Особенности развития коммуникативных навыков у детей с тяжелыми нарушениями речи

Несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам оптимизации работы по преодолению недоразвития речи, в настоящее время отсутствует целостное представление о закономерностях становления навыков общения у данной категории детей и возможностях их целенаправленного развития.

Тема становления межличностных отношений чрезвычайно актуальна еще и потому, что, множество негативных и деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и прочее) среди молодежи имеют свои истоки в раннем детстве. Следовательно, актуальность проведенного нами исследования особенностей общения детей с ОНР достаточно очевидна.

В процессе исследования нами была выдвинута следующая гипотеза:

наличие тяжелых речевых расстройств, проявляющихся в общем недоразвитии речи, приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Специально организованные занятия по развитию коммуникативных навыков и умений у детей дошкольного возраста с ОНР повысят их коммуникативную компетентность, сделают процесс общения со сверстниками и взрослыми более качественным и привлекательным. Развитие коммуникативных умений приведет к развитию таких качеств как эмпатия, толерантность, безконфликтность, заинтересованность в контактах со сверстниками и взрослыми.

В психологии существуют определенные методы и методики, позволяющие выявить особенности межличностных отношений дошкольников. Чаще всего для этого используются: экспериментальная игра “Секрет”, методика “Два домика” методика одномоментных срезов структуры групп детского сада, рисунки “Мой воспитатель”.

Для определения уровня развития коммуникативных способностей старших дошкольников нами был использован методический инструментарий программы “Воспитание и обучение в детском саду”, включающий в себя семь вопросов анкеты и диагностические методики. Этот инструментарий позволил определить:

  • различает ли ребенок ситуации взаимодействия;
  • понимает ли состояние сверстников;
  • владеет ли способами выражения своего отношения к взрослому и сверстнику;
  • Кроме того, нами были использованы:

    — социометрическая проба “День рождения”, которая позволила выявить:

    — потребность детей в общении;

    — эмоциональные предпочтения в общении;

    Социометрический опросник для детей, состоящий из трех частей. В первой части исследовались отношения со сверстниками, во второй- отношения в семье, в третьей-отношения с воспитателями.

    Для проведения эксперимента нами были определены группы детей. В качестве экспериментальной выступила группа старшего дошкольного возраста №1, в состав группы входят дети, поступившие в наш детский сад в этом году, в качестве контрольной группы — группа №4, в состав входят дети, которые посещают наш детский сад 2-3 года и выпускаются в школу.

    Состав групп 10 детей. Возраст детей от 5лет 1мес до 6, 6 месяцев.

    Все дети экспериментальной группы имеют тяжелое нарушение речи, подтвержденное выписками ГПМПК. Из них у 2 детей речевой диагноз ОНР -1 уровня при алалии, у 2 детей ОНР-2уровня и 6 детей — ОНР-3 уровня. У 6 из 10 детей по заключению ГПМПК уровень актуального развития на нижней границе возрастной нормы. У 70%детей контрольной группы речь приближена к норме.

    Данные, полученные в ходе исследования характера взаимоотношений дошкольников с ОНР, показали, что в структуре их группы действуют те же закономерности, что и в группе нормально развивающихся сверстников.

    Наиболее важным качественным показателем, отражающим причины предпочтений детей, являлся характер мотивов выбора партнера для общения. В результате исследования выделены следующие группы детей:

    • 1 группа — дети без осознанного мотива выбора, не могут объяснить причин своего положительного отношения к партнеру(чаще всего отвечали: “Не знаю”;
    • 2 группа — дети, выделяющие положительное отношение к сверстнику (“Он хороший”);
    • 3 группа — дети, которые, выбирая партнера для общения, опираются на его положительное поведение в группе (“Хорошо занимается”);
    • 4 группа — дети, объяснявшие свой выбор интересом к совместной деятельности (А) или выделяющие положительные качества сверстников, проявляющиеся в совместной деятельности (В).

    Для нормально развивающихся детей критерии А и В являются основанием для распределения детей в разные группы.

    Изучение межличностных критериев в группах детей с ОНР показало, что испытуемые затрудняются при мотивации своего выбора.

    Дети, мотивируя свой выбор, строили свои ответы однообразно, используя элементарные модели предложений. Критерий отрицательного выбора был мотивирован плохим поведением ребенка (“Он деется на плогуке, не сушается воспитатея” и т. п.), либо являлся вовсе немотивированным. Для детей обеих возрастных групп было характерным объяснение своего выбора хорошим поведением детей в группе или успехами на занятиях.

    Данный факт свидетельствует о том, что мотивацией выбора ребенка нередко является оценка ребенка педагогом. Среди “изолированных” детей оказывались дети, речевое развитие которых было более низким по сравнению с другими детьми. Эти дети находились в состоянии неуспеха во многих видах детской деятельности. Их игровые умения были развиты слабо, носили манипулятивный характер. Такие дети редко принимали участие в детских играх, их попытки общения со сверстниками часто оказывались неудачными.

    Основываясь на наблюдениях и экспериментальных исследованиях можно сделать вывод о том, что факторы, обеспечивающие дошкольнику лидерство в группе, следующие:

    • успешная реализация своих возможностей во всех видах детской деятельности;
    • достаточный уровень коммуникативных умений;
    • положительные черты характера (уравновешенность и др.);
    • активность во взаимоотношениях с детьми и педагогами.
    • Качественный анализ коммуникативных возможностей детей с ОНР показал существенное отставание от нормы.

      В ходе наблюдения за их речевой деятельностью речи, были выявлены следующие недостатки коммуникативной способности:

      • употребление слов в неточном значении,
      • использование в речи неадекватных грамматических форм,
      • многочисленные повторения,
      • возвращения к ранее сказанному,
      • изобилие необоснованных пауз в речи,
      • единичность случаев активной вербальной коммуникации,
      • отсутствие широкого применения адекватных форм коммуникации,
      • применение демонстративных и “силовых” действий,
      • неспособность оценивать высказывания других детей.
      • Указанные речевые и коммуникативные затруднения оказывают отрицательное влияние на усвоение и поддержание контактов со сверстниками во время игры, процесса общения в целом.

        Нарушение коммуникативной функции выражается в снижении потребности в общение как с взрослыми, так и со сверстниками.

        Изучение отношения к воспитателю проводилось путем анализа детских рисунков (“Мой воспитатель”) и социологического опросника, который содержал вопросы типа:

        1. С кем из воспитателей тебе интересно на занятиях? на прогулке?

        2. На кого из воспитателей ты хотел(а) бы быть похожим(ей)?

        3. Кто из воспитателей самый добрый?

        4. Кому из воспитателей ты расскажешь о своих неприятностях?

        Целью данного анализа было: выявление индивидуальных переживаний ребенка по отношению к воспитателю, а также эмоциональных состояний и чувств, переживаемых автором рисунка.

        Было выявлено, что сфера взаимоотношений ребенка с воспитателем важна и положительно окрашена, практически все дети для своих рисунков выбирали предпочитаемые яркие, теплые цвета. Большая часть детей нарисовали крупную фигуру воспитателя, что свидетельствует о положительной эмоциональной значимости, это подтверждается и детализацией фигуры воспитателя, девочки изобразили своего воспитателя в роскошных нарядах и с прическами. Показатели агрессии (выделенный, заштрихованный рот и длинные пальцы на руках) отмечены у нескольких детей (2 рисунка в экспериментальной группе и один рисунок в контрольной группе). По качеству линий можно сделать вывод, что большинство детей чувствуют себя в детском саду эмоционально благополучно.

        Можно выделить следующие особенности выполнения задания детьми с ОНР:

        • у большинства детей с недоразвитием речи низкая техника рисования;
        • в процессе рисования отсутствует словесный комментарий;
        • почти у всех детей в ходе деятельности наблюдается снижение интереса к созданию рисунка, что нередко свидетельствует о несформированности их изобразительных умений и навыков.
        • Наблюдение за процессом общения детей с взрослыми в естественных условиях показало, что культура общения с взрослыми сформирована у половины детей обеих возрастных групп: дети могут спокойно обратиться к взрослому с просьбой, не вмешиваются в разговор старших, стараются не перебивать их, к воспитателю обращаются по имени и отчеству. У остальных детей культура общения сформирована слабо, в общении с воспитателями дети обеих возрастных категорий используют менее развернутую в содержательном и структурном отношении речевую продукцию, нежели в общении со сверстниками.

          В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

          1. У дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с лексико-граммматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются нарушения общения.

          2. Имеющиеся трудности в осуществлении речевого общения с взрослыми и сверстниками связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений.

          Таким образом, наличие тяжелых речевых расстройств, проявляющихся в общем недоразвитии речи, приводит к стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьёзные проблемы на пути их развития и обучения.

          Полученные данные убеждают в необходимости планомерного обучения, направленного на развитие коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста с недоразвитием речи. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей с недоразвитием речи обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам.

          Комплексное, поэтапное обучение навыкам общения с использованием моделирования речевых ситуаций, ролевых игр и других приемов оказывает положительное влияние на развитие коммуникативной способности детей со стойкой речевой патологией и повышает эффективность коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на преодоление общего недоразвития речи.

          1. Грибова О.Е. К проблеме анализа коммуникаций у детей с речевой патологией// Дефектология. – 1995. — №6. – С. 7-16.

          2. Гриншпун Б.М. Недоразвитие речи у дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1968. — №8. – С. 63-67.

          3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль: “Академия развития”, 1997.

          4. Лисина М.И Проблема онтогенеза общения. М.1986.-383 с.

          5. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада.-М., 1978. -135 с.

          6. Смирнова Е.О., Особенности общения с дошкольниками. — М: “Академия”, 2000 .-152 с.

          7. Слинько О.А К вопросу изучение межличностного отношений дошкольников с нарушением речи./Дефектология 1992 №1. –С 62-68.

          8. Соловьева Л.Г Особенности коммуникативной деятельности детей с Общим недоразвитием речи./Дефектология 1996№1.-С 62—67.

          xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

          Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

          Методики диагностики уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

          Для определения уровня развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с ОНР мною подобраны и апробированы следующие методики:

          Методика №1 Метод наблюдения (Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова,ВЛАДОС, 2003г. (Приложение 1)

          Цель: первичная ориентировка в реальности детских отношений, выявление конкретной картины взаимодействия детей.

          Данный метод является незаменим при первичной ориентировке в реальности детских взаимоотношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, даёт много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребёнка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:

          1. Инициативность- отражает желание ребёнка привлечь к себе внимание сверстника, побудить его к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение.

          2. Чувствительность к воздействиям сверстника- отражает желание и готовность ребёнка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращение сверстника действиях ребёнка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласовании собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него.

          3. Преобладающий эмоциональный фон –проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребёнка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой, негативной.

          На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей и степень их выраженности.

          Критерии оценки параметров Выраженность в баллах

          -отсутствует: ребёнок не проявляет никакой активности,

          играет в одиночестве или пассивно следует за другими;

          -слабая: ребёнок крайне редко проявляет активность

          и предпочитает следовать за другими детьми;

          -средняя: ребёнок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым;

          -ребёнок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодей-

          Чувствительность к воздействиям сверстника

          -отсутствует: ребёнок вообще не отвечает на предложения

          -слабая: ребёнок лишь в редких случаях реагирует на ини- циативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру;

          -средняя: ребёнок не всегда отвечает на предложения сверстников;

          -высокая: ребёнок с удовольствием откликается на ини- циативу сверстников, активно подхватывает их идеи и

          Преобладающий эмоциональный фон

          На каждого испытуемого заводится протокол, в котором по приведённой ниже схеме отмечается наличие данных показателей.

          Оценка результатов: ответы «да» оцениваются в 1 балл. Ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Определяется общая сумма баллов.

          Методика №2 Изучение коммуникативных умений детей (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова, Москва 2005г.) (Приложение 1)

          Цель: исследование развития коммуникативных способностей детей в процессе общения со сверстниками.

          Подготовка исследования: приготовить силуэтные изображения рукавичек, два набора из 6 цветных карандашей.

          1 серия. Двум детям дают по одинаковому набору карандашей и по одному изображению рукавички и просят его украсить, но так чтобы рукавички составили пару, были одинаковыми. Поясняют, что сначала надо выбрать узор, а потом приступать к рисованию.

          2 серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами придётся делится.

          Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно.

          Обработка данных. Анализируется, как происходило взаимодействие детей в каждой серии.

          Оценка результатов: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл. Ответы типа «нет» оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и также ответы типа «иногда» оцениваются в 0,5 балла. По количеству набранных баллов делают выводы о сформированности коммуникативных умений детей.

          Методика №3 «Маски» (М. В. Корепанова, Е. В. Харламова, Москва 2005г.) (Приложение 1)

          Цель: изучение уровня развития общения, эмоциональное состояние детей.

          Подготовка исследования: приготовить изображения четырёх масок, символизирующих: хорошее и плохое настроение, стремление к доминированию или подчинению.

          Проведение исследования. Четыре маски выкладывают перед ребёнком со словами: «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы? А на кого из них ты смотришь обычно вот так (показывают каждую из масок по очереди? А кто из ребят на тебя смотрит чаще всего вот так (опять показывают по очереди каждую из масок?После того как ребёнок выбрал одну из четырёх масок для ответа на первый вопрос, каждую из масок ему дают по очереди, спрашивая, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит.

          Полученные данные заносятся в протокол.

          Оценка результатов: проводится качественный анализ полученных результатов; исходя их критериев «популярный» или «непопулярный», за каждый утвердительный ответ 1 балл, за ответ «нет» 0 баллов, принимается даже отказ.

          Консультация «Игра как средство развития коммуникативных способностей у детей младшего дошкольного возраста» «Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей…» Выготский Л. С. Способность осознавать и контролировать.

          «Поиск эффективных игровых технологий для развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 34» — комбинированного вида городского округа город Стерлитамак.

          «Система заданий как средство развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Слайд 2-3. Ребенок с развитыми конструктивными умениями может планировать свою деятельность, анализировать предметы.

          Аналитическая справка по итогам диагностики уровня развития речи детей Анализ диагностики детей в группе на февраль 2015 года определил 3 уровня развития речи. По итогам диагностики детей ДОУ в логопедическую.

          Исследование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием Исследование словообразовательных умений у детей старшего дошкольного возраста с речевым недоразвитием Задание 1 – «Большой и маленький».

          Организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Н. А. Зайцева Методика Н. Зайцева «Обучение счету, чтению, письму» в нашем детском саду используют более 15 лет. Данная технология в полной мере реализует.

          Игра для развития коммуникативных навыков, мелкой моторики, творческих способностей у детей дошкольного возраста Создать мотивацию для развития творческих способностей детей, для обогащения сенсорного опыта, а так же для развития мелкой моторики рук.

          Сюжетно-ролевая игра как средство формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста Формирование коммуникативности — важное условие нормального психологического развития ребенка. А так же одна из основных задач подготовки.

          Консультация для воспитателей «Утренний круг как форма развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное.

          www.maam.ru

          Игры для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

          коммуникативные возможности детей с ОНР отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже речевой нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития игровой деятельности дошкольников с ОНР: бедность сюжета, процессуальный характер игры, низкая речевая активность. Недоразвитие речи, особенно лексико-грамматической ее стороны, существенно тормозит развитие игровой деятельности, которая, имеет ведущее значение в формировании личности дошкольника. Для большинства таких детей характерна крайняя возбудимость, которая связана с различной неврологической симптоматикой, в связи с чем игры, не контролируемые воспитателем, обретают порой весьма неорганизованные формы. Часто дети данной категории вообще не могут занять себя каким-либо делом, что говорит о недостаточной сформированности у них навыков совместной деятельности. Если дети выполняют какую-либо общую работу по поручению взрослого, то каждый ребенок стремится сделать все по-своему, не ориентируясь на партнера, не сотрудничая с ним. Подобные факты говорят о слабой ориентации дошкольников с недоразвитием речи на сверстников в ходе совместной деятельности, о низком уровне сформированности их коммуникативных умений, навыков сотрудничества.

          Процесс общения детей с общим недоразвитием речи 3-его уровня со взрослыми существенно отличается от нормы как по уровню развития, так и по основным качественным показателям. Для данной группы детей характерна недостаточная критичность по отношению к себе, проявляющаяся в явно завышенной оценке собственных поступков.

          У дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с лексико-грамматическими и фонетико-фонематическими нарушениями имеются нарушения общения, проявляющиеся прежде всего в незрелости его мотивационно-потребностной сферы. Имеющиеся у данной группы детей трудности в осуществлении речевого общения со взрослыми и сверстниками связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений. Предпочитаемым видом коммуникации для большинства детей с общим недоразвитием речи является общение со взрослым на фоне игровой деятельности, которая отличается не только содержательной бедностью, но и недостаточной структурированностью используемой в ней речевой продукции. Даже при наличии интереса к общению со взрослым ребенок в процессе беседы часто перескакивает с одной темы на другую, познавательный интерес у них кратковременный, беседа не может длиться более 5-7 минут

          Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи возникают стойкие нарушения общения, формируются комплексы нарушений речевого и когнитивного развития, которые препятствуют установлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции таких детей в коллективе сверстников. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей, и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

          Существует ряд средств и методов, с помощью которых возможно развитие коммуникативных умений дошкольников. К средствам относятся игровая, сценическая деятельности, продуктивные виды деятельности, игрушка. К методам – коллективный разбор конфликтов, обсуждение пьес, работа с родителями, активная включенность самого ребенка в процесс общения.

          (Далее приводится перечень игр для развития коммуникативных способностей детей с ОНР).

          Автор: Кирдяшова Наталья Петровна

          pedportal.net

          Статья: Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР

          Важным фактором психического развития детей дошкольного возраста является его общение со взрослыми и сверстниками.

          В психолого-педагогических исследованиях убедительно показана ведущая роль общения детей с взрослыми и сверстниками в формировании основных психических функций, обеспечении эмоциональной устойчивости, интеллектуального и речевого развития детей на разных возрастных этапах (М.Г. Елагина, М.И. Лисина, Э. Пиклер, С.Ю. Мещерякова, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова, Л.М. Шипицына).

          Исследования показывают, что формирование коммуникативной деятельности можно начинать с самого раннего возраста, однако, процесс этот должен строиться на четкой системе знаний, которые характеризуют тот или иной возрастной этап развития ребенка-дошкольника. Этот процесс требует продуманной организации и специальной методики.

          Развитие навыков общения происходит на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, пронизывает все виды деятельности дошкольников: игровую, конструктивную, учебную, изобразительную и др. Задача формирования навыков общения частично решается на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, в повседневном общении воспитателя с детьми. Однако в режиме дня не выделено время для формирования коммуникативных умений и навыков (специальные занятия, тренинги, театрально-игровая деятельность).

          Общение всегда направлено на другого человека. Для того чтобы определить, является тот или иной вид взаимодействия общением, можно опираться на следующие четыре критерия.

          Первый критерий: общение предполагает внимание и интерес к другому человеку без которых любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

          Второй критерий: общение это не только безразличное восприятие другого человека, это всегда эмоциональное отношение к нему. Эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера и является признаком второго критерия.

          Третьим критерием общения являются инициативные акты, направленные на привлечение внимания партнера к себе. Поскольку общение — процесс взаимный, человек должен быть уверен, что его партнер воспринимает его и относится к его воздействиям. Стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание наиболее характерный момент общения.

          Четвертым критерием общения является чувствительность человека к тому отношения, которое проявляет к нему партнер. Изменение своей активности под влиянием отношения партнера явно свидетельствует о такой чувствительности.

          Общение дошкольников со сверстниками имеет ряд существенных особенностей, качественно отличающих от общения со взрослыми:

          первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Ребенок спорит со сверстником, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет.

          вторая яркая черта общения сверстников заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия со взрослыми. Действия, адресованные сверстнику, характеризуют значительно более высокой адекватной направленностью. В общении со сверстниками у ребенка наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.

          третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и не регламентированности. Если в общении со взрослым даже самые несмелые дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии со сверстником ребенок использует самые неожиданные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никаким образцам: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и звукосочетания, сочиняют разные небылицы. Подобная свобода позволяет предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить свое самобытное начало.

          еще одна особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответным. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Для ребенка наиболее важно его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не поддерживает. Инициативу взрослого они принимают и поддерживают примерно в два раза чаще. Чувствительность к воздействиям партнера существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми. Такая несогласованность коммуникативных действий часто порождает конфликты, протесты, обиды среди детей.

          Общение ребенка со сверстниками является очень значимым для психического развития, для его эмоционального благополучия.

          Общение дошкольников имеет разнообразные формы и развивается на протяжении всего дошкольного возраста.

          Формирование навыков конструктивного общения является важной воспитательной задачей.

          Сфера коммуникации – необходимая часть социального пространства, в котором существует личность. Именно поэтому коммуникативные умения и навыки общения — это средства, которые обеспечат успешную деятельность субъекта в сфере коммуникации. Кроме того, конструктивное общение является показателем культуры личности в целом. Формировать навыки общения можно в условиях обучения, иначе процесс их развития идет спонтанно и во многом зависит от ситуации.

          В связи с данной проблемой актуальна тема формирования навыков общения у детей дошкольного возраста.

          infourok.ru

          Развитие коммуникативных умений у детей с онр

          Морозова Ирина Алексеевна МБДОУ ДС КВ №262 г. Челябинск

          Данная статья адресована воспитателям, специалистам, а так же для просвещения родителей. В статье раскрывается понятие и авторы, раскрывающие данное понятие.

          Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

          Самая главная формула успеха – знание, как общаться с людьми.

          Актуальность проблемы развития коммуникативных умений у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) в практике логопедии обусловлена, на наш взгляд, следующими обстоятельствами:

          1. Сфера коммуникации — необходимая часть социального пространства, в котором существует личность.

          Мудрик А. В. под коммуникативными умениями понимает умения, связанные с правильным выстраиванием своего поведения, пониманием психологии человека: умение выбрать нужную интонацию, жесты, умение разбираться в других людях, умение сопереживать собеседнику, поставить себя на его место, предугадать реакцию собеседника, выбирать по отношению к каждому из собеседников наиболее правильный способ обращения

          Коммуникативные умения дошкольников — это осознанные действия учащихся (на основе знаний структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

          Коммуникативные умения необходимо формировать в дошкольном возрасте потому, что этот возраст является самым наиблагоприятнейшим для введения ребенка в речевую среду, для ознакомления его с разнообразными речевыми ситуациями.

          2. Формирование коммуникативных умений идёт в непрерывном единстве с формированием у детей средств общения и речи. Несовершенство коммуникативных умений, речевая инактивность, не обеспечивают процесса свободной коммуникации и, в свою очередь, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение детей.

          Несмотря на значительный интерес и многочисленные исследованиях по изучению детей с ОНР в различных аспектах Е.М. Мастюковой, Е.Ф. Собатович, Ю.Ф Гаркуши, Н.С. Жуковой, Р.Е. Левиной и др., в плане преодоления речевых нарушений, незрелости отдельных психических функций в проблеме преодоления общего недоразвития речи у детей, в аспекте коммуникативных особенностей, до настоящего времени остается еще много нерешенных теоретических и практических вопросов.

          Изучив теоретические аспекты проблемы развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, мы пришли к ряду выводов:

          Во-первых, как отмечают большинство авторов, коммуникативная компетенция – это знания, умения и связанные с ним многократные составляющие, содержание которых реализуется в жизни через виды речевой деятельности в четырёх её формах: слушании, говорении, чтении и письме.

          Главной составляющей коммуникативной компетенции являются умения, в частности коммуникативные умения.

          Во-вторых, анализ научной литературы позволил выявить, что авторы выделяют различные классификации коммуникативных умений: социально-психологические, коммуникативно-организаторские, интегрированные – Л.А. Аухадеева, вербальные и невербальные – М.В. Белянина. А.В. Мудрик, выделяет следующие составляющие коммуникативных умений: ориентироваться в партнерах, объективно воспринимать людей (понимать их настроение, характер); разбираться в ситуации общения (знать правила, устанавливать контакты); сотрудничать в различных видах деятельности (ставить цели, планировать их достижение; анализировать достигнутое).

          В третьих, одна из функций речи – функция коммуникации, т. е. передачи информации. Она выступает как внешнее речевое поведение, направленное на контакты с другими людьми.

          Коммуникативные умения дошкольников — это осознанные действия детей и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.

          У детей в старшем дошкольном возрасте уже формируются такие коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Однако не всегда коммуникативные умения могут быть сформированы на достаточном уровне, к чему могут привести неблагоприятные экзогенные и эндогенные факторы. Все дети с ОНР испытывают серьезные трудности при организации своего речевого поведения, у них отмечается очень низкий уровень словесной коммуникативной активности: лексические затрудне­ния; недостатки в грамматическом оформлении фразы и связного высказывания; зна­чительное смущение, страх перед собеседником, скованность, напряженность, односложные ответы, паралингвистические средства общения, отсутствие инициативного высказывания. В целом эти дети отличаются пассивностью, редко обращаются к педагогу и сверстникам. Основываясь на данных Л.Г.Соловьевой, можно сделать вывод о взаимообусловленности речевых и коммуникативных умений у детей с общим недоразвитием речи.

          В четвертых, формирование коммуникативных речевых умений – сложный и длительный процесс, совместной работы детей, воспитателя, логопеда и родителей, поэтому эта работа должна проводиться в организованной образовательной деятельности и индивидуальных коррекционных занятиях, отбирая задания в соответствии с типом и темой, создавая условия для активной речевой деятельности, способствуя, таким образом, развитию речи и коммуникативных умений.

          Для целенаправленного проведения коррекционно-педагогической работы по мы определили уровень сформированности коммуникативных умений у 26 старших дошкольников с ОНР по всем базовым категориям: мотивационно-содержательному и речевому компонентам. Особенности коммуни­кативных умений через построение диалогической формы общения по методике Ольги Николаевны Усановой и уровня речевого развития по методике Татьяны Анатольевны Фотековой.

          Результаты констатирующего этапа эксперимента наглядно продемонстрировали, что у 15% детей экспериментальной группы уровень речевого развития оказался выше среднего, а у 38% низкий уровень. Высокого уровня речевого развития не обнаружено.

          При определении уровня сформированности коммуникативных умений к высокому уровню было отнесено по 8% детей с ОНР, к низкому уровню развития коммуникативных умений было отнесено 38% детей.

          На основе более глубокого анализа результатов исследования были выявлены качественные особенности развития коммуникативных умений дошкольников с ОНР:

          — малая активность, отсутствие инициативы в общении;

          — крайне низкий уровень вербальной коммуникативной активности;

          — практическое отсутствие способности формулировать и с помощью вербальных средств общения передавать свои мысли;

          — наличие страхов перед вербальными контактами со сверстниками и взрослыми;

          — серьезные трудности в организации собственного речевого поведения, отрицательно сказывающиеся на общении с окружающими и, прежде всего, со сверстниками.

          С учетом данных научно-методической литературы, и диагностических исследований, мы разработаны коррекционно-педагогические мероприятия по формированию коммуникативных умений у старших дошкольников с ОНР – III уровня по следующим направлениям:

          — создание доброжелательных отношений по отношению друг к другу логопеду и воспитателю;

          — развитие понимания речи.

          На начальном этапе основной целью являлось накопление и активизация средств коммуникации.

          Сначала отрабатывалась обиходная лексика и побудительные фразы простейшей конструкции. Поэтому вначале были актуальны лексические темы «Семья», «Мой город» в рамках которых изучались имена людей и изменение их суффиксальным способом. Изучались разные способы приветствия, реально существующих и шуточных. Постепенно вводился словарный материал, необходимый для выражения понятий более отвлеченного характера, и усложнялись грамматические формы. На этой основе осуществляется переход от диалогической речи к описательно-повествовательной. Так, например упражнение «Опиши друга… Что у него изменилось», которое выполняется в парах развивает внимательность и умение составлять элементарные связные рассказы описательного характера, учит сотрудничать в разных видах деятельности.

          Целью следующего, тренировочного, этапа являлось формирование умений и навыков использовать невербальные и вербальные средства коммуникации в различных ситуациях общения:

          – Создание ситуации речевого общения в группе во всех видах детской деятельности;

          – Побуждение к высказыванию собственного отношения к тому или иному факту, событию, явлению (Упражнение «Что такое хорошо, а что такое плохо?» и т.п.);

          – Формирование различных видов связной речи: сообщения, описания, повествования, рассуждения и т. д. Например, коллективное составление сказки, что способствует развития творческого воображения, навыков групповой работы: умение учитывать ход сюжета, понимание норм культурного общения, закрепление навыков связного, последовательного высказывания.

          На логопедических занятиях создавались речевые ситуации, которые позволяли организовать непосредственное общение детей. Основное внимание уделялось использованию адекватных средств общения. Степень сложности дифференцировалась в зависимости от коммуникативных возможностей ребенка. Весь цикл упражнений был построен в форме психотренинга, цель которого — развитие навыков конструктивного общения, обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру, умение получать радость от общения, формирование базиса личной культуры и собственной индивидуальности. Общий ритуал психотренинга сохранялся, несмотря на то, что в ходе занятия решались коррекционные задачи по развитию фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, а также образовательные и воспитательные.

          В реализации мероприятий данного блока мы включили работу с родителями, воспитателями и логопедом. Эффективными формами работы были: сообщение, дискуссия, просмотр видеоматериалов с высказываниями детей, тренинговые упражнения.

          Итоговое занятие на тему «Экзамен на звание мастера общения» предполагало приглашение, воспитателей и родителей с целью символического признания успехов детей в общении.

          Результаты итоговой диагностики показали, что у всех детей с ОНР наблюдалась положительная динамика в развитии всех компонентов речи. Однако у детей контрольной группы в большей степени отмечено улучшение фонетической стороны речи, а у детей экспериментальной группы не только фонетико-фонематических, но особенно лексико-грамматической.

          Очевидна была параллельная связь между отсутствием коммуникативных умений и успешностью дошкольников с ОНР в сфере речевой коммуникации. Повышение уровня речевого развития, особенно лексико-грамматического компонента речи, приводит к повышению уровня вербальных коммуникативных умений.

          1. Александрова, О. А. Формирование коммуникативных умений общения / О. А. Александрова. — М.: Просвещение, 2005. — 26 с.

          2. Бодалев, А.А. Психология общения [Текст] / Бодалев, А.А.М.: МОДЭК, 2002. — 319с.

          3. Бодалев, А. А. Человек как объект и субъект познания в процессе общения. В кн.: Проблемы общения и воспитания /Под ред. JI. П. Буевой -Тарту: ТГУ, 1994, с. 68-77.

          4. Гойфман, О.Я Речевая коммуникация [Текст] /Гойфман О.Я., Надеина Т.М.. М.: ИНФРА-М, 2001.-272с.

          5. М. В. Григорьева // Начальная школа. — 2003. — № 10. — С.

          6. Кривченко, Т. А. Компетентность общения и подходы к ее формированию [Текст]: Кривченко, Т.А./ Проблемы качества

          7. Муравьева, О.И. Коммуникативная компетентность как проблема общей психологии [Текст]: Муравьева, О.М.: из опыта работы// Сибирский психологический журнал. 2011. -№14-15.-С.21-28.

          8. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с общим недоразвитием речи [Текст]: Павлова, О.С.//Психолингвистика и современная логопедия. -М., 1997.-

          doshkolnik.ru

          Смотрите так же:

          • Упражнение метод воспитания § 1. Понятие метода, приема воспитания. Классификация методов воспитания Метод воспитания - это способ достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике данную формулировку можно уточнить следующей: Методы воспитания - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у […]
          • Кружковая работа с детьми дошкольного возраста Кружковая работа. "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста". В начале XXI века во многих странах мира ранние образование и развитие детей стали важной частью государственной образовательной политики. В России дошкольное образование совсем недавно получило статус самостоятельного уровня […]
          • Метод социального воспитания это Метод социального воспитания это 54. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти […]
          • Актуальность нравственного воспитания у дошкольников Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников Слушатель ФПК и ПП Осьмушкина Ольга Александровна К. п. н, доц. Космачева Н.В. Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников .1 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников .2 Задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников .3 […]
          • Насморк у ребенка можно ли купать Можно ли мыть голову ребенку при насморке Купание ребенка при насморке: можно или нельзя? Насморк, как симптом ОРЗ или ОРВИ, – одна из самых банальных хворей, одолевающих взрослых около двух раз в год, а детей, как правило, намного чаще – ввиду особенностей незрелой дыхательной системы. Вопрос, можно ли купать ребенка при насморке, […]
          • Мультики для развития детей от года Развивающие мультики для детей от 1 до 3 лет смотреть онлайн - Сайт для детей и о детях Диего вперед развивающий мультфильм, который очень похож на Дашу Следопыта. Диего понравится Вам и Вашему малышу потому, что его сюжет основан на доброте и любви к животным. Этот интерактивный мультик не даст ребенку заскучать, он будет активно […]
          • Кризис младшего школьного возраста Психологические особенности детей младшего школьного возраста С приходом в школу меняется образ жизни детей, их обязанности и задачи. Меняется и их психология. Происходит переход от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Меняется система личностных взаимоотношений: если раньше дети просто […]
          • Развитие памяти у ребенка 4 лет Выпуск 7. Как развить память у ребёнка — игры и упражнения на внимание Авторская колонка Наталии Рой о раннем развитии «Умнички». Память — загадочная и не до конца изученная функция головного мозга. Дети, обладающие хорошей памятью, быстро и легко запоминают материал. Учёба даётся им легко, успех окрыляет, школа не кажется тяжкой […]