Развитие и питание недоношенного ребенка по месяцам до 1 года: все особенности ухода в домашних условиях

Недоношенными считаются дети, появившиеся на свет раньше 37 недель. Такие крохи нуждаются в повышенной заботе и особом внимании, а уход за ними существенно усложняется. Родителей может пугать размер малыша, ведь от веса недоношенного ребенка зависят и их дальнейшие действия. При соблюдении всех рекомендаций врачей можно преодолеть любые сложности, а спустя несколько месяцев все тяготы позабудутся.

Недоношенными сейчас рождаются многие детки. Паниковать не стоит: при должном уходе врачи обещают постепенное выравнивание темпов развития до своих сверстников и полноценную здоровую жизнь

Основные этапы развития

Развиваются дети, рожденные раньше времени, с отличиями от зрелых сверстников. В среднем идет отставание на 1-3 месяца в зависимости от срока, на котором родился ребенок. Важные параметры отображены в таблице прибавки в росте и весе детей в течение первого года жизни:

Сведения предоставлены на основании многолетних наблюдений за ростом и весом недоношенных детей. Более подробное развитие недоношенного ребенка по месяцам представлено ниже.

Родителей могут беспокоить проблемы с весом недоношенного ребенка. Несмотря на налаженное питание, младенец плохо набирает первые граммы вследствие сниженной сосательной активности и затрудненного глотательного рефлекса.

При налаживании питания недоношенных детей единственным препятствием становится их слабость. На втором месяце сил уже больше, но сосание дается младенцу с большим трудом. При здоровом развитии наблюдается прибавка в весе недоношенного ребенка, поэтому педиатры разрешают постепенно выкладывать малютку на животик — это позволит начать тренировку мышц спины и станет отличной профилактикой колик у детей.

В основных потребностях недоношенные дети ничем не отличаются от обычных новорожденных. Им так же необходима пища и спокойный сон. Для правильного формирования черепа и профилактики кривошеи нужно следить за положением головы ребенка. Родителей порадует появление первых мимических реакций. Младенцу пока недоступна улыбка, но на прикосновения он отреагирует: пытается поднять голову и задерживает взгляд на лице мамы. Развитие недоношенных детей касается на этом сроке слухового и зрительного внимания, а также хватательного рефлекса. Вес ребенка от момента рождения должен в этот период удвоиться.

Ребенок не только может поднимать голову, но держит ее вполне уверенно. Гулит и способен схватить рукой игрушку. У некоторых детей может возникнуть мышечный тонус, который в состоянии диагностировать только специалист. От повышенного тонуса легко избавиться с помощью курса массажа или несложных упражнений. Все процедуры желательно доверить профессионалу.

Игрушка не просто рефлекторно хватается, а хорошо удерживается в руке ребенка. Появляется первая улыбка и интерес ко всему, что окружает кроху. Заметно возрастают зрительные и слуховые реакции. Если у ребенка не выявлено никаких отклонений, то в этом возрасте малыш уже в правильном направлении поворачивает голову в сторону звука.

Вес ребенка за 6 месяцев увеличивается в 3 раза. Карапуз предпринимает первые попытки перевернуться на живот со спины. По мере роста общение проходит более активно, чему способствует распознавание родных. При виде близкого человека ребенок издает звуки, размахивает ножками и ручками. При поддержке в области подмышек может упираться ножками о поверхность, немного приседая при этом.

К 7 месяцу малыш становится еще более активным, перевороты со спины на живот и обратно даются с легкостью. Игрушка уверенно располагается в руке, а ребенок предпринимает свое первое путешествие, пытаясь смешно проползти, отталкиваясь ножками. Если кроха появился на свет на сроке 35-37 недель и получает все важные микроэлементы с пищей, в 7 месяцев у него прорезаются первые зубки.

Карапуз пытается сидеть без помощи взрослых, становится на четвереньки и делает попытки раскачаться. Благодаря правильному развитию движения умелые и выполняются осознанно. Ребенку интересны собственные занятия, простые игры и общение с близкими. Откликается на просьбу показать определенный предмет, с удовольствием слушает сказки и стишки, колыбельные и потешки, улавливая изменение интонаций.

Уверенно сидит, начинает ползать, требует больше общения. Зубки появляются, если кроха родился в период 32-34 недели. Повторяет за взрослыми звуки и слоги. Стоит более уверенно, может передвигаться с поддержкой за опору, но пока считает, что ползать легче и быстрей. Увлеченно наблюдает за передвигающимися предметами. Моментально реагирует на звук, распознает собственное имя, прислушивается к окружающему миру. Появляются первые зубки у тех, кто родился на сроке раньше 31 недели.

Продолжается период активного ползания и изучения детьми окружающего мира, несмотря на обретенное умение садиться и вставать. Без поддержки малыш способен простоять весьма долго и даже совершает первые шаги, не держась за опору. Для развития полезны пирамидки, кубики и все игрушки, которые движутся. Хорошо идет на контакт с родными, узнает знакомые лица.

В возрасте после года карапуз может самостоятельно пойти. Это является доказательством того, что недоношенные дети способны нагнать ровесников в развитии. В некоторых случаях процесс затягивается до 1,5 лет, но физическое развитие дается легче нервно-психического. Полная зрелость формируется обычно к 2-3 годам, поэтому раньше указанного срока родителям не о чем беспокоиться.

В годовалом возрасте малыш способен научиться ходить, как и большинство его сверстников. К этому времени мама практически перестанет помнить о том, что ее ребенок родился раньше срока

Питание после рождения

Наладить вскармливание малыша первое время весьма проблематично. Кроха нуждается в получении питательных веществ, но его организм не способен полноценно их усваивать. Оптимальный способ кормления недоношенных детей подбирает специалист с учетом срока, на котором родился малыш, оценки состояния и веса.

Если младенец появился на свет с массой тела от 2000 г, то врачи могут разрешить сразу прикладывать его к груди. От мамы требуется тщательное наблюдение за ребенком при вскармливании. Малейшие признаки усталости и появление одышки говорят о том, что на грудное кормление нужно выделять меньше времени, а оставшимся объемом докармливать.

При массе тела новорожденного от 1500 до 2000 г ему предлагается грудное молоко в бутылочке. Пробное кормление позволяет определить готовность малыша к самостоятельному питанию. Если активность сосания неудовлетворительная, то назначается вскармливание через зонд.

Для детей весом до 1500 г допускается только зондовое кормление для набора веса. Осуществление вскармливания недоношенных детей возможно двумя способами:

  • порционно;
  • методом длительной инфузии.
  • Порционный прием пищи подразумевает 7-10 кормлений в сутки. Из-за небольшого объема желудка недоношенного ребенка часто осуществляется парентеральное введение питательных веществ.

    При отсутствии молока у мамы или его непереносимости младенцем он находится на искусственном вскармливании. У молочной смеси должны быть свои особенности, позволяющие использовать ее в рационе недоношенного малыша.

    Первое знакомство с новой пищей

    Прикорм в рацион малышей, появившихся раньше срока, вводится после полугода. Пищеварительная система дозревает позже, обменные процессы не отличаются стабильностью, поэтому более раннее введение новых продуктов может закончиться печально. Расчет правильного возраста для прикорма проводится просто: за начальную точку берется дата, когда малыш должен бы родиться. Если кроха пришел в этот мир на месяц раньше, то прикорм следует вводить на 1 месяц позже.

    Некоторые мамы решают перестраховаться и повременить с прикормом, что тоже неверно. Недоношенные дети отличаются скудным запасом полезных веществ, поэтому без обогащения рациона не обойтись. После ввода прикорма нельзя исключать из ежедневного меню грудное молоко. Кормление новыми продуктами следует завершать прикладыванием к груди или предложением бутылочки со смесью.

    Сначала в рационе появляются каши, а затем можно добавить фруктовые и овощные пюре. Порядок объясняется недобором веса, что часто встречается у малышей, родившихся раньше срока. В меню недоношенных детей лучше использовать гипоаллергенные каши:

  • гречневая;
  • кукурузная;
  • рисовая.
  • Разводятся каши смесями или маминым молоком, чтобы кроха привык к новому вкусу. При отсутствии аллергических реакций в прикорм вводится:

  • овощи;
  • мясо;
  • кисломолочные продукты.
  • При вскармливании недоношенных детей не обойтись без консультаций педиатра. Он может определить оптимальный период для начала введения новых продуктов.

    Так как нужно, чтобы малыш поскорее набрал вес, прикорм начинают не с фруктовых пюре, а с каш, которые имеют более высокую питательную ценность

    Гармоничное развитие недоношенного ребенка напрямую зависит от условий, в которых он растет. Важно обеспечить ему соответствующий уход дома:

    Необходимо настроить подходящую температуру в комнате в пределах 23-25 С. Рядом с малышом она должна достигать 28-32 С. Можно использовать грелки с водой 60-65 С. Предварительно грелки оборачиваются в пеленку или полотенце, чтобы исключить риск ожога. Располагать их лучше в ножках под одеялом и сверху одеяла по бокам на расстоянии ладони. Менять воду необходимо каждые 1,5-2 часа. Дополнительный обогрев после первого месяца жизни не потребуется, поскольку младенец научится самостоятельно регулировать температуру тела. Приемлемый уровень влажности 50-70%.

    Если малыш находится в группе риска и родился с весом менее 1500 г, педиатры не рекомендуют купать его еще в течение 3 недель. Достаточно проводить ежедневную гигиену. Остальным карапузам разрешены водные процедуры спустя 7-10 дней с момента рождения. Купать недоношенных малышей на протяжении первых 3 месяцев нужно только в кипяченой воде при температуре 38 С. Ванная комната должна быть прогрета минимум до 25 С, чтобы кроха чувствовал себя комфортно.

    При весе малыша от 1500 г с ним можно начинать гулять спустя 2 недели после рождения (рекомендуем прочитать: развитие ребенка на 2 неделе). Данная рекомендация касается летнего периода, когда температура воздуха поднялась до +25-26 С. Длительность первого «выхода в свет» не должна превышать 10-15 минут. С каждой прогулкой время пребывания на свежем воздухе постепенно увеличивается, пока не достигнет 1-1,5 часов. В весенне-осенний период разрешается гулять с малышами возрастом 1-1,5 месяца при температуре на улице от +10 С. Вес крохи должен быть не менее 2500 г. Если столбик термометра опустился ниже +8-10 С, можно совершать прогулки с младенцами возрастом от 2 месяцев и весом 2800-3000 г. В дальнейшем прогулки планируются по тому же сценарию, что и у обычных деток.

    vseprorebenka.ru

    Развитие детей от рождения до года

    Беременность подошла к концу и на свет появляется долгожданный малыш. И спустя время, у многих, еще недостаточно опытных, родителей возникает масса волнений и вопросов: нормально ли развивается их младенец, все ли он умеет делать для своего возраста. В этой статье рассмотрим как происходит физическое и психическое развитие ребенка до года по месяцам.

    В первый год жизни кроха учится всему — следить, улыбаться, хватать, сидеть, ползать, стоять, ходить. Каждый новый успех несомненно радует всех родителей. Существует некий календарь, благодаря которому можно следить за умениями крохи. Однако важно учитывать, что развитие ребенка до года происходит индивидуально, ведь все дети разные. К примеру, если малыш что-то не делает в пять месяцев, то он обязательно сделает это в шесть. Плюс/минус месяц — является нормой.

    Рассмотрим, какие изменения происходят в развитии детей от рождения до годовалого возраста.

    Таблица развития ребенка до года

  • прибавка в весе 600 г, в росте 3 см;
  • кроха учится жить вне организма матери;
  • примерно 70% времени новорожденный проводит во сне;
  • движения ребенка в 1 месяц еще не скоординированные, поэтому во время бодрствования он постоянно хаотично машет ножками и ручками;
  • при резком громком звуке он моргает и вздрагивает;
  • к концу 3-й недели жизни может ненадолго удерживать взгляд на ярком предмете или лице взрослого;
  • к концу 4-й недели жизни пытается приподнять головку и удерживать ее на несколько секунд лежа на животе.
  • прибавка в весе 800 г, в росте 3 см;
  • ребенок в 2 месяца продолжает много спать и кушать;
  • начинает осознавать, что его плач является средством общения со взрослыми, поэтому, когда ему голодно, холодно, скучно, больно, жарко, он начинает громко кричать, сообщая об этом окружающим;
  • начинает отвечать широкой улыбкой на улыбку взрослого;
  • может видеть на расстоянии около 50 см;
  • лежа на животе может поднять голову и подержать ее около 10 секунд;
  • лежа на боку может перевернуться на спинку;
  • многие детки в 2 месяца начинают гулить, произнося звуки «а», «о», «э», сочетая их с воркотанием, визгами, чавканьем.
  • может следить за яркой игрушкой, если ее медленно перемещать прямо перед ним;
  • на руках в вертикальном положении младенец недолго удерживает головку;
  • к источнику звука поворачивает голову и ищет его глазками.
  • прибавка в весе 800 г, в росте 2,5 см;
  • осмысленно улыбается и громко хохочет;
  • трехмесячный малыш узнает родителей по голосу и зрительно;
  • отвечает гулением;
  • движения рук становятся целесообразными и сознательными;
  • начинает сосать свой кулачек или пальчик;
  • все предметы, попавшие в руки, тянет в рот;
  • лежа на животике может приподняться на локти и удерживать голову в течении нескольких минут;
  • крутит головой во все стороны;
  • переворачивается со спинки на бочок;
  • при поддержке за подмышки, будет упираться ногами в твердую поверхность;
  • поворачивает головку в сторону источника звука;
  • исследует при помощи рук свое лицо, лицо и волосы взрослого.
  • прибавка в весе 750 г, в росте 2,5 см;
  • прекрасно узнает маму, предпочитая ее всем остальным (плачет, когда она исчезает из поля зрения);
  • переворачивается со спины на живот;
  • уверенно держит голову в вертикальном положении и лежа на животе, поворачивая ее в разные стороны;
  • осмысленно захватывает игрушку одной или двумя руками и тут же тянет ее в рот;
  • может держать некоторое время игрушку в руке и трясти ей;
  • лежа на спине приподнимает голову;
  • предпочитает играть с любимой игрушкой, отвергая другие;
  • ребенок в 4 месяца может испытать страх, радость, разочарование, любопытство;
  • визжит, машет ручками и ножками от восторга;
  • затихает, когда начинает играть музыка;
  • улыбается своему отражению в зеркале;
  • отличает знакомого человека от чужого;
  • к концу этого периода жизни кроха начинает произносить свои первые слоги: «па», «ма», «ба».
  • прибавка в весе 700 г, в росте 2 см;
  • неосознанно произносит первые слова: «мама», «баба»;
  • лежа на спинке пытается сесть, подтягивая голову и ручки вперед;
  • ощупывает, хватает, тянет к себе, бросает предметы и наблюдает как они падают;
  • длительно играет с любимой игрушкой, перекладывая ее из одной руки в другую, трясет ее, пробует на вкус;
  • может держать бутылочку ручками;
  • играет в игру «ку-ку»;
  • пятимесячный ребенок прекрасно различает знакомых ему и незнакомых людей;
  • у многих малышей в этом возрасте начинают прорезываться зубки.
  • прибавка в весе 650 г, в росте 2 см;
  • ребенок в 6 месяцев меньше спит и длительное время бодрствует;
  • делает первые попытки ползти на животе, отталкиваясь ножками;
  • пытается сидеть;
  • хорошо переворачивается со спины на живот, бочок и обратно;
  • постоянно играет с игрушками;
  • может перекладывать маленькие предметы из одной емкости в другую;
  • откликается на свое имя;
  • постоянно издает разнообразные звуки;
  • повторяет за взрослыми произношение некоторых звуков: «а», «у», «ма-ма»;
  • подражает взрослым: чихает, смеется.
  • прибавка в весе 600 г, в росте 2 см;
  • семимесячный ребенок становится более подвижным, теперь его нельзя оставлять без присмотра;
  • постоянно переворачивается, крутится вокруг своей оси;
  • уверенно сидит, держа спинку прямо;
  • делает первые попытки вставать у опоры;
  • некоторые малыши делают попытки передвигаться у опоры;
  • может показать пальчиком, где кошка, а где собака;
  • длительно играет с игрушками, умеет нажимать на кнопки, музыкальной игрушки, чтобы послушать музыку или звук;
  • прекрасно различает папу, братьев, сестер, бабушку, дедушку и других членов семьи, постоянно контактирующих с ним;
  • становится на четвереньки и раскачивается вперед назад;
  • начинает ползать или же ползание совершенствуется;
  • любит рассматривать свое отражение в зеркале, общается, гладит ручками;
  • понимает слово «нельзя»;
  • постоянно лепечет, визжит, произносит различные слоги и звуки;
  • появляются в речи новые слоги: «дай-дай», «та-та», «да-да», «на-на».
  • прибавка в весе 550 г, в росте 2 см;
  • ребенок в 8 месяцев активно ползает, изучая все вокруг;
  • умеет вынимать/вкладывать мелкие предметы из емкости;
  • может открывать крышки коробок;
  • уверенно стоит у опоры, держась одной рукой;
  • машет ручкой «пока-пока», играет в игру «ладушки»;
  • любит исследовать лицо, волосы, мамы, нравиться играть с ее бусами;
  • понимает и может выполнить простые просьбы взрослого, например, «дай руку»;
  • любит наблюдать за играющими детьми на улице, проезжающими машинами.
  • прибавка в весе 500 г, в росте 1,5 см;
  • поднимает два предмета, может играть с ними одновременно;
  • стучит игрушками или предметами о поверхность;
  • хлопает в ладоши;
  • листает толстые страницы детской книги;
  • большие предметы берет двумя руками, а маленькие пальчиками;
  • может сесть из положения лежа и лечь из положения сидя;
  • приседает и ритмично прыгает у опоры;
  • танцует под музыку, держась у опоры;
  • самостоятельно садится, быстро ползает, встает и ходит у опоры;
  • показывает на игрушке где глазки, носик, ротик;
  • ребенок в 9 месяцев произносит много различных звуков;
  • может найти предмет, спрятанный у него на глазах;
  • выполняет простые просьбы взрослых: «дай игрушку», «дай руку».
  • прибавка в весе 450 г, в росте 1,5 см;
  • без особого труда встает у опоры;
  • ходит, держась за руки мамы;
  • может сесть из положения стоя;
  • танцует под музыку, раскачиваясь, притопывая и двигая попой;
  • повторяет жесты, звуки, выражения лица взрослых;
  • остерегается незнакомых людей и мест;
  • понимает простые просьбы и выполняет их;
  • открывает все дверцы и ящики в зоне досягаемости, вытаскивает из них все, что найдет;
  • любит играть с игрушками, которые можно помещать друг в друга;
  • некоторые десятимесячные дети начинают совершать свои первые шаги.
  • прибавка в весе 400 г, в росте 1,5 см;
  • ребенок в 11 месяцев прекрасно понимает слово «нельзя», но не всегда его выполняет;
  • может самостоятельно сеть из положения на животе;
  • подбирает очень маленькие предметы двумя пальчиками;
  • машет рукой «пока-пока»;
  • играет в «ку-ку», «ладушки»;
  • уверенно ходит, держась за предметы мебели, руки взрослого;
  • пытается ходить самостоятельно;
  • может недолго самостоятельно стоять;
  • отчетливо произносит; «мама», «баба», «папа», «дай»;
  • показывает пальчиком, что желает взять;
  • самостоятельно пьет из чашки или бутылочки;
  • постоянно произносит различные звуки.
    • прибавка в весе 350 г, в росте 1,5 см;
    • самостоятельно стоит;
    • ребенок в 1 год начинает ходить или умение ходить совершенствуется;
    • может встать из положения сидя на корточках;
    • знает применение некоторых предметов, например, молотка, телефона;
    • собирает пирамидку, строит небольшую башню;
    • капризничает, если что-то не нравится;
    • сильно привязан к матери, резко реагирует на ее уход;
    • может отказываться от нелюбимой пищи;
    • откусывает твердую пищу;
    • пользуется ложкой;
    • понимает почти все простые фразы, которые ему говорят родители: «пойдем гулять», «пошли кушать»;
    • осознанно говорит «мама», «папа», «ав-ав» (собака), «кис» (кошка), «баба»;
    • узнает и показывает животных на улице и картинках;
    • проявляет самостоятельность.
    • Каждый малыш за первый год жизни очень многому научится. Не стоит переживать, если он чего-то не умеет. Ведь каждый ребенок индивидуален, что-то пока не получается освоить, а что-то получается лучше. Ни в коем случае нельзя сравнивать кроху с другими малышами или с нормами развития, описанными выше. Сравнивать его можно только с самим собой, каким он был месяц назад, а каким стал теперь.

      moykarapuz.com

      Календарь развития ребенка до года по месяцам

      Развитие ребенка до года по месяцам

      Что должен уметь новорожденный ? Сколько малышу положено спать ? Какие игрушки ему нужны ?

      Развитие ребенка по месяцам

      Развитие ребенка до года — Первый месяц

    • Уребенка несколько основных рефлексов: «подошвенный» : Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; «сосательный» : Если провести пальцем по губа к рохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать
    • Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
    • Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
    • Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
    • Реагировует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;
    • К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.
    • Внезапно вздрагивает,(это называют рефлекс Моро) при громком звуке
    • Кулачки крепко сжаты
    • Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить
    • Может удержать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя
    • Развитие ребенка до года — Второй месяц

    • Малыш может улыбаться в ответ на вашу улыбку;
    • Провожать взглядом предмет (прямо перед ним);
    • Издавать звуки (агукать).
    • Лежа на животе, поднимать голову на 45°;
    • В положении сидя удерживает голову прямо, хотя неуверенно
    • Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами;
    • Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.
    • Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления»;
    • Может успокоиться сосанием
    • Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека
    • Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик младенец сосредоточенно его сосет
    • Развитие ребенка до года — Третий месяц

    • Смеется вслух;
    • Капризничает и хнычет, протестующе кричит;
    • Гулит в ответ на звуки
    • Реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание.
    • Попадает руками по висящим над кроваткой игрушками ;
    • Захватывает игрушку и тянет ее в рот;
    • На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд. Переворачивается со спины на бок;
    • Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками
    • Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны
    • Находит источник звука и света
    • Ручки к уже вполне разворачивают кулачки
    • Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног
    • Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными
    • Подтягивает свое тело, когда его берут на руки
    • Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.
    • www.rebenokdogoda.ru

      Уход за ребенком до года

      Считается, что в первые три года ребенок осваивает такой уровень знаний и умений, как потом за всю оставшуюся жизнь. Самое важное – развитие ребенка до года, когда малыш только знакомится с миром, получает первые навыки – держать спинку, переворачиваться, ползать, затем – ходить.

      Но и от мамы зависит очень многое. Уход за ребенком до года требует от нее много внимания и любви.

      Это время адаптации, когда малыш учится жить в новом для него мире. Кроха много спит (до 20 часов в сутки), много кушает. Чтобы развитие ребенка до года происходило последовательно, важно с первых дней жизни подходить к процессу воспитания правильно. Помимо вовремя смененных пеленок и кормления, важно заботиться о создании комфортных условий для малыша: не перегревать и не переохлаждать его, развивать зрительное и слуховое чувство.

      К концу 1 месяца ребенок умеет:

    • поворачивать головку на звук;
    • следить за перемещением яркого предмета;
    • чуть приподнимать, а развитые дети – и держать головку.
    • Время оживления, когда малыш спит уже меньше, но в период бодрствования уже стремится к активным действиям: разглядывает подвешенные к кроватке игрушки, активно работает руками – доносит до рта кулачок и сосет его, узнает близких людей.

      К концу 2 месяца малыш может:

    • бодрствовать до 50 минут;
    • приподнимать и удерживать головку;
    • физически развитый ребенок пытается переворачиваться с бока на спинку;
    • реагирует на появление мамы и других людей, которых знает;
    • начинает гулить.
    • Уход за ребенком до года складывается не только из смены подгузников и кормления. Мамочке важно больше общаться с ребенком, напевать песенки, разговаривать.

      Развитие ребенка до года происходит очень быстро, и трехмесячный ребенок уже может удерживать головку в вертикальном состоянии, лежа на животике, пытается приподняться и оглядеть окружающее его пространство. Если предложить ему яркую погремушку, он потянется к ней и понесет в рот.

      К концу 3 месяца ребенок умеет:

    • понимать настроение человека, находящегося рядом;
    • много гулить, в его речи появляются слоги;
    • крепко держать руками погремушку;
    • улыбаться, а некоторые детки – даже смеяться.
    • Маме нужно развивать чувства и имеющиеся навыки у малыша, позаботиться о его физическом развитии: массаж, воздушные ванны при оптимальной температуре, гимнастика помогут повысить иммунитет и укрепить организм малыша.

      Чем старше становится ребенок, тем ускоряются темпы его развития. Уверенно держит головку в вертикальном положении, смело поворачивает ее, лежа на животике, активно реагирует на яркие предметы и движущиеся, поворачивает голову на голос близкого человека, громкие звуки.

      К концу 4 месяца малыш может:

    • подниматься на локти из положения лежа на животике;
    • переворачиваться;
    • самостоятельно играть с погремушкой;
    • различать близких людей, выделять тех, кто ему приятен.
    • Становится опасно оставлять его одного на взрослой кровати или диване: малыш перекатом может добраться до края и упасть. Он отлично узнает маму, и появляется первый страх ее потерять. Криком и плачем малыш осознанно старается удержать ее возле себя.

      Все активнее малыш развивает физические навыки: уверенно переворачивается, поднимается из положения лежа на животике на локти и ладошки, может полулежать на бедре, опираясь на ручку, тянется за интересующим его предметом.

      К концу 5 месяца малыш умеет:

      • крепко держать погремушку или другой предмет, играть им – бросать, стучать;
      • хватать себя за ступни, тянет их в рот;
      • отличать своих от чужих;
      • выражать свои эмоции, свидетельствующие о чувствах;
      • разглядывать картинки.
      • Уход за ребенком до года с этого времени предполагает от мамочки не столько гигиенический, сколько развивающий: нужно заниматься его физическим и эмоциональным развитием. С крохой можно общаться, учить его простым словам: «мама», «папа», «баба».

        В это время некоторые дети уже начинают ползать, поэтому важно обезопасить всю зону их досягаемости. Манеж или ковер – место активных действий. В это время малыша начинают присаживать, но только в положение полулежа – позвоночник крохи еще не готов к серьезным нагрузкам.

        Шестимесячный малыш умеет:

      • уверенно держать в руках различные предметы, перекладывать их из руки в руку;
      • вставать на коленки из положения лежа на животике;
      • держать в руках ложку (пытаясь донести ее содержимое до рта);
      • держать поильник и пить из него.
      • Малыш делает первые логические выводы – если сдавить игрушку – она запищит, если бросить кубик – он упадет.

        От мамы этот период требует полной отдачи себя развитию и воспитанию крохи. Больше разговаривать и поощрять его произносить звуки, вместе рассматривать картинки, учить пользоваться ложкой и обучающей чашкой – все это в итоге приведет к тому, что развитие ребенка до года будет успешным.

        Его можно назвать «лови – держи»: малыш уверенно ползает по-пластунски, некоторые – на четвереньках. Ребенок может в течение некоторого времени сидеть с прямой спинкой, стоять при поддержке за подмышки или ручки. Но не спешите – всему свое время.

        К концу 7 месяца малыш может:

      • держать игрушки в обеих руках, активно играть ими – стучать, бросать, самостоятельно брать, дотянувшись до них;
      • пить из поильника-непроливайки, держать в руках печенье и кушать его;
      • показывать глазками знакомые предметы: «Где киса?», «Где мама?».
      • В этот период некоторые продвинутые родители начинают обучение ребенка: «Где часики?» — по аналогии вопрос: «Где А?». Если развесить в комнате несколько ярких картинок с изображением букв, кроха будет показывать их. Так начинается обучение малыша.

        Отмечаются активные попытки встать, имея рядом опору, даже ходить вдоль нее. Если ребенку это пока не удается – не торопите его. Кроха активно изучает дом, в котором живет, активно ползая, может сидеть, даже сесть самостоятельно.

        К концу 8 месяца ребенок может:

      • стоять возле опоры;
      • делать шаги, поддерживаемый за ручки взрослыми;
      • садиться;
      • складывать игрушки в емкость;
      • надевать кольца на пирамидку.
      • Пришла пора менять уровень кроватки – опускать его, сделав безопасным для ребенка. Малыш старается есть ложкой самостоятельно – не противодействуйте ему. Уход за ребенком до года предполагает научить его всем навыкам самообслуживания. Играйте с ним, читайте книги и поощряйте речь малыша.

        Все увереннее становятся попытки встать самостоятельно на ножки и ходить, держась за опору. Будьте начеку – малыш еще и пытается самостоятельно залезть на диван, стул или слезть с них. Такие активные движения чреваты травмированием.

        Девятимесячный ребенок может:

      • разворачиваться во время ползания, менять направление движения;
      • сесть из положения лежа и встать из положения сидя;
      • активно передвигаться, некоторые пытаются стоять самостоятельно;
      • дотянуться до искомых вещей;
      • рвать бумагу, листать страницы книги.
      • Пополняется словарный запас ребенка, он запоминает много предметов и понимает значение глаголов: «кушать», «гулять», «дай», «возьми». Проявляется характер, пора учить малыша пониманию слов: «опасно», «нельзя».

        Вставать на ножки и стоять некоторое время без поддержки, садиться из положения стоя – все эти и другие навыки все более совершенствуются у десятимесячного ребенка. Он быстро ползает, а некоторые в этом возрасте начинают делать первые шаги. Но не впадайте в отчаяние, если ваш кроха пока не делает таких попыток. Развитие ребенка до года индивидуально: некоторые дети вообще не ползают, а сразу встают на ноги, некоторые, наоборот, не стремятся стоять, предпочитая более безопасный способ передвижения.

        К концу 10 месяцев ребенок:

      • может удержать в руках несколько предметов, определяется ведущая рука;
      • понимает, что делать с простыми предметами;
      • умеет листать страницы книжки;
      • уверенно держит ложку и поильник;
      • Малыши выполняют простые просьбы – что – то подать, принести, спрятать, сложить в ящик. Могут подражать животным, знают части своего тела. Разумеется, если мама вкладывает в понятие «уход за ребенком до года» соответствующий смысл.

        К этому времени организм малыша готов делать первые шаги. Ребенок ползает, встает, садится, ходит с опорой, некоторые малыши начинают делать короткие перемещения самостоятельно.

        К двенадцатому месяцу малыш может:

      • кушать ложкой, хоть не всегда аккуратно;
      • пить, держа руками чашку;
      • надевать некоторые предметы одежды и снимать их;
      • понимать значения многих слов и действий.
      • Развивается словарный запас ребенка, он умеет общаться жестами, машет ручкой при прощании с взрослыми. Нужно поощрять такие навыки вежливого общения. Проявление эмоций – это правильное развитие психики.

        Чаще всего к этому времени ребенок начинает ходить. Он смело приседает, садится и встает, знает назначение многих предметов, выполняет просьбы взрослых. Помнит, куда кладет игрушки и ищет их именно там.

      • может перешагнуть через препятствие;
      • уверенно ест ложкой, держит чашку;
      • умеет снимать и надевать некоторые предметы одежды;
      • может пережевывать пищу;
      • понимает слова, интонацию взрослых, «считывает» их настроение.
      • Словарный запас –до 10 слов, но понимает он гораздо больше. К году дети проявляют эмоции, характер, активно двигаются и осваивают многие навыки. Если уход за ребенком до года осуществлялся правильно, и включал в себя не только обслуживание его естественных потребностей, но и активное воспитание и развитие, будьте уверены – ваш малыш будет радовать вас своими успехами и дальше.

        razvitierebenka-online.ru

        Уход за недоношенным ребенком, его развитие до года по месяцам

        Иногда дети появляются на свет раньше положенного срока. Родителям надо знать, как происходит развитие недоношенного ребенка по месяцам. Ведь таким малышам требуется больше внимания. В большинстве случаев прогноз благоприятный, и уже до конца первого года жизни они нагоняют сверстников. Вовремя замеченное несоответствие нормам позволит выявить проблему и с хорошей вероятностью ее преодолеть.

        Особенности недоношенных детей

        В зависимости срока рождения, веса и роста ребенка выделяют 4 степени недоношенности.

        1. Малыш, родившийся на сроке от 34 недель до 37 относится к первой степени, вес его при этом более 2 кг.
        2. От 32 до 34 недели — вторая степень, вес около 1,5 кг.
        3. В период от 29 до 32 недели появляются на свет малыши третьей степени недоношенности, весят они немногим более килограмма.
        4. Глубоко недоношенными считаются дети, которые родились до 29 недели и весом менее килограмма. Это четвертая степень.

        Конечно, новорожденный в 34 недели отличается от крохи 27 недель. Но в любом случае внешне такие дети выделяются. Кожа у них темно-красная и морщинистая, подкожного жира почти нет. Не сформированы до конца и внутренние органы.

      • Нервная система. У малышей продолжают образовываться оболочки вокруг нервов, из-за чего нарушается восприятие импульсов некоторыми органами. У глубоко недоношенного ребенка может не быть сосательного рефлекса. Тогда приходится совершать действия, помогающие его стимулировать.
      • У рано появившихся на свет детей могут возникать различные дыхательные расстройства, связанные с тем, что легочная ткань не полностью расправилась. Таких новорожденных держат на аппаратах, поддерживающих дыхание, пока они не начнут дышать самостоятельно.
      • Сердечно-сосудистая система также работает несовершенно. Даже небольшой испуг у таких детей способен вызвать заметное повышение артериального давления. Поэтому недоношенного ребенка надо особенно беречь.
      • У преждевременно рожденных малышей чаще проявляется дисбактериоз из-за незрелости пищеварительной системы. Нарушение в двигательной функции кишечника приводит к регулярным запорам. Нормализация процесса переваривания пищи займет больше времени, чем у доношенного ребенка.
      • Костная система формируется рано, но может быть не закончена минерализация костей, что приводит к повышенному риску возникновения рахита.
      • Развитие на первом году жизни

        Особенности недоношенного ребенка не могут не влиять на его развитие. После года разница между детьми, рожденными на разных сроках беременности, практически исчезает. Чтобы понять, правильно ли развивается малыш, нередко рекомендуется ориентироваться на его гестационный возраст. Например, если он появился на свет в 34 недели, то от реального возраста надо отнимать месяц. Вес и рост такой карапуз набирает ускоренно, догоняя ровесников. Поэтому таблица прибавок для доношенных ему не подходят.

        Все дети развиваются в индивидуальном темпе, на каком бы сроке они ни родились. Но существуют определенные нормы для недоношенных малышей без выраженных патологий, которые помогают оценить состояние. Значительное отставание от них может свидетельствовать о каких-то проблемах. Поэтому необходимо каждый месяц первого года жизни внимательно наблюдать за грудничком.

        Первый месяц очень непростой для младенца и его мамы. Ребенок может быть совсем неактивным, особенно если он рожден до 34 недели. Вес набирается медленно, возможно, будет компенсирована только потеря массы при рождении. Нередко грудничок нуждается в искусственной вентиляции легких. А если у него нет сосательно-глотательного рефлекса, то питание происходит с помощью специального зонда.

        Вес начинает набираться стремительно, прибавка часто выше нормы у доношенных детей. Но малыш все еще слаб и быстро устает от малейшего усилия, даже от кормления. Питания он требует много, лучше всего подходит материнское молоко. Любое подозрительное поведение — это повод обратиться к врачу. Тревогу должен вызвать резкий крик в ответ на прикосновение, тем более судорожный синдром. В этот период появляется первое маленькое достижение — кроха пытается приподнять голову, когда лежит на животе.

        Вес уже может удвоиться. Вероятно, малыш начнет фиксировать взгляд на предмете, у него начнут появляться мимические реакции. Мама должна особенно тщательно ухаживать за младенцем: одевать его по погоде, не допуская переохлаждения или перегрева, регулярно проветривать комнату, не давать подолгу спать в одной и той же позе.

        Самое время для массажа. В этом возрасте младенец способен удерживать головку, улыбаться и задерживать на чем-то взгляд. Если подобного не происходит, то нужна консультация врача. Возможно, понадобятся дополнительные обследования. С ребенком нужно гулять длительное время.

        У малыша приходит сильное напряжение ручек и ножек. Он двигает конечностями, улыбается, издает различные звуки, реагирует на шум, поворачивая голову, пробует захватить игрушку.

        Вес к полугоду должен утроиться. Игрушку карапуз держит уверенно, он радостно смеется и гулит. Ориентируется на звук, даже если его источника нет в поле зрения. Дети, рожденные после 34 недели, способны к этому моменту догнать ровесников.

        Не стоит торопить события и преждевременно усаживать малыша или ставить на ноги. Это может повредить неокрепшему позвоночнику.

        Теперь за ребенком нужен глаз да глаз — он учится переворачиваться. Нельзя оставлять его на диване или родительской кровати одного. Идет активное психоэмоциональное развитие. Он начинает узнавать близких людей, различает предметы, с удовольствием играет и много гулит. Может пробовать ползти, взрослым стоит стимулировать эти попытки.

        Малыш все больше двигается. Он пробует разные позиции, старательно подползает к заинтересовавшей его игрушке по-пластунски или на четвереньках, пробует сесть. Если мама попросит подать определенную вещь, то карапуз способен это сделать. Гуление все так же активно. Можно приучать к кормлению с ложечки.

        Мышцы ребенка становятся все более сильными. Теперь он может сесть, хотя, скорее всего, ему пока нужна для этого опора. Также он пробует вставать на ножки, придерживаясь за что-либо. Следить за малюткой в это время нужно обязательно, из-за неуклюжести возможны частые падения.

        Теперь у малыша хорошо получается стоять и даже понемногу ходить, придерживаясь за опору. Он проводить манипуляции с разными предметами, с интересом играет матрешками и вкладышами. Узнает свое имя, появляются новые звуки и даже слова. Стоит делать упражнения для речевого развития, много разговаривать с ребенком, читать стихи.

        Карапуз свободно передвигается ползком, садится, когда захочет, учится стоять и делать первые шаги. Его интересуют логические игрушки. Прогрессирует и речь: появляются звукоподражания животным, малыш способен выполнять простые просьбы взрослых.

        До года ребенок нагоняет своих сверстников по физическому и психическому развитию. Вес и рост лишь незначительно отличаются. Хотя если он был глубоко недоношен, то может потребоваться больше времени.

        Как помочь полноценно развиваться преждевременно рожденному малышу?

        Чтобы развитие недоношенного ребенка происходило согласно нормам, о нем надо усиленно заботиться. Тактильный контакт с мамой особенно важен для таких детей, он хорошо влияет на нервную систему. Необходимо поддерживать в помещении подходящий температурный режим и одевать малышей соответственно погоде. У них еще плохо работает система терморегуляции, а потовые железы еще не функционируют. Чтобы уберечь их от респираторных заболеваний, стоит ограничить в первые месяцы круг общения.

        Важно обеспечить хорошее питание для новорожденного, ведь ему надо интенсивно наращивать вес и рост. Лучшая еда для недоношенного ребенка — это материнское молоко. Его проще переварить. Кроме снабжения питательными веществами грудное молоко помогает в выработке иммунитета, защищая малыша. Маме лактацию может быть непросто наладить, особенно когда грудничок так слаб, что у него не получается сосать, или находится в палате интенсивной терапии. Но существует множество примеров того, что регулярное сцеживание способствует выработке молока в достаточных количествах. При желании получится добиться длительного вскармливания, так необходимого младенцу. Также могут понадобиться специальные добавки, чтобы новорожденный получал все нужные витамины и микроэлементы.

        Родители должны помогать ребенку нормально развиваться. Этому способствуют следующие условия.

      • Длительные прогулки на свежем воздухе. Если погода позволяет, то на улице рекомендуется проводить не менее 3 часов.
      • Массаж. Необходимо ежедневно проводить массаж и гимнастику самостоятельно, а каждые 2 месяца обращаться к профессионалам. Особенно важно делать это в течение первого года.
      • Много времени проводить с малышом: разговаривать, петь песни и рассказывать стихи, почаще брать на руки и выкладывать к себе на живот.
      • Выполнять рекомендации врача: проходить вовремя обследования, при необходимости принимать назначенные лекарства.
      • Даже при четвертой степени недоношенности у новорожденных хорошие шансы на полноценное развитие, хотя сначала им придется побыть в больнице. До года происходит нормализация работы всех органов и систем. Постепенно малыши восстанавливаются, набирают вес и нагоняют других детей.

        therebenok.ru

        Смотрите так же:

        • Курсовая эстетическое воспитание дошкольников Курсовая работа: Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусства: Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тверской государственный университет Кафедра дошкольной педагогики и […]
        • Шпаргалки по детская психология Шпаргалки По Дошкольной Психологии Для Студентов Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном. Шпаргалка по возрастной психологии Солодилова О.П. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений. Детская […]
        • У ребёнка температура кашель насморк лечение У ребенка температура 37 5 кашель и насморк Кашель и температура 37 - какие болезни сопровождают эти симптомы Большинство людей привыкли обращаться в больницу только в тех случаях, когда сильная болезнь выбивает их из привычного ритма жизни. Кашель, температура 37 кажутся им симптомами достаточно несерьезными, легко излечимыми с помощью […]
        • Температура 38 без симптомов у детей Повышенная температура без симптомов у взрослых Когда у взрослого появляется высокая температура без симптомов, это всегда вызывает беспокойство, ведь температура как одна из реакций организма не возникает на пустом месте. Однако отсутствие каких-либо симптомов пугает, поскольку невозможно сразу определить причину такого […]
        • Температура у ребёнка без симптомов комаровский Температура у ребенка без симптомов - все возможные причины. Пособие для родителей. Переползание столбика термометра за отметку 37 градусов у многих мамочек вызывает легкую панику. А уж если температура у малыша 38 и выше, при полном отсутствии каких-либо дополнительных признаков, тут тревоги и переживания родителей зашкаливают. Иногда […]
        • Особенности страха у детей дошкольного возраста Диагностика страха у детей старшего дошкольного возраста; Характеристика страха у детей старшего дошкольного возраста Страх – древний спутник человечества. И некоторые страхи старше нас самих. Большинство ученых полагают, что чувство страха присуще всем высшим животным и в гораздо большей мере свойственно человеку с его тонко развитой […]
        • У ребёнка 4 лет температура 38 без симптомов Что делать, если у ребенка температура 38 без симптомов? Не редко у детей, без других симптомов и без весомой на то причины, поднимается температура тела до 38°С. Естественно, маму такой показатель настораживает и часто она не понимает, что делать в этом случае, как правильно поступать. Почему поднимается температура у грудного ребенка, […]
        • Домашний уход за недоношенными детьми Уход за недоношенным ребенком Согласно российской статистике, один из каждых 10 родившихся младенцев является недоношенным, то есть рождается раньше 37 недель беременности и имеет рост менее 45 см, а вес меньше 2,5 кг. Страхи родителей о том, что малыш будет по всем показателям отставать от ровесников, ничем не обоснованы, так как такие […]