Правовое воспитание в условиях ДОУ

Правовое воспитание в условиях ДОУ

Воспитание правовой культуры – обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки – и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.

В детях должна воспитываться уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

Каждый ребенок должен знать свои права, обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать в нужной для него ситуации. Для этого он практически не имеет доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим данную тему.

Интеграция всех линий воспитательного влияния на формирующуюся детскую личность оказалась как актуальной, так и достаточно сложной для коллектива, решить которую можно при организации активного диалога, общения и содержательного взаимодействия сотворческой деятельности всех участников воспитательно-образовательной деятельности ДОУ.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. В настоящее время возрастает актуальность проблемы «Гражданско-правовых знаний взрослых и детей». Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе народного образования, большое место должно занимать воспитание основ правового сознания с дошкольного возраста, формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах.

Ребенком, по нормам международного права, признается человеческое существо от рождения до 18 лет. Права человека, как и права ребенка, начинаются с права на жизнь. Жизнь – это первое и главное, что дано человеку. Она уникальна, свята, неприкосновенна.

Организуя работу по вопросам правового воспитания рекомендуется опираться на такие виды деятельности: игровая и художественно-продуктивная, организовать работу в 3-х направлениях: с воспитателями, с родителями, с детьми.

Для решения поставленных задач по правовому воспитанию просьба рассматривать их в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом.

При отборе материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.

Следует помнить, что для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое воспитание.

Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя Человеком Земли и гражданином собственной страны.

Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходят за рамки закона.

Создание правового пространства в ДОУ ставит следующие задачи:

— С взрослыми: формирование гуманного отношения к ребенку; формирование правовой культуры; обеспечение защиты прав.

— С детьми: создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения; способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям; создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми; развитие коммуникативной компетентности ребенка; развитие социальных навыков; формирование правового сознания детей.

Правовое воспитание дошкольников невозможно без формирования правовой компетентности педагогических кадров. Поэтому в нашем ДОУ используются разнообразные формы обучения правового сознания педагогов.

Таким образом, правовое воспитание — это целенаправленное и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких и устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.

Процесс правового воспитания может осуществляться через формирование трех компонентов: информационно-познавательного, эмоционально-оценочного и поведенческо-деятельностного.

Критериями правового воспитания у ребенка дошкольного возраста являются: знания детей о своих правах и обязанностях, оценка собственного поведения и поведения других людей с точки зрения норм права, оперирование правовыми знаниями в собственном поведении и реализация правового поведения в различных видах деятельности, полнота знаний и потребность в получении новых знаний, умение адекватно оценить свои и чужие поступки с точки зрения норм права, умение оперировать знаниями по реализации собственного правового поведения, сформированность качеств самоконтроля, самооценки результатов деятельности, умение соблюдать запреты и исполнять обязанности) и уровни (высокий, средний, низкий) сформированности правовой воспитанности позволяют отследить динамику развития процесса правового воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Временные (примерные) требования к содержанию и методам обучения и воспитания, реализуемые в ДОУ ориентируют педагогов дошкольных образовательных учреждений на правовое воспитание дошкольников, предлагая знакомить детей с международными правовыми документами, регулирующими отношения между людьми.

В ряде образовательных программ для дошкольных учреждений заявлен гражданский аспект образования. В них поставлены отдельные задачи развития представлений детей о своей стране, знаменитых людях своего отечества, приобщения к историко-культурным ценностям своего народа. Однако проблема воспитания правовой культуры (ознакомление дошкольников с международными правовыми документами, с правами человека) в упомянутых программах не ставится.

Базис правовой культуры детей дошкольного возраста – это система трех взаимосвязанных компонентов: нравственно-правовых представлений, нравственно-правовых суждений и ценностных ориентаций личности, адекватных представлениям и суждениям детей моделей нравственно-правового поведения в обществе сверстников и взрослых.

Воспитание основ правовой культуры детей в ДОУ осуществляется в соответствии с рядом педагогических принципов:

— деятельностного и интеграционного подходов,

В содержании воспитания правовой культуры дошкольников выделены следующие линии:

3. Гражданин мира.

В процессе правового воспитания детей в ДОУ можно применять разнообразные организационные формы и методы работы. Например, цикл образовательных мероприятий “Приключения маленького человечка”; настольные, напольные и настенные игры-путешествия по глобусу, по географической карте мира, карте-ковру; этические беседы с детьми; рассматривание иллюстраций из книг, отражающих нравственно-правовую тематику. Широко используются в работе с дошкольниками хороводные игры, “игры-братания” и “игры-похвалы”. Целесообразно периодически устраивать в группе выставки любимых вещей. Участвуя в отборе экспонатов для выставки, дети закрепляют представления о том, что у каждого ребенка могут быть личные вещи (игрушки, книги и др., приучаются бережно относится к своим и чужим вещам. На выставке дети рассказывают, откуда у них эта игрушка, как они с ней играют, почему она им так дорога.

Таким образом, разрабатывая содержание и методы формирования базиса правовой культуры дошкольника, мы предположили, что этот процесс будет эффективным при соблюдении следующих условий:

– обеспечение открытого характера деятельности ДОУ (диалог между педагогами и родителями, их взаимодействие, полная информированность по различным вопросам развития, воспитания и обучения детей в ДОУ и семье; широкие контакты ДОУ с другими образовательными учреждениями и социальными институтами города);

– обеспечение прав участников образовательного процесса на свободный выбор вида деятельности, ее времени и продолжительности; закрепление прав и обязанностей каждого члена коллектива, включая и детей, и взрослых;

– организация предметно-пространственной среды в ДОУ, отвечающей принципам демократического общества (свободный доступ каждого члена детского коллектива к играм и игрушкам, владение личным имуществом в группе, экспонирование продуктов собственной деятельности и др.).

Проект «Права ребёнка» Проект «Права ребёнка». Воспитатель: Музипова С. Р., РТ г. Лениногорск. Актуальность. Актуальность темы «Права ребенка в семье» заключается.

Уголок правового воспитания детей дошкольного возраста «Права детей» Большое значение при выполнении задач по социально-личностному развитию детей имеет создание соответствующей возрасту среды в группе: игровые.

www.maam.ru

Курсовая работа: Правовое воспитание дошкольников:

ГЛАВА I. Социально-правовые основы защиты прав детей

1.1 Нормативные основы защиты прав детей

1.1.1 Конвенция о правах ребенка как один из важнейших международных документов в области защиты прав детей

1.1.2 Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" — основа социально-правового и педагогического механизмов по защите детей

1.2. Особенности приобщения дошкольников к нравственно-правовой культуре

1.3 Обобщение опыта педагогов по приобщению дошкольников к правовой культуре

2.2 Работа по повышению уровня правовой культуры в рамках группы испытуемых путем проведения серии занятий

2.3 Изучение уровня правовой культуры дошкольников после серии проведенных занятий

Специфика и основная направленность социальной политики в области детства в современных условиях заключается в смягчении для детей негативных последствий, происходящих в обществе, процессов и создание условий для видоизменения действующих и возникновения новых институтов, призванных удовлетворять потребности, реализовать интересы детей.

Теоретические разработки в сфере прав ребенка направлены на обеспечение его гармоничного развития. Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, дети и подростки должны уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся социуме, не потеряв при этом самобытности, способности к самопознанию и самосовершенствованию.

В настоящее время одной из проблем, стоящей перед системой дошкольного образования, является использование правовых и педагогических возможностей детского сада по защите ребенка от насилия и жесткого обращения в семье

Анализ литературы показывает, что в современной науке к изучению правового воспитания выделяется несколько подходов. Так, одни ученые рассматривают данную категорию с позиции ее структурных компонентов, определяя при этом право как систему норм, выражающих государственные веления (С.С. Алексеев, Л.С. Явич, и др.), правосознание как сферу духовного отражения всей правовой действительности, (И.А. Ильин, В.И. Каминская, П.И. Новгородцев, А.Р. Ратинов и др.), нравственность как внутренний регулятор правомерного поведения (B.C. Олейников).

Другие же акцентируют внимание на правах человека как общечеловеческой ценности (В.А. Караковский, М.А. Лазутова, Е.А. Лукашева, Г.В. Мальцев, А.Ф. Никитин, З.К. Шнекедорф и другие), на моральных и нравственных ценностях (А.Н. Гусев, Ю.М. Смоленцев, А.Н. Титаренко и др.), на нравственно-правовом воспитании школьников (Г.П. Давыдов, Г.А. Кузнецов, О.Г. Шапиева и др.), правовом воспитании студентов (И.А. Дерягин, Ю.П. Козюбра).

Организацию и эффективность правового воспитания изучали Д.А. Керимов, Н.Г. Кобец, А.В. Мицкевич, А.Я. Сухарев. Под правовым воспитанием они понимают строго упорядоченный процесс, складывающийся из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих стадий. Несомненно, что в процессе правового воспитания необходимо учитывать весь комплекс возрастных особенностей детей.

Методику правового воспитания учащихся разработали В.В. Берман, В.А. Кищин, Л.В. Лазарева, А.В. Мицкевич, В.М. Обухова, Л.А. Пэк., Я.В. Соколова, В.В. Тищенко. Социально-педагогические основы правового воспитания учащихся, круг юридических знаний, формы внеклассной и внешкольной работы рассматривали Г.П. Давыдов А.Ф. Никитин, З.К. Шнекедорф и др.

В настоящее время возрос интерес к правовому воспитанию и в дошкольном возрасте. С.А. Козлова отмечает, что нужно сформировать у ребенка представления о самом себе, о его правах и обязанностях и необходимо не только сообщать ему эти знания, но и формировать оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям и учить применять полученные знания в разнообразных формах собственной деятельности дошкольника.

Белорусскими учеными изучаются проблемы социально-правового развития семьи и семейного воспитания в самых многообразных аспектах: Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько, Н.А.Цыркун – психология взаимоотношений и общения в семье; С.С.Бубен, Л.И.Смагина, Т.В.Кабуш, В.В.Чечет – правовые и социально-педагогические основы защиты прав и интересов ребенка в семье; В.Ф.Володько, В.Г.Сенько, В.В.Чечет – вопросы педагогической культуры родителей; В.П.Дуброва, Т.М.Коростелева, Г.И.Куцебо – сотрудничество дошкольного учреждения и семьи.

Целью исследованияв данной курсовой работе явилось изучение и анализ процесса воспитания правовой культуры у детей дошкольного возраста.

В соответствии с целью, представляется возможным выделитьзадачиданной курсовой работы:

— изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

— выявить уровень правовой культуры дошкольников;

— разработать методику выявления уровня правовой культуры дошкольников.

Объектисследования— процесс правового воспитания старших дошкольников.

Предметом исследованияявились непосредственно методы и приемы ознакомления дошкольников с основами правовой культуры.

ГЛАВАI. Социально-правовые основы защиты прав детей

Право – это совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Благодаря праву человек получает возможность не только что-либо делать, поступать каким-либо образом, но и требовать соблюдения своих прав.

Уже в XIX веке на страницах газет и журналов педагоги, врачи, ученые, литераторы, общественные деятели заговорили о единстве и равноправии, о достоинстве человека и необходимости защиты прав взрослых и детей.

Наиболее же значимым событием было принятие в 1923 г. Советом неправительственной организации Международный союз спасения детей Декларации "О правах ребенка" (Женевская декларация), где впервые была сформулирована и запечатлена мысль о необходимости особой защиты детей "ввиду их физической и умственной незрелости", что в дальнейшем повторялось во всех последующих документах.

Созданной Организацией Объединенных Наций (ООН) в 1945 году была разработана и принята "Всеобщая декларация прав человека", в которой провозглашены и сформулированы все основополагающие для человеческой семьи права и свободы, взаимоотношения личности и государства. "Всеобщая декларация прав человека" послужила развитию и принятию международных документов, в которых особое внимание было направлено на необходимость ограждения самых слабых – стариков, женщин и детей – от напастей войны. Были приняты такие правовые акты как: Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны, Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов, Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г и др.

Необходимость разработки мер по охране прав детей, в силу их физической и умственной незрелости, потребовала выделения особого направления. Так, был создан Детский фонд ООН – ЮНИСЕФ, который осуществляет международную защиту прав ребенка по нескольким направлениям:

— разработка деклараций, резолюций, конвенций с целью подготовки международных стандартов в области прав ребенка;

— создание специального контрольного органа по защите прав ребенка;

— содействие приведению национального законодательства в соответствие с международными обязательствами;

— оказание международной помощи через Детский фонд ООН;

Особое место в деятельности ЮНИСЕФ занимает нормотворческая деятельность.

К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся прав детей, относятся:

1. Декларация прав ребенка (1959);

2. Конвенция ООН о правах ребенка (1989);

3. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

Наиболее полный спектр прав человека отражен в настоящее время в Международном билле о правах человека, куда вошли: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, правам детей посвящены отдельные статьи.

Большое внимание несовершеннолетним уделено в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, так в ст.10 записано, что "семье… должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь – в особенности … пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании. Особые меры помощи должны приниматься в отношении охраны детей и подростков, без какой бы то ни было дискриминации".

Декларация 1959 г. послужила основой для подготовки Конвенции "О правах ребенка", которая была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20ноября 1989 г.

В данном документе впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому представлен весь спектр прав человека [Доронова; 7].

Значение этого международного документа состоит также в том, что впервые в рамках Конвенции был создан международный механизм контроля – Комитет по правам ребенка, уполномоченный раз в пять лет рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции.

Основная идея Конвенции, состоящей из 54 статей, заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. В Конвенции охватывается весь спектр прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных, культурных; закрепляется право ребенка на активную роль в процессе своего собственного развития, на выражение своего мнения и на то, чтобы его учитывали при принятии решений, касающихся его жизни.

Она расширяет юридические аспекты прав человека, обеспечивая защиту детей от всех форм эксплуатации, касаясь вопроса о детях меньшинств и коренных групп населения, затрагивая проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях. В Конвенции признается главенствующая роль семьи и родителей в уходе и в обеспечении их защиты, а также обязанность государства помогать им в выполнении этих задач. Важным принципом Конвенции является отсутствие дискриминации; дети пользуются своими правами без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения.

Таким образом, все государства, присоединившихся к Конвенции, берут на себя обязательство перейти от простой моральной поддержки детства к конкретным мерам, способным серьезно улучшить положение маленьких граждан. Основные права ребенка в Конвенции по сути повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека. Однако часть положений Конвенции о правах ребенка более специфична.

Государства-участники принимают необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного и грубого обращения либо эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление, со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке [Доронова; 8].

Особо следует отметить выдвигаемые конвенцией требования к образовательным процессам. Так, в ст.29 отмечается, что образование ребенка должно быть направлено:

а) на развитие личности, таланта, умственных и физических способностей в их самом полном объеме;

б) на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций;

в) на воспитание уважения к родителям, к самобытности, языку, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает;

г) на подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин;

д) на воспитание уважения к окружающей природе.

Республика Беларусь, признавая приоритет общепризнанных принципов и норм международного права, важность международного сотрудничества для улучшения положения детей, подписала и ратифицировала Конвенцию "О правах ребенка" в 1990 году. Став участником Конвенции, Беларусь заявила международному сообществу о своем обязательстве привести национальное законодательство в соответствии с положениями Конвенции, обеспечив тем самым правовую базу для создания в стране достойных условий жизни и реального осуществления каждым ребенком как полноправным субъектом всего комплекса конституционных прав человека без какой бы то ни было дискриминации.

Закон Республики Беларусь "О правах ребенка" принят 19 ноября 1993 года. Он аккумулировал основные положения Конвенции ООН "О правах ребенка". В 2000 году были внесены изменения и дополнения в закон, в результате чего появились новые статьи (например, "Право на бесплатный проезд", "Защита ребенком своих прав и интересов", "Право на имя" и др.). В настоящее время закон насчитывает 37 статей.

В преамбуле подчеркивается, что Республика Беларусь признает своей важнейшей политической, социальной и экономической задачей всестороннюю гарантированную государством и обществом защиту детства, семьи, материнства нынешнего и будущих поколений. Уникальность этого закона заключается в том, что он формирует в общественном сознании отношение к ребенку как к автономной личности, которая родилась не для власти над ней, а для личного счастья, для проявления своей индивидуальности.

Закон определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, морального и душевного здоровья. Особенная забота и социальная защита гарантируется детям с особенностями психофизического развития, детям, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или оказались в неблагоприятных условиях. Для реализации прав детей определены органы защиты прав детей: местные исполнительные и распорядительные органы, прокуратура, суд и др. Координация деятельности государственных органов и негосударственных организаций по реализации положений Закона возложена на Министерство образования.

Ключевыми являются положения, которые предусматривают равноправие детей, наличие у детей таких неотъемлемых прав как право на жизнь, право на укрепление и охрану здоровья, право на достойный образ жизни, право на гражданство, право на защиту чести и достоинства ребенка, право на защиту от физического и психического насилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов насилия и эксплуатации, грубого обращения, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, наркотическим средствам, принуждению и занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми. Закон закрепляет право ребенка на проживание в семье: среди биологических родителей, в приемной семье, в детском доме, в доме семейного типа и др. В 14 статье Закона предусмотрена ответственность семьи, родителей за воспитание детей. Определены государственные подходы по защите прав детей, которые остались без родительской опеки, детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития, детей-беженцев, которые пострадали от военных действий, стихийных бедствий, аварий, катастроф, детей при привлечении к уголовной ответственности.

Таким образом, Закон "О правах ребенка" создал основу для социально-правового механизма по защите прав детей в Республике Беларусь. Этот механизм предусматривает сбалансированность правовой, социально-экономической, психолого-педагогической помощи детям различных категорий в условиях семьи, в обществе, в неблагоприятных и экстремальных ситуациях.

1.2 Особенности приобщения дошкольников к нравственно-правовой культуре

Правовая культура включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных, жизненных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решать свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нравственно-правовые нормы.

Дошкольники только начинают осваивать азы нравственно-правовой культуры. Ознакомление с правами носит пропедевтический характер и готовит ребенка к усвоению демократических ценностей и прав человека в дальнейшем.

Детям-дошкольникам доступны лишь самые общие представления о своих правах и свободах, закрепленных в международных и государственных документах, а также способы их реализации в различных жизненных ситуациях.

Это ставит перед педагогами дошкольных учреждений такие задачи:

— помочь ребенку понять и осмыслить свои элементарные права;

— формировать чувство самоуважения, уважения к собственным правам и правам других людей;

— развивать стремление ребенка реализовывать свои права, не нарушая прав окружающих его людей.

Решению этих задач способствует правовое воспитание и обучение правам человека.

Прежде чем познакомить ребенка с правами, его надо подвести к осознанию себя как личности, полноценного члена общества, пониманию своей индивидуальности и человеческого достоинства.

Правовое воспитание дошкольника начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Только уважающий самого себя и свои права человек способен по-настоящему уважать других людей и их права. Поэтому в дошкольном учреждении и семье необходимо создать атмосферу признания индивидуальности ребенка, уважения его личности, а самому ребенку предоставить возможность реализовывать свои человеческие права [Лобанок;7]. Он должен владеть свободой выбора, проявлять активность, инициативность, самостоятельность, иметь возможность высказывать собственное мнение, проявлять уважительное отношение к мнению других, уметь оказывать помощь и принимать ее. Без этого не могут развиваться такие необходимые каждому человеку гражданские качества, как активность, самостоятельность, решительность, ответственность.

Воспитание в духе прав человека направлено на формирование у ребенка чувства справедливости, всеобщего равенства прав и возможностей. Поэтому недопустимы несправедливость, меры воздействия, принижающие человеческое достоинство детей, нарушающие их право быть любимыми, равными среди других.

Правовое образование дошкольников предполагает ознакомление юных граждан с конкретными и понятными им правами.

Детям доступны такие четыре группы прав:

1. Права на достойное существование, выживание, включающее право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство.

2. Права на развитие, образование, отдых и досуг.

3. Права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.

4. Права на свободу слова, мысли и деятельности.

Знакомство детей с их правами целесообразно осуществлять в двух направлениях: "Я мои права", "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека".

Правовое воспитание и образование ребенка гармонично сочетается с его гражданским, нравственным, трудовым и валеологическим воспитанием, а также тесно взаимосвязано с основными разделами базисной программы "Пралеска".

Элементарные правовые знания включаются в общий и необходимый детям комплекс знаний о жизни. Они являются дополнением к знаниям об окружающем мире, социальной действительности.

Воспитание гражданина, активно участвующего в жизни общества, предполагает знакомство с правом на образование, приобретение профессии по своему выбору, правом на труд.

Ознакомление с правами человека способствует нравственному становлению личности ребенка, формированию этических представлений, гуманных чувств и взаимоотношений, помогает привить уважение к себе и другим людям. Знакомясь с правами, дети учатся считаться с мнением и интересами других людей (право на собственное мнение), защищать слабых (право на особую защиту), справедливо разрешать возникающие споры и конфликты, адекватно оценивать свои действия и поступки.

Сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. В процессе ознакомления с правами дети узнают об ответственности за свое здоровье, необходимости его беречь и укреплять, осваивать способы оздоровления и безопасного поведения.

Необходимо также помнить, что формирование начал нравственно-правовой культуры у детей во многом зависит от общей социально-правовой ситуации, уровня правовой культуры педагогов и родителей, а также эффективности средств и методов первоначального правового образования.

Изучаю специальную психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования, мы пришли к выводу, что в ней имеется достаточно большое количество специальных уроков, занятий по правам детей, разработанных и предложенных специально для работы с дошкольниками.

Знакомить детей с их правами можно и вне занятий. Так, Ю.А. Акимова не предлагает специального разработанного занятия, однако в своей работе она показывает, что можно развивать представления детей о своих правах в повседневной жизни. Тема исследования – "Защита прав ребенка в творчестве Астрид Линдгрен".

Известно, что художественная литература – прекрасное средство правового воспитания и обучения правам человека. В круг чтения на нравственно-правовые темы желательно включать разнообразные по жанру художественные произведения больших и малых форм: повести, рассказы, циклы рассказов, фольклорные и авторские сказки. Ю.А. Акимова предлагает развивать представления детей о правовой культуре путем ознакомления с творчеством Астрид Линдгрен.

Книга "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" — книга, имеющая социальный и педагогический подтекст, адресованная не только детям, но и взрослым. Из повести-сказки читатель узнает о жизни и проблемах большого города, начинает понимать, что в мире, который кажется веселым и радостным, есть преступники, есть брошенные без присмотра дети. Трилогия о Карлсоне, как и другие произведения Линдгрен, формирует активное, действенное отношение к жизни, желание помогать слабым и незащищенным.

Так, по словам Ю.А.Акимовой, "в своих книгах Астрид Линдгрен выступает в защиту прав ребенка: его права на индивидуальность, самовыражение, самостоятельность в поступках. Она категорически не согласна со стремлением некоторых родителей "уничтожить" в ребенке одни черты и "воспитать" другие. Автор призывает изучать ребенка, с пониманием относиться к различным проявлениям его характера, спокойно реагировать на "негативные" (с позиции взрослого человека) поведенческие реакции" [гармонизация;7].

Заведующая МДОУ № 29, г. Пскова Ольга Калыта предлагает проект, имеющий своей целью разработку, апробацию и внедрение модели системы правового воспитания в детском саду. Данный проект основывается на социальном партнерстве дошкольного образовательного учреждения с родителями и повышение уровня правовой культуры персонала.

Одним из действенных инструментов повышения уровня правовой культуры родителей авторы проекта считают родительские собрания. Предлагается авторами также вариант проведения родительского собрания по теме "Поощрять или наказывать?". Перед собранием проводится также и предварительная работа – анкетирование родителей. Также предложен ряд вопросов для анкетирования детей (проводится в ходе индивидуальной беседы). Далее проводится обработка результатов анкетирования; изготовление пригласительных билетов на родительское собрание; составление памятки для родителей.

Авторами предлагаются также методические рекомендации к проведению родительского собрания. Так, предлагается вместе с родителями ознакомиться с плакатами на тему "Контроль и правила в жизни ребенка", "Сферы жизни, в которых запреты ребенку просто необходимы".

Приводятся в статье и рекомендации для родителей по вопросу установление правил и запретов для ребенка. Так, среди прочих, можно назвать такие рекомендации: "не давайте косвенных, уклончивых указаний, пусть они будут ясными и прямыми", "давайте отдельные и короткие указания, не давайте составных и сложных", "давайте позитивные указания: говорите ребенку о том, что ему делать, а не о том, что ему не делать".

В статье социального педагога МДОУ детского сада "Елочка" (пос. Двинской, Архангельской области) Л.В. Калининой "Изучаем права вместе с любимым персонажем", также уделяется внимание использованию художественной литературы в работе с детьми. Автор разработала цикл занятий для детей подготовительной к школе группы.

Так, для рассмотрения и использования в практической деятельности автор предлагает занятие "Право на семью, заботу родителей, семейные связи".

Данное занятие автор предлагает начинать с беседы: кого называют родственниками, что означает слово "род". Далее составляется с помощью фотографий генеалогическое дерево. Также данное занятие предлагает предварительную работу с родителями (они читают ребенку сказку "Золушка", "Двенадцать месяцев", "Морозко").

Также в цикл занятий входит следующее: "Право ребенка на медицинскую помощь". Начинается данное занятие беседой: откуда берутся болезни, кто и как заботится о здоровье детей.

В занятие на тему "Право на личное имущество" входит чтение рассказа Н.Носова "Огурцы", беседа по содержанию, а также игра "Попроси игрушку".

Кроме цикла занятий с дошкольниками, автор приводит фрагмент разработанного родительского собрания "Литературно-правовой аукцион с детьми и родителями".

Т.С. Лобанком было составлено пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования "Приобщаемся к нравственно-правовой культуре". Данное пособие состоит из 4-х разделов и приложений. Первый раздел раскрывает особенности приобщения дошкольников к нравственно-правовой культуре. Второй раздел представляет собой цикл занятий по правам ребенка. Так, автор предлагает занятия на следующие темы: "Что такое право", "Право на жизнь", "Право на охрану и укрепление здоровья", "Право на семью", "Право на жилище", "Право на защиту и самозащиту", "Право на имя", "Право на собственность", "Право на игру", "Право на отдых", "Право на собственное мнение".

Раздел №3 называется "Учимся правам в повседневной жизни". В данном разделе указывается как развивать представления дошкольников о правах вне специально посвященных этой теме занятий".

Раздел №4 имеет название "Учимся правам вместе с семьей". В данном разделе представлены формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей в процессе ознакомления детей с правами ребенка.

В приложениях представлены возможные варианты символов прав ребенка, которые предлагается использовать в процессе занятий. Также автором даны рекомендации по диагностике степени сформированности уровня правовой культуры у детей и их родителей, диагностика нарушений прав ребенка в семье.

Автором предлагаются различные материалы для консультирования родителей ("Право Вашего ребенка быть "самее" Вас", "Право на любящих и все понимающих родителей", "Право ребенка на гуманные методы воспитания").

ГЛАВА II. Экспериментальное выявление уровня правовой культуры у детей дошкольного возраста

2.1 Описание и проведения диагностики уровня правовой культуры дошкольников

Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведения устного опроса, беседы, тестирования, наблюдения за ребенком.

С целью выявления уровня правовой культуры дошкольников нами была проведена соответствующая диагностическая процедура.

Диагностика проводилась на базе детского сада №2 г.Орши.

Возрастная группа детей: старший дошкольный возраст.

Количество испытуемых: 13 человек.

Дата проведения диагностики: 29.12.2009.

Для диагностики нами были использованы следующие методики.

1. Опрос детей на тему "Права ребенка"

2. Беседа "Как поступить?"

Далее целесообразно привести вопросы, составляющие основу опросника:

1. Знаешь ли ты, что у каждого ребенка есть свои права?

2. Как ты думаешь, что такое право?

3. Какие права есть у тебя и других детей?

4. Какие права ты считаешь самыми важными?

5. Кто у нас больше всего нуждается в праве на защиту?

6. Кто защищает права детей?

7. Можешь ли ты сам защитить свои права и права других детей?

Правильные ответы ребенка на 5-7 вопросов свидетельствуют о высоком уровне правовой культуры; 3-4 вопроса – о среднем уровне; если ребенок ответил менее чем на 3 вопроса, то это говорит о низком уровне сформированности правовой культуры данного дошкольника.

Беседа "Как поступить?" является адаптированным Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной вариантом и представляет собой комплекс вопросов:

1. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

2. Нужно ли принимать в свою игру других детей, если они просят об этом? Почему?

3. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

4. Можно ли без спроса брать чужие вещи? Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6. Можно ли вертеться на занятиях, мешать заниматься другим детям? Почему?

Результаты проведенной диагностики целесообразно представить в виде сводной таблицы:

Таблица 1. Результаты проведенной диагностики уровня правовой культуры дошкольников

domashke.net

Правовое воспитание дошкольников

Правовое воспитание дошкольников

Правовое воспитание детей дошкольного возраста.

Не травите детство спором.

Не судите разговором.

Не давите злом и страхом,

Не бросайте слов с размаху.

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите.

За шалость не корите,

Ни родитель и ни взрослый,

Развивая детский разум,

Не влезайте в дебри сразу,

Детства дни не торопите,

Детству солнце подарите.

Положение детей в России в начале 21 века вызывает большую тревогу. Растут беспризорность, наркомания, насилие. Увеличилось количество детей, оставшихся без родительского присмотра.

Права детей сегодня- это «модная» тема.

Сегодняшние дети — это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, обусловленная – среди многих причин – общественные отношения, поведение людей.

Они определяют, что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации

Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать.

В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию его уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущение себя Человеком Земли и Гражданином собственной страны.

Значение правового воспитания.

Формирование человека начинается с раннего детства, и дети усваивают ценности того общества, в котором живут.

Именно в детстве закладываются основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, потребностей личности. Немалую роль в этом призвано сыграть правовое образование всех участников педагогического процесса. В правовых нормах четко формулируются правила (разрешение, требование, запрет, условия их применения, указываются на правомерный способ действия.

Вследствие этого человек, усвоивший правовые нормы, действует более четко, уверенно, результативно.

Ребенок, приученный в дошкольные годы искать и находить взаимоприемлемые решения в согласии с другими, в своей взрослой жизни не будет прибегать к ущемлению прав и свобод других людей.

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство — наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.

Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их права, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.

В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим.

Полнота самоощущения и толерантность – вот основа правового воспитания дошкольников.

В своей работе с детьми я решила использовать тему «Ознакомление дошкольников с основами правового сознания».

Для начала, я ознакомилась с основными международными документами, которые касались прав ребенка:

Конвенция ООН о правах ребенка(1989)

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей(1990).

Следующим этапом моей работы, был подбор и изучение соответствующей литературы к данной теме. Формирование правового сознания у детей, предлагаю начать по двум направлениям:

Работа с родителями:

Цель: формирование правовой культуры; формирование гуманного отношения к ребенку; обеспечение ими защиты прав ребенка.

Работа с детьми:

Цель: воспитание нравственных норм поведения; формирование у ребенка положительного самоощущения и отношения к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка и формирование у него социальных навыков; формирование правового знания.

По данному направлению работы поставила перед собой следующие задачи:

• Формировать у детей представление о правах человека (на основе литературных произведений);

• Развитие представлений о здоровом образе жизни;

• Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения;

• Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка;

Воспитать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков»

• Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово;

Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека;

• Разъяснить общественные нормы и правила поведения;

• Познакомить детей с соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Организуя работу с детьми, я опиралась на ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

Проводила с детьми:

• ролевые, театрализованные и дидактические игры;

• издавала информационные листовки «А как бы ты поступил?»

• игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

• На занятиях закрепляла знания о профессиях родителей, навыки толерантного поведения

• Закрепляла право на здоровье, знакомила детей с витаминами

• Проводила праздники и вечера развлечений, закрепляли основные права детей

• Проблемно-поисковую деятельность детей (работа в группе по решению ситуаций и задач, разработка совместных с воспитателем проектов и т. п., закрепляя право на безопасность

• Продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т. п., их презентация).

• В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, использовала сказки, стихи, пословицы, поговорки и т. п.

• Проводила сюжетно-ролевые игры по теме «Мы выбираем»: «Выборы в странах кукол», «Кто здесь главный капитан», «Выбираем дежурных».

Начиная работу с семьей по изучению Конвенции о правах ребенка, я провела предварительное анкетирование среди родителей с целью, выявления информированности о данном правовом документе. Было опрошено 19 родителей моей группы.

79,5%(15 чел.) — не знают о существовании Конвенции о правах ребенка.

20,5%(4 чел.) – слышали, но в его содержание не вникали.

Исходя из первоначальных показателей, и того, что родители являются гарантом соблюдения Конвенции, я наметила следующую задачу: разъяснение Конвенции о правах ребенка, как правового документа социально – нравственного и педагогического значения.

Предложив родителям ответить на вопрос: «Через какие формы работы Вам хотелось бы получить информацию о Конвенции», я выяснила, что родители, прежде всего, хотели бы поучить теоретические знания. Затем родители заинтересованность к таким формам работы, где бы они непосредственно были активными участниками вместе со своими детьми. Поэтому в план моей работы включены такие мероприятия, как диспуты, беседы – тренинги, совместное проведение праздников, оформление выставок и т. д.

Самым первым этапом моей работы – было оформление уголка для родителей: «Правам ребенка посвящается», где я поместила теоретический материал о Конвенции по правам ребенка.

Затем я решила выявить уровень педагогической культуры родителей. Для этого был проведен ряд заполнения анкет, тестов «Какой вы родитель?», «Хорошие ли вы родители?».

По мере освоения Конвенции, они принимали непосредственное участие в ее обсуждении. Так, например, при проведении встречи – беседы на тему: «Знаем ли мы права и обязанности детей», я поставила перед собой цель: «Познакомить родителей с основными направлениями Конвенции о правах ребенка. Направить внимание родителей на доверительные взаимоотношения с детьми». Был приглашен психолог.

Психологом была дана устная консультация на тему: «Детско-родительские отношения – как фактор развития личности ребенка». А так же был проведен тренинг для родителей по разрешению данной проблемы на тему: «Межличностное общение».

При обсуждении ряда статей Конвенции, родителям были заданы следующие вопросы:

Что такое Конвенция прав ребенка? Что вы о ней знаете?

Как вы понимаете права человека? Ребенка?

Нужно ли родителям и детям знать Конвенцию? Зачем?

Какие права ребенка устанавливает Конвенция? Зачем?

При обсуждении всех вопросов многие правильно оценивали свою роль и значение в воспитании ребенка, не перекладывая его на детский сад и государство. Кроме того, я использовала в своей работе папки – передвижки, письменные консультации, листовки- памятки на такие темы: «Ребенок и его права», «Влияние на родительских установок на развитие детей», «Искусство быть родителем», «Семь правил для всех», «Родительская любовь» и т. д.

Фантазию, выдумку, артистические способности проявили родители при проведении совместных праздников: «Моя дружная семья», «Праздник моего города», «День матери», «Папы- Защитники Отечества», «День восьмое марта», «Осенины».

Подводя итоги работы с родителями, я отметила, что наиболее эффективными формами оказались совместные мероприятия, где родители и дети были активными участниками, и где ребенок выступал как полноправная, полноценная личность. Взаимоотношения между детьми и родителями постепенно переходили от авторитарного стиля к демократическому, т. е. к личностно — ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка.

Прежде чем, приступить к конкретной деятельности с детьми, передо мной встал ряд проблем:

Какие именно статьи, какие права могут и должны быть реализованы в моей работе с детьми;

Как понятнее и доступнее донести до детей содержание этих статей, смысл каждого права;

Через какие формы работы с детьми целесообразнее проводить данную работу.

После изучения материалов Конвенции, я условно разделила статьи данного документа на несколько блоков:

Право на охрану и укрепление здоровья

Право на сохранение своей индивидуальности

Право ребенка участвовать в играх, развлечениях

Для начала я составила перспективный план работы, затем проект «Изучаем свои права». Занятие проводила один раз в месяц. Предварительная работа и работа по закреплению материала включены в повседневную совместную и самостоятельную деятельность детей, что позволяет избежать их излишней заорганизованности. Работу провожу с небольшими подгруппами, это способствует и стимулирует не только познавательное общение и взаимодействие, но и взаимообучение и взаимопроверку.

Обучение основам правового сознания я планирую через интегрированную систему в разных видах деятельности, по принципу постепенного движения от собственного «Я» к окружающему миру.

Знакомство и обучение основам правового сознания, я провожу в виде игры, и обязательно с присутствием сказочного героя. Основной принцип в работе дать детям возможность познавать себя и окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах поступках.

Чтобы сформировать у ребенка целостное представление о себе, необходимо научить его «прислушиваться» к собственным ощущениям, эмоциям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях. Для этого мы проводили такие игры, как «Зеркало», «Чем мы похожи и отличаемся, друг от друга», «Мои сказочные сны», «Волшебные человечки»… Детям очень нравятся игры путешествия к сказочным героям: Орлу Зоркий глаз, Слонихе Чуткие уши, Бегемотику Вкусноежке, Обезьянке Любопытные руки и Собаке Острый нюх, где на основе полученных ощущений, восприятий, у детей формируется свое отношение к окружающему миру. В этих играх детям предоставляется возможность не только анализировать свои чувства и желания, но и возможность заглянуть на себя со стороны, расширить представления о себе, осознать собственную ценность и ценность других людей.

Используя прием драматизации, я стараюсь развить у детей умение «в чувствоваться» в образ сказочного героя, войти в его положение. Каждый ребенок по средствам игры имеет возможность побывать в роли другого. Это помогает ему характеризовать поведение окружающих, острее реагировать и высказывать свое отношение к происходящему.

В беседах, конкурсах, в чтениях художественной литературы, заучивании стихотворений, пословиц, поговорок, а также совместной и самостоятельной деятельности детей, я стараюсь дать новые знания, вызывать оценочное отношение к окружающему миру.

Большую часть времени посвящаю практике: решению проблемных задач, поиску решений от своего имени или от имени сказочного героя: если бы я поймал золотую рыбку. ; если бы я был волшебником…; выбери правильный тон…; дидактические игры: «Чьи права нарушены, «Выбери правильный тон разговора и ответ», «Найди ошибку и исправь», «Назови пословицы к данному праву», «Назови право к данной картинке», «Напой песню о названном праве». Чтобы дети более тонко ощущали изменения окружающего мира, я использую прием визуализации. Мы разыгрываем небольшие инсценировки, в которых дети представляют себя в роли крошечных насекомых, животных либо маленькой любимой игрушки, попавшей в беду, в большом окружающем мире. Ощущая беспомощность маленького друга, дети не только раскрывают все черты своего нравственного воспитания, но и искренне делятся своими впечатлениями, которые они почувствовали на себе.

Знакомя детей с правом на имя, проводили такие игры, как, «Угадай имя по знаку Зодиака», «Расскажи, что означает твое имя?», «Подбери цветок к своему имени», «Игрушку выбирай, чья она нам отвечай».

Чтобы подвести детей к знакомству с правом на гражданство, я начала знакомить детей с историей нашего города, его символикой, проводила экскурсии в библиотеку, там нам рассказывали о нашем городе, показывали видеофильмы. Ходили в «Музей заповедник», посещали различные выставки. К 9 мая ходили к обелиску погибших в годы ВОВ, читали стихи, возлагали цветы. Участвовали в конкурсе рисунков на асфальте «Нам нужен мир», где заняли второе место. В конкурсе рисунков на асфальте к Дню защиты детей заняли третье место. В проведении экскурсий нас сопровождали родители, были активными помощниками, радовались нашим успехам. Так же, родители помогали в озеленении участка, благоустройстве. Сплели из ивы плетень, посадили мини огород. Дети с родителями сами садили принесенное дерево. В конкурсе «Ландшафтный дизайн» заняли первое место.

Затем ознакомила их с историей республики. Мы познакомились с историями образования гербов, их формой, цветом. Дети узнали значение каждой детали герба, значение каждого цвета на флагах. С детьми проводились такие игры, как «Дорисуй недостающий цвет флага».

Одновременно, я проводила беседы, задавая детям вопросы поискового характера: «Чем похожи гербы города и республики?», «Угадай, чего не хватает в гербе (флаге?», «Найди ошибку в изображении герба (флага?». Когда дети усвоили символику малой родины, мы перешли на символику России, знания о которой закрепляли на аналогичных играх, а также рассматривая документы, печати, монеты и т. д. С детьми мы ознакомились с их первым документом, в котором было записано их имя, отчество и фамилия.

Всю свою работу, стараюсь построить так, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращался в активного участника действия. В ходе всей работы учитываю право ребенка быть таким, каков он есть на самом деле, со всем набором его личностных качеств, сложившемся социальным опытом, запасом действенных знаний, умений, навыков.

Для закрепления представлений о праве ребенка на медицинскую помощь при рассмотрении темы «Семья», я подчеркнула, что родители заботятся о здоровье ребенка, оказывают первую помощь при заболевании; проводя занятие по знакомству с родным городом, упомянула о том, что в нем есть различные лечебные учреждения, в том числе для детей; одним из видов специального транспорта — машины скорой помощи; в детском саду и школе есть медицинский кабинет и врачи, которые следят за состоянием здоровья детей. Мы ходили на экскурсию к детской и взрослой поликлиникам, и к районной больнице.

Закрепляя представления детей о своих правах, проводила занятии по другим разделам программы: развитию речи, изобразительной деятельности, конструированию и ручному труду и т. д. Например, при составлении рассказов о том, как мы ходили на экскурсию в школу, целесообразно закрепили знания о праве на образование, а этическая беседа «Добрые и злые поступки» познакомила со способами разрешения конфликтных ситуаций.

Перед знакомством с правом на образование, я задала детям вопрос: «В какой бы школе, и с каким учителем, вы хотели бы учиться?». Получив ответы, я сделала для детей игру, которую назвала «Школа моей мечты». Для детей были нарисованы шаблоны школ в виде ракет, замков, автомобилей, а учителя представлены в виде принцесс, космонавтов. С интересом и удовольствием дети обыгрывали каждый свою школу, рассказывая, чему их там будут учить.

В работе с детьми я проводила беседы на тему: «Моя семья», «Самый добрый человек». Эффективным является и наблюдение за детьми в сюжетно-ролевой игре «Семья», так как дошкольники в игровом взаимодействии воспроизводят типичные для их семей отношения и общение. Поведение детей, их действия, высказывания, экспрессия позволяет педагогу сделать вывод о характере внутрисемейных отношений.

Полученные результаты наглядно показали, что дети – дошкольники больше общаются с матерью, слушаются ее также больше, чем остальных членов семьи. Причем от младшего к старшему дошкольному возрасту укрепляется авторитет отца.

Из обследования детей стало видно, что работа по охране прав детей дает положительные результаты, дети стали более внимательными по отношению друг к другу, легко идут на контакт со знакомыми взрослыми. Вместе с тем необходимо продолжать стремиться к такой организации жизни ребенка, которая бы соответствовала нормам и требованиям Конвенции. Важно предоставлять детям возможность реализовывать свои права, чтобы ребенок ощутил свою принадлежность к «родным корням» и приблизился к пониманию того, что он единица Вселенной.

Анализируя результаты своей работы, я сделала вывод: интересы ребенка связаны с семьей, игрой. Планируя работу по формированию правового сознания у детей, необходимо учесть эти моменты. Желательно, чтобы родители участвовали в процессе формирования правового сознания у детей. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающему, способность к сопереживанию.

Антонов В. А. Изучаем права человека. – «Вита-Пресс»,1997

Бабич Л. Н. 365 увлекательных занятий для дошкольников. — М.:Айрис-Пресс,2000Ефимовский Е. карусель изобретений. Мудрые науки без назиданий и скуки. С. -Пб.: «Комета Дуэт»,1994

«Ребенок в детском саду»;

Зайцев Г. Р. Уроки Айболита. —Пб.: «Акцидент»,1998.

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. – Ярославль:»Академия развития», 1997

Морохин В. Н. Малые журналы русского фольклора. — М.:»Высшая школа»,1986.

Насонкина С. А. Уроки этикета. –С. -Пб.: «Акцидент», 1998.

Рылеева А. А. Как помочь дошкольнику найти свое место в мире людей. – М.: «Ангстрем», 1993

Саплина Е. В., Спалин А. И. Введение в историю. – М.: «Дрофа»,1999

Усачев А. Н., Березин А. К. «Основы безопасности жизнедеятельности». – М.: «АСТ-Пресс»,1996

Усачев А. Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых. – М.: «Аншстрем», 1993

Шабельник Е. С. Права ребенка. – М.: «Вита-Пресс»,1997

Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права! – М.: «Вита-Пресс»,1997

Шипицына Л. М. ,Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. – С. -Пб.: «Детство-Пресс»,2000

Юдин Г. Главное чудо света. – М.: «Педагогика»,1991.

Юдоходина Ю. И. «Здравствуй,друг,дорожный знак».- М.: «Карапуз»,1998

Права детей в символах. Из опыта работы. Одной из важных и актуальных социальных проблем сегодня является обеспечение и защита прав человека и, в частности, защита.

Работа с педагогами ДОУ Организация работы с педагогами. В современном дошкольном учреждении необходим поиск новых подходов к образованию детей, базирующихся на.

www.maam.ru

Смотрите так же:

  • Мультики для развития детей от года Развивающие мультики для детей от 1 до 3 лет смотреть онлайн - Сайт для детей и о детях Диего вперед развивающий мультфильм, который очень похож на Дашу Следопыта. Диего понравится Вам и Вашему малышу потому, что его сюжет основан на доброте и любви к животным. Этот интерактивный мультик не даст ребенку заскучать, он будет активно […]
  • Развитие речи у детей до 2 лет Речевое развитие детей 1,5-2 лет Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим о речевом развитии детей 1,5 – 2 лет. Статью подготовила логопед Елена Барышева. Все статьи по развитию речи можно найти в рубрике «Развитие и коррекция речи». Развитие речи детей от 1,5 до 2 лет Возраст от полутора до двух лет ознаменован относительным […]
  • Речь дошкольника авторы Речь дошкольника авторы Педагогический совет на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста» Актуальность: Анализ усвоения программного материала детьми дошкольного возраста показывает, что на протяжении последних трёх лет наблюдается снижение такого параметра речевого развития детей, как «развитие словарного запаса». […]
  • Активизация словаря детей младшей возрастной группы тема самообразования Отчет по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» Отчет по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2013-2014 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Работа по обогащению, закреплению и активизации словаря […]
  • Бронхи лечение у детей Симптомы и комплексное лечение острого бронхита у детей Острый бронхит у детей выявляется при присутствии воспалительного процесса во внутренней части бронхов, выстланной слизистым эпителием. Болезнь в острой форме может иметь инфекционную, токсическую, аллергическую, либо физико-химическую природу, но всегда развивается вследствие […]
  • Развитие памяти у ребенка 4 лет Выпуск 7. Как развить память у ребёнка — игры и упражнения на внимание Авторская колонка Наталии Рой о раннем развитии «Умнички». Память — загадочная и не до конца изученная функция головного мозга. Дети, обладающие хорошей памятью, быстро и легко запоминают материал. Учёба даётся им легко, успех окрыляет, школа не кажется тяжкой […]
  • Формирование творческой личности самообразование Самообразование как условие профессионального роста педагога Самообразование как условие профессионального роста педагога Для профессиональной деятельности педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать свой предмет. Для педагогической деятельности на современном уровне требований общества необходимо […]
  • Если у ребенка понос лечение народными средствами Как правильно лечить понос у детей народными средствами Расстройство у детей старше года возникает по ряду определенных причин. Некоторые из них не страшны, такие как переедание, непереносимость лактозы, легкая форма отравления, дисбактериоз, нервное перенапряжение, смена климата. В этом случае понос, чаще всего прекращается через […]