94. Динамика развития аутичного ребенка

Уже до полуторалетнего возраста выявляется слабость психического тонуса: общая вялость, недостаточность инстинктивной сферы (плохой аппетит, слабость инстинкта самосохранения, реакций на дискомфорт, мокрые пеленки, холод и т. д.). Ходьба долго остается неуверенной, страдает развитие целенаправленных действий. Но в то же время нередко наблюдается обилие стереотипных движений, ритмических разрядов, импульсивных действий. Едва научившись ходить, такой ребенок часто импульсивно бежит, не замечая края, опасности.

В отличие от моторики в развитии речи нередко наблюдается опережение, но часто уже с самого начала речь отличается аутичностью, наличием «автономности», превалированием неологизмов. Маленький ребенок, едва научившись говорить, может одержимо повторять отдельные слова, читать стихи, аффективно расставляя интонационные акценты. Таким образом, более сложные психические процессы, такие, как речь, развиваются раньше, чем более элементарные.

Уже с раннего детства отмечается, сенсорная и эмоциональная гиперестезия: даже в младенческом возрасте дети отрицательно реагируют на яркие игрушки, страдают от громких звуков, прикосновений одежды. Сначала эта чувствительность приводит к чрезмерной ориентировочной реакции, состоянию возбужденности. В дальнейшем она как бы истощается, внимание ребенка становится трудно привлечь, он мало или совсем не реагирует на обращение, игрушку, что иногда приводит к ложным опасениям в отношении слепоты или глухоты. К 2,5—3 годам часто нарастают стереотипные двигательные разряды, появляются однообразные аутистические игры. В 3—5 лет аутичный ребенок может быть еще не приучен к опрятности, часто к элементарным навыкам самообслуживания. Такие дети могут быть чрезвычайно избирательны в еде и в то же время брать в рот несъедобное. Также с возрастом более четким становится характер речевых расстройств. Нарушение коммуникативной сто роны речи с длительным сохранением в речевом развитии звукоподражательных, автономных слов, которые сосуществуют с общеупотребляемыми словами, делает речь аутичного ребенка вычурной и нередко труднодоступной для понимания. Ненаправленная вербальная активность нередко прерывается мутизмом.

При потенциально сохранном интеллекте, а иногда, как указывалось, и ранно выявляющейся частичной одаренности (музыкальной, математической) эти дети находятся вне реальной ситуации и на предъявляемые требования дают реакции негативизма с частым отказом от даже уже существующих умений и навыков. С возрастом в большинстве случаев все более выступает нецеленаправленность поведения, его слабая связь с ситуацией, противоречивость всей психической сферы ребенка.

При обсуждении сущности основного расстройства, определяющего синдром раннего детского аутизма независимо от его этиологии, различные авторы выделяют ряд факторов. Сторонники господствовавшего ранее психоаналитического направления (Б. Беттельхейм, 1967 и др.), рассматривающие аутизм как результат подавления холодными, «доминантными» родителями спонтанной эмоциональной активности ребенка, усматривают основной дефект в трудностях формирования устойчивой, константной картины мира, в норме являющейся результатом не только когнитивного, но и эмоционального развития. «Уход в себя» представляется следствием ранней психогенной травматизации. Другое психоаналитическое объяснение того же феномена ставит во главу угла патологическую фиксацию симбиотической связи «мать — ребенок», изолирующую последнего от окружающего мира и мешающую формированию адекватного представления о нем (Г. Бош, 1970). Клиницисты усматривают основной дефект при раннем детском аутизме в слабости «я», нарушении сознания и активности (Я. Лутц, 1968),воврожденной инстинктивной недостаточности (Г. Аснергер, 1944), врожденной тревожности (С. Шесс, 1978), в недостаточности интуиции, неспособности понимания переживаний других людей (Д. Ван-Кревелен, 1971), снижении потребности в общении (П. Е. Сухарева, 1974).

Ряд исследователей пытаются объяснить разнообразные проявления раннего детского аутизма нарушениями определенных психофизиологических механизмов: первичным снижением витального тонуса (С. С. Мнухин, 1947), нарушением уровня бодрствования (Б. Римланд, 1964) и т. д. Многочисленны данные о роли патологии восприятия: дефектности дистантного восприятия при сохранности контактного (П. Пронвост, 1968); низких, а по другим сведениям, — высоких сенсорных порогах (Р. Бергман и С. К. Эскалона, 1949; Е. Г. Антони, 1958; С. Г. Хатт с сотр., 1975). Л. Десперт (1951), Б. Гольдфарб (1961), Е. М. Орнитц (1969) предполагают парадоксальность реакций на сенсорные раздражители: в условиях чрезмерной сенсорной чувствительности («недостаточной фильтрации стимулов») возникает гиперкомпенсаторный механизм защиты, который обусловливает дефицит информации и вторично — явления психической депривации. Е. М. Орнитц (1969) связывает нарушение константности восприятия аутичных детей с патологией вестибулярной системы. У Л. Бендер (1959) полагает, что расстройства функций вестибулярного аппарата обусловливают страх при нарушении равновесия, тенденцию к вращательным движениям.

Имеются данные о нарушениях речи (дисфазии, по Д. Веберу, 1978), понимания значений слов (Б. Хермелин и М, 0’Коннер, 1970; Д. Б. Черчилль, 1978), о неспособности к усвоению грамматических правил (М. Раттер, 1978).

Ряд исследователей рассматривают перцептивные и речевые трудности в контексте более общих интеллектуальных нарушений (М. Мейер, 1969 и др.). Б. Хермелин и М. 0’К.оннер (1970) оценивают нарушение речи у детей, страдающих аутизмом, как одно из проявлений недостаточности мышления, а именно невозможности использования знаков и символов.

В серии специальных психологических экспериментов, проведенных М. В. Гиппенрейтер (1981), было показано, что у детей, страдающих ранним аутизмом, имелась тенденция к худшему по сравнению с нормой выполнению перцептивных задач. И. В. Захарова (1982), получившая сходные данные о худшем опознании предметных изображений дегьми, страдающими шизофренией, чем их здоровыми сверстниками, объясняет это явление с позиции гипотезы 10. Ф. Полякова (1974) о недостаточной избирательности психических процессов, прежде всего мышления при шизофрении и конституциональных особенностях шизоидного круга.

В отдельных исследованиях (Л. Винг, 1978; В. Е. Каган, 1981 и др.) обсуждаются возможности преимущественной мозговой локализации поражения, обусловливающей симптоматику раннего детского аутизма: нарушение корковых функций, преимущественно левого полушария, в том числе речевых зон; субкортикальная локализация с нарушением интеграции интерои экстерорецепции; гипоактивность правого полушария в переработке образной и символической информации.

Особую группу представляет этологический подход к исследованиям аутичного ребенка (С. И. Хатт с сотр., 1964; Е. А. Тинберген и М. Тинберген, 1972; П. Ховлин с сотр., 1973; Д. Ричер, 1978 и др.). Эти работы дают характеристику поведения аутичного ребенка в социальной ситуации, в условиях его вовлечения во взаимодействие. Показано, что аутичный ребенок имеет особенно низкий порог социального избегания, который закрепляется с возрастом, по мере накопления несостоятельности контактов со взрослым. Для понимания механизмов такого низкого порога привлекаются эксперименты с нормальными младенцами (А. Бразельтон с сотр., 1974), у которых фиксировались колебания направленного внимания и уход от контакта при обращении матери к ребенку именно в периоды ослабления этого внимания.

Каждое из рассмотренных выше направлений исследований внесло свой вклад в понимание аутизма. Психоаналитические концепции если и не смогли доказать его психогенную природу, то все же привлекли внимание к роли нарушений эмоциональных связей больного ребенка с матерью, указали на необходимость психотерапии не только ребенка, но и семьи в целом. Клиницисты описали психопатологию раннего детского аутизма. Психологические исследования очертили ряд трудностей, выходящих за рамки эмоциональных нарушений, выявили особенности отдельных психических процессов, прежде всего восприятия, мышления и речи. Исследования этологического направления были обращены к изучению и онтогенетически наиболее ранних форм спонтанной активности аутичного ребенка и на этой основе — попытке развития его контактов с окружающим.

studfiles.net

Особенности развития аутичного ребенка (стр. 1 из 5)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Особенности развития аутичного ребенка

Глава 1. Детский аутизм и его особенности

1.1. Психологические теории аутизма………. ……………..……….……..5

1.2. Формы проявления аутизма………………. ………………. …….….10

Глава 2. Психологическое сопровождение детей с аутизмом

2.1. Причины и факторы возникновения аутизма…………. …..………. 16

2.2. Психологическая помощь детям с аутизмом………………. ………..19

Список использованной литературы…………………………………………..26

В настоящее время аутичные люди часто страдают от самого разнообразного спектра проблем: аллергии на пищу, депрессии, навязчивых состояний, гиперактивности при недостатке внимания и концентрации. Но, как полагают исследователи, главный дефект – трудности в осознании того факта, что мысли, желания и нужды других людей – иные, чем у тебя самого. Обычно дети приходят к этому в возрасте четырех лет, у аутичных же, так сказать, слепое сознание: они считают, что — то, о чем они думают, и у других на уме, а то, что они чувствуют, чувствуют и другие. Они не умеют подражать взрослым, а ведь подражание в ранние годы и служит как раз важнейшим инструментом обучения. Подражая, дети начинают распознавать, что означают некоторые жесты, выражения лица. Аутичные люди с огромным трудом считывают внутреннее состояние партнера, неявные сигналы, при помощи которых нормальные люди легко понимают друг друга. В то же время неверно считать, что аутичные люди холодны и равнодушны к тем, кто их окружает.

Пока непонятно, возникает ли аутизм в одном отделе мозга, а затем поражает и другие, либо это изначально проблема для мозга в целом, проблема, которая становится все более явной с усложнением задач, требующих решения. Но верна ли та или другая точка зрения, ясно одно: мозг аутичных детей отличается от мозга обычных детей, как на микроскопическом, так и на макроскопическом уровне.

Парадоксальным является тот факт, что аутистические расстройства, поражающие именно ребенка, дает некоторую надежду. Поскольку нервные связи детского мозга упрочиваются посредством опыта, правильно нацеленные умственные упражнения могут оказать благоприятное воздействие. Хотя только четверти детей с ярко выраженным аутизмом они идут на пользу, а трем четвертям – нет, и непонятно почему.

Как бы то ни было, ученые проверяют все предположения, и они полагают, что в ближайшее десятилетие будут непременно найдены более эффективные формы терапевтического вмешательства.

В ходе исследования была изучена литература по особенностям детского аутизма, его формам, причинам возникновения аутизма и методам психологической помощи. Данная информация полезна для общества тем, что при столкновении с таким ребенком человек будет знать как себя вести с ним и чем помочь, по возможности.

Тема исследования: особенности развития аутичного ребенка.

Объектом исследования является процесс развития аутичного ребенка.

Предметом исследования являются особенности возникновения аутизма у детей.

Цель : подбор методов психологической помощи для аутичных детей.

1. Ознакомиться и сравнить теории аутизма;

2. Выявить критерии аутизма;

3. Изучить формы проявления детского аутизма;

4. Раскрыть причины и факторы, способствующие возникновению аутизма;

5. Проанализировать методы психологической помощи аутичным детям.

Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы , что методы психологической помощи для детей с синдромом аутизма будут более эффективными, если будут опираться на специфику развития аутичного ребенка.

ГЛАВА 1. ДЕТСКИЙ АУТИЗМ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ

1.1. Психологические теории аутизма

По «Справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» под редакцией С.Ю. Циркина:

Аутизм – «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний. В качестве психопатологического феномена отличается от интроверсии как личностного измерения или рассматривается как болезненный вариант интроверсии. [11, С.185]

Синдром Аспергера (аутистическая психопатия) – конституциональная патология характера аутистического типа. Состояние, как при раннем детском аутизме, определяют коммуникативные нарушения, недоучет реальности, ограниченный и своеобразный, стереотипный круг интересов, отличающие таких детей от сверстников. [11, С. 323-324]

Ранний детский аутизм (синдром Каннера) особое расстройство, определяемое проявлениями диссоциативного дизонтогенеза, т.е. неравномерно нарушенным развитием психической, речевой, моторной, эмоциональной сфер деятельности ребенка с нарушением социального общения. [11, С. 446]

В начале 40-х годов прошлого века аутизм был описан Лео Каннером и австрийским педиатром Гансом Аспергером. Каннер прилагал этот термин к детям социально замкнутым, склонным к шаблонному поведению; будучи часто интеллектуально одаренными, они с трудом осваивали речь, что заставляло подозревать задержку в умственном развитии. Аспергер, в свою очередь, имел в виду детей, которые испытывали трудности в общении, обнаруживали причудливые мысли, но при этом были очень разговорчивыми и, по-видимому, весьма сообразительными. Он отметил и то, что подобные нарушения часто переходят в семье от отца к сыну. (Каннер, впрочем, также указывал на роль наследственности в возникновении аутизма). В дальнейшем исследования приняли иное направление. Стало преобладать мнение, что дети не рождаются аутичными, а становятся таковыми потому, что родители, особенно матери, обращаются с ними холодно и недостаточно заботливо.

Однако в 1981 году появилась статья британского психиатра Лорны Уинг, которая возродила интерес к работам Аспергера. Она показала, что нарушения, описанные этим ученым, представляют собой разновидность каннеровского аутизма. Нынешние исследователи считают, что Аспергер и Каннер описывали два лика сложнейшего и многообразного нарушения, источник которого в целом закодирован в геноме человека. Установлено также, что тяжелые формы аутизма не всегда сопровождаются интеллектуальной одаренностью, а, напротив, часто характеризуются задержкой в умственном развитии.

Гены имеют отношение к предрасположенности человека к аутизму. Под подозрением оказываются преимущественно гены, отвечающие за развитие мозга, а также за холестерол функции иммунной системы. [2, С. 10]

Впервые описанный Лео Каннером в 1943 г., аутизм продолжает вызы­вать большой интерес до настоящего времени. Разработано множество пси­хологических теорий, пытающихся объяснить его природу. В некоторых из них основной акцент делается на эмоциональных нарушениях, приписывая им ведущую роль в развитии аутистических проявлений.

В рамках психоанализа аутизм рассматривается как результат раннего психогенного воздействия, обусловленного безразличным, холодным отно­шением со стороны матери. Ранний психологический стресс, специфи­ческая патология родительско-детских отношений, по мнению авторов этой концепции, приводят к патологическому развитию личности. Однако результаты многочисленных исследований больных аутизмом, свидетельствовавшие о его связи с органическими и генетическими факторами, а также изучение взаимодействия матерей с детьми, страдающими аутизмом, позво­лили опровергнуть утверждение о том, что личностные особенности матерей и их негативное отношение к ребенку выступают причиной развития болез­ни.

Другие концепции, где акцент делается на аффективных расстрой­ствах, можно разделить на 2 группы. Согласно теориям первой группы, причина всех проявлений аутизма — эмоциональные нарушения. По мнению авторов концепций второй группы, аффективные расстройства также опре­деляют взаимодействие с миром у больных аутизмом, однако, сами они производны от специфических когнитивных нарушений.

Наиболее последовательная и детально разработанная концепция, относящаяся к первой группе, считается теория В.В. Лебединского, О.С. Никольской. Согласно этой кон­цепции, биологическая недостаточность создает особые патологические ус­ловия, к которым вынужден приспосабливаться аутичный ребенок. С мо­мента рождения наблюдается типичное сочетание двух патогенных факторов:

— нарушение возможности активно взаимодействовать со средой, что проявляется в сниженном жизненном тонусе;

— снижение порога аффективного дискомфорта в контактах с миром, проявляющееся в болезненных реакциях на обычные раздражители и повышенной ранимости при контактах с другим человеком.

Оба указанных фактора действуют в одном направлении, препятствуя развитию активного взаимодействия со средой и создавая предпосылки для усиления самозащиты. Аутизм, по мнению авторов, развивается не только потому, что ребенок раним и мало вынослив в эмоциональном отношении. Многие проявления аутизма интерпретируются как результат включения за­щитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавли­вать относительно стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром. В рамках данной концепции искажение развития когнитивных функций — это следствие нарушений в аффективной сфере. Особенности формирования моторных процессов, восприятия, речи и мышления непо­средственно связываются с рано возникшими грубыми эмоциональными расстройствами.

mirznanii.com

Особенности развития игры аутичного ребенка

Особенности развития игры аутичного ребенка

Аутичные дети любят манипулировать предметами. Через этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следующем этапе развития ребенка увлеченность миром вещей ослабевает, и на первый план выступают другие ценности, а именно – мир социальных отношений. норме человек всегда значим для ребенка, с возрастом меняется только стиль и интенсивность общения.

В отличие от обычных сверстников аутичные дети надолго «застревают» на этапе изучения предметного мира. При этом основной мотив их манипуляций с предметами и игрушками – привлекательные сенсорные свойства: яркие цвета кубиков, гладкая лакированная поверхность матрешки, звук, с которым неваляшка падает на пол. Именно стремлением извлекать из окружающего разнообразные сенсорные эффекты объясняется активный интерес аутичного ребенка к предметам: ему нравится трогать, вертеть, подбрасывать, ронять на пол, нюхать, пробовать на вкус. Характерная особенность интереса аутичного ребенка к предметному миру – изменение порогов чувствительности: его привлекают самые разнообразные, порой совсем для этого не подходящие, предметы и материалы – он пробует на вкус зубную пасту и стиральный порошок, жидкие лекарства и средство для мытья посуды, начинает жевать пластилиновую ягодку. При этом у ребенка часто наблюдается страстное желание завладеть каким-либо предметом – мамиными духами и кремами; таблетками, микстурами и витаминами; молотком и т. д.

Но вот действовать с предметами в соответствии с функциональным назначением аутичный ребенок часто отказывается, поскольку социальное назначение предмета для него менее важно, нежели его отдельное сенсорное свойство. Так, ребенок подбрасывает в воздух молоток, а «забивать гвоздики» категорически не желает. С шелестом перелистывает страницы книги, не пытаясь читать. То же самое происходит и с игрушками: ребенок катает кольца от пирамидки, но не хочет собрать ее, разбрасывает кубики и конструктор, отказываясь от строительства и сборки. При этом аутичного ребенка часто удается научить действовать с предметами и игрушками в соответствии с заложенным в них смыслом (собрать пирамидку, построить башню из кубиков, нанизать бусы на нитку), но его не привлекают эти действия, ему больше нравится получение в процессе манипуляций с игрушками разнообразных сенсорных эффектов.

Однако не следует замечать лишь отрицательные стороны подобного отношения к предметам и игрушкам. ыделение ребенком отдельных сенсорных свойств, которые ему приятны, ложится в основу проведения с ним сенсорных игр, бесспорно дающих новые возможности развития ребенка (см. с. 55).

Похожие главы из других книг

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ Речь складывается из активного и пассивного словаря. Нужно заложить фундамент для речи – накопить достаточно большой пассивный словарь, для того чтобы появилась возможность перехода к активному словарю (самостоятельной речи). Поэтому в первую

Игры и упражнения для развития голоса

Игры и упражнения для развития голоса Как только в активном словаре ребенка появятся первые звукоподражания, продемонстрируйте малышу, как можно говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, громко произнесите: «АВ-АВ!», а

Игры для развития артикуляции

Игры для развития артикуляции Чтобы говорить правильно, ребенку необходимо уметь управлять своими органами артикуляции: нижней челюстью, мягким нёбом, губами, щеками и языком. Самомассаж – это выполнение самим ребенком определенных артикуляционных движений, которые

2. Организация жизни аутичного ребенка

2. Организация жизни аутичного ребенка

Жизненное пространство аутичного ребенка

Жизненное пространство аутичного ребенка «. мы во многом можем снять с себя задачу непосредственного давления на ребенка, продумав заранее планировку пространства комнаты, четкое определение мест, связанных с различными занятиями, выбор определенных игрушек и пособий,

3. Игровая деятельность аутичного ребенка

3. Игровая деятельность аутичного ребенка Особенности развития игры аутичного ребенка Предметная игра Аутичные дети любят манипулировать предметами. Через этот этап познания предметного мира проходят в раннем возрасте все дети. Однако в норме на следующем этапе

Страхи аутичного ребенка

Страхи аутичного ребенка В детстве возникают самые разнообразные страхи. Это и страх перед одиночеством – малыш боится остаться один, не отпускает от себя маму; и страх перед неведомым миром и сказочными персонажами – Бабой Ягой, Лешим, Змеем Горынычем; боязнь темноты.

Психологическая помощь родителям аутичного ребенка

Психологическая помощь родителям аутичного ребенка Основная тяжесть повседневной работы с аутичным ребенком ложится, конечно, на семью. Близкие оказываются перед необходимостью переустройства жизни семьи с учетом интересов ребенка. Приходится думать не об удобстве и

Игры для развития физического слуха

Игры для развития физического слуха

Игры для развития речевого слуха

Игры для развития речевого слуха Кто там? Цель: развитие речевого слуха – различение на слух звукоподражаний.Оборудование: игрушки – кошка, собака, птичка, лошадка, корова, лягушка и др.Ход игры: В этой игре необходимы двое ведущих: один находится за дверью, держит игрушку

Игры для развития речевого дыхания

Игры для развития речевого дыхания Пой со мной! Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, И, Э.Ход игры: Сначала педагог предлагает детям вместе с ним спеть «песенки».– Давайте споем песенки. Вот первая песенка: «А-А-А!»

Игры для развития пассивного словаря

Игры для развития пассивного словаря

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА У эмбриона мышцы начинают закладываться на 6-7-й неделе беременности. До 5 лет мышцы ребенка развиты недостаточно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожно-жировом слое.Мышцы детей

Игры и развитие ребенка

Особенности развития ребёнка на третьем году жизни

Особенности развития ребёнка на третьем году жизни Назирбекова Ирина На что необходимо обратить родителям внимание, чтобы обеспечить ребёнку психофизическое благополучие на третьем году его жизни? Отечественные и зарубежные учёные пришли к выводу, что третий год жизни

9 месяцев развития ребенка по Звезде Магов Главные этапы внутриутробного развития ребенка под влиянием планет, соответствующих 9 месяцам беременности. Что делать для того, чтобы наш малыш впитал лучшие качества, поданные планетами-покровителями.

9 месяцев развития ребенка по Звезде Магов Главные этапы внутриутробного развития ребенка под влиянием планет, соответствующих 9 месяцам беременности. Что делать для того, чтобы наш малыш впитал лучшие качества, поданные планетами-покровителями. В следующих главах мы

med.wikireading.ru

Причины аутизма у детей. Рекомендации по обучению аутичного ребенка

Автор: Астреинова Евгения Анатольевна, психолог

Аутизм – особый вид психического расстройства, при котором человек отгораживается от окружающего мира, отказывается от общения с другими людьми.

Статистика по аутизму вызывает серьезную обеспокоенность специалистов по всему миру. Если в 2000 г. считалось, что аутизмом страдает в среднем от 5 до 26 детей из 10 000, то в 2008 г. по данным ВОЗ частота детского аутизма составила один случай на 150 детей. По последним данным (от US. Centers for Disease Control and Prevention) каждый 88й ребенок в США имеет расстройство аутистического спектра. Такая лавинообразно растущая статистика последних лет напоминает пандемию и заставляет всерьез задуматься, с одной стороны, о правильности критериев в постановке диагноза аутизма, с другой, о психическом здоровье будущих поколений.

Ведь бытующий в обществе миф, что аутичные дети – гении, у которых просто поведение немного отличается от здорового человека, к сожалению, чаще всего далек от истины. Две трети аутичных детей имеют умственную отсталость различной степени тяжести, а оставшаяся треть страдает от таких поведенческих нарушений, которые препятствуют успешной социальной адаптации даже в случае сохранного интеллекта.

Между тем, в современной науке остается множество вопросов касательно возникновения, лечения и предотвращения развития аутизма.

Системные причины возникновения аутизма у детей

Для меня, как автора статьи, проблема детского аутизма непосредственно связана с собственной жизнью. В 1999 году родился мой сын, и поначалу его развитие не отличалось от остальных ровесников. Различия стали видны в возрасте 2-3 лет, когда сверстники сына начали разговаривать, вступать в совместную игру, а мой ребенок оставался безучастным и отрешенным, не реагируя даже на собственных родителей.

Поиск причины аутизма и путей решения этой проблемы и определили мой дальнейший жизненный путь: я сменила профессию, получила второе образование (психологическое) и на настоящий момент уже более 7 лет посвятила работе с детьми аутистами.

Накопленный багаж опыта действительно позволил существенно улучшить развитие моего ребенка и помочь другим детям с аналогичной проблемой. Однако вопрос о происхождении заболевания и многие другие моменты для меня оставались открытыми до того дня, когда я впервые попала на тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

В ходе тренинга, я выяснила, что мой сын – обладатель звукового вектора, и что особо чувствительной зоной таких людей является ухо. Из этого следует, что такой человек более чувствителен к звукам, как правило, обладает лучшим, чем многие, слухом. В первобытном обществе звуковики несли видовую роль «ночной охранник стаи», отсюда и еще одна их особенность – нередко они склонны к ночному бодрствованию.

В связи с высокой восприимчивостью слуха, громкие звуки доставляют человеку со звуковым вектором дискомфорт. Слишком громкая музыка, шум и тем более крики родителей могут оказаться для такого ребенка факторами сверхстресса, который заставляет его отгораживаться от мира, «уходить в себя» во избежание неприятных ощущений.

Ухо такого ребенка восприимчиво не только к громкости звука, но и к смысловой наполненности речи. Оскорбительные смыслы в разговоре взрослых также наносят ребенку со звуковым вектором серьезный психический ущерб. Поэтому ссоры родителей на повышенных тонах, несущие в себе негативную смысловую окраску, просто губительны для такого малыша, даже если происходят не на его глазах, а через стенку, в соседней комнате. Как следствие, происходит не только ухудшение контактности ребенка, но и существенно снижается способность к обучению.

Если ребенок получил подобную психическую травму и отгородился от мира, его развитие неизбежно искажается в целом. Специалисты называют аутизм первазивным нарушением, что означает «всепроникающее». Действительно, системно-векторная психология Юрия Бурлана подтверждает, что при травме звукового вектора, развитие всех остальных векторов ребенка также неизбежно нарушается, что приводит к патологическому сценарию развития многих свойств, заданных ребенку от природы.

Как распознать аутизм у детей

Детский аутизм сопровождает разнообразный набор симптомов, который напрямую зависит от набора векторов (свойств психики), который задан ребенку от рождения. В этой статье мы подробно рассмотрим общие признаки, которые характерны для любого ребенка с диагнозом аутизма, и немного коснемся того, какие симптомы в поведении аутичного ребенка дает смешение разных векторов.

Если первичную звуковую травму ребенок получил еще внутриутробно, то нарушения в его развитии можно заметить с самого рождения. Такие дети испытывают трудности взятия груди, развитие автоматизма сосания происходит с задержкой. При взятии на руки, у ребенка не проявляется так называемая «антиципирующая поза» — то есть, ребенок не пытается подаваться телом и тянуться ручками навстречу взрослому.

Родители аутичных детей нередко отмечают, что с раннего возраста их ребенок испытывал нарушения сна, даже реакция на холод и голод была выражена слабо. Ребенок мог часами оставаться голодным или мерзнуть, но не сообщать о своей потребности даже криком. Из чего можно сделать предположение, что ребенок аутист слабо ощущает и осознает собственное тело. По этой же причине у него с большим трудом формируются навыки опрятности, он долго не просится на горшок (не осознает собственных потребностей и не сообщает о них), с трудом осваивает любые моторные навыки.

Во втором полугодии первого года жизни, у аутичного ребенка становится заметным слабый эмоциональный отклик на других людей. Нет ответной улыбки на соответствующую мимику взрослого, ребенок отрешенный и безразличный. После года формирование таких эмоций как удивление, обида или гнев также запаздывают. Собственная мимика ребенка сильно обеднена, либо присутствуют неадекватные ситуации гримасы. Способность к такому невербальному общению как жесты тоже нарушена: отсутствует указательный жест, наклон головы как согласие, жесты приветствия и прощания и т.д.

Обычно около года аутичный ребенок начинает пугаться бытовых шумов: звука пылесоса, фена, шума в водопроводных трубах. Одним из самых «знаковых» форм поведения становится закрывание ушей руками при малейшем стрессе или дискомфорте у аутичного малыша.

Также, одним из ярких симптомов аутизма является отсутствие реакции на имя. Позже, у говорящих аутистов специалисты наблюдают отсутствие «Я»-формы в речи. И то, и другое говорит о некоем нарушении самоидентификации ребенка аутиста. И это неудивительно, ведь осознавать свое «Я» малыш учится на отличиях, постепенно отделяя мир внутри (то есть себя) от мира снаружи. В силу глубокого погружения в собственный внутренний мир, аутичные дети могут надолго оставаться неспособными осознавать мир внешний, и, соответственно устанавливать с ним контакт.

Визуальный контакт с другим человеком у аутиста также обычно нарушен. Взгляд аутиста скользит как бы «сквозь», не замечая других, либо ребенок активно избегает глазного контакта. Порой можно заметить у него словно застывший взгляд. Вообще, эмоциональные связи с людьми у аутичных детей развиваются с большой задержкой. Такой ребенок намного позже начинает узнавать мать и отца, безразлично может реагировать на их появление или уход, даже слова «мама» и «папа» появляются в его обиходе позже других слов (а порой они и вовсе не отнесены к родителю).

В дальнейшем, такая недостаточность эмоциональных связей проявляет себя в том, что малыш порой не различает живое и неживое. Например, он может манипулировать рукой взрослого, как инструментом, чтобы добиться желаемого. Ребенок с аутизмом стремится к уединению, в собственной игре часто оперирует предметами быта, а вовсе не игрушками, как многие другие дети.

Аутичные дети, как и большинство обладателей звукового вектора, часто имеют прекрасную слуховую память, некоторые из них способны цитировать наизусть целые поэмы. Многие аутисты обладают прекрасным, а порой и абсолютным музыкальным слухом, однако реализовать такие способности редко представляется возможным в силу отказа контактировать с педагогом. А порой слишком сильная травма в звуковом векторе проявляется в том, что ребенок напротив, не в силах слушать даже тихую музыку, любые звуки причиняют ему боль.

Родители и специалисты нередко жалуются, что ребенок не понимает обращенную речь. Однако, если присмотреться внимательно, мы обнаружим, что это не совсем так. Парадокс такого заболевания как аутизм заключается именно в самоизоляции ребенка от мира, в отказе принимать тот контакт, который навязан извне. Между тем, легко заметить, что аутичный ребенок очень часто слышит и понимает, о чем говорят взрослые даже на большом от него расстоянии. В своей практике я неоднократно обнаруживала, что когда обсуждаю с родителями заболевание ребенка, малышу крайне неприятна эта тема, он ведет себя беспокойно, старается увести родителя.

Чем вызвано многообразие симптомов при аутизме

В настоящее время любой современный ребенок от рождения имеет несколько векторов, каждый из которых задает определенные свойства психики. Причиной возникновения аутизма является, конечно, звуковая травма. Ее последствия в свою очередь неизбежно отражаются на развитии других векторов (свойств) ребенка, обуславливая первазивность данного расстройства.

Так, если у аутичного ребенка помимо звукового вектора присутствует также кожный, специалисты могут наблюдать симптомы гиперактивности, навязчивый неосмысленный счет, составление предметов в ряд, моторные стереотипии. Анально-звуковые аутисты напротив, заторможены, боятся всего нового, негативно реагируют на любые перемены.

Нетрудно представить, какую сложную симптоматическую картину специалисты наблюдают у аутичного ребенка: ведь в среднем, современный человек от рождения является обладателем 3-4 и более векторов. Без знаний системно-векторной психологии родители и педагоги часто бывают растеряны и не могут разобраться в такой лавине симптомов, не знают, с чего начать.

Тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана впервые дает развернутый ответ о том, как устроена психика человека и психика аутичного ребенка в частности. Для меня, и как для специалиста, и как для мамы аутичного ребенка, тренинг стал логичным завершением многолетнего поиска причин возникновения заболевания аутизмом.

Пути развития ребенка при аутизме

Комплекс конкретных мер, безусловно, зависит от набора векторов у ребенка, и безошибочно их определить позволяет только полный курс тренинга по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Здесь же мы попытаемся наметить некие общие вехи пути развития детей при раннем аутизме.

Прежде всего, отличительным признаком детского аутизма является то, что развитие различных свойств психики ребенка нередко останавливается, «застревает» на стадии извлечения приятных, манипулятивных ощущений.

Так, например, звуко-зрительные аутисты много лет могут доставлять себе удовольствие игрой света, цвета и тени от предметов, кручением колес игрушки, но не используют предметы по назначению.

С собственным телом аутичный ребенок также может производить многочисленные манипуляции: это касается и навязчивых движений, и некой удивительной грациозности, с которой такой ребенок передвигается в самостоятельной игре. Однако при попытках обучить элементарным бытовым навыкам, родители натыкаются на огромные трудности в их освоении ребенком.

Обучение и развитие ребенка с аутизмом. С чего начать?

Пройдя свой собственный и личный, и профессиональный опыт в этой области, могу сказать, что первой реакцией родителей на диагноз раннего аутизма у ребенка является сначала шок, а потом многочисленные попытки заниматься тем, что мы привыкли называть «обучением». Цифры и буквы, пазлы и развивающие пособия, карточки и энциклопедии…

Это, конечно, дает возможность набрать определенный багаж знаний. Но без навыков реальной жизни этот багаж останется бесполезным камнем на шее вашего же ребенка. В лучшем случае, вы получите «гения», не способного даже самостоятельно вытереть себе нос. В худшем – всеми этими энциклопедическими знаниями ребенок будет точно так же бессмысленно орудовать ради извлечения манипулятивных ощущений: например, увлеченно считать вслух до миллиона, никак не привязывая это к жизни вокруг.

Поэтому, основное, с чего следует начинать, и потом на этом же строить развитие ребенка с аутизмом – обучение навыкам реальной жизни. Если учимся считать – то ставим на стол для всей семьи нужное количество тарелок и вилок. Развиваем мелкую моторику руки? Да, можно и мозаику собирать, но лучше научиться сначала самостоятельно орудовать ложкой. Читаем? Пусть почитает название продуктов в кухонном шкафу и выберет нужный.

Конечно, развивающие пособия и книги важны и нужны. Главное, помнить о том, что они – не самоцель, а лишь инструмент для применения этих знаний в реальной жизни.

Применение этих инструментов напрямую зависит от того набора векторов, то есть свойств психики, которые заданы ребенку от рождения. В других статьях можно прочесть об использовании различных коррекционных мер и пособий у аутичных детей с различной комбинацией векторов.

Но первое, что нужно сделать родителям аутичного ребенка – пройти полный тренинг по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Тренинг является единственным способом понять причины аутизма, безошибочно определить заданные от природы свойства психики вашего ребенка и подобрать ключ к его максимальному развитию и реализации.

Конечно, спектр аутистических расстройств довольно широк, и степень тяжести психических нарушений может быть разной. Однако высокая эффективность тренинга позволяет добиться существенного улучшения в состоянии ребенка, а в отдельных случаях зафиксированы такие результаты, как полное снятие диагноза аутизма.

Эффективность системно-векторной психологии я в полной мере испытала на себе. Изучая её, я смогла найти правильный подход к своему младшему сыну, которого в школе буквально с первых дней учебы записали в не обучаемые неадаптанты. врачи говорили о расстройстве аутистического спектра. В школе предложили собирать документы для специальной комиссии.

. благодаря рекомендациям Юрия насчет комфорта в звуке удалось во многом улучшить состояние 9-летнего сынишки-аутиста.

Так уж сложилось,что у нас особенный ребёнок. Девочка 3х лет, аутист. Главное, что теперь я понимаю: от моего внутреннего состояния всецело зависит её. Я больше не пытаюсь «вытянуть морковку за ботву», я принимаю её такой, какая она есть, радуясь каждому её шажочку в развитии. Более того, она заметно изменилась за последнее время, всё больше улыбается и радуется. Стала открытой к людям, появилось желание контактировать с другими. Меньше приступов агрессии.

Астреинова Евгения Анатольевна, психолог

2 Фев, 2016 Комментариев: 4 Просмотров: 3880

svp.expert

Как поддерживать речь у аутичного ребенка

Естественная потребность человека в общении проявляется с самого рождения. Только посредством общения человек может выражать свои желания. Родители понимают, что если их малыш кричит, значит ему что-то нужно, и крик будет продолжаться до тех пор, пока ребенок не получит требуемое.

Речь аутичного ребенка

С самого рождения каждое слово у ребенка связывается с определенным предметом или действием. Так у малыша создается представление об окружающем его мире. Чем больше ребенок познает мир, тем больше появляется в его лексиконе новых слов, посредством которых он удовлетворяет свои потребности. Так постепенно развивается речь человека.

Иначе обстоят дело с ребенком-аутистом. Как и у обычных детей, у аутичного ребенка слово связывается с тем или иным явлением. Но если это явление для него ничего не значит, то аутист перестает произносить соответствующие ему слова. Так постепенно теряется способность к развитию речи у аутичных детей, при этом, слова и звуки, которые вызывают приятные ощущения у аутиста, он может повторять целый день, но не использует его для общения. А если нет общения, то, естественно, нет и речи.

Чтобы развить речь ребенка-аутиста следует добиться с его стороны потребности в общении. Самая большая проблема людей, страдающих аутизмом, подбор необходимых слов. Даже зная ответ на поставленный вопрос, они не могут подобрать нужных слов. Следует предлагать детям наглядные пособия или задавать вопросы, имеющие несколько вариантов ответа.

Следует поощрять такие ответы ребенка как «я не знаю» в тех ситуациях, когда он затрудняется с ответом. Это уменьшит нервозность и беспокойство аутичного ребенка, связанные с невозможностью ответить на вопрос.

Постепенно увеличивайте количество наглядных пособий, помогающих дать правильный ответ на вопрос. Вам могут помочь как профессионально изготовленные карточки PECS, так и самодельные пособия. Они способствуют развитию речи у аутичных детей и позволяют расширить словарный запас ребенка.

Пойте вместе с ребенком. Формирование навыка пения совершенно не зависит от навыка развития речи и дается аутичному ребенку намного легче. С помощью пения можно развить как рецептивные, так и экспрессивные навыки.

Подробно изучите, что означает эхолалия. В двух словах об этом термине можно сказать следующее – это обозначение неконтролируемого сознанием человека автоматического повторения слов, услышанных в чужой речи. Так вот, надо постараться использовать эти, «запавшие» в сознание ребенка-аутиста слова и фразы для выражения собственного комментария, просьбы или сообщения.

У людей, страдающих аутизмом есть любимые темы и интересы. Такая односторонняя приверженность чему-либо мешает общению с другими людьми. Этот синдром «зацикливания» на чем-то одном называется обсессия. Чтобы ребенок-аутист мог относительно нормально общаться, последствия обсессии должны быть сведены к минимуму.

Как минимизировать синдром обсессии?

Обсуждение с ребенком темы, на которой он «зацикливается» должно быть ограничено во времени, т.е. обсуждению такой темы следует отводить минимально возможное время и осуществлять его как можно реже. Начиная разговор с ребенком на тему, которая полностью поглощает его, попытайтесь перевести ее в другое русло.

Следуя данным рекомендациям вы увеличите шансы на развития речи у аутичного ребенка.

obuchalka-dlya-detey.ru

Смотрите так же:

  • Почему не получается 3 ребенок Мужской вопрос: почему «не получаются» дети Три кита мужской фертильности – это выработка мужских половых клеток (сперматогенез), транспортировка сперматозоидов и их способность проникнуть в яйцеклетку, чтобы внести в нее генетический материал. Безусловно, главный вклад мужчины в успешное зачатие – хорошая сперма, ведь для успешного […]
  • Развитие речи у детей до 2 лет Речевое развитие детей 1,5-2 лет Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим о речевом развитии детей 1,5 – 2 лет. Статью подготовила логопед Елена Барышева. Все статьи по развитию речи можно найти в рубрике «Развитие и коррекция речи». Развитие речи детей от 1,5 до 2 лет Возраст от полутора до двух лет ознаменован относительным […]
  • Ларингит лечение у детей 2 лет Ларингит у детей: степени тяжести, симптомы и лечение Ларингит считается воспалительным процессом в слизистой гортани. Чаще всего возникает ларингит у детей 2-3 лет как сопутствующее заболевание при инфекционных и вирусных поражениях дыхательных путей. Степени тяжести заболевания и соответствующие им симптомы Чтобы понять, как лечить […]
  • Развивающие занятия для детей дошкольного возраста по математике Развивающие задания для детей 3-5 лет в картинках Развивающие задания для детей младшего дошкольного и среднего дошкольного возраста Игры, задания и упражнения, представленные в этом материале, — это прекрасный способ помочь ребёнку развить память, внимание, логическое мышление, воображение, мелкую моторику, решить целый ряд […]
  • Чем можно лечить насморк месячному ребенку Чем лечить горло у 2 месячного ребенка У моей малышки было красное горлушко в месяц Узнали потому как голос пропал, от старшой заразилась 🙁 Мазали масляным хлорфилиптом и люголем один раз в день перед вечерним сном. Единственное что. нужно ватный тампон чтобы был мягким и его отжать после того как обмокнули чтобы масло не дай бог не […]
  • Грыжа паховая у ребенка лечение Главное про паховую грыжу у детей: причины, симптомы и лечение При заболевании паховая грыжа у детей под кожу в паховой области выпячиваются один или несколько органов брюшной полости. Это происходит, когда у ребенка тонкие структуры, составляющие переднюю стенку живота, из-за врожденных (чаще всего) или приобретенных причин. Чаще всего […]
  • Нафтизин инструкция по применению для ребенка "Нафтизин" детский: инструкция, цена, отзывы При насморке в острой форме, сопровождающемся воспалительным процессом в придаточных пазухах, а также при носовых кровотечениях, многие специалисты часто советуют использовать препарат «Нафтизин». Детский насморк несколько отличается по течению и по способам терапии от взрослого. […]
  • Сбербанк ипотека для молодой семьи с одним ребенком Сбербанк: ипотека «Молодая семья» В «Сбербанке России» действует специальное предложение (акция) для молодых семей, в которых хотя бы один из супругов (или единственный родитель в неполной семье с одним ребенком или несколькими детьми) не достиг возраста 35 лет на день обращения в банк за предоставлением ипотечного кредита. Такая семья […]