1.2. Психологическая характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

К концу дошкольного возраста ребёнок представляет собой личность. Он отдаёт себе отчёт в том, какое место ему предстоит занять в ближайшем будущем (он пойдёт учиться в школу), он открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. К этому периоду он уже многое достиг в межличностных отношениях: он ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет занять желаемое и соответствующее своему социальному статусу место среди родных и близких. Он умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. Он уже понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе, но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей. У него уже достаточно развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребёнка выступает преобладание мотива «я должен» над мотивом «я хочу».

Начало школьного обучения практически совпадает с периодом второго физиологического кризиса приходящегося на возраст 7 лет. По словам Л.С. Выготского, этим кризисом открывается школьный возраст. В период кризиса семи лет происходит существенное изменение всего психологического облика ребёнка, коренная перестройка его отношений с социальным окружением [4].

Внешними проявлениями кризиса являются заметные изменения в поведении ребёнка: он начинает манерничать, кривляться, бросается в глаза демонстративность. Всё это производит впечатление странного немотивированного поведения. Ребёнок становится трудновоспитуемым, перестает следовать хорошо знакомым, привычным нормам поведения (особенно когда дело касается выполнения повседневных бытовых требований).

За этими внешне негативными проявлениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребёнка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса семи лет.

Согласно Л.С. Выготсткому, основой этих изменений является утрата детской непосредственности. Ребёнок, вступивший в полосу кризиса, теряет детскую наивность; во всех своих проявлениях: в поведении, в отношениях с окружающими, он становится не такими понятным как раньше. Теперь по поведению ребёнка взрослые не могут однозначно судить о том, что он думает, чувствует, переживает, чего действительно хочет. У ребёнка появляется своя внутренняя жизнь, недоступная окружающим [4].

Черты опосредованности, произвольности приобретает и вся психическая жизнь ребенка. Если раньше, в дошкольном детстве, он мог вести себя более или менее произвольно только в игре или с опорой на помощь взрослого, то в 6-7 лет эта способность становится внутренним достоянием самого ребёнка и распространяется на различные сферы жизнедеятельности.

Наряду с этим происходят и существенные изменения в эмоционально- мотивационной сфере. Впервые возникает обобщение переживаний. Череда успехов или неудач, каждый раз переживаемых ребёнком в каких-либо ситуациях (учеба, общение), приводят к формированию устойчивых аффективных комплексов чувства неполноценности, ущемленного самолюбия или, напротив, чувства собственной значимости, умелости, компетентности.

Период кризиса 7 лет связан с коренным изменением социальной ситуации развития ребёнка. У него впервые возникает осознание своего места в системе человеческих отношений. По словам Л.И.Божович, кризис 7 лет является периодом рождения социального «Я» [3]. Ход психического развития ребенка приводит к тому, что на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста у детей появляется отчетливое стремление занять новое, более взрослое положение в жизни – стремление к новому положению в системе общественных отношений, и выполнять новую, важную не только для них, но и для окружающих деятельность – потребность к осуществлению общественно значимой деятельности. Этот новый уровень развития самосознания связан с появлением внутренней позиции. Это центральное личностное образование, которое теперь начинает определять всю систему отношений ребенка: к себе, к другим людям, к миру в целом.

В условиях всеобщего школьного обучения все это реализуется в стремлении к социальной позиции школьника и к выполнению деятельности, обеспечивающей реализацию этой позиции – учению.

Кризис 7 лет, как и любой возрастной кризис, не имеет четко выраженных границ и не связан с формальным достижением ребенком соответствующего паспортного возраста. Психологические исследования показывают, что у современных детей верхняя граница кризиса смещается к 6 годам, поэтому равномерно вести речь о кризисе 6-7 лет. При этом у детей, являющихся сверстниками, период кризиса может не совпадать по времени. Это может быть связано с особенностями общего психического и психофизического развития ребенка, характером его социального окружения, особенностями воспитания и т.д. Поэтому дети-одногодки могут находиться в психологически разных возрастных группах: дети не прошедшие кризис 6-7 лет, по сути, ещё являются дошкольниками; дети, преодолевшие кризис со всеми его потерями и приобретениями, готовы вступить в новый возрастной этап. Это во многом и составляет суть проблемы психологической готовности детей к школе.

Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. В этой связи выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе.

Педагогическая готовность к школе определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Эти навыки прямого и обратного счёта, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текста и т.д.

Безусловно, владение всеми этими навыками и умениями может облегчить ребенку первый этап школьного обучения, усвоения школьной программы. Однако высокий уровень педагогической готовности сам по себе еще не может обеспечить достаточно успешного включения ребенка в школьную жизнь. Нередко случается, что дети, продемонстрировавшие при приеме в школу хороший уровень педагогической готовности, далеко не сразу могут включиться в учебный процесс, еще не чувствуют себя настоящими школьниками: они не готовы выполнять простейшие дисциплинарные требования учителя, не умеют работать по заданному образцу, выбиваются из общего темпа работы в классе, не умеют налаживать отношения с одноклассниками. В то же время дети, показавшие не столь высокую предварительную обученность, без труда справляются с требованиями школы и успешно овладевают учебной программой.

Психологическая готовность к школе это сложное образование, представляющее собой целостную систему взаимосвязанных качеств: особенностей мотивации, сформированности механизмов произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками. Развитие всех этих качеств в их единстве до определенного уровня, способного обеспечить освоение школьной программы, и составляет содержание психологической готовности к школе.

В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: личностная готовность, волевая готовность и интеллектуальная готовность.

Личностная готовность ребенка к школьному обучению во многом зависит от того, насколько ребенок хочет учиться, стать учеником, ходить в школу. Эта новая система потребностей, связанная со стремлением ребенка стать школьником, выполнять новую, общественно значимую деятельность, образует внутреннюю позицию школьника, которая является важнейшей составляющей личностной готовности к школе. Многих детей привлекают в первую очередь внешние атрибуты школьной жизни: новая обстановка, яркие портфели, тетради, ручки, желание получать отметки. И лишь позднее появляется желание учиться, узнавать в школе что-то новое.

Довольно важной стороной личностной готовности является способность ребенка устанавливать отношения сотрудничества с другими детьми. Умение успешно взаимодействовать со сверстниками имеет большое значение для освоения полноценной учебной деятельности, которая по сути является коллективной.

Волевая готовность тесно связана с уровнем развития способности контролировать поступки усилием воли. Это выражается в умении слушать, понимать и точно выполнять указания взрослого, действовать в соответствии с правилом, использовать образец, сосредоточивать и удерживать внимание на определенной деятельности в течение длительного времени.

Таким образом, волевая готовность к школе позволит первокласснику включиться в общую деятельность, принять систему школьных требований, выполнять новые для него правила.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению требует определенного уровня познавательного развития. Ребенок должен быть способен встать на точку зрения, отличную от его собственной, чтобы усвоить объективные знания о мире, не совпадающие с его непосредственными житейскими представлениями. Он должен уметь различать в предмете его отдельные стороны, что является непременным условием перехода к предметному обучению. Для этого ребенку необходимо владеть определенными средствами познавательной деятельности (сенсорными эталонами, системой мер), осуществлять основные мыслительные операции (уметь сравнивать, обобщать).

Интеллектуальная готовность предполагает также наличие умственной активности ребенка, стремление узнавать что-то новое.

Психологическая готовность к школе – это сложное, комплексное образование, которое является итогом полноценно прожитого дошкольного детства. Недостаточный уровень развития какого-либо одного или нескольких параметров психологической готовности свидетельствует о недостатках развития ребенка в предшествующий возрастной период.

Уровень педагогической готовности выявляет учитель. Психологическая готовность определяется психологом, в распоряжении которого имеются специальные диагностические программы.

Уровни педагогической и психологической готовности, показанные ребенком при приеме в школу, анализируются учителем и психологом с тем, чтобы они могли совместными усилиями выработать тактику работы с каждым учеником, учитывая его индивидуальные особенности.

Таким образом, выделяют педагогическую и психологическую готовность к школе. Несформированность одного из компонентов школьной готовности является неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально-психологической сфере.

studfiles.net

Обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей посредством дидактических игр Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Комарова Ирина Васильевна, Половодова Любовь Серафимовна

В статье рассматриваются потенциальные возможности дидактических игр как одно из эффективных средств целенаправленного развития детской речи . Учет гендерного подхода в обучении и развитии речи девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста может существенно оптимизировать их речевую деятельность и создать предпосылки для адаптации к последующему школьному обучению.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Комарова Ирина Васильевна, Половодова Любовь Серафимовна,

Текст научной работы на тему «Обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей посредством дидактических игр»

Комарова И.В., Половодова Л.С.

обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей посредством дидактических игр

В статье рассматриваются потенциальные возможности дидактических игр как одно из эффективных средств целенаправленного развития детской речи. Учет гендерного подхода в обучении и развитии речи девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста может существенно оптимизировать их речевую деятельность и создать предпосылки для адаптации к последующему школьному обучению.

Ключевые слова: речь, речевое развитие, словарный запас, дидактические игры, гендерный подход, дети старшего дошкольного возраста.

Имеющиеся в научной литературе данные свидетельствуют о том, что дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития речевой деятельности ребенка. Речевая деятельность является средством общения, налаживания контактов, постижения нового. В качестве показателя умственного и речевого развития детей дошкольного возраста речевая деятельность являет богатство его словарного запаса, умение правильно и связно выражать мысли. Словарь детей дошкольного возраста, как правило, беден и недостаточен для выражения всех испытываемых ими чувств и эмоций, описания происходящих процессов и явлений. Одной из важнейших задач в области речевого развития в дошкольной организации является установление тенденции по проведению словарной работы и управлению процессом обогащения словаря детей дошкольного возраста. Незнание ключевых характеристик речевой деятельности, особенностей овладения родным языком девочками и мальчиками приводит к отсутствию четких критериев оценки реального уровня их речевого развития, невозможности качественной оптимизации речи детей. Это является причиной возникновения не только различных проблем в формировании собственно речевой деятельности дошкольников, но и мешает

полноценному личностному развитию детей разного пола. Большое значение в системе обогащения словаря имеет работа над словом (его сущность, уместность и точность употребления, образование синонимических и антонимических связей, сочетание с другими словами). Это обусловливает важность изучения особенностей речи в рамках дошкольного детства.

Актуальность работы по обогащению словарного запаса детей старшего дошкольного возраста на основе использования дидактических игр обусловлена необходимостью разработки и применения эффективных средств в целенаправленном развитии детской речи в связи с существенным снижением её общего уровня, с увеличением числа дошкольников с различными нарушениями речи и недостаточным использованием дидактических игр в процессе обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста разного пола, что снижает их речевую активность и может привести к школьной дезадаптации.

А.Г. Арушанова отмечает, что шестой и седьмой год жизни — этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении моно-

лога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука [3, 5]. Речь становится контекстной, независимой от наглядно представленной ситуации общения. Происходит развитие связной речи. На шестом году в основном завершается освоение системы языка, но по-прежнему не усвоены многие единичные традиционные формы. По-прежнему активно протекает словотворческий процесс, количество инноваций даже возрастает по сравнению с предыдущей возрастной группой — встречаются грамматические переборы, «нащупывание» формы: бровь, бровев, бровей; многочисленные случаи неверной постановки ударения. Инновации свидетельствуют о том, что ребенок не воспроизводит готовую форму, а активно самостоятельно ее образовывает.

Процесс усвоения детьми значений слов, их семантики был изучен Л.С. Выготским, установившим, что ребёнок по мере своего развития переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным [5, с. 270]. С изменением возраста изменяются полнота и правильность отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, существующих в действительности. Особенности развития мышления во многом определяют особенности детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление объясняет преобладание слов, обозначающих названия предметов, явлений, качеств. Появление словесно-логического мышления вызывает усвоение детьми элементарных понятий.

Исследованием речевого развития занимались выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты К.Д. Ушинский, Л.С. Выготский, В.В. Виноградов, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Ф.А. Сохин, Е.А. Фле-рина, Д.Б. Эльконин. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Сло-

варный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии. Современными исследователями — психологами, лингвистами, психолингвистами (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.П. Блон-ский, Л.П. Якубинский, М. М. Бахтин, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, А. М. Шахнаро-вич, И. А. Зимняя и др.) четко дифференцированы понятия «язык» и «речь». Согласно современному словарю по педагогике язык -это «система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации» [9, с. 912], а речь — «исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, который представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения» [9, с. 672]. Речь — это процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. Язык как средство общения — это прежде всего язык слов. Словами называются конкретные предметы, отвлечённые понятия, выражаются чувства и отношения.

В современной методике развития речи словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирования умения использовать их в конкретных условиях общения. Словарная работа в детском саду предполагает планомерное обогащение активного словаря детей за счёт незнакомых или трудных для них слов. Этот процесс обеспечивается целенаправленным приобщением детей к разным сферам окружающей действительности и воспитанием правильного отношения

к окружающему миру. Ребёнок только тогда может освоить значение слова, когда оно будет употребляться в словосочетаниях, предложениях, связном высказывании. Поэтому формирование словаря детей дошкольного возраста должно проходить в тесной взаимосвязи с развитием связной речи детей.

Языкознание и психология раскрывают такой важный вопрос, имеющий отношение к методике развития речи, как понятие о словаре активном и пассивном. Активный словарь — это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Пассивный словарь — это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного, сюда относятся слова, о значении которых человек догадывается по контексту, которые всплывают в сознании лишь тогда, когда их слышит. Перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоит специальная задача — перевод слов из пассивного словаря в активный. Необходимы особые педагогические усилия для того, чтобы обеспечить введение в речь детей слов, которые они сами усваивают с трудом либо употребляют в искажённом виде. Исследования в области психологии, языкознания, физиологии помогают определить круг слов, которые вызывают затруднения у детей на различных возрастных ступенях развития.

В отечественной методике развития речи задачи словарной работы в детском саду были определены в трудах Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и уточнены в последующие годы. Сегодня принято выделять четыре основные задачи [2, с. 101]:

1. Обогащение словаря, т. е. систематическое ознакомление детей с новыми, ранее неизвестными им словами, а также новым значением ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе (происходит за счёт названия

предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

2. Уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа. Овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.). Дети часто не знают точного наименования предметов, поэтому сюда входят уточнение и углубление значения уже известных слов на основе их соотнесения с объектами реального мира.

3. Активизация словаря, т. е. процесс переноса как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, использование слов в предложениях и словосочетаниях. Необходимо побуждать детей употреблять в речи наиболее точное, подходящее слово. Ребёнок должен произносить слово несколько раз, так как при восприятии участвует только слуховой анализатор, а в говорении — ещё и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

4. Устранение нелитературных слов (просторечные, диалектные, жаргонные), перевод их в пассивный словарь.

В.И. Логиновой отмечено, что на протяжении дошкольного детства в разных возрастных группах содержание словарной работы усложняется в нескольких направлениях: расширение словаря на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений, усвоение слов на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, введение слов, обозначающих элементарные понятия на основе различения и обобщения предметов по существенным признаками [7, с. 93].

Таким образом, словарная работа в детском саду направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Вместе с тем она имеет большое значение для общего развития ребенка. Овладение словарем является важным

условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов.

Дошкольный возраст также является сензитивным периодом полоролевой социализации, усвоения гендерной культуры. Одним из главных механизмов формирования самого гендера, обеспечивающей ориентацию в социуме, является речевая сфера. Посредством языка и речи ребенок получает основную информацию об окружающем его мире. Именно в речи, по мнению психологов и лингвистов, в большинстве случаев наиболее ярко проявляются гендерные различия. В настоящее время существуют разные научные школы, обосновывающие возможность и необходимость воспитания и обучение детей с учетом гендерных особенностей в разные возрастные периоды (В.Ф. Базарный, И.Е. Кон, Т.А.Репина, Н.Е. Татаринцева). Исследования психофизиологов (И.С. Кон, В.А. Геодакян, Б.И. Додонова и др.) позволили установить, что мозг девочек и мальчиков устроен и работает по-разному. Полученные данные свидетельствуют о различиях в восприятии, мышлении, эмоциональной сфере мальчиков и девочек, основа которых лежит на уровне межполушарных взаимодействий головного мозга. В связи с этим А.Л. Сиротюк ставит вопрос об актуальности гендерной дифференциации обучения [8, с. 139].

Исследование М.Ю. Бужигеевой также доказывает, что развитие речи детей дошкольного возраста характеризуется рядом гендерных различий. Были получены данные о более раннем развитии основных речевых навыков девочек в сравнении со сверстниками. Девочки в большей степени склонны персонифицировать речевое высказывание, придавать ему некий личностный смысл. Мальчики стремятся передать в своей речи только необходимую информацию, исключив ненужные детали [4, с. 136].

В исследовании М.Ю. Ушаковой было выявлено, что речь девочек в большинстве случаев предметна, недостаточно комплек-сирована, характеризуется преобладанием аффективного компонента [11, с. 80]. В речи мальчиков больше выражены когнитивный и мыслительный компоненты, она отличается динамичностью и носит объяснительный характер, но недостаточно соответствует нормам использования лексических единиц.

Исследования О.В. Адасько подтверждают, что показатели уровня развития словаря девочек намного превышают показатели мальчиков по всем видам заданий [1].

Т.П. Хризман также утверждает: что касается «исполнительской» части речи, совершенства речевого процесса, то эта сторона речи лучше развита у женщин и девочек: у них выше беглость речи, скорость чтения, совершеннее правописание [12, 14]. Но та сторона речи, которая связана с поиском: нахождение словесных ассоциаций, решение кроссвордов, — лучше представлена у мальчиков и мужчин. Это еще раз доказывает, что сильная сторона мужчин — способность к поиску нового нестандартного решения, к новаторству.

Реализация гендерного подхода может способствовать оптимизации речевого взаимодействия детей со взрослыми, активизировать основные структуры речеязыкового механизма, а также повысить эффективность целенаправленного развития словаря детей в условиях дошкольного учреждения.

Работа над обогащением и развитием словаря детей осуществляется разными средствами, одним из которых в нашем исследовании рассматривается дидактическая игра. Л.С. Выготский, К. Грос, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже, Т.А. Репина, А.П. Усова, З. Фрейд, В. Штерн, Д.Б. Эльконин рассматривали в своих научных исследованиях игру как деятельность, которая играет особую роль в жизни ребенка. Особый интерес для многих ученых представляют воспитательные

возможности игры и исследование её развивающего потенциала в умственном, художественно-эстетическом, нравственном и физическом воспитании. Исследователи отмечают воспитательное влияние подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых и других на разные сферы личностного развития. Экспериментально подтвержденная аргументация воспитательного потенциала игровой деятельности (Ю.С. Григорьева, Л.Ю. Павлова) позволила предположить развивающие возможности дидактической игры в обогащении словаря детей старшего дошкольного возраста с учетом половых различий. Несмотря на глубокое теоретическое обоснование универсального воспитательного потенциала дидактических игр, в практике дошкольных образовательных организаций с целью обогащения словарного запаса детей они используются недостаточно.

Дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обуче-ния, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. В процессе дидактических игр дети отображают самые различные знания о предметах и явлениях окружающего мира. В них развивается детская наблюдательность и способность определять свойства предметов, выявлять их существенные признаки. Характерная особенность дидактической игры — связь учебных элементов с игровыми.

Использование в процессе обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста дидактических игр с учетом их специфических особенностей: наглядность

и доступность информационного материала, наличие соревновательности, последовательности выполнения действий,эмоционально-позитивный фон игрового общения, четкость обозначения игровых задач — способствует конкретизации, уточнению, систематизации, дифференцированию, обобщению представлений об окружающем мире, усвоению способов умственной и практической деятельности, способствует развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Каждая дидактическая игра имеет свое программное содержание и соответственно закрепляет необходимые знания, например о природе, пространстве, времени и т.д. В связи с этим в программное содержание должна входить и определенная группа слов, которую нужно проработать с детьми. При организации дидактических игр следует учитывать некоторые рекомендации, учитывающие гендерные особенности детей: давая задания мальчикам, стараться включать в них момент поиска, требующий сообразительности («переоткрытие»открытий); с девочками, если им трудно, вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать, постепенно учить действовать самостоятельно.

Осуществляя словарную работу, в том числе и в дидактических играх, воспитатели придерживаются определенных принципов: работа над словом проводится при ознакомлении детей с окружающим миром на основе активной познавательной деятельности; формирование словаря происходит одновременно с развитием психических процессов и умственных способностей, с воспитанием чувств, отношений и поведения детей; все задачи словарной работы решаются в единстве и в определённой последовательности.

Существенное снижение показателей речевого развития современных мальчиков и девочек, увеличение числа дошкольников с различными нарушениями речи делает

необходимым разработку и применение новых подходов к целенаправленному развитию детской речи. К числу таковых относится использование дидактических игр с учетом гендерного подхода, использование которого в изучении и развитии речи девочек и мальчиков дошкольного возраста может существенно оптимизировать их речевую деятельность и создать предпосылки

для адаптации к последующему школьному обучению. Реализация гендерного подхода способствует оптимизации речевого взаимодействия детей со взрослыми, активизирует основные структуры речевого механизма мальчиков и девочек и может повысить эффективность целенаправленного развития словаря детей в условиях дошкольной организации.

1. Адасько О.В. Развитие словаря у девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста // Альтернант — 2014: матер. конф. [Электронный ресурс].

2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пос. для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1997. 400 с. С. 101.

3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009. 272 с.

4. Бужигеева М.Ю. К вопросу о развитии речи у дошкольников: гендерный аспект // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 133-137.

5. Выготский Л.С. Мышление и речь / под ред. В. Колбановского. М., Л., 1934. С. 262-264, 268-270.

6. Григорьева Ю.С. Дидактическая игра как средство полового воспитания детей дошкольного возраста: автореф. дис. д-ра ист. наук. Екатеринбург, 2007.

7. Развитие речи детей дошкольного возраста / под ред. Ф.А.Сохина. М., 1984. С. 83-101.

8. Сиротюк А.Л. Дифференциация обучения на основе гендерного подхода // Народное образование. 2003. № 8.С.136-139.

9. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. 28 с.

10. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М., 2008.

11. Ушакова М.Ю. Гендерные особенности речи детей дошкольного возраста // Педагогическое образование и наука. 2007. № 3. С. 79-81.

12. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки — два разных мира. СПб.: изд-во "Тускарора", 1998. 184 с.

cyberleninka.ru

  • Главная
  • Воспитание
  • Гендерные особенности детей дошкольного возраста

Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста

«Гендерные особенности игры детей дошкольного возраста»

Игра занимает важное, если не сказать, центральное место в жизни дошкольника, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности. В игре происходит:

• развиваются его действия в представлении;

• происходит ориентация в отношениях между людьми;

• ребенок приобретает навыки кооперации.

Установлено, что в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, потом с заменителями игрушек, потом речевые и воображаемые действия (как будто, понарошку) .

В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.

Игра начинает входить в жизнь ребенка в младенческом возрасте. Мама говорит малышу, который еще не разговаривает: «Сладенький ты мой, сейчас я тебя съем» и начинает слегка покусывать ребенка за ножки или ручки. Ребенок смеется, хватает ручонками маму за лицо. Это идет игра.

В год у ребенка подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, играет в кухне с посудой.

По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами «становятся родителями».

На втором году и мальчики и девочки любят возиться с куклами — начало семейной игры. Но если за ними понаблюдать, то можно увидеть, что девочки бережнее обращаются с ними. А мальчики могут нести куклу и вниз головой.

В 5-7 лет дети хорошо играют в семейные роли. Объединение в игры происходит в 2—3 года, группы для игры формируются по 2—3 человека

Темы детских игр разнообразны. Главное в них — подражание роли взрослых. Сказки, мультфильмы способствуют возникновению новых ролей: принц и принцесса, король и королева, Человек-паук и др.

Для детей старшего возраста характерны коллективные игры. В этом возрасте в коллективных играх может присутствовать элемент агрессии (драки, борьба). Это детям доставляет удовольствие. Бывает, что в играх девочки меряются силами с мальчиками.

В 6—7 лет ребенок с удовольствием еще играет с пластилином, этот мягкий материал — средство его самовыражения.

Наблюдая за игрой ребенка, можно многое узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. Через игры можно узнать о взаимоотношениях в семье. Через наблюдения за игрой можно узнать об интересах и склонностях ребенка, тем самым можно помочь определить его будущую профессию.

Игра — элемент созидательного творчества, элементы которого должны присутствовать в жизни человека ради поддержания его духовной гармонии. 2. Место для игр.

Игра — это творческий процесс. Значит, место для игры — это зона творчества. Эта зона должна быть активной, но не вызывать у ребенка агрессию.

Место для детских игр должно быть хорошо освещено. Оно может находиться у окна, тогда освещение этой зоны будет естественным в светлое время суток. Если вы отвели ему угол в комнате и там темно, нужно позаботиться о дополнительном освещении.

Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.

Никогда не сравнивайте разнополых детей и тем более не ставьте одних в пример другим.

Не переусердствуйте, воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим.

Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.

Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.

Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.

Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.

Мальчики и девочки по-разному устают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.

В случае неудачи не позволяйте себе нервничать, этим Вы оградите ребёнка от излишних переживаний и паники, ведь для него всё выглядит гораздо серьёзней, чем для Вас.

Учитесь терпению, в том числе и у своего малыша. Постарайтесь объяснить ребёнку, что ошибаться иногда даже нужно.

Постарайтесь понять, что ребёнок тоже личность и то, что он будет похож на Вас, совсем не обязательно.

Помогите детям найти разгадку самостоятельно, а не преподносите её «на блюдечке», чтобы сэкономить время и силы, детям нравится сам процесс, результат для них пока на втором месте.

Мальчик и девочка — это два разных мира. Очень часто мы неправильно реагируем на поступки детей, потому что не понимаем, что стоит за этими поступками. Если в семье уже растёт дочка, и родился сын, родителям необходимо знать, что во многом придётся начинать с нуля и их опыт воспитания дочки не только не поможет, а даже может мешать. Если после сына в семье родилась дочь, сложностей обычно бывает меньше, хотя разницу учитывать придётся в любом случае. Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному. Но обязательно очень любить!

Гендерные особенности развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста* | Мирознай

Дошкольное детство — мечта для любого,

Игрушки, мультфильмы — вернуть бы такое,

Но все остается — рождаются дети.

Все мы для них — на этой планете!

Выготский Л. С, Леонтьев А. А., Эльконин Д. Б. другие,

Исследовали, решали проблемы любые.

«Игра — это детство» — они говорили,

Играть надо вместе, а мы позабыли.

Поэтому нужно не только позволять играть, но и играть с ребенком, в соответствии с половой принадлежностью, это способствует становлению гендерной идентичности детей в игре.

Главное различие между ребенком дошкольного возраста и школьником — это различие основных, ведущих видов их деятельности.

В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что пол (гендер) не меняется: мальчики становятся мужчинами, девочки — женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.

Таким образом, в настоящее время объективно существуют противоречия между:

— объективной потребностью общества в развитии детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой полоролевого развития в организации обучения и развития в дошкольных образовательных учреждениях;

— необходимостью гендерного развития начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью психологического учета гендерных особенностей детей дошкольного возраста;

— требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью практических аспектов гендерной социализации детей дошкольного возраста.

Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования — «Гендерные особенности развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста».

В данном исследовании можно исходить из гипотезы: игровая деятельность отображает уровень психического и личностного развития в целом ребенка, в зависимости от гендерной принадлежности.

Логика работы построена таким образом, что первая глава посвящена: игровой деятельности и гендерным особенностям детей дошкольного возраста. Вторая: Экспериментальное изучение гендерных особенностей в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения цели исследования необходимо было решить комплекс задач:

Первая изучить возрастную динамику развития игровой деятельности, проанализировав отечественную и зарубежную психологию.

Вторая задача: Определить гендерное становление ребёнка-дошкольника в игре.

Нашей третьей задачей было: Сравнить особенности игровой деятельности у детей разного пола в дошкольном возрасте.

В решении четвертой задачи: Развивающие программы гендерных особенностей в игровой деятельности детей дошкольного возраста. Организованная нами работа и использование развивающих программ оказала существенное влияние на учет гендерных особенностей для развития игровой деятельности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Проведение исследования осуществлялось с помощью следующих методик

— Беседа «Мальчики и девочки» (модифицированная беседа Татаринцевой Н.)

Цель: выявление представлений детей старшего дошкольного возраста об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин.

— Интервьюирование детей (полустандартизированное интервью В. Е. Кагана) «Изучение гендерных установок у детей».

Цель: выявить гендерные установки детей старшего возраста.

— Беседа «Игровые интересы детей ».

Цель беседы: выявить игровые интересы мальчиков и девочек старшего возраста.

— Наблюдение за игровой деятельностью мальчиков и девочек.

Цель наблюдения: выявить как игровые интересы мальчиков и девочек старшего возраста проявляются в игровой деятельности.

— Методика «Незаконченные предложения» (О. Б. Отвечалина) .

Цель: выявление гендерных представлений у воспитателей.

— Наблюдение за воспитателем.

Цель: выявить, как педагог организует и взаимодействует с мальчиками и девочками старшего дошкольного возраста в процессе сюжетно — ролевой игры.

— Опросник для воспитателей «Я в своей группе детского сада» (Отвечалина О. Б. Модификация опросника М. Мишель «Я в своем классе») .

Цель: особенности проявления воспитателем гендерных представлений в ходе развития мальчиков и девочек.

Цель: выявление особенностей отношения к сюжетно — ролевой игре и игровых интересов мальчиков и девочек старшего возраста дома.

— Анализ предметно — развивающей среды группы детского сада.

Цель: изучить возможности предметно — развивающей среды в развитии игровых интересов с позиции гендерного подхода.

Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987

Асмолова А. Т. Психология личности. М., 1983.

Бендас Т. В. Гендерная психология. — СПб.: Питер, 2006 — 431с.

Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. — 320с.

Введение в гендерные исследования. Учебное пособие. МГУ, 2000.

Проект Мирознай Использование материалов, размещенных на сайте, допускается только с разрешения правообладателя и ссылкой на сайт Miroznai.ru

Гендерные особенности детей дошкольного возраста — подобные документы

Общее понятие о стереотипах мужского и женского поведения. Стереотипы национальной культуры в межкультурном общении мужчины и женщины. Значение этнических стереотипов мужского и женского поведения.

Роль гендерных стереотипов в процессе воспитания.реферат

Признаки и параметры этнического стереотипа как обобщенного представления о физическом, нравственном и умственном облике представителей различных исторически сложившихся групп людей. Гендерные стереотипы народов Северного Кавказа и в современной России.контрольная работа

Историческое становление процесса общения. Специфические особенности врожденной мимики и жестикуляции у мужчин и женщин. Гендерные аспекты профессиональной этики. Подходы к изучению коммуникаций.

Способы добиться расположения у женского и мужского пола.реферат

Психические особенности детей в период новорожденности и младенчества, детей раннего и дошкольного возраста. Перцептивные действия, сенсорные эталоны и действия соотнесения. Общие подходы к диагностике психического развития детей дошкольного возраста.реферат

Подростковый возраст и его психологическое содержание. Гендерные различия подростков, их физические способности. Эмпирическое исследование гендерного аспекта в становлении образа Я подростка.

Особенности отношений с родными и близкими сверстниками.курсовая работа

Гендер как культурная конструкция, гендерные роли и идеалы. Особенности материнской и отцовской родительской позиций, их сравнительная характеристика. Методы гендерных исследований.

Взаимосвязанные компоненты в структуре родительских отношений.курсовая работа

Социальные нормы и гендерные различия. Роль нормативного давления. Гомосексуальность как нарушение гендерных норм. Внесемейные источники гендерно-ролевой социализации.

Процесс, в ходе которого человек приобретает гендер. Поло-ролевой опросник Сандры Бем.курсовая работа

Агрессия как психологический феномен, ее причины, виды и механизм действия. Подростковый возраст и его особенности. Методики изучения и типология агрессивного поведения современных подростков, гендерные и индивидуальные особенности его проявления.курсовая работа

Понятие общей характеристики мотивов и гендерных различий мотивации людей зрелого возраста. Социальная мотивация и гендерные различия в ценностных ориентациях. Описание этапов, характеристики и методики для диагностики мотивации людей зрелого возраста.курсовая работа

Особенности развития сотрудничества дошкольников. Характеристика понятий «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество детей дошкольного возраста со сверстниками в совместной игровой деятельности, педагогические принципы ее эффективной организации.курсовая работа

Проблема агрессивного поведения и социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе. Особенности подросткового возраста, причины гендерной агрессивности и их типология. Половые различия проявления агрессивного поведения у подростков.курсовая работа

Психологические особенности одаренных дошкольников. Шкала оценки потребности в достижении. Оптимизация личностного развития одаренных детей в воспитательно-образовательном пространстве.

Диагностика индивидуально-личностных особенностей одаренных детей.курсовая работа

Понятие и особенности процесса социализации детей дошкольного возраста. Психолого-педагогические условия гендерной социализации детей дошкольного возраста в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Оценка эффективности экспериментальной работы.реферат

Психология мышления и роль мышления в развитии личности. Особенности личностного развития детей старшего дошкольного возраста. Развитие мышления в дидактической игре.

Игровая деятельность как ведущий вид деятельности детей старшего дошкольного возраста.дипломная работа

Понятие «чувство времени». Физиологическая основа временных представлений у детей дошкольного возраста. Особенности формирования времени детьми старшего дошкольного возраста.

Диагностика развития чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.курсовая работа

Понятие социализации личности. Стадии развития поведения человека. Факторы, влияющие на качество воспитания.

Представления родителей о поведении, мотивации детей. Особенности раннего взаимодействия между сиблингами. Социализация в семье и за ее пределами.реферат

Гендерные особенности межличностных отношений у детей младшего школьного возраста. Психологическая характеристика гендера как социального пола. Клиническая психолого-педагогическая характеристика ребят с ЗПР и коммуникативное взаимодействие между ними.курсовая работа

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Особенности физического и психического развития детей на разных етапах дошкольного периода. Семейная и внесемейная коммуникация как необходимое условие психологического развития ребенка.презентация

Возрастные психолого-педагогические особенности дошкольников. Проявление и преодоление конфликтного поведения у детей старшего дошкольного возраста. Методика выявления уровня конфликтного поведения.

Роль сказкотерапии в преодолении конфликтных ситуаций.курсовая работа

Гендерные особенности проявления агрессивности в юношеском возрасте. Проблемы агрессивности и подросткового возраста в отечественной и зарубежной психологии, ее специфика и условия возникновения. Анализ результатов эмпирического этапа исследования.курсовая работа

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1987.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.

3. Берн Ш. Гендерная психология.-СПб.; прайм-ЕВРОЗНАК,2004.

4. Бендас Т. В. Гендерная психология. Учебное пособие. –СПб.;Питер,2008.

5.Верещагин Г. Е.Очерки воспитания детей у вотяков. СПб. 1986.

6. Викулина. М. А . Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребёнка(старшего дошкольного возраста) . Нижний Новгород,1997.

7 . Венгер Л. А. Сюжетно- ролевая игра и психическое развитие ребёнка.// Игра и её роль в развитии ребёнка дошкольного возраста. М., 1978. С.32-36.

«Особенности игровой деятельности мальчиков и девочек»

Здравствуйте, дорогие родители, гости нашего мероприятия. Приветствуем Вас в нашем дошкольном учреждении. Мы очень рады Вас всех видеть.

Игра – это эмоциональный заряд, способ скрыться от страхов и неприятностей. Важно помнить, что такого периода жизни, когда воображение завладевает всей нашей деятельностью, больше никогда не будет. Развитие ребенка в дошкольный период – это очень важно, но еще важнее – не перегрузить ребенка, дать ему эмоциональный багаж и заряд сил идти дальше. Именно поэтому нужно не только позволять, но и учить ребенка играть.

Одной из основных задач дошкольного образования является социализация воспитанников, в процессе которой создаются условия для эффективного развития личности ребенка. Существенное влияние на будущее воспитанников оказывает гендерная (полоролевая) социализация, под которой понимается процесс создания у мальчиков и девочек представлений о мужественности и женственности.

Задание №1 — «Девочки это:, мальчики — это:».

Предлагаю, родителям мальчиков написать — определение мальчики — это. мальчики должны быть:; а родителям девочек — «девочки это — :, девочки должны быть:».

Девочке покупают одежду ярких тонов, платьица, на длинные волосы повязывают бантики. Мальчик обычно носит короткую стрижку, одежду сдержанных оттенков, брючки, ботинки. Родители также поощряют гендерно нормированное поведение детей: у девочек — нерешительность, аккуратность, эмоциональность; у мальчиков — активность, сдержанность, умение постоять за себя.

Помимо детско-родительских отношений на формирование гендерной идентичности большое влияние оказывают отношения между детьми в семье. Так, некоторые ученые утверждают, что если пол младшего ребенка совпадает с полом старшего, то традиционные полоролевые особенности у младшего обычно выражены сильнее. Так, младшая сестра девочки будет содержать в себе больше «девчоночьего», чем младшая сестра мальчика.

Задание № 2 — «В Детском мире».

Предоставьте, что у вашего ребенка день рождение. Предлагаем папам и мамам пойти за покупкой игрушки для своего ребенка. Но, есть одно условие: папы выбирают игрушку для дочки, а мама — для сыночка.

После того, как родители приобрели игрушку, предлагается объяснить свой выбор.

В формировании будущего мужчины и будущей женщины большое значение имеют игры и игрушки. С их помощью ребенок овладевает нормами и правилами жизни в обществе.

В сюжетно-ролевой игре дети моделируют взаимоотношения взрослых, они выбирают те социальные и профессиональные роли, которые им, возможно, предстоит играть в своей жизни. Мальчики играют в путешествия, войны с игрушечными солдатиками, строят башни и орудия, водят машинки.

Девочки играют в школу, парикмахерскую, магазин, больницу. Мальчик скорее предпочтет пистолет, ножик, легковую машинку, а девочка — куклу, посуду, мебель. Выбор ребенком игрушек хорошо диагностирует, как идет половая идентификация, считают психологи.

Если мальчик выбирает куклу и мебель, то нужно посмотреть, в чем же дело. Если он подражает старшей сестре, то следует заинтересовать его игрушками для мальчиков.В игровой деятельности мальчики стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя или матери.

Для игр мальчиков более характерна групповая деятельность, игры девочек происходят в меньших по размеру группах. В этих группах меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, а разговоры более доверительные и интимные.

Кроме того, мальчики и девочки имеют различное игровое пространство. Мальчики ориентированы на освоение вертикального пространства и широкого горизонтального: заборы, чердаки, деревья, подвалы, рвы. При этом их игры отличаются динамичностью, шумностью.

Игры девочек происходят в ограниченном, четко обозначенном пространстве статистического характера. Мальчики, занимая в десять раз больше места на игровом поле, гораздо чаще вмешиваются в девчоночьи игры. Девочки же, если и делают что-либо подобное, то обычно просят разрешения.

Особо следует отметить важную роль матери в процессе идентификации девочки. Идеал превосходной матери начинает формироваться у ребенка на первом году жизни. Для всех женщин первичная и преобладающая модель — это их мать.

С этим женским идеалом матери женщина в дальнейшем себя сравнивает и оценивает. Мальчик должен уйти от матери, чтобы ощутить себя мужчиной, а девочка должна полюбить отца, чтобы почувствовать себя женщиной.

Следует отметить, что для мальчиков, чаще всего, поведение, присущее противоположному полу, является неприемлемым, а для девочек — вполне допустимым: «маменькины сыночки» зачастую подвергаются насмешкам, а к девчонкам-сорванцам относятся весьма благосклонно. Мальчиков, которые не соответствуют критериям мужественности, другие мальчики дразнят, высмеивают и избегают, считая их женоподобными.

Девочки же, если они преуспевают в делах, которые в мире мальчиков считаются главными, например, в спорте. Такие девочки-сорванцы благодаря играм с мальчиками пользуются большим авторитетом у других девочек.Очень часто в иерархии семьи современного типа мать занимает главенствующую позицию, здесь ребенок часто не осознает роли, отведенной его полу. Подобная асимметрия в распределении половых ролей характерна для неполных семей, где чаще всего «родителем» является мать-одиночка или бабушка.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера. Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира.

В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребенок, наоборот, становится черствым и жестким.Девочки легче адаптируются к разным ситуациям: они менее чувствительны, чем мальчики, в этом возрасте, и полностью копируют своих мам, бабушек, но при этом также не всегда знают, как вести себя и как строить отношения с представителями противоположного пола. Дочери разведенных родителей перенимают критическое отношение матери к ушедшему отцу и мужскому полу вообще.

Образ отца также чрезвычайно важен для становления тендерной идентичности ребенка. Неясный, неяркий пример отца из-за его отсутствия или недостаточного влияния осложняет процесс приобщения мальчика к мужской субкультуре.

Отец оказывает влияние и на формирование эталона будущего мужа у дочери. Ей очень важно понаблюдать и усвоить способы поведения матери по отношению к отцу, отца — к матери.Слишком строгий и требовательный отец, которому ребенок никак не может угодить, подрывает его самоуважение.

Было установлено, что роль отцов в усвоении ребенком половой роли может быть особо значимой —они в большей степени, чем матери, приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

Задание № 3 рассмотрение ситуации

На участке детский гомон. Новенький мальчик, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.

— Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? – обращается к ребенку воспитатель.

Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:

— Не…, я их сейчас расстреляю!

Он ловко вскидывает игрушечн6ый автомат, принесенный из дома и целиться в сторону играющих.

— За что же ты их хочешь расстрелять? — снова обращается к мальчику педагог.

— А так , не за что, я же разбойник.

— Ему бы только стрелять, да в войну играть,- жалуется вечером воспитателю мать, вон ему опять саблю новую купила.

— Для таких игр у него, кажется, нет недостатков в игрушках, — спрашивает воспитатель.

— Да, конечно, соглашается мать. Он требует, приходиться покупать.

— А вы не пытались переключить его на другие игры, более спокойные?

— А зачем?- недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет.

«Какое значение, по вашему мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?»,

«В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?»,

«Как бы вы повели себя в данной ситуации?».

Комментарии воспитателя:В игре ребенок приобретает новое и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а так же нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируется начало коллективизма.

Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Памятка для родителей

«Взрослому в детской игре можно и нельзя»

Существует мнение, что есть «плохие» игры

Как не бывает от рождения плохих детей, так не бывает и плохих игр. Дети отражают то, что видят. Поэтому плохо не то, что Вася бьет сестренку, играя с ней в папу-маму, а то, что где-то он усвоил такой сценарий мужского поведения.

Ребенок, который любит мучить животных не обязательно жестокий – возможно, ему просто не объяснили, что другим бывает больно и плохо, либо он так переживает обиду, которую нанесли ему самому. Что уж говорить о забавах с собственным телом или традиционной игре «в доктора» с раздеванием, когда жажда познания интерпретируется как нечто непристойно-сексуальное?

Дело здесь за правильной реакцией взрослых. Прежде всего, не нужно вешать на ребенка ярлык «плохой», если то, что он делает, вам не нравится.

Важно разобраться с причиной, которая побуждает ребенка играть в опасную или агрессивную игру и устранить или нейтрализовать ее.Повторимся, нет «плохих» игр. Есть те, что должны привлекать внимание к проблеме или потребности, возникшей у ребенка.

Взрослому в детской игре можно и нужно

1. Уделять ребенку внимание. Родители часто надеются, что ребенок будет играть сам и оставит папу или маму в покое. Каково же их разочарование, когда малыш полутора-двух лет проявляет интерес к игрушкам не более пяти минут.

А все дело в том, что взрослые не помогли ему расширить границы познания и не показали, как играть. Ребенку постарше требуется еще больше внимания, ведь черпать сюжеты для игры он будет в рамках информации, которую получает от взрослых.

2. Создать пространство для творчества. Ребенку важно иметь: свой закуток, в котором главный – он, а не взрослые; некоторое количество игрового материала вроде веревочек, коробочек, камешков, конструкторов и других игрушек (главное, не переусердствовать с количеством) .

3. Мягко предлагать свой вариант игры, никогда его не навязывая. Ребенка сначала нужно заинтересовать поиграть «по-вашему»

4. Развивать игру в полезном направлении. Если ребенок терзает игрушечную собачку, то не стоит говорить, что он безобразничает. Гораздо эффективнее рассказать, что это за песик, какой он хороший, как он кушает, гуляет и играет – игра сама собой перетечет в иное русло.

5. Быть с ребенком на равных. Ведь только в игре, он может почувствовать себя таким, как взрослые.

6. Хвалить. И делать это искренне. Дети отлично чувствуют фальшь, даже если не показывают этого.

И не перехваливать, чтобы у ребенка оставался стимул развиваться.

1. Игнорировать ребёнка. Он не понимает, что папа или мама устали или заняты, и все негативные эмоции взрослых связывает с собой.

2. Постоянно забавлять его. Если ребенка не научили играть самостоятельно, то у него и не будет такой потребности, что в будущем может обернуться пассивным отношением к любой деятельности.

3. Грубо останавливать игру. Понятно, что когда Саша бьет Женю по голове, то речь идет о жизненной необходимости, во всех же иных случаях взрослым лучше вмешиваться в игру только в рамках правил, установленных детьми. Если они играют в автопарк, то конфликт между водителями столкнувшихся автобусов гораздо эффективнее автодиспетчер, в роли которого выступает мама, нежели мама в роли самой себя.

4. Критиковать игру. Ребенку в игре хочется самоутвердиться, а от родителей ему нужно одобрение. Критика же «в лоб» разрушает не только волшебство игры, но и подрывает доверие к взрослым.

5. Навязывать игру или ту или иную роль в ней ребенку. У каждого ребенка в игре есть свои потребности, и лучше принять их, чем заменять их на свои собственные.

6. Проявлять с верх опеку. Все хорошо в меру. Стремление родителей к безопасности и успешности чад не должно подавлять собственное Я ребенка.

Даже у самых маленьких есть потребность в самостоятельности и независимости, если ее постоянно подавлять, то можно вырастить безвольную либо скрытную личность. По большому счету, игра для ребенка – отражение окружающего мира.

Поэтому если в будущем что-то пойдет не так, причина наверняка будет не в кукле или автомате, как бы ни хотелось в это верить родителям. На то, какую модель поведения ребенок изберет в будущем гораздо сильнее игр влияет обстановка в семье и поведение первых мужчин и женщин, с которыми он сталкивается – то есть мамы и папы.

Другие статьи по теме:

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дош.

Актуальность проблемы речевого развития. Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Родительское собрание «Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание Особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возр.

Физкультурно оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста

Физкультурно-оздоровительная работа с детьми младшего дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья детей — главная задача нашего дошкольного учреждения. Безусловно, вопросы физкультурно-.

Проект «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста как условие успешного перехода к обучению» ПРОЕКТ на тему: «Развитие интеллектуальных способностей детей старшег.

Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего возраста Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида №15 «Солнышко» Анатомо-физи.

Индивидуально-типологические особенности детей дошкольного возраста Темперамент-это индивидуальные особенности человека, которая проявляется при определённых условиях, факторах, деятельности. Для.

Следующая Психологическая характеристика дошкольного возраста дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая соци.

Безопасность детей дошкольного возраста

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети — наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, уг.

Фольклор для детей дошкольного возраста

Влияние фольклора на развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Влияние фольклора на развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. Спиридонова В. И. воспитатель первой квалифи.

Консультация «Формирование самооценки детей старшего дошкольного возраста» Самооценка ребёнка дошкольного возраста Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности. В с.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста Что же такое труд? Давайте сформулируем определение этого слова. (Предполагаемые ответы воспитателей) Заглянем в Толковый словарь русского языка. Эт.

Использование здоровьесберегающих технологий с детьми дошкольного возраста

Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях. НОД с детьми среднего дошкольного возраста «В гостях у петушка». Пояснительная записка. Музыкально-оздоровительная работа в Д.

Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста

Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Формирование основ культуры здоровья у детей дошкольного возраста Культура здоровья – это наука о закономерностях формирования и.

raguda.ru

Смотрите так же:

  • Зак развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет Диагностика интеллектуальных способностей детей 6 7 лет Диагностика развития речи дошкольников Тест А.И. Савенкова Данный тест ориентирован на выявление уровня развития интеллектуальных способностей у детей 6—7 лет. Методика состоит из 6 групп заданий-субтестов. СУБТЕСТ 1. Продолжение рядов геометрических фигур по установленной […]
  • Задание на развитие логики для детей 4 года Логические задания для детей 6-7 лет в картинках для распечатки Учим правильному мышлению: логические задачи для детей 6-7 лет Способность к рассуждению, именно так определяют иногда логику, не дается человеку с рождения. Умение замечать связь между явлениями и делать выводы о последствиях действий очень важно для успехов детей не […]
  • Развитие дикции у дошкольников Упражнения на развитие дыхания и дикции ребенка 6-7 лет Автор: Громкова Кристина Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 27» Данный материал будет полезен как для воспитателей, учителей начальных классов, а так же для родителей будущих первоклассников. Работа по звукобуквенному анализу […]
  • Лечение нервных тиков народными средствами у детей Нервные тики у детей Методы лечения народными средствами Введение. Многие считают, что тик – это что-то типа заикания. На самом деле, это огромное заблуждение. Нервный тик – это движение, которое повторяется. Это может быть как заикание, так другие проявления, например, шмыганье носом, почесывание, невольные поворты головы, […]
  • 3 месячный ребенок мало ест Ребенок в 6 месяцев мало ест Консультации детского психолога - Ребенку 6 месяцев, плохо кушает и спит Ребенку 6 месяцев, плохо кушает и спит Доброй ночи! Моей дочери 6мес. мы стали очень плохо кушать (мы искусственники)если раньше она кушала или с ложечки или из бутылочки.То сейчас просто ужас она съедает кашки 60 - 100 иногда 140 […]
  • Мальчику 6 лет воспитание Воспитание ребенка 6 лет Поведение ребенка 6 лет в корне отличается от поведения детей младшего возраста. Ребенок уже отлично понимает и хорошо усвоил социальные нормы и правила поведения в обществе, он становится менее импульсивным, учится сдерживать агрессию и отстаивать свою точку зрения перед взрослыми и сверстниками. Занимаясь […]
  • Симптомы психопатий у детей Корь — симптомы у детей, фото, лечение, профилактика и первые признаки кори Корь (morbilli) – высококонтагиозная острая вирусная инфекция, проявляющаяся высокой (фебрильной) температурой, специфической экзантемой, симптомами общей интоксикации, генерализованным воспалительным поражением слизистой глотки, конъюнктив и органов […]
  • Развитие памяти у ребенка 4 лет Выпуск 7. Как развить память у ребёнка — игры и упражнения на внимание Авторская колонка Наталии Рой о раннем развитии «Умнички». Память — загадочная и не до конца изученная функция головного мозга. Дети, обладающие хорошей памятью, быстро и легко запоминают материал. Учёба даётся им легко, успех окрыляет, школа не кажется тяжкой […]