13. Теоретические основы социально-личностного воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Проект стандарта дошкольного образования, определяя обязательный минимум содержания программы, реализуемой в ДОУ, выдвигает ряд требований к социально-личностному развитию его воспитанников. К числу этих требований относятся:

— развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;

— приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;

— создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно, трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений. Педагогическая технология социально-личностного развития детей осуществляется поэтапно:

— систематическая работа с детьми по социально-личностному развитию;

— коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Большую роль в успешном социально-личностном развитии дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется из администрации детского сада, воспитателей, педагога-психолога, инструктора по физкультуре, музыкальных руководителей. Воспитатели формируют у детей представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную позицию. Музыкальные руководители помогают в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов. Педагог-психолог ведёт работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности; формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания.

В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей» и др.

Для реализации задач социально-личностного развития детей дошкольного возраста педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности, ведь процесс социального воспитания ребёнка в ДОУ требует от педагога освоения специальных профессиональных установок и понимания своеобразия авторских программ дошкольного образования.

studfiles.net

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании»

Эссе «Социальная психология как основа профессионального становления и личностного развития психолога в образовании»

Необходимость изучения социальной психологии, стала для меня острым и актуальным вопросом. Например, зачем психологу аппарат социальной психологии, ведь психолог работает с личностью? Для ответа на этот вопрос, я проанализировала категориальный аппарат социальной психологии и сопоставила с собственным опытом в работе — в сфере дошкольного образования.

Возникнув на стыке наук психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет особый статус. Такая неоднозначность положения дисциплины имеет много причин. Одна из них – существование класса фактов общественной жизни, которые могут быть исследованы лишь с помощью объединенных усилий двух наук: психологии и социологии.

Именно этот факт указывает на особенность и необходимость изучения социальной психологии будущим психологам.

Сегодня практикующий психолог все больше получает запросов из области образовательного процесса, различных сфер воспитания, системы массовой информации, различных факторов воздействия социума на личность.

Социальная психология занимается изучением закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Очевидно, что во всех процессах деятельности психолога в той или иной степени выражен подход к обществу как к целостной системе элементов, находящихся в состоянии тесной взаимосвязи. Социальная психология — это наука, изучающая механизмы и закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включенностью в социальные группы и общности, а также психологические особенности этих групп и общностей.

Исходя из личного опыта, я могу отметить, что психолог в образовании строит свою деятельность в контингенте людей, группе, той же самой общности. Вся деятельность сосредоточена на воспитании личности, здорового общества. Руководствуясь полученными знаниями в процессе изучения социальной психологии, он сможет реализовать свой профессиональный потенциал, самовыразиться и эффективно взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса.

Для чего же психологу нужна социальная психология и какова ее роль в профессиональном становлении и личностном развитии? Именно сейчас я хочу попытаться объяснить необходимость социальной психологии и определить для себя ее значимую роль.

Известно, что в последние годы повсеместно на смену эйфории, связанной с радужными надеждами на научно-технический прогресс и господствовавший в мире многие десятилетия, пришло реалистическое видение тех воздействий, которые научно-технический прогресс оказывает на жизнь человека и всего общества.

Социальная психология получила широкое развитие в обществе, в таких отраслях общественной жизни, как промышленное производство (с попытками создания здесь социально- психологической службы, деятельность СМИ, школа (с утверждением должности «школьного психолога», выполняющего преимущественно социально- психологическую работу). Судьба этой области социальной психологии в дальнейшем значительно изменяется, отчасти в связи с дальнейшей специализацией и отпочкованием, так называемой практической социальной психологии (экспертиза, консультирование, тренинг).

Психолог, работающий в образовании должен знать специфику и особенность группы, детского коллектива, лишь учитывая происходящие межличностные конфликты, внутригрупповые отношения сможет правильно построить программу для активной деятельности. Знания получение при изучении социальной психологии будут способствовать формированию положительных и активных качеств, для психолога.

Не случайно в условиях радикальных преобразований школы, связанных с изменениями в обществе, именно в этой сфере прикладные исследования и практическая работа по социальной психологии приобрели права гражданства: здесь создана специальная психологическая служба. Как и во многих других странах, основными задачами психологической службы в школе являются помощь в обеспечении развития здоровой личности, коррекция разного рода затруднений в ее развитии, проблемы профессиональной ориентации и многое другое. Однако среди множества проблем и задач, которые приходится решать психологической службе в школе, четко вырисовывается и блок собственно социально- психологических проблем.

В области психологического просвещения учителей и родителей психолог концентрирует свое внимание на проблемах общения, восприятия людьми друг друга, на проблемах юношеских и внутрисемейных конфликтов, на специфике социализации для детей разного пола. Вообще необходимость психологического просвещения как вида деятельности психолога-практика наиболее очевидна именно в школе; здесь присутствуют как минимум три вида совершенно различных по своему характеру групп: учителя, ученики и родители. Их взаимодействие особенно сложно, и недостаток психологических знаний в какой-либо одной из групп может легко разрегулировать все взаимодействие.

Изучение основ социальной психологии поможет психологу продуктивно построить свою деятельность. Зная особенности коллектива и учитывая многоконфликтность в кадровом составе современного образования, психологу не трудно будет избежать конфликтных ситуаций.

Социальная психология, как наука учит способам коммуникации в социуме, для профессионального становления психолога, общение – один из факторов, от которого зависит степень профессионализма и личностного роста.

Несомненно, самые ярко — выраженные индивидуальности, попадая в педагогический коллектив, несколько изменяют свое поведение и психологию. Все слышали выражение: стадное чувство. Чаще всего, оно применяется в негативном ключе. Но, как ни прискорбно, ему подвержены практически все. Кто-то в большей, а кто-то в меньшей степени. Противостоять толпе или коллективу, кому как больше нравится, сложно, а в большинстве случаев – невозможно.

Применение знаний, полученных при изучении социальной психологии необходимо психологу для составления коррекционных и реабилитационных программ. Я считаю, что основная задача психолога – помочь потенциальному клиенту, в нашем случае участнику образовательного процесса вникнуть в социальную жизнь и реализовать свои возможности, а также потребности.

Психолог в образовании работает не только с детьми, но и со всеми субъектами педагогического процесса. Основная деятельность работы психолога с педагогическим коллективом заключается в формировании положительной атмосферы, гармоничных взаимоотношений. Ведь от климата в коллективе зависит продуктивность воспитательного и образовательного процесса. Зная особенности и способы работы в коллективе, психолог сможет применить полученные знания для плодотворной работы.

Каждый психолог должен заниматься самообразованием, если посмотреть на изучение социальной психологии в этой рамке, то мне кажется, успешность в профессиональной жизни психологу гарантирована. Не останавливаясь на полученных уже знаниях, психолог занимаясь самообразованием сможет активно вникать в социальную жизнь, что поможет ему в личностном и профессиональном росте.

Хорошая работа психолога может, как помочь продвижению новых идей, так и на корню их загубить. Другое дело, пойдет ли это на пользу обществу или приведет его к полному краху. Тот, кто сможет управлять общностями людей, тот и будет владеть миром. Но это глобальные проблемы. А в обычной жизни, знание психологии коллектива и определение понятия социальная психология групп – прекрасное подспорье для руководителя любого ранга. Ведь для того, чтобы коллектив хорошо функционировал, поощрения и наказания играют большую роль, но не единственную. Человека можно мотивировать многими способами. Причем, они сильно различаются, когда речь идет об индивидуумах и группах.

Круг обязанностей психолога в образовании — консультирование, оказание помощи группам и их лидерам, участие в помощи нуждающимся. Для полноценного профессионального становления необходимо проводить мероприятия, работать с группами, общностями. Необходимо убрать личные барьеры, научится активной коммуникации.

Спустя несколько лет активной деятельности, у психолога сформируются такие навыки, которые будут способствовать только личностному развитию. Социальная психология учит будущего профессионала, что, если столкнуться с какой — нибудь профессиональной или личностной проблемой, то необходимо начинать с себя, нужно начать с того, чтобы вести себя по-другому.

Таким образом, российское современное общество проходит полосу глубоких перемен. Страна переживает переходный период, образование с каждым днем приобретает новый вид, происходят глобальные изменение и реформы. А для переходных состояний характерно наличие элементов старого (прежних учреждений, законов, традиций, привычек и т. д.) и элементов нового (зарождающихся новых организаций, правовых норм, отношений и т. д.). Меняется современное общество, меняется и человек. Поэтому психолог должен выступать в роли наставника, советчика, дабы не дать человеку, маленькой личности потерять себя среди толпы. Социальная психология исследует личность в группе, где она занимает роли лидера или аутсайдера, где проявляются типичные для данной группы ценности, формы поведения, соответствующие или не соответствующие социальным нормам в жизни современного общества. Психологу для профессионального становления и личностного развития необходимо владеть знаниями в области социальной психологии. Во – первых, зная происходящие механизмы в коллективе психолог сможет предотвратить негативные ситуации. Во – вторых, основная цель психолога в образовании – развитие всесторонне — развитой личности. То есть психолог должен научить ребенка взаимодействовать с социумом, снять внутри — личностные зажимы.

Поэтому роль социальной психологии уже на первом этапе изучения рассчитана на то, чтобы дать систематическое изложение социальной психологии, показать значение социальной психологии для понимания и решения конкретных проблем развития общества, обогатить молодого специалиста знанием основных закономерностей личностного самовоспитания.

Подводя итог работы хочу отметить, что каждый профессиональный педагог должен заниматься самообразованием и расширять кругозор. Изучение социальной психологии – необходимое условие для психолога, работающего в коллективе и с коллективом. Психолог должен владеть основным понятийным аппаратом социальной психологии для успешной и продуктивной деятельности. Эти знания должны быть базой для становления психолога как профессионала.

Творческое музицирование как основа музыкального развития дошкольников Слайд 1. Творческое музицирование -это возможность приобрести многообразный опыт с музыкой — опыта движения и речи, опыта слушателя, композитора,.

Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования в процессе самообразования на 2015–2018 уч. г. Индивидуальная программа профессионального и личностного совершенствования в процессе самообразования на 2015-2018 уч. г. Индивидуальная.

Индивидуальный план профессионального развития педагога «Дидактические игры как метод развития познавательных навыков» Индивидуальный план профессионального развития педагога Воспитатель Захарова Гульназ Ринатовна 2018-2019 гг. 1. Составление плана работы.

Культурное наследие хакасов как основа духовно — нравственного развития ребенка. Воспитание ребенка с малых лет на традициях национальной культуры – прочный фундамент его полноценного духовного развития. В современной.

Рекомендация для педагогов «Мандала как техника личностного развития» (2 слайд) Дорогие коллеги, нам с вами достаточно часто приходится находится на собраниях, педсоветах, различных совещаниях, с которых не.

Отчёт по индивидуальной программе профессионального и личностного саморазвития воспитателя в процессе самообразования В 2016-2017 учебном году я изучала тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». Возраст от 3 до 4 лет имеет.

Программа профессионально-личностного саморазвития педагога «Тестопластика, как средство развития творческих навыков» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник.

www.maam.ru

Глава 2. Социально-личностное развитие

* 1. Задачи и содержание социально-личностного развития

Социальное развитие ребенка является многогранным процессом, предоолагающим присвоение культурных и нравственных ценностей общества, формирование личностных качеств, определяющих взаимоотношения с другими детьми и людьми, развитие самосознания, осознание своего места в обществе. Особо подчеркивая роль

социального воздействия на развитие ребенка, Л. С. Выготский видел последствия отклонений в развитии в 4смещении тех систем, которые определяют все функции общественного поведения ребенка» (с. 51, т. 5), определял их как «социальный вывих».

Наличие такого отклонения, как нарушение слуха, значительно осложняет социальное развитие детей, что достаточно убедительно показано в ряде специальных исследований и подкрепляется информацией о многочисленных трудностях, с которыми сталкиваются люди, имеющие недостатки слуха, в их социальной реабилитации. Для дошкольников с нарушениями слуха характерны трудности понимания окружающих событий, направленности и смысла поступков взрослых и детей. Затруднения возникают при понимании чувств людей, овладении нормами поведения, формировании нравственных представлений и чувств. В специальных психологических исследованиях отмечаются недифференцированность эмоциональных реакций детей с нарушениями слуха, слабость оценки и самооценки, большая зависимость от мнения других людей (Н. Г. Мо розова, Б. Д. Корсунская, Е. И. Исенина, В. Петшак и др.).

Дети с нарушениями слуха дошкольного и школьного возраста испытывают трудности проникновения в смысл человеческих поступков и отношений в связи с ограниченными возможностями овладения психологическими средствами познания социальной действительности. В основе этих трудностей лежит ограниченность общения детей со взрослыми и между собой, недоразвитие речи как средства общения, недостаточность представлений ребенка о явлени ях социальной жизни и своем месте в ней, слабость оперирования имеющимися представлениями в реальных условиях. Эти трудности усугубляются за счет неумения родителей и педагогов руководить социальным развитием детей, влиять на их личностное развитие. Негативное влияние на социальное развитие глухих и слабослышащих детей оказывает пребывание в интернатных учреж дениях, что обуславливает ограниченность социальных контактов, снижает социальную направленность коммуникативной деятельно сти, приводит к неумению наладить сотрудничество со взрослыми и детьми.

Различные аспекты социального развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха изучены недостаточно. В большей мере раскрыты средства и методы нравственного воспитания дошкольников с нарушениями слуха, показана роль овладения речью в процессе нравственного развития (А. Рау, Б. Д. Корсунская, Н. Г. Морозова). В ряде исследований раскрыты возможности личностного развития глухих и слабослышащих детей в процессе специального обучения (Л. П. Носкова, 1989).

Специальная организация обучения детей, при котором происходят познание окружающей социальной действительности, формирование отношений между детьми и взрослыми, осознание ребенком своего положения, сама по себе является фактором социального воздействия на детей, приобщения их к культурным и нравственным ценностям. В дошкольном этапе специального обучения Л. С. Вы готский видел начальную точку системы социального воспитания глухонемых детей» (1983).

Социальное развитие ребенка в процессе воспитания и обучения носит многоаспектный характер, охватывает различные сферы жиз ни ребенка и его отношений со взрослыми и своими сверстниками. В социальном воспитании можно выделить основные задачи: фор мирование взаи действия и общения ребенка со взрослыми; разви тие общения ребенка со сверстниками и формирование межлично стных отношений; развитие сферы самосознания, формирование образа самого себя. Эти линии социального развития непосредственно связаны с формированием нравственных представлений и этических чувств ребенка, овладением нормами поведения, обогащением его эмоциональной сферы, развитием и складыванием личностных качеств.

* 2. Формирование взаимодействия взрослого с ребенком

Формирование взаимодействия и общения ребенка со взрослым является важнейшим источником психического развития дошкольников. Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими нарушения слуха, должно способствовать осознанию ребенком себя среди детей и взрослых, формировать интерес и обогащать представления о социальных и природных явлениях, способствовать формирова нию таких свойств личности, как самостоятельность, инициативность, ответственность, возникновению «Я-сознания».

Поскольку коммуникативная деятельность у глухих и слабослышащих детей нарушена в силу недоразвития речи, взрослый остается главным инициатпором общения значительно дольше, и его роль более ответственна, чем в процессе общения со сльша щами детьми. Характер взаимодействия взрослого с ребенком определяется ведущей деятельностью и потребностями возраста. Развитие общения слышащего ребенка со взрослым в первые семь лет жизни проходит несколько этапов (М. И. Лисина, 1986), которые необходимо учитывать и при организация взаимодействия с глухими и слабо слышащими детьми, ибо, несмотря на изменение сроков появления разных форм общения у детей данной категории и ограничение средств коммуникации, последовательность их формирования сохраняется. У детей младенческого возраста это сшауативно-личностное общение, направленное на удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном воздействии взрослого. Этот тип общения стимулирует формирование перцептивных действий в разных анализаторных системах. Позднее появляется ситуативно-деловое общение, направленное на удовлетворение потребности детей в сотрудничестве по поводу предметов и объектов. У младших дошкольников возникает внеситуативно-познавательное общение, тесно связанное с развитием познавательной деятельности ребенка. И, наконец, у детей старшего дошкольного возраста формируется внеситуативно личностное общение со взрослым, который выступает как носитель социального опыта, источник информации о социальном окруже нии. Организованное взрослыми взаимодействие с плохослышащи ми детьми должно ориентироваться на этапы развития общения в норме, способствовать его обогащению и переходу ребенка к более высокой форме.

Основными условиями взаимодействия взрослых с детьми пред дошкольного и младшего дошкольного возраста, только поступившими в детский сад, являются создание эмоционального комфорта в группе, развитие интереса, доверия ко взрослому, стремления к сотрудничеству с ним. Большинство малышей, поступающих в детский сад, болезненно реагируют на отрыв от семьи, от матери, к которой дети с нарушенным слухом сильно привязаны. Педагоги, организуя общение с детьми, стремятся к установлению эмоционального контакта, обеспечивая эмоциональный комфорт детей в группе. Учитывая тот факт, что многие глухие и слабослышащие дети астеничны, ослаблены вследствие перенесенных заболеваний, взрослые демонстрируют ласковое отношение к ним, поглаживая ребенка, беря его на руки, заглядывая в глаза.

Очень важное значение для организации взаимодействия с него ворящими детьми, поступившими в детский сад, имеет использование различных средств общения. Во-первых, это устная речь, а у детей, глобально воспринимающих письменную речь, и таблички с написанными словами и фразами. Во-вторых, это применение взрослыми и детьми естественных (используемых и слышащими детьми) жестов, мимики и движений тела, взглядов. По мнению Е. И. Исениной (1998), у глухих детей, воспитывающихся в ясель ных группах специальных садов, появляются различные жесты, что свидетельствует о их стремлении к общению. Среди них преобладает указательный, встречаются жесты отрицания, запрета, широко используются жесты привлечения внимания, имеется ряд изображающих (кушать, спать и др.). Если взрослые не будут дополнять свою речь естественными жестами и поддерживать их использование детьми, жесты могут исчезнуть из общения и тем самым ограничить его. При организации общения с неслышащим ребенком важно сконцентрировать внимание ребенка на предмете, так как без этого невозможно усвоение значений жестов и слов. Важное значение имеет развитие взглядов, среди которых Е. И. Исенина выделяет указательный, контактный, «ищущий оценку» и соединяющий. Все эти виды взглядов развиваются в процессе совместной предмет ной деятельности, когда взрослый фиксирует внимание на игрушках и действует с ними, тем самым привлекая взгляд малыша. Оценка взрослыми действий ребенка, поддержание их или отрицание способствуют развитию взгляда, «ищущего оценку», который очень важен при организации взаимодействия и понимания взрослого плохослышащим ребенком.

Содержанием взаимодействия взрослых с детьми является предметная деятельность, в ходе организации которой педагоги создают условия для развития познавательной активности ребенка, пони мания функций предмета и его свойств, что интенсивно продвигает сенсорное развитие ребенка, способствует развитию наглядных форм мышления. Такие разделы работы, как «Ознакомление с окружающим миром», «Игра», «Изобразительная деятельность», в значительной степени способствуют формированию структуры предметной деятельности. На этом этапе важнейшее значение для познавательного и социального развития ребенка имеют формирование способности к знаковому опосредованию в процессе использования предметов-заместителей, возникновение ассоциирования в процессе рисования.

Педагоги фиксируют внимание детей на взрослых, используя речь мимику, жесты, привлекают внимание к их внешности, действиям. Так, обращал внимание детей на пришедшую в группу медсестру, педагог улыбается, приветственно машет рукой, побуждает детей подражать ее действиям, сопровождая это речью: «Тетя Оля пришла. Привет. Катя, скажи: “Привет”». У ребенка формируется внимание к различным эмоциональным состояниям взрослых и детей (радость, огорчение, гнев). Педагоги демонстрируют сочувствие детям или взрослым, привлекал к этому других детей («Пожалей»). Детей учат наблюдать за действиями взрослых в детском саду, на участке, имитировать их с помощью жестов, воспроизводить в игровых действиях. Вместе с педагогами дети рассматривают изображенных на картинках людей, но возможности воспроизводят их действия, так как нередко их смысл непонятен детям с нарушениями слуха. Привлекая внимание к взрослым, необходимо фиксировать внимание детей на лице говорящего, движениях органов артикуляции, так как для развития языковой способности важны наблюдения за говорящими людьми.

В различных бытовых и игровых ситуациях взрослые выражают свои эмоции и чувства, как положительные — по поводу успехов ребенка, так и отрицательные, связанные с его действиями и поведением. Важно использовать положительную оценку действий ребенка в присутствии других детей, выражал ее с помощью мимики, жестов и речи в устной и письменной форме («хорошо», «верно», «молодец», «умница»). Положительной оценки заслуживают действия детей по отношению друг к другу, их старание на занятиях. Неудовольствие педагоги выражают по поводу того, что нельзя делать: драться, обижать других детей, разбрасывать еду и т. п. Нельзя негативно оценивать неумение ребенка выполнить какие-либо за дания, особенно связанные с речью. Постепенно, в процессе жизни в детском саду, у детей формируются представления о том, что хорошо, что плохо, что можно, а что нельзя делать. Дети должны пони мать значение слов «можно», «нельзя», «плохо». Поддержка инициативы ребенка, признание его достижений развивают личностные качества детей, способствуют формированию активности, самостоятельности, познавательных интересов.

Взаимодействие взрослых с детьми среднего и старшего дошкольного возраста строится на другой основе, с учетом изменившихся интересов и форм деятельности.

С детьми среднего дошкольного возраста организуется общение на познавательные темы, которое может быть включено в различные виды деятельности (игры, конструирование, труд в природе и др.). Взрослый должен пробудить интерес ребенка к миру природных явлений и окружающего быта, вызвать интерес к установлению некоторых явлений. В значительной степени это происходит в сюжетной игре, где ребенок воспроизводит различные явления жизни. Складывающееся на этом этапе ролевое поведение способствует большему проникновению в смысл действий взрослых. Формирование интереса к миру взрослых интенсивно осуществляется при ознакомления с окружающим миром: проведением наблюдений за деятельностью людей на экскурсиях, рассматриванием картинок, иллюстраций, слайдов.

Формирование социальных представлений и закрепление соци алыиого опыта происходит также посредством игры, рисования, конструирования. Одним из них является речь, так как представления, не зафиксированные в речи, остаются нечеткими и недифференцированными. В средней группе в словарь включаются слова, необходимые для усвоения норм поведения и формирования нравственных представлений (помогает, заботится, ухаживает, добрый, заботливый). Формированию социальных представлений, усвоению нравственных норм способствует чтение небольших текстов, в тематике которых отражена жизнь детей и взрослых. Связанное с чтением рассказывание, инсценирование, иллюстрирование способствует складыванию этических и нравственных представлений. Роль чтения для глухих детей как важнейшего средства их нравственного воспитания подчеркивала Б. Д. Корсунская. Созданные ею тексты (книги для чтения, адресованные глухим дошкольникам, «Читаю сам», ч. 1—З) отражают различные сюжеты, связанные с деятельностью детей и взрослых и направленные на формирование понимания поведения взрослых и детей, его оценки, овладение такими понятиями, как добрый», «заботлявый», «трудолюбивый», «обманщик», «жадный». Сформированные в связи с чтением и рассказыванием нравственные представления надо связать с событиями реальной жизни, примерами из жизни детей, иначе они могут быть формально усвоены, но дети не будут вести себя в соответствии с такими этическими нормами.

Взрослые создают возможности для демонстрации детям различных эмоциональных состояний (радостное, печальное, рассержен ное и т. д.), стремятся показать необходимость выражения сочув ствия, помощи («Тетя Таня убирала в группе, она устала. Помогите ей собрать посуду»). Раскрытие мира чувств людей происходит в процессе всей жизни детей в детском саду, особенно полно — в раз личных бытовых ситуациях, играх, чтении и рассказывании, инсце нировании. Эмоциональное развитие детей с нарушениями слуха невозможно без обогащения речи детей соответствующими слова ми («рада», «доволен», «огорчился», «соскучился», «приятно», «не приятно»), которыми пользуются взрослые в повседневной жизни, при организации игр и других видов деятельности. Вначале дети учатся понимать эти слова, а в их собственную речь они, как правило, включаются в старшей и подготовительной группах.

Организация общения взрослых со старшими детьми, имеющими нарушения слуха, строится с учетом расширяющегося интереса детей к миру взрослых людей, формированием новой формы общения — внеситуативно-личностного, в процессе которого объектом внимания ребенка становится взрослый, к сотрудничеству с которым он стремится. Не у всех глухих и слабослышащих детей старшего дошкольного возраста формируется эта форма общения, однако взрослые должны направлять и подготавливать ее. Для старших дошкольников очень важны уважительное, равноправное отношение к ним со стороны взрослых, объективная оценка деятельности.

Мир взрослых отражается через сюжетно-ролевую игру, в которой объектом интереса становится поведение людей, их взаимоотношения. Эмоционально насыщенное общение взрослых с детьми происходит и в театрализованной деятельности: инсценировках сказок, представлениях кукольного театра. На этом этапе интенсивно расширяются представления детей о труде и профессиях людей, в результате посещений детьми магазинов, почты, школы и других учреждений бытового назначения, а также театра, музея, цирка, где также формируются представления о правилах, нормах поведения и общения людей. Эти представления закрепляются и обогащаются в процессе просмотра мультфильмов, видеофильмов, рассматрива ния альбомов, иллюстраций, игр, сюжетного рисования и др. В процессе этой работы происходит формирование интереса к труду, понимания его значимости, желания включиться в совместные со взрослыми действия.

В процессе работы по обогащению представлений о жизни взрослых важно фиксировать внимание детей на эмоциональном состоянии людей, их настроении, уточнять причины смены настроения. Обязательно при этом уточнение значений слов, связанных с нравственными и этическими понятиями, эмоциональными состояниями. Дети должны уметь пользоваться в соответствующих сигуациях фразами, включающими объяснение причин смены настроения («Наталья Федоровна огорчена, потому что Катя заболела», «Ребята веселые, потому что сегодня праздник!»).

Особое значение для детей с нарушениями слуха имеет обуче ние установлению контакта со взрослыми, поддержание общения, овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях, при встречах и общении со знакомыми и незнакомыми людьми. Взрослые должны демонстрировать образцы такого поведения во время прихода в группу сотрудников детского сада, родителей, новых людей, побуждая детей сначала к подражанию, а затем и к самостоятельным действиям. Для детей с нарушениями слуха особое значение имеет выбор расстояния для общения, умение смотреть в лицо говорящего человека, внимательно выслушивать его до конца, уметь переспросить в случае непонимания. Детей нужно учить приветливо улыбаться, знать основные формы обращений при встрече, прощании, при необходимости извиниться, поблагодарить, обратиться к незнакомому человеку. Очень важно развивать у детей этой категории собственную инициативу в установлении контактов со знакомыми и незнакомыми взрослыми и детьми, а не делать это голько по инструкции педагога типа «поздоровайтесь», «попрощайтесь».

На всех этапах общения с глухим или слабослышащим ребенком для развития его личностных качеств важное значение имеет оценка го действий взрослым. Оценивается не поведение в целом, а конкретные поступки и достижения ребенка («Ты поступил правильно: уступил место Алене»). Особенно важна такая оценка для детей, испытывающих трудности в обучении, отстающих от других детей и болезненно переживающих свои неудачи.

* 3. Развитие общения ребенка со сверстниками

Общение ребенка со сверстниками является одним из условий его социально-личностного развития, так как путь овладения социальными нормами поведения прежде всего связан с жизнью ребенка в коллективе. Психологами подчеркивается, что «практика взаимоотношений детей внутри коллектива имеет решающее значение в формировании их личности» (Д. И. Фельдштейн, 1989). В условиях воспитания в дошкольном учреждении ведущая роль в организации межличностного общения детей, имеющих нарушения слуха, принадлежит взрослым.

Глухие и слабослышащие дети в возрасте двух-трех лет, поступающие в дошкольные учреждения, недостаточно вступают в контакт с другими детьми. Большинство из них предпочитает игры в одиночку или с воспитателем. Одна из задач взрослых на этом этапе — воспитывать интерес и доброжелательное отношение к сверстникам. С этой целью в процессе различных видов деятельности и занятий взрослые фиксируют внимание ребенка на других детях, знакомят их, называя имена (в устной и письменной форме), учат соотносить внешность ребенка с его фотографией. Педагоги побуждают детей рассматривать друг друга, обращают внимание детей на внешний вид девочек и мальчиков, их одежду. Внимание детей привлекается к эмоциональному состоянию детей («Катя плачет: мама ушла»). Педагоги показывают, как можно помочь, утешить, пожалеть другого ребенка, привлекают к этому детей. На этом этапе общение детей организуется с учетом их индивидуальных интересов и особенностей. Организуются простые игры парами, когда мальчики по очереди катают мяч, девочки кормят куклу. Важно подчеркивать совместные игры детей. На характер взаимоотношений детей влияют оценки педагогом их действий, поэтому отрицательные оценки следует делать очень осторожно, так как для детей с нарушениями слуха авторитет взрослого очень значим и они формируют свое отношение к сверстнику, ориентируясь на мнение педагога. Поэтому отрицательной может быть оценка плохих поступков (ударил другого ребенка, разбрасывал игрушки).

Дети среднего дошкольного возраста испытывают к общению со сверстниками больший интерес. Особенно резко возрастает потребность в контактах с другими детьми у старших дошкольников.

В процессе общения дети обмениваются информацией, организуют совместную деятельность, распределяют обязанности и действия. Выделяются дети-лидеры, которым подражают другие ребята. Однако нередко в группах бывают дети, с которыми не дружат другие ребята, демонстрируя равнодушие или даже негативное отношение к ним, не принимая их в общие игры. Задача взрослых — помочь этим детям найти друзей, во время игр так распределить роли, что бы безынициативные дошкольники могли выступить в главных ролях, вступая в различные отношения с другими детьми. Взрослые поддерживают сотрудничество детей в совместных играх, рисовании, конструировании, в некоторых случаях предлагая детям для выполнения коллективной работы организоваться небольшими группами, парами, учитывая при этом межличностные отношения детей и их индивидуальные особенности. На занятиях по труду, строительных играх и других коллективных видах деятельности важно оценивать общий результат труда и вклад каждого участника. Необходимо также подчеркнуть, что без совместной работы такой результат невозможен. Между детьми возникают дружба и привязанность. Не которые дошкольники могут объяснить выбор своих друзей. Надо учить детей определять значимые мотивы взаимоотношений («Алеша добрый, он помог Тане расставить посуду потому что ребята часто называют незначительные ситуативные причины (угостил конфетой) или же ориентируются на оценку педагога (хорошо говорит, хорошо занимается).

Большое значение для формирования отношений между детьми занимает анализ образцов социального поведения: положительно го отношения к проявленному кем-то из сверстников сочувствию и отзывчивости, помощи товарищу; отрицательного отношения к грубости, обману. Педагог организует анализ поведения детей, привлекая мнение детей, помогая им выразить его, включая в свою речь необходимые слова, значения которых понятны детям в реальной ситуации (сказал неправду, обманул детей — обманщик; толкнул и ударил девочку — грубиян). Анализ социального опыта детей способствует формированию нравственных представлений, пониманию того, как нужно себя вести в отношениях с другими детьми и взрослыми. Анализ реальных ситуаций подкрепляется игровыми, в которых дети демонстрируют взаимоотношения между персонажа ми. Важнейшим фактором формирования нравственных представлений в старшем дошкольном возрасте становится чтение рассказов, сказок, анализ взаимоотношений героев, мотивов их поступков, оценка их качеств. Однако работа эта будет эффективна в том случае, если усвоенные представления будут переноситься и реализоваться в жизни детей. С этой целью не только анализируются стихийно складывающиеся ситуации, но и специалъно создаются проблемные ситуации, в которых дети должны помочь малышам, новому ребенку и др.

Оценка взрослыми взаимоотношений детей, их поведения и поступков в значительной степени влияет на отношение ребенка к другим детям и определяет его эмоциональное благополучие в группе. В особой поддержке нуждаются дети, с которыми не дружат другие: это могут быть дети с трудностями в поведении, нередко расторможенные, агрессивные, или наоборот, застенчивые, робкие. Необходимо учить ИХ обращаться к другим детям, выражать свое желание играть, конструировать вместе.

Последовательная работа по сплочению детского коллектива, умению детей дружить, поддерживать и защищать друг друга способствует их более естественному вхождению в школьный коллектив и определению своего места в нем. В процессе этой работы у детей формируется ряд личностных качеств: чувство коллективизма, умение участвовать в общем деле, ответственность за порученное дело, умение находить взаимопонимание с другими детьми.

* 4. Формирование отношения ребенка к самому себе

Понимание ребенком себя, формирование устойчивых представ лений о самом себе, создание образа своего «я» является резуль татом его взаимодействия со взрослыми и детьми. Выделять себя из окружающего пространства слышащий ребенок начинает к концу первого года жизни: он узнает себя в зеркале, вьщеляет части своею тела в ответ на вопросы взрослых. На третьем году жизни у малыша формируются элементы самосознания, он начинает осознавать свои действия, желания, намерения, сравнивать свои действия с действиями взрослых. На этом этапе ребенок стремится обходиться при выполнении некоторых действий без помощи взрослого; он хочет выполнять требования взрослых, заслужить их одобрение. К концу раннего возраста у слышащих детей появляется феномен «Я сам», что является следствием сравнения собственных действий с действиями взрослого, осознанием возможности их самостоятельного выполнения. Система «Я», складывающаяся в норме к трем годам, включает соотнесение себя со своим именем, понимание своей половой принадлежности, оценку своих действий и потребность в признании («Я хороший»), стремление к самостоятельности («Я сам»). Познание себя происходит у слышащего ребенка в процессе соотнесения и взаимосвязи различных средств: взглядов, указательных жестов, называния окружающих и себя, обозначения предметов, действий, собственных качеств и качеств других людей. У детей с нарушенным слухом сфера самоосознания формируется медленнее. И это диктует необходимость участия в таком процессе педагогов и родителей, так как рассматриваемая область социального развития имеет важнейшее значение для формирования личности, осознания своего места в коллективе, оценки своих успехов и неудач.

В процессе педагогической работы с детьми двух-трех лет с нарушениями слуха необходимо фиксировать внимание малыша на его лице, теле, рассматривать вместе с ним части тела — свои и кукол, подбирать и соотносить личные вещи ребенка. Это может происходить в различные режимные моменты, в играх, на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи, в материал которых включены темы « Семья», «Части тела» и др. Развитие представлений о себе происходит в процессе знакомства с именами детей, рассматривании фотографий ребенка и членов его семьи. Введение и использование слов «мальчик», «девочка» помогает осознанию поло вой принадлежности ребенка. Педагогам очень важно поддерживать уверенность ребенка в себе, акцентируя внимание на его достижениях. Учитывая повышенную ориентировку детей с нарушениями слуха на действия взрослых, необходимо развивать детскую самостоятельность и активность («делай сам»). Поддержка инициативы ребенка и одобрение его действий должны быть связаны с конкретными действиями, заданиями (аккуратно и быстро поел, застегнул ботинки, собрал игрушки).

Признание успехов ребенка взрослыми, общение и доброжелательное отношение к нему со стороны взрослых и детей-сверстников способствует становлению образа «Я», формированию само оценки, адекватной оценки собственных поступков и достижений. Предъявление сложных для выполнения заданий, постоянная опека, частые замечания и негативная оценка поведения ребенка при водят к неуверенности в себе, замкнутости, а нередко и к агрессивности. Это особенно касается детей с нарушениями слуха, имеющих нарушения поведения, например гиперподвижных, расторможенных или, наоборот, заторможенных, вялых. Поэтому стиль общения взрослых с такими детьми требует особого внимания. В некоторых случаях целесообразно обсудить его с психологом, уточнив, как формировать самооценку таких детей, какой должна быть система поощрений, в какой форме предъявлять отрицательные оценки.

У детей среднего и особенно старшего дошкольного возраста не обхфщмо формировать оценку собственных поступков с точки зрения их последствий для самого ребенка и других детей (оторвал пуговицу от пальто другого ребенка — все ребята будут гулять меньше, потому что сначала нужно пришить пуговицу).

Внимание взрослых должно быть направлено на развитие интереса к определенным видам деятельности, способам поведения, типичным для мальчиков и девочек. Внимание привлекается к деятельности взрослых мужчин и женщин, она воспроизводится в играх (мальчики строят, водят машины; девочки готовят, шьют). В связи с этим у детей формируются представления о типичных для девочек и мальчиков чертах характера (мальчики — смелые, сильные; девочки — нежные, заботливые). Формирование этих представлений обеспечивается в процессе ознакомления с окружающим ми ром, в играх, в театрализованной деятельности, в процессе чтения и обсуждения прочитанного. Наличие таких представлений способствует осознанию ребенком этих качеств по отношению к себе, формирует чувство уважения к себе.

Необходимо учить детей выражать свои эмоции и чувства, что предполагает насыщение словаря детей старшего дошкольного возраста соответствующими словами и выражениями («рада», «обиделся», «грустно», «соскучился».

Главными условиями личностного роста ребенка, т. е. формированием у него лучших человеческих качеств: доброты, трудолюбия, честности, отэьтвчивости, самостоятельности, инициативности — являются любовь и уважение взрослых, доброжелательные отношения между сверстниками.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что понимается под социальным развитием ребенка?

2. Назовите основные задачи социально-личностного развития детей с нарушениями слуха.

3. Как организуется взаимодействие взрослых с ребенком на разных этапах его воспитания в дошкольном учреждении?

4. Какие основные средства коммуникации используются детьми с нарушенным слухом?

5. Каковы основные условия формирования взаимодействия ребенка, имеющего нарушения слуха, со сверстниками?

6. Что лежит в основе формирования нравственных представлений глухих и слабослышащих дошкольников?

7. Какие личностные качества формируются у детей с нарушениями слуха в процессе воспитания и обучения?

Выготский Л. С. Принципы социального воспитания глухонемых детей // Собр. соч. — М., 1983. — Т. 5.

Запорожец А. В. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности / Принцип развития в психологии. — М., 1978.

Корсунская Б. Д. Методика обучения глухих дошкольников речи. — М., 1969. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. — М., 1989.

Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения, — М., 1986.

Морозова Н. Г. О нравственном воспитании глухих дошкольников // Вопросы обучения и воспитания глухих дошкольников. — М., 1963. — Вып. 2.

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожда, Я. З. Неверович. — М., 1986.

Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. — М., 1989.

studfiles.net

Основа социально личностного развития ребенка

— создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

— формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);

— воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

— развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

— формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

— сбор информации об индивидуальных личностных особенностях воспитанников;

— перспективное планирование работы с детьми по социально-личностному развитию;

Цель: создание в детском саду условий, способствующих позитивной социализации дошкольников.

создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;

создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;

совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;

формирование у детей основ личности будущего гражданина;

профилактика у детей социально-личностных проблем.

«Современный дошкольник: его социально-личностное развитие»

Ковальчук С.И., воспитатель,

Улыбина Н.Э., музыкальный руководитель,

Харламова О.Ю., воспитатель

МИССИЯ муниципального дошкольного образовательного учреждения центра развития ребенка – детского сада первой категории № 8 заключается в удовлетворении потребностей семьи в:

· развитие индивидуальных способностей, заложенных в каждом ребенке.

· приобретение способностей, которые необходимы для жизни в современном обществе

(основы правовой культуры, нравственно-патриотического воспитания);

· готовности ребенка к дальнейшему обучению.

— создание благоприятной предметно-развивающей среды для социального развития детей;

— создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;

— совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;

— формирование у детей основ личности будущего гражданина;

— профилактика у детей социально-личностных проблем.

Реализация плана-программы рассчитана на один учебный год.

Этапы реализации плана-программы :

— определение исходного состояния работы по социально-личностному развитию детей.

— организация самообразования педагогов;

— создание творческой группы;

— работа с детьми.

— организация консультативно-просветительской помощи родителям (консультации, тренинги).

— анализ состояния психологического здоровья детей.

анализ выполнения программы «Детство» по социальному воспитанию детей;

— переориентация предметно-развивающей среды на развитие личности каждого ребёнка.

Предполагаемая модель личности выпускника ДОУ №8

2. Мировоззрение, мироощущение, осмысленность личной жизни:

На локальном уровне:

— развитие у детей таких личностных качеств как самостоятельность, ответственность, коммуникативность, чувство собственного достоинства;

— обновление предметно-развивающей среды для обеспечения успешного индивидуального развития каждого ребёнка, формирования его личности;

— повышение уровня педагогической культуры родителей.

sites.google.com

Смотрите так же:

  • Когда начисляют деньги по уходу за ребенком Когда начисляют деньги по уходу за ребенком Начало отпуска по уходу за ребенком до 1.5 лет отсчитывается с момента окончания отпуска по беременности и родам. В соответствии с Федеральным законом РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» получать пособие может один из родителей ребенка, опекун или родственник, фактически […]
  • Можно ли ребенка отдавать в садик в год Еще 8 статей на тему: Детский сад: выбираем правильно Отдавать ли ребенка в детский сад? Первый вопрос, на который нужно себе ответить — а уверены ли вы, что хотите отдать ребенка в детский сад? Может быть, пусть сидит дома с бабушкой или няней? Пусть они за него все делают и не мучают ребенка самостоятельностью. Пусть развлекают, […]
  • Таблица рост и развитие детей Вес и рост вашего ребенка по годам: таблицы соотношения параметров и нормы ВОЗ от 0 до 18 лет По мере развития каждый ребенок растет и набирает вес. Родители, обеспокоенные тем, чтобы малыш рос «правильно», всегда уделяют внимание «нормальным» показателям массы тела и роста, ориентируясь на усредненные данные, приведенные в таблицах […]
  • Лечение коньюктивита у ребенка 2 лет Капли от коньюктивита для детей 2 лет Какие капли использовать при коньюктивите? Лекарственные средства в виде глазных капель благодаря эффективности и простоте в использовании очень часто назначаются пациентам для лечения коньюктивитов. Рассмотрим подробнее, какие капли, при каких коньюктивитах применяются, а также какие препараты […]
  • Задатки в дошкольном возрасте Главная Детский сад Условия развития способностей в дошкольном возрасте Условия развития способностей в дошкольном возрасте Главная задача дошкольного учреждения, педагогов, психолога и родителей - создать благоприятные условия для проявления и развития способностей детей, для их всестороннего гармоничного развития, позаботиться […]
  • Почему ребенок не спит вообще Ребенок плохо спит днём Сон – это важный физиологический процесс, который позволяет обеспечить отдых для организма человека «особенно это актуально для маленького растущего организма», а также самый минимальный уровень его мозговой деятельности. Таким образом, крепкий и здоровый сон – это неотъемлемая составляющая нормального […]
  • Раннее развитие ребенка 4 месяца Отличная новость для уставших мам. Вероятнее всего ваш четырехмесячный малыш будет в бодром и радостном настроении большую часть дня. Младенец уже не так по многу набирает вес. Если в первые 2-3 месяца жизни он мог прибавлять даже по 2 кг в месяц, то к четвертому месяцу темпы прибавок заметно приостанавливаются. Это нормальное явление, […]
  • Колики у месячного ребёнка Колики у 2 месячного ребенка Колики у ребенка. Что делать Колики у ребенка – это не болезнь, не патология, а физиологическое явления, которое встречается у всех новорожденных. Колики – это короткие болевые приступы, которые повторяются друг за другом. Чаще всего колики у ребенка начинаются с возраста двух недель и заканчиваются в […]