Роль среды в формировании личности

В понятии «личность» раскрывается общественная сущность человека. «. Сущность человека, — писал К. Маркс, — не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Поэтому, рассматривая влияние среды на развитие человека, мы говорим о формировании его личности. Понятие же личность» включает в себя качества, которые формируются у человека под влиянием самых разнообразных взаимодействий с социальной средой.

Рассматривая влияние среды на развитие человека, марксистско-ленинская педагогика подчеркивает роль общества и контактов с людьми в становлении личности и прежде всего в развитии чисто человеческих задатков, на основе которых формируются речь, мышление, умение ходить. Так, у детей, оказавшихся с младенческого возраста в среде животных, эти задатки не развивались и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что, попадая в человеческое общество, такие дети или с трудом обучались формам общения с людьми, или так и не могли привыкнуть к образу жизни человека.

Когда говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную, т. е. определяемую совокупностью общественных отношений, свойственных данной общественно-исторической формации. В понятие социальной среды входят материальные условия жизни общества, его экономика, общественный и государственный строй, система производственных отношений и определяемый ими образ жизни людей.

Характеризуя советский образ жизни, Генеральный секретарь ЦК КПСС товарищ Л. И. Брежнев говорил на XXV съезде нашей партии: «Атмосфера подлинного коллективизма и товарищества, сплоченность, дружба всех наций и народов страны, которые крепнут день ото дня, нравственное здоровье, которое делает нас сильными, стойкими, — таковы яркие грани нашего образа жизни, таковы великие завоевания социализма, вошедшие в плоть и кровь нашей действительности».

К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: учебно-воспитательные учреждения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные, культурно-просветительные учреждения, общественные организации, массовые средства распространения информации и семья как основная ячейка общества.

Человек является продуктом социальной среды. Он подвергается ряду изменений в зависимости от изменения социальных условий. Личность человека отражает и особенности социальных условий его жизни, и его классовую принадлежность, и положение его класса в структуре общества. При коренном изменении социальных условий происходит изменение всего духовного облика человека.

Ярким примером этому служит формирование духовного мира человека в условиях социализма. Развитое социалистическое общество, построенное в нашей стране, представляет собой новую социальную среду, оказывающую огромное благотворное воздействие на развитие и формирование личности советского человека. Изменения, произошедшие в жизни народа после победы Октябрьской революции в ходе строительства социализма, столь значительны, что дают основание говорить о формировании в этих условиях нового типа личности — личности советского человека, или личности социалистического типа.

Советский человек — представитель советского народа. Советский народ — это новая историческая общность людей, сформировавшаяся в нашем многонациональном государстве в новых социальных условиях.

Процесс социализации человека, т. е. вхождение его в общество, установление социальных контактов, начинается с семьи. Роль семьи в процессе развития и формирования личности человека чрезвычайно велика. Семья создает определенные условия быта, культурную среду, влияет на развитие эмоциональной сферы, формирование первых социальных и нравственных представлений, становление характера человека. Положение ребенка в семье во многом определяется наличием или отсутствием других детей. Члены семьи и окружающие ребенка с детства взрослые заботятся об охране его жизни, общем укреплении здоровья, о контактах с окружающей действительностью, о защите его от нежелательных воздействий.

С поступлением ребенка в школу его социальные контакты становятся более интенсивными. В школе ребенок вступает в общение с коллективом товарищей в классе, в пионерской и комсомольской организациях, с коллективом учителей и воспитателей. В эти годы у него расширяются контакты с ребятами из внешкольных и других общественных организаций, с незнакомыми ранее людьми (в лагерях, в общественных местах и т. п.). В этот период активно формируются духовные интересы и потребности личности и особенно заметным оказывается не только воздействие школы, но и культурного окружения — театров, музеев, кинотеатров, библиотек. В этот период значительно расширяется социальный опыт детей. Ребенок вместе с родителями или с товарищами по школе бывает в разных концах нашей страны, и эти путешествия оставляют яркие, запоминающиеся и уже осознаваемые и осмысливаемые впечатления.

Влияние семьи, естественно, остается значительным и после поступления ребенка в школу. Формированию взглядов и мировоззрения учащихся, основы которого закладываются школой, содействует общая нравственная атмосфера в семье, идейная убежденность и общественная активность родителей, их заинтересованное отношение к своему труду. В отдельных случаях влияние, идущее от семьи, где нет здорового нравственного климата, может вступить в противоречие с тем, чему учат детей в школе, и тогда особенно важна руководящая роль школы, использование различных средств воздействия на семью, на сознание самого учащегося, оказание ему помощи в определении жизненной позиции.

Процесс формирования личности человека продолжается всю жизнь, но к моменту включения в самостоятельную трудовую деятельность основные черты его характера уже сложились. Уже позже, после нескольких лет работы в трудовом коллективе, создания своей собственной семьи его социальное лицо изменяется — он начинает выступать как воспитатель своих собственных детей, наставник молодых кадров на производстве: начинается передача накопленного и осмысленного жизненного опыта молодому поколению.

Совершенно очевидно, что человек как личность представляет собой сложный сплав заложенных от природы задатков, получивших то или иное развитие в зависимости от условий воспитания и социального формирования, и приобретенных черт и качеств, формирующихся у него на протяжении всей его жизни под влиянием взаимодействия с окружающей действительностью. В результате в личности каждого человека можно выделить социально-типизированные черты, свойственные ему как представителю определенного общества (гражданин СССР), его социальной группы (например, советский учитель, советский студент) и психологически индивидуальные, т. е. такие, которые свойственны ему как индивидууму, которые явились результатом индивидуального преломления всех внешних влияний и проявляются в его индивидуальном поведении.

lektsii.org

Фактор среды в формировании личности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия экологии, морской биологии и биотехнологии

Кафедра общей экологии

Жук Александра Евгеньевна

ФАКТОР СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ 3

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ

ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5

Личность — это устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Свойства личности — это то, что сближает индивидов в силу общности исторически и социально обусловленных особенностей их жизнедеятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Стремление к слиянию с социальной общностью (к идентификации с нею) и вместе с тем – к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и продуктом, и субъектом социальных отношений и социального развития одновременно.

Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Богатство которых определяет богатство личности. Отчуждение тех или иных присущих целостному родовому человеку видов и форм деятельности (вследствие общественного разделения труда, закрепляемого в классово-антагонистическом обществе его социальной структурой) обусловливает формирование односторонне развитой личности, которая воспринимает собственную деятельность как несвободную, навязанную извне, чуждую. Напротив, присвоение всей целостности исторически сложившихся видов и форм деятельности каждым индивидом в обществе, лишенном классово-антагонистических противоречий, — непременная предпосылка всестороннего и гармонического развития личности. Помимо общественных, личность приобретает черты, вытекающие из специфики условий жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются индивиды, т. е. классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой стороны, придает личности неповторимую индивидуальность, так как эти социально обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизических свойств субъекта. В качестве субъекта социальных отношений личность характеризует активная творческая деятельность, которая, однако, становится возможной и продуктивной благодаря овладению унаследованной от предшествующих поколений культурой.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ФАКТОРОВ СРЕДЫ

Формирование личности человека — это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека — очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним- биологические, наследственные факторы. Развитие ребенка — не только сложный, но и противоречивый процесс — означает превращение его из биологического индивида в социальное существо- личность.

Человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность, это содействует приобретению им особого социального опыта. Для нормального развития ребенка с самого его рождения, огромное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.

Развитие человека — это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.

На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Задатки — особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности — генетика — полагает наличие у людей сотни различных задатков — от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование, которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

На любом этапе своего развития человек является природным существом, а потому подчиняется биологическим закономерностям. Но если, биологическое, природное, есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разнится, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказывает наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка. Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.

Социальное и биологическое в человеке — не две параллельные независимые друг от друга составляющие. В каждой личности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора — наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития.

В ходе эволюции человека, в процессе трудовой деятельности совершенствовалось не только его тело, но и прежде всего кора головного мозга и центральная нервная система в целом. Человеческие особенности головного мозга закреплялись в генетическом материале и передавались по наследству. Однако психическое развитие человека как личности и сейчас возможно лишь в процессе воспитания, путем повседневного привития ребенку чисто человеческих навыков. Если человеческое дитя даже с самыми “ лучшими” структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие его как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда дети раннего возраста попадали в стаи диких животных или подвергались искусственной изоляции. Психическое развитие ребенка как человеческой личности возможно лишь в окружении других людей при активном и пассивном обучении поведенческим навыкам.

Развитие социального поведения ребенка происходит в процессе воспитания. В первые полгода жизни все новое он усваивает в полном смысле слова с молоком матери. Ибо пищевой безусловный рефлекс способствует закреплению первых условных рефлексов. Дети, вскармливаемые материнским молоком и имеющие непосредственный повседневный контакт с матерью в течение первого года жизни, растут более спокойными, уравновешенными, лучше усваивают все новое, в их характере преобладает доброта, сочувствие к другим людям. Во втором полугодии жизни ребенок все больше интересуется другими окружающими его людьми, сохраняя по-прежнему привязанность к матери.

Развитие социального поведения ребенка раннего возраста осуществляется не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происходит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более старших детей. В связи с этим важная роль принадлежит окружающим условиям. Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, становится как правило, семейная микросреда — родители, бабушка, дедушка, братья, сестры. Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу, лишь, когда ребенок заговорит. Уже в самые первые месяцы характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их психическое развитие. Упущенное в этот период трудно восполнимо в дальнейшем. Изоляция детей от родителей может привести при ограниченности, дефиците общения с окружающими к неблагоприятным изменениям в их развитии, к возникновению даже некоторых психопатических черт. Для формирования личностных качеств ребенка значима та семейная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и предупредительность носят ли в семье теплый, дружественный характер или в них преобладают официальность холодность и т.п. Замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляя достаточного тепла к ребенку, часто подменяют его навязчивым контролированием, назидательностью и морализаторством, допускают оскорбления и унижения, высмеивание и физические наказания за промахи и неудачи, дети вырастают неуверенными в себе, мало инициативными, с заниженной самооценкой и притязаниями. Эти качества мешают полноценному развитию ребенка не только в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.

Дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности и поддержки, имеют немало преимуществ — у них больше возможности для развития своей активности, они чаще проявляют творческий подход, оригинальность, дружеские чувства, обнаруживают больше эмоциональности в своих взаимоотношениях, нежели их сверстники, живущие в условиях излишней строгости, дефицита теплоты, ласки.

На здоровье ребенка и развитие у него личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию личности часто мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание “единственного” ребенка и др. В таких семьях дети часто страдают неврозами, хуже учатся, отстают в физическом развитии, часто болеют различными соматическими заболеваниями.

Если такой ребенок заболевает, происходит дальнейшая астенизация организма, ведущая к снижению физической и психической активности, к ослаблению его реактивности в отношении других неблагоприятных внешнесредовых факторов и предрасполагающая к новым заболеваниям.

В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы. Длительное отрицательное влияние этих факторов на растущий и развивающийся организм ребенка может привести к аномальному развитию личности и способствовать возникновению нервно-психических расстройств. Для воспитания гармоничной личности и предупреждения нервно-психических расстройств у детей огромное значение имеет социально — экономическая структура общества, система государственных и медицинских профилактических мероприятий. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

xreferat.com

Среда и ее роль в формировании и социализации личности;

Среда – совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью. Различают среду внутреннюю и внешнюю. Во взаимодействии среды и личности изменения личности могут отставать от изменения среды, что создает противоречия, учет которых существен для воспитания и перевоспитания личности.

Среда ближняя – семья, родственники, друзья.

Среда внешняя – вид среды, окружающей человека, в которой различают среду физическую и социальную.

Среда внутренняя – вид среды, определяемой состоянием организма. Среда внутренняя проявляется во взаимовлиянии различных систем организма и их взаимодействии с личностью при психосоматическом взаимодействии.

Среда дальняя – общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов.

Среда социальная – окружающие человека общественные материальные и духовные условия его существования и деятельности.

Среда физическая – совокупность физических условий существования и деятельности человека.

Социализация, как уже отмечалось, осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами социализации называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Сколько обстоятельств, вариантов их сочетания, столько и факторов социализации. Можно даже утверждать, что они еще не все известны, а те, которые мы знаем, не до конца изучены.

В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В.Мудрик. Он выделил основные факторы социализациии объединил их в три группы:

макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство) влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей;

мезофакторы (гр. mesos – средний, промежуточный) – группы людей, выделяемые по национальному признаку, по месту и типу населения (регион, село, город, поселок), по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино);

микрофакторы (семья, группы сверстников, учебные, профессиональные и общественные организации) оказывают непосредственное влияние на конкретных людей.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т. е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте — добавляются собственные дети, а в пожилом — и члены их семей. И.С. Кон совершенно справедливо утверждает, что нет иерархии агентов социализации по степени их влияния и значимости, которая бы не зависела от общественного строя, системы родства и структуры семьи.

Социализация осуществляется с помощью широкого набора средств, специфичных для определенного общества, социального слоя, возраста человека. К ним можно отнести способы вскармливания младенца и ухода за ним, методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в учебных и профессиональных группах, разнообразные виды и типы отношений в основных сферах жизнедеятельности человека (общение, игра, познание, предметно-практическая и духовно-практическая деятельности, спорт).

Чем лучше организована социальная группа, тем больше у нее возможностей оказать социализирующее влияние на личность. Однако социальные группы неравнозначны по своей возможности оказать воздействие на личность на различных этапах ее онтогенетического развития. Так, в дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья, в подростковом и юношеском возрастах увеличивается и оказывается наиболее действенным влияние групп сверстников, в зрелом же возрасте на первое место по значимости выходят сословие, трудовой или профессиональный коллектив, отдельные личности. Есть факторы социализации, ценность которых сохраняется на протяжении всей жизни человека. Это нация, ментальность, этнос.

В последние годы все большее значение ученые придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя рода человеческого, убедиться в могуществе воспитания. Сегодня становится понятным, что без учета влияния макрофакторов нельзя разработать даже научно обоснованную региональную программу социализации подрастающего поколения, не говоря уже о государственной и межгосударственной.

Отдавая должное роли всех факторов социализации, необходимо учитывать, что наибольшее влияние на личность оказывает другая личность, являющаяся для нас референтной и авторитетной.

Если в течение длительного времени при рассмотрении процессов социализации факторы только назывались, а в лучшем случае моделировалось их влияние на человека, то сейчас чаще говорится о том, что факторы социализации — это развивающая среда, которая не является чем-то спонтанным и случайным. Она должна быть спроектирована, хорошо организована и даже построена. Основным требованием к развивающей среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. В развивающей среде должны быть заложены возможности для самореализации свободы творчества, эстетического и нравственного развития, получения удовлетворения от совместных действий и общения, от жизнедеятельности в целом.

Факторы социализации являются одновременно и факторами формирования личности, если дополняются биологическим фоном, которому в зарубежной педагогике в целом ряде случаев отводится первостепенная роль. Так, по мнению некоторых ученых, среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления природно-обусловленных психических особенностей. В подтверждение своих выводов они ссылаются на данные сравнительного изучения развития близнецов.

Действительно, влияние биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек — это организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки — природная расположенность к той или иной деятельности. Различают задатки двух видов: общечеловеческие (строение мозга, центральной нервной системы, рецепторы) и индивидуальные (особенности типа нервной системы, анализаторов).

Отечественная педагогика не отрицает влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводит ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями — это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т. е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Этот тезис верен и в отношении индивидуальных различий, лежащих в основе индивидуальных способностей.

Таким образом, природные особенности являются важными предпосылками, но не движущими силами формирования личности. Мозг как биологическое образование является предпосылкой появления сознания, но сознание — продукт общественного бытия человека. Чем сложнее образование, тем меньше оно зависит от природных особенностей человека.

Природные особенности обусловливают разные пути и способы формирования психических свойств, могут влиять на уровень достижений человека в какой-либо области. При этом их воздействие на личность не прямое, а косвенное. Ни одна врожденная особенность не является нейтральной, так как она социализируется, пронизывается личностным отношением (например, карликовость, хромота и т. п.). Роль природных факторов на разных возрастных этапах неодинакова: чем меньше возраст, тем в большей мере природные особенности сказываются на формировании личности.

В то же время нельзя и переоценивать роль социальных факторов формирования личности. Еще Аристотель писал, что «душа есть неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена». Д. Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском, воспитание пишет на этой доске, что ему заблагорассудится. Французский философ К.А. Гельвеции учил, что все люди от рождения обладают одинаковым потенциалом для умственного и нравственного развития, а различия в психических особенностях объясняются исключительно влиянием среды и воспитательными воздействиями. Среда понимается в этом случае метафизически, .как что-то неизменное, фатально предопределяющее судьбу человека, а человек рассматривается как пассивный объект влияния среды.

Переоценка роли среды, утверждение, что развитие человека определяется средой (Гельвеции, Дидро, Оуэн), привело к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда — это прежде всего люди, поэтому получается замкнутый круг: чтобы изменить среду, надо изменить людей. Однако человек не пассивный продукт среды, он тоже влияет на нее. Изменяя среду, человек тем самым изменяет самого себя. Изменение, развитие личности осуществляется в ее деятельности.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее формирования ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т. е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие дает возможность последовательно усложнять задачи и содержание образования, реализовывать возрастной и индивидуальный подход, формировать творческую индивидуальность школьника. В то же время оно позволяет осуществлять коллективное воспитание.

Человек развивается в той мере, в какой он «присваивает человеческую действительность», овладевает накопленным опытом. Это положение имеет большое значение для педагогики. Формирующие влияния среды, обучения и воспитания, природных задатков становятся факторами развития личности только через посредство ее активной деятельности. «Человека, – пишет Г.С. Батищев, – нельзя «сделать», «произвести», «вылепить» как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействие извне – но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность, и исключительно через механизм этой его собственной – совместной с другими людьми – деятельности он формируется в то, чем делает его эта (общественная, в своей сущности коллективная) деятельность (труд)».

Широта, глубина развития каждой личности, при одинаковых условиях обучения и воспитания, зависят главным образом от ее собственных усилий, от той энергии и работоспособности, которые она проявляет в различных видах деятельности, разумеется, с соответствующей поправкой на природные задатки. Именно этим во многих случаях объясняются те различия в развитии людей, в том числе и школьников, которые живут и воспитываются в одних и тех же средовых условиях и испытывают примерно одни и те же воспитательные воздействия.

Отечественная педагогика исходит из признания того, что свободное и гармоничное развитие личности возможно в условиях коллективной деятельности. Нельзя не согласиться с тем, что при определенных условиях коллектив нивелирует личность, однако, с другой стороны, развитие и проявление индивидуальности возможно только в коллективе. Организация различных форм коллективной деятельности (учебно-познавательной, трудовой, художественно-эстетической и др.) способствует проявлению творческого потенциала личности. Незаменима роль коллектива в формировании идейно-нравственной ориентации личности, ее гражданской позиции. В коллективе в условиях сопереживания, осознания личностной сопричастности взаимодействующих людей осуществляется эмоциональное развитие. Коллектив с его общественным мнением, традициями, обычаями незаменим как фактор формирования обобщенного положительного опыта, а также социально значимых умений и навыков общественного поведения.

studopedia.su

Роль среды и наследственности в формировании личности (стр. 1 из 3)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Негосударственное образовательное учреждение высшего

«Университет Российской академии образования»

Петрова Ольга Германовна

Студентка 3 курса психологического факультета

Роль среды и наследственности в формировании личности

Глава 1. Понятия «развитие» и «личность»……………………………..4

Глава 2. Роль наследственности в формировании личности………….5

Глава 3. Роль среды в формировании личности……………………….. 8

Глава 4. Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности………………………………………………………….12

Список использованной литературы……………………………………..16

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий, и изучается всеми общественными науками. Становление личности не простое сцепление случайностей, а закономерный процесс развития. Люди издавна стремились изучить эти закономерности, понять характер развития психики человека. Человек рождается на свет уже человеком. Строение тела младенца обуславливает возможность прямохождения, структура мозга – потенциально развитый интеллект, строение руки – перспективу использования орудий труда и т.д., все это отличает его от детеныша животного. Структура личности человека шире структуры его индивидуальности, и всегда имеет конкретное социально – историческое содержание. Понять, что такое личность, можно через изучение реальных общественных связей и отношений, в которые вступает человек. И, первое, с чем сталкиваются при обращении к изучению – это вопрос о соотношении в нем биологического и социального. [1]

В истории психологии существуют различные подходы к изучению психического развития личности человека.

Биогенетический подход определяется биологическим, преимущественно наследственным, фактором. Человек от природы имеет предрасположение не только к особенностям протекания эмоциональных реакций, особенностям темпа действий, но и к определенному комплексу мотивов.

Социогенетический подход рассматривает развитие личности как результат прямых воздействий окружающей социальной среды. При этом, игнорируется собственная активность развивающегося человека, ему отводится пассивная роль существа, лишь приспособляющегося к окружающей обстановке. Но остается необъясненным, почему в одной и той же социальной среде вырастают подчас столь разные люди.

Таким образом, ни один из подходов не может быть принят за основу понимания закономерностей психического развития личности.

[1] . Ананьев Б.Р. Избр. психологич. Труды М.: Педагогика, 1980 Т.1. с19-31,

Цель работы, проанализировать какую роль играют в развитии личности оба подхода. Объект исследование — личность. Предмет исследования – роль наследственности и среды в развитии личности.

1. Рассмотреть понятие личности.

2. Рассмотреть основные концепции, влияющие на развития личности.

3. Подвести итоги исследования.

Глава 1. Понятия «развитие» и «личность».

Существенное значение для психологии имеет уяснение самого понятия «личность». Человек не рождается личностью, не получает биологических гарантий личностного развития, а становится ею в процессе развития. Обретает речь, сознание, навыки и привычки в обращении с вещами и людьми, которые делают его общественным существом. В процессе развития человек раскрывает свои внутренние свойства, заложенные в нем природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием, то есть человек — двойственное существо, ему свойственен дуализм, как и всему в природе: биологическое и социальное. [2]

Личность — это осознание себя, внешнего мира и места в нем. Такое определение личности дал еще Гегель. А в современной психологии наиболее удачным считается следующее определение: личность — это автономная, дистанцированная от общества, самоорганизованная система, социальная сущность человека. Поскольку личностные качества человека развиваются прижизненно, раскроем сущность понятия «развитие».

1. в единстве биологического и социального в человеке;

2. диалектично (переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности), развитие идет неравномерно (каждый орган развивается в своем темпе), интенсивно в детстве и юношестве, потом замедляется.

[2] Выготский Л.С. //Собр. соч.:в 6т. М.1983г. Т.4 С.208

Существуют оптимальные сроки для становления отдельных видов психической деятельности – сенситивные периоды.

3. посредством разрешения противоречий (между потребностями и возможностями их удовлетворения, возможностями ребенка и требованиями общества, между целями, которые ставит перед собой, и условиями их достижения и т.д.);

4. через деятельность — игру, учебу, труд.

Развитие детерминировано внутренними и внешними условиями. Средовые влияния и воспитание относятся к внешним факторам развития, природные же склонности и влечения, а также чувства и переживания человека, которые возникают под влиянием внешних воздействий (среды и воспитания), относится к факторам внутренним. Нельзя абсолютизировать влияние одного какого-нибудь фактора, необходим системный подход.

Глава 2. Роль наследственности в формировании личности.

Наследственность определяют как совокупность природных свойств организма, передаваемых от поколения к поколению, и как «свойство живых систем воспроизводить свою организацию, или, иначе говоря, свойство живых организмов воссоздавать себе подобных в ряду поколений» [3].

Наследственность сохраняет человека как природное существо, как уникальную популяцию (вид) в биологическом мире.

[3] Ананьев Б.Г., Дворяшина М.А., Кудрявцева Н.А. Индивидуальное развитие человека и константность воспри-ятия. Л.:ЛГУ.1968.

С момента рождения ребенок наследует многие врожденные свойства и инстинкты, относящиеся к группе безусловных рефлексов (по И.П. Павлову): пищеварительные, оборонительные (отдергивание рук от горячего, зажмуривание при ярком свете), ориентировочные (реакция на звук, свет); программирует передачу биохимических, физических качеств: физический облик, цвет волос, физические данные; группу крови и резус-фактор, задатки способностей; программирует свойства нервной системы, свойства зрительных органов (дальтонизм, особая чувствительность, цвет глаз) и др. Генетическая программа заложена в молекулярных структурах ДНК. Биологические процессы обозначены и наличием наследственных заболеваний и различных аномалий. К ним относят, шизофрению, сахарный диабет, ряд эндокринных расстройств (карликовость и др.). По наследству могут передаваться и особенности протекания психических процессов, предрасположенность к правонарушениям, садизм, суицидальное поведение и т.д. Но генный аппарат, как и весь организм человека, не изолирован от внешних воздействий, а включен в их многообразие. [4]

Нарушение генной наследственности может быть вызвано тяжелыми условиями труда, нервно-психическими расстройствами, алкоголем, курением, медикаментами, звуковыми нагрузками и многим другим. Современные науки ведут поиск средств лечения генных болезней, ослабления их влияния на развитие личности.

Показатель развитости человека проявляется через интегрированную развитость его способностей. Выделяют общие и специальные способности.

Общие способности определяют успехи человека в различных видах деятельности. Это «умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других».

Специальные способности раскрывают индивидуальность личности и «определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие».

[4] Выготский Л.С. // Собр. Соч.: в 6 т. М.1983.Т.4 С.208

К ним можно отнести математические, музыкальные, лингвистические, литературные, художественно-творческие, технические, спортивные, организаторские, экономические и др. Общие и специальные способности могут гармонизировать между собой, взаимно дополнять, компенсировать, усиливать и обогащать друг друга.

Проявление наследственного находится в прямой зависимости от внешней среды, условий жизни и воспитания. В науке имеется немало фактов о жизни малолетних детей со зверями (так называемых «детей Маугли») волками, медведями, обезьянами и вскормленных их молоком. Возвращение к людям, они были лишены почти всех человеческих качеств: уровень интеллекта и мышления у многих из них находятся ниже уровня животных, ходили они на четвереньках, речь отсутствовала, воспроизводили ее только звуки, которые «произносили» животные; для таких детей характерна неразвитость чувств, короткий срок жизни вследствие неразвитости психических процессов. [5]

Биологически здоровый человек имеет колоссальные возможности развития, но практически реализует их не более чем на 10-15%. Для правильного воспитания важна глубокая диагностика выявления природных дарований с целью создания необходимых условий их развития. Развитие человека рассматривается преимущественно как развитие его способностей.

mirznanii.com

Роль среды и наследственности в формировании личности (стр. 2 из 3)

С одной стороны, развитие происходит за счет резервных сил генотипа (задатки способностей могут проявляться очень рано, с 2-3-летнего возраста, или наоборот — на склоне лет), с другой — условий внешней среды и их взаимного влияния. Несовершенство структуры питания и тяжелые условия жизни (дети сироты, неполные семьи, трудные семьи, привлечение детей к тяжелой работе) задерживают рост и развитие. Наследственные возможности

растущего человека велики, но реализовать их в качества личности он сможет только в процессе своей социальной жизни в обществе, в деятельности.

[5] Карандашев Ю.Н. Психология развития: Часть первая: Введение: Учебное пособие. Минск, 1997.

Глава 3. Роль среды в формировании личности.

Важнейшим аспектом психического развития человека является приобретаемые им в ходе жизни опыт и знания. Очевидно, что их объем и содержание будут зависеть от той среды, в которой находится индивид и с которой он активно взаимодействует. Среду рассматривают как совокупность условий существования живых организмов и человека. Понятие «среда» имеет много значений. Остановимся на их рассмотрении, так как в каждую единицу времени человек подвергается их влиянию.

Макросреда. Многочисленными наблюдениями, фактами, экспериментами подтверждено влияние еще на уровне внутриутробного развития, не говоря о родившемся человеке, космоса, особого расположения звезд, комет, действия магнитных бурь на Солнце, смены фаз Луны, лунных и солнечных затмений, магнитного и гравитационного полей Земли.

Среда географическая — История существования древнейших цивилизаций Египта, Междуречья, Индии, Греции, Рима выявляет тот факт, что их центрами были географически и биологически исключительно благоприятные территории (обилие тепла и света, воды, растительного и животного мира), способствовавшие своими условиями социализации биологических свойств человека. Но даже в период технического прогресса многие географические территории являются крайне трудными с точки зрения их влияния на развитие человека (зоны геологических разломов и землетрясений, районы пустынь и гор, вечной мерзлоты и избыточной влажности). Живущим в таких районах, естественно, ограничивается доступ к интеллектуальным источникам, социализация личности задерживается.

Социальная среда — совокупность общественных отношений, складывающихся в обществе (уклад жизни, традиции, «окружающие человека социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий»), доминирующие общественные идеи и ценности.

Домашняя среда — колыбель начала жизни, окружение близких людей, материальные условия; это целый мир, воплощенный в игрушки и игры, своя жизненная территория. Развитие ребенка обеспечивается дружбой и любовью в родительских отношениях, отношениях с родными и близкими. У ребенка формируется потребность общения с окружающими, что становится важнейшим источником его разностороннего развития.

Домашняя и социальная среда могут оказывать и отрицательное воздействие: пьянки и ругань в семьях, грубость и невежество, вопиющее унижение детей, отрицательное влияние товарищей и друзей, особенно старших по возрасту и взрослых; все негативное, что совершается вокруг нас.

Микросреда — это особенности квартиры или рабочего помещения, микроволны и магнитные воздействия, вибрации и т.п., а именно геометрические формы квартиры, высота этажа дома, дизайн стен, расстановка мебели, излучения электроприборов, биополевые воздействия растений и животных, отдельных людей (с отрицательной биоэнергией) и т.д. По-своему воздействие могут оказывать и результаты науки и техники. Так, японскими учеными установлено, что слушание беременными женщинами народной или классической музыки развивает интеллект будущего ребенка, вызывает гармонические вибрации, которые создают условия для увеличения притока крови и питательных веществ, благотворно воздействуют на развитие нервных тканей и головного мозга

В научных концепциях западных авторов имеются толкования о первостепенной роли географической среды. Народы, живущие в благоприятных географических условиях в разные исторические периоды «сбавили» темпы своего промышленного и социального развития, потребляя готовые дары природы. Народы северных территорий, наоборот, организовались, закалились в борьбе с суровыми условиями жизни, нарастили мощный интеллектуальный и промышленный потенциал. Но сама среда в современных условиях, в век научного и технического прогресса не может обеспечить решение программы развития личности и адаптацию ее к самостоятельной жизни и деятельности. В значительной степени социальные факторы определяют развитие человека. По версии К. Маркса сущность человека представляет ансамбль общественных отношений. Но следует помнить, что человек не формируется пассивно под влиянием среды. Социальная среда кардинальным образом не влияет на развитие качеств личности. Общеизвестно, что одни и те же социальные условия жизни приводят к различным уровням морального, интеллектуального и духовного развития. Эту особенность можно рассматривать как закономерность в развитии личности. [6]

Развитие социальных факторов приводит к разнообразию их воздействия на развитие личности. Факторами преднамеренного воздействия на личность могут выступать государственный строй и политика, наука, школа, обучение и воспитание, условия труда и быта, семья, культура и традиции, многое другое. Имеется группа социальных факторов, которые не оказывают тотального действия, но дают человеку возможность развития: литература, искусство, СМИ, технические и спортивные общества, различные клубы, выставки, секции и т.д. Степень воздействия факторов будет определяться возможностями и стремлениями самой личности в их реализации. Но природное начало всегда индивидуально: особенности протекания психических процессов, задатки способностей, степень активности и т.д. Сами люди неодинаково относятся к познанию, освоению знаний. Кто-то увлечен спортом, кому-то он противопоказан по состоянию здоровья. Естественно, что формирующиеся качества у них будут различны. Таким образом, даже совокупное действие этих факторов не всегда обеспечивает формирование необходимых качеств личности.

Среди социальных факторов особым можно назвать воспитание. Его можно рассматривать как целенаправленный процесс формирования конкретных качеств и свойств личности, ее способностей, процесс, опирающийся на закономерности общественного развития.

[6] Карандашев Ю.Н. Психология развития: Часть первая: Введение: Учебное пособие. Минск, 1997.

Все, чем человек обладает, чем он отличается от животных, является результатом его жизни в социальной среде. Характерно, что ребенок, не впитавший в себя культуру общества, оказывается неприспособленным к социальной жизни, не может реализовать то, что заложено в нем самой природой. Вне общества ребенок не становится человеком.

В то же время было бы явным упрощением думать, что человек исключительно результат социализации. В известном смысле человек уже рождается человеком, кристаллизует в себе все, что накоплено всем человечеством в течение веков. Эта кристаллизация осуществляется и через наследственность. Ребенок не просто впитывает сообщаемую ему информацию. Он наследует генетический запас информации через специфически человеческое строение тела, мозга, задатки. Если шимпанзе с первых дней рождения поместить в специальные условия общественной жизни и окружить тщательным вниманием и уходом самых талантливых педагогов, то все равно это животное останется лишь хорошо выдрессированной обезьяной. У нее иная наследственность, иной мозг, отделяющий обезьяну от человека непроходимой гранью. Иными словами, возникновение труда, общества и свойственной только людям психики — сознания — сопровождалось важными изменениями в строении и деятельности головного мозга и всей нервной системы, и наоборот. Однако особенности головного мозга и нервной системы человека есть лишь необходимое условие или, точнее, биологическая предпосылка становления сознания, но не сознание как таковое. Собственно человеческое сознание формируется лишь во взаимодействии и общении с другими людьми, т.е. в социальном контексте. [7]

Различные условия жизни людей и воспитания, принадлежность к разным социальным группам, взаимодействие и борьба их интересов развивают и формируют и различное сознание. В этом смысле сознание как высшая форма психической деятельности не тождественна мышлению.

[7] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1969; О проблемах современного человекознания. М.: «Наука», 1977.

Человеческое сознание меняется не только от эпохи к эпохе, оно может изменяться на протяжении жизни одного и того же человека в зависимости от особенностей общественных отношений, в которые он включен (он может быть в одно время религиозным, в другое — атеистом, в одно время приверженцем одних взглядов, в другое — других и т. д.). Приведем исторический пример: ребенок из африканского племени попадает в Париж и там воспитывается, вырастает образованным человеком, истинным парижанином. Таким образом, развитие новых субъектно-объектных отношений проявляется и реализуется в новых социальных ролях личности, которые постепенно персонифицируются и превращаются в ее личные свойства: черты характера, способности и т.д. Уже в трудах И.П. Павлова проходила идея о пластичности нервной системы, податливости ее к воспитанию в разных средовых условиях, а также о больших компенсаторных возможностях организма, т.е. способности к компенсации ряда функций другими органами вследствие травм, болезней и т. д. Все сказанное дает возможность говорить о влиянии социальных факторов на развитие личности как приоритетных. [8]

mirznanii.com

Смотрите так же:

  • Упражнение метод воспитания § 1. Понятие метода, приема воспитания. Классификация методов воспитания Метод воспитания - это способ достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике данную формулировку можно уточнить следующей: Методы воспитания - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у […]
  • Кружковая работа с детьми дошкольного возраста Кружковая работа. "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста". В начале XXI века во многих странах мира ранние образование и развитие детей стали важной частью государственной образовательной политики. В России дошкольное образование совсем недавно получило статус самостоятельного уровня […]
  • Метод социального воспитания это Метод социального воспитания это 54. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти […]
  • Актуальность нравственного воспитания у дошкольников Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников Слушатель ФПК и ПП Осьмушкина Ольга Александровна К. п. н, доц. Космачева Н.В. Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников .1 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников .2 Задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников .3 […]
  • Насморк у ребенка можно ли купать Можно ли мыть голову ребенку при насморке Купание ребенка при насморке: можно или нельзя? Насморк, как симптом ОРЗ или ОРВИ, – одна из самых банальных хворей, одолевающих взрослых около двух раз в год, а детей, как правило, намного чаще – ввиду особенностей незрелой дыхательной системы. Вопрос, можно ли купать ребенка при насморке, […]
  • Мультики для развития детей от года Развивающие мультики для детей от 1 до 3 лет смотреть онлайн - Сайт для детей и о детях Диего вперед развивающий мультфильм, который очень похож на Дашу Следопыта. Диего понравится Вам и Вашему малышу потому, что его сюжет основан на доброте и любви к животным. Этот интерактивный мультик не даст ребенку заскучать, он будет активно […]
  • Кризис младшего школьного возраста Психологические особенности детей младшего школьного возраста С приходом в школу меняется образ жизни детей, их обязанности и задачи. Меняется и их психология. Происходит переход от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Меняется система личностных взаимоотношений: если раньше дети просто […]
  • Развитие памяти у ребенка 4 лет Выпуск 7. Как развить память у ребёнка — игры и упражнения на внимание Авторская колонка Наталии Рой о раннем развитии «Умнички». Память — загадочная и не до конца изученная функция головного мозга. Дети, обладающие хорошей памятью, быстро и легко запоминают материал. Учёба даётся им легко, успех окрыляет, школа не кажется тяжкой […]