Упражнения на развитие дыхания и дикции ребенка 6-7 лет

Автор: Громкова Кристина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27»

Данный материал будет полезен как для воспитателей, учителей начальных классов, а так же для родителей будущих первоклассников. Работа по звукобуквенному анализу слова начинается еще в дошкольном возрасте. Очень важно добиться, чтобы все дети научились различать гласные и согласные звуки, знали, где они находятся (в начале, середине, конце слова). Для ребенка очень важно научиться проговаривать, то, что он пишет. Поэтому очень важно проводить упражнения на развитие дыхания ребенка и дикции. Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений. Цель этих упражнений — снятие физического и эмоционального напряжения, расслабление фонационных путей, убирают преграды, мешающие координации речевого процесса. Я использовала эти упражнения на подготовительных курсах с будущими первоклассниками, а так же на уроках обучения грамоте. Ученики с радостью выполняют упражнения в игровой форме. Представленный материал предназначен для детей 6-7 лет.

Определение индивидуальных особенностей речевого выдоха. После произнесения детской считалочки: «Как на горке, на пригорке стоят тридцать три Егорки», — глубокий вдох. На выдохе — счет. «Раз Егорка, два Егорка…..»,- и т.д., до полного использования воздуха. Последний счет — показатель распределения и емкости дыхания.

Позиция первая: поднимитесь на носки, руки — в стороны (вдох); позиция вторая: медленно склоняйтесь вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. При поклоне произносите растянутое на звуке «с» слово «здрассссссссссте».

Называйте фамилию школьника, изучите его взглядом , постарайтесь запомнить его особенности, посадите на место. Перед каждой фамилией делайте вдох. Затем ведите перекличку, распределяя выдох на 3- 4 фамилии.

4. «Пятачок» (тренировка губных мышц). Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии. На счет «один» губы собрать в «пятачок», а затем, стараясь не разжимать «пятачка», делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх; повторить этот круг 3-4 раза, после чего столько же раз сделать упражнение слева направо.

В работе над скороговорками нельзя просто пробалтывать слова, нужно найти в них определенный смысл. Начинать работу над текстами скороговорок нужно в медленном темпе, предварительно потренировавшись в произнесении наиболее сложных сочетаний слов отдельно. Затем можно постепенно ускорить темп произнесения скороговорок, не забывая о логических ударениях.

«Ткет ткач ткани на платок Тане».

6. «Работа над гласными звуками» (изучение положения речевого аппарата при образовании гласных звуков).

«Звук а». Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик у нижних передних зубов, губы образуют ровный овал, небная занавеска поднята, голосовые связки вибрируют.

«Звук о». Челюсть опущена на расстоянии меньше , чем при произнесении звука а — на полтора пальца; губы несколько вытянуты вперед и округлены; кончик языка опущен вниз и оттянут от нижних передних зубов; задняя часть языка несколько приподнята к мягкому небу.

kladraz.ru

РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ

Мы уже говорили в статьях нашего раздела о том, что к процессу улучшения дикции и речи ребенка нужно подходить всесторонне. Одним из способов влияния на дикцию является игра. Игры, развивающие речь ребенка, способны развить артикуляционный аппарат малыша, улучшить его работу, активизировать, кроме того, процесс игры доставляет детям удовольствие и приносит радость. Итак, рассмотрим основные игры, развивающие речь ребенка.

Для развития дикции у детей стоит начать с самого простого: повторения несложных звуков и слогов. Следующее упражнение-игра направленно именно на это: вы произносите строчку, а малыш повторяет вместе с вами последний слог.

  • Уже близко детвора – РА-РА-РА
  • Начинаем мы игру – РУ-РУ-РУ
  • Мы активны и бодры – РЫ-РЫ-РЫ
  • Будем прыгать до зари – РИ-РИ-РИ
  • Есть у мальчика ведро – РО-РО-РО
  • Мы используем его – ГО-ГО-ГО
  • Носим воду мы в ведре – РЕ-РЕ-РЕ
  • В дом, который на горе – РЕ-РЕ-РЕ
  • Воду только не жалей – ЛЕЙ-ЛЕЙ-ЛЕЙ
  • Мы поставим самовар – АР-АР-АР
  • Вместе испечем калач – АЧ-АЧ-АЧ
  • Будем пить горячий чай – ЧАЙ-ЧАЙ-ЧАЙ
  • После вновь пойдем скакать – АТЬ-АТЬ-АТЬ
  • Мы поймаем егозу – ЗУ-ЗУ-ЗУ
  • Порезвимся мы в лесу – СУ-СУ-СУ
  • Посидим у шалаша – ША-ША-ША
  • Без игры и галдежа — ЖА-ЖА-ЖА
  • А потом наступит ночь – ОЧЬ-ОЧЬ-ОЧЬ
  • Мы отправимся домой – ОЙ-ОЙ-ОЙ
  • Выключим ночной фонарь – АРЬ-АРЬ-АРЬ
  • Вместе с нами засыпай — АЙ-АЙ-АЙ
  • Мы писали о похожей игре, которая направлена на развитие дыхания, в данном случае, мы делаем акцент на развитие дикции. Задача ребенка как можно четче произносить звуки, характерные для тех или иных животных. Для этого, как и в первом упражнении, нужно произносить последние слоги вместе со взрослыми.

  • Наши уточки с утра говорят – «Кря-кря-кря!»,
  • Наши гуленьки вверху прокричат – «Гу-гу-гу!»,
  • Наши гуси у пруда громко скажут нам – «Га-га-га!»,
  • В вот курочки в окно очень тихо – «Ко-ко-ко!».
  • Смело скажет нам буренка – «Му-му-му»
  • Кошка-мама позовет котенка: «Мяу-мяу-мяу»
  • Пес ответит очень смело: «Гав-гав-гав»
  • А лягушка неумело: «Ква-ква-ква»
  • Когда дети хорошо освоили предыдущее задание и знают все звуки, можно проводить эту игру, она проходит в группе. Приготовьте заранее карточки с изображениями животных (или просто напишите названия животных на бумажках) и положите их в мешок. Приглашайте ребят по очереди в центр зала, просите достать карточку, а затем, воспроизвести звук, характерный для животного, которое нарисовано на карточке. Остальные участники должны угадать. Основная задача малыша четко произносить звук.

    Конечно, отличным способом развития дикции у детей станут скороговорки! Вы можете найти хорошую подборку скороговорок на страницах нашего сайта. Эти забавные и трудно выговариваемые фразы позволяют прорабатывать произношение определенных звуков: шипящих, рычащих, звонких и глухих.

    www.playwithus.ru

    Как использовать скороговорки для развития речи и дикции у детей

    В современном мире стремительного развития гаджетов и интерактивных игрушек, ребенок учится обращаться с компьютером уже с трех лет. Высокие технологии заменяют общение с родителями и сверстниками. Такая тенденция приводит к печальным последствиям – все больше детей сталкивается с проблемами дикции и нуждается в помощи логопеда.

    При этом родители каждого малыша желают, чтобы ребенок к школе не имел проблем речи и обладал большим словарным запасом. Даже если вы воспользовались услугами логопеда, желательно делать упражнения дома, помочь детям в преодолении проблемы в произношении ряда звуков и научить говорить чисто и внятно. Для коротких и веселых домашних занятий неплохо подойдут скороговорки.

    Что за зверь – скороговорка?

    Ответ на данный вопрос будет казаться легким не только взрослым, но и многим детям. Скороговорка – безобидная и смешная игра в повторение на скорость трудных для произношения фраз и стихов. Так описывает её специалист по детскому фольклору В.П. Аникин.

    Кажется несложным повторить «У двора на траве дрова», но скороговорка просто не дается. Трижды повторяющиеся сочетания согласных «дв», «тр», «др», как будто дразнят нас. Поэтому игра становится более интересной, т.к. это уже не просто труднопроизносимые звукосочетания, а ещё и путаница, которая заключается в перестановке звуков, чем-то похожих, и чем-то отличающихся друг от друга.

    Текст каждой скороговорки представляется как уникальная игра речи. Они не похожи друг на друга, и в этом заключается секрет их очарования. Не просто так появилась в народе и такая скороговорка: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».

    В русском фольклоре есть скороговорки содержащие слово, состоящее из корней нескольких слов или включающих в себя не по одной приставке и суффиксу:

    «Сшит колпак, да не по-колпаковски;

    Вылит колокол, да не по-колоколовски.

    Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;

    Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.»

    Такая сложная скороговорка представляет собой не только грамматическое упражнение, которое служит тренировкой развития ребенка в обдуманном употреблении частей речи и набора слов, но также увлекательная игра в детское словотворчество, способствующее хорошей дикции.

    Фольклорные скороговорки подойдут дошкольникам, из них можно подобрать подходящую для любого возраста. Литературные скороговорки более сложные, т. к. они более объемные и сложные по ритму, и содержат в себе путаницу в сочетании звуков и по смыслу. Примером такой словесной игры является перевертыш Д. Храмса «Иван Топорышкин». Такие упражнения подойдут развития для детей шести лет.

    В чем поможет скороговорка

    К помощи скороговорок в обучении прибегают опытные педагоги, логопеды, лингвисты и даже психологи.

    Основными функциями скороговорок в развитие речи ребенка являются:

  • тренировка четкой дикции при произношении звуков;
  • решение проблемы косноязычия;
  • учит грамотно использовать слова;
  • увеличивает словарный запас;
  • развитие фонематического слуха, т. к. для детей важно правильно услышать скороговорку, прежде чем произнести.
  • Вышеперечисленный список основной, но не закрытый, к нему можно добавить ещё некоторые второстепенные.

    Часто скороговорки используют для решения проблемы проглатывания звуков у детей, торопящихся при разговоре. Так как мало произнести скороговорку быстро, она должна быть понятна на слух. Такие упражнения научат ребенка говорить более четко, не теряя окончаний слов в речи.

    Скороговорка предполагает развитие способности концентрироваться и улавливать смысл сказанного. Поэтому прослушивание будет хорошей подготовкой к школе, где нужно будет воспринимать много информации на слух.

    Также скороговорка, являясь предметом русского фольклора, знакомит детей с историей и культурой.

    Знакомство со звуками

    Часто, при обнаружении дефектов дикции у ребенка, родители бессистемно пытаются учить сразу всем буквам, с которыми есть проблемы. Такой подход не может решить вопрос развития дикции.

    Причиной этому является то, что постановка отдельных звуков строится на базе другого звука. Таким образом, звук «ж» получается из звука «ш», а звук «з» из «с».

    Грамотно будет построить обучение правильному произношению звуков у детей в следующем порядке: ш-ж, с-з, щ, ц, ч, л-р.

    Свистящие «с» и «з» рекомендуется учить после шипящих «ш» и «ж» по нескольким причинам:

  • воспроизведение звуков «с» и «з» требует сильного напора при выдохе воздуха;
  • из-за присутствия мягких вариантов «сь» и «зь», постановка требует больше этапов в процессе обучения.
  • Звуки «щ», «ц» и «ч» ставятся после вышеуказанных звуков, потому что требуют от ребенка умения произносить следующие звуки:

    Звуки «л» и «р» будут самыми сложными, поэтому их ставят последними. Звук «Р» — достаточно проблематичный для большинства дошкольников, часто ставят уже в 6 лет.

    Подготовим язычок к скороговорке

    Прежде чем просить детей воспроизвести скороговорку нужно подготовить к воспроизведению звука, используемого в ней. Сделайте с ним гимнастику для язычка, произнесите изучаемый звук.

    • При постановке звуков «ш» и «ж» проследите, чтобы ребенок сомкнул зубы и округлил, вытянутые буквой «у», губы. Пусть он вдохнет и длительно выдыхает воздух.
    • Когда можно перейти к звукам «с» и «з», то покажите ребенку, как нужно вытянуть губы в улыбке, попросите прижать кончик язычка к нижним передним зубам. Теперь снова вдыхаем и резко выдыхаем воздух.
    • При изучении звука «щ» важно чтобы ребенок прижимал язычок к верхнему нёбу, плотно должны быть прижаты к верхним коренным зубам боковые края языка. Зубы нужно держать сомкнутыми при выдохе.
    • Для звука «ц» подойдет следующее упражнение: зажать кончик языка между зубами, потом резко разжать зубы и убрать язычок внутрь рта, одновременно с выдохом.
    • Упражнение, которое поможет в освоении звука «ч», следующее: приоткрыть рот, язык упереть наверх, зубы разжать на ширину пальца, выдыхаем. Важно, чтобы язык не касался верхних зубов.
    • В помощь для произношения звука «л» будет полезно упражнение «болтушка»: зубы приоткрыты на расстояние ширины пальца, нужно напрячь язычок, немного загнуть ковшиком и поочередно, быстро и медленно проводим по верхнему нёбу то назад, то вперед.
    • Когда будете ставить звук «р», полезным будет цоканье, прищёлкивание язычком. Это подготовит к вибрации языка при произношении «р».
    • Важно отметить, что это упражнения, которые помогут подготовить ребенка к правильной дикции, а не сама постановка звука. Теперь, сделав зарядку для язычка, приступим к скороговоркам.

      Изучаем скороговорки

      Чтобы изучение скороговорок происходило с отдачей для дикции, важно тщательно подготовиться и поэтапно осваивать:

      • Подберите подходящие, соответствующие возрасту ребенка, уровню развития и изучаемому звуку. Для детей трёх лет и младше лучше всего начинать с маленьких скороговорок в 1–2 строчки. Например, «Сшила Саша Саше шапку» или «Уже ужи в луже». И с возрастом увеличивать сложность скороговорок. Не берите сразу много, для детей хватит 2–4.
      • Медленно расскажите скороговорку ребенку и разберите с ним смысл. Она должна быть понятна.
      • Научите для начала произносить скороговорку медленно, тщательно проговаривая каждый слог. Ведь в первую очередь важна не скорость, а четкость речи.
      • Когда скороговорка выучена, можно поиграть с детьми в суфлера – пусть они четко шепотом подсказывают вам текст.
      • Постепенно начинайте произносить скороговорку всё быстрее и громче, соблюдая ритм.
      • Когда ребенок сможет произносить текст быстро и четко, чтобы разнообразить занятие, внесите в неё игровой элемент – попросите рассказать скороговорку разными голосами с разной эмоцией, или спеть.
      • Скороговорки нужно периодически менять, потому что детям надоедает постоянно говорить одно и то же. Для изучения выбранной группы скороговорок достаточно дней 10–15. Потом замените на новые.

        4 совета для работы со скороговорками

      • Прежде чем, изучать скороговорку с ребенком, научитесь сами правильно её произносить. Ведь для дошкольников восприятие скороговорки происходит на слух, и вы должны правильно преподнести им информацию, иначе вы не сможете достичь развития.
      • Хорошей идеей будет представить занятие в виде игры. Вы бросаете друг другу мяч – скажите скороговорку и передайте мяч ребенку, теперь повторяет он.
      • Можно изучать скороговорку ненавязчиво – во время купания, когда одеваетесь на прогулку или в машине.
      • Повторяйте скороговорки ежедневно. Не пропускайте дни, ведь такое занятие не требует ни подручных средств, ни длительного времени.
      • Вот так, выполняя несложные упражнения, можно помочь детям приобрести хорошую дикцию и накопить обширный багаж словарного запаса к школе. Ведь скороговорка на протяжении веков показала себя эффективным и увлекательным средством для улучшения качества речи, как детей, так и взрослых.

        yourspeech.ru

        Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста

        ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ

        1.2 Особенности овладения правильным звукопроизношением в старшем дошкольном возрасте

        2.1 Организация и проведение исследования

        Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи.

        Произносительная сторона речи усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован, функционирует и фонематический слух.

        В тоже время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в развитии дикции. У детей дошкольного возраста отмечается быстрая нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.

        Выше сказанное и определило актуальность нашего исследования.

        Цель работы – выявить особенности развития дикции старших дошкольников.

        Предмет исследования: приемы и методы развития дикции у старших дошкольников на занятиях по развитию речи и в свободной игровой деятельности.

        Гипотеза: применение описанных в работе приемов и методов позволит повысить эффективность работы по развитию дикции у детей старшего дошкольного возраста.

        В соответствие с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:

        1) Изучить состояние проблемы развития дикции;

        Глава 1 Проблема развития дикции в методике речевого развития детей дошкольного возраста

        Понятие «дикция» в русском языке

        Дикция – это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, ее отчетливость и манеру произнесения. Значение дикции для устной речи можно сравнить со значением красивого подчерка для письменности. Хорошая дикция создает благоприятные условия для устного общения между людьми и имеет эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней культуры звучащей речи.

        Отчетливость артикуляции – это точность произнесения звуков в слове. Этот показатель влияет на разборчивость устной речи. Степень артикуляции у людей может разной; например, при отсутствии зубов речь становится малоразборчива. Но вы встречали людей, у которых, как говорится, «каша во рту». Их речь невнятна, артикуляция вялая и неразборчива. Главные артикуляционные органы – язык и губы — функционируют недостаточно энергично. Для достижения отчетливой артикуляции мышцы артикуляционных органов необходимо тренировать. Четкая артикуляция создает впечатление, что человек уверен в себе, хорошо знает то, о чем говорит, успешная и востребованная личность. Хорошая дикция — основа большинства коммуникативных профессий, руководителей, менеджеров, ведение деловых переговоров.

        Фонетический стиль произношения — определяющий фактор разборчивости речи. Многие люди замечают, что в некоторых словах часто проговариваются не все звуки, например: [шыис`ат] или даже [шс`ат] при произнесении числа 60 вместо нормативного [шыз`д`ис`ат]. Или при произнесении пропадают звуковые различия между фонетически сходными словами, например [д`эушка] вместо «дедушка» или « девушка». Если мы прислушаемся к себе, то наверняка заметим, что часто говорим: драсти (вместо: здравствуйте), буим, бум (будем), терь (теперь), чё (что), щас (сейчас), грит (говорит), ваще (вообще) и др. Кроме того, тщательность произношения зависит также от ситуации: как правило, общаясь с хорошо знакомыми людьми, в непринужденной обстановке и т.д. мы не всегда заботимся о том, чтобы речь звучала красиво.

        1.2 Особенности овладения правильным звукопроизношением в старшем дошкольном возрасте

        Особенности овладения детьми произношением звуков родного языка свидетельствует о том, что дошкольный возраст — это время энергичного развития речи, и в частности её звуковой стороны.

        В дошкольном возрасте норма произношения все больше выступает перед ребенком в своей социальной сути как характерная черта вербального общения взрослых, как признак взрослости. В тоже время он отделяет «детское » произношение от обычного правильного произношения взрослых как не соответствующее принятой и используемой взрослыми норме. Поэтому ребенок с осуждением относиться к воспроизведению взрослыми «детского» произношения.

        В старшем дошкольном возрасте заканчивается процесс овладения звуками родного языка. Большинство детей правильно произносят в артикуляционном отношении звуки (шипящие, а также звуки «л», «р», «рь»), многосложные слова, слова со стечением нескольких согласных. В произношении слов все реже допускаются орфоэпические ошибки. Дети хорошо отличают на слух по звуку, где находиться предмет, выделяют в словах знакомые звуки, пользуются умеренной громкостью голоса, могут ускорять или замедлять скорость своего высказывания. Продолжительность выдоха удлиняется до 8 секунд.

        Особенности овладения детьми звукопроизношением во многом объясняются анатомо-физиологическими особенностями и прежде всего речедвигательного аппарата. К дошкольному возрасту он вполне сформирован, однако центральный аппарат речи, находящийся в коре головного мозга, ещё недостаточно функционирует, голосовые связки короче, чем у взрослого, гортань почти вдвое короче, движения органов речевой артикуляции (мягкое нёбо, язык с нёбным сводом и зубной системой, губы и нижняя челюсть) недостаточно развиты, слабо координированы, язык заполняет большую часть ротовой полости, он оттянут назад и мало продвигается вперед, губы смыкаются слабо, мягкое нёбо мало поднимается. Вместе с тем мышцы речевого аппарата более эластичны и сокращаются медленнее, что благоприятствуют раннему формированию звукопроизношения. Это уменьшает утомление, в силу чего, несмотря на слабость мышц, движения отличаются известной легкостью и свободой.

        У дошкольников отмечается также несовершенство речевого дыхания, которое призвано обеспечивать нормальное голосообразование, способность изменять силу звучания, верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять её громкость. У детей наблюдается слабость дыхательной мускулатуры, малый объем легких, вдох с резким поднятием плеч, неустойчивость направления и слабость силы выдувной струи воздуха.

        Несмотря на то, что фонематический слух к старшему дошкольному возрасту достигает совершенства, тем не менее, он ещё недостаточно развит. Недостаточно развито и взаимодействие слухового и речедвигательного анализаторов, а для процесса усвоения звуковой стороны языка, как подчеркивают исследователи, необходима связь между ощущениями вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, слуховыми ощущениями от звуков, произносимых самим человеком, и зрительными ощущениями от восприятия артикуляции говорящего.

        Для четкого произношения звука необходимо правильное положение и движение органов артикуляции. Задача воспитателя — развить у детей подвижность языка, регуляцию движений челюсти. Решается она одновременно с формированием звукопроизношения.

        Если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда специальная работа по звукопроизношению и дикции необходима.

        Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального развития организма. Поэтому работа по звукопроизношению и дикции не должна рассматриваться в детском саду как логопедическая. Её следует проводить со всеми детьми не только с теми, которые имеют какие – нибудь отклонения в произношении звуков.

        Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: 1) подготовка артикуляционного аппарата; 2) уточнение произношения изолированного звука; 3) закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи. Все эти три этапа могут осуществляться на одном занятии, или на двух с перерывом в 1- 5 дней.

        Овладение детьми правильным звукопроизношением заключается в

        В показе и объяснении артикуляции звука, многократное произнесение звука с педагогом

        Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительность речи.

        Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.

        Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи: шутки – чистоговорки, инсценировка рассказов, дидактические и подвижные игры с речитативом, чтение стихотворений.

        Как видно овладение правильным произношением заключается в многократном повторении одного звука. Следовательно, воспитатель должен обеспечивать интерес детей к занятиям, разнообразя методы обучения и речевой материал, включая артикуляционные и дикционные упражнения. Кроме того нужно стремиться к максимальной речевой активности детей, к живому темпу и высокой плотности занятия.

        Овладение правильным звукопроизношением зависит не только от анатомо-физиологических особенностей, но и от особенностей психики ребенка: от состояния внимания, памяти, от слуховой и зрительной выдержки.

        Благоприятным условием для развития правильного звукопроизношения является спокойная обстановка в детском саду, не допускающая резкого шума, громкого разговора, крика, которые не только возбуждают и утомляют детей, но заставляют их напрягать свой голос, снижают остроту слуха. Поэтому педагоги должны не только предоставлять детям образец совершенной речи, но и проявлять большую заботу о физическом состоянии самого ребенка, об охране его органов чувств и нервной системы.

        1.3 Выработка дикции у детей старшего дошкольного возраста

        Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Известно, что у многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из – за чего у ребенка недостаточно открывается рот, и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.

        Аппарат дикции значительно легче формируется возрасте четырех – пяти лет, когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывать рот в процессе речи. В старшем возрасте бывает значительно труднее приучить к хорошей дикции ребенка с малоподвижными губами, который говорит сквозь зубы, поскольку нужно устранить уже сложившийся неправильный двигательный речевой навык.

        Для совершенствования дикции используются чисто – и скороговорки. Чистоговорка – это ритмичный речевой материал, содержащий сложное сочетание звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Скороговорка – труднопроизносимая ритмичная фраза или несколько рифмующихся фраз с часто встречающимися одинаковыми звуками. Скороговорки, а также более сложные чистоговорки используются в старших группах. Например, полезны чистоговорки, построенные на дифференциации звуков: «Собака Том сторожит дом», «Цу – чу – цу – чу – чу, не ракете я лечу».

        Цель использования скороговорки – тренировка дикционного аппарата – определяет методику преподнесения её детям на занятиях. Новую скороговорку воспитатель произносит наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читает её несколько раз негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями. Он может поставить перед детьми учебную задачу – послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться её запомнить, поучиться говорить её очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают её.

        Для повторения скороговорки педагог сначала вызывает детей с хорошей памятью и дикцией. Перед ответом повторяет указание: говорит медленно и четко. После индивидуальных проговариваний скороговорка произносится хором: всей группой, по рядам, небольшими подгруппами, а затем вновь отдельными детьми с самим воспитателем.

        На повторных занятиях со скороговорками или, если текст легкий и дети сразу им овладели, можно разнообразить задания: предложить произнести скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, можно менять и темп. Если скороговорка состоит из нескольких фраз, её интересно повторять по ролям – подгруппами, например:

        Первая подгруппа: Расскажите про покупки!

        Вторая подгруппа: Про какие про покупки?

        Все вместе: Про покупки, про покупки, про покупочки мои!

        Все эти приемы активизируют детей, развивают у них произвольное внимание. При повторении скороговорок детей следует периодически вызывать к воспитателю, чтобы остальные дети видели артикуляцию и мимику. Оценивая ответ, педагог должен указать на степень отчетливости произношения, иногда обратить внимание детей на правильность движений губ ребенка.

        Таким образом, работа по выработке у детей старшего дошкольного возраста осуществляется с привлечением различных методов и приемов обучения детей в специально организованной и в свободной деятельности детей

        Глава 2 Экспериментальные исследования сформированности дикции у детей старшего дошкольного возраста

        2.1 Организация и проведение исследования

        Выполняя констатирующий эксперимент, мы ставили перед собой цель – выявить уровень развития дикции у детей 5-6 лет.

        Исходя из цели исследования, определены следующие задачи:

        Выявить уровень развития правильного звукопроизношения.

        Выявить уровень развития дикционного аппарата.

        В качестве диагностического материала использовались чисто – скороговорки.

        Диагностическая процедура состояла из двух заданий:

        Задание № 1 «Веселая чистоговорка».

        Ребенку предлагалось как можно лучше повторить текст чистоговорок:

        «Собака Том сторожит дом»

        «Цу – чу, цу – чу – чу, на ракете я лечу».

        Высокий уровень – ребенок четко, внятно произнес заданный текст, не

        ошибался, речь неторопливая.

        Средний уровень – ребенок внятно произносит заданный текст, редко ошибается, самостоятельно исправлял ошибку. Речь неторопливая, четкая артикуляция звуков.

        Низкий уровень – ребенок затрудняется в произношении заданного текста, часто ошибается, исправляет ошибки с подачи взрослого. Речь невнятная, торопливая.

        Задание № 2 «Скороговорка».

        Ребенку предлагалось как можно лучше повторить текст скороговорки:

        «Паша тихо шепчет Мише.

        Миша шепота не слышит.

        Паша громче пошепчи:

        «Миша, уши полечи»»

        Описание уровней развития

        Высокий уровень – ребенок четко, внятно произносит текст скороговорки, не ошибается, не сбивается с заданного речевого темпа, проявляет заинтересованность в выполнении задания.

        Средний уровень – ребенок отчетливо и достаточно быстро произносит заданный текст, иногда сбивается с речевого темпа, но проявляет активную заинтересованность заданием. Наблюдается четкая артикуляция звуков.

        Низкий уровень – ребенок испытывал большие затруднения в воспроизведении текста скороговорки. Произносит её неправильно: не соблюдает последовательность слов, допускает фонематические ошибки. Отсутствует заданный темп речи. Наблюдается отсутствие интереса к заданию, неустойчивость внимания.

        2.2 Анализ результатов работы

        На этапе констатирующего эксперимента решались такие задачи, как выявление уровня развития дикции у детей старшего дошкольного возраста;

        Данное исследование проводилось в МДОУ № 56. Опытной работой было охвачено 12 детей 5-6 лет.

        После проведения диагностики, направленной на выявление чистоты и внятности звучащей речи получили следующие результаты. Итак, высокий уровень – 3 ребенка, что составляет 25%; средний уровень составляет 6 детей, 50%; низкий уровень – 3 ребенка, 25%.

        Уровни развития чистоты звучащей речи

        xreferat.com

        Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста (стр. 1 из 3)

        СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Глава 1 Проблема развития дикции в методике речевого развития

        детей дошкольного возраста

        1.1 Понятие «дикция» в русском языке

        1.3 Выработка дикции у детей старшего дошкольного возраста

        Глава 2 Экспериментальные исследования сформированности дикции у детей старшего дошкольного возраста

        2.2 Анализ результатов работы

        При движении речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, такие качества формируются постепенно.

        В старшем дошкольном возрасте выработка внятности произношения является специальной задачей занятий по развитию речи. Для её решения в старших группах используют специальные методы и приемы.

        Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становиться замкнутым, резким, неусидчивым. У него падает любознательность, что значительно влияет впоследствии на успеваемость в школе, а также на психосоматическое здоровье ребенка.

        Объект исследования: процесс развития дикции у детей старшего дошкольного возраста.

        2) Выявить сущность и специфику применения чисто — скороговорок в работе с дошкольниками;

        3) Выявить уровень развития дикции у детей старшего дошкольного возраста.

        Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.

        Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в уточнении имеющейся в отечественной педагогике и методике развития речи специфики применения методов и приемов развития дикции у детей дошкольного возраста.

        База исследования: исследовательская работа осуществлялась на базе МДОУ № 56 и охватила 12 детей в возрасте 5-6 лет.

        1.1 Понятие «дикция» в русском языке

        Правильность артикуляции – это движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образованию звука. Этот показатель свидетельствует о том, насколько хорошо человек усвоил необходимые артикуляторные движения в детстве. В этом смысле обычно говорят о дефектах дикции или шире – о дефектах речи, исправление которых является предметом логопедии. Недостатки дикции: картавость, гнусавость, монотонность, торопливость, проглатывание окончаний, невнятность.

        Манера произнесения – включает в себя присущий индивидууму темп, продление или редукцию слогов и т.п. Каждый из нас имеет собственную манеру выговаривать слова.

        Таким образом, дикция – это произношение, степень отчетливости говорения. Четкое произношение отдельных предложений, звукосочетаний в целом — показатель культуры речи. Совершенствование дикции имеет большое значение, например, для педагогов, студентов и др. Основой дикции является отчетливое произнесение каждого отдельного звука и звуковых сочетаний. Прежде, чем понять речь, ее нужно услышать, воспринять слухом. Чем яснее будут произнесены слова, тем легче их понять. Залог хорошей дикции — правильная артикуляция звуков. Основу артикуляции составляют совокупность произносительных движений речевых органов, к которым относятся язык, губы и мягкое нёбо с язычком (активные органы), а также зубы и твердое нёбо (пассивные органы). Часто недостатки дикции объясняются вялостью, пассивностью артикуляции. Вялая, а потому и нечеткая дикция — результат неправильного речевого воспитания

        Характерной особенностью усвоения звуков в начальный период является неустойчивость артикуляции при их произношении.

        Как показали исследования А. Н. Гвоздева, С. Н. Карповой, Ф. А. Сохина и др., дети очень рано начинают ориентироваться на норму произношения, принятую в данном обществе. Ярким примером этого является контролирование ребенком как своей, так и чужой речи. Критически оценивая речь других, дошкольник тем самым утверждается в нормах родного языка.

        Вместе с тем у многих детей отмечается не совсем правильная расстановка ударений, проглатывание окончаний слов, смешивание твердых и мягких согласных, свистящих, шипящих внутри группы: «с» и «з», «с» и «ц», «ш» и «щ», «ч» и «щ», «с» и «ш», «з» и «ж», некоторые дошкольники невнятно произносят слова.

        mirznanii.com

        Смотрите так же:

        • Зак развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет Диагностика интеллектуальных способностей детей 6 7 лет Диагностика развития речи дошкольников Тест А.И. Савенкова Данный тест ориентирован на выявление уровня развития интеллектуальных способностей у детей 6—7 лет. Методика состоит из 6 групп заданий-субтестов. СУБТЕСТ 1. Продолжение рядов геометрических фигур по установленной […]
        • 3 месячный ребенок мало ест Ребенок в 6 месяцев мало ест Консультации детского психолога - Ребенку 6 месяцев, плохо кушает и спит Ребенку 6 месяцев, плохо кушает и спит Доброй ночи! Моей дочери 6мес. мы стали очень плохо кушать (мы искусственники)если раньше она кушала или с ложечки или из бутылочки.То сейчас просто ужас она съедает кашки 60 - 100 иногда 140 […]
        • Лечение нервных тиков народными средствами у детей Нервные тики у детей Методы лечения народными средствами Введение. Многие считают, что тик – это что-то типа заикания. На самом деле, это огромное заблуждение. Нервный тик – это движение, которое повторяется. Это может быть как заикание, так другие проявления, например, шмыганье носом, почесывание, невольные поворты головы, […]
        • Задание на развитие логики для детей 4 года Логические задания для детей 6-7 лет в картинках для распечатки Учим правильному мышлению: логические задачи для детей 6-7 лет Способность к рассуждению, именно так определяют иногда логику, не дается человеку с рождения. Умение замечать связь между явлениями и делать выводы о последствиях действий очень важно для успехов детей не […]
        • Мальчику 6 лет воспитание Воспитание ребенка 6 лет Поведение ребенка 6 лет в корне отличается от поведения детей младшего возраста. Ребенок уже отлично понимает и хорошо усвоил социальные нормы и правила поведения в обществе, он становится менее импульсивным, учится сдерживать агрессию и отстаивать свою точку зрения перед взрослыми и сверстниками. Занимаясь […]
        • Характеристика гендерных особенностей детей дошкольного возраста 1.2. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) К концу дошкольного возраста ребёнок представляет собой личность. Он отдаёт себе отчёт в том, какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт учиться в школу), он открывает для себя новое место в социальном […]
        • Актуальность нравственного воспитания у дошкольников Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников Слушатель ФПК и ПП Осьмушкина Ольга Александровна К. п. н, доц. Космачева Н.В. Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников .1 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников .2 Задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников .3 […]
        • Кружковая работа с детьми дошкольного возраста Кружковая работа. "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста". В начале XXI века во многих странах мира ранние образование и развитие детей стали важной частью государственной образовательной политики. В России дошкольное образование совсем недавно получило статус самостоятельного уровня […]