Развитие ребенка в период младенчества

1.Период младенчества (первый год жизни).

1.1. Новорожденность и ее особенности.

Процесс рождения ребенка – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи говорят о кризисе новорожденности.

Рождаясь, ребенок физически отделяется от матери. Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная среда, иной тип дыхания, смена питания. Приспособиться к этим новым чувствам и условиям ребенку помогают наследственно закрепленные механизмы – безусловные рефлексы.

1. Система пищевых рефлексов – при прикосновении к углам губ или языку появляются сосательные движения, а все остальные тормозятся.

2. Закрытие глаз – действие яркого света (раздражитель); шлепок по переносице; хлопок руками возле головы ребенка.

3. Сгибание рук – поворот головы направо; разведение локтей в сторону.

4. Сжатие и разжимание пальцев рук – касание пальцами ладони руки.

5. Сжатие пальцев ног – нажатие пальцем на подошву ребенка.

6. Колено и стопа сгибаются – укол булавкой подошвы.

7. Попытки поднять голову – на живот.

К концу первого месяца жизни появляются и первые условные рефлексы. В частности, ребенок начинает реагировать на позу кормления: как только он оказывается на коленях у матери, у него возникают сосательные движения.

Из всех органов чувств главнейшее значение для человека имеет зрение. Оно первым начинает активно развиваться в самом начале жизни. Уже у месячного ребенка можно зафиксировать следящие движения глаз. Сначала такие движения осуществляются в основном в горизонтальной плоскости, потом появляется слежение по вертикали и, наконец, к двухмесячному возрасту отмечаются элементарные криволинейные, например круговые, движения глаз. Зрительное сосредоточение, то есть способность фиксировать взор на предмете, появляется на втором месяце жизни. К концу его ребенок может самостоятельно переводить взгляд с одного предмета на другой.

Достаточно хороший уровень развития движений глаз можно отметить у ребенка примерно к трехмесячному возрасту. Процесс формирования и развития этих движений не полностью предопределен генетически, его скорость и качество зависят от создания соответствующей внешней стимулирующей среды. Глазные движения детей развиваются быстрее и становятся более совершенными при наличии в поле зрения ярких, привлекательных предметов, а также людей, совершающих разнообразные движения, за которыми может наблюдать ребенок.

Примерно со второго месяца жизни у ребенка отмечается способность к различению простейших цветов, а на третьем — четвертом месяцах формы предметов. В две недели у младенца, вероятно, уже сформировался единый образ лица и голоса матери. Опыты, проведенные учеными, показали, что младенец проявляет очевидное беспокойство в том случае, если перед его взором появляется мать и начинает говорить «не своим» голосом или когда чужой, незнакомый человек вдруг «заговаривает» голосом матери (такая экспериментальная ситуация с помощью технических средств искусственно создавалась в ряде экспериментов с детьми младенческого возраста).

К трех — четырехмесячному возрасту, дети своим поведением отчетливо показывают, что они предпочитают видеть, слышать и общаться лишь со знакомыми людьми, как правило, с членами семьи. В возрасте около восьми месяцев ребенок проявляет состояние видимого беспокойства, когда в поле его зрения оказывается лицо незнакомого человека или когда он сам попадает в незнакомую обстановку, даже если в этот момент времени рядом с ним находится родная мать. Боязнь чужих людей и незнакомого окружения довольно быстро прогрессирует, начиная с восьмимесячного возраста и до конца первого года жизни. Вместе с ней растет, и стремление ребенка постоянно находиться рядом со знакомым человеком, чаще всего с матерью, и не допускать долгой разлуки с ним. Наивысшего своего уровня эта тенденция возникновения страха перед чужими людьми и боязни незнакомой обстановки достигает примерно к 14 — 18 месяцам жизни, а затем постепенно уменьшается. В ней, видимо, проявляется инстинкт самосохранения в тот особо опасный для ребенка период жизни, когда его движения неуправляемы, а защитные реакции слабы.

Рассмотрим некоторые данные, которые характеризуют развитие восприятия предметов и памяти у детей в младенческом возрасте. Замечено, что такое свойство восприятия, как предметность, то есть отнесенность ощущений и образов к предметам окружающей действительности, возникает к началу раннего возраста, около одного года. Вскоре после рождения ребенок способен различать тембр, громкость и высоту звуков. Способность запоминать и хранить образы в памяти в своих первичных формах также складывается у младенца в течение первого года жизни. До 3 — 4 — месячного возраста ребенок, по — видимому, в состоянии хранить образ воспринятого предмета не более одной секунды. После 3 — 4 месяцев время сохранения образа увеличивается, ребенок приобретает способность узнавать лицо и голос матери в любое время дня. В 8-12 месяцев он выделяет предметы в зрительном поле, причем узнает их не только в целом, но и по отдельным частям. В это время начинается активный поиск предметов, внезапно исчезнувших из поля зрения, что свидетельствует о том, что ребенок сохраняет образ предмета в долговременной памяти, надолго выделяет его из ситуации и соотносит с ней, то есть фиксирует объективные связи, существующие между предметами.

Познавательное развитие младенца предполагает включение механизмов памяти, естественно, простейших ее видов. Первым появляется узнавание. Уже в раннем младенчестве дети способны соотносить новые впечатления с имеющимися у них образами. В 3-4 месяца он узнает ту игрушку, которую показывал ему взрослый. 4-месячный ребенок отличает знакомое лицо от незнакомого. После 8 месяцев появляется воспроизведение — восстановление в памяти образа, когда перед ребенком нет сходного объекта.

Специфика ассоциативной памяти, которая уже есть у детей младенческого возраста, состоит в том, что довольно рано они оказываются способными к созданию и сохранению временных связей между сочетаемыми раздражителями. Позднее, примерно к полутора годам, формируется долговременная память, рассчитанная на длительное хранение информации. Ребенок второго года жизни узнает знакомые предметы и людей через несколько недель, а на третьем году жизни даже через несколько месяцев.

Формирование хватательных движений у ребенка, начинающееся примерно с третьего месяца жизни, оказывает существенное влияние на развитие у него восприятия формы и величины предметов. Дальнейший прогресс в восприятии глубины у детей напрямую связан с практикой передвижения ребенка в пространстве и с действиями освобожденной от локомоторных функций руки. Сенсорные процессы, включаясь в обслуживание практических действий по манипулированию предметами, перестраиваются на их основе, и сами приобретают характер ориентировочно — исследовательских перцептивных действий. Это происходит на третьем и четвертом месяцах жизни.

Младенцам годовалого или близкого к этому возраста присущ отчетливо выраженный познавательный интерес к окружающему миру и развитая познавательная активность.

Они способны сосредоточивать свое внимание на деталях, рассматриваемых изображений, выделяя в них контуры, контрасты, простые формы, переходя от горизонтальных к вертикальным элементам рисунка. Младенцы проявляют повышенный интерес к цветам, у них весьма выражена ориентировочно — исследовательская реакция на все новое и необычное. Младенцы оживляются, воспринимая явления, отличные от тех, с которыми они уже встречались раньше.

Если на первом полугодии жизни ребенок обнаруживает способность узнавать предметы, то в течение второго полугодия жизни он демонстрирует возможность восстановления образа предмета по памяти. Простой и эффективный способ оценить умение ребенка воспроизводить образ заключается в том, чтобы спросить его, где находится известный ему предмет. Ребенок, как правило, начинает активно искать этот предмет поворотами глаз, головы, туловища.

Чем взрослее ребенок, тем лучше он научается выделять информативные признаки воспринимаемого объекта и абстрагироваться от недостаточно информативных. Для того чтобы уловить настроение человека, дети смотрят ему в глаза, прислушиваются к его голосу. Одновременно они обучаются вести целенаправленный поиск нужных информативных элементов.

К концу первого года жизни относятся первые признаки наличия мышления у ребенка в форме сенсомоторного интеллекта.

Дети этого возраста замечают, усваивают и в своих практических действиях используют элементарные свойства и отношения предметов. Дальнейший прогресс их мышления непосредственно связан с началом развития речи.

Начинается в младенческом возрасте и речевое развитие. В первом полугодии формируется речевой слух, а сам ребенок при радостном оживлении издает звуки, называемые обычно гулением. Во втором полугодии возникает лепет, в котором можно различить некоторые повторяющиеся звуковые сочетания, связанные чаще всего с действиями ребенка. Лепет обычно сочетается с выразительной жестикуляцией. К концу 1 года ребенок понимает 10-20 слов.

Младенец интенсивно растет. Рост здорового ребенка за первый год увеличивается примерно в 1,5 раза; вес – почти в 2 раза.

koi.tspu.ru

2.Общая характеристика психического развития в период младенчества Возрастные границы младенчества: 2 месяца – 1 год.

Особенности социальной ситуации развитияв период младенчества: неразрывное эмоциональное единство ребенка и взрослого (ситуация «мы»).

Ведущий тип деятельности – непосредственно-эмоциональное общение с взрослым (по Д.Б. Эльконину), оказывающее решающую роль в психическом развитии младенца. Дефицит общения приводит к формированию явления госпитализма у ребенка, риску отставания в развитии, отклонениям в формировании взаимной привязанности матери и ребенка. Такие дети вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему, речь у них появляется очень поздно, наблюдается отставание в физическом развитии. Матери группы риска формирования депривации у детей: депрессивные, с психическим заболеванием, с нарушением отношений с родителями в собственной семье, матери-подростки.

Противоречие, являющееся основой психического развития ребенка в младенческом возрасте:между максимальной нуждой во взрослом и минимальными средствами взаимодействия.

Особенности развития двигательных функций и действий с предметами

Выделяют следующие движения и действия ребенка:

— Прогрессивные — способствуюшие получению новых впечатлений, рассматривающиеся как показатели уровня развития ребенка.. Наиболее важные прогрессивные движения: хватание, манипулирование предметами, овладение активным передвижением в пространстве (удерживание головы, переворачивание на бок, хватание, сидение, ползание, ходьба).

— Тупиковые — отгораживающие от внешнего мира (упорное сосание пальца, ритмическое покачивание).

Развитие двигательной сферы:

Время появления движений

Тянется за предметом, но, как правило, промахивается

Сидит с поддержкой

Хватает рукой предметы

Сидит без поддержки

Садится без посторонней помощи

Стоит с поддержкой: ползает на животе

Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками

Стоит без поддержки, ходит, держась одной рукой

Ходит без поддержки, приседает и встает

Развитие движений и действий

Важнейшая линия двигательного развития – формирование умений ребенка обращаться с предметами. Взрослому, являющемуся аффективным центром ситуации, необходимо переключать внимание ребенка с себя на предмет, мотивировать активность ребенка, показывать способы действий с предметами. Захватывание (доставание) предмета – первое произвольное целенаправленное действие ребенка.

1 месяц — хаотичное движение рук, пальцы сжаты в кулак;

2 месяца — сжимание и разжимание пальцев рук, вложенный в руку предмет удерживается всей ладонью 2-3 секунды;

3 месяца — удерживает вложенный в руку предмет до 10 секунд, тянет его в рот;

4 месяца — ладони часто раскрыты, протягивает руки к предмету, движение пальцев не дифференцированы;

5 месяцев — противопоставляет большой палец другим, при схватывании предметов доминируют части пальцев;

6-7 месяцев — ребенок размахивает схваченными им предметами, стучит, бросает и снова подбирает их, кусает, перекладывает из руки в руку и т.д., складываются простые манипулятивные действия с предметами, которые одинаковы по отношению к любому предмету, движения пальцев дифференцируются;

8-9 месяцев — берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие — всей ладонью, показывает нос, глаза, машет рукой при прощании, крепко сжимает игрушку, которую отбирают;

10-11 месяцев — манипулирует с предметами, появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых.

Закономерности развития действий с предметами у ребенка первого года жизни:

установление отношений и связей между предметами окружающего мира;

studfiles.net

Профессор Вальтер Штробль

Детские ортопедические консультации в московском ортопедическом центре

г. Москва ул. Трифоновская 11

телефон для записи на консультацию

Педиатрический форум

На Ваши вопросы по проблемам здоровья детей Вам ответит:

Врач-педиатр высшей категории Наталия Донская

Период младенчества длится от 29 дня до 1 года и называется также грудным периодом или младшим ясельным возрастом. Для этого периода характерно усиление обменных процессов, увеличение массы тела и быстрый рост организма при функциональной незрелости многих органов и систем. Особенно уязвимы в этом плане центральная нервная система, органы дыхания и пищеварения.

К 12 месяцу вес ребенка утраивается по сравнению с первоначальной массой, а рост увеличивается на 25 см. Ребенок к концу года уже хорошо сидит, стоит, ползает, начинает ходить и развивается артикуляционный аппарат. Ребенок подражает звукам и начинает произносить первые слоги. Он очень реагирует на интонацию и так как младенец не может общаться с помощью слов, важно чувствовать ребенка и понимать, что он хочет. Необходимо обеспечивать ему всевозможные слуховые, тактильные, зрительные и другие ощущения. В периоде младенчества развивается работа всех анализаторов.

В 6 -6,5 месяцев начинают прорезываться молочные зубы. К концу года их обычно уже 6.

В связи с высоким интенсивным обменом веществ организм требует достаточного количества питательных веществ, витаминов и минералов. Поэтому к питанию ребенка в период младенчества предъявляются высокие требования.

В этом возрасте часто возникают заболевания верхних дыхательных путей. Это обусловлено анатомо-физиологическими особенностями органов дыхания и низкой сопротивляемостью организма.

За счет пассивного иммунитета (организм матери передает антитела сначала через плаценту, потом с грудным молоком) ребенок в первом периоде младенчества редко болеет детскими инфекциями. Но по мере уменьшения иммунитета дети могут заболеть корью, коклюшем, краснухой, которые могут протекать очень тяжело. Особенно уязвимыми оказываются дети, находящиеся на искусственном вскармливании. Поэтому является очень важным во время сделать в этом периоде прививки.

В этом разделе мы расскажем о критериях правильного физического и психомоторного развития ребенка. В период раннего младенчества ребенок еще рассматривает себя слитно с матерью. В этом возрасте ребенок полностью зависит от окружающей среды, поэтому необходимо сделать акцент на оптимальной организации режима. Жизнь малыша осуществляется с помощью взрослого – даже перевернуться сам в раннем периоде младенчества он не в состоянии. Родители должны знать потребности младенцев во сне и отдыхе, сколько должен длиться дневной и ночной сон. У ребенка появляется потребность в игровой деятельности, и очень важно для правильного развития выбрать оптимальные игрушки. Для того чтобы малыш был здоровым, необходимо проводить общеукрепляющие мероприятия, и наши статьи о закаливании ребенка Вам должны в этом помочь. Мы также коснемся правил безопасности ребенка при купании, при одевании ребенка и при организации сна.

www.wp-german-pediatria.ru

36.Психическое развитие ребенка в период младенчества. Кризисы новорожденности и одного года.

Первый период в жизни человека — новорожденность (от рож­дения до 1-2 месяцев)- переход от биологического к социальному типу разви­тия. Резкое изменение условий жизни: холод (при отсутствии системы термо­регуляции), яркая освещенность, воздушная среда, требующая иного типа дыхания, действие силы притяжения, смена типа питания. Новорожденный совершенно бес­помощен, он полностью зависит от взрослого человека. По Выготскому,новорожденность— это проме­жуточный период между внутри- и внеутробным развитием: ребе­нок отделен от матери физически, но связан с ней физиологически. О переходном, смешанном характере развития новорожденного сви­детельствуют:питание ребенка— он питается продуктом материнского организма, хотя должен самостоятельно его «добывать» — сосать;недостаточная дифференциация сна и бодрствования— ребенок 80% времени проводит во сне, однако сон его носит бес­покойный, прерывистый и поверхностный характер; короткие пери­оды сна чередуются с островками бодрствования; большую часть времени он находится в состоянии дремоты;эмбриональная поза— ребенок находится в этой внутриут­робной позе во время сна и бодрствования;двигательные особенности— многие рефлексы новорожден­ного атавистические, исчезающие через несколько месяцев..

Выготский говорит о «рудиментарном состоянии психичес­кой жизни новорожденного»-недиффе­ренцированные, нерасчлененные переживания (сплав аффекта, вле­чения, ощущения), ребенок не отделяет себя, своих переживаний от окружающего мира, не отличает людей от физических объектов, воспринимает ситуацию в целом, выделяя скорее чувственный тон происходящего, чем объективные элементы окружающего мира. Центральным новообразованием данного периода является ста­новление индивидуальной психической жизни новорожденного.

Сенсорные способности новорожденных.Зрение новорожденного очень бедно: у них значи­тельно ниже точность детализации пространства, движения глаз новорожденного имеют фиксированное фокусное расстояние, только объекты, находящиеся на расстоянии приблизительно 21 см от его глаз, будут восприниматься в фокусе, удаленные объекты имеют весьма неясные очертания, слабо развита функция управле­ния конвергенцией глаз.

Слуховая системаразвита достаточно хорошо. Новорожденные способны реагировать на широкий диапазон зву­ков. Однако они предпочитают голоса в женском диапазоне голо­сам мужским. Новорожденные особенно чувствительны к звукам речи, человеческому голосу: они предпочитает песню, исполненную женским голосом, той же мелодии, сыгранной на музыкальном инст­рументе.

Тактильные ощущенияхорошо развиты. Они реагируют на холод, тепло, прикосновение, боль.

Органы вкуса и обоняниятакже функционируют с самого рож­дения. Новорожденные демонстрируют различные реакции на кис­лое (лицевая реакция — «возмущение») и сладкое (выражают удо­вольствие).

Младенческий возраст— период жизни ребенка от 1-2 месяцев до года. Первая улыбка как реакция на лицо взрослого че­ловека является показателем того, чтосоциальная ситуация психи­ческого развития ребенкауже сложилась. Это социальная ситуация связанности, неразрывного единства ребенка и взрослого, ситуация «МЫ», как назвал ее Выготский. Жизнь ребенка полностью зависит от ухаживающего за ним взрослого человека, она как бы вплетена в его жизнь и деятельность, они живут общей жизнью. Ведущая потребность младенчества — по­требность в другом человеке, в общении, ведущая деятельность — эмоционально-непосредственное общение.

В 7-8 месяцев начинает проявляться избирательность эмоциональных реакций, выражающаяся в том, что возникает страх расставания и боязнь незнакомых людей ( «тревожное предчувствие разлуки»): грусть или острый испуг на исчезновения мамы (или другого близкого человека) и робость, настороженность, сильное беспокойство при появлении незнакомых людей. Появление данных реакций, по мнению психологов, важная веха в эмоциональном и социальном развитии, свидетельствующая о процессе возникновения эмоциональной привязанности к ма­тери и другим близким людям; она также говорит о растущей ког­нитивной способности младенца различать знакомых и незнако­мых взрослых.

В возрасте между 6 и 12-м месяцами дети начинают дей­ствовать «понарошку», особенно если старшие им подают пример: они могут изобразить знакомые им действия (как они спят, едят, пьют).

Начинается в младенчестве и речевое развитие. Этапы развития голосовой активности мла­денцев:

2—3 месяца — возникновение первых спонтанных вокализа­ций: гуление, когда ребенок как бы играет с гласными звуками, поет («а-а-а», «о-о-о»); и гуканье (соединение согласных звуков, подобно кряхтению— «кхх»); 6—7 месяцев — появление эмоциональных возгласов, вскри­ков — коротких, эмоционально насыщенных звуков («а», «уу», «эа»); 6—8 месяцев — исчезновение вокализаций в моменты рече­вого общения со взрослыми; 7—8 месяцев — появляется лепет: звукосочетания, комбина­ция гласных и согласных звуков («дай-дай-дай», «та-та-та», «ма-ма- ма»); 8—9 месяцев — возникает усложненный лепет — звукосоче­тания родного языка, имитирующие речь; 9—12 месяцев — спонтанные вокализации сокращаются; 10—12 месяцев — появление первых слов. Первые слова, как правило, основаны на звукоподражании («бах» или «га-га-га») или представляют собой особые звукосочетания, понятные только мате­ри и ребенку и употребляемые в определенной ситуации, например «ка» — картинка, «гуг» — медведь.

К концу первого года жизни развитие механизма «совместного внимания»(тенденция матери и ребенка обращать взор на одни и те же предметы) дети начинают понимать значение указывающего жеста и могут посмотреть в указанном направлении, если кто-то использует его, вскоре после этого они начинают сами применять такой жест, когда возникает необходи­мость направить чье-либо внимание в нужную сторону.

При­близительно к 5 месяцам возникает акт хватания, когда у младенца развивается навык зрительного управления движениями рук, когда и дотягивание и схватывание осуществляются под конт­ролем зрения. Появление акта хватания имеет чрезвычайное зна­чение для психического развития ребенка: формируется и совершенствуется первая функциональная си­стема — зрительно-двигательная; складывается предметное восприятие; развивается рука: возникает противопоставление большого пальца всем остальным, что является видоспецифичным для чело­века и создает условия для удержания и использования орудий; расширяются возможности манипулирования с предметами; формируется познавательная потребность. Акт хватания продолжает развиваться и совершенствоваться в течение первого года жизни.

Основными новообразованиями младенчестваявляются потреб­ность в общении, эмоциональное отношение к людям; акт хватания как основа человеческих действий с предметами; ходьба и появле­ние первого слова. Именно они с необходимостью вызывают постро­ение новой ситуации развития — ситуации совместной деятельно­сти со взрослым человеком.

Кризис одного года— резкое возрастание независимости ребенка от взрослых, происходит всплеск самостоятельности. Ребенок овладевает ходьбой, что рас­ширяет его пространство, круг предметов, с которыми он сталкива­ется. Это расширяет сферу его ориентировочно-исследовательской деятельности, способствует овладению большим кругом предмет­ных действий. Стремление к самостоятельности почти всегда встре­чает отпор со стороны взрослых, поскольку многие действия ребен­ка могут причинить вред ему самому или окружающим. Отсюда — аффективные реакции ребенка, иногда очень бурные и яркие.

studfiles.net

Особенности памяти ребенка в период младенчества

Все способности ребенка развиваются в детстве, особенно важный временной отрезок для этого — период младенчества. В первый год жизни у грудничка происходит становление его физической и нервно-психической «сфер». Малыш учится ходить, разговаривать и активно развивает свою память.

Несмотря на то, что сами мы плохо помним себя в годовалом возрасте, наша память во младенчестве претерпевает сильные изменения, а темпы и степень ее развития в этот период напрямую влияет на дальнейшую нашу жизнь. Чтобы ваш малыш не имел проблем с запоминанием в старшем возрасте, а также активно социализировался, важно тренировать его мозг.

Особенности работы мозга малыша

У новорожденного в тканях мозга сконцентрировано огромное количество нейронов, значительная часть которых, к сожалению, со временем отмирает. До трех лет их объем сокращается из-за того, что они в этот период не задействованы в работе мозга.

Детские специалисты считают, что, если дать этим нейронам «работу» в период младенчества, такой массовой гибели ценных клеток, подаренных маленькому человеку природой, не произойдет. Заставить их действовать могут очень простые, но эффективные меры: младенца следует окружить богатой на впечатления средой. Звуки, цвета, действия, ощущения, которые будет замечать грудничок, будут активно стимулировать его мозговую деятельность, — все это станет благодатной почвой для формирования его памяти и интеллекта в целом.

Если раньше считалось, что специально для запоминания в мозге есть некий участок, то сейчас доказано, что зоны с данной функцией «разлиты» во всем отделам. Поэтому разностороннее стимулирование нервной системы посредством звуков, изображений и тактильных ощущений с самых первых дней — это залог развития памяти ребенка.

Развитие памяти в первый год

Память помогает нам ориентироваться и социализироваться. Младенец, подрастая и развиваясь, нарабатывает свой «опыт»: он постепенно узнает маму и близких, у него появляются любимые занятия, игрушки, песенки. Все капризы малыша, боязнь незнакомых взрослых, улыбка или хохот в ответ на появление родных в комнате — все это и есть проявление того, что память у крохи развивается активными темпами.

В первый год функции памяти в основном основаны на чувственном восприятии, грудничок запоминает эмоции, запахи, интонации. Когда кроха плохо еще слышит и видит, важно начать стимулировать его мозговую деятельность посредством прикосновений. Тактильные ощущения очень ценны для новорожденного: в первый месяц это практически единственная связь его с новым миром и с вами.

На втором месяце у грудничка улучшается слух, а к третьему почти у всех малышей приходит в норму зрение. Теперь вы можете окружать его разного рода звуками и цветными объектами. Включайте малышу музыку, разговаривайте с ним ласково, читайте произведения детских писателей «в ролях», чтобы младенец слышал разные интонации вашего голоса.

Постепенно ваша речь становится для малыша не набором звуков, а понятными словами. Услышав уже знакомую фразу «пойдем купаться», грудничок оживляется, поскольку он запомнил, что с этими словами связано самое любимое его действо — водные процедуры.

Взрослея, младенец запоминает слова и соотносит их с людьми, объектами и действиями. Чтобы его познавательный опыт был как можно больше, постоянно разговаривайте с грудничком, комментируя все, что происходит. Все ваши прогулки и игры должны быть максимально наполнены информацией для дитя.

Читая малышу книгу, большую часть времени уделяйте рассматриванию картинок, называя изображенные на иллюстрации объекты, описывая их цвет, размер, сравнивая их с другими.

В год у ребенка должны появиться любимые книги, мелодии и игрушки, он может бесконечно качаться под понравившуюся музыку или тыкать пальчиком в одну и ту же картинку, разговаривая с вами на своем собственном языке. Такая привязанность очень полезна для малыша — не стремитесь увлечь его другими мелодиями и картинками, опасаясь, что он «застрял» на одном месте. Подобное поведение — проявление того, что память его развивается. Он по какой-то причине полюбил это изображение или музыку и запомнил это.

У годовалого малыша благодаря ежедневным совместным занятиям с родителями должны уже сформироваться тесные связи слово-объект. Ребенок в этом возрасте обязан знать наименования своих игрушек и объектов, которые его окружают и примерно знать их местоположение.

Когда вы произнесете дитя название предмета (пирамидка, кроватка, дверь), он начнет искать его глазами. В этот момент видны колоссальные наработки мозга ребенка: он не только может на слух понять, о чем идет речь (поскольку запомнил слово), но и представляет, как выглядит то, о чем идет речь (поскольку связал наименование и зрительный образ), а также помнит, где он видел этот объект.

Развитие памяти в младенчестве должно проходить ежедневно и заключаться в комплексном подходе к обучению ребенка.

  1. Не бойтесь «опережать» события, разговаривайте с малышом с первых дней. Объясняйте дитя все события, не ожидая от ребенка вербальной обратной связи — ее вы начнете получать примерно в год.
  2. Обучая ребенка в первый год, старайтесь делать свою речь концентрированно-информативной, а данные, которые предназначены для запоминания, — тематическими. Так, если вы взялись дать младенцу понимание размеров на примере кубиков, сравнивайте только размеры, а не цвета объектов, чтобы не запутать малыша. Освобождайте свою речь от лишней «шелухи» в которую придется вслушиваться грудничку. Взяв в руки кубик, не произносите: «Посмотри, сынок, я взяла в руки большой красивый красный кубик, который лежал в коробке», а просто скажите «Это кубик».
  3. Предоставляйте грудничку возможность проявить себя, подстраивайте ситуации, когда он будет добиваться успеха — положительные эмоции увеличивают процент запоминания малышом действий, объектов и наименований. Спрячьте на глазах у ребенка под пеленку игрушку и попросите ее найти, назвав четко ее название. Младенец, видевший процесс «укрывания», немедленно ее найдет.
  4. Изучение наименований в первый год должно проходить поэтапно и должно тесно связываться с эмоциями, ведь так грудничку будет легче их запомнить. Приобретите карточки с изображением животных, бытовых предметов и т.д. Показывайте ребенку картинки, произнося названия зверей и ярко демонстрируя самые характерные их признаки (собака лает, кошка мяукает, птичка чирикает, поросенок хрюкает).
  5. Детям в первый год очень нравятся стихи, подкрепленные динамичными движениями, прочтение которых всегда превращается в веселую игру. Ежедневно декламируйте крохе «Сороку-белобоку», «Мишку косолапого», сопровождая их необходимыми движениями. Ребенок постепенно запомнит их последовательность и связь со словами, и начнет помогать вам.
  6. Простые стихи детских поэтов запоминаются очень легко, если вы регулярно будете читать их крохе, у годовалого дитя вполне может получиться заканчивать за вами строчки.
  7. Прекрасно стимулирует память ребенка мелкая моторика. Покупайте крохе разнофактурные игрушки, которые он будет ощупывать и изучать, тем самым развивая речевой центр, а вместе с ним и области, ответственные за запоминание. После полугода грудничок может под вашим присмотром играть с крупами, а у годовалого малыша получится лепить из пластилина или теста.

newbabe.ru

Смотрите так же:

  • Упражнение метод воспитания § 1. Понятие метода, приема воспитания. Классификация методов воспитания Метод воспитания - это способ достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике данную формулировку можно уточнить следующей: Методы воспитания - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у […]
  • Кружковая работа с детьми дошкольного возраста Кружковая работа. "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста". В начале XXI века во многих странах мира ранние образование и развитие детей стали важной частью государственной образовательной политики. В России дошкольное образование совсем недавно получило статус самостоятельного уровня […]
  • Метод социального воспитания это Метод социального воспитания это 54. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти […]
  • Актуальность нравственного воспитания у дошкольников Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников Слушатель ФПК и ПП Осьмушкина Ольга Александровна К. п. н, доц. Космачева Н.В. Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников .1 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников .2 Задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников .3 […]
  • Насморк у ребенка можно ли купать Можно ли мыть голову ребенку при насморке Купание ребенка при насморке: можно или нельзя? Насморк, как симптом ОРЗ или ОРВИ, – одна из самых банальных хворей, одолевающих взрослых около двух раз в год, а детей, как правило, намного чаще – ввиду особенностей незрелой дыхательной системы. Вопрос, можно ли купать ребенка при насморке, […]
  • Мультики для развития детей от года Развивающие мультики для детей от 1 до 3 лет смотреть онлайн - Сайт для детей и о детях Диего вперед развивающий мультфильм, который очень похож на Дашу Следопыта. Диего понравится Вам и Вашему малышу потому, что его сюжет основан на доброте и любви к животным. Этот интерактивный мультик не даст ребенку заскучать, он будет активно […]
  • Кризис младшего школьного возраста Психологические особенности детей младшего школьного возраста С приходом в школу меняется образ жизни детей, их обязанности и задачи. Меняется и их психология. Происходит переход от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Меняется система личностных взаимоотношений: если раньше дети просто […]
  • Развитие памяти у ребенка 4 лет Выпуск 7. Как развить память у ребёнка — игры и упражнения на внимание Авторская колонка Наталии Рой о раннем развитии «Умнички». Память — загадочная и не до конца изученная функция головного мозга. Дети, обладающие хорошей памятью, быстро и легко запоминают материал. Учёба даётся им легко, успех окрыляет, школа не кажется тяжкой […]