Педагогическая культура родителей. Условия успешного воспитания в семье.

Педагогическая культура родителей — это составная часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человечеством опыт эффективного воспитания детей в семье. Педагогическая культура родителей включает в себя четыре компонента: 1) знания в области психологии, физиологии детей, 2) знания о целях, способах и средствах педагогической деятельности, 3) навыки и умения достижения воспитательных целей, 4) любовь к детям.

Чтобы создать необходимые условия для успешного воспитания ребенка, родители должны обратить внимание на следующие моменты.

V Взаимоотношения между супругами. По важности они перевешивают все другие отношения, в том числе и отношения между родителями и детьми. То, как относятся супруги друг к другу, как они общаются друг с другом, определяет общий психологический климат семьи. Более того, взаимодействие супругов — это модели поведения, которые осознанно или неосознанно перенимаются детьми.

У Контакт глаз. На первый взгляд это может показаться не слишком существенным для воспитания. Однако данные, полученные исследователями, все больше подтверждают тот факт, что значение контакта глаз в воспитании очень существенно. Открытый, естественный, доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку очень важен не только для установления хорошего взаимопонимания в общении с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей. Большая ошибка использовать лишь строгий взгляд как средство контроля над детьми.

V Физический контакт. Если понаблюдать как родители общаются с детьми, то на самом деле большинство старается свести к минимуму физический контакт. Исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая им одеться, сесть в машину и пр. Физический контакт — это поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживания и пр. Физический контакт — эффективный способ укрепления психического и физического здоровья ребенка, способ передачи ему родительской любви, способ установления взаимопонимания. Синдром внезапной детской смерти (смерть в колыбели) — младенец обычно в возрасте от 6 до 12 месяцев внезапно перестает есть и расти, становясь вялым и апатичным и может замереть без всякой видимой причины. Опасность неудовлетворения психологических потребностей также сильна как и в случае неудовлетворения потребностей физиологических.

V Пристальное внимание. Ребенок должен чувствовать себя важной и значимой личностью. Это возможно когда его не только замечают, но и уделяют ему внимание, когда вникают в его проблемы, понимают его страхи и опасения, разделяют с ним радость, занимаются совместным делом, играют с ним в различные игры. Занятость современных родителей приводит к неудовлетворению самой главной для детского развития потребности — потребности во внимании, в признании, в принятии. Конечно, пристальное внимание не означает постоянного времяпрепровождения с ребенком. Даже если бы это было и возможно, это неэффективно. Согласно Бертону Уайту (Гарвардский университет), «эффективные» матери вовсе не посвящают уходу за детьми все свое время. Многие заняты на службе, а в остальное время слишком загружены домашними делами, чтобы тратить много времени на непосредственное руководство занятиями своих детей. Но они, как правило, позволяют им и даже побуждают их самостоятельно исследовать окружающий мир, создавая для этого безопасную среду и четко обозначая допустимые границы, при этом прерывают свои дела, чтобы ответить на как-то-то просьбу или вопрос ребенка. Такие матери обеспечивают детям богатую учебную среду и снабжают массой сведений.

V Дисциплина. Между родительской любовью и дисциплиной существует прямая зависимость. Наказание — лишь маленькая часть дисциплины. Первое, что должны сделать родители в дисциплинировании своих детей — это дать им возможность почувствовать, что их любят. В дисциплинировании детей важно соблюдать определенные правила: последовательность, соответствие требований возрасту, спокойствие родителя, соответствие наказания проступку, после наказания оставить ребенка одного и дать выплакаться, после чего — подойти, чтобы обнять и обсудить произошедшее, внимательно выслушать, сказать о своей любви.

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Какова роль семьи в воспитании детей? Дайте развернутыйответ.

2. В чем состоит воспитательное, социализирующее, развивающее

воздействие семьи на ребенка?

3. Каковы основные права и обязанностиродителей в воспитании детей?

4. Каковы основные принципы эффективного семейного воспитания?

5. В чем заключается содержание семейного воспитания?

6. Перечислите и охарактеризуйте основные типы семей.

7. Какие модели семейных взаимоотношений вы знаете? Каковы их

последствия для развития ребенка 9

8. Что такое педагогическая культура родителей?

9. Каковы условия успешного воспитания в семье?

Вопросы для обсуждения и размышления

>. Почему семейное воспитание самое результативное?

2. Почему одним из принципов воспитания выступает гуманность и милосердие

к растущему человеку? Может ли воспитание быть эффективным без него?

3. Как связаны цель и содержание семейного воспитания?

4. Что делать, если цели воспитания семьи и школы не совпадают?

5. Опишите с вашей точки зрения идеальную модель семейного воспитания.

6. Почему взаимоотношения между супругами — главный фактор

эффективного семейного воспитания?

7. Почем>’ вопрос о наказании ребенка можно ставить только тогда, когда

созданы все условия для полноценного психологического развития?

lektsii.org

Что нужно сделать, чтобы усыновить ребенка из детского дома

Многие люди задумываются над тем, чтобы усыновить или удочерить мальчика или девочку из детского дома. Но это не всегда бывает просто сделать. Человек, который берет на себя обязательства по уходу за ребенка, должен понимать, что это на всю жизнь. Поэтому он должен быть уже состоявшейся личностью, способной нести ответственность за себя и других.

Усыновить или удочерить мальчика или девочку из детского дома не всегда просто

По этой причине к кандидатам на роль усыновителя предъявляются серьезные требования. Тому, кто хочет удочерить или усыновить ребенка, нужно ознакомиться с этими требованиями, с перечнем необходимых документов.

Порядок того, как происходит усыновления и удочерения ребенка из детдома регламентируется главой 16 Семейного Кодекса России и некоторыми другими нормативными актами. В главе 127 указанного выше Кодекса прописаны требования, которым должны соответствовать лица, желающие усыновить или удочерить ребенка. Прописаны также условия, при которых допустимо отклонение от некоторых из этих требований. Рассмотрим каждый критерий подробнее.

Возрастные ограничения для усыновителя

Усыновить или удочерить ребенка может человек, достигший совершеннолетия. Важно понимать, что оценка кандидата производится каждый раз индивидуально. Хотя по тексту закона РФ для получения права на принятие в семью ребенка требуется наступление совершеннолетия, но в большинстве случаев требуется, чтобы кандидату исполнилось 18 лет. Есть случаи, когда совершеннолетия наступает досрочно.

Усыновителями могут быть только совешеннолетние граждане

Это реально после исполнения 16 лет, если человек выходит на работу полноценно по трудовому договору или при наступлении отцовства или материнства. Но в таких ситуациях суд и органы опеки и попечительства чаще всего откладывают усыновление или удочерение до того момента, когда кандидату исполнится восемнадцать лет.

Важно понимать, что не существует регламентируемых сроков принятия решения по усыновлению и удочерению. Это связано с тем. Что уполномоченным органом нужно убедиться в надежности кандидата, на которого государство перекладывает ответственность за воспитание, жизнь и здоровье ребенка.

Необходимая разница в возрасте

Кроме того, статья 128 Семейного Кодекса РФ регламентирует минимальное количество лет, на которое человек, который берет на попечение ребенка должен быть старше него. Разница в возрасте между ними должна составлять минимум 16 лет.

Это необходимо для того, чтобы упростить процесс адаптации ребенка и его воспитания. Для того чтобы чужой ребенок полюбил новых родителей как родных и для того, чтобы он их слушался, нужно завоевать авторитет.

Часто он держится не только на поступках нового родителя, но и на уважении младшего к старшему. Если же разница в возрасте маленькая, то родитель воспринимается как сверстник или старший товарищ. Особенно актуально данное требование при усыновлении подростков.

Разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым должна составлять минимум 16 лет

Существуют исключения из этой установки. Пункт 2 статьи 128 поясняет, что если усыновитель состоит в браке с биологическим родителем ребенка, разница в возрасте не учитывается при принятии решения. Если ребенка усыновляет отчим или мачеха, то процесс упрощается на многих этапах.

Если взять обязательства по опеке и воспитанию хочет на себя дядя, тетя или другие родственники, то для них может быть сделано исключение. Для крестных родителей также может быть сделано исключение.

Требования к состоянию здоровья

Помимо возрастных ограничений, существует и ряд других. Важным является соответствие здоровья кандидата установленным нормативными актами нормам. Здоровье должно позволять взять на себя ответственность по воспитанию, не должно препятствовать уходу за ребенком и зарабатыванию средств для его содержания.

Усыновитель должен быть здоровым человеком

Правительство России совместно с Министерством Здравоохранения определило проблемы со здоровьем, которые не позволяют взять ребенка на усыновление. Перечень таких заболеваний закреплен 545 Постановлением Правительства :

  • «Туберкулез (активный и хронический) всех форм локализации у больных I, II, V групп диспансерного учета;
  • Заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;
  • Злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;
  • Наркомания, токсикомания, алкоголизм;
  • Инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;
  • Психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • Все заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II группы, исключающие трудоспособность».
  • Требования к финансовому положению усыновителя

    Важно, чтобы человек, желающий усыновить мальчика или девочку из детдома, имел возможность его содержать. Нужно иметь постоянный источник дохода. Он должен превышать прожиточный минимум для нескольких человек. Но часто при вынесении положительного решения об усыновлении ребенка из детского дома требуется более высокий уровень дохода. Важно при подаче документов для рассмотрения на роль усыновителя указать все источники дохода.

    Даже если средства поступают не в качестве зарплаты с основного места работы. Дополнительными источниками заработка могут быть зарплата со второго места работы, деньги от сдачи в аренду движимого и недвижимого имущества, проценты по депозитам в банковских организациях и у заемщиков.

    Усыновитель должен иметь собственное жилье хорошее финансовое положение

    Жилищные условия усыновителей

    Кроме того, необходимо иметь собственное жилье. Важно понимать, что если жилплощадь находится в ипотеке, то есть в залоге у банка, это не помещает усыновить малыша. Однако в этом случае совокупный доход за вычетом ежемесячного взноса по ипотеке в банк должен быть достаточным для содержания несовершеннолетнего из детского дома. Это относится и к другим кредитам и займам.

    Имеющиеся жилье необязательно должно быть квартирой, подходит и частный дом, если он соответствует требованиям. Жилищный Кодекс России устанавливает требования к жилью человека, который хочет усыновить мальчика или девочку из детского дома. Площадь в расчете на одного члена семьи после усыновления должна быть достаточной для проживания.

    У ребенка должно быть место для сна, игр и обучения. Кроме того, в обозримой доступности от дома должны находиться учреждения начального и среднего образования. В обязанности каждого родителя входит предоставление детям возможности учиться школу и контроль за посещением учебных заведений.

    Необходимо также, чтобы жилье соответствовало санитарно-гигиеническим нормам. Оно должно быть чистым, лишенным насекомых и грызунов. Не допускается проживание в одном дома с усыновляемым мальчиком или девочкой лиц, страдающих хроническими формами инфекционных заболеваний. Это правило действует даже в случае, если это лицо не является усыновителем.

    Необходимо чтобы жилье усыновителей соответствовало санитарно-гигиеническим нормам

    Важно учитывать, что по нормам жилищного законодательства лица одного пола старше 9 лет не могут проживать в одной комнате, если они не являются супругами. Таким образом, если усыновляет ребенка старше 9 лет семейная пара, то в жилье должно быть минимум 2 комнаты. Это же относится к ситуации, когда один человек усыновляет брата и сестру.

    Требования, предъявляемые к тому, кто желает усыновить ребенка

    Не допускается наличие наркотической, алкогольной зависимостью, психологических отклонений. Это необходимо подтвердить медицинскими документами.

    Не допускается усыновление или удочерение лицами, которые имеют судимости. Если человек учувствовал в судебном заседании в качестве обвиняемого, но был оправдан, он может усыновить ребенка из детского дома. Если одинокий мужчина желает удочерить девочку, то у органов опеки и попечительства будут к нему особенно жестокие критерии проверки.

    Документы, необходимые для усыновления

    Если человек, желающий усыновить ребенка, соответствует всем указанными в нормативных актах требованиям, то можно начинать процесс усыновления или удочерения. Для этого необходимо встать на учет в органы опеки и попечительства и принести туда заявление о желании усыновить ребенка и пакет сопроводительных документов. К ним относятся:

  • анкета кандидата (или кандидатов);
  • медицинские документы, подтверждающие дееспособность, отсутствие заболеваний, указанных в Постановлении правительства №545, а также наркотической или алкогольной зависимости, психических отклонений;
  • справка с места работы с указанием должности, суммы денежных средств , получаемых в качестве заработной платы, а также иные документы, подтверждающие наличие постоянного дохода;
  • автобиография с подробным описанием всех существенных моментов жизни;
  • бумаги, подтверждающие наличие собственного места проживания;
  • справка из отделения полиции об отсутствии судимости;
  • другие документы, которые могут характеризовать кандидата с положительной стороны.
  • Пакет документов, необходимых для усыновления

    Необходимые действия для принятия ребенка в семью на правах родного

    Помимо предоставления в органы опеки и попечительства все желающие усыновить ребенка из детского дома должны пройти обучение в школе приемных родителей. Курс лекций читается обычно по вечерам в течение месяца или полутора, посещение является бесплатным, но необходима предварительная регистрация.

    После прохождения обучения и рассмотрения документов, органы опеки и попечительства выносят решение о том, может ли этот кандидат быть усыновителем. Если кандидатура отклоняется по ряду устранимых причин, то человек имеет право исправить проблемы и подать повторное заявление.

    После одобрения своей кандидатуры человек, желающий усыновить ребёнка из детдома, должен выбрать нового сына или дочку. Для этого нужно просмотреть базу, где содержится информация обо всех детях – сиротах детских домов России. Усыновитель имеет возможность лично познакомиться с детьми и принять решение. После этого он подает исковое заявление об усыновлении конкретного ребенка в районный суд.

    Решение органов опеки и попечительства направляется в суд. Итоговое решение об усыновлении принимается только в судебном порядке. Рассматриваются все обстоятельства дела, документы, еще раз оценивается надежность кандидата. Если судья выносит положительное решение, то после вступления его в силу можно предоставить документ в детдом и забрать ребенка домой.

    7razvodov.ru

    Условия успешного воспитания и обучения детей

    Для успешного развития ребенка необходимо создать оптимальные условия обучения и воспитания, которые способствуют не только максимальному овладению новыми знаниями, но и становлению личности. Важно учитывать индивидуальность ребенка, регулярно поощрять его успехи, способствовать развитию самостоятельности, постараться минимально ограничивать свободу.

    Одно из главных педагогических условий обучения – создание такой среды, в которой ребенок сможет выяснить, кто он такой и насколько он уникален. Каждый из нас чем-то отличается от других — ростом, цветом волос, глаз, походкой, интересами, знаниями.

    Наш малыш взрослеет, и ему важно почувствовать свою неповторимость. Ему очень хочется, чтобы и окружающие, особенно родители, признали его индивидуальность.

    По мнению Монтессори, каждый ребенок стремится к самовыражению и творит свою индивидуальность, активно участвуя в жизни. Следует помнить, что у каждого из нас — свое собственное место в жизни, поэтому нет заведомо «плохих» или «хороших» особенностей телосложения или темперамента.

    Оптимальные условия обучения и воспитания дошкольников

    Ребенку нужна помощь взрослых для достижения успеха в жизни. Любой успех нашего малыша формирует у него ощущение личной значимости и одновременно обеспечивает его дальнейшее всестороннее развитие.

    Монтессори утверждала, что у трехлетнего ребенка уже заложены основы индивидуальности. Если вы внимательно наблюдаете за малышом, думаю, вы также готовы подтвердить этот вывод.

    В ваших силах создать условия развивающего обучения, при которых ребенок может добиться максимальных успехов и испытать как можно меньше неудач.

    Малыш нуждается в частых похвалах и поощрениях, но каких? Чистосердечная похвала и поощрение взрослых помогают ребенку расти уверенным в себе. Развиваясь в таких условия обучения и воспитания, дошкольник будет ощущать собственную значимость, станет проявлять заинтересованность в новых достижениях.

    Малышу не нужны наши чрезмерные похвалы или фальшивый энтузиазм — это действительно наносит ему вред. Но несколько искренних теплых слов с высокой оценкой его усилий крайне важны для него. Особенно это ощущается в возрасте от трех до шести лет, когда ребенок уже вступил в «осознающую» фазу «впитывающего ума», но его индивидуальность по-прежнему весьма чувствительна к внешним воздействиям. Обратите на это внимание — ведь создав оптимальные педагогические условия воспитания и обучения, малыш придет к согласию с самим собой и с окружающим миром, почувствует себя счастливым.

    Ребенку необходима правильно организованная окружающая среда. Кроме того, важным условием, обеспечивающим эффективность обучения, является строго определенный порядок повседневной жизни.

    Для новорожденного наш мир — это жуткая смесь неизвестных предметов. По мере своего развития он исследует этот мир, пытаясь постичь его законы, и узнает о нем много нового.

    Необходимым условием воспитания и обучения является правильно организованная окружающая среда, нужна атмосфера, в которой можно спокойно жить и расти. Родители, обеспечивающие ребенку такой порядок, помогают его естественному развитию, так что он, в конце концов, научится успешно преодолевать трудности на своем жизненном пути.

    Благоприятные условия, способствующие успешному обучению

    Ребенок должен жить в условиях так называемой развивающей среды. У малышей — неограниченная любознательность. Им нужна «стимулирующая среда», которую они могут исследовать и формировать таким образом базовые знания.

    Такие условия воспитания и обучения детей дошкольного возраста создаются, в основном, родителями. Вы можете дома дать детям необходимый материал для исследования или взять их с собой на экскурсию в различные интересные для них места.

    Ребенку крайне важно учиться самостоятельно. Вы поможете создать условия эффективного обучения и развития, если:

    • позволите ему заниматься тем, к чему он больше всего проявляет интерес;
    • будете поощрять его доводить все дела до конца;
    • дадите ему возможность самому найти свои ошибки.
    • Конечно, нам, взрослым, в игре малыша все заранее ясно, и мы легко видим его ошибки, но это его ошибки! Пожалуйста, наберитесь терпения и удержитесь от вмешательства: исправив свою ошибку самостоятельно, ребенок сделает шаг к гармонично развитой Личности! Давайте поможем ему, создав «встроенный контроль ошибок».

      Наше собственное отношение к познавательной деятельности очень чутко воспринимается малышом. Постоянное положительное отношение родителей к попыткам ребенка научиться чему-либо становится мощным стимулом в развитии уже его положительного отношения к учебе.

      Условие эффективного развития способностей в процессе обучения

      Немаловажным условием эффективности обучения и воспитания является свобода действий, побуждающая к самостоятельности. Ребенка должны окружать предметы, которые он может свободно держать в руках и заниматься с ними без вмешательства взрослых.

      Очень часто такими предметами становятся кухонная утварь и прочие предметы домашнего быта, которыми мы пользуемся ежедневно.

      Как всегда, основная задача взрослых по созданию условий развития способностей в процессе обучения — предложить ребенку увлекательную (с его точки зрения) деятельность, которая будет ему по плечу, но не нанесет никакого вреда ни маленькому исследователю, ни дорогому нашему сердцу сервизу. Поэтому запас привлекательной внешне и легкой в обращении пластмассовой или металлической посуды — одно из возможных решений этой «кухонной задачи».

      Ребенку требуется свобода передвижения в процессе познания мира. Ему необходимо исследовать пространство, как в доме, так и на улице — там, где он может достаточно свободно передвигаться.

      Авторитарное подавление взрослыми естественного стремления ребенка учиться, исследуя свое окружение, — прямая дорога к школьным проблемам.

      У родителей есть право предлагать, но не навязывать свою волю ребенку.

      В безопасно организованной среде вы сможете создать условия развития способностей малыша при обучении, если:

    • поймете, насколько важно наличие у ребенка заинтересованности и как сильно интерес к учебе влияет на успехи малыша;
    • дадите возможность активно учиться, исследуя окружающий мир с помощью органов чувств;
    • постараетесь распознать наступление сенситивных периодов в жизни малыша и будем спокойно реагировать на его бесконечное повторение одних и тех же действий — он учится!
    • Ребенку нужно много времени для изучения окружающего мира и выполнения каких-либо действий. Чувство времени ребенка отличается от чувства времени взрослых, поэтому не стоит его торопить.

      Если ему позволяют спокойно знакомиться с окружающим миром, он наиболее успешно делает это в темпе, свойственном только ему. Малышу также требуется гораздо больше времени, чем нам, для самообслуживания, игры и т. д.

      Постарайтесь понять, соответствует ли домашняя работа, которую вы поручаете ребенку, его возрасту и способностям, ведь дети быстро теряют интерес и к чересчур сложному, и к слишком легкому.

      Лучше всего ребенок сможет сосредоточиться, если он искренне заинтересован. А умение концентрировать внимание — это уже характеристика успешной самостоятельной личности!

      Условия, обеспечивающие эффективность процесса обучения и воспитания детей

      Создавая педагогические условия для развивающего обучения, не забывайте, что ребенку необходимо общение. Малышу мало лишь присутствия посторонних. Ему надо каким-то образом взаимодействовать с ними.

      Он очень хочет, чтобы не только мы, родители, но и другие взрослые люди и дети уважали его как личность, включали в свою жизнь. Только так он может научиться общаться с различными людьми и чувствовать себя при этом комфортно.

      Важные условия для успешного обучения – любовь, теплота и чувство безопасности. Маленькие дети во многом зависят от взрослых, но для них наиболее важно, что о них заботятся.

      Моменты физической близости: улыбка, поцелуй, объятия, подчеркивающие нашу любовь к ребенку, — все это крайне необходимо для его развития. Эти знаки внимания всегда должны быть естественны и ненавязчивы.

      Ребенку необходимо понимание. Хотя вы не всегда соглашаетесь с ним, малыш должен быть уверен, что его понимают. Тратя время на то, чтобы выслушать ребенка, понять и, возможно изменить что-либо в ответ на его чувства и представления, мы помогаем ему развить чувство самоуважения. Одновременно растут его любовь и уважение к нам.

      При организации условий эффективного обучения относитесь к ребенку с уважением. Маленький ребенок с его ярко выраженным чувством собственного достоинства и чувствительностью к несправедливости нуждается в уважительном отношении к нему как к Личности.

      Ему надо, чтобы взрослые выслушали и поняли его с его точки зрения. Ему надо видеть, что его собственные чувства и представления важны и заслуживают внимания. Ему необходимо чувствовать, что он — уважаемый член своей семьи. Это не означает, что ему надо настоять на своем. Ребенок в. действительности не хочет править, он лишь хочет поделиться с родителями собственными мыслями, почувствовать их внимание.

      Излишняя опека, как и вседозволенность, мешают ребенку в жизни. Умение выразить свое желание и согласовать его с желаниями других людей — сложная задача, но только так наше общение может стать приятным и полезным.

      Организуя педагогические условия для обучения, помните, что детям дошкольного возраста необходимы разумные правила и ограничения, которые вводятся в его жизнь обоснованно и последовательно!

      Малыш пока относительно неопытен, и ему нужно с максимальной выгодой использовать наши знания. Ему также надо научиться бесконфликтно, жить вместе с другими людьми.

      В этом ему помогут разумные, обоснованные правила и ограничения, которые ребенок может легко воспринять и впоследствии свободно пользоваться ими. Родители должны предварительно договориться обо всем между собой, затем познакомить с этими правилами ребенка и твердо, но непринужденно требовать их выполнения в дальнейшем. В этом случае малыш чувствует себя уверенно как в играх, так и при общении с другими людьми.

      А вот ребенок, которого постоянно наказывают, обычно настолько запуган и боится снова что-то сделать неверно, что в результате обязательно запутается и снова ошибется.

      При создании условий для успешности процесса обучения не забывайте, что малыш нуждается в четко сформулированных правилах поведения — как при общении с родителями и прочими родственниками, так и за пределами семьи.

      Давайте будем их устанавливать исходя из общих интересов. Подход остается прежним: дружеский тон и диалог с ребенком. Если ощущаете его внутреннее сопротивление при внешнем послушании — лучше сразу насторожитесь и выясните причину. В противном случае такая «пассивная покорность» приведет (в зависимости от темперамента малыша) к формированию либо подавленного поведения ребенка, либо он станет агрессивным и неуправляемым.

      Эти правила помогут вам создать условия, способствующие успешному обучению, формированию и развитию индивидуальности малыша:

    • давайте четко определим границы «можно» и «нельзя»;
    • будем уважать личность ребенка;
    • перестанем навязывать малышу нашу волю.
    • Условия успешности процесса обучения

      Создавая условия, способствующие эффективности процесса обучения, не забывайте, что ребенок не страшится, в наоборот, испытывает потребность в учебе. Естественное стремление расти, расширять кругозор — вот что движет любым ребенком в жизни.

      Постоянное развитие — закон живой природы. Для нашего малыша окружающий мир — захватывающая дух тайна, а значит, его надо исследовать и познавать. Все новое, что он открывает для себя и изучает, помогает ему на пути к взрослой жизни.

      Если мы хотим помочь ребенку в этот момент — организуйте такие условия обучения дошкольников, чтобы позволить ему проделать максимальное количество опытов, соответствующих его возрасту. И сами примте в этих опытах-играх самое непосредственное участие, обеспечивая взаимодействие, поощрение и необходимый присмотр на случай возникновения каких-либо затруднений.

      А вот наши бесконечные, часто необоснованные запреты — верный путь к «школьной катастрофе». Стоит ли сейчас создавать условия для последующего отвращения к учебе вообще и к школе в частности?

      Вы замечали, как вас раздражает постороннее вмешательство при выполнении работы? А если вас еще и торопят?!

      Каждый ребенок учится со своей скоростью и в свое время — одинаковых детей нет. Он не может планировать свое будущее, как это делаем мы. Он живет только настоящим. Организуя условия для обучения, не забывайте, что у детей дошкольного возраста ритм жизни гораздо медленнее — ведь у них нет присущего взрослым чувства времени.

      У него свой взгляд на события, и зачастую то, что волнует нас, малышу безразлично. Поэтому захватывающие (с нашей точки зрения) игры для ребенка могут быть абсолютно неинтересными. Так что будьте готовы к такому повороту событий и умейте спокойно отреагировать на отказ малыша: лучше на время «забудьте» о своем предложении и вернитесь к нему спустя некоторое время.

      Но если ребенок заинтересован, используйте момент и помогите ему, сделав его первые шаги в новой деятельности максимально простыми: пусть он почувствует — у него обязательно все получится! Например, четырехлетний ребенок вполне может рассортировать тарелки по размеру, если мы готовимся к приему гостей, или разложить столовые приборы на столе.

      Стоит еще раз напомнить о потребности детей повторять все действия по нескольку раз и постоянно обсуждать все происходящее — так они совершенствуют свои движения и речь.

      Благоприятные условия обучения детей

      Условием хорошего обучения является обучение в процессе деятельности, ведь ребенок учится, прежде всего, в процессе выполнения заданий.

      Если взрослые постигают определенные премудрости профессии, читая, наблюдая или следуя устным инструкциям, наш малыш может научиться чему-либо, только выполняя все самостоятельно. Он развивает свое тело и разум, активно пользуясь ими.

      Поэтому наша основная задача — обеспечить безопасное «поле деятельности». Оставьте при себе свои постоянные нравоучения и дайте возможность ребенку сделать все самому в доброжелательной обстановке.

      Вы помните чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы? Маленький ребенок тоже предпочитает работать, а не играть.

      Если у него есть выбор, он обязательно выберет «настоящую» работу, например, в саду, уборку квартиры или же приготовление пищи. Дети очень любят работать и стремятся выполнять имеющие практический смысл задания вместе с взрослыми. Они хотят участвовать в жизни семьи и помогать нам в уходе за собой, за своей комнатой, игрушками и т. д.

      Одно из условий успешности развития – обучение в игре. С точки зрения детей, игра — это приятная, имеющая определенный смысл и добровольно, без всякого принуждения выбранная деятельность.

      Нужно использовать именно этот термин деятельность — для обозначения того, чем постоянно занят наш малыш, чтобы не ужасаться («Когда же он отдыхать-то будет!») и не умиляться («Ах ты наш труженик!»). Ведь мы с вами говорим о нашей обычной жизни, в которой хотим видеть ребенка самостоятельным, гармонично развитым членом общества.

      Кстати, для Монтессори слова «игра» и «работа» были синонимами: ведь игра является работой для малыша уже просто потому, что, играя, он учится.

      Вы выполняли увлекательную работу и по ее завершении вместо радости вдруг испытали чувство сожаления: ведь вам было так интересно именно работать!

      Ребенок в основном заинтересован в самом процессе работы, и его не очень-то интересует ее итог.

      Хотя конечный результат может понравиться ребенку и дать ему ощущение успеха и завершенности работы, истинное удовлетворение он находит в выполнении задания. Заботы взрослых о будущих достижениях совсем не занимают малыша. Он полностью погружен в настоящее — в то, что он делает сейчас.

      Монтессори была абсолютно убеждена в ценности деятельности для детей, поэтому неустанно разрабатывала обучающие материалы и методики работы с ними.

      Важные условия хорошего обучения ребенка

      Одним из важных факторов, способствующих обучению, является обеспечение условий самостоятельной работы. К примеры, вы работаете, а кто-то постоянно указывает вам, что надо делать. Вы чувствуете внутреннее сопротивление, не так ли?

      Быть самостоятельным — это жгучее желание будоражит нашего малыша с самого рождения. Да, он нуждается в нас, ждет нашей помощи, но он очень хочет научиться делать все независимо от нас.

      Создав благоприятные условия для обучения , вы научите малыша действовать. В этом — залог его уверенности в себе, которая будет ему в жизни всегда необходима.

      Мария Монтессори была уверена, что вовлечение ребенка в домашний труд — это жизненно важная часть роли родителей: именно в обычных, повседневных делах кроется разгадка первых шагов ребенка к будущей самостоятельной личности.

      Удовольствие ребенка от выполнения элементарных действий буквально написано на его лице, а ведь он одновременно развивает координацию движений, умение длительно концентрировать внимание, обогащает словарный запас — словом, активно идет вперед.

      Поэтому давайте потратим пару минут, чтобы удачно «встроить» ребенка в нашу домашнюю жизнь и заодно помочь ему укрепить самоуважение и почувствовать себя настоящим членом семьи.

      Помните, как родители когда-то постоянно предостерегали вас от игры с огнем, но понимание опасности пришло лишь тогда, когда ваш палец коснулся горящей ветки?

      Монтессори настаивала: дети с самого раннего возраста должны сами обучаться безопасности, но при тщательном контроле со стороны взрослых! Используя ее идеи, мы можем помочь ребенку развить самодисциплину, чтобы в будущем миновать возможные неприятности. Немного терпения — и ваш малыш будет с уважением относиться к таким непростым предметам, так вилка, нож, утюг и т. д.

      У ребенка тоже очень развито чувство собственного достоинства. У него еще нет присущего взрослым ощущения «перспективы». Он не может просто отмахнуться от обиды или попробовать в ней разобраться. С точки зрения малыша, любое ущемление его чувства собственного достоинства — это «отвержение» его как личности. Как если бы кто-то прямо сказал, что он совершенно бесполезен, не нужен или что он вообще неудачник.

      Чтобы условия эффективности обучения детей не подвергались сомнению, внимательно наблюдайте за малышом и делайте выводы. Ведь в мире нет двух одинаковых детей!

      vkapuste.ru

      Успешное обучение. Необходимые условия успешного обучения ребенка в начальной школе

      Иевлева О. А., учитель-дефектолог ППМС-Центра Василеостровского района

      Развитие научно-технического прогресса, постоянно меняющийся мир и вызовы времени предъявляют высокие требования к современной молодежи. Высокий уровень образованности и умение решать нестандартные задачи – насущная необходимость сегодняшнего дня. Отдавая ребенка в школу, родители ждут, что он будет хорошо учиться, так как понимают, успешность обучения напрямую связана с будущим. Начальная школа — это тот фундамент, который позволяет приобрести самые важные навыки: способность приобретать и усваивать знания и уметь их использовать, а также развивает способность мыслить, настойчивость, прививает социальные навыки. В дальнейшем желание учиться зависит от того, насколько ребенок был успешен в начальной школе, так как неудачи, плохие отметки, насмешки товарищей могут отбить всякое желание. Если человеку три раза сказать, что он, «дурак», он поверит, если у человека что-то не получается, вряд ли он будет это делать с удовольствием. Так и с ребенком, двойки, упреки учителей, родителей могут полностью разрушить мотивацию учиться и направить интересы ребенка в другую, далекую от учебы сторону, обрекая его на аутсайдерство. А настоящее время требует от человека много знаний, умений, навыков. Век высоких технологий беспощаден к недоучкам. Будьте терпимы к своим детям, не спешите навешивать на них ярлыки неудачников. Учите их с самого нежного возраста любознательности, самоуважению, лидерским качествам. Каждый ребенок жаждет, чтобы им гордились, любили. А еще очень важно, чтобы дети доверяли вам. Будьте с ними на равных и они найдут в вас старшего друга и мудрого советчика. Итак, мы хотим, чтобы наши дети были успешны.

      Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо понять от чего зависит успешность ребенка в школе. И что ребенок должен уметь к семи годам. Все предшествующие годы от рождения и до семи лет, развивая его физически, эмоционально, интеллектуально, нравственно, эстетически, мы готовили его к школе, к серьезному, повседневному труду. Семилетний ребенок должен уметь самостоятельно одеваться, убирать свои вещи, планировать свое время, важнейшим достижением для этого возраста — способность к предвидению. Ребенок уже умеет думать, делать выводы, понимать смысл пословиц. К семи годам ребенок умеет решать простые арифметические задачи. Его речь достаточно развита, он умеет выражать свои мысли, умеет не только выучить стихотворение, и понять, прочувствовать его. Иными словами, ребенок в этом возрасте серьезен, внушает доверие. Он самостоятелен и активен, умеет наблюдать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы. И все это означает — он умеет думать, точнее мыслить. И большая беда, если все потребности ребенка сводятся лишь к поиску развлечений, забав, и диктуются эгоистическими порывами.

      Многолетние наблюдения за учащимися вывели некоторую закономерность. Дети, которым интересно, у которых сформирована позитивная установка на обучение в школе, заряженность на успех, у которых есть потребность в познании нового, которые без труда запоминают новую информацию, у которых нет трудностей в письме, достаточно высокий уровень работоспособности, способность к самостоятельному принятию решений и интерес в получении этой новой информации, как правило, с удовольствием идут в школу, с легкостью учатся, не доставляя хлопот учителям и родителям.

      Безусловно, многое зависит от учителя. Обучение в начальной школе должно быть ярким и интересным. Ребенок должен чувствовать свою значимость, что его уважают, что он независимо ни от чего – самодостаточная ценность. Поэтому необходимо серьезно подойти к выбору учебного заведения и первого учителя. Поскольку первый опыт школьной жизни окажется весьма значимым для вашего ребенка. И если он был удачным, ребенок полюбил первую учительницу, она для него станет авторитетом, он и дальше пойдет с удовольствием в школу, и, естественно такой ребенок будет более успешным, чем тот, кому не повезло с первым учителем. Это может и не зависеть от личности учителя, просто учитель оказался с сильным психотипом, а ребенок со слабым, или в классе дети подобрались с холерическим темпераментом, а ваш ребенок сангвиник, со слабым психотипом.

      Учитель обязан учитывать индивидуальные особенности своих учеников и соответственно дифференцированно распределять учебную нагрузку и задания. Так как у каждого своя скорость мышления, способность к запоминанию, объем восприятия, но… родители должны понимать, что ребенок не только уникален, но и индивидуален, у него свои особенности и склонности. И это необходимо учитывать во время подбора образовательной программы.

      Итак, роль родителей, безусловно, гораздо важнее, так как подготовка к школе начинается задолго до школы. Можно сказать с самого рождения. Ведь будет ребенок хорошо учиться или нет, зависит от многих факторов. От рождения до семи лет идет самое интенсивное развитие. Ребенок как губка, впитывает все новое, и чем больше ему дать в этот период, тем больше он впитает в себя. Чтобы четче представить роль родителей в подготовке ребенка к школе, можно рассмотреть следующую схему:

      Мотивация Физическое развитие Речь Память Внимание

      Мотивация: Ребенок должен понимать для чего он должен учиться, зачем ему необходимы те или иные знания. Например: знания английского языка, бесполезно ребенку твердить, что это необходимо ему в будущем, покажите, как он может использовать их сейчас. Пройдите по улицам, почитайте вывески, возьмите любую инструкцию. И будет понятно, что знания языка нужны сегодня и сейчас. А если еще и организовать группу детей, подключить соревновательный момент и проводить вечера на английском языке, все это убедит вашего ребенка, что данные знания нужны ему сейчас. Здесь же можно отметить и позитивное отношение к школе, сформированную позицию школьника, желание добиться успеха, потребность в самоутверждении и лидерстве.

      Физическое развитие: Существует такое понятие, как физическая готовность к школе. Прежде всего, это мышечная масса, костная система, зрение, слух, соматическое здоровье, двигательная активность, развитие вестибулярного аппарата, артикуляционная моторика, мелкая моторика. Физическое здоровье ребенка закладывается до рождения и в процессе дальнейшего развития. Здоровый режим, питание, занятия спортом, закаливание…Ребенок к семи годам должен уметь прыгать в длину на метр, в высоту- до 50 см. Он ловко бегает, может пробежать без остановки до 60 метров и способен заниматься физическими упражнениями без отдыха до 30 минут.

      Речь: Культура речи. Умение логично излагать свои мысли, настроение, желания. Ребенок должен в своей речи использовать все части речи, правильно их согласовывать, употреблять синонимы, уметь пересказать прочитанное, активный словарь ребенка должен включать в себя не менее четырех-пяти тысяч слов. Понимание пословиц, поговорок, умение разгадывать загадки. Здесь же можно сказать об уровне осведомленности: умения назвать свой адрес, знание цветов, дней недели, месяцев,…

      Память: Способность сохранять и воспроизводить информацию. Память — это сложный психический процесс. Существуют временные рамки памяти, т.е. два вида памяти. Кратковременная и долговременная. Кратковременная память поверхностна и непрочна. Чтобы информация не исчезла уже через несколько секунд, приходится повторять ее про себя. Долговременная память имеет глубокие корни в нашем сознании. Эта память связана со сложными мыслительными процессами. И информация способна сохраняться всю сознательную жизнь. Помимо временных рамок памяти, существует и память, завязанная на способ восприятия. Зрительная, вербальная, тактильная, мышечная, обонятельная. О памяти можно сказать следующее, если ею пользуемся, тренируем, то она как мышца будет активна и сильна. Многие родители жалуются, что у ребенка плохая память, но вместо сетований необходимо понять причину. В основе всякого усилия памяти лежит потребность или интерес. Согласитесь, никто не забывает поесть, так как без этого не прожить, вознаграждение в данном случае очевидно. Потребность и интерес создают мотивацию, необходимую для привлечения внимания и для концентрации его на том, что желательно запомнить.

      Можно представить механизм памяти:

      Потребность – Мотивация – Внимание — Концентрация

      Таким образом, можно предположить, что пытаясь заинтересовать ребенка в игровой форме к запоминанию той или иной информации, поощряя его при этом, мы сможем улучшить его память. Существуют мнемотехники, их достаточно много. Логические закономерности, последовательные ассоциации, фонетические ассоциации. И, самое древнее и надежное средство — учите стихи, это улучшит память, словарный запас…

      Можно предложить игры с игрушками, убирая или переставляя, ребенка просим восстановить, как было, работа с картинками, ребенок внимательно смотрит, а затем отвечает на вопросы, С цветными карточками, показываем семь цветных карточек, а потом одну убираем. Таким образом, чем больше мы активируем потребность ребенка к запоминанию, тем лучше его память.

      Внимание — это центральное звено в цепи обучения и необходимая предпосылка для запоминания. Невозможно хорошо учиться, если внимание неустойчивое и спонтанное. Мысли перебегают с одного предмета на другой. Можно вспомнить детский рассказ

      « Федина задача». Но если внимание устойчивое и контролируемое, это еще один фактор успешности обучения нашего ребенка. Ребенок неусидчив, невнимателен, не может усидеть на одном месте, не способен дослушать до конца книжку. Что делать? Прежде всего, тренировать волевую сферу. Приучать к деятельности, которая требует от ребенка сосредоточенности, усидчивости. Это пазлы, мозаики, разрезные картинки, кубики, различные поделки. Займитесь вместе с ребенком, устройте соревнование, похвалите его. Учите наблюдательности, сравнивайте, анализируйте. Посмотрели детский фильм, попытайтесь вспомнить, во что были одеты герои, их имена. Поиграйте с ребенком в крестики-нулики, в морской бой, эрудит. Все это позволит улучшить внимание. А еще придумайте своему ребенку ежедневное задание, которое он будет обязан выполнять ежедневно, независимо ни от чего. И поощряйте его за успешное выполнение. Если ваш ребенок обучен ухаживать за собой, мыслить, гордиться своими успехами, у него есть желание узнавать новое, ему нравится быть лучшим, у него сформировано устойчивое внимание, память, а главное, что вы его по-настоящему любите и гордитесь. Он обязательно будет успешен.

      Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что дети, родители которых задумались о школе в год-два, будут с радостью ходить в школу, будут получать хорошие отметки и вырастут достойными и успешными людьми. Любить ребенка — это не только материальные блага для него, но прежде всего это возможность дать ему реализоваться и стать успешным. Существует восточная притча: « Дуб каждый год роняет на землю тысячу желудей. Сколько из них вырастет настоящих могучих дубов? Сто, двести, один, а может и ни одного». Слишком от многих факторов это зависит, так и наши дети. Стоит заметить еще одну важную особенность, связанную с настоящим временем, наш век — информационный. Поток информации захлестывает нас – это и телевидение, и интернет.

      Дети с раннего возраста просматривают различные передачи по ТВ, пользуются услугами интернета. Как к этому отнестись? Запретить или позволить? Если позволить, то есть вероятность, что поток информации захлестнет еще не вполне зрелую личность, ребенок не способен критически оценивать что хорошо, а что плохо, а если запретить, то вспомним народную мудрость: « Запретный плод сладок». Как быть? Существуют великолепные развивающие программы как по ТВ, так и компьютерные развивающие игры. И если серьезно подойти к этой проблеме, то не лишая ребенка возможности пользоваться этими источниками, можно достичь желаемых результатов. Подобрать интересные игры, фильмы и вместе посмотреть, обсудить. Здесь же хочется обратить внимание на засилье рекламы, которая весьма агрессивна и навязывает модель потребителя, которому без особых усилий может быть доступно все.

      Необходимо развивать у ребенка критичность к данному фактору. Да, мы действительно живем уже в другом обществе, обществе потребления, где многие ценности претерпели значительные изменения, но, тем не менее, общечеловеческие ценности: любовь, дружба, умение мыслить, желание созидать – остались, они не подвержены коррозии. И ребенок должен понимать, что только умение трудиться, самостоятельно мыслить, умение анализировать любые жизненные ситуации и достигать поставленных целей приведет его к успеху.

      Быть субъектом, а не объектом – вот, та цель, к которой надо стремиться, воспитывая вашего ребенка. Таким образом, в ребенке необходимо развивать умение анализировать, а не принимать все на веру. Пусть малыш спорит, отстаивает свое мнение. Учится принимать самостоятельные решения. Пусть придет к нам и попросит помощи, если в чем-то сомневается. А мы не отмахнемся, а поможем разобраться и деликатно подтолкнем к правильному решению. Очень печальная действительность нашего времени: дети перестали играть в коллективные игры, а они очень важны в формировании личности, так — как во время игры дети примеряют на себя социальные роли, учатся решать конфликтные ситуации, отстаивать свою позицию, учатся лидерским установкам. Очень хотелось бы, чтобы телевизор, компьютер не подменяли собой все, о чем было сказано, а дополняли наше с вами стремление создать благоприятные условия для развития ребенка, который стремится к знаниям, умеет их использовать. Если мы вовремя поймем, что только от нас с вами зависит, станут ли наши дети достойны себя, значит, мы достойны называться родителями. Если человек стремится к знаниям, к прекрасному — у него есть цель, он не отступает перед трудностями, значит, мы с вами достигли самого важного, сумели посадить дерево познания, построить дом и вырастить ребенка, который смог стать успешным и которым мы можем гордиться.

      Автор: Перевозняк Наталия Михайловна

      pedportal.net

      Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания

      Роль семьи в формировании личности ребёнка. Условия успешного семейного воспитания

      Понятие семьи, семья как микросоциум

      Типы семьи ( полная- неполная, благополучная- неблагополучная)

      В чём проявляется роль семьи в социализации личности ребёнка

      Основные задачи семьи (создание условий для роста ребёнка, передового опыта создания и сохранения семьи, обучение необходимым умениям и навыкам, обеспечение защиты ребёнка, воспитание у ребёнка ценностного отношения к себе и другим людям)

      2.1 Основные условия успешного воспитания ребёнка в семье

      2.3 Виды ложного авторитета родителей

      2.4 Требования к организации взаимодействия педагога с родителями

      C того момента, как ребенок родился, и начал обживаться в мире, он начал обучаться. Обучаясь, ребенок постоянно воспитывается. Процесс воспитания направлен на формирование социальных качеств личности, на создание и расширение круга ее отношений к окружающему миру – к обществу, к людям, к самому себе. Чем шире, разнообразнее и глубже система отношений личности к различным сторонам жизни, тем богаче ее собственный духовный мир.

      Таким образом, личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, овладевая социальным опытом, общественными ценностями. На основе отражения человеком объективных отношений происходит формирование внутренних позиций личности, индивидуальных особенностей психического склада, складывается характер, интеллект, его отношение к окружающим и к самому себе. Находясь в системе коллективных и межличностных отношений, в процессе совместной деятельности, ребенок утверждает себя как личность среди других людей.

      Никто не рождается на свет с готовым характером, интересами, склонностями, волей, определенными способностями. Все эти свойства вырабатываются и формируются постепенно, в ходе всей жизни, с момента рождения и до зрелости.

      Особенную роль в жизни человека, его защите, формировании и удовлетворении духовных потребностей, а также в его первичной социализации грает семья. Личность ребёнка формируется под влиянием всех общественных отношений, в которых протекает его жизнь и деятельность. Однако уровень нравственной культуры родителей, их жизненные планы и устремления, социальные связи, семейные традиции имеют решающее значение в развитии личности молодого человека.

      В семье ребёнок приобретает убеждения, общественно одобряемые формы поведения, необходимые для нормальной жизни в обществе. Именно в семье проявляется в наибольшей степени индивидуальность ребёнка, его внутренний мир. Родительская любовь помогает раскрыть, обогатить эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферу жизни детей.

      Глава 1. Роль семьи в формировании личности ребёнка

      1.1 Понятие семьи, семья как микросоциум

      Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности.

      Семья- это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении ( самоуважении) каждого её члена.

      Семья создаёт у человека понятие дома не как помещения, где он живёт, а как чувства, ощущение места, где его ждут, любят, ценят, понимают и защищают. Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Семья поощряет одни личностные влечения, одновременно препятствуя другим, удовлетворяет или пресекает личные потребности. Семья структурирует возможности достижения безопасности, удовольствия и самореализации. Она указывает границы идентификации, способствует появлению у личности образа своего “Я”.

      В процессе близких отношений с матерью, отцом, братьями, сестрами, дедушками, бабушками и другими родственниками у ребенка с первых дней жизни начинает формироваться структура личности.

      В семье формируется личность не только ребенка, но и его родителей.

      Семья – это такое образование, которое « охватывает» человека целиком во всех его проявлениях.

      Определяющая роль семьи обусловлена её глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Семья для ребёнка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальной стадии жизни ребёнка на много превышает другие воспитательные процессы. По данным исследований, семья здесь отражает и школу, и средства массовой информации, общественные организации, трудовые коллективы, друзей, влияние литературы и искусства. Всё это позволило педагогам вывести определённую зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьёй. Чем лучше семья и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результат физического, нравственного, трудового воспитания личности. Редко, роль семьи в формировании личности определяется зависимостью: какая семья , такой вырастет в ней человек.

      Эта зависимость используется на практике. Опытному педагогу достаточно посмотреть и пообщаться с ребёнком, чтобы понять в какой семье он воспитывается.

      Точно так же не составит труда , пообщаться с родителями, установить какие в их семье вырастут дети. Семья и ребёнок – зеркальное отражение друг друга.

      Если семья так сильно влияет на процессы и результаты становления личности,то именно семье должны уделять первостепенное значение общество и государство в организации правильного воспитательного воздействия. Крепкие здоровые, духовные семьи- мощное государство. Родители — первые воспитатели — имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж.-Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньше влияния, чем предыдущий. Родители являются предыдущими по отношению ко всем остальным; воспитателю детского сада, учителю начальных классов и учителям-предметникам. Им самой природой отдано преимущество в воспитании детей. Обеспечение семейного воспитания, его содержательные и организационные аспекты являются вечной и очень ответственной задачей человечества.

      Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. А родителям приносят радостное чувство удовлетворения. В здоровых семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами. Это такое тесное общение между ними, в результате которого возникает душевное единение, согласованность основных жизненных устремлений и действий. Природную основу таких отношений составляют родственные связи, чувства материнства и отцовства, которые проявляются в родительской любви и заботливой привязанности детей и родителей.

      Ребенок видит семью в качестве окружающих его близких людей папы и мамы, бабушки и дедушки, братьев и сестер. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, поэтому очень важно в какой семье воспитывается ребенок: в благополучной или неблагополучной, полной или неполной.

      1.2 Типы семьи ( полная — неполная, благополучная — неблагополучная)

      А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие “полная” и “неполная семья”, понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. К полным семьям обычно причисляются и сводные семьи с отчимом или мачехой. Эти семьи считаются полными потому, что в каждой из них есть муж, жена и ребенок (дети), причем отчим обязан заботится о детях жены, как о своих, а дети должны его слушаться, как отца.

      Неполной обычно считается семья одинокой матери или отца с детьми.

      У одинокой женщины-матери нередко формируется сугубо отрицательный комплекс чувств к мужчинам, к брачной и семейной жизни, а, следовательно, и у детей могут сложиться деформированные и искаженные представления о супружестве и семье. Снижение воспитательных возможностей неполной семьи происходит в результате стечения ряда неблагоприятных обстоятельств, таких как длительное влияние конфликтных ситуаций на детей, напряженная психологическая обстановка, в связи с неправильным отношением членов семьи к особенностям жизнедеятельности неполной семьи, неумение выбирать педагогически целесообразный стиль воспитания, возникновение ситуаций эмоционального “голода” или чрезмерной, жертвенной родительской любви, а также нередко и аморальное поведение родителя, его низкий культурно-образовательный и профессиональный уровни, материально-бытовые трудности, слабая связь со школой.

      Неполными можно считать и семьи, в которых дети живут с дедушкой или бабушкой, но без отца и матери, поскольку их родители развелись, а мать затем либо умерла, либо была лишена родительских прав за пьянство и дурное обращение с детьми, после чего старики взяли детей на воспитание. Либо мать нашла себе нового мужа или сожителя, который не пожелал заботиться о ребенке, и она сама отдала ребенка своим родителям.

      В этих случаях, даже если старшее прародительское поколение представлено супружеской парой, семья, безусловно, является неполной, поскольку среднего, то есть, родительского поколения в ней вообще нет. С психологической и педагогической точки зрения, дедушки и бабушки, выполняющие родительские функции, вряд ли могут заменить родителей, поскольку их роль в семье принципиально иная. Точно так же неполными являются семьи, в которых дети проживают с дядями, тетями, старшими братьями и сестрами либо другими родственниками.

      В нашем обществе всё заметнее становится кризис семьи. Кризис выражается в том, что семья всё хуже реализует свою главную функцию- воспитание детей. Причины такого кризиса лишь отчасти связаны с ухудшением экономической ситуации, они имеют более общий характер. Легкомысленное отношение к браку и семье, забвение традиций, нравственных принципов, цинизм, пьянство, отсутствие самодисциплины и половая распущенность, высокий процент разводов самым пагубным образом отражается на воспитании детей.

      Неблагополучные семьи. Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

      Одним из самых мощных неблагоприятных факторов разрушающих не только семью, но и душевное равновесие ребенка является пьянство родителей.

      1.3 В чём проявляется роль семьи в социализации личности ребёнка

      Социализация — это «процесс вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщение его к системе социальных связей» (Андреева Г. М., 1980, с. 335).

      У человека довольно продолжительное детство: проходит немало времени, прежде чем маленький ребенок превратится во взрослого, самостоятельного члена общества. И все это время он остро нуждается в родительской семье, которая является самым важным и влиятельным фактором социализации. Длительный период беспомощности ребенка, растягивающийся на годы, заставляет родителей уделять значительное внимание как уходу за детьми(традиционно женская роль), так и их защите (традиционно мужская). Семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи очень важны, ибо они определяют особенности психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Являясь одним из важных факторов социального воздействия, конкретной социальной микросредой, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе человека и культуре страны, где он появился на свет.

      Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре той страны, где он родился и растет, ее нравственным нормам, традициям народа — прямая функция родителей. Нельзя делить функции семьи на главные и второстепенные, все семейные функции – главное, однако необходимость различать среди них те особые, которые позволяют отличать семью от других институтов, привела к выделению специфических и неспецифических функций семьи.

      Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциональная функция) и воспитание детей (функция социализации), остаются при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.

      Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга, связанные с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению Я каждого и д.р. – все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически приходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье.

      Важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка.

      Воспитание детей в семье — сложный социально-педагогический процесс. Он включает влияние всей атмосферы и микроклимата семьи на формирование личности ребенка. Возможность воспитательного взаимодействия на него заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Отец и мать проявляют заботу, внимание, ласку к своему ребенку, защищают от жизненных невзгод и трудностей. Личный пример родителей — важнейшее средство влияния на воспитание детей. Его воспитательное значение основывается на присущей детскому возрасту склонности к подражанию. Не имея достаточных знаний и опыта, ребенок копирует взрослых, подражает их действиям. Характер отношений родителей, степень их взаимного согласия, внимания, чуткости и уважения, способы решения различных проблем, тон и характер разговоров — все это воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

      Таким образом, окружающая социальная микросреда, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и личность самих родителей в обязательном порядке отражаются на ребенке и, в первую очередь, на особенностях его характера. Если семейная атмосфера неблагоприятна для психического развития ребенка, то вполне вероятно, что и сформированные черты его личности тоже будут патологичны. Наряду с тем, что личность родителей, несомненно, играет ведущую роль в формировании мировосприятия и нравственных убеждений детей, не следует забывать о том, что сами родители нередко упускают из виду то обстоятельство, что и сложившаяся в семье атмосфера способна оказать существенное влияние на личностное становление воспитывающихся в ней детей.

      1.4 Основные задачи семьи ( создание условий для роста ребёнка, передового опыта создания и сохранения семьи, обучение необходимым умениям и навыкам, обеспечение защиты ребёнка, воспитание у ребёнка ценностного отношения к себе и другим людям)

      Семейное воспитание- сложная система. На него влияют наследственность и природное здоровье детей и родителей, материально-экономическая обеспеченность , социальное положение, уклад жизни, количество членов семьи, место проживания ( место дома), отношение к ребёнку. Всё это органично переплетается и в каждом конкретном случае проявляется по разному.

      Каковы же задачи семьи?

      Они состоят в том , чтобы :

      — создать максимальные условия для роста и развития ребёнка;

      -обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту ребёнка;

      — передать опыт создания и сохранения семьи , воспитания в ней детей и отношения к старшим;

      — научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

      -воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

      В первый год жизни ребенка основная забота родителей заключается в том, чтобы создать нормальные условия для физического развития, обеспечить режим питания и всей жизни, нормальные санитарно-гигиенические условия. В этот период ребенок уже заявляет о своих потребностях, реагирует на приятные и неприятные впечатления и по-своему выражает свои желания. Задача взрослых состоит в том, чтобы научиться различать потребности и капризы, так как потребности ребенка должны удовлетворяться, а капризы пресекаться. Таким образом, ребенок в семье получает свои первые нравственные уроки, без которых у него не может быть выработана система нравственных привычек и понятий.

      На втором году жизни ребенок начинает ходить, стремится все потрогать своими руками, достать недостижимое, а подвижность иногда доставляет ему много огорчений. Воспитание в этот период должно строиться на разумном включении ребенка в разные виды деятельности, следует ему все показывать, объяснять, учить наблюдать, вместе с ним играть, рассказывать и отвечать на вопросы. Но, если его действия выходят за границы дозволенного, надо приучить ребенка понимать и беспрекословно подчиняться слову нельзя.

      В дошкольном возрасте основным видом деятельности ребенка является игра. Дети трех, четырех лет предпочитают строительные и бытовые игры. Сооружая различные постройки, ребенок познает окружающий его мир. Ситуации для игр ребенок берет из жизни. Мудрость родителей заключается в том, чтобы незаметно подсказывать малышу, как должен поступить в игре герой (главное действующее лицо). Тем самым они приучают его понимать, что хорошо, а что плохо, какие нравственные качества ценятся и уважаются в обществе, а какие порицаются.

      Дошкольники и младшие школьники получают в семье первый нравственный опыт, учатся уважать старших, считаться с ними, учатся делать людям приятное, радостное, доброе.

      Нравственные начала у ребенка формируются на основе и в связи с интенсивным умственным развитием ребенка, показателем которого являются его действия и речь. Поэтому важно обогащать словарь детей, в разговоре с ними подавать образец хорошего произношения звуков и в целом слов и предложений. С целью развития речи родители должны учить детей наблюдать явления природы, выделять в них сходное и различное, слушать сказки и рассказы и передавать их содержание, отвечать на вопросы и задавать свои.

      Развитие речи является показателем повышения общей культуры ребенка, условием его умственного, нравственного и эстетического развития.

      В дошкольном возрасте дети очень подвижны, не могут продолжительное время сосредоточиваться на одном деле, быстро переключаться с одного вида занятий на другое. Школьное обучение потребует от ребенка сосредоточенности, усидчивости, прилежания. Поэтому важно еще в дошкольном возрасте приучать ребенка к тщательности выполняемых поручений, учить его доводить начатое дело или игру до конца, проявлять при этом упорство и настойчивость. Вырабатывать эти качества необходимо в игре и бытовом труде, включая ребенка в коллективный труд по уборке помещения, на огороде или играя с ним в бытовые или подвижные игры.

      Растет в семье ребенок, изменяются задачи, средства и методы воспитания. В программу воспитания включаются занятия спортом, подвижные игры на свежем воздухе, продолжается закаливание организма и четкое выполнение утренней гимнастики. Большое место занимают вопросы санитарно-гигиенической подготовки детей, выработки навыков и привычек личной гигиены, культуры поведения. Закладываются правильные отношения между мальчиками и девочками – отношения товарищества, взаимного внимания и заботы. Лучшим средством воспитания правильных отношений является личный пример отца и матери, их взаимное уважение, помощь и забота, проявления нежности и ласки. Если дети видят хорошие отношения в семье, то, став взрослыми, и сами будут стремиться к таким же красивым отношениям. В детском возрасте важно воспитать чувство любви к своим близким – к родителям, к братьям и сестрам, чтобы дети чувствовали привязанность к кому-либо из сверстников, привязанность и нежность к младшим.

      Большая роль отводится семье в трудовом воспитании. Дети непосредственно вовлекаются в бытовой труд, учатся обслуживать себя, выполнять посильные трудовые обязанности в помощь отцу, матери. От того, как будет поставлено трудовое воспитание детей еще до школы, зависит их успех в учении, а также в общем трудовом воспитании. Наличие у детей такого важного качества личности, как трудолюбие, есть хороший показатель их нравственного воспитания.

      Таким образом, можно сделать вывод, что семья – это первая школа общения ребенка. В семье ребенок учится уважать старших, заботиться о престарелых и больных, оказывать посильную помощь друг другу. В общении с близкими ребенку людьми, в совместном бытовом труде у него формируется чувство долга, взаимопомощи. Дети особенно чувствительны к взаимоотношениям со взрослыми, не терпят нравоучений, резкостей, приказов, тяжело переживают грубость старших, недоверие и обман, мелочный контроль и подозрительность, нечестность и неискренность родителей.

      Семья располагает благоприятными условиями для эстетического воспитания детей. Чувство прекрасного начинается у ребенка со знакомства с яркой и красивой игрушкой, красочно оформленной книгой, с уютной квартирой. С ростом ребенка восприятие прекрасного обогащается при посещении театров и музеев. Хорошим средством эстетического воспитания является природа с ее красивыми и неповторимыми красками и пейзажами. При общении с природой ребенок удивляется, радуется, гордится тем, что он видел, слышал пение птиц, в это время и происходит воспитание чувств. Чувство прекрасного, интерес к красоте помогают воспитанию потребности беречь прекрасное и создавать его. Большую воспитательную силу имеет эстетика быта. Дети не только пользуются домашним уютом, но вместе с родителями учатся его создавать. В воспитании чувства прекрасного немалая роль принадлежит манере правильно и красиво одеваться.

      Успех воспитания в семье может быть обеспечен в том случае, когда созданы благоприятные условия для роста и всестороннего развития ребенка.

      Глава 2. Условия успешного семейного воспитания

      Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

      Нормальная семейная атмосфера – это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

      Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, «цементирует» семью как коллектив.

      Успешным воспитание в семье будет при соблюдении четкого режима дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребенка в течение суток – время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитываются возраст и состояние здоровья ребенка. Режим дня должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.

      Особое место в воспитании ребенка в семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи. Только это приобщит ребенка к чтению, и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.

      Трудно переоценить значение труда в жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов человека улучшает все физиологические процессы в организме – правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.

      Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, как ребенок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности.

      Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет учителя и родителей, ведет к потере уважения к ним.

      Развитые в раннем возрасте духовные потребности, умение общаться со сверстниками и взрослыми обогащают личность ребенка, требуют применения возможностей в обществе. А применить их можно, доверившись коллективным формам воспитания. Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей и старших братьев и сестер. Отец и мать уполномочены воспитать достойного члена общества, на этом и основывается их родительская власть и их авторитет в глазах детей. Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на них. Поэтому родители обязаны показывать пример своим детям во всем. Нормальные взаимоотношения детей и родителей в семье строятся на взаимном уважении и доверии друг к другу. Дети видят в родителях советчиков во всех своих делах, помощников в борьбе с разного рода трудностями, истинных друзей, с которыми можно поделиться и радостями, и заботами. Родители должны предъявлять к детям высокие требования, одновременно глубоко уважая их личность.

      ребёнок семья авторитет воспитание

      2.2 Роль авторитета родителей в воспитании

      Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.

      Смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом.

      Родительский пример и авторитет – специфическая форма передачи социального, в том числе нравственного опыта старшего поколения младшему, важнейший механизм социального наследования. Отец и мать в глазах ребенка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребенком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

      Откуда берется родительский авторитет, как он организуется?

      Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это — особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

      Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет и не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного. При этом нужно всегда помнить, что в каждой человеческой деятельности есть свои напряжения и свое достоинство. Ни в коем случае родители

      xreferat.com

      Смотрите так же:

      • Сколько раз стул у 3 месячного ребенка Сколько раз в день должен быть стул у месячного ребенка? Сколько раз в день по нормам должен быть стул у ребенка В педиатрии есть такие усредненные нормы для простоты ориентации. Когда-то (когда грудному вскармливанию не уделялось должного внимания и большинство детей были на смешанном или полностью на искусственном вскармливании) их […]
      • Развитие ребенка дома 5 лет Развивающие игры для детей 2 лет дома. Развитие мелкой моторики и не только. Часть 1 Давненько я не пополняла свою любимую серию статей про сенсорные игры. Пора исправляться. В этой серии я собираю самые интересные и полезные игры для развития мелкой моторики ребенка и на основании наших с дочкой занятий, разбиваю их по возрастам, чтобы […]
      • Норма билирубина в крови у новорожденного ребенка Норма билирубина у детей Билирубин является желчным пигментом, в случаи патологического состояния у детей уровень билирубина может повышаться, из-за этого его больше и в крови, и в моче. Когда ребенок рождается, показатель превышает норму, у новорожденных еще до конца не сформирована желчевыводящая система, из-за этого она неполноценно […]
      • Монологической речи дошкольника «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста». Обобщение опыта работы «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста». Обобщение опыта работы «Развитие связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста по средствам мнемотехники» Цель: теоретическое обоснование и […]
      • Шпаргалки по детская психология Шпаргалки По Дошкольной Психологии Для Студентов Детская психология изучает формирование и становление ребенка как личности, его развитие в раннем детстве, дошкольном, начальном школьном. Шпаргалка по возрастной психологии Солодилова О.П. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений. Детская […]
      • Развитие ребенка 3-4 года задания Картинки задания детей 3 4 лет Проверочные тесты для детей от 3 до 4 лет Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои отзывы и пожелания! Что должен знать ребенок в 3-4 года? В возрасте 3-4 лет нормально развивающийся ребёнок должен: 1. Уметь считать до 3, желательно до 5. Показывать пальчиками соответствующую цифру. 2. Понимать, […]
      • В чем спать ребенку до года Сколько должен спать ребенок в 2 месяца: нужен ли жесткий режим сна до года Дневной и ночной сон ребенка до года Хороший, спокойный сон – это залог крепкого здоровья. Особенности сна ребеночка до года по месяцам: Сколько должен спать новорожденный ребенок, учитывая, что в таком раннем возрасте он набирается сил, отдыхает, адаптируется […]
      • Воспитание детей с нарушением слуха Воспитание детей с нарушением слуха в семье Семья детей с нарушениями слуха имеет ряд особенностей по сравнению с семьей, воспитывающей слышащего ребенка (Т. Г. Богданова, Е. И. Исенина, М. М. Семаго, В. В. Ткачева и др.). Появление в семье физически или психически неполно­ценного ребенка связано со значительными эмоциональными […]