Среди методов, направленных на формирование нравственных представлений, суждений и оценок, входят в группу художественных средств:

— беседа воспитателя на этические темы;

— рассматривание и обсуждение картин;

— общение с природой;

— метод убеждения, а также метод поощрений и наказаний;

— чтение и анализ художественных произведений (сказки, предания, сказы, былины, легенды) [30, 72-73].

Сказка занимает особое место среди многих жанров устной прозы. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.

Рассмотрим основные понятия: «образ», «символ», «сказка».

В психологическом словаре понятие образ трактуется как «субъективная картина мира или его фрагментов. Включает в себя самого субъекта, других людей, пространственное окружение и временною последовательность событий».

Используется также такое понятие как символ — «универсальный знаковый образ, несущий в себе социально закрепленный обобщенный символ» [11, 102].

Сказка — древнейший жанр народного творчества. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения. Отсюда и идет огромное воспитательное значение сказочной фантастики [39, 6].

С древнейших времён русские народные сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.

В литературной энциклопедии понятие сказки у русских до XVII века (баснь, байка) — это рассказ, выполняющий на ранних стадиях развития в доклассовом обществе производственные и религиозные функции, т.е. представляющий один из видов мифа; на поздних стадиях бытующий как жанр устной художественной литературы, имеющий содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающийся специальным композиционно-стилистическим построением.

Появление первых форм сказки обнаруживается в глубокой древности. Излечение ревнивца и садиста, слушавшего сказки, свидетельство их терапевтической роли и одна из общих тем цикла сказок «Тысяча и одна ночь». В «Диалогах» Платона можно прочитать об использовании волшебных историй для воспитания и обучения детей.До XVII — XVIII веков сказки рассказывались не только детям, но и взрослым. Рассказывание сказок было не только развлечением и времяпрепровождением в зимние вечера, это была школа жизни, обретения глубинного опыта проживания кризисов, преодоления препятствий, духовного развития.

В сказках содержится всё, что может искать душа человека; часто первую информацию о взаимоотношениях между людьми дети получают из сказок. В волшебных сказках обнаруживаются сходные сюжеты и образы, характерные для доисторических времён и нашего времени. В период поздней античности (II век н. э.) философ и писатель Апулей включил в свой известный античный роман «Золотой осёл» сказку — миф «Амур и Психея», содержащую архетипический сказочный сюжет типа «красавица и чудовище» (женщина, спасающего своего возлюбленного в обличии зверя). Этот сюжет существует две тысячи лет и сохранился до сегодняшнего дня. Есть свидетельства о других даже более ранних сказочных сюжетах: о двух братьях, о происхождении Божества, Мачехе и Падчерице и др. Возникнув давно, у древних народов, которые имели другой, отличный от нас язык, государственное устройство, обычаи, сказки продолжают оказывать на нас сильное воздействие.

К.Д. Ушинский первым ввел фольклор в учебную книгу для классного чтения. В его «Родном слове» помещены сказки, загадки, пословицы. Большое внимание уделял фольклору Л.Н. Толстой в первый период своей педагогической деятельности. Он отмечал исключительный интерес детей к народным произведениям. В журнале «Ясная поляна» помещались сказки, поговорки, загадки.

В советской педагогике изучением вопроса об использовании произведений устного народного творчества в воспитании детей занимались многие исследователи. Неоднократно подчеркивала педагогическую ценность сказок Е.А. Флерина [29, 106].

А.П. Усова в книге «Русское народное творчество в детском саду» характеризует народные песни, игры, сказки, потешки с точки зрения их значения в воспитании у ребенка моральных чувств. [37,76].

В.М. Федяевская уделяла большое внимание народным сказкам, потешкам, прибауткам как средству воздействия на детей раннего возраста.

Имеются исследования (М.М. Кониной, О.И. Соловьевой, Е.Ф. Луниной и др.), освещающие положительную роль художественной литературы, а также и народной сказки в нравственном воспитании детей [29, 112].

В Санкт-Петербурге создан Институт сказкотерапии психолога, доктора психологии и его директора Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Она утверждает, что в античном мире, средневековье и сегодня человек проходит один и тот же путь от рождения до смерти, встречает на пути любовь, друзей, недругов и врагов, ищет себя, самоутверждается. Все эти этапы и события человеческого существования содержатся в сказках [12, 4].

На сегодняшний день в различных конспектах сказка применяется и как терапевтическое направление как в психологии, так и в воспитании, и в образовании, и в развитии.

Сказка, как и любой другой жанр, имеет свои признаки, подразделяется на виды и функции.

К признакам сказки, по мнению В.Я. Пропп, относятся [29, 34]:

1. В сказках всегда повествуется о чем-то невероятном, неправдоподобном, но вместе с тем вымысел несет определенную идею, обычно материализованную в гиперболических образах: добро и зло ведут постоянную борьбу. Сказка зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, отстаивать добро, справедливость. В ней утверждение нравственного закона жизни, предельно ясно выражены нравственные принципы, нормы, эстетические идеалы.

2. Сказка помогает верить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом, что также является одним из признаков сказки.

3. Сказка обязательно занимательна, необычна, с отчетливо выраженной идеей торжества добра над злом, кривды над правдой, жизни над смертью. Все события в ней доведены до конца, незавершенность и незаконченность не свойственны сказочному сюжету. Основным жанровым признаком сказки является ее назначение, то, что связывает сказку «с потребностями коллектива». В русских сказках, которые бытуют сейчас доминирует эстетическая функция. Она обусловлена особым характером сказочного вымысла.

4. Важнейший признак сказки — особая форма ее построения, особая поэтика. Повествовательность и сюжетность, установка на вымысел и назидательность, особая форма повествования — эти признаки встречаются в различных жанрах эпического цикла.

5. В сказках, как и во всяком подлинно художественном произведении, основная идея, мораль, как правило, скрыта, завуалирована: от читателя требуется известная работа мысли, чтобы ее обнаружить, понять и сделать для себя выводы, которыми можно было бы руководствоваться в своих поступках. Такой прием преподнесения морали имеет большую воспитательную ценность, так как вызывает внутреннюю активность слушателей и читателей, заставляет их думать, размышлять, формирует у них способность проникать в сущность произведений.

6. За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни — мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта.

Сказка, как художественное целое, существует только как совокупность эти признаков.

С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, лексико-этническая, вербально-образная функции сказки.

Воспитательное влияние народной сказки всегда признавалось русской педагогикой. К.Д. Ушинский дал такую оценку устному народному творчеству: «Я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться с педагогическим гением народа» [38, 12].

Необходимо использовать перечисленные функции в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного и других видов использования сказки.

Социализирующая функция, т.е. при общении новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту, аккумулированному в интернациональном мире сказок.

Креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовать творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление.

Голографическая функция проявляется в трех основных формах: — способность представлять мирозданье в трехмерном пространственном и временном измерениях (небо — земля — подземный мир; прошлое — настоящее — будущее);

— способность сказки актуализировать все органы чувств человека, быть основой для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества [12, 35].

Развивающее — терапевтическая функция, т.е. воспитание здорового образа жизни, охрана человека от пагубных увлечений, пристрастий.

Культурно-этническая функция, т.е. приобщение к историческому опыту разных народов, этнической культуре: быт, язык, традиции, атрибутика.

Лексико-образная функция, т.е. формирование языковой культуры личности, владение многозначностью и художественно-образным богатством речи.

Сказки бывают авторские и народные. Народные делятся на три группы: сказки о животных, волшебные сказки и бытовые [39, 56].

А) Сказки о животных. В русском репертуаре примерно 50 сюжетов сказок о животных. Выделяются несколько тематических групп: сказки о диких животных, о диких и домашних животных, о домашних животных, о человеке и диких животных.

Этот вид сказок отличается от других тем, что в сказках действуют животные. Показаны их черты, но условно подразумеваются черты человека.

Животные делают обычно то, что делают люди, но в этих сказках животные чем-то походи на человека, а чем-то нет. Здесь животные говорят на человеческом языке.

Главная задача этих сказок — высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать сострадание к слабому, обиженному. В программу ДОУ включены сказки о животных. Больше всего детей занимает сама история.

Самые элементарные и в тоже время самые важные представления- об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости — ложатся в сознание и определяют в дальнейшем для ребенка нормы поведения.

Детские сказки о животных затрагивают социальные и этические проблемы в доступной для детского восприятии трактовке.

Б) Волшебные сказки. Волшебная сказка — это художественное произведение с четко выраженной идеей победы человека над темными силами зла. Детям старшего дошкольного возраста нравится волшебная сказка. Для них привлекательно развитие действия, сопряженное с борьбой светлых и темных сил, и чудесный вымысел.

В этих сказках две группы героев: добрые и злые. Обычно добро побеждает зло. Волшебные сказки должны вызвать восхищение добрыми героями и осуждение злодеев. Они выражают уверенность в торжестве добра.

Эти сказки формируют устойчивые нравственные представления, при условии их правильного преподнесения детям, донесения до детей их истинного смысла, предоставления возможности прочувствования, то есть вхождения в различные образы героев, как бы «примеривания их шкуры на себя». В каждой из этих сказок герои прибегают к помощи предметов или живых существ, обладающих волшебной силой. Волшебные сказки объединяет волшебство: превращения.

В) Бытовые сказки. В бытовых сказках говорится об отношении социальных классов. Разоблачение лицемерия правящих классов — основная черта бытовых сказок. Эти сказки отличаются от волшебных тем, что вымысел в них не носит ярко выраженного сверхъестественного характера.

Действие положительного героя и его врага в бытовой сказке протекает в одном времени и пространстве, воспринимается слушателем как повседневная реальность.

Герои бытовых сказок: барин-помещик, царь-князь, хан — жадные и равнодушные люди, бездельники и эгоисты. Им противопоставляются бывалые солдаты, бедные батраки — ловкие, смелые и умные люди. Они побеждают, и в победе им иногда помогают волшебные предметы.

Бытовые сказки имеют большое воспитательное и познавательное значение при формировании нравственных представлений дошкольников, поскольку ребята узнают об истории народа, его быте. Эти сказки помогают нравственному воспитанию дошкольников, так как они передают народную мудрость.

Таким образом, сказка — жанр устного народного творчества; художественный вымысел фантастического, приключенческого или бытового характера.

Несмотря на классификацию сказок, каждая из них несет в себе огромное воспитательное и познавательное значение для ребенка. Задача педагога — донести до сознания ребенка народную мудрость.

В процессе работы с художественной литературой педагогу необходимо развивать у детей абстрактно-логическое мышление. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют абстрактными понятиями. Наглядно-образное мышление детей еще непосредственно и полностью подчинено их восприятию, и потому они пока не могут отвлечься, абстрагироваться с помощью понятий от некоторых наиболее бросающихся в глаза свойств рассматриваемого предмета. На основе практического и наглядно-чувственного опыта у детей развивается сначала в простейших формах отвлеченное мышление, т.е. мышление в форме абстрактных понятий. Мышление выступает здесь не только в виде практических действий и не только в виде наглядных образов (восприятий и представлений), а прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений [38, 45].

Эта неразрывная связь мыслительной деятельности с наглядно-чувственным опытом имеет еще большее значение в ходе формирования понятий у дошкольников. Наглядность играет важную роль в процессе развития понятий у дошкольников. Для развития мысли ребенка легче оперировать с наглядным, чувственно-конкретным материалом.

Выбор средств воспитания зависит от ведущей задачи, от возраста воспитанников, от уровня их общего и интеллектуального развития, от этапа развития нравственных качеств. У детей старшего дошкольного возраста происходит постепенное осознание нравственных ценностей. В старшем дошкольном возрасте происходит наиболее полноценная работа по формированию гуманного отношения к окружающим. В этом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.

Можно сделать вывод, что сказка — неиссякаемый источник для нравственного воспитания детей. За фантастичностью сказочной фабулы и вымысла скрываются реальные человеческие отношения, подлинный мир народной жизни. И чтобы все это дошло до сознания ребенка, педагогу необходимы глубокие знания методики работы над сказкой. Таким образом, сказка является эффективным средством нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

studbooks.net

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Студентка 3 курса

Лесосибирск. Российская Федерация

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Младший дошкольный возраст – от двух до четырёх лет связан с освоением ребёнком новой социальной среды. Посещение детского сада диктует новые условия существования для малыша. Зачастую для детей это первый опыт общения со сверстниками, включение в группу, новое восприятие взрослого человека. Ребёнок начинает осваивать правила поведения в детском саду, становится более самостоятельным, учится вести себя в новых условиях. Эти новые обстоятельства выступают благоприятными условиями педагогического воздействия для формирования первых элементарных нравственных представлений. Нравственные представления, которые сформируются у детей в этом возрасте, нравственный опыт, который они накопят на этом возрастном этапе, ляжет в основу их дальнейшего нравственного развития.

Современными учеными рассматривались психологические механизмы становления и развития нравственных представлений, (Л. Божович, А. Запорожец, Д. Эльконин т др.); специфика и закономерности нравственного развития дошкольника (Р. Ибрагимов, С. Якобсон, В.И. Логинова, П.Г. Саморукова и др.) педагогические условия и средства формирования нравственных норм у детей (А. Виноградова, Р.С. Буре, Т. Маркова, Л. Стрелкова, С.А. Козлова и др.).

Е. Авилова и Л. Волобуева придерживаются следующего определения процесса формирования нравственных представлений – это процесс воспитания нравственного поведения и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников. Нравственная привычка – это потребность к совершению нравственных поступков. Привычки могут быть простые, когда в их основе лежат правила общежития, культуры поведения, дисциплины, и сложные когда у воспитанника создаются потребность и готовность к выполнению деятельности, имеющей определенное значение. Для успешного формирования нравственных качеств необходимо, чтобы мотивы, с помощью которых детей побуждают к восприятию и осознанию нравственных представлений, были значимыми в их глазах, чтобы отношение к нравственным качествам у ребят было эмоционально положительным и чтобы при необходимости дети были способны проявить данные качества в определенных ситуациях [1].

Р.С. Буре отмечает, что в процессе формирования нравственных представлений, у детей дошкольного возраста, особую роль играет взрослый. Взрослый человек предстает перед детьми в двух функциях: как носитель социального опыта, норм и правил поведения, знаний о мире и как организатор процесса воспитания и обучения. И первая, и вторая функция реализуются в двух формах: стихийно и целенаправленно [2].

С точки зрения С.А. Козловой, каждый взрослый имеет довольно большой социально — нравственный опыт. В этом опыте соединяется то, что накопило человечество в виде культуры, традиций, быта, моральных ценностей и было осознанно и принято современным человеком. Общаясь со взрослым, ребенок наблюдает за его деятельностью, слышит его оценки, видит его поступки. Но процесс формирования нравственных представлений у дошкольников будет происходить лишь в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием» [4]. Так, у малышей третьего года жизни взрослый воспитывает умение здороваться, благодарить, вежливо обращаться с просьбой к старшим, играть рядом с другими детьми, не мешая им, беречь чужие постройки, спокойно ждать, пока товарищ умоется, поиграет с игрушкой, учит аккуратно умываться, старательно вытирать ноги, убирать на место игрушки.

Большое значение в процессе формирования нравственных представлений, по мнению С.А. Козловой, играет эмоциональная активность дошкольников. Эмоциональная активность — это заинтересованное восприятие познавательного материала, сопереживание, сочувствие, желание принять участие в событии, оценить его. Эмоциональная активность может проявляться в экспрессивной окраске речи, в мимике, жестах, движениях. Существенными показателями воздействия знаний на ребенка являются характер его поведения после занятия: вопросы, раздумья, стремление кому-то что-то пересказать, а также содержание его игр и изобразительной деятельности. Эмоциональная окрашенность информации углубляет ее восприятие, делает его живым, позволяющим судить об отношении ребенка к полученным знаниям. Также необходимо использовать разнообразные методы и приемы, такие как: сюрпризный момент, элементы новизны, юмор, шутку [3].

Для формирования нравственных представлений стимулирующих поведение у детей младшего дошкольного возраста в детском саду, в настоящее время, используются следующие методы:

1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д.

2. Чтение и анализ художественных произведений.

Например, В.А. Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д. Ушинского «Умей обождать», А. Барто «Помощница».

3. Игра. В работе с детьми воспитатель использует коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры.

Например, игры «Волшебные камешки», «Ласковые дети», «Ладошки», «Назови себя», «Волшебный стул», «Подарок другу» «Подари цветок», «Молчанка», «Большой разговор» и др.

4. Наблюдения за деятельностью педагога в процессе игр, занятий, труда. Улыбка воспитателя, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия (конструирование, лепка, раскрашивание и т.п.), выслушивание, смех над шутками ребенка — все это оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности ребенка [5].

Основные пути формирования нравственных представлений у детей младшего дошкольного возраста в детском саду на современном этапе:

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, раздеваясь, аккуратно складывать одежду.

З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, помочь другому ребёнку в той или иной ситуации или долго ждать, когда тот справится самостоятельно.

4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8. Разъяснение: необходимо не только показать, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения. Применяется, если достаточно сформирована у ребёнка речь. Ее разумнее проводить небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить [4].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Авилова Е. Социально-нравственное воспитание дошкольников. / Е. Авилова. – М.: Пресс, 2004. – 96с.

2. Буре Р.С. Педагогические условия реализации задач нравственного воспитания дошкольников в деятельности. / Р.С. Буре. // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 8. – С.9-11.

3. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире./ С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. – 2011. – № 9. – С.21-24.

4. Козлова С.А. Нравственное воспитание в процессе ознакомления с окружающим миром. / С.А. Козлова. – М.: Арнадия, 2008. – 104с.

5. Якобсон С.Г. Проблемы нравственного развития детей. / С.Г. Якобсон. – М.: Азбуковник, 2004. – 256с.

infourok.ru

Глава 1. Теоретические основы нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Сущность и природа нравственности

Нравственное воспитание личности ребёнка — одна из самых важных задач детского сада и школы. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственных начал, расширяется сфера действия морального фактора. Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания детский сад формирует у младшего школьника чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы социально необходимые требования общества педагоги превратили во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство [8].

Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Независимо от содержания, методов и форм воспитательной работы и соответствующих конкретных целей перед педагогом всегда должна стоять задача организации нравственных отношений детей. Собственный нравственный опыт создаёт условия для эффективно усвоения опыта других людей, который передаётся детям в процессе нравственного просвещения.

Накапливая собственный нравственный опыт, ребёнок может ошибиться, неправильно поступить. Воспитатель должен помочь ему осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, надо помочь ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие. Нравственное воспитание старшего дошкольника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле занятие — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. На занятиях дети могут переживать вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. Само собой разумеется, что работа над воспитанием нравственных качеств у детей осуществляется комплексно в течение всех лет воспитания и обучения. Чтобы развить нравственное сознание дошкольников, педагог помогает им осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, родителей и взрослых, примеры из литературы). Со старшими дошкольниками необходимо проводить систематические беседы на этические темы [12].

В нравственном воспитании старших дошкольников определяющее значение имеет личный пример педагогов, их отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему воспитателю. Если для отношений между педагогом и детьми характерны душевность, отзывчивость, заботливость, такими же будут отношения воспитанников между собой. Педагогу следует избегать общих оценок личности каждого ребенка. Дошкольника можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой. Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие дошкольника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей [14].

Нравственное воспитание — процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания — понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).

Нравственное сознание — активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление-процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании, и их осмыслением, оценкой, нравственным мышлением. Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

Нравственные чувства, сознание и мышление — основа и стимул проявления нравственной воли. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойствах и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении.

Нравственное воспитание эффективно тогда когда его следствием становится нравственное самовоспитание (целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера) и самосовершенствование (процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятие его на ступень более высокого качества) школьников [15].

Рассматривая систему нравственного воспитания, Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин различают несколько аспектов:

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний педагога и детей в решении определенных педагогических задач, а внутри группы – единство действий всех воспитанников.

Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [5].

Развитие нравственности (способности выносить моральные суждения) тесно связано с когнитивным развитием.

Уровни нравственности (по Кольбергу) имеют следующую градацию:

1. Преднравственный уровень (до 10 лет) включает стадии: на первой стадии ребенок оценивает поступок как плохой или хороший в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, склонен судить о поступках по важности их последствий, а не по намерениям человека (“гетерономная мораль”), суждения выносятся в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой этот поступок.

На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь, и ребенок начинает судить о поступках по обусловившим их намерениям, понимая, что намерения важнее результатов совершенного поступка (“автономная мораль”). Применительно к начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает нравственно не только на людях, но и наедине с самим собой. Очень важно учить детей радоваться радостью других, учит их сопереживать. В этом возрасте ребенок способен оценивать свое поведение, опираясь на нравственные нормы, которые приняты им. Задача педагога — постепенно приучать детей к такому анализу своих поступков.

2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет) — ориентация на принципы других людей и на законы. На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет. На четвертой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком и официальными законами общества.

3. Постконвекциональный уровень (с 13 лет) — человек судит о поведении, исходя из собственных критериев. На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении прав человека или признания демократического принятого решения. На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью — независимо от его законности или мнения других людей. Кольберг отмечает, что многие люди так никогда и не переходят четвертую стадию, а шестой стадии достигает меньше 10% людей в возрасте 16 лет и старше [10].

Таким образом, нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. Нравственное воспитание старшего дошкольника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. В нравственном воспитании старших дошкольников определяющее значение имеет личный пример педагогов, их отношение к детям.

Нравственное воспитание включает в себя такие понятия, как нравственное сознание, нравственная воля, нравственная воспитанность, нравственное самовоспитание и самосовершенствование [16].

Н.Е. Ковалев, Б.Ф. Райский, Н.А. Сорокин рассматривали систему нравственного воспитания и выделили четыре аспекта: осуществление согласованных воспитательных влияний педагога и детей в решении определенных педагогических задач, а внутри группы – единство действий всех воспитанников; использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием; под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей; систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей.

Мы рассмотрели уровни нравственности (по Кольбергу), они имеют следующую градацию:

1. Преднравственный уровень (до 10 лет).

2. Конвенциональный уровень (с 10 до 13 лет).

3. Постконвекциональный уровень (с 13 лет) [10].

Формирование нравственных чувств у детей в онтогенезе

Дошкольный возраст, занимая по шкале физического развития ребенка период времени от трех до шести — семи лет, вносит большой вклад в психическое развитие ребенка. За эти годы ребенок приобретает многое из того, что остается с ним надолго, определяя его как личность и последующее интеллектуальное развитие.

Отечественные психологи считают, что нравственное развитие осуществляется в рамках общего процесса социализации. Общий подход к изучению процесса нравственного развития личности в онтогенезе основывается на учете смены последовательных стадий нравственного развития ребенка. На каждом возрастном этапе представлены различные уровни сформированности представлений о нравственных нормах и способах поведения, социальных взаимоотношений и нравственных качествах людей [9].

Нравственная сфера личности развивается постепенно через возрастание произвольной и сознательной саморегуляции поведения индивида с опорой на нравственные нормы и идеалы. На ранних этапах онтогенеза в нравственном развитии преобладают внешние факторы воспитания и контроля, которые по мере развития морального сознания и самосознания индивида переходят во внутренний план личности, регулируя ее социальное поведение [8].

В.В. Зеньковский выделяет три последовательных этапа морального развития ребенка. На первом этапе (1 – 5 — 6 лет) моральное сознание определяется через влияние среды, окружающих людей, традиций и обычаев, господствующих в его семье. На этом этапе моральное сознание проявляется как непосредственная оценка, моральное чувство или переживание (гетерономная мораль). Здесь происходит соединение средовых влияний и врожденных нравственных «установок на нравственный смысл». Данные установки позволяют ребенку рассматривать свой собственный опыт с точки зрения нравственности. Второй этап (5-6 — 12-13 лет) отмечен существованием внутренних и внешних нравственных оценок, а также большее значение приобретает собственный нравственный опыт. На третьем этапе (12-13-16-18 лет) моральное сознание развивается в сторону автономной морали, когда подросток действует, не опираясь на какой-либо устойчивый закон, а только на свои чувства и желания, свой собственный опыт. На последней стадии развития нравственного сознания (с 16-18 лет), характерной для уже взрослого человека, функционирует «автономная мораль». Таким образом, В.В. Зеньковский считает, что моральное развитие является следствием проявления врожденной «установки на смысл» и, одновременно, действия социума. Н.П. Капустин связывал становление нравственной позиции с развитием мотивационно — познавательной сферы: 1) любознательности (0-4 года); 2) познавательного интереса (5-7 лет); 3) познавательной активности (8-9 лет); 4) познавательной потребности (10-11 лет) [15].

Е.В. Субботский (1983) изучая нравственное развитие дошкольников, связывает возникновение первых моральных мотивов поведения у ребенка с существующим у него стремлением сохранить позитивные отношения со взрослыми. По мнению Е.В. Субботского, нравственное развитие дошкольника происходит не только за счет усложнения когнитивной сферы, и за счет интериоризации, «вращивания» внешнего контроля. В своих экспериментальных исследованиях Е.В. Субботский показал, что только 10 % дошкольников могут руководствоваться в своем поведении нравственной нормой без влияния взрослых. Исследования психологических механизмов нравственной регуляции у дошкольников, проведенные С.Г. Якобсон и Т.И. Моревой (1989), показали, что важным условием соблюдения ребенком моральных норм можно считать его способность вообразить себя в будущем, после нарушения норм, оценить свое потенциальное Я. Мотивом же для исполнения нравственной нормы будет стремление сохранить положительный образ себя (Я-реальное).

Таким образом, нравственная сфера личности развивается постепенно через возрастание произвольной и сознательной саморегуляции поведения индивида с опорой на нравственные нормы и идеалы. На ранних этапах онтогенеза в нравственном развитии преобладают внешние факторы воспитания и контроля, которые по мере развития морального сознания и самосознания индивида переходят во внутренний план личности, регулируя ее социальное поведение [18].

Изучение нравственного развития детей младшего школьного возраста отображено в работах Г. А. Горской, М.И. Воловиковой (1990), С.В. Тарасова, Л.И. Божович (1972), И.А. Зайцевой и др. Данные исследователи считают, что процесс формирования морально-оценочных суждений младших школьников включает уровень развития осознания и принятия нравственных норм, когнитивное понимание нравственного аспекта действия или отношения, умение воссоздать мотивы оценок и действий людей, оценку возможных альтернатив морального выбора и их последствий [23].

studfiles.net

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1 НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Гарифуллина Е.А. ГОУ СПО Киселёвский педагогический колледж Киселёвск, Россия MORAL EDUCATION CHILDREN OF THE SENIOR PRESCHOOL AGE Garifullina E.A. GOU СПО Kiselyovsky teacher training college Kiselevsk, Russia Как говорят многие известные педагоги Платон, Аристотель, Квинтилиан и др. «нравственное воспитание в дошкольном возрасте необходимо, так как именно в этом возрасте закладываются нравственные качества дошкольников». Дети наше будущее, казалось бы, всем известная истина. Какими вырастут наши дети и дети друзей, сослуживцев, знакомых, соседей, именно от этого зависит, каким станет завтрашний день нашего общества. Физический, нравственный и интеллектуальный потенциал нашего общества в первую очередь зависит от того, что будет заложено в наших детях с детства. Дети. Как бы ни был занят человек, если у него есть дети, значит, у него есть и заботы. Самые разные. Прежде всего, здоровье и воспитание. Воспитание ребенка начинается, как известно, с самого рождения. Воспитание — это процесс серьёзный и ответственный, от которого зависит будущее ребёнка, семьи, нового поколения, страны и мира в целом. Правильный подход к воспитанию поможет вырастить сильную и самостоятельную личность, а также избежать многих проблем и трудностей. Воспитатели ДОУ отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты. Нацеленность на формирование общей культуры, личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность в дошколь-

2 ном возрасте, обозначена в качестве ведущего направления образования с государственных позиций. Родители не всегда задумываются над тем, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида, главное в другом как подрастающий ребёнок ведёт себя, особенно сейчас, когда все чаще в обществе можно встретить жестокость и насилие. Проблема нравственного воспитания в широком смысле слова относится к числу проблем, поставленных всем ходом развития человечества. Любая эпоха в соответствии со специфическими для нее задачами социальноэкономического и культурного развития диктует необходимость нравственного воспитания и формирования культуры поведения. От правильного нравственного воспитания детей зависит не только благополучие, но и жизнь общества. Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания развитие нравственных чувств личности». «Нравственное воспитание» это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали». Дошкольный возраст период интенсивного нравственного развития человека. К семи годам достаточно ясно прослеживается нравственная направленность личности ребенка, складываются устойчивые формы нравственного поведения. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста легкая, благодаря пластичной нервной системе, создают возможности для успешного нравственного воспитания. Опыт нравственного поведения дошкольников складывается в процессе общения со взрослыми, что позволяет целенаправленно влиять на детей. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в

3 обществе духовности и культуры, что непосредственно связанно с развитием и воспитанием ребенка до школы. В приложении к Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г раскрывается федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Документ подтверждает, что социально-коммуникативное развитие является одной из образовательных областей, которая строится с опорой на воспитание нравственности, на формирование у детей первоначальных представлений социального характера и на включение в систему соответствующих нравственных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Нравственное воспитание рассматривается в программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы как одна из важнейших сторон общего развития ребенка. В программе ставится задача воспитания с раннего возраста уважения к взрослым, формирования навыков культурного поведения, ответственного отношения к выполнению поручений и обязанностей, умения дружно играть и трудиться. При изучении проблемы в дипломной работе нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста мы обнаружили, что в психологопедагогической литературе многие аспекты остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание нравственных качеств, критерии и показатели их сформированности. Имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие между признанием важности нравственных умений в воспитании личности ребенка и не разработанностью методов развития данных умений в соответствии с требованиями государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, начало пронизывает всю многогранную практическую деятельность ребенка, его эмоциональную и интеллектуальную сферы. Отсюда следует, что нравственное воспитание нужно рассматривать как особый раздел воспитания. Организуя обучение, труд, игру детей, воспитатель получает возможность влиять на их нравственное развитие.

4 Для того чтобы содержание воспитания было не только воспринято, но и принято ребенком, необходимы адекватные методы, средства, педагогические пути. Характер педагогического воздействия определяется исходными позициями общества в отношении его членов: гуманизм, требовательность, создание условий: для всестороннего развития и др. Эти исходные позиции придают направленность как отдельным методам работы с детьми, так и всему педагогическому процессу в целом. Для нравственного воспитания важно, что взрослый является и организатором жизни ребенка, и объектом познания, реальным носителем тех моральных ценностей, к которым у ребенка формируется определенное отношение. Другими словами, взрослый сам выступает в качестве образца поведения и отношения к действительности. Чем идеальнее образец, тем выше гарантия достижения успеха в воспитании. Воспитатель целенаправленно формирует общественное мнение о поведении и деятельности и использует его в качестве действенного средства для регуляции детских взаимоотношений, формирования умения оценивать свои действия с позиции коллектива, воспитания привычки быть полезным. Задача воспитателя состоит в том, чтобы расширить и углубить нравственные представления, неразрывно связать их с поведением, усилить их действенное влияние на поступки дошкольников. Формирование представлений о правилах культуры поведения и воспитание положительного отношения к их выполнению осуществляется в процессе этических бесед, чтения художественной литературы, повседневной жизни ребенка. В каждом случае ознакомления детей с нравственными правилами и моральными качествами воспитатель стремится связать их с опытом детей, сделать личный опыт предметом коллективного обсуждения, анализа и оценки. Это способствует более глубокому осознанию значения необходимости выполнения норм и правил поведения. Планомерная и целенаправленная работа по воспитанию культуры поведения приводит к важным изменениям в личности старших дошкольников: они все более сознательно руководствуются в поведении правилами, понимают их

5 значение. Представления о нормах и правилах поведения становятся для детей эталонами в оценке поведения других людей и в самооценке. Активное освоение правил поведения неотделимо от формирования дисциплинированности. Дисциплинированность сложное нравственное качество. Оно включает умение управлять своим поведением, сознательно подчинять его правилам и требованиям со стороны коллектива, общества, руководствоваться при соблюдении этих правил общественным долгом. Стимулом к выполнению правил у детей 6 7 лет становится «общественное мнение» коллектива, которое создает воспитатель вокруг фактов недисциплинированного поведения. Нарушения дисциплины детьми часто являются следствием неправильной организации их жизни. Однообразная деятельность или даже бездеятельность детей, отсутствие четкой организации бытовых процессов приводят к недисциплинированности, даже в случае знания детьми соответствующих правил. Важное значение в воспитании дисциплины имеет организация интересной, содержательной деятельности, в которой дети приобретают опыт сознательного выполнения правил. Таким образом, процесс нравственного воспитания детей старшего школьного возраста имеет свои специфические особенности. Их нужно учитывать воспитателю при организации работы с детьми. Хотелось бы отметить, что нравственное воспитание — одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у личности, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

docplayer.ru

Нравственные представления детей старшего дошкольного возраста

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

студент 3 курса, кафедра дошкольного и специального (дефектологического) образования НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород

научный руководитель, преподаватель НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород

Нравственное воспитание дошкольников в условиях современного дошкольного образовательного учреждения является важной задачей воспитания. В настоящее время педагоги наблюдают тенденцию к увеличению детской эгоистичности, жестокости, агрессивности, лености, лживости, эмоциональной глухоты, грубости. К сожалению, все чаще можно встретить насилие и жестокость, в связи с этим проблема нравственного воспитания приобретает особую значимость.

Анализируя результаты исследований доктора психологических наук Н.В. Мельниковой, посвященных проблемам нравственного развития детей дошкольного возраста о степени сформированности нравственных представлений (честность, доброта, ответственность, дисциплинированность и др.), показывают, что 39 % детей имеют полное и четкое представление о нравственном качестве, 19 % правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственном качестве, 42 % имеют неправильное представление о нравственных качествах [4].

На сегодняшний день подбор и эффективное применение разнообразных методов формирования нравственных представлений и моральных качеств личности является одной из первостепенных задач для педагогов детских садов.

Также следует отметить, что проблема становления нравственности дошкольников включает в себя ряд специфических черт, вследствие которых возникает трудность ее дифференцировки и выделения в отдельный раздел. В связи с этим процесс нравственного воспитания представляет собой организацию ребенка на разрешение конфликтов и преодоление проблем, а это в свою очередь должно найти отражение во всех видах детской деятельности в течение всей повседневной жизни.

По мнению И.Ф. Харламова нравственность — составная часть интегрированного подхода к воспитанию личности «Формирование нравственности является переводом моральных норм, требований и правил в знания, навыки и привычки поведения личности и их неукоснительное соблюдение». Нравственность образована от слова «нравы». В переводе с латинского, нравы — морас — мораль [6, с. 97].

Нравственное воспитание — это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям общества [2, с. 103].

В дошкольном возрасте происходит формирование нравственных представлений о труде людей и его значении в воспитании коллективизма, о явлениях общественной жизни, патриотизме, об уважительном отношении к взрослым, правильном поведении в обществе сверстников (почему надо делиться игрушками, как заботиться о младших и договариваться друг с другом в различных вопросах) [1, с. 45].

Сформированность нравственных представлений служит основой развития мотивов поведения, побуждающих дошкольников к различным поступкам в жизни.

Во все времена вопросы нравственного воспитания детей имели особую значимость и никогда не утратят свою ценность.

Первый греческий философ и педагог Платон (427—347 гг. до н. э.) утверждал, что приближение к высшей идее блага может осуществляться в первую очередь посредством воспитания, в том числе и нравственного, которому он придавал важнейшее значение.

Крупнейший философ и ученый Древней Греции Аристотель, в области нравственного воспитания выдвигал деятельное, волевое начало, особую роль придавал упражнениям в нравственных поступках и навыках [3].

Свое дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания отразилось в работах Я.А. Коменского, Д. Локка, Р. Оуэна, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо и других ученых.

Гениальный русский писатель и педагог Л.Н. Толстой давал высокую оценку нравственному воспитанию. Он считал, что самая важная наука, которую должен знать человек, это наука о том, как жить, делая как можно больше добра и как можно меньше зла.

Современные педагоги и психологи большое внимание уделяют вопросам нравственного воспитания. В исследованиях М.А. Бесовой, О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, В.В. Поповой, Л.И. Романовой рациональность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации деятельности детей в коллективе и эффективного ее сочетания с методами убеждения, накопления положительного нравственного опыта. Исследователи подчеркивают важность развития нравственных отношений и воспитания нравственных чувств детей.

Выдающиеся педагоги (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Д.Б. Эльконин и др.) считали дошкольный возраст периодом зарождения и формирования морали, норм нравственности и этических инстанций.

Нравственное развитие детей дошкольного возраста включает в себя три взаимосвязанные сферы. В когнитивной сфере (сфере нравственных представлений, знаний и суждений), ребенок овладевает различными сторонами общественного морального сознания, и в первую очередь критериями моральной оценки, осознанием моральных требований. Дети учатся самостоятельно соблюдать нормы морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой и ребенок уверен в безнаказанности [5, с. 304].

У старших дошкольников возрастает уровень нравственной воспитанности, а также расширяются возможности нравственного воспитания. Большое значение в процессе нравственного воспитания имеет накопление знаний о нормах и правилах морали.

С одной стороны, накопление знаний и расширение нравственного опыта приводит к дальнейшему углублению и разграничению нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста, а с другой стороны к обобщенности, которая приближает их к элементарным понятиям о нравственности и морали (о дружбе, взаимопомощи, вежливости и др.). Сфера нравственных представлений включает в себя знания о нормах и правилах поведения в социуме, о моральных качествах человека, имеющих особую ценность (о честности, справедливости, ответственности, доброжелательности, скромности). В ходе освоения нравственных представлений дошкольник наиболее полно осмысляет содержание поступков, получает возможность понять необходимость выполнения норм и требований, что помогает сформировать нравственные оценки и мотивы поведения.

Итак, у детей старшего дошкольного возраста складываются следующие нравственные представления: собственные моральные суждения и оценки, первоначальное понимание общественного смысла нравственной нормы, увеличивается действенность нравственных представлений и социальная нравственность, т. е. поведение ребенка начинает опосредоваться нравственной нормой.

Воспитание нравственности наиболее эффективно осуществляется только в рамках целостного педагогического процесса, который соответствует нормам морали, организации жизни воспитанника с учетом возраста и индивидуальных особенностей. В результате целостного педагогического процесса происходит формирование нравственно зрелой личности во взаимосвязи ее сознания, нравственной совести, чувств, силы воли, навыков и привычек [2, с. 106].

Немаловажно, чтобы весь режим дошкольного образовательного учреждения, повседневная жизнь детей была наполнена общением и разнообразной содержательной деятельностью, что в свою очередь способствует развитию духовного мира детей. При решении данной задачи, воспитатель создает благоприятную основу для формирования нравственных качеств личности и положительных черт характера.

В ходе общения с взрослыми у ребенка развивается эмоциональное и рассудочное отношение к нравственным нормам и их выполнению.

Огромное значение на формирование нравственных представлений оказывают методы, используемые в работе педагога. Рассмотрение разных методов нравственного воспитания дают возможность наиболее четко определить способы достижения поставленной цели, то есть способы формирования нравственных представлений.

Методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста применяются взаимосвязано, в комплексе, а не изолированно друг от друга. Возраст детей и главная воспитательная задача служат основаниями для подбора методов, используемых комплексно (К примеру: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).

С целью формирования нравственных представлений в работу с детьми можно включить проведение бесед, игр, чтение художественной литературы и рисования.

Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа, ее следует проводить 5—7 раз в год, т. е. один раз в течение полутора-двух месяцев.

Для формирования воспитания культуры поведения можно порекомендовать использование цикла этических бесед: «Поведение за столом», «Игра в гости», «Прощание перед сном», «Утреннее приветствие», «Вежливая просьба». Данные беседы сформируют представления детей об этикете, умение вежливо выражать свою просьбу, научат говорить культурные слова при встрече и прощании.

Использование сюжетно-ролевых игр «Дочки-матери», «Зоопарк» поможет воспитать в детях заботу, доброту и любовь, игра «Птица благодарности» сформирует у воспитанников детского сада умения говорить вежливые слова.

Включение в воспитательно-образовательную работу рисования «Благородное сердце», творческого задания на прогулке поможет сформировать у детей вежливость и благодарность, чтение художественного произведения «Кто вырастил яблочко» сформирует нравственные представления.

Таким образом, при формировании у старших дошкольников нравственных представлений в воспитательно-образовательном процессе ДОУ важно использовать следующие методы: наблюдение, беседу, образцы поведения (чтение художественной литературы, игровой метод). С этой целью в работу следует включать цикл этических бесед, рисование, чтение сказки, истории и проведение различных игр.

  1. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядэшко. М.: Просвещение,1978. — 416 с.
  2. Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
  3. Ломбина Т.Н., Лукша В.Г. Развитие нравственного чувства у дошкольников // Психолог в детском саду. — 2010. — № 2. — С. 68—87.
  4. Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: Дисс. … д-ра психол. наук. Курган, 2009. — 344 с.
  5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: учебное пособие для учащихся СПУЗ. М.: «Академия», 1996. — 336 с.
  6. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение: кн для учителя. М.: Просвещение, 1986. — 80 с.

sibac.info

Смотрите так же:

  • Температура 38 без симптомов у детей Повышенная температура без симптомов у взрослых Когда у взрослого появляется высокая температура без симптомов, это всегда вызывает беспокойство, ведь температура как одна из реакций организма не возникает на пустом месте. Однако отсутствие каких-либо симптомов пугает, поскольку невозможно сразу определить причину такого […]
  • Лечение ангины антибиотиками детей Эффективное лечение ангины без антибиотиков у взрослых или детей — мифы и факты При лечении многих болезней у каждого есть выбор: лечиться радикальными способами, чтобы как можно быстрее подняться на ноги, или использовать наиболее мягкие и щадящие средства, чтобы не навредить своему здоровью. В случае с ангиной лечение вторым […]
  • Можно ли мед при температуре детям Мед при температуре детям Как сбить ребёнку высокую температуру. Сегодня хочу рассказать вам, как сбить ребёнку высокую температуру народными средствами. Высокая температура один из наиболее распространенных симптомов заболевания . Многие родители настолько пугаются высокой температуры у ребёнка, что сразу спешат давать жаропонижающие […]
  • Ребенок с температурой без симптомов У ребенка высокая температура 39 без симптомов: что делать Все мы родители не застрахованы от такой ситуации, когда у нашего ребенка поднялась и держится высокая температура тела в 38 -39 градусов, порою даже без симптомов. Рассмотрим рекомендации врача-педиатра высшей категории — Ларисы Аникеевой, что нужно делать, в этих […]
  • Как сбить температуру у 10 месячного ребенка Чем сбить температуру 3 месячному ребенку Как сбить температуры месячному ребенку? Разводите уксус в теплой водичке так чтобы было на языке очень кисленько, но не обжигало (нежная кожа малыша может получить ожог) или водку с водичкой 1:1 и обтираете ребенка всего, особенно на локтевых/коленных сгибах, подмышках, шея, за ушами, на […]
  • Ребенок 3 лет и новорожденный Спят ваши дети 3 месяца А как спит ваш ребенок. Таблица часов сна по возрасту. А теперь давайте подведем итоги таблицы, сколько времени должен спать ребенок до трех лет днем и ночью: Сколько должен спать ребенок до 3 месяцев? Сколько спят новорожденные дети? Месячный или новорожденный ребенок должен спать столько же, сколько должен […]
  • Шпаргалки по детская психология Шпаргалки По Дошкольной Психологии Для Студентов Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном. Шпаргалка по возрастной психологии Солодилова О.П. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений. Детская […]
  • 6 месяцев ребенку плохо спит днем Ребенок 6 месяцев не спит днем Ребенок не спит днем Сон – естественная потребность организма в отдыхе. По мнению большинства педиатров, именно спокойный продолжительный ночной сон – показатель нормальной жизнедеятельности организма ребенка. Что же касается дневного сна, то на него влияют несколько важных факторов: эмоциональные и […]