Речевое развитие: Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Тема:«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Подготовил: Воспитатель первой квалификационной

категории Семенова Вера Сергеевна

«Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря,идут тончайшие ручейки,которые питают источниктворческой мысли»В.А. Сухомлинский

Отмечено, что для ряда, детей, имеющих речевую патологию, характерно отставание в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации.

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. В Японии, например, тренировку пальцев рук у ребят в детских садах проводят с двух лет, считая, что это стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование палочками для еды, ложками, ножницами.

У игр пальцами есть и другие преимущества. Например, они помогают в обучении таким понятиям, как «вниз» и «вверх», а также понятиям числа и т. д. Они помогают развить чувство ритма, воображение,

Проведенные исследования я наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой опыт: просили ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика /сделай вот, так показываем, как надо сделать/. Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, если дети не говорят, то пальцы у них напряжены, сгибаются и разгибаются только все вместе или, напротив вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удастся.

В чем же заключается связь движения пальцев и речи? Движения пальцев рук в ходе развития человеческого общества оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой были жесты, постепенно они стали сочетаться с возгласами, выкриками.

Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она еще долгое время была связана с жестикуляторной речью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались. Из поколения в поколение люди выполняли все более тонкую, сложную работу. В связи с этим происходило увеличение двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Развитие движения пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок постигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая на только оказывает благоприятное влияние на развитие речи /так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи/, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму, кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень просты, эмоциональны. Их можно проводить в детском саду и в семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира — предметов, животные, людей, их деятельность, а такие процессы, происходящие в природе.

В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самым простым является изображение при помощи пальчиков различных фигурок. /см. приложение/.

1. «Флажок». Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе.

2. «Очки». Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставать колечки друг к другу, поднести к глазам.

3. «Бинокль». Большой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль».

4. «Стол». Левую ладонь сжать в кулак, поставит на стол, правую раскрыть и положить сверху.

5. «Стул. Кресло». Поставить на стол сжатый кулачок правой руки, левую приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку.

6. «Бочка». Неплотно сжать руку в кулак.

7. «Птичка пьет из бочки». Поднеси к «бочке» вторую руку, указательный пальчик опускать в отверстие и поднимать.

8. «Миска, гнездо». Соединить округлые ладони.

9. «Птичка в гнезде». Соединить округлые ладони, большие пальцы спрятать во внутрь.

10. «Птенцы в гнезде». Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и шевелить ими.

11. «Крыша. Башня. Дом» Кончики пальцев рук соединить в наклонном положении ладоней .

12. «Магазин с прилавком». Положение рук то же, но указательные пальцы соединены по всей длине.

13. «Покупатель и продавец». Положение то же, но большие пальцы расположены по обе стороны «прилавка».

14. «Мостик». Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга.

15. «Кораблик» Округленные ладони снизу плотно прижаты друг к другу и слегка приоткрыты сверху.

16. «Ёлка». Пальцы обеих рук скрещены под углом друг к другу.

17. «Солнечные лучи». Окрещенные руки приподняты вверх, пальцы разведены.

18. «Скворечник». Кончики пальцев, вытянутые вверх, соединить, большие пальцы загнуть внутрь.

19. «Беседующие человечки». Поставить на стол два кулака с поднятыми вверх большими пальцами.

20. «Ворота». Кисти рук поставить на ребро, свести кончики пальцев. Открыть и закрыть «ворота».

21. «Цепочка». Большой и указательный палец левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой — указательный, средний – большой и т. д. Поменять положение пальцев на левой руке и продолжить упражнение.

22. «Шарик». Пальцы каждой руки соединить в щепотку и приблизить друг к другу.

Дуть на них, при этом пальчики принимают форму шара. Затем шар сдувается, и пальчики принимают исходное положение.

23. «Колокольчик». Локти поставить на стол, пальцы обеих рук образуют замок. Средний палец одной руки опущен вниз, как язычок колокольчика, и ребенок им двигает.

Тренировка тонких движений пальцев рук, пальчиковые игры не должны быть продолжительными, пять минут в день достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.

Необходимо постоянно следить, чтобы не было передозировки. Упражнения надо давать малыми порциями, но делать их с оптимальной нагрузкой, с большой амплитудой движений. Не дает эффекта небрежное, расслабленное выполнение упражнений.

Особое внимание уделяем тренировке движений повышенной сложности, т. е. таких, какие наши пальцы не делают в повседневной жизни.

Учеными было замечено, что систематическая работа по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку — белобоку». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Вот некоторые методические рекомендации к проведению пальчиковых игр:

Перед игрой с ребенком можно обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.

Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз.

Выполняйте упражнения вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой.

Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили ему радость.

Все указания даются спокойным тоном, четко, без лишних слов. При необходимости ребенку оказывается помощь.

Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. К наиболее понравившемся играм можете возвращаться по желанию малыша.

Не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу. Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может отбить интерес к игре.

Никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа , если можно ,ликвидируйте их или поменяйте игру.

Игры с изображением предметов, животных и птиц.

Эти игры состоят из серии последовательных движений и сопровождаются стихами, считалками, ритм которых соответствует ритму выполняемого упражнения.

Черепашка, черепашка в панцире живет(1)

Высунет головку, (2) обратно уберет (3)

(1)Кладем кулачки на стол, можно тихонько постукивать ими.

(2)Высовываем указательные пальцы.

(3)Убираем пальцы обратно.

Ты утенок не пищи лучше маму поищи.

Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук. Можно использовать резиновые игрушки.

У козы торчат рога, может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Бабушка очки надела

И внучонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Дом стоит с большой трубой.

В нем мы будем жить с тобой.

Смотрит ввысь труба на крыше

И дымит, как будто дышит.

Руки сжать в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри. Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз, — получается длинная «труба».

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры — потешки.

Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым.

Например: «Сорока — белобока»

Сорока – белобокаПри этом указательнымпальцем

Кашку варила, правой руки выполняем круговые

Деток кормила.движения по ладони левой руки.

Этому дала, Затем по очереди загибаем мизинец,

Этому дала, безымянный,

Этому дала, средний,

Этому дала, указательный

Этому дала.и большой пальцы.

— Ладушки, ладушки! Выпрямляем пальчики малышана своей ладони.

— Где были? У бабушки! Соединяем его ручки ладошкак ладошке.

-Что ели? Кашку! Хлопаем в ладоши:

-Что пили? Бражку! Еще раз.

На головку сели!

Это самый важный момент:малыш прикасается к своейголове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.

Потешки про пальчики.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот крепко-крепко спит.

Тише, тише, не шумите…

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

Будут птицы щебетать,

Будут пальчики вставать!

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик – в лес пошел,

Этот пальчик – гриб нашел,

Этот пальчик – чистить стал,

Этот пальчик – резать стал,

Этот пальчик – все съел,

Оттого и потолстел.

Этот пальчик – лежебока

Этот пальчик – занял место,

Этот пальчик – ляжет тесно,

Ну, а этот лишь глядел!

Пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур кистью и пальцами рук.

Топором дрова колю(1)

А потом пилой пилю(2)

Отнесу их бабушке

Чтоб испечь оладушки (3)

имитируем движение топора, двигаем вместе ладошками вверх – вниз.

имитируем движение пилы, движение ладошками вперед-назад.

Хлопаем ладонями друг о друга.

А кто не лег в кроватку?(1)

А кто не хочет спать?(2)

Я буду щекотать.(3).

(1)Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

(2) Переворачиваем руки на другой бок.

(3)Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.

Жили – были на одной поляне пять братьев – пальчиков. Большой пальчик был самым умным и серьезным, все его слушались и относились к нему с уважением. Указательный пальчик был сорванцом. Он все время что-то ковырял, лез, куда не следовало. Средний пальчик был самым высоким и смотрел на всех свысока. Безымянный пальчик был ворчуном, наверное, потому, что ему так и не дали имени. А самым маленьким был Мизинчик и все его любили.

При рассказывании сказки взрослый показывает ребенку пальчик, о котором идет речь

Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». — М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009;

Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.

Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

КрупенчукО. И. «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург 2005

Черенкова Е. Н. «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва 2008

Размер файла: 30 kB Загрузок: 0

profhelp.net

Консультация для педагогов «Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Консультация для педагогов

«Речевое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации

МБДОУ №34 г. Шахты

Расскажи мне и я забуду.

Покажи мне и я запомню.

Вовлеки меня и я научусь…

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

В настоящее время идет снижение речевой активности детей, причинами которой является:

— резкое ухудшение здоровья детей;

— глобальное снижение общего уровня культуры в обществе;

— существенное уменьшение объема общения взрослых и детей из-за занятости родителей, их неподготовленность в вопросах воспитания;

— недостаточное внимание педагогов к вопросам речевого развития детей.

Поэтому речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Основная цель речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО – развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Задачи речевого развития в ФГОС ДО:

Владение речью как средством общения и культур ы. Надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим.

Обогащение активного словаря . Происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно-тематическом планировании работы.

Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи. Связная речь состоит из диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения.

Развитие речевого творчества . Работа не простая, предполагает, что дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т.д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия.

Развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха . Ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи.

Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы . Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения — слушания, книга должна стать спутником детей.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Подобные приоритеты расставлены не случайно.

1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.

2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.

3. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемов формирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.

Принципы развития речи:

принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития;

принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;

принцип развития языкового чутья;

принцип формирования элементарного осознания явлений языка;

принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи;

принцип обогащения мотивации речевой деятельности;

принцип обеспечения активной языковой практики.

Основные направления работы по развитию речи детей:

Развитие словаря. Освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

Воспитание звуковой культуры речи. Развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

Формирование грамматического строя. Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам), синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений), словообразование.

Развитие связной речи. Диалогическая (разговорная) речь, монологическая речь (рассказывание).

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи. Различение звука и слова, нахождение места звука в слове, воспитание любви и интереса к художественному слову.

Формы и методы работы по речевому развитию:

Наглядные: непосредственное наблюдение (наблюдения в природе, экскурсии) и опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность, рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам).

Словесные : чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.

Практические: дидактические игры, коммуникативные игры, словесные игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.

Средства развития речи:

общение взрослых и детей;

культурная языковая среда;

обучение родной речи;

изобразительное искусство, музыка, театр;

занятия по другим разделам программы.

Как же речевое развитие связанно с другими видами деятельности?

1. Игровая деятельность

Игровая деятельность является важным звеном и условием реализации задач речевого развития. Через игровую деятельность происходит развитие диалогической речи; активного словаря; умение использовать в речи слова и выражения, отражающие представления ребёнка о нравственных качествах людей. А для более эффективного развития речевой активности, педагогу необходимо: развивать потребность соблюдать правила речевого общения; вырабатывать привычку соблюдать нормы речевого этикета; помогать ребёнку точно, правильно, корректно строить высказывание и вежливо выражать собственное мнение в игровых ситуациях; создавать оптимальные условия для реализации эффективного речевого поведения детей в ролевой игре.

2. Познавательно — исследовательская деятельность

Речевое развитие напрямую связано с познавательно-исследовательской деятельностью. Формирование речевых умений происходит в три этапа.

На первом этапе (репродуктивном, при активном участии взрослого) у ребёнка формируются умения формулировать обоснованные, логически связанные высказывания (от 2 до 5 предложений) как в виде самостоятельного высказывания, так и в виде ответа на вопрос взрослого.

На втором этапе (самостоятельного использования хорошо известных алгоритмов, правил, и т.д.) ребёнок обогащает и уточняет активный словарь, употребляет новые слова в собственной речи; расширяет объём словарного запаса словами тематических групп в соответствии с темами бесед (с учётом возраста).

На третьем этапе (творческой реализации знаний и умений) происходит дальнейшее развитие воображения и творческой активности, развивается словотворчество, отражающее представление ребёнка об окружающем мире (с учётом возраста).

3. Коммуникативная деятельность

Коммуникативная деятельность является одной из главных для речевого развития детей, так как в ней реализуются практически все задачи речевого развития. Начиная с младенческого возраста, у ребёнка в процессе коммуникации происходит развитие понимания речи, речевого внимания, усвоение интонационной и звуковой культуры, развитие артикуляции, обогащение словаря; постепенно развиваются грамматический строй, фонетико-фонематические процессы, связная диалогическая речь.

Главной задачей педагога является создание условий для практической реализации детьми своего речевого потенциала.

4. Восприятие художественной литературы и фольклора

В ходе реализации данного вида деятельности через диалог с автором, комментарии и обсуждение содержания произведения происходит овладение речью как средством общения, обогащение активного и пассивного словаря, и, как следствие, развивается связная, грамматически правильная диалогическая и монологическая речь. Здесь важно, чтобы педагог давал возможность ребёнку высказывать свои мысли, отвечать на вопросы. В процессе восприятия художественной литературы и фольклора происходит понимание текста на слух, а на рефлексивном этапе дети инсценируют произведение, поют, что способствует развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Организация группового конструирования, обыгрывание построек, обсуждение конструкций и называние деталей помогают ребёнку овладеть речью как средством общения, обогатить активный и пассивный словарь, развивают связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Конструирование оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук, особенно когда дети работают с мелкими деталями конструктора, аппликации или с природным материалом, что в свою очередь способствует развитию речи.

6. Изобразительная деятельность

Обогащение словарного запаса ребёнка-дошкольника происходит через знакомство с основными и вспомогательными цветами, произведениями изобразительного искусства и его жанрами (живопись, книжная графика, народное декоративное искусство, скульптура), с выразительными средствами (форма, цвет, колорит, композиция). В ходе реализации данного вида деятельности педагогом создаются условия для применения активного словаря (описание фрагментов рисунков), грамматических форм и представлений (при описании деталей аппликации, фрагментов рисунков); развития связной речи (вопросы и ответы во время продуктивной деятельности, описание собственного изделия или рисунка).

Активизация мелкой моторики в процессе изодеятельности активно воздействует на мозговые центры, отвечающие за развитие речевых навыков.

7. Музыкальная деятельность

В процессе музыкальной деятельности происходит обогащение словаря, развитие артикуляции, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха и фонематического восприятия. При специально организованной деятельности дети с помощью словесных средств излагают посредством связной речи свои впечатления от музыкальных произведений.

8. Самообслуживание и элементарный бытовой труд

В процессе деятельности детей по самообслуживанию педагог имеет возможность активизировать их речевую деятельность, привлекать внимание детей к их собственной речи, воспитывать эмоционально-положительное реагирование на просьбы и требования взрослого.

Важно вырабатывать у детей умение выразить свою просьбу, жалобу, вопрос, ответить на вопрос, учить принимать участие в бытовом общении со взрослыми и сверстниками, учить правилам речевого этикета в общении с окружающими.

9. Двигательная деятельность

Развитие двигательной активности и развитие речи находятся в прямо пропорциональной зависимости: чем выше активность, тем лучше развита речь. Помимо включения в повседневные занятия и игры с дошкольником различных классов двигательных действий важным является развитие умения осознавать выполняемые действия: рассказывать о том, с какой целью, как и в какой последовательности они выполняются.

Развитие ребёнка дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется в условиях обогащённой развивающей среды, которая обеспечивает единство социальных и природных средств, разнообразную деятельность и обогащение речевого опыта детей.

Взаимодействие с родителями

Важную роль в речевом развитии детей является включение родителей в образовательный процесс. Рекомендуются следующие формы работы с семьей:

infourok.ru

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи дошкольников»

Елена Ивановна Гуцул

Семинар-практикум для педагогов «Развитие связной речи дошкольников»

ознакомление педагогов с инновационными технологиями для развития речи детей.

-совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;

-в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор;

развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;

-повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.

Связная речьвысшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки детей к школе.

Речь считается связной, если для неё характерны:

-содержательность (хорошие знания предмета, о котором говорится);

-точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний наиболее подходящих к данному содержанию);

-логичность (последовательное изложение мыслей);

-ясность (понятность для окружающих);

-правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развёрнутого изложения.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления речи.

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой, в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.

О мелкой моторике в последнее время написано немало книг и пособий. И это не случайно. Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Это важно и при своевременном речевом развитии, и особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Формированию правильного звукопроизношеня у детей способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух.

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь.

Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую и смысловую оболочку слова.

Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Особые трудности возникают у таких детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.

Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем речи, тормозит развитие связной речи.

Грамматический строй речи – это наука, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Грамматический строй речи является показателем умственного развития ребенка и средством формирования связной речи.

Дети, у которых не сформирован грамматический строй речи, затрудняются в

выражении своих мыслей, хуже овладевают навыками чтения, с трудом решают задачи, пассивны на уроках, испытывают затруднения в общении со сверстниками. Чтобы дети хорошо учились и могли самостоятельно высказывать свои мысли, необходимо учить их пользоваться простыми и распространенными предложениями в учебной деятельности и в свободной речи.

Связная речь – это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами. Пословицы — это краткие народные изречения афористического характера. Далеко не все взрослые, не говоря уже о детях, употребляют в своей речи пословицы, или говорят их к месту. Именно поэтому начинать работу с пословицами нужно как можно раньше, объяснять смысл пословиц, применять их к различным современным ситуациям. Работа с пословицами развивает у дошкольников и абстрактное мышление.

Эффективным коррекционным средством при обучении связной речи дошкольников, как с речевой патологией, так и без, служат приёмы мнемотехники.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике – развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Методика мнемотехники — несложный прием для развития речи, облегчающая запоминание и реализующаяся через использование мнемотаблиц и графических рисунков.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Участники семинара-практикума, делятся на две команды: «Говоруньи» и «Болтуньи». Командам представляется жюри: учитель-логопед и старший воспитатель ДОУ. Каждый конкурс оценивается от одного до трёх баллов.

I. Развитие артикуляционной моторики.

Ведущий (учитель-логопед) предлагает в качестве разминки выполнить всем участникам артикуляционную гимнастику «Денискина зарядка» (Слайд)

Знание органов артикуляции.

Ведущий задаёт командам вопросы по очереди.

— Назовите главный артикуляционный орган (язык)

— Назовите части языка (кончик, спинка, корень, боковые края)

— Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость).

— Как образуется голос? (в гортани смыкаются голосовые связки)

Знание артикуляционных упражнений.

Представители команд получают от ведущего картинки к определённым артикуляционным упражнениям («Заборчик», «Вкусное варенье», «Лошадка», «Чистим зубы», «Грибок», «Чашечка», «Маляр», «Барабан»)

Команды должны назвать упражнения, показать, как они выполняются и для постановки каких звуков нужны.

II. Пальчиковая гимнастика.

Знание упражнений пальчиковой гимнастики.

Командам предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).

III. Развитие фонематического слуха и восприятия.

Называние слов на заданные звуки.

Ведущий говорит каждому члену команды по очереди звук (гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный) — нужно назвать слово, начинающееся на этот звук.

Придумывание рифмы к словам.

Представители команд выходят к мольберту, на котором — перевёрнутые обратной стороной картинки. Участники команд по очереди переворачивают картинки, называют их, а команды подбирают рифмы к этим словам. Например, кошка — окошко, улитка — калитка, корзина — картина, жучок – паучок, погремушкаватрушка, почкакочка, дочка, точка, звездаборозда, тамада, глазабирюза, стрекоза.

Подбор слов к трёхзвуковым схемам.

Ведущий обращает внимание участников на мольберт, на котором 5 вариантов трёхзвуковых схем (гласные звуки обозначены красным цветом, твёрдые согласные — синим, мягкие согласные — зелёным).

Командам даётся задание подобрать как можно больше слов к этим схемам. Слова должны быть названиями предметов из растительного и животного мира. (примеры слов: лес, мак, пень, сад, тис, вяз, дуб, бук, лён, рис, лук, чай, луг, мох, рак, тля, вошь, пёс, сом, пёс, лось, лис, вол, бык, кот, кит, мул, як, лев, лещ, язь, сыч, мышь, чиж, жук, гусь, ёж, рысь, оса).

Подбор слов с наибольшим количеством букв.

Командам выдаются чистые листы бумаги и маркеры. Даётся задание придумать самое «длинное» слово, написать его и подсчитать количество букв в названии. Например, слова: самоуничтожение, газонокосилка и т. п.

Определение места звука в словах (динамическая пауза).

Участникам команд даётся задание: если звук «л» будет стоять в начале слова (ведущий произносит ряд слов) — нужно поднять руки вверх и потянуться; если в середине слова — поставить руки на пояс; если же звук «л» будет стоять в конце слова — нагнуться и поставить руки на колени.

Ведущий произносит слова: лампа, кулак, стол, колба, осёл, ласточка, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.

Шутки — минутки. Участникам семинара зачитываются строчки из стихов, в которых намеренно заменены буквы в словах. Педагоги на слух находят ошибку в стихотворении и исправляют её:

Хвост с узорами,

сапоги со шторами.

Загорелся кошкин том.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Там ползёт зелёный лук

С длинными усами.

Принеси мне хлеба.

IV. Грамматический строй речи

Задание 1. Игра: «Похожие слова»

Подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть слово с окошком — вагон.

Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!

Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).

Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).

Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание 2: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.

Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).

Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).

Задание 3. Игра «Волшебная палочка»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.

Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.

Хочу уменьшить зиму, увеличить лето.

Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.

Задание 4. Играсоревнование: «Кто больше придумает родственных слов?»

1 команда –от слова хлеб

2 команда – от слова Родина.

Задание 5. Игра «Нелепицы»

Педагогам раздаются черно-белые картинки и цветные карандаши. Задание: найти и закрасить нелепицы. Кто быстрее и больше их назовет.

Работа с пословицами.

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями по пословицам.

1. Продолжить пословицы:

— С волками жить. (по-волчьи выть)

— С миру по нитке. (голому рубаха)

— Всяк сверчок. (знай свой шесток)

— Дружба крепка не лестью, а (правдой и честью)

2. «Перевести» пословицу на русский язык.

— Сын леопарда — тоже леопард. (Африка) Яблоко от яблони недалеко падает.

— Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) Шила в мешке не утаишь.

— Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) В тихом омуте черти водятся.

— Старость – тяжелая плата. (Старость – не радость)

— Слишком много — вредно для здоровья. (Что не в меру, то во вред)

4. Назвать одну или несколько пословиц про дружбу.

— Друг дороже денег.

— Человек без друзей, что дерево без корней.

— Хорошую дружбу и топором не разрубишь.

— Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.

— Друзья познаются в беде.

— Старый друг лучше новых двух.

— Двое пашут -. (а семеро руками машут)

— Кончил дело -. (гуляй смело)

— Гром не грянет -. (мужик не перекрестится)

— Гору разрушает ветер,. (людскую дружбу – слова)

— Молчаливый рот — золотой рот. (Германия) Слово — серебро, а молчание — золото.

— Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) Язык до Киева доведёт.

— Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) Обжёгся на молоке, дует и на воду.

3. Назвать аналогичную русскую пословицу.

— Всяк купец свой товар хвалит. (Всяк кулик своё болото хвалит)

— И у искусного ткача хоть раз да порвется нить. (И на старуху бывает проруха)

4. Назвать одну или несколько пословиц про труд.

— Человек славен трудом.

— Терпение и труд всё перетрут.

— Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

— Труд человека кормит, лень портит.

— Скучен день до вечера, коли делать нечего.

— Каков работник, такова ему и плата.

Задание составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения:

Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки

Ромашки, ромашки, будто луговые

Ромашки, ромашки словно как живые.

Мы купили кошке,

К празднику – сапожки.

Причесали ей усы,

Сшили новые трусы.

Только как их надевать,

Хвостик некуда девать.

Ведущий объявляет об окончании практикума и предоставляет слово жюри. Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет команду-победителя.

Семинар для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством игровых заданий и упражнений» Семинар для педагогов ДОУ по теме: «Развитие речи дошкольников через активизацию познавательных и интеллектуальных способностей посредством.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как.

Семинар-практикум для педагогов «Использование палочек Кюизенера в развитии математических способностей дошкольников» Цель семинара-практикума: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по математическому.

Семинар-практикум для педагогов «Мотивы плохого поведения у дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Мотивы плохого поведения у дошкольников»Цель: расширение арсенала методов выхода из ситуаций, когда ребёнок.

www.maam.ru

Автор: Дорощенкова Анастасия Витальевна

Учебное заведение: МБДОУ "детский сад № 73"Малыш"

Населённый пункт: Смоленск

Наименование материала: Конспект родительского собрания в форме семинара– мастер– класса

Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста».

Дата публикации: 18.04.2018

Раздел: дошкольное образование

Конспект родительского собрания в форме семинара- мастер- класса на

тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста».

Подготовила Дорощенкова Анастасия

Тема: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста».

Дорощенкова Анастасия Витальевна

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития

детей дошкольного возраста.

• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной

• актуализация отношения родителей к проблеме речевого развития детей;

• обучение родителей играм и упражнениям, помогающим

совершенствовать устную речь ребенка;

• активизация речевого общения в семье.

Оборудование: конспект для изучения теоретических моментов,

составленный для родителей; мнемотаблицы (2шт.), мяч (1); картинки для

составления рассказа (2 шт.); памятка для родителей

«Маленькие секреты по развитию связной речи дошкольников».

Актуальность выбранной темы обусловлена условиями развития

современного общества, когда информационные технологии всё глубже

проникают в жизнь людей и, к сожалению, это не всегда положительно

отражается на наших детях.

Воспитатель: Добрый день уважаемые родители, сегодня мы собрались с

вами в очередной раз, чтобы поговорить совместно о развитии речи детей.

Речь играет важную роль в жизни человека, а речь наших детей становится

все более актуальной проблемой в нашем обществе- ребенок в повседневной

жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают:

«Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку,

рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и

понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие,

время и место происходящего события, не может четко сформулировать

вопрос и ответить на него.

Одной из основных задач по развитию речи является развитие связной

речи у детей. Что такое связная речь?(ответы родителей).

Воспитатель: Спасибо, вы все верно сказали. Связная речь – это

развернутое, последовательное изложение определенного содержания,

которое осуществляется логично, грамматически правильно и точно.

Воспитатель: Связная речь имеет две формы, назовите их, пожалуйста.

(ответы родителей). Спасибо.

Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам.

Основные черты диалогической речи — неполные предложения,

восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест,

Для диалогической речи особенно важно умение сформулировать и задать

вопрос, в соответствии с услышанным вопросом строить ответ, подать

нужную реплику, дополнить и поправить собеседника, рассуждать, спорить,

отстаивать свое мнение. Например:

Совершенствуя диалогическую форму речи, вам, родители необходимо

много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на

главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально,

живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости

Это очень сложная форма речи для детей нашего возраста и мы только

учимся рассказывать пока об игрушках. Почему игрушки? Потому что они

красочные, яркие, простые в строении и всегда привлекают внимание детей,

если они еще и новые. Этот рассказ состоит из 3-4 полных предложений,

построить логический рассказ поможет опора на схему (обратить внимание

на таблицу). Чтобы вы могли успешно и дома закреплять навыки связной

речи я предлагаю вам попробовать составит описательный рассказ о любой

Схема рассказа об игрушке

1) Указание на предмет, называние его;

2) Описание признаков, качеств, действий предмета (или с предметом);

3) Оценка предмета или отношение ребенка к нему. Такое освоение

описательной речи развивает у детей умения и навыки, обеспечивающие

общую структурную оформленность текста (начальное определение

предмета, описание его свойств и качеств, конечную оценку и отношение к

Предложить родителям описать игрушки (с использованием схемы).

И еще дети среднего возраста учатся рассказыванию по картине с простым

сюжетом (описывают событие на ней, кто изображен, их действия,

придумывают свои названия).

Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка,

развитием мышления, умением полно, связно, последовательно передать

содержание готового текста.

Уважаемые родители, как можно помочь пополнить словарный запас

наших детей? Как вы думаете?

Чтобы продолжить работу по развитию связной речи, начатую в детском

саду и вырабатывать способность к связному рассказу, надо постоянно

стимулировать речевую активность детей, пополнять и расширять словарь

детей, чтобы дети излагали свои впечатления и т. д. Но для этого вовсе не

обязательны специальные занятия. Лучше развивать речевые навыки в

свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Для этого используйте все, что ваш ребенок видит вокруг, — дома, на улице,

в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов,

но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" — "Руль,

сиденья, дверцы, колеса, мотор. " — "А что есть у дерева?" — "Корень, ствол,

ветки, листья. " К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия

основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов

(розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте

ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из

чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы

побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию

-Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи

дошкольника имеет его общение с вами. — Развитие речи ваших детей

происходит не только в детском саду в непосредственно образовательной

деятельности или при чтении художественной литературе, но и в течение

Поэтому, постарайтесь во время прогулок с детьми обращать внимание на

значимые для человека объекты: магазины, школы, поликлиники,

библиотеки. Расскажите ребёнку, для чего нужны эти учреждения, кто в них

работает. Привлекайте внимание детей к красоте окружающей природы,

растений, животных, насекомых. Не уходите никогда от ответов на вопросы

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их

правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть

предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните

словарь детей, учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Дорогие родители, давайте не забывать, игра – основной вид деятельности

детей. Поэтому, чаще играя с ребенком в игры дома, у детей будет

развиваться речь, мышление, фантазию. Т. к. в игре часто, и сложное

становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть,

предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и

удовольствие и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.

Сейчас мы с вами поиграем в игры, которые можно использовать дома,

играя, вы будите развивать речевые способности у ваших детей.

Игра "Цепочка слов" поможет обогатить словарь детей прилагательными.

Суть этой заключается в подборе слов — существительных и

прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с

вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые

логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Выходите на коврик, встаньте в ряд. Каждый из вас — это звено цепочки.

Отвечая на вопрос можно взяться за руки и закрыть звено.

Например, исходное слово «машина». Я задаю вопрос:

Воспитатель: машина, бывает какая?

Родитель: большая, железная, пластмассовая, разноцветная

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родитель: Радуга, калейдоскоп, книга.

Воспитатель: Какой еще может быть книга?

Родитель: черно- белой, новой, детской, прямоугольной.

Воспитатель: Что еще может быть прямоугольным?

Родитель: дверь, стол, подушка. и т. д.

Игра "Скажи наоборот" расширит словарь детей антонимами.

Для этой игры вам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч,

называет слово, противоположное по значению.

Сейчас вы сделаете круг и превратитесь в упрямцев, которые делают всё

наоборот. Я буду бросать каждому из вас мяч и называть слово, а вы, —

говорить наоборот. Например: темно, а наоборот — светло.

Игра «Назови …( вкусное , горькое, кислое и т.д.) слово».

Сейчас разделитесь на пары: мама и ребенок.

Вы можете предложить ребенку: "Давай вспомним вкусные слова и

угостим друг друга". Ребенок называет «вкусное слово» и кладет вам в

ладошку, затем Вы ему «так до тех пор, пока все не съедите». Можно

поиграть в «сладкие», «соленые», «горькие», «кислые» слова.

Первая пара вспоминает сладкие слова, вторая -горькие, третья — кислые.

Уважаемые родители, поддерживая работу, начатую в детском саду по

формированию связной монологической речи, сочиняйте со своим ребенком

сказки и рассказы и дома, придерживаясь структуры текста: начало, середина

и концовка. Поддерживайте это стремление, пусть ваш ребёнок расскажет

получившуюся сказку своим родным: сестрёнке, бабушке, папе, своей

любимой игрушке. Это уже первые шаги в овладении монологической речью.

Для придумывания новых сказок дома вместе подберите несколько

игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию

(например, девочка — елочка — корзинка — зайчик, — домик.). Спросите у детей,

что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла

домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом

предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто

повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания. Как другой

вариант — можно попробовать составить сюжетный логический рассказ, если

каждый играющий будет добавлять по предложению.

Также очень охотно дети передают сюжеты мультфильмов, кукольных

спектаклей, цирковых представлений, когда содержание захватывает их

эмоционально. Только почаще спрашивайте их об этом.

Вывод-Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт

речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего от родителей,

т. е овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей

ребёнка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал

правильную, грамотную речь.

Играя со своими детьми, вы можете многого добиться. Так что, все в ваших

Желаю вам удачи!

Конспект для ознакомления родителей.

Связная речь – это объединение фрагментов, обозначающих одну

конкретную тему и несущих единую смысловую нагрузку. При рождении у

ребенка заложены задатки речи. Главное задание взрослых и педагогов –

правильно их развить. Ведь сформированная связная речь ребенка – залог

будущего успешного развития личности.

Что же означает это понятие? Связная речь – это умение формулировать и

излагать свои мысли.

Выделяют два основных вида связной речи: Монологическая.

Диалогическая. Первая требует больших навыков общения. От того,

насколько правильно выражена мысль, зависит, как окружающие ее поймут.

От рассказчика требуется хорошая память, правильное применение речевых

оборотов, развитое логическое мышление, чтобы повествование звучало

последовательно и четко. При диалоге обычно не применяются сложные

словесные обороты. Речь не имеет четкой логичной последовательности.

Направление беседы может меняться произвольно и в любом направлении.

Формирование связной речи происходит в несколько этапов. 1-й этап –

подготовительный, от 0 до 1 года. На данном этапе малыш знакомится со

звуками. Свои первые недели он просто слушает взрослую речь, при этом у

него формируется пассивный набор звуков, им издаются первые крики.

Позже появляется лепет, который состоит из произвольно произнесенных

звуков. В этот же период ребенку показывают предметы и называют

характеризующие их звуки. Например: часы – тик-так, водичка – кап-кап.

Позже малыш реагирует на название предмета и ищет его взглядом. К концу

первого года кроха произносит отдельные слоги.

2-й этап – предшкольный, от года до трех. Сначала ребенок произносит

простые слова, обозначающие как предмет, так и действие. Например, словом

«дай» малыш обозначает и предмет, и свои желания, и просьбу, поэтому и

понимают его только близкие люди. Через некоторый период появляются

простые предложения, ребенок начинает точнее выражать свои мысли. К

трем годам в речи употребляются предлоги. Начинается согласование

3-й этап – дошкольный, от 3 до 7 лет. Это период уже более осознанного

формирования личности. Ближе к 7 годам сформирован речевой аппарат,

звуки четкие, правильные. Ребенок начинает грамотно строить предложения,

у него уже имеется и постоянно пополняется словарный запас.

4-й этап — школьный, от 7 до 17 лет. Главная особенность развития речи на

данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение.

Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила

построения высказываний. Ведущая роль при этом принадлежит письменной

речи. Данные этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно

переходит в последующий.

После начала хождения в садик у ребенка меняется окружение и вместе с

ним — форма речи. Поскольку до 3 лет малыш постоянно находится рядом с

близкими ему людьми, то все общение построено на его просьбах к

взрослым. Присутствует диалогическая форма речи: взрослые задают

вопросы, а ребенок отвечает. Позже у малыша появляется желание поведать о

чем-то, передать свои ощущения после прогулки, при этом слушателями уже

могут быть не только близкие люди. Так начинает закладываться

монологическая форма речи.

Вся речь является связной. Однако формы связности с развитием

меняются. Представленная ребенком связная речь – это умение рассказать

так, что услышанное становится понятным на основе своего собственного

Речь можно разделить на две составляющие: ситуативную и контекстную.

Выражая свои мысли или описывая ситуацию, человек должен строить

монолог так, чтобы слушателю было понятно, о чем идет разговор. Дети же

сначала не способны описать ситуацию, не уточнив конкретных действий.

Взрослому, слушая рассказ, сложно понять, о чем разговор, не зная ситуации.

Таким образом, первой формируется ситуативная связная речь дошкольников.

При этом полностью исключить присутствие контекстной составляющей

нельзя, поскольку такие моменты речи всегда взаимосвязаны.

Освоив ситуативную составляющую, ребенок начинает овладевать

контекстной. Сначала разговорная речь детей насыщена местоимениями

«он», «она», «они». При этом бывает непонятно, к кому конкретно они

относятся. Для характеристики предметов применяется понятие «такой» и

активно дополняется жестами: руками показывается, какой такой, например

большой, маленький. Особенность такой речи в том, что она больше

выражает, чем высказывает. Постепенно ребенок начинает выстраивать

речевой контекст. Это становится заметным при исчезновении из разговора

большого количества местоимений и замене их на существительные.

Связная речь определяется логичностью мыслей человека. Нельзя овладеть

связностью и при этом не иметь логики. Ведь речь напрямую зависит от

Связная речь – это последовательность и логичность мыслей, выраженных

вслух и объединенных в грамматически правильные предложения. По

разговору ребенка понятно, насколько развита у него логика и какой

присутствует словарный запас. При нехватке слов даже логически правильно

построенная мысль вызовет трудности высказывания вслух. Поэтому речь

должна быть развита в комплексе: логика, память, богатый словарный запас.

Все должно быть гармонично.

Развитие связной речи у детей происходит с помощью различных методик.

Основные из них: Развитие навыков диалога. Пересказ. Рассказ по картинкам.

Составление описательных рассказов.

Первый вид ведения беседы, который осваивает ребенок, — это диалог.

Детей учат: Слушать и понимать речь взрослого. Общаться с другими детьми.

Строить диалог с помощью ответов на вопросы. Повторять слова, фразы за

Детей в возрасте 4-7 лет обучают простым формам построения монолога.

Пересказ требует от ребенка внимательности и усидчивости. Для начала

происходит подготовка к пересказу, потом воспитатель читает текст, и после

этого дети отвечают на вопросы, связанные с прочтенным материалом.

Составляется план пересказа, затем воспитателем снова читается рассказ, и

начинается пересказ. Дети младшего дошкольного возраста делают почти все

вместе с воспитателем. Старшие дети сами разрабатывают план пересказа.

Тем самым поддерживают связь между логичностью и речью.

Картинки – инструмент развития связности Обучение связной речи

происходит с помощью картинок. Рассказ по картинкам облегчает обычный

самостоятельный пересказ. Поскольку ход рассказа изображен на рисунках,

не требуется запоминать все. Для младшего дошкольного возраста

используются поштучные картинки с изображенными на них предметами.

Дети, отвечая на вопросы воспитателя, описывают изображение. С 4 лет

ребенка учат составлять рассказ по картинке. Это требует такой подготовки:

Рассматривание картинки. Ответы на вопросы воспитателя. Рассказ

воспитателя. Рассказ детей. В процессе рассказа воспитатель подсказывает

опорные слова. Он контролирует правильное направление речи. К 5 годам

детей учат составлять план и по нему рассказывать. В 6-7 лет ребенок

способен акцентировать внимание на заднем плане картинки, описать

пейзаж, незначительные, на первый взгляд, детали. Рассказывая по картинке,

ребенок, опираясь на изображение, должен поведать, что произошло перед

показанными событиями и может произойти после. Воспитатель своими

вопросами намечает сюжетную линию, которая выходит за границы

При рассказе ребенка необходимо следить за правильным грамматическим

построением предложения, за достаточным словарным запасом. Особое

внимание надо уделить рассказам по пейзажным картинкам. Поскольку тут

требуется умение употреблять слова в переносном смысле, делать сравнения,

употреблять синонимы и антонимы.

Большое значение в развитии связной речи дошкольников играет и умение

описывать конкретный предмет, ситуацию, время года. В младшем

дошкольном возрасте детей учат делать рассказ-описание по игрушке.

Воспитатель задает вопросы и направляет рассказчика. Рассматриваются

основные опорные слова, по которым ведется описание: размер игрушки,

материал, цвет. Чем старше становится ребенок, тем самостоятельнее он

рассказывает. Начинают проводить сравнительное описание предметов и

живых объектов, двух разных объектов. Учат детей находить общие

характеристики и противоположные. Составляются сюжетные рассказы, с

включением в них описываемых предметов. Также дети в старшем

дошкольном возрасте рассказывают истории из личного опыта, описывают

происходящие с ними ситуации, содержание просмотренных мультфильмов.

Методика связной речи – мнемотехника Методика основана на

использовании картинок. Все рассказы, стихи кодируются картинками, по

которым потом и ведется рассказ. В основе методики лежит то, что дети в

дошкольном возрасте больше опираются на зрительную память, чем на

слуховую. Обучение происходит с помощью мнемодорожек, мнемотаблиц и

схем-моделей. Символы, которыми кодируются слова, максимально

приближены к речевому материалу. Например, рассказывая про домашних

животных, рядом с изображенными животными рисуют дом, а для диких

животных – лес. Изучение идет от простого к сложному. Дети рассматривают

мнемоквадраты, позже — мнемодорожки с изображенными символами,

значение которых им известно. Работа проходит поэтапно: Изучение

таблицы. Кодирование информации, преобразование представленного

материала из символов в образы. Пересказ. С помощью мнемотехники

усваивание речи у детей идет интуитивно. При этом у них появляется

хороший словарный запас и умение связно вести монолог.

После применения на практике различных методик в своей работе

воспитатели проверяют уровень связной речи у детей. Если у некоторых ее

развитие находится на нижнем уровне, к ним применяются другие методики,

которые при работе с такими детьми будут более эффективными. Связная

речь дошкольников делится на три уровня: Высокий уровень – ребенок имеет

большой словарный запас, грамматически и логически правильно строит

предложения. Может пересказать рассказ, описать, сравнить предметы. При

этом его речь последовательна, интересна по содержанию. Средний уровень –

ребенок строит интересные предложения, имеет высокую грамотность.

Сложности возникают при построении рассказа по заданной сюжетной

линии, тут он может допускать ошибки, однако при замечаниях взрослых

способен самостоятельно их исправить. Низкий уровень – у ребенка

возникают трудности при построении рассказа по сюжетным линиям. Речь

его непоследовательна и нелогична, допускаются смысловые ошибки из-за

трудностей построения связей. Присутствуют грамматические ошибки.

Формирование связной речи детей – непрерывный процесс обучения

воспитателем с помощью различных методик и игровых форм. В результате

ребенок начинает связно и грамматически правильно выражать свои мысли,

вести монолог, пользоваться литературными приемами.

Картинки для составления рассказа.

Мнемотаблицы по сказкам.

Памятка для родителей

«Маленькие секреты по развитию связной речи дошкольников».

1. Занимайтесь с ребенком каждый день. Продолжительность занятий – от

20 (дети до 6 лет) до 30 минут (дети от 6 лет) в день.

2. Не старайтесь ускорить ход естественного развития ребенка.

3. В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним не

ребёнку непонятные слова, которые встречаются в тексте.

подбадривайте его, если что-то не получается.

ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте

ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

6. Никогда не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.

portalpedagoga.ru

Смотрите так же:

  • Упражнение метод воспитания § 1. Понятие метода, приема воспитания. Классификация методов воспитания Метод воспитания - это способ достижения заданной цели воспитания. Применительно к школьной практике данную формулировку можно уточнить следующей: Методы воспитания - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у […]
  • Кружковая работа с детьми дошкольного возраста Кружковая работа. "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста". В начале XXI века во многих странах мира ранние образование и развитие детей стали важной частью государственной образовательной политики. В России дошкольное образование совсем недавно получило статус самостоятельного уровня […]
  • Метод социального воспитания это Метод социального воспитания это 54. СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ В сложном и динамичном педагогическом процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных задач воспитания, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к гармоничному развитию личности. Как правило, задачи эти […]
  • Актуальность нравственного воспитания у дошкольников Воспитание духовно-нравственной культуры у дошкольников Слушатель ФПК и ПП Осьмушкина Ольга Александровна К. п. н, доц. Космачева Н.В. Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания дошкольников .1 Понятие и сущность духовно-нравственного воспитания дошкольников .2 Задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников .3 […]
  • Насморк у ребенка можно ли купать Можно ли мыть голову ребенку при насморке Купание ребенка при насморке: можно или нельзя? Насморк, как симптом ОРЗ или ОРВИ, – одна из самых банальных хворей, одолевающих взрослых около двух раз в год, а детей, как правило, намного чаще – ввиду особенностей незрелой дыхательной системы. Вопрос, можно ли купать ребенка при насморке, […]
  • Мультики для развития детей от года Развивающие мультики для детей от 1 до 3 лет смотреть онлайн - Сайт для детей и о детях Диего вперед развивающий мультфильм, который очень похож на Дашу Следопыта. Диего понравится Вам и Вашему малышу потому, что его сюжет основан на доброте и любви к животным. Этот интерактивный мультик не даст ребенку заскучать, он будет активно […]
  • Кризис младшего школьного возраста Психологические особенности детей младшего школьного возраста С приходом в школу меняется образ жизни детей, их обязанности и задачи. Меняется и их психология. Происходит переход от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Меняется система личностных взаимоотношений: если раньше дети просто […]
  • Развитие памяти у ребенка 4 лет Выпуск 7. Как развить память у ребёнка — игры и упражнения на внимание Авторская колонка Наталии Рой о раннем развитии «Умнички». Память — загадочная и не до конца изученная функция головного мозга. Дети, обладающие хорошей памятью, быстро и легко запоминают материал. Учёба даётся им легко, успех окрыляет, школа не кажется тяжкой […]