Развитие ребенка в 5 лет

5 лет – базовый возраст, 90% всех черт характера закладывается к пяти годам. Это возраст познания, маленькому почемучке интересно все, значит, в доме должны появляться энциклопедии. Специальные издания для детей доступным языком рассказывают об окружающих явлениях, научных знаниях.

Что умеет ребенок в 5 лет

Помимо познания окружающего мира пятилетка познает себя. Теперь ему важно, как он выглядит, говорит, кто он – мальчик или девочка. Он пытается рассуждать обо всем и отстаивает свою правоту. Порой родители считают это детским упрямством, но малыш просто ждет оценки своих способностей и похвалы.

В 5 лет ребенок умеет многое:

  • самостоятельно умывается, чистит зубы и моется в ванне;
  • знакомится и общается с другими детьми, может заниматься с ними совместно каком-то делом;
  • обладает словарным запасом не менее 3000 слов, может составить предложения из 5-6 слов, небольшой связный рассказ, в том числе и из сложных предложений;
  • знает времена – прошедшее, настоящее и будущее и пользуется ими в разговоре;
  • произносит практически все звуки (если этого нет – именно сейчас, не откладывая на потом, нужно начинать занятия с логопедом).
  • Сейчас – самое время учить буквы и цифры, развивать интеллект ребенка. К сожалению, многие родители только в последний год перед школой активно начинают подготовку к ней. Соответственно, многое происходит под давлением: «Надо!», а дети воспринимают это очень агрессивно. Да и занятия приходится вести в быстром темпе, так что ребенок не всегда усваивает их.

    В 5 лет есть возможность постепенно приучить ребенка к усвоению большого количества материала, усидчивости. Подготовительные занятия ведут многие школы раннего развития: в 5 лет ребенок может заниматься математикой, учить буквы и цифры, готовить руку к письму, учить языки. Это то, что умеет ребенок в 5 лет – впитывать, как губка, знания, причем осознанно, по сравнению с более ранним периодом.

    Однако не забывайте, что он еще ребенок, и не нужно делать из него маленького Знайку, не перегружайте его мозг большим объемом информации.

    Проверить соответствие ребенка норме можно с помощью тестов. К пяти годам ребенок должен:

  • Знать фамилию и имя свои, родителей (полные, а не мама Таня, папа Олег), свой адрес, город, столицу страны, название планеты, на которой он живет.
  • Пользоваться временными понятиями: определять время суток, времена года и дни недели, знать порядок их чередования.
  • Знать профессии людей, уметь объяснить их назначение и суть работы представителей данных профессий.
  • Различать цвета, их оттенки безошибочно.
  • Знать домашних и диких животных, их детенышей, лесные растения и садовые.
  • Речевое развитие детей 5 лет

    К 5 годам ребенок выразительно рассказывает стихи, легко их запоминает, может пересказать небольшой рассказ. Малыш может самостоятельно придумать историю по картинкам, даже если они представлены ему в произвольном порядке.

    Он знает гласные, согласные звуки, составляет сложно-подчиненные предложения, развивая тему причинно-следственных, временных отношений («Мама печет пирог, а потом мы будем читать сказку», «Слон большой, поэтому ему нужно много есть»).

    В игре ребенок пользуется считалочками, которые знает наизусть, может объяснить значение простых пословиц. Он способен выучить небольшие роли и участвовать в постановках кукольного или обычного театра, сценках.

    Речевое развитие детей продолжается быстрыми темпами: в 5 лет многие дети знают практически все буквы, начинаю или уже умеют читать.

    Развивающие игры для детей 5 лет

    Главное внимание уделяется развивающим играм – на логику, мышление, мелкую моторику.

    В 5 лет ребенок способен мыслить абстрактными понятиями: не блюдце круглое, «как солнышко», а солнышко и блюдце похожи на круг. Он может найти в своем окружении круглые, квадратные предметы.

    Малыш умеет считать не только до 10, но и больше, может сосчитать количество стоящих предметов, разделить круг или другую геометрическую фигуру на несколько равных частей (первое представление о дробях).

    Интересные развивающие игры для детей 5 лет:

  • Сравни картинки. Известная игра, в которой нужно найти различия двух картинок. Развивает умение сравнивать предметы.
  • Фотоаппарат. В течение нескольких секунд малышу показывают картинку, он должен вспомнить, что было на ней изображено, назвать как можно больше деталей.
  • Детективы. Можно играть компанией. Выбирают «разбойника», остальные – «детективы». В течение некоторого времени его все разглядывают, затем он выходит из комнаты, а когда возвращается, все должны найти, что изменилось в его внешности.
  • Повтори, как я. Взрослый выкладывает из мозаики, других предметов – бус, пуговиц или другого наглядного материала рисунок, дает запомнить его ребенку, затем закрывает, а малыш должен повторить.
  • Назови предмет. Взрослый называет признаки предмета (круглый, красный, сладкий), а дети должны назвать предмет. Можно игру изменить – ребенок называет как можно больше признаков названного предмета.
  • Ассоциации. Ребенку предлагаются несколько предметов (картинок) с, казалось бы, ничем не связанными друг с другом понятиями (улица, кошка, цветок, диван). Нужно найти ассоциацию, связывающую эти предметы. Так можно придумать целую историю (например: Кошка спала на диване. Тут ветер распахнул окно, и цветок, который стоял на окне, упал. Кошка спрыгнула с дивана и пошла изучать цветок.).
  • Пазлы, мозаика, конструкторы, домино и детское лото – все эти игры, а также множество других (например, палочки Кюизерена, блоки Дьенеша) рассчитаны на развитие мышления, логики, внимания. Вместо того чтобы покупать ребенку планшеты и компьютерные игры – займите его полезными играми.

    Также про игры для детей 5 лет Вы можете прочитать здесь

    Подвижный образ жизни пятилеток требует грамотного похода к вопросу питания, сбалансированного рациона. Ежедневно в меню малыша должны присутствовать мясо, фрукты, овощи, соки. Рыбу и яйца включают в рацион до двух раз в неделю, обязательными являются молочные, кисломолочные продукты, растительное и сливочное масло.

    Помимо состава, важен и режим питания. Нет вопросов, если ребенок целый день находится в детском саду, но режим важно поддерживать и в выходные дни или при нахождении пятилетнего ребенка вне дошкольного учреждения:

  • завтрак – в 8 часов утра;
  • обед – в 12-13 часов;
  • полдник – в 15.30-16 часов;
  • ужин – не позже 19 часов.
  • Перерыв между приемом пищи не должен быть менее 3-3,5 часа: столько времени нужно на переваривание еды у ребенка.

    Расширяется ассортимент предлагаемых блюд: в меню включаются чай с молоком, какао, рассыпчатые каши, блюда с высоким содержанием жиров (их можно давать ребенку только в первой половине дня).

    Питание детей 5 лет (примерное меню):

  • Завтрак. Молочные каши, творожные блюда (сырники, запеканка), макароны. Хлеб с сыром, масло. Какао либо чай.
  • Обед. Салат из овощей. Суп на овощном либо мясном бульоне. Мясные блюда (тефтели, паровые котлеты, плов, голубцы) с гарниром из овощей, макаронных изделий или круп. Компот или морс.
  • Полдник. Выпечка, фрукты. Сок или кисель.
  • Ужин. Блюда из яиц или творога (омлет, запеканка), тушеные овощи, блинчики. Морс, кефир.
  • В этом возрасте все дети – творческие личности, они с удовольствием рисуют, лепят, мастерят. Поощряйте их занятия, они хорошо помогают развитию мелкой моторики:

  • раскраски, в том числе по номерам;
  • рисунки — где нужно дорисовать часть предмета, обвести рисунок по точкам, дорисовать детали;
  • лепка;
  • плетение макраме, бисероплетение;
  • конструирование.
  • Не забывайте, что ребенок должен двигаться. Активным занятиям спортом, прогулкам, посещению секций или танцевальных студий важно отвести значительное место в режиме дня. Занятия для детей 5 лет предполагают и полезные обязанности по дому: это могут быть уборка в своей комнате, уход за цветами, животным, помощь маме при подготовке к обеду или в уборке со стола грязной посуды. Пятилетний ребенок может многое, и полезный труд нужно поощрять.

    В 5 лет ребенок должен понимать, что за нехорошие поступки может последовать наказание. Важно различать ложь и фантазию. Если вторую нужно поощрять, то первую – пресекать. Причем, сразу, чтобы ребенок знал, за что наказан. Отсроченных наказаний быть не должно. И самое главное – хвалите ребенка за хорошие дела и примерное поведение. Этот метод гораздо действеннее.

    razvitierebenka-online.ru

    Развитие ребенка в 5 лет: что должен уметь делать

    Дети-дошкольники развиваются очень стремительно. По навыкам, которые приобретает ребенок, специалисты делают выводы о соответствии его психического и физического развития возрасту. Это позволяет вовремя выявить и предотвратить возможные проблемы, скорректировать развивающую программу, обращая большее внимание на области, в которых происходит отставание. Подобные критерии устанавливают педиатры, психологи, неврологи, не лишним знание норм будет и для родителей.

    Пятилетие считается наиболее подходящим возрастом, когда можно начинать подготовку к школе: у ребенка как никогда ранее развита познавательная активность, он способен запомнить и воспроизвести большой объем информации. Однако психологи советуют не перегружать малыша и не заходить далее его интересов, принудительные занятия приведут к переутомлению и надолго отобьют желание что-либо учить. Возможности ребенка во многом определяются интенсивностью занятий с ним:

  • знает цифры от 1 до 10 и больше, умеет показывать графическое изображение каждой цифры, считать предметы и указывать на соответствующую цифру, называя ее;
  • некоторые дети умеют выполнять простейшие примеры на сложение и вычитание, ограничиваясь, как правило, отниманием и сложением в пределах 1-2 единиц;
  • знает простые и сложные геометрические фигуры, рисует их, самостоятельно делит на несколько равных частей;
  • хорошо знает многие буквы и может назвать слова, которые начинаются на названную букву, найти ее среди остальных, написать самостоятельно;
  • некоторые дети в этом возрасте могут уже читать по слогам, однако этот показатель нельзя назвать общепринятой нормой;
  • знает многие цвета и некоторые оттенки, называет и показывает их;
  • знает дни недели, название месяцев и времен года, название пальцев, но не всегда по порядку их называет;
  • решает простые логические задачи, загадки, сам может составить подобные вопросы;
  • собирает простые пазлы, состоящие из 8-10 элементов, без посторонней помощи, а также несложные сооружения из конструктора или кубиков по образцу;
  • умеет делать обобщения, устанавливать взаимосвязи между предметами и явлениями, классифицировать предметы по общему признаку, легко находит «лишний» предмет, объясняя свой выбор.

К 5 годам начинает развиваться логическое мышление, однако решения ребенка не всегда правильны: логика в этом возрасте весьма своеобразна. Можно поправить его, но настаивать не стоит: со временем ребенок сам сделает нужные выводы. Рекомендуется больше читать, при этом предпочтение лучше отдать детским познавательным книгам, энциклопедиям, в которых доступным языком объяснятся явления окружающей среды, даются знания о животных и растениях, начальные сведения о географии и прочее.

Видео: Развивающие игры для пятилеток.

Развитие памяти и внимания

Память пятилетнего малыша находится в переходном состоянии: от непроизвольного запоминания он постепенно переходит к сознательному. Это можно увидеть на примере того, как ребенок заучивает объемные стихотворения с незнакомыми словами, пересказывает большой отрывок из прозы. Встретившиеся незнакомые слова малышу желательно объяснять, чтобы развивалась еще и смысловая память:

  • концентрироваться на одном занятии ребенок способен уже до 10-15 минут без перерыва;
  • удерживает в поле зрения и запоминает до 8 предметов, знает порядок их расположения;
  • может назвать, какой из предметов пропал, какой новый предмет появился;
  • находит до 6 отличий в картинках или похожих предметах, игрушках;
  • легко запоминает детские стихи, считалочки, короткие сказки, охотно рассказывает их;
  • пересказывает содержание сюжетных картинок;
  • запоминает последовательность событий, рассказывает, что происходило сегодня, вчера, несколько дней назад;
  • быстро запоминает новые слова и их значение, иноязычные слова, не путает слова родного и иностранного языков.
  • Словарный запас ребенка уже достаточно велик и разнообразен, он способен ясно и четко изложить свои мысли, не путаясь в словах. В своих высказываниях он использует слова всех частей речи, правильно строит предложения, используя сложные предложения и конструкции с обращениями, вводными словами, однородными членами. Словарный запас малыша постоянно пополняется, а речевые навыки совершенствуются с каждым днем:

  • Четко произносит почти все звуки, исключение может составлять . В этом возрасте при западении каких-либо звуков стоит подумать о занятиях с логопедом.
  • Активно использует все формы слов, включая наклонения и времена глагола, сравнительные и превосходные формы прилагательных и наречий, которые не так просто даются малышам.
  • Определяет интонационную окрашенность предложения: повествовательное, восклицательное, вопросительное, умеет придавать нужную интонацию своему высказыванию. С выражением рассказывает стихотворение.
  • Называет фамилию, имя и отчество свое и своих родителей, воспитателя и других знакомых людей.
  • Правильно называет полный адрес проживания, включая область и населенный пункт.
  • Редко какой ребенок в 5 лет путает значение слов «вчера», «сегодня», «завтра», названия приемов пищи и прочие понятия, а если и путает, то уже способен сам себя поправить.
  • Речевое мышление пятилетнего ребенка становится наглядно-образным, когда он не повторяет услышанные слова и фразы, а воспроизводит мысли, возникшие в его голове. Речь используется в основном для общения, поэтому преобладает диалоговая форма разговора, на долгие монологи малыш еще не способен. Для развития речи в этот период очень важно поддерживать диалог с ребенком, провоцировать, чтобы он задавал вопросы, и отвечать на них.

    У ребенка уже хорошо развита координация движений. Он успел узнать обо всех возможностях своего тела и активно использует их, совершенствуя с каждым днем. Минимальный набор того, что должен уметь делать ребенок в 5 лет:

  • Быстро и без остановки пробегает достаточно большое расстояние, преодолевает препятствия на пути, не останавливаясь: обегает небольшие бугорки или забегает на них, перепрыгивает через канавы и ямы.
  • Любит играть с мячом и делает это очень уверенно: ловит мяч и точно кидает его на большие расстояния, не промахиваясь, бьет по нему рукой или ногой.
  • Хорошо держит равновесие: уверенно проходит по узкой доске, лежащей горизонтально, или по бордюру тротуара.
  • Отлично развит вестибулярный аппарат, поэтому ребенку доставляют удовольствие такие развлечения, как раскачивание на качелях и кружение на каруселях, кувырки и прыжки.
  • Уверенно забирается и спускается по вертикальной лестнице, может висеть на верхних перекладинах, держась двумя, а то и одной рукой.
  • Руки и ноги становятся настолько сильными, что некоторые дети способны не просто удерживаться на канате, но и немного забираться по нему вверх.
  • Ребенок очень вынослив, ему под силу вынести длительные прогулки и переходы, особенно если из них он выносит новые для себя впечатления.
  • Родителям необходимо проводить регулярные занятия, направленные на развитие мелкой моторики, так как у ребенка в возрасте 5 лет она должна быть уже хорошо развита:

    1. он уверенно и правильно держит ручку, карандаш и кисточку, контролирует силу нажатия на них;
    2. раскрашивает рисунки, не выходя за контур;
    3. рисует по клеточкам буквы или фигуры по образцу;
    4. лепит из пластилина мелкие детали;
    5. завязывает и развязывает узлы на шнуре.
    6. Видео: Развиваем мелкую моторику.

      Социально-бытовые навыки

      Ребенок в возрасте пяти лет с интересом подолгу играет один, однако больше привлекают совместные игры, среди которых отдает предпочтение ролевым и подвижным. Правила игры ребенок может узнавать от взрослых, других детей, а может придумать их на ходу самостоятельно. Любит спектакли, детсадовские и домашние, пальчиковые и кукольные представления, выучивая свою роль и воспроизводя ее без подсказок.

      Все привитые родителями бытовые навыки ребенок выполняет самостоятельно и без напоминаний:

    7. проснувшись утром, идет умываться и чистить зубы, те же процедуры проводит и перед сном;
    8. возвращаясь с улицы, снимает обувь и верхнюю одежду;
    9. моет руки перед едой;
    10. пользуется всеми столовыми приборами, в том числе и ножом, разрезая еду на небольшие кусочки;
    11. купается самостоятельно, тщательно натирая все части тела мочалкой, однако не стоит оставлять ребенка в ванной без присмотра.
    12. Эмоциональное развитие

      Главные черты характера маленького человека практически сформированы, уже сейчас можно заметить, каким он будет. Этот возраст психологи считают самым спокойным: одни возрастные кризисы позади (2 и 3 лет), другие только предстоит (7 лет) пережить.

      В 5 лет ребенок легко идет на компромисс, с ним просто договориться, он не капризен, не пытается доказывать свое мнение, чаще всего делает так, как говорят родители. Почти всегда он пребывает в отличном настроении, пытается узнать как можно больше нового, и эти открытия по-настоящему радуют его.

      В общении появляются предпочтения: одни люди нравятся, другие – нет, и к ним ребенок может проявлять агрессию. Задача родителей в этом случае – контролировать эмоции малыша, объяснять правила поведения. Ребенок этого возраста не должен стесняться подходить к группе детей, знакомиться с ними, заводить разговор.

      www.prosto-mariya.ru

      Ребенок отметил свой первый юбилей – ему исполнилось пять лет. Отныне он уже считается старшим дошкольником, и родители все чаще задумываются о подготовке к школе.

      В этом возрасте уже можно целенаправленно обучать детей на занятиях. Но детство имеет ценность само по себе, а не только как период подготовки к взрослой жизни. Это чудесное время, которое должно быть наполнено радостью и беззаботностью, шумными играми и волшебными сказками, невинными шалостям и бесконечной родительской любовью.

      Дети в возрасте пяти лет активно растут вверх. Ребенок вытягивается, как молодое деревце, при этом почти не поправляясь: все уходит в развитие скелета и мышц.

      Для обеспечения такого интенсивного роста организму необходима энергия, поэтому следите за его питанием: оно должно быть сбалансированным и качественным.

      В рационе ребенка должно быть как можно меньше вредных продуктов – сладкого, мучного, жареного, острого и жирного. А вот овощей, свежих и тушеных, а также домашних супов, котлет и компотов – как можно больше.

      Старайтесь не разрешать ребенку «кусочничать». Привычка перехватывать что-либо на бегу каждые полчаса вредна для пищеварительной системы.

      Обращайте внимание на физическое развитие ребенка, на спорт, которым он занимается. Высокие нагрузки профессионального спортсмена детям этого возраста не подходят, потому что развитие организма еще не завершилось.

      Психологические особенности

      Мышление пятилетки преимущественно образное, однако именно в этот период формируются предпосылки словесно-логического мышления. Ребенок начинает оперировать абстрактными категориями, он пытается анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и сравнивать.

      Кроме того, появляется целенаправленное планирование. Теперь ребенок может задать себе цель, разбить весь путь ее достижения на этапы, последовательно реализовывать свой план, корректируя его на ходу, если требуется. Действия ребенка уже не являются спонтанными, вызванными сиюминутными желаниями. Напротив, его поведение становится более осознанными.

      Более осмысленно старший дошкольник начинает ориентироваться и в собственных переживаниях. Он понимает, что означает «Мне грустно», «Я радуюсь» и так далее.

      При этом ребенок не только осознает свои эмоции в данный конкретный момент, но и способен их обобщать. Если у ребенка несколько раз не получилось красиво вырезать картинку, то он уже негативно оценивает свои способности в целом: «Я не умею вырезать».

      Речь ребенка пяти лет внятная и четкая. Он может рассказать историю, описать предмет, перечислить его качества, дать свою оценку событию. Он хорошо рассуждает, с удовольствием реагирует на шутки и иногда шутит сам.

      Дети используют все части речи, в том числе наречия, предлоги и союзы, правильно склоняют существительные, употребляют будущее и прошедшее время, множественное и единственное число.

      В целом, к пяти годам ребенок осваивает грамматическую структуру родного языка. Словарный запас продолжает расширяться.

      Главной деятельностью ребенка пяти лет остается игра. Помимо уже освоенных – сюжетно-ролевой и режиссерской – на этом этапе появляются игры с правилами, игры-соревнования и дидактические игры

      Игры с правилами не подразумевают каких-либо ролей. Однако участие в них требует неукоснительного соблюдения определенных правил, которые оговариваются заранее и должны выполняться всеми участниками.

      Обычно дети внимательно следят друг за другом, и на любое нарушение правил кем-либо из игроков реагируют замечаниями и протестом. Огорчаются они и в том случае, когда сами случайно нарушают правила. Это говорит о том, что у детей в этом возрасте появляются первые формы самоконтроля.

      Среди игр с правилами наиболее популярны такие подвижные игры, как «Прятки», «Классики», «Скакалки», а также настольно-печатные – разные «ходилки» с кубиками, «Шашки», «Домино» и так далее.

      Особое место в жизни дошкольника занимают игры-соревнования, например, спортивные. Для участников таких игр главным стимулом является выигрыш – личный или командный.

      Проигрывать дети дошкольного возраста, как правило, не любят и не умеют, и взрослые зачастую искусственно создают ситуацию «Победила дружба». Тем не менее, ребенка нужно научить принимать разные исходы игры. Именно так у детей формируемся мотивация достижения успеха.

      Дидактические игры используются как средство обучения дошкольников. Такие игры организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств или умений. «Посмотри и запомни», «Что исчезло», «Что лишнее», «Назови одним словом» – примеры дидактических игр, направленных на развитие памяти, внимания и мышления.

      В старшем дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться предпосылки учебной деятельности. Конечно, ребенок учится с момента своего рождения: хватать предметы, ходить, говорить. Но происходит это как бы спонтанно, по программе, заложенной природой. И лишь к пяти годам ребенок способен эффективно обучаться по специальным педагогическим методикам.

      Существует огромное количество программ дошкольного образования. Они могут реализовываться как в детских садах, центрах развития, так и родителями дома.

      При выборе конкретных пособий следует ориентироваться не только на предметное содержание – счет, чтение, письмо, иностранный язык и прочее. Существенное значение имеет то, насколько программа отвечает потребностям самого ребёнка.

      Занятия должны включать в себя разные игровые компоненты, и обязательно – подвижные упражнения. Следует помнить – ребенок в этом возрасте способен удерживать внимание на одной деятельности не более 15-20 минут.

      Рисование, лепка, конструирование – все эти виды деятельности, как и ранее, должны обязательно присутствовать в жизни дошкольника. На данном этапе в них гораздо чаще реализуется собственный замысел ребенка, нежели заданный взрослым образец.

      Однако роль взрослого по-прежнему важна: он знакомит ребенка с различными материалами для творчества, демонстрирует новые технические приемы, все чаще привлекает к своей, «взрослой» творческой деятельности.

      Покажите ребенку, что кроме цветных карандашей, фломастеров и красок, для рисования можно использовать художественную пастель и тушь. Вместо бумаги возьмите ткань, стекло или дерево. Попробуйте лепить не только из пластилина, но и из глины или воска. Посещайте вместе с ребенком разные мастер-классы – мыловарение, валяние из шерсти, гончарное ремесло.

      Конструирование в этом возрасте начинает трансформироваться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок создает что-то полезное. Например, строит кормушку для птиц или мастерит елочное украшение. В процессе таких занятий у детей формируются трудовые навыки и умения пользоваться различными инструментами, совершенствуется мелкая моторика и развивается практическое мышление.

      Автор: детский психолог Кристина Кисленко

      deti.mail.ru

      Особенности развития ребенка в 5 лет

      Развитие ребенка в 5 лет выходит на новый этап. Он вполне взрослый и самостоятельный, многому успел научиться. Пятилетки прекрасно владеют своим телом, говорят длинными предложениями, считают до десяти, а то и до двадцати. Умеют рисовать, знают буквы, начинают писать. Родители не успели заметить, как их миленький карапуз превратился в дошкольника. Основное задание сейчас подготовить малыша к школе, не отбив у него желания учиться.

      Особенности развития ребенка в 5 лет

      Физическое развитие пятилетнего ребенка

      Рост мальчика к пяти годам достигает 106-116 см, вес – 16,4-19,7 см, охват грудной клетки – 52,0-57,0 см. Девочки к пяти годам вырастают до 102-111 см, весят они 15,4-19,0 кг, окружность грудной клетки у них 51,6-56,6 см. В этом возрасте все больше начинает проявляться разница в показателях нормы между детьми разных полов. Мальчики выше и крепче, девочки более деликатные. Физические показатели также зависят от генетических особенностей детей. Большинство пятилеток худые, вся энергия у них идет в рост скелета и укрепление мышц.

      Пятилетние дети очень активные. Они могут пробежать 60-70 метров без передышки, двигаться с помощью прыжков, спрыгивать с высоты в 20-30 сантиметров. Ловко перескакивают с одной ноги на другую, ползают по лестницам, ходят на носочках. Подниматься и спускаться со ступенек могут с небольшим грузом в руках. Игра ребенка в мяч становится виртуозной. Он попадает в цель с одного метра, проводит мячик между предметами, бросает друзьям и ловит его на лету. Совершенствуется у детей координация движений. Они прекрасно ходят по узкой доске, перешагивают и перепрыгивают через препятствия, проползают под планкой, расположенной на высоте 40 см над землей. В конце пятого года многие детки умеют ездить на двухколесном велосипеде.

      Мелкая моторика и бытовые навыки

      Мелкая моторика рук к пяти годам тоже совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки и пуговички, лепят из пластилина самые разные фигурки, играют в сложные конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом кисточками, карандашами и фломастерами. Картинки у них получаются вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге. В разрисовке не выходят за контуры, когда раскрашивают картинки и мелкие детали. Ребенку получаются сложные аппликации, поделки. Он пробует делать из бумаги оригами, он отлично складывает пазлы из десятка деталей.

      В быту малыш к пяти годам становится вполне самостоятельным. Он ест ложкой, ножом и вилкой, пьет из кружки. Знает правила этикета за столом, не капризничает, и не разбрасывает еду. Сам умывается, чистит зубки и полощет ротик. Одевается без посторонней помощи, умеет застегивать молнию, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговички. Позвольте ребенку совершенствовать свои бытовые навыки, не помогайте без надобности. Пускай многие вещи он делает медленно, но таким образом малыш учится себя обслуживать. Дети, которые ходят в садик, часто справляются с бытовыми вещами намного лучше, чем те, которых воспитывают в домашних условиях.

      Умственное развитие пятилетних детей

      Интеллектуальное развитие детей пятого года жизни определяется следующими параметрами:

    13. Способностью концентрировать внимание
    14. Умением воспринимать информацию
    15. Развитием логического мышления
    16. Памятью
    17. Воображением.
    18. Концентрация внимания ребенку в 5 лет дается нелегко. Он пока не может сосредотачиваться на работе с помощью волевого усилия. Легко отвлекается, переключается с одного дела на другое. Он продолжает воспринимать информацию в ходе игры, занимается только тем, что ему интересно. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом. Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание. Он предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном месте.

      Дети очень быстро впитывают новую информацию

      Дети в пять лет впитывают новую информацию, как губки. Они интересуются всем и задают сотни вопросов. В этом возрасте уже проявляются способности и наклонности. Одному ребенку лучше дается счет и математика, другой охотнее занимается творчеством, а третьему больше нравится слушать и читать книги. Есть особенности зрительного и слухового восприятия. Одни лучше запоминают информацию, рассматривая картинки или фильмы, другие – прослушав ее. К пяти годам дети уже хорошо различают и называют цвета, формы предметов. Труднее обстоит ситуация с восприятием времени, особенно длинных промежутков. Ребенку трудно понять, что такое неделя, месяц, год. Часы и календарь для малыша остаются вещами абстрактными. Он еще не знает, как с ними обращаться.

      Особенности мышления детей в пять лет

      У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе игры новыми предметами. Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы. Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами.

      Память к пяти годам совершенствуется. Дети быстро схватывают информацию, но также быстро ее забывают. Выученный стишок, если его не повторять, через пару дней уже не могут рассказать. Лучше запоминать ребенку получается то, что произвело на него сильное впечатление. Например, слова понравившейся песенки он будет помнить очень долго. А стихотворение, выученное под принуждением, тут же забудет.

      Любят дети в этом возрасте ролевые игры. У них очень сильно развито воображение, в процессе игры они представляют себя летчиками, шоферами, сказочными принцессами. Часто путают реальность с воображаемым миром. Придумывают себе друзей и разговаривать с ними. Иногда боятся монстров, которые существуют лишь в их фантазии. Бывает, что ребенок обманывает взрослых, рассказывает истории, которых на самом деле не было. Не нужно переживать, малыш не растет вруном. Для развития его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, он должен пройти такой этап в жизни, когда фантазии смешиваются с реальностью. Пройдет совсем немного времени, и его воображение не будет столь бурным.

      Речевое развитие ребенка в пять лет

      Словарный запас малыша пятого года жизни большой, составляет около 3000 слов. Он выговаривает большинство звуков, проблемы бывают с буквой «р» и некоторыми шипящими. Процесс развития речи идет у детей параллельно с развитием мышления. Вместе с новой информацией они усваивают и новые слова. Потому так важно, чтобы родители больше разговаривали с малышом, следили за своей речью, произносили слова и фразы правильно, избегали громких звуков. Ведь ребенок копирует взрослых вместе с их ошибками.

      Предложения, которыми говорит пятилетний дошкольник, состоят из 5-6 слов. В детском словаре присутствуют существительные во всех падежах, глаголы, наречия, краткие причастия. Ребенок использует все времена, превосходную степень, уменьшительные формы, пользуется синонимами и антонимами. Хотя и допускать иногда грамматические ошибки. Дети в пять лет могут самостоятельно образовать прилагательное от существительного. Речь их логически выстроена, они способны общаться на отвлеченные темы. Теперь дошкольник пересказыват сказки, улавливая их основной смысл. Без помощи взрослых декламирует стихи, активно используя разные интонации. Ребенку нравиться придумывать новые слова, которых нет в литературном языке. Например, машинки он может назвать «ездилки», раскраски – «разукрашки».

      Эмоциональное и социальное развитие пятилетних детей

      К пяти годам дети учатся контролировать свои эмоции, это у них неплохо получается. Психологическое развитие выходит на тот уровень, когда ребенку проще давать оценку своим поступкам, сдерживать импульсивные желания. Сейчас он хорошо говорит и может выразить словами все, что хочет. Потому малыш начинает себя чувствовать более уверенно, ведь его все понимают. Улучшается у детей усидчивость и терпеливость. Они могут спокойно ждать своей очереди, просить разрешения взять ту или иную вещь.

      С чужими людьми ребенок еще бывает стеснительный, но намного легче идет на контакт, чем раньше. Дети предпочитают групповые игры индивидуальным. Умеют делиться своими игрушками, угощать друг друга вкусностями. В процессе игры придерживаются правил, уступают друг другу, если это необходимо. Теперь у них появилось чувство справедливости, они стараются не обижать своих сверстников напрасно. Ребенок бывает нервный и сильно расстраивается, когда, по его мнению, кто-то поступает неправильно.

      Малыш уже помогает родителям

      Малыш к пяти годам научился помогать родителям по дому и с удовольствием это делает. Он продолжает копировать их поведение. Так что не стоит ждать от ребенка, что он будет делать вещи, которые не делают папа с мамой. В этом возрасте формируется личность малыша, его привычки. Важно заложить в следующие два года в него все навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Учите дошкольника проявлять инициативу, дайте ему возможность выбора. Например, когда идете на улицу спросите, что малыш хочет надеть. Выбор должен быть четким, между 2-3 вещами. Также спрашивайте, что ребенку хочется съесть, блинчики или пюре из картошки, яблоко или банан. У него будет повышаться самооценка, дошкольник почувствует себя важной личностью. Вместе с тем, у него выработается чувство ответственности за свой выбор.

      Возрастные проблемы в пять лет могут быть связаны с гиперактивностью. Ребёнок становится неуправляемый и агрессивный, обижает своих друзей, плохо идет на контакт с другими детьми. Иногда у него нарушен сон, малыш кричит по ночам, просыпается. Причины такого поведения могут быть разными, от домашних проблем, до трудностей в детском коллективе. Ребенку может понадобиться консультация невролога или психолога. Только они дадут правильные советы, как вести себя с трудным дошкольником, как исправить недостатки воспитания и общения с ним.

      Режим и питание ребенка в 5 лет

      Для нормального роста и развития ребенку в пять лет нужно правильно питаться. Его стол полностью отвечает столу взрослых. Если вы сами придерживаетесь правил здорового питания, можете не готовить малышу отдельные блюда. Следите, чтобы он не ел слишком много жареного, копченостей. Не следует поощрять перекусы, лучше всего, когда ребенок ест 4 раза в день и в одно и то же время. Пятилетние дети очень любят сладости. У родителей возникает вопрос, можно ли давать их малышу и как часто. Вот список продуктов, которые желательно исключить из детского меню:

    19. Леденцы, которые содержат много сахара и красители. Они вызывают кариес и проблемы с желудком.
    20. Шоколад. В нем много веществ, которые возбуждают нервную систему
    21. Чипсы и сухарики, содержащие вредные жиры, соль и приправы.
    22. Газированные напитки, в которых много сахара, консервантов, ароматизаторов и красителей.
    23. Вот что лучше всего покупать ребенку:

    24. Халва. В ней немного сахара, зато есть полиненасыщенные жирные кислоты, необходимые для развития нервной системы, и ряд витаминов.
    25. Белый шоколад. Содержит молоко и масло какао, не вызывает возбуждения нервной системы.
    26. Зефир состоит из сахара, фруктового желе, пектина и яичных белков. Положительно влияет на обмен веществ.
    27. Мед, ягодки, сухофрукты – содержат витамины, регулируют работу кишечника.
    28. Через год дошкольник станет школьником, потому так важно уже сейчас приучать его к режиму. Дети должны вовремя ложится спать, не позднее девяти часов вечера. Утро начните с гигиенических процедур и полноценного завтрака. Желательно, чтобы просыпался, умывался и ел малыш в одно и то де время. Затем нужно уделить время занятиям и утренней зарядке. Уроки и дальше должны проходить в форме игры, но следует тренировать усидчивость и внимательность дошкольника. После занятий обязательно с ребенком гулять. Многие дети к пяти годам днем уже не спят. Но если ваш малыш любит вздремнуть после обеда, это не отклонение от нормы. Просто его нервная система требует больше отдыха. Вечерние занятия не должны быть такими интенсивными, как утренние. Просто поиграйте с карапузом в игры развивавшки или прочитайте сказку.

      Занятия с ребенком пяти лет

      Для нормального физического развития ребенку нужно много двигаться. Некоторые дети к пяти годам уже посещают спортивные секции. Если вы не ставите перед собой задачи сделать из малыша чемпиона, можете ограничиться утренней зарядкой. Купите домой несколько простых тренажеров —перекладину, кольца, гимнастическую стенку. Упражнения следует делать ежедневно в одно и то же время. Неплохо, если вы придумаете к ним музыкальное сопровождение. Как правильно заниматься с малышом подскажет развивающее видео. Используйте для спортивных игр время прогулки. Пускай ребенок играет в мяч, бегает на площадке, преодолевает препятствия. Ни в коем случае не запрещайте ему бегать со сверстниками. Пускай носится, играет в догонялки, не бойтесь, что малыш упадет. Ведь без ушибов не проходит жизнь ни одного мальчика или девочки.

      В пять лет ребенка нужно готовить к школе. Если он еще не освоил весь алфавит, самое время этим заняться. Пригодится книжка или таблица с буквами, кубики пятилетке могут быть уже не интересными. Купите дошкольнику тетрадь и учите понемножку писать буквы. Чтобы процесс проходил легче, сначала предложите ручкой обрисовать контуры.

      Математические занятия можно проводить с помощью специальных палочек для счета, пригодятся развивающие пособия с простыми детскими задачками. Не паникуйте, когда ваш ребенок протестует и не хочет учиться. Он не ленивый, ему просто не интересна пока учеба. Попробуйте превратить занятия в игру, только так пятилетку можно заставить осваивать новый материал.

      Творческое развитие детей

      Творческое развитие детей не менее важно, чем умственное. Малыши в 5 лет хорошо рисуют, следует поощрять их способности. Предложите новые материалы, пускай рисует не только акварелью, но и гуашью или акрилом. Пригодятся для занятий мелки, карандаши, фломастеры, маркеры. Увидите, что ваш малыш с помощью новых материалов может создавать великолепные картинки. Кроме рисования, займитесь с ним лепкой и аппликацией, сложите вместе оригами. Такие упражнения помогают развивать мелкую моторику, тренируют координацию пальчиков. Это пригодится ему во время подготовки к школе.

      sputnikdetstva.ru

      Этот сайт для детей и их родителей

      Что должен знать ребенок 4-5 лет

      Тестируем знания и умения ребенка 4-5 лет

      Для того чтобы родители смогли проверить, владеет ли их ребенок базовыми знаниями для его возраста, им

      необходимо представлять, что должен знать и уметь ребенок 4-5 лет. Но также, необходимо помнить, что эти знания накладываются на базовые знания, которыми ребенок должен овладеть к 3-4 годам, об этом можно узнать из статьи «Что должен знать ребенок 3-4 лет».

      К пяти годам происходит значительный скачок в развитии ребенка. Отмечается активное развитие речи, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики рук.

      К 4-5 годам ребенок должен научиться считать в пределах первого десятка, от 1 до 10, знать, как письменно обозначаются цифры от 1 до 10.

      Хорошо, если ребенок умеет сравнивать предметы по величине (длине, высоте, ширине). Если малыш еще не владеет этим умением, необходимо научить его этому, размещая предметы в порядке уменьшения или увеличения размера. Начните с трех предметов, доведя к пяти годам количество предметов до десяти.

      В этом возрасте ребенок должен научиться ориентироваться на листе бумаги, знать и понимать понятия «сверху», «снизу», «справа», «слева».

      Уметь делить группу предметов на две равные части.

      К 4-5 годам ребенок должен уметь находить антонимы (слова, противоположные по значению) к заданным словам. Это умение отлично развивается в словесных играх.

      Научите ребенка образовывать обобщающие слова, например, шапка из меха-меховая шапка. А также, образовывать новые слова, например сахар лежит где (в сахарнице).

      Изменять форму глагола, согласовывая с другими словами в предложении: (Я хочу гулять — Мы хотим гулять — Ты хочешь гулять — Вы хотите гулять — Он хочет гулять — Они хотят гулять).

      Ребенок должен уметь объяснить смысл услышанного предложения или небольшого текста и вычленить главную мысль.

      Необходимо тренировать умение составлять небольшой рассказ по картинке, соблюдая правильный порядок слов в предложении.

      Ребенок к 4-5 годам учится определять место буквы в слове, например, где находится буква «А» в слове аист: в начале, в середине или в конце слова.

      Уметь делить слова на слоги и определять, сколько слогов в слове.

      Различать на слух твердые и мягкие согласные.

      Хорошо, если ребенок может прочитать простые короткие слова.

      К 4-5годам ребенок должен знать имена и фамилии своих родителей, братьев и сестер.

      Называть признаки времен года.

      Знать части суток, уметь ориентироваться в них, а также рассказывать, чем он занимается в разное время суток.

      Малыш должен уметь объяснить, чем отличается сад от огорода.

      Называть, какие животные живут в жарких странах, а какие в холодных.

      Хорошо, если ребенок может рассказать о назначении служебных машин.

      Знать некоторые виды спорта.

      Ребенок должен уметь находить предмет по контуру.

      Сравнивая две схожие картинки, находить пять-шесть отличий.

      Из пяти-шести картинок уметь находить две абсолютно одинаковые.

      Глядя на целую картинку, найти на ней место отдельного фрагмента. Хорошо тренирует это умение игра в кубики, пазлы.

      Находить общий признак у пяти предметов.

      В этом возрасте начинает формироваться произвольное запоминание. Взрослым необходимо учить ребенка приемам запоминания. Для этого можно использовать игры для развития памяти.

      В 4-5 лет ребенок, глядя на картинку 30-60 секунд, должен запомнить 4-5 предметов, изображенных на ней.

      Учите ребенка запоминать пары предметов, используя ассоциативный способ запоминания, например: корзинка — ягодка; дерево — яблоко; курочка — цыпленок. Покажите сначала пары картинок, а потом по одной картинке из пары, вторую картинку ребенок должен вспомнить сам.

      Ребенок должен запомнить и воспроизвести количество предметов в пределах пяти, цвета пяти предметов.

      Рассматривая сюжетный рисунок, ребенок должен запомнить и воспроизвести как можно больше деталей.

      К 4-5 годам ребенок должен уметь называть группу предметов обобщающим словом: овощи, фрукты, звери, птицы, одежда, посуда, мебель и т.д.

      Уметь находить в группе предметов лишний предмет, не относящийся к этой группе и объяснять свой выбор.

      Уметь находить предметы по описанию их признаков (придумывание и отгадывание загадок), находить общие признаки у 3-4 предметов.

      В этом возрасте ребенок должен научиться определять последовательность событий.

      Уметь решать несложные логические задачи.

      Очень важно в этом возрасте продолжать развивать мелкую моторику рук ребенка, подготавливать руку малыша к письму.

      Учить ребенка правильно держать в руке ручку, карандаш, кисточку.

      Учить аккуратно заштриховывать картинку.

      Аккуратно обводить картинку по пунктирной линии.

      Проанализируйте, что знает и умеет ваш ребенок в 4-5 лет. С какими заданиями ваш малыш справляется с легкостью, а какие вызывают у него трудности. Может быть, малыш не понял задание, или у него недостаточно знаний и умений. Уделите развитию недостающих навыков больше внимания. Не следует перегружать ребенка. В этом возрасте он способен удерживать внимание 15-20 минут. И не забывайте хвалить малыша.

      stotysyhc.ru

      Смотрите так же:

      • Лечение отита у взрослых и детей Воспаление уха хронического характера Хронический отит – вялотекущее воспаление в среднем ухе, которое характеризуется периодическим истечением гнойного экссудата из слухового прохода. Деструкция барабанной перепонки приводит к стремительному развитию кондуктивной тугоухости и аутофонии. При несвоевременном обращении к врачу […]
      • Ребенок родился с зубом почему Ребенок родился с зубами У большинства младенцев первые зубки «проклевываются» в возрасте шести-восьми месяцев, но изредка встречаются ситуации, когда новорожденный появляется на свет уже с одним или несколькими зубчиками либо первый из них прорезывается у крохи в первый месяц жизни. С чем это связано, почему у только что родившегося […]
      • Льготы для семьи из 5 детей Какие льготы положены многодетным семьям? В настоящее время все больше семей отваживаются родить трех и более детей. Еще 10 лет назад о втором не думали 90% российских семей. Если в семье появляется третий малыш, то она ставится многодетной. Растить троих детей обычной семье сложно, поэтому родителям надо заранее узнать, какие льготы […]
      • Шпаргалки по детская психология Шпаргалки По Дошкольной Психологии Для Студентов Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном. Шпаргалка по возрастной психологии Солодилова О.П. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений. Детская […]
      • Можно ли прописать ребенка без родителя Можно ли прописать ребенка временно в квартиру и чем опасна прописка для собственника? К сожалению, не всегда у родителей или законных представителей есть возможность зарегистрироваться (или, говоря простым языком, прописаться) на ту или иную территорию вместе со своими несовершеннолетними детьми. А медицинское обслуживание, как и […]
      • Комплексное лечение насморка у детей Комплексное лечение аллергического насморка Аллергический насморк характеризуется покалываниями в носу, зудом, обильными носовыми водянистыми выделениями, затрудненным дыханием, частым чиханием или кашлем. Нередки и случаи раздражительности, головной боли, слезотечения и зуда век. Про лечение аллергического ринита: Самым эффективным […]
      • Чем поить 6 месячного ребенка Меню 8-месячного ребёнка. Что и как вводить? Меню 8-месячного ребёнка уже должно быть вполне разнообразным. Рацион малыша, находящегося на искусственном вскармливании, значительно отличается от «грудничкового», так как у первых прикорм вводится на 1 месяц раньше: вместо положенных 6 месяцев - в 5. В этом возрасте ребёнок уже […]
      • Ребёнок в 25 месяца развитие Развитие ребенка в 5 месяцев В первый год развитие младенца проходит очень стремительно. Кроха постоянно радует новыми умениями и маленькими достижениями. Пятимесячный ребенок очень сильно отличается от новорожденного карапуза. Чему научился малыш к 5-месячному возрасту и как родители могут стимулировать развитие крохи в 5 […]