Игры и творческие задания для развития выразительности речи

Название игры, цель

«Цепочка». Учить детей выделять признаки объектов.

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с младшего возраста.

«Угадай по описанию». Учить детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает объект, следуя от общего к частному.

«Выбери признак, который есть у других объектов» Учить детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

Ведущий называет объект. Играющие называют значения признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со среднего возраста.

«Я назову признак, а вы перечислите его значения». Учить детей подбирать разные значения одному признаку.

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный, радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся — светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со среднего возраста с последующим усложнением.

«Что (кто) делает так же?» Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… — что та кое же у другого объекта», «Что делает так же?»

Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия. Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено. ПР:

— Воробей что делает?

— Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь.

Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста.

Обучение составлению сравнений

Обучение составлению загадок

Составление рифмованных текстов

Создание текстов сказочного содержания

Обучение необходимо начинать с з-х лет.Упражнения проводятся с подгруппами детей не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время

Модель составления сравнений:

Педагог называет первый объект (цыпленок)

Обозначает его признак (цвет)

Определяет значение этого признака (желтый)

Сравнивает данное значение со значением признака второго объекта (солнце);

(«-такой же желтый по цвету ,как солнце»)

Используются наглядные модели (таблицы)

В ходе обсуждения педагог вносит в левую часть таблицы значения признака(их целесообразно обозначать словами с четко выделенной первой буквой), а в правую часть –объекты (допустимо схематическое изображение).

Это позволит трени-ровать детскую память: ребенок ,не умея читать.

Запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом

Обучение дошкольников созданию рифмованных текстов необходимо начинать с 3-х лет Основная форма работы-игровые задания и упражнения:

названия которых рифмуются.) —мак-рак; олень-тюлень

Педагог называет слово,дети придумывают к

нему рифму (бежали-лежали)

Педагог читает детям стихотворный текст и в последнем слове каждой строчки произносит лишь первый слог. Или у педагога

Са-са-са-прилетела к нам оса.

Педагог придумывает одну строчку,а дети другую

(В море плавает тюлень,

По лугу бежит олень)

Учим детей составлять тексты сказочного содержания с помощью моделей:

4. Метод типового фантазирования

Сначала работа проводится со всей группой, затем по подгруппам. Далее детям предлагается составлять сказочный текст вдвоем.

С 5 -5,5 лет ребенок самостоятельно сочиняет сказку по определенной модели.

Воспринимать и пони-мать алгоритм составления такого текста дети могут в том случае,если педагогом качественно проведена подготовительная работа.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе.

Вот почему в ОТСМ-ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.

Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.

Именно методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. При этом у ребят формируется умение работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития мышления, воображения и речи педагог может судить по речевому продукту, который создает ребенок.

Чтобы повысить уровень выразительности речи дошкольников, педагоги дошкольного учреждения начинают свою работу с обучения созданию сравнений с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

В младшем дошкольном возрасте педагоги отрабатывают модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса… Воспитатель учит детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку.

Педагог, показывая картинку, спрашивает:

— Какой огурец по цвету? (зеленый).

— Что еще бывает такого же цвета? (травка, яблоко, елка, кузнечик, листок…).

— Послушайте, какое предложение я составила про огурец: «Огурец по цвету такой же, как елочка». Именно повторы позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее. Постепенно тренинги усложняются: на пятом году жизни не произносится признак, а оставляется только его значение.

Воспитатель, показывая картинку, спрашивает:

— Что это? (репка). Какая репка по цвету? (желтая).

— Что еще бывает такого же желтого- цвета? (лимон, серединка у ромашки, солнышко, бабочка-лимонница…)

— Какое сравнение можно составить о репке? (Репка желтая, как лимон) В сравнениях усиливается характеристика второго объекта (репка желтая, такая же, как спелый лимон).

В старшем возрасте по заданному воспитателем признаку дети учатся самостоятельно делать сравнения. Воспитатель показывает картинку с изображением елочки. Педагог просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме…) Ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

Елочки по цвету зеленая, как травка.

Развитию творческой речевой деятельности детей, обучению образной речи способствует продуктивная деятельность на занятиях по рисованию,лепке,аппликации.. Когда из-под кисти «маленького художника» рождаются чудесные рисунки «Овощного короля», «Цветочной принцессы», «Фруктового принца»…

— Голова по форме какая? (круглая.)

— Какие овощи бывают такой же формы? (репка, тыква, помидор, лук…)

— Какое сравнение у нас получилось? (голова круглая, как репка.)

— Что это? (глаза), какие они по цвету? (синие).

— Какие цветы бывают такого же синего цвета? (незабудки, васильки, анютины глазки…)

И у нас получилось следующее сравнение (глаза синие, как васильки.)

Так постепенно совместными усилиями достигается желаемый результат в обучении воспитанников- выразительность речи, развитие творческой речевой деятельности.

Параллельно с обучением составлению сравнений педагогами проводится работа по составлению загадок. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Технология ТРИЗ предлагает педагогам в своей работе использовать модели составления загадок. Дети получают радость от речевого творчества. Обучение детей составлению загадок можно пробовать с детьми с 3,5 лет. Однако, в этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми. С детьми 4-5 лет более активно используется сочинение загадок при сравнении объектов по заданным признакам.. Так составляя сравнения по двум и более признакам, мы учим детей умению понимать сравнения, побуждаем их к составлению загадок по модели «какой -что такое же». Старшие дети не только сочиняют самостоятельно в подгруппе, паре или индивидуально, но и выбирают модели сочинения загадки.

Очень часто педагоги используют в работе с детьми составление сказок с помощью метода каталога.

ОТСМ–ТРИЗ-педагогика формирует определенный способ мышления и обеспечивают развитие творческого воображения и совершенствования, формирует мыслительные процессы, что необходимо для успешного дальнейшего обучения в школе.

sites.google.com

Статья "Развитие речи дошкольников с использованием ТРИЗ технологии".

Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо. Одним из основных показателей уровня развития ребёнка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе.

Для достижения поставленной цели использую ТРИЗ технологию. Вопросы развития речи и речевого общения освещены в работах А.Арушановой, Л.С.Выготским, М.И.Лисиной и другими, в которых обозначено, что именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем. Совокупность развитых у ребенка речевых умений и навыков составляют языковую способность, которая позволяет ему понимать и строить новые высказывания в соответствии с речевой ситуацией и в рамках системы правил, принятых в данном языке для выражения мыслей. Именно в дошкольном возрасте необходима помощь взрослого в процессе освоения монологического общения. Использование ТРИЗ — технологии позволяет решать задачи развития речи через систему творческих заданий. Суть этих заданий в том, что ребенок не получает задание в готовом виде, а вовлечен в процесс активного поиска своеобразного «открытия» новых для него явлений и закономерностей. ТРИЗ – теория решения изобретательных задач. Основателем является Генрих Саулович Альтшуллер. Главная идея его технологии состоит в том, что технические системы возникают и развиваются не «как попало», а по определенным законам: эти законы можно познать и использовать для сознательного – без множества пустых проб – решения изобретательских задач. ТРИЗ превращает производство новых технических идей в точную науку, так как решение изобретательских задач строится на системе логических операций.

Программа ТРИЗ дает воспитателям и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.

«Дидактические игры на развитие речи детей, предлагаемые ТРИЗ-технологией»

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок, мама даёт им шуточные имена-дразнилки.

Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка — … лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка — … молоток.

Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.

Понадобится коробочка с 8-10 любыми игрушками.

Содержание: Мама предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2 – 3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребенок в разных ситуациях придумал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

Взрослый произносит предложение, в котором сопоставляются два предмета (объекта). Ребёнку необходимо исправить ошибку, предложив два правильных варианта суждения. Например: «Мел белый, а сажа жидкая. В первой части сравнения сказано о цвете, а во второй части – о твёрдости. Правильно будет так: мел белый, а сажа чёрная или мел твёрдый, а сажа мягкая».

Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень. В верхней части стержня устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Круги и стрелка подвижны. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.

Цель данного пособия: уточнять знания дошкольников в различных предметных областях; развивать вариативность воображаемых образов.

«Составь слово» — используется для составления слов.

«Смешивание цветов» — закрепление получения цвета и его оттенков. «Сочини сказку» — используется для составления различных вариантов сказок

формирует умение сравнивать объекты по нескольким различным признакам. Составлять загадки, используя признаки, представленные в виде зрительных символов. Учить классифицировать объекты по данным признакам, составлять описательные рассказы.

Игра, способствующая расширению и активизации словарного запаса детей, поле разделено на несколько предметных областей: птицы, посуда, одежда и др. раскручивается стрелка и находится определённая область, дети по очереди называют слова, относящиеся к данной области. Побеждает тот, кто наберёт наибольшее количество баллов.

Таким образом, игры и упражнения ТРИЗ развивают все компоненты устной речи: у детей формируется словарь; звуковая культура речи, грамматический строй речи, происходит развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Проводимая практика использования данной технологии показала значительные результаты: дети стали более раскованы, общительны, открыто высказывали свои умозаключения, твердо отслеживали логические цепочки построения событий, а главное, всегда проявляли интерес к образовательной деятельности, что является стимулирующим фактором в образовательной деятельности.

Автор: Олейникова Алла Ивановна

pedportal.net

Проведение занятий по технологии ТРИЗ в детском саду

Ум малышей свободен от стереотипов и шаблонов, он по-настоящему активен и открыт для познания огромного окружающего мира. Нестандартность мировосприятия позволяет детям обладать очаровательной непосредственностью и чистотой, восхитительной изобретательностью, умением удивляться и замечать то, чего порой не могут увидеть серьёзные взрослые. Не зря говорят, что устами младенца глаголит истина. Последние десятилетия в детских садах одной из самых востребованных методик является адаптированный для дошкольников вариант технологии ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), нацеленный на раскрытие творческого потенциала детей, что очень важно.

Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) появилась на свет в пятидесятые годы ХХ столетия благодаря интеллектуальным усилиям отечественного учёного и писателя-фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера, который разработал эту концепцию на основе тезиса «творчество во всём» — в постановке вопроса, подаче материала, приёмах и методах работы. Он опирался на высказывание Л. С. Выготского о том, что ребёнок воспринимает программные моменты обучения в той мере, в какой они соответствуют природе его «я», то есть педагог должен работать в согласии с принципом природособразности. Методы и приёмы ТРИЗ обладают универсальными свойствами, имеют разные уровни сложности, в детском саду используются с трёхлетнего возраста воспитанников.

Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимума эффекта.

Генрих Саулович Альтшуллер был выдающимся учёным, которого отличала доброта и дальновидность

Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — всестороннее развитие творческих способностей ребёнка. Задачи использования технологии ТРИЗ:

  • развитие нестандартного, системного, раскованного, широкоформатного, гибкого мышления, умения отслеживать тонкие причинно-следственные связи, видеть логические закономерности происходящих явлений и событий;
  • формирование целостной картины мира;
  • воспитание интереса к поисковой деятельности, стремления разрабатывать необычные варианты решения задачи;
  • развитие речи, памяти, творческого воображения.
  • Стратегическая цель ТРИЗ-педагогики — развитие творческого потенциала ребёнка

    Принципиальное отличие ТРИЗ от общепринятых традиционных методов обучения и воспитания — стремление сформировать эвристический навык самостоятельного поиска ответов на вопросы, обнаружения проблемного зерна задачи, а не автоматического и бездумного воспроизведения алгоритма, предложенного взрослыми.

    Алгоритм решения любых задач выстраивается в определённой логической последовательности этапов:

    1. Грамотная формулировка задачи, выявление проблемы (разгадывая загадки, расшифровывая метафоры, дети самостоятельно определяют задачи).
    2. Выявление и осмысление противоречий (хорошо-плохо, добрый-злой).
    3. Определение ресурсов (дети выясняют, что умеет делать объект, какие действия совершает).
    4. Ожидаемый оптимальный результат (ожидания основаны на реальных условиях).
    5. Моделирование различных вариантов решения, разрешение противоречий (упражнения, ролевые игры, головоломки, ребусы и т. д.).
    6. Неожиданные, смелые варианты решений.
    7. Технология ТРИЗ может быть эффективным инструментом для развития аналитического и структурного мышления

      Достоинства использования элементов ТРИЗ:

    8. является универсальным инструментарием, применимым во время обязательных занятий, игровой деятельности, режимных моментов;
    9. позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка;
    10. стимулирует взаимообмен оригинальными идеями;
    11. помогает почувствовать вкус успеха в достижении поставленных целей;
    12. стимулирует творчески активное самостоятельное мышление;
    13. развивает детскую фантазию, которая находит воплощение в игровой, практической, художественной деятельности;
    14. помогает сформировать личность, способную предложить нестандартное решение, найти выход из затруднительной ситуации, помочь другим взглянуть на проблему под иным углом зрения.
    15. Видео: пять шагов к творческому мышлению (мастер-класс)

      Видео: занятие с элементами ТРИЗ (окружающий мир)

      Методы и приёмы ТРИЗ-технологии

      Пусть творческих людей станет как можно больше, творец всегда поймёт творца. И мир изменится к лучшему.

      Мозговой штурм — из большого числа высказанных вариантов решения и творческих идей отбираются наиболее перспективные с практической точки зрения. Этот метод можно назвать «палочкой-выручалочкой», поскольку с его помощью дети могут найти выход из сложной ситуации (как спасти Снегурочку, как рисовать без кисточки, как перенести воду в решете и т. д.).

      Организация и проведение мозгового штурма:

    16. Подготовительный этап:
      • чёткая и понятная формулировка проблемы,
      • формирование команды участников и распределение ролей,
      • выбор кандидатуры ведущего.
      • Основной этап. Педагог поощряет творческий азарт и энтузиазм своих воспитанников, не критикует, не оценивает, не ограничивает высказываемые мысли и предложения. Выслушиваются и принимаются к обсуждению даже самые абсурдные и смелые идеи. Содержание основного этапа:
        • разработка,
        • комбинирование,
        • оптимизация идей.
        • Заключительный этап:
          • критический анализ,
          • оценка,
          • отбор наиболее ценных идей.
          • Во время проведения мозгового штурма из большого числа высказанных вариантов решения отбираются наиболее перспективные идеи

            Примеры вопросов для обсуждения:

          • как помешать медведю развалить теремок;
          • как исполнить мелодию без музыкальных инструментов;
          • как рассказать сказку без слов;
          • как нарисовать без красок;
          • где найти лето зимой;
          • как не испачкать пол грязными подошвами ботинок.
          • Официально метод был предложен Вильямом Гордоном в начале шестидесятых годов. Цель метода — познакомить с незнакомым, отстраниться от привычного. По мнению автора, развить творческие способности ребёнка помогут аналогии:

          • Эмпатия — перевоплощение в объект проблемной ситуации, отождествление себя с каким-либо персонажем или предметом, передача эмоционального состояния, характера образа. Особенно востребован этот приём во время проведения музыкальных занятий, когда дети исполняют роли весёлых и печальных клоунов в пьесе Д. Кобалевского или под музыку П. И. Чайковского «превращаются» в птичку, радостно встречающую первые весенние лучи, и т. д. Примеры заданий:
            • изобрази повадки кошки во время охоты на воробья;
            • изобрази свою походку в папиных ботинках;
            • представь, что ты котёнок, который очень любит музыку, промяукай мелодию детской песенки.

            Эмпатия — перевоплощение в объект проблемной ситуации, передача эмоционального состояния, характера образа

            Разработан в тридцатые годы ХХ столетия профессором Берлинского университета Э. Кунце, применяется в развитии навыков творческого сочинительства, когда дети составляют новый зачастую непредсказуемый сказочный сюжет из случайных, выбранных наугад из книги, слов, которые обозначают героев, предметы, действия и т. д.

            Метод каталога способствует развитию фантазии детей

            Метод фокальных объектов

            Является логическим продолжением метода каталога. Метод способствует преодолению инертности мышления, развитию фантазии, поскольку перед детьми ставится задача по переносу свойств одного объекта на другой, что, безусловно, ломает стереотипы восприятия. Для игр используются предметные карточки, дети называют характерные признаки этих предметов, затем переносят их на другие предметы.

          • Игра «Сюрприз» (старшая группа). Материалом служат карточки с изображением различных предметов (нарядное платье, детская машинка, яркий мяч, воздушный шарик, кукла, книга и т. д.). Два участника выбирают карточки и называют признаки изображённых объектов, например, «красивая, скоростная машина с автоматическим управлением» или «интересная, большая книга со сказками». Затем преподаватель предлагает детям «обменяться» свойствами и вновь рассказать о своих предметах, но уже с новыми признаками: «У меня красивая книга с автоматическим управлением, которая сама рассказывает сказочные истории. А у меня большая машина для сказочных героев».
          • Игра «Изобретатели» (средняя группа) предлагает малышам сконструировать предметы мебели, технические приспособления, необычные здания, придумать несуществующее фантастическое животное, например, «Зайкаобезьян» — родился в семье зайца и обезьяны, живёт в лесу, быстро бегает, ловко лазает по деревьям, перепрыгивая с ветки на ветку, любит сладкие фрукты и сочные овощи.
          • Системный анализ (системный оператор)

            Метод помогает сформировать целостную картину мира, развивает «многоэкранное» мышление, так как учит видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта. Значение системного анализа:

          • Помогает разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система); знакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют.

          Системный оператор. Объект — лисёнок

          Системный объект (временная шкала). Объект — лук

        • Система: заяц.
        • Подсистема: глазки, носик, длинные ушки, мягкие лапки, пушистый хвостик.
        • Надсистема: лесные животные.
        • Прошлое: раньше заяц был маленьким зайчонком, о нём заботилась мама-зайчиха, она кормила его молочком, учила добывать пищу, прятаться от хищных зверей.
        • Настоящее: сейчас заяц взрослый, он красивый, сильный, ловкий и пушистый.
        • Будущее: заяц будет взрослеть, превратиться в старого, мудрого зайца, который будет заботиться о своих внуках.
        • Антисистема: заяц боятся волка, потому, волк охотится на зайца и может его съесть.
        • В работе со старшими дошкольниками используется расширенный, девятиэкранный вариант приёма «Волшебный экран», для младших дошкольников применяют три или пять элементов, расположенных в горизонтальном или вертикальном ряду. Аналогичным образом можно выстраивать интересный познавательный разговор во время игр и прогулок, например, о том, почему идёт дождь, падают снежинки, появляется радуга, летают птички и бабочки, растут деревья и цветы и т. д.

          Как освоить системный анализ: кольца Луллия

          Овладеть системным мышлением помогают кольца Луллия — эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности (математика, развитие речи, музыкальное воспитание, обучение грамоте) и состоит из трёх вращающихся круговых зон:

        • малый круг — карточки с изображением объектов, участвующих в сюжетно-ролевой игре (сказочных героев, человек, животное, предмет и т. д.);
        • средний круг — атрибуты для игры (волшебная палочка, руль, шприц, нора, гнездо и т. д.);
        • большой круг — действия объектов (спасает принцессу, едет, лечит, бегает и т. д.).
        • Кольца Луллия — эффективное многофункциональное игровое пособие, которое применяется во всех видах образовательной деятельности

        • Игра «Сказка на новый лад». Раскручиваются два кольца, далее ребёнок моделирует историю, используя случайно выпавшую комбинацию двух карточек (сказочный герой и атрибут сказки). Составить сюжет сказки нужно, рассматривая, например, такие непривычные пары, как Золушка и Золотой ключик, Буратино и сапоги-скороходы, Чебурашка и ковёр-самолёт и т. д.
        • Игра «Кто чей детёныш». Круги с изображением животных и детёнышей. Обсуждается парадоксальная ситуация, например: «Как зайцы будут воспитывать волчонка, а курица лисёнка?».

        Морфологический анализ

        Морфологический анализ — комбинаторный метод, суть которого предполагает рождение нового оригинального творческого решения или образа путём системного перебора всех теоретически возможных вариантов решения или характеристик объекта. Морфологическая таблица состоит из двух осей координат — горизонтальной (объект) и вертикальной (признаки). Морфологический ящик включает большее количество осевых линий, например, объектов может быть несколько (ребёнок, подросток, старик), расширяется перечень характеристик (одежда, способ передвижения, внешний вид, характер).

        Пример: произвольный выбор характеристик даёт очень интересные новые образы, например, Карлсон — симпатичный, послушный ребёнок, одетый в праздничный костюм, проживающий в заколдованном замке и передвигающийся на роликовых коньках. Такая забавная игра открывает новые возможности для детского художественного экспериментирования и развития воображения.

        Морфологическая таблица состоит из двух осей координат — горизонтальной (цветок) и вертикальной (цвет, форма, количество, форма)

        Скорее игра, чем метод, данетка учит точно и понятно формулировать вопросы, выделять наиболее значимые признаки, систематизировать предметы по общим характеристикам.

        Правила: дети отгадывают объект с помощью наводящих вопросов, которые сами же и формулируют, отвечать можно только «да» или «нет». Первоначально ставятся вопросы общего характера (это человек, животное, механизм, растение и т. д.), затем более направленные и уточняющие.

        Данетка — метод, который учит точно и понятно формулировать вопросы, находить важнейшие признаки, систематизировать предметы по общим характеристикам

        Метод учит разграничивать мир реальный и фантастический, видеть взаимопроникновение и переплетение двух этих миров. Анализ сказки с точки зрения разделения реальных и фантастических событий:

      • старик забросил невод и вытащил рыбку — реальная ситуация;
      • поймал говорящую Золотую Рыбку — нереально, поскольку аквариумные рыбки в море не живут.
      • Гипотеза: на палубе судна, совершающего кругосветное плавание, разбился аквариум, и золотая рыбка попала в море. Таким образом, гипотеза помогает перешагнуть из сказочной, фантастической ситуации в реальную.

        Типовые приёмы фантазирования — освоиться в мире фантазии ребёнку помогают шестеро верных друзей-волшебников, которым под силу взрослого превратить в малыша, камень преобразовать в человека или животное, отправиться в путешествие на машине времени, соединить осколки разбитой вазы.

        Моделирование маленькими человечками

        Моделирование маленькими человечками развивает понимание сути природных явлений, состава вещества. Сказочные персонажи в разных веществах ведут себя по-разному, например, в твёрдых телах они неразлучны, неподвижны и крепко прижимаются друг к другу, в жидких — находятся рядом друг с другом, но не так близко, наконец, в газообразных — очень шаловливые и постоянно двигаются. Следовательно, путём экспериментирования дети приходят к выводу о том, что когда вода превращается в лёд, человечки меняют свой характер и поведение.

        Моделирование маленькими человечками ценно своей простотой и наглядностью

        Занятия по технологии ТРИЗ в детском саду

        Каждый педагог заинтересован в том, чтобы детям на занятии было не скучно, а задания они выполняли максимально осознанно, проявляя при этом самостоятельность и творческое начало.

      • Развитие творческого воображения — импровизация, сказкотерапия, игровые ситуации. Во время занятий активно практикуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы.
      • Изобразительная и практическая деятельность — использование нетрадиционных техник (пальчиковая и ладошковая техники, кляксография, батик, граттаж) и материалов (пластин, нитки, ракушки, камушки, крупы и т. д.).

      Использование нетрадиционной пальчиковой техники рисования на ТРИЗ-занятии

      Занятие по технологии ТРИЗ проводится в таких же временных рамках (15 минут — младшая группа, 20 минут — средняя, 25–30 минут — старшая и подготовительная), что и традиционное и по аналогичной структуре, но наполнение этапов отличается специфическими заданиями и упражнениями, соответствующими логике решения изобретательских задач.

    17. Этап первый (вводный, мотивирующий) – пробуждение интереса, выявление проблемы, постановка задачи, формулирование темы занятия. Инструментарий: морфологический анализ, синектика (подсказки в форме метафор, загадки, элементы театральной инсценировки).
    18. Этап второй (основной) – уточнение противоречий, выяснение ресурсной базы с помощью игр, моделирование возможных вариантов решения с помощью приёмов методики ТРИЗ.
    19. Этап третий (рефлексия) — выбор оптимального решения, самооценка и самоанализ (Чем занимались? Что нового узнали? Что получилось, а что нет?), отслеживание логической цепочки рассуждений. Инструментарий: введение в работу элемента системного оператора, использование морфологического анализа.
    20. Таблица: конспект занятия в подготовительной группе «В гостях у сказки», автор Наталия Олеговна Параунина

      с использованием технологии ТРИЗ.

      Образовательные задачи:

      1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
      2. Учить узнавать сказочных героев.
      3. Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства — описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера.
      4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
      5. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие.
      6. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.
      7. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
      8. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

      В: «В мире много сказок

      Грустных и смешных,

      Но прожить на свете

      Нам нельзя без них.

      В сказке может всё случиться,

      Наша сказка — впереди.

      Сказке в дверь мы постучимся,

      Сказка, в гости ты нас жди.

      В: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к сказкам.

      «Если сказку назовёшь,

      То цветок с собой возьмёшь».

      В: Назовите свою любимую сказку.

      Дети называют, воспитатель каждому ребёнку вешает на шею «цветок» —

      В : Это необычные цветы — они помогут вам путешествовать по сказкам.

      «Все цветочки покачались

      В стране сказок оказались».

      Дети садятся на стулья, на спинке каждого «свой» ориентир.

      Звучит аудиозапись. Дети называют персонажей. Голос: Братец — Иванушка, Машенька, Золотая Рыбка, Карлсон, Царевна — лягушка. Винни-Пух, Мама Коза, Лиса, Емеля, Морозко, Иван-дурак.

      В: Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы.

      На доске плакат «Сказочная путаница».

      В: Посмотрите, что он сделал?

      Д: Он перепутал все сказки.

      В: А какие сказки он перепутал? Назовите их.

      Д : «Кот в сапогах», «Золушка», «Красная Шапочка», «Маша и медведь», «Царевна — лягушка», «Принцесса на горошине», «По щучьему веленью», «Заюшкина избушка», «Заяц — хваста».

      В: Верно. А что перепутал на картине волшебник?

      Д: Золушке дают примерить хрустальную туфельку, а не сапоги.

      Примеряет туфельку не кот в сапогах, а принц.

      Медведь несёт не Царевну — лягушку, а Машеньку.

      Принцесса на Горшине спит не на печи, а на перине, а печь из сказки «По щучьему веленью».

      Красная Шапочка встречает не зайца, а волка.

      (Воспитатель снимает плакат с доски).

      В: «Все мы сказки разгадали

      И героев всех нашли.

      Нужно дальше нам идти».

      (Дети встают друг за другом и идут за воспитателем).

      В: «По тропинке мы пойдём

      Через мостик перейдём».

      («Мостик» — две дуги. Дети проходят между ними).

      В: Тот, кто слово наоборот назовёт, тот по мостику пройдёт. Цветы помогут вам найти своё место.

      «Мостик» убирается. Слева от окна — мольберт. На полу — цветы — ориентиры. Дети встают, каждый, около своего ориентира.

      На мольберте — «тени» сказочных персонажей.

      В: Волшебник спрятал героев. Если мы их разгадаем, от волшебства мы их избавим».

      В: Называем тень, переворачиваем, правильно ли угадали.

      Д: Это Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч.

      (По мере называния, дети переворачивают иллюстрации, там — цветное изображение).

      В: Всех героев вы узнали, сейчас отдохнём.

      Мы пришли в чудесный лес.

      (Глазами нарисовали круг вправо).

      В нём много сказок и чудес. (Круг влево)

      Слева сосны — справа ели, (Глазами вправо и влево)

      Сверху дятел, тук да тук. (Глаза вверх-вниз)

      Ты глаза открой, закрой.

      И скорей бегом домой.

      В : Подойдите к окну. Посмотрите на круг на окне, посмотрите на дом.

      Во скольких окнах на первом этаже горит свет? Сосчитайте. Посмотрите на круг. На последнем этаже?

      В: Молодцы! Возвращаемся на свои стулья

      В: Какая это линия?

      (Воспитатель показывает волнистую линию на доске).

      Д : Это волнистая линия.

      В : Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить такой линией?

      Д : Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым

      В : Перечислите героев сказок с таким характером.

      Д: Золушка, Белоснежка, Царевна-Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.

      В: Верно, а почему?

      Д: Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.

      (Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с линией).

      (На доске ломаная линия).

      В: Как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа?

      В: На что похожа эта линия?

      Д: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.

      В: Так значит обладающие каким характером герои могут быть изображены этой линией?

      Д: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.

      В: Перечислите их.

      Д: Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.

      (Вместе с линией персонаж-Змея Горыныча).

      В: Верно, как зовут этого героя?

      Д: Его зовут Иван-Царевич.

      В: Какой линией можно его нарисовать?

      Д: Можно нарисовать прямой линией.

      В: Почему? Какой он по характеру?

      Д: Он добрый, сильный, отважный, смелый, храбрый, могучий, мудрый.

      В: Перечислите героев, которые обладают таким характером.

      Д: Иван — крестьянский сын, Иван — Царевич, Князь Гвидон, Царь Салтан, Елисей.

      (На доске персонаж Ивана Царевича и прямая линия.)

      (Воспитатель вывешивает Буратино и линию, изображающую дугу).

      В: Почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут?

      Д: Его зовут Емеля.

      В: Какой он по характеру?

      Д: Весёлый, озорной, смешной.

      В: Почему такой линией? На что она похожа?

      Д: Она похожа на улыбку.

      В: Какие персонажи с таким характером вам известны?

      Д: Емеля, Буратино, Питер Пэн, Карлсон.

      В:Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. А сейчас вы сами превратитесь в сказочных персонажей.

      Звучит музыка, дети встают, выходят из-за стульев, строят круг.

      В: Это что за маскарад?

      И зверей, и птиц парад,

      Ничего не разберёшь,

      Где тут белка, где тут ёж.

      Приготовься и смотри!

      Сказочное животное на месте замри.

      В гости сказки к нам пришли.

      Кто есть кто — определи.

      Буратино и Кащей,

      И Мальвина, и злодей.

      Фигура из сказки на месте замри.

      (Дети проходят на свои стулья).

      В: А сейчас мы с вами сочиним свою сказку.

      «Будем кубиком играть,

      Будем сказку сочинять».

      (На мольберте план-схема сказок).

      В : Первый шаг — бросаем кубик, считаем сколько выпало, ищем схему, это начало сказки. Составляем предложение. Бросаем кубик ещё раз — считаем, составляем второе предложение по выпавшей схеме. Всего пять шагов.

      Наша сказка должна быть интересной, законченной, в ней должно произойти чудо, волшебство. В ней должны присутствовать сказочные герои и добро победить зло.

      (Дети сочиняют сказку по выпавшим схемам, воспитатель направляет, задаёт вопросы).

      Вам понравилось быть в гостях у сказок?

      В: А что понравилось? Что запомнилось больше всего? (Дети отвечают)

      В: Верить в сказку — это счастье,

      И тому, кто верит,

      Сказка обязательно отворит все двери».

      Воспитатель раздаёт медали — сувениры.

      Таблица: примеры тем для занятий по методике ТРИЗ

      Цель: развитие творческого воображения детей в речевой и изобразительной деятельности на основе элементов ТРИЗ.

      Оборудование:

      • альбомный лист (вырезанный в форме волшебного зеркала),
      • акварельные краски,
      • восковые карандаши,
      • фломастеры,
      • толстые и тонкие кисточки,
      • баночки с водой.
      • Тренировать умение подбирать определения к заданному слову, закрепить согласование частей речи в словосочетании, развивать умение систематизировать данные, активизировать в речи детей антонимы-прилагательные.
      • Закреплять умение составлять цепочку-рассказ. Придумывать слова-рифмы.
      • Продолжать учить детей составлять загадку с помощью опорной модели, сочинять методом «каталога» сказку, в которой присутствует два героя -положительный и отрицательный, каждый со своими целями.
      • Развивать связную речь, память, логическое мышление, творческое воображение.
      • Воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается.
      • голубые ленты,
      • макеты деревьев,
      • палочка, ложка,
      • сундучок с шариком и предметными картинками (роза, велосипед, мороженое),
      • игрушка-лягушка,
      • фланелеграф,
      • модель для составления загадки,
      • цветок,
      • книга со сказками,
      • аудиозапись,
      • макет сказочной поляны.
      • волшебный сундучок,
      • предметные картинки,
      • мяч,
      • модель для придумывания рассказов.
      • метод морфологического анализа,
      • метод фокальных объектов,
      • метод синектики.
      • Словарная работа: выделение первого звука в слове.

        Цели:

        • закрепить умение детей отгадывать название сказки по короткому отрывку;
        • активизировать словарный запас детей; развивать связную речь дошкольников;
        • способствовать развитию интереса детей к окружающему миру;
        • систематизировать знания детей о явлениях природы, животных;
        • воспитывать интерес к художественной литературе.
        • письмо с ключом из бумаги, разрезанным на части;
        • игрушка — заяц;
        • одеяльце;
        • буквы (т, е, р, е, м, о, к);
        • мяч;
        • предметные картинки: дом, машина, цветок, бабочка, шар, карандаш;
        • картинки для определения размера животных;
        • простые карандаши.
        • Задачи:

          • закреплять и систематизировать знания и представления воспитанников о характерных признаках времён года, о живой и неживой природе;
          • развивать фантазию, творческую активность и самостоятельность;
          • развивать мышление, внимание, память;
          • формировать умение эмоционально отзываться на музыку во всех видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве;
          • закреплять умение передавать настроение, характер музыки в пении, в игре на музыкальных инструментах, танцевальных импровизациях;
          • развивать умение создавать собственные танцевальные импровизации;
          • развивать способность подбирать музыкальные инструменты, соответствующие характеру музыки, и сопровождать исполнение песни игрой на музыкальных инструментах;
          • совершенствовать умение воспитанников подбирать прилагательные для характеристики признаков времён года.
          • проектор и мультимедийный экран;
          • видеоряд из фотографий времён года;
          • картинки с изображением волшебников;
          • магнитофон, аудиозаписи музыкальных произведений;
          • детские музыкальные инструменты;
          • морфотаблица;
          • карточки со схематичным изображением примет времён года.
          • «Осенняя песня», «Март», П.И. Чайковского;
          • «Ходит по двору мороз» (сл. М. Вершиной, муз. Д. Перлова);
          • «Утро» Э. Грига;
          • «Золотые ворота» (русская народная мелодия).
          • учить детей выделять надсистему объектов;
          • закрепить знания детей о временах года и их признаках;
          • закреплять счёт в пределах 3, знания геометрических фигур;
          • упражнять в классификации предметов;
          • развивать логику и ассоциативность мышления,
          • развивать творческое воображение.
            • мольберт,
            • игрушки,
            • одежда,
            • посуда,
            • овощи — по 3 шт. каждого вида;
            • 2 подноса, 2 корзины;
            • геометрические фигуры:
              • круг,
              • квадрат,
              • треугольник;
              • конверт с силуэтами зайцев из бумаги светло-серого цвета;
              • гуашевые краски — белая, чёрная;
              • влажные салфетки.
              • Программное содержание:

                • обогащать представления детей о многообразии объектов рукотворного мира;
                • упражнять детей в умении находить загаданный объект по его словесному описанию, классифицировать объекты по разным основаниям (материал, функция, особенности внешнего вида),
                • находить общее и отличное между объектами и устанавливать взаимосвязи между ними;
                • развивать навыки творческой речевой деятельности — упражнять в сочинении загадок, сказок;
                • продолжать учить детей моделировать загадки и сказки собственного сочинения;
                • развивать познавательные психические процессы, речь, мелкую моторику кисти руки;
                • формировать навыки коллективного взаимодействия;
                • воспитывать интерес к познанию окружающего мира, желание создавать творческий продукт.
                • Материалы и оборудование:

                • сундук;
                • гвоздь;
                • стакан;
                • карандаш;
                • носовые платки (по количеству детей);
                • пособие «Графические модели»;
                • цветные карандаши;
                • листы бумаги формата А4.
                • Систематизировать знания об общих и отличительных признаках насекомых.
                • Познакомить детей с правилами и ходом игр по технологии ТРИЗ.
                • Закрепить виды моделирования: модель — слова (загадки, описание); модель — объем (моделирование конструкций из бумаги, природного материала).
                • Упражнять в умении находить аналогии, связи между предметами, умение классифицировать предметы.
                • Развивать у дошкольников речь, творческое воображение, а также такие качества мышления, как:
                  • гибкость,
                  • подвижность,
                  • системность,
                  • диалектичность,
                  • поисковая активность,
                  • стремление к новизне.
                  • Воспитывать целеустремлённость в поиске решения возникающих проблем, доброе отношение к насекомым.
                  • Предметно-пространственная развивающая среда:

                  • экологическая комната;
                  • телевизор;
                  • аудиозаписи звуков природы;
                  • фрагмент мультфильма «Муравьишка-хвастунишка»;
                  • магнитная доска;
                  • ширма «Теремок»;
                  • предметные картинки;
                  • волшебная палочка;
                  • голубой материал;
                  • палочки-брёвнышки для мостика;
                  • прут с привязанным картонным «комаром»;
                  • палочки-карандаши для муравейника;
                  • части игрушечных насекомых на магнитах.
                  • Цель: ознакомление с видами и функцией уха, его строением.

                  • Дать элементарные представления об органах слуха; дать понятия об основных функциях уха.
                  • Учить через опытно-экспериментальную деятельность развивать силу, высоту, тембр звуков.
                  • Обучить элементам самомассажа ушной раковины.
                  • Закрепить знания о правилах ухода за ушами.
                  • Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
                  • ушная раковина,
                  • барабанная перепонка,
                  • глухие или слабослышащие люди,
                  • слух,
                  • звук,
                  • голосовые связки.
                  • уточнить и расширить знания детей о свойствах воды, о том, что вода может находиться в разных агрегатных состояниях в зависимости от температуры;
                  • формировать основы системного мышления и логического анализа;
                  • закрепить навыки согласования прилагательных с существительными;
                  • воспитывать у детей экологические понятия о воде, как источнике жизни на Земле;
                  • дать детям почувствовать свою значимость и тёплое отношение к себе окружающих.
                  • Материал к занятию:

                  • мультимедийное оборудование,
                  • глобус,
                  • сосуды с питьевой и солёной водой,
                  • кубики льда,
                  • сосуды с горячей и холодной водой,
                  • аудиозапись музыки, напоминающей шум воды,
                  • большой лист ватмана голубого цвета, на котором нарисованы рыбы с отсутствующими отдельными частями тела (плавники, хвост, глаза и др.).
                  • рассматривание карты, глобуса, альбомов по темам “Морские животные”, “Рыбы”;
                  • прогулки к водоёму;
                  • наблюдение за состоянием воды в зависимости от температуры.
                  • Последующая работа: придумывание и рисование волшебной рыбки с помощью игры “Чудесные вещи” (метод фокальных объектов).

                    Таблица: картотека игр по ТРИЗ

                    Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры «Да-Нет» или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

                    Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

                    В: Что может мяч?

                    Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.

                    В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку «Колобок». Как он может помочь Колобку?

                    Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.

                    Базис личностной культуры.

                    В: Вежливый человек — это какой и что умеет делать?

                    Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а ещё сумку донести.

                    Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека.

                    В: Что может растение?

                    Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.

                    В: Что может слон?

                    Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.

                    В: Что может дождь?

                    Д: Растворить лёд.

                    Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперёд или назад.

                    В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

                    Д: Мы одевались на прогулку.

                    Д: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а ещё раньше завтракали…

                    В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

                    Д: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….

                    В: Я сшила платье. А что я сделала раньше? Покажите мне!

                    Д: Вы пошли в магазин, купили ткань (ребёнок молча показывает действиями), взяли ножницы, раскроили ткань….

                    При закреплении понятий «сегодня», «завтра», «вчера»…

                    В: Какой сегодня день недели?

                    В: А какой день недели был вчера?

                    В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?…

                    Ведущий готовит 5–6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды: дерево или птица, или цветок, человек и так далее (объекты живой системы). Карточки с изображением одного объекта раздаются играющим.

                    Ведущий — педагог, а позже ребёнок-паровозик, а остальные дети — вагончики. Выстраивается «поезд времени».

                    В: Давайте отправимся на поезде времени человека. На столе вразнобой изображения младенца, маленькой девочки и мальчика, школьника, подростка, взрослого, пожилого человека.

                    Каждый ребёнок выбирает понравившуюся ему картинку. Ведущий берёт свою, встаёт, а за ним встаёт ребёнок со следующей по смыслу картинкой и так далее.

                    (При ознакомлении с понятиями «система сейчас», «система в прошлом», «система в будущем»).

                    (При расширении представления о росте и развитии представителей животного мира, при наблюдениях за обитателями уголка природы, а также ознакомлении с временами года).

                    В: Вот картинка с изображением зелёного листика. (Заранее подобраны картинки листика в разные временные отрезки: жёлтый листочек, опавший листочек, листик под снегом, маленький листик со светло-зелёной окраской и так далее).

                    Дети выбирают картинки и выстраиваются в паровозик.

                    В: Какое сейчас время года?

                    В: Что происходит зимой?

                    Д: Снег идёт, мороз.

                    Д: На санках можно кататься.

                    В: На санках кататься плохо почему?

                    Д: Упасть можно и удариться.

                    В: Я ставлю первый вагончик поезда времени. На картинке снег идёт, на коньках катаются. Какое время года будет следующим?

                    Дети выбирают картинки.

                    Примечание: Для детей старшего дошкольного возраста можно выстраивать более сложный «поезд времени». Берётся объект из неживой системы: машина — как вид транспорта или как средство для перевоза груза.

                    Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте — это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте — это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живёт улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и местонахождение реальных и фантастических объектов.

                    В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!

                    В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя чёткая цель: закрепить, например, раздел «Живая и неживая система», то основной набор картинок должен состоять из объектов живой и неживой системы и так далее.

                    В: Где живёт медведь?

                    Д: В лесу, в зоопарке.

                    Д: В мультфильмах, в фантиках конфетных.

                    В: Где живёт собака?

                    Д: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице — бродячие.

                    В: Где живёт подорожник?

                    Д: На дорожке растёт. На лужайке и в поле. А ещё в аптеке. А когда я к ране прикладывал, то он на ноге у меня жил. А я пила его, значит, он в животике у меня был.

                    В: Где живёт гвоздь?

                    Д: В столе, на фабрике, у папы в гараже. В ящике для инструментов. На стене. В стуле. В моём ботинке!

                    Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с водой упадёт бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдёт снег?»

                    Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»

                    Воспитатель задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если в ванну с водой упадёт бумага». Ребёнок отвечает бумага намокнет, растает, поплывёт и т. д.

                    Вы начинаете предложение, а ребёнок заканчивает. Например, дождь — идёт, а ещё… солнышко — светит… собака — лает… паровоз — мчится…

                    Можно объединить два предмета или живых существа и называть общие для них действия. Снег и лёд тают, птица и самолёт летают, зайчик и лягушка прыгают. Или одно действие и много предметов: плавает рыба, лодка, корабль, айсберг… А ещё? Греет солнышко, шуба, батарея… А ещё? Гудит машина, поезд…

                    Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

                    В: Съесть конфету — хорошо. Почему?

                    Д: Потому, что она сладкая.

                    В: Съесть конфету — плохо. Почему?

                    Д: Могут заболеть зубы.

                    То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?».

                    Д: Потому что она сладкая.

                    В: Сладкая конфета — это плохо. Почему?

                    В: Зубы заболят — это хорошо. Почему?

                    Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели зубы, а ты не заметил.

                    То есть вопросы идут по цепочке.

                    Ведущий раздаёт всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах — это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах — это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определённой установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребёнок. Воспитатель или ведущий ребёнок затем анализирует, не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.

                    «Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!» (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолёта, птицы…) Остальные дети стоят на месте.

                    Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колёса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.

                    Примечание: Можно использовать задания на надсистему.

                    Например: «Раз, два, три, все, кто живёт в поле ко мне беги!» К ведущему подбегают дети с изображением или загаданными объектами капусты, камня, песка, земли, мышки, травы, ветра, трактора. Ведущий спрашивает, в какие моменты трактор может находиться в поле (во время сева или сборки урожая).

                    Можно использовать задания на функцию объекта.

                    Например: «Раз, два, три, те, кто умеет петь ко мне беги!» К ведущему подбегают дети с изображением птицы, человека, ветра, радио…

                    Интересно использование заданий на временную зависимость.

                    Например: «Раз, два, три, все, кто раньше был маленьким ко мне беги!» К ведущему подбегают дети с изображением человека, птицы, цветка, ветра…Не подбегают дети с изображением трактора, земли, песка…

                    При формировании представления о некоторых растениях: «Раз, два, три, все, у кого есть листочки (стволы, стебли, корни, цветки) — ко мне беги. При формировании представлений о животных (глаза, шерсть, длинный пушистый хвост, копыта, рога…).

                    Скажите: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким». Например, гриб — грибок, стул — стульчик, лист — листочек.

                    Следите за тем, чтобы ребёнок не называл вместо правильного ответа детёнышей животных: не заяц — зайчонок, а заяц — зайчик; не корова — телёнок, а корова — коровка.

                    То же самое можно делать и в обратном направлении. Взрослый называет «уменьшенное» слово, а ребёнок даёт его обычный вариант.

                    Такие же игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: кот — котище, урок — урочище.

                    Взрослый что-то описывает, а ребёнок называет это одним словом. Например, утренняя еда — это завтрак; большая посуда для приготовления компота — кастрюля; дерево, которое наряжают на Новый год, — ёлка.

                    Ведущий показывает ребёнку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передаётся другому ребёнку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать, как можно больше признаков и не повториться.

                    Ведущий показывает картинку с изображением очков, ребёнок, увидев картинку, говорит очки круглые и передаёт картинку следующему игроку. Следующий игрок говорит очки солнечные и передаёт следующему игроку картинку т. д.

                    1-ый вариант: Ведущий называет материал (глина, дерево, ткань…), а дети называют объекты материального мира, в которых эти материалы присутствуют…

                    2-ой вариант: Ведущий называет предмет рукотворного мира, а дети определяют, какие материалы использовались при его изготовлении.

                    В: Стекло. Оно было раньше сплавом разных материалов.

                    Д: Из стекла сделана посуда, окна, зеркало. В экране телевизора есть стекло, в магазине стеклянные витрины. А я видел стеклянный стол. У моей мамы есть стеклянные бусы.

                    В: Что хорошего в стеклянном столе?

                    Д: Оно красивое, можно видеть, как под столом лежит кошка.

                    В: А что плохого в таком столе?

                    Д: Такой стол может разбиться и осколками порежутся люди…

                    В: А что ещё может быть из стекла?

                    Д: Есть стекла в очках, бывают стеклянные люстры, а в них стеклянные лампочки, в часах тоже есть стекло.

                    В: А вы слышали выражение: «У него стеклянное сердце». Про кого так можно сказать?

                    Д: Так можно сказать про злого, «колючего» человека. У Бабы-Яги злое сердце, оно у неё из острых осколков.

                    В: Назовите сказки, в которых есть герои со стеклянным сердцем!

                    Воспитатель обобщает ответы детей.

                    У «Волшебного светофора» красный цвет означает подсистему объекта, жёлтый — систему, зелёный — надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребёнком, а может после показа убираться.

                    Воспитатель вывешивает предметную картинку машины (в старшем дошкольном возрасте — схему машины).

                    В: Если я подниму кружочек красного цвета — вы мне скажите, из чего состоит машина. Если я подниму круг зелёного цвета — вы мне скажите, частью чего является машина. А если я подниму круг жёлтого цвета, то вы мне скажите: для чего он; нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет (в старшей и подготовительной группе — методом эмпатии).

                    Данная игра может использоваться при рассмотрении картины.

                    В: Если я подниму круг красного цвета — вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг жёлтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зелёный круг — определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, транспорт, домашние животные).

                    Живая и неживая системы.

                    В: Кактус. (поднимает зелёный кружок).

                    Д: Кактус относится к природному миру, к живой системе, к растениям. Он может жить в комнате на подоконнике, а ещё он живёт в пустыне.

                    Воспитатель (в старшей и подготовительной группах — ребёнок) поднимает красный кружок.

                    Д:У кактуса есть корни, колючки, цветы у взрослых кактусов.

                    В: Для чего кактусу колючки?

                    Д: Чтобы его не срывали, он так защищается.

                    Воспитатель поднимает жёлтый кружок.

                    Д: Кактус нужен для красоты (особенно когда он цветёт), кактус даёт кислород, а люди дышат кислородом, а ещё кактус — это корм для животных в пустыне.

                    Воспитатель или ведущий — ребёнок просит превратиться в кактусы: в цветущий кактус, в кактус, который очень много поливали, кактус в тесном горшке, кактус в пустыне…

                    Воспитатель предлагает вынимать произвольно фигурки из коробки. Надо придумать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того как первый играющий сказал 2–3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история закончилась, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы каждый раз получилась законченная история, и чтобы ребёнок в разных ситуациях придумыввал разные варианты действий с одним и тем же объектом.

                    Ход игры: Воспитатель называет 3–4 объекта с необычными свойствами (например, тигр заострённый, карандаш полосатый, полка замёрзшая, стекло книжное) и просит детей восстановить порядок, т. е. подобрать каждому объекту типичное свойство.

                    Оборудование: книга «Колобок»

                    настольный театр «Колобок».

                    Инструмент ТРИЗ: игра «Хорошо-плохо» (выявление отрицательных и положительных свойств, разрешение противоречий).

                    — Дети, посмотрите внимательно, кто может сказать, как называется эта книга? Правильно, «Колобок». Я открою книгу, а вы позовите Колобка, может быть он придёт к нам.

                    Дети зовут, появляется Колобок (настольный театр).

                    — Колобок, а почему ты такой грустный? Ребята, он грустный потому, что забыл, с кем встречался в своей сказке, с какими персонажами. Давайте поможем ему.

                    Дети перечисляют героев сказки, пересказывают её содержание.

                    — Лиса очень хотела съесть Колобка. Это хорошо или плохо?

                    — Что хорошо (лиса наелась)?

                    — Что плохо (Колобка съели)?

                    – Что можно сделать, чтобы Колобок не достался Лисе, как спасти? (накормить до встречи с Колобком)? Каким надо стать Колобку, чтобы Лиса не захотела его есть (несъедобным, грязным, чёрствым, ядовитым)?

                    Ход игры: Воспитатель предлагает словосочетание: объект + необычный признак (например, мохнатая книга). Просит детей высказывать предложения, у какого объекта мог быть взят этот признак — мохнатость. Ответы детей — у медведя, собаки и т. д.

                    Видео: игры по технологии ТРИЗ

                    Развитие речи по ТРИЗ-технологии

                    ТРИЗ можно широко использовать и для развития речевых навыков у воспитанников.

                    Развитие выразительности речи с помощью создания образных характеристик объекта:

                  • Этап первый (с трёх лет) – создание сравнений по цвету, форме, действиям (лисичка рыжая, такая же, как Антошка в детской песенке).
                  • Этап второй (4–5 лет) — составление собственных загадок в соответствии с разработанными моделями в виде табличек с вопросами. Например, предложенный объект — солнце. Дети последовательно отвечают на вопросы, педагог заполняет таблицу, вписывая характеристики (цвет, форма, действие): какое? – жёлтое, круглое, согревающее; что бывает таким же? – цыплёнок, шарик, печка. Далее детей получают задание назвать признаки объектов: пушистый цыплёнок, воздушный шарик, тёплая печка. После заполнения таблицы, педагог просит детей попытаться составить загадку, вставляя между словосочетаниями связки «Как» или «Но не». Ребята работают как индивидуально, так и в сотрудничестве друг с другом. Финальный вариант загадки про солнце: «Жёлтое, как пушистый цыплёнок; круглое, как воздушный шарик, согревающее, но не тёплая печка».
                  • Обучение составлению метафор (шесть-семь лет) – предлагается освоить простейший алгоритм самостоятельного придумывания метафорической фразы. Например, сначала выбирается объект (звёзды), о котором будет составлено предложение, определяется свойство (яркие), затем подбирается объект со схожим признаком (горящие угольки), указывается место (ночное небо), наконец составляется предложение (Ночное небо ярко засверкало горящими угольками).
                  • Составление рифмованных текстов — учёные пришли к выводу, что дети уже с трёх лет имеют природную потребность в такой словесной игре, как стихосложение. ТРИЗ предлагает использовать жанр весёлой нелепицы, пятистрочного стихотворения, которое получило своё одноимённое название от ирландского городка Лимерик. Пример стихотворения в жанре лимерик:

                    Что было бы, если бы певунья-птичка

                    Была не такой красивой, как синичка,

                    То за жуком бы она не бежала,

                    И долго потом на траве не лежала?

                    Лучше пусть бы она в небесах полетала.

                    Кроме того, сочинительство рифмованных текстов можно представить в форме забавных творческих игр, которые потребуют от воспитателя небольшой предварительной подготовки:

                  • «Рифмованные картинки» — педагог подбирает пары картинок, изображающих объекты, названия которых составляют простую рифму, затем показывает одну из картинок и просит подобрать парную.
                  • «Подбери словечко» — дети учатся подбирать рифму к предложенному слову.
                  • «Дразнилка» — дети видоизменяют слова-характеристики с помощью уменьшительных суффиксов и будто «дразнят» предметы (кепка-укрывалка, зонтик-потерялка и т. д.).
                  • Составление творческих реалистических и фантастических рассказов по картинке

                    Возможные варианты и приёмы:

                  • игры «Подзорная труба», «Охотники за подробностями», которые помогают сконцентрировать внимание детей на объекте и подчеркнуть все его важнейшие детали и характеристики;
                  • «Ищу друзей», «Объединялки» — нацеливают детей на установление связей между объектами;
                  • подбор метафор, образных словесных сравнений, перемещение объекта в прошлое или будущее;
                  • приём эмпатии — перевоплощение в героя, «вживание» в его эмоциональное состояние и рассказ от его имени, передача черт характера с помощью мимики и жестов.
                  • Рассказывание по картинке учит детей фантазировать и развивает логику

                    Составление текстов сказочного типа

                    Пересказ и изменение известного сказочного сюжета. Игры и упражнения, являющиеся своеобразной творческой и интеллектуальной разминкой при подготовке детей:

                  • «Назови имя героя»: педагог обозначает какой-либо обобщающий признак или характеристику, а дети называют конкретных сказочных персонажей. Пример: Вспомните сказочных героинь-девочек. (Красная Шапочка, Золушка, Мальвина, Герда, Алёнушка и т. д.).
                  • «Действия сказочного персонажа»: педагог называет сказочного героя, например, Машеньку из сказки «Гуси-лебеди» и просит назвать все действия девочки. По условиям игры использовать можно только глаголы (не послушалась, побежала, гуляла, забыла, спасала, помогала). Затем воспитатель предлагает вспомнить героев других сказок, которые выполняли бы подобные действия.
                  • «Чудеса волшебника»: игра построена на методе типового приёма фантазирования. Педагог предлагает представить себя волшебниками и рассказать, каким необыкновенным свойством они наделили обычные предметы, затем дать оценку практической значимости чудодейственных сил, пояснить, почему волшебство бывает добрым, а бывает и злым. Пример: птичка в заколдованном лесу встречается с Волшебником Оледенения, теперь всё к чему она прикоснётся, превращается в ледяную глыбу. Плохо, если она сядет на ветку дерева и хорошо, если остановит злого охотника.
                  • «Там, на неведомых дорожках…»: игра основана на пересечении объекта и места. Педагог работает с карточками, изображающими героев и место, где будет разворачиваться сюжет. Пример: Алёнушка попала в Кощеево царство. Как она будет спасаться? Кто поможет ей?
                  • Сказки описательного жанра. Сказочная история разворачивается в соответствии с традициями сюжетной линии: герой растёт, проявляет необычные способности и таланты, в зрелом возрасте сталкивается с тяжело преодолимыми обстоятельствами, побеждает колдовство, возвращает свою жизненную силу.
                  • Сказки с ярко выраженным конфликтом добра и зла, третьей действующей силой является волшебный предмет или слово, заклинание со сверхъестественными возможностями.
                  • melkie.net

                    Смотрите так же:

                    • Контрольные работы по психологии дошкольного возраста Главная Обучение Курсовые работы по дошкольному образованию Тематика дипломных и курсовых работ на 2011/2012 учебный год по специальности "Дошкольная педагогика и психология" Тематика дипломных и курсовых работ на 2011/2012 учебный год по специальности "Дошкольная педагогика и психология"Тематика выпускных квалификационных […]
                    • Педагогика развития детей Педагогика к экзамену № 1 Педагогика как антропологическая наука, ее возникновение и развитие. На определенной ступени становления человеческого общества, в частности в поздний период рабовладельческого строя, когда производство и наука достигли определенного уровня развития, воспитание превращается в социальное явление и приобретает […]
                    • Старший дошкольный возраст родительское собрание Тема : « Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста » • Время проведения : 4 октября 2016 г • Форма проведения : беседа-диалог воспитателей с родителями детей старшей группы . • Цели : ознакомление родителей воспитанников с возрастными особенностями детей старшей группы (5-6 лет) ;задачами воспитания и обучения ; […]
                    • Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста 6.Методика развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста. Диалогическая речь - основн форма общения детей дошкольного возр (вести диалог, развивать умение слушать и понимать речь, вступать в разговор, поддерживать разговор, отвечать на вопросы и спрашивать самому, объяснять, вести себя с учётом ситуаций […]
                    • Сумма выплат по уходу за ребенком по годам Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в 2018 году выплачивается лицам, которые осуществляют уход за ребенком во время одноименного отпуска. Обращаем внимание, что отпуск предоставляется до достижения ребенком трех лет, а пособие выплачивается лишь до полутора. В период от полутора до […]
                    • Доклад на тему физическое развитие детей Доклад на тему: "Физическое развитие школьника и пути его совершенствования". Бастомарская средняя школа Доклад на тему: «Физическое развитие школьника и пути его совершенствования» . Спорт- это не погоня за рекордами, это здоровье миллионов, это готовность к труду, воспитание таких необходимых в жизни качеств, как выносливость, […]
                    • Презентация эстетическое воспитание дошкольников Презентация "Эстетическое воспитание дошкольников" Тараканова Елена Дмитриевна, 09.04.2018 Содержимое разработки Эстетическое воспитание дошкольников Это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе., искусстве прекрасное, совершенное, […]
                    • Технологии работы с детьми с проблемами развития 20. Особенности психокоррекционной работы с детьми младшего школьного возраста Младший школьный возраст – наиболее ответственный этап школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Особое внимание уделяется развитию познавательных […]