию эмоциональной отзывчивости и гуманности детей, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности, по физическому воспитанию детей, формированию здорового образа жизни. Поэтому, приоритетным направлением работы педагогического коллектива стало укрепление физического и психического здоровья наших воспитанников.

работа является результативной и организуется в определенной последовательности:

формирование устойчивого интереса к физкультурным занятиям, через игры, упражнения;

целенаправленное развитие силы, ловкости, выносливости, смелости;

способствование хорошему самочувствию и стабильной активности каждого ребенка, развитие его адаптационных возможностей;

— проведение одного занятия на свежем воздухе;

в течение летнего оздоровительного периода проводится работа по закаливанию: солнечные и воздушные ванны, босоножье.

постоянное осуществление медико-педагогического контроля за развитием у детей правильной осанки, координации движений, двигательной активности.

Задачи физического воспитания решаются в разных формах работы:

•система профилактических оздоровительных мероприятий;

•спортивные праздники; развлечения, досуги;

• совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка.

Особое внимание в ДОУ уделяется физкультурным занятиям, как одному из важнейших условий воспитания здорового ребенка. Систематическая работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, тематические физкультурные занятия, занятия на свежем воздухе. Спортивные праздники, развлечения помогают решению задач оздоровления детей.

Решая задачи физкультурно-оздоровительной работы в саду, мы опираемся на принцип единства взаимодействия:

Родители > ребёнок > педагог.

Большое внимание педагогический коллектив уделяет закаливающим процедурам, так как закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводятся в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

В ДОУ осуществляется дифференцированный отбор видов закаливания:

• упражнения после сна (в постели) для детей 1 младшей группы;

Главным условием для нормального гармоничного физического и нервно-психического развития является организация рационального питания детей. Данному вопросу в детском саду уделяется особое внимание. В ДОУ имеется вся необходимая документация по питанию, которая ведется по форме и заполняется своевременно. Питание детей находится под постоянным контролем медсестры, которая ежедневно ведет учет калорийности, следит за выполнением натуральных норм питания.

Анализ состояния питания детей ДОУ показал, что натуральные нормы питания соблюдаются, калорийность соответствует норме.

Сложившаяся в ДОУ система воспитательно — оздоровительной работы с детьми постоянно совершенствуется с учетом дифференцированного подхода для каждого возраста. У большинства детей адаптация к условиям детского сада проходит в средней и легкой форме. Педагоги групп осведомлены о состоянии здоровья детей, об особенностях ухода и присмотра за ними.

Таким образом, комплекс оздоровительных мероприятий в ДОУ, направленных на укрепление организма и развитие движений детей благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

С целью реализации программы оздоровления в детском саду мы создали условия для укрепления здоровья детей, гармоничного физического развития.

Есть спортивная площадка, спортивный зал, которые оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка. Кроме этого в каждой возрастной группе оборудованы уголки двигательной активности, они также оснащены согласно возрасту всем необходимым оборудованием.

В каждый вид деятельности мы включаем упражнения, игры, которые направлены на укрепление и здоровьесбережение детей. Они проводятся в свободном темпе без принуждения. Дети, по каким либо причинам не желающие выполнять упражнения просто наблюдают или выполняют частично. Дозировка и темп зависит от возраста детей, настроения на данный момент.

Основными целями проведения здоровьесберегающих упражнений являются:

Осуществление профилактики простудных заболеваний.

Для предупреждения простудных заболеваний рекомендуется регулярно применять точечный массаж, массаж биологически активных зон, ушей, дыхательную звуковую гимнастику, которая проводится с помощью специально разработанных игровых упражнений – «Шарик», «Салют», «Трактор», «Упрямый ослик», «Плакса», игры на улучшение самочувствия у детей склонных к частым простудным заболеваниям, элементы йоги «Лёвушка», «Гора», «Дерево».

Проведение закаливающих процедур.

В нашем детском саду, начиная с младшего возраста, ежедневно проводится гимнастика после дневного сна, которая включает в себя воздушные ванны, также включаются корригирующие упражнения, массажи для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

Для массажей используем сосновые шишки, деревянные прищепки, яйца от киндер сюрпризов, деревянные палочки, мячи – ёжики, деревянные массажёры. Выполняем массажи спины, ног, стоп, рук, пальцев рук, живота, головы, массаж области груди, носа, ушей. Каждый массаж сопровождается стихотворными строками, которые создают положительный эмоциональный настрой, что повышает оздоровительный эффект. Это такие массажи как: «Снеговик», «Крокодил», «Строим дом», «Поиграем с ушками», «Поиграем с носиком», «Буратино», «Чебурашка».

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.

Оборудован физкультурный зал, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе.

Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием: кварцевые лампы, маячный кварц, бактерицидные лампы.

Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.

План работы по здоровьесбережению Адаптация к условиям ДОУ образовательных технологий («Развивающая педагогика оздоровления» В.Кудрявцева, «Я и мое здоровье» Т. Тарасовой др.)

Разработка системы мероприятий по тематике здоровьесбережения

Составление перспективных планов по ОТ и здоровьесбережению

Информационное обеспечение в родительских уголках

Участие в семинарах, МО, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей

Медико-педагогические совещания по проблемам адаптации старших дошкольником к обучению в школе

Организация контакта, заключение договоров, составление планов совместной работы со школой

2. Соответствие инфраструктуры ДОУ условиям здоровьесбережения воспитанников

Консультирование пед. процесса по вопросам здоровьесбережения

Контроль состояния здания и территории, за соответствием требованиям санитарных правил, пожарной безопасности, БДД

Совершенствование предметно-развивающей среды ДОУ, внедрение новых эффективных моделей

Приобретение необходимого оборудования: аромалампа, спортивные мячи, мебель и т.п.

Осуществление ремонта пищеблока, групповых комнат, спортивной площадки

Пополнение среды нестандартным оборудованием: массажные коврики, зрительно-телесные тренажёры

Приобретение настольных, дидактических игр

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ (соблюдение ТБ при организации учебного процесса и свободного времени, своевременный ремонт мебели)

Проведение обучающих семинаров для сотрудников по формированию культуры здоровья, использованию здоровьесберегающих методов и технологий ( с приглашением специалистов из др. организаций)

Октябрь, январь, май

3. Рациональная организация образовательного процесса

Изучение и использование в работе эффективных технологий и методик оздоровления («Здоровье» В.Г. Алямовской, «Здоровый дошкольник» Ю.Ф. Змановского, «Развивающая педагогика оздоровления» В.Г. Кудрявцева по инновационной деятельности)

Упорядочение учебной нагрузки и активного отдыха детей (сокращение количества коллективных занятий, введение каникул, гибкий график занятий)

Разработка планов оздоровления и осуществления контроля за выполнением оздоровительных мероприятий, физическим развитием детей

Создание здорового микроклимата в коллективе взрослых и детей

Реализация Программы здоровьесбережения на 2010-2015гг.

Организация учебно-воспитательного процесса: соблюдение максимально-допустимого количества учебного времени в день, длительность занятий и перерывов между ними; наличие здоровьесберегающих моментов в ходе занятия и др.

Воспитатели, ст. воспитатель

4. Организация физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы

Развлечения и досуги «Правил дорожных…», «Огонь – друг и враг», «Учим правила движения…»

Обеспечение здорового ритма жизни: щадящий режим в адаптационный период, гибкий режим, психологический фон занятий

Физические упражнения: утренняя гимнастика, физкультурно-оздоровительные занятия, спортивные игры, пешие прогулки и т.д.

Световоздушные ванны: проветривание помещений, сон при открытых фрамугах, прогулки, температурный режим в помещении

Активный отдых: развлечения и праздники, игры-забавы, дни Здоровья, каникулы

5. Организация системы просветительской и методической работы

Лечебно-профилактические мероприятия: закаливание (солнечные и воздушные ванны, ходьба босиком, игры с водой, оздоровительная гимнастика после сна); курсы профилактического лечения при подъёме простудных заболеваний (поливитамины, сироп шиповника, кварцевание помещений, полоскание горла и др.); точечный массаж

Консультации после прохождения детьми медицинского осмотра

Текущие инструктажи по ОТ и ТБ по охране жизни и здоровья детей и сотрудников

Организация выставок рисунков, выпуск листовок «Наша безопасность. Как вести себя дома и на улице»

Наглядная информация «Правил дорожных на свете немало…»

Моделирование ситуаций «Незнакомый предмет в здании»

Смотр-конкурс уголков по ОБЖ

1 раз в квартал

Воспитатели, мед. работник

6. Организация профилактики употребления психоактивных веществ воспитанниками

Строгий запрет на все медицинские фармпрепараты в ДОУ

Контроль педперсонала на недопустимость употребления воспитанниками лекарственных средств в ДОУ

7. Комплексное сопровождение системы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников

Организация качественного питания воспитанников в соответствии с требованиями санитарных правил с учётом сбалансированности рациона

Совместные мероприятия, проводимые с сотрудниками правоохранительных органов, физкультурного диспансера, санитарных служб

Совещания с педагогами школ по проблемам здоровьесбережения старших дошкольников

Углубленный медицинский осмотр с комплексной оценкой здоровья детей

8. Мониторинг сформированности культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников

Изучение состояния здоровья детей: определение групп здоровья; распределение детей по физкультурным группам.

Организация физиологического обследования детей

Проектирование оптимальной модели взаимодействия всех участников здоровьесберегающего воспитания

Анкетирования педагогов по проблемам в работе

Анкетирование родителей по вопросам здоровьесбережения

Комплексная диагностика физических качеств и физического развития дошкольников по программе

Ведение индивидуальных паспортов «Здоровья»

Заполнение медико-педагогических карт

Проведение мониторинга физических, медицинских, речевых показателей дыхания; группы ЧБД

Индивидуальная работа с с часто болеющими детьми по освоению основных видов движений

infourok.ru

Глава 2. Основы воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста

2.1. Задачи и содержание воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста

Что понимается под культурой здоровья детей дошкольного возраста?

Культура здоровья как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его сохранению и укреплению на уровне себя, другого и общества в целом; личностно и социально значимых способов деятельности, направленных на обретение физического, психического и социального благополучия, отсутствие болезней.

Ранний и дошкольный возраст — уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществление себя в них, обретается опыт.

Показателем культуры здоровья ребенка раннего и дошкольного возраста выступает его элементарная здоровьесберегающая компетентность как готовность решать задачи здорового образа жизни

и безопасного поведения, оказания элементарной медицинской и психологической помощи и самопомощи в непредвиденных и опасных для здоровья ситуациях, с одной стороны, и оформляющаяся позиция субъекта здоровьесозидания — с другой.

Критериями культуры здоровья в раннем и дошкольном детстве становятся:

— наличие ценностного отношения у ребенка к здоровью и жизни человека;

— наличие системных и устойчивых представлений о здоровье

и здоровьесберегающих правилах поведения, здоровом образе жизни;

216 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

— наличие умений и навыков здоровьесберегающей деятельности;

— проявление элементарной здоровьесберегающей компетентности;

— проявление позиции субъекта здоровьесозидания.

Какие задачи воспитания культуры здоровья решаются в педагогическом процессе детского сада?

Исходя из перечисленных критериев, охарактеризуем задачи и содержание воспитания культуры здоровья в каждой возрастной группе.

Младший дошкольный возраст

Задачи по становлению ценностного отношения у ребенка 3–4 лет

к здоровью и жизни человека следующие:

— развитие интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения;

— развитие интереса к изучению себя, своих физических возможностей (осанка, стопа, рост, движение, картина здоровья);

— поддержание положительного настроения ребенка на выполнение элементарных гигиенических процессов, радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов (чистые руки, хорошее настроение, красивая ходьба, убранные игрушки в группе, одежда сложена аккуратно, «я молодец» и т. д.).

Задачи по освоению системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни у детей 3–4 лет следующие:

— развитие представлений о человеке (себе, сверстнике и взрослом) и признаках здоровья человека;

— обогащение представлений о процессах умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих их;

— обогащение представлений о доступном ребенку предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования;

— развитие представлений о том, как позвать взрослого на помощь в опасных для здоровья и жизни ситуациях.

Задачи по формированию опыта здоровьесберегающей деятельности и основ здорового образа жизни у детей 3–4 лет следующие:

— развитие умения и навыков называть свое имя, говорить о себе от первого лица, выражать свои потребности и интересы в речи;

— совершенствование умения правильно совершать процессы умывания, мытья рук при незначительном участии взрослого, элементарно ухаживать за внешним видом, пользоваться носовым платком, туалетом;

— развитие умения элементарно помогать взрослому в организации процесса питания, навык правильно есть без помощи взрослого;

— развитие умения одеваться и раздеваться при участии взрослого, стремясь к самостоятельным действиям;

Раздел 1. Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста 217

— развитие умения ухаживать за своими вещами и игрушками при помощи взрослого;

— развитие умения переносить в игру правила здоровьесберегающего

и безопасного поведения при участии взрослого;

— развитие умения в опасных, сложных ситуациях позвать на помощь взрослого.

Средний дошкольный возраст

Задачи по становлению ценностного отношения у ребенка среднего дошкольного возраста к здоровью и жизни человека следующие:

— способствование становлению все более устойчивого интереса

к правилам здоровьесберегающего поведения, развитию самостоятельности детей;

— развитие здоровьесберегающей компетентности дошкольников. Задачи по освоению системных и устойчивых представлений о

здоровье и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни у детей 4–5 лет следующие:

— развитие устойчивых представлений о человеке (себе, сверстнике

и взрослом), об особенностях здоровья, правилах здоровьесообразного поведения в обществе;

— обогащение представлений об алгоритмах процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных действиях, сопровождающих эти процессы.

и основ здорового образа жизни у детей 4–5 лет следующие:

— развитие навыка элементарно описывать свое самочувствие; умение привлечь внимание взрослого в случае недомогания;

— развитие умения самостоятельно и правильно совершать процессы умывания, мытья рук, помогать в осуществлении этих процессов сверстникам, младшим детям; самостоятельно следить за своим внешним видом и видом других детей; помочь взрослому в организации процесса питания, откликаясь на его просьбы; самостоятельно есть, соблюдая культуру поведения за столом; самостоятельно одеваться и раздеваться, стремясь помочь сверстникам или младшим детям; элементарно ухаживать за своими вещами (вещами личного пользования) и игрушками, проявляя инициативность и самостоятельность;

— воспитание желания решать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья; умение выражать симпатию и проявлять сочувствие сверстникам, оказывать элементарную поддержку и помощь, если кто-то заболел, плохо себя чувствует;

— развитие умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения;

218 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

— развитие умения предупредить, избежать опасных для здоровья ситуаций; в случае их возникновения обратиться за помощью к взрослому, привлекая его внимание; выполнять инструкции взрослого в опасных для здоровья обстоятельствах.

Старший дошкольный возраст

Задачи по становлению ценностного отношения у ребенка старшего дошкольного возраста к здоровью и жизни человека следующие:

— способствование становлению устойчивого интереса к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения, развитию субъектной позиции детей в здоровьесберегающей деятельности;

— способствование наращиванию здоровьесберегающей компетентности дошкольников.

Задачи освоения системных и устойчивых представлений о здоровье

и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни следующие:

— закрепление и усложнение представлений о человеке (себе, сверстнике и взрослом), об особенностях здоровья, необходимости соблюдения правил здоровьесообразного поведения в обществе;

— совершенствование представлений об алгоритме процессов умывания, одевания, купания, еды, уборки помещения, атрибутах и основных самостоятельных действиях, сопровождающих эти процессы.

— закрепление навыков называть свое имя и имена сверстников, элементарно описывать свое самочувствие; умения привлечь внимание взрослого в случае неважного самочувствия, недомогания;

и т. д.) без напоминания взрослого;

— развитие умения выполнять бодрящую, дыхательную гимнастику

и гимнастику для глаз при участии взрослого;

— закрепление желания и стремления детей решать проблемные игровые ситуации, связанные с охраной здоровья;

— активизация умения самостоятельно переносить в игру правила здоровьесберегающего поведения;

— закрепление умения предупредить, избежать опасных для здоровья ситуаций; обращаться за помощью взрослого в случае их возникновения, привлекая его внимание; выполнять инструкции взрослого в опасных для здоровья обстоятельствах.

Раздел 1. Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста 219

Подготовительная к школе группа

Задачи по становлению ценностного отношения у ребенка подготовительной группы к здоровью и жизни человека следующие:

— воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, развитие мотивации к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей, общества в целом;

— поддержка веры ребенка в свои возможности и собственные силы, воспитание его как субъекта здоровьесберегающей деятельности и поведения.

Задачи по освоению системных и устойчивых представлений о здоровье и здоровьесберегающих правилах, основах здорового образа жизни следующие:

— дальнейшее обогащение и углубление целостных и системных представлений о том, что такое здоровье и как поддержать, укрепить

и сохранить его;

— развитие представления о внешних и внутренних особенностях строения тела человека; о правилах здоровья (режим дня, питание, сон, прогулка, культурно-гигиенические умения и навыки, навыки самообслуживания, занятия физкультурой и профилактика болезней); о поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье; о безопасном поведении в быту, на улице, на природе, в обществе; о полезных и вредных привычках; о поведении заболевающего и болеющего человека; о здоровом взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Задачи по формированию опыта здоровьесберегающей деятельности

и основ здорового образа жизни следующие:

— развитие умений самообслуживания и самостоятельного осуществления полезных привычек, элементарных навыков личной гигиены (вымыть руки, умыться, почистить зубы, прополоскать рот после еды, обтираться (с помощью взрослого), вымыть уши, причесать волосы

— дальнейшее развитие умения определять состояние своего здоровья (здоров или болен), а также состояние здоровья окружающих; назвать и показать, что именно болит, какая часть тела, какой орган;

— дальнейшее закрепление культуры приема пищи;

— развитие умений самостоятельно выполнять бодрящую (после сна), дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз;

— развитие навыка выполнять правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном уголке группы;

— развитие умения правильного пользования опасными бытовыми предметами: ножницы, иголки и прочее (под присмотром взрослого); бытовыми электроприборами (магнитофон, телевизор, компьютер, пылесос, утюг и др.) с помощью взрослого;

220 Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения

— обучение умению обратиться за помощью к взрослому при использовании пожароопасных предметов;

— развитие умения одеваться в соответствии с погодой, не переохлаждаясь и не утепляясь чрезмерно; правильно одеваться на прогулки и походы в лес;

— развитие умения различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно себя вести в лесу; проявлять осторожность при общении с незнакомыми животными;

— развитие умения соблюдать правила дорожного движения; вести себя в транспорте в соответствии с правилами перевозки;

— развитие умения держаться на воде, плавать, правильно вести себя на воде, на солнце;

— развитие умения самостоятельно организовать совместную деятельность с детьми в детском саду и на улице, соблюдая правила безопасного поведения;

— развитие умения действовать, осуществляя выбор стратегии поведения с позиции сохранения здоровья и человеческой жизни.

Задачи по развитию готовности решать здоровьесберегающие задачи, задачи здорового образа жизни и безопасного поведения следующие:

— в области задач разумного поведения в непредвиденных ситуациях: развитие умения позвать на помощь, обратиться за помощью к взрослому; объяснить, какую получил травму, что поранил, ушиб, где болит; слушаться указаний взрослого, выполнять инструкции; назвать домашний адрес, имена родителей и способы связи с ними (знать адрес и телефон); элементарно обезопасить себя от контакта с незнакомым человеком на улице;

— в области задач оказания элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи: развитие умения наблюдения за своим поведением и поведением других людей; сочувствия, сопереживания, поддержки, готовности пожалеть, успокоить; умения принимать помощь и сочувствие; объяснять ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий); оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью); разрешать конфликты между детьми, стремиться не провоцировать их; привлечь внимание взрослого к сложной ситуации.

Культура здоровья детей раннего и дошкольного возраста — это результат целенаправленного взаимодействия взрослого и ребенка, результат прежде всего воспитания. Свое начало культура здоровья ребенка берет в семье, в которой появляется новорожденный. И это предъявляет самые серьезные требования к культуре здоровья роди-

studfiles.net

Психическое здоровье детей дошкольного возраста

Ольга Шестакова (Тарасова)

Психическое здоровье детей дошкольного возраста

В дошкольном воспитании решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Но, в ней говорится, так же и о том, что «если забота о физическом здоровье ребенка в том или ином виде отражается во всех документах, регламентирующих работу воспитателя, то требование «психологического благополучия ребенка» звучало как бессмысленное словосочетание». Подчеркивается важность создания условий, обеспечивающих и физическое, и психическое здоровье ребенка.

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов (согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Под термином «психическое здоровье» мы понимаем состояние душевного благополучия, психического комфорта, обеспечивающего адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения деятельности. Психическое здоровье зависит от огромного числа факторов, которые сливаются в огромный поток информации и постоянно влияют на человека на протяжении всей его жизни (от зачатия до смерти). А. А. Чуркин (1995) выделяет факторы, влияющие на психическое здоровье, и приписывает им процентное выражение, в зависимости от силы их влияния. На 50-55% психическое здоровье зависит от условий и образа жизни, на 20-25% — от состояния окружающей среды, на 15-20% — от генных особенностей и лишь на 10-15% от деятельности учреждения здравоохранения эти факторы в той же пропорции влияют и на общее здоровье.

Организм психически здоров, если наблюдается его адаптивность и адекватность ко всему объему получаемой информации. Имея определенную и уникальную способность восприятия информации, у организма существуют резервы для защиты от неблагоприятных последствий, резких изменений количества и качества информации. Специфическими защитными механизмами, можно назвать минимальную способность воспринимать информацию детьми (самосознание личности формируется до 3-х лет, а так же стресс (это некий химический ответ на информационный дисбаланс среды). Определенный уровень стресса необходим для нормальной реакции организма, но при объеме выше оптимального стресс приводит к различного рода психическим нарушениям.

Обеспечение же психологической безопасности детей во время их пребывания в дошкольном учреждении предполагает предупреждение и устранение различного рода угроз и опасностей, способствующих возникновению психоэмоционального напряжения детей, снижающих их уровень естественной активности и настроения. Перечислим основные, на наш взгляд, причины кризиса психического равновесия ребенка — дошкольника, ведущего к психическим нарушениям, переходящих после на соматический уровень: действия педагога с недостаточной психологической подготовкой; неподготовленность детей к предлагаемым физическим и учебным нагрузкам; завышенные ожидания со стороны взрослых в отношении детей; отрицательная оценка воспитателя, заметим, невольно выраженная им в неконтролируемой реплике. Нерациональное, скудное питание, дефицит свободы движений, реакция организма на погоду, неправильная организация сна и отдыха. Вот, так мы считаем, не разрешение детских проблем может представлять угрозу психологическому благополучию малышей.

Психосоматика современного ребенка совершенно иная, чем у детей прошлых поколений. Дети имеют больший кругозор, больший словарный запас, эрудированны, начитанны. Но эти дети оказываются более незащищенными, неадаптированными перед степенью быстроразвивающегося потока информации. Степень «жестокости» этого потока увеличивается и ускоряется от социально-экономических условий жизни. Достигнув высокого уровня, она приводит среди всего положительного к дезорганизации природных основ эффективной жизнедеятельности растущей личности ребенка, кризису эмоциональности, а, как следствие, к стрессам, эмоциональной дисгармонии, отчужденности и незрелости чувств. Все эти проявления влекут к ухудшению состояния психического здоровья, росту показателей детской заболеваемости, детской смертности. Для нас не будет шокирующим известие о том, что рождается крайне мало здоровых детей. Причин много: болезни родителей, патологические беременности, родовые травмы, увеличение операций Кесарево сечения и т. д. Статус детской инвалидности (психические расстройства, врожденные аномалии, заболевания нервной системы) совсем не редкость. Кроме нарушений осанки, зрения к концу дошкольного возраста у детей наблюдается повышение случаев депрессий, агрессивности, тревожности.

И вот, здесь своей основной задачей мы выделяем просвещение родителей о наличии, предупреждении, да и вообще о существовании такой проблемы, как проблема сохранения психического здоровья их ребенка в уже дошкольном возрасте.

Первые признаки «психического нездоровья» могут появиться у младших дошкольников под влиянием разлуки с матерью, отцом, при поступлении в детский сад, помещении в санатории, больницу, дом ребенка. У детей старшего дошкольного возраста — под влиянием длительной неблагополучной обстановки дома (ссоры в семье, жестокое обращение, боязнь родителей, разводы родителей, неполные семьи, боязнь и неприятие воспитателей. И, как бич времени – отсутствие телевизионной культуры, бесконтрольный просмотр современных мультфильмов, компьютерных игр, только усугубляет положение. Утратило свою силу и актуальность совместное творчество родителей и детей, совместное времяпровождение, без присутствия новомодных гаджетов. Это выливается в длительное подавленное состояние, тоскливое настроение, ощущение неполноценности и недостаточности, однообразие представлений, заторможенность движений.

Среди психических болезней депрессии выходят на первое место и составляют 80% от общего числа психических расстройств. Депрессия как настроение, более или менее глубокого уныния, знакомо почти каждому взрослому человеку, пережившему кризис. Риск заболеть депрессией в течении всей жизни составляет 20%. Депрессия как расстройство отличается от депрессии как состояние или слишком большой продолжительностью и интенсивностью или же отсутствием стресса перед ее началом. Депрессивные расстройства у детей дошкольного возраста возникают гораздо чаще, чем их диагностируют. Их признаки (детские страхи, тревожность, неуверенность в себе) неоднократно описывались в работах А. Р. Лурия, Э. Л. Славина, Н. Вайзмана, А. Бобенко и др. В отличие от депрессий у взрослых, у которых она проходит на всех уровнях (интеллектуальном, эмоциональном и моторном, у детей симптомы этого заболевания «маскируются» многочисленными неприятными соматическими ощущениями или поведенческими нарушениями. Наиболее часто дети жалуются на боли в животе, головные боли, усталость, плохой сон, отсутствие аппетита и прочее. Они становятся капризными, плаксивыми, теряют интерес к играм, общению. Изменяется внешний вид ребенка: отмечаются бледность кожных покровов, вялость, шаркающая походка, они могут производить впечатление человека, страдающего тяжелым заболеванием.

Так, в рекомендациях педагогам по сохранению и укреплению психического здоровья дошкольников желательно включать то, что мальчики и девочки развиваются с определенными особенностями мышления, восприятия. Учитывая более высокую поисковую активность мальчиков и их эмоциональную чувствительность, излагать свои требования кратко и точно. Для девочек важно спокойно разобрать их ошибки, помнить об их эмоционально бурной реакции на критику. Когда капризничают мальчики, идет снижение активности левого, рационально – логического полушария, ругать за это – бесполезно и безнравственно. Девочки капризничают из-за усталости, истощения правого эмоционального полушария. Важно никогда не сравнивать детей. Обучая, не разрушать «врожденную грамотность». Наша оценка детей всегда субъективна. Край не важно не столь научить ребенка, а развить у него желание учиться. Для ребенка норма – ошибаться. Свои требования нужно превращать в желания ребенка. Самое важное – не навредить. К такой сложной работе по вопросам психического здоровья детей необходимо приобщать и родителей, так же обращаться за консультациями к педиатру, психиатру, психологу, дефектологу.

Насколько здоровье является жизненно важной ценностью для каждого из нас, помогут результаты анкеты-опросника «Что я, зная о себе, могу рассказать окружающим».

Цель: определение внешних причин кризиса психического равновесия человека. Участникам опроса предлагается вписать в 1-ую графу свои нравственные пороки, во 2-ую графу свои физические недомогания.

Анкета — опросник «Что я, зная о себе, могу рассказать окружающим».

Что я, зная о себе, могу рассказать окружающим. Предлагается разделить листа на 2 части:

Мои нравственные пороки. Мои физические недомогания

Участники вписывают в те сведения о себе, которые часто без принуждения обсуждаются у себя дома в кругу семьи, на работе с коллегами или в других общественных местах.

Что же оказывается принятым и приличным в нашем современном обществе? Не обсуждая с окружающими свои нравственные пороки, что естественно, мы можем говорить о своих болезнях всем, везде и всюду – этот уровень культуры каждый человек может оценить лично, обратившись к анкете. С неправильным, неточным и неполным пониманием определением «здоровье», с пассивным отношением к собственному здоровью, невозможно сформировать осознанное отношение к здоровью у наших воспитанников. Рассуждая о здоровье, мы чаще и легче говорим о физическом здоровье, а мало и с меньшим пониманием о здоровье психическом, в то время как одно без другого не существует и главной целью дошкольного образования обозначено «охрана физического и психического здоровья». Проблемы психического здоровья должны быть рассматриваемы внутри, а не вне человеческого существа, ведь она зависит от него самого и его сознания. К осознанию этого мы, взрослые и должны подготавливать и подводить детей.

Консультация «Психическое здоровье детей в ДОУ» Психическое здоровье детей, одно из составляющих физического здоровья и залог гармоничного и успешного развития личности. Нормальным психическим.

Психическое развитие детей дошкольного возраста Младший дошкольный возраст – возраст активного приобщения к воде, подготовки к занятиям плаванием. Важнейшими психическими новообразованиями.

www.maam.ru

Программа «Здоровье» для детей дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад №60 «Золушка»

приказ №____ от __________г.

для детей дошкольного возраста

г. Нижневартовск, 2014

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ.

Постановление Правительства РФ от 05.07.01 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (с изм. От 01.04.03).

Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования (нормативные документы и инструктивно-методические материалы Правительства РФ Минобразования РФ).

Приказ Минобразования РФ от 21.07.95 г. № 52-М «Об организации платных дополнительных образовательных услуг».

Приказ Минобрнауки «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013г. №1014.

Письмо Минобразования от 02.06.98 г. № 89/34-16 «О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий».

Письмо Минобразования РФ от 24.04.95 г. № 46/19-15 «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений».

Письмо Минобразования РФ от 14.03.00 г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные приказом Минобразованием РФ №448 от 22.08.96 г.

11. Региональные законы. Положение о региональной системе образования ХМАО.

12. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1. 3049 -13 от 15.05.2013 №26.

Администрация ДОУ, педагогический коллектив ДОУ.

Заведующая О.Г. Коктышева

Заместитель заведующего по воспитательной и методической работе О.С.Богданова

Педагогический коллектив ДОУ:

Н.М.Брагина, Н.Е.Дригерт, Л.А. Дубеко, Н.А.Клейменова.

Предоставление условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и успешного формирования ценностного отношения к здоровью у детей в условиях ДОУ; комплексная стратегия улучшения здоровья детей, повышение качества медико – социальных условий развития ребенка.

— сохранение и укрепление здоровья детей;

— формирование жизненно необходимых двигательных умений, навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

— создание условий для реабилитации потребности детей в двигательной активности;

— воспитание потребности в здоровом образе жизни;

— обеспечение физического и психического благополучия;

— воспитание культурно – гигиенических навыков;

— повышение компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения дошкольников

Ожидаемые конечные результаты

.- Обеспечение здоровья и здорового образа жизни

Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей;

снижение заболеваемости воспитанников, сокращение % часто болеющих детей;

— соблюдение санитарно — гигиенических, санитарно -медицинских норм;

— использование здоровьесберегающих технологий в образовательной работе с детьми;

— улучшение показателей уровня физического развития детей;

— повышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения детей.

за реализацией Программы

Контроль за реализацией программы осуществляет

Заместитель заведующего по ВМР

Этапы реализации Программы

1. Организационный (подготовительный):

1 квартал 2013г.

— изучение нормативно — правовой базы,

— создание развивающей среды.

2. Основной : 2013 — 2016 г..

— корректировка содержания программы.

3 . Итоговый: 4 квартал 2016 г.

Срок реализации Программы

3 года :2013-2016 г.г.

Цели и задачи реализации программы

Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы.

Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО

Основные тематические блоки программы «Здоровье» детей в ДОУ

Комплексная система оздоровительной работы. Ежегодные мероприятия по охране здоровья детей и формирование привычки к здоровому образу жизни.

Комплексная система физкультурно-оздоровительной работы

Система физкультурно – оздоровительной работы

Развивающая предметно-пространственная среда

Достижения детьми планируемых результатов освоения программы «Здоровье»

Схема управления Программы

Контроль за реализацией программы

Механизм реализации программы

1.1 Пояснительная записка

Я не боюсь еще и еще раз повторить:

Забота о здоровье – это важнейший труд

воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная

жизнь, мировоззрение, умственное

развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Формирование здорового поколения — одна из главных стратегических задач развития страны. Это регламентируется и обеспечивается рядом нормативно — правовых документов: Законом РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273, «СанПиНом 2.4.13049 – 13» , Указом президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в РФ» от 07.11. 1997г

№ 1175, «Конвенцией о правах ребенка».

Современная социально — экономическая ситуация в стране убедительно показала, что в последнее десятилетие отчетливо наблюдаются тенденции к ухудшению здоровья и физического развития детей. Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно — оздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.

Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Данная программа нацелена на организацию деятельности педагогического коллектива, которая должна способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, всестороннему физическому развитию детей.

Программа «Здоровье» представляет систему физкультурно- оздоровительных, закаливающих мероприятий.

Оздоровление детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений работы Министерства образования и Министерства здравоохранения РФ.

По статистическим данным, только 10% детей поступает в школу абсолютно здоровыми. Особенно актуальна проблема в сохранении детского здоровья для северных регионов России. Климат Ханты – Мансийского автономного округа создает дополнительные дискомфортные условия для жизни человека.

За последние годы состояние здоровья дошкольников постоянно ухудшается. В связи с этим проблемы сохранения и укрепления здоровья детей становятся особо актуальными во всех сферах человеческой деятельности, особенно в образовательной области.

Дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, о себе, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Задача педагогов детского сада воспитать в детях потребность бережного отношения к себе и своему здоровью. Ведь в основном человек рождается с большим запасом здоровья. И в течение жизни растрачивает его. Надо научиться, не только беречь этот неиссякаемый источник, но и пополнять его. И работу эту необходимо начинать именно в дошкольном возрасте.

Дошкольная образовательная система предусматривает реализацию образовательных и оздоровительных программ для детей дошкольного возраста.

Многие приобретенные болезни вызваны не только влиянием внешних факторов или наследственностью, но и связаны с условиями, технологиями обучения, организацией образовательного процесса. Серьезной проблемой является недостаточная подготовка педагогических кадров к использованию современных здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, отсутствия мотива у педагогов и детей к сохранению собственного здоровья.

Программа «Здоровье» разработана в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей, определяет стратегию деятельности дошкольного учреждения по вопросам укрепления и формирования ценностного отношения к здоровью, ориентирована на улучшение состояния здоровья каждого воспитанника.

«Здоровье – это не все, но все без здоровья – ничто» — повторяет человечество вслед за мудрецом Сократом уже более двух тысяч лет. Современное общество, колоссальные темпы его развития, информационные технологии настоятельно предъявляют с каждым днем все более высокие требования к человечеству и его здоровью.

В настоящее время родители предъявляют все больше требований к организации жизнедеятельности детей в детском саду. С целью определения приоритетных направлений в работе ДОУ, в сентябре — октябре мы провели анкетирование родителей и получили следующие результаты:

1.подготовка ребенка к школе: психологическая и социальная готовность к школе, развитие познавательных способностей — 78%;

2.развитие творческих способностей — 62%;

3.охрана жизни и здоровья ребенка — 58%.

Наиболее существенными для нашей проблемы являются противоречия между:

1. общественной потребностью в сохранении, укреплении и развитии здоровья дошкольников и реальной социально- экономической ситуацией;

2. стихийно — сложившимися и целенаправленно управляемым положительным опытом коллектива по оздоровлению воспитанников ДОУ;

3. между необходимостью повышения уровня здоровья воспитанников и отсутствием медико — педагогических условий;

4. между необходимостью осуществления эффективного управления оздоровительным процессом и отсутствием оздоровления.

Разрешение данных противоречий позволяет обосновать проблему: Полноценное здоровье ребенка невозможно без создания программы оздоровления.

Таким образом перед коллективом ДОУ встала задача доработки предыдущей программы, с учетом требований социума. Программы укрепления здоровья и современной коррекции имеющихся нарушений в психофизическом развитии ребенка.

Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья.

Для проведения целенаправленной работы по укреплению и сохранению здоровья детей, посещающих наше ДОУ, силами всех сотрудников создана программа «Здоровье» для детей дошкольного возраста, которая рассчитана на ближайшие 4 года.

В основу разработки Программы положен анализ результатов реализации программы «Здоровье» на 2010 — 2013 годы, исходной оценки всей системы физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ:

— анализ управленческой системы ( кадровый состав, профессиональный уровень педагогов, наличие системы медико-профилактического обслуживания),

— программно-методическое обеспечение (применение дополнительных программ, методические рекомендации, наработанный опыт ДОУ),

— материально-техническое обеспечение (помещения, оборудование),

— финансовое обеспечение (финансовые возможности ДОУ для реализации Программы),

— комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья)

— анализ результатов физической подготовленности воспитанников ДОУ,

— характеристика физкультурно — оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение здоровьесберегающих технологий).

Основные принципы Программы.

Эффективность работы обеспечивается соблюдением таких основных принципов, как:

— комплексность использования профилактических и оздоровительных технологий с учетом состояния здоровья детей, экологических, климатических и других условий;

— непрерывность проведения профилактических и оздоровительных мероприятий;

— максимальный охват всех нуждающихся в оздоровлении детей;

— преимущественное использование простых и доступных технологий и немедикаментозных средств оздоровления;

— инициативности и активности персонала ДОУ и родителей к проведению профилактических и оздоровительных мероприятий.

— научности (использование научно-обоснованных и апробированных программ, технологий и методик);

— доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей);

— сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);

— единства диагностики и коррекции (правильная интерпретация результатов диагностики; планирование способов, методов и приемов коррекции, развития и оздоровления на основе полученных данных);

— систематичности (реализация оздоровительных, профилактических мероприятий постоянно, систематично, а не от случая к случаю);

— оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка).

1.2 Цели и задачи программы

Предоставление условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста и успешного формирования ценностного отношения к здоровью у детей в условиях дошкольного образовательного учреждения; комплексная стратегия улучшения здоровья детей, повышение качества медико — социальных условий развития ребенка.

— Сохранение и укрепление здоровья детей;

— Формирование жизненно необходимых двигательных умений, навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;

— Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

— Воспитание потребности в здоровом образе жизни;

— Обеспечение физического и психического благополучия;

— Воспитание культурно — гигиенических навыков;.

— Повышение компетентности родителей в вопросах здоровьесбережения дошкольников.

Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками программы «Здоровье»

— Сохранение и укрепление психофизического здоровья детей.

— Соблюдение санитарно — гигиенических, санитарно — медицинских норм.

— Систематизация ранней диагностики, профилактических осмотров.

— Снижение заболеваемости, сокращение % часто болеющих детей.

— Улучшение показателей уровня физического развития детей.

— Улучшение спортивных сооружений на территории ДОУ.

— Использование здоровьесберегающих технологий в образовательной работе с детьми;

— Увеличение количества специалистов, владеющих здоровьесберегающими технологиями.

— Пповышение уровня компетентности родителей (законных представителей) в вопросах здоровьесбережения детей.

Муниципальное автономное образовательное учреждение №60 «Золушка» работает над проблемой физического развития, укрепления и сохранения здоровья детей, снижения простудной заболеваемости.

Решение задач укрепления и сохранения здоровья детей в детском саду должно достигаться системой лечебно — профилактической работы, разумной организацией жизни детей в группе, правильном чередованием различных видов деятельности, обеспечением рационального двигательного режима, бережным отношением к потребностям и желаниям каждого ребенка, эффективным использованием естественных природных факторов. При разработке программы развития «Здоровье», в ДОУ проводилась большая совместная работа по возможности и целесообразности использования комплекса физкультурно — оздоровительных мероприятий, где учитывалось мнение всех сторон:

— медицинских работников ДОУ, детской поликлиники

— органов СЭС, а также

— материально — технические условия

— кадровое и методическое обеспечение.

II . Содержательный раздел

2.1. Образовательная деятельность в соответствии с ФГОС ДО

Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно – двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

2.2 Основные тематические блоки программы «Здоровье» детей в ДОУ

infourok.ru

Смотрите так же:

  • Второй ребенок в семье выплаты 2016 в россии Выплаты за третьего ребенка в России в 2016 году Вопросы, касающиеся материнского капитала и выплат при рождении третьего ребенка, по-прежнему остаются для россиян актуальными. На данный момент самыми обсуждаемыми являются заявления со стороны властей, что сумма материнского капитала на третьего малыша в семье может быть увеличена до […]
  • Больничный на 1 день по уходу за ребенком Оформление больничного по уходу за ребенком бабушке Работодатель может быть не доволен сотрудниками, которые часто не выполняют свои обязанности и попросту отсутствуют на рабочем месте вследствие болезни детей. Действующее законодательство РФ дает возможность получить и использовать пособие, полагающееся в связи с временной […]
  • Какие документы нужны для снилс новорожденному ребенку Как получить СНИЛС для новорожденного и нужно ли это делать Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — сколько составляет и как получить Как оформить загранпаспорт для новорожденного — документы и порядок оформления Единовременное пособие при рождении ребенка в 2016 — сумма, как получить Доброго времени суток! Как […]
  • Старший дошкольный возраст родительское собрание Тема : « Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста » • Время проведения : 4 октября 2016 г • Форма проведения : беседа-диалог воспитателей с родителями детей старшей группы . • Цели : ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей старшей группы (5-6 лет) ;задачами воспитания и обучения ; […]
  • Почему мамы отказываются от своих детей Миграция: почему матери отказываются от своих детей? За 6 лет в Кыргызстан привезли 63 ребенка, от которых отказались в России женщины-мигранты. Только восьмерых из них взяли под опеку родители их матерей, а остальные были определены в детский дом. Жазгуль – одна из матерей, отказавшихся от своего ребенка и оставивших в роддоме. […]
  • Лечение грудных детей при поносе Что делать при поносе от антибиотиков у грудничка Дата публикации: 11 января 2016 . В наше время применение антибиотиков широко используется для лечения какой-нибудь инфекции ЖКТ. Врачи назначают их всем, даже самым маленьким. Но чем дольше осуществляется прием антибактериальных препаратов, тем выше растет риск развития осложнений. […]
  • Паспорт на новорожденного ребенка Как оформить загранпаспорт для новорожденного — документы и порядок оформления Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет — сколько составляет и как получить Единовременное пособие при рождении ребенка в 2016 — сумма, как получить Как получить полис ОМС для новорожденного — необходимые документы и порядок […]
  • Сайты развитие детей Раннее развитие детей 8-800-333-92-93 (звонок бесплатный) Если у Вас возникли вопросы о том, как размещать картинки, фотографии, аватары, подписи, детские линеечки, читайте здесь. НОВЕНЬКИЕ, вам сюда! Вс фев 25, 2018 11:56 pm Этот раздел предназначен для размещения главным редактором сайта - Леной Даниловой информации, обращенной к […]