Задачи, формы, этапы ознакомления детей дошкольного возраста с живописью

«В период детства мышления мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира…

Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества»

Основные функции изобразительного искусства

Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить. почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного.Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.

К каким произведениям живописи дети проявляют большой интерес и почему?

Опыт показывает: из различных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту – они созвучны опыту детей.

Вначале дети объясняют своё отношение к картине лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлечены или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.

Первый – эмоционально-личностный, для которого характерны личные мотивы, эмоции и интерес (например: «Мне нравится эта картина. Она рассказывает о строительстве красивых домов. Мне понравилась потому, что напоминает работу моей мамы, она строитель. Строители хорошо работают, В этой картине все заняты, кажется, что всё движется – люди, машины. Красиво»).

Второй – когда старшие дошкольники проявляю эстетическое отношение к произведению искусства, дают оценку содержания, нравственно-эстетическое отношение изображённых на картине людей. (например: «Мне понравилась картина…, потому что я увидел, как трудно пришлось сражаться нашим солдатам с врагами. Это было нелегко. Они мужественные, Я хочу, чтобы все дети увидели эту картину. Она сильная»).

Опыт показывает, что старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чём рассказал художник в своей картине.

Об эстетической ценности содержания картины ребята рассказывают с особой эмоциональной настроенностью. Но иногда эмоциональная реакция исходит от красивого сочетания красок произведения.

Дети способны определить нравственную ценность содержания картины. Но им сложно уяснить нравственную ценность портретного жанра, чем сюжетного произведения. Это объясняется возрастными особенностями детей.

Методика работы по ознакомлению дошкольников с живописью

Предварительная работа включает задания и игровые упражнения по обогащению и активизации словаря, развитию выразительности речи, формированию монологической речи, чтение художественных произведений, сюжет которых был бы созвучен теме картины.

Читая литературное произведение, педагог интонационно выделяет те места, которые отражены художником в содержании картины. После чтения проводится краткая беседа о том, как дети понимают прочитанное. Такие методы помогают дошкольнику легче понять содержание картины, пополнить словарь.

Рассматривание репродукций картин на занятии требует от ребёнка умения быстро найти нужное и точное слово, подобрать эпитеты, синонимы, образные выражения. Активизируют словарь в предварительной работе словесные игры и упражнения.

а) для подбора образных сравнений полезны упражнения: «С чем можно сравнить лес, луг, снег?», «Кто сравнит более красиво?»

б) для активизации слов, выражающих настроение в картине, используют словесные упражнения: «Узнай, о ком или о чём я рассказываю?», «Соотнеси слово и настроение картины», «Кто больше назовёт слов, передающих настроение в иллюстрации?».

в) для того чтобы дети могли адекватно воспринимать состояние людей, изображённых на картине, необходимо учить понимать язык жестов, мимики, движений. Этому способствует чтение художественной литературы, показ кукольного театра, драматизация сказок.

г) для более адекватного понимания художественного образа и развития у дошкольников умения сопереживать изображённым на картине людям, определения настроения героев уместны интонационные упражнения; развиваются умения выразить настроение словами, жестами, интонацией, обостряют чувства и эмоции детей.

д) детей учат понимать язык жестов, используя мимические упражнения: «окажи мимикой, жестами, о чём ты задумался», «Расскажи без слов, о чём бы ты написал картину».

е) для развития выразительности речи проводятся упражнения, подготавливающие ребёнка к восприятию произведения: «Скажи фразу: «Какая красивая картина. Какой грустный пейзаж» Как бы эту фразу произнёс добрый человек, как бы это сделал злой и т.д.?».

ж) приобщая дошкольников к изобразительному искусству, необходимо учить их пользоваться специальным словарём. Это требует от воспитателя искусствоведческих знаний и умений оперировать терминами, характерными только для данного вида искусства.

Перед тем как познакомить детей с произведением, воспитатель изучает его, (не просто осматривает), определяет, о чём картина, устанавливает связь между содержанием и средствами выразительности, цветом и композицией, построением и настроением произведения, решает, что в картине звучит наиболее ярко. После детального изучения отбирает слова, необходимые для рассказывания.

Восприятие произведений живописи требует от дошкольников не только пользоваться определённым изобразительным словарём, интонационно произносить фразы, но и логично, связно высказывать свои впечатления о картине.

Основным приёмом в развитии монологической речи является рассказ, используемый в различных ситуациях.

Одним из важных педагогических условий подготовки детей к восприятию произведений живописи является создание в группе спокойной, доброжелательной, эмоционально-положительной атмосферы.

Методы и приёмы ознакомлении при детей с живописью

Пояснение – широко применяется при первых беседах для уточнения представлений детей о портрете

Сравнение – повышает мыслительную активность детей, способствует развитию мыслительных действий: анализ, синтез, умозаключение.

Акцентирование деталей – усиливает восприятие ребёнка, помогает установить взаимосвязь между частью и целым, развивает речь. Суть данного приёма заключена в том, что восприятия картины закрывается всё изображение листом бумаги, открытыми остаются только необходимые для обсуждения или рассматривания части.

Метод вызывания адекватных эмоций. Суть его заключается в том, чтобы вызвать у детей определённые чувства, эмоции, настроение. Предлагается вспомнить сходную ситуацию, в каких случаях у детей было такое же настроение.

Тактильно-чувственный метод. Данный метод заключается в том. что в процессе восприятия воспитатель прикасается к ребёнку руками (поглаживает, ласкает, удерживает и т.д.). Цель данного метода – вызвать чувства детей, пережить адекватное состояние изображённого образа. Он действует на эмоциональное состояние детей, вызывает ответные реакции, особенно у застенчивых, но при условии, если между детьми и воспитателем есть взаимная искренность.

Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов.

Приём «вхождении» в картину – детям предлагается представить себя на месте изображённого человека. Это учит переживать, будит детское воображение.

Метод музыкального сопровождения – звучит музыка, настроение которой созвучно настроению картины, т.е. происходит воздействие одновременно на зрительный и слуховой анализаторы. Музыка может предварять восприятие портрета. тогда воспитатель спрашивает, догадались ли дети, кто изображён на портрете, который мы посмотрим сегодня. Музыка может быт фоном для рассказа воспитателя.

Этапы ознакомления дошкольников с живописью

Первый этап – искусствоведческий рассказ педагога

Структура искусствоведческого рассказа:

  • сообщение названия картины
  • сообщение фамилии художника
  • о чём написана картина
  • что самое главное в картине (выделить композиционный центр)
  • как оно изображено (цвет, построение, расположение)
  • что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали
  • что красивого показал своим произведение художник
  • о чём думается, что вспоминается
  • Использование такой структуры рассказа возможно до тех пор, пока дети не начнут адекватно отвечать на поставленные после рассказа вопросы по содержанию картины и приобретут навык монологической речи при ответе на вопрос, о чём картина.

    Искусствоведческий рассказ можно дать после того, как дети самостоятельно рассмотрят произведение. Затем воспитатель задаёт им вопросы с целью закрепления понимания содержания картины. Вопросы должны быть подробными и конкретными, направленные на перечисление увиденного в картине, на детальное рассматривание её, с учётом принципа нарастания сложности.

    – Что изображено на картине?

    – Где расположены изображённые на картине предметы, люди?

    – Как вы думаете, что самое главное в картине?.

    – Как это изобразил художник?

    – Что в картине самое яркое?

    – Что этим хотел сказать художник?

    – Какое настроение передал художник?

    – Как вы догадались. что именно такое настроение отражено?

    – Как это удалось сделать художнику?

    – О чём думается или вспоминается, когда вы смотрите на эту картину?

    Картины художников должны вызывать у детей определённые чувства. Поэтому необходимо использовать приём «вхождения в картину, воссоздание предшествующих и последующих содержанию картины событий»

    Чтобы сформировать у детей эмоционально-личностное отношение к картине, которое характеризовалось бы развёрнутостью. эмоциональными ассоциациями необходимо использовать рассказ-образец личностного отношения педагога к картине.

    Структура рассказа-образца:

    • название картины
    • кто написал
    • о чём произведение
    • какими красками написано
    • какое в нём передано настроение
    • что особенно понравилось
    • какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.
    • После неоднократного применения педагогом рассказа-образца личностного отношения к картине речь детей значительно обогатиться.

    • развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины,
    • выделять выразительные средства,
    • формировать умения «читать» картины,
    • мотивировать эмоционально – личностное отношение к произведению
    • Исключается искусствоведческий рассказ педагога. Рассматривание картин начинается с постановки вопросов более обобщенного характера.

      Например:

      • О чём картина?
      • Почему думаете так, расскажите?
      • Как бы вы назвали картину?
      • Почему именно так?
      • Что красивого и удивительного передал художник в образах людей, пейзаже, предметах?
      • Как он изобразил это в картине?
      • Какое настроение вызывает картина?
      • Отчего возникает такое настроение?
      • Что хотел сказать художник своей картиной?
      • Данные вопросы направлены не на перечисление изображения, а на установление и объяснение связи между содержанием и средствами выразительности. Они способствуют развитию умения рассуждать, доказывать, анализировать, делать выводы.

        Иногда необходимо использовать приём точных установок, который учит логично рассуждать и открывает путь к самостоятельному поиску ответа.

        Например: «Прежде чем ответить на вопрос, о чём картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос, о чём картина».

        Приём композиционных вариантов педагог словесно или наглядно показывает, как меняется содержание картины, чувства, настроение, выраженные в ней в зависимости от изменения композиции в картине.

        а) «Что изменилось на картине между людьми . предметами?» (педагог закрывает часть картины листом)

        б) «О чём бы раячссказала картина, если бы художник расположил людей не по кругу, а отдельными группами?»

        в) «Объясни, почему художник изобразил образ человека или предмета именно такой величины?»

        Чтобы цвет в живописи стал «говорящим» применяется приём колористических вариантов – изменение колорита картины путём словесного описания или наложения цветной плёнки на цвет художника.

        – Что изменилось бы в настроении изображённых людей, если бы художник написал картину в холодных тонах?

        На втором этапе вместо рассказа – образца из личностного отношения педагога используются расчленённые вопросы, активизирующие мыслительную активность ребёнка.

        Длительное применение рассказа – образца может привести к пассивному восприятию произведения

        Структура постановки вопросов:

        • Что понравилось на картине?
        • Почему она понравилась?
        • Чем она понравилась?

        Задачи:

        • Формирование творческого восприятия картины.
        • Сравнение изображенного с личным опытом
        • Развитие разнообразных ассоциаций, эмоций, чувств
        • Приём сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно. Вначале даются для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но с контрастным настроением, а затем картины одного художника. но разного колористического решения.

          Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак.

          Приём мысленного создания картины по названию, данному художником.

          В начале дети затрудняются последовательно и развёрнуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки.

          – Расскажи, о чём будет картина, что в ней ты выделишь главное?

          – Что будет написано вокруг главного, какими красками. на каком фоне?

          – Что будет особенно красивым?

          – Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?

          Игровые элементы, стимулирующие желание ребёнка рассказать о понравившейся картине: «Кто расскажет лучше, интереснее?»

          Необходимо обучать детей задавать вопросы, что свидетельствует о формирующихся у них определённой направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей.

          Требования к отбору картин

          Практика показывает: от отбора произведений зависит успех художественного воспитания детей.

          Отбирая произведения для рассматривания с дошкольниками, необходимо чётко представлять, о чём картина, какую основную мысль выразил художник, для чего создано данное произведение, как передал содержание.

          • актуальность выраженного в жанровой живописи социального явления
          • произведения, посвящённые знаменитым событием и сезонным изменениям в природе
          • единство в восприятии содержания (что изображено) и средств выразительности (как выражено содержание)
          • колористическое решение (цветовой контраст)
          • композиционное решение
          • концентричности (возврат к ранее воспринятым картинам) – позволяет постепенно углублять понимание дошкольниками художественных произведений
          • индивидуальное творческое видение реальной действительности в сходных темах произведений
          • эмоциональность произведения – чем эмоциональнее, ярче произведение, тем сильнее оно действует на чувства и сознание.
          • Программные задачи по ознакомлению детей с живописью

            Программные задачи по ознакомлению дошкольников с изобразительным искусством на протяжении всего пребывания ребёнка в детском саду можно разделить на четыре группы:

            Первая группа содержательная, ставящая целью обучения детей умению понимать, что изображено на картине, о чём рассказал художник в своём произведении, что хотел выразить.

            Вторая группа – изобразительно-выразительная. Педагог учит детей воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем (как он изобразил действующих лиц, выразил замысел, раскрыл содержание произведения).

            Третья группа – эмоционально-личностная. В неё входят задачи, решая которые воспитатель формирует у детей умение давать эстетическую оценку произведению. В этом ему могут помочь такие вопросы: «Каково отношение самого художника к замыслу?», «Что вам понравилось в картине?», «Какое она вызвала настроение?».

            Четвёртая группа – воспитательная. Задача направлена на то, чтобы педагог мог наметить, какие нравственно – эстетические качества, познавательные интересы формировать, какие чувства воспитывать в процессе обучения детей восприятию искусства.

            xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

            «Ознакомление старших дошкольников с изобразительным искусством» (из опыта работы)

            «Ознакомление старших дошкольников с изобразительным искусством» (из опыта работы)

            Вашему вниманию представляется презентация опыта работы по теме «Ознакомление старших дошкольников с изобразительным искусством». Об актуальности исследуемого вопроса свидетельствует тот факт, что современных исследований в данной области становится всё больше, однако они не в полной мере используются в практике детских садов. Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики. Решение её должно начинаться уже в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – искусство.

            Искусство оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка на всех этапах его развития, позволяет шире и глубже познавать окружающую жизнь, разнообразие ее проявлений, увидеть ее красоту и неприглядные стороны. По отношению к воспринимающему и познающему искусство ребенку оно выполняет разнообразные функции: воспитательную и образовательную, приобщает к социальным явлениям, доставляет наслаждение, радость, формирует чувство прекрасного.

            Чумичева Р. М. считает, что искусство должно входить в жизнь детей с раннего возраста. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности.

            В программе «Гармония развития» (автор Воробьева Д. И.) мы читаем, что изобразительное искусство питает изобразительную деятельность ребенка.

            Актуальность проблемы и определила выбор темы.

            Целью моей работы стало изучение эффективных методов и приемов ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством.

            Объект исследования: процесс ознакомления детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством

            Предмет исследования: содержание, формы и методы ознакомления детей 6-7 лет с изобразительным искусством

            Гипотеза: ознакомление детей старшего дошкольного возраста с изобразительным искусством будет проходить наиболее успешно, если:

            • в процессе обучения целенаправленно использовать произведения жанровой живописи;

            • будут учитываться индивидуальные и возрастные особенности детей.

            • Исходя из предмета, цели и гипотезы исследования мы определили следующие задачи:

            1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, посвящённую вопросам ознакомления дошкольников с жанровой живописью.

            2.. Выбрать наиболее эффективные методы и приёмы ознакомления детей дошкольного возраста подготовительной группы с жанровой живописью.

            3. Теоретически и экспериментально обосновать психолого-педагогические методики по ознакомлению детей с жанровой живописью.

            4. Разработать систему занятий и методические рекомендации, направленные на повышение эффективности работы педагогов.

            Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретические — изучение и анализ литературы по теме;

            эмпирические – беседы с детьми, наблюдение процесса обучения, математические — обработка данных, ранжирование; качественный и количественный анализ результатов деятельности.

            Теоретическая значимость заключается в рассмотрении особенностей ознакомления детей с жанровой живописью, определении и устранении недостатков, имеющихся в этой работе, основываясь на психолого-педагогическую и методическую литературу и эксперимент.

            Практическая значимость: материалы формирующего эксперимента дипломной работы могут быть использованы педагогами, работающими по теме исследования.

            При ознакомлении старших дошкольников с изобразительным искусством важно создание интереса к живописи, картине художника, формирование умения внимательно ее рассматривать, эмоционально откликаться на ее содержание, правильный отбор картин и использование методических приемов обучения: рассматривание произведений живописи, организация показа приемов изображения, словесная инструкция педагога, запоминание правил и регуляция с их помощью движений руки.

            В качестве объекта для исследования знаний у детей были взяты две подготовительные к школе группы

            Первая группа – экспериментальная.

            Вторая группа – контрольная;

            Целью работы было выявить:

            • уровень знаний старших дошкольников о видах и жанрах живописи;

            • уровень знаний авторов произведений

            С этой целью мы разработали критерии сформированности знаний старших дошкольников о видах изобразительного искусства

            Критерии сформированности знаний о видах изобразительного искусства

            • знания о жанровой живописи

            • знания о пейзаже

            • знания о портрете

            • знания о натюрморте.

            • знания авторов произведений

            На основании названных критериев мы разработали контрольные задания.

            Знания о видах изобразительного искусства анализировались по уровням: высокий, средний, низкий.

            По контрольной группе мы получили следующие результаты:

            Высокий – 5 человек; средний – 9 человек; низкий – 6 человек.

            Соответственно по экспериментальной группе, получили следующие результаты:

            Высокий уровень – 4 человека; средний – 9 человек; низкий –7 человек

            Ведущей целью формирующего эксперимента было создание благоприятных условий для ознакомления дошкольников с произведениями изобразительного искусства, всестороннее развитие интеллектуально – художественного и творческого развития личности ребенка. Заданностью определенных педагогических условий мы помогли ребенку самостоятельно и с помощью взрослого освоить созданные человечеством материальные и духовные ценности, познать мир и себя в нем, развить способность строить свои взаимоотношения с миром (вещей, явлений, объектов).

            Эти цели мы реализовали через разнообразные виды детской деятельности такие как занятия; совместную деятельность; самостоятельную деятельность; экскурсии; целевые прогулки; наблюдения.

            По завершению формирующего эксперимента был проведен контрольный. В результате проведенной работы были получены определенные положительные результаты

            по 1 –экспериментальной группе получили следующие результаты:

            Высокий – 10 человек; средний – 8человек; низкий – 2 человек

            Соответственно по контрольной группе получили следующие результаты:

            Высокий – 5 человека; средний – 10 человек; низкий –5 человек

            По итогам эксперимента 50% детей экспериментальной группы показали высокий уровень знаний об изобразительном искусстве, 40% детей этой группы средний уровень знаний и лишь 10% детей требуют дополнительной работы.

            В результате проведенной работы были получены определенные положительные результаты: дети расширили свои знания в области изобразительного искусства; научились давать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам; возрос интерес к конкретным произведениям искусства и их авторам.

            Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в очеловечивании явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства способствует активному росту эстетического сознания. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении человека к художественным ценностям мировой культуры, сознание, что непременно скажется на расширении сферы проявления эстетических потребностей. Развивать у детей доброту сердца, чуткость души, действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре своего народа – одна из главных и трудных задач.

            Чтобы открыть детям глаза на этот мир и поселить в их душах радость, нужна помощь воспитателей в детском саду, родителей дома и учителей в школе.

            Понимание искусства, как целостного духовного компонента, даёт ребёнку представление о мире, о его закономерностях, о нем самом.

            Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное развитие личности ребёнка, но и духовный объект наслаждения, объект, в котором ребёнок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия, гармонично и дисгармонично, правду и правдоподобие.

            .Таким образом, цель исследования реализована в ходе решения задач, гипотеза подтверждена.

            www.maam.ru

            Методика ознакомления дошкольников с изобразительным искусством

            Какие виды изобразительного искусства используют в работе с детьми дошкольного возраста

            Искусство (творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах) существует и развивается как система взаимосвязанных между собой видов, многообразие которых обусловлено многогранностью самого реального мира, отображаемого в процессе художественного творчества.

            Виды искусства – это исторически сложившиеся, формы творческой деятельности, обладающие способностью художественной реализации жизненного содержания и различающиеся по способам ее материального воплощения (слово в литературе, звук в музыке, пластические и колористические материалы в изобразительном искусстве и т. д.).

            В современной искусствоведческой литературе сложились определенная схема и система классификации искусств, хотя единой до сих пор нет и все они относительны. Наиболее распространенной схемой является его деление на три группы.

            В первую – входят пространственные или пластические виды искусств. Для этой группы искусств существенным является пространственное построение в раскрытии художественного образа – Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство, Архитектура, Фотография.

            Ко второй группе относятся временные или динамические виды искусств. В них ключевое значение приобретает развертывающаяся во времени композиция – Музыка, Литература.

            Третью группу представляют пространственно-временные виды, которые называются также синтетическими или зрелищными искусствами – Хореография, Литература, Театральное искусство, Киноискусство.

            Существование различных видов искусств вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать художественную всеобъемлющую картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

            Рассмотрим основные виды изобразительного искусства. Изобразительное искусство – группа видов художественного творчества, воспроизводящих визуально воспринятую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

            Графика (в переводе с греческого – «пишу, рисую») – это, прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа.

            Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу.

            Специфика графики – линейные соотношения. Она, воспроизводя формы предметов, передает их освещенность, соотношение света и тени и т. д. Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

            В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками – пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками –акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика – это вид живописи, а в других – это отдельный подвид изобразительного искусства.

            Живопись – плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

            Живопись подразделяется на:

            · монументальную – фреска (от итал. Fresco) – живопись по сырой штукатурке красками разведенными на воде и мозаика (от французского mosaiqe) изображение из цветных камней, смальты (Смальта – цветное прозрачное стекло), керамических плиток.

            · станковую (от слова «станок») – полотно которое создается на мольберте.

            Живопись представлена разнообразными жанрами. Жанр (французское genre, от лат. genus, родительный падеж generis – род, вид) – художественное, исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства:

            § Портрет – основная задача передать представление о внешнем облике человека, раскрыть внутренний мир человека, подчеркнуть его индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

            § Пейзаж – воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм. Изображение морского пейзажа определяется термином маринизм.

            § Натюрморт – изображение предметов быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

            § Исторический жанр – рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

            § Бытовой жанр – отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

            § Иконопись (в переводе с греческого «молитвенный образ») – основная цель направить человека на путь преображения.

            § Анимализм – изображение животного, как главного героя художественного произведения.

            В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства – Мультимедийное искусство.

            Скульптура – пространственно – изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.

            Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

            Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

            – горельеф – высокий рельеф,

            – барельеф – низкий рельеф,

            – контррельеф – врезной рельеф.

            По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

            Монументальная – используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся:

            Станковая – рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений.

            Декоративная – используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

            Как следует выбирать произведения искусств для детского восприятия

            Эстетика и психология рассматривают восприятие искусства как сложный творческий процесс. «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

            Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего».

            Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

            В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

            О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии: непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание).

            Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

            Как уже говорилось выше, одной из особенностей восприятия литературного произведения детьми является сопереживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно действует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного театра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо. Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

            Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным.

            На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

            Кратко остановимся на возрастных особенностях восприятия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

            В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

            По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

            В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

            В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.

            Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

            Какие задачи воспитания решаются при ознакомлении детей с произведением искусств

            Познавательная функция искусства. При детальном рассматривании картины, анализе изображённого на ней детей учат устанавливать взаимосвязи в содержании произведения: не только отвечать, что видит ребёнок на полотне, но и уметь объяснить. почему художник посвятил картину данной теме, какие средства выразительности использовал, чтобы раскрыть содержание задуманного.Детей подводят к осознанию замысла художника (о чём написана картина), к пониманию связи между содержанием произведения и выразительными средствами. На занятиях по изобразительному искусству широко используют средства выразительности поэтического языка: образные сравнения, слова, обозначающие нравственные качества людей, вводя их в активный и пассивный словарь детей. На занятиях оперируют изобразительными терминами, не вводя их в активный словарь детей: динамика, колорит, пространство, симметрия.

            Воспитательная функция искусства. Искусство способствует воспитанию различных чувств. При ознакомлении детей с жанровой живописью у них активизируется интерес к общественной жизни, видам деятельности человека, к ценностям, художественному творчеству. У детей формируется нравственнее сознание.

            Эстетическая функция. Это учить детей видеть красоту человеческих поступков, взаимоотношений, сравнивать изображенное в произведении искусства явление с реальной действительностью

            Опыт показывает: из различных жанров они отдают предпочтение бытовому и натюрморту – они созвучны опыту детей. Вначале дети объясняют своё отношение к картине лишь одним словом – нравится. Им бывает трудно объяснить, почему понравилось то или иное произведение. Мотивы выбора понравившейся картины чаще отвлечены или обусловлены личным опытом. Но в результате работы отмечаются два вида отношений.

            Второй – когда старшие дошкольники проявляю эстетическое отношение к произведению искусства, дают оценку содержания, нравственно-эстетическое отношение изображённых на картине людей (например: «Мне понравилась картина…, потому что я увидел, как трудно пришлось сражаться нашим солдатам с врагами. Это было нелегко. Они мужественные, Я хочу, чтобы все дети увидели эту картину. Она сильная»). Опыт показывает, что старшие дошкольники выделяют познавательную, эстетическую и нравственную ценность содержания картины. Оценивая познавательную ценность произведения, они легко понимают, о чём рассказал художник в своей картине.

            Об эстетической ценности содержания картины ребята рассказывают с особой эмоциональной настроенностью. Но иногда эмоциональная реакция исходит от красивого сочетания красок произведения. Дети способны определить нравственную ценность содержания картины. Но им сложно уяснить нравственную ценность портретного жанра, чем сюжетного произведения. Это объясняется возрастными особенностями детей.

            Когда и как следует знакомить детей дошкольного возраста с изобразительным искусством

            В старшей группе теме «Знакомство с изобразительным искусством» отводится одно занятие в месяц. Однако работа продолжается и в процессе самостоятельной художественной деятельности: в книжном уголке дети собирают художественные открытки, выкладывают книги с картинами знакомых им художников – иллюстраторов, оформляют выставки, посвященные творчеству какого-либо художника, выставляют для рассматривания изделия народных промыслов, устраивают викторины.

            Старшие дети уже способны понять и объяснить, почему им нравится тот или иной предмет, та или иная картина. Они уже могут отметить динамичность скульптурного изображения, краски, композицию натюрмортного полотна, красоту ритма декоративного рисования.

            Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса: детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства.

            С натюрмортом дети впервые встречаются в старшей группе. Натюрмортная техника очень богата – это масляные краски (масляный натюрморт), акварель (отличающаяся прозрачностью и мягкостью красочного слоя), гуашь, темпера, пастель, фреска, мозаика. Главные средства выразительности – цвет, колорит, композиция, ритм.

            В старшей группе воспитатель учит детей воспринимать содержание произведений живописи, видеть и понимать элементарные художественные средства, которые художник использовал для передачи красоты окружающей природы, чувствовать построение произведения, любоваться им.

            В старшей группе детей можно продолжать знакомить с натюрмортом. Ведь на занятиях по аппликации, рисованию они выполняют с натуры и по представлению композиции из ваз, комнатных и садовых цветов. Знакомство с работами мастеров натюрморта повысит интерес к работе, расширит их представление о композиции рисунка, аппликации, о цветовых сочетаниях. Знакомству с натюрмортом не обязательно посвящать целиком занятие. Репродукцию картины можно демонстрировать на занятии по аппликации или рисованию (картины К. Петрова – Водкина «Розовый натюрморт. Ветка яблони», «Черемуха в стакане»; М. Кончаловского «Овощи», «Клубника»; К. Коровина «Розы»; О. Татевосяна «Натюрморт»; М. Сарьяна «Осенние цветы»; И. Хруцкого «Фрукты и цветы», «Цветы и плоды»; И. Машкова «Снедь московская. Хлебы»).

            В отличие от первого этапа, в ходе которого разрабатывались и апробировались методы и приемы, направленные на овладение обобщенными способами действий в натюрмортном рисовании, на втором этапе работа была нацелена на формирование установки на возможные варианты обогащения эстетической выразительности рисунка за счет внесения элементов внешней декоративности.

            Основная задача второго этапа – выявление наиболее эффективных педагогических условий, обеспечивающих целенаправленный, положительный, широкий и полный перенос приобретенных в натюрмортном рисовании знаний, навыков и умений в предметный и сюжетный рисунки.

            Психологи и педагоги, характеризующие детское восприятие произведений искусства, указывают, что многое зависит от выбора конкретных произведений, доступности для детей их содержания и средств выразительности, а также от созданных взрослым условий и руководства процессом восприятия.

            Однопорядковый натюрморт изображает объекты одного конкретного вида: только овощи, только фрукты, только ягоды, грибы, цветы и т.д. на картине может быть изображена и разнообразная снедь (вид – продукты питания) хлеб и различные мучные изделия, сыр, колбасы, разнообразное питье и др.; предметы быта – посуда, инструменты, используемые в разных профессиях; материалы, ткани, книги, оружие и др.

            Если на картине представлены разнородные предметы (овощи и фрукты, цветы и плоды, посуда и овощи, оружие и цветы и др.), мы условно определяем такой натюрморт как смешанный по содержанию (И. Машков, «Клубника и белый кувшин»; И. Хруцкий, «Цветы и фрукты»; И. Михайлов, «Овощи и фрукты»; К. Петров-Водкин, «Бокал и лимон» и др.)

            Несколько иной характер имеют натюрморты, объединенные названием «Накрытый стол», «Завтрак», «Десерт», «Ужин» и др. (К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт»; И. Грабарь, «Утренний чай»; «Неприбранный стол»; И. Машков, «Ананасы и бананы» и др.). В подобных изображениях есть некоторый сюжет, поэтому мы условно их обозначим как сюжетные. К сюжетному натюрморту можно отнести натюрморты с изображением живых существ: птиц, животных, человека – или натюрморты с включение в них пейзажа (Ф. Толстой, «Букет цветов, бабочка и птичка», И. Серебрякова, «За завтраком»; А. Лентулов, «Овощи»; П.Крылов, «Цветы на окне» и др.).

            Натюрморт может быть включен в портрет, картины других жанров живописи. В этом случае он обычно служит для раскрытия характера человека, его социальной принадлежности, среды, обстоятельств, и тогда натюрморт теряет свою жанровую принадлежность.

            Мы отметили основные виды натюрмортов в соответствии с их содержательной характеристикой, однако следует иметь в виду и другие характеристик натюрморта с точки зрения, использованных художником средств выразительности. Так, наше внимание всегда привлекает цветовая тональность – теплая, холодная или контрастная гамма красок. Например, «Хризантемы» (И.Грабарь), «Подсолнухи» (В.Ван Гог), «Натюрморт» (О.Богаевская) – в теплой гамме; «Груши на зеленой драпировке» (И.Грабарь), «Купавки» (А. Головин) – в контрастной гамме.

            В старших группах следует показать детям разнообразие натюрмортов, особенности использованных средств выразительности, индивидуальность творческой манеры художников. В дополнении к однопорядковым и смешанным натюрмортам детям предлагаем натюрморты сюжетного характера, а также написанные в обобщенно- реалистической, детализированной и декоративной манере, в теплой, холодной и контрастной гамме; лирические, торжественные и др. Натюрморты подбираются разнообразными по композиции. Детей знакомим и с тем, как художники включают натюрморт в изображение портрета, жанровую, историческую и другие виды живописи.

            Автор: Гарипова Лилия Ирековна

            pedportal.net

            Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством

            Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

            Дата публикации: 05.10.2013

            Статья просмотрена: 8050 раз

            Библиографическое описание:

            Леонтьева Ж. А. Ознакомление дошкольников с изобразительным искусством [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 46-48. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/96/4246/ (дата обращения: 24.04.2018).

            Под изобразительной деятельностью дошкольников понимается художественная деятельность (лепка, рисование, аппликация), которая способствует всестороннему развитию личности ребенка, активному познанию им окружающего мира, воспитанию способности правдиво и творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.

            Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. Очень рано ребенок начинает также стремиться самым разнообразным образом, выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек и т. п., научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось.

            На занятиях рисованием, лепкой, конструированием формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.

            Одним из средств эстетического развития дошкольников является изобразительное искусство.

            Общие задачи по ознакомлению детей с произведениями изобразительного искусства:

            — Формировать эмоциональную культуру детей, учить чувствовать настроение, характер произведения, радоваться, печалиться, сопереживать героям, эмоционально реагировать на художественный образ.

            — Различать виды и жанры изобразительного искусства.

            — Знакомить с творчеством русских, советских художников, с некоторыми произведениями мирового искусства.

            — Выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства.

            — Формировать интерес к музеям, к выставкам, к подлинникам произведений изобразительного искусства.

            — Развивать эстетическое восприятие, художественный вкус.

            — занятия по ознакомлению детей с искусством;

            — занятия по рисованию, лепке, аппликации.

            С детьми младшего и среднего дошкольного возраста сначала изучается произведение одного художника, со второй половины года организовываются выставки, где дети могут сравнивать произведения этого художника, а также увидеть работы других художников. Дети, рассматривая произведения искусства — графику, скульптуру малых форм, узнают знакомые образы, называют художников, учатся определять образы животных — реальные и сказочные, выразительные средства, которые использует художник (цвета, их тона, дальний и передний план, герои главные и второстепенные, их одежда и пр.).

            Детей учат видеть содержание, выделять и называть персонажей, определять их характер, настроение и как это передал художник, скульптор, народный мастер.

            Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства с детьми старшего дошкольного возраста производятся не менее одного раза в месяц. Занятие может быть посвящено одному виду искусства (живописи, графике и пр.), одному жанру (портрет, пейзаж, натюрморт и пр.).

            Один из видов изобразительного искусства — это графика. Это рисунок выполненный художником на бумаге, картоне карандашом, пером, углем, пастелью, кистью, а также с помощью специальных приспособлений и машин, печатающих большое количество экземпляров.

            Задачи занятий по графики.

            — понимать содержание книги и узнавать персонажей, выделять особенности их внешнего вида, определять их характер, настроение;

            — узнавать некоторых художников по манере рисунка, особенностям содержания образа;

            — выделять выразительные средства (цвет, композиция, украшения, одежда, поза, движение, материалы).

            Скульптура — один из видов изобразительного искусства, передает богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорциями, пластикой движения, мимикой, внутренним содержанием и настроением.

            1. Воспитывать у детей интерес к скульптуре, бережное отношение к ней как произведению изобразительного искусства, эмоциональную отзывчивость.

            2. Различать скульптуру малой формы и монументальную.

            3. Видеть образы животных и человека в скульптуре, характерные признаки внешнего вида, настроение, понимать содержание.

            4. Выделять средства выразительности: объемную форму, характер движения, постановку фигуры, выражение лица, характер и настроение образов, выразительность материалов (дерево, керамика, фарфор и пр.).

            5. Познакомить с работой скульптора.

            Для проведения работы с детьми по знакомству со скульптурой необходимо следующее:

            — Изучить монументальную скульптуру своего района, города, выбрать ту, к которой можно провести экскурсию с детьми или мимо которой они проезжают, проходят с родителями.

            — Узнать где находятся ближайшие музеи, выставочные залы, художественные салоны или музеи.

            — Узнать, нет ли рядом скульптурной мастерской, где можно было бы познакомить детей с творчеством скульптора.

            — Приобрести скульптуру малой формы для дошкольного учреждения.

            Совместная работа воспитателя и родителей поможет показать детям разнообразие скульптуры.

            Необходимо подобрать и изучить литературу о скульптуре, скульпторах, чтобы понять назначение скульптуры, её специфический язык выразительных средств, научиться доступно рассказывать обо всём этом детям.

            Формы организации работы:

            2. Занятия по знакомству со скульптурой малой формы и монументальной скульптурой.

            3. Занятия по изобразительной деятельности, на которых будет продолжена работа по знакомству со скульптурой.

            Знакомство со скульптурой является частью занятия по рисованию, лепке, аппликации. Для занятий подбираются такие образы, которые затем находят отражение к заданию по рисованию (лепке, аппликации).

            Скульптура может быть использована в начале занятия для создания интереса к заданию — показ предмета в разных видах изобразительного искусства (графике, скульптуре, народной игрушке), чтобы выделить общее, присущее данному образу.

            Архитектура — искусство создавать здания, сооружения по законам красоты. В архитектуре главный принцип: польза, прочность, красота, которые взаимосвязаны.

            В зависимости от эпохи в архитектуре применяются, различные материалы и технологии (камень, дерево, кирпич, бетон, стекло и пр.).

            При знакомстве дошкольников с архитектурой выделяют следующие задачи:

            — Учить видеть облик своей улицы, района, города, поселка.

            — Видеть особенности зданий, их назначение, форму зданий, окон, дверей, балконов, их расположение и украшения, цветовые решения.

            — Учить сравнивать старые и современные здания, видеть их различия.

            — Выделять в украшении зданий витражи, мозаику, фрески, барельефы, скульптуру и пр.

            — Выделить средства выразительности архитектуры (пластику объёмов, масштабность, пропорциональность и пр.).

            — Выделить узорность оград домов, мостов.

            — Знакомить садово–парковой архитектурой.

            — Выделять элементы сказочной архитектуры (избушки, терема, дворцы).

            — Отражать в рисунке, аппликации здания современные, старинные, сказочные.

            Все работы производятся в двух направлениях:

            1. Знакомство с архитектурой:

            1.1. Экскурсии, прогулки по улицам города, посёлка.

            Цель: рассмотреть здания разного назначения.

            1.2. Рассмотреть здания на иллюстрациях, репродукциях картин, фотографиях, открытках, видеофильмах и т. д.

            Цель: показать разнообразие архитектурных стилей в городе.

            1.3. Рассматривание иллюстраций в книгах с изображением сказочных зданий.

            Цель: показать необычность формы этих зданий, их крыш, окон, украшений. Определить элементы сказочности

            1.4. Использование художественного слова, где дано описание зданий, домов, теремов, подбор образных сравнений.

            1.5. Рассказ воспитателя.

            1.7. Слушание музыки для создания определенного образа здания.

            2. Изображение зданий разных конструкций и разного назначения, современные, старинные, сказочные, города будущего в рисунках, аппликациях.

            В каждом детском саду содержание работ будет различным и это зависит от впечатлений детей, от того, какие здания они рассматривали, какой наглядный материал был показан, какие сказки читали, что вызвало у них интерес.

            Воспитателю необходимо изучить архитектурные особенности зданий, домов своего города, района, улицы. Чтобы выбрать наиболее интересные объекты, которые были бы доступны для изображения их детьми дошкольного возраста.

            Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчётливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой — умения выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче воображения. Следовательно, требуется не только специальная организация детей в целях образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.

            Изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития ребенка. Являясь одной из самых интересных, она позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное отношение (а иногда и отрицательное, и страх, и тогда, прорисовывая эти явления, ребенок как бы изживает вызванный ими страх).

            В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического, эмоционально положительного восприятия искусства, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности.

            Знания изобразительной деятельности имеют большое значение для умственного воспитания детей. Это определяется прежде всего тем, что эта деятельность основывается на искусстве, которое заключает в себе концентрированную информацию о времени, в котором жил и творил художник, о жизни людей, их труде, обычаях, нравах, их идеалах, эталонах добра и красоты.

            Изобразительную деятельность детей дошкольного возраста рассматривают с позиции реалистического искусства, которое является особой формой общественного сознания. В этой связи рисование, лепка, аппликация детей являются средством познания и отражения предметов и явлений реального мира. Но прежде чем появиться на бумаге в плане, эти образы складываются в сознании ребенка.

            Изобразительная деятельность в детском саду имеет большое значение для подготовки детей к школе.

            1. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. — М.: Педагогика, 1983. — 112 с.

            2. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. — М.: Мозаика — Синтез, 2006. — 128 с.

            3. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 176 с.

            4. Комарова Т. С., Зырянова О. Ю. Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 160 с.

            5. Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников: учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 128 с.

            6. Корчинова О. В. Детское прикладное творчество. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 315 с.: илл.

            7. Ознакомление дошкольников с архитектурой / под ред. А. А. Грибовской. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 96 с.

            8. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью / под ред. А. А. Грибовской. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 192 с.

            9. Ознакомление дошкольников со скульптурой / под ред. А. А. Грибовской. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 96 с.

            10. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. — М.: Сфера, 2011. — 128 с.

            moluch.ru

            Смотрите так же:

            • Мультики для развития детей от года Развивающие мультики для детей от 1 до 3 лет смотреть онлайн - Сайт для детей и о детях Диего вперед развивающий мультфильм, который очень похож на Дашу Следопыта. Диего понравится Вам и Вашему малышу потому, что его сюжет основан на доброте и любви к животным. Этот интерактивный мультик не даст ребенку заскучать, он будет активно […]
            • Развитие речи у детей до 2 лет Речевое развитие детей 1,5-2 лет Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим о речевом развитии детей 1,5 – 2 лет. Статью подготовила логопед Елена Барышева. Все статьи по развитию речи можно найти в рубрике «Развитие и коррекция речи». Развитие речи детей от 1,5 до 2 лет Возраст от полутора до двух лет ознаменован относительным […]
            • Речь дошкольника авторы Речь дошкольника авторы Педагогический совет на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: Анализ усвоения программного материала детьми дошкольного возраста показывает, что на протяжении последних трёх лет наблюдается снижение такого параметра речевого развития детей, как «развитие словарного запаса». […]
            • Активизация словаря детей младшей возрастной группы тема самообразования Отчет по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» Отчет по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2013-2014 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря […]
            • Бронхи лечение у детей Симптомы и комплексное лечение острого бронхита у детей Острый бронхит у детей выявляется при присутствии воспалительного процесса во внутренней части бронхов, выстланной слизистым эпителием. Болезнь в острой форме может иметь инфекционную, токсическую, аллергическую, либо физико-химическую природу, но всегда развивается вследствие […]
            • Развитие памяти у ребенка 4 лет Выпуск 7. Как развить память у ребёнка — игры и упражнения на внимание Авторская колонка Наталии Рой о раннем развитии «Умнички». Память — загадочная и не до конца изученная функция головного мозга. Дети, обладающие хорошей памятью, быстро и легко запоминают материал. Учёба даётся им легко, успех окрыляет, школа не кажется тяжкой […]
            • Формирование творческой личности самообразование Самообразование как условие профессионального роста педагога Самообразование как условие профессионального роста педагога Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо […]
            • Если у ребенка понос лечение народными средствами Как правильно лечить понос у детей народными средствами Расстройство у детей старше года возникает по ряду определенных причин. Некоторые из них не страшны, такие как переедание, непереносимость лактозы, легкая форма отравления, дисбактериоз, нервное перенапряжение, смена климата. В этом случае понос, чаще всего прекращается через […]