В гостях у Мэри Поппинс

Онлайн-журнал для родителей об обучении, воспитании и развитии детей.

Раннее развитие детей: 1-2 года

Продолжаем цикл статей, посвященных раннему развитию детей. В прошлый раз речь шла о раннем развитии детей 6-12 месяцев , о том, какие задачи стоят перед родителями, какие игрушки и материалы необходимы. Сегодня поговорим о раннем развитии детей 1-2 лет.

Первоочередная задача раннего развития ребенка в 1-2 года – это развитие речи, расширение словарного запаса ребенка.

Монтессори-игры; игры и упражнения для развития сенсорики, мелкой моторики и координации движений; художественное творчество; конструирование и моделирование – основные инструменты раннего развития ребенка в 1-2 года.

Основные задачи раннего развития ребенка в 1-2 года

1. Развитие сенсорики, мелкой моторики и координации движений ребенка в 1-2 года

Самый главный навык второго года жизни – это речь. Для ребенка важно не только слышать речь других людей, пытаться им подражать, но и развивать мелкую моторику руки. Ведь продолжая развивать пальчики, мы развиваем речь малыша. Поэтому пальчиковые игры и игрушки, требующие точных и «мелких» движений, игрушки с богатыми сенсорными ощущениями сохраняют свою актуальность и после года.

При правильном сенсорном развитии к концу 2 года ребенок может:

  • собрать пирамидку (нанизать на стержень 4-5 колец в правильном порядке);
  • сортировать предметы по форме и размеру (например, подобрать крышечки к разным коробочкам, шкатулкам, банкам и т.п.);
  • соотносить фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) с рисунками или отверстиями в игрушках-сортерах.
  • Необходимые игрушки и материалы: продолжаем использовать игрушки, рекомендованные для детей в 6-12 месяцев (пирамидки, стаканчики для вкладывания, коробочки с крышками и др.) + игрушки-сортеры + логический куб + животные на магнитах + простые пазлы и кубики для складывания картинок (2-4 элемента) + лабиринты.

    2. Развитие умственных способностей, логики, мышления ребенка в 1-2 года

    Для развития умственных способностей детей от 1 года рекомендуется продолжать играть с ребенком в Монтессори-игры с водой, крупами, камешками, пуговицами, тканями, природными материалами и т.п.

    При регулярном использовании Монтессори-игр к концу 2 года ребенок может:

  • уверенно различать четыре основных цвета (красный, синий, желтый, зеленый), сортировать предметы по цвету;
  • различать и сортировать предметы по величине (большой – маленький) и форме (кубик, шарик и т.п.).
  • Необходимые игрушки и материалы: образцы разных материалов, бусы для нанизывания, разноцветные шарики, набор геометрических фигур, игры со шнуровкой.

    3. Эстетическое воспитание ребенка в 1-2 года

    Занятия творчеством способствуют не только эстетическому воспитанию, расширению кругозора, умственному развитию ребенка, но и помогают его сенсорному развитию, формированию речи, учат навыкам игры. Поэтому чем раньше Ваш ребенок подружится с разными видами творчества, тем сильнее будет их влияние на общее развитие малыша.

    При целенаправленном занятии творчеством к концу 2 года ребенок:

  • может осознанно пользоваться простыми материалами для рисования (красками и кисточкой, карандашами) и лепки (соленым тестом, пластилином);
  • отличает карандашные рисунки от рисунков, нарисованных красками;
  • владеет основными приемами лепки, может при помощи взрослых создавать простые поделки;
  • делает простые аппликации из готовых элементов;
  • играет на простейших музыкальных инструментах;
  • может заниматься совместным творчеством со взрослыми.
  • Необходимые игрушки и материалы: пальчиковые краски, акварельные краски, гуашь, кисточки, цветные карандаши, восковые мелки, цветная бумага (+ бархатная бумага, гофрированная бумага, картон и др.), соленое тесто, пластилин, металлофон (+ колокольчики, дудочка, губная гармошка и т.д.), музыкальные книжки и игрушки.

    4. Конструирование и моделирование для детей 1-2 лет

    Конструирование – одно из любимых детских занятий – не только увлекательно, но и полезно. Конструирование развивает творческое мышление и воображение, ведь когда ребенок строит, он сначала придумывает некий образ того, что должно получиться. Конструируя, малыш учится обращаться с деталями конструктора разной формы и размера, благодаря этому развиваются ловкость, координация движений, мелкая моторика руки. А доводя процесс конструирования и моделирования до результата, малыш учится действовать целенаправленно.

    При систематическом занятии конструированием и моделированием к концу 2 года ребенок:

  • понимает, что детали конструктора различаются по форме, цвету, размеру, назначению (крыша, стена и т.п.);
  • запоминает и уверенно различает образы различной формы (кубик, кирпичик, цилиндр и т.п.);
  • сооружает разнообразные постройки и играет с ними (строит мостики, домики, башни, улицы города и т.п.).
  • Необходимые игрушки и материалы: разноцветные кубики, простой конструктор, тематический конструктор + фигурки для простейших ролевых игр (например, конструктор «Город» + машинки, деревья, домашние животные, человечки и т.п.).

    Кроме того, детям в 1-2 года необходим спортивный комплекс (канат, качели, кольца, шведская стенка и т.п.), спортивный инвентарь (мячи разного размера, скакалка, велосипед и др.), игрушки для песочницы, фигурки животных, куклы, наборы детской мебели и посудки, игрушечные продукты питания, машинки, игрушечный телефон, книжки-игрушки, детский рюкзачок и др.

    merypoppins.com

    Игры для детей 1 года: развиваем речь и мышление

    Дорогие читатели! Эта статья — продолжение нашего разговора о развивающих играх для детей в 1 год и календаря развития малыша. Начало Вы найдете в статье «Развитие ребенка в год». А сегодня мы поговорим о следующих вопросах развития ребенка:

    1. Особенности развития речевого общения ребенка в 1 год и их учет в проведении речевых игр с малышами.
    2. Игры для развития речи ребенка в 1 год.
    3. Игры для развития речи, игры с картинками, игры — инсценировки.
    4. Чему научится в играх ребенок в период с 1 года до 1 года 3 месяцев.

    Когда ребенок начинает говорить? Особенности речевого развития малыша от 1 года до 1 года 3 месяцев

    Первые слова ребенка

    Игры для детей – это всегда интересно и весело! Существует великое множество игр для малышей. Какие из них нужны ребенку в возрасте от 1 года до 1 года 3 месяцев? Какие игры будут развивать речь и мышление малыша, а какие будут развивать не малыша, а …маму, которая сама постоянно без пауз говорит, показывает картинки, а вот малышу достанется только роль молчаливого слушателя столь активной мамы. И тогда цель игры не будет достигнута, ведь развитие происходит только в активной деятельности самого ребенка.

    Выбор развивающей игры для малыша определяется особенностями его развития. О возрастных особенностях развития ребенка от 1 года до 1 года 3 месяцев я и хочу немного рассказать в начале статьи. А потом уже поиграем вместе :)!

    На мой сайт «Родная тропинка» приходят мамы с разными вопросами. От «Как научить малыша побыстрее заговорить – чтобы он начал говорить слова «мама» и «папа» в 3 месяца?» до «Мой ребенок в три года не говорит. Отставание ли это или норма?»

    Для того, чтобы ответить на эти вопросы нужно сначала понять, а что же такое слово в нашей жизни? И что такое слово по отношению к малышу, который только учится говорить?

    Годовалый малыш обычно уже говорит — произносит первые слова в привычных ему ситуациях. Обычно это 10-12 самых простых слов: мама, папа, дай, бух, деда, баба, иди, на, топ-топ, ням-ням, тетя и т.д. Слова могут быть и сокращенные, например: «апа» — палка, «бобо» — больно.

    Вот такие первые слова двух малышей пришли на сайт «Родная тропинка» на конкурс «Смешинки на «Родной тропинке». Отгадайте, что это за слова? Что хотел сказать малыш?

    Вот несколько ответов, которые я специально написала справа налево, чтобы была возможность не сразу увидеть ответ, а отгадать его.

    Как мы видим из этого примера, первые слова малыша еще не «слова» в нашем – «взрослом» и научном понимании.

    Давайте разберемся, чем являются первые слова и что такое слово.

    Все мы знаем, что слово всегда относится не к одному конкретному предмету, а к их классу. То есть любое слово нашей речи есть обобщение. Например, кошка – это любая кошка разного размера и цвета и разной породы, живая или на картинке.

    По отношению к ребенку второго года жизни обобщение означает, что он учится называть одним словом определенный класс предметов. Например, ребенку нужно научиться называть словом «уточка» или «кля-кля» (кря-кря) как уточку, увиденную в деревне, так и уточку, изображенную на картинке, или уточку-игрушку. Уточкой малыш называет всех уток разного цвета, размера, по-разному изображенных.

    Слово как обобщение появится у ребенка не сразу, а только тогда, когда пройдет несколько стадий развития.

    Стадии развития слова как обобщения

    Первая стадия. Сначала в речи малыша будут слова, которые имеют не одно значение, а много. Например, «кисой» или «кыс» малыш может называть не только кошку, но и всё пушистое – и меховой воротник, и собаку, и волосы мамы, и одеяло, и мохнатую мягкую игрушку. А слово «мама» может означать от «Я очень рад тебе!» до «Я устал», от «Возьми меня на ручки» до «Дай мне яблоко». А если малыша попросить показать тарелку, то вполне возможно, что он принесет все зеленые предметы, так как его тарелка зеленого цвета. Это первая стадия развития обобщения, которую проходит ребенок в 1 год.

    Вторая стадия. Она называется «слово-имя». На этой стадии малыш относят слово только к одному конкретному знакомому предмету. Ребенок не переносит это название на другие предметы, разные по цвету и размеру. Например, «киса» для него это конкретная кошка (кошка, которая живет дома или кошка на конкретной картинке). В отличие от первой стадии малыш уже не называет словом «кис» другие предметы – волосы, мех и т.д. Кошка для него – это только вот эта кошка, конкретная и единственная.

    Постепенно малыш начинает выделять главные признаки предметов и начинает использовать обобщение. Это будет третья стадия развития слова как обобщения у годовалого малыша. Тогда ребенок станет называть кошкой всех кошек, причем разных по цвету, величине. Он будет отличать кошку от других животных и на картинке, и среди игрушек, и в жизни.

    Надо учитывать и то обстоятельство, что для маленького ребенка слово живет только в ситуации, а не само по себе. Говорить о собачке, не видя ее в данный момент, он просто не может и не умеет! Именно поэтому в развитии речи малышей всегда используются игрушки, предметы, картинки.

    И здесь есть две типичных крайности, вредно сказывающихся на развитии ребенка.

    Первая – когда мама и папа продолжают после достижения малышом возраста 1 года строить все общение с ребенком как с младенцем – исключительно на эмоциональном уровне. Они поют потешки и песенки, играют в «куку», гладят и целуют малыша, сюсюкают с ним и при этом никак не обучают ребенка способам обращения с разными игрушками и предметами, не помогают развитию игровых действий ребенка. А это очень нужно годовалому малышу! Ему очень хочется получить от взрослого новые способы обследования предметов, игры с ними. Ему хочется видеть в маме уже не просто близкого человека, но и интересного партнера по играм, который показывает новые грани известных предметов, помогает познавать мир. В такой семье, где общение с малышом после года остается исключительно эмоциональным ребенок легко раним, тревожен, трудно расстается с мамой (не дает ей уйти из дома даже ненадолго), не умеет самостоятельно заниматься с игрушками.

    Вторая крайность – когда взрослые наоборот всё время одёргивают годовалого малыша: «Не трогай!» «Куда полез!», «Не толкай!», «Не отнимай!» и тоже совсем не учат ребенка взаимодействовать с окружающим миром и людьми. В такой семье малыш растет издерганным, нервным, привыкает обращаться к взрослым с жалобами, не видит маму как интересного партнера по игре с игрушками, не стремится к игровому взаимодействию со взрослыми.

    Как же быть и как общаться с малышом, ведь он еще мало говорит. Но кажется, что всё понимает? И действительно, у ребенка в год более развито понимание речи, чем активная речь. И развитие понимания речи является в данном периоде наиболее важной задачей в обучении малыша речи. И одной из важных задач игр с ребенком.

    Понимание речи возникает у ребенка не само собою, а в результате его общения с близкими взрослыми, которые играют и занимаются с ним. Дети, которые лишены интересного содержательного общения со взрослым, начинают говорить намного позже и хуже понимают обращенную к ним речь.

    Пониманию каких слов нужно учить малыша в год – год 3 месяца

    • Названия предметов. Например, «Где мячик? Где ляля? Где стол? Где мама? Где часы тик-так? Где собачка ав-ав? Где машина би-би? Где у нас рыбки?». При этом мы можем знакомить малыша с такими названиями предметов:
      • мебель – стол, стул, кровать, диван
      • посуда – ложка, чашка, тарелка,
      • предметы в комнате – часы, окно,
      • одежда – шапка, платье, ботинки
      • игрушки – собачка, мишка, кукла, машина, мячик, зайчик и другие.
      • Названия действий: «Дай матрешку», «дай ручки/ножки (при одевании)», «Принеси собачку», «Сядь», «Возьми мячик – на! мячик».
      • Названия частей тела: «Где носик? Где ротик? Где глазки? Где ушки?» (показывает у мамы, у куклы, у себя)
      • Годовалый малыш очень любит подражать взрослым. Лучше всего ребенок запоминает те слова, которые часто слышал от близких взрослых и которые они часто повторяли в речи, обращенной к ребенку. Это названия действий, частей тела, одежды, предметов, игрушек, мебели, пищи.

        И эту особенность нужно учитывать: разговаривайте с малышом во время еды, одевания, на прогулке. Спрашивайте: «Кто это пришел? Папа! Да, это папа пришел. Что это у папы в руках? Что папа принес?», «Что мы сейчас наденем? Кофточку. Дай ручки. Вот так. Оденем кофточку. Вот одна ручка, вот другая ручка. Застегнем пуговицы. А что это? и т.д.».

        Полезные советы по созданию развивающей речевой среды дома

        Что надо знать при проведении игр и занятий с малышом дома:

      • Если малыш обратил на что-то внимание на прогулке, то назовите этот предмет, его части, действия, при этом слова нужно повторять неоднократно: «Это машина. Машина дудит: би-би-би. Какая машина? Большая, красивая! Машина поехала би-би-би», «Смотри, собачка ав-ав. Собачка бежит. Смотри, какие у нее ушки. Беленькие! А какой хвостик! Длинный хвостик! Собачка беленькая, красивая! Вот собачка пошла дальше. Убежала собачка. Нет собачки» Даже если малыш еще не говорит, то в дальнейшем все вложенные Вами усилия оправдаются с лихвой.
      • Говоря с малышом, нельзя тараторить без остановок. Говорите медленно, немногословно, но с повторением ключевых слов. Бурная быстрая многословная речь мамы не воспринимается малышом. Точнее воспринимается, но он не выделяет из нее отдельных слов. Обычно в такой ситуации малыш не начинает говорить в положенный срок, то есть происходит задержка в развитии речи ребенка.
      • В сегда делайте паузы в своей речи, давая ребенку возможность отреагировать жестом или звуком, повторить за Вами слово или слог.
      • Желательно в этом возрасте при назывании предмета малышу назвать сначала общеупотребительное слово, а сразу же за ним – облегченный детский вариант этого слова. Например: «Вот собачка – ав-ав», «Поезд поехал ту-ту», «Дождик пошел кап-кап», «Петя упал – бах!». Сложное слово малыш еще не может произнести, а вот звукоподражание доступно для произнесения. А вот сюсюкать с малышом (то есть говорить с ним только упрощенными словами) очень вредно для его развития. Ребенку нужно постоянно слышать вокруг себя правильные четкие образцы речи взрослых.
      • Если одну игрушку взрослые называют по разному (у папы это «туту», а у мамы «биби», а у дедушки «чучучу»), то малыш путается. Поэтому лучше договориться, как Вы будете называть эту игрушку и всегда прибавлять настоящее название предмета: «Это поезд туту».
      • Если малыш уже может что-то сказать словом, то нужно его побуждать обращаться к Вам словом, а не жестом. Например, ребенок показывает пальцем на игрушку, стоящую на полке. Конечно, можно просто дать ему игрушку. Но правильнее будет спросить малыша: «Что ты хочешь? Машинку би-би? Да? Скажи: дай! Дай машинку!» или более кратко «Попроси. Скажи «дай», «Позови петушка. Скажи «Иди!» Такое обращение взрослого к малышу будет побуждать его постепенно отходить от жестов и переходить к речи.
      • Озвучивайте жесты малыша. Например, кошка убежала в другую комнату, и ребенок разводит ручки в стороны. Скажите: «Нет киски. Убежала киска». Если ребенок отправится на поиски киски, скажите: «Где киска? Ку-ку. Киска, выходи! Будем играть» или другие слова, которые озвучат ситуацию для ребенка.
      • У малышей в год часто встречается отсроченное воспроизведение слова. Например, Вы показали ему лошадку, назвали и гриву, и хвостик, и сказали что лошадка скачет, что говорит «игого». Но малыш, которому явно понравилась игрушка, молчал. Вы убрали игрушку. Прошло несколько минут, Вы пошли обедать, и тут малыш вдруг говорит: «Игого!» и показывает жестами то, что видел во время демонстрации Вами игрушки. Это возрастная особенность, которая встречается у всех маленьких детей.
      • Нужно учесть, что накопление активного словаря (то есть репертуар тех слов, которые малыш не просто понимает, но уже и употребляет в своей речи) у ребенка происходит скачками. Сначала идет период накопления пассивного словаря (ребенок понимает слово, но еще не говорит его), а затем уже это слово появляется в активном словаре ребенка. Причем слово может появиться отнюдь на следующий день, а через некоторое время. Для запоминания слова малышу нужно много его повторений. Поэтому чем чаще Вы будете создавать специальные ситуации, развивающие речевое общение, тем больший запас слов усвоит малыш, тем лучше будет развита речь.

        Игры и упражнения по развитию речи ребенка в год – 1год 3 месяца. Как учить ребенка говорить и понимать речь

        Игры и упражнения по развитию речи нужно проводить с малышом часто — не менее 3 раз в неделю. Они должны быть очень короткими и занимать не более 5-6 минут.

        Эта игра для малышей разработана В.А. Петровой.

        Развесьте картинки на уровне глаз ребенка в разных местах комнаты (3-4 картинки). Малыш перебегает от картинки к картинке и рассматривает ее: «Где у нас собачка ав-ав? Покажи. Как собачка говорит: ав-ав, ав-ав». Картинки остаются на одном месте несколько дней, и малыш постепенно привыкает к их расположению и быстро находит по просьбе взрослого нужную картинку. Затем картинки меняются.

        Перебежки можно проводить не только с картинками, но и с игрушками или с мебелью и другими предметами. Где у нас диван? Давай сядем на диван. А где окно? Вот окно! А это что? Шкаф». Можно сделать перебежки и на прогулке: «Где скамейка? Где дерево? Где крылечко?»

        Что это? Называем игрушки

        Годовалые малыши любят приносить и показывать взрослым свои игрушки. Причем делают они это сами, по собственному побуждению. Когда ребенок принесет Вам игрушку, оживите ее (потанцуйте куклой, подудите как машина, поездите поездом с одновременным произнесением слов чух-чух, чух-чух). И после этого спросите малыша: «Что это?» Ответьте сами: «Это кукла. Ляля. Ляля большая. Ляля танцует и поёт: ляляля. Ляла устала, хочет спать. Уложи лялю спать». Привлеките малыша к действиям с игрушкой – умыть, причесать, покормить, поплясать, убаюкать.

        Даже для малышей в год мало, если взрослый просто назовет игрушку. Ребенку важно, чтобы были проделаны действия с ней (погладить лошадку, причесать волосы кукле, покормить мишку и т.д.). Принося игрушку, он хочет увидеть во взрослом партнера по игре, который поможет ему увидеть новые игровые действия, получить новые впечатления.

        Игра «Чудесный мешочек»

        Это вариант предыдущей игры. Положите несколько игрушек в красивый непрозрачный мешочек. Он должен быть привлекательным и ярким. Ведь он же недаром называется «чудесный». Пусть малыш достает из него игрушку. А Вы обыграете игрушку как в предыдущей игре, покажете ее детали, действия, назовете их, прочитаете об игрушке стишок. Поиграв с первой игрушкой, спрячьте ее под платок: «Убежала собачка» — и попросите малыша достать следующую игрушку.

        Почему игрушку нужно прятать от малыша после ее рассматривания и нельзя рассматривать сразу все игрушки? Это делается потому, что одновременно с несколькими игрушками малыш не сможет играть – будет отвлекаться. Он не сможет сосредоточиться на Вашей речи или на одном действии, будет хвататься то за одно, то за другое. И результат игры не будет достигнут.

        Поставьте на расстоянии от ребенка красивую привлекательную игрушку (куклу, мишку или собачку). Скажите: «Ирочка, позови собачку. Скажи: иди-иди!» и покажите жест рукой (как будто Вы маните собачку к себе). Дети обычно охотно подражают жесту и «зовут» игрушку, но без слов. Ничего страшного в том, что ребенок молчит, нет! Если Вы будете сопровождать этот жест словом «иди-иди», то малыш скоро скажет и слово. Если же Ваш малыш не зовет игрушку даже жестом, возьмите его ручку в свою и помашите ей, одновременно говоря «Иди-иди».

        Как только малыш позвал игрушку, приблизьте игрушку к ребенку, дайте потрогать или погладить игрушку. Скажите: «Прибежала собачка ав-ав. Погладь собачку. Погладь. Хорошая собачка»

        После этого покажите действие игрушкой и спросите: «Что делает собачка? Бегает». А сейчас что делает? Лает: ав-ав-ав! Давай покормим собачку (изображаем, что как будто даем в ладошке корм) Что делает собачка? Кушает. Ой, убежала собачка! (Спрячьте собачку). Попросите малыша позвать убежавшую собачку – «Скажи: иди!»

        Покажите из-за стола или из-за своей спины другую спрятанную игрушку. Спросите: «Кто это пришел? Это зайка. Покажи, где зайка? Вот зайка! Позови зайку: иди-иди. Пришел зайка. Зайка прыгает прыг-скок, прыг-скок!» (попрыгайте зайчиком рядом с малышом или по его коленочкам).

        Сначала малышу показывается в этой игре только одна игрушка и сама игра длится 3-4 минуты. Затем можно в игре использовать 3-4 игрушки и продлить игру с ними до 6 минут. Малыш выберет, какую из 3-4 игрушек он будет звать. А может быть, позовет их по очереди. Тогда предыдущую игрушку мы прячем и говорим: «Убежала собачка».

        В игре можно использовать не только слово «иди», но и слово «дай». Тогда говорим малышу: «Скажи: дай собачку, дай, дай».

        Главное в этой игре – посильная активность ребенка (зовет жестом, гладит, кормит, приносит, называет и т.д.)

        Игра «Прятки с игрушкой»

        Лучше всего малыш запоминает слова, сказанные в яркой эмоциональной ситуации, в момент обостренного восприятия. Именно такой момент создается в игре в прятки, которая так любима самыми маленькими детьми.

        Спрячьте игрушку у себя за спиной. Затем неожиданно покажите игрушку и назовите ее: «Это кукла Катя». Внезапное появление игрушки привлекает внимание годовалого ребенка и очень его радует. Снова спрячьте игрушку. Скажите: «Ку-ку, нет куклы Кати. Ой, кто это? (достаньте снова куклу). Катя!»

        Так можно знакомить малыша с разными игрушками и предметами и помочь ему запомнить их названия.

        Игра «Доскажи словечко»

        В этой игре малыш договаривает последнее слово в рифму за мамой. Если с малышом уже на первом году жизни мама занималась: играла в переклички, читала потешки с повторением слогов, то ребенок быстро начинает повторять отдельные слова и звуки, схватывая всё налету. Если же дети не приучены вести такой диалог, то спокойно попросите ребенка – «Скажи, повтори..» и через некоторое время он станет договаривать слова и слоги.

        Во всех стихах нужно сопровождать звукоподражания жестами: показывать руль машины и говорить «бибиби», стучать пальчиком по ладошке и говорить «кап, кап, кап, кап», показывать как едет поезд и говорить «чух,чух, чух» и т.д.

        Такие игры можно проводить, демонстрируя малышу игрушку и действия с ней.

        Вот примеры стихотворений для договаривания звукоподражаний ребенком и игр с игрушками типа «доскажи словечко/слог»:

        Дождик песенку поет:

        Кап, кап, кап, кап (ребенок договаривает звукоподражание «кап, кап, кап,кап»)

        Только кто ее поймет —

        Кап, кап, кап, кап?

        Не поймем ни я, ни ты,

        Да зато поймут цветы,

        И весенняя листва,

        И зеленая трава…

        Кап-кап-кап-кап (по Б. Заходеру)

        Еду-еду к бабе, к деду (малыш сидит на коленях, подпрыгивая в ритме)

        На лошадке в красной шапке,

        По ровной дорожке

        В старом лапоточке

        По рытвинам, по кочкам,

        Всё прямо и прямо,

        Бух! («роняем» малыша вниз).Малыш договаривает «Бух!»

        Игры со звукоподражаниями на досказывание слогов и слов малышом могут быть подвижными. Хочу привести в пример две подвижные игры со звукоподражаниями из книги Л.В. Казьминой, О.Г. Колупаевой «Развитие ребенка от года до двух лет». А Вы сможете сами придумать много аналогичных вариантов игр.

        Игра 1. Ехали мы, ехали

        Посадите ребенка на колени к себе лицом и изображайте по-разному движения транспорта. Малыш договаривает фразы и слоги-звукоподражания. Меняйте слова по сюжету игры.

        На машине ехали – до папы (бабушки) доехали.

        На трамвае ехали – до дедушки доехали.

        На поезде ехали – до папы доехали.

        На лошадке ехали – до Ирочки (сестрички) доехали

        Игра 2 Ту-ту, паровозик!

        Посадите малыша на пол на большой полотенце. Возьмите полотенце за два угла с одной стороны и потяните на себя. Ребенок поедет по полу как поезд. Передвигая малыша, проговорите ему стишок. Когда малыш запомнит его, он начнет договаривать слова: «ту-ту, так-так».

        Паровоз кричит: «Ту-ту!

        А вагоны стучат: «Так-так!

        А вагоны говорят: «Так-так!

        Так-так-так!» (Н. Френкель).

        Рассматривание картинок. Игры с картинками для малышей

        Даже самые маленькие дети интересуются картинками. Картинка очень важна для развития у ребенка обобщения. Именно в возрасте от года до года трех месяцев ребенок учится узнавать предметы в изображении на картинке.

        Картинки для самых маленьких важны еще и потому, что они в большей степени стимулируют речь ребенка, чем игрушки или предметы. Почему так происходит? Если дать малышу картинку, то малыш и рассматривает ее, и говорит отдельные слова или слоги, и прислушивается к речи взрослого. А если дать в руки ребенка предмет, то ребенок настолько им увлечется, что активной речи от него не дождешься! Всё его внимание займут действия с этим предметом. Поэтому в обучении малышей важно использовать и настоящие игрушки, и предметы, и картинки.

        Для детишек от 1 года до 1 года 3 месяцев нужны предметные картинки. Предметными называются картинки, на которых в центре крупно изображен один предмет (или одна игрушка или один человек, одна птичка или одно животное и др.), и в которых нет сюжета. На картинках могут быть изображены игрушки, предметы посуды, животные, мебель, хорошо знакомые малышу предметы (часы, окно, дверь). Предметные картинки можно как найти в Интернете и распечатать, так и вырезать из рекламных буклетов или журналов или нарисовать и раскрасить.

        Вот примеры предметных картинок для игр с детьми 1 года и старше.

        Могут ли быть заменены картинки книжкой? В данной игре — нет. Поскольку ребенок в 1 год еще не умеет перелистывать странички у книжки, то ему нужны именно отдельные яркие картинки, наклеенные на плотный картон или фанеру. Их можно по-разному выкладывать, менять набор картинок – убирать часть картинок и добавлять к ним новые картинки.

        Но книжки малышу тоже нужно читать. Он с удовольствием закончит фразу, поиграет с нарисованными героями: «покормит», «погладит» так как воспринимает изображенных на картинке героев как живых.

        Игра с картинками 1. Сначала покажите малышу одну картинку, назовите, что это: «Это собачка ав-ав». Попросите повторить название. Спросите «Где собачка?», пусть он покажет пальчиком на эту картинку. Уберите картинку – спрячьте ее со словами «Ай, пропала!». Когда малыш снова проявит интерес, неожиданно достаньте картинку и снова назовите, что на ней нарисовано. Можно повторить такие прятки с картинкой несколько раз, причем прятать картинку в разные места. Так познакомьте малыша с несколькими картинками. (За один раз мы знакомим с одной картинкой!).

        В игре обязательно прячьте картинки так как это было сказано выше, а потом вдруг неожиданно доставайте.Этот нюанс очень важен как сюрпризный момент для ребенка. Лучше всего ребенок в год запоминает слова, сказанные в яркой эмоциональной ситуации. Ситуация внезапного появления и исчезновения картинки и является такой ситуацией.

        Игра с картинками 2. В следующей игре выложите перед малышом несколько знакомых предметных картинок. В первый раз выложите 2-3 картинки. На них должны быть очень разные изображения. Например, машина, собачка, кукла (при этом 1-2 картинки знакомые, а 1 картинка новая)

      • Сначала малышу покажите знакомую картинку. Затем новую Попросите показать, где… (название картинки). Например, «Где собачка?». Учтите, что малышу в год еще очень трудно и слушать вас, и искать нужную картинку. Поэтому скорее всего в первый раз он схватит первую попавшуюся картинку. Это совершенно нормальная реакция ребенка! Спрашивайте у малыша: «Что это?». Если он молчит, то ответьте сами: «Посмотри, это уточка кря-кря-кря. Покажи, где уточка» (малыш показывает пальчиком). «А где же собачка ав-ав? Вот собачка!» Так назовите все эти 2-3 картинки по очереди.
      • Затем поиграйте с этими 2-3 картинками в прятки. Спрячьте обе картинки, а потом достаньте. Снова назовите их и попросите малыша показать «Где…?». Затем спрячьте картинки за спиной или под платком и поменяйте их местами (чтобы малыш ориентировался при выборе картинки не на место расположения, а на содержание картинки). Снова попросите найти машину/собачку/куклу. Если малыш не узнает и не может показать картинку, то возьмите его руку в свою и покажите его рукой на нужную картинку.
      • Игра должна проводиться эмоционально, живо, как сюрприз (картинки то появились, то исчезли), с удивлением и радостью!

        Игра с картинками 3. Когда ребенку исполнится 1 год 3 месяца, то можно усложнить игру. Постепенно в играх можно увеличивать количество картинок до 7-9 и более. Сначала поиграйте с 4 картинками (кошка, зайчик, медведь, петушок). На этих картинках должны быть изображены предметы, хорошо знакомые малышу. Разумеется, что картинки в игре нужно менять – подкладывайте к знакомым картинкам новые и убирайте известные. К 1 году 6 месяцам можно будет использовать 5-6 и более картинок.

        Усложнение игры заключается не только в том, что малышу нужно выбрать нужную картинку из большего числа вариантов, но и в том, что картинки для игры используются всё более сложные. Например, в первой игре, малышу нужно найти уточку из трех картинок (уточка, мишка, кукла). Как видим, очень легко определить, где уточка из трех предложенных вариантов.

        А затем к 1 году 3 месяцам – 1 году 6 месяцам используются более сложные задания в игре – мы берем близкие по смыслу картинки, в которых требуется различение сходных игрушек (Где уточка? Предложены три картинки: уточка кря-кря, петушок — кукареку, курочка кококо).

        Поиграйте в прятки с картинками. Дайте картинку в руки малышу. Пусть он спрячет картинку. «Где уточка? Ку-ку. Нет уточки». Достаньте картинку: «Вот уточка». При необходимости можно взять малыша за ручку и действовать его ручкой.

        После овладения игрой с картинками, можно провести другой вариант этой игры — игры с кубом (для детей постарше). Наклейте на куб предметные картинки и попросите малыша отыскать коровку муму, овечку бебе, лошадку игого и т.д. Это упражнение более сложное, так как малыш не видит всех граней куба. Спросите малыша: «Где у нас кошечка? Куда она запряталась? Вот она! (покажите картинку на кубе) Погладь кошечку. Хорошая киса! А где у нас поросенок хрю-хрю?»

        Игры-инсценировки: показ предметов и действий с их называнием

        Показывайте малышу маленькие инсценировки с игрушками. Используйте в них как обычные слова, так и звукоподражания.

        Полезные советы для проведения игр-инсценировок:

        • Обязательно делайте в ходе показа инсценировки маленькие паузы, чтобы дать возможность малышу отреагировать на происходящее — словом, жестом, даже эмоциональным звуком или лепетом.
        • Стимулируйте активную речь малышей – говорите малышу «скажи, повтори, как говорит собачка, кто это?»
        • Как можно больше привлекайте малыша к действию — пусть он делает всё, что может сделать сам — укладывает спать, поет колыбельную на «бай-бай» или даже на «ааа», кормит, расчесывает и делает любые другие действия с игрушкой, которые Вы придумаете в игре-инсценировке.
        • Формулируйте свои фразытак, чтобы малыш мог тренироваться не только в звукоподражании, но и в назывании игрушки полным словом Этим Вы помогаете малышу идти вперед в развитии. Звукоподражания он уже умеет говорить. А говорить полные слова – это новая для него задача. Поэтому задавайте сразу два вопроса: «Кто это? Собачка! Как собачка говорит? Ав-ав». Даже если малыш в диалоге с ним скажет только «ав-ав», он будет слышать от Вас полный вариант слова, и вскоре начнет говорить это слово (например, так: «абАка» — собака)
        • Всегда демонстрируйте только одну игрушку. Затем, убрав ее, демонстрируйте другую. Показ сразу двух игрушек приводит к тому, что малыш не сосредотачивает внимание, отвлекается.
        • Покажите малышу куклу, постучите: «Тук-тук! Кто это пришел? Это кукла Ляля пришла к Коленьке!». Если ребенок захочет взять куклу в руки, отдайте ему игрушку. Спросите: «Где у ляли ручки? Ножки? Ротик? Носик? Глазки? А где у Коли ротик? Вот ротик! А где ручки? Вот ручки! А где ножки? Вот ножки!».

          Покажите картинку с куклой: «Где кукла ляля? Вот ляля! На картинке ляля!»

          Вдруг раздается лай собаки: «ав-ав-ав!», кукла прячется. Аналогично рассматривается собачка и где у нее лапки, хвостик, ушки, глазки, ротик. Малышу показывается картинка с собачкой: «Где собачка ав-ав? Вот собачка ав-ав!»

          Затем кукла снова появляется и собачка радуется ее появлению. Спросите малыша: «Где кукла ляля? А где собачка ав-ав?».

          Аналогичным образом в маленьких играх-инсценировках можно вводить любые другие слова в речь детей, знакомить малыша с новыми картинками и игрушками. Главное в таких играх – вызвать активность малыша: повторение им слогов, звукоподражаний, слов, действия по нахождению картинки, игровые действия с игрушкой.

          Сюжеты для игр-инсценировок для годовалых детей должны быть очень простыми, бытовыми — кукла катается на машине, в гости пришел мишка, угости зайку морковкой и т.п. Можно использовать инсценировки с последовательным появлением трех персонажей. Например, еще одна игра «К нам гости пришли».

          Пригласила кукла Ляля зверюшек к себе в гости. Лошадка скачет: гоп-гоп-гоп. Покажи, как она скачет. Скажи гоп-гоп-гоп! (показ движений игрушкой).

          Лошадка стучит в дверь к Кате: тук-тук-тук.

          Здравствуй, лошадка (здороваемся, прикасаясь ручкой малыша к игрушке). Иди к нам, иди (лошадка заходит в «домик» и исчезает из поля зрения малыша – «прячется» в домике).

          Пришла овечка (приходит новая игрушка). Говорит: бе-бе-бе. Здравствуй, Петя (имя ребенка). Заходи, овечка, иди к нам. Скажи: «Иди! Иди!»

          Пришла собачка Жучка ав-ав. Лает собачка ав-ав-ав. Постучалась в дверь: тук-тук-тук. Заходи к нам собачка, иди-иди! (поманить ручкой). На тебе вкусную косточку, на! Угости собачку косточкой. Скажи: на!»

          Пришли зверюшки к Ляле в гости и стали с Лялей петь да плясать. Собачка пляшет (показ движений) ав-ав-ав. Овечка поет бе-бе-бе. Лошадка скачет гоп-гоп-гоп!»

          Такие простые сюжеты инсценировок можно придумывать самим. Сюжеты можно брать из жизни малыша – вот в нашей сценке птичка прилетела и песенку запела . Откуда взялся этот сюжет? А мы на прогулке увидели птичку, наблюдали за ней, а после прогулки разыграем с игрушечной птичкой эту сценку.

          После показа сценки нужно отдать игрушки ребенку, чтобы он смог с ними повторить действия и слова.

          В играх-поручениях развивается понимание речи. Малыш учится понимать названия простых действий (купается, танцует, кушает, идет, упала и другие). Игра очень проста для нас с Вами, но для малыша представляет настоящую умственную задачу.

          Для игры нужно придумать сюжет и отобрать игрушки для игры (с учетом интересов малыша). Кому-то из малышей очень нравится матрешка, и он с удовольствием поиграет с ней. Другому больше по душе зайчишка. Третий «влюблен» в машину. Вот с любимыми и хорошо знакомыми ребенку игрушками и будем мы играть в эту игру.

          Вы называете действие, а малыш его показывает САМ с игрушкой (без Ваших подсказок и без Вашего образца). Например, Вы говорите, что игрушки поехали кататься на машине. Собачка села (малыш сажает игрушечную собачку в кузов машины). Кукла села (ребенок сажает куклу). Матрешка села (ребенок сажает в кузов матрешку). Поехали! Стой, машина. Приехали. Собачка идет топ-топ-топ (Игрушечная собачка выходит из машины). Матрешка идет топ-топ-топ (Малыш «выводит» матрешку из машины). Кукля Ляля идет топ-топ-топ! (Малыш показывает как идет кукла, выводя ее из машины) Стали танцевать. Собачка танцует (малыш показывает действие с игрушкой). Матрешка танцует. Кукла танцует. Ой, кукла упала! Ой! Бух, упала! Вставай, кукла. Кукла танцует.

          Сюжет игры должен быть очень простой. Но поскольку малыш должен в разыгрывании ориентироваться только на слово (образца и показа действий в игре нет), то задача это для него довольно трудная.

          Если малыш затрудняется, помогите ему! А в следующей игре он уже сам с удовольствием справится с аналогичной задачей! Ведь наша задача научить, а не устроить «строгую проверку: понял – не понял!». Главное, что мы поняли, что малыш уже может, а в чем ему нужно помочь, потому что это вызывает у него трудности.

          В игре в поручения главное – это придумывать интересные сюжеты, играть с радостью и вдохновением, прислушиваясь к интересам и желаниям малыша! Используйте свою фантазию, играйте как дети, радуйтесь успехам малыша. И тогда всё получится!

          Покажите игрушечный поезд, скажите: «Это паровоз. А это вагон. А вот еще вагон. И это вагон. Покажи, где вагон? Вот вагон! Поезд едет: чух-чух-чух. Поезд гудит: уууууу! Как он гудит? УУУУ! А как едет? Чух-чух-чух!» После этого дайте игрушку в руки ребенку. Пусть он повозит паровоз. Потом возьмите паровоз и повозите его по столу или по дивану, читая стихи:

          И вагончики повез.

          Далеко я укачууууу!

          Игра «Найди и принеси»

          Возьмите 5 хорошо знакомых ребенку игрушек и расставьте их в двух разных местах в комнате. Например, две игрушки посадите на стул, а три – на полку. Игрушки должны находиться на уровне глаз малыша.

          Расставить игрушки (спрятать их от ребенка) надо так, чтобы он этого не видел.

          Скажите малышу: «Наши игрушки спрятались. Давай найдем. Зайка, где ты? Мишка, где ты? Кукла Катя, где ты?» Начинаем «искать» игрушки вместе с ребенком. Подойдите к знакомому месту, где малыш привык видеть эти игрушки. Удивитесь, что их нет: «Где же зайчик? Есть здесь зайчик? Нет зайчика! А мишка есть? Нет мишки! А Катя есть? И куклы Кати нет!». Идите искать дальше. Найдя зайчика и мишку на полке, спросите малыша: «Кто это? Вот они! Покажи пальчиком, где мишка. А где зайка? Скажи: Мишка! А это кто? Это кукла Катя. Скажи: Катя» Найдя игрушки, идем искать остальные. Если малыш сам найдет следующую игрушку и принесет ее Вам, то спросите: «Что ты принес? Скажи кошка – киса. Мяу-мяу!». В конце игры похвалите малыша за то, что он помог Вам найти игрушки.

          Спрячьте игрушку и идите ее искать вместе с ребенком. Скажите малышу: «Где Петрушка? Где? Вот он! Попляши, Петрушка!». Пусть игрушка спляшет и споет.

          Убежал в другой конец.

          Мы Петрушечку нашли,

          Вместе с ним плясать пошли.

          Это песенка моя!

          Попляшу-ка с вами я!» (Стихотворение из книги Л.В. Казьминой, О. Г. Колупаевой «Развитие ребенка от года до двух лет»)

          Затем идите искать следующую игрушку и обыграйте встречу с ней.

          Чему научится малыш в играх к 1 году 3 месяцам?

          Чему научится малыш в таких играх? Как проверить его развитие? Понаблюдайте за малышом и ответьте на вопросы ниже. Умеет ли это Ваш малыш? Если да, то поздравляю – Ваши усилия дали свои плоды. Если нет, то значит, малышу нужна помощь – уделите играм на эту тему больше внимания, и вскоре ребенок Вас порадует своими успехами. Ведь в обучении малышей количество (повторений игр, времени общения с ребенком) всегда переходит в качество!

          Показатели речевого развития малыша к 1 году 3 месяцам:

        • Показать пальчиком, где находится игрушка (выбрать названную игрушку из 3-4 игрушек): «Где машинка? Где собака? Где часы? Где мячик?». После того как малыш покажет пальчиком на предметы, поменяйте их местами и снова попросите его найти машинку, собачку, часы и мячик. Так Вы сможете понять, ориентируется ли малыш на содержание картинки или запомнил привычное расположение предметов.
        • Показать пальчиком, где находится предмет одежды, выбрав его из 4 предложенных предметов (шапка, ботинки/сапожки, платье, рубашка): «Где шапка? А где сапожки? Где платье? Где рубашка?»
        • Выполнить игровое действие по просьбе взрослого: «Покорми куклу», «Погладь лошадку», «Положи мишку в кроватку».
        • Ориентироваться в комнате: «Покажи, где стол», «Где часы?», «Иди мыть ручки».
        • Пользоваться первыми детскими словами: дай, мама, никак, иди, бух и т.д.
        • Ориентироваться в двух величинах предметов: маленький или большой (разница в размере 3 см). Может вложить маленькую коробочку (или бочонок или матрешку) в бьльшую.
        • Сделать простейшую постройку и поиграть с ней (например, построить из двух кубиков «машину», поставив их рядом друг с другом или построить «дом», поставив один кубик на другой).
        • Ходить, приседать, наклоняться, поворачиваться, пятиться.
        • Самостоятельно есть густую пищу ложкой (кашу, пюре) из глубокой тарелки. Но еще ребенок не может это сделать аккуратно.
        • Эти игры для детей 1 года — лишь примерная основа для Вашего общения с малышом! Я верю, что у Вас сложатся или уже сложились и свои игры, и есть уже самые любимые. Если это так, то буду рада если Вы поделитесь в комментариях своим опытом.

          До новых встреч в рубрике «Развитие речи ребенка 1-2 лет». В ней Вы можете почитать:

        • Развитие мелкой моторики у детей до 3 лет: правда и мифы. Как делать пальчиковую гимнастику чтобы она действительно развивала?
        • О том, как сделать развивающую детскую книжку своими руками, Вы можете узнать в статье «Детская книжка своими руками»
        • 16 развивающих игр-занятий с матрешками для малышей
        • Много игр-потешек, помогающих научить ребенка говорить, здесь — «Игры-потешки для самых маленьких» , а стихи для кормления, умывания, укладывания спать, переодевания малыша Вы прочитаете в статье «Стихи для новороденных и самых маленьких»

        Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

        «Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

        Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

        Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

        rodnaya-tropinka.ru

        Игры на развитие мелкой моторики у детей 1-2 лет

        Игры для детей от 1 до 2 лет, направленные на развитие мелкой моторики рук

        Развивающие игры для детей от 1 года до 2 лет

        На ладонях и кончиках пальцев сосредоточено большое количество активных точек, которые стимулируют мозговую деятельность и активизируют способности человека.

        Цель игры: развитие мелкой моторики рук, активных зон ладошек и пальцев.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: мука, широкая миска, стакан с водой.

        Рекомендации: во время игры наденьте на малыша фартук, чтобы его одежда оставалась по возможности чистой.

        Ход игры: поставьте перед ребенком на детский столик широкую миску, насыпьте туда немного муки, пусть малыш повозится немного с сухой мукой, затем налейте в миску небольшое количество воды, покажите ребенку движения (в воздухе), чтобы он мог замесить тесто, при этом приговаривайте:

        Месим, месим тесто,

        А оно ни с места!

        Замесили на дрожжах —

        Не удержишь на вожжах.

        Мешу, мешу тесто,

        Есть в печке место,

        Буду печь каравай,

        Дайте ребенку вволю повозиться с «тестом», пусть он постарается сделать из него хлеб, пирожки и т. д. После игры вместе уберите все со столика, наведите чистоту.

        ➣ Родителям на заметку. Замечено, что дети больше всего любят помогать родителям в их повседневных делах. Используйте это для укрепления взаимопонимания и доверия.

        Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности пальцев рук, зрительного анализатора.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: ведерко, горох или фасоль.

        Рекомендации: не оставляйте ребенка без присмотра, чтобы он не подавился горохом или фасолью, не засунул их в нос.

        Ход игры: на ковре рассыпьте горох (фасоль), начните собирать его в ведерко, привлекая стуком горошин о дно ведра малыша, или попросите ребенка помочь собрать вам горох. Внимательно наблюдайте, что будет делать малыш. Довольно быстро он соберет вам весь горох. Похвалите малыша за старательность.

        Цели игры: развитие мелкой моторики, развитие чувства цвета, формы, развитие воображения.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: кисточка, акварельные краски, гуашь, листок ватмана, чистые тряпки для рук, книги-раскраски с проявляющимися цветными картинками.

        Ход игры: посадите малыша за детский стол.

        1-й вариант: в книжных магазинах можно приобрести книжки-раскраски для самых маленьких. Цвет в этих чудо-книжках проявляется, если намочить картинку. Малышу следует показать, как все это происходит, если «раскрашивать» картинку кисточкой с водой. Пусть ребенок самостоятельно раскрашивает книжку. Вместе с ним рассматривайте получившиеся картинки. Рассказывайте, какого цвета и какой формы на картинке предметы, спрашивайте, что нарисовано на картинке.

        2-й вариант: предложите малышу нарисовать на ватмане красками кисточкой картину. После того как он закончит рисовать, попросите его рассказать, что изображено на рисунке. Похвалите ребенка за выдумку.

        3-й вариант: предложите малышу нарисовать гуашью и руками картину на ватмане. Положите рядом с ним чистые тряпки, которыми он может вытирать руки. Предоставьте ребенку полную свободу творчества. После того как картина будет закончена, попросите рассказать, что он нарисовал. Похвалите малыша за выдумку. После игры вместе приведите рабочее место в порядок.

        ➣ Родителям на заметку. Организуйте для ребенка место для игры и стол для творческих занятий. С раннего возраста приучайте малыша к аккуратности и порядку.

        Цели игры: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, развитие усидчивости, умения доводить дело до конца, развитие чувства цвета и формы.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: широкая миска, две коробки, фасоль и горох.

        Рекомендации: не оставляйте ребенка без присмотра, чтобы он не подавился горохом или фасолью, не засунул их в нос.

        1-й вариант: предварительно смешайте в широкой миске небольшое количество гороха и фасоли, попросите малыша помочь вам разобрать в разные коробки фасоль и горох. Старайтесь, чтобы основную работу выполнил малыш, хвалите его за усердие и усидчивость.

        2-й вариант: смешайте в широкой миске фасоль разного цвета, вновь попросите малыша помочь вам.

        Если ребенок устал или отвлекается, сделайте перерыв, поиграйте в подвижную игру, а затем вновь приступайте к перебиранию плодов. Если же и это не помогает, прекратите игру, через несколько дней вернитесь к ней вновь.

        Цель игры: развитие мелкой моторики рук, точности движений, сообразительности.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: заколки для волос «краб», картонная коробка.

        1-й вариант: покажите ребенку заколку, объясните, как можно ее прикрепить на стенку коробки. Попросите малыша прикрепить все имеющиеся заколки на бортик коробки. Спросите ребенка, куда еще можно прикрепить «крабиков». Предоставьте малышу поле для самостоятельной деятельности. Похвалите его за выдумку и сообразительность.

        2-й вариант: попробуйте поиграть в «крабиков», которые цепляются к одежде, при этом малышу необходимо незаметно подойти к папе или маме и прицепить «крабика» к их одежде. Если ему это удается, папа или мама должны будут прицепить «крабика» к одежде малыша, весело его догоняя. В конце игры «крабики» собираются в коробку до следующей игры.

        Часики: переставляем стрелки

        Цели игры: развитие мелкой моторики рук, точности движений, навыков выполнения мелкой работы, знания счета, развитие артикуляции.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: игрушечные часы.

        Ход игры: посадите ребенка перед собой, покажи те ему часы, спросите его, что говорят часы и как они ходят, при этом наклоняйте голову вправо-влево.

        Не спав ни минутки,

        Уже которые сутки.

        Идти часы устали.

        Вы очень удивлены и не знаете, что делать. Предложите малышу поработать часами и переводить самому стрелки (на одно деление, на два деления и т. д.), при этом он должен имитировать звуки хода часов. Похвалите малыша за его работу.

        Собираем, разбираем пирамидку

        Цели игры: развитие точности движений, мелкой моторики t>vk, развитие чувства цвета и формы, самостоятельности в принятии решений.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: пластмассовая пирамидка.

        Ход игры: посадите ребенка на пол или за детский стол (по желанию ребенка), поставьте перед ним собранную пирамидку, попросите показать вам, как она разбирается. Проговаривайте, какого цвета кольцо снимается в данный момент, большое или маленькое.

        После того как пирамидка разобрана, попросите малыша собрать пирамидку, наблюдайте, в каком порядке он будет собирать игрушку. Первое время не заостряйте на этом внимания, главной является цель — сбор пирамидки.

        В дальнейшем объясните малышу, как правильно собирать игрушку. Удачные попытки, а также любые самостоятельные действия отмечаются похвалой. Если у малыша что-то не получается, отвлеките его, уберите пирамидку, вернитесь к игре через несколько дней с того момента, где вы остановились.

        Цели игры: развитие силы кисти рук, массаж активных зон ладоней.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: резиновое кольцо-тренажер для мышц кисти.

        Рекомендации: выберите нетугое кольцо, чтобы малыш мог его сжать обеими руками.

        Ход игры: посадите ребенка перед собой, покажите ему кольцо-тренажер, пусть малыш с ним немного поиграет. Покажите, какой вы сильный и можете сжать кольцо. Помогите малышу тоже сжать кольцо обеими руками. Постоянно подбадривайте и хвалите ребенка.

        И это точно знаю.

        Все будет нипочем,

        Всем Вам я обещаю.

        Можно проводить соревнования на количество сжатий кольца-тренажера: кто больше всех раз сожмет кольцо, тот и победитель.

        Цель игры: развитие мелкой моторики рук, воображения, самостоятельности в игре, цветоощущения.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: мозаика.

        Рекомендации: не оставляйте ребенка без присмотра, чтобы он не подавился «гвоздиком».

        Ход игры: посадите ребенка перед собой или за детский стол, положите перед ним мозаику. Покажите малышу, как можно извлекать и вставлять «гвоздики» в ячейки. При этом проговаривайте, какого цвета вы взяли гвоздик. Предоставьте ребенку свободу творчества. После того как узор будет готов, обязательно похвалите кроху, покажите работу папе, бабушке. Аккуратно вместе с ребенком сложите мозаику в коробку до следующего раза.

        ➣ Родителям на заметку. Сохраняйте рисунки малыша и по возможности поделки, они вам помогут в будущем в общении с подрастающим и взрослеющим ребенком.

        Цель игры: развитие мелкой моторики рук и воображения.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: суровая нитка, толстая иголка с тупым концом, макаронные изделия с отверстием посередине различного размера и цвета, широкая тарелка.

        Рекомендации: помогите ребенку научиться работать с иглой.

        Ход игры: перед ребенком поставьте макаронную смесь, совместно проденьте суровую нитку в ушко иголки, покажите, как можно нанизать макароны на нитку, при этом просите малыша самого выбирать последовательность набора бус. В конце игры аккуратно завяжите суровую нитку, чтобы бусы не рассыпались. Волшебные бусы можно подарить маме, бабушке. Похвалите ребенка за выдержку и усердие.

        Цели игры: развитие мелкой моторики, воображения, развитие эмоционального контакта.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: фантики от конфет, небольшая коробка.

        Ход игры: соберите несколько красивых фантиков от конфет и покажите их малышу, вместе рассмотрите рисунки на фантиках. Удивление малыша не знает границ. Покажите ребенку, как можно сложить фантики, чтобы их можно было положить в коробочку. Отдайте крохе его сокровище. Наблюдайте за малышом, как он будет себя вести в дальнейшем. Малышу бесконечное число раз захочется поделиться своей радостью от приобретения. Попросите подарить несколько фантиков вам. Как правило, дети охотно делятся игрушками (фантиками), но еще больше радуются их возвращению через некоторое время обратно.

        ➣ Родителям на заметку. Склонность малыша к собирательству самых неожиданных и необычных предметов с объяснением их применения позволяет предположить работу воображения и творческой мысли.

        Цель игры: расслабление мышц кисти.

        Ход игры: встаньте лицом друг к другу, вытяните руки вперед, приговаривая, сжимайте пальцы в кулак и возвращайтесь в исходной положение, в конце стихотворения потрясите свободно кистями рук:

        Мы играли, рисовали,

        Наши пальчики устали.

        Мы немного отдохнем

        И опять играть начнем.

        Цель игры: развитие моторики, точности движений по просьбе взрослых, внимания, эмоционального контакта.

        Необходимые материалы и наглядные пособия: ритмичная музыка.

        Рекомендации: игру следует проводить на эмоциональном подъеме, играют все члены семьи.

        Ход игры: включите ритмичную музыку, встаньте лицом друг к другу, проговаривая: «Нос — пол — потолок», показывайте на указанный объект пальцем, ускоряйте темп, в дальнейшем изменяйте последовательность слов: «Потолок — пол — нос» и т. д. Подбадривайте малыша, если он ошибся, ошибайтесь и сами. Игра должна проходить весело, несмотря на ошибки и неудачи.

        Похвалите в конце игры ребенка за внимательность, точность движений.

        www.alegri.ru

        Смотрите так же:

        • Программы развития детей 4-5 лет Программа эмоционального развития детей 4 5 лет Программы развития детей 4-5 лет Комплексная развивающая программа Развивалки 4-5 лет Цель: формирование у детей познавательной сферы, ранняя социализация ребенка. Данная программа включает в себя восемь разделов: Развитие речи и звуковая культура :звуковая культура речи, связная речь, […]
        • Нормы речевого развития детей таблицы Как развивается речь ребенка: нормы, этапы, особенности И вот наступает момент, когда начинается развитие связной речи у детей. Это длительный и многоэтапный процесс, но самые важные достижения происходят в первые 7-8 лет жизни ребенка. Нормы и этапы речевого развития Этап первый: доречевой (от 0 до 6 месяцев). В некоторых источниках […]
        • Развитие ребенка 3-4 года задания Картинки задания детей 3 4 лет Проверочные тесты для детей от 3 до 4 лет Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои отзывы и пожелания! Что должен знать ребенок в 3-4 года? В возрасте 3-4 лет нормально развивающийся ребёнок должен: 1. Уметь считать до 3, желательно до 5. Показывать пальчиками соответствующую цифру. 2. Понимать, […]
        • Критические и сенситивные периоды развития детей Критические и сенситивные периоды развития Основными закономерностями возрастного развития являются периодизация и гетерохронность (греч.: rein терос — другой, хронос — время), т.е. неравномерность и разновременность роста и развития. В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формирования отдельных функций и […]
        • Лечение насморка у месячного ребёнка Как вылечить насморк у 4 месячного ребенка Лечение насморка у 1,2,3 или 4 месячного грудничка Даже самый тщательный уход за грудничком и забота родителей о нём не исключают появление насморка. Организм маленького ребёнка в возрасте от одного месяца так защищается от пересыхания слизистой, вирусов и бактерий. Если родители замечают, что […]
        • Ребенку 12 недель развитие Грудной ребенок 2 месяца Развитие ребенка 12 недель Несмотря на то, что ребенок 12 недель еще слишком мал, попробуйте что-нибудь почитать вашему малышу и это окупится Вам позже. Грудной ребенок в 2 месяца, естественно, не будет понимать содержания чтива, но ребенок в 2 месяца умеет понимать ритм языка и слышит, как вы проговариваете […]
        • Ребенку 1 месяц днем не спит Ребенок 1 месяц плохо спит днем Ребенок не спит днем Перефразировав народную мудрость можно сказать, что еда – пища тела, а сон – пища бодрости. Мамы не понаслышке знают, что хорошо выспавшийся малыш весел и бодр, он с удовольствием играет, тем самым радуя своих родителей. А вот если ребенок плохо спит днем, то нам начинает казаться, […]
        • Ребенку год и 4 месяца не спит днем Почему 4 месячный малыш плохо спит днём Даже доношенные детишки рождаются с неразвитой до конца нервной системой. А проблемы со сном бывают у каждого ребёнка. Для хорошего и правильного развития малышу просто необходимо полноценно высыпаться. Только тогда он будет весел и развитие пойдёт быстрее. Сколько же необходимо спать ребёнку в 4 […]