Родительское собрание на тему "Уроки финансовой грамотности в семье"

Цель: научить родителей помочь ребёнку сформировать позитивное отношение к труду и деньгам.

Цель: настроить на работу

Пожалуйста, покажите с каким настроением вы пришли.

Вы сегодня…. (отличное настроение – рука поднята вверх, хорошее настроение – рука на

середине, плохое настроение – рука опущена вниз)

Игра “Комплимент другу” (говорят комплимент рядом сидящему).

Представление об успешности ребёнка

Цель: сформировать представление об успешности ребёнка с финансовой точки зрения.

Вокруг детей достаточно примеров обеспеченных людей. В первую очередь в глаза бросаются атрибуты роскоши и респектабельной жизни,- иногда их ещё называют эталонами успешности. Дети хотят так же стильно одеваться, иметь машину, посещать дорогие заведения. Однако, наряду с примерами успешности, вокруг масса историй, когда неумение управлять своими финансами оборачивается для людей крахом, денежными потерями. Несколько месяцев вполне успешной жизни могут привести к долгам, банкротству на долгие годы.

В большей степени от семьи зависит, когда ребёнок начнёт переходить от иллюзий о беззаботной самостоятельной жизни, “где всё само собой как-нибудь устроится”, к попыткам планировать своё будущее, учиться и постигать то, что пригодится после выпуска.

Сегодня мы поговорим об уроках финансовой грамотности.

Непременным атрибутом взрослой жизни становится жизнь финансовая. Конечно, в семье ребёнок постигает важные истины (например, то, что за деньги не купишь ни здоровье, ни друзей),но жизнь довольно рано даёт понять, что многие вещи имеют определённую цену в денежном выражении.

Среди взрослых людей часто бытует мнение: специально учить ребёнка финансовой сметке нет необходимости. Однако, как показывает практика, многие молодые люди, начинающие самостоятельную жизнь, оказываются попросту не готовы к взрослой жизни.

По большому счёту, постижение финансовой грамотности – это своего рода школа принятия взрослых решений. Научиться делать взвешенный выбор лучше всего тогда, когда есть возможность экспериментировать, делать ошибки. Набив шишки в школьном возрасте, научившись планировать денежные расходы, получив свой первый заработок, будучи ещё подростком, на собственном опыте осознав цену и значение денег в современной жизни, будущий выпускник приёмной семьи будет лучше готов к конкурентным условиям рынка труда, будет уверенным и подготовленным к своей финансовой независимости.

Успешность ребёнка с финансовой точки зрения во многом определяется тем, как он относится к жизни.

Отношение человека к жизни и деньгам во многом определяет его финансовую успешность. Большинство людей можно разделить на две условные группы:

1. Человек активный: люди с мышлением активного человека чаще сосредоточены на поиске новых возможностей, они не боятся изменений в жизни, потому что стремятся к развитию, таких людей называют целеустремлёнными. Желая изменить что-то в жизни, они больше уповают на собственные силы, стойко преодолевают трудности, стремясь сделать нужные выводы из ошибок. Эти люди часто добиваются большего, потому что не боятся брать на себя ответственность за самого себя и за других.

2. Человек пассивный: люди с мышлением пассивного человека привыкают находить причины своих бедствий в ком угодно, только не в себе.

Испытывая финансовые проблемы, “человек пассивный” не устаёт повторять: мне мало платят, это несправедливо, не имея желания найти в себе нужные ресурсы для преодоления проблемы.

На отношение детей к деньгам в немалой степени влияет и то, как к ним относятся его родители и ближайшее окружение; как, когда и в каком тоне обсуждаются финансовые проблемы. Если в вашей семье нередки ссоры по поводу денег, если взрослые при детях ссорятся, обвиняют друг друга в том, что в семье не хватает денег, с завистью заглядывают в карман к соседям, имейте ввиду: именно в это время у ребёнка формируется отношение к деньгам и способам их приобретения. Чем быстрее взрослые придут к согласию, смогут посвятить ребёнка в финансовые вопросы семьи, тем больше шанс, что ребёнок не будет относиться к деньгам как к проблеме, вызывающей конфликты и скандалы.

Для любого взрослеющего ребёнка, не важно, кровного или приёмного, имеет большое значение возможность чувствовать себя полноправным членом семьи. В этом смысле ребёнку важно чувствовать, что родители больше доверяют ему там, где раньше ограничивались словами : “Подрастёшь — тогда посмотрим…”.

Принимая непосредственное участие в хозяйственной жизни семьи, отвечая за свой блок вопросов (н-р, отопление дома, помощь в заготовке солений на зиму, очистка от снега двора), ребёнок на практике учится нести ответственность за свою работу, получает свою долю признания и уважения от всех членов семьи за свой вклад в решение её важнейших вопросов.

Обсуждение семейного бюджета.

Цель: формировать умение у родителей правильно обсуждать с детьми семейный бюджет.

1. Расскажите ребёнку о деньгах.

Если ребёнок научился считать, сходив с ним несколько раз за покупками, можно легко, на примерах объяснить покупательскую способность денег, научиться разбираться в достоинстве купюр. Важно показать, что некоторые покупки и платные услуги требуют планирования и накоплений.

2. Обсуждение семейного бюджета вместе с ребёнком.

Чтобы у ребёнка сформировалось понятие доходы и расходы семьи, чтобы ребёнок научился понимать покупательские возможности семьи, что родители, планируя покупки, вынуждены учитывать интересы каждого её члена, включайте ребёнка в планирование семейного бюджета.

Для начала полезно объяснить откуда берутся деньги. Даже если вы на данном этапе недовольны своей работой ,заработком, постарайтесь, чтобы ребёнок услышал в вашем рассказе важные вещи: деньги достаются нелегко.

Заработок требует от вас определённых усилий и времени, поэтому вы цените свой труд и благодарны за уважительное отношение к нему со стороны близких.

Чтобы доходчиво объяснить тонкости домашней экономики, сопровождайте свой рассказ рисунками на бумаге. Напишите сумму дохода вашей семьи, расскажите из чего она складывается. Расскажите о расходах, уделите внимание тому, зачем данные траты нужны и что будет, если отказаться от этих отчислений. Хорошо, если вы найдёте время, чтобы ребёнок мог порассуждать с вами. Попросите его подумать, как бы он поступил на вашем месте, на что потратил деньги, почему.

Вопросы распределения бюджета- это вопросы выбора. Зная, сколько, на что и почему семья расходует деньги, ребёнок может взвешенно и ответственно отнестись к требованиям реализации своих потребностей.

Полезно рассказать, что такое годовой бюджет (дать выбор телефон или компьютер).

Очень важно, чтобы ребёнок, участвуя в семейных советах, посвящённых планированию покупок, чувствовал значимость своего мнения. Конечно, он ещё не зарабатывает денег, но участвует в жизни семьи, ему предоставляется право выбора как её члену, как человеку, отвечающему за тот или иной аспект её хозяйственной жизни.

Включение ребёнка в обсуждение предстоящих расходов закладывает основы финансовой грамотности: ребёнок учится ценить заработанные родителями деньги, считаться с интересами всех членов семьи, рационально распоряжаться собственными средствами.

Командам раздаются карточка с названиями 3–4 предметов. Задача для каждой команды: после краткого обсуждения задать присутствующим вопрос о предмете, не называя его, так, чтобы все остальные дали ответ. Например, что это такое?

— Удобное сиденье с подставками для рук? (Кресло)

— Жидкость, предназначенная для соединения деталей. (Клей)

— Молоко, телефон, дождь.

— Хлеб, ножницы, луна.

— Жираф, ложка, снег.

— Машина, ночь, сахар.

Плата за выполнение домашних обязанностей

Цель: обсудить с родителями можно ли вводить плату ребёнку за выполнение домашних обязанностей?

Прежде чем ответить на этот вопрос, просчитайте риски. Вполне вероятно, что ребёнок может привыкнуть к такому варианту поощрения настолько, что будет отказываться от любой просьбы или поручения, за которые не оговорена награда.

Гораздо более эффективным и проверенным способом научить ребёнка распоряжаться деньгами – это выделять ему деньги на карманные расходы.

Решив выделить ребёнку деньги на карманные расходы, определите несколько важных вещей:

— для начала решите какую мин. сумму вы готовы выделить ребёнку и на какой срок;

— выслушайте ребёнка, определите, на какие цели он хотел бы иметь карманные деньги;

— чётко обозначьте сумму карманных денег и срок или периодичность получения карманных денег;

— сразу и чётко оговорите вписок запрещённых покупок;

— оговорите правила определённой отчётности ребёнка;

— оговорите правило: не брать в долг и не давать взаймы;

— хвастаться перед друзьями.

Не стоит баловать ребёнка, если он за час потратил недельную сумму.

Помните, ваша цель воспитать умение распоряжаться деньгами, планировать расходы.

Игра “Мастера пантомимы”

Игрок одной команды для своих соперников должен, используя мимику, жесты и не произнося ни звука, изобразить животное, так, чтобы все догадались, кто это.

Рефлексия. Я желаю тебе завтра… (родители встают в круг и говорят друг другу пожелания).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок на тему ребенок в семье

Цели: рассмотреть особенности положения ребенка в семье на различных исторических этапах; развивать учебно-исследова­тельские умения учащихся.

Основное понятие: детство.

Оборудование: учебник, дополнительный материал, чистые листы, фломастеры.

План изучения нового материала

1. Что такое детство?

2. Отношение к детям в разные исторические эпохи.

3. Воспитание детей у разных народов.

4. Воспитание в разные исторические периоды.

Учащиеся презентуют результаты мини-исследования, вы­полненного в рамках практикума. Первоначально презентацию можно организовать в группах, дав каждому ученику возможность высказаться. Группа определяет результаты исследования, кото­рые будут представлены классу.

Учитель, организует учащихся в группы и предлагает им дать определение понятию «детство».

Через 2 мин после начала работы лист каждой группы заберите и передайте соседям. Делайте это через каждый равный проме­жуток времени. В результате каждый раз группа будет вынуж­дена дописать то, что было начато другими, вносить свои мысли и ассоциации. После того как круг замкнется и работы придут к тем группам, которые начали их делать, предложите обсудить получившееся и попробуйте пояснить, как все элементы связаны с понятием «детство». Таким образом в ходе занятия будет полу­чено несколько разных определений одного понятия.

Представитель каждой группы дает определение понятия «дет­ство».

Детство — период от рождения до 11 лет, в течение которого ребенок растет и развивается физически, формируется его харак­тер. В настоящее время в психологии и других науках имеется не­сколько видов возрастной периодизации. Мы рассмотрим элемент периодизации Д.Б. Эльконина, где он содержательно раскрыл ведущие деятельности, характерные для разных периодов детского возраста.

В период младенчества (от рождения до 1 года) — это непо­средственно-эмоциональное общение со взрослыми, на фоне и внутри которого формируются ориентированные действия.

В период раннего детства (от 1 года до 3 лет) — предметно­орудийная деятельность, в ходе которой происходит овладение общественно выработанными способами действий с предме­тами.

В дошкольном возрасте (4-7 лет) ведущей деятельностью является игра в ее наиболее развернутой форме (ролевая игра). Главное ее значение состоит в том, что ребенок моделирует в ней отношения между людьми.

В младшем школьном возрасте (7—11 лет) ведущей деятель­ностью является обучение, в ходе которого происходит интен­сивное формирование интеллектуальных и познавательных сил ребенка.

В подростковом возрасте (12-16 лет) ведущей деятельностью является общение, заключающееся в построении отношений с то­варищами на основе морально-этических норм.

Учитель предлагает сравнить его рассказ о периодизации детства с периодизацией детского возраста в учебнике на с. 160 и сделать выводы.

1. Прочитайте с. 161 — 162: «Отношение к детям в разные ис­торические эпохи».

1. Прочитайте с. 162—163: «Воспитание детей у разных народов».

2. Составьте план для устного рассказа.

3. Составьте 3 вопроса для одноклассников.

1. Прочитайте с. 163—164: «Воспитание в разные исторические периоды».

2. Составьтн план для устного рассказа.

3. Составьте три вопроса для одноклассников.

Представители от каждой группы демонстрируют результаты самостоятельной работы: с помощью плана рассказывают о про­читанном материале и задают классу составленные вопросы.

tak-to-ent.net

Тема урока: «Ребёнок в семье». «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание, — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемst-sh3.narod.ru

Презентация на тему: » Тема урока: «Ребёнок в семье». «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание,» — Транскрипт:

1 Тема урока: «Ребёнок в семье». «Лучшая форма наследства, оставляемого родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание, которое является одним из важнейших условий человеческого счастья» К.Д.Ушинский

2 Цель урока: найти ответы на главные вопросы и создать универсальную модель воспитания. I Этап урока: Поиск ответов на главные вопросы: Что такое детство? Чем отличаются дети от взрослых? Что вы знаете о воспитании?

3 Детство- это возраст с рождения до 11 лет, в течение которого ребёнок растёт и развивается физически и формируется его характер. Дети отличаются от взрослых: ростом, умственными способностями, не всегда принимают правильные решения, они менее ответственные. Воспитание бывает разное: строгое и не совсем, но оно должно приучить детей к порядку.

5 Воспитание детей на Руси. Прежде всего, детей приучали к систематическому труду, передавая все известные в крестьянском мире знания и уменья. В русской деревне работа распределялась в зависимости от пола ребенка. Девочкам поручалась работа, которая готовила бы ее к жизни женщины, а мальчикам давались знания и умения, необходимые мужчине. Приучение подростков к труду проходило легко и незаметно под руководством матери или отца, других членов семьи. Воспитываясь в атмосфере труда, дети сами проявляли интерес к работе, выказывали желание помочь семье. Родители обычно старались поддержать в ребенке это желание, дать ему работу, которую он мог бы выполнить хорошо, а также позволить ему заработать своим трудом хоть небольшие деньги. В тоже время они считали необходимым, чтобы подросток получал похвалу за свой труд, видел, что его работа нужна семье. Русские крестьяне, прививая детям любовь к отчине, воспитывали их на героических подвигах предков, старались также показать, что любовь к родине должна начинаться с любви к родителям и уважения к старшим. Почитание отца и матери считалось главной добродетелью человека. Однако, требуя от подростка любви, послушания и заботы о своих родителях, последние должны были сами проявлять такие же чувства к своим маленьким и взрослым детям. Русские крестьяне считали веру в Бога непременным свойством нравственного человека, детей приобщали к религии. Маленьким детям позволялось делать все, что они хотят. Они могли кричать, громко требовать что-либо у отца, матери, бабушки, но не вызывали у них ни раздражения, ни гнева, ни злобы, ни желания наказать непослушного ребенка. Вообще родители редко наказывали маленьких детей. Крестьяне считали, что наказание сделает ребенка боязливым, а кроме того, оно вообще не имеет смысла. Взаимоотношения детей и родителей строились на взаимной любви и ласке.

6 Воспитание детей в Англии Английские мамы отличаются своей терпимостью и спокойствием. Они с улыбкой на лице и без раздражения готовы по сто раз объяснять ребенку одно и тоже. Великобритания – самая безопасная для детей европейская страна. Именно в Англии самый низкий процент несчастных случаев, касающихся детей. Малыши катаются на велосипедах только в специальных шлемах, детские площадки всегда имеют резиновое покрытие или посыпаны мягкими опилками. Система воспитания детей построена на принципе – ребенок – маленькая личность. Все вращается вокруг ребенка, вокруг его интересов. Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка. Все всегда очень положительно и добродушно настроены к детям, а детишки соответственно легко идут на контакт со взрослыми. Огромное внимание в учебных заведениях уделяется благотворительности. С малых лет детей учат сочувствовать и сопереживать, помогать тем, кто нуждается в этом. Однако англичане считают, что неумеренное проявление родительской любви и нежности приносит вред детскому характеру, к детям надо относиться сдержанно, даже прохладно. К дисциплине приучают с раннего возраста. Если ребёнок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждёт суровое, даже жестокое наказание. Наказывать детей – это не только право, но и обязанность родителей. Баловать детей – значит портить их. С детства дети приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки. Уже в 16 – 17 лет, получив права и аттестат об образовании, дети уезжают и живут независимо от родителей.

7 Воспитание детей в Китае. Китайские родители думают, что никакого удовольствия нет в том, в чем ты не достиг успеха. Чтобы научиться чему-нибудь, нужно этим заниматься, считают китайцы, а сами дети никогда не хотят ничего делать, поэтому родители решают, что им делать. Настойчивая практика, практика и еще раз практика очень важны для достижения высокой квалификации; механическое повторение. Как только ребенок начинает добиваться успехов в чём-то будь это математика, фортепиано, бейсбол или балет, он или она получает похвалы, восхищение и удовлетворение. Это укрепляет в нем чувство уверенности, и ребенку начинает нравиться заниматься тем, что когда-то не доставляло удовольствия. Это, в свою очередь облегчает задачу родителей, которым нужно, чтобы ребенок работал еще больше. Китайские мамы могут говорить своим дочерям: «Эй, жирная, тебе стоит сбросить вес», заботясь о красивой внешности девочки. Китайские родители считают, что им лучше знать, что нужно их детям, поэтому они заставляют детей вести себя в соответствии со своими собственными желаниями и предпочтениями. Именно поэтому китайские дочери не могут заводить бой-френдов в колледже, а китайские дети не ходят в походы с ночёвкой. Родители могут потребовать от детей получать только пятерки, в противном случае говорят: «Ты ленив. Все твои одноклассники тебя обгоняют». В детях ценят силу, а не слабость. Если ребенок получит «четверку, его мать найдет сотню тестовых заданий по этому предмету и будет заниматься с ребенком до тех пор, пока не почувствует, что тот точно получит «пятерку». Китайские родители требуют отличных отметок, поскольку считают, что их ребенок в состоянии их заработать. Если ребенку их не ставят, китайские родители предполагают, что это потому, что ребенок не хочет как следует трудиться. Вот почему способ борьбы с неуспеваемостью всегда один задеть, наказать и пристыдить ребенка. Китайские родители считают, что их ребенок достаточно силен, чтобы пережить осуждение и в результате стать лучше.

8 Воспитание детей в Японии Японские дети — это привилегированный класс. В Японии чаще всего обращаются к поощрениям. Воспитывать по-японски означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а предвидя плохое, обучать правильному поведению. Родители никогда не унижают детей, а вместо порицания, обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложить усилия. Первые ограничения начинаются в школьные годы, но вводятся они постепенно. Ребёнка учат подавлять в себе порывы, которые в раннем детстве никто не ограничивал. Он учится вести себя подобающе, уважать старших, чтить долг и развивать преданность к семье. По мере взросления жесткость регламентации поведения сильно возрастает. Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе: «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться». Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности. В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание ребёнка через возбуждение интереса, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым». будущей

9 IIIЭтап урока. Межпредметная связь – поговорим о компасе, каравае, флаге Японии и английской королеве. IV Этап урока. Составим коллаж «В моей семье будет» из заготовок, приготовленных на внеклассном занятии по предмету. V Этап урока. Продолжите фразу: «Сегодня на уроке мы изучили тему…» было интересно… было трудно… я понял, что…

10 Написать небольшой рассказ о воспитании и традициях вашей будущей семьи.

www.myshared.ru

Урок на тему «Художественно-эстетическое воспитание в семье»

В семье часто забывают следить за тем, развивается ли ребенок в художественном отношении. Следят за его физическим развитием и знают, как это делать. А вот о развитии черт характера, его чувств, его вкуса заботы недостаточно. Часто взрослые удивляются, почему у ребенка обнаруживается склонность к грубым вещам, преждевременный интерес к развлечениям взрослых. А между тем большую роль сыграли те впечатления, которыми он жил в детстве, интересы, которые преобладали в семье. Чтобы подросток интересовался картинами, умел смотреть их, важно воспитывать у него интерес с дошкольного возраста.

Необходимо, чтобы в семье художественное воспитание не было случайным делом, чтобы взрослые следили и за собственной художественной культурой. Слово красота часто употребляется в общении с ребенком, к красоте стремятся, воспитывая ребёнка в семье.

Однако далеко не всегда правильно понимают сущность красоты, прививают ребёнку вкусы взрослых, иногда хорошие, а иногда и плохие.

Мы твердо знаем, для чего мы воспитываем детей, знаем, какими они должны стать, но еще недостаточно хорошо знаем, как надо идти к нашим целям воспитания, и непрерывно ищем и работаем над тем, как надо воспитывать ребёнка.

То, чему мы учим ребенка, должно быть для него понятным, интересным, брать его за живое, влиять на его чувства так, чтобы ребенок захотел и сам действовать. Самым лучшим, самым сильным средством в этой воспитательной работе служит нам искусство, художественная сторона воспитания, которую мы в общежитии обычно называем красотой жизни.

Как осуществляется художественное воспитание в самом простом, например, в одежде ребенка, его внешнем виде? Нельзя представить себе красивым даже самое красивое платьице, если оно грязное. Нельзя представить себе, что грязная, захватанная пальцами книга, скрученная жгутом, может вызвать у ребенка образ, данный в этой книге. Во всем окружающем ребенка нельзя создать красоты, не позаботившись о порядке и чистоте. Начиная с самой фигуры и ребенка, и того взрослого, с которым мы постоянно имеем дело.

«Какая же красота, — думает иная мать, — если тонкие шелковистые волосы девочки не перехвачены огромным бантом непременно сбоку», хотя гот же бант, завязанный посредине, может предохранить лоб и глаза ребенка от мешающих длинных волос.

Из остатка материи мать делает ребёнку передничек, вышивает на нем зайчика, слона, яблоко. Вели это сделано тщательно, со вкусом, то не только радует ребенка, но развивает его художественный вкус.

Выбирая тарелочку, стаканчик для ребенка, отцы и матери должны помнить, что ребенок привыкает к своей посуде, вглядывается в рисунок и даже играет с ним во время еды. Иногда «рисунок помогает и накормить ребенка», он ест кашу и с любопытством смотрит, как постепенно обнажается дно тарелки и знакомые фигуры появляются понемножку из — под каши или молока. Значит и тут надо выбран, рисунок хороший, четкий.

В быт вошли уголки ребенка в комнате, и легко стало убедить ребенка в необходимости для ребенка иметь свой уголок, свое место, свои украшения.

Надо, чтобы родители были внимательны к уголку, помогали ребенку сделать его красивым, содержать его в порядке. Там не должно быть наваленных в беспорядке игрушек, сломанных кукол, к которым ребенок

потерял всякий интерес.

Устраивая ребенку детский уголок, мамы часто выбирают красивый стульчик, стол, полочку. Вообще, детская мебель красива и делает детский уголок уютным. Важно, чтобы ребенок видел, что к красивой мебели взрослые внимательны и берегут ее. Бывает, что к детской мебели относятся небрежно: не стирают с нее пыль, не чинят при поломке, а то возьмет взрослый да и подставит себе маленький стул, чтобы прибить к стене гвоздь или достать что-нибудь. И ребенок не замечает красо ты своей обстановки и не бережет ее.

Украшая свое жилище, родители должны помнить и об украшении уголка ребенка. Многое можно подобрать, чтобы уголок был красив и уютен. Живые цветы и зелень всегда красивы в уголке; часто ничего другого для украшения уголка и не нужно, если есть цветы. Ребенок от живой зелени и цветка ждёт и запаха. И свежести цвета, и того, чтобы цветок рос, распускался. За живым цветком и зеленью, он может ухаживать, узнает, в чем жизнь цветка.

Если цветок растет, радость ребенка очень велика, у него воспитывается любовь к неподдельной красоте.

В художественном воспитании книга — один из самых богатых источников: художественное слово, иллюстрация приучают ребенка к подлинной красоте, к умению видеть эту красоту в жизни. Не надо забывать о влиянии звонкой, красивой речи книжки на речь ребенка.

Взрослые должны внимательно относиться к книге и ее роли в воспитании маленького ребенка.

Говоря с ребенком о поведении, о морали, мы часто ссылаемся на пример, о котором читали ребенку. Ребенок ищет в книге отражение того прекрасного, что он видит в жизни. Ему нужна книга про храброго летчика, про геройские поступки детей, про чудесную природу, сказки про знакомых и незнакомых зверей, про сердечное отношение к живым существам. Умело рассказанная, чудесная жизнь в сказке поможет сделать чудесную сказку в жизни, как это и бывало много раз. Вспомним сказки Арины Родионовны, няни А.С.Пушкина, или рассказы бабушки М.Горького.

Да и каждый взрослый вспомнит, вероятно, какое сильное впечатление он получил от какой-то книги или рассказа. Ребенок еще во стократ сильнее переживает рассказ, сказку.

Очень важно, чтобы взрослые умели внимательно выбирать книжки и читать детям, чтобы они сами были заинтересованы всеми мелочами в книжке, поняли, что в ней самое важное. Возьмем для примера книжки писательницы З.Александровой. «Ветер на речке» — одна из любимых детских книг. «Голубые трусики, беленькие майки» — их помнят долго и взрослые, и дети. С этой книжкой связаны и память о жарком солнышке и о береге реки, на котором копошатся загорелые ребята, о ветре — обманщике, который утащил трусики и майки, и живая радость, и беззаботность нашего ребёнка.

Так и надо читать эту книжку — просто, но весело, показывая ребенку всю прелесть образов этой книги. Но у З.Александровой есть книга, которая написана другими красками. Это «Гибель Чапаева». Для совсем маленьких она еще трудна, но шести — семилетки могут многое понять и пережить, если взрослый, читая, будет сам показывать детям тревогу, которая выражена в этих стихах, передаст желание действовать.

Много любимых детских книг: их создают писатели С.Маршак,

К.Чуковский, А.Барто, Л.Квитко. Огромную ценность представляют лю бимые детьми народные сказки.

Живой, красивый рассказ можно и прочитать в книжке, и рассказать без книжки. Рассказчик ближе слушающему, чем чтец. Ребенок любит, чтобы на него смотрели, когда рассказывают. Хорошо, если мама, отец знают рассказы и стихи и умеют рассказывать ребенку про свою жизнь, про детство, про всякие приключения и даже про самые обыкновенные вещи. Я слышала, как одна мама рассказывала малышу о том, как она ходила покупать кружечку и зубные щетки. Она говорила про звон, который издает чашечка, когда о нее ударяли карандашом, и про рисунок на чашечке, и про красивые узоры, которых так много было на выбор, что глаза разбегались. И кружечка стала для ребенка интереснейшим предметом.

Почти нет явления, нет события, о котором нельзя было бы рассказать ребенку интересно и красиво. Ребенок и сам по рассказу взрослого учится рассказывать, хорошо говорить.

Конечно, книги и игрушки непрочны, детские ручонки не очень ловки, но взрослый должен поддерживать красивую внешность книжки, вместе с ребенком подклеивать странички, переплетать, ставить на полку, читать в удобном месте и в определенное время.

Книжка разговаривает с детьми красивыми, ясными словами. И взрослые, читающие ее детям, чаще будут думать о красоте, ясности тех слов, с которыми они в течение дня обращаются к ребенку. Необходимо устранить из обихода грубую интонацию, бранные слова, небрежную манеру обращения. Никакие бантики не помогут красоте ребенка, если он злобно ругается, недоброжелательно относиться к родителям, сестрам, братьям, к другим детям.

Ребенок с радостью и легкостью воспринимает ритмические звуки и движения, он очень охотно, с удовольствием смотрит и слушает одно и то же много раз. Он любит и очень большие и очень маленькие предметы, его радует контраст. Великаны и карлики в сказках, трижды повторяющиеся явления, все «вдруг» случающееся — словом, все приемы сказок помогают ребенку воображать, полно и глубоко чувствовать. Надо очень четко прислушиваться к этим свойствам ребенка, и выбирая картинку, игрушку, книжку. Считаться с тем, что и как поймёт ребенок.

Малыши часто собирают у себя в карманах, в уголках, под подушкой бумажки, обрезки материи, гвоздики, коробки, пуговицы. «Сор», — говорит мама, выгребая время от времени и выбрасывая эти «богатства». И правда: для нас в этом мало красивого. Но чем-то эти предметы привлекают детей, скорее всего своим разнообразием. Родители могут помочь ребёнку превратить этот «хлам» в красивые игрушки. Из спичечных коробков вырастут поезда, из коробок и ящиков — дома и пароходы, из конфетных оберток можно сделать бумажных кукол для елки, из веревочек и ниток — кисточки и помпоны для кукольной одежды. Ребенок учится находить красивое и придавать ему форму.

Ребенок дошкольного возраста не может посещать выставки, музеи, театры. Но он выходит за пределы своего дома. Важная задача — показать ребенку мир и красоту вне дома.

Когда мама гуляет с ребенком на улице, он тянется к витрине, к яркому киоску, к возку с цветами. Взрослый часто считает, что, выполняя задачу «дышать чистым воздухом», он сделал все, что нужно. Со скукой отвечает (а часто и не отвечает) на вопросы ребенка, дает ему равнодушные советы «играть с песочком», когда внимание его захвачено другим. И ребенок не замечает чудесной картины деревьев в цвету, молодой травы или летящей стаи птиц над бульваром.

Когда он попадает за город и знакомится с природой, она оставляет неизгладимые черты в его характере. Разные мелочи, мимо которых взрослый проходит равнодушно, связывают ребенка с природой: замшелый пень, около которого он открыл семью опят; лужок, поросший барвинками; муравьи, ползущие через тропинку; аромат травы. Ребенок связывает лес, луг, поле с этими мелочами, его глаза учатся видеть жизнь природы, у него возникает желание пользоваться всем, что дает природа. Ребенок, привыкший к красоте природы, не будет любить подделку, фальшь: бумажные цветы на комоде, грубые, безвкусные картины. Это начало искреннего отношения к искусству. Когда взрослые станут выбирать для ребенка книгу и картину о природе, они должны искать эту же искренность и правдивость, подробности, интересные для маленького. Они остановятся на иллюстрациях художников А. Рылова, Н. Кузнецова, Е. Чарушина, М. Куприянова, они выберут тексты М. Пришвина, В. Бианки, С. Перовской, Е. Чарушина, народные сказки о животных.

Можно сделать небольшой альбом из четырех-шести художественных картинок о цветах, животных и растениях.

Из предметов, которые родители покупают детям, чтобы доставить им радость, конечно, больше всего игрушек. Ребенку нужны разнообразные игрушки: строительный материал, пароходы, паровозы, повозки, машины. Однако из этого не следует, что ему нужно сразу давать большое количество игрушек, так как это утомит ребенка, не даст времени почувствовать, а потом и подумать. Необходимо, чтобы игрушки были красивые и неломкие.

Конечно, кое-что можно починить, чтобы игрушкой пользовались как можно дольше, чтобы ребенок любовался ею. Если родители выбрали или сделали игрушку тщательно, красиво, то и ребенок будет к ней внимателен. Вот сделаны бумажные мячики. Родители с ребенком раскрасили их и показывают, как ими играть, как после игры сложить и положить их в кармашек, или вдруг неожиданно для ребенка надули мячики, прикрепили к ним цветной гарус и повесили над уголком ребенка. Мячики превратились в фонарики, и дети не сводят с них глаз. Пирамидки из цветных колец, которыми можно по-разному играть, матрешки, складные бочонки — все эти игрушки привлекательны для ребенка, особенно если взрослый поможет внести разнообразие в игру. Ведь из одной пирамидки можно сложить десятки разных фигур; могут играть двое-трое детей, прятать кольца, собирать их, начиная то с мелких, то с крупных. Взрослые вместе с детьми придумывают, как складывать фигуры по-разному.

Среди украшений в комнате у взрослых часто найдете фигурки из гипса, фарфора, фаянса, мрамора, глины. Дети любят смотреть, гладить, ощупывать эти фигуры.

Мелкой скульптурой, деревянной, глиняной, дети могут играть, украшать свои постройки; из скульптур, изображающих животных, устраивать зоопарк.

Надо, однако, избегать покупки гипсовых рыночных скульптур, отталкивающих по своему уродству, вроде собаки или кошки-копилки со щелью на спине, в которую опускают деньги.

Необходимо, чтобы родители и старшие так же, как это делают воспитатели в детских садах, сами интересовались искусством. Ведь в нашей стране искусство доступно всем. В самых отдаленных уголках искусством в области пения, музыки, пляски, театра, живописи, скульптуры занимаются работники фабрик, полей, заводов, школ.

Великое множество талантов отдают свое искусство работе для детей.

Посмотрите на прекрасные вышивки на детских платьицах, на красоту детских игрушек, на развитие кукольных театров. Народное искусство входит в жизнь детей.

В художественном воспитании большое место занимает и собственное творчество детей — их рисунки, лепка, постройки. Если родители еще иногда обращают внимание на рисунки малышей, дают бумагу, карандаши, иногда краски, то лепкой и постройками почти не интересуются. И ребенок часто остывает к таким занятиям. Строить из песка увлекательно для ребенка. Между тем дети, которым надоели всегда одни и те же песочные формы (к тому же они быстро теряются и ломаются без надзора), перестают строить из песка или пользуются им, чтобы засыпать друг друга.

Глину взрослые в семье избегают давать детям: «пачкотни много». Это верно, но эту пачкотню можно иногда потерпеть, а главное, можно приучить детей лепить аккуратно. Важная задача — воспитать у ребенка аккуратность в обращении с таким материалом, который требует некоторых усилий. После лепки глина убрана, подчищена, а на дощечке или на картоне стоят фигурки, сделанные детьми. От внимания со стороны взрослых зависит, чтобы дети лепили интересные игрушки, зверей, людей, а не ограничивались шариками и колбасками из глины. Не надо захваливать и восторгаться всем, что делают дети, но и не следует требовать, чтобы было как у художников. Можно критиковать, но нерезко, негрубо. Дети под внимательным руководством зачастую лепят быстрее и лучше, чем взрослые. Многие взрослые, когда начинают лепить, замечают, что, в сущности, не знают ни людей, ни предметов. Это убедит их в том, что лепка упражняет ребенка в видении предмета или живого существа, а в жизни это крайне важно.

Но самый распространенный вид детского творчества — рисование. Рисование для малыша — второй его язык, и часто более богатый и ясный, чем язык звуковой. И речь его развивается вместе с рисунком. Рисунок — та область детского творчества, на которой мы, взрослые, учимся понимать ребенка.

Вот дошкольник рисует цветущий луг. Растут ромашки и васильки. Над лугом несется аэроплан. И вот одна ромашка вырастает до небес, чтобы милый сердцу ребенка «летчик мог тоже посмотреть на цветок».

Ребенок рисует, как «пограничник стоит в лесу на страже», и тут же нарисовал домик, в котором сидит его мама, живущая далеко в деревне. «Она сидит и пишет ему письмо». Малыш не считается ни с величиной, ни с пространством; он свободно пользуется сказочными выдумками, чтобы выразить свое чувство, свое отношение к жизни. Он охотно рассказывает по своим рисункам, если мама, отец и другие взрослые интересуются и ведут с ним беседы по поводу его рисунков. Чтобы поощрять ребенка, взрослый может попросить себе на память детский рисунок или повесить рисунок на стенку в его уголке.

Детская жизнь только тогда полна, красива и радостна, если ребенок может творить, а творить он может, когда окружающая его жизнь полна художественными впечатлениями, яркими, интересными, живыми.

Игрушки, книги, рассказывание, предметы, его окружающие, отношение взрослых влияют на развитие ребенка, на его вкус, учат его чувствовать и понимать красоту и искусство, помогают стать культурным и деятельным.

Если родители будут внимательно следить за рисованием детей, то увидят, как стали разнообразны их интересы, как много они хотят знать. Наши дети рисуют много лучше, чем в прежние годы, — ведь они получают теперь так много нового.

Летчики, шоферы, самолеты, танки, огромное новое строительство, праздники, экскурсии в природу — все это знают дети, и это можно найти в их рисунках. Надо помнить и о том, что маленьким детям нравится все цветное, яркое. Они стараются украсить все, что любят. Рисуют, например, поезд, и весь поезд украшен флажками. Яркими и цветными должны быть и картины, и игрушки, и предметы обихода.

И дети, и взрослые очень любят картины аллоскопа, или волшебного фонаря. Светящиеся картины движутся одна за другой. Это похоже на кино; дети так и называют картины аллоскопа — «детское кино». Для малышей они лучше, чем кино. Дети не устают, каждую картину можно остановить и рассматривать сколько хочешь. Многие художественные рассказы и стихи стали детям интереснее, понятнее, когда они их слышали вместе с картинками аллоскопа.

Надо не забывать о важном значении музыки. Ни один ребенок в нашей стране не вырастает без песни, без музыки.

Дети быстро запоминают песни из разных фильмов; играя, малыш мурлычет любимую песню . Часто они быстрее и крепче запоминают песни взрослых, чем свои, детские. Это случается потому, что родители обычно не поют им детских песен. А у нас есть множество чудесных детских песен. Они близки детям, мелодии в них легкие; ребенок охотно будет напевать песенку во время игры.

Конечно, надо умело выбрать песенку, гак чтобы слова были понятны и знакомы. Есть много музыкальных сборников для детского сада, откуда родители могут и выбрать песню, и заучить ее с детьми.

Дети обладают чувством ритма. Игры малышей обычно сопровождаются повторяющимися ритмическими движениями и песенками.

Музыка много помогает радостному настроению ребенка. Взрослые поют песни, играют на каком-нибудь инструменте, а ребенок слушает. Музыка, песня, пляска развивают детей, приучают к приятным звукам, веселым и нежным, отучают от интереса к грубым звукам и движениям.

Без песни и музыки не проходит ни один детский праздник в семье. Если нет рояля, скрипки, патефона, можно играть на гармонике, балалайке, а иногда выстукивать музыку и на деревянных инструментах.

Если взрослые сами не будут интересоваться живой жизнью, не будут следить за интересами» детей, заботиться о том, чтобы они получали впечатления, то многое пройдет мимо ребенка, не поможет ему творить, широко раскрытыми глазами смотреть на мир.

Каждый предмет, каждое событие, каждое явление можно так показать ребенку, так использовать, что они станут настоящим средством художественного воспитания. К каждой вещи в мире он будет подходить как к открытию, надолго сохранит умение и радоваться открытиям, и претворять их в жизнь.

docbase.org

Презентация на тему: Ребёнок в семье

Ребёнок в семье

Что такое детство? Этап развития человека от рождения до начала полового созревания. Хотя временные рамки последнего индивидуальны и непостоянны во времени, верхняя граница детства определяется как примерно 11-13 лет.

Детство принято подразделять на четыре периода: младенчество, от рождения до одного года раннее детство, от года до 3 лет дошкольный возраст, от 3 до 6-7 лет младший школьный возраст с 6-7 до 10 лет

Воспитание детей у разных народов Нигерия У нигерийского народа йоруба дети первые три-пять месяцев жизни проводят в сидячем положении — их устраивают между подушками или в специальных отверстиях, проделанных в земле. Родители учат их ползать, приманивая предметами, до которых малыши сами не могут дотянуться. По данным ЮНИСЕФ, этот метод оказался довольно эффективным — 90 % двухлетних детей йоруба умываются сами, 75 % могут «делать покупки», а 39 % — мыть тарелку после еды. (Для сравнения: Американская академия педиатрии считает, что к двум годам ребенок должен уметь катать игрушку на колесиках).

Воспитание детей у разных народов Пуэрто-Рико Родители-пуэрториканцы считают вполне нормальным оставлять своих грудничков на попечение старшего братишки или сестренки. Причем старшему ребенку в таких случаях может быть меньше 5 лет. И это не от плохой жизни, просто такая вот традиция в Пуэрто-Рико.

Воспитание детей у разных народов В Германии младенцев, например, не принято укутывать в пеленки – только нарядные рубашки и ползунки. Укладывают спать детишек немцы в 20.00, поэтому никакого шумного вечернего гвалта во дворах не бывает. В детских садах Германии не обращают внимания, если ребенок придет с температурой 38. Приватная жизнь немцами ценится больше всего, поэтому никто и слова не скажет мамаше, курящей при ребенке.

Воспитание детей у разных народов США Забавная особенность последних лет – с американскими малышами все чаще остаются папы. Бабушки и дедушки в основном живут в других штатах и видят своих внуков пару раз в год. Очень беспокоятся американские взрослые о моральной атмосфере вокруг малышей. Невозможно увидеть даже очень маленькую девочку на пляже без купальника.

Воспитание детей у разных народов Средний возраст мамы-англичанки — 40 лет. За малышами следить бабушки и дедушки не собираются, поэтому жители Великобритании нанимают в беби-ситтеры студентов, приехавших в в страну по обмену. Няня для обычной английской семьи – дорогое удовольствие. И еще одна особенность английского воспитания: британские родители не имеют права делать замечания чужому ребенку. Только его родителям.

Воспитание детей у разных народов Воспитание обычное европейское. Интересна вот какая деталь: если вы француженка, и вы не работаете, ваш малыш не допускается в общую детсадовскую столовую. Он должен ходить кушать домой. Вот такие вот строгие правила в государственных дошкольных учреждениях Франции.

Воспитание детей у разных народов Гонконг Здесь не принято нанимать нянь. Мамаши этого финансового центра очень дорожат свей профессией, но больше все-таки они дорожат своими детьми. Поэтому ни одна гонконгская мама не отдаст своего ребенка даже лучшей няне на свете.

ppt4web.ru

Смотрите так же:

  • Кто сказал ребёнок зеркало семьи Дети: "Ребёнок - зеркало родителей" Мозаичные словесные шедевры. Просто нравится мозаика из собранных слов-цитат, когда их разложу – за словом слово, ряд за рядом как мозаичное панно смотрю, оценивая взглядом, на то, как выглядит оно шедевр - мозаики. Оцените – эту мозаику и сделайте свои замечания. Очень хорошая фраза: […]
  • Развитие детей 4 года жизни Родительское собрание (групповое) "Развитие детей 4 года жизни". Опубликовано: 10:23:35 08-02-2017 Возрастные особенности детей 3-4 лет. Родителям очень важно знать об особенностях развития ребёнка 3-4 лет, психофизиологические показатели развития детей. Что же характерно для ребёнка четвёртого года жизни? Прежде всего […]
  • Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста курсовая Презентация "Игровая деятельность детей дошкольного возраста"" В данной презентации представлен основной вид деятельности детей в дошкольном учреждении. Согласно требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта( ФГОС),именно игровая деятельность является развивающей деятельностью детей. Просмотр […]
  • Почему нет детей в карме Почему нет детей в карме Я не думала, что наш портал будет расширять свои разделы в этом направлении. У нас есть планы насчет других направлений (что естественно), но я думала, что для своего основного направления мы и так много места занимаем. Ан, нет! Оказывается, что на нашем сайте есть еще неразработанная тема: Карма. Вот о ней, […]
  • Занятия с детьми дошкольного возраста Театрализованные игры и занятия с детьми дошкольного возраста Основной принцип педагогики – все дети талантливы. Согласно философии Л.Фейербаха: "Гений мысли, подобно художественному гению в собственном смысле, прекрасно существует и в известной степени имеется у всех людей в виде восприимчивости". Этим и определяется […]
  • Амиран георгадзе семья дети Бизнес-активы Амирана Георгадзе: досье 19 октября 2015 года предприниматель, по версии следствия, убил в Красногорске четырех человек, среди которых первый замглавы района ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 19 октября 2015 года предприниматель Амиран Георгадзе, по версии следствия, застрелил в здании городской администрации Красногорска […]
  • Фонд семья и ребенок Фонд семья и ребенок Статус проекта: На независимой экспертизе Организация: ВОЛЖСКАЯ ГОРОДСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "ДЕТСКИЙ КЛУБ ТАЭКВОН-ДО (ГТФ) "МЕДВЕДЬ" Грантовое направление: охрана здоровья граждан, пропаганда здорового образа жизни География проекта: Волгоградская область, город Волжский Проект «Здоровая семья […]
  • Кружковая работа с детьми дошкольного возраста Кружковая работа. "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста". В начале XXI века во многих странах мира ранние образование и развитие детей стали важной частью государственной образовательной политики. В России дошкольное образование совсем недавно получило статус самостоятельного уровня […]